Контаминация и антиципация в логопедии
Слоговая структура слова
Замечание 1
Нарушения в слоговой структуре слова обуславливаются наличием кинетической апраксии, которая характеризуется тем, что ребенок не способен плавно переходить от одной словесной модели к другой модели. У детей с моторной аллалией не не формируется операция интеграции, то есть отдельные слоги не объединяются в артикуляционную программу. Ребенок не способен произнести слог изолированно.
Слоговую структуру обследуют в первую очередь, так как на ее основе логопед имеет возможность предположить степень недоразвития речи у ребенка. Если элизии преобладают в речи, это первый уровень недоразвития речи, то есть отсутствуют фразы. Если имеет место персеверация, итерация, антиципация и контаминация, — это второй уровень недоразвития речи, то есть ребенок начинает овладевать фразовой речью. Постановка слогов характерна для третьего уровня, у ребенка отмечена развернутая фразовая речь.
Антиципация и контаминация в логопедии
Определение 1
Антиципации – это предвосхищение и уподобление одного слога другому. Например, замена ребенком слогов в словах: «баририна» — балерина, «деверья» — деревья, «пипитан» — капитан и пр.
Примеры антиципаций в письменной речи:
- в пределах одного слова: «на девевьях», «дод крышей» и пр.;
- в пределах словосочетания и предложения: «Жукчат ручейки».
Основанием ошибок вышеуказанных видов служит слабость дифференцировачного торможения в коре головного мозга ребенка.
Ошибки на уровне слова. В отличие от устной речи, когда слова в ходе разговора произносятся слитно, на едином выдохе, в письменной речи слова стоят обособленно, что требует особого внимания. Несовпадение в нормах устной и письменной речи привносит ряд трудностей в начальное обучение письму. При написании обнаруживается такой распространенный дефект при анализе и синтезе слышимой речи, как нарушение индивидуализации слова: ребенок не способен уловить и вычленить в потоке речи ряд устойчивых речевых единиц и их элементов. Это приводит к тому, что ребенок слитно пишет смежные слова или пишет раздельно части одного слова.
Раздельное написание частей слова отмечается чаще всего в следующих ситуациях:
- если приставка или начальная буква в бесприставочных словах, или слог похож на предлог, союз или местоимение – «и ду», «на чалось», «я сный» и пр. Очевидно, в этой ситуации отмечается генерализация правила, касающегося раздельного написания служебных частей речи;
- если подряд стоит несколько согласных и у них снижена артикуляторная слитность, то отмечается разрыв слова – «б рат», «поп росил», «п челы» и пр.
Отмечается масса ошибок следующего плана: «по дкроватью», «по дстулом», «отнеси книгу отварищу», «за зашиной» — за машиной и пр., что может быть объяснено фонематическими особенностями слогораздела на границе предлога и следующего слова.
Обычно слитно пишутся служебные слова – предлоги и союзы – с последующим или предыдущим словом, например, «ветви елии сосны». Часто отмечают случаи слитного написания двух и более самостоятельных слов: «быличудные дни», «кругомтихо» и пр.
Своеобразными являются ошибки по смещению границ слов, которые включают одновременное смешение смежных слов и разрыв одного из них, например «удедмо Рза» — у деда Мороза.
При грубом нарушении звукового анализа отмечаются контаминации слов.
Определение 2
Контаминация – это ошибочное воспроизведение слова, которое является смешением элементов двух или более слов.
Пример 1
Например, «белток» — белок и желток, «лептбау» — лепят бабу, «блям» — была зима, «мишкпаркилрит» — в мешке подарки для ребят и пр.
Морфемный аграмматизм отражает в письменной форме трудности анализа и синтеза частей слов. Ошибки могут быть обнаружены на этапе операции словообразования. Так, например, стараясь подобрать проверочное слово, чтобы прояснить конечный согласный звук могут быть созданы образования, несвойственные для языка: мёд – мёдик.
Образуя существительные при помощи суффикса – ищ- : рука – «рукища», нога – «ногища».
Ошибки в словообразовательной функции отмечается особенно четко при образовании прилагательных от существительных, например: цветок, растущий в поле – поленой цветок; хвост медведя – медведин, медведий хвост.
Ошибки на уровне предложения
Основное количество специфических ошибок на уровне словосочетаний или предложений выражается так называемыми аграмматизмами, то есть нарушениями в связях слов: согласовании и управлении. Слова изменяются по категориям рода, числа, падежа и времени, что образует достаточно сложную смесь кодов, которая помогает упорядочивать обозначаемые явления, выделять признаки и относить их к определенной категории. Недостаточная степень языковых обобщений не дает возможности школьникам улавливать категориальные различия частей речи.
Составляя сообщения из слов необходимо уметь удерживать исходные элементы в кратковременной памяти, чтобы их синтезировать, а не хранить в долговременной памяти целостные словесные комбинации.
Замечание 2
Хомский Н. разработал теорию, касающуюся существования глубинной грамматики, одинаковой в своем фундаменте для разных языков. Такой фундамент регламентируется жестким ограничением объема кратковременной человеческой памяти. Из-за сужения объема оперативной памяти возникают ошибки согласования и управления в процессе составления сообщений из слов: «большая белая пятна», «старшие из рыбаков сказал…» и пр.
Некоторые трудности вызывает использование в речи однородных членов предложения.
Неумение выделять ведущее слово в словосочетании вызывает возникновение ошибок согласования, даже если писать под диктовку. Например: «Засыпанным снегом лес был сказочно красив».
Наиболее значительное количество ошибок возникает при использовании на письме норм управления: «на ветки деревьях», «по дорожках сада» и пр.
Контаминации слов, преимущественно, представляют собой признак тяжелого речевого нарушения и могут быть отмечены в письменных работах как детей, так и взрослых.
Использование приема антиципации при обучении грамоте на логопедических занятиях
Использование приема антиципации при обучении грамоте на логопедических занятиях
Современная система образования дает возможность ребенку стать активным участником процесса обучения. Успешность обучения по всем предметам зависит от общеучебных умений учащегося. Одним из основных общеучебных умений является чтение, т.к. от него зависит успешность обучения ребенка практически по всем предметам школьной программы.
Мало и плохо читающий ученик, будет, что называется, «захлебываться» в потоке информации. Потому в начальной школе учителя вырабатывают оптимальную скорость чтения, тягу к чтению художественной, учебной, познавательной литературы. Нередко педагоги применяют приемы антиципации.
В переводе с латинского «антиципация» (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Термин «антиципация» ввел в психологию в 1880 г. немецкий ученый Вильгельм Вундт. Он понимал под этим термином способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.
Способность к антиципации, в том числе антиципации при чтении, можно тренировать. У хорошо тренированного читателя процесс чтения напоминает игру «Угадай мелодию». По нескольким начальным буквам он угадывает все слово, а по нескольким начальным словам — всю фразу, а по нескольким фразам — смысл всего абзаца или раздела.
С помощью антиципации (догадки, мысленного предвосхищения) читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается, по логике развития мысли автора, о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора, помогает замечать все отклонения, все неожиданные ходы и оттенки, невольно настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора.
Возникает вопрос: возможно ли использовать данный прием работы в детском саду на логопедических занятиях при обучении грамоте? Ведь у дошкольников еще нет навыка чтения, нет достаточного «речевого опыта»! Существует мнение, что развивать антиципацию при чтении текста надо, когда ребенок уже читает со скоростью 15-20 слов в минуту. А вот антиципацию букв можно развивать уже на первом, начальном этапе обучения грамоте.
Однако, многие логопеды используют данный метод при изучении букв. Вот некоторые приемы работы:
Восстановить букву по отдельным элементам (игры: «Жук-Буквоед», «Допиши букву», «Исправь букву», «Выбери нужную букву» и т.д.)
Допиши буквы так, чтобы они все были разными
Изографы – настоящая находка для развития зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления, творчества дошкольников.
Выбрать из ряда букв, слогов, слов заданную букву
«Зашумленные» буквы
«Превращение буквы» из одной в другую
Придумывание «образа буквы» (нарисовать, показать пальцами, из счетных палочек, нитей и т.д.)
Составление слов из заданных букв, слогов
Разрезные картинки (буквы)
Достраивание букв путем добавления к ним недостающих элементов
Нахождение букв в совмещенных буквах
Таким образом, в детском саду на занятиях по обучению грамоте возможно использование приемов по развитию антиципации на материала букв, что поможет детям в дальнейшем обучении в школе.
МБ ДОУ «Детский сад №91» г. Новокузнецка
Учитель-логопед: Козырева О.В.
Запинки в речи — причины, диагностика и лечение
Классификация
В зависимости от патогенетической основы запинки в речи могут иметь судорожный и несудорожный механизм возникновения:
- судорожные запинки (речевые судороги) – типичное проявление заикания. По форме бывают клоническими и тоническими, по месту образования – артикуляционными, голосовыми, дыхательными, смешанными;
- несудорожные запинки – включают физиологические итерации, спотыкания при клаттеринге, тахилалии.
Причины запинок в речи
Возрастные несовершенства речи
Повторы звукокомплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексико-грамматических категорий.
Накопление словаря идет быстрыми темпами, на ребенка обрушивается большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще в достаточной степени ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические запинки (итерации).
«Застревания» на отдельных звуках чаще появляются у детей соматически ослабленных, имеющих диагноз «СДВГ», отягощенную по заиканию наследственность. Запинки в речи у ребенка могут быть спровоцированы сильным эмоциональным потрясением: ссорами родителей, переводом в другой детский сад, сменой места жительства. Чаще они возникают в межсезонье, могут сохраняться в течение нескольких недель или месяцев, исчезать и снова появляться.
Запинки носят несудорожный характер, возникают в любом месте слова и фразы (чаще в словах со сложной слоговой структурой, стечением согласных, сложных предложениях). Дети неоднократно повторяют звуки и их сочетания, переставляют местами слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речевое высказывание прерывается. Сами дети не замечают своего речевого дефекта, относятся к нему спокойно.
Обычно физиологические запинки исчезают без дополнительного вмешательства по мере совершенствования речевых навыков и развития ВПФ. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную обстановку, правильное речевое окружение. Однако при стойком закреплении неправильного речевого стереотипа несудорожные запинки могут перерасти в судорожные – заикание.
Эмоциональный стресс
Речевые запинки наблюдаются у взрослых вследствие сильного волнения. Такие спотыкания расцениваются как проявления тревожности, невротического склада личности. Запинки возникают в разных ситуациях: на экзамене, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек старается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем сильнее начинает запинаться.
Кратковременные запинки появляются при испуге, в таких случаях говорят, что человек «начал заикаться от страха». Однако во всех этих случаях речевые итерации кратковременны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает стрессовый фактор.
Заикание
Речевые судороги – ведущий симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. При этом происходит навязчивое непроизвольное повторение слогов («ма-ма-магазин») и/или застревание на отдельном звуке («п-п-петух»). Запинки чаще случаются на определенных «трудных» звуках ([к], [п], [т]) или звукосочетаниях со стечением согласных ([кр], [ст] [тр]), на ударных и предударных слогах, на первом слоге в слове.
Иногда судороги проявляются молчанием, так как из-за спазма речевой мускулатуры человек не может начать фразу. Заикающийся может ощущать речевую судорогу как наличие препятствия в гортани, сдавление грудной клетки, напряжение мимической мускулатуры и мышц брюшного пресса. Частота запинок, их длительность возрастает в незнакомых условиях, при посторонних людях.
При заикании страдает темп и ритм речи, слитность и плавность высказывания. На речевые симптомы накладываются вторичные невротические реакции: речевые уловки, сопутствующие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия – боязнь устной речи. Самостоятельно, без специальной терапии судорожные запинки из речи не исчезают.
Тахилалия
Речь взахлеб отличается чрезмерно убыстренным темпом, дизритмическим характером с внезапными остановками и последующими прорывами. Возникают запинки, непреднамеренные повторы, проглатывания слогов и слов. Теряется внятность и разборчивость устной речи. Если пациенту с тахилалией указать на его речевые ошибки, то запинки и персеверации временно исчезают, однако темп речи все равно остается быстрым.
Особенно ярко все речевые недостатки проявляются при волнении, в моменты спора и эмоционального возбуждения. В неречевой сфере отмечается моторное беспокойство, тики, дефицитарность внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях речевые запинки при тахилалии переходят в позднюю форму заикания.
Клаттеринг
Полтерн, или клаттеринг, как частный случай тахилалии, характеризуется несудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного темпа. Для данного речевого нарушения типичны спотыкания, повторы звуков и слогов, их пропуски, перестановки местами. Запинки проявляются хаотичными беззвучными движениями языка и губ, необоснованными паузами во фразах. Из-за поспешности в речи окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые словосочетания и фразы.
При клаттеринге также страдают другие стороны речевой деятельности: нарушается плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и ударения, возникает назальный оттенок голоса, появляются ошибки на письме. Речевой поток сопровождается беспокойным поведением, гримасами, рассеянностью внимания. Из-за неразборчивости речи вербальная коммуникация затруднена, дефект не осознается.
Нарушение регуляторных механизмов ЦНС
Судорожные запинки в речи могут появиться «на выходе» пациентов из моторной алалии, афазии, дизартрии. Причина этого явления кроется в интенсивном коррекционно-логопедическом воздействии, когда объем и темп введения нового речевого материала не соответствует функциональным возможностям мозга. Обычно возникают повторы последних слогов, при этом пациент никак не может перейти к новому слову.
Дискоординированные судороги артикуляционных мышц, как правило, не трансформируются в патологическое заикание. При организации грамотной коррекционно-педагогической помощи такие запинки успешно компенсируются без рецидивов.
Другие причины
Возникновение запинок в речи может быть связано с неблагополучным речевым окружением: быстрым темпом речи родителей, подражанием заикающимся друзьям или близким. В ряде случае запинки возникают вторично, на фоне различных расстройств:
Диагностика
Появление речевых запинок служит поводом немедленно обратиться за консультацией логопеда. Чем раньше будет установлена их причина и характер, тем эффективнее будет лечебно-коррекционное воздействие. Диагностика состоит из трех блоков:
- Логопедическое обследование. Включает исследование устной речи, ее темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации. Определяется вид запинок, условия их возникновения. Оцениваются характеристики голоса, дыхания. Задача логопедической диагностики – дифференциация несудорожных запинок от заикания.
- Неврологическое обследование. Консультация врача-невролога предполагает изучение анамнеза, выявление нервно-психических расстройств и факторов, послуживших появлению запинок в речи пациента. С целью исключения патологии головного мозга назначаются инструментальные методики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, церебральная МРТ.
- Психологическое обследование. Проводится анализ ВПФ: внимания, памяти, мышления. На данном этапе диагностики уделяется внимание состоянию общей и ручной моторики, различных видов праксиса, гнозиса. Анализируются личностные особенности пациента, его реакция на свой дефект, наличие страха речи.
Лечение
Режим
Если запинки в речи ребенка имеют физиологический характер, необходимо организовать оптимальный общий и речевой режим: обеспечить достаточный дневной и ночной сон, увеличить время прогулок на свежем воздухе. Важно временно ограничить поступление новой информации, свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение массовых мероприятий. В речевом общении нужно соблюдать следующие рекомендации:
- не акцентировать внимание ребенка на запинках, не просить его повторить слово заново;
- разговаривать с ребенком спокойно, негромко, чуть медленнее, чем обычно;
- использовать короткие фразы, простые слова;
- заниматься пением, разучивать стихи, соответствующие возрасту, с отстукиванием ритма или маршировкой.
Психологическая коррекция
Показана пациентам с эмоциональными запинками в речи, заиканием, тахилалией, полтерном. Данное направление коррекционной работы способствует снижению фиксации на речевом дефекте, устранению логофобии, овладению новыми механизмами саморегуляции, расширению коммуникативных возможностей. Основными методами психокоррекционной работы являются сеансы психотерапии и гипноза, тренинги общения, аутогенные тренировки.
Логопедическая коррекция
С учетом причин, лежащих в основе речевых запинок, проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, преодолению тахилалии и т. д. Логотерапия направлена на выработку нового речевого стереотипа, его закрепление во всех коммуникативных ситуациях. В работе используются следующие методы и приемы:
- Артикуляционная гимнастика. Упражнения помогают укрепить мышцы речевого аппарата, снять излишнее напряжение мускулатуры при фонации, сделать артикуляционные движения более точными, сформировать необходимые кинестезии. Используются упражнения для мышц языка, губ, неба, мимических мышц. Голосовая гимнастика способствует развитию силы голоса, просодических компонентов.
- Дыхательная гимнастика. Правильное речевое дыхание – залог свободной, плавной речи. В ходе занятий осуществляется постановка диафрагмального нижнереберного дыхания. Овладение техникой речевого дыхания позволяет без запинок и пауз произносить фразы различной длины.
- Логопедическая ритмика. Логоритмические упражнения способствуют нормализации темпа и ритма речи, синхронизации дыхания и артикуляции, развитию общей моторики. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Для отработки ритма используется маршировка, хлопки, прыжки.
- Занятия с помощью ИКТ. В комплексной работе по преодолению заикания широко применяются компьютерные технологии. Они основаны на эффекте биологической обратной связи, помогают улучшить качество и повысить эмоциональную окраску речи, устранить запинки.
Оздоровительные мероприятия
Организуются на базе поликлиники или дневного неврологического стационара. Цель – нормализация регуляторной функции ЦНС, повышение адаптационных механизмов. Пациентам с патологическими запинками в речи назначаются:
антиципация — это… Что такое антиципация?
АНТИЦИПАЦИЯ — (греч ) 1) предвзятость. В философии: предвзятое, недостаточно обоснованное положение, из котор. делаются те или другие выводы; 2) отдача денег, взятых взаймы, прежде наступления срока, преждевременное получение налога, подати и пр.; 3)… … Словарь иностранных слов русского языка
АНТИЦИПАЦИЯ — (налогов) термин, обозначающий преждевременное, нередкопринудительное взимание налогов государством или размещение им краткосрочного займа, облигации которого принимаются в погашение определенно го налога. Словарь финансовых терминов. Антиципация … Финансовый словарь
антиципация — и, ж. anticipation <лат. anticipatio. См. также антисипация. 1. Преждевременное взимание каких л. податных сборов. Сл. 18. Новый заем, и новыя так называемыя антиципации, которыя также не что иное суть, как заем, по справедливости почли… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АНТИЦИПАЦИЯ — (от лат. ante прежде, capere схватывать) предвидение или предвосхищение будущих событий, являющееся непосредственным и не представляющее собой вывода из др. знания. А. отличается как от ожидания, опирающегося на вероятностное умозаключение от… … Философская энциклопедия
антиципация — предвосхищение, предугадывание, предвзятое мнение Словарь русских синонимов. антиципация см. предвосхищение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. А … Словарь синонимов
Антиципация — (лат. anticipatio; англ. anticipation) 1) в праве и экономике уплата денег по долговому обязательству до наступления условленного срока; в налоговых правоотношениях см. Антиципация налогов. В … Энциклопедия права
АНТИЦИПАЦИЯ — (лат. anticipatio) уплата денег по долговому обязательству до оговоренного срока. Соглашение, в соответствии с которым покупатель в случае досрочного платежа получает право на скидку, исходя из средней ставки процента … Юридический словарь
Антиципация — А. Предположение, предвидение развития событий в будущем, имеющееся представление о вероятности того или иного события, явления. Б. Уплата денег по долговому обязательству до условленного срока. В. Наступление раньше срока какого либо события,… … Словарь бизнес-терминов
АНТИЦИПАЦИЯ — (лат. anticipatio) ..1) предвосхищение2)] Преждевременное наступление какого либо явления … Большой Энциклопедический словарь
АНТИЦИПАЦИЯ — (от лат. antici patio) 1) предвосхищение, предугадывание возможного хода событий; 2) преждевременное наступление какого либо явления, которое должно было наступить позднее, например уплата денег по долговому обязательству до условленного срока,… … Экономический словарь
Логорея — причины, диагностика и лечение
Логорея – это специфическое речевое расстройство, заключающееся в неконтролируемой бессвязной речевой продукции. Бессмысленная, нерегулируемая волей многоречивость сочетается с ускоренным темпом речи. Симптом характерен для сенсорной алалии, акустико-гностической афазии, шизофрении, маниакального расстройства, деменции и др. Диагностика логореи осуществляется логопедами, психиатрами в рамках основного речевого или психического расстройства. В зависимости от причины многоречивости может проводиться логопедическая коррекция или медикаментозное лечение.
Термин «логорея» (от греч. «logos» ‒ слово» и «rhoia» ‒ истечение) в переводе означает «словесный поток». Синонимы ‒ полифазия, словесный салат, словесная окрошка, речевое недержание. Иногда это понятие употребляется в значении «пустословие», «болтовня» в отношении разного рода ораторов, спикеров, рекламных агентов, за многословием которых стоит коммерческий интерес (продать услугу, продукцию, выдать максимум информации за короткий промежуток времени). В медицине логорея встречается при ряде патологических состояний, изучаемых в рамках логопедии и клинической психиатрии.
Причины логореи
Акустико-гностическая афазия
Пациент с сенсорной формой афазии говорит много, но невразумительно. Речевая продукция производит впечатление лишенного смысла потока слов, несвязанных между собой предложений. При этом речь не имеет артикуляционных трудностей, хорошо интонирована. Такая многоречивость объясняется нарушением слухового внимания и слухового контроля. Слова теряют свое константное значение. Больной не понимает смысла звучащей речи: ни своей, ни окружающих.
Сенсорная алалия
Слуховая агнозия также лежит в основе сенсорной алалии. У детей отмечается повышенная речевая активность, однако их речь бессвязна, состоит из набора междометий, частей слов, звукосочетаний. Наряду с логореей наблюдаются многочисленные эхолалии, персеверации, парафазии, контаминации. Искажается звуко-слоговая структура слова.
Значение слова неустойчиво, как и его форма. Речь бессмысленна и непонятна окружающим. Вербальная продукция дополняется мимическими и артикуляционными движениями. Критика к своей речи отсутствует.
Психоневрологические расстройства
Логорея возникает не только при речевых патологиях, но и при ряде психических расстройств. Данный феномен присутствует в клинической картине следующих состояниях:
- Шизофрения. Для этой группы больных характерно своеобразное расстройство речи – шизофазия – ведение бессмысленного монолога, часто с бредовым содержанием. В тяжелых случаях шизофазия может переходить в логорею. Речь становится несвязной, состоит из пустого набора слов и обрывков фраз, изобилует неологизмами. Отмечается синтаксическая упрощенность, нарушение грамматики, частая и необоснованная смена темы разговора.
- Биполярное аффективное расстройство. Повышенная вербальная активность – логорея ‒ отмечается у больных с маниакальным психозом. Типичные симптомы: ускоренный темп речи, громкость голоса, «скачки мыслей», сбивчивость и бессвязность изложения. Для окружающих речь пациентов становится малопонятной.
- Старческие деменции. Логорея встречается в начальной фазе сенильной деменции. Речь больных оживленная, интонированная, с выразительными жестами и мимикой. Однако из-за обеднения словарного запаса спонтанная речь становится инкогерентной, с большим количеством стереотипий, вербальных парафазий. Больной быстро теряет канву разговора, переключается с одной темы на другую.
- Лобный синдром. Повышенная речевая продукция наблюдается у пациентов с расторможенным типом синдрома. Больной не может контролировать спонтанную речь, застревает на предыдущих фрагментах высказывания. Устная речь изобилует штампами, стереотипами, эхолаличными повторами.
Логорея
Другие причины
Расторможенность речи по типу «речевого салата» может наблюдаться как преходящее явление у некоторых психически здоровых людей. Так, своеобразная логорея отмечена у лиц, длительное время находящихся в изоляции (проживающих вдали от других людей, заключенных, пребывающих в одиночной камере и т.п.). При появлении собеседника такие люди начинают говорить быстро, сбивчиво, переключаясь с одной мысли на другую, теряю логику повествования.
Бессмыслица в речи встречается у людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Пьяный человек может долго говорить «ни о чем», часто повторяясь, противореча самому себе, неадекватно реагируя на слова окружающих.
Диагностика
Логорея выявляется в рамках диагностики основного неврологического или психиатрического синдрома. С учетом заболевания пациент может нуждаться в консультации невролога, психиатра, логопеда, нейропсихолога. Назначаемые методы диагностики:
- Клинико-анамнестическое обследование. Осуществляется врачами-специалистами в рамках первичного приема. Выясняются жалобы и причины, вызвавшие заболевание, проводится анализ симптомов. Оценивается психический статус пациента. На основе полученных данных выделяется ведущий синдром.
- Инструментальная диагностика. Необходима при органических поражениях головного мозга, а также с целью дифференциальной диагностики неврологических и психических расстройств. Назначается МРТ головного мозга, ЭЭГ, эхоэнцефалография.
- Логопедическое обследование. Требуется пациентам с логореей, обусловленной алалией, афазией. Оценивается речевой статус: импрессивная и экспрессивная речь, фонематические процессы, состояние письменной речи, счета. При афазии важным представляется исследование автоматизированной и дезавтоматизированной речи, понимания лексико-грамматических конструкций.
- Нейропсихологическое тестирование. Проводится исследование различных видов гнозиса (слухового, зрительного, сомато-сенсорного), праксиса (орального, пальцевого, конструктивного, символического). С помощью наблюдения, специальных проб, шкал и опросников изучаются особенности поведения, мышления, внимания, когнитивных функций пациента.
Лечение
Специального лечения логореи не существует. Речевые и другие патологические симптомы уменьшаются либо исчезают при терапии причинного заболевания. В одних случаях необходима фармакотерапия, в других ‒ логопедическая и нейропсихологическая коррекция.
Коррекция сенсорной алалии
Целью логопедического воздействия при логорее является развитие слухового восприятия и понимания обращенной речи. При этом важно задействовать все сохранные анализаторы. При сенсорной алалии реализуются следующие направления коррекционного воздействия:
- различение неречевых звуков: шум воды, шорох бумаги, звон металла, звучание игрушек и музыкальных инструментов;
- различение и дифференциация звуков речи;
- формирование связи звукового образа слова с конкретным предметом или явлением;
- развитие понимания словесных инструкций;
- развитие слухового контроля за собственной речью;
- обучение грамоте.
Показаны занятия с нейропсихологом. В работе специалисты используют методы сенсорной интеграции: пескотерапию, ароматерапию, лепку из пластилина и глины, тактильные игрушки, занятия в сенсорной комнате и пр. Полезны фитбол-гимнастика, вибрационный массаж.
Коррекция акустико-гностической афазии
Речевая реабилитация пациентов с сенсорной афазией осуществляется на фоне фармакотерапии (ноотропы, нейрометаболиты). С больными занимаются клинические психологи, инструкторы ЛФК. Логотерапия направлена на:
- затормаживание непродуктивной речи ‒ логореи;
- активизацию слухового внимания и контроля;
- восстановление смыслового значения слова;
- дифференцированное восприятие звуков речи с опорой на артикуляцию, графические символы.
По мере улучшения понимания обращенной и собственной речи у пациентов уменьшается бесконтрольная речевая активность, преодолевается логорея.
Коррекция акустико-гностической афазии
Лечение психических расстройств
Целью терапии является стабилизация или замедление прогрессирования патологического процесса. Основным методом выступает пожизненная медикаментозная терапия. При различных формах деменции назначаются ингибиторы ацетилхолинэстеразы и NMDA-антагонисты, при БАР — нормотимические средства, СИОЗС.
Основу лечения шизофрении составляют антипсихотические препараты. В период ремиссии подключают социореабилитационные мероприятия: когнитивные тренинги, тренинги социальных навыков, консультирование членов семьи и т. д.
Лингвистический энциклопедический словарь — антиципа́ция
(лат. anticipatio — предвосхищение) (пролепсис; от греч. πρόληψις — предположение, предчувствие, предвидение) —
в синтаксисе (также катафора) — отклонение от обычной линейной последовательности элементов анафоры (см. Анафорическое отношение), предшествование местоименного обозначения замещаемому им слову. Антиципация нормальна при запросе информации: «Кто пришёл?» — «Пётр». Выполняет также структурную функцию, являясь показателем подчинённости препозитивного придаточного комплекса (англ. When he comes to London, John visits his sister, букв. ‘Когда он приезжает в Лондон, Джон навещает свою сестру’), средством выделения глагола и заглагольного члена при расчленении в языках с фиксированным порядком слов (франц. Je le connais, cet homme, букв. ‘Я его знаю, этого человека’). В некоторых языках такая антиципация утрачивает эмоциональную окраску, грамматизуется, становясь обязательной при определённых типах дополнений (например, в румынском языке при определённом и одушевлённом объекте: L’am întîlnit pe profesor la teatru, букв. ‘Я его встретил, преподавателя в театре’). Антиципация лежит в основе многих синтаксических явлений: конструкций с соотносительными словами («Я знаю того, кто это сделал»), с предваряющими местоимениями (англ. it, there, например: It was impossible to go there, букв. ‘Это было невозможно пойти туда’, нем. es, франц. ce) и др. В стилистическом плане антиципация используется для аффективного выделения («Знаю я его, этого типа!») и в особенности при эффекте «повисания» — употребления местоимения до прямого обозначения объекта. Эти употребления основаны на свойстве местоимения указывать на объект, который должен быть известен слушающему;
в синтаксисе сложного предложения — предшествование придаточного предложения главному;
в стилистике — нарушение временной или причинно-следственной последовательности изображения событий;
в фонологии — регрессивная ассимиляция.
В. Г. Гак.
АНТИЦИПАЦИЯ — это… Что такое АНТИЦИПАЦИЯ?
АНТИЦИПАЦИЯ — (греч ) 1) предвзятость. В философии: предвзятое, недостаточно обоснованное положение, из котор. делаются те или другие выводы; 2) отдача денег, взятых взаймы, прежде наступления срока, преждевременное получение налога, подати и пр.; 3)… … Словарь иностранных слов русского языка
АНТИЦИПАЦИЯ — (налогов) термин, обозначающий преждевременное, нередкопринудительное взимание налогов государством или размещение им краткосрочного займа, облигации которого принимаются в погашение определенно го налога. Словарь финансовых терминов. Антиципация … Финансовый словарь
антиципация — и, ж. anticipation <лат. anticipatio. См. также антисипация. 1. Преждевременное взимание каких л. податных сборов. Сл. 18. Новый заем, и новыя так называемыя антиципации, которыя также не что иное суть, как заем, по справедливости почли… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
антиципация — (от лат. anticipatio предвосхищение) способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия А.: 1) способность человека представить себе возможный… … Большая психологическая энциклопедия
АНТИЦИПАЦИЯ — (от лат. ante прежде, capere схватывать) предвидение или предвосхищение будущих событий, являющееся непосредственным и не представляющее собой вывода из др. знания. А. отличается как от ожидания, опирающегося на вероятностное умозаключение от… … Философская энциклопедия
антиципация — предвосхищение, предугадывание, предвзятое мнение Словарь русских синонимов. антиципация см. предвосхищение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. А … Словарь синонимов
Антиципация — (лат. anticipatio; англ. anticipation) 1) в праве и экономике уплата денег по долговому обязательству до наступления условленного срока; в налоговых правоотношениях см. Антиципация налогов. В … Энциклопедия права
АНТИЦИПАЦИЯ — (лат. anticipatio) уплата денег по долговому обязательству до оговоренного срока. Соглашение, в соответствии с которым покупатель в случае досрочного платежа получает право на скидку, исходя из средней ставки процента … Юридический словарь
Антиципация — А. Предположение, предвидение развития событий в будущем, имеющееся представление о вероятности того или иного события, явления. Б. Уплата денег по долговому обязательству до условленного срока. В. Наступление раньше срока какого либо события,… … Словарь бизнес-терминов
АНТИЦИПАЦИЯ — (лат. anticipatio) ..1) предвосхищение2)] Преждевременное наступление какого либо явления … Большой Энциклопедический словарь
АНТИЦИПАЦИЯ — (от лат. antici patio) 1) предвосхищение, предугадывание возможного хода событий; 2) преждевременное наступление какого либо явления, которое должно было наступить позднее, например уплата денег по долговому обязательству до условленного срока,… … Экономический словарь
9 способов заставить его работать
Запланировать время
Поместите домашнее задание в календарь, как любое другое важное мероприятие. Выберите время дня, когда у вас есть энергия и вы можете сосредоточиться. Запланируйте логопедические упражнения на это время каждый день, чтобы выработать привычку. Если ваша цель — час практики каждый день, не думайте, что вам нужно делать все сразу. Вы можете разбить домашнее задание на части по 20 или 30 минут, чтобы избежать умственной усталости и скуки. Помните: главное — последовательность.
Всего 20 минут в день в течение 4 недель — это все, что потребовалось каждому участнику с афазией, чтобы продемонстрировать улучшение с помощью нашего приложения «Языковая терапия 4-в-1» в домашних условиях в рамках исследования в Кембридже.
Составьте план
Если ваш речевой патолог (SLP) не дает вам определенного набора упражнений, вам решать, что вы будете делать каждый день и когда. Хорошая идея — сделать «бутерброд» из сложностей. То есть начните с чего-то, что не слишком сложно для разминки мозга, затем переходите к более сложным задачам, а затем заканчивайте чем-то более легким, чтобы почувствовать себя увереннее.
Выберите хорошее место
Найдите в доме удобное место, но не слишком , чтобы выполнять свою работу. Если диван или кресло оставляет вас слишком расслабленным, ваше внимание также может расслабиться. Сидеть за кухонным столом или за письменным столом — хорошая идея, так как это поможет вам настроиться на работу. Конечно, если сидеть прямо на стуле физически неудобно, вы также не сможете сосредоточиться на своей работе.
Минимизируйте отвлекающие факторы
Фоновый шум затрудняет фокусировку, поэтому выключайте телевизор или радио, когда делаете уроки.Отключите оповещения на телефоне и компьютере. Выберите время, когда члены семьи не находятся в одной комнате. Иногда спокойный музыкальный фон помогает сосредоточиться, поэтому поэкспериментируйте с тем, что вам подходит.
Имейте под рукой помощника
Партнер по общению может сильно помочь с логопедическими упражнениями. Помощник может сообщить вам, правильный или ясный ответ, подсказать, когда вы застряли, или вступить в разговор, чтобы помочь вам отработать стратегию. Они могут предложить техническую помощь, если она вам понадобится, если вы тренируетесь на компьютере или планшете.Также может быть полезно, чтобы ваш помощник посетил некоторые из ваших логопедических занятий. Помощник узнает у терапевта советы, которые он может закрепить дома. Помощники по выполнению домашних заданий могут присоединиться к вам через Skype, Facetime или по телефону, так что ваши близкие смогут поддержать вас, даже если они не живут поблизости.
Один из способов начать — использовать разговорную терапию, приложение, предназначенное для использования двумя или более людьми. Интересные темы и структурированные вопросы стимулируют обсуждение и обмен мнениями, чтобы помочь вам работать над речевыми и языковыми целями дома.Даже пары, которые, казалось бы, могут читать мысли друг друга, найдут что-то новое, о чем можно поговорить с помощью этого приложения.
Остерегайтесь разочарований
Если вы почувствуете гнев или разочарование во время тренировки, остановитесь. Сделай перерыв. Глубоко вдохните и успокойтесь. Предполагается, что практика поможет вам поправиться. Если логопедические упражнения вызывают у вас разочарование, вероятно, они слишком трудны или вы слишком устали. Просить помощи. Или выберите более простое занятие или настройку. Если вы начнете ассоциировать домашнее задание с отрицательными эмоциями, вы, вероятно, не будете придерживаться своего графика.Вам нужно остерегаться негативных чувств и менять то, что вы делаете, как только вы их чувствуете.
Вознаградите свои усилия
Важно ставить перед собой цели и не менее важно вознаграждать себя за их достижение. Простое соблюдение расписания тренировок — огромное достижение, так что отдайте себе должное. Количество пунктов, которые вы получите правильно, не имеет такого значения, как то, что вы пытаетесь. Со временем ваши усилия окупятся, и это может стать собственной наградой.
Используйте свои навыки вне домашнего задания
Мозг молодого возраста изменяется быстрее, чем мозг старшего возраста, но улучшение возможно в любом возрасте.
Смысл домашних логопедических упражнений — не в том, чтобы хорошо выполнять домашние упражнения, а в том, чтобы улучшить ваше мышление и коммуникативные навыки, пока вы занимаетесь делами, которые для вас важны. Это то, что SLP называют «переходящим». Это не всегда легко, но перенос — цель любого упражнения.
Практикуйте свои домашние задания в течение дня.Например, если вы работали над описанием слов, попробуйте описать слова, которые вы не можете вспомнить во время разговора за ужином. Попросите семью и друзей побудить вас использовать ваши стратегии в повседневной жизни. Однако никому не нравится, когда его все время исправляют, поэтому можно установить время, когда вам нужны напоминания, и время, когда вы просто хотите, чтобы вас оставили говорить, как вам нравится. Убедитесь, что вы четко знаете, какое время у друзей и родственников.
Используйте хорошие инструменты
Практика одного навыка может привести к улучшению связанного навыка.
Попробуйте совместить эти советы с приложением, специально разработанным для того, чтобы помочь взрослым восстановить языковые навыки после инсульта или другой приобретенной черепно-мозговой травмы. Приложения Tactus Therapy разработаны патологом речи, чтобы вы могли практиковать те же навыки, над которыми вы работаете в терапии, дома. Вы можете быть уверены, что логопедические упражнения основаны на известных техниках, помогающих взрослым с приобретенными коммуникативными расстройствами. Мы желаем вам успеха!
С приложением Tactus Therapy вы можете делать больше повторений и практиковаться между сеансами терапии — и это может помочь ускорить ваш прогресс.Ответьте на несколько простых вопросов, и с помощью мастера поиска приложений вам будут показаны лучшие приложения. Тогда вы можете попробовать их бесплатно!
.
Более эффективный логопедический подход для детей с синдромом Дауна — ScienceDaily
Новое исследование показывает, что детям с синдромом Дауна с дефицитом моторной речи был поставлен неадекватный диагноз, что может существенно повлиять на вмешательства, используемые логопедами при лечении пациенты.
У детей с синдромом Дауна с характеристиками двигательного расстройства речи исторически диагностировалась дизартрия в детстве. Между тем, симптомы апраксии речи у детей могли быть упущены, если предположить, что у них не могло быть обоих расстройств.Исследование, опубликованное в International Journal of Speech-Language Patology, свидетельствует о том, что у детей могут быть оба нарушения моторной речи.
Шелли Веллеман, заведующая кафедрой коммуникационных наук и расстройств Университета Вермонта, и ее коллеги провели оценку моторики речи семи детей с синдромом Дауна по сравнению с типично развивающимися детьми. Они также проанализировали моторную речь и неречевые устные моторные навыки всех участников, используя контрольный список для исследователя с характеристиками апраксии, дизартрии, а также других неуказанных нарушений моторной речи.
Результаты подтверждают гипотезу Веллемана о том, что дети с синдромом Дауна, у которых проявляются симптомы обоих расстройств, на самом деле могут иметь частично совпадающие симптомы, и все они должны лечиться. «Детей автоматически помещали в одну из этих коробок, — говорит Веллеман, — когда на самом деле у многих детей есть комбинация, поэтому вы должны смотреть на все симптомы и относиться к ребенку соответствующим образом, иначе это будет не очень хорошо. полезно «.
Ключевые результаты для определения правильного лечения
Это открытие особенно важно из-за того, что логопеды по-разному работают с детьми с апраксией и с детьми с дизартрией.Терапия дизартрии, нейромоторного расстройства, в значительной степени является компенсаторной, поскольку двигательные пути повреждены и не могут быть восстановлены. Следовательно, врачи обучают методам, повышающим разборчивость или ясность речи. И наоборот, большинству людей с апраксией больше помогает терапия, направленная на тренировку двигательного планирования, а не на компенсацию.
«При дизартрии детский мозг знает, что делать, но не может этого сделать, потому что мышцы, которые они используют, чтобы говорить, имеют низкий тонус или слабые», — говорит Веллеман.«С апраксией мышцы могут это делать, но все дело в том, что мозг не может общаться с мышцами. Итак, если вы взяли ребенка с апраксией и работали над дизартрией, чтобы попытаться получить хороший сильный звук« S », что ж, это хорошо, но они не смогут это сделать, когда им понадобится «.
Веллеман советует терапевтам лечить симптомы, которые они видят, независимо от диагноза. «Самое главное — выяснить симптомы», — говорит она. «Если у них есть три симптома дизартрии, три — апраксии и три — чего-то еще, например, фонологического расстройства, не беспокойтесь об официальном диагнозе; лечите все симптомы.«
Новый тест может помочь в более точной диагностике
Для тех, кто хочет точного диагноза, Веллеман и ее соавторы, Вани Рупела, патолог речевого языка из системы государственных школ округа Фэрфакс, Вирджиния, и Мэри Андрианопулос, доцент кафедры коммуникативных расстройств в университете. из Массачусетса Амхерст и выпускник UVM 1979 года разработали тест, который они назвали языково-нейтральной оценкой моторной речи для детей младшего возраста, или LAMS.
Разработанный специально для их исследования, тест позволил команде провести оценку моторики речи у детей с синдромом Дауна, наиболее часто встречающимся хромосомным заболеванием в США. Тест, который может стать доступным для всех логопедов в будущем, включал в себя наблюдательную часть, в ходе которой было записано 50 детских высказываний во время беседы между ребенком и родителем, и имитационную секцию, основанную на задании, с использованием соответствующих возрасту игрушек и материалов в игровой форме. протокол.
История Источник:
Материалы предоставлены Университетом Вермонта . Оригинал написан Джоном Рейделем. Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.
.
РЕЧЕВОЙ ТЕРАПИИ | Определение
в кембриджском словаре английского языка
Мой брат был помещен в речевой терапию , когда он пошел в детский сад, и полностью выздоровел, но другим детям повезло меньше.
Она будет в классе утром, а — физиотерапевтом и речевым терапевтическим — днем.
Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.
Еще примеры
Меньше примеров
Семьи были опрошены об использовании психиатрических услуг, медицинском обследовании и оценке, речевой терапии , терапии и ведении пациентов среди молодых людей.Хлопок был в интенсивной речи терапии большую часть начальной школы.
Он не может даже проходить курс физиотерапии и речевой терапии в течение года.Теперь она ежедневно проводит часы интенсивной физической и речевой терапии , а также имеет постоянный медсестринский уход.
Я прошел бесчисленное количество речевых терапевтических сеансов, которые сосредоточены на обучении меня стратегиям памяти.
.
Речевые карты Апраксия для логопедии и Апраксии речи
Описание
Наши Речевые карты Апраксия помогают детям работать над артикуляцией. Эти карточки сосредоточены на фонологических процессах объединения звуков в простые слова. Они идеально подходят для детей, которые борются с множественными речевыми ошибками и с трудом складывают слова. Они помогают вашему ребенку артикулировать, формировать звуки и четко говорить.
Это наш стартовый набор, в котором основное внимание уделяется основным словам CV, VC и CVC, предназначенным для логопедии.Обновите до наших полных речевых карточек Apraxia Level 1. Установите ранние звуки здесь и наши расширенные звуки уровня 2 здесь.
О нашем стартовом наборе речевых карточек Apraxia
Это задание представляет собой немедленную загрузку цифрового PDF (оно не будет отправлено вам по электронной почте). Для доступа к этому занятию вам понадобится программа просмотра PDF-файлов.
Этот продукт включает:
- Всего 29 страниц с карточками 3×3, которые идеально подходят для использования как есть или со стеной слов
- 24 согласных -гласные карты (CV-карты, например, лук)
- 18 гласных-согласных карт (VC-карты, например, муравей)
- 36 согласных-гласных-согласных карт (CVC-карты, например, кровать)
Есть так много замечательных способы использования этих карт.Мы рекомендуем начать с произнесения этого слова и попросить ребенка повторить его. Когда ребенок хорошо усвоит слово / звуки, попросите ребенка произнести слова для каждой картинки. Если они затрудняются произнести слово или звук, вы можете сначала их произнести.
Подготовиться легко! Просто распечатайте эти карточки в цвете, ламинируйте и вырежьте по черным линиям. Используйте как есть или сделайте отверстие в углу и наденьте переплетные кольца.
Дополнительные продукты, которые мы рекомендуем для этой деятельности:
Этот продукт содержит партнерские ссылки.
Ламинатор
Пакеты для ламинирования
Бумага
Картон
Дырокол
Кольца для переплета
Этот продукт дает вам право на одну лицензию, которая представляет собой право на использование продукта одним человеком. Если вы хотите поделиться нашими продуктами с другими учителями, друзьями или семьей, вам необходимо приобрести дополнительные лицензии. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими полными Условиями использования здесь.
Другие продукты, которые вам понравятся:
Набор речевых карт Apraxia Уровень 1 — Ранние звуки
Набор речевых карт Apraxia Уровень 2 — Расширенные звуки
Давайте попрактикуемся в звуках изоляции
Apraxia Articulation Games AM Начальные звуки
Apraxia Articulation Games NZ Начальные звуки
I Spy Beginning Sounds
.