Ответственность психология: Ответственность и безответственность за свою жизнь — Психология PRO

Содержание

Ответственность и безответственность за свою жизнь — Психология PRO

Порой приходится действовать вынужденно, не по своей воле, а потому что так «надо», потому что ты – бедная несчастная жертва обстоятельств, у которой нет выбора, а потому нет и ответственности ни за себя, ни за свою жизнь. В такие моменты живешь по принуждению, под ударами плети, которые наносит повозчик судьбы.

Такой выбор делаешь сам, чтобы обвинить во всем правительство, начальство, родителей, друзей, случайного встречного – кого угодно, лишь бы закрыть глаза на собственный вклад в свою жизнь. Так прячешься от «горькой» правды о себе, как о слабой инфантильной личности, избегаешь трудностей, не решаешь проблемы, а строишь из себя жертву обстоятельств, которую надо по справедливости пожалеть и вознаградить за понесенный ущерб.

ответственность Позиция жертвы – это состояние, когда уверяешь себя, будто выбора нет, но есть обязательства, которые связывают по рукам и ногам. Став жертвой, действуешь не по выбору, а когда должен и обязан – то есть от безвыходности.

Жертва не выбирает действовать. Ей «надо» действовать, потому что жизнь прижала и обстоятельства вынуждают.

Все от такого человека чего-то хотят, ждут чего-то, все ему уже давно надоели, в то время как он сам ничего решать не хочет, а хочет только отдыхать и развлекаться. И любые препятствия к желанному, рассматривает как одну большую вынужденность выползать из зоны комфорта.

И так живет большинство. Люди себя выталкивают по утрам на офисные плантации, потому что у них «нет выбора», а есть только принудиловка. Всю жизнь тянут лямку, не понимая, что это и был их собственный выбор, продиктованный внутренними противоречиями.

Вся эта рабская вынужденность заканчивается ровно в тот самый миг, когда осознаешь, что сам выбрал так жить. А если за выбор ответственности не принял, и ждешь, пока жизнь сама наладится, реальные возможности роста остаются незамеченными.

И позиция жертвы, и ответственность – всего лишь умственный финт – способ мышления. Позицию жертвы выбирают ради вторичной выгоды – свалить вину за события своей жизни на внешнюю инстанцию. Дескать, пусть «там» виновные раскаются, и уже начнут нашу жизнь налаживать…

Обратите внимание, какой это детский подход – насупиться, или разрыдаться, чтобы кто-то там, во вне узрел творящуюся с нами несправедливость и принялся нас утешать.

Жертва не умеет действовать. Она ждет, что все обойдется, уляжется и обустроится как-нибудь само собой, без ее активного участия. Но ничего толкового самопроизвольно обычно не происходит. Перемены к лучшему требуют сознательных усилий. Чудеса, наследства и прочие дары судьбы в расчет не берем. В целом жизнь меняется, когда сам движешься в желаемую сторону.

Делать выбор бывает страшно – это реальные перемены, за которые несешь ответственность. Но только так можно повзрослеть и выбраться из состояния вечного пострадавшего, неспособного управлять своей жизнью.

Самостоятельность и ответственность – это и есть нелегкий путь душевного взросления.

Раздутое величие

ответственность К привычным, заезженным тропинкам, страшно привязываешься, потому что на них чувствуешь себя продвинутым «юзером» – царем ничтожных кубических сантиметров «комфорта».

Избегаешь ответственности за свою жизнь, когда не хочется осознавать, кто ты есть, и чего достоин. Избегаешь ответственности, и обвиняешь других, чтобы сохранить раздутую самооценку, которую правда разбила бы в щепки.

Да, в очередной раз все сводится к самооценке. Все очень любят ее завышать. Хлебом не корми, дай только повод почувствовать себя крутым и востребованным. А потом, когда проникся иллюзией своего величия, становится страшно ее терять. И в такие моменты капитулируешь, спасаешься от реальности бегством, снимаешь с себя ответственность за свои промахи и становишься жертвой обстоятельств.

Так плохой танцор отказывается признавать факты, начинает философствовать и рационализировать: туфли жмут, не выспался, пол скользкий, завистники помешали, не повезло. Любые оправдания – в счет. Лишь бы самому в них верить.

Так прячешься от правды, уверяешь себя, что на самом деле ты умный и важный, а во всех проблемах виноваты другие… Пытаешься сохранить свою завышенную самооценку нетронутой, потому что проще обижаться на жизнь, чем признать свой вклад в ситуацию.

Для самообмана подходит любое самооправдание, на которое хватает неосознанности повестись. Так создаешь внутренний раскол, чтобы сохранить иллюзию собственного величия, и остановиться в развитии.

Но подспудно правду знаешь, и до ужаса ее боишься…

Подспудно знаешь свой обман. А на поверхности сознания продолжаешь себе врать и будешь готов «придушить» любого, кто на этот самообман намекнет. Будешь свою ложь отстаивать с пеной у рта.

В зоне комфорта увязаешь, когда перемены ставят под угрозу необоснованно раздутое величие. Подавленная правда создает неврозы.

Исцеление требует признания правды. Только ты сам ответственен за себя и свою жизнь.

Вынужденность

ответственность Вынужденность, безвыходность и обязательства – одна большая иллюзия. Все это – свой реальный выбор, продиктованный сомнениями и внутренними противоречиями. Всегда сам выбираешь жить так, как живешь.

Если домашние заставляют прибраться, не предлагая других вариантов, все равно остается выбор. Можно сознательно отказаться от дел, и принять последствия. Можно сознательно согласиться заняться уборкой. В любом случае выбор совершаешь. А если ответственным быть не привык, даже в такой невинной ситуации станешь жертвой обстоятельств.

Так даже небольшая услуга может оказаться тяжким страданием потому, что воспринимается вынужденной ношей – проблемой, которую не постеснялись свалить на безвольного холопа. И теперь, не имея выбора, приходится, сопротивляясь жизни, делать свой рабский труд, тянуть чужую ношу. А после – тихо возмущаться чужой «наглости», мечтая поднять бунт против всего мира.

Достаточно одного трезвого взгляда на ситуацию, чтобы увидеть всю ее несуразность. Когда тебя просят что-то сделать, – это момент совершения выбора. И этот выбор есть всегда. Можно отказать, можно прикинуться дурачком, убежать, огрызнуться, можно исполнить просьбу. Достаточно признать, какой выбор ты сам хочешь сделать. Не вынужден, а хочешь! Честное взвешенное «хочу» в любой ситуации освобождает от надуманного принуждения. Теме выбора на progressman.ru посвящен целый ряд статей.

«Должен» и «хочу»

ответственность Да, в жизни есть ограничения. Ты – человек, а не божество. Не можешь создавать любые желанные условия по мановению ока. Можно дойти до абсурда и начать возмущаться вынужденности дышать воздухом, есть пищу и справлять нужду. Это данности жизни – их остается спокойно принимать.

А проблемы возникают там, где неизбежные данности путают с обычными житейскими трудностями. Так свое нежелание делать что-либо принимают за неисполнимую невозможность.

Трезвое «не могу» указывает на реальное ограничение. А бывает «не могу» невротическое, когда нежелание заниматься делом оправдываешь внешним якобы «ограничением». Дескать, и горы свернул бы, кабы во время разбудили… Та самая позиция жертвы обстоятельств.

Стать божеством не можешь – это правда. И переживать тут бессмысленно. А если переживаешь, что не можешь бросить курить, – это уже невроз, которым оправдываешь свое нежелание бросать курить.

Утверждение, будто не можешь бросить курить, подразумевает, что можешь и не бросать. Просто не хочешь признать своего реального желания курить.

Любое «хочу» может обернуться «надо», когда дело оказывается сложней, чем предполагал. Если сдаешься и уже не хочешь продолжать, именно это свое нежелание и надо бы принять как данность, а не терзать себя за свои слабости. Если дело оказалось сложней, лучше уж сразу признать свое «не хочу», нежели обманываться лживым «не могу».

Эмоциональные «надо», «не могу» и «вынужден» – это неврозы, в ситуациях, где отказываешься брать ответственность за свой выбор, апеллируя к своим якобы ограничениям.

Не можешь заняться спортом? Не надо делать из себя пострадавшего. Просто спокойно признай, что можешь забить на спорт.

Ответственность – это честное признание последствий собственных решений, осознание себя главной причиной происходящего с собой. Уклонение от ответственности за свою жизнь – это застревание в душевном детстве, бесконечные обиды и терзания.

Быть ответственным означает просто замечать, что ты всегда делаешь то, что хочешь и получаешь закономерные последствия своего выбора.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Для тех, кто уверил себя в том, что нет ни выбора, ни личности: «Выбор и спотнанность»

Ответственность в практической психологии — Психологос

Уровень субъективного контроля

Уровень субъективного контроля (УСК) говорит о том, насколько человек ощущает себя способным контролировать значимые события своей жизни, быть их автором, причиной, а не следствием действий других или влиянием обстоятельств. УСК можно измерять опросником Роттера. Похоже, что УСК — практический синоним понятия «Личная ответственность».

Как правило, чем выше у человека личная ответственность, тем выше его самооценка​.

Личная ответственность в разных направлениях практической психологии

Разные направления практической психологии решают вопрос о личной ответственности по-разному.

Максимальную личную ответственность признает за человеком личностно-деятельный подход, предполагающий личную ответственность и за внешнее, и за внутреннее поведение. Такой подход, предполагающий высокую осознанность и развитие воли, личные усилия и личную ответственность, высокий уровень развития личности — подходит не всем. Более всего этот подход востребован в работе с деловыми людьми, бизнесменами — людьми развитыми и привыкшими к ответственности, и понятно, что это не самый частый контингент психологов. Для большей части клиентов (а за ними и психологов-психотерапевтов) более привлекателен подход с разделенной ответственностью, когда ответственность за происходящее в его жизни клиент делит между собой и кем-то или чем-то другим.

Например, по мнению М.Р. Гинзбурга, в эриксоновском гипнозе за запрос отвечает клиент, за процедуру — психотерапевт, а за результат — бессознательное…

Было бы желание, списать ответственность за свои проблемы можно всегда: например, на подавленные эмоции, на трудное детство, на закрытую душу, загрязненные чакры и родовые травмы. К этому очень склонны многие как клиенты, так и горе-терапевты, однако не всегда за этим стоит непрофессионализм. Как вынужденный ход в психотерапевтической работы, временное снятие части ответственности с клиента может быть оправданным.

Из записок коллеги, консультирующей женщин:

Часто думаю, услышит ли меня моя клиентка, если я ей скажу: «Милая, ты бесишься от того, что тебе просто нечем заняться в свободное время, а рукоделием ты никогда не увлекалась, никто не научил, а самой начинать искать себе хобби — лень. Или пойди в бассейн, погуляй в парке. Будь активной!» – Нет, эта моя клиентка такое от меня услышать не захочет, нет. Она услышит в этом наезд, обвинение и даже может обидеться. Вместо этого нужно тепло сказать: «Возьми карандаши. Рисуй! Вот видишь, ты изображаешь этот домик с закрытыми окнами, потому что твоя душа закрыта и не впускает в твой мир любовь, радость, красоту. Давай перерисуем домик. Откроем окна, раскрасим солнце в оранжевый, это цвет положительных эмоций. Рядом посадим деревце. А ребенка рисовать будем? Открывай свое сердце, твори! У тебя все получится!» И женщины сразу оживают. Расцветают и молодеют, как девчонки!

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Чувство ответственности — Психологос

Чувство ответственности — внутреннее ощущение обязанности отвечать и готовность отвечать за то или иное.

Чувство ответственности у конкретного человека может быть в одной области и отсутствовать (быть не выраженным) в другой. Человек может быть исключительно ответственным в своих обязательствах перед другими и мало ответственным в отношении собственного здоровья, своей судьбы и жизни. Смотри Ответственность за себя

Чувство ответственности — это ощущение «я могу» и «я должен» выполнить свои обязательства, вместе с внутренней обязанностью ответить за последствия своих действий.

Для деятельного и позитивного человека это в первую очередь настрой на дело, понимание, что договоренности, обязанности и долг — все это должно быть сделано, выполнено. Для переживательного и негативно настроенного человека — тревоги за возможную неудачу и переживание вины в случае невыполнения.

При любом настрое чувство ответственности — это надежность, готовность человека честно и старательно выполнять договоренности и свои обязанности (готовность нести то, что положено), плюс готовность платить за проколы. Готовность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.

Когда говорят о чувстве ответственности, обычно имеют в виду социальную ответственность, чувство социальной ответственности. Чувство личной ответственности — рядом, но это другое: это внутреннее понимание того, что данное дело необходимо сделать, и сделать это должен именно я.

Человек с развитым чувством ответственности — ответственный человек.

Ответственная позиция — более активна, чем чувство ответственности. Это готовность и способность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.

Развитое чувство ответственности — признак взрослости. Не готовность нести что-либо серьезное и за что-либо отвечать — признак человека-ребенка. Избегающий что-либо нести и за что-либо отвечать (платить) — безответственный, человек с позицией Иждивенца. См.→

Чувство ответственности не надо путать с чувством вины. Чувство вины не заменяет чувства ответственности: когда-то мешает делу, а когда-то бывает полезным.

Существует старинное правило: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд. Это называется — «ответственность за результат». Готовность жизнью платить за результат — показатель высокой меры ответственности.

Ответственность — это мощный инструмент изменения качества жизни и действенное средство формирования в своей жизни желаемых событий. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.

При желании чувство ответственности можно себе привить. Смотри Воспитание и развитие ответственности

Обостренное чувство ответственности есть склонность к гиперответсвенности. Человека с неразвитым чувством ответсвенности именуют безответственным.

В трудных или неприятных ситуациях думают об ответственности и берут на себя ответственность люди высокого уровня психологической культуры, люди ответственные. Люди более низкого уровня культуры в этих ситуациях либо переживают, либо ищут виновного, (сбросить на него свою агрессию, снять ответственность с себя).

Можно ли отвечать за свою любовь? Смотри Ответственность в любви

Сколько, когда и зачем брать на себя личную ответственность?

Брать на себя личную ответственность — это значит видеть себя источником всех поступков в своей жизни и их последствий.

Взваливать на себя всю ответственность так же глупо, как убегать от ответственности или перекладывать всю ответственность на окружающих. Как к этому подходить разумно — смотри Отношение к ответственности и Расклад ответственности

Как научиться ответственности

Ответственность — это навык. Его можно развивать и воспитывать как в себе, так и в окружающих людях. Смотри — Воспитание и развитие ответственности.

Как управлять ответственностью?

Как технически увеличить или уменьшить ответственность, как делегировать часть ответственности окружающим — смотри Как управлять ответственностью.

Последствия ответственной и нет позиции

Либо ты берешь ответственность, либо страдаешь и завидуешь.


Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Ответственность в человеческой жизни — Психологос

Ответственность как груз

Ответственность — это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Обычно люди отвечают только за то, за что они «подписывались» либо что входит в круг их интересов, но есть люди, которые решают вопрос с ответственностью и более творчески, ориентируясь не только на свои интересы. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Как правило, взрослый человек отвечает (обязан отвечать) за свои слова и поступки, однако сильный и развитый человек отвечает за большее — и за свои мысли, и за свои чувства.

Ответственность — это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Развитая ответственность в моральном и деловом плане для человека то же, что его сила и здоровье в плане физическом.

Когда ноша ответственности тяжела, естественным образом поднимается вопрос о раскладе ответственности, и решается этот вопрос по разному… См.→

Ответственность как жизненная ценность

Но ответственность — не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности. Пока человек не умеет брать на себя личную ответственность, ему обычно отказывают в самостоятельности. Тот, кто берет на себя больше ответственности, получает право быть более самостоятельным, получает право на свое: на личные права и личную территорию↑. Как правило, ответственный человек имеет более высокое самоуважение и лучшие жизненные перспективы.

Как сказал один человек: «Про депрессии забыл практически полностью. Некогда депрессировать. На мне большая ответственность — как перед сотрудниками, так и перед семьей».

Ответственные люди нужны обществу и нужны друг другу. Они договариваются — и выполняют обещанное.

Он женится и готов, кроме радостей, нести на себе груз хлопот. Она выходит замуж — и готова, кроме стрельбы глазками, выполнять работу «быть качественной женой».

Ответственные сотрудники нужны руководителям. Таким сотрудникам поручили дело — они его выполнили, быстро и как следует. Ответственные руководители нужны сотрудникам — такие руководители держат свои обещания.

Границы личной ответственности

В каких-то случаях это задается существующими традициями, на работе — должностными инструкциями, во многих ситуациях область личной ответственности человека определяется переговорами. Границы личной ответственности определяются взрослостью человека: тем, сколько он готов взять на себя ответственности и распорядиться ею. Обычно считается, что взрослый человек отвечает за свои слова и поступки. Более сильный и развитый человек способен отвечать и за свои мысли, и за свои чувства. Что касается нашего влияния на окружающих, тут вопрос сложнее. Мы отвечаем за то, что мы сделали в отношении другого человека, а другой человек отвечает — за то, что это от нас он воспринял и сделал настроением своим. См.→

Воспитание и развитие ответственности

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки. Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся. Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. См.→

Ответственность как мужской стиль решения вопросов

Требование взять на себя ответственность и обязанность ответить — мужской, жесткий стиль решения вопросов, где все объективно, четко и измеримо. Ответственность — из области предметного, мужского мира. Женский стиль — мягкий, где все субъективно, размыто и скорее ощущаемо, нежели измеримо. В женском словаре вместо «взять ответственность» говорится о «заботиться, волноваться и переживать». Заботиться — из области человеческих отношений, из женского мира. Смотри Мужское и женское и Заботливость — женская черта

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Психологическая наука — об ответственности — Студопедия

Проблема ответственности изучается в мировой психологии в двух основных аспектах: моральном и в аспекте причинности. В общепринятых определениях ответственности акцентируются моральный и когнитивный аспекты. Первый указывает на регуляцию поведения на основе нравственного выбора, второй — на основе предвидения. Ответственность приписывается как внешним, так и внутренним инстанциям и связана, таким образом, с внешними или внутренними детерминантами.

Ж. Пиаже, изучая стадии морального развития ребенка, определял ответственность как один из частных аспектов общих процессов морального развития. Л. Кольберг, развивая идеи Ж. Пиаже, утверждает: моральное сознание развивается в ходе активного творческого взаимодействия индивида с социальной средой.

Согласно концепции локуса контроля, предложенной Дж. Роттером, существуют два вида контроля: внутренний (интернальный) и внешний (экстернальный). Проявлением первого является ответственность за свои собственные события жизни, объяснение их с точки зрения своих возможностей, способностей, особенностей характера. Если же ответственность приписывается внешним факторам: другим людям, случайным обстоятельствам, социальному окружению — это проявление экстернального контроля. По мнению Дж. Роттера, интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности.

Д. Маклеланд, Дж. Аткинсон, Х. Уиткин и другие психологи, исследующие ответственность в русле теории Дж. Роттера, делают акцент на каком-либо одном из параметров ответственности: когнитивном, эмоциональном и т. д. С. Шварц исследует особого рода ответственность — как мотив оказания помощи или поддержки другому человеку. Вводится понятие «диффузия ответственности», т.е. уменьшение личностной ответственности при наличии других людей в ситуации, требующей оказания помощи.



В известных теориях психоконсультирования и психотерапии ответственности уделяется значительное место. Э. Берн считает: на человеке лежит ответственность за принятие решений о том, что он хочет в жизни, поскольку каждый, за исключением людей, имеющих тяжелые травмы головного мозга, обладает способностью мыслить, разрешать проблемы, принимать решения. Вся жизнь человека в конечном итоге зависит от принятого им решения о том, какой она может быть и какой ее человек хочет видеть.


Ф. Перлз рассматривает ответственность как способность индивида отвечать за свои ожидания, желания, фантазии и действия. При этом ответственность включает в себя и другую сторону — способность отвечать на ожидания других людей, соответствовать их желаниям и фантазиям, отвечать за их действия. Эти две стороны ответственности тесно переплетены между собой. Когда человек несет ответственность за самого себя, он знает, что никто другой не может вместо него отвечать за его собственное поведение, не способен отреагировать на любой стимул окружающей среды так, как он это может и хочет сделать сам. При этом он может отказаться от ответственности за поведение другого человека, не пожелает соответствовать его желаниям, не ответит на его чувства. Однако это не означает, что он невнимателен к чувствам и потребностям других людей. Он просто отвечает в первую очередь за себя самого, предоставляя другому нести ответственность за себя. Ответственность такого рода проистекает из принятия себя самого и других такими, какие они есть. Она основана на личностной зрелости, позволяющей увидеть и принять свою собственную сущность такой, какая она есть, и сущность другого — без осуждения и желания что-то изменить, исправить, подогнать под собственные мерки.

По мнению Ф. Перлза, ответственность, осознанность, свобода и способность к выбору являются различными аспектами одного и того же процесса. Ответственный человек осознает свою способность быть свободным в выборе своего ответа — действия, мысли, отношения и т.п. И в то же время человек не свободен в выборе своего ответа, если он не осознает особенностей и причин своего поведения или если он осознанно отказывается от ответственности за самого себя.

Ф. Перлз различал ответственность здоровую от нездоровой, основанной на неосознанном чувстве, принуждающем, обязывающем человека делать что-то для других людей, уступая их потребностям и желаниям. Эта ответственность второго, нездорового типа весьма распространена среди людей: многие убеждены, что ответственность только в том и состоит, чтобы выполнить обязательства перед другими людьми, ответить на их желания и потребности. Однако попытка жить в соответствии с желаниями и потребностями других людей предполагает отказ от своих собственных желаний, отрицание своих собственных потребностей в угоду другим. В конечном итоге это отрицание приводит к тому, что человек избегает осознания своих внутренних процессов, в частности того, насколько давят на него его собственные потребности. Отказываясь от осознания и удовлетворения своих собственных потребностей, человек избегает ответственности за самого себя — за свои мысли, чувства, установки, действия. Процесс саморазвития уступает место процессу саморазрушения. Закрываясь в своем неосознании важных для роста организма процессов, человек по сути дела отказывается от внимания, заботы, т. е. той самой подпитки, без которой не прожить ни одному живому существу, подобно тому как растение не может обойтись без воды и солнца.

Каждая часть живого организма требует внимания. Оставшиеся без удовлетворения потребности образуют незавершенные гештальты, которые, накапливаясь, разрушают здоровое функционирование организма. Поэтому ответственный человек должен быть внимательным к своим нуждам и желаниям, поскольку, если он не способен отвечать на свои собственные психологические и физиологические нужды, он в конце концов потеряет способность выполнять свои обязательства перед другими.

В отечественной психологии проблему ответственности разрабатывал С.Л. Рубинштейн в рамках общефилософской проблемы человеческого существования — свободы и необходимости. С.Л. Рубинштейн утверждал: поведение человека обусловлено не только внешней, но и внутренней детерминацией, которая «заключается в подчеркивании внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям или просто приспособление к ним».

Описанные способы существования человека проявляются в его позициях «как все» и «я сам». Поступая «как все», человек отказывается от собственной ответственности за свои поступки. Позиция «я сам» выражает небезразличие человека по отношению к миру, стимулирует личную ответственность. Подлинное человеческое бытие, по С.Л. Рубинштейну, состоит в «изменении обстоятельств» и «самоизменении». При этом личность ответственна «за все содеянное и все упущенное».

С.Л. Рубинштейн, характеризуя понятие ответственности, указывает: человек должен реализовывать не только то, что требует ситуация или общественная необходимость, но и то, что он мог бы сделать. Здесь речь идет о потенциальном аспекте ответственности, возможности человека предвосхищать результаты своих действий. При таком подходе оценка поступка должна исходить «…не из всего того, что воспоследовало, а только из того, что из объективно последовавшего могло быть предусмотрено».

К. А. Абульханова-Славская разрабатывает теорию ответственности как присвоение личностью необходимости, в которой акцент ставится на субъекте, на его добровольности. Человек сам рассматривает себя ответственным лицом и сам определяет меру ответственности. К. А. Абульханова-Славская считает: критерием полноты присвоения личностью ответственности может служить согласование необходимости с желаниями и потребностями личности, т.е. возникновение инициативы. Если ответственность соединяется с инициативой, то необходимость становится внутренним побуждением самого субъекта.

В исследованиях социальных психологов ответственность рассматривается как феномен, который зависит от уровня развития группы, характера совместной деятельности. Наряду с понятием «ответственность» существует понятие «социальная ответственность», которое рассматривается в философско-этическом аспекте.

К. Муздыбаев, анализируя зарубежные концепции ответственности, выделяет следующие существенные признаки социальной ответственности: точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность тесно коррелирует с осознанием личностью смысла своей жизни. Отчужденность от социальных норм и смысла своего бытия ослабляет социальную ответственность и активность личности.

В педагогической психологии К. А. Климова и Л. С. Славина изучают ответственность детей дошкольного и младшего школьного возраста. З. Е. Завадская и Л.В. Шевченко определяют условия воспитания ответственности у старшеклассников.

Основной предпосылкой и условием ответственности является возможность выбора. Выбор не только «выявляет отношение субъекта к должному»; процесс выбора является «самым характерным для овладения собственным поведением»; функция выбора является «основой личности».

В любой ситуации взаимодействия личность всякий раз стоит перед выбором: поступить во благо другого или самого себя. Исходя из перманентности обозначенного противоречия, мы вынуждены признать невозможность его разрешения, но можем найти возможность сохранить позитивную форму его существования и ситуативного разрешения. Такая возможность кроется в осознании права личного выбора. Согласно Л.С. Выготскому, свобода воли заключается в осознании необходимости выбора; при этом особую значимость приобретает «свободный выбор между двумя возможностями, определяемый не извне, но изнутри».

Заключая обзор исследований психологов, вспомним сущность рассматриваемого понятия. Ответственность — это способность человека отвечать за конструктивные и деструктивные проявления себя самого и другого человека. Два взаимодополняющих аспекта этого феномена: ответственность за самого себя и за другого человека. Ответственность за самого себя — это способность отвечать за свое саморазвитие и саморазрушение, за свои конструктивные и деструктивные проявления. Ответственность за другого — это способность отвечать за конструктивные и деструктивные проявления активности другого человека. При этом на эмоциональном уровне ответственность за самого себя переживается как беспокойство, тревога, побуждающая к самостоятельным действиям и анализу их последствий. Ответственность за другого переживается как беспокойство, тревога, побуждающая выступать инициатором, стимулятором и контролером действий другого человека.

Ответственность как личностная черта — Психологос

Есть люди ответственные, есть — нет. Чем больше человек может (готов) взять на себя ответственности и уверенно с нею справиться, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он ответственный человек. Большинство из нас в разных ситуациях оказываются ответственными в разной степени.

Ответственность как личностная черта и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих; готовность отвечать за сделанное, платить делом или деньгами. Внутренней основой ответственности человека является его авторская позиция, убежденность в том, что происходящие с ним события зависят прежде всего от него самого и его действий, а не от внешних обстоятельств.

Проявления ответственности многообразны. Если человек, сформулировав свою цель и задачу, готов взять себе контролера и обозначить цену вопроса, он ставит цель как ответственный человек. Если он уходит от личной ответственности, замиинает вопрос о контролере и цене вопроса — его словам грош цена.

Линейка деловой ответственности

Детям ответственность не свойственна, крупные руководители — обычно очень ответственные люди. Люди сильно отличаются по своей ответственности, и одним из инструментов, позволяющих конкретно говорить о развитости ответственности, является линейка деловой ответственности. См.→

Ответственность в человеческой жизни

Ответственность — это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Ответственность — это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Когда ноша ответственности тяжела, естественным образом поднимается вопрос о раскладе ответственности, и решается этот вопрос по разному… Но ответственность — не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности. См.→

Ответственность в практической психологии

В психологии практическим синонимом личной ответственности является понятие «уровень субъективного контроля» (по Роттеру). Как правило, чем выше у человека личная ответственность, тем выше его самооценка. В разных направлениях практической психологии за человеком признается разный объем личной ответственности. Максимальную личную ответственность признает за человеком личностно-деятельный подход. См.→

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Виды ответственности — Психологос

Ответственность как объективное обстоятельство имеет разные виды, формы и направления.

Основные виды ответственности делятся в зависимости от ответа на вопрос «Перед кем или чем ответственность». Самый общий здесь ответ тот, что любая ответственность — это социальная ответственность, ответственность перед людьми и данными им обещаниями (обязательствами). Однако внутри социальной ответственности различают гражданскую, деловую, родительскую и другие виды ответственности, включая ответственность перед самим собой: такое удивительное существо, как человек, способен жить безответственно, в том числе перед самим собой: уничтожая свое здоровье, свои возможности, свое развитие и свое будущее. Поэтому люди ответственные продумывают свои интересы и свое будущее, определяют свои цели и задачи, после чего спрашивают уже с себя по своим же обязательствам.

Внутри этих видов ответственности идет более дробное деление по направлениям, отвечая на вопрос «За что конкретно ответственность»: например, ответственность за собственные действия или слова, за какое дело или задачу, за себя или за других, за уже происшедшее или за будущее.

Следующее важное деление — это кто отвечает: человек сам лично, группа людей или никто — если в данном случае все определили обстоятельства. Это деление отличает личную ответственность от групповой и разделенной ответственности, а авторская жизненная позиция подчеркивает, что отвечаешь ты, а не обстоятельства.

И последнее различение отвечает на вопрос «Чем человек отвечает?», тут мы говорим о моральной, административной, финансовой, имущественной и уголовной форме ответственности.

Чем более видов ответственности берет на себя человек и чем он лучше (успешнее) их выполняет, тем более он ответственный человек.

Конфликты между разными видами ответственности

Виды и направления ответственности нередко конфликтуют между собой.

Например, разницу между социальной ответственностью и ответственностью за выбор можно увидеть в следующей ситуации: cолдат исправно (ответственно) выполняет свой долг, но в то же время он не отвечает за свой выбор, а подчиняется приказаниям командира. И, напротив, солдат, сознательно (ответственно) отказавшийся стрелять в другого человека может быть наказан за безответственное отношение к службе.

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Когда возникают проблемы, вот почему вы должны брать на себя полную ответственность

Возьмите свою жизнь в свои руки, и что произойдет? Ужасная вещь: некого винить. — Эрика Джонг

Я не отвечаю за это…

Обычно мысль об ответственности может заставить большинство людей съежиться. Ответственность часто вызывает мысли, связанные с работой и каким-то обязательством, которых мы предпочли бы избегать везде, где это возможно. На самом деле ответственность за большинство из них трудно проглотить.Мы лучше живем со свободой и гибкостью, чтобы делать все, что душе угодно, не ограничивая свой личный выбор.

Часто, когда этот выбор ограничен или когда дела идут не совсем так, как мы ожидали, люди обычно жалуются, извиняются и / или обвиняют всех и каждого, кроме самих себя, в том, как все обернулось. Фактически, они будут делать все, что в их силах, чтобы избежать ответственности, часто в ущерб себе.

Не всегда приятно брать на себя ответственность за свою жизнь и обстоятельства, особенно когда эти обстоятельства неблагоприятны или полностью неподконтрольны нам.Однако , когда вы не берете на себя ответственность, вы ставите себя в явно невыгодное положение. Вы находитесь в невыгодном положении, потому что подходите к ситуации из источника слабости, в котором вы становитесь жертвой обстоятельств. Более того, из этой ослабленной позиции вы ничего не можете сделать, чтобы улучшить свое положение. Другими словами, вы смирились с судьбой, что вы бессильны и не способны исправить положение.

Очевидно, это не идеальный образ жизни.Жизнь всегда преподносит нам проблемы, и не всегда все пойдет так, как мы планировали или представляли. Уклонение от ответственности в таких обстоятельствах ослабляет нашу решимость и, конечно же, не помогает нам улучшить ситуацию. Таким образом, принятие ответственности — единственный ответ, однако это редко бывает легко. Это, конечно, нелегко, когда мы сопротивляемся жизни и всему, что она приносит на стол.


Пора полностью принять жизнь

Ключ к обретению личной власти и силы — это взять на себя полную ответственность за свою жизнь и обстоятельства, независимо от того, с какими проблемами вы столкнетесь.Для этого вы должны открыто признать и принять то, как обстоят дела, без малейшего сопротивления.

Честная правда в том, что жизнь не всегда справедлива и, конечно же, не любит любимчиков. Это не обязательно наказание за плохую работу, поведение и / или намерения. В равной степени он не обязательно вознаграждает за хорошее поведение, упорный труд и / или искренние намерения. Жизнь просто жизнь. У него нет повестки дня, и он будет удивлять вас чем-то новым за каждым углом.

Сказав это, если жизнь была на пользу кому-то конкретно, то она обычно благоприятствует тем, кто смел в действиях; которые максимально используют свои возможности, проблемы и обстоятельства; проявляющие инициативу; и тех, кто берет на себя полную ответственность за свой выбор, решения и действия.Для большинства людей это может быть тяжело переживать, но это имеет смысл, верно? Тогда почему люди продолжают жаловаться на вещи?

Видите ли, многие люди не понимают, что жизнь обычно дает им не то, что они хотят, а то, что они заслуживают. Life, например, предоставит вам множество возможностей, которые обычно приходят в виде проблем. Однако большинство людей никогда не увидят в этих проблемах возможности и, следовательно, снова и снова не смогут сделать оптимальный выбор, который может помочь им улучшить свои обстоятельства.

Чтобы вести более ответственный образ жизни, мы должны полностью принять тот факт, что мы всегда получаем то, что заслуживаем. Да, часто это может быть прямо противоположным тому, чего мы можем желать, но, тем не менее, это то, за что мы должны нести полную ответственность.

Видите ли, то, что вы считаете несправедливым или невыгодным, на самом деле может не соответствовать действительности. Жизнь всегда дает вам то, что вы заслуживаете, и то, что вы заслуживаете, — это совершенствоваться и развиваться; стать умнее, сильнее и острее для достижения своих целей.Но , чтобы испытать все это, вам нужно будет столкнуться с трудностями и решить проблемы, которые призваны помочь вам стать лучшей версией себя. И единственный способ стать таким «лучше себя» — это принять все эти вызовы, взяв на себя полную ответственность за свою жизнь и обстоятельства.

Accepting Responsibility for Your Life Accepting Responsibility for Your Life


Пришло время взять на себя ответственность за все

Возьмите на себя ответственность за все. Да, . Я имею в виду абсолютно все, виноваты вы прямо или нет.

Брать на себя ответственность за все, что бросает вам жизнь, — это ключевая черта характера, которая отличает самых успешных людей от остальных. Однако, даже если успех — не то, что вы высоко цените, вы все равно можете извлечь огромную пользу из ответственности.

Принятие на себя ответственности за свою жизнь и обстоятельства дает невероятные возможности. Это воодушевляет, потому что это мерило вашей смелости, уверенности в себе, собственного достоинства, а также вашей душевной силы, стойкости и стойкости.

Принятие на себя ответственности придает силы, потому что дает вам чувство контроля над своей жизнью. По сути, дает вам большую уверенность в том, что вы в конечном итоге получите желаемый результат.

Принятие на себя ответственности расширяет возможности, потому что поощряет мышление, основанное на решениях, которое может привести к множеству творческих идей, которые помогут вам более эффективно решать ваши проблемы. Другими словами, это дает вам возможность принимать активное участие в решении ваших жизненных проблем, что приносит вам невероятное уважение в глазах других.

Конечно, брать на себя ответственность не означает, что вы слабы или бессильны и поэтому вините себя во всем. Это не о вине. Это скорее об ответственности. Существует большая разница.

Обвинение себя исходит из позиции слабости. Это происходит из-за менталитета жертвы, который не контролирует жизнь или обстоятельства. Взять на себя ответственность — значит взять ситуацию на себя. Это означает полное принятие того, как обстоят дела, и обязательство делать все правильно. В этом и заключается смысл принятия ответственности, но это также идет гораздо глубже.

Taking Responsibility for Your Problems Taking Responsibility for Your Problems


Что значит принять на себя полную ответственность

По-настоящему принять на себя полную ответственность за что-то обычно означает не становиться жертвой менталитета жертвы, не поддаваться своим страхам или неуверенности; не беспокоиться о неопределенном будущем и не попадать в ловушку сожаления о прошлых выборах, решениях или действиях.

Взять на себя полную ответственность за свою жизнь и обстоятельства — значит нести ответственность за себя.Это значит видеть себя творцом своей жизни, очень похожим на художника или скульптора, работающего над своим ремеслом.

Чтобы взять на себя полную ответственность, необходимо объективное мышление; это требует принятия сложных ситуаций, при этом открыто признавая свои неудачи и ошибки. Это требует видения возможностей в каждой проблеме или обстоятельствах, в которых вы оказались. Это также требует практики самодисциплины и, прежде всего, приверженности постоянному совершенствованию.

Человек, который берет на себя полную ответственность, не оправдывает себя и выкидывает все свои жалобы за дверь.Да, жизнь не всегда может поначалу казаться справедливой, однако , эти люди не ограничены своей неуверенностью. Они ясно понимают, что являются скульпторами своей собственной жизни, и поэтому только они обладают властью изменять вещи так, как им заблагорассудится.

What it Means to Accept Responsibility What it Means to Accept Responsibility


Как начать брать на себя полную ответственность

В этом заключительном разделе давайте рассмотрим процесс из пяти шагов для , когда жизнь просто не кажется справедливой .Это процесс, который вы можете использовать, чтобы помочь вам начать брать на себя полную ответственность за свою жизнь, независимо от того, с какими обстоятельствами вы столкнетесь. Конечно, поначалу может быть непросто думать о своем затруднительном положении таким образом, однако с практикой вы разовьете новую и воодушевляющую привычку, которая поможет вам максимально использовать каждую ситуацию , и это, конечно же, все начинается с принятия на себя полной ответственности.

Шаг 1. Подтвердите свою ответственность

Первый шаг — очевидный шаг.Для этого необходимо признать, что мы несем полную ответственность за сложившуюся ситуацию.

На самом деле не имеет значения, сыграли ли вы большую или малую роль в создании этой проблемы. На самом деле даже не имеет значения, чувствуете ли вы, что играли какую-то роль. Выбор и решения, которые вы приняли до этой ситуации, привели вас именно к этому моменту, и поэтому — нравится вам это или нет — на каком-то уровне вы несете ответственность за то, что только что произошло. Находясь здесь в этот момент, вы обязаны стать частью решения.

Учитывая все это, открыто признайте свою роль и примите полную ответственность за свое затруднительное положение. По крайней мере, открыто признайте, как ваш выбор и решения привели вас к этому моменту и как вы теперь стали частью проблемы.

Шаг 2. Признайте ценность проблемы

Приняв на себя ответственность за проблему, пришло время осознать весь масштаб проблемы и влияние, которое она оказывает на вас, на других и на текущую ситуацию.Спросите себя:

С какой конкретной проблемой я столкнулся?

Кто причастен к созданию этой проблемы?

Как я столкнулся с этой проблемой? Как конкретно?

Как эта проблема затронула других? Как конкретно?

С четким пониманием проблемы пришло время спросить себя, действительно ли это проблема, которую стоит решать. Спросите себя:

Нужно ли мне участвовать в решении этой проблемы?

Стоит ли потраченного времени на решение этой проблемы? (альтернативная стоимость)

Всегда найдутся вещи, которые явно не стоят вашего времени и усилий.Иногда мы излишне раздуваем вещи, не удосужившись сначала осознать, с чем мы на самом деле сталкиваемся.

Вам необходимо выяснить, выгодна ли вам работа над этой проблемой или проблемой, или от этого лучше отказаться. Возможно, это не то, что нужно решать. Да, вы признали ответственность за эту проблему, однако теперь вы должны решить, стоит ли она упущенных возможностей. Спросите себя:

Чем я могу воспользоваться, решив эту проблему?

В чем ценность решения этой проблемы?

Если проблема не стоит решения, просто отпустите ее.

A Process for Taking More Responsibility for Your Life A Process for Taking More Responsibility for Your Life

Шаг 3. Возьмите на себя ответственность за проблему

В тот момент, когда вы решите, что это проблема, которой стоит заняться, является момент, когда вы должны взять на себя полную ответственность за проблему без малейшего сопротивления. Сопротивление только ограничит вашу способность найти подходящее решение возникшей проблемы. Только когда вы отпустите всякое сопротивление и примете, что все так, как есть; открываете ли вы себя для дальнейших возможностей.Вы должны принять это:

Вот как дела…

Теперь я разберусь с этой ситуацией наилучшим из известных мне способов…

Чтобы по-настоящему взять на себя ответственность за проблему, вы должны признать свой вклад в возникновение проблемы. Вы должны прийти к четкому пониманию того, почему эта проблема создана вами, пусть даже косвенно. Спросите себя:

Как я способствовал возникновению этой проблемы?

Как я сам создал эту ситуацию?

Что я могу извлечь из этого опыта?

Всегда есть что-то, что вы сможете извлечь из любого опыта, независимо от того, насколько ужасны обстоятельства.И в этих выводах вы часто найдете ключевые возможности, которые помогут вам найти решения, которые вам нужны.

Шаг 4. Определите, как решить проблему

Взяв ситуацию в свои руки, теперь вы должны выяснить, как решить эту проблему. Для этого ваша первая задача — определить уровни контроля. Уровни контроля дают вам представление о степени вашего контроля над различными аспектами этой проблемы. Спросите себя:

Какие части этой проблемы я контролирую?

Какие части этой проблемы находятся вне моего контроля?

Могут быть определенные аспекты проблемы, которые полностью не зависят от вас, и в результате это вещи, которые вы не в состоянии контролировать.Отпусти их. Позвольте им быть такими, какие они есть, и вместо этого сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать физически, чтобы помочь вам решить возникшую проблему.

Ваш следующий шаг, конечно же, — глубже разобраться в проблеме, исследуя потенциальные возможности и решения. Спросите себя:

Что лучше всего подумать об этой проблеме?

Какие здесь возможности могут быть мне полезны?

Как я могу потенциально работать с этой проблемой?

Как я могу обойти эту проблему?

Как я могу потенциально использовать эту проблему для улучшения моей ситуации?

Теперь, конечно, чтобы эффективно реализовать решение этой проблемы, вам нужно будет принять во внимание изменения, которые вам, возможно, придется внести в дальнейшем.Спросите себя:

Какие изменения необходимо внести?

Как мне изменить себя, чтобы решить эту проблему?

Как нужно изменить эту ситуацию?

Как всем участникам нужно адаптироваться?

Всегда должны происходить какие-то изменения. Заблаговременное выявление этих изменений поможет вам уточнить, что именно должно произойти, чтобы успешно справиться с этой проблемой.

Наконец, с поддержкой других людей всегда легче справиться с проблемой.Таким образом, очень важно, чтобы вы приняли во внимание, как вы потенциально можете использовать других людей, чтобы помочь вам использовать свое время и успешно справиться с проблемой. Спросите себя:

Кто мог бы помочь мне решить эту проблему?

Как именно эти люди могли меня поддержать?

Как лучше всего работать вместе, чтобы решить эту проблему?

How to Take More Responsibility for Your Life How to Take More Responsibility for Your Life

Шаг 5: проявите инициативу, чтобы спровоцировать изменения

Последний шаг процесса включает в себя инициативу по внесению изменений, которые вы хотели бы внести для решения этой проблемы.

Успешно ли вы решите проблему или нет, на самом деле не имеет значения. Важно то, что вы взяли дело в свои руки, взяв на себя ответственность за ситуацию и взяв на себя ответственность за свое затруднительное положение.

На протяжении всего этого процесса вы были главным; Вы были тем, кто обладал властью. Да, в конце концов не всегда все получается, но тот факт, что вы взяли на себя ответственность за свои обстоятельства и взяли на себя обязательство осуществить позитивные изменения, многое говорит о вашем характере.

Вы больше не «тот парень» или «та девушка», которые избегают ответственности и постоянно обвиняют, оправдываются и жалуются на свое затруднительное положение. Вместо этого вы уполномочены взять дело в свои руки, и в результате ваша жизнь больше не находится во власти других людей или обстоятельств. Вы контролируете ситуацию, а контролирующий человек всегда идет на уступки; всегда проактивно реагирует на обстоятельства оптимальным образом. И это ключ к любому успеху, который вы себе представляете; для твоей жизни.

Таким образом, пора перестать оправдываться, перестать обвинять и перестать жаловаться. Ваша жизнь слишком важна, чтобы позволять себе жалеть себя. Не пора ли начать жить своей жизнью с большим намерением и целью?


Время усвоить эти концепции

Taking Full Responsibility Taking Full Responsibility

ПОЛУЧИТЬ КАРТУ

Получили ли вы пользу от этой статьи? Важно ли знать и понимать эту тему? Хотели бы вы оптимизировать свое отношение к этой теме? Вы бы хотели применить эти идеи в своей жизни?

Если вы ответили утвердительно на любой из этих вопросов, я уверен, что вы получите огромную пользу от использования прилагаемой матрицы IQ в целях коучинга или самообучения.Эта интеллект-карта дает вам быстрый визуальный обзор статьи, которую вы только что прочитали. Ветви, взаимосвязанные идеи и образы моделируют то, как мозг думает и обрабатывает информацию. Это похоже на имплантацию мысли в ваш мозг — своего рода обновление, которое оптимизирует то, как вы думаете об этих концепциях и идеях. 🙂


Рекомендуемые наборы матриц IQ


Если вас заинтриговала идея использования интеллект-карт для самосовершенствования , то я хотел бы пригласить вас стать членом IQ Matrix.

Если вы новичок в картировании разума или просто хотите проверить, то зарегистрируйтесь в программе бесплатного 12-месячного членства . Там вы получите доступ к более чем 90 интеллект-картам, визуальным инструментам и ресурсам на сумму более 500 долларов.

Если же, с другой стороны, вам нужен доступ к постоянно растущей библиотеке из сотен визуальных инструментов и ресурсов, тогда ознакомьтесь с нашими пакетами премиум-членства. Эти пакеты предоставляют вам полную визуальную справочную библиотеку для всех ваших личных потребностей в развитии.

Taking Full Responsibility Taking Full Responsibility


Получить больше знаний…

Вот несколько дополнительных ссылок и ресурсов, которые помогут вам узнать больше по этой теме:

,Учебное пособие

«Человек ищет смысла» | Литературный справочник

Краткая биография Виктора Франкла

Виктор Франкл вырос в Вене в то время, когда там делались большие успехи в области психологии. Его интерес к этому предмету проявился рано, и, будучи студентом-медиком, он организовал программы наблюдения за самоубийствами, которые обеспечивали 100% успех. По окончании резидентуры Франкл открыл частную практику. В 1938 году, во время немецкой оккупации Австрии, нацистские лидеры запретили еврею Франклу принимать пациентов нееврейского происхождения.Два года спустя Франкл стал главой неврологического отделения Еврейской больницы Ротшильдов. В 1942 году Франкл, его жена Тилли и родители Франкла были арестованы и отправлены в нацистские лагеря смерти. Жена и родители Франкла умерли в лагерях, но Франкл прожил три года в четырех лагерях, после чего написал много книг и работал профессором в ряде университетов. Он наиболее известен своей книгой «Человек в поисках смысла», а также разработкой логотерапии и экзистенциальной терапии.Франкл женился повторно через несколько лет после своего освобождения и имел одну дочь. Он умер от сердечной недостаточности в возрасте 92 лет.

Исторический контекст Поиск смысла человеком

Действие книги

Франкла происходит во время и сразу после Второй мировой войны. Во время этой войны, продолжавшейся с 1939 по 1945 год, Гитлер (в то время диктатор Германии) и его последователи, нацисты, убили шесть миллионов евреев и пять миллионов других «нежелательных», включая гомосексуалистов, цыган и умственно отсталых. ,Жертвы обычно попадали в плен и отправлялись в концентрационные лагеря (как те, что были у Франкла), где их либо убивали, либо заставляли работать в условиях голода. Этот систематический геноцид, известный как Холокост, был продуктом стремления Гитлера создать чистую «арийскую» расу, которая будет править миром. Книга Франкла также связана с теориями психоанализа Зигмунда Фрейда, влияние которых трудно переоценить. Психологическая теория Франкла, «логотерапия», считается «Третьей венской школой психотерапии» после психоанализа Фрейда (который фокусируется на сексуальности, детских событиях и подсознательных влечениях) и «индивидуальной психологии» Альфреда Адлера (наиболее известной благодаря идее « комплекс неполноценности»).Логотерапия Франкла основана на философской идее экзистенциализма, который утверждает, что свобода является самой важной ценностью в жизни и что нужно создавать собственное значение в этом фундаментально бессмысленном мире. К известным экзистенциалистам относятся Фридрих Ницше, Сорен Кьеркегор, Федор Достоевский и Жан-Поль Сартр.

Другие книги, относящиеся к Человек ищет смысл

Франкл написал много других книг за свою карьеру, в том числе «Психотерапия и экзистенциализм» (1967), «Воля к смыслу» (1988) и «В поисках окончательного смысла» (1997).Его текст ссылается на психологические теории Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, а также на философские труды Фридриха Ницше, Сёрена Кьеркегора и Федора Достоевского, среди других. «Человеческие поиски смысла» часто сравнивают с «Ночью» Эли Визеля (1956), в которой рассказывается о переживаниях Визеля в нацистских лагерях. Книгу Франкла также можно сравнить с экзистенциалистскими и религиозными работами двадцатого века, такими как «Мужество быть» Пола Тиллиха (1952 г.) или «Я и ты» Мартина Бубера (1923 г.).

Ключевые факты о Человек в поисках смысла

  • Полное название: Человек в поисках смысла: введение в логотерапию
  • Когда написано: 1946 г.
  • Где написано: Вена, Австрия
  • Когда опубликовано: 1946 год, хотя Франкл обновлял книгу, пока ее окончательная версия не была опубликована в 1984 году.
  • Литературный период: послевоенная научно-популярная литература
  • Жанр: Психология, мемуары
  • Место действия: нацистские концлагеря во время Второй мировой войны.
  • Кульминация: В этой книге нет традиционной сюжетной линии или кульминации.Важными моментами были видение Франклом своей жены и его решение переписать рукопись.
  • Антагонист: нацисты, апатия
  • Точка зрения: от первого лица (автобиографическая)

Дополнительный балл за Поиск смысла человека

,

Тема психологии и логотерапии в человеческих поисках смысла

Хотя большая часть книги Франкла посвящена его пребыванию в концентрационных лагерях, человеческие поиски смысла в основном посвящены логотерапии. Логотерапия — это школа психологии, разработанная самим Франклом, цель которой — помочь людям найти смысл в жизни. Логотерапия известна как «Третья венская школа психотерапии», после соответствующих теорий Фрейда и Адлера. В отличие от психоанализа Фрейда и индивидуальной психологии Адлера, логотерапия утверждает, что поиск экзистенциального смысла является главной движущей силой в жизни человека.Более того, Франкл сохранял целеустремленность в концентрационных лагерях именно тем, что решил изучить, как лагеря влияют на психологию заключенных. Таким образом, он дает личные данные о жизни в лагерях, но делает это с точки зрения психолога и делает более общие выводы из своего опыта.

Второй раздел книги имеет более прямое отношение к логотерапии и излагает основные убеждения Франкла. Он определяет свою терапию, сравнивая ее с методом психоанализа Фрейда: логотерапия «менее ретроспективна и менее интроспективна.Франкл говорит, что экзистенциальное разочарование (отсутствие смысла в жизни) может привести к ноогенным неврозам, таким как тревога ожидания, которую нужно лечить с помощью логотерапии. Это разочарование также может привести к экзистенциальному отчаянию или состоянию, в котором человек глубоко сомневается в смысле своей жизни. Франкл призывает терапевтов помочь своим пациентам достичь состояния ноодинамики, в котором то, что уже достигнуто, находится в здоровом напряжении по отношению к тому, чего он надеется достичь в будущем. Это состояние может помочь прояснить в мужчине стремление к смыслу (чувство цели) и вернуть его на здоровый путь.Например, у Франкла однажды был пациент, который все еще был убит горем из-за смерти его жены через два года после ее смерти. Франкл помог этому человеку понять, что если бы он умер раньше, чем она, то вместо этого пострадала бы она. Тогда мужчина смог думать о своих страданиях как о жертве, принесенной за свою жену. Как только мужчина понял, что его боль значима, он смог ее вынести. Точно так же и самому Франклу удалось выстоять в концентрационных лагерях, решив, что его страдания были значительными, и поддерживая цель на будущее.В конечном итоге чрезвычайные личные переживания Франкла способствовали формированию его теорий психологии, что привело к созданию совершенно новой школы терапии, разработанной в книге.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.