|
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — это… Что такое ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА?
- ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
- ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
-
— исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства, социально-психологические основы художественного процесса. П.и. сложилась как относительно самостоятельная область науки в кон. 19 в. В рамках т.н. социотропной (фундаментальной) и биотропной (прикладной, экспериментальной) П.и. изучаются формы участия сознания, эмоций, воли, памяти, воображения, интуиции, врожденных и приобретенных способностей в актах художественного творчества и художественного восприятия. Первые специальные работы по П.и. сразу же обнаружили свой междисциплинарный характер. Не все школы и направления психологической науки в равной мере занимаются разработкой проблем П.и. Особое значение для эстетико-психологического анализа имеют, как минимум, три направления. Ассоциативная психология изучает способы соединения представлений по определенным правилам и выявляет механизмы художественного восприятия, принципы организации и взаимодействия образной системы художественного текста. Гештальтпсихология исследует природу психики человека с позиций теории целостности. Выявление единства действия осознаваемых и безотчетных стимулов, типов личностей и темпераментов напрямую способствует изучению психологического своеобразия фигуры художника. И, наконец, чрезвычайную важность представляет теория бессознательного, проливающая свет на малоизученные процессы художественного творчества и художественного восприятия.
В разработку этой теории весомый вклад внесла психоаналитическая школа. Обращают на себя внимание разные трактовки роли бессознательного в художественном творчестве, представленные в концепциях З. Фрейда и К.Г. Юнга. Усилия Фрейда могут быть истолкованы как действия ученого-рационалиста, стремившегося выявить границы и превращенные формы действия подсознательного с тем, чтобы научить человека управлять этим подсознательным, т.е. обуздать его, заставить подсознательное действовать в интересах сознания. Напротив, вся система размышлений Юнга показывает, что в бессознательном он видит самоценную часть внутреннего мира человека. Доверие к бессознательному — это доверие к глубинным основам жизни, которыми наделен каждый человек. Фрейд полагал, что невроз — помеха полноценной жизни, то, от чего следует избавляться. Счастливый человек, по мысли Фрейда, не фантазирует, невротик — фантазирует всегда, поскольку не вполне способен «легально» реализовать свои желания. Др. позицию занимает Юнг, считавший, что невротическое состояние в определенной мере творчески продуктивно, оно является уделом художника: «Относительная неприспособленность есть по-настоящему его преимущество, оно помогает ему держаться в стороне от протоптанного тракта, следовать душевному влечению и обретать то, чего другие были лишены, сами того не подозревая». Большая сила неосознанных внутренних влечений, нереализованных порывов есть обещание и предпосылка творческого акта. Т.о., Юнг настаивал на том, что не следует искоренять бессознательное, оно способно дополнять сознание и плодотворно с ним сотрудничать. На этом выводе Юнга были основаны многие последующие психологические теории искусства, а также сама художественная практика: творчество Пруста, Джойса, Дали, Лоуренса, Вулф, Магритта, которым юнгианские положения дали сильный импульс и помогли сформулировать их собственные творческие манифесты. Современные исследования психологии творчества отмечены особым вниманием к таким его механизмам, как интенция и мотивация.
Большой массив психологических исследований посвящен изучению проблем художественного восприятия. В этой сфере выделяются работы Т. Липпса («теория вчувствования»), который интерпретировал феномен художественного наслаждения как «объективированное самонаслаждение». Воздействие произведения, по его мнению, впрямую зависит от умения и возможности преобразовать полученные импульсы в собственное интимное переживание. Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и фантазия, способные создавать в вымысле «идеально возможную и полную жизнь». Липпс стремился выявить необходимый «минимум» зависимости восприятия от объекта, отмечая элементарные влияния, оказываемые пространственными композициями разного типа в архитектуре, изобразительном искусстве, сценографии: мы поднимаемся вместе с высокой линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и чувствуем опору, воспринимая лежащий прямоугольник. И тем не менее иконографическая сторона произведения искусства не способна быть определяющим фактором восприятия. Вчувствование — это не познание объекта (произведения искусства), а своеобразный катарсис, дающий ощущение самоценности личностной деятельности. Обращает на себя внимание известная близость теории художественного восприятия Липпса учению И. Канта: по мнению обоих, художественно-ценное зависит не от объекта, а от духовного потенциала субъекта, его способности «разжечь» в самом себе волнение и безграничную чувствительность. Широкую известность за пределами психологии получили также теории художественного восприятия А. Потебни, А. Веселовского, Л. Выготского.
Специальный раздел современной П.и. — историческая психология — на основе анализа исторической панорамы произведений искусства ставит целью изучение и воссоздание форм психической пластичности человека в истории.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.
Под редакцией А.А. Ивина.
2004.
.
- ПСИХОЛОГИЗМ В ЛОГИКЕ
- ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Смотреть что такое «ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА» в других словарях:
Психология искусства — призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Содержание 1 Искусство как… … Википедия
психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия
Психология Искусства — отрасль психологии, изучающей процесс восприятия и создания произведений искусства … Психологический словарь
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — (от греч. psyche душа и iogos учение, наука) отрасль психологической науки, исследующая как свойства и состояния личности, к рые обусловливают создание и восприятие ею худож. ценностей, так и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. П. и.… … Эстетика: Словарь
Психология искусства (книга) — Психология искусства Автор: Л. С. Выготский Жанр: монография Язык оригинала … Википедия
психология искусства сценического — область психологии, исследующая творческую деятельность художников сцены актера, режиссера и процесс восприятия сценических произведений зрителем. Ее особенности определяются спецификой ее предмета: 1) искусства сценического как одного из… … Большая психологическая энциклопедия
Психология искусства (psychology of the arts) — Иск ва зависят от каждой из способностей разума перцептивной, когнитивной и мотивационной. По это причине все ветви психологии вносят вклад в изучение иск в. Иск во вытекает из свойства перцептивных образов, к рое почти полностью игнорировалось в … Психологическая энциклопедия
психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия
психология творчества — область психологических исследований творческой деятельности (см. творчество) людей в науке (см. психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (см … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — литературного, научная дисциплина, изучающая психологические особенности творческой переработки писателем впечатлений действительности, психологию личности автора как творца, общие и частные закономерности процесса создания художественного… … Литературный энциклопедический словарь
Психология Искусства — это… Что такое Психология Искусства?
- Психология Искусства
- Психология искусства — отрасль психологии, изучающей процесс восприятия — и создания произведений искусства.
Психологический словарь.
2000.
- Психология Жизненного Пути
- Психология Обучения
Смотреть что такое «Психология Искусства» в других словарях:
Психология искусства — призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Содержание 1 Искусство как… … Википедия
психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства, социально психологические основы художественного процесса. П.и. сложилась как относительно самостоятельная… … Философская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — (от греч. psyche душа и iogos учение, наука) отрасль психологической науки, исследующая как свойства и состояния личности, к рые обусловливают создание и восприятие ею худож. ценностей, так и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. П. и.… … Эстетика: Словарь
Психология искусства (книга) — Психология искусства Автор: Л. С. Выготский Жанр: монография Язык оригинала … Википедия
психология искусства сценического — область психологии, исследующая творческую деятельность художников сцены актера, режиссера и процесс восприятия сценических произведений зрителем. Ее особенности определяются спецификой ее предмета: 1) искусства сценического как одного из… … Большая психологическая энциклопедия
Психология искусства (psychology of the arts) — Иск ва зависят от каждой из способностей разума перцептивной, когнитивной и мотивационной. По это причине все ветви психологии вносят вклад в изучение иск в. Иск во вытекает из свойства перцептивных образов, к рое почти полностью игнорировалось в … Психологическая энциклопедия
психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия
психология творчества — область психологических исследований творческой деятельности (см. творчество) людей в науке (см. психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (см … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — литературного, научная дисциплина, изучающая психологические особенности творческой переработки писателем впечатлений действительности, психологию личности автора как творца, общие и частные закономерности процесса создания художественного… … Литературный энциклопедический словарь
Психология искусства это
Видели ли вы когда-нибудь картину известного испанского художника Сальвадора Дали «Слоны»? Она поражает умы обывателей своей фантастичностью, потусторонностью, буквально приковывает взгляд созерцающего ее человека.
Одни исследователи творчества художника говорят, что он был сумасшедшим, другие утверждают, что гением. Психология искусства – обособленная отрасль психологии, занимающаяся исследованием творческих процессов с позиции проявления в них личностных особенностей, эмоций, интеллектуальных способностей, характера, отношения к внешнему миру человека, способного созидать прекрасное.
Эволюция взглядов на проблему творчества
Психологи не раз задавались вопросом, где находится источник человеческого вдохновения, почему одни способны творить, а другие абсолютно бесталанны. Наиболее известным исследователем в этой области считается психолог Л.С. Выготский, еще в советские годы разработавший уникальную теорию, объяснявшую, почему некоторые произведения прошли сквозь века и стали настоящими сокровищами человеческой цивилизации, а другие сгинули незамеченными.
В своей книге «Психология искусства» ученый описывает методику, которая позволяет проанализировать структуру произведения и воссоздать реакцию, которую оно вызывает. Выготский считал, что роль искусства не должна сводиться ни к гностической, ни к гедонистической функциям, — она заключается в трансформации обыденных вещей и явлений через призму внутреннего мира творца в некое новое творение, способное затронуть сознание других людей.
Выготский в своих работах говорил о том, что в процессе творчества происходит метаморфоза не только материала произведения, но и испытываемых чувств. Для воплощения своей идеи в жизнь творец должен побороть сопротивление исходного материала, сделать его пластичным и податливым, как воск.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Музыкальная психология — это
Эта титаническая работа всегда скрыта от созерцателя, ведь он может видеть только конечный результат, но не гигантский труд, сокрытый внутри него. Ученый настаивает, что психология искусства должна уделять особое внимание анализу структуры творения, так как это лучший способ постичь его содержание.
Широко известна так называемая теория катарсиса, или глубокого эмоционального потрясения. Иными словами, находясь в состоянии катарсиса, человеку проще всего выплеснуть свои переживания вовне в виде художественного произведения.
С точки зрения этого подхода, психология искусства должна отделять повседневные, обыденные эмоции от бури чувств, сопровождающих создание шедевров. Также теория подробно обосновывает влияние творений искусства на человеческую душу, влияние эмоций создателя на эмоции созерцающего.
Гумбольдт говорил о том, что творчество имеет внутреннюю и внешнюю форму. Любой объект может иметь обманчиво простой вид, однако постичь и передать его внутренний смысл удается далеко не каждому созидателю.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое распредмечивание?
Например, христианский крест – это символ и идея одновременно, в нем заключено прошлое, настоящее и будущее, он бесконечен и конечен, обладает энергией и скрытым смыслом. Психология искусства должна сконцентрировать свои усилия на проникновении человека во внутреннюю форму произведения искусства.
Кандинский утверждал, что любой шедевр является продуктом своей эпохи. Эта гипотеза находит много исторических подтверждений, особенно если обратиться к периоду советского революционного творчества. Автор писал в своих работах, что творение способно отделяться от своего создателя, жить собственной жизнью, испытывать взлеты и падения.
Современная психология искусства говорит о существовании так называемого аффекта или эмоционального отклика, порождаемого творениями искусства. Происходит единение чувств и фантазий, что вызывает в человеке разнонаправленные аффекты, нивелирует аффекты содержания и формы, тем самым высвобождая нервную энергию. Эти взрывы эмоций получили название катарсис эстетической реакции.
Рекомендуем: Подсознание и сознание человека
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Являясь частью психологии, это направление несколько иначе подходит к анализу и исследованиям наблюдаемых явлений. Становится ясно, что обычные способы познания должны быть адаптированы к более специфичным задачам. Методов конкретно–научного характера, используемых для исследования проблем творчества, достаточно много, перечислим наиболее важные из них:
- Наблюдение – подразумевает фиксацию вербальных и невербальных реакций человека, находящегося в определенной ситуации. Оно может быть внешним, то есть основываться на сборе информации об объекте, или внутренним, аналогичным самонаблюдению.
- Интервьюирование – опрос наблюдаемого на интересующую исследователя тему.
- Биографический метод — основан на исследовании личности человека, его жизненного пути, ценностей и убеждений.
Исцеляющая сила искусства
Ученые не раз задавались вопросом, может ли познать психология, как искусство воздействует на человеческую душу. Можно ли исцеляющую силу бессмертных творений использовать на практике для лечения людей с патологией психики? Первопроходцем в этом направлении по праву можно считать Адриана Хиллома, который в 1938 году начал практиковать лечение больных искусством.
Суть арт-терапии довольно проста, но вместе с тем необычна. Методика помогает построить «мост» для общения психотерапевта и больного на символическом уровне, проанализировать чувственную и эмоциональную сферу.
Рекомендуем: Гипомания — это
Простой рисунок дает возможность человеку выплеснуть на бумагу его внутренние страхи, опасения, переживания, детские воспоминания, конфликты. Задача врача состоит в правильной интерпретации материала, подборе адекватной программы коррекции состояния больного.
В настоящее время методика широко используется практически во всех больницах, психологических центрах. Психологи при работе используют танцевальную, музыкальную драматическую терапии, а также визуальные ряды (например, рисунки, картины, коллажи и так далее). Многолетние наблюдения позволили сделать вывод об эффективности данного метода воздействия на психику человека и дальнейшей необходимости исследований в этом направлении. Автор: Наталья Иванова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
Что такое психология? Психология — это искусство
Что такое психология?
Психология – искусство осознанной практики жизни
Чего в ней больше? Я не смогу точно сказать. Могу сказать о каждой из частей.
Психология — это искусство
Какая психология без личности, и терапевта и клиента? Если терапевт следует только протоколам, он помогает клиенту примерно как массажер-автомат. Какие-то группы мышц, безусловно, расслабляет, но кардинально ничего не меняет. Копия картины. Макет постройки. А в реальности только настоящий Художник может решить, как ляжет этот мазок или кирпич, и только Врач руками почувствует более слабую зону.
Мы отличаем живое от мертвого, и стремимся к живому, даже если пытаемся себя обмануть. В любой позиции, клиента или терапевта. Жизнь невозможно тиражировать, и психологию – тоже. Любая жизнь на планете – уникальна. И значит, мы всегда имеем дело с творчеством, с проявлением индивидуальности. А значит, психология не может не быть искусством.
Психология — это осознанность
Наш ум беспокоен по своей природе. Ему лучше знать, почему и как это все работает, чем мучиться предположениями и тратить впустую вашу энергию. Поэтому знания, в том числе и наука, помогают уму успокоиться.
Мы находим объяснения происходящим с нами процессам, и направляем свой ум на моделирование собственного поведения, без чего невозможно никакое партнерство и никакая коммуникация. Знания, техники, школы терапии, приемы – все это помогает наполнить ум знаниями о том, как моделировать свое поведение, и делать его более организованным в своих же интересах. А в лучшем случае – позволяет с интересом наблюдать за всеми процессами в себе же, включая самоорганизацию. Психология не может не быть знанием и осознанием, конечно же.
Психология – это делание
Здесь невозможно получить результат раз и навсегда. Жизнь – это процесс, в котором все постоянно меняется. Одним из результатов хорошей психотерапии и является понимание, что результата в окончательном виде при жизни не бывает. А поэтому счастье, если банально обозначать, нужно ковать каждый день. Про запас оно не особенно куется.
Иногда, конечно, хватает на продолжительный срок, но все равно дрова кончаются, а если хочется тепла и света – огонь надо поддерживать всегда. И практика самого психолога – лучшая гарантия результата клиента: в первом всегда должен гореть свой огонь, если потух огонь второго.
Психология — это Жизнь
К чему еще имеет отношение психология?
Она – не абстрактное искусство, не отвлеченная наука, не практика ради механического развития навыков и совершенствования данного природой аппарата. Все это имеет смысл, для каждого — свой, но общее в том, что каждый хочет прожить свою жизнь счастливо и достойно в рамках своего понимания, а если получится – еще и развить это понимание.
Поэтому в психологии ничего не может стоять выше человека, человеческого же к нему отношения и ценности его жизни. Если это на самом деле понимать – никакой этический кодекс не понадобится.
Что такое психология?
Психология – не нечто, стоящее над человеком и взирающее на него с высоты, а способ обслуживания его жизни. Инструмент развития и совершенствования. И поэтому она не может существовать вне границ индивидуальных жизней каждого участника.
Читайте также:
Доверие психологу – прихоть или необходимость?
Отношения с психологом или что такое терапевтический контракт
Особенности и отличия скайп-консультации психолога
Если у Вас возникли какие-либо вопросы по теме:
Что такое психология?
Вы можете задать их нашему дежурному психологу:
Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.
Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!
«Что такое психология?» https://psyhelp24.org/chto-takoe-psihologiya/
Психология искусства и творчества
Демидов А.А.
Особенности окуломоторной активности при оценке индивидуально-психологических особенностей коммуникантов разных этносов по выражению их лица
Суворова И.Ю.
Творчество как метод встраивания людей с РАС в рабочую группу
Беспрозванная И.И., Жегалло А.В.
Структура представлений о себе и другом (по фотоизображению и схематическому изображению)
Барабанщиков В.А., Лупенко Е.А., Шунто А.С.
Представление о личности человека, изображенного на художественном портрете и фотографии
Казакова Е.И., Басюк В.С., Врублевская Е.Г.
Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России
Гусева Е.В.
Специфика психологизма в творчестве Э.М. Ремарка (на материале произведения «Тени в раю»)
Петренко В.Ф., Дедюкина Е.А.
Психология искусства: психосемантический анализ восприятия и понимания художественного фильма
Киселева М.В.
Особенности использования Арт-терапевтических техник для социальной адаптации и реадаптации различных категорий населения
Собкин В.С., Лыкова Т.А.
К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа
Остапенко Р.И.
Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях (итоги конференции)
Брехова А.В., Тарасова Ю.Б.
Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся
Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С.
Особенности проявления инициативы современных дошкольников
Зарецкий В.К.
Об истории появления учебного пособия «Психотехника переживания» Ф.Е. Василюка (в жанре культурно-исторического эссе)
Назаров А.И., Мещеряков Б.Г., Венгер А.Л.
К выходу в свет трех томов тематического собрания сочинений В.П. Зинченко (1931—2014)
Рубцов В.В., Коул М., Верч Дж.В., Асмолов А.Г., Эльконин Б.Д., Лекторский В.А., Нечаев Н.Н., Кудрявцев В.Т., Ахутина Т.В., Глозман Ж.М., Фаликман М.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А.
Творческий потенциал культуры и человеческое развитие (круглый стол методологического семинара под руководством В.В.Рубцова и Б.Д. Эльконина)
Зарецкий В.К., Карягина Т.Д., Холмогорова А.Б.
Творческий путь Ф.Е. Василюка как преодоление схизиса академической и практической психологии
Лонгарези А.М., Араужо Э.С., Пиотто Д.К., Марко Ф.Ф.
Жизнь и творчество Виталия Владимировича Рубцова — теоретика совместной деятельности
Полянина О.И., Балева М.В., Шевкова Е.В.
Семантическая оценка смысловой динамики учебного пространства ВУЗа в процессе обучения критическому мышлению по модели свободных искусств и наук
Филинкова Е.Б., Шульга Т.И.
Восприятие педагогами руководящей деятельности в образовании как фактор готовности к переходу на управленческую должность
Владимиров И.Ю., Карпов А.В., Лазарева Н.Ю.
Роль управляющего контроля и подчиненных систем рабочей памяти в формировании эффекта серии
Рубцов В.В., Лекторский В.А., Эльконин Б.Д., Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т., Фрумин И.Д., Громыко Ю.В., Болотов В.А., Лазарев В.С., Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Цукерман Г.А., Уразалиева Г.К., Ковалева Т.М.
От совместного действия — к конструированиюновых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинарапод руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина)
Лекторский В.А.
Естественное, искусственное и науки о человеке
Полуянов Ю.А.
Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения
Гуружапов В.А.
Проблема формирования замысла сюжетных рисунков младших школьников (комментарии к статье Ю.А.Полуянова)
Хазиева Т.И.
Пример творческого самовыражения в профессии психолога
Донцов А.И., Донцов Д.А.
Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов
Серебрякова К.А.
Что такое талант, и нужно ли его открывать?
Шишкина О.В.
Развитие творческого потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Сергеева М.С.
Использование средств музыкальной терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков
Киршин П.А.
Особенности проведения психотренингов в разнородных группах
Сафонова М.В., Тихонова Д.А.
Театрально-психологическая гостиная: необычная форма группового консультирования старшеклассников
Хайкин В.Л.
Психологическая работа в дополнительном образовании
Котова С.А., Пятаков Е.О.
На школьном пороге, или «Непричёсанные советы» начинающему психологу
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России»
Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”»
Матюшкин А.М.
Концепция творческой одаренности
Кудрявцев Т.В.
О различных психологических условиях управления творческой деятельностью
Горбов Ф.Д.
О «помехоустойчивости» оператора
Кабанова-Меллер Е.Н.
Перенос усвоенных приемов
Корт Б.
Арт-терапевтическая работа с младшими школьниками, имеющими проблемы развития
Сабадош П.А.
Эстетическая отзывчивость российской и азербайджанской молодёжи
Шумакова Н.Б.
Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте
Артеменков С.Л., Шукова Г.В., Миронова К.В.
Зрительное восприятие симметрии как фактор эстетического переживания
Золотарева А.А.
Краткий дифференциальный тест перфекционизма: проверка кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик
Ишанов С.А., Осин Е.Н., Костенко В.Ю.
Личностное развитие и качество уединения
Собкин В.С., Лыкова Т.А.
Личностные особенности и реакции на фрустрацию (по результатам исследования студентов-актеров)
Ермолаева М.В., Лубовский Д.В.
Психотерапевтическое значение катарсиса трагического
Психологи о творчестве Высоцкого: к 80-летию поэта и барда
Антонова Н.В., Патоша О.И.
Особенности восприятия брендов людьми с различными стратегиями потребительского поведения
Кубрак Т.А., Гребенщикова Т.А., Павлова Н.Д.
Психологический портрет современного кинозрителя: структура и связи кинопредпочтений
Барабанщиков В.А., Лупенко Е.А., Шунто А.С.
Восприятие личности человека по изображениям его лица на фотографии и художественном портрете
Адаскина А.А.
Чувство композиции как показатель художественного воображения
Шумакова Н.Б.
Особенности креативности в подростковом возрасте
Серова О.Е., Гусева Е.П.
Духовное пространство современного образования: проблемы, теория, практика. Межрегиональная конференция памяти А.Д. Червякова
Холмогорова А.Б., Рычкова О.В.
40 лет биопсихосоциальной модели: что нового?
Хорошилов Д.А.
Психология социального познания в зеркалах «когнитивных революций»
Лебедев А.Н.
Экспериментальное моделирование социодинамических явлений в массовой культуре
Интервью с Е.О. Смирновой: источник развития лежит не в физиологии, а прежде всего в культуре
Сериков А.В.
Способность к игровому переживанию как условие устойчивости личности к психосоматическим расстройствам
Антропова М.Ю., Мешкова Н.В.
О ситуационных характеристиках креативности в социальном взаимодействии старших школьников
Сороков Д.Г., Сорокова М.Г.
«Пятиминутка композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы начального музыкального образования
Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н.
Негативная креативность в образовании: особенности, угрозы и перспективы исследования
Гаврилова Е.В., Белова С.С.
Непреднамеренная переработка информации и вербальный интеллект
Терещенко Л.В., Бойко Л.А., Иванченко Д.К., Заднепровская Г.В., Латанов А.В.
Характеристики музыкального исполнения и зрительно-моторного взаимодействия при чтении с листа у пианистов в зависимости от особенностей музыкального произведения
Собкин В.С., Климова Т.А.
Лев Выготский о радости и скорби (комментарии к статье «Мысли и настроения»)
Зязина Н.А., Николаева Н.О.
Девушки в спорте и балете: пищевое поведение, отношение к своему телу, межличностное взаимодействие и личностная компетентность
Вырва А.Ю., Леонтьев Д.А.
Возможности субъективно-семантических методов в исследовании восприятия архитектуры
Выготский Л.С.
Театр и революция
Собкин В.С., Мазанова В.С.
Комментарии к статье Л.С. Выготского «Театр и революция»
Собкин В.С., Мазанова В.С.
Комментарии к «Театральным заметкам» Л.С. Выготского
Никитина А.
Зебмео и Джульебра
Лубовский Д.В.
Флоренский об искусстве — послесловие к несостоявшемуся диалогу с Выготским
Пергаменщик Л.А.
«Психологическая лаборатория» А.И. Солженицына
Попова Н.Т., Шеманов А.Ю.
Отчет о проведении научного мероприятия «II Российско-французский научно-практический семинар «Искусство – терапия – инклюзия»»
Лебедева Л.Д.
Восстановительная арт-терапия эмоциональных состояний онкобольных
Смирнов В.М., Смотрова Т.Н.
Роль кинематографа в становлении субъективной картины жизненного пути личности
Крушельницкая О.Б., Панасюк А.С.
Личность художника как фактор восприятия его произведений
Панасюк А.С.
О некоторых социально-психологических особенностях восприятия портретной живописи
Марцинковская Т.Д.
Проблема красоты в трудах П. Флоренского — междисциплинарный и полипарадигмальный подход
Федосеева Е.Г.
Пути к творчеству
Бобкова И.К., Кулямзина О.В., Евстигнеева Е.В.
Особенности развития творчества старших дошкольников на основе сочинения историй, сказок по методике Джанни Родари
Аристов В.В., Сироткина И.Е.
Танцеслово: анализ истории творческих взаимоотношений Есенина и Дункан
Терещенко О., Фурсов С., Сычугова М.
Искусство, открытое для всех
Журавлев А.Л., Нестик Т.А.
Внутригрупповые и организационные факторы совместного творчества
Оганесян Н.Т.
Самоактуализация личности посредством поэтического творчества в режиме творческих поэтических мастерских
Оганесян Н.Т.
Поэтическое творчество как средство регуляции эмоционально-смысловой сферы личности
Домбровская И.С.
К проблеме психологического анализа культурогенеза юмора
Старагина И.П.
Форма и содержание сценического творчества в младшем школьном возрасте
Потанина Л.Т., Ильясов И.И.
Эмпирическое исследование образно-символического мышления педагогов
Колесин А.Н.
«Кабуки» в Эрмитаже
Фурсова М.А.
Размыкая круг непонимания
Фурсова М.А.
Танец – это всегда эмоции
Собкин В.С., Маркина О.С.
Мотивационная структура поведения персонажа (по материалам восприятия фильма Ролана Быкова «Чучело»)
Петренко В.Ф., Коротченко Е.А.
Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов
Сейдалина А.О.
Приоткрывая завесу
Василюк Ф.Е., Зарецкий В.К., Молостова А.Н.
Психотехнический метод исследования творческого мышления
Петренко В.Ф., Коротченко Е.А.
Пейзаж души. Психосемантическое исследование восприятия живописи
Гончаров О.А.
Комментарий к статье Я.Б. Дереговски «О восприятии и изображении трех важных характеристик объектов»
Дереговски Ян Б.
О восприятии и изображении трех важных характеристик объектов
Френкель Н.В.
О роли музыкально-культурологического контекста в литературном образовании школьников
Ригина Г.С.
Музыка в педагогической системе Л. В. Занкова
Арябкина И.В.
Эколого-эстетическое образование учителей
Сурожский А.
Мистицизм
Марцинковская Т.Д.
Искусство в современном мире — новые формы и новые старые механизмы воздействия
Дэниелс Г., Лидбеттер Дж., Соарес А., МакНэб Н.
Содействие продвижению творчества в школах: возможности применения теории деятельности
Визгин В.П.
Антропология орудийности и феномен искусства
Влияние музыки на эффективность убеждающего сообщения
Шпет Г.Г.
Искусство как вид знания (этюд)
Щедрина Т.Г.
Архив Густава Шпета как феномен культурно-исторической психологии
Зинченко В.П.
Психологические аспекты влияния искусства на человека
Мелик-Пашаев А.А.
Память художника
Улыбина Е.В.
Функция искусства в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского
Гапонова С.А., Павлов А.Н.
Психологические условия оптимизации подготовки студентов исполнительских факультетов консерватории к концертной деятельности
Кудина Г.Н.
Опыт качественного анализа возрастных и индивидуальных особенностей развития читателей-школьников.
Сообщение 1. Понимание литературы младшими школьниками
Гуружапов В.А.
Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детьми
Гуружапов В.А.
Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми
(на материале анализа детьми содержания произведений живописи)
Тагирова М.С., Хозиев В.Б.
Декоративно-прикладное искусство как система опосредствования развития детей обских финно-угров
Воробьева И.Н.
Художественная студия в детском саду как образовательное пространство для совместного творчества детей и взрослых
Алмаева Е.А.
Моральное сознание и когнитивные искажения у подростков
Евченко Н.А.
Работа с образом «Я – максимально эффективного» в телесно-ориентированнном подходе
Харламенкова Н.Е.
Case study как метод исследования личности
Психология искусства (книга) — это… Что такое Психология искусства (книга)?
«Психология искусства» — труд Льва Выготского, содержащий анализ закономерностей эстетического восприятия.
Книга была закончена и защищена в виде диссертации в 1925. В том же году был подписан договор на издание, но книга тогда не вышла. Её первое издание было осуществлено в 1965, а 2-е издание в 1968 было дополнено расширенным комментарием Вяч. Вс. Иванова. В пятом издании (1997) восстановлены сделанные в советское время цензурные изъятия (ссылки на Троцкого и т. п.). Для издания 2001 года Вяч. Вс. Иванов дополнил свой комментарий.
Сам Выготский писал о своей книге:
Я изучал не басни, не трагедии и еще меньше данную басню и данную трагедию. Я изучал в них то, что составляет основу всего искусства,- природу и механизм эстетической реакции. Я опирался на общие элементы формы и материала, которые присущи всякому искусству. <…> И самый подзаголовок «Анализ эстетической реакции» указывает на то, что задачей исследования является не систематическое изложение психологического учения об искусстве во всем его объеме и во всей широте содержания (все виды искусства, все проблемы и т. д.) и даже не индуктивное исследование определенного множества фактов, а именно анализ процессов в его сущности.[1]
Оглавление
- К методологии вопроса
- Глава I. Психологическая проблема искусства
- Критика
- Глава II. Искусство как познание
- Глава III. Искусство как прием
- Глава IV. Искусство и психоанализ
- Анализ эстетической реакции
- Глава V. Анализ басни
- Глава VI. «Тонкий яд» Синтез
- Глава VII. Легкое дыхание
- Глава VIII. Трагедия о Гамлете, принце Датском
- Психология искусства
- Глава IX. Искусство как катарсис
- Глава X. Психология искусства
- Глава XI. Искусство и жизнь
Примечания
Ссылки
Об отношении аналитической психологии к поэзии — Просветите исследования
Наглядное изображение подсознательного уровня
В статье «Об отношении аналитической психологии к поэзии» К. Юнг анализирует принципы психологии как науки, их отношение к художественному творчеству и процессу его создания. Он признает, что, несмотря на очевидные различия, эти два царства тесно связаны друг с другом. Однако, по мнению психоаналитика, эта связь — явление не глубокое, а поверхностное, потому что каждое произведение, независимо от его жанра и пола, имеет психологическую сторону, более того, оно создается отдельными людьми.Согласно Юнгу, психология — это наука, а художественное творчество — нет. Следовательно, это можно наблюдать только с точки зрения эстетики, а не с психологических принципов [i].
Юнг считает, что искусство по самой своей природе не является наукой, а наука по самой своей природе не является искусством: таким образом, в обеих этих сферах есть что-то свое, что можно объяснить только в их собственных терминах. Следовательно, когда мы говорим об отношении психологии к искусству, мы будем рассматривать только тот аспект искусства, который может быть подвергнут психологическому исследованию.Какой бы вывод психология ни сделала после анализа, он будет ограничен ментальным процессом художественного творчества [ii] и не будет относиться к самой сокровенной сущности искусства.
Анализируя принципы психоанализа Фрейда, он замечает, что ранее поэтико-художественное произведение интерпретировалось через простые психологические элементы, такие как попытка объяснить художественное произведение через отношения между поэтом и его родителями. Однако стоит отметить, что такие информация не позволит нам получить глубокое понимание работы.Фактически, с помощью этого метода можно анализировать работу параллельно с другими явлениями жизни, включая психические заболевания, такие как невроз и психоз, плохие и хорошие привычки, убеждения, особенности характера, конкретные интересы и т. Д. По теории, все это следы угнетенного бессознательного, которые тесно связаны с отношениями ребенка с родителями. Однако разные вышеупомянутые явления не должны иметь одинакового объяснения. Если рассматривать произведение искусства как невроз, то либо произведение искусства — это невроз, либо невроз — это произведение искусства.Поэтому нельзя ставить произведение искусства на один уровень с неврозом.
У всех есть родители, у всех комплекс отца или матери, все знают о сексе и, следовательно, имеют определенные общие и типичные человеческие различия. Юнг приводит следующий пример: если на поэта больше повлияло его отношение к отцу, то, в случае другого, это была связь с его матерью, а на третьего, возможно, повлияла сексуальная зрелость или опыт. Если присмотреться, то мы увидим, что, на удивление, все эти особенности характерны и для обычных людей.
Направление медицинской психологии, основанное З. Фрейдом, дало историкам литературы новые возможности, чтобы они могли соединять и проводить параллели между произведениями искусства и личными, интимными эмоциями.
Честно говоря, следует отметить, что Юнг считал теорию Фрейда средством глубокого понимания художественных забот поэта, которые, скорее всего, связаны с ранним детством. Юнг не полностью отвергает убеждения своего учителя, поскольку он думал, что их можно использовать и добиться успеха, но не впадать в крайности.
В этом смысле психоанализ искусства не позволяет раскрыть нюансы произведения, которые можно заметить в литературном и психологическом анализе. Какими бы интересными ни были детство художника, отношения с родителями, они не могут быть ключами к расшифровке его работ.
Фрейд использовал свою психоаналитическую теорию, чтобы достичь вторичного уровня человеческой психологии, то есть подсознательного. Однако все его методы были более медицинскими. Он анализировал каждое явление и с помощью ассоциаций и других методов приводил их к угнетенному бессознательному или подсознанию, которое, в свою очередь, имело сексуальный код.Примечательно, что не все реалии, неврозы или идеи, выраженные в произведении искусства, связаны с половым инстинктом, то есть либидо.
Квартира в аренду в Crystal Residence, Jumeirah Village Circle
По этому поводу в своей статье «Об отношении аналитической психологии к поэзии» Юнг пишет:
«аналитическая психология должна полностью избавиться от медицинских предрассудков; ведь произведение искусства не является болезнью и, следовательно, требует иного подхода, нежели медицинский »[iii].
Когда ботаник исследует растение, растение может раскрыть секреты своего вида, но это не дает полной картины флоры. То же самое с психологией и психоанализом.
Художественные работы могут быть запланированы или направлены против любого явления. В этом случае писатель концентрирует свое воображение на реализации последнего, поэтому оно не связано с либидо.
Хотя писатель планировал и хотел писать именно так, само произведение диктует свой контекст, формы и средства.В этом случае писатель на одну ступень ниже, чем произведение, поскольку он просто становится средством между тем, что сказано, и тем, что написано. Юнг уделяет большое внимание следующему: когда писатель не так важен, как творческая работа и законченная художественная работа. Он считает, что художник находится под контролем произведения, поскольку последний контролирует писателя, а не наоборот. По словам Юнга, вера в то, что художник контролирует работу, является иллюзией, например, когда кто-то думает, что плывет по течению, тогда как поток ведет их в своем направлении.
Теории, высказанные основоположником аналитической психологии, предоставляют литературным и другим критикам широкие возможности для анализа художественных произведений. Давно известные произведения, прошедшие анализ, могут неожиданно предстать в совершенно новом свете и раскрыть совершенно иные идеи. Однако, когда в искусстве появляются элементы, которые ранее не были замечены, то это не просто иллюзии художественного ума, поскольку человек не смог бы их увидеть, если бы они не существовали на самом деле.Таким образом, все было в работе с самого начала, но было завуалировано символами и архетипами. Символическую литературу не нужно раскрывать как символы, потому что, согласно Юнгу, она уже предполагает, что все сказанное не является реальным, но имеет тайный, скрытый смысл.
Наконец, возникает вопрос; имеют ли искусство и художественные работы значение? Может быть, искусство не имеет смысла, и мы сами делаем выводы и высказываем мнения, придающие ему смысл. Ответ Юнга, однако, следующий: нет ничего без значения и значения, и ко всему, что кажется бессмысленным, следует подходить с точки зрения психоанализа и архетипов [iv].Опять же психоаналитик приводит к мысли, что все основано на бессознательном с его архетипами.
Проанализировав статью К. Юнга «Об отношении аналитической психологии к поэзии» и положения психоаналитической и архетипической школы, мы пришли к выводу, что индивидуальная и художественная работа тесно связаны, и эта связь часто раскрывается через психоанализ. , который разделяет бессознательное на части и обнажает архетипы. Последние служат созданию художественного произведения и анализу его нюансов.
Автор: Арлина Саркисян © Все права защищены.
Переводчик: Папян Лиана
.
Психология искусства | MIT Press
Выготский открыл оригинальное направление в науке психологии, основанной на социально-исторической теории природы человеческого сознания.
Это произведение, написанное более сорока лет назад и впервые переведенное на английский язык, подходит к изучению искусства с психологической точки зрения. Однако взгляд Выготского свободен от старого субъективно-эмпирического мировоззрения. Его метод, хотя и объективный и аналитический, основывался на доводе о том, что для анализа структуры художественного творчества необходимо воссоздать целостную концепцию, побудившую Выготского развивать средства, с помощью которых можно было бы исследовать художественные достижения, и элементы их достоверности ». раскрыто.”
Психология искусства обсуждает литературный жанр в его классических формах — басня, эпос, рассказ и шекспировская трагедия. Выготский ясно и убедительно обсуждает повышенные уровни восприятия и чувств, которые создает великая литература и драма.
Многие оценки в этой работе являются результатом реакции Выготского на ошибочные «решения», предложенные односторонними традиционными взглядами литературных критиков его времени.Целая глава «Искусство как техника» исследует и выражает его противоположные взгляды на формалистический взгляд на природу искусства. Для Выготского форма не существовала и не могла существовать независимо как действительное измерение — форма появлялась только по отношению к среде или материалу, который она воплощала.
Изложение диссертации Выготским в серии Психология искусства является логическим продолжением его основных мыслей. В первой главе, «Психологическая проблема искусства», он разъясняет главную ловушку критики до своего времени, где указывает: «Основная ошибка экспериментальной эстетики состоит в том, что она начинает с неправильного конца — эстетического удовольствия и эстетическая оценка, при этом намеренно игнорируя тот факт, что и удовольствие, и оценка могут быть произвольными, второстепенными или даже нерелевантными чертами эстетического поведения.Отсюда он переходит к исследованию психологических предпосылок искусства.
Рассматривая произведение искусства как «комбинацию эстетических символов, направленных на пробуждение эмоций у людей», Выготский продолжает анализировать эти символы и воссоздавать базовые, «безличные» компоненты, составляющие психологию произведения — без конкретные ссылки на автора-создателя или читателя-субъекта — рассмотрение только тех элементов формы и материала, которые объединены в произведении. Например, в главе о Гамлете Выготский исследует структуру с «субъективной» и «объективной» точек зрения, представляет проблемы «идентификации» героя и обсуждает пьесу на разных уровнях сознания.
По сути, работа синтеза, Психология искусства заложила основы новой науки об искусстве и как таковая является важным вкладом в ее изучение.
.
Бакалавр искусств и психологии
С этой степенью бакалавра искусств и психологии развивайте свои практические навыки и исследуйте новые и появляющиеся формы искусства. Получите стимул от наших специалистов международного уровня, примите участие в большом количестве выставок и получите первую квалификацию для обучения в качестве профессионального психолога.
Узнайте, как искусство и психология взаимодействуют друг с другом, и обсудите терапевтические свойства создания искусства на этом хорошо зарекомендовавшем себя курсе.
Присоединяйтесь к оживленному сообществу и исследуйте широкий спектр средств массовой информации, экспериментируйте с новыми формами искусства и развивайтесь как художник.Модули теории современного искусства и истории искусства дополнят ваше практическое занятие. Вы получите выделенное студийное пространство, доступное 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, а также наставника в студии, который поможет вам развить вашу индивидуальную и профессиональную практику. Студии — это оживленное место, где регулярно проходят мероприятия, показы, представления и выставки.
Поездки в музеи и художественные галереи помогают навести мысли о том, как искусство отображается и воспринимается. Вы приобретете профессиональный опыт, принимая участие в собственных выставках, общественных арт-комиссиях и мероприятиях.Наш преподавательский состав — это художники, кураторы и исследователи с международным статусом, и мы настоятельно рекомендуем регулярные выставки и открытые дискуссии.
Элемент психологии этого курса аккредитован Британским психологическим обществом (BPS) и позволяет вам продолжить обучение в качестве профессионального психолога. Ваш первый год познакомит вас с концепциями, необходимыми для квалификации BPS, включая познание, нейробиологию, развитие, личность и социальную психологию.
На протяжении всего курса вы приобретете практический опыт и научитесь придумывать и проводить свои собственные эксперименты. Вы расширите свои знания, изучая интересующие вас области более глубоко. Модули регулярно пересматриваются, и последние добавления включают в себя состояния аутистического спектра, поведенческую экономику, психологию питания, а также когнитивно-поведенческую теорию и терапию.
В последний год обучения вы сконцентрируетесь на своей диссертации по психологии и художественной программе.
Оба отдела активно поощряют трудоустройство, а также есть возможность испытать жизнь в другой стране.На протяжении всей вашей степени вы будете получать советы и рекомендации по развитию карьеры.
Размещение
Всем студентам предлагается пройти несколько курсов по искусству и психологии. Предыдущие студенты проходили стажировку в студии Voltaire и на Frieze Art Fair. Другие выступали в ICA, принимали участие в поддерживаемом Советом искусств кинопроекте в Музее сельской жизни и участвовали в международной выставке в Сеульском институте искусств в Южной Корее.
Студенты-психологи прошли стажировку в сторонних организациях, таких как благотворительные организации, в одной из трех наших клиник NHS и во всемирно известном Институте доказательной психологической терапии Чарли Уоллера. Кроме того, вы можете добровольно участвовать в качестве научного сотрудника в ряде проектов Школы.
На всех наших курсах бакалавриата у вас также есть несколько возможностей учиться за границей в международном университете. Учреждения включают Университет искусства и дизайна Эмили Карр в Ванкувере, Канада; Университет Рутгерса, Нью-Джерси, США; Университет Монаша, Австралия; и Национальный Тайваньский университет искусств в Тапеи, Тайвань; а также Художественные университеты в Дижоне, Франция; Цюрих, Швейцария; Будапешт, Венгрия; и Тампере, Финляндия.
Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт Школы искусств чтения.
.
ОЧЕНЬ АНИМАЦИОННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО от Psychology-Art на DeviantArt
: thumb331881878:
: большой палец 216608735:
: большой палец214377812:
: большой палец 204456382:
.