А я варга: Варга Анна Яковлевна — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Варга Анна Яковлевна


Психотерапевт семейных отношений Анна Варга является автором свыше 60 научных публикаций, 2 монографий, периодически размышляет на тему «отцы и дети» в журналах и на психологических сайтах. Имеет богатый преподавательский опыт. Главным профессиональным достижением считает разработанную программу обучения системных психотерапевтов.

Образование и карьера


Родилась в Москве, в семье научных работников. В столице же и получила начальное образование.


Затем окончила факультет психологии МГУ в 1978 году. После, на базе того же факультета, стала вести приемы в первой на территории СССР психологической консультации, оказывая помощь родителям, испытывающим сложности в воспитании детей. В течение последующих нескольких лет вела преподавательскую деятельность в МПГУ им. В.И. Ленина – доцент факультета психологии и педагогики.


В конце 80-х оставляет преподавательскую карьеру и делает упор на семейных консультациях. Много труда Анна Яковлевна вложила в развитие и внедрение новых методов семейной психотерапии. Как результат – основала Общество консультантов-психотерапевтов семейных взаимоотношений.


С 1990 по 2014 годы заведует кафедрой системной семейной психотерапии при НОУЧ ИППИП – частном институте повышения квалификации психологов. С 2014г. по настоящий момент ведет деятельность в Высшей школе экономики НИУ.


Варга Анна Яковлевна

«Семья – большая, сложная и очень любимая»


Кажется, жизнь Анны Яковлевны целиком и полностью состоит из научных трудов, диссертаций, лекций и докладов. Однако, находится место и для семьи, которая имеет огромную ценность и значение. Долгие прогулки по незнакомым городам, общение с интересными людьми, просмотры фильмов и чтение книг – то, что вдохновляет на продуктивную профессиональную деятельность. «Мечта – быть активной лет до ста», — отличный настрой человека, так много сделавшего для развития психологии семейных отношений, а значит – впереди новые статьи, книги и сотни семей, которым они помогут сохранить или наладить взаимопонимание.

Книги


  • Анна Яковлевна Варга издала две монографии: «Системная психотерапия супружеских пар», — книга об актуальных проблемах в семьях, их решении и профилактике. Написана понятным языком, что позволяет усвоить материал не только профессионалам в области психологии, но и тем, кого волнуют проблемы современной семьи.

  • «Системная семейная психотерапия. Курс лекций», — семья представляет собой единую систему, с взаимодействием всех ее отдельных элементов. Профессионально написанный материал легко воспримется даже неподготовленным читателем.

Тестирование


На нашем портале представлен тест «Опросник родительского отношения», автором которого является А.Я. Варга и В.В. Столин. Методика поможет провести диагностику отношения к ребенку, как отца, так и матери. Под отношением нужно понимать комплекс влияющих факторов: эмоциональная составляющая, рационализм и поведение.


Изображение в шапке — Alberto Casetta, Unsplash.

Автор статьи: Testometrika Team

logo

Изображение –

Анна Варга, Системный семейный психотерапевт

Психолог, кандидат психологических наук, системный семейный психотерапевт, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, член Международной ассоциации семейных терапевтов (IFTA) и руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» (НИУ ВШЭ).

Родилась в Москве, в семье ученых. Родители были физиологами. Дед Евгений Варга жил в Австро-Венгерской империи, был академиком, экономистом, интересовался работами Зигмунда Фрейда. Однажды Фрейд даже написал Евгению Варга письмо, что подтверждают биографы основателя психоанализа. Но переписка была сожжена уже в советский период бабушкой Анны Варги, чтобы избежать ареста деда. В семье существует легенда, что бабушку лечил сам Альфред Адлер, поскольку та часто падала в обмороки. Но будучи семейным системным психотерапевтом, Варга иронично замечает: «Я допускаю, что обмороки — это был такой способ грамотного решения конфликтов с дедушкой».

В 1978 году Варга закончила психологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, но признается, что выбор факультета был прагматичным: «Поняла, что на биофак не поступлю — химию не сдам. Пошла на психфак».

Первое время после окончания университета работала на кафедре общей психологии МГУ. В конце 70-х Владимир Столин открыл первую в России психологическую консультацию, в которой среди первых специалистов стала работать и Анна Варга. Это был Консультативный центр психологической помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. Некоторое время Варга преподавала в педагогическом институте им. В.И. Ленина, но в 1988 году уволилась и начала частную практику, которую считает своим главным делом.

В 90-е в Москве открылся Институт практической психологии и психоанализа — частное учебное заведение, направленное на повышение квалификации психологов. А скоро в нем появилась кафедра системной семейной психотерапии, которую возглавила Варга.

Распад Советского Союза познакомил Россию с множеством психотерапевтических направлений, среди которых Варга выбрала системную семейную психотерапию. Этот подход предлагает работать не с внутренними переживаниями клиента, а рассматривать человека как часть системы — семьи или общества в целом.

Позже Варга познакомила российских коллег с теорией эмоциональных систем Мюррея Боуэна. Она организовала четырехлетнее обучение этому методу у учеников Боуэна — Питера Тайтельмана и Кэтрин Бейкер. Несмотря на популярность в США, данный метод тогда был практически неизвестен в России.

Варга организовала Общество семейных психотерапевтов, однако она оценивает этот опыт как не самый удачный: «Я мечтала, что мы сможем продвигать профессию, приглашать западных коллег, создадим профессиональные стандарты, а может быть, и закон о психотерапии. Я надеялась на большие свершения, а получился «типа профсоюз».

С 2014 года Варга — руководитель магистерской программы по системной семейной психотерапии в НИУ ВШЭ. Она автор 54 научных и научно-популярных статей и двух монографий. Награждена Американской ассоциацией семейных психотерапевтов и обществом AVANTA за развитие теории Вирджинии Сатир в России.

Рассказывая о себе, Анна Варга говорит, что любит путешествовать, совершать длительные пешие прогулки. Признается, что не выносит пустые светские разговоры, в которых необходимо притворяться любезной.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), факультет психологии, психолог, преподаватель психологии, 1973-1978

Курс обучения системной семейной психотерапии, Миланская школа. Тренер и супервизор Ханна Вайнер, 1991-1993

Курс обучения психодраме. Тренер и супервизор Горан Хохберг, Скандинавская академия психодрамы, 1991-1994

Обучение теории М. Боуэна. Тренеры и супервизоры — Кэтрин Бейкер, Питер Тайтельман. Центр М. Боуэна, Джорджтаун, Вашингтон, США, 2001-2003.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО:

Инструкция.

Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Вопросы теста.

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребенка.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Быва

Введение А. Я. Варга. Системная психотерапия супружеских пар

Введение

А. Я. Варга

Брак кажется универсальной формой совместности взрослых людей. Со временем он значительно постарел. Теперь странным кажется брак подростков: «Мой Ваня / Моложе был меня, мой свет, / А было мне тринадцать лет», и нормальным представляется брак людей, которым осталась лишь пара лет на то, чтобы создать ребенка или двух. За всю историю человечества брак видоизменялся, но никогда не прекращал своего существования. Мы знаем полигамные и полиандрические браки, знаем гомосексуальные союзы и считаем одинокую жизнь чем-то «неправильным», особенно если речь идет о молодом существе, да, честно говоря, и о немолодом тоже.

Большинство людей страдает от одиночества и понятие счастья связывает с союзом с другим человеком, где есть совместные радости, взаимопомощь, поддержка и любовь. За последние лет десять брак стал очень хрупким и уязвимым – можно сказать, что он болен.

Супружеская психотерапия это то, что лечит брак или помогает ему относительно безболезненно для детей завершить свое существование.

В данном сборнике описаны различные варианты системной психотерапии пар. Первая статья посвящена эволюции брака в современном мире. Она объясняет, почему брак стал сегодня таким непрочным и незащищенным. В ней также анализируются возможные перспективы развития брака и связанные с этим социокультурным процессом изменения психотерапевтических парадигм.

В разделе «Методы и техники супружеской психотерапии» представлены статьи, описывающие как классические подходы к супружеской психотерапии (структурная психотерапия, подход Вирджинии Сатир, психотерапия коммуникаций в супружеской паре), так и постклассические (нарративная психотерапия супружеских пар и ориентированная на решение краткосрочная психотерапия). Кроме того, в этот раздел включены: интегративный подход – эмоционально-сфокусированная психотерапия супружеских пар, работа с парами в подходе Мюррея Боуэна, а также описан случай командной работы с супружеской парой.

В разделе «Стрессоры супружеской жизни» описаны наиболее частые «вредности» брака – рождение детей и алкоголизм. Последняя статья этого сборника посвящена смерти брака – разводу и психотерапии семьи в том случае, если один или оба члена супружеской пары считают, что дальнейшая совместная жизнь невозможна.

Все статьи, за исключением статьи об алкоголизме Давида Беренсона, написаны сотрудниками кафедры системной семейной психотерапии Института практической психологии и психоанализа. Преподаватели кафедры являются прежде всего практикующими психотерапевтами, поэтому в статьях описывается реальная сегодняшняя психотерапевтическая практика в огромном мегаполисе.

Сборник будет полезен специалистам помогающего профиля, студентам-психологам и всем, интересующимся загадками современного брака.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Материал: Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин

Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Текст опросника.

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие – отвержение ребенка: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Протокол исследования по методике

диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин 

Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I — «принятие — отвержение»; II — «кооперация»; III — «симбиоз»; IV — «авторитарная гиперсоциализация»; V — «маленький неудачник» получили следующие результаты:

№ Семья

I par

II par

III par

IV par

V par

01-ая семья

Мать

14 баллов

88,60%

3 б.

7,88%

3 б.

57,96 %

7 б.

100 %

5 б.

96,83 %

Отец

9 баллов

31,01%

6 б.

19,22%

3 б.

57,96 %

1 б.

13,86 %

3 б.

84,81 %

02 семья

Мать

15 б.

90,50 %

5 б.

12,23 %

6 б.

92,93 %

6 б.

95,74 %

7 б.

99,37 %

Отец

9 б.

31,01 %

3 б.

7,88 %

2 б.

39,06 %

3 б.

53,87 %

1 б.

45,57%

3 семья

Мать

7 б

3,79%

6 б.

19,22%

4 б

74,97%

1 б

13,86%

2 б

70,25%

Отец

2 б

0%

3 б

7,88%

4 б

74,97%

1 б

13,86%

4 б

93,04%

4 семья

Мать

5 б

0%

2 б

19,22%

2 б

39,06%

2 б

13%

1 б

45,54%

Отец

4 б

0%

2 б

5,67%

0 б

5,76%

2 б

32,13%

2 б

70,25%

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей

В 1 семье по сумме параметров наиболее выраженным является V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.

Во 2 семье — IV параметр — гиперсоциализация.

В 3 семье — V параметр — «маленький неудачник».

В 4 семье — V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.

Общий анализ:

По I параметру — 0 семей

По II параметру – 0 семей

По III параметру – 0 семей

По IV параметру – одна семья

По V параметру — 3 семьи

В исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее были рассмотрены особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений выделили следующие факторы:

1 — доброта, 2 — согласие, 3 — теплота, 4 — готовность прийти на помощь, 5 — сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:

1 — несогласие, 2 — равнодушие, 3 — частые конфликты, 4 — отсутствие сотрудничества, 5 — холодность.

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

В семье 01 взаимоотношения носят негативный характер.

В семье 02 взаимоотношения позитивные.

В семье 03 взаимоотношения стабильные, позитивные.

В семье 04 взаимоотношения неустойчивые.

Итак, у 20% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации(01,02,03). У 30% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04). У 10% семей взаимоотношения негативные (01).

Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка.

Варга А. Я. — Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс

Книга включает две работы, объединенные общей темой: системная семейная психотерапия.

Семья рассматривается здесь как социальная система, как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Такой подход обеспечивает в процессе психотерапии опору на семейную систему как на единицу воздействия.

Книга написана доступным языком и будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся проблемами психологии и психотерапии.

Обновите страницу, если не отображается панель инструментов «читалки».

Психотерапевт должен отвечать за то, что клиент приходит с симптомом и состоянием, а должен уйти без симптома и с изменённым состоянием. Необязательно при этом, чтобы первичный запрос был выполнен в полной мере. Но его состояние и симптом должны уйти.

Единственная рабочая мотивация, которая позволяет быть эффективным, — это интерес. Должен быть интерес к работе. Случаи должны быть интересными, то, что вы делаете, должно быть вам интересно.

Чем более слитна семья, тем больше вероятность триангулированности и обусловленных ею психологических повреждений нескольких детей. Этим детям, кроме того, сложнее, чем другим, отделиться от родительской семьи, в которой они выполняют важную функцию, С одной стороны, они имеют там достаточно высокий статус и обладают особой значимостью. С другой — их психологическое развитие заторможено, и перспектива добывания «места под солнцем» в широком социуме может быть для них особенно пугающей.

Галина выражает ненависть к своим домашним и в то же время чувствует себя совершенно неспособной жить без них. Она, по сути, не переживает себя как отдельное существо.

Статистика успеха терапии в любой психотерапевтической школе одинакова. На сегодняшний день нет ни одной психотерапевтической школы, которая была бы успешнее других.

У людей, переживших травматический стресс, формируется интересная система чувствований: жизнь без стрессов им кажется пресной.

Что необходимо спасателю, чтобы быть спасателем? Спасаемые. У него дети дисфункциональные — он их спасает, он очень много ими занимается, не говоря о том, что своих прихожан он спасает просто по должности.

Удерживать двадцатилетнего «у своей ноги» так, как удерживали тринадцатилетнего, гораздо труднее, это требует более серьезных стимулов с стороны родителей. Сказать, что «на улице опасно, ребята плохие, они тебя дурному научат, не ходи — тебя побьют», можно тринадцатилетнему, а говорить это двадцатилетнему — смешно. Двадцатилетнему нужно сказать: «Ты сумасшедший, ты не справишься нигде». Чем выше требования среды, тем больше требований к обоснованию ограничений, тем больше инвалидизируется ребенок, воспитываемый в условиях таких ограничений.

Ребенок в подростковом возрасте должен решить свой кризис идентичности. Для этого он должен ответить на разные вопросы: «Кто я? Куда иду? Зачем?» Ответ: «Я (сын или дочь своих родителей) недостаточен для требований реальности».

Одновременное переживание сильных чувств — если не положительных, то отрицательных, — основа близости.

Давно известно, что если спросить человека, каких людей в мире больше — хороших или плохих, то ответ будет служить не мерилом количества плохих и хороших, а будет говорить нам о качествах отвечающего.

В семье люди общаются друг с другом так, как они ни с кем больше не общаются. Они делают то, чего не делают с другими людьми. Они могут ужасно кричать. Они могут говорить вещи, за которые им потом стыдно. Они занимаются сексом друг с другом. Они болеют и ухаживают друг за другом. И так далее и так далее. И мы относимся к этому терпимо. Чуть-чуть продлите эту терпимость, и вы сможете относиться терпимее ко многим другим явлениям семейной жизни.

Всегда можно описать любую ситуацию с точки зрения любви. Всё, что делают члены семьи, вы можете описать в терминах их любви друг к другу. Любви, жертвы, служения.

Если происходит, например, человеческое общение, то оно всегда двухуровневое, если не больше. Первый уровень — вербальный, второй — невербальный. Сообщение является конгруэнтным, если содержания сообщений, передаваемых двум каналам, совпадают. Если вы спрашиваете у человека: «Как дела?», а он вам с ясной улыбкой сообщает, что «всё хорошо», то вы получаете конгруэнтное сообщение, т. к. его невербальная часть не противоречит его вербальной части. Если вы спрашиваете у человека: «Как дела?», а он вам с кривой улыбкой, глядя в пол, говорит: «Всё отлично», тогда — сообщение неконгруэнтное, потому что вербальная часть сообщения противоречит невербальной.

Anna Varga — HSE University

В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.

Regular version of the site

  • Anna Varga has been at HSE University since 2014.

Education and Degrees

  • 1987

    Candidate of Sciences* (PhD)

  • 1978

    Degree
    Lomonosov Moscow State University

* Candidate of Sciences
According to the International Standard Classification of Education (ISCED) 2011, Candidate of Sciences belongs to ISCED level 8 — «doctoral or equivalent», together with PhD, DPhil, D.Lit, D.Sc, LL.D, Doctorate or similar. Candidate of Sciences allows its holders to reach the level of the Associate Professor.

Awards and Accomplishments

Editorial board membership

2017: Editor-in-chief, Психология и психотерапия семьи (Family Psychology and Psychotherapy).

Student Term / Thesis Papers

  • Master
  • I. Nesterova, Features of the Preschool Child’s Perception of the Family Depending on the Degree of Emotional Completion of a Parents’ Divorce. Faculty of Social Sciences, 2020

  • L. Zhukova, Children and Pets in the Discourses of Potential Adoptive Parents and Pets’ Owners. Faculty of Social Sciences, 2020

  • A. Varzakova, Perception of Physical Environment Parameters where Psychotherapy is Carried out, and their Connection with Psychotherapy Experience and Satisfaction. Faculty of Social Sciences, 2020

  • E. Miskova, Multigenerational Trauma of Repression in the Family Emotional System. Faculty of Social Sciences, 2020

  • M. Travkova, Perceptions of Infidelity in Adults According to the Experience of Adultery in their Families of Origin and Aspects of Conveying them to Children. Faculty of Social Sciences, 2020

  • D. Ivanova, Attitude to Homeless Animals in People with Different Levels of Severity of the Depressive State. Faculty of Social Sciences, 2019

  • O. Pasecnik, Psychological Correction of Child-Parent Interaction in Foster Family. Faculty of Social Sciences, 2019

  • E. Chekalina, Representation of Relationships in a Couple in Correlation with Attachment Style and Self-differentiation. Faculty of Social Sciences, 2019

  • Y. Polyakova, Validation of «Dyadic Adjustment Scale» (DAS). Faculty of Social Sciences, 2018

  • L. Bulgakova, Impostor Phenomenon in the Context of Family Relations: Clinical Practice. Faculty of Social Sciences, 2018

  • O. Markitantova, Family Survival Messages of Men and Women of Different Generations. Faculty of Social Sciences, 2018

  • A. Ozar, Peculiarities of Family Survival Messages in the Societies with Different Traumatic Experience. Faculty of Social Sciences, 2018

  • M. Demenyuk, Peculiarities of the Separation Process in Family with Pets and Without. Faculty of Social Sciences, 2017

  • E. Vengerova, Narratives of a Good Family in Modern Men and Women. Faculty of Social Sciences, 2017

  • A. Shur, Dynamics of Family Image by the Elder Child Before and After the Younger Childs Birth in Drawing Test «My Family». Faculty of Social Sciences, 2017

  • A. Muzafarova, The Effectiveness of Structural Approach for Families with First Pregnancy. Faculty of Social Sciences, 2016

  • O. Krapivina, We-Ness as Indicator of Marital Conflict Risk Perception. Faculty of Social Sciences, 2016

  • K. Komarovskaya, Middle-Aged Women’s Self-Attitude and Relations with Mother. Faculty of Social Sciences, 2016

  • E. Chuchkalova, Family History as an Information Source About Family Creation Problems Factors. Faculty of Social Sciences, 2016

  • E. Spasibkina, The Influence of Parent-Child Interaction Therapy on the Level of Marital Satisfaction. Faculty of Social Sciences, 2016

Full list of of student term / thesis papers

Is it possible to raise a child right?

20161

Chapter Варга А. Я. «Приветствие» // В кн.: От индивида к системе: консультирование и психотерапия / Науч. ред.: Г. Т. Базарова. Вып. 1. М. : Издательство «Перо», 2016. С. 8-9.

Варга — AQW

Goddess of War
Очень удачный момент для всего этого! Махоу — один из самых могущественных союзников Малгора… или, по крайней мере, он БУДЕТ. Это наш шанс завербовать его до того, как они объединят свои силы.

После выполнения квеста «Победить бабушку Хасу»:

Goddess of War
Итак, мы все-таки приехали слишком поздно! Мы должны были знать, что это было слишком легко, чтобы быть правдой. Мы с Мико будем защищать эту сторону завесы, пока ты пойдешь за Махоу.Мы не можем позволить ему воссоединиться с армией Малгора.

Богиня войны
Существа вроде нас с вами слишком могущественны, чтобы их можно было удерживать таким заклинанием бесконечно. К сожалению, остальным, похоже, не повезло! Тем не менее, нам нужно быть осторожными. Мы не можем больше терять время, если хотим, чтобы она была на нашей стороне до прибытия Малгора.

Квесты Варги

После завершения задания «Приготовьтесь!» квест:

Богиня войны
Существа вроде нас с вами слишком могущественны, чтобы их можно было удерживать таким заклинанием бесконечно.К сожалению, остальным, похоже, не повезло! Тем не менее, нам нужно быть осторожными. Мы не можем больше терять время, если хотим, чтобы она была на нашей стороне до прибытия Малгора.

Квесты Варги
Надеть маскировку

После завершения квеста «Собрать информацию»:

Богиня войны
Журнал капитана Теджи очень показателен. Похоже, она присоединилась к Малгору, потому что искала цель.Если бы мы смогли вернуть ей ее старую команду, ее верность Малгору пошатнулась бы. Это могло помочь нам привлечь ее на нашу сторону.

Разве Королева монстров не настроила против себя свою команду?
Да — но когда умерла королева, ее сила умерла вместе с ней. Если мы разбудим этих людей сейчас, они больше не будут под ее контролем.

Квесты Варги

После завершения квеста «Разбуди статуи»:

Goddess of War
Команда Теджи вернулась к жизни — но они НЕ вернулись к своему прежнему состоянию! Заклинание Теджи, должно быть, удерживало их в каком-то смысле, он не позволял порче королевы исчезнуть.Нам понадобится другой план, но сейчас у нас есть новая проблема.

Квесты Варги

После выполнения квеста «Убить Билла»:

Goddess of War
Похоже, Теджа заметила, чем мы занимаемся, и она действительно недовольна нами! Вы должны выиграть этот бой — вы не можете позволить ей снова поймать вас в ловушку!

Квесты Варги

После завершения задания «Победить Теджу!» квест:

Goddess of War
Ну, я не могу сказать, помогло это или ухудшило положение.Думаю, мы скоро узнаем.

Квесты Варги

Goddess of War
Вы решили следовать за мной. На мгновение я не был уверен, что вы это сделаете. Мои воины пока будут отвлекать Повелителя теней Малгора и его армию, но вскоре он заметит ваше отсутствие. Глубоко в этом замке есть портал, который приведет нас к разлому, который вы видели в небе. Вот как мы выберемся отсюда.

Кто ты?
Я Варга, богиня войны.Хотя мы впервые встретились, я знаю вас с тех пор, как вы родились. Твое стремление сражаться в защиту Знания — это подарок от меня. Все величайшие воины этого мира почувствовали мое божественное вдохновение.

Почему Малгор тебя ненавидит?
Он хочет, чтобы мир перестал сражаться — уступил его воле и беспрекословно последовал за ним. Пока я существую, этого никогда не произойдет. По-своему, он видит в этом способ принести мир.

Это то, что ВЫ хотите?
Мир? Если бы это было возможно, во мне больше не было бы необходимости.Независимо от того, кто я, я приветствовал бы это, но не в ущерб свободе. Малгор считает, что другого выхода нет. Вы?

Квесты Варги

После выполнения квеста «Перейти через портал»:

Goddess of War
Нам не следует здесь оставаться надолго! Чем дольше мы здесь, тем больше шансов, что Повелитель теней Малгор и его люди найдут нас. Вы еще не готовы к этой битве.

Разве ты не можешь просто, знаешь, ударить его или что-то в этом роде?
№Вы можете себе представить, насколько это было бы мощным? Я не могу напрямую вмешиваться в дела Лора. Я дух, а не плоть — большинство людей даже не подозревают, что я здесь. Я могу только вдохновлять и укреплять силы выбранных мной чемпионов.

Квесты Варги
В поток времени

После завершения квеста «Победить Рыцаря теней»:

Богиня войны
Теневой рыцарь побежден, и поток времени открылся.

Квесты Варги
В поток времени

Богиня войны
Добро пожаловать в поток времени. Отсюда, через эти порталы, мы можем получить доступ… куда угодно. В любой момент. Любое место. Любая временная шкала. Поскольку вы… кто вы есть… вы сможете сами создавать новые порталы. Будет легче получить доступ к временам и местам, которые находятся близко к тому месту, где вы сейчас находитесь, но по мере того, как ваш доступ к вашей силе растет, вы сможете путешествовать в более отдаленные места как в пространстве, так и во времени.

Квесты Варги

После выполнения квеста «Откройте трещину»:

Goddess of War
Я знал, что они найдут нас, если мы останемся здесь слишком долго, но они прибыли сюда раньше, чем я ожидал. Эти рыцари, безусловно, хотят служить своему господину! Быстро победите его, прежде чем к нему присоединятся другие из них.

Квесты Варги

После завершения квеста «Победить Рыцаря теней»:

Богиня войны
Добро пожаловать в поток времени.Отсюда, через эти порталы, мы можем получить доступ… куда угодно. В любой момент. Любое место. Любая временная шкала. Поскольку вы… кто вы есть… вы сможете сами создавать новые порталы. Будет легче получить доступ к временам и местам, которые находятся близко к тому месту, где вы сейчас находитесь, но по мере того, как ваш доступ к вашей силе растет, вы сможете путешествовать в более отдаленные места как в пространстве, так и во времени.

Квесты Варги

.

Я не выживший

Мотивационное видео и речь воина с помощью Fearless Motivation

Развивайте силу и склад ума воина. Знайте, что вы достаточно сильны, чтобы преодолеть ЛЮБЫЕ проблемы, которые ждут вас в будущем. ЗНАЙ, что ты сильнее всего, что случилось в твоем прошлом.

Вы сильнее своего ПРОШЛОГО и проблем, которые ждут вас в БУДУЩЕМ.

Нажмите, чтобы написать в Твиттере

*** Загрузить в iTunes, Google Play и Amazon MP3 *** Стрим на Spotify и Apple Music по всему миру ***
fearless-google-play fearless-motivation-amazon_mp3_logo

Загрузите или выполните потоковую передачу на ЛЮБОЕ УСТРОЙСТВО по всему миру: iTunes , GooglePlay , AmazonMP3 , Spotify , Apple Music
Тексты, музыка, речь: Авторские права: Fearless Motivation
Спикеры: Jones 2.0, Крис Росс


Воин (мотивационное видео) by Fearless Motivation — СМОТРЕТЬ БЕСПЛАТНО:

Дьявол прошептал:
«Ты не выдержишь бури:
Воин ответил:
» Я — ШТУРМ »

Вы воин.
Вы пройдете через шторм.
Вы покажете буре, кто в доме хозяин.
Вы покажете всем, что вы сильнее всего, что вас ранило.
Ты сильнее своего прошлого!
Вы сильнее проблем, которые ждут вас в будущем!

Вы скажете себе:
Я не принимаю жизненные вызовы,
Но и я не отступаю от них.
Я знаю, что все мы переживаем тяжелые времена.
Я знаю, что не свободен от жизненных трудностей.
Но я знаю, что я СИЛЬНЫЙ
Я знаю, что это пройдет
Я знаю, что будут лучшие дни…
НО ТОЛЬКО если я буду продолжать сражаться
Как воин!
Сражаюсь всем сердцем.
Сердце льва.

По силе я не похож ни на один другой
Я не выживший,
Я ВОИН!
Я не выживаю,
Я ПРОЖИВАЮ!
Я могу это сделать и ПРОЙДЮ ЭТО

Воины созданы из борьбы, сформированы из боли, усилены невзгодами.
Примите свои вызовы и преодолевайте их, как воин.

Ты сильнее своего ПРОШЛОГО
И ты сильнее проблем, которые ждут тебя в будущем!

Моя сила не похожа ни на одну другую!
Я не выживший!
Я ВОИН!
Я не выживаю,
Я ПРОЖИВАЮ!
Я могу это сделать, и Я ПОЛУЧАЮ ЭТО!

Я выживаю из плохих ситуаций.
Я вижу возможность в борьбе.
Я набираюсь сил в своих невзгодах.
Я благодарен за свои тяжелые времена — они делают меня сильнее.
Я благодарен за боль — она ​​заставляет меня повышать уровень игры.
Я благодарен за худшие времена, это гарантирует, что моя история будет отличной.

От НОЛЯ к ГЕРОЮ
От нуля к чему-то
Снизу к ТОПу
ЗДЕСЬ Я ИДУ!

Я не выживший, я ВОИН!

Нажмите, чтобы написать в Твиттере

Я благодарен за БОЛЬ, она заставляет меня ПОДНЯТЬ ИГРУ

Нажмите, чтобы написать в Твиттере

СНИЗУ к ВЕРХУ, ЗДЕСЬ Я ИДУ

Нажмите, чтобы написать в Твиттере

warrior motivational speech

warrior motivational video

Поделитесь мотивационным видео воина — мотивационное выступление на Facebook, Twitter и GooglePlus, нажав кнопки «Поделиться» ниже.
Оставьте комментарий ниже и присоединитесь к сообществу #TeamFearless

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *