Ассертивность в психологии — что это?
Ассертивность в психологии – понятие, которое вошло в обиход примерно в 60-е годы прошлого века. В это время во всем мире начались изменения в обществе, сместившие акценты с «общественного» на «частное». Все больше внимания уделялось отдельной личности, на первое место вышли принципы гуманизма. Ученые отслеживали и наблюдали эти явления, и вскоре появился термин «ассертивность» в психологии, с помощью которого можно было описать новые принципы построения взаимоотношений между людьми, а также дать определение самодостаточной личности. Было доказано, что человек с ассертивным поведением имеет гораздо больше шансов добиться успеха в любой сфере деятельности и сохранить психическое здоровье даже в самых сложных, кризисных ситуациях.
Что такое «ассертивность»
Можно встретить разные определения этого термина. Суть их сводится к тому, что за понятием «ассертивность» кроются способность человека иметь свою точку зрения и умение отстаивать ее в любых условиях, причем так, чтобы при этом не было нанесено никакого ущерба окружающим.
Такие люди есть в каждом коллективе. Замечательно, если их большинство, и к этому большинству принадлежит руководство, принимающее и поощряющее ассертивный стиль поведения (многие называют его демократичным).
Личность, которую в психологии называют ассертивной, не испытывает патологической зависимости от окружающих. Она способна принимать самостоятельные решения, готова отвечать за собственные слова и поступки, не пытаясь свалить ответственность на других. Такой человек уверен в себе, эмоционально стабилен, мало подвержен перепадам настроения, у него крайне редко случаются приступы паники и депрессивные состояния. Источник своей силы и уверенности он находит не в окружении, а в самом себе.
Пассивность и агрессия – два полюса на равном расстоянии от ассертивности
Конечно, каждому хочется обрести уверенность в себе и завоевать уважение родственников, коллег и друзей. Однако часто этому мешают внушенные с детства либо приобретенные благодаря негативному жизненному опыту установки, в результате принятия которых человек теряет способность контактировать с окружающими на равных и становится агрессором или, напротив, сживается с ролью жертвы.
Проявляя агрессивность, человек как будто демонстрирует уверенность в себе, даже самоуверенность. Он пытается подавить волю всех, кто оказывает ему сопротивление. Характерные признаки агрессора:
- постоянные попытки вторжения в чужое личное пространство;
- разговоры, ведущиеся излишне громким голосом;
- склонность перебивать собеседника, доказывая ему, что его точка зрения неверна;
- часто проскальзывающие фразы наподобие следующих: «Ты совершенно не умеешь…», «Помолчи, я тебе сейчас объясню…», «Ты тратишь мое время на свои глупости…».
Агрессор внешне выглядит очень уверенным в себе человеком. Его цель – заставить остальных «стушеваться», покориться, принять его точку зрения как единственно верную. Между тем истинной причиной чрезмерной агрессивности часто становится неуверенность в своих силах и боязнь обнаружить эту неуверенность.
Противоположный полюс ассертивности – пассивность, жертвенность. Человек позволяет собой манипулировать. Он чувствует себя настолько слабым, настолько зависит от мнения окружающих, что согласен на попрание любых своих принципов, лишь бы его одобрили и взяли под защиту.
Его «любимые» фразы:
- «Вы совершенно правы»;
- «Простите, что побеспокоил Вас»;
- «Я, наверное, опять ошибся»;
- «Ой, я не подумал, надо было сделать, как Вы советовали»;
- «Я не знаю…».
Такому человеку становится легче, если кто-то берет на себя ответственность за все происходящее. Да, все идет не так, как хотелось бы, но зато можно ни за что не отвечать: пусть это возьмет на себя кто-то более сильный и смелый. Таковы выгоды добровольно принимаемой позиции жертвы.
Оба варианта поведения не позволяют выстроить равноправные партнерские взаимоотношения, а потому люди, их придерживающиеся, вряд ли станут успешными и счастливыми.
Учимся ассертивному поведению: руководство к действию
Человек, обладающий ассертивностью, контролирует ситуацию и себя в ней. Если вы хотите стать самодостаточной личностью, необходимо стараться соблюдать следующие правила.
- Научитесь мыслить критически, активно, не идите за толпой, а всегда вырабатывайте собственное мнение.
- Не бойтесь говорить то, что думаете.
- Озвучивайте свои чувства и эмоции, если считаете, что это уместно в данный момент.
- Свободно говорите «нет», если в душе вы уверены в своей правоте, что бы ни ответили вам на это окружающие.
- Смело давайте отпор манипулятору. Для этого нужно научиться распознавать манипулятивные приемы и отражать их.
- Никогда не вините себя за то или иное решение, даже если впоследствии оказалось, что оно было неправильным. Помните, что на тот момент это было единственно верное решение для вас, если бы существовало другое, более верное, вы бы сразу приняли его.
- Не бойтесь менять свое мнение.
- Научитесь не только слушать, но и слышать людей.
- Развивайте в себе эмпатию и эмоциональный интеллект.
- Учитесь вставать на позицию оппонента, но не для того, чтобы безоговорочно принять ее, а для того, чтобы понять мотивы поведения вашего собеседника.
- Стремитесь к компромиссному решению, которое принесло бы максимальную пользу всем участникам переговоров.
- Не бойтесь быть таким, какой вы есть, отстаивайте свое право на убеждения, сомнения, ошибки.
Разберем каждый из этих пунктов подробнее.
Умение критически мыслить защитит вас от поползновений манипуляторов разрешить ситуацию удобным для них способом. Легче всего управлять толпой. Умные лидеры понимают это и с помощью некоторых приемов «вбивают» в людей нужные им мысли, превращая их в единую массу, исполняющую волю того, кто возвышается над ними. Пример – любые революционные выступления. Если бы все люди умели вести себя согласно принципам ассертивного поведения, скольких кровопролитий удалось бы избежать! Однако в толпе ассертивное мышление невозможно, поэтому старайтесь всегда отделять себя от толпы и уметь думать самостоятельно. В противном случае всегда найдется тот, кто подменит ваши цели своими.
Вы родились свободным человеком. Поэтому имеете полное право высказывать свое мнение. Говорите, даже если кому-то ваша мысль покажется абсурдной. Во-первых, в споре как таковом нет ничего плохого, пусть вам возражают, если найдут разумные и логичные доводы. Во-вторых, вы никогда не обретете уважение окружающих, если не будете уважать себя. Поэтому отбросьте сомнения: ваша точка зрения имеет право на существования, как и точка зрения вашего оппонента. Высказывайте ее.
Не скрывайте своих эмоций. Вы имеете полное право гневаться, если что-то вас разозлило, улыбаться, если вы подходите к делу с юмором, грустить, если в душе у вас поселилась печаль. Никто не обязывает вас превращаться в этакого биоробота, всегда бодрого, жизнерадостного, позитивного. Показывайте себя настоящего, и люди начнут испытывать к вам доверие, потому что увидят, что вы не идеальны и не пытаетесь скрыть это.
Вы имеете право на отказ – помните об этом. Если вас о чем-то просят, но вы не можете или не хотите выполнять просьбу, говорите «нет». Помните: откликнуться на просьбу – в вашей доброй воле. Это не ваша обязанность. Ваш судья в такой ситуации – только ваша совесть, а не окружающие, которые тоже, что называется, не безгрешны. Не оправдывайтесь, не объясняйте мотивы отказа – просто твердо и однозначно, но вежливо откажите.
Следующий пункт очень важен. Вокруг нас много манипуляторов – людей, которые пытаются самоутверждаться за счет других. Они могут при этом прикрываться самыми благородными целями, говоря:
- «Я же желаю тебе только добра»;
- «Сделай как я говорю — это для твоей же пользы»;
- «Я же прошу вас оставаться на работе вторую неделю сверхурочно без оплаты только для блага организации, ведь только вы можете спасти положение».
Иногда манипулятор ловко подстраивается под роль жертвы:
- «Помоги мне, пожалуйста, сделать этот отчет, останься вечером на работе вместо меня, а то у меня ребенок и муж дома голодные, а я так устала»;
- «Я столько сил трачу на эту дачу, у меня болит спина, а вы, неблагодарные дети, не хотите помогать»;
- «Не оставляй меня, без тебя я не смогу жить, ты – моя вселенная. Без тебя у меня случатся гипертонический криз и инфаркт миокарда, так и знай».
Манипулятора необходимо немедленно обезвредить. Человек, владеющий ассертивным поведением, не позволит кому-то распоряжаться своей жизнью, какими бы предлогами манипулятор ни пытался прикрыть собственные цели и выгоды. В подобных ситуациях необходим четкий, но вежливо высказанный отказ.
Не обвиняйте себя за любое решение, даже если по прошествии времени вам покажется, что можно было сделать лучше. Если в тот момент вы не увидели иного выхода – значит, ваше решение было единственно верным. И не терзайте себя мыслями о том, что уже нельзя изменить.
Раньше считалось, что человек должен иметь твердое, раз навсегда устоявшееся мнение. Но это не так: жизнь учит нас быть гибкими, в противном случае мы можем либо отстать от происходящего, либо сломаться. Вы развиваетесь, растете, взрослеете – ваше мнение тоже меняется вместе с вами. Это нормально.
Еще один признак личности, обладающей ассертивным поведением, – умение слышать своего оппонента. Всем нам кажется, будто мы хорошие слушатели. Но приглядитесь повнимательнее: большинство из нас прислушивается к словам собеседника, дожидаясь момента, когда можно будет «вставить свои 5 копеек», дать совет, высказать свое мнение, даже если об этом пока не просят. Умение слышать собеседника – это умение понять мотивы его поведения, распознать причины, почему он отстаивает ту или иную позицию. Вам нужно мысленно переместиться из своего положения в его положение. Есть даже специальное упражнение, помогающее научиться это делать. Для этого, мысленно беседуя с кем-либо, нужно сесть на один стул, а рядом поставить второй. И, проговаривая доводы собеседника, пересаживаться на его стул.
Здесь мы вплотную подошли к вопросу об эмпатии. Ассертивность невозможна без эмпатии. Но важно не перегибать палку: надо прочувствовать своего оппонента, однако не принимать его позицию целиком и безоговорочно, забывая о себе. В этом случае легко стать жертвой, а ваша цель – не выполнить все требования собеседника, а добиться «мирного соглашения», компромисса.
Error!
Здесь стоит сказать, что у сторонников ассертивного поведения немало критиков. И эта критика вполне обоснована: очень уж легко, взявшись за следование описанным правилам, стать не гармонично развитой личностью, а натуральным эгоистом. Особенно, если игнорировать аспекты, связанные с уважением к другим людям.
Предложенные выше методы ведут к принятию компромиссного решения, которое устраивало бы обе стороны. Итак, человек с ассертивным поведением самодостаточен: он уверен в себе, имеет определенные цели в жизни, при этом настроен на принятие других и понимает, что мнение и цели окружающих могут не совпадать с его собственными. Такой человек не боится выглядеть в глазах собеседников малопривлекательно, не боится совершать ошибки (и признавать их). Он открыт для мира, он излучает спокойствие и уверенность, которые основаны на принципах самоуважения. Он всегда прислушивается к мнению окружающих, считает, что все люди обладают равными правами по умолчанию. Каждый волен распоряжаться собой и своей жизнью, но так, чтобы это не ущемляло прав и интересов других.
Если вы научитесь ассертивному поведению, весь мир будет открыт вам. Гораздо проще будет подняться по карьерной лестнице, наладить взаимовыгодные контакты с партнерами по бизнесу, сблизиться с ребенком, вступившим в подростковый возраст, найти свою любовь и не дать отношениям разрушиться.
Пожалуй, стоит стремиться к тому, чтобы ассертивное поведение стало нормой в обществе. Выходя «в люди», не стоит бояться показывать окружающим: «Вот я такой», но при этом обязательно искренне интересоваться: «А какие вы?».
Можно ли этому научиться? Можно. Как и всякая учеба, это труд, требующий приложения усилий. Однако в данном случае цель оправдывает средства: человеку с ассертивным мышлением жизнь дает намного больше возможностей добиться желаемого и всегда оставаться в мире с самим собой и близкими.
Ассертивность поведения: правила, навыки и развитие
Чтобы не пасть жертвой манипуляторов, достойно выйти из ситуации, в которой оказывается давление, мало быть просто воспитанным или гибким. Необходимо владеть навыками ассертивного общения
Автор Клубер На чтение 9 мин. Просмотров 1.7k. Опубликовано
Говорить «нет» – это целая наука, но именно принципы ассертивности позволяет делать это вежливо, мягко, соблюдая дистанцию и не нарушая чужих прав. Assert в переводе с английского значит «утверждать», «настаивать».
Ассертивность – что это?
Психологи употребляют понятие ассертивности, когда хотят характеризовать способность личности самостоятельно принимать решения, регулировать поведение, нести за него ответственность. При этом человек должен не поддаваться внешнему влиянию, не зависеть от оценок окружающих.
Таким образом, ассертивность – есть вожделенная «золотая середина» между двумя стратегиями поведения, которые используют большинство людей: агрессивное нападение или пассивная уступка. Человек либо не приемлет никаких других мнений, кроме своего, не замечает никого вокруг, для него существует лишь он и его потребность, и только это правильно. Либо видит и чувствует всех за исключением себя самого, ошибочно принимая чужие желания и потребности за свои. Личность полностью противопоставляет себя другим или сливается с ними.
Есть еще третий путь поведения – манипуляция. К нему прибегают люди, которые не видят разницы между честным способом достичь конструктивного компромисса и хитростью, откровенным обманом, вынуждающим жертву манипулятора поступать вопреки своей выгоде.
На заметку. Ассертивность же есть нечто среднее, поведенческая стратегия, когда существует не только «Я», но и другие. Окружающих принимают в расчет, но не позволяют чужим спутать собственные карты.
Ассертивность – это поведение, которое сочетает в себе:
- силу духа и вежливость;
- способность за себя постоять;
- четкое осознание, что отстаивать свои права – не значит отнимать чужие.
Особенно ценной ассертивность становится в ситуации, когда на человека оказывают давление. К примеру, предлагают совершенно ненужный товар по бросовой цене, просят об отдолжении, но не спрашивают, а нужно ли что-нибудь взамен.
Ассертивность позволяет тому, кто не заинтересован в товаре, отказаться от покупки, не чувствуя себя виноватым перед продавцом, которые битый час представляет товар лицом. Такой человек скорее не станет слушать о вещи, которую не собирается покупать, а уведомит другого, чтобы тот не тратил время зря, но лучше искал реальных покупателей. Он поступит так, потому что уважает другого настолько, чтобы честно сообщить о своих намерениях.
Как ведут себя ассертивные личности
Главные признаки ассертивности:
- уверенность;
- доброжелательность;
- ответственность.
Защищать собственные права эффективно можно только тогда, когда человек:
- в них уверен;
- выражает свое мнение открыто;
- прямо и честно делится мыслями и чувствами, «не пряча камней запазухой».
В таком случае отпадают ненужная тревога и тяжкое чувство вины. Ведь поведение ассертивной личности отличается ясным осознанием желаемого и уверенностью в том, что он может требовать этого, потому человек просит открыто и честно. Он осознает, что его желание – не мимолетный каприз, потому способен отстаивать его вежливо, аппелируя к здравому смыслу оппонента, веруя в его порядочность. Тогда поведение будет носить настойчивый характер, но не перешагнет рамки разумного уважительного отношения к другому.
Отказ никак не сказывается на самооценке ассертивного человека. Конечно, он может грустить, но его жизнь остается прежней, а слово «нет» не вызовет паники или обиды, потому что отказ или оценка окружающих не слишком значима и не способна поколебать самовосприятие такой личности.
Ассертивных людей отличает:
- Честное открытое поведение и живой интерес к окружающим. Ассертивность – это «заявление» человека о не позволении себя использовать. Индивид ясно дает понять – «я не собираюсь никого атаковать лишь потому, что другой таков, каков он есть». Ассертивный человек преследует цель открытого прямого общения. «Бросает вызов мечник на коне, а трогает открытое забрало».
- Физические отличия заключаются в поведенческих навыках человека, отличающегося ассертивностью общения. Из внутренней уверенности в своих силах вытекает способность индивида заявлять громко и четко о себе и своих желаниях, при этом держать осанку, смотреть на собеседника и прислушиваться к тому, что говорит другой.
На заметку. Ассертивность – значит не только отстаивание интересов, но и готовность сотрудничать, как только будут найдены общие точки соприкосновения.
Как вести себя ассертивно?
Ассертивность зиждется на праве выбора и уважении к окружающим. Человек должен понимать, что он:
- Имеет право на собственные мысли и чувства, равно как и право действовать в своих собственных интересах. При этом он должен отвечать за то, что думает, говорит и делает. Оценивать себя и свое поведение каждый должен сам, не полагаясь на оценки других.
- Может не просить прощения и не обязан объяснять свой выбор, отчитываться перед другими за свое поведение.
- Не несет ответственности за решение проблем окружающих, пока сам того не пожелает, не жертвует собой, не приспосабливается.
- Имеет право менять свое мнение и не должен извиняться или объяснять мотивы своего поведения.
- Может ошибаться, исправлять и отвечать за свои промахи и упущения, не чувствуя себя виноватым.
- Имеет право не знать и заявить об этом открыто и без страха.
- Не зависит от взглядов окружающих, их доброжелательности, хорошего отношения.
- Может принимать нелогичные решения, сказать «я не понимаю», так же заявить о том, что неинтересно.
Как оценивать степень ассертивности
Чтобы понять, придерживается ли человек правил ассертивного поведения, достаточно ответить на следующие вопросы:
- Я спокойно отношусь к встрече с новыми людьми в общественных местах?
- Я могу отказать, не чувствуя вины и беспокойства?
- Я могу корректно выражать такие сильные чувства, как злость, фрустрация, разочарование?
- Я могу запросто просить о помощи окружающих?
- Я способен учиться новому и выполнять незнакомые задания без особого напряжения?
- Я легко отличаю, где моя отвественность, и несу ее?
- Я обсуждаю свои взгляды и убеждения и не сужу тех, кто со мной не согласен?
- Я честно и открыто выражаю свое мнение в беседе с другими, даже если вижу, что со мной несогласны?
- Я заявляю другим, если их поведение задевает меня?
- Я выступаю уверенно на собраниях?
- Я верю, что мои потребности так же важны, как и нужды других, поэтому они должны учитываться?
- Я умею настаивать на своем, даже если большинство со мной несогласно.
- Я умею выражать злость или разочарование, не осуждая других.
- Я спокойно делегирую полномочия другим.
- Я ценю свой собственный опыт и приобретенную мудрость.
Если человек ответил утвердительно больше 10 раз, скорее всего ему присуща ассертивность поведения. Он с легкостью справляется со стрессовыми ситуациями, выходит из них с честью и выдерживает давление посторонних. Если же все обстоит не так гладко, то ассертивности можно и нужно учиться.
Как стать ассертивной личностью
Чтобы развить такую полезную черту, как ассертивность, следует придерживаться четких правил поведения и контролировать общение, избегая заученного поведения, иначе можно оказаться опять на тропе манипуляций:
- Говорить нужно всегда от первого лица, то есть от себя и про себя. «А не пора ли нам домой?» – это манипулятивное высказывание. «Я устал и хочу домой», – ассертивное заявление.
- Допустимо повторять необходимое раз за разом, сохраняя спокойствие. «Я не пойду с вами, потому что завтра мне рано вставать, у меня болит горло, я устал, хочу побыстрее добраться до дома…» – все это ненужные объяснения, которые вызывают у оппонента желание уговорить человека пойти.
- Отказывать надо в уважительной, и только в такой, форме.
- Открыто спрашивать «Чего вы от меня хотите?» каждый раз, когда возникает чувство, что другой манипулирует, хитрит, юлит.
- Воспринимать критику спокойно. Достаточно заметить, что другой может быть прав, но право окончательного суждения – прерогатива самого человека, а не стороннего наблюдателя.
- «Бесконечно» уточнять, что случилось, что чувствует собеседник, чего он хочет, чего ждет. Так можно снизить «накал страстей».
- Человек должен подчеркивать, что именно он делает и выбирает что-либо, а если он выберет что-то другое, это будет уже не он. «Я не уступлю вам, я такой человек».
Помимо описанных выше способов человек, который хочет развить ассертивность, должен:
- Учиться не только слышать, но и слушать других, и только выслушав внимательно, давать адекватный ответ.
- Спрашивать перед тем, как утверждать.
- Ценить то, что делают, к чему стремятся другие, и замечать их усилия.
- Признавать ошибки и просить за них прощения.
- Учиться ответственности.
- Уметь отдавать себе отчет о собственных действиях и поведении.
- Верить в то, что каждый (и я) заслуживает уважительного отношения априори.
- Сохранять индивидуальность, уметь отстаивать себя.
- Принимать критику и комплименты вежливо. Быть скромным.
- Знать свои границы и научиться говорить «Нет».
Книги, которые учат вести себя ассертивно
Человеку, который хочет «научиться» ассертивности, к прочтению можно рекомендовать книги по психологии, прежде всего такие, которые помогают восстановить самооценку, поверить в свои силы:
- «Искусство быть собой» и «Искусство быть другим» – две замечательные книги психиатра и психотерапевта В. Леви, который не просто излагает собственные мысли, но ведет вдумчивый разговор с читателем, заставляя задуматься над собственной значимостью, призывая вслед за русским классиком «выдавливать из себя раба». Ассертивность – это, прежде всего, умение «быть, а не казаться». Когда человеку говорят «просто будь собой» он теряется и не понимает, о чем идет речь, поэтому прежде, чем научиться этому, неплохо бы ознакомиться с трудами врача и психотерапевта.
- «Уверенность в себе». Автор книги, Кейт Кинан, учит читателя отстаивать свои права, почувствовать себя увереннее и свободно выражать собственные чувства и мысли. Такие поведенческие навыки очень полезны и, как упоминалось ранее, лежат в основе ассертивности.
- «Язык жизни. Ненасильственное общение». Автор книги, миротворец Маршал Розенберг, делится принципами и навыками общения, к которым прибегает сам, ведь ассертивность невозможна без навыков эффективной коммуникации.
- «Теория и практика ассертивности» Гейл Линдефильд – практикум для тех, кто устал отмалчиваться, быть скромной тихоней и твердо решил научиться не только общаться, но делать это максимально эффективно и конструктивно.
Невозможно превратиться из манипулятивной личности в ассертивную за одно мгновение. Переход совершается постепенно, потому что отказавшись разом от манипулятивных техник и защитных механизмов, человек ощутит себя совершенно беззащитным, а это грозит серьезными последствиями, от неврозов до психических заболеваний. Гораздо эффективнее развивать ассертивность постепенно, раз за разом оттачивая навыки общения, в котором нет нужды хитрить, чтобы добиться своего.
Новое видео:
Ассертивность в психологии 🍋 что такое ассертивное поведение
Автор Таня Хохлова в . Опубликовано Психология
Вконтакте
Одноклассники
Во всем разнообразии межличностных отношений чаще всего используются две основные тактики поведения. Следуя первой, человек стремится к выставлению себя пострадавшим, требующим сочувствия индивидом, вторая стратегия базируется на давлении на собеседника (авторитетом, властью, силой) для достижения своих целей. К сожалению не многие применяют третий способ взаимодействия, основанный на понятии «ассертивность».
Что такое ассертивность
Согласно определению, ассертивность это умение вести диалог с собеседником так, чтобы у него не возникало ощущения притеснения его интересов, при этом твердо и спокойно добиваясь своих целей.
Термин происходит от английского слова «assert»: быть напористым, доказывать, защищать свои права.
Ассертивность поведения человека выражается в активной, уверенной позиции, четком понимании своих целей и прав, готовности отстаивать собственное мнение. Такой человек не станет нарушать свободы и права окружающих ради достижения необходимого.
Основополагающая составляющая такой модели поведения – открытость и честность при любых социальных взаимодействиях. Такая модель поведения подразумевает долгое выгодное обеим сторонам сотрудничество, работу в команде.
Способность индивида к ассертивному поведению зависит напрямую от развития эмоционального интеллекта. Осознанность своих эмоций, контроль над их проявлениями, возможность сохранения эмоционального нейтралитета – важнейшее условие ассертивности.
Основные характеристики ассертивного поведения
- Понимание ответственности за свои поступки и слова. Согласно методике, каждый человек не имеет морального права обвинять собеседника за эмоции, вызванные его поведением.
- Открытое проявление уважения к себе и другим. Самоуважение – важный компонент ассертивности, при этом оно не должна выглядеть агрессивно, выстраиваясь на возвышении своей личности, за счет притеснения оппонента.
- Открытость в общении. В данном пункте основополагающими являются три качества личности – открытость, прямота, честность высказываемого мнения. Однако важно уметь высказать свое мнение так, чтобы у собеседника не возникло эмоционального дискомфорта и негативных эмоций.
- Умение слушать собеседника. Для использования ассертивного стиля общения очень важен навык внимательного выслушивания собеседника. Таким образом, можно понять точку зрения другого индивида, его устремления, жизненные интересы, чтобы в будущем учитывать их при общении.
- Умение находить возможную взаимную выгоду и проводить переговоры. Поиск общего выигрыша для каждой стороны – важная характеристика ассертивной модели поведения. Это способствует достижению своих целей, при этом создавая мотивацию для партнера по общению.
Как развить в себе способность к ассертивному поведению
Помимо таких общих рекомендаций, как тренировка устойчивости к стрессам, развитие способности контролировать эмоции и вежливость в диалогах, выделим основные правила использования интересующей нас методики общения.
Четко обозначьте свои границы
Установите для себя пределы допустимого в собственном поведении, отношении к вам окружающих и строго их придерживайтесь. Например, нет ничего плохого в отказе помочь своему коллеге, пока вы сами загружены работой.
Наличие границ особенно помогает, когда вы имеете дело с манипуляторами, постепенно получающими от вас, казалось бы, незначительные уступки. В большинстве случаев, уступив один раз, человек продолжает поддавать дальнейшему давлению со стороны манипулятора.
Сразу обозначая свои границы можно сходу пресекать попытки ущемления ваших свобод во благо собеседника.
Не имейте привычки постоянно извиняться
У многих людей есть привычка извиняться за всё подряд. Со временем она становится рефлексом, предоставляя возможность собеседникам пользоваться этим. Всегда извиняющийся человек в глазах собеседника не имеет того уважения, которое действительно заслуживает.
Всегда держите в голове свои границы из предыдущего пункта и знайте, когда стоит извиниться, а когда – нет. Всегда помните, что всякая просьба остается только просьбой, а ни в коем случае не вашей обязанностью ил приказом.
Помощь должна быть добровольной, например, всегда можно помочь людям которых вы цените и уважаете. Но даже перед ними не стоит извиняться, если вы физически не способны помочь. Это автоматически ставит вас в позицию обороны, делает в каком то смысле обязанным, затрудняет следующий отказ.
Помните, что всегда лучше уважительно и аргументировано отказать, чем просить прощения за это.
Возьмите на вооружение методику ASSA
К сожалению даже самые интеллектуальные собеседники не всегда способны понять, чем они могли вызвать у вас такое разнообразие негативных эмоций. Не надейтесь, что ваш партнер по общению сам поймёт мотивацию ваших чувств, скажите ему об этом прямо, используя приведенную ниже методику.
- Alert (сигнал тревоги): распознавание несоответствующего вашим границам поведения партнера. Все когда-то замечали внутри себя дискомфорт при общении с определенным человеком, но не многие готовы выражать его. При первых проявлениях такого дискомфорта стоит откровенно, но не обвиняя, сообщить об этом своему собеседнику.
- State (состояние): поделитесь с партнером своим эмоциональным состоянием. Вы раздражены или раздосадованы? Не стоит делать вид что всё вас устраивает, скажите всё как есть.
- Sale (продажа): объясните человеку, что не потерпите в будущем такого стиля общения. Важно не проявлять враждебности, не возвышать себя над оппонентом, чтобы дать ему сохранить своё лицо в сложившейся ситуации.
- Agree (согласие): если вы правильно следовали методике, четко обозначили ему свои границы, были дружелюбны и вежливы, можно переходить к согласию. Предложите выход из сложившихся обстоятельств, устраивающий вас обоих. Согласится ли собеседник – его выбор, но даже в случае отказа вы остаетесь честны и откровенны перед ним.
Старайтесь всегда оставаться спокойным
Когда человек несмотря на все наши усилия, продолжает игнорировать поставленные границы, есть риск потерять контроль над эмоциями и выйти из себя. Последствия обычно бывают катастрофичны. Чтобы не допускать такого развития событий всегда анализируйте собеседника и причину его действий.
Возможно, у него самого серьезные проблемы, ужасное эмоциональное состояние и именно поэтому он ведет себя так неподобающе. Заинтересуйтесь его попытками манипуляции или просьбой, почувствуйте себя психологом. Это поможет, не используя лишние эмоции отказать ему в просьбе и прекратить диалог с минимальным раздражением.
Манипулятивные убеждения и навязчивые собеседники были и остаются источником постоянного нервного напряжения, огромных психических, а иногда и физических (при этом полностью бесполезных для вас) затрат.
Знание и использование методик ассертивности – необходимость для любого любящего себя и свою жизнь человека. Это гарантия возможности проводить жизнь свободно, тратить свое время и ресурсы на саморазвитие и помощь тем, кто её по вашему мнению достоин.
Вконтакте
Одноклассники
развитие, упражнения, правила, навыки, принципы, примеры, техники, что это такое простыми словами
Английское слово «assert» означает: настаивать на своём, защищать, доказывать.
Английское словосочетание «must have» буквально переводится как «должен иметь».
Так что же это за доказательная защита, которая обязательно нужна каждому из нас?
Ответы в статье.
Определение ассертивности
Общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Здесь можно выделить несколько моделей поведения:
- Пассивное.
- Агрессивное.
- Ассертивное.
Пассивные люди избегают конфликтов, не умеют отстаивать личные границы, умалчивают о своих чувствах, прячутся за кем-то.
Агрессивные люди ведут себя точностью до наоборот: повышают тон, не считаются с другими, ведут себя нагло и заносчиво.
Часто встречается смешанная модель поведения, пассивно-агрессивная, когда человек молчит о причинах своего недовольства, но изводит других, например, язвительными насмешками.
Ассертивная же модель поведения является «золотой серединой»: люди твёрдо, но тактично отстаивают свои границы, интересы и желания; ищут компромисс; умеют и не боятся вести переговоры.
К сожалению, не всех людей устраивает идти на уступки, по их мнению, гораздо эффективнее «надавить» или «подстроиться» и получить желаемое в полном объёме. Но не следует забывать, что такие приёмы отнимают много душевных сил и портят отношения с оппонентами.
Итак, ассертивный человек умеет:
- Определять, чего он хочет.
- Определять, соответствует ли его желание нормам этики.
- Чётко заявлять о своих желаниях.
- Принимать различные решения и их последствия, даже неприятные.
- Не напрягать голоса, нервов и обстановки.
- Открыто выражать свои чувства.
- Свободно принимать и дарить комплименты.
- Подвергать других этичной критике и самому без проблем подвергаться ей.
- Иными словами, ассертивный человек – это сильная и спокойная личность, знающая себе цену.
Выработка ассертивного поведения
Что делать, если ты не ассертивен, но стремишься к этому?
Ответ прост: научиться! Есть специальные техники для выработки этой модели поведения.
Шаг первый: осознание проблемы
Существует специальный список неоспоримых прав человека:
- Просить того, чего хочешь, но не требовать желаемого.
- Иметь своё мнение и открыто выражать его.
- Поступать нелогично и необоснованно.
- Принимать решения и их последствия.
- Выбирать, принимать ли участие в разрешении чужой проблемы.
- Не знать и не понимать чего-то.
- Ошибаться.
- Добиваться успехов.
- Менять свои взгляды и мнения.
- Иметь личные секреты.
- Уединяться, быть самостоятельным и независимым.
- Перевоспитывать себя и пользоваться всеми своими правами.
Если по какому-то пункту возникают мысли типа «да ну, это перебор!», значит, над ним (или над ними) надо работать.
Ещё важно не забывать, что все права, данные тебе, даны и другим людям. То есть, другие тоже имеют право на ошибку, незнание чего-то, свои секреты.
Шаг второй: изучение матчасти
Если возникло понимание, что нам есть, к чему стремиться, то теперь надо чётко обозначить, к чему. Каким будет конечный результат?
Мы разовьём такие качества как настойчивость, умение вести переговоры, сможем спокойно воспринимать критику, научимся вовремя распознавать попытки подчиняющего (манипулятивного) поведения и твёрдо его пресекать. Самый настоящий маст-хэв.
Подчиняющее поведение – это вопросы или замечания других людей, которые нарушают твои непосредственные права. Как правило, это едва заметные манипуляции, прикрытые «благими намерениями», чтобы ты сказал или сделал то, что не хочешь.
К основным проявлениям ПП можно отнести:
- Брюзжание.
- Чрезмерное любопытство.
- Наставления.
- Сомнения.
- Ненужные советы.
- Оскорбительная классификация.
Реагируя на такие выпады, нужно помнить основные цели:
- Защитить личные права и чувство собственного достоинства.
- Дать понять источнику ПП, что ты распознал его скрытые сигналы.
- Быстро прекратить попытки подчинить тебя.
Для этого нам понадобятся:
- Настойчивость.
- Умение конструктивно критиковать.
- Желание компромисса или перемен.
Самое распространённое упражнение для тренировки настойчивости называется «испорченная пластинка». Суть в том, чтобы спокойно повторять снова и снова один и тот же текст, который ты хочешь донести до оппонента. Если не менять слова и интонацию (она должна быть спокойной), то рано или поздно человек уступит или пойдёт на переговоры.
Несколько «золотых правил» ведения переговоров:
- Спокойствие: не нервничать и не повышать голос.
- Суть: говорить только по делу, не уходя в пространные рассуждения.
- Понимание: стараться понять точку зрения другого человека.
- Компромисс: искреннее желание найти такое решение проблемы, которое устроит всех.
- Критика: если уж не обойтись без критических замечаний, то надо уметь их правильно доносить: только по делу, без обобщений и переходов на личности.
Критика – это вообще болезненный момент для многих людей. И если с тем, как правильно критиковать других, мы разобрались, то как быть с восприятием критики?
На этот случай есть три метода:
- Негативное подтверждение. Это означает спокойное согласие со сказанным.
- Туман. Спокойное (опять же!) признание в том, что в сказанном, возможно, есть доля правды.
- Негативный вопрос. Активное поощрение сказанного с уточнениями.
Шаг третий: практика
Как ни крути, а без активных действий над самим собой мы ничего не добьёмся. Итак, осознали проблему, разобрались в том, как что работает и что для чего нужно. Теперь нам нужны практические действия для отработки и закрепления навыков ассертивности. Иначе говоря, мы формируем у себя новые реакции на старые ситуации.
Упражнения:
Записываем на листке все приходящие в голову ассоциации к слову «ассертивность». Разделяем их на положительные и отрицательные. Анализируем. Выводим из написанного собственную формулировку определения ассертивности.
Вспоминаем фразы в свой адрес, которые прямо противоположны ассертивности. Обдумываем.
Вспоминаем ассертивного человека из своего окружения. Анализируем его поведение, привычки, достижения, успехи. «Притворяемся» им. Отмечаем, что изменилось в нас самих и что изменилось бы вокруг нас.
Изображаем поочерёдно перед зеркалом пассивного, агрессивного и ассертивного человека. Запоминаем отличия. Следующим этапом ищем вербальные и невербальные признаки этих моделей поведения в других людях.
Вдумчиво перечитываем, обдумываем и усваиваем список своих прав. Не откладываем на неопределённый срок проработку трудных пунктов.
Работаем с комплиментами: отпускаем и принимаем. Фиксируем их общее количество, процент принятий/отклонений, изменения в своём настроении.
Письменно отвечаем на вопросы:
- Что в моей фигуре и характеристиках интеллекта мне особенно нравится?
- Что я делаю лучше, чем другие?
- Какими своими способностями я могу гордиться?
- Что самое трудное я сделал в своей жизни?
- Что мне импонирует в собственной индивидуальности?
- Чем в своей жизни я горжусь больше всего?
Записываем свои любые достижения, даже самые маленькие!
Делим лист на две колонки. Слева пишем свои цели, справа – возможные риски. Отдельно выписываем страхи, которые мешают достигать целей. Соотносим страхи со списком прав ассертивного человека. Ещё на одном листе выписываем все последствия своих действий: переживания, испытания, впечатления. Даём себе слово постоянно увеличивать это список.
Анализируем диалоги (хоть книжные, хоть реальные) и учимся в них включаться.
Продумываем себе комфортный внешний вид: одежда, причёска, украшения, макияж. Главное, чтобы это всё соответствовало внутреннему настрою.
Учимся «испорченной пластинке» и сценарию.
Сценарий – модель ситуации, которую нужно решить ассертивным способом. Включает в себя:
- Характеристика ситуации: Краткие объективные факты.
- Ощущения: Чёткое обозначение наших чувств, без обвинений кого-либо.
- Запросы: Реальное желаемое действие.
- Результаты: Что получится в итоге, если желаемое (не) произойдёт?
Отрабатываем навык ассертивных ответов на любые проявления ПП.
Самокритика. В левой колонке пишем свои негативные качества. В правой – преобразовываем их в позитивные.
Учимся правильно критиковать других.
Вспоминаем критические замечания от людей в свой адрес. Находим ассертивные ответы. Учимся применять метод в реальной жизни.
Выводы
Как видно из вышесказанного, «прокачать» ассертивность может любой человек. Никогда не поздно меняться к лучшему!
Чтобы изменить мир, надо начать с себя, а здесь всё в наших руках. Отказ от деструктивных моделей поведения — это первый шаг к здоровому обществу. Здоровое общество – здоровые изменения. Здоровый мир.
Это здорово!
Ассертивность — ассертивное поведение при манипуляции
Ассертивный человек — это успешная, независимая личность, и часто такие люди становятся причиной раздражения и осуждения одних, а у других вызывают чувство восхищения и зависти. Ассертивность – навык, который при желании можно развить.
Что такое ассертивность?
Ассертивность — это модель поведения человека, который полностью взял под контроль свои чувства, эмоции, то, как он проживает свой жизненный опыт и отношения в социуме. Понятие ассертивности пришло из английского языка, трактуется как отстаивание своего мнения, прав и выражено в постулате: «я не должен ничего тебе, как и ты мне, мы – равные партнеры».
Ассертивность в психологии
Впервые, концепция ассертивности заявила о себе в 50-х годах XX в. в работах А. Солтера (амер. психолога-гуманиста). В своей теории А. Солтер большое значение придавал уязвимости личности в социуме, формирование защитной агрессии и овладение манипулятивным поведением, такие взаимоотношения между людьми приводят к тупику, считал ученый. Другой полюс агрессии – пассивность, является непродуктивным поведением, и только ассертивная личность, по мнению А. Солтера обладает нужным для общества спектром качеств.
Признаки ассертивного поведения
Ассертивное поведение это понятие очень сходное с самодостаточностью и часто тождественное с ним. По каким признакам можно узнать ассертивное поведение:
- личность адекватно и осознанно воспринимает себя и других;
- внутреннее и внешнее спокойствие;
- правильно оценивает свои действия;
- целеустремлен;
- искренне выражает свои чувства;
- отстаивает свои границы и уважителен к границам других людей;
- внимательно слушает и дает до конца договорить;
- поддерживает зрительный контакт с собеседником;
- полностью отвечает за проявление своих чувств;
- умеет растождествляться с чувствами других людей.
Правила ассертивного поведения
Ассертивное поведение предполагает взятие личностью ответственности за свою жизнь и того, что с ней происходит. Общие принципы или правила, которым следует в своем развитии человек, вставший на путь ассертивности:
- Эффективная коммуникация с людьми в ключе искренности, честности и прямоты.
- Демонстрация личностью позитивного намерения.
- Невовлечение в конфликт и проявления агрессии со стороны других
- Уважение точки зрения собеседника не в ущерб себе.
- Стремление к компромиссу и взаимовыгодному сотрудничеству для обеих сторон.
Ассертивные права человека
Люди, которые поддержали данную психологическую концепцию, следуют определенным постулатам, которые сформулировал в своей книге «Тренинг уверенности в себе» Мануэль Смит (американский психотерапевт). Ассертивные права базирующиеся на самоутверждениях, что каждая личность имеет права:
- оценивать свое поведение, чувства, мысли;
- не объяснять и не извиняться;
- принимать решение до какой степени отвечает или не отвечает за решение проблем других;
- менять мнение;
- совершать ошибки;
- сказать «Я не знаю!».
- не зависеть от доброжелательного мнения других людей;
- принимать нелогичные решения.
- «не понимать» остальных.
- открыто, без чувства вины сказать «мне это не интересно!».
Как измерить ассертивность?
Для того, чтобы понять является человек ассертивной личностью, или у него есть задатки к такому стилю поведения существует простой тест на ассертивность, в котором необходимо ответить «Да», «Нет» на предлагаемые вопросы:
- Ошибки других вызывают во мне раздражение.
- Я могу спокойно напомнить другу о прошлом долге.
- Иногда я лгу.
- Я могу сам позаботиться о себе.
- Мне случалось не платить за проезд в транспорте.
- Соперничество продуктивней сотрудничества.
- Я переживаю из-за пустяков.
- Я очень решительн/ый/ая и самостоятельн/ый/ая.
- Я испытываю чувство любви ко всем, кого знаю.
- У меня есть вера в себя и понимание, что я справлюсь со многими проблемами.
- Я должен быть всегда начеку и защищать свои интересы.
- Не смеюсь над неприличными шутками.
- Признаю и уважаю авторитеты.
- Из меня нельзя вить веревки — я протестую.
- Добрые начинания поддерживаются мной.
- Я не лгу никогда.
- Я практичен.
- Меня угнетает сам факт предполагаемой неудачи.
- Изречение «Руку помощи ищи, прежде всего у своего плеча» вызывает во мне согласие.
- Друзья сильно влияют на меня.
- Всегда прав, даже если другие не признают моей правоты.
- Участие важнее, чем победа.
- Прежде чем что-то предпринять, анализирую и представляю, что об этом подумают другие люди.
- Зависть мне не свойственна.
Необходимо подсчитать количество положительных утверждений по ключам:
- Ключ А: 1,6,7,11,13,18,20,23.
- Ключ В: 2,4,8,10,14,17,19,22.
- Ключ С: 3,5,9,12,15,16,21,24.
- Ключ А лидирует по количеству положительных ответов: есть представления об ассертивности, но в жизни не применяются. На этом уровне недовольство по отношению не только к окружающим, но и к самому себе. Наименьший показатель по положительным ответам: человек не использует многие шансы по жизни.
- Ключ В. Если положительных утверждений здесь больше, то смело можно считать человека на правильном пути к овладению навыками ассертивного поведения. Иногда может случаться агрессия. Наименьший показатель баллов в этом ключе не означает, что нельзя научиться ассертивности, важно проявить желание и упорство.
- Ключ С: высокие параметры в данном ключе указывают на высокие шансы человека овладеть ассертивностью. Низкий показатель по положительным утверждениям – человек находится в иллюзии видения себя в лучшем свете, неискренен с собой и окружающими. Есть над чем поразмыслить.
Как развить ассертивность?
Ассертивный человек, это тот человек, который осознал свои деструктивные сценарии и принял решение изменить свою жизнь. Развивать ассертивность можно самостоятельно, для этого нужно:
- увидеть в себе свободную в выражении творческую или «творящую» личность;
- признать, что другие люди также вольны в своих мнениях, чувствах и эмоциях;
- быть доброжелательным и искренним.
- взгляд, голос, мимика и жесты должны излучать уверенность.
Манипулирование и ассертивность
Ассертивное поведение при манипуляции является отличным инструментом против навязывания манипуляторами шаблонов, но есть риск скатиться до уровня манипуляторства на первоначальном этапе, когда ценными признаются только собственные права человека практикующего ассертивное поведение, поэтому человек должен понимать и осознавать, что ассертивные права, в той же степени отражают права других людей и тогда – это равноценные отношения.
Ассертивность — книги
Упражнения и практики по развитию ассертивности представлены в книгах-бестселлерах:
- «Как делать все по своему». С. Бишоп. Ассертивный человек – это успешная личность противостоящая манипуляциям и агрессии. В книге разобраны методики как отстаивать свои интересы, без западания в конфликты.
- «Язык жизни. Ненасильственное общение». М. Розенберг. Метод ННО помог тысячам людей и изменил их жизни к лучшему.
- «Теория и практика ассертивности, или Как быть открытым, деятельным и естественным». Г. Линделфильд. В книге описаны методики развития в себе ассертивных качеств для эффективного взаимодействия с людьми.
Психологические инструменты: здоровая напористость | HealthyPsych.com
Напористость — это общение и уважительное поведение по отношению ко всем вовлеченным сторонам. Это определение напористости на самом простом уровне. Продолжайте читать этот пост в блоге, чтобы узнать больше о здоровой самоуверенности.
Коммуникация и поведение могут варьироваться от пассивного до напористого и агрессивного.Когда вы пассивны, не выражаете свои потребности или опасения, вы не уважаете себя. По сути, вы говорите, что ваши потребности и чувства не важны.
Когда вы агрессивны, грубо выражаетесь или манипулируете, вы проявляете неуважение к другому человеку. Здесь вы говорите, что потребности и заботы другого человека не важны.
Напористость находится посередине, когда вы действуете и сообщаете о своих потребностях и интересах честно и с уважением как к себе, так и к другому человеку.Здесь вы, по сути, отстаиваете себя здоровым образом.
Если вы пытаетесь стать более напористым, используйте эту простую модель в качестве ориентира. Задайте себе такие вопросы, как: «Уважаю ли я себя в этой ситуации?» «Я не уважаю этого другого человека тем, как я с ним обращаюсь?» Если ваши ответы указывают на обесценивание себя или другого человека, попробуйте другой подход.
Имейте в виду, что вам не обязательно нравиться собеседник. На самом деле, иногда нам нужно проявлять настойчивость — отстаивать свои права — с людьми, с которыми на самом деле довольно сложно.Возможно, это не те люди, которых вы уважаете с точки зрения их поведения, но напористость заключается в том, что ВЫ действуете с уважением как к себе, так и к другому человеку.
Иногда люди интуитивно понимают, что имеет смысл, но беспокоятся о результате. Например, они могут не захотеть обидеть другого человека или могут опасаться какой-то негативной реакции. В большинстве случаев, если то, что вы хотите сказать или сделать, можно сделать с уважением ко всем вовлеченным сторонам, то это полезно и полезно сообщить об этом.Реже вы можете оказаться в ситуации, когда человек испытывает непостоянный гнев. В таких ситуациях нужно помнить о том, с кем вы взаимодействуете, поскольку безопасность всегда является приоритетом. Лица, имеющие проблемы с управлением гневом и склонные к насилию, могут чувствовать угрозу из-за напористого поведения. Если это так, то вам нужно попытаться предвидеть, может ли напористость спровоцировать агрессивную реакцию. Если вы чувствуете, что это возможно, лучше не приближаться к этому человеку, пока не появится более безопасное время, чтобы сообщить о своих потребностях.
Ссылка : Reilly PM, Shopshire MS, Durazzo TC и Campbell TA. Управление гневом для клиентов, злоупотребляющих психоактивными веществами и психического здоровья: рабочая тетрадь. HHS Pub. № (SMA) 12-4210. Роквилл, Мэриленд: Центр лечения наркозависимости, наркологической и психиатрической помощи, 2002 г.
,
Тренировка уверенности: лечение, основанное на забытых доказательствах
В этом сообщении блога SCP, написанном Бриттани Спид, Брэндоном Голдштейном и доктором Марвином Голдфридом, обсуждается их недавняя публикация в CP: SP, посвященная роли тренинга в клинической психологии.
Хотя психотерапия существует уже более века, в этой области изо всех сил пытались опираться на результаты исследований с последовательным накоплением доказательств. Одна из причин этой проблемы может заключаться в том, что у нас была тенденция уделять больше внимания новому за счет того, что было сделано в прошлом.Эта тенденция игнорировать прошлые исследования, вкупе с несколькими сменами парадигм в исследовательских целях и методологии, является проблематичной, поскольку в конечном итоге приводит к повторному открытию прошлых результатов, что подрывает прогресс. Чтобы проиллюстрировать и исправить эту проблему, мы стремились восстановить автономное трансдиагностическое лечение, которое в значительной степени исчезло из литературы, когда исследования перешли от очаговых, размерных и клинически значимых проблем к использованию пакетов лечения для лечения расстройств DSM .
В 1970-е и 1980-е годы обучение ассертивности занимало видную роль в клинической поведенческой терапии. Напористое поведение определялось как любое действие, которое отражает собственные интересы человека, в том числе постоять за себя без значительного беспокойства, комфортно выражать свои чувства или осуществлять свои собственные права, не отрицая прав других. Таким образом, неуверенное поведение, наблюдаемое как в клинических условиях, так и на основании результатов исследований, отражает трудности людей в отстаивании себя — выражении своих желаний или потребностей, мыслей и чувств.Мы можем думать об напористости как о непрерывном континууме, в котором проблемы с напористостью могут проявляться как чрезмерная уступчивость (т.е. покорность / неуверенность) или чрезмерная враждебность (т.е. агрессивность). Таким образом, вместо того, чтобы быть покорным или агрессивным, цель обучения уверенности состоит в том, чтобы помочь клиентам лучше выразить словами то, что они хотят в различных жизненных ситуациях. В некотором смысле, тренировка самоуверенности, в которой используются различные когнитивно-поведенческие техники, может быть концептуализирована как компонент тренировки социальных навыков, которая в целом направлена на то, чтобы помочь людям уменьшить любые связанные с тревогой запреты и изучить определенные навыки для развития более компетентного социального функционирования ,
Начиная с 1960-х годов, появилось значительное количество фундаментальных научных доказательств, связывающих неуверенность с конкретными клиническими проблемами, а также результаты исследований результатов, указывающие на то, что тренировка уверенности в себе может действительно иметь положительное влияние на различные клинические симптомы. В целом, ранние фундаментальные исследования подтверждают мнение о том, что настойчивость обратно коррелирует как с конкретными клиническими проблемами, такими как депрессия, тревога и сопутствующие диагнозы, приводящие к серьезным психическим заболеваниям, так и с клинически важными трансдиагностическими переменными, такими как самооценка и удовлетворенность отношениями.Более того, исследования результатов лечения показывают, что нацеливание на самоуверенность с помощью поведенческих (например, репетиция поведения) и / или когнитивных средств (например, когнитивная реструктуризация) увеличивает настойчивое поведение, уменьшает симптомы депрессии и тревоги, а также улучшает самооценку и удовлетворенность отношениями. Все это подтверждает полезность тренировки на уверенность в себе как важного самостоятельного клинического вмешательства.
Несмотря на то, что это разовое базовое вмешательство, обучение настойчивости резко сократилось в литературе по клиническим и терапевтическим исследованиям.В период с 1967 по 1999 год в результате поиска PsycINFO «тренинга самоуверенности» было получено 762 статьи, примерно 23 публикации в год. С 2000 года по настоящее время тот же поиск дал всего 181 статью, или примерно 11 публикаций в год. Это снижение заслуживает особого внимания, поскольку оно произошло в то время, когда темпы роста публикаций в различных областях науки увеличились на на с расчетными темпами в 8-9% с годами.
Рис. 1. Количество цитирований, публикуемых за год, с шагом 10 лет, с 1967 г. по настоящее время.Цитаты были получены из PsycINFO с использованием поискового термина «тренинг самоуверенности»
Как видно на Рисунке 1, несмотря на то, что, начиная с 1960-х годов, было несколько десятилетий обширной клинической и исследовательской литературы по терапевтическому применению тренинга ассертивности, это начало меняться в 1980-е годы. Именно в этот момент NIMH отошел от психосоциальной модели, ориентированной на конкретные психологические проблемы, и принял больше медицинской модели для лечения психологических проблем, рассматривая психологические проблемы больше как расстройства.С этим сдвигом приоритеты финансирования отошли от исследований уверенности и других трансдиагностических переменных (например, совершенства и прокрастинации), а вместо этого поставили приоритет исследованиям, сосредоточенным на расстройствах DSM .
Хотя работа по обучению самоуверенности в литературе значительно сократилась, она продолжала присутствовать на заднем плане, упоминалась под разными названиями и как часть более крупных пакетов лечения, обычно разрабатываемых для лечения конкретных психических расстройств.Например, при использовании Лайнханом диалектической поведенческой терапии для пациентов с пограничным расстройством личности, тренинг по межличностной эффективности фокусируется на ситуациях, когда цель состоит в том, чтобы что-то изменить (например, попросить кого-то что-то сделать) или противостоять изменениям, которые пытается сделать кто-то другой. сделать (например, сказать нет). Обучаемые навыки призваны максимально увеличить шансы на то, что цели человека в конкретной ситуации будут достигнуты, и в то же время не повредить отношениям или самоуважению человека.Кроме того, целеустремленные действия, основанные на ценностях, являются основным компонентом терапии принятия и приверженности, которая предполагает, что человек выявляет поведение, соответствующее его целям и ценностям, и участвует в нем, несмотря на опасения неудачи или отрицательной оценки. Примечательно, что оба этих метода КПТ «третьей волны» стали чрезвычайно популярными и хорошо зарекомендовавшими себя, хотя присутствие тренинга на уверенность в этих ручных методах лечения было упущено.
Есть важные вопросы, которые следует учитывать, когда тренинг самоуверенности существует как просто часть более крупного пакета лечения под другим названием и для лечения конкретного расстройства DSM .Во-первых, несмотря на доказательства его эффективности, обучение настойчивости, вероятно, будет менее узнаваемым в качестве важного самостоятельного вмешательства, поскольку оно является частью более полного пакета ручного лечения. Кроме того, совместное возникновение клинических проблем (например, тревожности и депрессии), вероятно, будет рассматриваться как коморбидность, а не включаться в индивидуальную формулировку случая, которая касается функциональной взаимосвязи между тревогой и депрессией. Далее, когда название клинической проблемы (напр.g., неуверенность) или вмешательство (например, тренировка уверенности), последствия изменения названия заключаются в том, что прошлые клинические и исследовательские работы теряются при поиске литературы.
Учитывая ограничения протоколов лечения, предназначенных для гетерогенных диагностических категорий, был выдвинут аргумент, что будущие исследования и лечение должны быть сосредоточены на индивидуальных характеристиках клиента, которые могут способствовать возникновению их симптомов. В соответствии с этой точкой зрения, инициатива NIMH Research Domain Criteria (RDoC) сместила приоритеты финансирования с исследований, основанных на диагнозах DSM , на более базовые психологические конструкции.В этом контексте напористость является многообещающей целью для дальнейшего изучения, поскольку это явно размерная конструкция, имеющая отношение к множеству психологических проблем среди здоровых и больных людей. Кроме того, тренировка уверенности включает в себя оценку и модификацию эмоциональных, когнитивных, поведенческих, мотивационных и социальных процессов, которые были определены как ключевые области для дальнейшего исследования в рамках RDoC.
Учитывая его обещание стать потенциальным посредником / модератором различных клинических симптомов, неуверенность явно является переменной, требующей будущих исследований, включая исследование того, как трудности с самоуверенностью в детстве и подростковом возрасте могут указывать на уязвимость для развития различных клинических симптомов: такие как беспокойство, депрессия, проблемы в отношениях и самоэффективность.Мы надеемся, что в будущих исследованиях в рамках этой структуры можно будет изучить эффективность обучения уверенности в себе как профилактического или раннего вмешательства для людей, отнесенных к группе высокого риска психологических проблем.
Вопросы для обсуждения
- Полезна ли тренировка уверенности при всех психологических проблемах или только при интернализующих расстройствах?
- Какие процессы изменений приводят к изменениям в результате обучения настойчивости?
- Что может сделать область клинической психологии, чтобы предотвратить исчезновение прошлых открытий по психотерапии в литературе?
Артикул
Скорость, Б.К., Гольдштейн, Б. Л., и Голдфрид, М. Р. (2017). Тренинг самоуверенности: лечение, основанное на забытых фактах. Клиническая психология: наука и практика .
Автор Биографии
Бриттани Спид — доктор философии по клинической психологии. кандидат Университета Стоуни-Брук. До учебы в Стоуни-Брук она получила степень бакалавра психологии в Университете Британской Колумбии. Ее клинические и исследовательские интересы включают понимание роли размерных трансдиагностических факторов, таких как нарушение регуляции эмоций и личность, в развитии и сохранении клинических проблем.
Брэндон Голдштейн — доктор философии по клинической психологии. кандидат Университета Стоуни-Брук. До учебы в Стоуни-Брук он окончил Мэрилендский университет в Колледж-Парке со степенью бакалавра психологии. Брэндона интересуют этиологические маркеры интернализующих расстройств и то, как маркеры проявляются в зависимости от клинической картины и периодов развития.
Марвин Р. Голдфрид, доктор философии Заслуженный профессор психологии в Университете Стоуни Брук.Он дипломированный специалист в области клинической психологии и обладатель множества наград различных профессиональных организаций. Он является основателем журнала In Session: Psychotherapy in Practice и автором множества статей и книг. Д-р Голдфрид является соучредителем Общества изучения интеграции психотерапии (SEPI), основателем AFFIRM: Психологи, утверждающие свою семью лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (www.sunysb.edu/affirm), а также основателем организации Two-Way Мост между исследованиями и практикой (www.stonybrook.edu/twowaybridge).
.