Воспитание грудничка психология: Психология воспитания ребенка до года

Содержание

Психология воспитания ребенка до года

Первый год жизни ребенка — этап, имеющий колоссальное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Никогда больше он не будет расти и развиваться так быстро, и никогда больше он не будет настолько беспомощен и зависим. Его физическое и психическое здоровье находятся полностью в руках родителей, и если с физиологией все более или менее понятно — малыш не болеет, его рост и вес в норме, он весел, значит, все в порядке, — то психология ребенка до года представляет собой тайну за семью печатями.

психологии-воспитания-ребенка-1-год

Психология воспитания детей до года

Почему он плачет? Может, он просто капризничает? Может, манипулирует? А вдруг мы его разбалуем? – Эти вопросы не дают покоя мамам и папам.

Родственники наперебой дают советы — «вас же вырастили!».

Но всегда ли мы довольны тем, как вырастили нас?

Многие ли могут похвастаться полным отсутствием психологических проблем?

психология ребенка до годаВ поисках ответов современные родители обращаются к популярным статьям и научным исследованиям, но и здесь они будут разочарованы. Эксперты сыплют теориями и гипотезами, однако единственно верных ответов у них нет. В конце концов методы воспитания приходится выбирать, положившись на интуицию, и все-таки актуальная информация может пригодиться. Возможно, для того чтобы обосновать свои взгляды или, не согласившись со свежими тенденциями, информированно отказаться от следования им.

Если ребенок плачет

Одним из наиболее спорных вопросов в воспитании младенца является реакция на плач.

Стоит ли родителям мгновенно реагировать и устранять возможные причины недовольства? Или плачущего ребенка можно оставить в кроватке, если он сухой и недавно поел. На этот вопрос существует два диаметрально противоположных ответа:

  1. Традиционный подход: «поплачет и перестанет», «пусть разрабатывает легкие» или грубое «иногда надо дать проораться». Поклонники этого метода считают, что ребенка с самого раннего возраста следует активно отучать от желания находиться на руках, слишком частых прикладываний к груди, пробуждений посреди ночи. Ради этого стоит потерпеть плач; рано или поздно ребенок усвоит, что крики не приносят результата, и перестанет требовать ненужного или вредного, по мнению родителей.
  2. Детоцентристский подход. Этот взгляд на психологию ребенка в возрасте до года отрицает необходимость и пользу плача. Детоцентристы считают, что ребенок не должен плакать в одиночестве. Если родители не могут найти физических причин его дискомфорта, значит, они должны устранить психологические. Как правило, грудные дети требуют телесного контакта с мамой, ведь они жили в ее теле 9 месяцев и примерно столько же времени им нужно, чтобы привыкнуть к обособленному существованию. Согласно теориям «естественного родительства», необходимо удовлетворять нужду ребенка в ношении на руках, совместном с родителями сне, длительном сосании груди столько, сколько потребуется.

как успокоить плачущего ребенка

Популярные записи по теме плача ребенка:

Воспитание самостоятельности

Традиционалисты считают, что в ребенке с рождения следует воспитывать умение находится одному, развлекать себя, засыпать в одиночестве. Иначе есть риск вырастить инфантильного, бесхарактерного, неспособного к адаптации в коллективе, человека.

Традиционная психология воспитания ребенка до года предусматривает максимальную автономность детей от родителей: своя кроватка или даже отдельная спальня с рождения, прогулки в коляске, грудное вскармливание по режиму и соску для удовлетворения сосательного рефлекса. 

Мать может рано выйти на работу, заменив себя няней. Взрослые ездят в отпуск без детей. Невыполнение этих условий может привести к тому, что ребенок откажется покидать кровать родителей, будет бояться засыпать один, его будет крайне тяжело отлучить от груди и т.д.

психология воспитания ребенка до года«Естественники» же убеждены, что малышу очень важно побыть в полной мере ручным и грудным, «напитаться» зависимостью и опекой, чтобы в старшем возрасте отважно бросаться в житейское море.

Они выбирают совместный сон, так как младенец под боком у матери спит гораздо крепче, свободное грудное вскармливание — без режима, без соски: ребенок прикладывается по первому желанию независимо от места и времени; прогулки в слинге — мать носит ребенка на себе, в том числе отправляясь по собственным делам.

Родители не отпускают от себя детей, пока те сами не заявят о своем желании погостить у бабушки, например. Согласно с этим подходом, дети, лишенные постоянного внимания в младенческом возрасте, обязательно попытаются компенсировать этот недостаток, став старше.

Сегодня психология не может однозначно определить, какой из двух подходов к воспитанию детей до года более правильный и отвечает особенностям их психики. 

Взращивание грудничков остается блужданием в темноте на ощупь по абсолютно незнакомой местности.

Каждый родитель ведет себя так, как считает нужным, на собственный страх и риск.

Критерий истины здесь может быть только один — конкретный ребенок. Счастливому малышу не грозят проблемы с психикой, даже если родители, на взгляд многоопытной соседки, все делают неправильно.

Читаем далее о воспитании >>>

Видео галерея по теме воспитания

Фильм 1. Воспитание ребенка до трех лет.Толк и польза

Как наказывать ребенка

Детская психология: как правильно воспитывать ребенка

как правильно воспитывать детей с рождения (психология)

Молодым родителям следует начинать воспитывать новорожденного с первого месяца его жизни. Об этом даже есть старинная притча – воспитывать дитя надо еще тогда, когда оно «лежит не вдоль лавки, а поперек». Каковы особенности раннего формирования привычек малыша? От 0 до 1 года малышу можно привить многие полезные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Этапы развития ребенкаЭтапы развития ребенка Становление ребенка до года идет очень быстрыми темпами – важно не упустить ни минуты!

Воспитание новорожденного ребенка правильно будет начать с первых дней. Не стоит недооценивать важность этого самого трудного и самого главного периода – именно в первые месяцы жизни закладывается будущий характер крохи, манеры его поведения и отношение к правилам гигиены.

Физическое воспитание малышей

Для своего полноценного роста и профилактики простудных заболеваний кроха должен с первых дней получать закаливающие процедуры. Для этого можно, обтерев тельце и личико ребенка куском мокрой ваты, оставить его на несколько минут голеньким. В теплое время года можно устраивать малютке воздушные ванны 2-3 раза в день и продлевать их продолжительность до получаса.

Пока малыш лежит голеньким на пеленальном столике, приучайте его к гимнастике и массажу. Как массажировать грудного ребенка? Рассмотрим несколько простейших приемов:

  1. Поглаживание. Таким приемом начинайте массаж, им же и заканчивайте. С конца первого месяца нежными скользящими движениями рук поглаживайте тельце малыша в направлении от периферии к центру (ножки – от стоп к ягодичкам, ручки – от кистей к плечикам), спинку и животик – круговыми движениями по часовой стрелке. Незатейливое действие расслабит и успокоит ребеночка первого-второго месяца жизни.
  2. Поколачивание. Прием не рекомендуется худеньким детишкам. Легонько поколачивайте ребром ладони все мягкие местечки на тельце крохи: верхнюю часть ножек, попку, спинку.
  3. Растирание. Начиная с 4-го месяца одними кончиками пальцев растирайте кожицу и мышцы грудничка. Растирание мышц приводит их в тонус, побуждает к работе и развитию.
  4. Разминание. Легкими надавливающими движениями помассируйте все крупные мышцы малыша – от этого к ним усилится приток крови и кислорода. Прием рекомендуется деткам с 3-месячного возраста.

Массаж для грудничкаМассаж для грудничка Закаливание малыша, разминание, прием воздушных ванн и гимнастика – все эти процедуры благотворно влияют на здоровье малыша и приучают его к правильному образу жизни

Нужно ли брать ребенка на руки, если он плачет?

Маленькому человечку очень трудно и страшно жить на свете свой первый месяц. Все что он умеет – плачем привлечь к себе внимание. Так он просит о помощи. Часто неопытные родители теряются и не знают, что им делать, когда малыш заходится плачем. Что младенец хочет сказать, о чем попросить, на что пожаловаться? Спустя некоторое время заботливые мамы уже умеют по характеру детского плача определять, голоден ли ребенок, мокрый ли, или у него что-то болит.

Иногда между родителями разгораются споры о том, брать или не брать малыша на руки, успокаивать или нет, если он плачет. Некоторые из них считают, что не нужно подходить к плачущему ребенку, что от этого он разбалуется и потом вообще с рук не слезет – нужно подождать какое-то время, пока малыш сам успокоится.

Какое же материнское сердце это выдержит? Родители, придерживающиеся современных методов воспитания детей раннего возраста, убеждены в том, что они должны все силы приложить для спокойствия ребенка. Просто подойдите и возьмите дитятко на руки. Особенности психологии ребенка до года состоят в том, что ребенок должен чувствовать материнское тепло и защиту, знать, что он не один в этом новом для него мире, его никогда не бросят на произвол судьбы (рекомендуем прочитать: здоровое и гармоничное развитие ребенка в 1,5 года).

Ребенок на рукахРебенок на руках По поводу приучения ребенка к рукам в семье могут разгореться споры, однако хотя бы первый год не стоит воспитывать малыша такими жесткими методами – он пока еще не капризничает осознанно

Как воспитывать в ребенке самостоятельность?

Многие малыши грудного возраста категорически не желают отпускать от себя маму даже на ночь, просятся на руки, плачут и успокаиваются только тогда, когда она берет кроху к себе в постель. В этом вопросе всех родителей можно разделить на 2 лагеря:

  1. Сторонники традиционных методов воспитания ребенка до 1 года считают, что малыша как можно раньше нужно приучать к самостоятельности. У годовалого малыша точно должна быть отдельная комната, где он один спит в своей кроватке, а если ему скучно, он должен уметь самостоятельно играть и развлекаться. Так ребенок раньше станет самостоятельным. Тем не менее, подход не пойдет на пользу душевому состоянию самого маленького члена семьи. Взрослым он будет почти всю жизнь, а ребенком – лишь несколько лет, так дайте же ему сполна насладиться детством, почувствовать родительскую любовь и заботу.
  2. Родители, которые практикуют современное воспитание детей до года, стараются находиться около малыша по возможности дольше. Они берут его к себе в кровать, спят с ним вместе, много с ним играют. Если малютка плачет по какой-либо причине, они сразу берут его на руки, успокаивают.

Какой подход для развития своего ребенка вы бы ни выбрали, во всем нужно соблюдать разумный предел. Нельзя допускать, чтобы грудничок часами плакал – это может серьезно травмировать детскую психику. Ребенок не должен чувствовать себя заброшенным и одиноким. Если ему страшно одному – возьмите его к себе в постель, а когда заснет, осторожно переложите в кроватку.

Ребенок на рукахРебенок на руках

Не стоит при первой же слезинке сразу брать на руки годовалого и тем более 2-х-летнего карапуза – в таком возрасте ребенок уже вполне может дать маме знать, что случилось. Покажите ему, как правильно играть с игрушками одному, чтобы у вас было хоть немного времени для себя и домашних дел. Оставьте открытой дверь в его комнату и время от времени перекликайтсь с ним, чтобы у малыша сохранился «эффект присутствия» мамы. Он слышит родной голос, и ему спокойно. Нужно хвалить кроху за любую попытку сделать что-то самостоятельно.

Как воспитывать детей до 1 года по Комаровскому?

Существует множество методик воспитания маленьких детей. Врачами, педагогами и психологами со всего мира разработаны разные методы: одни специалисты считают, что ребенка уже на первом году жизни можно учить читать и считать, другие – что в каждом ребенке заложены музыкальные способности и он может их развивать чуть ли не с рождения. Третьи рекомендуют как можно раньше выявить склонность малыша к какой-либо деятельности, обеспечить его нужной информацией и помогать его развитию в выбранном направлении.

Что же говорит о воспитании маленьких детей до 1 года добрый доктор Комаровский? Этот авторитетный детский врач в своих трудах по психологии раннего возраста подчеркивает, что воспитание ребенка до года должно происходить в здоровой эмоциональной атмосфере. Если малыш с рождения видит, что родители любят и уважают друг друга и остальных членов семьи, всегда готовы помочь друг другу, в семье царит доброжелательность и понимание, то он будет копировать манеру их поведения и расти психически здоровым уравновешенным человеком.

Если же дома гнетущая тяжелая обстановка, ребенок ежедневно слышит грубые окрики и ругань, папа пьет или, боже упаси, бьет маму – о каком нормальном развитии здоровой психики маленького человечка может идти речь? Дети, растущие в таких семьях, часто страдают аномалиями психического и физического развития, неадекватным поведением, нервными расстройствами.

Также Комаровский утверждает: помимо здоровой психологической обстановки в семье, для раннего развития крохи много значит:

  • соблюдение режима сна и прогулок;
  • гигиена помещения и окружающей обстановки – оптимальная температура воздуха в детской комнате – 18-22 градуса, влажность – 60-70%;
  • закаливание детского организма – солнечные и воздушные ванны, ежевечернее купание не в маленькой детской ванночке, а в большой взрослой.

Годовалому ребенку предлагайте возможность выбора блюд, которые он будет кушать, или места, куда с ним пойти гулять.

Роль примера родителей для раннего развития детей

Родителям нужно помнить, что ребенок во всем будет им подражать, поэтому они должны с младенческого возраста воспитывать дитя собственным примером. С первых месяцев можно учить малыша доброте и состраданию – например, покормите вместе с малышом бездомного котенка или на глазах у крохи помогите пожилому человеку подняться по лестнице, полейте вместе увядающее растение.

Надо на собственном примере формировать у ребенка позитивное отношение к окружающему миру, к людям, животным и природе. Мамы и папы могут выбрать для раннего воспитания своего малыша традиционный или современный подход, следовать советам известных врачей и психологов или игнорировать их, но главное, что нужно усвоить всем родителям – ребенок больше всего на свете нуждается в общении с ними.

Ребенок на рукахРебенок на рукахКлинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Поделитесь с друьями!

Психология воспитания ребенка до года

Психология воспитания ребенка до годаПсихология воспитания ребенка до года

Не стоит недооценивать первый год жизни малыша, потому что он в это время не только быстро растет и приобретает новые навыки, но и учится сосуществовать со всем остальным миром, занимая в нем свое место. Психическое здоровье крохи зависит от того, как себя ведут родители, как они относятся к своему ребенку и сколько времени уделяют его воспитанию.

Психология маленьких детей не всегда понятна родителям, так как они не могут понять, почему их кроха сперва весело смеется, а спустя минуту начинает истошно кричать. С одной стороны говорят о том, что детский плач не стоит брать во внимание, с другой — что ребенка нужно успокаивать и ни в коем случае нельзя оставлять одного во время истерики. Важно научиться правильно себя вести с ребенком, иначе в дальнейшем это может быть чревато для него психологическими проблемами. Как устроена психология малышей до года?

Психология воспитания детей до года

Начать нужно с того, что научные статьи про воспитание малышей, касающиеся того, как быть с капризами крохи, зачастую противоречат друг другу, так как однозначного ответа о том, как себя вести родителям в таких непростых ситуациях, у психологов нет. Возможно, правильным будет следовать своей интуиции, исследуя параллельно современные тенденции в воспитании.

Если ребенок плачет

Чаще всего споры вызывает именно реакция родителей на то, когда ребенок плачет. Ни в научной литературе, ни в советах родных нет единого мнения по поводу того нужно сразу реагировать на крик малыша или же не стоит поддаваться его капризам, если он недавно кушал и его памперс сухой.

Существуют два подхода по воспитанию детей, среди которых:

  • Традиционный. Согласно этому подходу нужно сразу приучать малыша ко сну отдельно от родителей и от частых пробуждений ночью. Если ребенок сыт и ему недавно меняли памперс, но при этом плачет, значит это не более, чем обычный каприз, от которого малыша нужно отучать. По истечению некоторого времени ребенок поймет, что его крики не приносят желанного и в дальнейшем он будет себя вести спокойнее.
  • Детоцентристский подход. Сторонники теории, которых называют «естественники», уверены, что для того, чтобы у малыша была здоровая психика, нужно делать все возможное, чтобы удовлетворить каприз ребенка. Плакать кроха в одиночестве не должен, мама и папа должны разобраться в его реакции на происходящее. Если родители не нашли физиологических причин недовольства малыша, значит все дело в дискомфорте, который переживает кроха. Так, малыш после рождения нуждается в тесном контакте с матерью. Только с года он начинает привыкать к обособленному существованию. Согласно детоцентристского подхода малыша по требованию нужно брать на руки, ему нужно обеспечивать совместный сон и нужно давать ему сосать грудь столько, сколько этого ему требуется.

Как воспитать в крохе самостоятельность

Как воспитать в крохе самостоятельностьКак воспитать в крохе самостоятельность

Традиционалисты уверены – если идти на поводу у капризов малыша, он вырастет инфантильным и бесхарактерным человеком. Потому нужно воспитывать кроху так, чтобы при необходимости он смог и сам развлечь себя, и сам заснуть.

Согласно учению традиционной психологии у ребенка до года должна быть своя кроватка или спальня, прогулки должны быть исключительно в коляске, а не на руках у матери. Сосать грудь мамы младенец должен не по требованию, а по режиму, а для того, чтобы он удовлетворил сосательный рефлекс, нужно приобрести ему соску.

Последователи детоцентристского подхода считают абсолютно нормальным, что мама может рано выйти из декрета, обратившись за помощью к няне. Еще одним условием воспитания детей по этой теории является то, что родители ездят на отдых без детей, иначе ребенок будет очень к ним привязан и не сможет стать самостоятельным.

«Естественники» считают, что кроха нуждается в опеке и ласке, что ему нужна родительская любовь и опека, чтобы после насытившись ею, он с уверенностью шагнул в мир взрослых и занял в нем свое место.

Последователи детоцентристского подхода разрешают своим детям спать с ними, потому что так они спят крепче, мать дает грудь по требованию, не соблюдая режима, при этом неважно ни место, ни время грудного вскармливания. Также мамочками активно используется слинг, который позволяет маме всегда оставаться рядом со своим чадом.

Абсолютно нормальным сторонники движения считают то, что малыш всегда находится при своих родителях и к бабушке его отправляют только тогда, когда он сам этого хочет. Согласно детоцентристскому подходу дети, которые лишены родительской ласки в раннем возрасте, обязательно будут пытаться компенсировать недостаток любви и внимания, когда станут уже взрослыми.

Воспитание маленьких детей остается спорным вопросом, потому родители выбирают тот способ взращивания грудничков, который им кажется наиболее подходящим.

Принимая решение как воспитывать свое чадо, мамам и папам следует взять на заметку – если ваш кроха улыбается и выглядит счастливым, ему не грозят никакие психологические проблемы в дальнейшем, даже если соседка снизу или заботливая бабушка считает ваши методы воспитания неправильными.

Законы педагогики: как нужно воспитывать детей? — Доктор Комаровский (видео)

Психология и воспитание ребенка от рождения до 1 года

Дата публикации: 21.07.2017



Человеческие детёныши от рождения самые беспомощные из всех живых существ. Дети на определённом уровне это знают и поэтому им важно, чтобы рядом был взрослый, внимание которого они привлекают криком. В этом периоде формируется базовое доверие к миру. Если я закричу, тоя знаю, что мне помогут. Если же потребности малыша не удовлетворяются, то формируется недоверие к миру. Установка, что мир опасен и никто не поможет. С этим очень страшно жить, многие депрессии и тревоги начинаются именно здесь.



Если ребёнок сомневается: доверять или не доверять миру, он будет всячески подтверждать свои установки, как вы уже поняли, наверное, крича ещё больше. Привязанность к взрослому – главное, что есть у малыша, она пройдёт красной нитью через всю его жизнь, будет влиять на то как он будет строить свои отношения с партнёром и позже с детьми.



Привязанность – это эмоциональная связь между родителем и ребёнком. Этот период даже часто называют периодом «донашивания». Совершенно нормально носить малыша на руках, приходить к нему, когда он плачет. Установки «пусть проорётся» уже уходят на нет, к счастью. Но это не значит, что надо бежать сломя голову к ребёнку, если он в кроватке во время сна, начал немного поднывать. Подождите, возможно, за пару минут он успокоиться сам. Будьте рядом, на случай, если этого не произойдёт.


Детские игрушки до года


Что очень важно (и сложно) понять: детям не нужно много игрушек. Ну то есть это когда все полки заставлены яркими игрушками, пол усыпан и все ящики туда же. Вообще в поле зрения ребёнка не должно быть более 5 игрушек. Вряд ли у кого-то их всего 5, поэтому настоятельно рекомендую остальные убрать. Нет, не навсегда. Раз в три дня этот набор из пяти можно менять.



Почему вредно огромное количество игрушек в поле зрения? Потому что происходит рассредоточение внимания, перевозбуждение. Вредны для нормального развития малыша. Одна моя клиентка после этих рекомендаций заметила, что малыш даже стал лучше спать! Что ещё важно? Цвет и материалы. Сейчас огромное количество ярких с кнопочками с музыкой игрушек. Дети уже от 6 месяцев очень быстро разбираются куда нажимать, чтобы была музыка. То есть от постоянного нажимания развития нет, а будет опять же перевозбуждение. Потому что очень много стимулов: и цвет, и форма, и звук ещё. Вообще игрушек с электронными звуками неестественными рекомендую поменьше. И доставать только, когда маме надо передохнуть, выйти, просто «залипнуть» немного. Про материал: натуральные материалы преимущественно. У меня у самой есть и пластиковые игрушки в определённом объёме, но купив деревянные, вы почувствуете разницу!



А теперь перейдём к списку. Небольшая возрастная условность, при разграничении игрушек для детей. Какие игрушки хороши от 6 месяцев и минимум до года и как они влияют на воспитание детей. (вообще даже до от 0 до 1 года). Советы для мамочек, которые заботятся о своих детях.


  1. Конечно, пирамидка. В идеале деревянная и некрашеная. Внимательный читатель скажет почему? Коротко как играть: сначала малыш учится скидывать колечки все разом. Потом вы показываете, как надевать. Далее ручкой ребёнка сами надеваете. Вот это и есть развивающее занятие: вы занимаетесь в зоне ближайшего развития ребёнка, это когда сам он не может, но с помощью взрослого вполне. ‍

  2. Стаканчики. Обычные пластиковые. Сначала круглые, но ближе к году уже можно купить квадратные, они сложнее. Сначала вы играете только с 2-3 штучками, сильно отличающимися по размеру, чтобы легко вставлялись.

  3. Фигурки зверей. Можно показывать разных зверей и читать по них потешки (идёт коза рогатая…). Можно называть зверей, класть перед ребёнком 2-х и просить дать. Давать сначала его рукой. Благодарить радостно.

  4. Мячики. 3-5 разных материалов и размеров. Обычный пластиковый, тканный, массажный колючий. Так малыш узнает свойства предметов, плюс тактильные ощущения развивает.

  5. Счётные палочки и высокий стакан. Вариация: трубочки из икеа и бутылка пластиковая. Надо вкладывать палочки в ёмкость. Сначала рука в руке, как и всегда. Очень хорошее упражнение для развития моторики.



Что касается таких больших и обсуждаемых вопросов как грудное вскармливание, совместный сон, ношение в слинге – я не побоюсь этого выскажусь так (как психолог, не врач): делайте так как считаете нужным и как вам комфортнее. Очень важно помнить о себе родите

Психология младенца или что нужно знать будущей маме

Содержание:

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности,
особенностям протекания родов, а также закономерностям развития
ребенка в первый год жизни можно предугадать уникальную и
неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.

Поэтому целесообразно начать разговор об особенностях психологии
младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее
будущее дитя становятся единым организмом.

Развитие ребенка до родов

Развитие ребенка в период беременности

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в
результате законченной дифференцировки органов, превращается в
зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по
поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго
определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной
связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь
оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных
психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит
развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к
моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных
влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих
лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка
— все это предвестники будущих психических и психологических
проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в
воздушной среде — с этого момента его нередко называют уже
ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского
организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если
у матери на чей-то голос выделяется гормон
беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются
гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с
ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись
младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх
перед тем миром, в который ему придется выйти.
И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с
любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену
семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося
ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для
него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие
механизмы «запускают» процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой
форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет
большое значение для будущего психического развития человека.
Но это — тема отдельного разговора.

Развитие и психология новорожденного

Итак, ребенок появился на свет!
В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в
который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные
органы чувств.

Новорожденный с первых часов способен распознавать отчетливые
звуки различной интенсивности. Он даже способен отличить голос
матери от других голосов, произносящих его имя. Ко второму месяцу
жизни ребенок улыбается, когда слышит голос матери или других
значимых взрослых. Развивалась эта
способность еще в период внутриутробной жизни: известно, что слух,
так же, как и зрение, функционируют уже у семимесячного плода.
До трех-шести месяцев слух новорожденного недифференцированно
воспринимает звуки различных языков. К концу этого периода ребенок
начинает различать звуки родного языка, то есть того языка, на
котором к нему обращается значимый для него человек (обычно это
мама). Но на каком бы языке ни были произнесены слова, какой бы
смысл они в себе ни заключали, для нормального психического
развития младенца самое важное — это интонация любви и
эмоционального принятия взрослыми существа, который воспринимает
себя через общение с ними.

С четырехмесячного возраста ребенок способен различать цвета:
синий (голубой), зеленый, желтый и красный. Ребенок,
чьи потребности хорошо удовлетворяются, отдает предпочтение синему
и красному цветам. Предпочтение желтого и отказ от синего — это
сигнал о том, что какая-то жизненно важная потребность младенца
остается неудовлетворенной.

До сих пор открытым остается вопрос о вкусовых предпочтениях
младенца. Некоторые исследователи считают, что эта способность
врожденная, и ребенок может самостоятельно выбирать ту еду,
которая соответствует потребностям его организма.
Другая точка зрения — вкус к еде формируется в результате
воспитания: какой пищей ребенка кормят с детства, к той он и
привыкает. Однако огромное количество проблем с кормлением детей
не позволяет согласиться с последним утверждением.

Остановимся поподробнее на наиболее важном моменте в развитии
младенца — способе его кормления матерью.

Уже на третий день жизни новорожденный может узнавать мать по
запаху ее шеи и груди.
На четвертый день кормления младенец, имевший с матерью
положительную эмоциональную связь в течение беременности
(положительное эмоциональное принятие беременности, желанность
ребенка, отсутствие тревог по поводу его половой принадлежности),
проявляет врожденную способность к узнаванию лица матери.
На радостное выражение лица матери младенец отзывается
физиологической реакцией радости.

Способ кормления является важнейшим моментом в понимании ребенком,
как к нему относится мать и сможет ли она в нужный момент
оказаться рядом, накормить, поддержать, защитить.

Однако мама может кормить ребенка с недоступной для его понимания
частотой, определяемой ее собственными желаниями и тревогами, а не
по мере возникновения у малыша потребности в еде.
Некоторые матери тщательно соблюдают кормление по часам, выжидая
минуты до положенного срока, в то время как голодный младенец
криком призывает единственный известный ему источник пищи, тепла и
ласки.

Если мать дает столько еды, сколько нужно младенцу,
когда у ребенка возникает потребность в этом, если она понимает,
что, кроме еды и одежды, у малыша существует врожденная
потребность в эмоционально окрашенном общении с ней, и
удовлетворяет эту потребность, то у младенца формируется
ощущение безопасности и чувство доверия к окружающему миру.

Таким образом, первый год жизни ребенка является критическим
периодом для
принятия или непринятия им окружающего мира. Если малыш попадает в
ситуацию, когда на его зов о помощи отсутствует реакция, или,
наоборот, независимо от желаний младенца, мать навязывает ему свое
собственное понимание пути его развития, то формируется защитная
или агрессивная реакция по отношению к ситуациям, когда потребности
ребенка не удовлетворяются в адекватной форме.

Дорогие мамы! Оставив позади двери роддома, помните, что вашему
младенцу, в первую очередь, сейчас нужны заботливый уход, тепло,
понимание и любовь.

Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать
и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших
ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с
маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.

А может быть врач прав? Моей доченьке уже 12 лет.В 2 месяца мне пришлось перевести ее на искусственное питание. В то время со смесями было трудновато, а то что предлагали магазины мое дите просто не переваривало. Я делала так: мыла (если нужно), сушила и молола в кофемолке различные крупы:гречку,рис, геркулес (кроме манки).Варила на обычном магазинном молоке очень жидкие отвары. В рисовый добавляла 1 ч.ложку растительного масла на 200гр (чтобы не было запоров). Все эти «кашки» мы ели с огромным удовольствием. А на ночь высасывали бутылочку кефира с растворенной в нем 1ч.л. меда. И спали часов до 5-6 утра. Ну, а где-то с 4 месяцев пошли соки, фруктовые и овощные пюре. С 6 месяцев овощи с мясом. И т.д.и т.п. Я конечно не говорю, что я права на 100%, но наши результаты налицо. Судите сами: моя дочь абсолютно не болела до 1 года. В 1год 2месяца пошла в ясли. Тогда конечно начались простуды, но ни одного серьезного заболевания.За 12 лет она только 1раз переболела гриппом и 1 раз ветрянкой — и то уже в школе. И у нас никогда не было никакого диатеза, аллергии и т.п.
в отличии от многих детей, вскармливаемых грудью. Так что смелее! Не ленитесь, готовьте своим деткам сами, и пусть они растут крепкими и здоровыми. Ирина.

2000-11-26, ирина

Вот докопались до первоначальной бесполости. Скорее всего автор просто имел ввиду, что до определенного времени пол ребенка невозможно определить никакими методами, даже если под микроскопом разглядывать, ну очепятка вышла.

А насчет недоказанности статьи — зачем что-то доказывать, если инстинкт говорит, что ребенок все слышит, понимает настрой матери… в последнее время наука конечно это может доказать, проводятся опыты, исследования — но уже много веков назад матери это знали, чувствовали!!! И уж поверьте, никому тогда бы в голову не пришло кормить ребенка по часам или приучать «прокричаться», учиться успокаиваться и засыпать самостоятельно, как советуют в некоторых современных «научных трудах».

«Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.» — в принципе одной этой строки уже достаточно, чтобы считать статью хорошей.

2008-07-14, Мария

Не знаю, мне статья показалась чересчур уж сухой и категоричной. Думаюдело в том, что представленные факты носят в основном описательный характер, а феноменология — вещь довольно непрочная. Хотя, может, это все просто проверенные медицинские факты и потому все так категорично… А еще мне показалось, что данные, на которых основывался при написании статьи автор, все-таки несколько устарели — вроде бы везде теперь пишут как точно установленный факт о том, что маму новорожденный способен узнавать сразу же после своего появления на свет, что вкусовые пристастия малыша довольно четко очерчены уже в утробе, а потом дифференцируются и расширяются. Наверняка что-то еще тоже легко можно найти, но я, признаться, не очень вчитывалась сейчас.
Но статью все равно скачаю, хоть и не уверена, что она останется в моем «архиве» после прочтения.

2004-08-11, perseveration

Поперли по пунктам, благословясь!
Тревоги мамы по поводу пола ребенка расшатывают последнему нервную систему, но уж никак не могут стать причиной комплекса. Потому что гормональная связь — не телепатическая, и плод не может знать, чем именно вызван приток адреналина.
Нежные разговоры? Слышать-то он слышит, но как? После родов только голос матери (переданный полостями «через внутрь» тела более-менее качественно) детка и узнает! А уловить интонации через кожу-жир-мыщцы-матку-плаценту-воды… Большое ХМ!
Если психологи не знают, какой механизм запускает роды — это говорит лишьо влезании в чужой огород. Гормональный, душенька!
дальше лень читать
2006-04-30, breL

Хочу заметить, что это ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ точка зрения на данный вопрос. Для тех, кто не знаком с психологией — психоанализ — не единственное направление. Доказать эмоциональную связь матери с плодом сложно. Да, можно сравнить детей желанных и нежеланных, но как тут изолировать наследственные факторы?
Конечно, совершенно бесспорно и доказано миллион раз, что родительская любовь, выраженная в тактильных контактах с ребенком, разговоре с ним и т.д., положительно влияет на его физическое, психическое, интеллектуальное развитие. Так что начинать надо с рождения. В этом согласна на 100%

2000-12-07, Ластик

и не говори — страшно подумать, что наши детятки вынуждены перееносить вместе с нами… знаеш меня недавно даже какое-то новое чуство посетило — вот так вот носишся с делами, проблемами, что-то решаеш, переживаеш вдвойне от того, что понимаеш беполезность данной суеты… а потом так остановишся, вспомниш про малыша — погладиш животик, и как буд-то солнышко внутри тебя пригреет, успокоит… вот думаю — маха ты моя любимая, такой еще маленький, а уже маму успокаивает, и и сил придает, и со спокойствием продолжаю этот неизбежный бег… 🙂

2000-09-29, Mria

Помню что читала эту статью еще когда была беременная, но не высказывалась. А теперь нам уже полтора годика и так интересно было натолкнуться опять на эту публикацию. Она очень добрая успокаивающая именно то, чего так не хватает беременным будущим мамам. Боже из за чего только мы не переживали… И зачем спрашивается 🙂 Ведь наше солнышко которое появилось на свет так нуждается в нашей защите нашем спокойствии и уверенности. Так что спасибо вам Элла за хорошие слова вовремя сказанные . И успехов.

2002-05-16, Leonida


Всего 28 отзывов Прочитать все отзывы.

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Думаем, многие родители согласятся, что воспитывать детей необходимо с момента рождения. Именно в первые двенадцать месяцев идет активнейшее развитие психики ребенка, формируются гигиенические навыки, психологические привычки. У младенца совершенствуется эмоциональная сфера, он учится общаться с родителями и другими значимыми взрослыми.

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Предлагаем советы по воспитанию детей до года, а также описание игр и игрушек для этого возраста.

Всего за год малыш получает множество важных навыков. Поэтому для полноценного развития недостаточно просто создать правильный дневной режим и обеспечить малышу необходимый уход. Главная задача мамы и папы – формировать у грудничка положительные черты характера, избегая в то же время возникновения вредных привычек.

Воспитание младенца до года специалисты условно подразделяют на четыре возрастных периода:

  • рождение – три месяца;
  • три месяца – полгода;
  • полгода – девять месяцев;
  • девять месяцев – год.

Давайте рассмотрим подробнее каждый этап взросления, узнаем, какие игровые занятия подходят для маленьких деток.

От рождения до 3 месяцев

Основная задача родителей в первый триместр – обеспечить крохе полноценное питание, идеальный вариант – мамино молоко. Не следует забывать и о гигиенических навыках: купайте младенца в ванночке, регулярно меняйте памперсы и подмывайте попку. О чем еще напоминают родителям психологи?

  1. Для укрепления мышечного корсета и подготовки к первым самостоятельным движениям выкладывайте новорожденного на животик. В таком положении он сможет поднимать головку, опираться на ручки и разглядывать окружающий мир.
  2. Постоянно общайтесь с грудничком: рассказывайте потешки при купании, массаже, переодевании. Ставьте классические музыкальные произведения и пойте колыбельные на ночь.
  3. Предупреждайте формирование нежелательных привычек – не приучайте к пустышке и одновременно не допускайте, чтобы грудничок сосал пальчики.

Игры с ребенком до трех месяцев

В этот возрастной период необходимо приобретать игрушки, развивающие у младенца тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие, координированные движения. Вам потребуется:

  • погремушка, являющаяся самой первой и важной игрушкой для новорожденного. Для развития слуха шумите погремушкой сначала у одного уха, а затем у другого, чтобы малыш оборачивался на звук;
  • карусельки из различных небольших фигурок, которые следует укрепить над детской кроватью на расстоянии примерно в 20-25 сантиметров;
  • схематические изображения или узоры, выполненные в черно-белых цветах для совершенствования зрительного восприятия. Такие рисунки следует регулярно менять;
  • браслеты с колокольчиками и воздушные шарики, которые можно привязывать поочередно к разным ручкам.

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Браслеты 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Черно-белая картинка 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Каруселька над кроваткой 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Погремушки 

От трех месяцев до полугода

Во втором триместре у младенца происходит активное сенсорное развитие, вот почему взрослым необходимо насытить детскую жизнь различными ощущениями. Для этого родителям следует:

  1. регулярно включать музыку разных жанров, заинтересовывать малыша прочими звуками: шумом дождя, чириканьем птиц, работой бытовой техники, голосами людей;
  2. постоянно общаться с крохой, читать потешки, стишки для самых маленьких, сопровождать свои действия словами: «Сейчас мы будем кушать», «Посмотри, какая красивая собачка»;
  3. для подготовки опорно-двигательного аппарата к сидению и ходьбе в вашем дневном режиме обязательно должны присутствовать физические упражнения и массаж.

Игры с ребенком до полугода

Не откладывайте в сторону первые игрушки, просто разнообразьте деятельность ребенка еще несколькими игровыми аксессуарами. Кстати, для воспитания деток на первом году жизни подходит и обычная бумага, которую они обожают рвать на кусочки. Также приобретите:

  • мячики небольшого размера, которые будут удобны для крохотных пальцев. Младенец сможет играть с мячом на руках у мамы или в коляске;
  • прорезыватели для зубов, которые как раз режутся в этом возрасте. Из-за сильного зуда малыши становятся раздражительными, плачут и заталкивают кулачки в рот;
  • различные фигурки зверей, изготовленные из резины или пластика. Показывайте животное и озвучивайте, как собака гавкает, кошка мяукает, корова мычит. Тем самым вы развиваете звукоподражание;
  • крупные кубики из ткани с разными изображениями на гранях. Из них вы сможете построить башенки, домики и даже целый игрушечный город.

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Мячики 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Прорезыватель для зубов 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Фигурки животных 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Кубики из ткани 

От полугода до девяти месяцев

Ребенку исполнилось шесть месяцев, а значит, наступил третий триместр. Дети в этот возрастной период начинают активно двигаться – ползают, садятся, пробуют вставать. Некоторые крохи даже делают первые шаги. Психологи советуют особое внимание обратить на физическое развитие, а также вводить первые запреты и ограничения.

  1. Прежде всего, обезопасьте квартиру для свободного перемещения ребенка. Все, что опасно, убирайте или закрывайте: провода, хрупкие и бьющиеся предметы, розетки.
  2. Не прекращайте регулярные двигательные упражнения, занимайтесь массажем. Дополняйте комплекс новыми движениями, постепенно усложняя детскую зарядку.
  3. Специалисты не советуют использовать популярное ныне приспособление – ходунки, которые не совсем безопасны для неокрепшего младенческого позвоночника.
  4. Чтобы облегчить себе стирку, постарайтесь приучить ребенка кушать с слюнявчиком (нагрудником). Обязательно объясняйте это решение, попутно приучая мыть ручки перед едой. Тем самым вы формируете полезную привычку.
  5. Активное речевое развитие предполагает чтение стихов, сказок, рассматриванием ярких реалистичных картинок. Общайтесь с грудничком ласково и доброжелательно, однако не забывайте знакомить егозу со словами «нельзя» и «нет».

Игры для детей от полугода до девяти месяцев

С игрушками подросшее чадо необходимо знакомить, показывать, для чего они нужны: мяч катится, волчок крутится. Не покупайте игрушки «на вырост», иначе кроха просто не поймет, что с ними делать. Ребенку обязательно понравятся:

  • музыкальный центр, способствующий развитию фонематического слуха. Такой подарок понравится младенцу, поскольку он сможет услышать голоса животных, звуки инструментов, нажимая на кнопочки;
  • детские музыкальные инструменты, которые предназначены для совершенствования слухового восприятия, воспитания любви к искусству. Это могут быть дудочки, барабаны, ксилофоны;
  • самые первые книги – тканевые, пластиковые, резиновые. Они помогут в развитии мелкой моторики, речевых навыков, интереса к чтению и получению знаний;
  • игрушки для ванной, которые привьют любовь к купанию и заплывам, поспособствуют в развитии двигательных умений и познавательных способностей.

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Музыкальный центр 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Книжка 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Игрушки для ванной 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Музыкальный инструмент 

От девяти до 12 месяцев

В этом триместре малыши особенно активно развиваются в физическом и речевом плане. Дети пытаются самостоятельно ходить, любят общаться, правда, не всегда даже родители понимают, о чем они говорят.

  1. Поощряйте каждую детскую попытку подняться на ноги и сделать несколько шажков. Поначалу водите малыша, придерживая за обе руки, а потом лишь за одну. Очень скоро он сделает сам первые шаги.
  2. Читайте крохе стихотворения детских классиков – К. Чуковского и А. Барто. Разыгрывайте сценки и короткие спектакли с помощью пальчиковых куколок, перчаточных игрушек.
  3. Не забывайте, что целенаправленное воспитание ребенка до года бесполезно без личного положительного примера. Демонстрируйте хорошее отношение к другим людям, домашним животным. Хвалите кроху за добрые и щедрые поступки.

Игрушки для детей от девяти месяцев до года

Для вашего любопытного младенца подойдут игрушки, предназначенные для развития интеллектуальных способностей. Обязательно купите малышу:

  • неваляшки, которые ему понравится толкать;
  • пирамидки – с ними годовалый карапуз уже умеет играть, если предварительно показать, как нанизывать кольца;
  • кубики (необязательно мягкие), из которых можно соорудить башню;
  • трехсоставную матрешку для изучения формы и размера предметов;
  • игрушки-каталки, предназначенные для развития согласованности движений и навыков ходьбы;
  • большую куклу для изучения частей тела и лица.

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Матрешка 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Игрушка-каталка 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Пирамидка 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Неваляшки 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Большая кукла 

Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

Кубики 

При воспитании детей до годика помните, что самое главное – это не дорогие дидактические игры и пособия, а ваш положительный пример и большая любовь к ребенку. Лишь в этом случае вы поможете вашему чаду перейти к новым свершениям и достижениям.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Как правильно воспитывать ребенка с рождения: советы специалистов

Фото 1

Чтобы малыш вырос послушным, добрым, чистоплотным и аккуратным человеком, его нужно воспитывать.

И начинать это делать рекомендуется с момента его появления на свет. Родители должны понимать, как правильно воспитывать ребенка с рождения.

Возрастные особенности и воспитание до года

Многие новоиспеченные родители задаются вопросом, как правильно воспитывать ребенка с рождения. Делать это необходимо с учетом его возраста, физиологических и психоэмоциональных особенностей.

Фото 2Воспитание крохи до года можно условно поделить на 4 этапа:

  1. первый – длится с момента рождения и до трех месяцев;
  2. второй – это возраст от 3 месяцев до полугода;
  3. третий – период 6-9 месяцев;
  4. четвертый – 9-12 месяцев.

В любом возрасте воспитанием ребенка должны заниматься оба родителя.

Первый период: от 0 до 3-х месяцев

Этот период считается одним из важных и ответственных. Родителям необходимо выработать у крохи хорошие привычки, предупредить появление вредных. Также на этой стадии происходит закладка основ общения. Нужно заниматься развитием сенсорного восприятия.

В этот период матери важно правильно организовать для младенца режим питания. Это необходимо для нормальной прибавки в весе, приучения малыша жить по графику.

Физиологические и психологические навыки трехмесячного ребенка:

Фото 3

В первые три месяца после появления крохи на свет требуется выработать у него такие привычки:

  • засыпать без пустышки на улице во время прогулки;
  • некоторое время развлекать себя самостоятельно, лежа в кроватке;
  • засыпать без укачивания.

Также надо приучать малыша к соблюдению гигиены. Каждое утро ребенка должно начинаться с умывания лица и рук, смены подгузника и подмывания. Так получится привить крохе любовь к чистоте. Важна гигиена и для поддержания хорошего состояния здоровья. Остатки испражнений, урины могут вызывать раздражение кожи.

Менять памперс рекомендуется каждые 3-4 часа, а также по мере загрязнения. Эпидермальные покровы маленьких детей очень нежные и чувствительные. Во избежание появления опрелостей, воспаления стоит обрабатывать кожу специальной присыпкой либо кремом.

Фото 4Чтобы научить грудничка держать головку, следует ежедневно выкладывать его на живот. Делать это надо, даже если крохе не нравится такая поза.

Со временем он привыкнет и выкладывание на живот будет воспринимать спокойно, с интересом изучая окружающий мир под другим углом зрения. Нахождение в такой позе благотворно влияет на состояние мышц спины и шеи.

Также в этот период нужно активно общаться с ребенком. Чтобы грудничок начал агукать, с ним требуется играть, разговаривать. Полезно петь ему песни, читать стихи и сказки. Каждое действие, связанное с малышом, необходимо комментировать. Во время беседы с крохой родителям надо улыбаться. Так они будут закладывать культуру общения.

Второй период: от 3-х до 6-ти месяцев

Фото 5Это этап активного совершенствования слуха, зрения, сенсорного восприятия. Родителям надо в этот период подготавливать ребенка к становлению речи. Рекомендуется включать мелодичную и легкую музыку.

Подойдут разные жанры и стили: детские песенки, классика, народные мотивы, аудиосказки. Чтобы кроха лепетал, гулил, следует обращать его внимание на разные звуки: например, на шелест листьев, шум струящейся воды, пение птиц, лай собак.

Игры для ребенка следует выбирать те, которые улучшают тактильное, зрительное и слуховое восприятие. Заниматься с крохой лучше в первой половине дня, во время его активного бодрствования. Малыш должен получать удовольствие от игры. Поэтому не стоит его беспокоить, если он плохо себя чувствует, капризничает, болен. Важно проявлять в отношении ребенка любовь и заботу. Так родители закладывают основы эстетического и нравственного воспитания.

В ежедневном графике малыша должны присутствовать зарядка, массаж. Это укрепит его мышцы, сформирует привычку здорового и активного образа жизни.

Третий период: от 6-ти до 9-ти месяцев

Дети 6-9-месячного возраста отличаются непоседливостью, любознательностью. Их активность увеличивается в несколько раз по сравнению с предыдущим периодом. Многие груднички уже умеют садиться, ползать, совершают попытки вставать, некоторые уже начинают ходить.

Родителям нужно уделить в этот период большое внимание физической подготовке. Стоит организовать для ребенка достаточное пространство для свободного перемещения по квартире.

Необходимо максимально обезопасить малыша: убрать бытовую технику, бьющиеся предметы, провода и другие вещи, которые могут навредить ребенку. Дети 6-9 месяцев стремятся открывать двери, ящики шкафов и тумбочек, изучать их содержимое. Родителям не стоит в этом им препятствовать, но только все должно быть безопасно и в пределах разумного.

Для поддержания хорошей физической формы и любви к спорту надо продолжать заниматься с крохой зарядкой. Полугодовалых детей не стоит усаживать в ходунки либо прыгунки. Их неокрепшему позвоночнику данные приспособления лишь навредят. Не пойдет на пользу и стульчик для кормления.

Фото 6С 7 месяцев можно начинать приучать кроху мыть руки перед едой и после прогулки. Со временем ребенок привыкнет к такой процедуре и будет сам подставлять руки под струю воды.

Так у родителей получится воспитать в малыше чистоплотность. Перед каждым кормлением крохе надо надевать нагрудничек. Испачканную одежду следует сразу менять на чистую.

Каждое действие мама должна проговаривать, объяснять. Тогда ребенок вырастит аккуратным. Когда у малыша появятся зубы, нужно будет купить для него зубную щетку и начинать приучать его ею пользоваться.

Грудничка на этом этапе развития необходимо познакомить со словами «нельзя» и «нет». Это нужно для того, чтобы сразу пресекать плохие поступки. Например, если малыш во время игры начал драться или кусаться, стоит взять его на руки и сказать, что так делать нельзя, потому что это вызывает боль.

Фото 7

Чтение и рассматривание картинок благоприятно влияет на развитие речи

Следует продолжать развивать речевые навыки путем чтения стихов, сказок, потешек. Полезно рассматривать с малышом картинки. Стоит разыгрывать небольшие представления с игрушками. Общаться с крохой требуется спокойно, ласково, доброжелательно.

Четвертый период: от 9-ти до 12-ти месяцев

В это время ребенок активно общается, пробует самостоятельно ходить. Важно поощрять попытки ребенка встать на ноги. Для этого нужно водить его, поддерживая сначала за две, а потом за одну руку.

Фото 8Нельзя запрещать малышу подниматься там, где неудобно: он может подумать, что вставать на ноги запрещено и перестанет развивать данный навык.

Следует совершенствовать интеллектуальные способности крохи. Для этого ему надо показать, с какими предметами какие действия можно совершать: например, дудеть в свистелку, бить в барабан, есть яблоко, катить машинку. Полезны на данном этапе пальчиковые игрушки. Они развивают память, воображение и речь.

Ближе к годовалому возрасту необходимо познакомить кроху с разными формами предметов, размерами материалов. Для этого стоит приобрести для него мячики, кубики, пластмассовые и деревянные игрушки.

Сюсюкать и повторять неправильно произнесенные малышом слова нельзя. Это может спровоцировать появление у ребенка дефекта речи. Разговаривать с грудничком надо много, правильно. Требуется ему объяснять, что к людям, животным, окружающему миру необходимо относиться с добром.

За хорошие поступки кроху следует поощрять. Негативные действия малыша нужно сразу же пресекать.

Советы психологов

Психологи советуют родителям воспитывать ребенка на собственном примере. Кроха не должен видеть грубое отношение, ссоры, слышать обидные слова. То, как ведут себя родители, является для любого малыша образцом.

Также специалисты настаивают на максимальной автономности детей от мамы с папой. У каждого ребенка должна быть своя кроватка. Совместный сон может привести к тому, что кроха станет несамостоятельным, его будет сложно отлучить от груди.

Специалисты рекомендуют уделять малышу достаточное количество внимания, показывать ему свою любовь и заботу. В противном случае у крохи могут возникнуть серьезные психологические проблемы.

Видео по теме

Доктор Комаровский о том, как нужно воспитывать детей:

Таким образом, воспитание грудничка – это сложный, но интересный процесс. Родителям важно с самого рождения вырабатывать у ребенка хорошие привычки и пресекать плохое поведение. Образцом должна стать семья.

Стили воспитания и поведение ребенка — Психология в действии

Более обширные исследования имеют решающее значение для улучшения текущего понимания стилей воспитания и роли, которую они играют в поведенческих результатах ребенка. Более глубокое понимание истоков различных практик воспитания может позволить полевым работникам более эффективно воздействовать на факторы окружающей среды, которые заставляют родителей принимать менее идеальные стратегии. Это исследование следует использовать для разработки более эффективных программ профилактики и вмешательства, направленных на стимулирование адаптивного поведенческого развития у детей.Поскольку было обнаружено, что программы для родителей демонстрируют большое и устойчивое влияние на проблемы раннего деструктивного поведения (Comer et al., 2013), важно обеспечить, чтобы эти программы были широко доступны для семей из групп риска и чтобы эти семьи знали о них. их доступность. Кроме того, программы для родителей обычно проводятся в групповом формате по сравнению с индивидуализированной терапией, которая оказалась рентабельной, снижает стигму и способствует поддержке сверстников (Comer et al., 2013; Gross et al., 2003; Сандерс, 1999). Совершенно необходимо, чтобы родителей не обвиняли в их родительской практике или поведенческих результатах их детей, а вместо этого предоставляли им необходимые возможности и ресурсы. Использование этих ресурсов может помочь родителям применять более подходящие методы воспитания и способствовать адаптивному поведенческому развитию своих детей.

———

Джордан Л. Маллинз окончил Калифорнийский университет в Дэвисе в 2017 году со степенью бакалавра.Кандидат психологии и двойной минор по испанскому языку и развитию человеческого потенциала. В настоящее время она работает научным сотрудником в лаборатории неврологии развития доктора Гальвана. Джордан особенно интересуется клинической психологией, отношениями родителей и детей и семейной динамикой и надеется провести исследование по этим темам однажды в аспирантуре.

———

Ссылки

Ахтер, Н., Ханиф, Р., Тарик, Н., & Атта, М. (2011). Стили воспитания как предикторы экстернализирующих и интернализующих поведенческих проблем у детей. Пакистанский журнал психологических исследований, 26 (1), 23-41.

Альбрехт А., Галамбос Н. и Янссон С. (2007). Интернализирующее и агрессивное поведение подростков и восприятие психологического контроля родителей: панельное исследование, изучающее направление воздействия. Журнал молодежи и подростков, 36 (5), 673-684.

(APA) Американская психологическая ассоциация, (2018). Воспитание. Получено с: http://www.apa.org/topics/parenting/index.aspx

Аунола, К., и Нурми, Дж. (2005). Роль стилей воспитания в проблемном поведении детей. Развитие ребенка, 76 (6), 1144–1159.

Барноу, С., Шакит, М., Смит, Т. Л., Пройс, У., и Данко, Г. (2002). Реальная взаимосвязь между семейной плотностью алкоголизма и проявлением симптомов среди 146 детей. Алкоголь и алкоголизм, 37 (4), 383–387.

Баумринд Д. (1967). Практика ухода за детьми предшествует трем образцам дошкольного поведения. Монографии по генетической психологии, 75 (1), 43-83.

Баумринд Д. (1991). Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал раннего подросткового возраста, 11 (1), 56-95.

Баумринд Д. и Блэк А. Э. (1967). Практика социализации, связанная с аспектами компетентности мальчиков и девочек дошкольного возраста. Развитие ребенка, 38 (2), 291-327.

Bowlby, J. (1977). Создание и разрыв привязанностей. Британский журнал психиатрии, 130 , 201-210.

Кальсада, Э. Дж. (2001). Нормативное и оптимальное воспитание в доминиканских и пуэрториканских матерях маленьких детей (Заказ № AAI9984400). Доступно в PsycINFO. (619708281; 2001-95004-303).

Чен, X., Лю, М., и Ли, Д. (2000). Родительская теплота, контроль и снисходительность и их отношения к адаптации у китайских детей: продольное исследование. Журнал семейной психологии, 14 (3), 401-419.

Чорпита, Б. Ф., и Барлоу, Д. Х. (1998). Развитие тревожности: роль контроля в ранней среде. Психологический бюллетень, 124 (1), 3-21.

Комер, Дж., Ферр, Дж., Купер-Винс, К., Мэдиган, Р., Чоу, К., Чан, П., Идробо, Ф., Чейз, Р., МакНил, К., Эйберг , С. (2015). Обоснование и соображения в отношении предоставления интерактивной терапии между родителями и детьми через Интернет. Когнитивная и поведенческая практика, 22 (3), 302-316.

Дауни, Г.И Койн Дж. (1990). Дети депрессивных родителей: интегративный обзор. Психологический бюллетень, 108 (1), 50-76.

Гринбергер, Э. и Голдберг, В. (1989). Работа, воспитание и социализация детей. Психология развития, 25 (1), 22-35.

Гросс, Д., Фогг, Л., Вебстер-Страттон, К., Гарви, К., Джулион, В., и Грейди, Дж. (2003). Обучение родителей детей ясельного возраста дневному уходу в городских сообществах с низкими доходами. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 71 , 261–278.

Хоффман, М. Л. (1963). Личность, структура семьи и социальный класс как предпосылки утверждения родительской власти. Развитие ребенка , 34 , 869–884.

Коэн Д. Э. (1998). Родительское поведение: связанные характеристики и результаты ребенка (Номер заказа AAM9809732). Доступно в PsycINFO. (619378018; 1998-95006-332).

Креванс, Дж., И Гиббс, Дж. К. (1996). Родители используют индуктивную дисциплину: отношение к детскому сочувствию и просоциальному поведению. Развитие ребенка, 67 (6), 3263-3277.

Маккоби Э. и Мартин Дж. (1983). Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. Справочник по детской психологии Vol. 4. Социализация, личность и социальное развитие, 4, 1-101.

Мистерс, К., Мурис, П. и Эсселинк, Т. (1995). Враждебность и предполагаемое поведение родителей. Личность и индивидуальные различия, 18 (4), 567–570.

Нейхоф, К., и Энгельс, Р.(2007). Стили воспитания, стратегии выживания и выражение тоски по дому. Journal of Adolescence, 30 (5), 709-720.

Рапи Р. (1997). Возможная роль практики воспитания детей в развитии тревожности и депрессии. Clinical Psychology Review, 17 (1), 47-67.

Ручкин В., Эйсеманн М. и Хэгглёф Б. (1998). Воспитание родителей и проблемное поведение мужчин-правонарушителей в сравнении с контрольной группой на севере России. Социальная психиатрия, эпидемиология, 33 (10), 477–482.

Сандерс, М. (1999). Программа тройного P-позитивного воспитания: На пути к эмпирически подтвержденной многоуровневой стратегии воспитания и поддержки семьи для предотвращения поведенческих и эмоциональных проблем у детей. Обзор клинической детской и семейной психологии, 2 (2), 71–90.

Sears, R. R., Maccoby, E., and Levin, H. (1957). Образцы воспитания детей . Эванстон, Иллинойс: Роу, Петерсон.

.

Воспитание

Parenting

Воспитание детей практик во всем мире преследуют три основные цели: обеспечение здоровья и безопасности детей, подготовка детей к полноценной жизни и передача культурных ценностей. Качественные отношения между родителями и детьми имеют решающее значение для здорового развития.

По материалам Энциклопедии психологии

Что вы можете сделать

  • Изменение диеты и физических упражнений для детей

    Когда дело доходит до выработки здоровых привычек, вы можете научить детей действовать смело, чтобы изменить диету и упражнения (А.До н.э.)

  • Перед лицом дилеммы отсева из школы

    Эта статья стремится дополнить и дополнить резолюцию APA о предотвращении отсева из школы данными более поздних исследований по развитию детей, дошкольному образованию, социальному и эмоциональному обучению, которые помогают определить дилемму отсева из школы.

  • Противодействие детскому ожирению

    Советы и ресурсы для родителей о том, как помочь своим детям принимать более правильные решения о том, что им есть, чтобы предотвратить детское ожирение.

  • Как помочь детям и подросткам справиться со стрессом

    Если не обращать внимания на длительный стресс, он может стать причиной целого ряда проблем с физическим и психическим здоровьем.

  • Воспитание с одним родителем и сегодняшняя семья

    Жизнь в семье с одним родителем, хотя и является обычным явлением, может быть довольно напряженной для взрослых и детей.

  • Воспитание:

    лет Подростки, имеющие дело с гормональными изменениями и проблемами идентичности, сексуальности и алкоголя, могут чувствовать, что никто не может понять их чувства, особенно родители.

  • Родители и опекуны необходимы для здорового развития детей

    Родители и опекуны следят за тем, чтобы дети были здоровыми и безопасными, обучают их навыкам и ресурсам для достижения успеха во взрослом возрасте и передают им основные культурные ценности.

  • Оставаться на связи: руководство для родителей по воспитанию дочери-подростка

    Взгляните на эту информативную брошюру, которая охватывает такие темы, как половое созревание, группы сверстников, самооценка, сексуальность, перепады настроения, бунт и многое другое.

  • Parenting

    Сборник исследований с использованием реальных приложений, призванных помочь родителям наладить качественные отношения со своими детьми.

.

Различные теории и аспекты позитивного воспитания

Тем не менее, в воспитании детей мы хотим использовать принципы бихевиоризма таким образом, чтобы усилить позитивное поведение и уменьшить нежелательное поведение. Гленн Лэтэм, например, много писал о позитивном воспитании и использовании позитивного подкрепления для усиления желаемого поведения и об удалении положительного подкрепления для уменьшения нежелательного поведения.

Идея в основном довольно проста. Родители должны каждый день находить как можно больше возможностей для того, чтобы хвалить своих детей за то, что они сделали правильный выбор или поступили так, как им нравится.Это служит положительным подкреплением и увеличивает вероятность усиления такого поведения.

В то же время родителям не следует обращать много внимания на поведение, которое им не нравится в своих детях. Поскольку дети не получают положительного подкрепления за это, они с большей вероятностью бросят это занятие. Поскольку акцент делается на том, что ребенок делает правильно, это часто называют позитивной дисциплиной. Это контрастирует с наказанием, направленным на прекращение нежелательного поведения, которое не рекомендуется, поскольку оно очень жесткое и имеет оттенок желания страдать от ребенка.

Основная идея состоит в том, что дети учатся, независимо от того, правильно ли они себя вести или ведут себя неадекватно, — это вопрос того, что было подкреплено. Родителям обычно труднее всего игнорировать поведение, которое их беспокоит, и сохранять спокойствие по отношению к ним. Однако со временем дети не только лучше себя ведут и лучше контролируют свои собственные решения и поведение, но и становятся более приятными отношения между родителями и детьми. По этой причине позитивное воспитание / воспитание иногда называют мирным воспитанием.

6. Теория социального обучения

Люди, даже в младенчестве, во многих отношениях исключительно умны. Нам не всегда нужно напрямую получать обратную связь от нашей среды, чтобы учиться. Мы можем учиться, наблюдая за другими в наших социальных кругах или получая указания.

Это основная идея, лежащая в основе силы моделирования, в основном она исходит из теории социального обучения Альберта Бандуры. Идея позитивного воспитания заключается в том, чтобы осознавать примеры, которые мы подаем, как родители или опекуны, и использовать силу моделирования, чтобы научить детей тому поведению и эмоциям, которые будут способствовать наиболее оптимальным результатам.

Чтобы получить пользу от обучения с помощью наблюдений, нужно вложиться в модель. Дети часто находятся в присутствии своих родителей и естественным образом тянутся к ним. Бандура называет это ассоциативным предпочтением. Это одна из основных причин, по которой дети так часто подражают своим родителям, а также братьям, сестрам и сверстникам.

Дети могут научиться поведению — чему следует проявлять, а чего следует избегать — а также эмоциональным реакциям, с важным элементом подкрепления.Ребенок может научиться поведению или эмоциональной реакции, но будет ли она воспроизведена, зависит от того, была ли она положительно вознаграждена, когда ребенок ее наблюдал.

Более того, ребенок не обязательно придерживается подхода «все или ничего». Он / она может избирательно подходить к тому, что имитировать или собирать, или использовать различные элементы, что приводит к уникальному результату. Это подчеркивает когнитивную или мыслящую природу моделирования.

С аспектом мышления связано то, что дети могут научиться верить, что у них есть навыки, чтобы быть компетентными, или что им не хватает навыков, необходимых для управления своей средой.Это называется самоэффективностью, и когда она высока, это помогает детям проявлять настойчивость и преодолевать трудности. При позитивном воспитании родители работают над тем, чтобы их дети усвоили навыки, позволяющие им иметь высокое чувство собственной эффективности.

7. Развитие ребенка

На позитивное воспитание влияет понимание развития ребенка. Когда родители обладают достаточными знаниями о развитии ребенка, особенно когда они лучше осведомлены об этапах развития, и понимают, что дети становятся зрелыми благодаря определенному поведению, они более эффективно воспитывают детей.

Такие родители более точно определяют способности своего ребенка, более терпимо относятся к способностям своего ребенка к цветению и поддерживают его. Эти родители реагируют на своего ребенка и взаимодействуют с ним с большей эмоциональной чувствительностью и используют тепло и рассуждение, в отличие от утверждения власти или отказа от любви.

Более информированные родители общаются со своими детьми посредством более качественного и более частого общения, такого как разговоры, чтение и рассказывание историй.Они также создают более благоприятную учебную среду, предоставляя соответствующие возрасту материалы и предлагая разнообразные активные и стимулирующие занятия и языковой опыт, хорошо соответствующие текущему уровню развития их ребенка.

Все это приводит к тому, что у детей лучшие когнитивные результаты, такие как более высокие оценки в школе, более высокая самооценка, более эффективное социальное функционирование и меньшее количество проблем с поведением, поскольку у этих детей лучше эмоциональный и поведенческий самоконтроль.

.

Почему позитивное воспитание, как пользоваться любящим руководством и многое другое!

Мой любимый ресурс — указатель замечательной книги Альфи Кона « Безусловное воспитание», , где перечислены сотни рецензируемых
исследования, подтверждающие эту точку зрения. Это огромное количество исследований. Я направляю сюда читателей, потому что вы можете получить краткий обзор рецензируемых исследований от
заслуживающий доверия академик, и вы получите ссылки на исследования, если хотите. Но вот несколько исследований, которые помогут вам начать.Больше
публикуются каждый день.

Бурханс, Карен Кляйн и Кэрол С. Двек. «Беспомощность в раннем детстве: роль условной ценности». Развитие ребенка 66 (1995): 1719-38.

Чепмен, Майкл и Кэролайн Зан-Вакслер. «Соблюдение и несоблюдение детьми младшего возраста родительских требований». В Marc H. Bornstein, ed., Handbook
воспитания, т. 4, Прикладное и практическое воспитание. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум, 1995.

Dienstbier, et al.«Эмоционально-атрибутивный подход к моральному поведению». Психологический обзор 82 (1975): 299-315.

Хоффман, Мартин. «Утверждение власти родителем и его влияние на ребенка». Развитие ребенка 31 (1960): 129-34.

Хоффман, Мартин. «Нравственное развитие». В Руководстве Кармайкла по детской психологии, 3-е изд., Том. 2, отредактированный Полом Х. Массеном. Нью-Йорк: Вили,
1970b. 285-6

Ассор, Ави, Гай Рот и Эдвард Л. Деси. «Эмоциональная цена условного отношения родителей: анализ теории самоопределения.»Журнал
личности 72 (2004): 47-89.

Грольник, Венди С. Психология родительского контроля: как благонамеренное воспитание имеет неприятные последствия. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум, 2003.

Хоффман, Марин и Герберт Д. Зальцштейн. «Родительская дисциплина и нравственное развитие ребенка». Журнал личности и социальной психологии
5 (1967): 45-57.

Коэн, Патриция и Джудит С. Брук. «Взаимное влияние наказания и детского расстройства поведения.»В принуждении и наказании в долгосрочной перспективе
Перспективы под редакцией Джоан МакКорд. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1998.

Кандел, Дениз Б. и Пинг Ву. «Распутывание влияния матери и ребенка на развитие антисоциального поведения». В принуждении и наказании
в «Долгосрочных перспективах» под редакцией Джоан МакКорд. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1998.

Гершофф, Элизабет Томпсон. «Телесные наказания родителей и ассоциированных детей, поведение и опыт: метаанализ и теоретические данные.
Обзор.Психологический бюллетень 128 (2002): 539-79.

Гордон, Томас. Обучение детей самодисциплине… дома и в школе. Нью-Йорк: Times Books, 1989.

Хоффман, Мартин. «Совесть, личность и методы социализации». Человеческое развитие 13 (1970a): 90-126.

Sears, Роберт Р., Элеонора Э. Маккоби и Гарри Левин. Образцы воспитания детей. Эванстон, Иллинойс: Роу, Петерсон, 1957.

Stormshak и др. «Практика воспитания и проблемы деструктивного поведения детей в начальной начальной школе.»Журнал клинического ребенка

Психология 29 (2000): 17-29.

Штраус, Мюррей А. «Детей никогда и никогда не следует шлепать, независимо от обстоятельств». В текущих спорах о семейном насилии,
2-е изд., Отредактированные Донилин Р. Лосеке, Ричардом Дж. Геллесом и Мэри М. Кавано. Лондон: Sage, 2004.

.

Штраус, Мюррей А., Дэвид Б. Шугарман и Жан Жиль-Симс. «Порка со стороны родителей и последующее антиобщественное поведение детей.”Архивы
Педиатрия и подростковая медицина 151 (1997): 761-67.

Штраус, Мюррей А. Избиение дьявола из них: телесные наказания в американских семьях и их влияние на детей. 2-е изд. Новый Брансвик,
Нью-Джерси: Транзакция, 2001.

Тонер, Игнатиус Дж. «Карательная и некарательная дисциплина и последующее следование правилам у маленьких детей». Ежеквартальный отчет по уходу за детьми 15 (1986):
27-37.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.