биография, личная жизнь, муж и дети (фото)
Демидова Алла Сергеевна (р. 1936) – российская актриса и педагог. Наибольшую популярность ей принесли роли, сыгранные в театре на Таганке. Кинозрители помнят ее блистательных героинь в фильмах «Зеркало», «Щит и меч», « Ты и я», «Бесы». Автор нескольких книг, выступает с необычными литературно-поэтическими программами.
Рождение и семья
Алла появилась на свет в Москве 29 сентября 1936 года.
Ее папа, Демидов Сергей Алексеевич, принадлежал династии золотопромышленников. В 1932 году попал под репрессии, но потом по амнистии его отпустили на волю. В первые дни Великой Отечественной войны он добровольцем отправился на фронт, дошел до Варшавы, при освобождении которой погиб в 1944 году.
У Аллы почти не осталось воспоминаний о папе, она сохранила в памяти лишь несколько моментов. Когда была еще крошечной и шла через большую комнату, а отец, распахнув широко руки, подбежал к ней и подхватил. Маленькая девочка тогда почувствовала себя счастливой. Последнее ее воспоминание о папе, когда он приехал с фронта на побывку и привез ей мягкую игрушечную лису.
Мама, Демидова Александра Дмитриевна (девичья фамилия Харченко), работала на экономическом факультете в МГУ научным сотрудником.
Алла Демидова в детстве
Детство
Актриса не любит вспоминать свои детские годы, они в ее биографии были самыми тяжелыми, прошли в бедности и голоде. Девочке не было и пяти лет, когда началась война. Ее отправили к бабушке на окраину Владимира в село Нижнее Сельцо. Бабушка была верующей, принадлежала старообрядческой общине. Алла запомнила из этого жизненного периода чай, заваренный из свекольных очисток, иконы, молитвы и разных странников, которых, несмотря на нищету, всегда привечали в доме.
После войны мама забрала дочку в Москву, но она постоянно работала, потом второй раз вышла замуж, и девочке приходилось быть в школе на пятидневке, а все лето проводить в пионерских лагерях. В детской жизни Демидовой не было праздников, лишь сплошные серые будни, поношенная старая одежда, даже ее день рождения не отмечали. Когда Алла болела, никто о ней особо не заботился. Девочка чувствовала себя никому не нужной и брошенной. Единственной отрадой для нее были книги.
Мечта быть актрисой, причем великой, появилась у Демидовой еще в пятилетнем возрасте, именно так она отвечала на вопрос взрослых – кем она хочет стать, когда вырастет? В школе Алла сразу же записалась в театральный кружок, но женские роли ей доставались редко, чаще приходилось играть каких-либо зверушек или Бакулу-бобыля. Тем не менее она упорно собиралась поступать в театральное училище и подготовила отрывок из повести Л. Толстого «Анна Каренина» и монолог Катерины из «Грозы» А. Островского.
Алла Демидова в школе в театральном кружке
Юность
Первая попытка стать студенткой Щукинского училища окончилась провалом. Аллу не приняли из-за плохой дикции. Демидова очень сильно расстроилась, но чтобы не терять год, подала документы в МГУ и поступила на экономический факультет. Училась очень прилежно и каждый раз старалась заглушать любую мысль о театре, возникающую в голове.
Но на третьем курсе все-таки стала принимать участие в студенческих театральных спектаклях. Первый художественный руководитель доверил Алле роль служанки в постановке «Коварство и любовь». В 1958 году к ним в коллектив пришел новый худрук Ролан Быков. Он поставил по пьесе П. Когоута спектакль «Такая любовь», Демидова сыграла в нем Лиду Петрусову и это была ее первая серьезная сценическая работа. На студенческую постановку пошла вся столица.
Тем не менее в 1959 году Алла получила диплом экономиста и решила начать преподавательскую деятельность. Демидова готовила для студентов на философском факультете семинары по политэкономии. Но детская мечта не давала покоя, и Алла предприняла вторую попытку поступления в ВТУ имени Щукина. Несмотря на то что ее дикция по-прежнему оставляла желать лучшего, Демидову зачислили на курс к педагогу Анне Орочко.
Алла Демидова на театральной сцене
Театр
В 1964 году после окончания с отличием театрального училища, Демидова показывалась в театр Вахтангова. Но ее туда не приняли, и Алла снова испытала сильнейшее разочарование, как десять лет назад, когда не поступила в Щуку.
Пришлось идти туда, куда брали – в труппу театра на Таганке. Но именно он и стал главной вехой в творческой биографии Аллы Демидовой, здесь она сыграла свои лучшие роли. Хотя начиналось все не так радужно. Первая работа в постановке «Герой нашего времени» оказалась провальной, после чего режиссер Юрий Любимов задействовал актрису только в массовках. Но ее взгляд, пластику и утонченные манеры зрители замечали и в незначительных ролях.
В течение нескольких лет Алла была самой послушной и верной ученицей режиссера Любимова, «скрипкой Страдивари в его руках», она работала на износ. Уже к концу 1960-х годов Демидова получала не только главные роли в постановках, но и театральные премии.
К середине 1970-х годов стала ведущей актрисой театра на Таганке. Ее лучший партнер – Владимир Высоцкий, несмотря на то что порой с ним бывало очень сложно работать. В их сценическом тандеме каждый раз схлестывались лед и пламень.
Алла Демидова и Владимир Высоцкий на сцене театра на Таганке
Вся театральная Москва и лучшие люди страны шли смотреть на Демидову в постановках:
- «Гамлет»;
- «Три сестры»;
- «Вишневый сад»;
- «Преступление и наказание»;
- «Борис Годунов»;
- «Пир во время чумы»;
- «Деревянные кони»;
- «Электра».
После раскола в театре на Таганке Алла Сергеевна сотрудничала с Романом Виктюком. В 1993 году организовала свой «Театр А», специализирующийся на античной драматургии.
За достижения в области театрального искусства Демидова имеет множество наград – премии К. Станиславского, «Фигаро», «Хрустальная Турандот», «Кумир», «Золотая маска».
Кино
В кино Алла дебютировала в 1957 году, сыграв студентку на лекции в картине «Ленинградская симфония». Но эту и последующие несколько ролей, когда ее имя даже не упоминалось в титрах, сама актриса называет «разведкой».
В роли Ангелики Бюхер в фильме «Щит и меч»
О киноактрисе Демидовой заговорили в 1966 году, после того как она сыграла Ольгу Берргольц в фильме «Дневные звезды». Режиссеры стали часто приглашать Аллу на главные роли, причем они были абсолютно разноплановыми – трагические, детективные, классические:
- комиссар в военной драме «Служили два товарища»;
- Ангелика Бюхер в фильме «Щит и меч»;
- Аркадина Ирина Николаевна в «Чайке»;
- Елизавета Павловна в автобиографичной картине Тарковского «Зеркало»;
- проститутка в фантастике «Бегство мистера Мак-Кинли»;
- колдунья в «Аленьком цветочке»;
- герцогиня Мальборо в «Стакане воды»;
- Лара Лайонс в приключенческом фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей»;
- Лебядкина Марья Тимофеевна в «Бесах»;
- Анна Сергеевна в «Настройщике».
Ее называют «аристократкой нашего кино», в ней видна кровь, гены золотопромышленников никуда не делись. Отсюда ее достоинство, манера держаться, нелюбовь к афишированию, благородство и скрытая сила.
За непревзойденное актерское мастерство Демидова награждена Орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, премиями «Ника» и Президента РФ, званиями Заслуженной и Народной артистки РСФСР.
Алла Демидова в роли Лары Лайонс в приключенческом фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей»
Писательская деятельность
Помимо актерского поприща, Демидова ярко проявила себя и в литературе. Издано несколько ее книг, чаще всего это мемуары о театральной жизни. Писательницей она стала случайно. Сначала в «Правде» напечатали ее статью об актерской профессии. А когда умер ее друг и партнер Владимир Высоцкий, Алла в ярости от того, что не было ни одного достойного некролога, написала большую статью о гениальном актере на основе своих личных воспоминаний и дневников.
В 1980 году вышла ее дебютная книга «Вторая реальность». Среди других работ популярностью у читателей пользуются:
- «Письма к Тому»;
- «Владимир Высоцкий»;
- «Бегущая строка памяти»;
- «Тени зазеркалья»;
- «А скажите, Иннокентий Михайлович…»;
- «Ахматовские зеркала».
Демидова обладает уникальной манерой чтения прозы и стихов, в советское время часто с авторскими программами выступала на телевидении, с начала 2000-х годов много гастролирует по России.
Алла Демидова читает стихи
Личная жизнь Аллы Демидовой
В 1961 году во время учебы в театральном училище Алла встретила будущего мужа Владимира Валуцкого, отчисленного из ВГИКа за пародию на фильмы о Ленине. Позже он был восстановлен в институте, получил диплом и стал киносценаристом таких известных фильмов и сериалов, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Благословите женщину», «Мэри Поппинс, до свидания», «Диверсант», «Адмирал», «Есенин», «Шпион».
Алла с Володей были полными противоположностями друг другу. Она – жесткая и волевая, он – скромный и мягкий. В отличие от Демидовой у него было совсем другое детство, полное заботы и любви. В день свадьбы многие готовы были держать пари, что новоиспеченные супруги не проживут вместе и года. Но их, как и положено противоположностям, безудержно притягивало словно магнитом. Брак Демидовой и Валуцкого продлился больше полувека, детей у них не было.
Начинали семейную жизнь в квартире с родителями Володи. Свекрови невестка не понравилась сразу, она считала, что из актрисы не может получиться хорошая жена. Но Валуцкий очень умело лавировал между мамой и супругой, сглаживая то и дело назревающие конфликты.
Алла Демидова с супругом
В личной жизни для Аллы на первом месте была духовная составляющая, поэтому физическую измену она считала пустяком, не стоящим внимания. О том, что у мужа есть дочь, Демидова узнала через пять лет после ее рождения. Кроме этих отношений, почти четырнадцать лет продолжался его тайный роман с актрисой Надеждой Репиной, точно как в фильме «Зимняя вишня», сценарий к которому писал Валуцкий.
Алла не закатывала никаких скандалов, все стойко пережила. Никакие любовницы, сплетни и интриги не могли отобрать у нее главного – духовного единения с мужем. Им всегда было интересно вдвоем. Оба больше всего ценили тишину и возможность заниматься любимым творчеством. Каждую минуту им было о чем поговорить, и о чем помолчать.
Когда Володе поставили диагноз – онкология, Алла в течение пяти лет ухаживала за любимым супругом, боролась за каждый день его жизни. Она верила, что вместе одержат победу над страшной болезнью. Но не получилось…
В апреле 2015 года Демидова похоронила мужа, после чего совсем разучилась плакать. В его комнате все осталось так, как при жизни. А Алла теперь дружит с его дочерью Александрой, которая стала журналисткой.
Недоступна. Загадочна. Замкнута. Застегнута на все пуговицы. Так об актрисе Алле Демидовой говорят и пишут уже четвертый десяток лет. Отмечают бесспорность ее дарования, ироничность ума, независимость. Французский журнал «Нувель обсерватёр» семь лет назад заметил: «В России она стала почти мифом, образом великой актрисы, неуловимой кометой».
Юрмала. Частная яхта «Рая», стоимость которой под два миллиона долларов, рассекает балтийские волны. Разговариваем на палубе, под ветром и солнцем — так захотела Алла Сергеевна.
— Какое у вас кольцо необычное… — подавая бокал шампанского, замечаю я.
— Это четвертый век до нашей эры. Бронза… Мне купили его в Вене. Это мое любимое кольцо.
— А вы любите драгоценности?
— Раньше очень любила. От того, во что я одета в настоящий момент, у меня зависит многое — и в жизни, и в кино, и на сцене. Помню, Эфрос, когда мы в 75-м году репетировали «Вишневый сад», говорил: «Аллочка, вы, как новогодняя елка, — все время блестите и звените!» Я, кстати, и Раневскую так сыграла — немножко небрежно-хипповатую. Тогда мои побрякушки сильно помогли мне в пластическом решении роли… А сейчас не ношу ничего. Перестала, когда увидела все это на женщинах, которые мне не очень симпатичны.
— Кто вам еще не симпатичен? Что вы не любите?
— Я не люблю ездить, не люблю собирать вещи — каждый раз это мучение. Не люблю самолеты. Я ненавижу первый день в гостинице. Если бы был выбор, я оставалась бы дома. Актерская профессия чревата перенасыщенностью общением и словами.
— Простите, но может ли быть, чтобы такая актриса и такая женщина, как вы, вела монашеский образ жизни?
— Я расскажу вам один случай… Лариса Шепитько снимала фильм «Ты и я», и московскую осеннюю натуру мы нагоняли в зимней Ялте. Одновременно с нами снимался «Остров сокровищ», и они на паруснике уходили в море. И мы с Ларисой думали: вот там — кино, там — настоящая жизнь, пираты, а что мы снимаем — по подворотням, в лужах… В воскресенье мы отдыхали, и мой партнер Юрий Визбор отправился на этом паруснике. Вечером мы встречаем его в порту, а Визбор вдруг молчком, мимо нас, — в гостиницу! Я говорю: «Лариса, ну, может, человек в туалет захотел…» Оказывается, и это я узнала уже после его смерти, Юра сочинил песню, но под рукой не было чем записать, и он пробежал мимо нас, ни слова не говоря, чтобы она у него не ушла из головы. Когда на концерте его памяти объявили, что эту песню — «Черная монашка мне дорогу перешла» — он посвятил Алле Демидовой, я подпрыгнула до потолка.
— И все-таки, если когда-нибудь появится книга «Тайная жизнь Аллы Демидовой», читателей ждут сенсации?
— Я никогда не открывалась ни в чем. Ни разу. Ни в кино, ни в театре никогда не играла себя. В интервью я довольно откровенная, но это все — маска «актрисы, которая отвечает на вопросы». Поэтому я не знаю, кому удастся раскопать какие-то вещи, которые я сама не афиширую… Вот недавно Вульф записал передачу обо мне, «Серебряный шар». Он меня знает давно и знает, наверное, хорошо, и все равно даже он — из тех людей, которым я немного подыгрываю.
— Вульф написал недавно, что «Демидова — одна из самых больших актрис нашего времени, чей талант ныне находится в очевидном конфликте с закатом культуры, которым отмечен конец века». Вы считаете себя «большой»?
— Ну что вы, нет… Нет. О себе я могу сказать, что я профессионал. Я дошла до какого-то понимания профессии, могу достичь результата очень быстро, но — с моим материалом.
— Татьяна Васильевна Доронина после адресованного ей «Серебряного шара» расстроилась: мол, лучше бы этой передачи не было вовсе.
— Ой, нет, я не принадлежу к таким людям. Я никогда не отказываюсь от интервью. Даже когда один раз напечатали якобы мой ответ: «Я пью чай с Ахматовой и Цветаевой!», я не стала возражать. Да мало ли кому что в голову взбредет…
— А с кем вы пьете чай? Подозреваю, что узок круг ваших друзей…
— Очень маленький круг. Моя ближайшая подруга — певица Маквала Касрашвили из Большого театра. Она мне очень нравится своим талантом, грузинской мягкостью, всепрощением и всепониманием, потому что у меня характер не очень мягкий. Она, пожалуй, самая близкая подруга. А приятелей — много.
— Талант — это условие дружбы с вами?
Алла Демидова / Биография и фильмография
Cоветская и российская актриса театра и кино, мастер художественного слова, педагог. Народная артистка РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.
Биография
Алла Демидова родилась в семье московской интеллигенции. Ее мама работала на кафедре экономического факультета МГУ. Отец погиб в конце Великой Отечественной войны при взятии Варшавы.
С раннего детства Алла мечтала быть актрисой. В школьные годы участвовала в самодеятельности, играла в спектаклях, выступала с собственной чтецкой программой. Получив среднее образование, Алла попыталась поступить в Театральное училище имени Б.В. Щукина, но из-за плохой дикции провалилась. Тогда было решено попробовать себя в другой профессии. Девушка успешно сдала экзамены на экономический факультет МГУ, который окончила в 1959 году.
Будучи студенткой, Демидова играла в университетском театре. Позже поступила в студию при театре имени Ленинского комсомола под руководством М. Шатрова и В. Ворошилова. Однако через год юную артистку оттуда исключили как «профнепригодную». Но не в характере Аллы было так просто сдаваться, и она решила еще раз попытать счастье в Щукинском училище. Эта попытка оказалась успешной, Демидову зачислили на курс Анны Орочко.
Театр
В 1964 году, блестяще окончив «Щуку», актриса поступила на службу в Театр на Таганке. Исполняла ведущие роли в спектаклях, поставленных Юрием Любимовым, Анатолием Эфросом, Романом Виктюком.
В начале 90-х Алла Демидова создала собственный Театр «А» и начала сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом.
Актриса делится: «Театр «А» возник от необходимости. В свое время Роман Виктюк поставил на сцене «Таганки» «Федру», а Любимову это не нравилось — спектакль явно выбивался из репертуара. Я выкупила «Федру» у «Таганки», и мы стали выезжать на гастроли уже под шапкой Театра «А». Когда появился новый спектакль «Квартет», в Москве мы его стали играть на малой сцене «Таганки», арендуя ее».
Последнее десятилетие артистка находится в «свободном плавании». Исключение составил только Театр «Школа драматического искусства», где в спектакле Анатолия Васильева она сыграла Донну Анну в пушкинском «Каменном госте».
Театральные работы
Студенческий театр МГУ:
Театральное училище им. Б.В.Щукина:
- Мадам Фризетт — «Фризетт» (водевиль Лабиша). Режиссер Александр Ширвиндт
- Миссис Мун — «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун» (Дж.-Б. Пристли) Режиссер Владимир Шлезингер
- Главная роль — «Далекое» (А. Афиногенов). Режиссер Анна Орочко
Театр на Таганке:
- Госпожа Янг — «Добрый человек из Сезуана» (Б. Брехт). Режиссер Юрий Любимов
- Вера — «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов). Постановка Юрия Любимова
- Миссис Мун — «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун» (Дж.-Б. Пристли). Режиссер Серафима Бирман
- «Антимиры» (Андрей Вознесенский). Постановка Юрия Любимова
- «10 дней, которые потрясли мир» (Народное представление в двух частях, с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой по мотивам книги Джона Рида). Постановка Юрия Любимова
- «Павшие и живые» (Поэтическое представление). Постановка Юрия Любимова
- «Дознание» (П. Вайс). Режиссер Петр Фоменко
- Эльмира — «Тартюф» (Ж.-Б. Мольер, перевод М. Донского). Постановка Юрия Любимова
- Жена — «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» (П. Вайс). Режиссер Михаил Левитин
- Пани Боженцкая — «Час пик» (Ежи Ставинский). Постановка Юрия Любимова
- Гертруда — «Гамлет» (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака). Постановка Юрия Любимова
- Кабаниха — «Бенефис» (Артисты — А.Н. Островскому). Постановка Юрия Любимова
- Василиса Милентьевна — «Деревянные кони» (Федор Абрамов). Постановка Юрия Любимова
- Раневская — «Вишневый сад» (А.П. Чехов). Постановка Анатолия Эфроса
- Пульхерия Александровна, мать Раскольникова — «Преступление и наказание» (по роману Ф.М. Достоевского). Постановка Юрия Любимова
- «Владимир Высоцкий» (Поэтическое представление) Постановка Юрия Любимова
- Маша — «Три сестры» (А.П. Чехов). Постановка Юрия Любимова
- Элина — «Прекрасное воскресенье для пикника». Постановка Анатолия Эфроса
- Марина Мнишек — «Борис Годунов» (А.С. Пушкин). Постановка Юрия Любимова
- Донна Анна, Луиза, Маргарита — «Пир во время чумы» (А.С. Пушкин)
- Электра — «Электра» (Софокл). Постановка Юрия Любимова
Театр «А»:
- Федра — «Федра» (М. Цветаева). Постановка Романа Виктюка
- Мертей — «Квартет» (Х. Мюллер). Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция)
- «Медея» (Х. Мюллер — Еврипид). Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция)
- «Гамлет-урок» (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака). Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция)
Театр «Школа драматического искусства»:
- Донна Анна, Лаура — «А.С. Пушкин. «Каменный гость» и другие стихи». Постановка Анатолия Васильева
Кинематограф
В кино актриса дебютировала в 1957 году в эпизоде фильма Захара Аграненко «Ленинградская симфония». Первую главную роль (Ольга Берггольц) получила в картине Игоря Таланкина «Дневные звезды».
Затем артистка сыграла Ангелиу Бюхер в киноэпопее Владимира Басова «Щит и меч», Ирину Николаевну Аркадину в «Чайке» Юлия Карасика (по одноименной пьесе А.П. Чехова), Лесю Украинку в картине Николая Мащенко «Иду к тебе…», Катю в мелодраме Ларисы Шепитько «Ты и я», Елизавету Павловну в «Зеркале» Андрея Тарковского. А за роль Потаскушки в комедии Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли» по одноименной киноповести Леонида Леонова была удостоена звания «Лауреат Государственной премии СССР».
«Стакан воды»
Звездной ролью актрисы стала герцогиня Мальборо в историческом фильме Юлия Карасика «Стакан воды», где она блистала в ансамбле с Кириллом Лавровым, Натальей Белохвостиковой, Светланой Смирновой, Игорем Дмитриевым.
Действие фильма, основанного на пьесе французского драматурга Эжена Скриба, происходит в начале XVIII века. Две великие европейские державы, Англия и Франция, воюют между собой за испанское наследство.
Неспокойно и при дворе английской королевы Анны: здесь влиятельная и властная герцогиня Мальборо не только фактически прибрала к рукам всю власть, но и положила глаз на возлюбленного королевы, молодого офицера Мэшема. Его же мало трогают любовные интриги на высшем уровне – он влюблен в простую продавщицу из ювелирного магазина Абигайль Черчилль.
Разгорающейся любовной драмой решает в государственных интересах воспользоваться лорд Болингброк. Как и всякий придворный, он плетет свою интригу. Его цель – мир с Францией и покой при дворе.
В 80-е Алла Демидова не сходила с экрана. Исполнила главные роли в двух фильмах Игоря Таланкина «Звездопад» и «Время отдыха с субботы до понедельника», сыграла Елену Николаевну Протасову в драме Леонида Пчелкина «Дети солнца», приняла участие в «Пиковой даме» Игоря Масленникова и «Крейцеровой сонате» Михаила Швейцера.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Самая яркая работа этого периода — Лора Лайнс в популярном детективном сериале Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» («Собака Баскервилей»). На эту роль прочили Марианну Вертинскую, Ирину Муравьеву, Елену Кореневу, Ларису Удовиченко, но выбор пал на Аллу Демидову.
Сюжет: Труп Чарльза Баскервиля обнаруживают неподалеку от его родового поместья. Выражение нечеловеческого ужаса на лице покойника и следы крупной собаки поблизости заставляют местных жителей вспомнить старинную легенду о проклятии рода Баскервилей.
Доктор Мортимер, близкий друг покойного, приезжает к Холмсу и просит разобраться в этом деле. История кажется сыщику очень интересной, он рад бы помочь, но из-за множества дел не может покинуть Лондон. Поэтому в поместье отправляется Ватсон, который подходит к делу со всей серьезностью и каждый день пишет другу отчет о проделанной работе.
В деревню приезжает наследник сэра Чарльза Генри Баскервиль. Ватсон знакомится с ним и пытается уберечь потенциальную жертву от угрожающей опасности. К счастью, Холмсу и Ватсону все же удается раскрыть это сложное дело и спасти сэра Генри от верной смерти.
В картине играли: Василий Ливанов, Виталий Соломин, Рина Зеленая, Ирина Купченко, Никита Михалков, Борислав Брондуков, Сергей Мартинсон, Олег Янковский, Светлана Крючкова.
Позже актриса сыграла хозяйку пансиона мисс Минчин в фильме Владимира Грамматикова «Маленькая принцесса», императрицу Елизавету Алексеевну в драме Игоря и Дмитрия Таланкиных «Незримый путешественник», главную роль в картине Игоря Масленникова «Эльза».
В 2004 году за роль состоятельной вдовы Анны Сергеевны в комедии Киры Муратовой «Настройщик» была награждена премиями «Ника» и «Золотой Орел».
«Смерть Таирова»
Запомнилась зрителям Демидова и в образе Алисы Георгиевны Коонен — театральной актрисы, жены Таирова. В биографической драме Бориса Бланка «Смерть Таирова» артистка мастерски исполнила дуэт с Михаилом Козаковым, сыгравшим ее мужа.
Фильм посвящен трагической судьбе выдающегося театрального режиссера, основателя знаменитого Камерного театра Александра Таирова. В основе драматургии и пластического решения фильма — контраст двух несовместимых спектаклей — Таировской «Принцессы Брамбиллы» и Всесоюзного спектакля «Страна готовится к 70-летию Вождя СССР — Великого Сталина». Первый спектакль не вписался в масштабы второго, что и привело Таирова к гибели.
Не менее интересной, характерной оказалась работа актрисы в комедии Игоря Масленникова «Русские деньги», снятой по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы». Здесь Алла Демидова перевоплотилась во властную и самолюбивую помещицу Меропию Давыдовну Мурзавецкую.
Одна из последних работ артистки – Баба-Яга в драме Рустама Хамдамова «Мешок без дна» со Светланой Немоляевой и Сергеем Колтаковым.
На счету актрисы более семидесяти разноплановых ролей.
Телевидение
Помимо работы в кино и театре Алла Демидова выступает как автор и исполнитель поэтических программ на телевидении: «Воспоминание о серебряном веке», проект «Уроки русского» — Иван Бунин «Темные аллеи», «Звезда рождества». А также принимает участие в литературно-музыкальных композициях по поэмам Анны Ахматовой «Реквием» (совместно с камерным оркестром «Виртуозы Москвы» В. Спивакова) и «Поэме без героя».
Литература
Алла Демидова является автором более десяти книг об искусстве, театре, коллегах и актерской профессии.
«Писать начала случайно, хотя сегодня понимаю, что на самом деле случайности — это лишь звенья в длинной цепи закономерности, — рассказывает актриса. — Еще в самые советские времена меня попросили написать статью о профессии в газету «Правда». Я написала целый «подвал».
После смерти Владимира Высоцкого ни в одной газете мы не смогли дать приличный некролог. Неожиданно мне звонит приятель из «Советской России»: «Шеф ушел в отпуск, если сможешь за один день написать о Высоцком, я это поставлю в номер! Пиши как можно больше!» Я тут же написала, использовав в работе свои дневниковые записи о нем. Возможно, эта статья стала одной из причин, по которой мне впоследствии заказали книгу о театральных работах Высоцкого».
Книги:
- «Вторая реальность» (1980)
- «А скажите, Иннокентий Михайлович…» (1988)
- «Владимир Высоцкий» (1989)
- «Тени зазеркалья» (1993)
- «Бегущая строка памяти» (2000)
- «Ахматовские зеркала» (2004)
- «Заполняя паузу» (2007)
- «В глубине зеркал» (2008)
- «Письма к Тому» (2010)
- «Зеркальный лабиринт» (2013)
- «Ностальгия по памяти» (2016)
- «Итальянские путешествия. Путешествие на озеро Гарда» (2017)
«…В названии всех моих книг, так или иначе, зашифровано зеркало. Первую книгу я назвала «Вторая реальность» (то есть отраженная), вторую — «Тени зазеркалья»… Я люблю зеркала. Но отношение к зеркалу у меня мистическое. В японском театре «Но» перед выходом на сцену есть, как говорят, зеркальная комната. Актер, отражаясь во множестве зеркал, должен внутренне сконцентрировать эти отражения в одно и только после этого выйти на сцену».
Личная жизнь
Со своим супругом, сценаристом Владимиром Валуцким, актриса познакомилась в 1961 году. Вместе они прожили много лет, вплоть до кончины Валуцкого. Сейчас Алла Демидова ведет закрытый образ жизни, светские мероприятия обходит стороной.
Артистка признается: «Завидую людям открытым, которые могут комфортно себя ощущать в любых компаниях. Я — человек стеснительный (я давно заметила, что актеры очень стеснительны), большое количество людей меня смущает. Толпы я просто боюсь».
Интервью
О профессии
«Когда в профессии больше 50 лет, то к ней по-другому относишься. Это не так трепетно, как было в молодости, когда только открываешь истины, которые до тебя были уже давно открыты. А сейчас это скорее поиски того, чтобы, во-первых, это было интересно самой себе, а во-вторых, так повернуть эту тему, как до тебя еще никому в голову не приходило».
«Мне нравятся не те актеры, которые выносят на сцену себя, играют только «я в предлагаемых обстоятельствах», а те, кто создает образ — фантом».
«Актера надо рассматривать в развитии. Я, например, не могу сейчас смотреть свои ранние фильмы. Они такие беспомощные…
У актера есть два пути. Играть по дороге, по которой уже до тебя шли. Это — хорошо. Но мне это неинтересно. Мне интересно находить что-то новое, что до тебя никто не сыграл».
«Актер – это лицедей. Тот, кто делает лицо. А если повезет, то и душу. Надо же до глубины доходить, надо знать про свой персонаж все: и будущее, и прошлое, и даже в классике — как бы он поступил на сегодняшний день. Это значит, ты постиг его душу. Такая профессия, если говорить о ней всерьез, а не «я в предлагаемых обстоятельствах».
«Актерское искусство — это гипноз, воздействие на подсознание. Чтобы зал «заиграл», в нем должно быть не меньше 30 процентов зрителей, поддающихся гипнозу. Какое-то время назад я начала изучать эзотерические учения. Меня не устраивало мое существование на сцене, я понимала, что во мне что-то бродит…»
«Зрительный зал — более важный партнер, чем актер, с которым ты играешь. И тогда я решила играть одна, по вертикали: я и… Бог».
«Я всегда жила на обочине. И в жизни, и в театре. Никогда не входила в театральные дрязги. И в жизни тоже стараюсь не прикасаться к неприятным вещам. Мне кажется, это спасает».
О «великой актерской пустоте»
«Эту пустоту надо чем-то наполнять. Есть актеры очень талантливые с пустотой, но они наполняют ее чужим творчеством: режиссера, драматурга, ролью, хорошей компанией, что тоже важно. Я работаю одна последние годы и эту пустоту заполняю собой. Но вначале пустота нужна обязательно. У Розанова есть заметка про то, как он, восхитившись одной актрисой, пошел за кулисы говорить комплименты: «Я открыл дверь и увидел Пустоту». С большой буквы. Очень правильно».
«Одиночество — оно же так драгоценно. Его надо как-то лелеять, беречь, а не заполнять всякой ерундой! А я очень люблю одиночество, или уединение — будем говорить так. Только в нем и происходит накопление».
О театре
«Театр — энергия голоса, энергия жеста. Жест не должен быть мелкий. Нужно играть даже не на последний ряд, а на весь мир. Это — театр, а не сериал».
«Театр — это общественная трибуна. Я не уходила из «Таганки», хотя многое там мне было не по душе, от многого я была в стороне. Но «Таганка» формировала общественное мнение. То, что говорится шепотом на кухне, — это одно. А когда это говорится вслух со сцены, это становится общественным мнением. Тогда «Таганка» формировала общественный, политический всплеск. Но театр должен еще формировать общественный вкус. А сейчас театр этим не занимается».
О публике
«Моя публика — мне кажется, она не меняется. Не то что они стареют вместе со мной. Нет. Это в основном люди уже начитанные, уже знающие что-то про театр. Их интересует нечто большее, чем просто пойти развлечься. Но я не ориентируюсь на публику, сказать честно. Изначально актер всегда ориентируется на самого себя. Ты выбираешь свой путь, а за тобой идет твоя публика, а не наоборот».
Звания и награды
- 1973 — «Заслуженный артист РСФСР»
- 1977 — «Государственная премия СССР» — «За участие в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли»
- 1984 — «Народный артист РСФСР»
- 1993 — Премия имени К. С. Станиславского
- 1997 — Орден Дружбы — «За заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства»
- 2001 — Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства
- 2004 — Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России «Золотой овен» за лучшую женскую роль (фильм «Настройщик»)
- 2005 — Премия «Ника» за лучшую женскую роль (фильм «Настройщик»)
- 2006 — Премия «Золотой Орел» за лучшую женскую роль (фильм «Настройщик»)
- 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — «За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность»
- 2009 — Премия «Кумир» — «За высокое служение искусству»
- 2011 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — «За большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность»
- 2011 — Национальная премия «Россиянин года»
- 2013 — Премия «Хрустальная Турандот»
- 2015 — Премия «Фигаро»
- 2016 — Лауреат премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены»
По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, demidova.ru, tele.ru, star-magazine.ru, diwis.ru, peoples.ru.
Фильмография: Актриса
- Мешок без дна (2017)
- Вечное возвращение (2012)
- Русские деньги (2006)
- Настройщик (2004)
- Смерть Таирова (2004)
- Письма к Эльзе (2002)
- Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000)
- Незримый путешественник (1998)
- Маленькая принцесса (1997)
- Бесы (1992)
- Осень, Чертаново… (1988)
- Крейцерова соната (1987)
- Воскресные прогулки (1985)
- Дети солнца (1985)
- Время отдыха с субботы до понедельника (1984)
- Звездопад (1981)
- Пиковая дама (1982)
- Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей (1979)
- Стакан воды (1979)
- Отец Сергий (1978)
- Аленький цветочек (1977)
- Любовь Яровая (1977)
- Всегда со мною… (1976)
- Легенда о Тиле (1976)
- Повесть о неизвестном актере (1976)
- Бегство мистера Мак-Кинли (1975)
- Выбор цели (1974)
- Зеркало (1974)
- Визит вежливости (1972)
- Иду к тебе (1972)
- Ты и я (1972)
- Вся королевская рать (1971)
- Чайка (1970)
- Степень риска (1969)
- Чайковский (1969)
- Щит и меч (1968)
- Живой труп (1968)
- Служили два товарища (1968)
- Стюардесса (1968)
- Шестое июля (1968)
- Дневные звезды (1966)
- Комэск (1965)
- Девять дней одного года (1961)
- Ленинградская симфония (1957)
Алла Сергеевна Демидова — Уикипедия
Уикипедия — ашық энциклопедиясынан алынған мәлімет
Алла Сергеевна Демидова (29 қыркүйек 1936, Мәскеу) — Таганкадағы театрда кеңінен танымал болған және отандық өнердің тарихына «ең маңызды және стильді орыс актрисаларының бірі» деген атпен тарихқа енген кеңестік және ресейлік кино және театр актрисасы, РКФСР халық әртісі (1984)
Биографиясы[өңдеу]
Алла Демидова 1936 жылы 29 қыркүйекте Мәскеу қаласында дүниеге келген. Әкесі Сергей Алексеевич Демидов алтын өндіретін кәсіпкерлер отбасынан шыққан, 1932 жылы репрессияға ұшырайды, бірақ көп кешікпей бостандыққа шығады. Бірнеше жыл өткеннен кейін С.А. Демидов өз еркімен майданға аттанып, 1944 жылы Варшаваны алу кезінде қаза табады. Қызында әкесі туралы естелік өте аз сақталған: «… Әкем фронттан демалыс алып үйге келгенде екеуміз тауға барып сырғанақ тептік. Мен оның артында аяғына жабысып алып отырғаным есімде…» «… Әкемді сүйіспеншілікпен еске алатындай, менің балалық шағымда ол туралы естелік өте аз сақталған…», — деп жазады.
Демидова соғыс кезінде Владимирдегі әжесінің қолында болады. Соғыс аяқталған соң оны анасы Александра Дмитриевна Демидова (қыз кезіндегі тегі — Харченко) тәрбиелейді. Ол МГУ-дің экономика факультетінде кибернетика және экономикалық бағдарламалау мамандығы бойынша кіші ғылыми қызметкер болып жұмыс істейді.
Алла Демидова 5 жасар кезінде болашағы туралы берген үлкендердің сұрақтарына «ұлы актриса» боламын деп жауап беретін. Мектеп театрында оған әйелдердің рөлін ойнауды ұсынбайды. Бірақ ол «Гроза» атты шығармадан Катеринаның монологы мен «Анна Каренинадан» үзінді оқып өз бетінше дайындалады.
Кәсіби мансабының басы[өңдеу]
Демидова 3-курсында МГУ-дің Студенттер театрының актрисасы болады. Алғашында – И.К. Липскийдің жетекшілігімен қойылған «Коварство и любовь» атты қойылымда қызметші қыздың рөлін сомдайды. 1958 жылы театрға жетекшілік етуге ТЮЗ-дің жас актері Ролан Быков келеді. Демидованың алғашқы маңызды сахналық жұмысы үлкен табыс алып келген «Такая любовь» атты қойылымдағы Лида Петрусованың рөлі болды. Қойылым 1958 жылы Р. Быковтың жетекшілігімен П. Когоуттың пьесасы бойынша И. Саввина, В. Шестаков және З. Филлердің қатысуымен қойылады. Бұл қойылым барлық қатысушыларға да табысты болады, Демидованың айтуы бойынша «қойылымға барлық Мәскеу келді». Сонымен қатар актриса үшін бұл рөл шығармашылық жолындағы ең маңыздыларының бірі болды.
Сілтемелер[өңдеу]
Дереккөздер[өңдеу]
<references>
Биография и личная жизнь: Алла Демидова
В Москве простились со сценаристом «Зимней вишни» и других популярных фильмов Владимиром Валуцким
В Москве простились с замечательным человеком, талантливым сценаристом — 78-летним Владимиром ВАЛУЦКИМ, ушедшим из жизни после продолжительной болезни. В Дом кино сказать последние слова пришли только самые близкие. В этот дождливый ветреный день встретились взглядами его вдова и любовница, подарившая Владимиру Ивановичу единственную дочь.
Он написал сценарии к «Мэри Поппинс, до свидания!» и «Зимней вишне», к «Приключениям Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Начальнику Чукотки», к «Диверсанту» и «Адмиралу». В послужном списке Владимира Валуцкого более 140 работ. А еще его все знают как единственного мужа изумительной актрисы Аллы Демидовой, с которой он прожил в браке больше полувека (кстати, разница в возрасте у супругов — четыре дня). Мало кто знает, что Алла Сергеевна когда-то была замужем еще и за преподавателем иностранных языков Владимиром Котелкиным, который до нее был супругом Людмилы Зыкиной. Но брак этот просуществовал недолго. Как и с певицей, с актрисой Владимир мечтал о детях, домашнем уюте. Но и для Людмилы, и для юной Аллы на первом месте была карьера.
К слову, Котелкин в профессиональных кругах довольно известен, ведь какое-то время он был личным переводчиком патриарха Алексия I. Вместе с ним ездил в заграничные командировки, сопровождал на свадьбу короля Константина в Афины.
ВАЛУЦКИЙ и ДЕМИДОВА… |
Курортное знакомство
В киношной и театральной среде ни для кого не секрет, что семейная жизнь Демидовой и Валуцкого тоже не была похожа на сказку. Аллу Сергеевну часто называли осколком мрамора — настолько жесткой, закрытой и уверенной в себе она была. Многие к ней и подойти лишний раз боялись. С Владимиром она познакомилась в студенческие годы. В тот самый момент, когда его исключили из ВГИКа за пародию на фильмы о Ленине. Брак Демидовой и Валуцкого, казалось, не разрушить — у властной и красивой актрисы просто не может быть соперниц. Однако спустя несколько лет после регистрации их отношения едва не распались. И виной тому судьбоносная встреча Владимира с очаровательной актрисой Надеждой Репиной.
…делили горести и радости больше полувека |
Случилось это в начале 70-х. За год до этого Надя родила сына Андрюшу от режиссера Андрея Разумовского. Говорит, в то время она жаждала свободы — устала от пеленок, домашних забот. Поэтому на съемки мюзикла «Звезда экрана» в Ялту поехала как на большой праздник. Как-то пошла в бар «Ариадна». За одним из столиков увидела соседку по квартире Таню, младшую сестру актрисы Валентины Малявиной. Рядом с ней сидел приятный мужчина интеллигентного вида.
— Надя, это Володя! Знакомься. Замечательный собеседник и галантный кавалер, — заулыбалась Татьяна.
— Репина. Надя, — смущенно протянула руку девушка.
— Валуцкий, — отрапортовал мужчина и пожал мягкую ладошку новой знакомой.
Долго болтали, потом гуляли по набережной. На прощание обменялись телефонами. Тогда ни Репина, ни Валуцкий даже представить не могли, в какой мучительный, долгий роман превратится их курортное знакомство. Вспоминая эти отношения, Репина нередко называла их сумасшествием, помутнением рассудка. Потому что, когда они были вместе, мозг практически отключался, работали только чувства. Сильные, испепеляющие.
Саша ВАЛУЦКАЯ стала журналисткой. Фото: Facebook.com |
Ненаступившее завтра
Долгая разлука была настоящей мукой. Без любимого не хотелось дышать. Тогда Надя набиралась смелости и звонила Володе. Если рядом была жена, он быстро бросал в трубку:
— Извините, вы не туда попали!
Потом они условились, что Репину он будет называть Михаилом Юрьевичем. Когда Демидова интересовалась, кто такой этот «Михал Юрьич», сценарист с улыбкой отвечал:
— Лермонтов!
Надя тоже разрывалась между Володей и мужем. Понимала, что любит обоих. И одинаково сильно. В итоге с Разумовским она рассталась. Надеялась, что и Валуцкий примет решение о разводе. Но Владимир всегда только обещал:
— Обязательно поговорю с женой завтра!
Одна из самых узнаваемых ролей Нади — в фильме «Служебный роман»: это её героиня сплетничала о «той, в жутких розочках». На рубеже 80 — 90-х она напишет сценарии и снимет фильмы «Мне не забыть, не простить» и «Грань» — они о её истории с Владимиром |
И это «завтра» все не наступало. Любовники ссорились, потом мирились, затем опять ссорились. Ревновали друг друга как безумные. Впрочем, не без повода. Владимир любил похвалиться перед Надей очередной любовной победой, а она в отместку крутила романы с коллегами. Например со «Штирлицем» Вячеславом Тихоновым.
Во время примирений Репина спрашивала:
— Когда мы поженимся? Я рожу тебе дочку.
Он страстно целовал ее и произносил любимую фразу про «завтра». А однажды Надя застукала Володю с юной барышней едва ли не в постели. Это стало последней каплей — Репина ушла навсегда. А потом на экраны вышел фильм «Зимняя вишня», сценарий к которому написал Валуцкий. Он говорил, что у героев нет прообразов. Но участники «жестокого романса» все поняли без слов. Это ИХ история. Длиной в 14 лет.
Вадим (Виталий СОЛОМИН) часто называл Ольгу (Елена САФОНОВА) «малыш». Как ВАЛУЦКИЙ РЕПИНУ (кадр из фильма «Зимняя вишня») |
Без скандалов
А дочку тогда 54-летнему Валуцкому родила другая — Лена Степанова (выпускница Строительного института, работавшая несколько лет в Театре на Таганке, где служила Демидова). Девушка была моложе сценариста на 30 лет. Малышка появилась на свет в июне 1991-го. Назвали кроху Сашенькой. Владимир дал девочке свою фамилию.
Говорят, все походы на сторону любвеобильного супруга Демидова терпела с мудростью философа. Но в душе, конечно, горел огонь. Однако она никогда не позволяла себе опускаться до базарных разборок. Понимала, что это нужно пережить. О дочке мужа она знала, но не могла запретить видеться, как бы больно ей от этого ни было.
— Предательство — это субъективное понятие, — только и говорила Демидова. В душу свою она не пускала даже самых близких.
— Не хочу давать никаких оценок. Как сложилось, так сложилось, — вздыхая, заметила мама Елены, Инна Олеговна. — Владимир Иванович мог любую очаровать: мужчина любознательный, очень скромный, гостеприимный, щедрый. Дочку сразу признал, назвал ее в честь Пушкина. Лена с Сашей вместе на прощание пошли, но на поминки моя дочь не осталась — лишнее это…
Александра, окончившая филфак Российского государственного гуманитарного университета и ставшая журналисткой, в последнее время сильно сблизилась с отцом. Три года назад, к его 75-летию, сделала интервью для журнала «Сеанс», у истоков которого стоял и Валуцкий. Говорили о кино, о профессии. Владимир Иванович жаловался, что нынче мало профессионалов, продюсерское кино наступает на горло творцам.
— Да, настроение у тебя, прямо скажем, не юбилейное, — подытожила Саша.
— Напротив, именно юбилейное. Потому что юбилей — это повод подводить итоги прошедшему и что-то решать на будущее.
А в будущем его ждала тяжелая, выматывающая болезнь. Алла Сергеевна целиком посвятила себя спасению мужа. Делала все, чтобы он прожил еще месяц, неделю, день… Самые тяжелые периоды Валуцкий провел в хосписе. Скончался Владимир Иванович 14 апреля. В это время по всему миру расцветает вишня.
МНЕНИЕ ДРУГА
Виктор Мережко, сценарист, режиссёр, актер:
— С Володей и Аллой меня лет 40 назад познакомил режиссер Виталий Мельников. Я был поражен, как много отличных сценариев написал Валуцкий. Иногда я смотрел фильм и не знал, что это его произведение. Он был драматургом первого ряда, одним из лучших в нашей стране. Володя великолепно понимал характер женщин, отлично строил сюжет.
Публичность и известность его не прельщала. Он просто жил, писал, бесконечно уважал и любил свою супругу, животных, которые у них периодически появлялись в квартире.
В то же время у Валуцкого был очень принципиальный и жесткий характер: я знаю, что он требовал снять свою фамилию с титров фильмов, которые ему не нравились. Например картина «Дама с собачкой» несмотря на отличный сценарий получилась слабой. Это южная история о трех полубездомных мужиках, ухаживающих за одной дамой.
Вспоминаю и такой случай. Нас, нескольких сценаристов, пригласили в ГДР (это было советское время). После банкета мы вышли во двор и Володя увидел замерзающих на пруду лебедей. Не задумываясь он нырнул в этот пруд, чтобы их погреть, так ему их стало жалко. Он был способен на такие трогательные и неординарные поступки.
Он очень любил женщин. очкарик со стеснительной улыбкой, невероятно нравился барышням. Я-то думал, что я неотразим, но честно скажу, Володя часто меня обскакивал! Но всю жизнь — более 50 лет — он прожил с любимой женой Аллой Демидовой. О его похождениях я не знал, он очень закрытый человек. Но слышал о его дочери. Сложно передать словами состояние Аллы, раз был на стороне у него ребенок, но это их личное дело.
Эта пара жила достойно до финальной точки жизни Володи. Моя жена ушла из жизни от той же болезни, что и он, я все это понимаю.
Володя в течение последних пяти лет болел, но никого не нагружал этим. Последние дни он в очень хорошем хосписе находился. Алла всегда была рядом.
фильмография, фото, биография. Актер, Исполнитель.
Краткая биография
Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве в семье потомка знаменитой династии золотопромышленников Демидовых и младшей научной сотрудницы кафедры экономики МГУ. Отец будущей актрисы участвовал в Великой Отечественной Войне в качестве добровольца и погиб, когда девочке только лишь должно было исполниться 8 лет. В военные годы ее воспитание взяла на себя бабушка, а уже в мирное время Аллу Демидову растила мать. С самого детства Демидова грезила о сцене и последовательно шла к осуществлению мечты. В школе она не только посещала драмкружок, но и выходила на сцену театра со своей программой: художественным чтением монологов из пьес Островского и фрагментов «Анны Карениной».
После школы, несмотря на неудачу при поступлении в Театральное училище имени Бориса Щукина, Алла Демидова не оставила попытки на этом поприще и, по стопам матери поступив на экономический факультет МГУ, стала артисткой Студенческого театра Московского университета. В эти годы на развитие таланта и мировоззрения актрисы повлияли не только первые серьезные роли, но и академическая карьера. Позже Демидова признавалась, что изучение политэкономии, а потом и преподавание на философском факультете дало ей новое понимание причин «великих общественных сдвигов».
После смены режиссера в студенческом театре часть труппы, а вместе с ней и Демидова, перешли в студию при Театре Ленинского комсомола. Там драматическая деятельность молодой актрисы продлилась не более года и завершилась увольнением по причине «профнепригодности». Но за нелестной формулировкой последовало долгожданное поступление в Щукинское училище, первые небольшие роли в кино и знакомство с Юрием Любимовым, которое открыло новый период Театра на Таганке в ее жизни.
Значимость «Таганки» для актеров трудно переоценить: театр, открытый в 1964 году, обращался к забытым драматическим традициям и позволял артистам по-новому ощутить сцену и зрительный зал. Здесь очень долго Демидова работала лишь на вторых ролях. Зато главная роль в 1966 году ей досталась в кино – в ленте «Дневные звезды», поставленной Игорем Таланкиным. Актерскую игру высоко оценили критики, а Алла Демидова получила перспективный статус и новые кинороли в фильмах «Шестое июля», «Служили два товарища» и др.
Затем серьезные роли в «Вишневом саде», «Трех сестрах» и других постановках принесла и «Таганка». Но актриса искала более глубокой возможности выразить себя в театре и в конце 80-х годов стала сотрудничать с Романом Виктюком.
Вскоре после этого Демидовой был создан собственный «Театр А». Помимо этого, она продолжала играть в кино, вести авторские программы на ТВ и пытаться осмыслить театр в своих книгах. В 2004 году сыграла в нашумевшем «Настройщике» Киры Муратовой. Алла Демидова и сегодня активна в своей творческой деятельности, как деятель искусства и мыслитель. Зрителям она запомнилась как глубокая актриса, какой остается и по сей день.
Путь Аллы Демидовой не похож ни на чей другой. Ее не причислишь к какому-то определенному поколению, школе или учению. Она абсолютно самостоятельная творческая личность, неподвластная моде, конъюнктуре и политике.
Актриса равно состоялась в театре и кино, работала с лучшими режиссерами XX века: Юрием Любимовым, Анатолием Эфросом, Анатолием Васильевым, Теодоросом Терзопулосом, Джорджо Стрелером, Андреем Тарковским, Кирой Муратовой. Владимир Высоцкий чрезвычайно ценил Демидову как партнера по сцене. При этом размышления актрисы о своей актерской судьбе, о сыгранных ролях содержат беспощадную самокритику. Алла Сергеевна — человек рефлексирующий, она держит дистанцию не только в отношениях с другими людьми, но и с собственными профессиональными достижениями.
Алла Демидова. Фотография: kino-teatr.ru
Алла Демидова с мужем Владимиром Валуцким. Фотография: kino-teatr.ru
Алла Демидова. Фотография: meloman.ru
Мерить Аллу Демидову сугубо актерской меркой было бы неправильно. Она и литератор — причем не просто мемуарист, как многие актеры, но исследователь актерских техник, оригинальный интерпретатор и комментатор сюжетов истории театра, свидетельницей и участницей которых она была. Наконец, портретист: ее перу принадлежат интереснейшие воспоминания-размышления об Андрее Тарковском, Иннокентии Смоктуновском, Илье Авербахе, Сергее Параджанове. Демидову принято называть интеллектуалкой. Действительно, она все всегда пропускает через фильтр собственной личности, своих знаний. Она поступила на актерский факультет ВТУ имени Щукина, будучи уже взрослым человеком, выпускницей экономического факультета МГУ!
Алла Демидова в роли матери Лиды в фильме «Звездопад» (1981)
Алла Демидова в роли Кати в фильме «Ты и я» (1971)
Алла Демидова в роли Лизы в фильме «Зеркало» (1974)
В «Щуке» Демидова угодила на тот самый курс, который в 1964 году стал основой труппы новой, любимовской Таганки. Довольно долго актриса играла крошечные роли и выступала в массовке. Кинематограф первым оценил актрису. В 1966-м она сыграла главную роль в фильме Игоря Таланкина по автобиографической повести Ольги Берггольц «Дневные звезды». Работа была трудной — нужно было сыграть поэта, найти зримый эквивалент процессу рождения стихов. И Демидовой это удалось. Их сотрудничество с Таланкиным продолжалось много лет. Алла Демидова сыграла в его фильмах важные роли, о которых, увы, вспоминают не так часто: скромную Пашеньку в «Отце Сергии», дочь баронессы фон Мекк в биографической драме «Чайковский», мать красавицы Лиды в картине по рассказам Виктора Астафьева «Звездопад», наконец, эмансипе Анну в фильме «Время отдыха с субботы до понедельника». Аллу Демидову пробовал на роль Хари в «Солярисе» Андрей Тарковский, но поработать с ним актрисе удалось на следующей картине: в «Зеркале» Демидова сыграла небольшую, но чрезвычайно важную роль сослуживицы матери героя. К тому времени ею уже были сыграны Аркадина в «Чайке» Юлия Карасика, украинская поэтесса Леся Украинка в фильме Николая Мащенко «Иду к тебе», умная и несчастная Катя, жена конъюнктурщика от медицины, — в картине Ларисы Шепитько «Ты и я». В конце 60-х — начале 70-х и в театре Демидовой стали давать значительные роли — Эльмиры в «Тартюфе», Гертруды в «Гамлете». В 1974 году на постановку «Вишневого сада» в театр был приглашен Анатолий Эфрос. Демидова сыграла в его спектакле Раневскую.
Алла Демидова в роли Гертруды в спектакле «Гамлет». Театр на Таганке, 1971. Фотография: teatr.audio
Алла Демидова в роли маркизы Мертей в спектакле «Квартет».Театр «А» и театр «Attis», 2001. Фотография: demidova.ru
Алла Демидова в роли Гамлета в спектакле «Гамлет-урок». Театр «А» и театр «Attis», 2001. Фотография: demidova.ru
Читайте также:
После драматического разделения Театра на Таганке Демидова предпочла дистанцироваться от «линии фронта», ушла в собственные проекты — создала «Театр А», где играла Федру (в спектакле по одноименной пьесе Марины Цветаевой), Медею (в версии Хайнера Мюллера «Медея-материал»), Гамлета в композиции «Гамлет-урок». В 2000-х начался ренессанс Демидовой в кино, она снялась в фильмах Киры Муратовой «Настройщик», «Вечное возвращение», сыграла легендарную актрису Алису Коонен в фильме Бориса Бланка «Смерть Таирова», Мурзавецкую в картине Игоря Масленникова «Русские деньги» по пьесе Островского «Волки и овцы». В последние годы Алла Сергеевна в основном выходит на публику со своими авторскими чтецкими программами.
Аврора Павловна Демидова — Wikipedia, la enciclopedia libre
Википедия todavía no tiene una página llamada «Аврора павловна демидова».
Busca Аврора Павловна Демидова en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario) | |
Wikilibros (учебные пособия / учебные пособия) | |
Wikiquote (citas) | |
Wikisource (библиотека) | |
Wikinoticias (noticias) | |
Wikiversidad (contenido académico) | |
Commons (imágenes y multimedia) | |
Wikiviajes (viajes) | |
Wikidata (дата) | |
Википедии (виды) |
- У Comprueba si есть условное обозначение правильной формы, правильной и правильной, в том числе и в Википедии, и в переводе на новую страницу.Си-э-э-э-э-э-э-э-э, правильно и правильно, Викимедиа donde quizás podrías encontrarla.
- Busca «Аврора павловна демидова» и текст статьи из Википедии, которая существует.
- Консультация по художественному оформлению «Аврора павловна демидова».
- Busa las páginas de Wikipedia que tienen включает в себя «Аврора Павловна Демидова».
- Сюй хабиас креадо ла паджина кон эсте номбре, лимпия каше де ту навегадор.
- También puede que la página que buscas haya sido borrada.
Si el artículo incluso así no existe:
- Crea el artículo utilisando nuestro asistente o solicita su creación.
- Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
- Ru Wikipedia únicamente pueden incirse textos enciclopédicos y que tengan derechos de autor совместимые с лицензией Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Нет информации о правах ребенка.
- Ten en cuenta también que:
- Статьи об информации и информации serán borrados — версия «Википедия: Esbozo» -.
- Искусство публикации и автопромышленность serán borrados — версия «Wikipedia: Lo que Wikipedia no es» -.
,
Анна Демидова адалах салах сату пелаянан канонисаси келуарга романов ян димасуккан ке далам дафтар пара мартир олех гережа православная русия. [1] Я адалах пелаян дари Александра Федоровна, истри дари Царь Николай II дари Русия. [2] Ia adalah anak dari Степан Демидов, seorang pedagang yang cukup besar dari Череповец dan lulus dari Институт Ярославля Денган Сертификат Менгаджар. [2] Анна Мемилики Хубунган Денган Чарльз Сидни Гиббс, репетитор Бахаса Ингрис Унтук Анак-Анак Келуарга Романов. [2] Ia menyertai keluarga Романов далам пенгасинган самлета. [2] Кетика пембунухан келуарга Романов терьяди, тидак лангсунг тербунух, мелайнкан пингсан саджа. [2] Кетика и садаркан дири беберапа вакту кемудиан, иа бертеряк карена теркеют дэнган кондисинья ян масих хидуп. [2] Mendengar teriakannya, para pembunuh itu datang kembali ke sana dan membunuh Анна Денган штык. a b c d e f g ч (Ингрис) Грег Кинг дан Пенни Уилсон Судьба Романовых .Джон Уайли и Сонс
,