Психология кризис новорожденности: Кризис новорожденности психология: кратко, характеристики

Содержание

Кризис новорожденности: психология, виды и особенности

Психологические кризисы сопровождают нас всю жизнь. Больше всего говорят о «переходном возрасте» и кризисе «середины жизни». Но самый первый переломный момент для нашей психики — кризис новорожденного.

Что собой представляет кризис?

фото 1259

Большинство психотерапевтов определяют момент рождения, как первую психологическую травму в жизни человека. Это связано с тем, что тип существования кардинально меняется. От внутриутробной жизни ребенок переходит к внеутробной.

Этот процесс требует не только физиологической перестройки, но и психологической. Хотя и психика у младенца пока еще не сформировалась до конца.

Считается, что кризис новорожденности проявляется потерей веса малышом впервые дни жизни. В его основе конфликт между повышенной социальностью, зависимостью от матери или другого значимого взрослого и невозможностью полноценно общаться.

Ребенок из комфортной среды попадает в непривычные условия, ему постоянно требуется подтверждение безопасности. Но он еще не умеет взаимодействовать с окружающими миром. Его единственный способ выражать свои не до конца осознаваемые потребности — крик.

Единственный способ получить подтверждение, что все хорошо — контакт с матерью или другим взрослым. Спокойный доброжелательный голос, ласковые прикосновения успокаивают младенца.

Матрицы Грофа

Американский психотерапевт Станислав Гроф рассматривал кризис новорожденности в психологии через стадии родов. Он выделил 4 матрицы:

  • период схваток;
  • прохождение по родовым путям;
  • непосредственно процесс родов;
  • первое взаимодействие с матерью.

По мнению психоаналитика, большинство ментальных проблем своими корнями уходят в сложности, с которыми младенец столкнулся в родах. Для разрешения этих трудностей Гроф, используя специальные техники, погружал пациентов в момент рождения. Он считал, что повторное прохождение четырех этапов, выход из них без страхов, недоверия и других проблем — основа здоровой психики.

Возможные осложнения кризиса

Базовое доверие к миру закладывается впервые месяцы жизни, на которые приходится кризис новорожденности. Если родители обеспечивают не только полноценный уход, но и комфортную психологическую обстановку — малыш легко адаптируется к внешнему миру.

Если ребенок чувствует раздражение, страх матери или она игнорирует его плач — он осознает, что не все в порядке, он не в безопасности. Мир кажется ему враждебным.

Если мама излучает покой и любовь — малыш понимает, что он в безопасности, с ним все в порядке, мир безопасное место. Сложности в этот период могут возникнуть из-за послеродовой депрессии у матери. Именно поэтому, впервые месяцы жизни ребенка, важна забота и о нем, и о матери. Именно это станет залогом нормального развития детской психики.

Сформированное доверие к родителям обеспечит более мягкое прохождение возрастных кризисов — года, трех, пяти и семи лет. Восприятие мира, как надежного и безопасного места, сформированное в младенчестве, в дальнейшем станет залогом комфортной социализации.

Как организовать адаптацию младенца

Успешное завершение адаптации к миру будет зависеть не только от спокойной психологической обстановки дома, но и умеренного количества внешних раздражителей. Громкие, резкие звуки, яркий свет будут травмировать малыша. Не нужно с первых дней дома окружать ребенка яркими игрушками, включать ему детские песенки. Фоновая спокойная классическая музыка и монохромные простые картинки — допустимый максимум впечатлений.

Визиты родных и друзей, желающих поздравить семью с пополнением, лучше отложить. Первые дни после выписки обилие гостей и внимание с их стороны причинят дискомфорт младенцу.

Не бойтесь приучить ребенка к рукам. Потребность в постоянном контакте с матерью жизненно необходима малышу. Ведь для него это залог подтверждения собственной безопасности.

Некоторые дети медленнее адаптируются к новому непривычному миру, именно они беспокойно спят и комфортно чувствуют себя на руках. Немного разгрузить маму в такой ситуации поможет слинг.

Диада «мать-дитя»

В возрастной психологии выделяют понятие диада — «мать-дитя». Оно рассматривает женщину и младенца, как психологически единый организм.

фото 1260

Поэтому первые месяцы так важен регулярный психологический и физический контакт между матерью и ребенком.

Ближе к году ребенок предпримет первые попытки отделиться от матери, начнет проявлять самостоятельность. В этот момент женщине важно «отпустить» малыша, самой начать отделяться от него психологически.

Особенности новорожденного

Большую часть времени младенцы спят или находятся в состоянии полудремы. Они чутко реагируют на изменения вокруг, уход матери или резкие звуки.

В основе поведения лежат безусловные рефлексы, благодаря которым малыш может выжить в новых условиях. За счет них он может дышать, его ЖКТ переваривает материнское молоко, функционирует выделительная система. Ближе к трем месяцам начинают формироваться условные рефлексы, система поведения.

Первое что узнает и определяет новорожденный — человеческое лицо. Он начинает отличать мать от других членов семьи. Также ребенок реагирует на голос, он способен улавливать интонации.

Периодом новорожденности считают первые три месяца жизни ребенка. После, для него уже используют термин младенец. Для него характерно так называемое переходное развитие.

Его признаками считают:

  1. Питание. С одной стороны, малыш питается материнским молоком, с другой должен сам его добывать.
  2. Поза эмбриона. Чаще всего, новорожденные спят именно в этой позе.
  3. Движения. Большинство рефлексов первых месяцев жизни считаются атавистическими и угасают. Вместо них формируются условные рефлексы.
  4. Отсутствие четкого различия между сном и бодрствованием. Часто сон носит поверхностный характер.

Окончание этапа новорожденности

Об успешном прохождении кризиса новорожденности свидетельствует комплекс оживления. Под ним в возрастной психологии понимают поведение младенца, которым он выражает радость при появлении значимого взрослого.

Малыш задерживает взгляд на матери, улыбается ей, активно двигает ручками и ножками. Пытается издавать первые звуки.

С физиологической точки зрения, о завершении кризиса свидетельствует появление условных рефлексов. Малыши начинают фокусировать взгляд на объекте, их внимание привлекают яркие цветовые сочетания. Они в стоянии сосредотачиваться на звуках, их привлекают простые, спокойные мелодии.

фото 1261

Кризис новорожденности — первый, переживаемый человеком, психологический кризис. Успешный выход из него гарантирует позитивное восприятие мира, базовое доверие к нему.

Понятие кризиса новорожденности в психологии

Определение 1

Кризис новорождённости — это кризис, который связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию.

Выготский о развитии ребенка

Выготский видит развитие ребенка как устойчивое развитие, проходящее через ряд периодов, а именно через: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст и половое созревание. Эти периоды стабильного развития перемежаются периодами кризиса: при рождении и в возрасте 1, 3, 7, 13 и 17 лет. Указанная периодизация существенно зависит от возникновения специфических структурных преобразований в отношении ребенка к своему социальному окружению и, соответственно, в его психической жизни.

Иными словами, Выготский утверждал, что при различных социальных условиях эти преобразования все еще будут иметь место, но будут происходить «по-разному» и до определенного момента (предположительно, в разном возрасте). Например, говоря о кризисе в 7 лет, он говорил следующее: «Факты показывают, что в других условиях воспитания кризис происходит иначе». Однако, этот кризис происходит у каждого ребенка с нормально протекающим процессом развития.

Готовые работы на аналогичную тему

В каждом случае верна концепция, предложенная Выготским для каждой из структур и преобразований. То, что развитие ребенка происходит совершенно по-разному в различных условиях, не является просто эмпирическим фактом, а скорее указывает на необходимость концепций, которые позволяют понять путь, по которому культурные факторы, которые могут быть эмпирически определены, участвуют в развитии ребенка. Тем самым это позволяет понять механизм, посредством которого культура и общественные институты воспроизводятся из поколения в поколение.

Замечание 1

Фундаментальный характер структур, которыми занимался Выготский, заставляет считать, что один и тот же ряд преобразований может переживаться детьми, развивающимися в любом обществе. Хотя в любом случае они будут переживаться по-разному, и результат будет разным.

Кризис новорожденности

Несколько недель после рождения — это первый кризисный период. Он длится с появления из утробы и до первых предпосылок социальной жизни человека, то есть когда ребенок приобретает способность отличать фигуру от фона, чтобы иметь возможность реагировать на других людей. Установление жизни вне тела матери ставит новорожденного в затруднительное положение, так как в этот период он полностью зависит от других, будучи не в состоянии каким-либо образом способствовать удовлетворению своих собственных потребностей.

Ребенок отделяется физически от матери, однако в основных жизненных функциях он долгое время остается биологически зависимым существом. Иными словами, принципиальная особенность этого возраста коренится в той уникальной ситуации развития, которая обусловлена тем, что ребенок в момент рождения отделяется от матери физически, но не биологически.

Психическая жизнь новорожденного имеет форму, которая исчезнет, как только будут созданы предпосылки для младенчества. В ней встречаются все типичные черты характера новообразований критических возрастов, которые являются переходными, то есть исчезают в следующем стабильном возрасте.

Что же это за новообразования? Как уже отмечалось, это уникальная психическая жизнь, которая связана преимущественно с подкорковыми отделами головного мозга. Она не сохраняется как таковая в качестве стабильного приобретения у ребенка в последующие годы. Иными словами, она «цветет и увядает» в узких временных рамках, которые охватывают пренатальный период развития. Однако нельзя сказать, что это «сиюминутный эпизод» в развитии ребенка, так как она не исчезает бесследно. В дальнейшем развитии она теряет только свое самостоятельное существование и входит как составная часть (подчиненная единица) в нервные и психические образования более высокого порядка.

Эта безусловная зависимость без каких-либо возможностей даже для восприятия другого человека является затруднительным положением, выход из которого возможен только посредством развития подкоркового мозга ребенка.

Основной чертой периода новорожденность является переход от внутриутробного состояния к внеутробному, адаптация к новым условиям жизни, которая проявляется на всех уровнях развития: соматическом, рефлекторном, сенсорном, моторном. Теперь жизнь ребенка не связана с организмом матери. Она, как и всякая индивидуальная жизнь человека, вплетена и вовлечена в социальную жизнь окружающих ребенка людей. Второй особенностью данного периода является то, что эта индивидуальная жизнь, будучи первой и самой примитивной формой существования ребенка как социального существа, является также и психической жизнью, потому что только психическая жизнь может быть частью социальной жизни.

К концу 1-го мес. и началу 2-го в целом завершается переход к новым условиям жизни, отмечается появление эмоционально-положительной реакции ребенка на общение с взрослым, так называемый «комплекс оживления».

Определение 2

Комплекс оживления — это эмоционально положительная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в зрительном сосредоточении на лице взрослого, улыбке и двигательной активности.

Иными словами, этот кризисный период заканчивается, когда новорожденный начинает реагировать на других людей, тем самым создавая возможность для взаимодействия с другими людьми, и это позволяет ребенку вступить в новый, стабильный период развития — младенчество.

Таким образом, подкорковые структуры мозга обеспечивают ребенку возможность существовать не только как биологически зависимое существо. Изначально у новорожденного существуют только рефлексы, к которым относятся дыхание и сосание. Начало следующего периода (младенчество) требует развитие восприятия, которое включает способность отличить фигуру от ее фона. Это, в свою очередь, является способом, посредством которого у ребенка могут складываться социальные отношения.

Кризис новорожденности — Психология личности. Лекции.

Сущность и значение кризиса новорожденности были подробно описаны Д. Б. Элькониным. Он считал, что само рождение — это кризис, ибо родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называли травмой и считали, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.

Крик новорожденного — это его первый вздох, здесь еще нет никакой психической жизни. Переход от внутриутробной жизни к внеутробной — прежде всего перестройка всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Происходящее требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря ребенком в весе в первые дни после рождения. После первого вздоха аппарат дыхания ребенка начинает работать автоматически. Несколько хуже обстоит дело с механизмом приспособления к холоду. Единственный механизм, который работает, — принятие «внутриутробной» позы, если ребенка распеленать, т. е. не что иное, как уменьшение площади теплоотдачи. Некоторые ученые полагают, что ребенок рождается с готовым механизмом питания. Нет, указывал Д. Б. Эльконин, ребенок должен научиться сосать. Это очень сложный механизм: ротовая полость действует как вакуумный всасывающий насос, губами обеспечивается попеременное уравнивание давлений и создание разницы в давлении. Человеческое дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это незрелость не только высших регуляторных, но и многих нижележащих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации .

Для психологии вопрос о сущности незрелости новорожденного имеет принципиальное значение. Детеныш примата рождается с полным набором видовых форм поведения. Ребенок на момент рождения вооружен определенным количеством безусловных рефлексов — это цеплятельный рефлекс, рефлекс отталкивания и др. Однако у ребенка, в отличие от детенышей животных, имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают появления человеческих форм поведения, в то время как сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяет сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального существования.

Новорожденность является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития, они только обеспечивают выживание ребенка.

Как указывал Д. Б. Эльконин, в период новорожденности ребенка вообще нельзя рассматривать отдельно от взрослого, поскольку ребенок еще не обладает никакими способами взаимодействия со взрослым. Д. Б. Эльконин утверждал, что вопрос о сроках окончания новорожденности остается спорным. Д. Б. Эльконин считал, что единство со взрослым представляет для ребенка ситуацию максимального комфорта. Сигнал о некомфортности вызывает соответствующие действия у взрослого. Причем сигналы могут подаваться как в связи с отсутствием комфорта, так и его наличием. Лицо взрослого вызывает у ребенка состояние «блаженства» — он улыбается. Улыбка составляет центр комплекса оживления. При этом ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится в движении, он откликается эмоционально. Дети, отстающие в развитии, прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. Комплекс оживления как первый специфический поведенческий акт ребенка становится определяющим для всего последующего его психического развития.

Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством . Практически все отечественные психологи сходятся на том, что улыбка на лице ребенка является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,6 — 2,0 месяца). Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми.

Младенчество (2—12мес.)

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что Социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ», что означает неразрывное единство ребенка и взрослого. По словам Л. С. Выготского, эта социальная ситуация развития состоит в том, что все поведение ребенка, вся его деятельность реализуются либо опосредованно через взрослого, либо в сотрудничестве с ним. В отсутствие взрослого, говорил он, у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, возможность передвижения, изменения положения, захватывания желаемых предметов. Короче говоря, буквально все потребности — и органические, и социальные — удовлетворяются взрослым. В результате в человеке как в предмете их удовлетворения воплощаются и фиксируются все указанные потребности, и он становится притягательным центром всякой непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Таким образом, в младенчестве жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта — взрослый человек. Как заметил Д. Б. Эльконин, пустышка и покачивание — эрзацы, заменители взрослого, говорящие ребенку: «Все спокойно!», «Все в порядке!», «Я здесь».

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И.Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — суть общения. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Кризис одного года.

Как указывал Д.Б. Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее под влиянием общения изнутри самое общение. Ребенок становится на ноги. В результате расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти и взять какой-либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении со взрослыми должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: «Дай!», затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года.

Этот кризис характеризуется разрушением прежней социальной ситуации развития ребенка и образованием иных форм общения, которые приводят к появлению и новой ситуации. Особенности такого кризиса и его новообразования заключаются в следующем.

Это прежде всего «автономная речь» ребенка, которую понимает только его мама. Слова возникают у ребенка в эмоциональных ситуациях, которые воспринимаются им как нечто целое. Такие слова ситуативны и многозначны; налицо уже общение, обращение, но еще лишенное постоянства значений. По форме – это общение, а по содержанию – эмоционально-непосредственная связь ребенка со взрослым и с ситуацией. Ребенок  и взрослый еще связаны общностью ситуаций, в которых возникают слова.

Затем ходьба, афферентация которой еще не налажена. Она состоит пока в медленном и неуверенном перемещении, полностью занимающем ребенка. Ребенок ходит, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение.

Ведущий тип деятельности

Ведущая деятельность в раннем детстве — предметная деятельность (иногда ее называют предметно-орудийная или предметно-манипулятивная деятельность). Сущность ее заключается в присвоении ребенком обще-ственновыработанных способов употребления всех окружающих его вещей. По форме — это всегда совместная с взрослым деятельность, поскольку способ действия первоначально принадлежит взрослому, который передает его ребенку. Инициатива действия принадлежит ребенку, это именно индивидуальное действие по присвоению общественного способа употребления предмета.

Сложный механизм формирования предметного действия в раннем возрасте был описан Д. Б. Элькониным в следующих постулатах:

1.  Ребенок самостоятельно не может открыть общественно-выработанных способов употребления вещей.        

2.  На вещи «не написано», для чего она служит.

3.   Орудие от вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике этого орудия.                                                                   

4.   В орудии и в способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнута этим предметом. Только после того как ребенок впервые выпьет из чашки воду, у него возникает цель — пить воду, т. е. возможность использовать для этого чашку. Иначе говоря, орудие есть орудие только после того, как стала известна цель, для достижения которой оно может быть использовано. Иными словами, цель не дана человеку с самого начала.  

Основные новообразования возраста

Ранний возраст сензитивен для развития речи. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что речь здесь выступает не как функция, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями. Это средство развития самостоятельной предметной деятельности. Д. Б. Эльконин писал, что для периода раннего детства характерно интеллектуальное решение задач, т. е. такое решение, которое основано на учитывании ребенком соотношения элементов ситуации, орудий (предметов) и достижения цели. В этот период интенсивно развивается речь. Ребенок от автономного, аффективно окрашенного, ситуативного слова переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущим функциональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом к расчлененному предложению и речевой форме коммуникации в собственном смысле слова.

Показ взрослого вместе с речевым указанием, с одной стороны, и появлением предметных действий — с другой, ставят ребенка и взрослого в ситуацию общения. Ребенок начинает обращаться ко взрослому с разными просьбами. Расширяются функции общения, что и ведет к обогащению речи ребенка. Часто на этой стадии бывают задержки речи. Но спустя некоторое время ребенок вдруг начинает говорить, делая громадный скачок в развитии речи. Можно предположить, что в подобные периоды «застоя» речь развивается потенциально.

В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Умение относить слова к обозначаемым ими предметам  и действиям приходит к ребенку далеко не сразу. Сначала   понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Далее пассивная речь начинает бурно развиваться и в развитии опережает активную речь. Запас пассивной     речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала  ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов,   т. е. понимание контекстной речи .

этой потребности настолько велика, что она способна подчинить себе многие другие, также достаточно сильные потребности ребенка. Потребность в реализации и утверждении своего Я в этот период развития является доминирующей. Это становится характерным проявлением кризиса трех лет.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Кризис новорожденности




К оглавлению

КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ.

Первый критический период развития ребенка — период новорожденное™. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни Это переход от темноты свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать заново.

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.

Причины кризиса новорожденности:

Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он
попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор
врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы
его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец — максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование — возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:

•  общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

•  использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение

инициативы общения;

•  обильные вокализации во время общения с матерью;

•  реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления — основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Физиологический критерий конца новорожденности — появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий конца периода новорожденности — приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально.

Литература:

Выготский Л.С. Психология, -М.: Эксмо пресс, 2002. -1008с.

Ефимкина Р.П. Детская психология

Психологический словарь

Тураевская Е.И. Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0-1 год)

Эльконин Д.Б. Период раннего детства

81. Кризис новорожденности. Шпаргалка по общей психологии

81. Кризис новорожденности

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (хватательный, рефлекс Робинсона и др.). Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть, для того чтобы сформировался акт хватания или ходьба.

Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период но-ворожденности.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода но-ворожденности – комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоорди-нированы. В комплексе зарождается координация движений.

Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Кризис новорождённости — Википедия с видео // WIKI 2

Кризис новорождённости — кризис, связанный с переходом от пренатального к постнатальному развитию.

Впервые был выделен и описан Л. С. Выготским. В момент родов ребёнок физически отделяется от матери, но не отделяется биологически из-за ряда причин. Ребёнок ещё долгое время остаётся неспособным выполнять основные жизненные функции и является биологически несамостоятельным существом.[1] Существование ребёнка в период новорожденности занимает как бы среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Это звено представляет собой в истинном смысле переходный этап от одного типа развития к другому.[2]

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    616

    2 169

    827

  • ✪ Период новорожденности

  • ✪ ᴪ Законы детского развития. Психология ребенка в разном возрасте и законы детского развития.

  • ✪ Кризис трехлетнего возраста ребенка.

Содержание

Основные особенности

  • Перестройка физиологических механизмов: дыхания, питания, выделения, терморегуляции;
  • Воздействие на нервную систему ребёнка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС;
  • Ограниченность репертуара врождённых безусловных рефлексов ребёнка;
  • Потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов

Так как на ребёнка действует огромное количество стимулов после рождения, ЦНС ускоренно развивается и находит отражение в преобладании сна и сновидных состояний (сон — защитное реагирование). Эти особенности являются переходным характером кризиса новорожденности и обнаруживаются в моментах инволюции развития (например, потеря веса в первые две недели жизни, вследствие несформированности пищевого поведения). Физиологический критерий завершения кризиса — начало прибавления в весе.[3]

Социальная ситуация развития кризиса

Социальная ситуация развития кризиса характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой. Врождённый фонд реакций ребёнка очень беден, все его потребности удовлетворяются через взрослого. Вопрос о генезисе общения с близким взрослым — вопрос жизни и смерти.

Психологический смысл кризиса — без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет.

Основная задача развития — формирование у ребёнка потребности в общении и соответствующих средств.[3]

Разрешение кризиса

Разрешение кризиса новорожденности происходит к концу второго месяца жизни. Это связано с комплексом оживления. Появление данного комплекса означает формирование у ребёнка первой социальной потребности — потребности общения со взрослым и представляет первую форму такого общения.[3]

См. также

Примечания

  1. Выготский Лев Семенович. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология. — Москва: Книга по требованию, 2013. — ISBN 978-5-458-36830-8.
  2. ↑ Младенческий возраст1 (неопр.). Дата обращения 1 декабря 2017.
  3. 1 2 3 Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. — Айрисс-пресс, 2005. — ISBN 5-8112-1353-0.


Эта страница в последний раз была отредактирована 30 июля 2020 в 23:19.

Характеристика кризиса новорожденности — Студопедия

Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться несамостоятельным существом.

Основные особенности их жизнедеятельности дают основания выделять новорожденность как особый возрастной этап, наделенный всеми характерными признаками критического возраста.

Кризис новорожденности не открыли, а обосновали теоретически как особый период в психическом развитии ребенка, его признаком является потеря ребенком веса в первые дни после рождения.

Кризис новорожденности — относительно короткий период в жизни ребенка (1-2 месяца), который характеризуется психологическими изменениями, выраженные в лишении ребенка основных средств общения со взрослыми, беспомощности, переходе от пренатального до постнатального развития и т.п..

Социальная ситуация развития новорожденного неповторима. Биологически он совершенно беспомощен, не может удовлетворить ни одной жизненной потребности без помощи взрослого, поэтому максимально социальным существом. При определенной зависимости от взрослых ребенок лишен основных средств общения с ними, прежде человеческой речи. На этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения основывается их дальнейшее развитие в этом возрасте.

Именно в своеобразии ситуации развития Выготский видел самую особенность возрастного периода. Эта ситуация создается благодаря тому, что, отделяясь от матери физически, ребенок не отделяется от нее биологически. Центром ситуации развития новорожденного является взрослый.



Большую часть времени он спит и просыпается, чтобы поесть. Новорожденный совершенно беспомощен, без опеки взрослого может погибнуть. Взрослый, прежде всего мать, организует его жизнь во всех аспектах: кормит, вызывает и поддерживает активность, создает предпосылки для новых впечатлений. Поэтому этот период считается переходным между внутриутробным и внеутробной жизни ребенка.

Период новорожденности предвещает начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни ребенка. Основной его особенностью является отсутствие поведения, ребенок проявляет лишь его инстинктивные формы — безусловные рефлексы.

Безусловные рефлексы — наследственная форма реагирования на воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма.


С ростом и развитием инстинктивные формы поведения исчезают, что открывает возможности для формирования новых (социальных) форм поведения.

Предпосылкой формирования условных рефлексов является зрительное и слуховое сосредоточение на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления грудью. В дальнейшем оно сопровождает все многогранные собственно человеческие формы поведения.

Центральным и основным новообразованием периода новорожденности является индивидуальной психической жизни. Речь идет о том, что в период новорожденности ребенок существует индивидуально, обособленно от организма матери, сливается с социальной жизнью людей, которые его окружают.

Кроме того, индивидуальная жизнь как первая и самая примитивная форма социального существования является психическим жизнью, ибо только оно может быть частью социальной жизни близких людей.

Новорожденному присуще лишь зарождение психической жизни (выразительность движений, состояние радости и печали, гнева и страха, удивления и размышлений; инстинктивные движения, связанные с голодом, сытостью, удовольствием и т.п.). Эти проявления можно наблюдать сразу после рождения.

Психическая жизнь новорожденного имеет очень своеобразный характер, о чем свидетельствуют: недифференцированность и нерасчлененность переживаний (своеобразное сочетание влечения, аффекта и переживания; неумение выделить себя и свои переживания среди объективных вещей, неспособность дифференцировать социальные и физические объекты; нерасчлененность восприятия ситуации в целом ).

На основе первоначально аморфного восприятие ситуации происходит различение ребенком более или менее ограниченных явлений, которые он воспринимает как особое качество на этом фоне. Закон структурности (различение фигуры и фона) является, по мнению Л.С. Выготского, примитивной особенностью психической жизни, исходным пунктом дальнейшего развития сознания.

Критерием определения возрастной границы периода новорожденности он предлагал брать степень социального развития ребенка. Новорожденный еще не имеет никаких специфических форм социального поведения. Его психическая жизнь связана преимущественно с подкорковыми отделениями мозга.

К концу 1-го — начале 2-го месяца в психической и социальной жизни ребенка наступает переломный момент, который проявляется в его специфической реакции на человеческий голос. Сутью реакции являются улыбки в ответ на разговор взрослого человека. В конце 1-го месяца крик одного ребенка может вызвать соответствующий крик другой. Такая реакция является верхней границей периода новорожденности, который знаменует начало нового возрастного этапа развития ребенка.

Сущность ситуации развития в период новорожденности характеризуется физическим отделением от организма матери, интеллектуальными формами поведения, которые переходят в социальные, зарождением психической жизни.

Новорожденные девочки выносливее новорожденных мальчиков во время голода и эпидемий — ScienceDaily

Сегодня женщины обычно живут дольше мужчин почти во всем мире — в некоторых странах более чем на десять лет.

Итак, трехвековые исторические записи показывают, что женщины не просто переживают мужчин в обычные времена: они с большей вероятностью выживут даже в худших обстоятельствах, таких как голод и эпидемии, сообщают исследователи.

Исследователи обнаружили, что большая часть гендерного разрыва в ожидаемой продолжительности жизни связана с преимуществом выживаемости женщин в младенчестве, а не во взрослом возрасте.В тяжелые времена у новорожденных девочек больше шансов выжить.

Тот факт, что женщины имеют преимущество в младенчестве, когда поведенческие различия между полами минимальны, подтверждает идею о том, что объяснение, по крайней мере, частично является биологическим, говорят исследователи.

Под руководством Вирджинии Зарулли, доцента Университета Южной Дании, и Джеймса Вопеля, профессора-исследователя из Университета Дьюка, команда проанализировала данные о смертности людей, чья жизнь была оборвана голодом, болезнями и т. несчастья.

Данные охватывали семь популяций, в которых ожидаемая продолжительность жизни для одного или обоих полов была мрачной 20 лет или меньше. Среди них были рабочие и бывшие рабы в Тринидаде и Соединенных Штатах в начале 1800-х годов, жертвы голода в Швеции, Ирландии и Украине в 18, 19 и 20 веках, а также исландцы, пострадавшие от эпидемий кори 1846 и 1882 годов.

Например, в Либерии освобожденные американские рабы, переселившиеся в западноафриканскую страну в 1800-х годах, испытали самый высокий уровень смертности из когда-либо зарегистрированных.Более 40 процентов умерли в течение первого года жизни, предположительно, из-за тропических болезней, к которым у них было мало устойчивости. Младенцы, рожденные в это время, редко доживали до второго дня рождения.

Другая группа людей, жившая в Ирландии в 1840-х годах, умерла от голода, когда картофельный упадок вызвал повсеместный неурожай. Продолжительность жизни упала более чем на 15 лет.

В целом исследователи обнаружили, что даже когда смертность была очень высокой для обоих полов, женщины все равно жили дольше мужчин в среднем на шесть месяцев или почти четыре года.

Девочки, родившиеся во время голода, поразившего Украину в 1933 году, например, дожили до 10,85, а мальчики до 7,3 — разница 50 процентов.

Когда исследователи разбили результаты по возрастным группам, они обнаружили, что большая часть преимущества женской выживаемости связана с различиями в младенческой смертности. Новорожденные девочки выносливее новорожденных мальчиков.

Результаты показывают, что гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни не может быть полностью объяснен поведенческими и социальными различиями между полами, такими как принятие риска или насилие.

Вместо этого преимущество женщин во время кризиса может быть в значительной степени обусловлено биологическими факторами, такими как генетика или гормоны. Например, было показано, что эстрогены усиливают иммунную защиту организма от инфекционных заболеваний.

«Наши результаты добавляют еще один фрагмент к загадке гендерных различий в выживаемости», — говорят исследователи.

Результаты были опубликованы 8 января 2018 г. в раннем онлайн-выпуске Proceedings of the National Academy of Sciences.

История Источник:

Материалы предоставлены Duke University .Оригинал написан Робином А. Смитом. Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

.

Период новорожденных — Детская психология

Период новорожденности

Как отмечалось ранее, Выготский исходил из понимания развития как поэтапного процесса. Он выделил периоды постепенных изменений и периоды быстрого критического развития. Появление ребенка на свету предстает как процесс стремительных, то есть критических изменений, вызванных переходом от внутриутробной жизни к внеутробной. Этот переходный период получил название периода новорожденных. Все поведенческие проявления подчеркивают переходный характер детской жизни сразу после рождения.Действительно, если внутриутробное питание было паразитарным питанием за счет организма матери, то внешнее питание должно характеризоваться употреблением любых продуктов, доставленных из внешней среды. Ребенок ест материнское молоко, т.е. сохраняет биологическую зависимость от матери. Особенность этого питания в том, что, находясь вне матери, ребенок не обращается к продуктам внешнего мира, а продолжает питаться за счет того организма, в котором он развился, а не внутренним (паразитарным) методом. , но внешним.Промежуточный характер питания этого вида определяется тем, что, с одной стороны, ребенок находится вне тела, а с другой — продолжает есть за счет тела. Сон новорожденного — это тоже нечто среднее между бодрствованием и сном взрослого человека: ребенок не бодрствует, и не спит, он спит. Эта особенность проявляется, например, в процессе кормления: младенец может сосать грудь матери, не открывая глаза. Его сон еще не отличается от бодрствования.Со временем сонливость начинает прерываться периодами бодрствования и периодами сна. Таким образом, развитие процессов активности при переходе от внутриутробного к внеутробному состоянию характеризуется следующей тенденцией: сон во внутриутробном состоянии — дремота в период новорожденности — разделение фазы сна и активного бодрствования в последующем развитии. Двигательная активность новорожденного также носит переходный характер: хотя он может совершать серию движений рефлекторного характера, он перемещается в пространстве с помощью матери, что является промежуточным вариантом между движением плода и самостоятельным движением плода. больше взрослых детей.Описывая период новорожденности, Выготский отмечает, что он представляет собой разрыв со старым существованием и одновременно начало новой внематочной жизни. Поскольку такой переход происходит быстро, есть основания считать период новорожденности именно критическим.

Центральным новообразованием на этой стадии является индивидуальная психическая жизнь ребенка. Выготский подчеркивает в нем три момента. Во-первых, ребенка охватывают недифференцированные переживания, представляющие собой «сплав влечения, аффекта и ощущений».В этом месте поведение ребенка в основном обусловлено функционированием подкорковых структур, что, по-видимому, определяет эффективность жизни ребенка на первом этапе возрастного развития. Вторая особенность психики новорожденного характеризуется тем, что он не отделяет себя и свои переживания от окружающего мира, не различает социальные и физические объекты. Эта особенность проявляется в том, что даже в более старшем возрасте ребенок может укусить ногу, взяв ее в рот, поранив себя, как если бы нога была посторонним предметом, не принадлежащим ребенку.Социальная жизнь ребенка в этот период отсутствует. В-третьих, восприятие мира детьми этого возраста — это безраздельное впечатление от конкретной ситуации в целом. Как показывают наблюдения, даже старшие дети задолго до того, как начинают выделять отдельные свойства ситуации, реагируют на сложные комплексные воздействия: интонацию голоса, лицо матери. Такие впечатления эмоционально окрашены. Ребенок переживает состояния, а не какое-либо объективное содержание. Такая, как говорит Выготский, инстинктивная жизнь, как и всякое новообразование критического периода, не остается неизменной, а, трансформируясь, включается в последующие психические структуры, подчиняясь им и теряя свою независимость.Следует подчеркнуть, что хотя индивидуальная психическая жизнь, возникшая к концу неонатального периода, инстинктивна, но направлена ​​на взрослого, т.е. по своей сути социальный. Это обстоятельство дает возможность определить границы неонатального периода. Они связаны с реакцией ребенка на взрослого. Такая реакция характерна для грудничков третьего месяца жизни. Ребенок улыбается при виде взрослого, гудит, проявляет двигательную активность. Эта реакция, впоследствии названная комплексом возрождения, характеризует переход к следующему этапу психического развития — младенчеству.

.

Скрининг пятен крови новорожденных — Better Health Channel

Что такое скрининг новорожденных?

Каждому новорожденному в Австралии предлагается пройти обследование на редкие, но серьезные заболевания. Это называется обследованием новорожденных.

Проверенные условия включают:

Эти состояния не проявляются при рождении и обычно не имеют семейного анамнеза.

Очень полезно проверить на наличие этих состояний на ранней стадии, поскольку их лечение как можно скорее может предотвратить дальнейшие проблемы со здоровьем (осложнения).

Согласие на обследование новорожденных на кровяные пятна

Акушерка предложит вам пройти обследование новорожденных в больнице, где родился ваш ребенок, или дома.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок прошел тест, вам нужно будет дать письменное согласие на его прохождение. Это называется «информированным письменным согласием».

Отказ от скрининга новорожденных на кровяные пятна

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок сдавал тест (это называется отказом от теста), вам нужно будет подписать письменное заявление, чтобы показать, что вы понимаете риски, связанные с его отсутствием.

Условия, на которые проводится проверка, встречаются редко. Но если у вашего ребенка есть одно из этих состояний, и оно не будет обнаружено или не лечится, он может стать инвалидом или даже умереть.

К тому времени, когда симптомы заболевания действительно проявятся, оно, возможно, уже повлияло на развитие вашего ребенка. Скрининг помогает выявить пораженных детей на ранней стадии. В большинстве случаев они могут пройти курс лечения, чтобы уменьшить воздействие этого состояния на здоровье.

Что происходит, когда моего ребенка проверяют?

Обычно акушерка берет образец крови через 48–72 часа после рождения ребенка.Акушерка уколола пятку ребенка и капает несколько капель крови на карточку. Это может произойти в больнице или дома.

Тест безопасен и не причинит вреда вашему ребенку. Укол в пятку может вызвать у ребенка кратковременный дискомфорт, но может помочь его удержание или кормление во время сбора пробы. Существует небольшой риск заражения, но акушерка будет носить перчатки и чистить пятку вашего ребенка перед сбором крови, чтобы свести этот риск к минимуму.

Образец крови исследуют в лаборатории.Он протестирован на наличие различных химикатов, которые показывают наличие заболевания. Они называются маркерами. Если маркер муковисцидоза будет обнаружен, образец будет проверен на ген муковисцидоза.

У большинства младенцев результаты анализов нормальные. С вами не свяжутся, если результат будет нормальным. Иногда требуется еще один тест (повторный тест). Не волнуйтесь, если это произойдет, так как большинство результатов повторных проверок нормальны.

Если тест покажет, что у вашего ребенка редкое, но серьезное заболевание, с вами немедленно свяжутся, чтобы организовать лечение вашего ребенка.

Повторные анализы и положительные результаты

Иногда требуется повторный тест, если первый образец:

  • собрали слишком рано
  • было загрязнено
  • дал неясный результат.

Не беспокойтесь, если это произойдет, так как большинство результатов повторного скрининга нормальны.

Если у вашего ребенка будет обнаружено заболевание (это называется «положительный результат скрининга»), с вами свяжутся и направят к специалисту для дальнейшего обследования.

Положительные результаты скрининга обычно подтверждаются анализом мочи или крови.

Состояния, выявленные при скрининге пятен крови новорожденных

Некоторые из состояний, которые можно обнаружить при скрининге пятен крови новорожденных, включают:

  • фенилкетонурия (PKU) — состояние, при котором организм не может расщеплять фенилаланин (содержится в пищевых белках). При отсутствии лечения ФКУ может привести к умственной отсталости
  • гипотиреоз — состояние, при котором щитовидная железа не вырабатывает достаточное количество гормонов.Это может вызвать серьезную умственную отсталость и проблемы с ростом. Раннее выявление и лечение помогают детям быть здоровыми
  • муковисцидоз — состояние, при котором такие органы, как легкие и поджелудочная железа выделяют ненормальную слизь, которая закупоривает органы и мешает им работать должным образом.
  • других редких состояний, влияющих на метаболизм — есть много других редких состояний, которые не позволяют организму расщеплять белки и жиры обычным способом. Если эти состояния будут обнаружены и вылечены на ранней стадии до того, как ваш ребенок заболеет, у них будет больше шансов на улучшение здоровья.

Как проводится скрининг пятен у новорожденных

Кровь берется при уколе пятки ребенка. Укол в пятку может вызвать у новорожденного кратковременный дискомфорт, но может помочь удержание или кормление новорожденного во время сбора пробы.
Уровни биохимических маркеров вышеуказанных нарушений измеряются в пятнах крови. Единственный проводимый генетический тест — это небольшое количество образцов (около одного процента), которые имеют повышенный уровень маркера муковисцидоза.

Повторные пробы и положительные результаты

Иногда лаборатории может потребоваться повторный образец крови, если первый образец:

  • Собрали слишком рано
  • Загрязнен
  • Получил нечеткий результат.

Не беспокойтесь, если потребуется повторный анализ, так как большинство результатов повторного скрининга нормальны.

Если у вашего ребенка положительный результат скрининга (есть признаки заболевания), с вами свяжутся и направят к специалисту для дальнейшего обследования. Положительные результаты скрининга обычно подтверждаются анализом мочи или крови.

После обследования новорожденных

Карточка обследования с образцом крови вашего ребенка будет храниться в лаборатории около двух лет.Это происходит в том случае, если необходимы дополнительные исследования и чтобы помочь лаборатории убедиться в соответствии стандартам качества.

Вы также можете сделать карту скрининга вашего ребенка доступной для анонимных медицинских исследований. Примером этого типа исследования может быть установление нормальных значений для скринингового теста новорожденных на наличие пятен крови. Все такие проекты требуют одобрения этического комитета.

Через два года карты надежно хранятся бессрочно. Доступ к хранимым картам строго контролируется и защищается государственным законодательством.

Доступна поддержка

Сеть генетической поддержки Виктории (GSNV) поддерживает людей и семьи, затронутые генетическими заболеваниями. GSNV может помочь вам получить необходимую информацию, поддержку и услуги.

Если вашему ребенку поставили диагноз генетического заболевания, может быть полезно поговорить с генетическим консультантом. Консультанты-генетики — это специалисты в области здравоохранения, имеющие квалификацию как в области консультирования, так и в области генетики. Помимо эмоциональной поддержки, они могут помочь вам понять состояние и его причины, как оно передается по наследству (если это так), и что диагноз означает для здоровья и развития вашего ребенка и для вашей семьи.

Обученные консультанты-генетики могут предоставить информацию и поддержку с учетом семейных обстоятельств, культуры и убеждений.

Куда обратиться за помощью

Контент-партнер

Эта страница была подготовлена ​​после консультаций и одобрена:
Служба клинической генетики штата Виктория (VCGS)

Последнее обновление:
Июнь 2019

Контент на этом веб-сайте предоставляется только в информационных целях.Информация о терапии, услуге, продукте или лечении никоим образом не поддерживает и не поддерживает такую ​​терапию, услугу, продукт или лечение и не предназначена для замены рекомендаций вашего врача или другого зарегистрированного медицинского работника. Информация и материалы, содержащиеся на этом веб-сайте, не предназначены для использования в качестве исчерпывающего руководства по всем аспектам терапии, продукции или лечения, описанных на веб-сайте. Всем пользователям настоятельно рекомендуется всегда обращаться за советом к зарегистрированному специалисту в области здравоохранения для постановки диагноза и ответов на свои медицинские вопросы, а также для выяснения того, подходит ли конкретная терапия, услуга, продукт или лечение, описанные на веб-сайте, в их обстоятельствах.Штат Виктория и Департамент здравоохранения и социальных служб не несут ответственности за использование любыми пользователями материалов, содержащихся на этом веб-сайте.

.

Психическое развитие ребенка в период новорожденности

Психическое развитие ребенка в период новорожденности

Центральная нервная система новорожденного полностью не сформирована. Главное условие его дальнейшего созревания — получение впечатлений от внешнего мира, благодаря которым тренируются зрительный, слуховой и другие анализаторы. Сразу после рождения ребенок может различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако наиболее важным моментом в его умственном развитии является появление слуховой и зрительной концентрации. Слуховая концентрация наступает через 2-3 недели. Ребенок замирает и замолкает от резкого звука, например, хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется он следующим образом: не только замирает, но и поворачивает голову в сторону источника звука. На третьей или пятой неделе появляется visual . Происходит это так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, попавшем в его поле зрения.

Таким образом, по мере развития у ребенка слуховой и зрительной концентрации, к 5-6 неделям начинает закладываться основа для перехода от отдельных изолированных ощущений к целостному восприятию. Он уже может воспринимать предмет не по частям, а целиком, проследить взгляд за движущимся объектом или повернуть голову за движущийся источник звука. На раздражитель он реагирует следующим образом: замирает и сосредотачивается только на источнике звука или объекте, все остальные реакции в этот момент прекращаются.

С первых часов жизни ребенка взрослые являются для него основными источниками звуковых и слуховых сигналов. Они смотрят на новорожденного, показывают ему разные вещи, разговаривают с ним, тем самым активируя его ориентировочные реакции.

При наблюдении за рождением и первыми неделями жизни ребенка были получены следующие результаты.

Ребенок начинает свою жизнь с крика — реакции на болезненные ощущения при разрастании легких. Тогда крик становится проявлением отрицательных эмоций.Новорожденный кричит при возникновении неприятных ощущений, связанных с неудовлетворением потребности во сне, в пище, тепле, плач — реакция на мокрые подгузники и т. Д. Крик сопровождается мимическими изменениями: сморщивание лица, покраснение кожи, в Кроме того, ребенок начинает совершать несогласованные движения.

Когда физические потребности удовлетворены, новорожденный успокаивается и вскоре засыпает. Таким образом, удовлетворение физических потребностей избавляет ребенка от отрицательных эмоций, но все же не вызывает положительных.Положительные эмоции у новорожденного начинают возникать при получении впечатлений, которые ему дают взрослые. Первое проявление положительных эмоций в жизни ребенка — это улыбка.

В первую неделю жизни на лице новорожденного во время сна появляются движения, похожие на улыбку. Поскольку это происходит во сне, исследователи сочли их спонтанным и рефлекторным сокращением мышц. Также в первую неделю жизни на лице ребенка появляется бессознательная улыбка с высокими звуками и различными звуковыми раздражителями, но к пятой неделе жизни человеческий голос не вызывает улыбку, ребенку нужны зрительные раздражители, в частности взгляд человеческого лица.Реакция на изображение и голос взрослого —

следующим образом: у ребенка наблюдается торможение общих движений, через 10 секунд на его лице появляется выразительная улыбка и исчезает через 35 секунд. Так происходит общение со взрослым, а полученные от него положительные эмоции считаются проявлением первой социальной потребности ребенка.

Постепенно, примерно к месяцу, у новорожденного развивается особая эмоционально-моторная реакция: при виде лица матери он перестает смотреть на него, протягивает к нему руки, быстро двигает ногами, издает радостные звуки и начинает улыбаться.Эта реакция называется комплексом ревитализации . Появление комплекса ревитализации является новообразованием данного периода, считается завершением периода новорожденности и свидетельствует о переходе в младенчество.

Д. Б. Эльконин писал: «Улыбка на лице ребенка … конец кризису новорожденного». С этого момента он начинает самостоятельную психическую жизнь. Дальнейшее умственное развитие ребенка — это прежде всего освоение средств его общения со взрослыми.

М. И. Лисина считала, что оздоровительный комплекс свидетельствует о возникновении у ребенка потребности в общении со взрослыми.

П. Шпиц и Ф. А. Вольф в своих исследованиях показали, что в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок улыбается любому человеку, а с 4-5 месяцев мать начинает улыбаться при виде других знакомых лиц. Через улыбку между ребенком и родителями устанавливается положительный эмоциональный контакт, который приводит к привязанности и нежным, теплым отношениям.

Комплекс ревитализации выходит на первый план, когда взрослый попадает в поле зрения ребенка, тогда другие потребности теряют свое значение. Ребенок начинает улыбаться и двигаться, желая привлечь внимание взрослых. Такая реакция на близких людей говорит о том, что они для ребенка не только необходимое условие развития, но и его источник. Также установлено, что частое доброжелательное общение взрослого и ребенка способствует развитию комплекса ревитализации, а редкое и безразличное — препятствует, что может привести к задержке психического развития ребенка.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *