Альтернативы диалектики. Диалектика и синергетика — КиберПедия
Альтернативы диалектики — противоположные или отличные от диалектики концепции развития и методы познания. Исторически сложились следующие альтернативы диалектики: метафизика, догматизм, релятивизм, софистика, эклектика. В настоящее время к ним относят также синергетику.
Метафизика. Данный термин ввел в I веке до н.э. систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский, обозначив им рукописи Аристотеля по философии, которые он расположил после («мета») произведений по физике. Отсюда — «то, что после физики» — метафизика. Термин закрепился в философии и с течением времени приобрел два значения.
1 Метафизика как учение о сверхчувственных причинах и началах бытия.
2 Метафизика как философский метод, противоположный диалектике.
Второе значение связано с Гегелем, который справедливо полагал, что если метафизика пытается найти абстрактные и неизменные начала бытия, то она антидиалектична.
Противоположность диалектики и метафизики как двух концепций развития и методов познания состоит в различном понимании связей предметов и явлений, в понимании источника и движущих сил развития, в понимании механизма перехода от старого качества к новому. Все эти различия хорошо просматриваются в нижеприведенной таблице.
Таблица 1 Противоположность диалектики и метафизики
Диалектика | Метафизика |
1 Все предметы и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Определяющее значение имеют внутренние связи. | 1 Предметы и процессы обособленны друг от друга или их связи слабо выражены. Определяющие значение имеют внешние связи. |
2 Изучение предметов в их развитии, т.е. в качественном, необратимом изменении. | 2 Отрицание сущности развития как качественных преобразований. |
3 Единство и взаимопереходы качественных и количественных изменений, прогресса и регресса, абсолютного и относительного в развитии.
Единство и взаимодействие противоположностей. | 3 Односторонность в понимании мира: либо количественные, либо качественные изменения, либо прогресс, либо регресс и т.д.
Для метафизики «да есть да, нет есть нет, что сверх того, то от лукавого» (Ф. Энгельс), т.е. метафизика мыслит противоположностями. |
4 Источник, движущаяся сила развития — преодоление внутренних противоречий. | 4 Источник развития — внешние силы, внешний толчок. |
5 Преемственность в развитии, т.е. усвоение существенных элементов старого в новом качестве, диалектическое отрицание. | 5 Метафизическое отрицание старого, отбрасывание, устранение его существенных элементов как препятствия на пути развития. |
Таким образом, метафизика — концепция понимания мира и метод познания, которые отрицают или упрощенно рассматривают развитие, взаимосвязи и взаимодействие предметов, отрицают роль противоречий в развитии.
Догматизм. Термин был введен греческими скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможность истинного знания и обвинявшими в догматизме философов, дававших утвердительные суждения о предметах.
Догматизм — одно из проявлений метафизического способа мышления. Термин происходит от греческого слова «догма» (мнение, учение). Догма — положения, принимаемые за истину без доказательств на основе веры или авторитетного мнения, без опытной и теоретической проверки. Соответственно, догматизм — тип мышления, основанный на догмах. Догматизм исходит из неизменных, раз и навсегда данных истин, знаний, схем, которые не могут существенно изменяться в процессе познания. С позиции догматизма истина имеет абсолютное значение, она верна для любой конкретной ситуации, не зависит от реальных условий развития. Наиболее ярко догматизм проявился в средневековой схоластике, он составляет характерную особенность религии (догматическое богословие), его элементы обнаруживаются в идеологии, науке, личных убеждениях человека. Догматизм утверждает абсолютность истины и отрицает ее относительный характер. «Не замечать многого, ни в чем не быть независимым, во всем односторонность» (Ф. Ницше о догматизме веры).
Релятивизм — противоположность догматизму и одновременно диалектике. В отличие от догматизма преувеличивает значения относительности истины. Релятивизм исходит из постоянной изменчивости предметов и явлений, отрицает их устойчивость, стабильность. Он утверждает, что всякое знание может быть истинным, поскольку «человек есть мера всех вещей» (Протагор) и именно он устанавливает, что истинно, что неистинно, что нравственно, что безнравственно. «Все зависит от того, кто это знание использует, т.е. объективной истины не существует (есть истина в науке, но есть истина в религии и во всяком ином мистическом учении). Интересно, что ограниченность релятивизма понимал еще Сократ, который говорил, что «мнений много, но истина одна».
Релятивизм как разновидность метафизики проявляется в научном принципе «конвенциализм», утверждающем, что в основе научных теорий лежат произвольные соглашения ученых, выбор которых определяется соображениями удобства, целесообразности, «экономии мышления» и т. д. Релятивизм обнаруживается также в неопозитивизме (Р. Карнап), в герменевтике с ее основополагающим тезисом о плюрализме интерпретаций текста.
Софистикавозникла еще во времена Сократа, который противополагал софистике диалектику как метод выведения истинного знания в процессе беседы, диалога. Софизм (от греч. «хитрая уловка, измышление») — логически неправильное рассуждение, выдаваемое за истину. Отсюда следует, что софист — человек, который сознательно строит ложные умозаключения в корыстных целях. Примером может быть древний софизм «Рогатый»: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов, следовательно, ты их имеешь». Ошибка здесь состоит в неправоверном заключении от общего правила к частному случаю, который это правило не предусматривает.
Софистика — рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики. Софистика — субъективистское истолкование произвольно выбранных софистом альтернатив, с помощью которых можно доказывать все, что угодно. По свидетельству Аристотеля одна афинянка поучала своего сына: «Не вмешивайся в общественные дела, потому что если ты будешь говорить правду, тебя возненавидят люди, а если ты будешь говорить неправду, тебя возненавидят боги». Но это высказывание можно повернуть по-другому: «Ты должен участвовать в общественных делах, потому что если ты будешь говорить правду, тебя будут любить боги, а если ты будешь говорить неправду, тебя будут любить люди».
Как видно, софистика придерживается релятивизма, она утверждает, что, если истина относительна, то истинным может быть любое суждение, умозаключение и т. д. В наше время софистика широко используется некоторыми политическими деятелями (например, принцип «двойных стандартов»), средствами массовой информации, рекламой. Так, тележурналисты нередко с помощью софистических уловок пытаются доказать, что в истории советского общества нет ни единого светлого пятна, а лишь ошибки, а эпоха Брежнева — застойный период, что явно противоречит исторической действительности.
Эклектика — механическое объединение в одном учении разнородных, несовместимых элементов, заимствованных из противоположных концепций; использование и подтасовка с тенденциозными целями вырванных из контекста фактов, формулировок, цитат (2, 247). В настоящее время эклектика широко используется в рекламе, в СМИ. Она не является ни теорией развития, ни научным методом, антидиалектична по сути своей (бегущая строка в теленовостях, информация в Интернете). Опасность эклектики в том, что она соответствует обыденному сознанию, которое по природе своей эклектично, и с ее помощью можно сформировать какое угодно массовое сознание и направить его в антиобщественных массовых действиях.
Особое место среди современных альтернатив диалектики занимает синергетика (от греч. «совместное действие»). Данный термин ввел в научный оборот немецкий философ Г. Хакен в 60-е гг. ХХ в. Большой вклад в разработку синергетики внесли многие исследователи и научные коллективы, среди них бельгийская школа, возглавляемая И. Пригожиным, лауреатом Нобелевской премии, создавшая первую нелинейную модель синергетики химических процессов, основанную на идеях неравновесной термодинамики.
Синергетика — направление межотраслевых исследований, изучающее процессы самоорганизации в открытых развивающихся системах.
Системы бывают равновесные и неравновесные. В равновесных системах господствует порядок, линейность, возможен лишь один вариант эволюционного движения. Состояние систем в момент времени tn обусловлено ее состоянием в момент времени tn-1, и, в свою очередь, обусловливает состояние tn+1, и потому перспективы эволюции вполне предсказуемы.
В неравновесных системах господствует хаос, нелинейность развития, возможны разные варианты эволюции. В соответствии с этим переходом системы из состояния в момент времени tn в состояние, соответствующе времени tn+1 рассматривается как итог пересечения различных тенденций, зависящих не только от исходного состояния системы, но и от случайных факторов. Перспективы эволюции неравновесных систем непредсказуемы.
Синергетика изучает неравновесные системы. Если равновесная термодинамика признает эволюцию лишь в сторону увеличения энтропии системы, что ведет к неупорядоченности, хаосу, то в неравновесной термодинамике «при определенных условиях энтропия становится прародительницей порядка» (8, 681).
По утверждению Пригожина, «увеличение энтропии не сводится к увеличению беспорядка, ибо порядок и беспорядок существуют как два аспекта и дают нам различное видение мира» (там же). Одна из основных работ И. Пригожина (в соавторстве с И. Стенгерсом, 1986 г.) называется «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой». Классическим для синергетики является пример Пригожина о двух взглядах на Венецию, которая с высоты птичьего полета выглядит как упорядоченная городская структура, а изнутри городская жизнь предстает как хаотическое движение.
Согласно синергетике, один из определяющих факторов эволюции — флуктуации (от лат. «колебание, случайное отклонение»). Флуктуации — случайные отклонения системы от некоего среднего состояния (движение электрона, поведение человека, социальная революция). Они являются результатом пересечения различных тенденций, которые взаимодействуют и налагаются друг на друга. По мнению И. Пригожина и И. Стенгерса, именно флуктуации «определяют глобальный исход эволюции системы, создают возможности нелинейного и многовариантного развития».
Точка пересечения случайных факторов и одновременно выбор системой одного из возможных вариантов развития есть бифуркация. В философской литературе бифуркация иллюстрируется ситуацией бегуна, который покинул свой дом и достиг пересечения трех дорог. Прямая дорога продолжается через шаткий мостик. Если бегун будет продолжать свой путь через мостик, он может потерять равновесие и упасть на одну из «твердых дорог», пересекающихся под ним (8, 682). Таким образом, «бифуркационный переход — это объективация (выбор системой) одного из возможных вариантов развития, каждый из которых предполагает переход системы в состояние, радикально отличное от исходного» (там же).
Вблизи бифуркационной точки сильно неравновесная система оказывается чувствительной к самым незначительным флуктуациям. Если в равновесных системах малые флуктуации постепенно «затухают» и не приводят к радикальным изменениям, то в неравновесном состоянии системы происходит «разрастание малого», и небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенном новом направлении. «Подобная ситуация описана» Р. Брэдбери в рассказе «И грянул гром», это — «эффект бабочки», когда убийство одной бабочки путешественниками на машине времени в прошлое привело к необратимым изменениям настоящего и будущего. Г. Николис и И. Пригожин сформулировали тезис о том, что, в принципе, полет мухи в Кембридже может привести в общему изменению климата в Индии (там же, 683).
Подобный феномен обозначается в синергетике посредством понятия «порядка через флуктуацию» или «порядок из хаоса», когда отдельная флуктуация или их комбинация приводит к тому, что старая система не выдерживает и разрушается, и в данный момент невозможно предсказать в каком направлении она будет развиваться дальше.
В синергетике пересматривается принцип детерминации. Не необходимость, закономерность как таковая определяет развитие, а «усиление микроскопической флуктуации» приводит к реализации одной из возможностей. Важнейшее концептуальное положение синергетики: не существует линейной причинности, но это не означает индетерминизма. Между причиной и следствием нет однозначной связи, но мир развивается не произвольно; в синергетике формируется новый тип детерминизма: самоорганизация неравновесной системы происходит за счет «малых флуктуаций» и причины их усиления могут быть предметом рационального анализа.
Итак, в саморазвитии неравновесных систем определяющая роль принадлежит флуктуациям, которые могут быть очень малыми, но, нарастая и усиливаясь, они приводят к радикальным изменениям, суть которых в альтернативном выборе системой одного из вариантов эволюции. Одна из новых идей в синергетике — «концепция динамического хаоса, раскрывающая механизмы становления новых уровней организации» или порядка. По мнению В.С. Степина, «важно различать синергетику как научную картину мира и синергетику как совокупность конкретных моделей самоорганизации, применяемых в различных областях знания (физике, химии, биологии, нейрофизиологии, экономических науках и т.д.)» (9, 67).
На основе синергетики пересматривается общенаучная картина мира, в нее включаются представления о воспроизводимости открытых систем и их развитии, описываемые в терминах динамического хаоса. Среди принципов синергетической картины мира выделяют: «нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическая иерархичность» (там же).
В настоящее время синергетический подход используется в различных науках. Так, современная медицина задается вопросом, «сколько хаоса нужно человеку, чтобы оставаться здоровым; сколько хаоса может вынести человеческий организм, чтобы не заболеть» (8, 685). Она использует синергетические идеи при исследовании иммунных систем в онкологии, психологии, психотерапии и т.д. По оценке И. Пригожина, биосфера в целом и ее компоненты, живые и неживые, «существуют в сильно неравновесных условиях», именно из хаоса возникают многообразные формы жизни. Синергетический подход может прояснить связь живой и неживой природы, а также процесс возникновения и эволюции жизни на Земле. Основатели синергетики полагали, что она может рассматриваться как «путеводная нить» в чрезвычайном многообразии естественных наук и привести к становлению новой картины мира.
Идеи синергетики используются в философии постструктурализма и постмодернизма, они находят применение в социальной философии, рассматривающей общество как сильно неравновесную, неустойчивую динамическую систему. И. Пригожин высказывал мнение, что можно ожидать повышенной нестабильности общества, так как оно находится в стадии бифуркации. Общество — самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, оно связано с различными интересами, взглядами, действиями социальных субъектов. В обществе огромную роль играют флуктуации, здесь не может быть жесткой детерминации деятельности людей, его развитие невозможно предсказывать, конструировать. «Мир таков, какой он есть, вследствие всего, что предшествовало настоящему моменту».
Итак, проблема развития — одна из центральных в философии, ее осмысление позволяет глубже понять мир и место человека в этом мире. За многовековую историю философии и науки выработались различные концепции развития; в современном мире наиболее актуальными являются диалектика и синергетика, представляющие различные подходы к изучению действительности. Между ними существует несомненное сходство: и диалектика, и синергетика изучают самоорганизующиеся, саморазвивающиеся системы. Для самоорганизующихся процессов характерны противоречивые тенденции: устойчивость и неустойчивость, организации и дезорганизация, необходимость и случайность, порядок и хаос. Однако эти тенденции, а также принципы развития истолковываются в синергетике и диалектике неоднозначно.
Диалектика в объяснении развития исходит из объективных закономерностей (среди них — законы диалектики), синергетика избегает термина «закономерность» и предпочитает говорить о «бифуркациях», «фазовых переходах», «самопроизвольных переходах системы в новое состояние». Диалектика рассматривает преодоление противоречий как внутренний источник, причину движения и развития, синергетика делает акцент на флуктуациях, «малых влияниях». Один из принципов диалектики — детерминизм, случайность понимается как форма проявления необходимости; синергетика отрицает детерминизм или сводит его к отдельным сферам универсума, а случайность связывает с выбором одной из множества возможностей. Внутренняя противоречивость системы, отрицание отрицания, переход количественных изменений в качественные переосмысляются в синергетике как неравновесность, нестабильность, эволюция и коэволюция системы.
Более подробно соотношение диалектики и метафизики можно изучить по учебнику (2, 249–253).
Диалектику и синергетику едва ли следует рассматривать как абсолютные альтернативы. Синергетическая концепция самоорганизации явилась естественнонаучным уточнением и развитием принципа самодвижения материи. Однако соотношение диалектики и синергетики еще недостаточно изучено.
Диалектика и ее альтернативы — Студопедия
(метафизика, софистика, эклектика )
В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами. Метод находиться в тесной связи с теорией. Теория определяет метод исследования, а метод служит средством дальнейшего развития теории. Теория – это совокупность знаний, относящихся к определенной области предметов, описывающая эти предметы. Метод– это прием, способ подхода к познанию и преобразованию действительности, это сознательное использование ранее полученных знаний для объяснения новых фактов.
Связь теории и метода находит свое выражение в методологической роли законов науки. Любой закон науки, отражая определенную сферу действительности, вместе с тем указывает и на то, как нужно мыслить о ней, т.е., будучи познанным, он выступает как метод познания. Например, закон сохранения и превращения энергии — это не только теоретический закон, но и методологический принцип, который требует обязательного его соблюдения при соответствующих расчетах и теоретических построениях.
Положение о единстве теории и метода относится к любому знанию, в том числе и к философскому. Но поскольку философия является теорией всеобщего, изучает всеобщие законы действительности, то тем самым она выступает всеобщим методом познания. Философия выполняет методологическую функцию, т.е. выступает как система регулятивных правил и норм, которыми нужно руководствоваться, чтобы достичь желанной цели. Раскрывая свое отношение к другим методам, осмысливая их в целостности, во взаимосвязи между собой, философия выступает как методология, т.е. как учение о методах познания и преобразования действительности.
В философии существуют два основных метода познания – диалектический и метафизический, соответствующие двум концепциям развития. Слово »диалектика» в переводе с греческого буквально означает »вести беседу, рассуждать». Первоначально диалектику так и понимали как искусство вести беседу, когда путем столкновения противоположных мнений достигается истина. В дальнейшем и в настоящее время под диалектикой понимается, такое представление о мире, согласно которому все явления существуют в связи друг с другом и находятся в развитии. Другими словами, диалектика – это учение о связи и развитии.
Родоначальником диалектики в Древней Греции был Гераклит. Это ему принадлежит знаменитое изречение »все течет». Для Гераклита мир – это вечно развивающийся процесс, в котором все связано, все зависит от определенных условий, поэтому противоположности добра и зла теряют абсолютное значение, они едины и проистекают друг из друга. »Болезнь приятным делает здоровье, зло – добро, голод – насыщение, усталость – отдых».
Ряд диалектических проблем поставил другой древнегреческий философ Зенон. Аристотель называл Зенона даже »изобретателем диалектики», хотя Зенон утверждал, что движения не существует, оно невозможно в принципе. Зенон прославился в истории человеческой мысли как автор знаменитых парадоксов (апорий):»Ахиллес и черепаха», »Стрела», »Дихотомия», »Стадий». Конечно, Зенон и не думал отрицать движение как чувственную достоверность, его заслуга состоит в том, что он в своих апориях вскрывает противоречивость движения, ставит проблему выражения движения в логике понятий, которая обсуждается в физике, математике и философии вплоть до наших дней.
Элементы стихийной диалектики проявлялись в философии Сократа, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности. Но стихийный диалектический взгляд на мир, хотя и схватывал общий характер всей картины явлений, был недостаточным для объяснения частностей, из которых она складывается, а пока мы не знаем их, нам не ясна и общая картина. Поэтому в дальнейшем диалектику сменил метафизический метод мышления, обусловленный характером науки Нового времени.
Термин »метафизика» в переводе с греческого означает »то, что идет после физики». Он был введен в 1 веке до н.э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил »после физики» его философские работы. Поскольку Аристотель на протяжении столетий считался высшим философским авторитетом, понятие »метафизика» долгое время употреблялось как синоним понятия »философия». Такое понимание метафизики используется до сих пор в работах западных философов.
В дальнейшем под метафизикой стали понимать метод мышления противо-положный диалектике, рассматривающей вещи и их мысленные отражения, понятия о них, как не связанные друг с другом, неизменные, застывшие, раз и навсегда данные. Впервые такой смысл термину метафизика придал Гегель. Он называл метафизическими те философские учения, которые трактовали мир как неизменный в своей основе.
Метафизический метод соответствует такому этапу развития науки, когда от общего представления о природе в целом естествоиспытатели переходят к анализу предметов, расчленению их на части и подробному изучению каждой из них. Этот метод получил широкое распространение в философии Нового времени. Развитие науки Нового времени началось с тщательного собирания и изучения отдельных фактов. Систематизация накопленного материала существовала еще в очень несовершенном виде, проводилась по внешним, поверхностным признакам. И хотя во все времена многие философы и естествоиспытатели высказывали отдельные диалектические догадки, в целом, в период 17-18 веков устанавливается господство метафизического мировоззрения.
Характеризуя метафизический способ мышления, Ф. Энгельс подчеркивал, что он хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, но за их границами становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, поскольку за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием – их возникновения и развития.
К середине Х1Х века естествознание накопило огромную массу эмпирического материала. В каждой области исследования появляется настоятельная необходимость систематически упорядочить этот материал, сообразно его внутренней связи. Наука переходит от собирающей ступени к упорядочивающей, она становиться наукой о процессах, происхождении и развитии предметов и о их связях. Метафизический метод познания переживает кризис. Само естествознание пропитывается диалектическими представлениями. Распространению этих представлений особенно способствовали три великих открытия: открытие клетки, закона сохранения и превращения энергии и теория Ч. Дарвина. В этих открытиях наиболее ярко проявилась ведущая тенденция науки Х1Х века: переход от изучения отдельных явлений в отрыве друг от друга к изучению этих явлений в связи и развитии. В этих условиях метафизика неизбежно должна была уступить место диалектике.
Новый этап в развитии диалектики связан с немецкой философией 18-19 веков. Важную роль в формировании диалектических представлений сыграла философия И. Канта. Кант, по выражению Энгельса, первым пробил брешь в метафизических представлениях, ввел идею развития в познание природы. Он создал гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из газовой туманности и развивалась до своего нынешнего состояния, повинуясь законам Ньютона. Вопрос о первотолчке здесь был устранен, Земля и Солнечная система предстали как нечто ставшее, т.е. развившееся во времени.
Наиболее полное и глубокое развитие диалектика получила в философии Гегеля. Гегель первым подверг многосторонней критике метафизическое миропонимание, возвратился к диалектике, придав ей иной вид, чем тот, который она имела в древности, и обогатил ее новым содержанием. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и пытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.
Основу диалектики Гегеля составляет учение о противоречиях, которые присущи всем явлениям и процессам объективного мира. Гегелем впервые были четко сформулированы основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания. Гегель разработал систему категорий диалектики, глубоко раскрыл содержание таких категорий как единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление и т.д.
Однако диалектика Гегеля была развита на идеалистической основе. Развитие, по Гегелю, есть саморазвитие понятий, абсолютной идеи, а развитие в природе и обществе есть лишь отражение всеобщего развития абсолютной идеи. По выражению К. Маркса, диалектика у Гегеля »стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».
Материалистическую переработку диалектики Гегеля предприняли русские мыслители 40-60 годов Х1Х века: Герцен, Белинский, Чернышевский. Если для Гегеля развитие идеи определяло развитие природы, то для русских материалистов диалектика сама вытекает из природы и выражается в человеческих понятиях. Но действительными творцами материалистической диалектики стали К. Маркс и Ф. Энгельс. Материалистически перерабатывая диалектику Гегеля, К. Маркс освободил ее от идеализма и создал диалектический метод, который в корне отличен от гегелевского. Если у Гегеля процесс мышления выступает творцом действительности, то у Маркса объективная диалектика (движение природы и общества) определяет субъективную диалектику (движение понятий) в соответствии с материалистическим решением основного вопроса философии. Поэтому только в марксистской философии диалектика становится наукой, изучающей всеобщие законы развития объективного мира и человеческого познания.
В чем же состоит принципиальное отличие диалектики от метафизики? Обычно это отличие видят в том, что диалектика исходит из идеи всеобщей изменчивости явлений, в то время как метафизика настаивает на неизменности и постоянстве вещей. Однако в наше время научно-технического прогресса и противоречивого общественного развития метафизическое мировоззрение приняло иной вид. Сегодняшняя метафизика не отрицает развитие, но дает неправильное, одностороннее его истолкование. Поэтому понимание диалектики как науки о всеобщей изменчивости, а метафизики как учение об устойчивости явлений мира является весьма односторонним и не отражает подлинной сути их противоположности. Оно не точно в отношении диалектики, ибо диалектика опирается не только на принцип изменчивости сущего, но и на принцип его постоянства. Оно не точно и в отношении метафизики, ибо метафизика вовсе не отрицает движение и развитие. Не случайно В.И. Ленин в работе »Философские тетради» говорит о диалектике и метафизике как о двух концепциях развития.
В современном понимании диалектика – это учение о связи и развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. Конечно, метафизика, так же как и диалектика, принимает самые различные формы с каждым новым историческим периодом в развитие человеческого познания, но основная ее ошибка остается неизменной. И состоит она в односторонности, ограниченности, абсолютизации отдельных сторон развития.
Антиподами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика – это метод доказательства, основанной на преднамеренном нарушении законов формальной логики, на употреблении ложных аргументов, выдаваемые за истинные. Будучи разновидностью метафизики, софистика абсолютизирует относительность человеческого познания, она обычно выхватывает какой-либо случайный признак и по нему характеризует явление. Характерной чертой софистики является релятивизм, нашедший классическое выражение в положении Протагора: »Человек – мера всех вещей». Протагор учил, что все истинно, ибо как кому что кажется, так оно и есть, т.е. истина у каждого своя. Эклектика – это методологический прием, основанный на использовании вырванных из контекста фактов и формулировок, это соединение разнородных взглядов, идей и теорий, при сохранении видимого единства. Эклектика на первый взгляд выступает как антипод софистики, требуя учета не одной, а многих сторон явлений. Но в действительности ее многосторонность оказывается мнимой, поскольку эклектика формально сочетает различные признаки предмета, не выясняя их взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главный, определяющий. Диалектика требует всестороннего подхода к предмету, но в отличие от эклектики, она, раскрывая взаимосвязь признаков предмета, стремится выявить такой признак, который в данных, конкретных условиях выступает как основной, главный, решающий.
АЛЬТЕРНАТИВЫ ДИАЛЕКТИКИ — Студопедия
Диалектика в философии — учение о всеобщих связях и развитии бытия, природы, общества и мышления человека. Она не является единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса.
В функционировании диалектики существует внутренняя и внешняя противоречивость, что обусловило ее историческую и современную альтернативность. К альтернативным диалектикам относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.
Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности развития бытия.
Оно может быть рассмотрено в трех основных аспектах.
Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости бытия. Имеется в виду существование в теории диалектики идеалистического и материалистического учения. В их взаимодействии и противостоянии состоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обоснование первичности развития идей и понятий. Материалистическая диалектика аргументирует первичность развития материи, бытия, отражаемого законами, понятиями и принципами.
Обе эти диалектики объясняют развитие бытия, при этом используют одни и те же понятия, законы и принципы.
Существенное различие между ними состоит в поиске исходных основ, начал объяснения развития. Идеалисты отстаивают первичность развития нематериального, духовного. Сторонники мат. диалектики считают первичным объективный, материальный мир, а потом сознание и его содержание.
Во-вторых, возникли и сложились учения вне диалектики, составляющие ее оппозицию.
Это антидиалектические концепции бытия: «трагическая диалектика», «метафизика жизни», «негативная диалектика», мистический рационализм и др. Главной альтернативной диалектикой является метафизика. Она представляет совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняя их принципиально другими методами, чем диалектика. Метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией. На многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций противоположных диалектике.
Сторонники метафизики отстаивают независимость элементов бытия в соотношении с их взаимозависимостью, признают значимость внешних связей, а не внутренних. Они утверждают, что движение не может исходить из самой| материи, его причиной является внешний толчок. Характер развития состоит в эволюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и качественного развития как в диалектике.
Диалектика видит окружающую действительность во всем ее многообразии, а метафизика однообразно, по принципу «черное — белое». Направленность развития сторонники метафизики видят в прогрессе, регрессе или в «движении |по кругу», отрицая их развитие по «спирали». Диалектика \видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика — со- 1стоящим из отдельных вещей и явлений.
В-третьих, диалектика противоположна метафизике как методу познания. Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как методу познания составляет агностицизм. Он ориентируется не на принципиальную познаваемость бытия в его связях и развитии, а на релятивизм, скептицизм, иррационализм и мистику.
Таким образом, метафизика и диалектика — две противоположные теоретические системы осмысления действительности и развития. Конечно, диалектика представляет наиболее полное и богатое по содержанию учение, объясняющее развитие.
10). Альтернативы диалектики
Наряду
с диалектикой существуют и другие теории
развития, которые также являются
философскими методами, но противоположными
диалектике.
К
альтернативам диалектики относятся:
Метафизика,
о которой речь шла выше, является главной
альтернативой диалектики. Метафизика
и диалектика расходятся в понимании
основных принципов бытия и познания.
«Негативная»
диалектика
– направление, существующее внутри
общей («консервативной») диалектики,
которая разрушает ряд устоявшихся
постулатов общепринятой диалектики,
отбрасывает положения, уже ставшие
догмой, более критично смотрит на
окружающий мир и на саму себя.
Основоположниками
и видными представителями «негативной»
диалектики были Теодор
Адорно
(1903 – 1969) и Жан-Поль
Сартр
(1905 – 1980).
Главные
идеи «негативной» диалектики:
диалектика
может быть только «негативной» –
критической, т.е. в каждом предмете,
явлении искать повод для критики, всё
подвергать сомнению, критике, отрицанию;новое
должно полностью и безвозвратно
отвергать старое и тут же подвергаться
критике, поиску ещё более нового;«негативная»
(критическая) диалектика не имеет
объективного значения, она имеет
отношение только к сознанию, поскольку
всё отвергает и критикует только
сознание;отрицание
отрицания никогда не должно перейти
в позитив (нахождение идеала), необходимо
постоянно отрицать и подвергать критике
все явления действительности.
Метафизика
и «негативная» диалектика являются
самостоятельными, разработанными
теориями, противоположными диалектике.
Наряду с ними существуют философские
подходы
(приёмы, методы), альтернативные
диалектике, но не являющиеся самостоятельными
теориями.
Софистика
– выведение ложного по сути, но
воспринимаемого по форме умозаключения
из ложных умозаключений, которые
некорректно подаются как правильные.
Эклектика
–
построение теоретических истин на
основе произвольного смешения, объединения
разрозненных фактов, создание искусственных
интеллектуальных конструкций.
Догматизм
–
одностороннее отношение к истине,
признание в ней абсолютного момента
при одновременном игнорировании её
относительности. Негибкость в мышлении.
Релятивизм
– абсолютизация относительности и
условности содержания познания.
Преувеличение зависимости процесса
познания от его условий, например, от
индивидуального состояния субъекта.
Э
н е р г и я п о н и м а н и я
1.
В какой мере состоятельна диалектика?
Обращались ли Вы к ее категориям в своей
духовной практике?
2.
В чем разница между диалектическим и
механистическим пониманием источников
развития?
3.
Чем различаются философское и обыденное
понимание качества? Можно ли отождествлять
качество с вещью?
4.
Докажите логически неизбежность перехода
количественных изменений в качественные.
5.
Можно ли говорить о вреде или пользе
противоречий?
6.
Как соотносятся понятия: взаимодействие,
причинность, детерминизм?
7.
Можно ли необходимость отождествлять
с причинностью, а случайность с
беспричинностью?
Ф
р а г м е н т ы и з к л а с с и ч е с к и х
и с т о ч н и к о в
Г.
Гегель
«Когда
происходит количественное изменение,
оно кажется сначала совершенно невинным,
но за этим изменением скрывается еще и
нечто другое, и это кажущееся невинным
изменение количественного представляет
собой как бы хитрость, посредством
которой уловляется качественное. Эту
антиномию меры уже древние греки
старались сделать наглядной, облекая
ее в различные формы. Так, например, они
ставили вопрос: создает ли прибавление
одного пшеничного зерна кучу. …придется
признать, что это безразличное увеличение
и уменьшение имеет также и свою границу
и что при этом достигается, наконец,
такая точка, за которой благодаря
дальнейшему прибавлению только одного
пшеничного зерна возникает куча…».
(Гегель,
Г.
Энциклопедия философских наук [Текст]
в 3 т. Т. 1. Наука логики / Г. Гегель. – М. :
Мысль, 1974. – С. 259 – 260).
«В
изменении обнаруживается внутреннее
противоречие, которым наличное бытие
страдает с самого начала и которое
заставляет последнее выходить за свои
пределы. …На деле же изменчивость лежит
в понятии наличного бытия, и изменение
есть лишь обнаружение того, что наличное
бытие есть в себе. Живое умирает, и
умирает именно потому, что оно как
таковое носит в себе зародыш смерти».
(Гегель,
Г.
Энциклопедия философских наук [Текст]
в 3 т. Т. 1. Наука логики / Г. Гегель. – М. :
Мысль, 1974. – С. 231 – 232).
Ф.
Энгельс
«История
природы и человеческого общества –
вот откуда абстрагируются законы
диалектики. Они как раз не что иное, как
наиболее общие законы обеих этих фаз
исторического развития, а также самого
мышления».
(Энгельс.
Ф.
Диалектика природы [Текст] / Ф. Энгельс.
– М. : Политиздат, 1982. – С. 44).
«Закон
перехода количества в качество и обратно.
Закон этот мы можем для наших целей
выразить таким образом, что в природе
качественные изменения – точно
определенным для каждого отдельного
случая способом – могут происходить
лишь путем количественного прибавления,
либо количественного убавления материи
или движения (так называемой энергии).
(Энгельс.
Ф.
Диалектика природы [Текст] / Ф. Энгельс.
– М. : Политиздат, 1982. – С. 45).
«Так
называемая объективная диалектика
царит во всей природе, а так называемая
субъективная диалектика, диалектическое
мышление, есть только отражение
господствующего во всей природе движения
путем противоположностей, которые и
обусловливают жизнь природы своей
постоянной борьбой и своим конечным
переходом друг в друга, соответственно
в более высокие формы».
(Энгельс.
Ф.
Диалектика природы [Текст] / Ф. Энгельс.
– М. : Политиздат,1982.– С. 180).
«В
диалектике отрицать не значит просто
сказать «нет», или объявить вещь
несуществующей, или разрушить ее любым
способом. Способ отрицания определяется
здесь, во-первых, общей, а во-вторых,
особой природой процесса. Я должен не
только подвергнуть что-либо отрицанию,
но и снова снять это отрицание.
Следовательно, первое отрицание
необходимо произвести таким образом,
чтобы второе оставалось или стало
возможным. Но как это достигнуть? Это
зависит от особой природы каждого
отдельного случая».
(Энгельс,
Ф.
Анти-Дюринг [Текст] / Ф. Энгельс. – М.:
Политиздат, 1983. – С. 141).
«Для
диалектической философии нет ничего
раз навсегда установленного, безусловного,
святого. На всем и во всем видит она
печать неизбежного падения, и ничто не
может устоять перед ней, кроме непрерывного
процесса возникновения и уничтожения,
бесконечного восхождения от низшего к
высшему. Она сама является лишь простым
отражением этого процесса в мыслящем
мозгу».
(Энгельс,
Ф.
Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии [Текст] / Ф. Энгельс.
– М. : Политиздат, 1978. – С. 8).
Маркс
К.
«…не
всякая произвольная сумма денег или
стоимостей может быть превращена в
капитал, …напротив, предпосылкой этого
превращения является определенный
минимум денег или меновых стоимостей
в руках отдельного владельца денег или
товаров. …Средневековые цехи стремились
насильственно воспрепятствовать
превращению ремесленника-мастера в
капиталиста, ограничивая очень
незначительным максимумом число рабочих,
которых дозволялось держать отдельному
мастеру. Владелец денег или товаров
только тогда действительно превращается
в капиталиста, когда минимальная сумма,
авансируемая на производство, далеко
превышает средневековый максимум.
Здесь, как и в естествознании, подтверждается
правильность того закона, открытого
Гегелем в его «Логике», что чисто
количественные изменения на известной
ступени переходят в качественные».
(Маркс,
К.
Капиал [Текст] / Маркс К. // Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 23. – М. : Политиздат.
– С. 317 – 318).
В.
И. Ленин
«Причина
и следствие – лишь моменты всемирной
взаимозависимости, связи (универсальной),
взаимосцепления событий, лишь звенья
в цепи развития материи».
(Ленин,
В. И.
Философские тетради [Текст] / В. И. Ленин
// Ленин В. И. ПСС. – Т. 29. С. 143).
«Вкратце
диалектику можно определить, как учение
о единстве противоположностей. Этим
будет схвачено ядро диалектики, но это
требует пояснений и развития».
(Ленин,
В. И.
Философские тетради [Текст] / В. И. Ленин
// Ленин В. И. ПСС. – Т. 29. С. 203).
Диалектика и ее альтернативы. — КиберПедия
Диалектика — одна из древнейших наук о наиболее общих, универсальных законах развития всей действительности. Диалектика выступает методологической основой всех без исключения видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и общественной практики во всей истории существования человеческого общества.
К альтернативам диалектики относятся:
• метафизика;
• «негативная» диалектика;
• софистика;
• эклектика;
• догматизм;
• релятивизм.
2. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;
• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.
.
В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей («консервативной») диалектике — так называемая «негативная» диалектика.
«Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.
Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлисьТеодор Адорно (1903 — 1969), Жан-Поль Сартр (1905 — 1980).
. Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.
Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:
• эклектика;
• софистика;
• догматизм;
• релятивизм.
Основны е проблемы синергетики
Синергетика – теория самоорганизации — это междисциплинарный научный подход, сложившийся в 70-е гг. XX в (Хакен).
Рассматривает теорию самоорганизации – самопроизвольное нарастание уровня организации в сторону усложнения – это закон природы, свойственный всем элементам живой и неживой природы.
Синергетика прививает новый стиль научного мышления, убежденность в том, что возникновение сложных систем – процесс нелинейный (бифуркация – точка раздвоения, после которой идет нелинейное развитие), в многовариантности развития систем. Идея нестабильности, неравномерности всего мира.
Различают 2 типа развития: 1) эволюционное – период линейных изменений; 2) нелинейный период: неупорядоченное развитие. Точка перехода из первого типа во второй называется точкой бифуркации. Находясь в сильно неравновесном состоянии, система может начать развиваться в одном из нескольких направлений (аттракторов). Основные признаки синерегетической концепции:1) Признание многовариантности путей развития сложных систем.2) Новая оценка роли случайности.3) Еще одно подтверждение необратимости времени.4) Настоящее зависит не только от прошлого, но и от будущего.
Появление синергетики привело к изменению стиля научного мышления во всех дисциплинах и в философии тоже.
Основная идея, выдвигаемая синергетикой, заключается в том, что сложные системы качественно меняют свое макроскопическое состояние в результате изменений, происходящих на микроуровне (концентрация хим. Веществ) – управляющие параметры системы.
50. Познавательно содержание диалектических категорий
3. Категории диалектики
Категория диалектики — наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:
• единичное, особенное, всеобщее;
• причина и следствие;
• необходимость и случайность.
• возможность и действительность;
• сущность и явление;
• структура, форма и содержание.
Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления.
Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства конкретного предмета, явления.
Категория «общее» фиксирует наличие во множестве отдельных предметов неких сходных, общих свойств.
Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого класса.
Категория «всеобщее» — это общее, присущее всем без исключения классам объектов.
Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина — это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привести к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропроводки).
Категория «необходимость» фиксирует, что необходимым называется то, что причину своего существования имеет в себе и обусловливается внутренней природой материального образования.
Категория «случайность» отражает, что случайным является то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных проявлений, прокладывать себе дорогу через массу случайностей как закономерность, как тенденция, так как процессы в природе имеют вероятностный характер. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости. Случайность со временем может стать необходимостью, и наоборот, необходимость в процессе развития может стать случайностью.
Категории «возможность» и «действительность» характеризуют процесс развития. Возможность — это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное (хотя во многом предвидимое человеком) бытие, которое реализуется при определенных условиях. Действительность — это реализованная возможность, реально существующее бытие.
Категория «структура» фиксирует способ организации процессов и взаимодействий, относительно устойчивую систему взаимосвязей компонентов какого-либо объекта, явления.
Содержание — совокупность всех элементов и процессов какого-либо объекта или явления, содержание является ведущей стороной по отношению к форме объекта. Содержание представляет собой более мобильную сторону, тогда как форма (способ, тип, характер взаимосвязей элементов) более устойчива, консервативна. В определенных пределах форма может «выдержать» частичные, локальные изменения в содержании. И лишь когда изменения в содержании выходят за рамки локальных, тогда они в совокупности приводят к изменению формы, т.е. способа организации содержания. В этом проявляется как ведущая роль содержания, так и активность формы. Одно и то же содержание может выступать в разных формах, а форма может отставать в своем развитии от содержания или опережать его.
Категория «сущность» фиксирует совокупность внутренних и необходимых сторон и связей вещи, устойчивых, сохраняющихся законов ее функционирования.
Категория «явление» означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятельствах, во взаимосвязях с окружающими условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Явление и сущность взаимосвязаны, но не совпадают. Поэтому познание человека движется от явления к познанию сущности.
Индивид, человек, личность
Так как производство материальных благ и функционирование общества как социальной системы не может осуществляться без человеческого (субъективного) фактора, то именно человеческая жизнедеятельность выступает специфическим способом существования общественного (социального) как материального носителя социальной формы движения.
Личность – это сложное биосоциальное явление. Существует множество определений этого понятия, но все они проблему личности рассматривают в связи с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность».
«Человек» – это самое общее понятие, характеризующее живое существо (homo sapiеns), проявляющее ту или иную степень разумности.
В общественной жизни человек выступает как индивид. Под понятием «индивид» понимается единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности, т. е. как обезличенное существо. Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека.
Каждый человек, живя в обществе, характеризуется как представитель пола, как специалист в какой-либо профессии, как гражданин, как член семьи. Тем самым он, на основе опыта жизни и процесса обучения, реализует определенное социальное начало, проявляет себя как личность.
Понятия «человек» и «личность» нередко отождествляются, употребляются как синонимы. Однако между ними есть различие. Во-первых, человек есть целостность, а личность есть часть, компонент человека. Во-вторых, человек есть существо биосоциальное, тогда как понятие «личность» характеризует общественную сторону человека, человека, поднявшегося до определенного уровня социализации.
Личность – это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями.
Это понятие употребляется только по отношению к отдельному человеку, и притом начиная только с определенного этапа его развития. Нельзя сказать о личности новорожденного или маленького ребенка. Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свое мировоззрение, свои позиции и ярко выраженное отношение к жизни.
Неотъемлемыми признаками личности выступают разумность, обладание речью, способность к трудовой деятельности, самостоятельность, стремление к свободе, сила воли, оригинальность чувств, ответственность. Эти признаки личности детерминируются всей системой общественных отношений, всем укладом социальной жизни.
Основным видом деятельности личности является труд. В труде проявляются социальные качества человека, которые делают его личностью. В этом плане, можно утверждать, что общество формирует личность путем ее социализации, путем влияния на нее социальной среды.
Личность не только формируется социумом, социальной средой, но и сама влияет на них в зависимости от образования, профессии, общественного положения и активности. Определяющая роль в этом процессе принадлежит социуму, создающему соответствующие условия для деятельности личности.
эклектика, софистика, догматизм, релятивизм. — Студопедия.Нет
Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и отношении к действительности, а так же учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Структура диалектики: 3 раздела
1. учение о принципах: принцип всеобщей взаимосвязи, принцип развития.
2. учение о законах диалектики: закон единства и взаимодействия противоположностей, закон взаимодействия количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицаний.
3. учение о категориях диалектики: сущность и явление, причины и следствие, возможность и действительность. Виды диалектики:
1.объективная диалектика – это диалектика материального мира, т. е. природы и общества,
2.субъективная диалектика – диал. мышления.
С точки зр-ия материализма первичной является объективная д-ка, а субъективная д-ка только копирует д-ку материального мира.
Исторические типы диалектики:
1.диалектика др. мира: Др. Греция, Рим, др. Восток, учение Гераклита о противоречиях как источнике развития, диалоги Сократа, учение Платона и Аристотеля. На Востоке и в Китае учение о противоборствующих силах Инь и Янь. Аналогия др. мира – неполная, фрагментарная и выражена в общей форме.
2. д-ка эпохи Возрождения: Кузанский, Бруно, д-ка связана с наукой, нау-ми знамениями.
3. д-ка классической нем. философии: учение об антиномиях у Канта, а у Гегеля – систематизированное изложение д-ки. Ограниченность диалектики закл. в ее идеалистическом характере.
4. д-ка марксистской философии: Маркс, Энгельс, Ленин. Д-ка носила материалистический характер. Они разработали диалектику материального мира и показали, что д-ка только воспроизводит.
5. д-ка рус. революц-ых демократов: Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Материальная диалектика была неполной.
6. д-ка совр. философии – разнородна, имеет и материальный и идеалистический характер.
Альтернативы диалектики:
Догматизм– учение призн. только абсолютный характер истины и ее конкретность. Оценка событий дается без учета конкретных условий места и времени. Релятивизм– учение признающее только относительный характер истины и игнорирующее наличие абсолютного момента в истине. В релятивизме считается, что знание явл. условно истинным, временно истинным. Такова точка зрения махистов.
Софистика– это учение, в котором главный признак предмета подменяется второстепенным.
Эклектика– учение, в котором главный признак не выделяется совсем, а все признаки объявлены равноценными.
Основные принципы диалектики
(общие фундаментальные положения, кот. руководствуется данная наука)
2 основных принципа: принцип всеобщей взаимосвязи, принцип развития
Принцип всеобщей взаимосвязи. Связь – взаимная обусловленность предметами друг друга. Связи могут быть непосредственными и опосредованными, внешними и внутренними, жесткими и статическими. Отношения – это фрагмент взаимосвязи, рассматриваемый с точки зрения отдельного предмета. Взаимодействия – активное воздействие одного предмета на другие предметы, при этом происходит их взаимное изменение, а также может происходить порождение одним предметом другого предмета. Принцип всеобщей взаимосвязи указывает, что все предметы, процессы нах. во взаимосвязи непосредственной или опосредованной другими предметами и находятся во взаимных отношениях. Эта взаимосвязь есть результат проявления универсального взаимодействия всех предметов процесса. Значение взаимодействия:
1.предметы существуют как целое благодаря наличия взаимодействия между их частями.
2.предметы могут быть познаны благодаря взаимодействия этих предметов с органами чувств чел.
3.взаимодействие обуславливает также развитие этих предметов, т.к. источником развития является взаимодействие противоположностей.
Смысл: в мире нет ничего абсолютно изолированного.
Принцип развития. Развитие есть необратимые закономерные, направленные качественные изменения предметов, процессов. Выделяют 4 принципа развития: 1.необратимость изменений (этот признак позволяет закрепить каждый шаг развития событий) 2.изменения должны быть закономерными для развивающегося предмета. (этот признак придает упорядоченность развитию). Изменения должны идти в течение какого-то времени, в одном направ., чтобы они могли накапливаться.
3.изменения должны носить не только количественный, но и качественный характер. Согласно принципу развития, всем предметам процесса свойственны эти необратимые, закономерные, направленные, качественные изменения. Причем развитие свойственно не только материи, но и сознанию, т.е. нет запрета на развитие. Если предмет не развивается в настоящее время, то он мог развиваться в прошлом или сможет изменяться в будущем.
33. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Закон раскрывает источник, причину развития и называет внутр. противоречия в предметах таким источником. В метафизике источником движения считается внешний толчок. Всем предметам процесса свойственны внутренние противоречия, борьба противоположностей в противоречии является источником развития. Эта борьба ведет в начале к обострению противоречий, а затем к их разрешению, в ходе кот. предмет переходит в качественно новое состояние. Противоречие – это истинное отношение противоположностей в составе целого, в кот. противоположности взаимодействуют и взаимно отрицают друг друга, т. е. нах-ся в единстве и борьбе. Противоположности– это различные элементы стороны, свойства элементов процесса.
Примеры противоположностей:в механике – действие и противодействие, в физике – электрон и протон, в химии – соединение и разложение в-в, в биологии – усвоение и разложение питательных в-в, наследственность, изменчивость и борьба за существование, в социологии – борьба полит. партий за власть. Современная метафизика подменяет внутр. противоречия внешними. Развитие общества зависит от внутренних противоречий.
34. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Он раскрывает механизм развития, показывает при каких условиях происходит обострение разрешение противоречий. Согласно закону – мелкие количественные изменения постепенно накапливаясь в какой-то момент времени нарушают меры предмета и вызывают коренные качественные изменения протекающие в виде скачков. Новые качества порождают новые количественные характеристики предмета. В ходе развития смена меры происходит неоднократно, поэтому развитие имеет вид узловой линии смены дня. Качество – есть совокупность характерных особенностей предмета, отличающих данный предмет от других. Качество предмета обусловлено набором составных элементов. Качество обусловлено структурой элемента. Алмаз и графит имеет одинаковые элементы.
Количество– есть определенность предмета со стороны величины, числа, объема, степени.
Качество и количество связаны между собой мерой. Мера – есть интервал количественных значений в пределах кот. качество предмета остается неизменным. Количество меняется плавно, а качество меняется резко, скачкообразно. Скачок– это коренное качественное изменение предмета. Скачки бывают 2 видов: быстрые и постепенные. При закипании воды температура старое качество – жидкое, новое – газообразное состояние воды. Мера жидкого состояния воды – интервал температуры от 0 до 100º при кот. вода остается жидкостью, а газообразное выше 100º. Скачок – закипание.
Метафизики признают либо только одни количественные изменения, либо наоборот только скачки без необходимой количественной подготовки. 1 тип –реформизм, 2- терроризм.
Закон отрицания отрицания.
Один из трех законов диалектики. Характеризует траекторию процесса развития. Существует два вида отрицания:
1.- метафизическое — полное отрицание уничтожения предмета, линия развития прерывается (размол зерна)
2.- диалектическое – происходит видоизменение предмета, переходит в качественно новое состояние и линия развития продолжается (прорастание зерна) Для диалектического отрицания характерно снятие – т.е. процесс, включающий в себя 3 момента: 1.уничтожение старого предмета. 2.возникновение нового предмета. 3.сохранение полож. св-в предмета в новом предмете.
Формулировка: Диалектическое отрицание не уничтожает полностью предмет, а только видоизменяет его, в результате предмет переходит на качественно новую стадию развития и при этом сохраняется все полож. содержание предшествующих стадий развития предмета и траекторией развития явл.- спираль. Один цикл развития включает в себя 2 отрицания: зерно брошенное в землю.
Первое отрицание уничтожает развивающийся предмет.А второе направленно против крайности первого и представляет собой возврат к старому, т. е. снова появл. развив. предмет, но на более высокой стадии. С точки зрения этого закона развитие может идти в 3 направлениях:
1.увелич 2.уменьш 3.равные
1.— прогресс (усовершенствование предмета) ( переход от монархии к республике)
2.— регресс (деградация) (переход от республики к военной диктатуре)
3.— одноплоскостное развитие (застой)
Метафизики искажают действительность закона, они заявляют, что развитие идет либо по кругу, или прямой. Если развитие идет по кругу, то любая цивилизация должна погибнуть. Прямая признает только прогресс.
36. Категория диалектики: единичное особенное, общее; часть и целое; элемент, структура, система. Категория — это общ. фундаментальные понятие фиксирующее существенные закономерные связи и отношения действительности. В философских категориях действительности отраж-ся на всеобщем уровне и эти категории имеют широкий способ применения. Специфика категорий диалектики — они носят парный или соотносительный характер, т.е. употребляются не по отдельности а по 2 или по3 вместе, т.к. фиксируют либо различные стороны предметов, либо различные этапы в развитии предметов. Пример: сущность хар-ет внутр. сторону предмета; причина – первый этап развития, следствие – второй.
• Единичное, особенное, целое:
Единичное— этоодин типичный представитель какого либо класса однородных элементов.
Общее — закономерный признак присущий всем единичным предметам одного класса. Общее объединяет все единичные предметы в единое целое. Особенное — единство единичного и общего, т.е. целостное образование в кот. каждый единичный предмет занимает предназначенное ему место и в кот. все единичные предметы находятся в закономерном взаимосвязи. Пример: в периодической системе элементов (Менделеева) единичное – это каждый взятый элемент. Общее – атомный вес, а особенное – вся периодическая система.
2 вида общего:
•абстрактно-общее – фиксирует второстепенные, несущественные признаки предмета.(чел – двуногое существо)
•конкретно-общее – фиксирует главные, существенные закономерности признаки предмета. (чел — разумное деятельно общественное существо, вступающее в общ. отношения)
Метафизичное искажение взаимосвязей этих категорий допускали реалисты и номиналисты, они отрывали общее от единичного. В реализме — общее предшествует единичному, номиналисты – общее сущ. после единичного, оно условное. Объективный идеализм – утверждает, что общее предшествует единичному в виде понятия об этом единичном предмете.
• Часть и целое
Часть-совокупность элементов входящих в состав целого. Целое–совокупность частей также совокупность взаимодействий между частями, причем взаимосвязи наделяют целое новыми интегративными сво-ми.
Типы целого: (органическое целое, неорганич)
Органическое целое – связи между частями прочные и носят причинный характер, причём внутренние преобладают над внешними. В неорганич. целом — связи между частями непрочные и носят пространственно-временной характер, внешние связи преобладают над внутренними ( студенческая группа- органич. Целое, толпа на перекрестке – неорганич. целое)
Антиномия целостности
• целое-есть сумма частей – противоп. целое больше суммы частей
• части- предшествуют целому — целое возникает раньше частей, части и целое сущ. одновременно.
• с чего нужно начинать познание- с частей или с целого? Надо нач. с целого кот. в начале рассматривается в общем виде, потом переходить в изучение частей по отдельности, рассматривать целое, как расчлененное на части.
• Элемент, структура, система.
Элемент-простейшая, неделимая единица строения системы (простейшее звено в системе).
Структура — совокупность устойчивых связей между элементами обеспеч. целостность системы и качественную определённость системы. Структура выражает те связи системы которые остаются неизменными при различных преобразованиях системы. Система — множество элементов с отношениями и связями между ними образующее целостность. Пример: модели химич. веществ в кот. элементы представлены в виде шариков, структура — в виде металич. решётки, а все вместе элементы и структура образуют систему) Виды систем:
•к материальным –относ. система неорганич. природы – физич. тела, геологич. преобразования, -относ живые системы, -относ соц. системы (организации, сооружения)
•абстрактные или идеальные — являются продуктом чел мышления (гипотезы, теории, понятия)
В науке широко применяют метод системного анализакоторый является конкретизацией диалектического метода.
1 шаг — расчленение системы на составные элементы и изучение их качественной специфики.
2 — выявление связей между элементами, т.е. рассмотрение структуры системы.
3 — раскрытие взаимодействий данной системы со средой т.е. выяснение функций системы.
4 – опред. генезиса изучаемой системы, т.е. происхождение и развитие этой системы.
37. Категории диалектики: содержание и форма, сущность и явление Категории — общие, фундаментальные понятия, фиксирующие существенные закономерные связи отношения действительности.
В фил. категориях действительность отраж. на внешнем уровне и они имеют самый широкий спектр применения. Специфика категорий диалектики: они носят парный или соотносительный хар-р, т.е. употребл. не по одной, а по 2-3 сразу,т.к. они фиксируют либо различные стороны предметов, либо различные этапы в развитии предметов. Пример: сущность хар-ет внутр. сторону предмета, причина – первый этап развития, следствие – второй.
• Содержание и форма
Содержание-упорядоченная совокупность элементов, образующая какой-либо целостный предмет, процесс. Форма-способ связи элементов содержания. Напр. в худ.книге- событие-содержание, сюжет-форма.
Диалектика взаимосвязи содержания и формы:
• ведущая сторона — содержание, т.к. форма зависит от природы тех элементов, кот. упорядочиваются.
• форма влияет на содержание, либо ускоряет ,либо замедляет развитие содерж.
• форму нельзя отрывать от содерж.,т.к. такой отрыв приводит к формализму в работе(бюрократизм) или к абстракционизму иск-ве.
• одно и тоже содерж. может приобретать различн. формы (частная форма может быть индивидуальной).
• одна и та же форма может наполняться различным содержанием (мат.,хим.,физ. формулир.)
• Сущность и явление
Сущность— совокуп. внутр. устойчивых, необходимых связей и отношений между элементами системы. Сущность-главное, закономерное в предмете и она опред. кач-ную. специфику предмета, наиболее хар-ные особенности предмета. Явление-проявление сущности во внешн. облике предмета. Явление зависит и от сущности предмета, так и от среды в кот. нах. предмет.
Сущность более устойч. хар –ка вещи и она сохр. до тех пор ,пока сущ. предмет, а явления могут сменять друг друга при изменении среды ,т.е. одна и та же сущность может проявить себя в разных явлениях. Сущность товара — его стоимость, опред. затратами на произ-во товара, явление товара – это его цена опред-ная помимо затрат также условиями среды, т.е. спросом и предложением на рынке. Генотип (заложенная) и фенотип (скорректированная программа)
Среда может затмевать сущность, и тогда явление выглядит как прямопротивополож. своей сущности – видимость (нам кажется, что солнце входит и заходит, Земля двигается)
Метафизические искажения, взаимосвязи этих категорий допускались в агностицизме Канта. Он отрывал сущность от явления и объявлял сущность непознаваемой. В объективном идеализме — сущность предшествует явлению в виде понятия о предмете; сущность не в предмете, а в духовном начале мира (у Платона в мире идей).
Диалектика как философское учение и метод. Альтернативы диалектики — КиберПедия
В современной философии понятие «диалектика» употребляется в трех основных смыслах.
1. Диалектика – совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в мире в ходе его движения и развития (объективная диалектика). Часть познанного в этом аспекте систематизирована в философском учении (теории), которое и называется диалектикой. Это –субъективная диалектика. Она отражает и объясняет объективную диалектику системой понятий, принципов и законов.
2. Диалектика – это взаимосвязь и развитие образов в мышлении человека. Данный процесс изучается диалектикой мышления, или логикой. Логику можно считать также элементом субъективной диалектики в том смысле, что она изучает логические формы и законы мышления, которые выступают косвенным и формализованным отражением объективной диалектики.
3. Диалектика – один из всеобщих методов познания, который используется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия. Диалектический метод познания является одним из основных в методологии познавательной деятельности.
Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные и характерные для всего бытия. Причем внимание обращается не столько на само изменение (движение), сколько на одну из его разновидностей – развитие.
Диалектика в философии – учение о всеобщих связях и развитии бытия: природы, общества, человека и его мышления; бытия материального и бытия нематериального (духовного). Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектического учения, что обусловило его историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.
Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности бытия к развитию. Она может быть рассмотрена в трех основных аспектах.
Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к объяснению изменчивости бытия. Во-вторых, сформировались относительно самостоятельные по отношению к диалектике учения, которые также представляют ее альтернативы. В-третьих, диалектика как теория и метод познания имеет противоположное по содержанию учение в гносеологии.
К первому аспекту относится существование в теории диалектики двух учений: идеалистической и материалистической диалектики. В их взаимодействии и противостоянии состоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обоснование первичности развития идей и идеальных объектов. Основы ее заложены Платоном, Аристотелем, Гегелем и другими мыслителями. Материалистическая диалектика аргументирует первичность развития материального бытия, отражаемого понятиями, законами и принципами. Исходные положения материалистического понимания развития разрабатывались Гераклитом, Зеноном Элейским, Демокритом, Лукрецием Каром, К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и др.
Ко второму аспекту альтернативности диалектики относятся учения, возникшие вне диалектики и составляющие ей «оппозицию». Внешнюю альтернативность диалектике как учению о развитии и методу познания составляет метафизика.Метафизика означает способ рационального, абстрактно-логического обоснования или опровержения философских и иных положений. Часто данный смысл термина «метафизика» отождествляется с термином «спекулятивная философия»; также метафизика – это противоположное диалектике учение о связях и развитии бытия, еще один всеобщий метод познания.
В третьем аспекте диалектика противоположна альтернативам как методу познания. Было отмечено, что метафизика противоположна диалектике в том, что ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение конкретных предметов, а не систем, часто апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как методу познания составляет и агностицизм, который противостоит диалектике ориентацией на релятивизм, скептицизм, иррационализм, догматику, мистику.
Диалектика — RationalWiki
Эта страница содержит слишком много утверждений без источника и требует улучшения . Диалектика Может понадобиться помощь. Пожалуйста, изучите утверждения статьи. Все, что заслуживает доверия, должно быть получено, а то, что не соответствует действительности, следует удалить. |
Диалектика — это философское путешествие, направленное на поиск истины с помощью аргументированного аргумента в диалоге, мало чем отличающееся от сократовского метода вопрошания, пока вы не найдете новый ответ.Разница в том, что в методе Сократа задаются вопросы, даются и оцениваются ответы, затем появляется больше вопросов для дальнейшего изучения идеи, тогда как в диалектике два человека занимают разные позиции и с помощью этого логического аргумента они обводят тему до тех пор, пока не будет найдена истина. , Конечно, предполагается, что «истина» может быть найдена.
Формально развитие диалектики приписывается Сократу, который предложил этот аргументированный подход в качестве альтернативы классической греческой точке зрения, согласно которой arete (красота, качество) — это то, что следует больше всего ценить в жизни, включая исследования так называемых «истина».Сократ верил, что истина истина пришла из анализа идей с помощью логики, а не простого эзотерического взгляда на их воспринимаемое совершенство или художественное качество. Однако диалектика как «формально не определенный» подход к решению проблем или установлению фактов была центральной частью древней западной мысли задолго до Сократа, а также индийской философии и аргументации.
Конечная цель диалектики — найти ответ на разногласия с помощью логики. Цель состоит не в том, чтобы пойти на компромисс (арбитраж), ни убедить (например, в качестве эмоционального аргумента), ни «выиграть» через запугивание или давление, ни победить партийным судьей 3 , решившим, кто представил лучший аргумент.В диалектике реальный процесс состоит в том, чтобы улучшить понимание проблемы каждым и прийти к единой позиции: что такое — истинное или правильное решение . Диалектика не придает формального веса «экспертам», а позволяет им просто быть одним голосом из нескольких. Предполагается, что «эксперт» будет знать больше релевантных моментов, чтобы помочь обосновать аргумент, но одно только слово эксперта не важнее, чем неспециалист.
Диалектика обычно предполагает, что процесс так же важен, как и результат, и что проблемы не требуют немедленного решения, поскольку процесс может занять некоторое время.(То есть, вероятно, не лучшая идея предлагать диалектическое исследование того, как лучше всего починить сломанную трубу в вашем доме, наливая галлоны воды на ваш красивый новый коврик — вероятно, лучше всего обратиться к « эксперту » в этом точка.)
Философские традиции в диалектике [править]
Гегелевская (фихтеанская) диалектика [править]
- Все конечно, все преходяще, и все существует во времени.
- Все состоит из оппозиции. (мы надеемся, что равные, но всегда противоположные силы)
- Со временем постепенные изменения вызывают кризисы, когда одна сила преобладает над другой
- Все изменения являются спиралевидными (рост), а не круговыми, которые бы просто изменили положение.
Марксистская диалектика [править]
- Деконструкция — постмодернистская версия происходит от марксистской диалектики, но имеет логическую основу с гегелевской диалектикой.
См. Также [править]
Не смотрите также [править]
,
определение диалектического по The Free Dictionary
Вещи, которые звучат противоречиво, следует исследовать по тем же правилам, что и при диалектическом опровержении, имеется ли в виду одно и то же, в том же отношении и в том же смысле. пищеварение было затруднено вмешательством цитат или соперничеством диалектических фраз, звенящих друг против друга в его мозгу. Сократ считает, что более абстрактное или диалектическое определение фигуры намного лучше. часть его аргумента не имеет значения; он слишком ясно видел, что результатом этих экстатических моментов было оцепенение, умственная тьма, идиотизм.Релятивистское и диалектическое мышление в трех возрастных группах взрослых: Линехан, не говоря уже о том, что называется диалектической поведенческой терапией. ЧИКАГО — Модифицированная форма диалектической поведенческой терапии может быть эффективным и экономичным вмешательством для снижения гнева и агрессии среди заключенных и заключенных. . Разделы, посвященные подготовке и практике, явно накопленные за годы обучения и игры, могут легко составить основу для полезных групповых дискуссий, как и разделы, посвященные тому, что можно было бы назвать «синдромом стресса после выступления».«Этот самозваный учебник особенно хорош для решения проблем производительности как диалектического процесса, который нельзя свести к простой формуле успеха — процесса, который требует постоянной корректировки, а также высокой терпимости к разочарованию и разочарованию. Альберт Молер, президент Южно-баптистской теологической семинарии, защищал утверждение Пар Робертсона о том, что мусульманами «движет демоническая сила». Молер сказал на канале Fox News «Фактор О’Рейли»: «Что ж, как христианин, я должен сказать, что я верю любая система верований, любое мировоззрение, будь то дзен-буддизм или индуизм или диалектический материализм, если на то пошло, марксизм, удерживающий людей в плену и не позволяющий им прийти к вере в Господа Иисуса Христа, да, это демонстрация сатанинской силы.Однако, хотя она и не уточняет диалектические отношения между ними, она приходит к такому же выводу. Две новые части в Риме расширили взгляд с пространства частного, клаустрофобного и окончательного заключения на историческое, диалектическое и открытое В некотором смысле, обсуждение Исайи, проведенное К., представляет собой тестовый пример для попытки понять, как церковь использует Ветхий Завет в целом, и он выделяет следующие характеристики церковного подхода: авторитет Священного Писания, использование как буквального, так и духовного смысла, божественное и человеческое авторство, христологическое содержание и диалектический характер истории.,
определение диалектического слова The Free Dictionary
Повествуя о том, как национальная политика влияет на семейные дела, роман пытается повлиять как на сердца, так и на умы, то есть одновременно чувствовать сострадание и мыслить диалектически. Ниже я утверждаю, что случайное сочетание мыслей и чувств в романе можно понять с точки зрения того, что Джеффри Белнап убедительно назвал «диалектическим индигенизмом» — художественным процессом, направленным на объединение местных культур с национальной и индустриальной современностью.Тонкая книга Фаллиса следует той же схеме: положительно руководствуясь «Безымянной лекцией о Евтифроне Платона» Лео Штрауса и диалектически «Интерпретацией Евтифрона Платона» Марио Льюиса, он не открывает ничего нового в поисках чего-то, кроме благочестия, в «Платоновском диалоге». о благочестии »- описание, которое может быть лучше применимо к законам Платона или даже к Эпинорнису. Следовательно, путь капитализма неизбежно усыпан несправедливостью; грубое неравенство; раздоры; непрекращающиеся социальные столкновения; повторяющиеся расстройства; гарантированное экономическое порабощение слаборазвитых стран; и ведет диалектически к неизбежной и верной гибели и гибели.«Но их инициативы следует рассматривать положительно как попытку диалектически определить будущее направление для нации Лухья, будь то путь Мудавади или альтернативы, включая поддержку Раилы или Руто в 2022 году». Руто и г-н Одинга занимали видное место в преждевременных переговорах кампании. и митинги в западной Кении. Но диалектически это может также означать отказ от тирании Разума (единственности Истины и методов, с помощью которых она может быть обнаружена) в пользу субъективно-аффективных связей, пока это не подрывают верховенство закона.Это движение / энергия, таким образом, работает диалектически между тремя точками треугольника, стороны которого имитируют каналы для передачи и получения воздействий. Глава 8 — Переключение кода и контрастный анализ: например, инструменты языка и культуры преобразуют диалектически разнообразную классную комнату. стратегии контрастного анализа и переключения кода (смена стиля), чтобы показать, как можно поддерживать язык домашнего сообщества ребенка, одновременно добавляя лингвистические инструменты, необходимые для успеха в более широком обществе (Wheeler & Swords, 2015, стр.Сложная конструкция многоголосого диалога Мора основана на его юридическом образовании и опыте, чтобы дать понимание, диалектически исследуя различные позиции, но при этом не одобряя авторское одобрение. Эволюция, диалектически понимаемая Гегелем, становится ключом к самоактуализации жизни.
,