Афо это что: АФО — это… Что такое АФО?

Содержание

Анатомо-физиологические особенности детей

Описание анатомо-физиологических особенностей развития детейДетский организм находится в стадии развития. Практически все его системы: дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная, скелетно-мышечная, эндокринная и др., – пребывают в стадии неуклонного роста. В отличие от взрослого человека, малыш, ребенок, подросток имеет совершенно иные показатели, которые отличаются друг от друга с течением времени. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей необходимо учитывать при диагностике патологических состояний и заболеваний.

Отличия в строении и функционировании организма человека в период роста и созревания предопределяют разницу подходов в диагностике и лечении. Поэтому в медицине существует отдельная наука – педиатрия, которая подразделяется на несколько дисциплин:

  • Неонатология – занимается лечением новорожденных;
  • Медицина подросткового возраста – изучает период созревания человеческого организма.

Учитывая анатомо-физиологические особенности детей, практически все медицинские дисциплины имеют отдельную специализацию, как то детская хирургия, отоларингология, стоматология, неврология и так далее.

Наиболее наглядно просматриваются анатомо-физиологические особенности детей в фармакологии. Медицинские препараты, подходящие для лечения взрослых, не всегда полезны детям, поэтому они запрещены к применению в педиатрии в определенных возрастных периодах.

Анатомо-физиологические особенности развития детей

После рождения рост и вес ребенка увеличиваются почти в геометрической прогрессии. Так, на втором году жизни каждый месяц прибавляется по одному сантиметру и 200-250 г. К третьему году жизни увеличивается двигательная активность, которая требует большую часть энергии. В это время происходит созревание и формирование внутренних органов. Со стороны опорно-двигательного аппарата анатомо-физиологические особенности развития детей заключаются в достаточно быстром окостенении хрящевых тканей. В первую очередь окостенению подвергается надкостница, поэтому переломы у детей совершаются по типу «веточки», когда сломанная кость «висит» на целой надкостнице. Перелом у ребенка срастается гораздо быстрее, чем у взрослого. Рост скелета у человека продолжается до 21 года.

Анатомо-физиологические особенности детей в подростковом возрасте обуславливают такие состояния, которые хотя и не являются нормой, но не вызывают серьезных опасений за здоровье ребенка. В последнее время, в связи с акселерацией, скелет растет гораздо быстрее, чем несколько десятилетий назад. Учащаются случаи внезапных обморочных состояний у подростков, особенно мужского пола. Объяснением подобных случаев служат анатомо-физиологические особенности детей нынешнего времени. Когда происходит рост костной ткани – физиологическое возрастное вытяжение – сосуды «не успевают» прорастать в таком количестве, чтобы обеспечить кислородом и питанием мышечную ткань. Поскольку расход питательных веществ резко увеличивается, приток кислорода к головному мозгу сокращается, особенно в вертикальном положении тела. В результате ребенок падает в обморок. Если нечто подобное происходит у взрослого, это свидетельствует о серьёзной патологии.

Важную роль у ребенка в развитии тех или иных состояний имеют кожные покровы, площадь которых по отношению к внутренним органам намного больше, чем у взрослого человека. И тут анатомо-физиологические особенности детей порождают в большинстве случаев необоснованные страхи за здоровье ребенка. Дело в том, что подкожная клетчатка у ребенка развита недостаточно, так как процессы роста не предусматривают жировых отложений. Эта особенность дает почву для развития диатезов и судорог при лихорадочных состояниях.

В первые годы жизни нервно-мышечная система ребенка находится в состоянии гипертонуса, поэтому у малыша определяются сухожильные рефлексы, которые у взрослого считаются патологическими. Это также анатомо-физиологические особенности детей, которые не следует путать с заболеваниями нервной системы.

Пищеварительная система совершенствуется в течение нескольких лет. При питании ребенка учитывается способность желудочно-кишечного тракта к перевариванию тех или иных продуктов. Только прорезывания всех зубов свидетельствует о готовности к приему в пищу «взрослых» продуктов, которые требуют достаточного количества желчного сока и пищеварительных ферментов.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей в норме и возможные отклоненияВозраст детей подразделяется на отдельные периоды жизни, и каждый из них имеет свои особенности, как в анатомии, так и в физиологии:

  • Младенчество (с рождения до одного года жизни). Наибольший интерес представляет развитие нервной системы, в частности, зрительного анализатора. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей таковы, что после рождения до второй недели жизни ребенок видит все предметы в перевернутом состоянии. Поэтому взгляд новорожденного «плавающий», так как ребенку сложно сфокусировать зрение, «сопоставить» внешнюю картинку со зрительным анализатором высшей нервной системы;
  • Ранний детский возраст (1-3 года). В этот период анатомо-физиологические особенности детей заключаются в изменении внутренней среды организма. Показатели анализов крови и мочи приводятся ближе к взрослым нормам. Начинают функционировать железы внутренней секреции. В этом возрасте определяются черты характера человека и врожденные заболевания;
  • Подростковый период. Анатомо-физиологические особенности детей в это время наиболее выражены в появлении вторичных половых признаков. Этот возраст характеризуется формированием абстрактного и аналитического мышления.

При оказании медицинской помощи всегда учитываются анатомо-физиологические особенности детей, используются совершенно иные подходы, инструменты и лекарственные средства.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.

Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.

Раньше считалось, что зевота обогащает организм кислородом. Однако это мнение было опровергнуто. Ученые доказали, что зевая, человек охлаждает мозг и улучшает его работоспособность.

74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.

Большинство женщин способно получать больше удовольствия от созерцания своего красивого тела в зеркале, чем от секса. Так что, женщины, стремитесь к стройности.

Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.

Самая высокая температура тела была зафиксирована у Уилли Джонса (США), который поступил в больницу с температурой 46,5°C.

Во время чихания наш организм полностью прекращает работать. Даже сердце останавливается.

Наши почки способны очистить за одну минуту три литра крови.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.

Краткое описание АФО доношенных и недоношенных грудных детей: кожа, мышцы,

Известно, что ребенок, который по какой-либо причине родился раньше срока, сильно отличается от своих сверстников, рожденных в положенное время. Однако недоношенность – это не только отставание в росте, весе и развитии, это еще и неразвитость важных систем организма, а также слабость иммунитета. Самое главное для женщины – доносить беременность до конца. Если малыш появился на свет раньше времени, после рождения он должен постоянно находиться под наблюдением врачей.

Каждая женщина мечтает, чтобы малыш родился здоровым

Каждая женщина мечтает, чтобы малыш родился здоровым

Признаки доношенного новорожденного

Молодые родители должны хорошо знать анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка и строение его основных органов. У новорожденных голова составляет от тела около 1/3, поэтому визуально создается впечатление тонкого слабого тела с несоразмерно большой головой. По мере роста, когда ребенок вытягивается, это впечатление пропадает, анатомия тела меняется. Можно выделить следующие признаки здорового доношенного малыша:

  • громкий крик;
  • бледно-розовая окраска кожных покровов, без синевы;
  • активные движения ручками и ножками;
  • повышенный тонус мышц.

Также в качестве признака доношенности и достаточной зрелости следует отметить ярко выраженный сосательный рефлекс, который сильнее всего проявляется в первые часы после родов. Поэтому многие медики считают, что прикладывать младенца к груди надо сразу же после появления на свет. Быстрое прикладывание поможет легко наладить процесс кормления и избежать аллергии, которая часто проявляется у детей при употреблении искусственной смеси.

Ребенок, рожденный вовремя, кричит громко и звонко

Ребенок, рожденный вовремя, кричит громко и звонко

Признаки недоношенного новорожденного

Вычислить малыша, который родился раньше положенного времени, несложно. О том, что ребенок родился недоношенным, свидетельствуют следующие признаки:

  • кожа имеет слегка синеватый оттенок;
  • мышечный тонус значительно снижен;
  • слой подкожной клетчатки очень тонкий;
  • младенец мало весит и имеет небольшой рост, по сравнению со здоровыми детьми.

В отличие от своего ровесника, родившегося в срок, недоношенный малыш слабо реагирует на грудь матери. В тяжелых случаях дети плохо сосут даже искусственную молочную смесь и постоянно срыгивают, оставаясь голодными. Наладить правильное кормление очень важно, это поможет малышу быстрее набрать недостающий вес и догнать в развитии своих сверстников.

Недоношенные дети часто рождаются с врожденными неврологическими заболеваниями, вызывающими сонливость и вялость или, наоборот, повышенное беспокойство. При этом под недоношенным принято понимать малыша, который пробыл в животе у матери меньше 38 недель. Беременность длится 40 недель, дети, которые появились на свет за две недели до этого срока, в педиатрии считаются доношенными.

Внимание! Крик недоношенного младенца не такой громкий, как у рожденного вовремя. Скорее, напоминает слабый мышиный писк. Причины – недостаточное раскрытие легких и их возможное недоразвитие.

Пищеварительная система

У малышей, родившихся раньше срока, в кишечнике очень мало бактерий, необходимых для правильного переваривания пищи. Это приводит к возникновению таких неприятных симптомов и признаков неблагополучия, как:

  • кишечные колики, которые длятся дольше трех месяцев;
  • обильные срыгивания фонтаном;
  • индивидуальная непереносимость некоторых компонентов искусственного питания;
  • частые поносы и запоры.

Также, с точки зрения развития пищеварительной системы, афо новорожденного состоят в том, что мускулы, которые закрывают место соединения желудка и пищевода, отличаются слабостью, поэтому дети часто срыгивают.

Афо ребенка новорожденного, если он родился раньше срока, заключаются в слабости сосательного рефлекса и неразвитости движений, необходимых для правильного захвата и сосания груди. Взяв сосок в рот, такой малыш обычно сразу засыпает. В этом случае младенца нужно обязательно разбудить, подергав его за носик или щечку. Если наладить грудное вскармливание не получается, нужно кормить грудничка сцеженным материнским молоком в качестве дополнения к смеси.

Для борьбы с кишечными коликами и заселения кишечника малыша полезными бактериями рекомендуется выбирать искусственную молочную смесь, обогащенную пребиотиками.

Чтобы уменьшить количество срыгиваний, кормить малыша следует часто, но понемногу, после кормления держать вертикально на руках в течение пятнадцати минут. От кормления по часам следует отказаться. Если малыш сосет грудь, питание должно быть только по требованию, тогда младенец начнет постепенно прибавлять в весе. После кормления можно провести контрольное взвешивание, чтобы понять, сколько молока высасывает грудничок.

Сердечно-сосудистая и иммунная системы

Недоношенные малыши часто рождаются на свет с открытым овальным окном. Это состояние – особенность детской физиологии, оно не считается пороком сердца и не требует лечения, но во взрослом возрасте может привести к возникновению тромбоэмболии. Также у грудничков могут отмечаться дефекты межжелудочковой и межпредсердной перегородок, в некоторых случаях требующие оперативного вмешательства.

Расстройства иммунной системы проявляются следующим образом:

  • частые болезни ОРЗ в младенческом возрасте;
  • склонность к аллергии;
  • вялость, сонливость, повышенная утомляемость;
  • плохая прибавка в весе.

Это всего лишь краткий список, на самом деле таких симптомов гораздо больше. Для укрепления иммунитета ребенка обязательно нужно закаливать, перед проведением любых процедур такого плана следует проконсультироваться с педиатром. Благотворно влияют на иммунитет свежий воздух и жизнь за городом в теплое время года.

Органы дыхания и нервная система

Недоношенный малыш отличается от ровесников

Недоношенный малыш отличается от ровесников

У недоношенных детей часто бывают неврологические заболевания. Чаще всего они вызваны гипоксией плода во время неблагоприятно протекающей беременности или тяжелых родов. Самый распространенный симптом неблагополучия – повышенное внутричерепное давление. Недоразвитие органов дыхания приводит к частым пневмониям. Отдавать такого ребенка в детский сад лучше после трех лет, чтобы избежать постоянных респираторных инфекций.

Кости и скелет новорожденного

Мышцы новорожденного составляют меньший процент по отношению к телу, чем у взрослого. Большая часть этих мышц приходится на область живота. Также анатомо-физиологические особенности недоношенного новорожденного заключаются в том, что у него очень хрупкие кости. При неправильном уходе за ребенком родители могут легко вывихнуть ему ручку или ножку.

Хрупкость костей у малыша вызывается дефицитом кальция

Хрупкость костей у малыша вызывается дефицитом кальция

АФО кожи и подкожной клетчатки у новорожденного ребенка

Афо кожи новорожденного заключаются в том, что слой подкожно-жировой клетчатки у младенца толще, чем у взрослого. Однако у недоношенного малыша он довольно тонкий, что препятствует нормальной терморегуляции. Поэтому кожа у таких младенцев часто бывает холодной на ощупь и синеватой, особенно при содержании в холодной комнате, дети очень чувствительны к резким перепадам температур.

Одевать недоношенного ребенка на прогулку следует на один слой теплее, чем других младенцев. При температуре меньше минус пяти градусов рекомендуется побыть дома. В сильную жару также не стоит выходить с грудничком из дома, чтобы он не получил тепловой или солнечный удар.

Внимание! Желтоватый оттенок кожи может свидетельствовать об опасном повышении в крови билирубина. Послеродовая желтуха недоношенных может привести к глухоте и умственной отсталости, поэтому ее необходимо срочно лечить в условиях стационара.

Эксперты утверждают, что при правильном питании и уходе недоношенные грудные малыши быстро догоняют своих ровесников, несмотря на некоторые анатомо-физиологические особенности развития. Однако последствия преждевременного рождения могут еще долго проявляться в виде слабости сосательного рефлекса, сонливости и вялости, расстройств пищеварения и частых болезней.

Видео

Анатомо-физиологические особенности детского организма. — Студопедия

Отдельные органы и системы организма ребенка растут и развиваются неравномерно (принцип неравномерности)

Эту закономерность объясняют необходимостью ускоренного развития тех образований, которые обеспечивают выживаемость организма (принцип биологической надежности)

К концу 3-го года жизни ребенка масса головного мозга увеличивается в 3 раза и достигает 1100 г. В это время идет интенсивное формирование условно-рефлекторной деятельности, через нервную систему осуществляется связь с внешней средой.

Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора. В них преобладают органические элементы. Вследствие этого скелет ребенка обладает большой эластичностью и подвержен искривлениям (деформации).

Среди школьников встречаются дети с деформациями позвоночника (сколиозы, кифозы, круглая спина).

Мышечная ткань у детей развивается неравномерно. В первые годы жизни активно развиваются группы мышц туловища и нижних конечностей, и лишь затем — мелкие мышцы кисти, обеспечивающие выполнение более тонких и точных движений.

Сердечно-сосудистая система у детей развивается неравномерно.

Ребенок рождается с большим сердцем, но сила его сокращений невелика. При этом для обеспечения необходимого минутного объема крови необходимо увеличение частоты сердечных сокращений (80-90 ударов/минуту).

Несовершенство развития проводящей системы сердца обуславливает аритмичность работы сердца.

Одной из особенностей роста и развития сердечно-сосудистой системы у детей является отставание роста сердца от роста сосудов. Этим объясняется низкий уровень артериального давления (80-90 мм ртутного столба). В последующие годы, особенно в период полового созревания, наблюдается обратное явление – рост сердца опережает рост сосудов. Это приводит к повышению артериального давления у детей.



Верхние дыхательные пути у детей более узкие, чем у взрослых. Полости носа малы и неразвиты.

Просвет бронхов узкий, поверхность альвеол легких в 3-4 раза меньше. Большая потребность в кислороде обусловливает увеличение числа дыхательных движений. Так, у новорожденных частота дыхания 40-60, а в 2-3 года – 25-30 в минуту.

Грудная клетка у детей приподнята, ребра расположены почти горизонтально. Все сказанное, а также высокое стояние диафрагмы и слабость межреберных мышц обуславливает поверхностное дыхание у детей.


Пищеварительная система.

Молочные зубы у детей покрыты более тонкой эмалью, они легко подвергаются кариесу.

К особенностям пищеварительной системы у детей относят узость пищевода и малый объем желудка.

Слабо выраженная кислотность и низкая ферментативная активность пищеварительных соков часто является причиной расстройства пищеварения.

Мышечный слой и перистальтика кишечника детей развиты слабо, что часто является причиной запоров.

Клетки печени развиты недостаточно, что обуславливает слабо выраженную антитоксическую функцию печени.

Зрительный анализатор – к 6 месяцам ребенок приобретает способность координировать движения глазных яблок, к году – различать цвета. В этом возрасте формируется дальнозоркая рефракция, которая изменяется на соразмерную к 7-10 годам. Детская дальнозоркость при нерационально организованном режиме занятий, при неправильном подборе школьной мебели, в условиях недостаточного, нерационального освещения часто переходит в стойкую близорукость.

Оценивая состояние нервной системы, следует отметить, что кора головного мозга у новорожденных является наименее развитой (относительно других отделов головного мозга). Все жизненные процессы у них регулируются подкорковыми центрами.

К 15-16 годам происходит функциональное созревание коры.

В течение 2-3 года жизни происходит развитие второй сигнальной системы. К 4-м годам словарный запас ребенка составляет 1200-1300 слов.

Оценка состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей является важной задачей как педиатров, так и гигиенистов.

Оценка состояния здоровья и физического развития детей осуществляется в ходе медицинских осмотров.

Частота проведения медицинских осмотров определяется возрастом ребенка.

В течение первого года жизни оценка его состояния здоровья осуществляется ежемесячно.

В возрасте 1-3 лет состояние здоровья детей оценивается каждые 3 месяца.

В дошкольном возрасте медицинские осмотры проводят 2 раза в год, а в школьном возрасте – ежегодно.

Для оценки здоровья детей и подростков предложено использовать как минимум четыре критерия:

1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний.

2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического раз­вития и степень его гармоничности.

3. Уровень функционирования основных систем организма.

4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздей­ствиям.

Выделяют пять групп здоровья детей.

Первая группа— здоровые дети, без отклонений. Это дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нор­мальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие.

Вторая группа— здоровые, с морфологическими отклонения­ми и сниженной сопротивляемостью. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями; име­ющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; ча­сто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие.

Третья группа— больные в состоянии компенсации. Это дети, имеющие хронические заболевания или с врож­денной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело проте­кающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

Четвертая группа— больные в состоянии субкомпенсации. Это дети с хроническими заболеваниями, врож­денными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.

Пятая группа— больные в состоянии декомпенсации. Это дети, больные тяжелыми хроническими заболевания­ми в стадии декомпенсации (обострения), со значительным снижением функциональ­ных возможностей.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при раз­работке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Для детей, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было огра­ничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плано­вые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздорови­тельных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на орга­низм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называ­емая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Эти дети нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифичес­кими средствами:

1) оптимальная двигательная активность;

2) закаливание естественными факторами природы;

3) рациональный режим дня;

4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются для этих детей врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здо­ровья и степени резистентности организма.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспан­серном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают лечебную и профилактическую помощь, в соответствии с име­ющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физичес­ких нагрузок и др. При необходимости они направляются в специаль­ные детские учреждения, где с учетом особенностей патологии проводится лечение и воспитание.

Кроме этого, в зависимости от группы здоровья детей и подростков распределяют по 3 группам физического развития по отношению к занятиям физкультурой и спортом.

В 1 группу физического развития входят дети 1 и частично 2-ой группы здоровья. Занятия физкультурой детей данной группы осуществляются в соответствии с утвержденными нормативами для данного возраста, без ограничений физических и температурных нагрузок.

Ко 2-ой группе физического развития относят детей частично 2-ой и в основном 3-ей группы здоровья. Занятия физкультурой осуществляются с некоторыми ограничениями физических нагрузок.

В 3-ю группу физического развития входят дети 4-ой группы здоровья. Занятия физкультурой проводятся со значительными ограничениями физических нагрузок.

Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Неврно- психическое развитие.

К моменту рождения ребенка центральная и периферическая нервная система не достигает полного развитая. В то же время к ней предьявляются повышенные требования. Головной мозг. Масса головного мозга при рождении относительно велика, но мозговые извилины и борозды развиты недостаточно, серое вещество плохо дифференцировано от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Мозговая ткань богата водой, содержит мало специфических органических веществ. Особенно интенсивно развитие борозд и извилин идет на первом году жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека. Окончательная миелинизация нервных волокон заканчивается в зрелом возрасте. Спинной мозг. Развивается раньше и является структурно и функционально более зрелым; он относительно длиннее спинного мозга взрослого, что учитывают при необходимости выполнения спинномозговой пункции.Безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность. Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (сосательным, глотательным, защитным). У новорожденного отмечаются и некоторые примитивные рефлексы, исчезающие со временем (рефлексы опоры, Моро и др.). Образование условных рефлексов в период новорожденности ограниченно, так как обычные внешние раздражители являются для коры головного мозга сверхсильными, ЦНС быстро утомляется, развивается торможение и ребенок погружается в сон. В 2-3-недельном возрасте можно выработать простые условные вестибулярные рефлексы на положение тела под грудью и покачивание. С конца 3-го месяца условные рефлексы становятся довольно сложными, тонко дифференцированными. Их выработка зависит от функциональной зрелости коры головного мозга и развития органов чувств: осязания, вкуса, обоняния, слуха и зрения. Развития органов чувств. У новорожденного достаточно хорошо развиты вкус и чувство осязания, хуже обоняние. Самым сложным является развитие слуха и зрения. На протяжении первых 1,5 года формируются основные функции коры головного мозга, начиная от первых условных рефлексов до второй сигнальной системы- высшей функции коры головного мозга.Нервно-психическое развитие. Процесс нервно- психического развития (НПР) скачкообразен и неравномерен. Темп и значение разностороннего развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» линии развития, воздействуя на которые можно развить соответствующие психические процессы и качества, которые трудно сформировать в более позднем возрасте. На первом году жизни таких ведущих линий 8, на втором- 6, на третьем- 5. Возрастная динамика ведущих линий представлена в приложении 2. Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень и гармоничность НПР ребенка. Для этого необходимо: 1) определить, есть ли задержка по ведущим линиям развития; 2) найти показатель с наибольшей задержкой ( по эпикризному сроку). По нему определить группу НПР: 1 группа – дети с задержкой соответственно на 1, 2, 3 эпикризных срока; 3) определить, равномерна ли задержка и, если она равномерна, поставить степень: Iстепень- задержка 1-2 показателей, IIстепень- задержка 3-4 показателей; III— степень- задержка 5-7 показателей; 4) если задержка неравномерна, т.е 1 или 2 показателя отстают на 1 эпикризный срок, а другие на 2 и более, это свидетельствует о негармоничности НПР. Предварительную оценку НПР проводит медицинская сестра, используя таблицы. Врач контролирует ее работу. Пример. Девочке 11 месяцев: Аз- 11, Ас- 11, Э- 11, Др- 11, До- 10, Пр- 11, Ар- 10, Н-11. Анализируя преведенные данные, видим, что До и Ар отстают на 1 эпикризный срок, значит, по НПР ребенка следует отнести во IIгруппу. Поскольку задержка выявлена по двум показателям и она равномерна, то определяем ее степень как первую. Заключение: IIгруппа НПР; Iстепень. Пример. Мальчику 2 года: Пр-2, Ар- 1,6, С-1,9, И- 1,9, До- 2, Н- 2. Анализируя, выявляем, что есть задержка Ар на 2 эпикризных срока, а С, И- на 1 эпикризный срок. При задержке одного показателя на 2 эпикризных срока НПР ребенка следует отнести в IIIгруппу. Поскольку задержка неравномерна (Ар- 1,6, С и И- 1,9), то определяем развитие ребенка как негармоничное. Заключение: IIIгруппа НПР, негармоничное развитие.

Глава 1.0. Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды

В отраслях наук о человеке существуют разнообразные возрастные периодизации. Периодизация строится на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности — специфические для определенной стадии жизни человека анатомо-физиологические и психические качества. Периодом принято считать промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс.

Каждому возрастному периоду характерны ярко выраженные, специфические особенности, характеризующие совокупность специфических закономерностей развития. Смена периодов происходит скачкообразно. Периоды ускоренного развития сменяются периодами замедления. Особенности развития ребенка в последующий период имеют количественные и качественные отличия от предыдущего. Знание особенностей возрастной периодизации необходимо для правильного построения индивидуальной программы физической реабилитации ребенка, имеющего отклонения в состоянии здоровья.

В практике лечебной физической культуры используется классификация детского возраста принятая в 1965 г на Международном симпозиуме в Москве, в которой выделены семь периодов взросления и созревания, длительность которых колеблется от нескольких дней до нескольких лет.

I Период новорожденности — с рождения до 10 дней.

II Грудной возраст — 10 дней — 1 год.

III Раннее детство — 1-3 года.

IV Первое детство — 4-7 лет.

V Второе детство: мальчики от 8 до 12 лет, девочки от 8 до 11 лет.

VI Подростковый возраст: мальчики 13-16 лет, девочки 12-15 лет.



VII Юношеский возраст: юноши 17-21 год, девушки 16-20 лет.

Период новорожденности и грудной возраст (1-й и 2-й периоды). Период новорожденности протекает без осложнений у большинства детей, родившихся у здоровых матерей. Такие дети легче адаптируются в постнатальном периоде к новым условиям внешней среды. К внешним признакам адаптации относятся:

· неустойчивость температуры тела новорожденного, которая выражается в наличии транзиторной лихорадки (на 3-4 дня). Температура повышается до 38-400 и удерживается несколько часов.

· физиологическая желтуха присутствует у 50% новорожденных.

· физиологическое снижение веса на 5-7% в первые 3-4 дня жизни ребенка, которое возвращается к исходному уровню к 10-11 дню.

В этом периоде все системы организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Наличие пассивного иммунитета предохраняет новорожденного от острых вирусных инфекций (корь, скарлатина, краснуха и т.д.). Вместе с тем, дети восприимчивы к стафилококкам, сальмонеллам.


Длительность периода грудного возраста — 11 месяцев (до конца первого года жизни). Данный период характеризуется повышенной интенсивностью обменных процессов, которые протекают на фоне функциональной незрелости основных систем организма. Ослабевает пассивный иммунитет, а приобретенный иммунитет достаточно слаб, поэтому во второй половине года возрастает вероятность заболеваний вирусными инфекциями, острыми желудочно-кишечными болезнями, пневмонией, кожными заболеваниями, рахитом.

Ведущей деятельностью этого периода (Эльконин Д.Б.) является – непосредственно эмоциональное общение, личностное общение со взрослыми, внутри которого ребенок учится предметным действиям.

Период раннего детства или преддошкольный (3-й период). Период характеризуется заметным снижением энергии роста, но более быстрым созреванием центральной и периферической нервной системы, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Дети подвижны, любознательны, активно контактируют с внешним миром. Совершенствуется речь. Быстро развивается психика. Расширяются границы эмоциональных проявлений: радости, обиды, удивления, страха, застенчивости, которым свойственна лабильность. Продолжает созревать двигательный анализатор. Центральное звено двигательного анализатора расположено рядом с центром речи и письма. Под действием сигналов из двигательных центров стимулируется развитие близлежащих областей. Поэтому, давая ребенку задания на развитие мелкой моторики (мозаика, игры с конструкторами и др.) можно совершенствовать его речь, учить счету, формировать обобщающие функции мозга. Задержка созревания движений, повлечет задержку речи и общее отставание в психомоторном развитии. Не следует ограничивать двигательную активность ребенка и различные игры, в которых закладываются бытовые и трудовые навыки.

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребенок сотрудничает со взрослым в освоении новых видов деятельности.

Период первого детство или дошкольный (4-й период). Период характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, органов и систем.

Большинство детей начинают посещать детские дошкольные учреждения. В контактах со сверстниками расширяется кругозор ребенка, его взаимодействие с окружающим миром. Продолжает укрепляться опорно-двигательный аппарат. Увеличивается объем активных движений. К концу периода начинается смена молочных зубов.

До 4 лет дети не могут сочетать четкие движения с ходьбой. Бег похож на семенящий шаг. Дети легко играют с мячом, но им еще трудно ловить его и посылать его. Внимание неустойчиво, ребенок быстро утомляется от однообразных движений.

К 5 годам улучшается координация движений, осваиваются прыжки.

К 6 годам дети бегают легко, исчезают боковые раскачивания. В этом возрасте часто развиваются инфекционные болезни, связанные с низким иммунитетом и возрастными контактами детей. К концу пребывания в детских садах увеличивается количество детей, часто болеющих или имеющих слабое физическое развитие.

Завершается период первым физиологическим вытяжением — значительным увеличением длины конечностей, отставание в развитии сердечно-сосудистой системы приводит к появлению в это время функционального изменения сердца.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребенок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной.

Период второго детства или младший школьный возраст (5-й период). Период длится до 11-12 лет и характеризуется равномерным процессом роста и развития. Ежегодная прибавка в росте составляет 5 см, в весе 2-3 кг. С позиции физиологов это один из наиболее скоростных периодов в развитии высшей нервной деятельности. Продолжает улучшаться память, повышается интеллект, концентрация внимания.

К этому возрасту закончил свое формирование позвоночник, но он остается подвижным и легко поддается негативным воздействиям. Требуется постоянный контроль за осанкой. Впервые проявляется половой диморфизм физического развития. У мальчиков формируется характерное мышечное сложение.

Совершенствуются кистевые и пальцевые движения, отмечается их легкость и естественность.

Период подросткового возраста или старший школьный возраст (6-й период).

Подростковый (переходный) возраст охватывает период у девочек с 12 до 15 лет, у мальчиков с 13 до 16 лет. Это один из самых трудных и ответственных периодов в жизненном цикле человека. Его основная особенность — половое созревание, связанное со сложными физическими и психическими состояниями ребенка. Дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми.

На этот период приходится второй «пик» скелетного вытяжения, называемой пубертатным скачком роста: у мальчиков до 9,5 см/год, у девочек до 8 см. Затем скорость роста резко снижается и доходит до нуля.

Продолжают совершенствоваться функции основных систем организма.

У девочек в этот период наблюдается так называемые вегетативные вспышки и взрывы: возникают неожиданные сердцебиения, одышка, сосудистые расстройства; они часто жалуются на болевые ощущения в области сердца. Отмеченные явления — результат временного расстройства регуляции работы внутренних органов. По этой же причине у девочек отмечается и повышенная возбудимость: резкая смена настроения, склонность к слезам… Все отмеченные изменения в высшей нервной деятельности у мальчиков выражены меньше, чем у девочек. Это объясняется тем, что у мальчиков значительно больше объем двигательной активности, что частично и смягчает отмеченные изменения.

В период наибольших «трудностей» для ребенка необходимо создать оптимальные условия для дальнейшего роста и развития, уменьшить по возможности патогенные воздействия.

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности.

Период юношеского возраста 17-21 год для юношей, 16-20 лет — для девушек (7-й период). Организм начинает переходить на взрослый уровень функционирования. Увеличиваются размеры тела в ширину; за исключением крупных трубчатых костей, завершается окостенение. По уровню суточных энерготрат юноши и девушки приближаются к мужчинам и женщинам. В этот период возрастает уровень этических, эстетических и интеллектуальных эмоций, самосознания. Особенности психики в юношеском возрасте во многом связаны с появляющимся чувством полового влечения. Дети по прежнему очень ранимы.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений.

Рациональный режим дня, оптимальная двигательная активность станут основой нормального функционирования разных систем организма, а своевременная коррекция (средства ЛФК) развивающихся отклонений в состоянии здоровья ребенку позволит переходить в каждый новый период жизни с определенным запасом прочности.

Главной особенностью физической реабилитации больных и ослабленных детей является то, что после болезни они страдают от гипокинезии, на фоне которой к страданиям патологическим добавляются нарушения физического, психического и моторного развития.

Средства физической реабилитации, используемые в детском возрасте, выглядят так: лечение положением, массаж, физические упражнения, естественные факторы природы, физиотерапия. ЛФК показана при абсолютном большинстве заболеваний, как общеразвивающая, общеукрепляющая и патогенетическая терапия. Противопоказания такие же, как у взрослых, но добавляются временные противопоказания по применению отдельных видов двигательных заданий.

Дидактический материал в помощь преподавателям и студентам по теме «Анатомо-физиологические особенности органов и систем у детей»

Министерство здравоохранения

Пензенской области

Кузнецкий филиал ГБОУ ПО

«Пензенский областной медицинский колледж»

Дидактический материал

по теме:

«Анатомо-физиологические особенности органов и систем у детей»

(в помощь преподавателям и студентам)

Предмет: «Педиатрия с детскими инфекциями»

«Здоровый ребёнок».

Специальности: «Лечебное дело», «Сестринское дело»

Составлена

преподавателем высшей

квалификационной категории Спириной Т.Н.

Рассмотрено на

заседании ЦМК основ

сестринского дела и клинических

дисциплин

Протокол №____

Председатель ЦМК.

_________________

2018 г.

Пояснительная записка

Дидактический материал по теме: «Анатомо-физиологические особенности органов и систем у детей» составлены в помощь студентам отделений «Лечебное дело» и «Сестринское дело» при изучении таких дисциплин как «Здоровый ребёнок», «Пропедевтика детских болезней» и «Педиатрия с детскими инфекциями».

Данный материал разработан с учётом государственных требований при изучении вышеуказанных дисциплин.

В дидактический материал включены следующие АФО:

— органов пищеварения;

— органов дыхания;

— костно-мышечной системы;

— кожи и подкожной клетчатки;

— органов кровообращения;

— органов кроветворения;

— органов мочевыделения.

Данный материал необходим для качественного изучения предметов, для успешной сдачи переводных и государственных экзаменов, а также для постдипломной работы с детьми в практическом здравоохранении.

Содержание

АФО органов пищеварения 4 стр.

АФО органов дыхания 5 стр.

АФО костно-мышечной системы 6 стр.

АФО кожи и подкожной клетчатки у детей 7 стр.

АФО органов кровообращения 8 стр.

АФО органов кроветворения 9 стр.

АФО органов мочевыделения 10 стр.

АФО органов пищеварения

Полость рта у новорожденных и детей раннего возраста небольшая.

Жевательные мышцы развиты хорошо, язык больших размеров, но короткий, широкий. Слизистая нежная, богатая кровеносными сосудами, но сухая, поэтому легко ранима.

Особенности для акта сосания:

1. в толще щек жировые комочки Биша для создания отрицательного давления в полости рта при сосании.

2. вдоль челюстных отростков валикообразное утолщение.

3. на слизистой оболочке губ поперечная исчерченность или складки для лучшего охватывания соска.

Слюнные железы в первые 3-4 месяца недостаточно развиты, слюны выделяется мало, поэтому слизистая сухая. На 3-4 месяца железы становятся вполне развитыми, поэтому в этом возрасте наблюдается постоянное слюнотечение, а способность глотать ее еще полностью не выработалась. Вместе с молоком ребенок заглатывает и некоторые количество воздуха.

Пищевод у детей раннего возраста длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму. Слизистая нежная, богата сосудами, сухая, т.к. слизистые железы почти отсутствуют. Длина у новорожденного – 10-11 см, у грудничков – 12 см, у детей 5 лет – 16 см.

Желудок до года расположен горизонтально, после года, когда ребенок начинает ходить, принимает вертикальное положение. Слизистая толще, мускулатура развита недостаточно, за исключением привратника. Сфинктер входной части желудка недоразвит, поэтому частые срыгивания. Вместимость желудка у новорожденного 30-35 мл, в 3 месяца — 100 мл, в 1 год — 250мл.

Кишечник грудного ребенка длиннее, чем у взрослого. Слизистая сильно развита, обильно кровоснабжена, нежна, с большим количеством лимфатических узлов. Червеобразный отросток занимает нетипичное положение.

Прямая кишка длинна, слизистая слабо фиксирована, поэтому при некоторых заболеваниях наступает легкое ее выпадение.

Повышенная проницаемость стенок кишечника, поэтому быстро развивается токсикоз.

После рождения кишечник стерилен, но через несколько часов заселяется микробами. Основные микробы кишечника у детей на грудном вскармливании бифидобактерии. По мере перехода на смешанное вскармливание, количество бифидобактерий у них уменьшается, и микрофлора становится такой же, как у взрослых.

При вскармливании ребенка коровьим молоком в микрофлоре преобладает кишечная палочка.

Бифидобактерии – уничтожают патогенную и гнилостную флору, принимают участие в синтезе 9 витаминов (в первую очередь В1, В2, В6), обладают ферментативной способностью.

Печень больших размеров (4% веса всего тела, у взрослых – 2%), богата кровеносными сосудами, поэтому легко увеличивается при многих заболеваниях.

В первые месяцы желчи вырабатывается мало.

Желудочный сок по составу такой же как у взрослых, но общая кислотность низкая. Активность ферментов меньше. Для переваривания женского молока требуются ферменты меньшей активности. При грудном вскармливании желудок опорожняется через 2-3 часа, при вскармливании коровьим через 3-4 часа.

Моторика у детей раннего возраста более энергична, поэтому дефекация у них чаще происходит рефлекторно, с конца 1-го года дефекация становится произвольной.

Меконий — первородный кал – темно-зеленая однородная вязкая масса без запаха, это секреты различных отделов пищеварительного тракта, слущившегося кишечного эпителия, проглоченных околоплодных вод.

Частота стула здорового ребенка 1-4 раза, у некоторых 1 раз в 2-3 дня или 6-8 раз в сутки. С возрастом частота стула уменьшается, после года стул бывает 1-2 раза в сутки.

АФО органов дыхания

У грудных детей:

Нос:

— нижний носовой ход отсутствует.

— слизистая носа нежная, богата кровеносными сосудами, поэтому незначительный насморк приводит к закупорке носовых ходов, затруднению сосания, вызывая иногда одышку у грудных детей.

Пазухи:

— пещеристая ткань подслизистой развита слабо, чем объясняется редкость или отсутствие кровотечений из носа у грудных детей.

— решетчатая пазуха и гайморова полость у грудных развиты слабо, а лобная и основные отсутствуют, а после года начинают постепенно увеличиваться и развиваться (поэтому до года синуситы не наблюдаются).

Глотка узкая, евстахиева труба короткая и широкая у грудных, ее отверстие находится ниже и ближе к хоанам.

Гортань воронкоообразной формы и длиннее, хрящи нежны и податливы.

Голосовая щель узкая, слизистая оболочка нежная, богатая кровеносными сосудами и лимфоидной тканью, все это предрасполагает к развитию стеноза.

Трахея, бронхи узкие, хрящи мягкие, податливы, слизистая их обильно снабжена кровеносными сосудами, нежная.

Правый бронх занимает почти вертикальное положение и является как бы продолжением трахеи, поэтому инородные тела (пуговицы, орехи, семечки) чаще обнаруживаются в этом бронхе, а левый бронх отходит от трахеи под углом. Слизистая бронхов сухая вследствие недостаточного количества слизистых желез, но богата кровеносными сосудами, что обуславливает возникновение воспалительных и стенотических явлений.

Легкие в раннем возрасте богаты соединительной тканью, обильно снабжены кровеносными сосудами, поэтому легкие менее воздушные, более плотные и полнокровные, менее эластичные. Поэтому у детей легче развиваются застой, ателектаз, эмфизема.

Дыхательная поверхность легких у детей больше, чем у взрослых.

В левом легком – 2 доли (верхняя и нижняя), в правом — 3 (верхняя, средняя и нижняя) плюс деление по сегментам (по 10 сегментов в каждом легком).

Плевра тонкая, легко растяжима, при скоплении жидкости в ней – легкое смещение органов средостения (сердца и нижней полой вены).

Диафрагма расположена выше, чем у взрослых, все движения, затрудняющие движение диафрагмы (метеоризм, увеличение печени), ухудшают вентиляцию легких.

Грудная клетка выпуклая у грудных детей, относительно короткая, ребра расположены горизонтально и под прямым углом к позвоночнику. В I-е месяцы жизни легкие больше грудной клетки и ребра вдавливаются в них, поэтому вентиляция недостаточно полная, нет полного расправления.

Особенности:

1. Поверхностный характер дыхания у грудных детей.

2. Большая частота дыхания в минуту (у новорожденных 50-60 дых. в мин).

3. В первые 2 недели – аритмия дыхания (связана с незрелостью дыхательного центра).

4. В грудном возрасте – преобладание диафрагмального дыхания.

С 3-4-х лет – грудное дыхание начинает преобладать над диафрагмальным.

5. Короткие и узкие дыхательные пути.

6. Нежная, легко ранимая, полнокровная слизистая оболочка.

7. Недостаточная экскурсия грудной клетки.

8. Слабое развитие дыхательной мускулатуры.

9. Горизонтальное расположение ребер.

10. Задние отделы не обеспечиваются достаточной вентиляцией, что предрасполагает к развитию пневмонии.

При перкуссии ребенка раннего возраста, передняя поверхность грудной клетки перкутируется лежа, задняя в положении сидя, часто не выявляются изменения ввиду малых размеров воспалительных очагов и быстрого развития эмфиземы.

У детей 1-го года при аускультации дыхание ослаблено, что объясняется слабым участием дыхательной мускулатуры и поверхностным характером дыхания.

До 6 лет выслушивается пуэрильное дыхание, т.е. более сильное и жесткое везикулярное дыхание. Это объясняется лучшей проводимостью стенок грудной клетки, узостью бронхов и короткостью трахеи.

АФО костно-мышечной системы

Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами.

— Кости мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием давящей одежды, узкой обуви и т.д.

— К 2 годам кости ребенка по строению приближаются к костям взрослого человека и к 12 годам уже не отличаются от них.

— У новорожденного голова больших размеров и составляет 1/4 длины его тела, в 2 года – 1/5, в 6 лет – 1/6, а в 12 лет – 1/8 длины тела, так же как у взрослого.

— Мозговой отдел больше лицевого отдела черепа.

— Кости черепа окончательно срастаются к 3-4 годам.

— Особенностью черепа у детей грудного возраста является наличие родничков: большого, малого, 2 боковых.

— У новорожденного позвоночник выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. Шейный лордоз обнаруживается в 2-х месячном возрасте, после того как ребенок начнет держать голову. Грудной изгиб появляется в 6 месяцев, когда ребенок начинает ходить. К 3-4 годам появляется более и менее характерная конфигурация.

— Рост позвоночника в длину происходит неравномерно. Особенно идет рост интенсивно у девочек до 15 лет, у мальчиков до 18, после 19 лет растет медленно, неблагоприятные внешние воздействия могут обусловить его искривления.

До 6 месяцев грудная клетка имеет форму цилиндра или усеченного конуса. Поперечник нижнего отдела шире верхнего отдела.

— В 1-ые месяцы рост легких опережает рост грудной клетки, которая для полного вмещения легких находится как бы в состоянии максимального вдоха. Ребра имеют почти горизонтальное положение. Межреберные промежутки широкие. Особенности грудной клетки сглаживаются к 6-7 годам, а окончательно формируется к 12-13 годам.

— Трубчатые кости растут за счет эпифиза, где появляются точки окостенения, которые в дальнейшем соединяются с диафизом, рост длинных костей к 25 годам заканчивается.

— Зубы. К году – 8 зубов, к 2 годам – 20. На 6-7 году начинается замена молочных зубов на постоянные.

Мышцы у новорожденного и грудного ребенка развиты слабо, они составляют 25% веса его тела, а у взрослых 40-43%. Мышечное волокно ребенка значительно тоньше, чем у взрослого.

— У детей 1-ых месяцев жизни отмечается физиологический гипертонус, тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей.

— Особенно интенсивно развивается мускулатура в период полового созревания, нарастает сила и точность движений.

— Формирование и рост мышечных волокон заканчивается к 20-23 годам.

АФО кожи и подкожной клетчатки у детей

У новорожденного и грудного ребенка:

роговой слой тонкий.

эпидермис сочный, рыхлый.

базальная мембрана недоразвита, нежная, рыхлая.

Поэтому связь между более развитым эпидермисом и менее развитой дермой очень слабая – кровеносные сосуды обильно развиты и широкие.

Кожа здорового грудного ребенка нежно-розовая, бархатистая, гладкая, нежная. Потовые железы к моменту рождения сформированы, но начинают функционировать на 3-4 месяце жизни.

Сальные железы начинают функционировать уже во время эмбриональной жизни, после рождения вполне развиты и выделяют много секрета.

Волосы на голове хорошо развиты, но не имея сердцевины, мягкие.

Спустя 4-8 недель после рождения значительная часть волос выпадает и постепенно сменяется новыми. У доношенного ребенка зародышевые пушковые волосы имеются только на спине между лопатками. Вскоре после рождения они выпадают.

Подкожно-жировой слой у доношенного новорожденного развит очень обильно, как хорошая защита от потери тепла и как запас питательного материала.

Подкожно-жировой слой хорошо развит на щеках, бедрах, голенях, плечах, предплечьях и слабее на животе.

В составе жира у детей раннего возраста больше пальмитиновой и стеариновой кислот с более высокой точкой плавления, поэтому под влиянием охлаждения он легко делается более плотным с развитием склеремы и склередемы.

Кожные рецепторы недоразвиты, поэтому функция кожи еще несовершенна.

Защитная функция несовершенна, т.к. поверхностные слои очень нежны и тонки, легко ранимы, трещины и ссадины на коже могут явиться входными воротами для любой инфекции.

— Через тонкий роговой слой богатой кровеносной сетью легко всасываются токсические вещества, проникают микробы.

— Более высокая восстановительная способность (грануляция и эпителизация раневых поверхностей).

— Из-за несовершенства терморегуляционной функции ЦНС, кожа легко отдает тепло и быстро перегревается.

— Выделительная функция кожи хорошо развита.

Дыхательная функция кожи играет значительно большую роль, чем у взрослого.

— В коже образуется витамин Д (огромная роль в фосфорно-кальциевом обмене организма, особенно у детей до года).

АФО органов кровообращения

Сердце у новорожденного относительно велико и весит 20-25 г. Наиболее энергично оно растет в первые 2 года жизни (первоначальный вес удваивается к концу 1-го года и утраивается к 2-3 годам). В дошкольном и младшем школьном возрасте вес сердца замедляется и снова значительно усиливается в препубертатном и пубертатном периоде.

— У новорожденных и детей первых 1,5-2-х лет жизни сердце расположено поперечно, после 2-х лет приобретает косое положение. Это обусловлено: переходом ребенка в вертикальное положение, ростом легких и грудной клетки, опусканием диафрагмы и т.д. После 6-ти лет сердце приобретает форму, как у взрослого — чаще всего удлиненного овала.

Артерии относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Соотношение просвета артерии к просвету вен у детей 1:1, а у взрослых 1:2. Хорошо развита капиллярная сеть. Сосуды растут интенсивно, особенно на 1-ом году жизни и завершается рост обычно к 12 годам.

Легочная артерия до 10 лет шире аорты, затем просвет их уравнивается, а в период полового созревания аорта превосходит легочную артерию по ширине.

Следовательно: с.с. система у детей характеризуется:

1. Относительно большой массой сердца.

2. Большой шириной отверстий.

3. Более широким просветом сосудов, чем значительно облегчается кровообращение.

— Пульс у детей более частый. Чем моложе ребенок, тем он чаще.

Частота пульса.

У новорожденных – 120-140 в мин.

1-12 месяцев – 120-135 в мин. 1год -120

1-3 года – 105 –125 в мин. 3 года -105

4-6 лет – 95 –105 в мин. 5 лет -100

7-9 лет – 85-95 в мин. 8 лет -90

10-12 лет – 75-85 в мин. 10 лет — 85

13-15 лет – 70-80 в мин. 12 лет — 80

Пульс у детей отличается лабильностью и легко учащается от различных факторов – изменения положения тела, физических напряжений, крика, плача и т.д.

АД у детей ниже, чем у взрослых, что объясняется широким просветом сосудов, большой податливостью сосудистых стенок и меньшей нагнетательной способностью сердца. У новорожденного максимальное АД в среднем 70-74 мм. рт. ст, к году 80-85 мм.рт.ст. Минимальное АД обычно составляет 2/3 — 1/2 максимального АД, поэтому у новорожденного мин АД – 50-35 мм.рт.ст, у детей 1-го года жизни 55-40. Далее АД нарастает с возрастом.

После года АД ориентировочно определяется по формуле В.И. Молчанова 80+2п (где п – число лет ребенка).

АД также отличается большой лабильностью. При горизонтальном положении, особенно во сне, оно понижается, при физических нагрузках и психических переживаниях оно повышается.

Наибольшие нарушения в системе кровообращения происходят в период полового созревания за счет воздействия желез внутренней секреции. Поэтому подростки часто жалуются на сердцебиения, одышку, неприятные ощущения в области сердца, иногда склонность к обморочным состояниям. У многих подростков на верхушке выслушивается функциональный сердечный шум – нежный, меняющийся при перемене положения тела и после физической нагрузки. Часто наблюдаются тахикардия, падение или повышение АД.

Функциональный шум

Органический шум

Тембр

Мягкий, неопределенный, музыкальный

Жесткий, грубый, дующий

Продолжительность

Короткий, меньшая часть систолы

Длинный, большая часть систолы

Иррадиация

Не распространяется за пределы сердца

Распространяется по области сердца и за ее пределами

Связь с тонами сердца

Не связан

Связан

Регистрация на ФКГ

Низко или среднечастотный, занимает меньшую часть систолы, с тонами не связан

Высокочастотный, большая часть систолы, связан с тонами

АФО органов кроветворения

Кроветворными органами в эмбриональной жизни являются печень, селезенка, костный мозг и лимфатическая ткань. На 1-ом месте по образованию форменных элементов крови стоит костный мозг. У ребенка раннего возраста кроветворение происходит во всех костях, но уже с 4-х лет красный костный мозг начинает в некоторых костях перерождаться в желтый жировой. К 12-15 годам в процессе кроветворения принимает участие красный мозг лишь плоских костей и эпифизы трубчатых костей.

Красная кровь новорожденного:

1. высокий уровень НВ крови — выше 130-140 г/л.

2. большое количество эритроцитов – 4,5 х 1012 – 7,5 х 1012/литр.

3. цветной показатель от 0,9 –1,3.

4. анизоцитоз / разные по величине эритроциты / первые 5-7 дней.

5. полихроматофилия (различные окраски) первые дни.

6. повышено количество ретикулоцитов.

7. содержатся нормобласты в первые дни.

Причины повышенного содержания НВ и эритроцитов:

— Недостаточное снабжение плода кислородом в последние дни внутриутробного развития, так и в момент родов. При установлении легочного дыхания их уровень быстро снижается. СОЭ у новорожденных 2-3 мм в час.

— Число лейкоцитов у новорожденных тоже высокое от 10,0 до 30 х 109/литр, а затем снижается.

— 2 перекреста нейтрофилов и лимфоцитов:

в 4-6 дней и в 4-6 лет

в 5 лет их соотношение 1:1

если меньше 5 лет, то преобладают лимфоциты (не больше 60%),

больше 5 лет преобладают нейтрофилы. В сумме они составляют 90%.

— К году НВ крови несколько снижается, старше года нарастает. После года снижается и количество лейкоцитов доходя до 6,0-8,0х109 в/л.

— После года снижается количество эритроцитов до 4,3 — 5,0 х1012, цветной показатель снижается до 0,85 — 0,9, исчезает анизоцитоз и полихроматофилия и остаются только в небольшом количестве ретикулоциты. СОЭ доходит до 4-10 мм в час.

АФО органов мочевыделения

Вес почек у новорожденного больше веса почек взрослого. Чем младше ребенок, тем выше лежит верхний полюс почки и ниже нижний ее полюс, поэтому за счет более низкого расположения почек и большей их величины прощупать их у ребенка до 2-х лет значительно легче, чем в более старшем возрасте.

Почечные лоханки и мочеточники у детей раннего возраста относительно широкие, стенки их гипотоничны, за счет недостаточного развития мышечных и эластичных волокон. Все это создает условия для застоя мочи и возникновения воспалительных процессов.

Мочевой пузырь у грудного ребенка лежит выше, частично заходя в полость живота. При наполнении его можно прощупать на уровне пупка или даже выше пупка. С возрастом мочевой пузырь опускается в полость таза.

Вместимость мочевого пузыря у новорожденного – 50мл, к 3 мес емкость увеличивается в 2 раза, к году в 4 раза, к 9-10 годам достигает 600-900мл.

Мочеиспускательный канал у мальчиков имеет более выраженную кривизну, чем у взрослых. Длина его у новорожденного 5-6 см, с возрастом увеличивается до 12 см.

Длина мочеиспускательного канала у новорожденной девочки – 0,8-1 см, а в 16 лет – 3,3 см. Небольшая длина и его близость к заднему проходу обуславливает более легкое попадание туда инфекции. Поэтому необходимо обтирать и подмывать детей спереди назад для избежания попадания инфекции из заднего прохода в уретру.

— В первые дни жизни мочи выделяется мало и она более насыщена или некоторые дети в первые сутки не мочатся или до 3-4 дней мочатся очень мало в зависимости от поступления жидкости в организм.

Новорожденные мочатся до 20-25 раз в сутки, грудной до 15 раз, в 2-3 года – до 10 раз, в дошкольном – 6-7 раз.

Количество мочи в сутки можно определить по формуле 600 + 100 /п-1/, где 600 – это среднее суточное количество мочи в 1 год, п – число лет ребенка.

— Удельный вес мочи после рождения относительно высокий (1006 – 1018), у грудных детей 1003-1005, а потом опять повышается и в 2-5 лет равен 1009-1016.

— Акт мочеиспускания в 1-ые месяцы жизни является безусловным рефлексом, поэтому для выработки условного рефлекса ребенка с 3-4 мес необходимо приучать к этому навыку, это нужно делать после сна, если ребенок проснулся сухим или через 15-20 мин после кормления. Сажать ребенка на горшок можно только тогда, когда ребенок хорошо сидит самостоятельно.

Анатомо физиологические особенности органов дыхания у детей: Анатомо-физиологические особенности органов дыхания

Систему органов дыхания составляют воздухопроводящие пути и аппарат газообмена. К верхним дыхательным путям относятся полость носа, глотка и гортань, к нижним- трахея и бронхи. Газообмен между атмосферным воздухом и кровью осуществляется в легких. Органы дыхания к моменту ребенка морфологически несовершенны. В течение первых лет жизни они интенсивно растут и дифференцируются. К 7 годам формирование органов дыхания заканчивается и в дальнейшем происходит только увеличение их размеров. Особенностями морфологического строения органов дыхания являются: 1) тонкая, легкоранимая слизистая; 2) недостаточно развитые железы; 3) сниженная продукция иммуноглобулина А и сурфактанта; 4) богатый капиллярами подслизистый слой, состоящий преимущественно из рыхлой клетчатки; 5) мягкий, податливый хрящевой каркас нижних отделов дыхательных путей; 6) недостаточное количество в дыхательных путях и легких эластической ткани. Носовая полость. Нос у детей первых трех лет жизни мал, полости его недоразвиты, носовые ходы узкие, раковины толстые. Нижний носовой ход отсутствует. Он формируется к 4 годам. При насморке у маленьких детей легко возникает отек слизистой, что приводит к непроходимости носовых ходов, затрудняет сосание груди, вызывает одышку. Пещеристая ткань подслизистой оболочки носа развита недостаточно, этим обьясняются редкие носовые кровотечения. Придаточные пазухи носа к рождению ребенка не сформированы. Слезно-носовой проток широкий, что способствует проникновению инфекции из носа в коньюнктивальный мешок. Глотка. У детей раннего возраста сравнительно узка и мала. Евстахиева труба. Короткая и широкая, расположена более горизонтально, чем у детей старшего возраста, отверстие ее находится ближе к хоанам. Это предрасполагает к более легкому инфицированию барабанной полости при рините. Надгортанник. У новорожденного мягкий, легко сгибается, теряя при этом способность герметично прикрывать вход в трахеею. Этим частично обьясняется большая опасность аспирации содержимого желудка в дыхательные пути при рвоте и срыгивании. Неправильное положение и мягкость хряща надгортанника может быть причиной функционального сужения входа в гортань и появления шумного (стридорозного) дыхания. Гортань. Расположена выше, чем у взрослых, поэтому ребенок, лежа на спине, может глотать жидкую пищу. Гортань имеет воронкообразную форму. В области подсвязочного пространства отчетливо выражена сужение. Диаметр гортани в этом месте у новорожденного всего 4 мм у увеличивается с возрастом медленно- к 14 годам составляет 1 см. Узкий просвет гортани, легко возникающие отек подслизистого слоя, спазм гладкой мускулатуры из-за обилия нервных рецепторов в подсвязочном пространстве могут привести при респираторной инфекции к стенозу (сужению) гортани. Трахея. У новорожденного ребенка относительно широкая, поддерживается незамкнутыми хрящевыми кольцами и широкой мышечной мембраной. Сокращение и расслабление мышечных волокон изменяют ее просвет. Трахея очень подвижна, что наряду с меняющимся просветом и мягкостью хрящей приводит к ее спадению на выходе и является причиной экспираторной одышки или грубого хрипящего дыхания (врожденный стридор). Симптомы стридора исчезают к двум годам, когда хрящи становятся более плотными. Бронхиальное дерево. К моменту рождения ребенка сформировано. Бронхи узкие, их хрящи мягкие и податливые, так как основу бронхов, так же как и трахеи, составляют полукольца, соединенные фиброзной пленкой. У детей раннего возраста угол отхождения обоих бронхов от трахеи одинаков и инородные тела могут попадать как в правый, так и в левый бронх. С возрастом угол меняется- инородные тела чаще обнаруживаются в правом бронхе, так как он является как бы продолжением трахеи. В раннем возрасте бронхиальное дерево выполняет очистительную функцию недостаточно. Механизмы самоочищения- волнообразные движения мерцательного эпителия слизистой бронхов, перистальтика бронхиол, кашлевой рефлекс- развиты намного слабее, чем у взрослых. Гиперемия и отечность слизистой оболочки, скопление инфицированной слизи значительно сужают просвет бронхов вплоть до полной их закупорки, что способствует развитию ателектазов и инфицированию легочной ткани. В мелких бронхов легко развивается спазм, что обьясняет частоту бронхиальной астмы и астматического компонента при бронхитах и пневмониях в детском возрасте. Легкие. У новорожденного ребенка легкие недостаточно сформированы. Терминальные бронхиолы заканчиваются не гроздью альвеол, как у взрослого, а мешочком, из краев которого формируется новые альвеолы. Количества альвеол и их диаметр увеличиваются с возрастом. Нарастает и жизненная емкость легких. Межуточная (интерстициальная) ткань в легком рыхлая, содержит очень мало соединительнотканных и эластических волокон, богата клетчаткой и сосудами. В связи с этим легкие ребенка раннего возраста более полнокровны и менее воздушны, чем у взрослого. Бедность эластических волокон способствует легкости возникновения эмфиземы и ателектазированию легочной ткани. Склонность к ателектазу усиливается из-за дефицита сурфактанта. Сурфактант представляет собой поверхностно-активное вещество, покрывающее тонкой пленкой внутреннюю поверхность альвеол. Он препятствует их спадению на выдохе. При дефиците сурфактанта альвеолы недостаточно расправляются и развивается дыхательная недостаточность. Ателектазы наиболее часто возникают в задненижних отделах легких из-за их слабой вентиляции. Развитию ателектазов и легкости инфицирования легочной ткани способствует застой крови в результате вынужденного горизонтального положения ребенка грудного возраста. Паренхима легкого у детей раннего возраста способна разрываться при относительно небольшом увеличении давления воздуха в дыхательных путях. Это может произойти при нарушении техники проведения искусственной вентиляции легких. К о р е н ь л е г к о г о состоит из крупных бронхов, сосудов и лимфатических узлов. Лимфатические узлы реагируют на внедрение инфекции. П л е в р а хорошо снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами, относительно толстая, легкорастяжимая. Париетальный листок плевры слабо фиксирован. Скопление жидкости в плевральной полости вызывает смещение органов средостения. Грудная клетка, диафрагма и средостение. Диафрагма расположена высоко. Ее сокращения увеличивают вертикальный размер грудной полости. Ухудшают вентиляцию легких условия, затрудняющие движение диафрагмы (метеоризм, увеличение размеров паренхиматозных органов). Податливость детской грудной клетки может привести к парадоксальному втяжению межреберий во время дыхания. В различные периоды жизни дыхание имеет свои особенности: 1) поверхностный и частый характер дыхания. Частота дыхания тем больше, чем моложе ребенок. Наибольшее число дыханий отмечается после рождения- 40-60 в 1 мин, что иногда называют «физиологической одышкой» новорожденного. У детей 1-2 лет частота дыхания составляет 30-35, в 5-6 лет- около 25, в 10 лет- 18-20, у взрослых-15-16. Отношение частоты дыхания к частоте пульса составляет у новорожденных 1: 2,5-3; у детей других возрастов 1: 3,5-4; у взрослых 1: 4; 2) аритмия дыхания в первые 2-3 недели жизни новорожденного. Она проявляется неправильным чередованием пауз между вдохом и выдохом. Вдох значительно короче выдоха. Иногда дыхание бывает прерывистым. Это связано с несовершенством функции дыхательного центра; 3) тип дыхания зависит от возраста и пола. В раннем возрасте отмечается брюшной (диафрагмальный) тип дыхания, в 3-4 года грудное дыхание начинает преобладать над диафрагмальным. Разница в дыхании в зависимости от пола выявляется с 7-14 лет. В период полового созревания у мальчиков устанавляется брюшной, у девочек- грудной тип дыхания. Для исследования функции дыхания определяют частоту дыхания в покое и при физической нагрузке; измеряют размеры грудной клетки и ее подвижность (в покое, во время вдоха и выдоха), определяют газовый состав и кислотно-щелочное состояние крови. Детям старше 5 лет проводят спирометрию. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы, несовершенство иммунитета, наличие сопутствующих заболеваний, влияние факторов внешней среды обьясняют частоту и тяжесть заболеваний органов дыхания у детей.

Что означает AFO?

000

AFO

Кормление животных

Бизнес »Общий бизнес

Оцените:
AFO

» Животноводство

Разное

Оцените это:
AFO

Ортез на голеностопный сустав

Медицина »Физиология

Фестиваль аниме Орландо

Сообщество »Фестивали

Оцените:
AFO

Ортопеды для голеностопных суставов

78

Оцените:
AFO

Все для одного

Интернет »Чат

Оцените:
AFO

Медицинский

Ортопедический аппарат

Ank Реабилитация

Оцените:
AFO

Ассоциация организаторов фестивалей

Бизнес »Профессиональные организации

AFO

Офицер по финансам армии

Правительственный »Военный

Оцените это:
AFO

Оцените его:
AFO

Семейная поддержка

Международный

Оцените его:
AFO 9000 Advanced Optics AFO 9000 И наука »Оптика

Оцените:
AFO

Ортопедические приспособления для голеностопного сустава

Медицина» Реабилитация

Оцените it5

AFO

Оператор водного объекта

Разное »Несекретный

Оценить его:
AFO Оцените:
AFO

Air Force One

Governmental »Air Force

Оцените:
9000
Оцените:
AFO

Ортез на голеностопный сустав

Оцените:
AFO

Только вооруженные силы

Правительственные »Военные

Оцените:
Оцените:
AFO

Архитектура Foundation of Oregon

Разное »Фонды

415

Ортез на голеностопный сустав и стопу

Разное »Несекретный

Оцените:
AFO

Advanced Furniture Outfitters

000

Оцените это:
AFO

Algemeen Facultair Overleg

Разное »Несекретный

Оцените: