Каузальная атрибуция | Блог 4brain
Даже (или именно поэтому) такое сложное устройство как человеческая психика «барахлит» – подвергается когнитивным искажениям. Некоторые из них очевидны, поэтому бороться с ними легко, достаточно осознать. Но другие запутаны и быстро с ними не разберешься. Одно из таких сложных явлений – каузальная атрибуция – феномен человеческого восприятия.
Гештальт-психолог Фриц Хайдер считается «отцом» каузальной атрибуции, о которой он писал еще в 1920-х. В своей диссертации Хайдер задается проблемой восприятия информации и того, как человек ее интерпретирует. После него многие ученые стали подробнее изучать феномен. Об их теориях мы поговорим позже, а сначала разберемся с самим понятием.
Виды каузальной атрибуции
Википедия определяет термин так: каузальная атрибуция (от лат. causa – причина лат. attributio – приписывание) – феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.
Пытаясь найти причины чужого поведения, люди часто попадают в ловушки предубеждений и ошибок. Как говорил Фриц Хайдер: «Наше восприятие причинности часто искривляется нашими потребностями и некоторыми когнитивными искажениями».
Вот примеры когнитивных искажений вследствие каузальной атрибуции.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Фундаментальная ошибка атрибуции – объяснение чужих действий внутренними факторами («этот человек – зануда» – внутренняя диспозиция), а своих собственных – внешними обстоятельствами («события разворачивались так, что по-другому я поступить не мог» – внешняя диспозиция). Она становится наиболее очевидной, когда люди объясняют и предполагают поведение других.
Причины фундаментальной атрибуции:
- Неравные возможности: игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией.
- Ложное согласие: представление о своем поведении как о типичном, а об отличном от него – как о ненормальном.
- Большее доверие к фактам, чем к суждениям.
- Игнорирование информационной ценности неслучившегося: несделанное должно также быть основанием для оценки поведения.
Пример первый: ваш друг не сдал экзамен, который вы оба сдавали. Кажется, у него всегда был низкий уровень знаний. Вы начинаете думать, что он ленив, занимается чем угодно, но только не учебой. Однако возможно, что у него проблемы с запоминанием информации или какие-нибудь сложные обстоятельства в семье, которые мешают готовиться к экзаменам.
Пример второй: у незнакомого человека не заводится машина. Вы решаете ему помочь, дав пару дельных советов. Он не соглашается с ними или просто игнорирует их. Вы злитесь и начинаете считать этого человека грубым и отвергающим искреннюю помощь. Однако, вероятно, ему уже давали те же советы, и они не сработали. В конце концов, он просто лучше знает свой автомобиль. Или у него выдался плохой день.
Заметим, что речь идет о внутренней диспозиции. Если говорить о внешней, то если вы не сдадите экзамен, то, скорее всего, объясните это не низким уровнем своих знаний, а невезением – попался самый сложный билет. И если это у вас не заводится машина, то виноват будет человек, который пытается помочь/умничает, хоть его и не просили.
Внешняя диспозиция не обязательно плоха. Это в некоторой мере защитный механизм, потому что вы не чувствуете вины, не портите себе настроение и оптимистически смотрите на мир. Но она же может привести к постоянному поиску оправданий и деградации личности.
Культурное предубеждение
Оно случается, когда кто-то делает предположение о поведении человека на основе его культурных обычаев, происхождении и убеждений. Например, считается, что люди из западных стран индивидуалисты, в то время как азиаты являются коллективистами. Ну и о евреях, армянском радио и представителях многих других национальностей вы наверняка слышали не один анекдот.
Разница между участником и наблюдателем
Как уже было замечено, мы склонны приписывать поведение других людей своим диспозиционным факторам, причисляя собственные действия к ситуационным. Поэтому атрибуция может различаться от человека к человеку в зависимости от их роли как участника или наблюдателя – если мы являемся главным действующим лицом, то склонны иначе смотреть на ситуацию, чем когда просто наблюдаем со стороны.
Диспозиционная (характерная) атрибуция
Это склонность приписывать поведение людей их диспозициям, то есть их личности, характеру и способностям. Например, когда официант грубо относится к своему клиенту, тот может предположить, что у него скверный характер. Идет мгновенная реакция: «Официант – плохой человек».
Таким образом, клиент поддался диспозиционный атрибуции, приписывая поведение официанта непосредственно его личности, не рассматривая ситуационные факторы, которые могли вызвать эту грубость.
Своекорыстная атрибуция
Когда человек получает повышение, то считает, что это связано с его способностями, навыками и компетенцией. А если не получает, то думает, что босс его не любит (внешний, неконтролируемый фактор).
Первоначально, исследователи думали, что человек таким образом хочет защитить свою самооценку. Однако позже появилось мнение, что когда результаты соответствуют ожиданиям, люди склонны приписывать это внутренним факторам.
Гипотеза защитной атрибуции
Гипотеза защитной атрибуции – это социально-психологический термин, относящийся к набору убеждений, которых придерживается человек для функции защиты себя от беспокойства. Говоря проще: «Не я являюсь причиной своей неудачи».
Защитная атрибуция также может проявляться и в отношении других людей. Выразим ее фразой: «Хорошие вещи случаются с хорошими людьми, а плохие – с плохими». Мы верим в это, чтобы не чувствовать себя уязвимыми в ситуациях, когда не контролируем их.
При этом все доходит до крайности. Когда человек слышит, что кто-то разбился в автомобильной аварии, он может предположить, что водитель был пьян или купил права, а с ним лично этого точно никогда не случится.
Все перечисленные выше примеры каузальной атрибуции очень похожи на когнитивный диссонанс – состояние психического дискомфорта человека, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: верований, идей, эмоциональных реакций и ценностей. Эта теория была предложена Леоном Фестингером. Он формулирует две гипотезы этого явления:
- Когда у человека возникает диссонанс, он стремится всеми силами снизить степень несоответствия между двумя установками, чтобы достичь консонанса, то есть соответствия. Таким образом он избавляется от дискомфорта.
- Человек будет обходить стороной ситуации, в которых этот дискомфорт может усилиться.
Раз уж вы получили двойку на экзамене, зачем еще и чувствовать дискомфорт от того, что вы совершенно не готовились, верно? Не верно. Чтобы понять это, поговорим о локусе контроля.
Каузальная атрибуция и локус контроля
Следует сказать, что каузальная атрибуция тесно связана с локусом контроля.
Локус контроля – это характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам.
В случае с каузальной атрибуцией имеют место двойные стандарты. Тогда как локус контроля показывает, что человек сам выбирает свою реакцию. Получив двойку на экзамене, он может проявить этот локус двумя разными способами:
- Я сам виноват в том, что получил двойку. Мало готовился, гулял, думал совершенно не о том. Я исправлюсь и начну прямо сейчас.
- Виноват билет, сложный предмет или преподаватель. Если бы не это, я бы получил то, чего заслуживаю.
Разница между каузальной атрибуцией и локусом контроля заключается в наличии силы воли во втором случае.
Чтобы изменить локус контроля, нужно в первую очередь избавиться от синдрома жертвы. Берите на себя полную ответственность даже в том случае, если внешние факторы действительно очень сильно повлияли на результат.
Каузальная атрибуция и выученная беспомощность
Каузальную атрибуцию, что любопытно, часто используют для того, чтобы понять суть феномена выученной беспомощности.
Выученная/приобретенная беспомощность – это состояние человека, при котором он не предпринимает попыток улучшить свое состояние (не пытается получить позитивные стимулы или избежать негативных), хотя имеет такую возможность. Это случается, когда он несколько раз пытался изменить ситуацию, но потерпел неудачу. И теперь привык к своей беспомощности.
Отец позитивной психологии Мартин Селигман продемонстрировал в своих экспериментах, что люди прилагают меньше усилий на решение «решаемой» проблемы после того, как они потерпели серию неудач в «нерешаемых» проблемах.
Селигман считает, что люди, получив неудовлетворительные результаты, начинают думать, что дальнейшие попытки тоже не приведут ни к чему хорошему. А вот теория каузальной атрибуции говорит, что люди не пытаются удвоить усилия, чтобы не понизить свою самооценку, потому что иначе они свяжут неудачу со своими внутренними личностными характеристиками. Если не пытаться – то гораздо легче обвинить во всем внешние факторы.
Теории каузальной атрибуции
Наиболее популярны две из них.
Теория корреспондентских отношений Джонса и Дэвиса
Ученые Джонс и Дэвис в 1965 году представили теорию, в которой предположили, что люди уделяют особое внимание преднамеренному поведению (в отличие от случайного или бездумного).
Эта теория помогает понять процесс возникновения внутренней атрибуции. Ученые полагали, что человек склонен совершать эту ошибку, когда видит несоответствия между мотивом и поведением. Например, считает, что если кто-то ведет себя дружелюбно, то он дружелюбен.
Диспозиционные (то есть внутренние) атрибуты предоставляют нам информацию, из которой мы можем делать прогнозы о будущем поведении человека. Дэвис использовал термин «корреспондентский вывод» для обозначения случая, когда наблюдатель думает, что поведение человека соответствует его личности.
Итак, что заставляет нас делать корреспондентский вывод? Джонс и Дэвис говорят, что мы используем пять источников информации:
- Выбор: если поведение свободно выбирается, считается, что оно обусловлено внутренними (диспозиционными) факторами.
- Случайное или преднамеренное поведение: поведение, которое преднамеренно, скорее всего, будет связано с личностью человека, а случайное поведение, скорее всего, будет связано с ситуацией или внешними причинами.
- Социальная желательность: вы наблюдаете, как кто-то сидит на полу, притом, что есть свободные стулья. Такое поведение имеет низкую социальную желательность (несоответствие) и, вероятно, соответствует индивидуальности личности.
- Гедонистическая релевантность: когда поведение другого человека прямо направлено на то, чтобы принести пользу или навредить нам.
- Персонализм: когда поведение другого человека, как представляется, должно повлиять на нас, мы предполагаем, что оно «личное», а не просто побочный продукт ситуации, в которой находимся.
Модель ковариации Келли
Модель ковариации Келли (1967) – самая известная теория атрибуции. Келли разработал логическую модель для оценки того, должно ли какое-то конкретное действие приписываться какому-либо характеристическому (внутреннему) мотиву или окружающей среде (внешнему фактору).
Термин «ковариация» попросту означает, что человек имеет информацию из нескольких наблюдений в разное время и в разных ситуациях и может воспринимать ковариацию наблюдаемого эффекта и его причин.
Он утверждает, что, пытаясь обнаружить причины поведения, люди действуют как ученые. В частности, они учитывают три вида доказательств.
- Консенсус: степень, в которой другие люди ведут себя одинаково в аналогичной ситуации. Например, Александр курит сигарету, когда отправляется на обед со своим другом. Если его друг тоже курит, его поведение имеет высокий консенсус. Если курит только Александр, то низкий.
- Отличительность: степень, в которой человек ведет себя одинаково в подобных ситуациях. Если Александр курит только когда общается с друзьями, его поведение характеризуется высокой отличительностью. Если же в любом месте и в любое время, то она низкая.
- Согласованность: степень, в которой человек ведет себя так каждый раз, когда происходит ситуация. Если Александр курит только когда общается с друзьями, согласованность высока. Если же только по особым случаям, то низка.
Давайте рассмотрим пример, который поможет понять эту теорию атрибуции. Наш субъект – Алексей. Его поведение – смех. Алексей смеется над стенд-ап выступлением комика вместе с друзьями.
- Если все в комнате смеются, консенсус высок. Если только Алексей, то низок.
- Если Алексей смеется только над шутками конкретного комика, отличительность высока. Если же над всеми и всем, то низка.
- Если Алексей смеется только над шутками конкретного комика, согласованность высока. Если он редко смеется над шутками этого комика, она низка.
Теперь, если:
- все смеются наш шутками этого комика;
- и не будут смеяться над шутками следующего комика, учитывая то, что обычно смеются;
то мы имеем дело с внешней атрибуцией, то есть предполагаем, что Алексей смеется, потому что комик очень смешной.
С другой стороны, если Алексей – человек, который:
- единственный, кто смеется над шутками этого комика;
- смеется над шутками всех комиков;
- всегда смеется над шутками конкретного комика;
то мы имеем дело с внутренней атрибуцией, то есть предполагаем, что Алексей такой человек, который любит посмеяться.
Итак, существуют люди, которые приписывают причинность корреляции. То есть они видят, что две ситуации идут друг за другом, и поэтому предполагают, что одна вызывает другую.
Одна из проблем, однако, состоит в том, что у нас может не быть достаточной информации для принятия такого решения. Например, если мы не очень хорошо знаем Алексея, то не обязательно будем точно знать, будет ли его поведение последовательным с течением времени. Так что же нужно делать?
По словам Келли, мы возвращаемся к прошлому опыту и:
- Многократно увеличиваем количество необходимых причин. Например, мы видим, что спортсмен побеждает в марафоне, и считаем, что он должен быть очень сильным спортсменом, много тренироваться и быть мотивированным. Ведь все это необходимо, чтобы побеждать.
- Или увеличиваем количество достаточных причин. Например, мы видим, что спортсмен не прошел допинг-тест, и полагаем, что он либо пытался обмануть всех или случайно принял запрещенное вещество. А может его вовсе обманули. Одной причины было бы достаточно.
Если ваш уровень английского выше среднего, можете посмотреть следующий ролик, в котором преподаватель из Khan Academy простыми словами объясняет термин «ковариация».
Вывод
Очень важно избегать каузальной атрибуции, особенно когда она портит жизнь и приводит к неприятностям. Остановите свой поток мыслей на мгновение и поймите причину поведения конкретного человека – этого обычно бывает достаточно, чтобы не делать скоропостижных выводов. Это улучшит наблюдательные способности и научит сопереживать другим.
Кроме того, следует понять, что нет проблемы в том, чтобы приписывать свои неудачи внешним факторам, а удачи – внутренним (особенно, если это заслуженно). Просто не делайте из этого слепой привычки, а смотрите по ситуации.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Каузальная атрибуция — в психологии феномен восприятия
Человеческая психика имеет крайне сложное устройство. Поэтому не удивительно, что время от времени в ней происходят сбои. Один из них — каузальная атрибуция. С ней сталкивались практически все люди. Вспомните ситуации, когда вы делали вывод о человеке по одному его поступку или даже слову. Почему так происходит?
Что такое каузальная атрибуция
Каузальной атрибуцией в психологии называют феномен межличностного восприятия, при котором человек придумывает мотивы и причины действий тех, кто его окружает. В переводе с латыни causa означает «причина», а attributio — «приписывание».
Индивид объясняет чужие поступки, используя свои логические умозаключения. Он не имеет достаточное количество фактов. Руководствуется исключительно наблюдениями, которые не могут дать полную картину. В результате человек просто дорисовывает ее в своей голове.
Термин введен в использование еще в 1920-е годы гештальт-психологом Фрицем Хайдером. В своих трудах он пытался выяснить, как люди воспринимают и интерпретируют полученную информацию. Феномен изучался и дополнялся и другими учеными.
Разновидности каузальной атрибуции
Фриц Хайдер говорил: «Наше восприятие причинности часто искривляется нашими потребностями и некоторыми когнитивными искажениями». В зависимости от этих искажений в психологии выделяют 6 типов каузальной атрибуции.
Фундаментальная ошибка
Человек объясняет поступки других людей внутренними причинами, а свои – внешними. Например, он обвиняет кого-то в занудстве. Свои же подобные поступки объясняет неправильно сложившимися обстоятельствами. Так и проявляется фундаментальная ошибка таких суждений.
Причин появления такого феномена несколько:
- Неодинаковые возможности. Человек игнорирует особенности, которые определяются ролевой игрой.
- Ложное согласие. Свое поведение индивид считает правильным, а чужое ошибочным.
- Доверие не к суждениям, а к фактам.
- Неприятие ценности того, что не случилось. Человек анализирует поведение на основании того, что люди не сделали.
Для наглядности представьте, что вы с другом сдаете один и тот же зачет. Друг не смог сдать. Сначала вы отмечаете, что он всегда плохо знал предмет. После делаете заключение, что он ленится, безответственный, уделяет внимание всему, чему угодно, кроме учебы. Думать так ошибочно. Вы не учли, что у него могут быть проблемы с обучением, например, ему трудно запоминать информацию. Или есть мешающие заниматься семейные обстоятельства.
Можно привести и другой пример из жизни. Допустим, вы встретили человека, у которого посреди дороги сломалась машина. Конечно, вашим первым желанием будет ему помочь. Вы дали несколько советов, но незнакомец отвергнул их или просто проигнорировал вас. Какой будет ваша реакция? Вы разозлитесь, посчитаете его грубияном, который неспособен принять искреннюю помощь. Но на самом деле, возможно, водитель знает, что эти советы ему не помогут. А, может, у него просто плохое настроение.
Эти примеры показывают, как проявляется внутренняя диспозиция. Внешняя выглядит по-другому. Несданный экзамен вы объясните не плохими знаниями, а сложным билетом. А вину за машину, которая не завелась, вы возложите на человека, лезущего к вам с неуместными советами. Такой стиль поведения не обязательно плох. Вы не испытываете чувство вины и не портите себе настроение. Но постоянная внешняя диспозиция — прямой путь к деградации личности.
Культурные предубеждения
Человек ищет причины поведения других в их культуре, происхождении, убеждениях. Так, многие считают, что на западе господствует индивидуализм. Тогда как в Азии практически все считают себя коллективистами. И как же не упомянуть всем известные анекдоты о евреях.
Разница между участником и наблюдателем
Согласно теории каузальной атрибуции, человек играет 2 роли: наблюдатель и участник. И в каждой из них он видит сложившуюся ситуацию по-разному. При взгляде со стороны все выглядит совсем не так.
Диспозиционная атрибуция
Причины поведения того или иного человека приписываются свойствам его личности, характеру, способностям. Допустим, в кафе вам нахамил официант. Наверняка вы подумаете, что у него плохой характер и решите, что он невоспитанный.
В этой ситуации вы поддаетесь диспозиционной атрибуции, то есть, не учитываете влияние внешних факторов, которые могут спровоцировать грубость.
Своекорыстная атрибуция
Если индивид получил новую должность, достижение он приписывает исключительно своим способностям. Если же работу отдали кому-то другому, он считает, что босс его недооценивает.
Ученые думали, что это способ защитить свою самооценку. Однако потом они выяснили, что все успехи и достижения люди склонны приписывать влиянию внутренних факторов.
Гипотеза защитной атрибуции
В социальной психологии явление защитной каузальной атрибуции — это убеждения, которые нужны человеку для защиты самого себя от беспокойства. С их помощью он оправдывает себя в тех случаях, когда сталкивается с неудачами.
Защитная атрибуция проявляется не только в отношении себя. В отношении окружающих людей она выглядит примерно так: «Хорошее происходит только с хорошими людьми, а плохое с плохими». Такая убежденность помогает стать менее уязвимыми в тех случаях, когда мы не может контролировать происходящее вокруг.
Часто при таком типе каузальной атрибуции человек впадает в крайности. Например, если произошла автомобильная катастрофа, он решает, что водитель был в нетрезвом состоянии или же купил права. При этом индивид думает, что с ним такого точно никогда не будет.
Перечисленные виды каузальной атрибуции можно сравнить с когнитивным диссонансом, теорию которого предложил Леон Фестингер. Это психологический дискомфорт, вызванный столкновением в человеческом подсознании конфликтующих идей, ценностей, реакций.
По мнению ученого, это состояние развивается по 2 причинам:
- При появлении дискомфорта человек пытается снизить его проявление, уменьшить конфликт между двумя несоответствиями.
- Индивид пытается избегать ситуаций, в которых может испытать дискомфорт.
Вспомните ту ситуацию с экзаменом. Допустим, вы его не сдали. И вы испытываете от этого дискомфорт. Зачем получать его еще и из-за того, что вы не подготовились?
Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля
Локус контроля — это свойство человеческой личности приписывать успехи и поражения влиянию внешних и внутренних факторов. И оно имеет некую связь с каузальной атрибуцией. И в том, и в другом случае индивид не хочет видеть истинные причины происходящего.
Но есть между понятиями и ряд отличий. При каузальной атрибуции работают двойные стандарты. Локус контроля же побуждает самостоятельно определять реакцию на то, что происходит вокруг.
И снова пример с экзаменом. Здесь локус может проявиться 2 способами:
- В плохой оценке вы обвиняете себя. Понимаете, что плохо подготовились, были невнимательными, безответственными. Кроме того, вы готовы к исправлению.
- Вы обвиняете все, что угодно: учителя, предмет, не тот билет.
Другое отличие локуса контроля и каузальной атрибуции — наличие у второго феномена силы воли. Плюс ко всему, его можно изменить. Достаточно лишь избавиться от комплекса жертвы, научиться брать на себя ответственность.
Связь каузальной атрибуции и выученной беспомощности
Каузальная атрибуция помогает объяснить механизм развития выученной беспомощности. В психологии под этим выражением понимают состояние, при котором человек не хочет решать свои проблемы, даже если у него есть такая возможность. Так происходит, когда предыдущие попытки с ними справиться закончились провалом.
Психолог Мартин Селигман доказал это утверждение. По его мнению, неудачи заставляют человека думать, что при последующих попытках что-то изменить случится то же самое. Согласно же теории каузальной атрибуции, люди бездействуют для того, чтобы сохранить свою самооценку. В противном случае все промахи они припишут именно себе.
Теории каузальной атрибуции
Их всего две.
Теория корреспондентских отношений Джонса и Дэвиса
В 1965 году ученые Джонс и Дэвис выдвинули предположение, что для людей важную роль играют преднамеренные поступки. При этом необдуманное или спонтанное поведение практически не представляет ценности. Эта теория помогает понять, как появляется внутренний тип каузальной атрибуции.
Внутренние атрибуты дают информацию, которая позволяет сделать прогноз о том, как поведет себя человек. Ученые назвали этот феномен «корреспондентским выводом». Это состояние, при котором индивид думает, что поведение окружающих определяется свойствами их личности.
Почему люди делают «корреспондентские выводы»? Джонс и Дэвис выявили несколько причин:
- Выбор. Традиционно считается, что поступки зависят от внутренних факторов.
- Спонтанное или намеренное поведение. Первое связано с внешними факторами, обстоятельствами. А второе с личностью.
- Социальная желательность. Пример: вы увидели человека, сидящего на полу. В комнате есть много свободных стульев. Несоответствие, не так ли? Но такое поведение — проявление индивидуальности.
- Гедонистическая релевантность. Состояние, при котором человек целенаправленно либо вредит вам, либо приносит пользу.
Еще одна причина — персонализм. Индивид полагает, что поведение другого человека должно на него каким-то образом повлиять. При этом он считает, что оно продиктовано личными особенностями оппонента, а не внешними факторами.
Модель ковариации Келли
О ковариации Келли заговорили в 60-е годы прошлого столетия. Считается, что она — самая популярная теория каузальной атрибуции. Ученый пытался разобраться, должны ли действия определяться внутренними мотивами или внешними факторами.
Само по себе слово «ковариация» означает, что у человека есть информация сразу из нескольких источников. Он получил наблюдения в разные периоды времени и в разных ситуациях. Это помогает видеть и сам эффект, и его причины.
По мнению Келли, в процессе поиска причин поведения окружающих людей человек пользуется 3 видами доказательств:
- Консенсус. Это показатель степени, в которой люди действуют одинаково в похожих обстоятельствах. Представьте двух друзей. Первый, идя на обед со вторым, всегда курит. Если второй тоже так делает, — это высокий консенсус в его поведении. В противном случае консенсус низкий.
- Отличительность. Это также показатель степени, в которой поведение человека не меняется в похожих ситуациях. Вернемся к примеру с друзьями. Если первый мужчина курит только в обществе друзей, у него высокая отличительность. Если всегда, то низкая.
- Согласованность. Степень, показывающая, что человек ведет себя одинаково всегда, когда попадает в определенную ситуацию. Если мужчина из примера курит только в присутствии друзей, согласованность высокая. При особых обстоятельствах — низкая.
Давайте приведем пример. Представьте компанию молодых людей, которые собрались посмотреть юмористическое шоу. Героя зовут Андрей. Он смеется над шутками участников. Консенсус будет высоким, если остальные члены компании также смеются. Высокая отличительность — Андрею нравятся шутки отдельного выступающего. Высокая согласованность — герой постоянно смеется над рассказами любимого комика.
Если все в компании смеются над тем же участником шоу, что и Андрей, — это внешняя атрибуция. Люди веселятся, потому что комик по-настоящему хорошо выступает. Внутренняя атрибуция проявляется если:
- герой — единственный, кому нравится комик;
- смеется с шуток всех выступающих;
- постоянно смеется над шутками определенного комика.
Получается, что Андрей просто любит повеселиться.
Есть один нюанс. Делать подобные выводы не всегда представляется возможным. У вас может не быть всей необходимой информации для того, чтобы понять истинную причину поведения человека.
Допустим, что вы практически не знакомы с описанным выше Андреем, но попали с ним в одну компанию. Вы не можете быть уверенными в последовательности его поведения. И в этой ситуации человек ведет себя 2 способами. Первый — увеличивается число причин, которые нужны для объяснения чьего-то поведения. Второй — увеличивается количество достаточных причин.
Представьте, что спортсмен не прошел тест на употребление допинга. Причин тому может быть 2: либо он случайно принял запрещенный препарат, либо хотел обмануть. Но можно добавить и еще одну причину случившегося: обманули самого спортсмена.
Заключение
Итак, каузальная атрибуция помогает оценивать мотивы и причины поведения окружающих людей. Но в ней есть одна опасность. Человеку можно приписать ложные качества, представить его не таким, какой он есть на самом деле. Чтобы этого избежать, нужно изучать ситуацию со всех сторон. Принимать решение и делать выводы только после того, как будут учтены все детали.
Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.
Социальные психологи утверждают: мы никогда не понимаем до конца друг друга. Стопроцентное понимание ближнего — его убеждений, мотивов, поступков — в принципе невозможно. Это доказала теория каузальной атрибуции.
Проблемы взаимопонимания
Пытаясь объяснить себе действия окружающих людей, спрогнозировать их поведение, мы приписываем их поступкам свое индивидуальное видение. Мы судим о других людях с позиции личного опыта и уровня культуры. В этом и заключается феномен каузальной атрибуции. Первое слово в данном словосочетании переводится с латинского языка как “причина”, второе — “приписывание”.
Говоря научным языком, каузальная атрибуция — это основа межличностного восприятия, заключающегося в интерпретации поведения и внутреннего состояния другого человека в условиях недостатка реальной информации о нем. С этой точки зрения, любой диалог является процессом взаимоубеждения, обоюдным навязыванием мнений.
Корифеем теории каузальной атрибуции считается американский психолог Ф. Хайдер. Большой вклад в разработку проблемы межличностного восприятия внесли его коллеги — американцы Ф.Фидлер и Г. Келли, а также канадец Ли Росс.
Примеры каузальной атрибуции
Любой из нас чувствует дискомфорт, если не может что-то объяснить себе. Целостная картина мира рушится, если хотя бы одно событие остается без интерпретации:
- “Ну, почему его так долго нет?” — страдает юная возлюбленная;
- “Чего он от меня добивается?” — мучается подчиненный над разгадкой реплики начальника;
- “Что они выкинут на этот раз?” — с опаской думает учитель, идя на урок в “трудный” класс.
Герой каждой из этих ситуаций пытается представить себе, что на уме у другого человека. Загвоздка всегда одна — дефицит фактов. И тогда включается воображение — додумывание, дорисовывание картины, доведение ее до логического осмысления.
Главный помощник в этом процессе — личный жизненный опыт.
Исследования психологов показали: реакции людей на привычные и нестандартные образцы поведения неоднозначны. Если, к примеру, ученикам, ожидающим нового учителя-географа, представить его как хорошего специалиста, вряд ли они настроятся на интересный урок. Если же детей предупредить, что их будущий педагог является туристом, бардом и мастером спорта по гребле, то ребята еще на перемене соберутся в классе в предвкушении необычного урока.
Виды атрибуции
При попытке истолковать чужое или собственное поведение, мы ищем либо внутренние (личностные) причины либо внешние (обстоятельственные).
В соответствии с этим различают два вида атрибуции:
- Интернальную, опирающуюся на личностные качества (силу воли, целеустремленность, способности).
- Экстернальную, связывающую поступки с обстоятельствами (благоприятной погодой, везением, удачей).
Исследования показали: наблюдатель событий чаще всего использует первый вид атрибуции, участник — второй. Ни один из них не представляет себе реальной ситуации. Такой крен приводит к субъективности и ошибочности суждений. Не учитывая этот “пунктик” нашего сознания, мы рискуем выдавать предубеждения за правду и постоянно предаваться самообману.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Свои удачи мы обычно приписываем собственным личным качествам, а неудачи — внешними обстоятельствам. Когда же судим о других, то происходит все ровно наоборот. Если друг добился успеха, мы склонны объяснять это удачно сложившимися внешними обстоятельствами. А нелады в делах приятеля припишем его личным качествам.
Иначе рассуждают только единицы людей. Объяснить провал в деятельности партнера обстоятельствами, признавая его талант, трудолюбие, самоотдачу, ставя его с собой на одну ступеньку, а то и выше — задача, которая многим не по зубам. Большинство из нас переоценивают себя и недооценивают других.
Это и понятно: если не обвинять неблагоприятные ситуации, придется засучить рукава и работать в поте лица, самосовершенствоваться. А охотников “пахать” — даже на самого себя — много не бывает. Таким образом, главной ошибкой восприятия атрибутивная теория считает преувеличение собственной значимости.
Для наглядности рассмотрим конкретную ситуацию. Скромный молодой человек отваживается заговорить на улице с красивой девушкой. Однако незнакомка не пришла в восторг ни от его стильного костюма, ни от остроумия и резко отвергла попытку завязать отношения.
Парень испытал шок от несоответствия “выходки” девушки своим ожиданиям и культурным нормам. После этой неудачи он наверняка запрограммирует себя негативными установками типа “все бабы стервы”, “им только толстосумы интересны”. А ведь у девушки, возможно, было просто плохое настроение.
Этот пример показывает, как важно для возникновения и сохранения отношений верное объяснение мотивов другого человека. Надуманные причины могут кардинально отличаться от истинных. Поэтому в ситуации с явным дефицитом информации лучше лишний раз уточнить какие-то детали или переспросить, чем полагаться на собственное воображение.
Эксперимент Ли Росса
Предметом изучения данного исследования, проведенного в 1977 году, было восприятие чужого интеллекта. Оказалось, мы его склонны переоценивать в условиях социального давления.
Ли Росс воссоздал в эксперименте события собственной жизни. Экзамен, который ему пришлось однажды сдавать, заканчился для него провалом: экзаменаторы засыпали его вопросами, в которых сами были явными “спецами”. Росс был в отчаянии от своего “невежества” и в восхищении от “гениальности” экзаменаторов.
Через полгода он сам стал преподавателем и получил возможность таким же способом “валить” своих студентов. Один из них признался, что испытал на экзамене те же чувства, что и Росс, когда тот выступал в роли экзаменуемого.
После этого психолог задумал провести эксперимент-викторину. Участники были разделены на три группы: ведущих, игроков и зрителей. Первым надо было задавать максимально сложные вопросы.
К слову сказать, такие вопросы может придумать каждый из нас, опираясь на свою специализацию. Однако участники викторины пришли к другому выводу: они посчитали задающих вопросы намного эрудированнее отвечающих. Последующие эксперименты показали, что даже очень умные люди склонны к аналогичным заключениям.
Подобный “эффект ореола” можно наблюдать и в жизненных ситуациях, когда нам приходится оценивать интеллект собеседника, наделенного властью. Обычно такой человек, будь то учитель, начальник или высокопоставленный чиновник, ведет диалог и задает “каверзные” вопросы. Мы же часто приписываем ему выдающийся интеллект и испытываем перед ним невольное благоговение.
Эксперименты Росса привели к следующим выводам:
- люди склонны приписывать другим несуществующие качества, исходя из отдельных аспектов поведения;
- сформировать правильное суждение о человеке по одному или нескольким поступкам невозможно.
Так ли важно понимать друг друга?
Объяснение причин собственного и чужого поведения — ключ к важнейшим вопросам социального бытия: кто я? кто возле меня? могу ли я доверять окружающим? что определяет поступки: личные свойства или ситуации?
Знание правильных ответов на эти вопросы позволяет:
- избавиться от лишнего негатива: тревоги, подозрений, паники;
- защитить себя от предательства, подлости, манипулирования;
- управлять различными ситуациями;
- принимать рациональные решения;
- прогнозировать поведенческие модели окружающих.
Постижение опыта другого человека, как он сам его понимает, — главная цель межличностного взаимодействия. Это незаменимый ориентир при выборе:
- квалифицированных специалистов;.
- кандидатов на политические должности;
- партнеров по бизнесу;
- спутников жизни.
Не удивительно, что изучение атрибуции давно уже вышло за рамки социальной психологии. Сегодня искусство понимать актуально для педагогов, спортсменов, менеджеров, для каждого из нас. Оно позволяет нам адекватно оценивать друг друга, эффективно взаимодействовать, уживаться с самыми разными людьми, рассчитывать на снисхождение и сочувствие.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
LiveJournal
Мой мир
« Предыдущая запись Следующая запись »
что это в психологии, примеры, теория и механизм, эффекты, виды, фундаментальные ошибки
- О сайте
- Контакты
- Взаимоотношения
-
Как работают семейные расстановки Берта Хеллингера
Почему возникают семейные ссоры и как их преодолеть?
Как выйти из треугольника Карпмана
Что такое эмпатия или способность к сопереживанию другому человеку и как ее развить?
-
- Дети
-
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста
Психологический возраст по Эльконину
-
- Психологические эффекты
-
Что такое синестезия
Эффект аудитории (эффект Зайонца)
Эффект Хоторна – повышенное внимание искажает результаты эксперимента
Эффект Даннинга-Крюгера и искажения собственной самооценки
-
- Работа мозга
- Советы психологов
- Это интересно
-
Психолог, психиатр, психотерапевт: в чем разница?
День психолога в России
-
- Язык тела
-
-
Искать
-
- Взаимоотношения
-
Как работают семейные расстановки Берта Хеллингера
Почему возникают семейные ссоры и как их преодолеть?
Как выйти из треугольника Карпмана
Что такое эмпатия или способность к сопереживанию другому человеку и как ее развить?
-
- Дети
-
Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста
Психологический возраст по Эльконину
-
- Психологические эффекты
-
Что такое синестезия
Эффект аудитории (эффект Зайонца)
Эффект Хоторна – повышенное внимание искажает результаты эксперимента
Эффект Даннинга-Крюгера и искажения собственной самооценки
-
- Работа мозга
- Советы психологов
- Это интересно
-
Психолог, психиатр, психотерапевт: в чем разница?
День психолога в России
-
- Язык тела
-
-
Искать
-
-
-
Искать
-
-
Социальный контроль — виды и основные функции Социальный контроль является инструментом для поддержания правильного поведения отдельного человека и целых групп. Существуют разные виды регулировки со своими характеристиками. Для лучшего понимания темы важно знать понятие самоконтроля и девиации. | Ментальность — что это такое и как ее изменить? У каждого человека есть своя ментальность. У одних она основана на собственном опыте, у других сложилась на основе стереотипов их предков. Образ мыслей людей — это их главное отличие друг от друга, но бывают, что они схожи в определенных суждениях. | Индустриальное общество — в чем его недостатки и преимущества? Индустриальное общество формируется в процессе индустриализации, где применяются машинное производство и научно-технический прогресс. Среди его минусов – снижение количества рабочих мест и эксплуатация природных ресурсов во вред экологии. |
причины и механизм работы атрибуции
В процессе взаимодействия друг с другом у людей появляется необходимость взаимопонимания. Если фактов, объясняющих поведение другого человека, недостаточно, то наблюдающим свойственно приписывать различные мотивы. То же самое относится и к самому объекту обсуждения: он тоже пытается найти причины своего результата. Данное явление получило название каузальной атрибуции – приписывать причины, не зная наверняка содержания произошедшего. Его начали изучать ещё в западной социальной психологии. Основоположником принято считать Хайдера.
Казуальная атрибуция в психологии. Примеры атрибуции
Это явление существует потому, что каждый хочет видеть целостную картину, представлять себе все события. Но проблема в том, что не всегда известны факты. И тогда человек начинает дорисовывать, додумывать картину, доводя её к логическому заключению. Осуществляется этот процесс в соответствии с имеющимся жизненным опытом. В психологии была отмечена разносторонняя реакция общества на стереотипные и отклоняющиеся от нормы варианты поведения. Рассмотрим пример.
Ученики ожидают нового учителя, который будет преподавать у них историю. Если их попросить описать учителя истории, то, скорее всего, занятия будут скучными и неинтересными. А если представить им иного учителя, предварительно описав его манеру преподавания (он использует наглядные макеты, устраивает сценки; делает всё, чтобы уроки были интересными), то мнение о личности будет нестандартным, отличным от распространённого привычного суждения.
Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции
Эта ошибка заключается в различных точках зрения, в других фокусах. Как правило, есть две позиции наблюдения: сам участник происходящего и наблюдающий со стороны. Здесь для первого фигурой суждения являются обстоятельства, а для второго – сама личность. Таким образом, случается заблаговременный просмотр случившегося или происходящего с различных позиций. Это в психологии и является фундаментальной ошибкой атрибуции.
Виды каузальной атрибуции
В зависимости от того под каким углом рассматривают ситуацию, является и получившийся результат. Различают следующие виды:
- Личностная атрибуция. Приписывание причин неудач непосредственно личности;
- Обстоятельственная. Обвинение сложившихся обстоятельств;
- Объектная. Причина в самом объекте.
Интересно то, что позиция человека определяет направленность его мышления. Сам участник чаще всего обвиняет обстоятельства. Наблюдатель видит мотив неудачи в личности (участнике). Это происходит из-за того, что ни тот, ни другой не представляет себе полностью правдоподобной картины. Получается, что атрибуция представляет собой субъективное, следовательно, зачастую ошибочное мнение.
Ещё один пример. Стеснительный парень наконец-то решил познакомиться с девушкой. Заранее всё обдумал, даже репетировал свою речь. В общем, и самооценку себе он тоже поднял. Он знакомиться с ней на улице, а она почему-то отказывается от подвернувшегося случая знакомства. Парень сразу же выстраивает всевозможные гипотезы. Он думает: «может, дело во мне, может, я ей несимпатичен; может она просто не в настроении» и т.п. Эти мысли могут быть как отдельно, так и приходить одна за другой.
В то же время правильное понимание причин поступков человека очень важно для сохранения отношений между людьми. Мотивы поведения надуманные могут очень сильно отличаться от мотивов действительных. Но так получается, что иной раз человек не может спросить, уточнить какие-то моменты и поэтому вынужден воспользоваться своим воображением.
Цели и результаты исследований каузальной атрибуции
Целью исследований механизмов каузальной атрибуции находят повышение эффективности взаимодействия между людьми и эффективности личностного роста. Первое предполагает наиболее верное определение мотивов тех или иных поступков. А второе показывает варианты воздействия на мотивацию, деятельность, эмоции и т.п. Что наиболее полно помогает понять изучение данного явления, так это указание момента возложения или же принятия ответственности за конкретные действия. И комплексное рассмотрение сложившегося результата. То есть цель исследований – нахождение точного определения действительных мотивов поведения.
Ошибки восприятия
Известно, что к себе человек относится мягче при оценке, нежели к другим посторонним людям. Чьи-то успехи и свои собственные неудачи человек относит к ситуативной атрибуции. Но, описывая чужие неудачи и свои успехи, он обращается к личностной атрибуции. В этих случаях причиной случившегося человек склонен считать либо сложившиеся обстоятельства, либо саму личность соответственно конечному результату.
Обычно человек объясняет успех своим трудолюбием, силой воли, своей уникальностью. Но неудача ассоциируется всегда с ситуацией. А если проводить анализ действий другого человека, то всё вышесказанное применимо в обратном порядке. Если человек добился успеха – это обстоятельства так сложились. А если он потерпел неудачу, то сам в этом виноват. И мало кто мыслит иначе. Немногие обратят внимание на ситуацию, сделают на неё акцент. Ведь если объяснять результат деятельности человека по-другому, то это означает признать его на своём уровне, а то и лучше. Это означает сравнивать его с собой.
Поэтому люди склонны защищать свою самооценку таким путём. Легче обвинить обстоятельства, объект поступка, нежели заставить себя работать, совершенствовать себя. Каузальная атрибуция применима везде: в быту, на работе, в отношениях. И везде действует такой принцип противоположности.
Зачем людям каузальная атрибуция
По разным причинам люди стремятся найти объяснение причин поступков.
Вот некоторые из них:
- Понимание происходящего вокруг позволяет человеку избегать нежелательных последствий;
- Желание чувствовать себя в безопасности;
- Понимание происходящего необходимо для принятия рациональных решений.
Каузальная атрибуция в общении — Студопедия
В процессе социального взаимодействия человек воспринимает другого вместе с его действиями и «через» действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком и в конечном счете успешность совместной деятельности. Существует довольно обширное направление в социальной психологии: исследования процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения.
Каузальной атрибуцией называется стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг них. Такие объяснения необходимы людям по разным причинам.
1. Когда человеку понятно то, что происходит с ним и вокруг него, он в состоянии управлять происходящим и но мере возможности избегать неприятных последствий, непредвиденных событий как для себя самого, так и для близких ему людей.
2. Человек в этом случае избавляется от чувства тревоги, связанного с непониманием происходящего.
3. Понимание происходящего позволяет человеку вести себя разумно в сложившейся ситуации, выбирать рациональный способ действий.
Каузальная атрибуция.Когда возникает казуальная атрибуция? Она возникает в тот момент, когда возникают неожиданные преграды и трудности на пути совместной деятельности. При возникновении трудностей и конфликтов, при столкновении интересов, взглядов. Когда это происходит, люди прибегают к каузальной атрибуции, т.е. мы стараемся приписать причины поведения другим людям – объяснить поведение других. Чем больше затруднений встречается при взаимодействии, тем более серьезно мы подходим к поиску причин.
В качестве примера: кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта, другой, что опоздание — результат легкомыслия, третий – сомневается, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи, четвертый – что их специально заставляют ждать.
Таки образом у всех разные представления о причинах опоздания. 1 – обстоятельства, 2 – особенности личности, 3 – причина в себе, 4 – опоздание намеренное и целенаправленное. Причины мотивирования атрибуции разные, потому что приятели по- разному проводят атрибуцию.
Страница не найдена | MIT
Перейти к содержанию ↓
- образование
- Исследовательская работа
- новаторство
- Прием + помощь
- Студенческая жизнь
- Новости
- Alumni
- О MIT
- Подробнее ↓
- Прием + помощь
- Студенческая жизнь
- Новости
- Alumni
- О MIT
Меню ↓
Поиск
Меню
Ой, похоже, мы не смогли найти то, что вы искали!
Попробуйте поискать что-нибудь еще!
Что вы ищете?
Увидеть больше результатов
Предложения или отзывы?
,
Введение в причинно-следственный вывод
% PDF-1.6
%
661 0 объект
>
endobj
663 0 объект
>
endobj
639 0 объект
>
endobj
658 0 объект
> поток
2011-02-26T01: 43: 29-08: 00Appligent APSetDocInfo 2.2.22011-03-29T16: 05: 45-07: 002011-03-29T16: 05: 45-07: 00application / pdf
модели структурных уравнений, смешение, графические методы, контрфакты, причинные эффекты, потенциальный результат, посредничество, оценка политики, причины эффектов SPDFAPSetDocInfo 2.2.2 16 января 2008 г.1122.1uuid: f1e34e6f-bb68-4ba9-b553-b61af78135feuuid: 36f04308-362d-440e-8649-57387461ec87
endstream
endobj
662 0 объект
> / Кодирование >>>>>
endobj
653 0 объект
>
endobj
654 0 объект
>
endobj
655 0 объект
>
endobj
656 0 объект
>
endobj
1251 0 объект
>
endobj
657 0 объект
>
endobj
474 0 объект
> / Type / Page / QInserted true >>
endobj
475 0 объект
[476 0 R 477 0 R 478 0 R 479 0 R 480 0 R 481 0 R]
endobj
638 0 объект
>
endobj
524 0 объект
>
endobj
516 0 объект
>
endobj
482 0 объект
>
endobj
483 0 объект
>
endobj
484 0 объект
>
endobj
487 0 объект
>
endobj
494 0 объект
>
endobj
488 0 объект
> поток
XXIX պ jPbhDQAKP: тк ڦ I4C3 + I3MAAP (! 8ovt {= \ Owkz ~ h5 # IkYEMQOCӐ7) сх, Ун » 1kbD] ȟh «~ JTǟ D \ A ^ \ V_-г
E͉nZßfS2 O Iei «a: 0] ‘gK2҅% Aq @ {0 / HrR) JY Լ BA0 / K2b3
bị> ~ Tp \ + & \ `9uBGfbg [ ‘MJŢT ^ O% G
lD * nԩbh2nZ_X (2nɤ_ Xa «/}] V7, L \% ڲ ZP-mkrExq W = g / ̟ 9ijnb3XD% {DbG
/ Ib> 1JEHL # kD2xAl’3b1Il $] & b` $! $ &! & B.1GL «» 1fNҶY2r ܶ8 PCG CF`3Γ2? {T6> cMƎ1so ~ bLȜp * Sɼ ‘! КГс’
& {O} O & 48oWMNԧʟ =}} kUn5wqiE QӆaF9dyZh # ؊- & V = р ܛ В «D + / MTxjsTcR8
(L &
-A.QaN @; 9tƳE N
.
Фундаментальная ошибка атрибуции — раскрытая этика
Это видео знакомит с предвзятостью этики поведения, известной как фундаментальная ошибка атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции описывает, как, оценивая действия других, мы несправедливо склонны придавать слишком много причинного значения их характеру и недостаточно — обстоятельствам, в которых они действовали. Другими словами, мы не принимаем во внимание ситуационные факторы, которые могли заставить кого-то принимать неэтичные решения. Мы пришли к выводу, что они плохие люди, потому что сделали плохой поступок.Тем не менее, важно помнить, что ситуационные факторы обычно являются объяснениями причин, по которым люди ошибаются, а не оправданиями. По мнению экспертов, лучший способ избежать этой ошибки — поставить себя на место других и попытаться представить себе давление, с которым они могли столкнуться.
Еще одно следствие фундаментальной ошибки атрибуции состоит в том, что мы можем слишком легко относиться к себе, если не будем осторожны. Мы слишком легко можем обнаружить ситуационные факторы, организационное давление и тому подобное, а затем просто оправдать свое поведение.
Основная ошибка атрибуции — это, как пишет профессор Пол Зак, тенденция приписывать «причины поведения действующим лицам (то есть внутренним, диспозиционным факторам), а не ситуации (то есть внешним факторам окружающей среды)». Мы видим, что другие люди совершали плохие поступки, и предполагаем, что это происходит из-за их характера, а не из-за того, что они, возможно, так старались угодить своему начальству, что даже не заметили этической проблемы, которую они потерпели.
По мнению некоторых психологов, обратная сторона медали фундаментальной ошибки атрибуции — это предубеждение актер-наблюдатель , которое представляет собой склонность людей сверх подчеркивать роль ситуации в их собственном поведении. Они настаивают на том, что в их характере нет ничего плохого, потому что их ошибки объясняются каким-то ситуативным фактором — давлением босса, необходимостью кормить свои семьи и т. Д.
Профессор Франческа Джино пишет: «В частности, одна ошибка, которую мы систематически совершаем, известна как систематическая ошибка . Приписывая другим людям, мы склонны приписывать слишком мало влияния ситуации и слишком много их предрасположенностям. Проще говоря, мы склонны считать, что поведение людей отражает их уникальные склонности и навыки, хотя во многих случаях оно фактически отражает аспекты ситуации, в которой они оказались ». Это очень похоже на другое название фундаментальной ошибки атрибуции.
Чтобы узнать больше о том, как наши собственные предубеждения могут повлиять на наше восприятие других, посмотрите Корыстное предубеждение .
Тематическое исследование на этой странице, «Лимбо о наркомании», иллюстрирует роль фундаментальной ошибки атрибуции в восприятии наркомании ведущего ток-шоу на радио Раша Лимбо до того, как он сам стал зависимым от обезболивающих. Чтобы узнать о роли фундаментальной ошибки атрибуции и корыстной предвзятости в споре по поводу популярных мемуаров, прочтите «Миллион маленьких кусочков».
Определенные в нашем глоссарии по этике термины, относящиеся к видео и тематическим исследованиям, включают: фундаментальную ошибку атрибуции и корыстную предвзятость.
Поведенческая этика опирается на поведенческую психологию, когнитивную науку, эволюционную биологию и смежные дисциплины, чтобы определить, как и почему люди принимают этические и неэтичные решения. Многие исследования в области поведенческой этики посвящены вопросу о том, почему хорошие люди делают плохие поступки. Многие концепции поведенческой этики подробно рассматриваются в Concepts Unwrapped , а также в видео-тематическом исследовании In It to Win: The Jack Abramoff Story . Любой, кто посмотрит все (или даже значительную часть) этих видео, получит хорошее представление о поведенческой этике.
,
Убедительное рассуждение и заблуждения
Рассуждение относится к процессу осмысления вещей вокруг нас. Чтобы понять наш опыт, сделать выводы из информации и представить новые идеи, мы должны использовать рассуждения. Мы часто рассуждаем, не подозревая об этом, но понимание того, как мы думаем, может дать нам возможность стать лучшими производителями и потребителями коммуникативных сообщений. Мы рассмотрим три типа рассуждений: индуктивное, дедуктивное и причинное.
Индуктивное мышление
Индуктивное рассуждение Аргументы, которые убеждают, приводя примеры, которые приводят к заключению.делает выводы посредством цитирования примеров и является наиболее часто используемой формой логического рассуждения. Хотя вводных ораторов изначально привлекает индуктивное рассуждение, потому что оно кажется простым, может быть трудно использовать его правильно. Индуктивное рассуждение, в отличие от дедуктивного, не приводит к верным или ложным выводам. Напротив, поскольку выводы обобщаются на основе наблюдений или примеров, выводы становятся «более вероятными» или «менее вероятными». Несмотря на то, что такие рассуждения не являются окончательными, они все же могут быть действительными и убедительными.
Некоторые аргументы, основанные на индуктивных рассуждениях, будут более убедительными, убедительными и актуальными, чем другие. Например, индуктивные рассуждения могут быть слабыми, если заявления делаются слишком общими. Аргументу о том, что братства следует упразднить на территории кампуса, поскольку они способствуют употреблению алкоголя несовершеннолетними и не поддерживают высокие академические стандарты, можно опровергнуть, приведя примеры братств, которые спонсируют программы обучения алкоголю для кампуса и имеют членов, которые преуспели в учебе.В этом случае одно излишне общее утверждение противоречит другому общему утверждению, и оба они имеют определенные достоинства. Было бы более эффективно представить ряд фактов и причин, а затем поделиться выводом или обобщением, к которому вы пришли из них.
Вы можете увидеть индуктивную аргументацию в следующем отрывке из речи президента Джорджа Буша, обращенного к нации вечером 11 сентября 2001 года. Обратите внимание на то, как он перечисляет серию событий этого дня, из чего следует его вывод о том, что террористические атаки потерпели неудачу в их попытке поколебать основы Америки.
Сегодня наши сограждане, наш образ жизни, сама наша свобода подверглись нападению в результате серии преднамеренных и смертоносных террористических актов. Жертвы находились в самолетах или в своих офисах: секретари, бизнесмены и женщины, военные и федеральные служащие, мамы и папы, друзья и соседи. Тысячи жизней внезапно погибли в результате злобных, подлых актов террора. Картины самолетов, влетающих в здания, горящих пожаров, обрушившихся огромных — огромных построек, наполнили нас неверием, ужасной грустью и тихим, непоколебимым гневом.Эти массовые убийства были направлены на то, чтобы запугать нашу страну до хаоса и отступить. Но они потерпели неудачу. Наша страна сильна.
Великий народ был направлен на защиту великого народа. Террористические атаки могут поколебать основы наших самых больших зданий, но они не могут коснуться основы Америки.
Используя индуктивные рассуждения, выступающие делают выводы, цитируя примеры.
Если докладчик может привести конкретные, косвенные и релевантные для аудитории примеры, как это сделал Буш в этом примере, слушателям предлагается подумать о дополнительных примерах, связанных с их собственной жизнью.Индуктивное рассуждение может быть полезно, когда аудитория не согласна с вашим предложением. Когда вы представляете логически связанные примеры в качестве доказательства, ведущего к заключению, аудитория может быть убеждена вашими доказательствами, прежде чем они поймут, что предстоящий вывод будет противоречить тому, что они думали ранее. Это также вызывает когнитивный диссонанс, который является убедительной стратегией, которую мы обсудим позже.
Рассуждение по аналогии Аргументы, утверждающие, что то, что верно в одном стечении обстоятельств, будет верным в другом.- это тип индуктивного рассуждения, который утверждает, что то, что верно в одном стечении обстоятельств, будет истинным в другом. Логики критикуют и ставят под сомнение рассуждение по аналогии, поскольку два набора обстоятельств никогда не могут быть абсолютно одинаковыми. Хотя это так, наша цель при использовании рассуждений по аналогии в убедительной речи не в том, чтобы делать абсолютно определенные выводы, а в том, чтобы привести примеры и подтверждающие доказательства, которые могут повлиять на аудиторию. Например, предположим, что вы пытаетесь убедить университет принять образовательную программу по алкоголю, ссылаясь на успех программы в других учреждениях.Поскольку два университета никогда не могут быть одинаковыми, аргумент не может быть однозначным. Чтобы лучше поддержать этот аргумент, вы можете сначала показать, что программа действительно была успешной, используя различные типы вспомогательных материалов, таких как статистические данные из офисов кампуса и свидетельства студентов и сотрудников. Во-вторых, вы можете показать, как связаны случаи, подчеркнув сходство в условиях кампуса, культуре, демографии и предыдущей миссии. Поскольку вы не можете утверждать, что школы во всем похожи, постарайтесь выделить существенные сходства.Кроме того, лучше признать существенные ограничения аналогии и предоставить дополнительные подтверждающие материалы для их устранения, чем игнорировать или скрывать такие ограничения.
Итак, как мы оцениваем индуктивные рассуждения? Когда индуктивное рассуждение используется для проверки научных аргументов, существует строгая проверка и высокие стандарты, которые должны соблюдаться, чтобы заключение считалось достоверным. Индуктивное рассуждение в убедительной речи используется иначе. Оратор не может привести все существующие примеры, чтобы прийти к заключению, поэтому для оценки индуктивного рассуждения вы должны изучить примеры, которые цитируются другими способами, кроме количества.Во-первых, примеров должно быть достаточно, а это означает, что приведено достаточно, чтобы поддержать вывод. В противном случае вы рискуете совершить ошибку поспешного обобщения. Спикер может ожидать, что аудитория также сможет подумать над некоторыми примерами, поэтому нет установленного числа, сколько примеров будет достаточно. Если аудитория знакома с темой, то, вероятно, будет достаточно меньше примеров, а для незнакомых тем может потребоваться больше. Оратор может усилить использование рассуждений на примерах, показав, что эти примеры соответствуют среднему случаю, что может потребовать дополнительных подтверждающих доказательств в виде статистики.Утверждение о том, что зарплата учителей должна быть увеличена, на примере учителя, который работает на подработках и оплачивает свои собственные школьные принадлежности, можно эффективно поддержать, продемонстрировав, что зарплата этого учителя соответствует среднему по стране.
Во-вторых, примеры должны быть типичными, то есть они не были тщательно отобраны, чтобы соответствовать обсуждаемой точке зрения. Говорящий, который утверждает в defund Национального фонда искусств (СВА), потому что организация поддерживает искусство, которое является «порнографическим и оскорбительным» можно привести пять примеров грантов, предоставленные для проектов, которые вызвали такие споры.Отсутствие упоминания о том, что эти примеры были взяты из более чем 128 000 грантов, выданных NEA, было бы неуместным использованием индуктивного рассуждения, поскольку этих примеров недостаточно или недостаточно для обоснования аргументации. Еще один способ поддержать индуктивные аргументы — показать, что примеры являются справедливой выборкой, то есть они репрезентативны для большего целого. Утверждение, что спортсмены колледжей не должны получать стипендии, потому что они не обладают академическими заслугами других студентов и имеют меньшую академическую успеваемость, можно поддержать, приведя несколько примеров.Но если эти примеры не репрезентативны, значит, они необъективны, а рассуждения ошибочны. Выступающему необходимо будет показать, что спортсмены, использованные в примере, являются репрезентативными с точки зрения расы, пола, вида спорта и происхождения для популяции спортсменов в университете.
Дедуктивное мышление
Дедуктивное мышление Аргументы, выводящие конкретику из того, что уже известно. черпает особенности из того, что уже известно. Это была предпочтительная форма рассуждения, которую использовали древние риторы, такие как Аристотель, для логических аргументов.Силлогизм — это пример дедуктивного мышления, который обычно используется при обучении логике. Силлогизм Пример дедуктивного рассуждения, в котором вывод поддерживается основными и второстепенными предпосылками. представляет собой пример дедуктивного рассуждения, в котором вывод поддерживается основными и второстепенными предпосылками. Вывод действительного аргумента может быть выведен из основных и второстепенных предпосылок. Обычно используемый пример силлогизма: «Все люди смертны. Сократ — человек. Сократ смертен ». В этом случае вывод «Сократ смертен» вытекает из основной посылки «Все люди смертны» и второстепенной посылки «Сократ — человек.В некоторых случаях главные и второстепенные предпосылки силлогизма могут приниматься как должное как истинные. В предыдущем примере основная посылка считается верной, потому что у нас нет сведений о бессмертном человеке, который мог бы опровергнуть это утверждение. Второстепенная посылка считается верной, потому что Сократ выглядит и действует как другие люди, которых мы знаем как людей. Детективы или ученые, использующие такую логику, захотят проверить свой вывод. Мы могли бы проверить наш вывод, ударив Сократа ножом, чтобы увидеть, умрет ли он, но, поскольку логика силлогизма верна, может быть лучше прервать Сократа перерыв и признать этот аргумент достоверным.Поскольку большинство аргументов сложнее, чем в предыдущем примере, ораторы должны подкрепить свои предположения исследованиями и доказательствами, чтобы установить их достоверность, прежде чем делать выводы.
Силлогизм может привести к неверным выводам, если одна из предпосылок неверна, как в следующем примере:
- Все президенты жили в Белом доме. (Основное помещение)
- Джордж Вашингтон был президентом. (Второстепенное помещение)
- Джордж Вашингтон жил в Белом доме.(Заключение)
В предыдущем примере основная посылка была неверной, поскольку Джон Адамс, наш второй президент, был первым президентом, который жил в Белом доме. Это делает вывод ложным. Силлогизм также может демонстрировать ошибочную логику, даже если обе посылки верны, но не связаны между собой, как в следующем примере:
- Пингвины черно-белые. (Основное помещение)
- Некоторые старые телешоу черно-белые.(Второстепенное помещение)
- Некоторые пингвины — старые телешоу. (Заключение)
Как и в игре Clue, реальные детективы используют дедуктивное рассуждение, чтобы сделать вывод о том, кто совершил преступление на основе известных доказательств.
Причинное мышление
Причинное обоснование Аргументы, устанавливающие связь между причиной и следствием. утверждает, что необходимо установить связь между причиной и следствием.Когда ораторы пытаются обосновать определенный образ действий, основываясь на возможных положительных или отрицательных последствиях, которые могут возникнуть, они используют причинно-следственные рассуждения. Такие рассуждения очевидны в следующем примере: употребление большего количества местных продуктов будет способствовать росту местной экономики и сделает вас более здоровым. Отношения «если / то», которые устанавливаются в причинно-следственных рассуждениях, могут быть убедительными, но рассуждения не всегда правильны. Вместо того, чтобы устанавливать истинную причинно-следственную связь, говорящие чаще устанавливают корреляцию, что означает, что существует связь между двумя вещами, но есть и другие контекстные влияния.
Чтобы использовать причинно-следственные рассуждения эффективно и этично, говорящие должны избегать утверждений о прямой связи между причиной и следствием, когда такая связь не может быть доказана. Вместо того чтобы утверждать, что «x вызвал y», более правильно для говорящего сказать «x повлиял на y». Причинно-следственное мышление часто используется, когда пытаются обвинить кого-то или что-то, что можно увидеть в следующем примере: Президент виноват в том, что экономика не восстановилась больше. Хотя такое заявление может принести оратору некоторый политический капитал, оно не основано на твердых аргументах.Экономические и политические процессы слишком сложны, чтобы сводить их к такой простой причинно-следственной связи. Выступающему потребуется более твердое рассуждение, возможно, индуктивное рассуждение на основе примеров, чтобы собрать достаточно доказательств, подтверждающих существование корреляции и вероятности причинной связи. При использовании причинной аргументации представьте доказательства, которые показывают следующее: (1) причина возникла до следствия, (2) причина привела к следствию и (3) маловероятно, что другие причины вызвали следствие.
Обзор типов рассуждений
- Индуктивный. Рассуждение на примерах в поддержку вывода; включает рассуждения по аналогии. Примеры должны быть достаточными, типичными и репрезентативными, чтобы служить веским аргументом.
- Дедуктив. Получение подробностей из того, что уже известно; включает силлогизмы. Предпосылки, которые приводят к выводу, должны быть верными, релевантными и связанными, чтобы аргумент был действительным.
- Причинно-следственная связь. Приводится к установлению связи между причиной и следствием. Обычно подразумевает корреляцию, а не истинную причинно-следственную связь.
.