Психология этапы развития группы: Этапы развития группы | Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Содержание

Этапы развития группы | Журнал Практической Психологии и Психоанализа

В этой главе рассматриваются особенности развития группы, в том числе и реальной. Я пытался дать ведущему ориентиры для того, чтобы он мог разобраться в истории развития конкретной группы и лучше понять взаимодействие различных факторов группового процесса. Речь пойдет о развитии группы, с одной стороны, как социально-психологической структуры, с другой стороны, как «производственной», существующей для решения поставленных перед ней задач.

Во всех группах существуют линии психологического напряжения, которые оттягивают на себя большое количество энергии. Их последствиями часто являются возникающие у ведущего и участников фрустрация и апатия, а причины этого иногда остаются неизвестны. Напряжение в группе возникает из-за существующих противоречий. Понимать основы этих противоречий должен каждый ведущий.

В большинстве групп напряжение возникает от постоянного противоречия между требуемой эффективностью работы и личными потребностями участников, между измеримым успехом в достижении целей групповой работы и субъективно переживаемым успехом в отношении собственных запросов.

Во многих группах серьезное противоречие между необходимостью развиваться в направлении достижения поставленных целей и социально-психологическими потребностями участников игнорируется до тех пор, пока напряжение не перерастет в конфликт.

Некоторые люди не могут и не желают признавать, а многие просто не знают, что любое взаимодействие порождает проблемы. Члены группы хотят, чтобы их принимали такими, какие они есть, ценили их как людей, а не только как обладателей определенных знаний и способностей. Но в большинстве реальных групп потребность в непосредственном социальном признании и оценке удовлетворяется только опосредованными и абстрактными символами, — например, премиями, властью, карьерой, оценками и сертификатами.

Очень часто в группах, ориентированных только на достижение целей, много сил тратится на контроль за распределением времени. Нормы и образцы взаимодействия строго регламентированы. Тем самым сужается сфера свободного выражения личности. Такие условия намного сильнее способствуют соперничеству участников друг с другом, чем сотрудничеству, от участников требуется скорее конформность, чем автономия.

Ведущие групп и руководители реальных групп обычно проявляют раздражение и одновременно беспомощность, когда личные потребности и отношения членов группы мешают поверхностно понимаемой эффективности, когда участники хотят изменить нормы, чтобы удовлетворить свою потребность в большей доверительности и персонализации.

Когда правила поведения в группе или организации не позволяют удовлетворять естественные социально-психологические потребности членов группы, у них возникает стресс, так как приходится тратить много энергии на то, чтобы не выражать, а скрывать свои чувства. Стресс, в свою очередь, вызывает раздражение, которое также нельзя демонстрировать.

Спасительный маневр участника в этой эмоционально заряженной с

Социальная группа: формирование, динамика | Основы менеджмента

Существует несколько определений социальной группы. Приведем следующие из них.

Группа – это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.

Группа – это два (или более) взаимодействующих и взаимозависимых человека, объединившихся для достижения определенной цели.

Группа – это сложившееся устойчивое объединение людей, для которого характерна общность цели, совместный труд, наличие управления (самоуправления), взаимопонимание и ответственность.

Виды групп

Существует 2 вида групп – формальные и неформальные.

Формальные группы – это рабочие коллективы, которые формируются организацией, имеют установленные рабочие обязанности и выполняют конкретные задачи.

Виды формальных групп:

  • Производственные (процессные) группы
  • Группы руководителей
  • Комитеты (временные объединения)

Неформальные группы – это спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Неформальные группы формируются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Примерами неформальных групп являются протестные группы, группы вокруг неформального лидера и т.д.

Причины вступления

Можно выделить следующие причины вступления людей в группы:

  1. Организационные:
    • Структурные причины (перевод, назначение)
    • Возможность карьерного роста, получения или повышения квалификации
    • Режим труда, условия и место расположения
  2. Материальные (материальные и нематериальные льготы и преференции):
    • Материальная заинтересованность (оплата труда)
    • Служебное положение (льготы)
    • Улучшение жилищно-бытовых условий
  3. Социально – психологические:
    • Чувство принадлежности, потребность в самоутверждении, престиж
    • Поиск взаимопомощи и поддержки
    • Защита и безопасность
    • Интерес к сфере деятельности
    • Тесное общение и симпатия
    • Общие интересы, увлечения, эмоциональные контакты и т.д.

Результаты объединения в группы

  1. Положительные:
    • Обретение места в мире (социализация)
    • Большинство новых интересных идей возникает в процессе совместного труда
    • Повышение гибкости (за счет разнородности характеров, возраста, пола)
    • Мотивационное усиление
  2. Отрицательные:
    • Предпочтение частных целей общим
    • Конформизм (стремление подражать, человекоугодничество)
    • Потеря времени (из-за дискуссий)

Этапы развития группы

Каждая группа в своем развитии проходит через следующие этапы:

  1. Формирование группы – первый этап развития группы, во время которого люди объединяются в группу, а затем определяют ее цель, общий режим, дисциплину, регламентные основы деятельности. На данном этапе управление происходит через ядро группы.На данном этапе необходимо соблюсти:
    • Количественный критерий
    • Характеристики демографического свойства:
      1. Разновозрастной состав (имеется в виду разница в опыте)
      2. Разнополый коллектив
      3. Учет характеров
      4. Учет симпатий и антипатий
  2. Внутригрупповой конфликт – второй этап развития, который характеризуется развитием внутригруппового конфликта, идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы.
  3. Этап зрелости (сплоченности) – этап, на котором обеспечивается сплоченность членов группы, и общие цели группы становятся целями каждого.
  4. Стадия наивысшей работоспособности и производительности – на данном этапе группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена не на борьбу за власть и распределение ролей, а на эффективное выполнение поставленных перед группой задач. На данном этапе общие требования становятся требованиями каждого, и каждый член группы становится участником управления.
  5. Заключительная стадия – является стадией расформирования для временных групп. Для постоянных рабочих групп выполнение работы становится окончательным этапом ее развития.

Эффективность работы группы

Почему одни группы работают более успешно, нежели другие? На рисунке представлены основные компоненты, определяющие эффективность работы групп.

Внешние условия включают в себя стратегию развития организации, организационную структуру, формально установленные в организации нормы и правила, имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, принятую систему подбора персонала, систему оценки работников и их поощрение, организационную культуру.

Эффективность работы группы зависит от способностей и личных качеств ее членов. Отмечается, что индивиды, обладающие особыми способностями, более активно вовлечены в работу и вносят больший вклад в решение поставленных перед группой задач. Что касается личностных качеств, то отмечается, что черты характера, положительно оцениваемые организационной культурой, такие как общительность, уверенность в себе и независимость, положительно влияют на производительность и моральный дух группы.

Осуществляя анализ и прогнозирование эффективности работы в группе, необходимо учитывать ее структуру (роли, нормы, размер, состав, сплоченность, согласованность и позиции формального лидерства), а также специфику задач, которые приходится решать данной группе. Самая эффективная группа – это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди разного пола, возраста и с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижении целей организации, где присутствует здоровый уровень конфликтности и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.

Эффективность группы можно проиллюстрировать следующей формулой:

Потенциальная эффективность работы группы + Преимущества коллективной работы – Потери и просчеты в работе = Эффективность работы группы

Особенности группы в экономической среде:

  1. Группы формируются на основе вещественных факторов (например, материально-вещественный фундамент).
  2. Будучи однажды созданной, группа существует как объективная реальность вне зависимости от воли создавших ее людей.

Управление группой

Очень важно управлять развитием группы. Главной задачей является воспитание зрелости группы, т.е. баланс интересов группы и составляющих ее индивидов. Существуют следующие правила управления группами:

  1. Правило движения: сочетание глобальных и частных целей, стратегических и оперативных.
  2. Принцип параллельного действия: необходимо учитывать и отдельных индивидов, и коллектив.

Структура группы

Роли – набор ожидаемых схем поведения, приписываемых тому, кто занимает определенное положение в конкретной ячейке общества

  • Роли, ориентированные на выполнение рабочего задания (целевые)
  • Роли, ориентированные на поддержку уровня удовлетворенности членов группы (поддерживающие)

Нормы – приемлемые стандарты, которые становятся общими для всех членов группы.

Первая совокупность норм касается показателей эффективности труда (интенсивность работы, терпимость к браку, нарушениям сроков выполнения заданий).

Вторая совокупность норм – это внешние факторы (форма одежды, отношение к сверхурочной работе).

Третья совокупность норм – это уровень лояльности организации.

Согласованность – существуют групповые нормы, которые оказывают на людей давление, принуждая к подчинению и приведению поведения в соответствие с мнением и поступками окружающих. Одной из форм согласованности является шаблонное мышление, в соответствии с которой члены группы испытывают сильное давление привести свое мнение в соответствие с мнением других членов группы

Системы статуса – уровень престижа, положение или ранг индивида внутри группы.

Размер группы. Группа, с состав которой входит более 12 человек, более эффективна при сборе исходных материалов. Количество, равное 7 участникам, оптимально для обработки данных.

Сплоченность группы – это то, насколько члены группы нравятся друг другу и разделяют общие групповые цели.

Состав группы. С точки зрения эффективности группы, предпочтительны разнородные по составу группы (пол, возраст, стаж работы).

Формальное лидерство. В качестве примеров можно привести такие должности как руководитель проекта, начальник подразделения. Лидер во многом определяет моральный климат, взаимоотношения в коллективе и эффективность работы.

Стадии развития групп — Студопедия

Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии разных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности. Рассмотрим несколько подходов к формированию и развитию группы.

Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют 5−ти ступенчатую модель развития группы (рис.4):

1. Начальная стадия формирования
2. Притирка
 
3. Обеспечение сплоченности членов группы
 
4. Зрелость
 
5. Заключительная стадия.

Рис.4. Стадии развития группы

Начальная стадия формирования. Эта стадия, как правило, характеризуется неопределенность относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы.

Притирка. Вторая стадия развития группы обычно характеризуется внутригруппового конфликта. Идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После того как эта стадия будет завершена, становиться ясно, кто лидер данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере).

Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отношения между членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм и распределения ролей в данной группе.

Стадия наивысшей работоспособности и производительности. На данной стадии группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже не на распределение ролей и борьбу за власть, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.



Заключительная стадия. Для временных групп, например групп, созданных для осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становиться заключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы над проектом или чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем большее ее члены начинают думать о том, данная группа скоро прекратит свое существование.

При исследовании группового поведения часто используется описание развития группы как «биологического» процесса. Примером такого развития является ступенчатая модель, предложенная Б.В. Таменом: формирование Õбурление ÕнормированиеÕ функционирование (рис.5):


• формирование (англ.: forming). Группа еще не является группой как таковой. Это просто скопление отдельных людей. На этом этапе цели группы обсуждаются наряду с названием, руководством, кругом возможных дел. Люди будут стремиться установить свою индивидуальность в группе;

• бурление (шторм, англ.: storming). Группа проходит через конфликтный этап, который следует непосредственно за первичным (обычно ложным) консенсусом. Цели, руководство, роли и нормы могут оспариваться. Скрытые личные цели могут раскрыться, и можно ожидать определенной враждебности. Если эта стадия успешно контролируется, она может привести к формированию более реальных целей (задач) и методов. Этот этап особенно важен в формировании чувства доверия в группе;

• нормирование (англ.: norming). Группа устанавливает нормы и модели работы, в рамках которых она работает. Будет большое количество преднамеренных экспериментов, которые члены группы будут проводить для определения «температуры» группы и установления их уровня ответственности;

• функционирование (англ.: performing). Только после успешного прохождения предыдущих трех этапов группа сможет достичь оптимального уровня работы.

Для группы, в которой задача четко определена и рассматривается всеми членами как чрезвычайно важная, первые три этапа могут быть пройдены буквально в течение первых нескольких часов работы группы. Однако для большинства групп эти этапы растягиваются на более длительный период, что необходимо осознавать при составлении проектов и программ, ради которых комплектуется группа. Например, менеджер новой проектной группы, члены которой собраны из различных отделов организации и которые, возможно, не работали раньше вместе, вынужден отводить определенное время для развития и совершенствования группы.

Если исходить из понятия «жизненный цикл» группы, то Б.В. Такман считает, что существование группы имеет временные ограничения, поэтому заключительной стадии является в данном случае «роспуск».

По мнению психологов, жизненный цикл группы работников проходит четыре стадии: адаптация Õидентификация Õинтеграция Õраспад.

1. Адаптация характеризует начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство.

2. Идентификация связана с формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс протекает на трех уровнях: эмоциональном − как умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом− как способность стать на точку зрения другого человека или всей группы и поведенческом− как стремление подчиниться складывающимся групповым нормам.

3. Интеграция знаменует собой этап, когда уже завершена борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив.

Интеграция приводит к превращению коллектива в саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности.

Для данного этапа развития группы характерны следующие признаки:

— четко обозначены цели:

— достигнута совместимость индивидов в группе;

— лидер группы доказал на практике право на лидерство;

— группа успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

— размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать его;

— люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно трудности и решая групповые задачи:

— конфликты и стрессы, проявлявшиеся на первых порах особенно часто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.

4. Распад. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами.

Стадии не являются изолированными друг от друга. Они лишь указывают доминирующие тенденции, которые определяют тот или иной этап жизненного цикла. Время прохождения отдельного этапа при определенной ситуации может быть минимальными, стадии могут происходить одновременно, или при появлении нового лидера, изменении задачи группа может перейти на более низкую ступень.

Психологическая модель жизненного цикла группы показана в табл.9.

Таблица 9. Модель жизненного цикла группы

Причины образования группы Типы группы Стадии развития группы Основные характеристики группы Потенциальные конечные результаты
         
Удовлетворение потребности в:   — Общение     — Самоуважение   — Безопасности     — усиление власти   — получение определенного общественного статуса достижение социальных, экономических и др. целей Формальные:     — административные;   — оперативные   Неформальные:   — группы по интересам;   — группы на основе дружбы; 1. Адаптация     2. Идентификация   3. Интеграция     4. Распад 1) структура 2) размер 3) состав 4) статус 5) роли 6) нормы 7) сплоченность 8) коммуникация и взаимопонимание 9) лидерство 10)конфликт — индивидуальная результативность — групповая результативность — организационная результативность
 
 

Рис. 5. Ступени развития команды по Б.В. Такмену

Стадии развития группы

Поскольку группы существуют в самых разных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. В организации способы образования групп чаще всего задаются внешними по отношению к группе факторами, например условиями развития организации, изменениями рыночной конъюнктуры, диверсификацией в сферах организационной деятельности и т.д. Иными словами, причины возникновения группы лежат вне её, в более широкой организационной системе. Именно здесь определяется цель групповой деятельности и формируются формальные требования к структуре и функциям группы.

В то же время процессы и феномены, происходящие в группе, обладают собственными закономерностями и в целях анализа могут рассматриваться как автономные. Их изучение имеет важное значение для организации, во многом определяя эффективность её базовых единиц — рабочих групп. Не менее важная задача состоит в том, чтобы понять, как формируется группа, какие этапы развития она проходит, как каждый из этих этапов влияет на организационную деятельность.

Как и любое развитие, становление группы — динамический процесс. Большинство групп находятся в непрерывном процессе изменения. Однако, как показывают исследования, группы проходят в своем развитии ряд последовательных ступеней, которые можно рассматривать сами по себе, как закономерности, присущие исключительно этой форме объединения работников. Эти четыре стадии могут быть условно названы так — формирование, брожение, нормирование и деятельность.

Первая стадия — формирование группы (forming) или формального объединения индивидов. Еще недавно незнакомые или мало знакомые люди в силу различных обстоятельств (по необходимости или в соответствии с чьим-либо решением) объединяются или оказываются объединенными в формальную группу. Люди вначале ведут себя осторожно, внимательно следят за каждым шагом новых партнеров. Стадия характеризуется высокой степенью неопределенности в целях группы, ее структуре и лидерстве. Члены группы бросают «пробные камни», пытаясь определить свои роли, и выбрать, какой тип поведения наиболее адекватен ситуации. Сама групповая деятельность находится на периферии внимания. Если какую-то работу нужно сделать, ее делают в первую очередь на основе индивидуального исполнения. Эта стадия завершается в тот момент, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы.

Стадия брожения (storming) — это одна из форм внутригруппового конфликта. Индивиды соглашаются с существованием группы, но они сопротивляются контролю, который группа накладывает на своих членов. Происходит выяснение и распределение форм деятельности. Решения принимаются, как правило, на основе мнения большинства, заглушая голоса меньшинства. Кроме того, возникает конфликт, связанный с тем, кто будет лидером группы. По завершении этой стадии в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутри-группового лидерства.

Третья стадия — это стадия нормирования (norming), т.е. формирования в группе близких взаимосвязей и общности норм и ценностных ориентаций. На этой стадии можно говорить об упрочении группы. Здесь группа выступает именно как группа. Члены группы уже имеют четкое впечатление друг о друге, о способах работы коллег и их личностных особенностях. Роли и функции каждого члена группы обретают достаточную определенность: каждый знает свою роль и осознает ответственность за её исполнение. Теперь в группе существует сильное чувство внутригрупповой идентификации и чувство локтя. Стадия нормирования завершается с образованием четкой групповой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение члена группы. Несогласные с новыми ролями вынуждены, по крайней мере, временно смириться и следовать групповым нормам и требованиям. В некоторых случаях «недовольные» прибегают к различного рода защитным механизмам.

В целом, внутренняя атмосфера в группе на этом этапе значительно улучшается, напряженность первых этапов спадает и на передний план выступает цель совместной деятельности.

Последняя стадия — стадия деятельности (performing). На этой стадии завершается становление группы в качестве психологической общности, групповая структура принята всеми членами и предельно функциональна. Члены группы активны, нацелены на достижение групповой цели, стремятся к саморазвитию и согласны работать на благо всей группы. Задания выполняются с общей ответственностью. Энергия группы полностью перемещается от задач взаимодействия к задачам деятельности. Кульминацией этой стадии может стать достижение группой состояния групповой гармонии, при которой члены группы стремятся к выравниванию различий в активности и признают ценность каждого члена группы с точки зрения единого целого.

Атмосфера группы приобретает теплый, дружеский характер, члены группы чувствуют себя в полной безопасности и гордятся тем, что являются частью группы. Происходит еще более глубокая интеграция группы: не только ценности группы, но и ценности самой деятельности всё больше разделяются отдельными индивидами. Сама совместная работа приобретает столь большое значение, что превращается во внутреннее основание существования группы. Пожалуй, только на этом этапе развития можно говорить о превращении группы в команду, которая не только эффективно действует, но позволяет каждому члену группы удовлетворять широкий спектр своих потребностей, включая потребности в самоуважении и самоактуализации.

Рассмотренная последовательность не означает, что эффективность группы монотонно возрастает по мере ее формирования. И хотя существует ряд исследований, демонстрирующих рост эффективности на четвертой стадии развития группы, вопрос групповой эффективности не так прост. В некоторых условиях именно стадия брожения может быть наиболее продуктивной. И в этом случае эффективность последующих стадий будет ниже. Кроме того, движение от стадии к стадии не является четко определенным. Более того, группа часто регрессирует к предыдущей стадии.

При таком изменении последовательности стадия брожения уже будет выступать стадией дробления. В этом случае желание членов группы сотрудничать друг с другом резко падает, появляются клики — объединения индивидов, лишь формально связанные с целями группы. Между кликами легко рождается конкуренция и борьба за власть, которые резко снижают эффективность работы группы. Если группе не удается преодолеть дезинтеграционные процессы, ее распад становится неизбежным. Если же группа находит в себе силы преодолеть кризис, ее развитие возобновляется.

В реальной жизни группы выделить указанные стадии в чистом виде удается лишь в редких или критических случаях. Как правило, наблюдается параллельное и даже разнонаправленное протекание сразу нескольких процессов. Поэтому рассмотренные нами стадии правильнее рассматривать как общую схему, которая выделяет группы и помогает лучше понять проблемы, которые в ней возникают.

Психология групп, коллектива и руководства: что это такое

Фото 1655Психология изучает не только особенности личности, но и принципы взаимодействия, общения и влияния индивидов друг на друга. Психология коллектива рассматривает социальные ситуации и процессы, определяющие поведение индивида, теорию коллектива, проблематику лидерства, механизмы восприятия, психологию межличностных конфликтов. Для коллективной психологии важно рассмотрение индивида через призму его взаимоотношений с другими людьми, оценка личности как отражение мнения коллектива.

Понятие группы в психологии: роль группы в развитии личности

Принадлежность к группе — базовая потребность, необходимая для нормального развития социальных навыков. Отвержение или невозможность присоединиться к общности людей приводит к деградации индивида, снижает его эмоциональные и интеллектуальные навыки. Но в то же время, слишком сильное влияние группы подавляет развитие индивидуальности. Поэтому важным условием психического здоровья является поддержание баланса личностно-группового взаимодействия.

Одновременно индивид принадлежит нескольким группам: профессиональной, социальной, семейной, дружественной, идейной и другим. Его положение в группах может быть разным, в зависимости от степени включенности, соответствия ожидаемой роли, личной заинтересованности.

Группа — относительно устойчивое формирование, члены которого связаны нормами, ценностями и целями.

В нем обязательно есть свои ритуалы, формы совместной деятельности, кодекс поведения, формы поощрения и санкций. Определить группы можно по следующим признакам: Фото 1672

  1. Интегральные психологические характеристики. К ним относятся особенности, формирующиеся в процессе развития коллектива: установки, нормы, климат, интересы. Регуляцию поведения индивидов внутри группы осуществляет социальный феномен взаимодействия: коллектив направляет поведение индивида, а общность индивидов корректирует поведенческие нормы.
  2. Структура и единение. Хаотичное образование становится объединением, когда вырабатывает структуру и нормы. Групповая композиция включает основные показатели: численность, состав, положения отдельных членов коллектива. Каждый индивид в рамках общности выполняет определенную функцию, соблюдая формальные нормы поведения. Также между индивидами могут установиться неформальные отношения, вызванные личной симпатией или антипатией.
  3. Чувство принадлежности. Группа возникает только тогда, когда ее члены осознают себя частью общности. При этом могут испытывать разные эмоции: от радости и воодушевления, до разочарования и стремления покинуть группу. Важна не эмоциональная личностная оценка, а само чувство принадлежности. Для привития этого чувства группа использует внутренние механизмы влияния, например, давление. Оно принуждает человека корректировать поведение в соответствии с принятыми нормами.
  4. Согласованность действий. Необходимость действовать сообща продиктована потребностью сохранять групповой статус и добиваться поставленной цели.
  5. Установление отношений. Отношения между индивидами развиваются параллельно развитию самой общности и распределению ролей.

Чем сильнее развито чувство сплоченности, тем больше у объединения шансов занять социально значимое положение и влиять на другие общности, постепенно укрепляя свои позиции и популяризуя взгляды.

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Группы разделяют на условные (выделенные исследователями по общему признаку) и реальные (существующие как общность). Реальные группы разделяют по характеру и особенностям взаимодействия Фото 1620

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Размеры групп: особенности взаимодействия индивидов в зависимости от количественной характеристики

Современная групповая психология выделяет 3 вида общностей по количеству человек: Фото 1702

  1. Большая — крупное объединение, отношения внутри которого формальны, но не устойчивы. Принадлежность к такого рода объединениям дает социально значимые установки, права и обязанности. К большим группам относятся государство, профессиональные объединения, религиозные общины.
  2. Малая — основная форма коллектива, определяющая мнение индивида о себе и месте в обществе. Малая общность создает эталон мышления и поведения, которому личность стремится соответствовать.
  3. Микрогруппа — состоит из 2–3 индивидов. Обладает всеми признаками группы, характер отношений между членами неформальный, основанный на доверии, уважении, взаимной симпатии.

По мере развития индивидуальных качеств, человек может переходить из одной группы в другую или пытаться изменить характеристики объединения, в котором он оказался изначально.

Процесс становления группы: этапы развития и распределение ролей

Становление общности происходит в 3 этапа:

  1. Становление и первоначальное сплочение. Индивиды знакомятся, происходит первичное узнавание друг друга. Отмечается высокий уровень эмоционального напряжения, которое исчезает по мере углубления знакомства. Члены группы усваивают правила поведения, формируют чувство принадлежности. На этом этапе выделяется один или несколько лидеров.
  2. Возникновение противоречий и конфликтов. Происходит конфликт интересов малых союзов и индивидуалистов, пытающихся утвердить свое место в коллективе. Борьба за лидерство приводит к противоречиям, ссорам и расслоению.
  3. Конструктивное сотрудничество. Повышается уровень психологического единства. Группа приобретает статус в обществе, приближается к статусу коллектива. Эмоциональная атмосфера выравнивается, становится доброжелательной.

Процесс вхождения личности в коллектив происходит в 3 фазы: Фото 1684

  1. Адаптация. Личность усваивает правила поведения, и пока стеснена в проявлениях индивидуальных качеств.
  2. Индивидуализация. Личность заявляет о себе, чтобы занять наиболее выгодное место в иерархии.
  3. Интеграция. Коллектив определяет место новичка, оценив его личностные качества.

В группе по уровню авторитетности выделяют следующие роли:

  • лидер;
  • популярные;
  • предпочитаемые;
  • игнорируемые;
  • аутсайдеры.

Чем выше статус индивида, тем большей властью он пользуется. В процессе развития коллектива индивиды могут оспаривать присвоенный статус, перемещаясь на верхнюю ступень иерархии. В случае пренебрежения правилами поведения в группе индивид, изначально занявший высокую позицию, может сместиться вниз.

Преобладание общественного интереса над личностным: становление коллектива

Коллектив — группа с высоким уровнем развития. Для достижения этой стадии общности необходимо действовать сознательно и следовать плану, подчиняться требованиям руководителя.

Коллектив характеризуется:

  • единством мотивов и целей, направленных на взаимопомощь и поддержку;
  • условиями для развития личности;
  • групповым характером деятельности;
  • добровольным и позитивным взаимодействием;
  • совместной разработкой способов достижения цели.

Чтобы стать коллективом, общности необходимо пройти этапы развития: фото 1600

  1. Момент возникновения.
  2. Присвоение имени.
  3. Эмоциональную интеграцию.
  4. Единство целей.
  5. Встраивание целей в общесоциальные.

На последнем этапе происходит замыкание интересов личностей на глобальной цели и отхождение к этапу лже-коллектива, для которого личные цели важнее общественных.

Продуктивное общение внутри коллектива происходит благодаря процессу восприятия человека человеком — формированию образа, возникающего при непосредственном общении.

К механизмам восприятия, обеспечивающим межличностную коммуникацию, относятся:

  1. Идентификация — уподобление другому индивиду, примитивная форма привязанности. Объектом идентификации может выступать как реальный человек, так и вымышленный персонаж.
  2. Эмпатия — проникновение эмоциональным состоянием человека, разделение его чувств.
  3. Рефлексия — оценка собственного состояния психики, анализ впечатления, произведенного на членов коллектива.
  4. Аттракция — формирование привязанности, основанной на привлекательности одного индивида для другого.

В развитом коллективе личность работает на общественные интересы, но получает возможность развивать свои сильные стороны. Коллектив работает как слаженная команда, направляя основные стремления на общечеловеческие интересы.

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

Фото 1703Конфликт — неизбежное социальное явление, которое обязательно входит в понятие группы в психологии. В психологии конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством идеалов, целей и интересов. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным и внутригрупповым. Чем больше индивидов вовлечено в противостояние, тем разрушительнее и масштабнее влияние ситуации на развитие коллектива.

Стадии развития конфликта в коллективе:

  1. Предконфликтная — выделяется предмет конфликта, столкновений между оппонентами еще нет. Недовольство и эмоциональное напряжение возрастает.
  2. Инцидент — открытое столкновение, являющееся толчком к развитию конфликта.
  3. Эскалация — верхний предел развития конфликта. Участники конфликта воспринимают друг друга как врагов, аргументация переходит к уровню личных оскорблений и претензий. На этом этапе необходимость разрешения конфликта становится очевидной для всех участников.
  4. Дэескалация — завершение конфликта, переход от сопротивления к поиску совместного решения.

Предупредить появление конфликтов могут средства внутригруппового влияния, использованные лидером или влиятельными членами коллектива. К ним относятся: Фото 1704

  • заражение — произвольный или непроизвольный перенос своего состояния на других индивидов;
  • убеждение — воздействие на оппонентов с целью внушить им свою точку зрения;
  • внушение — воздействие на человека через силу авторитета, изменение мнения с помощью ритуалов, особенностей речи;
  • принуждение — применение открытых или скрытых угроз, требование выполнять постановления лидера;
  • просьба — доброжелательный ненасильственный призыв выполнить пожелания просящего;
  •  критика — использование негативной оценки личности или действий индивида, оскорбление и пренебрежение;
  • игнорирование — специальное небрежное отношение, вызывающее эмоциональную нестабильность.

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Полезное видео

Из видео Вы подробно узнаете о социальных ролях и масках человека на работе и в повседневной жизни. А также о влиянии группы на поведение человека.

Основные этапы развития группы в тренинге, Групповая психотерапия – Гештальт Клуб

Опыт работы с разными по составу, возрасту, полу,
профессиональной направленности и служебному статусу группами
показал наличие определенных закономерностей групповой динамики.
Почти все группы, с которыми пришлось работать, проходили в своем
развитии стадии, указанные еще Б. Тукманом (B.
Tuckman, 1965): зависимое и исследующее поведение –
разрешение внутригрупповых конфликтов, сплоченность и эффективное
решение проблем
.

Вместе с тем достаточно ярко обнаружилась и стадийность
группового процесса, определенная по критерию динамики самосознания
участников, которую предложил О. В. Немиринский
(1993). Его подход является вполне приложимым к описанию стадий
тренинга развития самосознания вследствие введения для анализа
групповой динамики такого понятия, как ведущий контекст
самосознания
. Под контекстом самосознания имеются в виду
представленные в форме оппозиции («Я-Ты», «Мы-Они» и т. п.) рамки
осмысления своего поведения. Для различных стадий групповой
динамики можно выделить различный ведущий контекст индивидуальных
изменений. На первой стадии ведущим контекстом
осознания индивидуальных изменений является оппозиция «Мы-Они». Это
стадия идентификации с группой, с социально целым (с «Мы»). «Они»
при этом относится к внегрупповому пространству. На второй
стадии
, стадии обретения ответственности, акцент смещается
на оппозицию «Я-Они», отражающую противопоставление себя другим
членам группы («Они» другие члены группы). Третья
стадия
– стадия «Я-Ты»-отношений. Это
период проживания способности к близости и любви. Четвертая
стадия
– стадия обращения к своей экзистенциальной
уникальности. Ее ведущий контекст может быть определен как «Я-Я».
Таким образом, групповой процесс в тренинге предстает как путь к Я,
путь участников к своему Я, и через него – к Я других людей.

Л. М. Митиной (1994) была предложена модель
конструктивного изменения поведения, включающая стадии и процессы,
происходящие на каждой стадии. Выделяются

четыре стадии изменения поведения участника
тренинга:

подготовка, осознание, переоценка, действие. Модель объединяет
основные процессы изменения: мотивационные (I
стадия), когнитивные (II стадия),
аффективные (III стадия),
поведенческие (IV стадия).

Первая стадия – подготовка

Некоторыми ведущими тренингов иногда недооценивается такой
важный фактор, как готовность участников к поведенческим
изменениям. Между тем тренинговой группе для эффективной работы
всегда необходим некоторый «разогрев», создание мотивации
изменений. Иногда для «разогрева» группе достаточно нескольких
часов, иногда этому требуется посвятить весь первый день занятий.
Очевидно, это связано прежде всего со степенью внутренней
готовности участников группы к непривычным и необычным способам
работы и мотивированностью на процессы развивающего взаимодействия,
самораскрытия, изменения своего поведения. На этом этапе в
зависимости от состояния и поведения группы ведущий применяет

различные тактики:

1. если группа настроена доброжелательно, но напряженно, то
его задача – помочь расслабиться, избавиться от напряжения, создать
атмосферу открытости, доверия, психологической безопасности и
«мажорного» настроения у участников, позволяющую обеспечить условия
для позитивной мотивации на групповое взаимодействие;

2. если группа с самого начала настроена скептически или даже
враждебно (что случается ввиду насильственного включения в группу
по требованию администрации учреждения или предприятия), ведущий
сознательно провоцирует выход этого недовольства, предлагая
задания, трудные психологически и подчеркивающие отсутствие умений
эффективной коммуникации и навыков нахождения нестандартных
способов решения проблемы.

Во втором случае часто применяется деловая игра
«Кораблекрушение» (ее известные аналоги – «Катастрофа в пустыне»,
«Посадка на Луне»). Игра состоит в следующем. Участники группы –
уцелевшие после кораблекрушения пассажиры, оказавшиеся на небольшом
плоту в океане с определенным набором предметов. Эти предметы
необходимо проранжировать по степени значимости для спасения
сначала индивидуально, потом в парах, а затем всей группой. Из
наблюдения за работой участников хорошо видна степень
сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою
деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга,
аргументированно доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто
разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает
прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим
участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость
изменения своего поведения.

Для снятия напряжения на этой стадии используются
психогимнастические игры с релаксационной направленностью,
например, «Путаница»: все берутся за руки, образуя цепочку; стоящий
первым начинает двигаться под руками играющих, запутывая цепочку;
ведущий, стоявший до этого спиной, должен распутать цепочку, не
расцепляя руки участников.

Уже на этой стадии почти каждое упражнение сопровождается
индивидуальной и групповой рефлексией, цель которой – в осмыслении
процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной
деятельности.

Кризис в развитии тренинговой группы

Часто скептицизм и недовольство не исчезают, а даже нарастают
на второй день работы («Что мы тут теряем время?»,
«Кому бы рассказать, какой ерундой мы здесь занимаемся!» и
пр.). Ведущему очень важно в этой ситуации сохранять терпение,
исключить раздражительность и демонстрировать на собственном
примере образец доброжелательности, открытости и искренности в
общении. Практически все группы, которые нам довелось вести,
успешно преодолевали период кризиса, что происходило обычно на
третий день работы. Разумеется, этого нельзя сказать о каждом из
участников группы. У кого-то выход из кризиса затягивался до самого
конца тренинговых занятий. Некоторые, не сумев до конца погрузиться
в процесс общегруппового развития, проявляли конформизм и скрывали
свое непонимание и тревожность под маской псевдоискренности.
Забегая вперед, можно сказать, что часто у этих участников группы
осознание произошедшего на тренинге наступало только спустя
некоторое время после окончания работы. В этом проявлялся
отсроченный эффект тренинга, который, кстати, оказался характерен
не только для этих конформистов, но и для участников, получивших
для себя позитивный результат сразу. У последних иногда происходили
еще более глубокое осознание и некий «аффективный удар», инсайт
также спустя некоторое время.

Кризис группового развития вызывается,
по-видимому,

с одной стороны

, недостаточно осознаваемым внутренним протестом против
необходимости увидеть свой новый психологический портрет,
пересмотреть свое самоотношение и свои поведенческие паттерны, т.е.
противоречием между Я-действующим и Я-отраженным, а

с другой стороны

– вполне понятным страхом открыться перед другими участниками
группы и ведущими (особенно отчетливо это проявляется тогда, когда
приходится работать с членами одного коллектива, много лет знающими
друг друга, но с привычной «фасадной» стороны).

Вторая стадия – осознание

Вместе с тем продолжение работы в группе вынуждает участников
тренинга совершить шаги по преодолению периода кризиса. И тогда
происходит переход на стадию осознания. На этой стадии основным
процессом изменения является главным образом когнитивный. Как было
указано выше, самосознание при переходе с более низкого уровня на
более высокий характеризуется изменением рефлексивных процессов.
Расширение, усложнение и углубление рефлексии связано с
необходимостью своеобразного «раздвоения», выхода за пределы
непосредственного текущего процесса или состояния. А это в свою
очередь обусловливается остановкой, прекращением хода процесса, что
является основой первичного различения субъектом себя и
осуществляемого им движения. Фиксация остановки в сознании
определяет более высокий уровень рефлексии.

Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению,
противопоставлению, интерпретации возможных точек зрения, позиций,
способов и приемов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых
группах. Благодаря увеличению информации участники группы начинают
осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост
собственных профессиональных и личностных возможностей в связи с
отказом от нежелательного поведения. Критичность и скептицизм
уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению
понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри
самих участников. Рефлексия становится более глубокой и
содержательной. Все чаще звучат шутки, смех, отношения становятся
по-настоящему теплыми. При выполнении упражнений возникает желание
помочь друг другу, эмоционально поддержать. Активно применяются
(разумеется, на игровых имитационных моделях) новые способы
взаимодействия, поведения, решения проблем. На этой стадии с
особенным вниманием изучаются и апробируются участниками способы
самопознания, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции.

На этой стадии чрезвычайно полезны упражнения, ориентированные
на самораскрытие. Таковы, например, процедуры «Предмет рассказывает
о хозяине». Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий
ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем
обладателе («Я – авторучка Марины, я у нее всего месяц, но за
это время я узнала о ней…»
). Другие «предметы» могут задать
рассказчику любые вопросы о его хозяине. Такая форма
самопредставления, когда человек говорит о самом себе в третьем
лице, идентифицируясь с неодушевленным предметом, позволяет быть
более раскованным и поделиться сокровенным, облегчает задачу
самораскрытия.

Упражнение «Самоанализ». Каждый участник получает лист бумаги
и делит его на четыре части. Дается следующая инструкция: «Дай
10 ответов на вопрос: «Кто я такой?». Сделай это быстро, записывая
свои ответы точно в той форме, в какой они сразу приходят в голову.
Запиши их в первый столбик. Во второй столбик запиши ответы на тот
же вопрос, но так, как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе твои
близкие (выбери кого-то конкретно). В третий столбик запиши ответы
на тот же вопрос так, как, по твоему мнению, отозвался бы о тебе
участник группы, сидящий слева от тебя.

Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи,
и передай соседу слева. Получив листы, в оставшемся пустом столбике
запиши 10 ответов на вопрос: «Кто такой тот человек, который дал
тебе этот лист?»
. После этого листы собираются ведущим и
перемешиваются. Поочередно зачитываются вслух характеристики из
последнего столбика, а группа должна определить, о ком идет речь
(писавший молчит). Обсуждается, насколько группа согласна с данным
портретом. Затем листы возвращаются участни

45. Модели развития групп. Шпаргалка по социальной психологии

45. Модели развития групп

Отечественная модель развития групп состоит из пяти этапов:

1) этап номинальной группы характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач;

2) этап группы-ассоциации – этап образования группы, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей), намечается начальная межличностная интеграция в сфере эмоциональных отношений;

3) этап группы-кооперации – образование группы, отличающейся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

4) этап группы-автономии, которая характеризуется высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений;

5) этап группы-корпорации происходит в результате изоляции группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях, характеризуется опосредованностью отношений личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;

6) этап коллектива – высшая форма развития социальной общности. Это устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Отличительной особенностью является интеграция коллектива с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика развития малой группы представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения, что сопровождается внутригрупповой антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью как формами проявления дезинтеграции.

Зарубежные модели развития групп обычно включают три этапа: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Одной из таких моделей является модель развития малой группы Б. Такмена, которая предполагает выделении двух основных сфер групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.

Стадии в сфере деловой активности:

1) ориентировка и поиск оптимального способа решения задачи;

2) эмоциональные реакции и противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи;

3) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив;

4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

Стадии в сфере межличностной активности:

1) стадия ориентировки членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

2) стадия внутреннего конфликта;

3) стадия развития групповой сплоченности;

4) стадия образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

Психологические механизмов развития малой группы:

1) разрешение внутригрупповых противоречий между растущими потенциальными возможностями и ее актуальной деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей;

2) предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность;

3) предоставление лидеру возможности отклоняться от групповых норм («идиосинкразический кредит»).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психология групп | Noba

Этот модуль предполагает, что глубокое понимание людей требует глубокого понимания групп. Каждый из нас — автономный человек, преследующий свои собственные цели, но мы также являемся членами групп — групп, которые ограничивают нас, направляют и поддерживают. Так же, как каждый из нас влияет на группу и людей в группе, группы также меняют каждого из нас. Присоединение к группам удовлетворяет нашу потребность в принадлежности, получении информации и понимания посредством социального сравнения, определения нашего самосознания и социальной идентичности и достижения целей, которые могли бы ускользнуть от нас, если бы мы работали в одиночку.Группы также имеют практическое значение, поскольку большая часть работы в мире выполняется группами, а не отдельными людьми. Иногда успех ускользает от наших групп, но когда члены группы учатся работать вместе как сплоченная команда, их успех становится более очевидным. Люди также обращаются к группам, когда необходимо принять важные решения, и этот выбор оправдан, если группы избегают таких проблем, как групповая поляризация и групповое мышление.

В скольких группах вы входите ежедневно? Будь то семья, класс, работа, общение, спорт, церковь или другие области, мы обычно тратим много времени и внимания каждый день, общаясь с другими в группах.[Изображение: CC0 Public Domain, https://goo.gl/m25gce]

Психологи изучают группы, потому что почти вся человеческая деятельность — работа, обучение, поклонение, отдых, игры и даже сон — происходит в группах. Одинокий человек, отрезанный от всех групп, — большая редкость. Большинство из нас живет в группах, и эти группы оказывают глубокое влияние на наши мысли, чувства и действия. Многие психологи сосредотачивают свое внимание на отдельных людях, но социальные психологи расширяют свой анализ, включая группы, организации, сообщества и даже культуры.

Этот модуль исследует психологию групп и членство в группах. Он начинается с основного вопроса: каково психологическое значение групп? Несомненно, люди чаще бывают группами, чем поодиночке. Чем объясняется эта заметная общительность и что это говорит о нашем психологическом составе? Затем модуль рассматривает некоторые ключевые выводы групповых исследований. Исследователи задавали много вопросов о людях и группах: работают ли люди изо всех сил, когда они находятся в группах? Группы более осторожны, чем отдельные лица? Принимают ли группы более мудрые решения, чем отдельные люди? Во многих случаях ответы не те, которые подсказывают здравый смысл и народная мудрость.

Многие люди громко заявляют о своей автономии и независимости. Как и Ральф Уолдо Эмерсон, они заявляют: «Я должен быть самим собой. Я не буду скрывать своих вкусов и отвращений. , , , Я буду искать своего »(1903/2004, стр. 127). Хотя люди способны жить отдельно и отдельно от других, они присоединяются к другим, потому что группы удовлетворяют их психологические и социальные потребности.

.

Этапы психологического развития Эриксона

В этой статье мы обсудим этапы психологического развития Эриксона. Этапы следующие: 1. Надежда — Доверие против. Недоверие (орально-сенсорные, младенчество, 0–2 года) 2. Воля — автономия против. Стыд и сомнение (мышечно-анальный, раннее детство, 2-4 года) 3. Цель — инициатива Vs. Чувство вины (Локомоторная-генитальный, дошкольный, 4-5 лет) 4. Компетентность — Промышленность Vs. Неполноценность (задержка, школьный возраст, 5-12 лет) и некоторые другие.

Стадии психологического развития Эриксона, сформулированные Эриком Эриксоном в сотрудничестве с Джоан Эриксон, представляют собой комплексную психоаналитическую теорию, которая определяет серию из восьми стадий, на которых здоровый развивающийся человек должен пройти от младенчества до позднего взросления.Все состояния присутствуют при рождении, но только начинают разворачиваться как по естественной схеме, так и по экологическому и культурному воспитанию. На каждом этапе человек сталкивается с новыми проблемами и, надеюсь, справляется с ними. Каждый этап основан на успешном завершении более ранних этапов. Можно ожидать, что проблемы на этапах, которые не были успешно завершены, снова появятся как проблемы в будущем.

Однако для перехода к следующему этапу не требуется владения одним этапом. Результат одного этапа непостоянен и может быть изменен более поздним опытом.Теория стадии Эриксона характеризует человека, продвигающегося через восемь жизненных этапов, как функцию согласования его или ее биологических сил и социокультурных сил. Каждая стадия характеризуется психосоциальным кризисом этих двух конфликтующих сил (как показано в таблице ниже).

Если человек действительно успешно примиряет эти силы (отдавая предпочтение первому упомянутому атрибуту в кризисе), он или она выходит со сцены с соответствующей добродетелью. Например, если младенец переходит в стадию малыша (автономия vs.стыд и сомнение) с большим доверием, чем недоверием, он или она вносит добродетель надежды в оставшиеся жизненные этапы.

Этап № 1. Надежда — Доверие Vs. Недоверие (орально-сенсорное, младенчество, 0–2 года) :

Экзистенциальный вопрос: могу ли я доверять миру?

Первая стадия теории Эрика Эриксона сосредоточена вокруг основных потребностей ребенка, которые удовлетворяются родителями, и этого взаимодействия, ведущего к доверию или недоверию.Доверие по определению Эриксона — это «неотъемлемая правдивость других, а также фундаментальное чувство собственной надежности». Младенец зависит от родителей, особенно от матери, в плане пропитания и комфорта.

Относительное понимание мира и общества ребенком происходит от родителей и их взаимодействия с ребенком. Первое доверие ребенка всегда связано с родителем или опекуном; кто бы это ни был; однако даже опекун вторичен, тогда как родители первичны в глазах ребенка.Если родители проявляют к ребенку тепло, регулярность и надежную привязанность, младенческий взгляд на мир будет доверительным. Если родители не могут обеспечить безопасную среду и удовлетворить основные потребности ребенка; возникнет чувство недоверия. Развитие недоверия может привести к чувству разочарования, подозрительности, отстраненности и неуверенности.

Согласно Эрику Эриксону, основная задача развития в младенчестве состоит в том, чтобы узнать, удовлетворяют ли другие люди, особенно лица, обеспечивающие первичный уход, регулярно основные потребности.Если опекуны являются постоянными источниками еды, комфорта и привязанности, младенец учится доверять — что другие надежны и надежны. Если они пренебрегают или, возможно, даже оскорбляют, младенец вместо этого учится недоверию — тому, что мир — ненадежное, непредсказуемое и, возможно, опасное место.

Несмотря на то, что это отрицательно, наличие некоторого опыта недоверия позволяет младенцу понять, что представляют собой опасные ситуации в более позднем возрасте, еще находясь на стадии младенца или малыша; Это хорошая идея, чтобы не вызывать у них недоверия, ведь первое, что нужно ребенку, — это чувствовать себя в безопасности, утешать и заботиться о нем.

Stage # 2. Воля — Автономия против. Стыд и сомнение (мышечно-анальный, раннее детство, 2-4 года) :

Экзистенциальный вопрос: нормально ли быть мной?

Когда ребенок обретает контроль над элиминационными функциями и двигательными способностями, он начинает исследовать свое окружение. Родители по-прежнему обеспечивают прочную основу безопасности, из которой ребенок может отважиться отстаивать свою волю. Терпение и поддержка родителей помогают воспитывать у ребенка самостоятельность.Детям в этом возрасте нравится исследовать окружающий мир, и они постоянно узнают об окружающей их среде. В этом возрасте следует проявлять осторожность, пока дети могут исследовать вещи, опасные для их здоровья и безопасности.

В этом возрасте у детей появляются первые интересы. Например, ребенок, который любит музыку, может играть с радио. Детям, которые любят проводить время на открытом воздухе, могут быть интересны животные и растения. Однако родители с жесткими ограничениями с большей вероятностью вызовут у ребенка чувство сомнения и нежелание пытаться решить новые проблемы.По мере развития мышечной координации и подвижности малыши становятся способными удовлетворять некоторые из своих потребностей. Они начинают сами себя кормить, умываться и одеваться, пользоваться ванной.

Если воспитатели поощряют самодостаточное поведение, малыши развивают чувство автономии — способность справляться со многими проблемами самостоятельно. Но если опекуны требуют слишком многого слишком рано, отказывают детям выполнять задачи, на которые они способны, или высмеивают ранние попытки самодостаточности, у детей вместо этого может развиться стыд и сомнения в своей способности справляться с проблемами.

Этап № 3. Цель — Инициатива Vs. Чувство вины (Локомоторная-генитальный, дошкольный, 4-5 лет) :

Экзистенциальный Вопрос: Является ли это хорошо для меня, чтобы сделать, Move и Закон?

Инициатива добавляет к автономии качество выполнения, планирования и атаки на задачу просто ради активности и движения. Ребенок учится осваивать окружающий мир, осваивая базовые навыки и принципы физики. Вещи падают, а не вверх. Катятся круглые вещи.Они с легкостью учатся застегивать молнию и завязывать, считать и говорить. На этом этапе ребенок хочет начать и завершить свои собственные действия с определенной целью. Вина — это новая эмоция, которая сбивает с толку. Они могут чувствовать себя виноватыми из-за вещей, которые по логике не должны вызывать вины. Они могут чувствовать вину, если эта инициатива не дает желаемых результатов.

Развитие мужества и самостоятельности — вот что отличает дошкольников в возрасте от трех до шести лет от других возрастных групп. Маленькие дети из этой категории сталкиваются с проблемой инициативы против чувства вины.Как описано в Bee and Boy (2004), ребенок на этом этапе сталкивается со сложностями планирования и развития чувства суждения. На этом этапе ребенок учится проявлять инициативу и готовиться к роли лидера и достижения цели. Действия, которые ищет ребенок на этой стадии, могут включать рискованное поведение, например переход улицы в одиночку или езда на велосипеде без шлема; оба этих примера включают самоограничения.

В случаях, требующих инициативы, у ребенка также может развиться негативное поведение.Такое поведение является результатом того, что у ребенка развивается чувство разочарования из-за того, что он не может достичь запланированной цели, и он может проявлять поведение, которое кажется родителям агрессивным, безжалостным и чрезмерно напористым. Агрессивное поведение, такое как бросание предметов, удары или крик, являются примерами наблюдаемого поведения на этой стадии.

Дошкольники все в большей степени способны решать задачи самостоятельно и могут начинать новые дела. С этой растущей независимостью появляется множество возможностей выбора деятельности.Иногда дети берутся за проекты, которые они могут выполнить с готовностью, но в других случаях они берутся за проекты, которые выходят за рамки их возможностей или которые мешают планам и деятельности других людей.

Если родители и дошкольные учителя поощряют и поддерживают усилия детей, а также помогают им сделать реалистичный и правильный выбор, дети развивают инициативу — независимость в планировании и выполнении действий. Но если вместо этого взрослые отговаривают заниматься самостоятельной деятельностью или отвергают их как глупые и назойливые, у детей возникает чувство вины за свои потребности и желания.

Этап № 4. Компетентность — промышленность против Неполноценность (латентность, школьный возраст, 5–12 лет) :

Экзистенциальный вопрос: могу ли я добиться этого в мире людей и вещей?

Цель довести продуктивную ситуацию до конца постепенно вытесняет капризы и желание играть. Разработаны основы технологии. Неспособность овладеть навыками доверия, самостоятельности и трудолюбия может заставить ребенка сомневаться в своем будущем, что приведет к стыду, вине и переживанию поражения и неполноценности.

«Дети в этом возрасте все больше осознают себя как личность». Они упорно работать «быть ответственным, быть хорошим и делать это правильно.» Теперь они разумнее делиться и сотрудничать. Аллен и Мароц (2003) также перечисляют некоторые перцептивные когнитивные черты развития, характерные для этой возрастной группы. Дети усваивают концепции пространства и времени более логичным и практичным способом. Они лучше понимают причины и следствия, а также календарное время.

На этом этапе дети стремятся освоить более сложные навыки — чтение, письмо, определение времени.Они также формируют моральные ценности, признают культурные и индивидуальные различия и могут управлять большей частью своих личных потребностей и ухода с минимальной помощью. На этом этапе дети могут выражать свою независимость, отвечая на вопросы, проявляя непослушание и бунтарь.

Эриксон считал годы начальной школы критически важными для развития уверенности в себе. В идеале, начальная школа предоставляет детям множество возможностей добиться признания учителей, родителей и сверстников, производя различные вещи — рисуя картинки, решая задачи сложения, составляя предложения и так далее.

Если детей поощрять делать и делать что-то, а затем хвалят за их достижения, они начинают демонстрировать трудолюбие, проявляя прилежание, настойчивость в выполнении заданий до завершения и ставя работу выше удовольствия. Если вместо этого детей высмеивают или наказывают за их усилия или если они обнаруживают, что неспособны оправдать ожидания своих учителей и родителей, у них развиваются или ухудшаются свои способности.

В этом возрасте дети начинают осознавать свои особые таланты и продолжают открывать для себя интересы по мере улучшения своего образования.Они могут начать делать больше занятий для достижения этого интереса, например, присоединиться к спорту, если они знают, что у них есть спортивные способности, или присоединиться к группе, если они хорошо разбираются в музыке. Если им не позволить раскрыть свои таланты в свободное время, у них разовьется чувство отсутствия мотивации, заниженная самооценка и вялость. Они могут стать «бездельниками», если им не позволят развивать интересы.

Stage # 5. Верность — идентичность против. Смешение ролей (подростковый возраст, 13-19 лет)

Экзистенциальный вопрос: кто я и кем я могу быть ?

Подросток начинает беспокоиться о том, как он выглядит для других.Идентичность Суперэго — это накопившаяся уверенность в том, что внешнее единообразие и преемственность подготовлены в будущем и сочетаются с одинаковостью и непрерывностью значения человека для самого себя, что подтверждается обещанием карьеры. Возможность выбрать школу или профессию — это приятно. На более поздних стадиях подросткового возраста у ребенка развивается чувство сексуальной идентичности.

По мере того, как подростки переходят из детства во взрослую жизнь, они задумываются о том, какую роль они будут играть во взрослом мире.Первоначально они склонны испытывать некоторую путаницу в ролях — смешанные идеи и чувства по поводу конкретных способов вписаться в общество — и могут экспериментировать с различными формами поведения и деятельности (например, возиться с машинами, присматривать за детьми для определения поведения, принадлежность к определенным политическим или религиозным группам). В конце концов, предположил Эриксон, большинство подростков обретают чувство идентичности в отношении того, кто они есть и куда направляется их жизнь.

Эриксону приписывают создание термина «кризис идентичности».Каждый предшествующий и последующий этапы имеют свой собственный «кризис», но тем более сейчас, поскольку он знаменует переход от детства к взрослой жизни. Этот отрывок необходим, потому что «В младенчестве и детстве человек формирует множество идентификаций. Но это не удовлетворяет потребность молодежи в идентичности ». Этот поворотный момент в человеческом развитии кажется примирением между «человеком, которым он стал», и «человеком, которым общество ожидает от него стать». Это возникающее чувство собственного достоинства будет установлено путем «выковывания» прошлого опыта с предвкушением будущего.По отношению к восьми жизненным стадиям в целом пятая стадия соответствует перекрестку.

Уникальность стадии идентичности состоит в том, что она представляет собой особый вид синтеза более ранних стадий и особого рода предвкушение более поздних. Молодость имеет определенное уникальное качество в жизни человека; это мост между детством и взрослостью. Молодость — это время радикальных изменений — великих телесных изменений, сопровождающих половое созревание, способности разума исследовать собственные намерения и намерения других, внезапно обострившееся осознание ролей, которые общество предлагает для дальнейшей жизни.

Подростки «сталкиваются с необходимостью восстановить (границы) для себя и сделать это перед лицом зачастую потенциально враждебного мира». Это часто бывает непросто, поскольку обязательства требуются до того, как будут сформированы определенные роли личности. В этот момент человек находится в состоянии «замешательства в идентичности», но общество обычно позволяет молодежи «найти себя», и это состояние называется «мораторий».

Проблема подросткового возраста — это проблема смешения ролей — нежелание брать на себя обязательства, которое может преследовать человека в зрелые годы.При правильных условиях — а это, по мнению Эриксона, по сути, достаточно места и времени, психосоциальный мораторий, когда человек может свободно экспериментировать и исследовать, — может возникнуть твердое чувство идентичности, эмоциональное и глубокое осознание того, кто он или она является.

Как и на других этапах, действуют биопсихосоциальные силы. Независимо от того, как человек был воспитан, теперь его личные идеологии выбираются для себя. Часто это приводит к конфликту со взрослыми из-за религиозных и политических ориентаций.Еще одна область, в которой подростки решают сами, — это выбор карьеры, и часто родители хотят иметь решающее слово в этой роли. Если общество слишком настойчиво, подросток уступит внутренним желаниям, фактически вынуждая его или ее «отказаться от экспериментов и, следовательно, истинного самопознания». Как только кто-то остановится на мировоззрении и призвании, сможет ли он или она интегрировать этот аспект самоопределения в разнообразное общество? По словам Эриксона, когда подросток уравновешивает обе точки зрения: «Что у меня есть?» и «Что мне с этим делать?» он или она установили свою личность.

На этой стадии зависит эго-качество верности — верность поддерживать лояльность, добровольно взятую на себя, несмотря на неизбежные противоречия и путаницу систем ценностей.

Учитывая, что следующая стадия (интимная близость) часто характеризуется браком, многие испытывают искушение завершить пятую стадию в 20 лет. Однако эти возрастные диапазоны на самом деле довольно изменчивы, особенно для достижения идентичности, поскольку может потребоваться много лет, чтобы обрести основание, определить объект своей верности, почувствовать, что он «достиг совершеннолетия».В биографиях «Молодой человек Лютер» и «Правда Ганди» Эриксон определил, что их кризисы закончились в возрасте 25 и 30 лет соответственно.

Эриксон не считает, что время кризиса идентичности для гениальных людей часто затягивается. Он также отмечает, что в нашем индустриальном обществе формирование идентичности занимает много времени, потому что нам нужно так много времени, чтобы получить навыки, необходимые для решения задач взрослой жизни в нашем технологическом мире. Итак, у нас нет точного промежутка времени, в котором мы можем оказаться. Это не происходит автоматически в восемнадцать или двадцать один год.Очень приблизительное эмпирическое правило для нашего общества положит конец где-то в двадцатых годах.

Stage # 6. Любовь — близость против. Изоляция (ранний взрослый возраст, 20–39 лет) :

Экзистенциальный вопрос: могу ли я любить?

Конфликт близости и изоляции проявляется примерно в возрасте 30 лет. В начале этого этапа смешение идентичности и ролей подходит к концу, хотя оно все еще сохраняется в основании сцены (Эриксон, 1950).Молодые люди по-прежнему стремятся объединить свою идентичность с друзьями. Они хотят соответствовать друг другу. Эриксон считает, что мы иногда изолированы из-за близости. Мы боимся отказов, например, отказа или разрыва наших партнеров с нами. Мы знакомы с болью, и для некоторых из нас отказ настолько болезнен, что наше эго не может этого вынести. Эриксон также утверждает, что «у близости есть противоположность — дистанцирование — готовность изолировать и, при необходимости, уничтожить те силы и людей, сущность которых кажется опасной для нас, и чья территория, кажется, посягает на пределы интимных отношений» (1950). ).

После того, как люди установили свою идентичность, они готовы брать на себя долгосрочные обязательства перед другими. Они становятся способными устанавливать близкие, взаимные отношения (например, через близкую дружбу или брак) и охотно идут на жертвы и компромиссы, которых требуют такие отношения. Если люди не могут формировать эти интимные отношения — возможно, из-за собственных потребностей — может возникнуть чувство изоляции; пробуждая чувство тьмы и тревоги.

Этап № 7.Забота — Генеративность Vs. Застой (взрослая жизнь, 40–64 года) :

Экзистенциальный вопрос: могу ли я считать свою жизнь ценой?

Генеративность — это забота, ведущая к следующему поколению. Социально значимый труд и дисциплина являются выражением способности к генерации.

Взрослая стадия генерации широко применяется в семье, отношениях, работе и обществе. «Генеративность — это в первую очередь забота о создании и руководстве следующим поколением… концепция должна включать… продуктивность и креативность.”

В среднем возрасте основной задачей развития является вклад в общество и помощь будущим поколениям. Когда человек вносит свой вклад в этот период, например, создавая семью или работая над улучшением общества, возникает чувство продуктивности — чувство продуктивности и достижений. Напротив, эгоцентричный человек, неспособный или не желающий помочь обществу двигаться вперед, развивает чувство застоя — неудовлетворенность относительной недостаточной производительностью.

Центральные задачи среднего зрелого возраста :

i. Выражайте любовь не только через сексуальные контакты.

ii. Поддерживайте здоровый образ жизни.

iii. Развивайте чувство единства с партнером.

iv. Помогите подрастающим и взрослым детям быть ответственными взрослыми.

v. Отказ от центральной роли в жизни взрослых детей.

vi. Принимайте друзей и друзей детей.

vii. Создайте уютный дом.

viii.Гордитесь достижениями себя и партнера / супруги.

ix. Поменяйтесь ролями со стареющими родителями.

х. Достигайте зрелой, гражданской и социальной ответственности.

xi. Приспосабливайтесь к физическим изменениям среднего возраста.

xii. Творчески используйте свободное время.

Этап # 8. Мудрость — целостность эго против. Отчаяние (зрелость, 65-смерть) :

Экзистенциальный вопрос: нормально ли быть Я?

По мере того, как мы стареем и становимся пожилыми людьми, мы склонны снижать нашу продуктивность и изучать жизнь пенсионеров.Именно в это время мы размышляем о своих достижениях и можем развить целостность, если видим, что ведем успешную жизнь. Если мы считаем свою жизнь непродуктивной или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, мы становимся неудовлетворенными жизнью и впадаем в отчаяние, что часто приводит к депрессии и безнадежности.

Последняя задача развития — ретроспектива: люди оглядываются на свою жизнь и достижения. У них развивается чувство удовлетворенности и целостности, если они верят, что прожили счастливую и продуктивную жизнь.Вместо этого у них может развиться чувство отчаяния, если они оглянутся на жизнь, полную разочарований и недостигнутых целей.

Этот этап может происходить вне очереди, когда человек чувствует, что его жизнь близка к концу (например, при получении диагноза неизлечимого заболевания).

Этап № 9 . Psycho Vs. Социальные кризисы :

Психосоциальные кризисы: все первые восемь стадий в обратном соотношении :

Джоан М.Эриксон, который женился и сотрудничал с Эриком Эриксоном, добавил девятый этап в «Завершенный жизненный цикл: расширенная версия». Она писала, что, живя на девятой стадии, «старость в восьмидесятые и девяностые годы приносит с собой новые требования, переоценки и повседневные трудности». Решение этих новых задач требует «обозначения нового девятого этапа». Эриксону было девяносто три года, когда она писала о девятой стадии.

Джоан Эриксон показала, что все восемь этапов «актуальны и повторяются на девятом этапе.«На девятой стадии психосоциальные кризисы восьми стадий снова встречаются, но с обратным порядком частных. Например, на первом этапе (младенчество) психосоциальным кризисом был «Доверие против недоверия», где доверие было «синтоническим коэффициентом», а недоверие — «диатоническим».

Джоан Эриксон применяет более ранние психосоциальные кризисы к девятой стадии следующим образом:

«Основное недоверие против. Доверие: надежда » :

На девятой стадии« старейшины вынуждены не доверять своим собственным способностям », потому что« тело неизбежно ослабевает.Тем не менее, Джоан Эриксон утверждает, что «пока есть свет, есть надежда» на «яркий свет и откровение».

«Позор и сомнения против. Автономия: Воля » :

Старейшины девятой ступени сталкиваются с« позором потери контроля »и сомневаются в« своей автономии над собственными телами ». Итак, «стыд и сомнения бросают вызов заветной автономии».

«Неполноценность против. Отрасль: Компетентность » :

Промышленность как« движущая сила », которая когда-то была у старейшин, ушла на девятую стадию.Некомпетентность «из-за старения умаляет» и делает старших «похожими на несчастных маленьких детей преклонного возраста».

«Путаница в идентичности против. Идентичность: Верность » :

Старейшины испытывают замешательство относительно своей« экзистенциальной идентичности »на девятой стадии и« реальную неуверенность в статусе и роли ».

«Изоляция против. Близость: Любовь » :

На девятой стадии« годы близости и любви »часто сменяются« изоляцией и лишением ».Отношения «затмеваются новыми недееспособностями и зависимостями».

«Застой против. Генеративность: забота » :

Генеративность на седьмом этапе« работы и семейных отношений », если она проходит удовлетворительно, — это« прекрасное время для жизни ». В восьмидесятые и девяностые годы меньше энергии для творчества или заботы. Таким образом, «чувство застоя вполне может взять верх».

«Отчаяние и отвращение против. Целостность: мудрость » :

Целостность предъявляет« серьезные требования к чувствам старейшин.Мудрость требует способностей, которых у старейшин девятой ступени «обычно нет». Восьмой этап включает ретроспективу, которая может вызвать «определенную степень отвращения и отчаяния». На девятой стадии интроспекция заменяется вниманием, которое требуется на «утрату способностей и дезинтеграцию».

Живя на девятой стадии, Джоан Эриксон выразила уверенность, что психосоциальный кризис девятой стадии можно встретить, как и на первой стадии, с «основным доверием», которым «мы благословлены».

Развитие постфрейдистской теории :

Эриксон был учеником Анны Фрейд, дочери Зигмунда Фрейда, чья психоаналитическая теория и психосексуальные стадии внесли свой вклад в общую схему восьми стадий, по крайней мере, тех, детство.А именно, первые четыре стадии жизни Эриксона соответствуют оральной, анальной, фаллической и латентной фазам Фрейда соответственно. Также считается, что пятая стадия подросткового возраста параллельна генитальной стадии — психосексуальному развитию.

Хотя первые три фазы связаны с фазами теории Фрейда, можно увидеть, что они задуманы в очень разных направлениях. Акцент делается не столько на сексуальных образах и их последствиях, сколько на качествах эго, которые проявляются на каждой стадии.Также предпринимается попытка связать последовательность индивидуального развития с более широким контекстом общества.

Эриксон видел динамику работы на протяжении всей жизни, которая не прекращалась в подростковом возрасте. Он также рассматривал этапы жизни как цикл: конец одного поколения был началом следующего. В социальном контексте жизненные этапы были линейными для индивидуума, но циклическими для развития общества.

По мнению Фрейда, развитие в основном завершается к подростковому возрасту. Напротив, один из учеников Фрейда Эрик Эриксон (1902–1994) считал, что развитие продолжается на протяжении всей жизни.Эриксон взял фундамент, заложенный Фрейдом, и распространил его на взрослый и поздний период жизни.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *