психология научная — это… Что такое психология научная?
— основателем ее принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 г. первую экспериментальную психологическую лабораторию. В целом Вундт придерживался ассоцианизма, и задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление законов, по коим образуются связи между элементами. Его интересовала структура сознания, и потому это направление получило название структурализма, а теория Вундта — теорией элементов сознания. Основной метод изучения оставался интроспективным, а эксперимент играл вспомогательную роль. Но при всей глубине и оригинальности идей Вундт не оставил большой научной школы.
Другой крупный психолог того времени, вклад коего уникален, был У. Джемс, создатель теории потока сознания. Хотя он не был экспериментатором, но на основе данных самонаблюдения самого себя и других людей, на клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию. Согласно Джемсу, кроме вопросов о том, как устроена душа и что лежит в ее основе, крайне важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему служит (это направление называется функционализмом). Основное заключается в том, что душа позволяет приспособиться к миру. Душевная жизнь представляется как непрерывный поток ощущений, поток опыта, из коих сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир. Главное — не то, каков мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем, а это зависит от того, как человек видит мир — каким он его себе выстраивает во внутреннем плане (такая позиция называется феноменализмом). Итак, главная задача души — «приспособить» человека к миру путем выстраивания из ощущений такого мира, что удобен для субъекта, пусть этот мир и не соответствует объективному.
Отсюда следует уникальность и неповторимость субъективных миров — особенно в отношении Я и самосознания. Однако и Джемс не оставил большой научной школы.
Все же конец XIX и начало XX в. знаменательны появлением теорий, «переворачивающих» психологию. Это были очень разные направления; два из них, психоанализ и бихевиоризм, являют собой даже своеобразные научные революции. В сущности, в это время возникло много разных «психологии» со своими принципами и языком; сперва они с трудом взаимодействовали и даже противостояли, ныне же часто стремятся если не к объединению, то к заимствованиям методов, понятий и пр. Этот период часто называется периодом открытого кризиса психологии; в это время происходит трансформация предмета психологии и зарождается современная психология, и теоретическая и практическая.
По мнению составителя, ныне наблюдается подобный же период открытого кризиса психологии, знаменующий этап перехода от психологии научной к «психологии посленаучной»: этот период так же, как и прежний период кризиса, характерен появлением если не разных «психологии», то разных психологических течений и школ, и значительно различающихся, и сходных одновременно. Весьма существенная и особенная его черта — это возрастание интереса к древним психологическим, в частности эзотерическим учениям, — во многом выходящим за рамки традиционно-научных областей, методов, подходов и мировоззрений, из-за чего это и можно метафорически (пока?) назвать «психологией посленаучной».
Психология научная находит такие обобщающие понятия, кои не только экономизуют описания, но и за множеством частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности ее индивидуальные особенности. Особенности и отличия научных психологических знаний таковы:
1) они часто совпадают с житейскими по внешней форме, хотя внутреннее содержание обычно различается — хотя бы большей четкостью и однозначностью;
2) если житейские психологические знания чисто конкретны и интуитивны, то научные психологические знания рациональны и вполне (в идеале!) осознаны;
3) это отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности этой передачи, ибо возможности передачи житейских психологических знаний весьма ограничены, а накопление и передача научных знаний становятся возможными благодаря их кристаллизации в понятиях и законах;
4) различаются и методы получения знаний: в житейской психологии приходится ограничиваться наблюдениями и размышлениями, в научной дополнительно к этому применяется метод экспериментальный;
5) еще одно отличие — и преимущество — в том, что психология научная располагает обширным и разнообразным, подчас уникальным фактическим материалом, во всем объеме недоступном носителям житейской психологии; этот материал накапливается, в частности, и в специальных отраслях психологии.
Нигде невозможно прочитать, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как от общих принципов переходить к реальным проблемам. Но эти способности можно развить в себе. Лишь постоянное внимание к этим переходам и упражнение в них может сформировать чувство жизненности при занятиях наукой; и для этого совершенно необходимо знакомство также с житейскими психологическими знаниями, возможно более обширными и глубокими. В конечном счете научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
Научная психология. — Студопедия
В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.
Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений.
Научно-психологические факты характеризуются объективностью, то есть независимы от субъективного мнения или позиции ученого. Объективность научно-психологическим исследованиям придает использование таких методов, как систематизированные наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов.
Научные психологические знания рациональны и осознанны.
Все это содействует надежности, проверяемости выводов, уменьшает их пристрастность и субъективность. Использование эмпирического и логического доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям.
В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений. Получение в экспериментах и тестах количественных данных о психических явлениях стало важнейшим методологическим принципом научно-психологического исследования.
В научной психологии широко используются методы математической обработки эмпирических данных, что обеспечивает большую достоверность выводов исследования.
Для научной психологии характерна систематичность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений человека, его личности или какой-либо сферы его психической жизни. Поэтому в психологии придается большое значение построению теорий и классификаций психологических феноменов.
По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности, стресс и др. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения между ними.
Система способов и приемов, с помощью которой осуществляется процесс познания в науке, именуется методом.
Методы психологических исследований – это те приемы и средства, которые используются для получения достоверных сведений о психических явлениях.
Главная цель научной психологии – поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений. Кроме указанных в научной психологии также широко используются методы математической обработки эмпирических данных, что обеспечивает большую достоверность выводов исследования.
1.3. Научная психология
Главная цель
научной психологии — поиск новых
психологических знаний о внутреннем
мире людей. Причем для научной психологии
представляют интерес общие закономерности
психической жизни.
В течение многих
столетий научно-психологические знания
накапливались в рамках философии,
биологии, медицины, педагогики, социологии
и других наук, связанных с изучением
человека. Во второй половине XIX века
психология стала самостоятельной
наукой. С тех пор она разработала большое
количество собственных методов научного
познания, направленных на исследование
фактов, закономерностей и механизмов
психической жизни.
Научная психология
опирается на эмпирические научные
факты, то есть факты, получаемые опытным
путем. Научно-психологические факты
характеризуются объективностью, т. е.
независимы от субъективного мнения
ученого. Научные психологические знания
рациональны и осознанны. Использование
эмпирического и логического способов
доказательства истинности
научно-психологических знаний придает
им особую весомость. Методы науки
обеспечивают большую надежность и
доказательность получаемым знаниям. В
научной психологии существуют надежные
и проверяемые способы измерения
психических явлений.
Научная психология
отличается обобщенностью получаемых
знаний, поскольку направлена на поиск
общих закономерностей психических
явлений. Для научной психологии характерна
системность и систематичность. По
причине обобщенности получаемых в
научной психологии знаний она широко
опирается на абстрактные понятия и
общие научные категории. Для объяснения
и доказательства психологических
закономерностей в научной психологии
часто используются эксперименты как
модели реальных психических процессов.
Научно-психологические знания излагаются
на специфическом научном языке. Научную
психологию нередко называют академической.
При этом ее обычно разделяют на
фундаментальную и прикладную.
1.4. Практическая психология
Ее главная цель —
психологическая помощь людям. Работа
практических психологов направлена на
поиск путей и разработку методов
психологической помощи людям в решении
их жизненных или профессиональных
проблем. К основным методам практической
психологии чаще всего относят
психодиагностику, психотерапию и
психокоррекцию, психологическое
консультирование, развивающую
психологическую работу. Предметом
практической психологии являются
индивидуальность человека и конкретных
обстоятельств его жизни, конкретный
индивид или конкретная группа, а не
общие закономерности психических
явлений (как в научной психологии).
Критерием
достоверности знаний этого типа служат
опыт и эффективность работы специалистов.
Особенностями
знаний в практической психологии можно
считать конкретность и практичность.
Психологические
знания, полученные в результате опыта
практической работы, обобщаются и
систематизируются.
Еще одна особенность
практической психологии — целостность
в описании человека.
Концепции
практической психологии отличаются
метафоричностью, то есть использованием
терминов, имеющих переносный образный
смысл.
В практической
психологии значительным оказывается
влияние личности психолога на процесс
и результаты работы.
Практические
психологи проявляют большое стремление
к популяризации психологических знаний.
5. Понятие житейской и научной психологии.
Следует
различать научную психологию и житейскую
психологию.
Житейская
психология — это не наука, а просто
взгляды, представления, убеждения и
знания о психике, обобщающие бытовой
опыт людей, а также жизненный опыт
каждого конкретного человека. Есть
люди, которые очень хорошо понимают,
чувствуют психику других людей, видят
особенности их психических состояний.
Таких людей можно назвать житейскими
психологами.
Научная и
житейская психология не являются
антагонистами, они сотрудничают,
дополняют друг друга. Это выражается в
том, что
• житейский
и научный психолог часто являются одним
и тем же человеком,
• житейские
знания нередко служат исходным пунктом,
основой для формирования научных понятий
и представлений,
• и, наоборот,
научные знания проникают в жизнь,
способствуя решению многих жизненных
психологических проблем.
Житейская | Научная |
|
|
6. Типология характера. Характер и поведение.
Попытки
построения типологии характеров
неоднократно предпринимались на
протяжении всей истории психологии.
Одной из наиболее известных и ранних
из них явилась та, которая еще в начале
нашего века была предложена немецким
психиатром и психологом Э. Кречмером.
Несколько позже аналогичную попытку
предпринял его американский коллега
У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К.
Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии
человеческих характеров исходили из
ряда общих идей. Основные из них следующие:
1. Характер
человека формируется довольно рано в
онтогенезе и на протяжении остальной
его жизни проявляет себя как более или
менее устойчивый.
2. Те сочетания
личностных черт, которые входят в
характер человека, не являются случайными.
Они образуют четко различимые типы,
позволяющие выявлять и строить типологию
характеров.
Большая
часть людей в соответствии с этой
типологией может быть разделена на
группы.
Э. Кречмер
выделил и описал три наиболее часто
встречающихся типа строения тела или
конституции человека: астенический.
атлетический и пикнический. Каждый из
них он связал с особым типом характера
(впоследствии оказалось, что должных
научных оснований для этого у автора
не было).
1. Астенический
тип, по Кречмеру, характеризует небольшая
толщина тела в профиль при среднем или
выше среднего росте. Астеник — это обычно
худой и тонкий человек, из-за своей
худобы кажущийся несколько выше, чем
он есть на самом деле. У астеника тонкая
кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие
руки, удлиненная и плоская грудная
клетка со слаборазвитой мускулатурой
и слабыми жировыми, накоплениями. Такова
в основном характеристика астеников-мужчин.
Женщины этого типа, кроме того, часто и
малорослы.
2. Атлетическому
типу свойствен сильно развитый скелет
и мускулатура. Такой человек обычно
среднего или высокого роста, с широкими
плечами, мощной грудной клеткой. У него
плотная, высокая голова.
3. Пикнический
тип отличается сильно развитыми
внутренними полостями тела (головы,
груди, живота), склонностью к ожирению
при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном
аппарате. Такой человек среднего роста
с короткой шеей, сидящей между плечами.
Классификация
акцентуаций характеров у подростков,
которую предложил А. Е. Личко, выглядит
следующим образом:
1. Гипертимный
тип. Подростки этого типа отличаются
подвижностью, общительностью, склонностью
к озорству. В происходящие вокруг события
они всегда вносят много шума, любят
неспокойные компании сверстников. При
хороших общих способностях они
обнаруживают неусидчивость, недостаточную
дисциплинированность, учатся неровно.
Настроение у них всегда хорошее,
приподнятое. Со взрослыми — родителями
и педагогами — у них нередко возникают
конфликты. Такие подростки имеют много
разнообразных увлечений, но эти увлечения,
как правило, поверхностны и быстро
проходят. Подростки гипертимного типа
зачастую переоценивают свои способности,
бывают слишком самоуверенными, стремятся
показать себя, (прихвастнуть, произвести
на окружающих впечатление.
2. Циклоидный
тип. Характеризуется повышенной
раздражительностью и склонностью к
апатии. Подростки данного типа предпочитают
находиться дома одни, вместо того чтобы
где-то бывать со сверстниками. Они тяжело
переживают даже незначительные
неприятности, на замечания реагируют
крайне раздражительно. Настроение у
них периодически меняется от приподнятого
до подавленного (отсюда название данного
типа) с периодами примерно в две-три
недели.
3. Лабильный
тип. Этот тип крайне изменчив в настроении,
причем оно зачастую непредсказуемо.
Поводы для неожиданного изменения
настроения могут оказаться самыми
ничтожными, например кем-то случайно
оброненное слово, чей-то неприветливый
взгляд. Все они «способны погрузиться
в уныние и мрачное расположение духа
при отсутствии каких-либо серьезных
неприятностей и неудач». Поведение
этих подростков во многом зависит от
сиюминутного настроения. Настоящее и
будущее соответственно настроению
может расцвечиваться то радужными, то
мрачными красками. Такие подростки,
находясь в подавленном настроении,
крайне нуждаются в помощи и поддержке
со стороны тех, кто может поправить их
настроение, способен отвлечь, приободрить
и развлечь. Они хорошо понимают и
чувствуют отношение к ним окружающих
людей.
4.
Астеноневротичесчий тип. Этот тип
характеризуется повышенной мнительностью
и капризностью, утомляемостью и
раздражительностью. Особенно часто
утомляемость проявляется при выполнении
трудной умственной работы.
5. Сензитивный
тип. Ему свойственна повышенная
чувствительность ко всему: к тому, что
радует, и к тому, что огорчает или пугает.
Эти подростки не любят больших компаний,
слишком азартных, подвижных озорных
игр. Они обычно застенчивы и робки при
посторонних людях и потому часто
производят впечатление замкнутости.
Открыты и общительны они бывают только
с теми, кто им хорошо знаком, общению со
сверстниками предпочитают общение с
малышами и взрослыми. Они отличаются
послушанием и обнаруживают большую
привязанность к родителям. В юношеском
возрасте у таких подростков могут
возникать трудности адаптации к кругу
сверстников, а также «комплекс
неполноценности». Вместе с тем у этих
же подростков довольно рано формируется
чувство долга, обнаруживаются высокие
моральные требования к себе и к окружающим
людям. Недостатки в своих способностях
они часто компенсируют выбором сложных
видов деятельности и повышенным усердием.
Эти подростки разборчивы в нахождении
для себя друзей и приятелей, обнаруживают
большую привязанность в дружбе, обожают
друзей, которые старше их по возрасту.
6.
Психастенический тип. Такие подростки
характеризуются ускоренным и ранним
интеллектуальным развитием, склонностью
к размышлениям и рассуждениям, к
самоанализу и оценкам поведения других
людей. Такие подростки, однако, нередко
бывают больше сильны на словах, а не на
деле. Самоуверенность у них сочетается
с нерешительностью, а безапелляционность
суждений — со скоропалительностью
действий, предпринимаемых как раз в те
моменты, когда требуется осторожность
и осмотрительность.
7. Шизоидный
тип. Наиболее существенная черта этого
типа — замкнутость. Эти подростки не
очень тянутся к сверстникам, предпочитают
быть одни, находиться в компании взрослых.
Они нередко демонстрируют внешнее
безразличие к окружающим людям, отсутствие
интереса к ним, плохо понимают состояния
других людей, их переживания, не умеют
сочувствовать. Их внутренний мир зачастую
наполнен различными фантазиями,
какими-либо особенными увлечениями. Во
внешних проявлениях своих чувств они
достаточно сдержанны, не всегда понятны
для окружающих, прежде всего для своих
сверстников, которые их, как правило,
не очень любят.
8. Эпилептоидный
тип. Эти подростки часто плачут, изводят
окружающих,
особенно в раннем детстве. Такие дети,
пишет А. Е. Личко, любят мучить животных,
дразнить младших, издеваться над
беспомощными. В детских компаниях они
ведут себя как диктаторы. Их типичные
черты — жестокость, властность, себялюбие.
В группе детей, которыми они управляют,
такие подростки устанавливают свои
жесткие, почти террористические порядки,
причем их личная власть в таких группах
держится в основном на добровольной
покорности других детей или на страхе.
В условиях жесткого дисциплинарного
режима они чувствуют себя нередко на
высоте, стараются угождать начальству,
добиваться определенных преимуществ
перед сверстниками, получить власть,
установить свой диктат над окружающими.
9. Истероидный
тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм,
жажда постоянного внимания к собственной
особе. У подростков данного типа нередко
выражена склонность к театральности,
позерству, рисовке. Такие дети с большим
трудом выносят, когда в их присутствии
кто-то хвалит их же товарища, когда
другим уделяют больше внимания, чем им
самим. Для них насущной потребностью
становится стремление привлекать к
себе внимание окружающих, выслушивать
в свой адрес восторги и похвалы. Для
этих подростков характерны претензии
на исключительное положение среди
сверстников, и, чтобы оказать влияние
на окружающих, привлечь к себе их
внимание, они часто выступают в группах
в роли зачинщиков и заводил. Вместе с
тем, будучи неспособными стать настоящими
лидерами и организаторами дела, завоевать
себе неформальный авторитет, они часто
и быстро терпят фиаско.
10. Неустойчивый
тип. Его иногда неверно характеризуют
как слабовольный, плывущий по течению.
Подростки данного типа обнаруживают
повышенную склонность и тягу к
развлечениям, причем без разбора, а
также к безделью и праздности. У них
отсутствуют какие-либо серьезные, в том
числе профессиональные, интересы, они
почти совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный
тип. Данный тип демонстрирует бездумное,
а часто просто конъюнктурное подчинение
любым авторитетам, большинству в группе.
Такие подростки обычно склонны к
морализаторству и консерватизму, а их
главное жизненное кредо — «быть как
все». Это тип приспособленца который
ради своих собственных интересов готов
предать товарища, покинуть его в трудную
минуту, но, что бы он ни совершил, он
всегда найдет «моральное» оправдание
своему поступку, причем нередко даже
не одно.
Близкой к
классификациям А. Е. Личко является
типология характеров, предложенная
немецким ученым К. Леонгардом. Эта
классификация основана на оценке стиля
общения человека с окружающими людьми
и представляет как самостоятельные
следующие типы характеров:
1. Гипертимный
тип. Его характеризует чрезвычайная
контактность, словоохотливость,
выраженность жестов, мимики, пантомимики.
Он часто спонтанно отклоняется от
первоначальной темы разговора. У такого
человека возникают эпизодические
конфликты с окружающими людьми из-за
недостаточно серьезного отношения к
своим служебным и семейным обязанностям.
Люди подобного типа нередко сами бывают
инициаторами конфликтов, но огорчаются,
если окружающие делают им замечания по
этому поводу. Из положительных черт,
привлекательных для партнеров по
общению, людей данного типа характеризуют
энергичность, жажда деятельности,
оптимизм, инициативность. Вместе с тем
они обладают и некоторыми отталкивающими
чертами: легкомыслием, склонностью к
аморальным поступкам, повышенной
раздражительностью, прожектерством,
недостаточно серьезным отношением к
своим обязанностям. Они трудно переносят
условия жесткой дисциплины, монотонную
деятельность, вынужденное одиночество.
2. Дистимный
тип. Его характеризует низкая контактность,
немногословие, доминирующее пессимистическое
настроение. Такие люди являются обычно
домоседами, тяготятся шумным обществом,
редко вступают в конфликты с окружающими,
ведут замкнутый образ жизни. Они высоко
ценят тех, кто с ними дружит, и готовы
им подчиниться. Они располагают следующими
чертами личности, привлекательными для
партнеров по общению: серьезностью,
добросовестностью, обостренным чувством
справедливости. Есть у них и отталкивающие
черты. Это — пассивность, замедленность
мышления, неповоротливость, индивидуализм.
3. Циклоидный
тип. Ему свойственны довольно частые
периодические смены- настроения, в
результате чего так же часто меняется
их манера общения с окружающими людьми.
В период повышенного настроения они
являются общительными, а в период
подавленного — замкнутыми. Во время
душевного подъема они ведут себя как
люди с гипертимной акцентуацией
характера, а в период спада — с дистимной.
4. Возбудимый
тип. Данному типу присуща низкая
контактность в общении, замедленность
вербальных и невербальных реакций.
Нередко они занудливы и угрюмы, склонны
к хамству и брани, к конфликтам, в которых
сами являются активной, провоцирующей
стороной. Они неуживчивы в коллективе,
властны в семье. В эмоционально спокойном
состоянии люди данного типа часто
добросовестные, аккуратные, любят
животных и маленьких детей. Однако в
состоянии эмоционального возбуждения
они бывают раздражительными, вспыльчивыми,
плохо контролируют свое поведение.
5. Застревающий
тип. Его характеризуют умеренная
общительность, занудливость, склонность
к нравоучениям, неразговорчивость. В
конфликтах обычно выступает инициатором,
активной стороной. Стремится добиться
высоких показателей в любом деле, за
которое берется, предъявляет повышенные
требования к себе. Особо чувствителен
к социальной справедливости, вместе с
тем обидчив, уязвим, подозрителен,
мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян,
честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные
требования к близким и к подчиненным
на работе.
6. Педантичный
тип. В конфликты вступает редко, выступая
в них скорее пассивной, чем активной
стороной. На службе ведет себя как
бюрократ, предъявляя окружающим много
формальных требований. Вместе с тем с
охотой уступает лидерство другим людям.
Иногда изводит домашних чрезмерными
претензиями на аккуратность. Его
привлекательные черты: добросовестность,
аккуратность, серьезность, надежность
в делах, а отталкивающие и способствующие
возникновению конфликтов — формализм,
занудливость, брюзжание.
7. Тревожный
тип. Людям данного типа свойственны
низкая контактность, робость, неуверенность
в себе, минорное настроение. Они редко
вступают в конфликты с окружающими,
играя в них в основном пассивную роль,
в конфликтных ситуациях ищут поддержки
и опоры. Нередко располагают следующими
привлекательными чертами: дружелюбием,
самокритичностью, исполнительностью.
Вследствие своей беззащитности также
нередко служат «козлами отпущения»,
мишенями для шуток.
8. Эмотивный
тип. Эти люди предпочитают общение в
узком кругу избранных, с которыми
устанавливаются хорошие контакты,
которых они понимают «с полуслова».
Редко сами вступают в конфликты, играя
в них пассивную роль. Обиды носят в себе,
не «выплескивают» наружу.
Привлекательные черты: доброта,
сострадательность, сорадование чужим
успехам, обостренное чувство долга,
исполнительность. Отталкивающие черты:
чрезмерная чувствительность, слезливость.
9.
Демонстративный тип. Этот тип людей
характеризуется легкостью установления
контактов, стремлением к лидерству,
жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует
высокую приспособляемость к людям и
вместе с тем склонность к интригам (при
внешней мягкости манеры общения) . Такие
люди раздражают окружающих самоуверенностью
и высокими притязаниями, систематически
сами провоцируют конфликты, но при этом
активно защищаются. Обладают следующими
чертами, привлекательными для партнеров
по общению: обходительностью,
артистичностью, способностью увлечь
других, неординарностью мышления и
поступков. Их отталкивающие черты:
эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание
от работы.
10.
Экзальтированный тип. Ему свойственны
высокая контакткость, словоохотливость,
влюбчивость. Такие люди часто спорят,
но не доводят дело до открытых конфликтов.
В конфликтных ситуациях они бывают как
активной, так и пассивной стороной.
Вместе с тем привязаны и внимательны к
друзьям и близким. Они альтруистичны,
имеют чувство сострадания, хороший
вкус, проявляют яркость и искренность
чувств. Отталкивающие черты: паникерство,
подверженность сиюминутным настроениям.
11.
Экстравертированный тип. Отличается
высокой контактностью, у таких людей
масса друзей, знакомых, они словоохотливы
до болтливости, открыты для любой
информации. Редко вступают в конфликты
с окружающими и обычно играют в них
пассивную роль. В общении с друзьями,
на работе и в семье часто уступают
лидерство другим, предпочитают подчиняться
и находиться в тени. Располагают такими
привлекательными чертами, как готовность
внимательно выслушать другого, сделать
то, о чем просят, исполнительность.
Отталкивающие особенности: подверженность
влиянию, легкомыслие, необдуманность
поступков, страсть к развлечениям, к
участию в распространении сплетен и
слухов.
12.
Интровертированный тип. Его, в отличие
от предыдущего, характеризует очень
низкая контактность, замкнутость,
оторванность от реальности, склонность
к философствованию. Такие люди любят
одиночество, редко вступают в конфликты
с окружающими, только при попытках
бесцеремонного вмешательства в их
личную жизнь. Часто представляют собой
эмоционально холодных идеалистов,
относительно слабо привязанных к людям.
Обладают такими привлекательными
чертами, как сдержанность, наличие
твердых убеждений, принципиальность.
Есть у них и отталкивающие черты. Это —
упрямство, ригидность мышления, упорное
отстаивание своих идей. На все они имеют
свою точку зрения, которая может оказаться
ошибочной, резко отличаться от мнения
других людей, и тем не менее они продолжают
ее отстаивать несмотря ни на что. Данная
классификация относится в основном к
взрослым людям и представляет типологию
характеров преимущественно с точки
зрения отношения к людям. Обобщив данные
наблюдений за социальным поведением
различных людей, соотнеся их с практикой
работы в клинике (Э. Фромм был
врачом-психиатром фрейдистской
ориентации), автор представляемой
типологии характеров вывел следующие
их основные типы:
1.
«Мазохист-садист». Это тип человека,
который склонен видеть причины своих
жизненных успехов и неудач, а также
причины наблюдаемых социальных событий
не в складывающихся обстоятельствах,
а в людях. Стремясь устранить эти причины,
он направляет свою агрессию на человека,
который представляется ему причиной
неудачи. Если речь идет о нем самом, то
его агрессивные действия направляются
на себя; если в качестве причины выступают
другие люди, то они становятся жертвами
его агрессивности. Такой человек много
занимается самообразованием,
самосовершенствованием, «переделкой»
людей «в лучшую сторону». Своими
настойчивыми действиями, непомерными
требованиями и притязаниями он иногда
доводит себя и окружающих людей до
состояния изнеможения. Особенно опасен
для окружающих такой тип тогда, когда
он получает над ними власть: он их
начинает терроризировать, исходя из
«благих намерений».
Характеризуя
таких людей как врач-психиатр, Э. Фромм-
писал: «Наиболее часто проявляемые
мазохистские тенденции — это чувство
собственной неполноценности, беспомощности,
ничтожности». Люди-мазохисты проявляют
тенденции принижать и ослаблять себя,
упиваются самокритикой и самобичеванием,
возводят на себя немыслимые напрасные
обвинения, во всем и прежде всего
стараются взять вину на себя, даже если
в случившемся они ни при чем.
Интересно
наблюдение Э. Фромма, утверждающего,
что в этом типе людей наряду с мазохистскими
склонностями почти всегда открываются
и садистские тенденции. Они проявляются
в стремлении ставить людей в зависимость
от себя, приобретать над ними полную и
безграничную власть, эксплуатировать
их, причинять им боль и страдание,
наслаждаться видением того, как они
страдают. Такой тип человека называют
авторитарной личностью. Э. Фромм показал,
что подобные личностные свойства были
присущи многим известным в истории
деспотам, и включил в их число Гитлера,
Сталина, ряд других известных исторических
лиц.
2. «Разрушитель».
Характеризуется выраженной агрессивностью
и активным, стремлением к устранению,
уничтожению объекта, вызвавшего
фрустрацию, крушение надежд у данного
человека. «Разрушительность, — пишет
Фромм,- это средство избавления от
невыносимого чувства бессилия». К
разрушительности как к средству
разрешения своих жизненных проблем
обычно обращаются люди, которые испытывают
чувство тревоги и бессилия, ограничены
в реализации своих интеллектуальных и
эмоциональных возможностей. В периоды
больших социальных потрясений, революций,
переворотов они выступают в качестве
основной силы, разрушающей старое, в
том числе и культуру.
3.
«Конформист-автомат». Такой индивид,
столкнувшись с трудноразрешимыми
социальными и личными жизненными
проблемами, перестает «быть самим
собой». Он беспрекословно подчиняется
обстоятельствам, обществу любого типа,
требованиям социальной группы, быстро
усваивая тот тип мышления и способ
поведения, который свойствен большинству
людей в данной ситуации. У такого человека
почти никогда нет ни собственного
мнения, ни выраженной социальной позиции.
Он фактически утрачивает собственное
«Я», свою индивидуальность и
настолько привык испытывать именно те
чувства, какие от него ожидаются в
определенных ситуациях, что лишь в
порядке исключения мог бы заметить в
своих чувствах нечто «чужое». Такой
человек всегда готов подчиниться любой
новой власти, быстро и без проблем меняет
свои убеждения, если обстоятельства
этого требуют, не особенно задумываясь
над моральной стороной подобного
поведения. Это — тип сознательного или
бессознательного приспособленца.
Выведенная
Э. Фроммом типология реальна в том смысле
слова, что действительно напоминает
поведение многих людей во время социальных
событий, происходящих в нашей стране
сейчас или имевших место в прошлом.
Является ли психология наукой? | Познание мира
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Многие люди задаются вопросом, является ли психология наукой. Они говорят, что это слишком субъективно. Точно так же они говорят что-то вроде: «У меня есть навык в психологии. Я могу посмотреть на любого человека и сказать, кто он есть». Подобные утверждения показывают нам, как люди относятся к психологии. На самом деле, большая часть населения не знает, что значит изучать психологию.
Чтобы понять, является ли психология наукой или нет, мы должны сначала понять, что такое наука. Многие люди считают, что наука является бесспорным носителем истины, поскольку она наблюдает за реальностью и описывает ее. Однако это определение неверно.
Что такое наука?
Наука — это отрасль знаний, которая стремится описать, объяснить, предсказать и изменить некоторую область реальности. В случае психологии речь идет о поведении человека и когнитивных процессах. Наука имеет практическую цель. Она пытается понять определенные события, чтобы иметь возможность использовать их в нашу пользу. Для этого есть своя методология, называемая научным методом.
Научный метод является гипотетически-дедуктивной стратегией, используемой для того, чтобы делать выводы. Она состоит из серии шагов:
Постановка задачи
Это первый шаг научного метода. Он состоит в поиске проблемы, причина которой до сих пор неизвестны. Примером этого может быть вопрос, почему все вещи падают на землю или как люди учатся.
Гипотеза
Посредством наблюдения, дедукции и библиографического обзора мы можем разработать ряд гипотез. Гипотезы не являются правдой или ложью. Это возможности, ожидающие проверки.
Тестирование
Когда у нас есть гипотезы, следующий шаг — проверить их, чтобы доказать их. Эксперимент должен быть разработан, чтобы проверить гипотезы. Этот эксперимент может быть проведен разными способами. Например, посредством опросов, наблюдения и экспериментальных манипуляций.
Анализ данных
После эксперимента приступаем к статистическому анализу данных. Если эти данные подтверждают, что гипотезы неверны, мы отбрасываем их. Но если мы не смогли их опровергнуть, они считаются доказанными.
Однако важно понимать, что мы никогда не сможем полностью доказать гипотезу, потому что у нас нет доступа ко всем данным. Термин «доказанный» только указывает на то, что мы пока не смогли его опровергнуть.
Сообщение результатов
Это самая важная часть научного метода. Не имеет смысла открывать что-то и не делиться этим. Сообщая результаты, мы делаем людей более осведомленными. Кроме того, это позволяет нам решать новые проблемы. Кроме того, обмен результатами эксперимента позволяет другим исследователям повторить его и обнаружить больше доказательств.
Важно! Ключевым аспектом этого процесса является понимание того, что наука опровергает свои собственные гипотезы, чтобы уменьшить количество ошибок. Наука постоянно проверяется, поскольку она всегда оставляет место для сомнений в проверенных гипотезах. Таким образом, это динамический метод, который адаптируется к возникающим новым данным.
Другим важным вопросом является различие, которое некоторые люди проводят между «точными науками» и «мягкими науками». Биология, физика и химия подпадают под «жесткие науки», которые кажутся более объективными и легко наблюдаемыми. Например, точно так же, как мы видим через наблюдаемые события, что гравитация существует в физике, мы делаем то же самое с тревогой, эмоциями или процессами обучения в психологии.
Интуитивная психология
Все мы формируем интуитивные теории о том, как устроен мир. Это помогает нам сохранять контроль и предсказывать, что произойдет. Поэтому у нас есть интуитивная психология, которая говорит нам, как мы считаем, что другие ведут себя и почему они так поступают. Однако думать, что эти убеждения верны, является серьезной ошибкой.
Важно! Интуитивная психология основана на умственных способностях, сформированных предыдущим опытом. В зависимости от нашего образования, опыта и личной истории у нас будут определенные способы восприятия того, что происходит вокруг нас. Эти суждения абсолютно субъективны. Поэтому они являются частью нашей жизни, но не имеют ничего общего с научной психологией.
Научная психология
Научная психология является полной противоположностью интуитивной психологии. В частности, она не полагается на убеждения или суждения, чтобы объяснить поведение человека. Вместо этого она использует научный метод и эксперименты для сбора объективных данных и их интерпретации. Психологические концепции рождаются в результате проведенных исследований.
Знание разницы между мнением и интерпретацией поможет нам понять, что психология — это наука. Мнения — это убеждения, которые мы имеем благодаря нашему опыту. Например, мы можем сказать, что люди хороши, и что общество развращает их, потому что наш опыт согласуется с этой идеей.
Напротив, интерпретация состоит из анализа, расшифровки и объяснения события с помощью научно полученных данных. Давайте продолжим с предыдущим примером. Если данные не могут доказать, что люди хорошие или плохие, нам придется интерпретировать их с другой точки зрения, которая объединяет всю доступную информацию.
Важно! Научная психология не вопрос мнений. Мы не можем обсуждать это в тех же терминах, что и интуитивная психология. Первый основан на интерпретации полученных доказательств. Следовательно, все дело в придании смысла доступной информации. Единственный способ опровергнуть результаты научного исследования в области психологии — это объективные данные, которые его опровергают.
Почему некоторые люди считают, что психология не наука?
Мы видели, что психология использует те же методы и что она имеет ту же обоснованность и надежность, что и другие науки. Но почему так много людей сомневаются, наука это или нет? Далее мы рассмотрим три основные причины, почему это происходит.
Прежде всего, концепция науки все еще смущает многих людей. Большая часть населения имеет очень плохое определение. Это, наряду с невежеством людей относительно инструментов, используемых для измерения поведения и психических процессов, приводит людей к классификации психологии как субъективной и ненаучной.
Вторая причина заключается в псевдонаучных методах, которые вытекают из психологии. К сожалению, многие люди используют термин «психология» для обозначения практик, которые не используют научный метод. Следовательно, большая часть населения ошибочно связывает лженауку с психологией. Однако на самом деле они не имеют ничего общего друг с другом.
Наконец, психология изучает людей. В физике, химии или других науках результаты едва ли «вовлекают» людей, и они принимаются без какого-либо сопротивления. Тем не менее, изучение людей отличается. Если результаты идут вразрез с нашими интуитивными убеждениями, мы быстро пытаемся разрешить этот конфликт. Проще игнорировать представленные доказательства, чем реструктурировать наши представления об этом.
Важно! Если кто-то спросит вас, является ли психология наукой, ответ — ДА. Это очень важная дисциплина, которая позволяет нам понимать себя как индивидуально, так и в группе.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что такое психология — основные направления и предмет изучения
Что такое психология? Науки подразделяются на точные и социальные, куда причислена психология, занимаясь изучением особенностей психики человека (становление, функционирование в общем и отдельных структур). В контексте данной научной области изучаются особенности не только обособленного пробирочного индивидуума, но также групп людей в своём природном и экспериментальном взаимодействии, и особенностей протекания как эмоциональных, так и волевых паттернов. Если объяснять, что такое психология кратко и понятно, то это отрасль, занимающаяся изучением человеческой души и её самопрезентационные проявления в материальной реальности, со всеми дополнительными аспектами и особенностями, ответвлениями и взаимодействием.
Часто психология как наука касается не столько отдельной жизни, сколько выделения общих особенностей, присущих большинству людей, т.е. это своеобразный поиск закономерностей, позволяющих прогнозировать многие процессы и выделять норму. Являясь нормоцентрированной наукой, психология не может игнорировать патологию, поэтому тесно связана с пограничными областями медицины (психиатрией) и терапии (психотерапии, как немедикаментозного метода лечения расстройств). Отдельно выделяется область патологий психологического состояния – патопсихология и стоит на стыке психологии и психиатрии.
Что такое психология и что она изучает? Как и любая практическая дисциплина, психология подразделяется на множество категорий, основными, где являются фундаментальная (теоретическая, неизменно доказанная и принятая за аксиому) и практическая психология (с появляющимися и действующими методами прямого или косвенного воздействия). Первая занимается выделением неоспоримых фактов, а вторая является непосредственным применением знаний для коррекции или активизации необходимых процессов.
Используется большой спектр методов от субъективных (наблюдение, интроспекция, анализ творчества), до валидизированных тестов и опросников. Наиболее трудоёмким, однако широким по результативности является метод эксперимента. Данные обрабатываются с использованием стандартизированных математических критериев и построения взаимосвязей, после чего возможны уже практические корректирующие воздействующие методы, такие как тренинг, психотерапия, внушение, формирующий эксперимент. В тех отраслях, где тесна связь с биологическим состоянием возможно исследование мозговых структур, а в качестве воздействующего эксперимента используются биологические методы (магниты, излучения, малые токи и прочее).
Пока психология касается возрастных изменений, таких структур как когнитивные функции, мышление и память она во многом пересекается с биологией, логопедией и прочими стандартными науками. Так, где речь заходит об индивидуальном развитии личности, особенностях её формирования, травмирования и обособления существует взаимосвязь со многими духовными традициями, эзотерическими практиками. Это не является отходом от научных норм, но также как медицина начиналась с выявления лечебных растений, психология начиналась с советов шаманов и исповедей у духовника.
Довольно широка и многогранна психология, что это такое простыми словами или кратко объяснить не всегда можно корректно с точки смыслового пространства. Каждый может найти в данной науке своё – практику манипулирования, особенности развития, способы коррекции или способ самопонимания, техники релаксации или объяснение поведения огромных масс. В зависимости от направления внимания исследователя, психология способна принимать личностное направление.
Определение предмета психологии
Пытаясь понять, что такое психология человека на различных исторических этапах были различные попытки определить предмет исследования. Определение понятия, точка зрения и особенности менялись в развитии общей науки, а также от того в контексте какого психологического направления выделялся предмет. В отличие от более стандартных дисциплин, каждое психологическое направление имеет собственную трактовку для изучения. Даже сейчас не сформировано классическое понимание предмета, есть лишь общее направление, но добавлять собственные детали и понимание может каждое из направлений.
Что такое психология человека? Первоначально (ещё в философском понимании, когда психология не была отдельной наукой) предметом изучения и наблюдения считалась душа, после того, как описание души показалось учёным довольно размытым и неточным, то предмет сузили до сознания и его явлений. Предметом был и непосредственный проживаемый опыт, поведение, функции приспособления, внимание уделялось бессознательным процессам, а в других особенностям переработки информации и образов. Современная концепция склоняется к тому, чтобы выбрать предметом экзистенциальные данности, глубинный смысл и проблемы бытия человечества, как основу, формирующую все дальнейшие процессы.
Если отталкиваться от формального определения, то психология изучает психику, особенности её процессов в индивидуальном контексте, но учитывая культурно-исторический. Чтобы полностью понимать предмет психологии мало такого сухого объяснения, а необходимо также и наблюдение за внутренними процессами (чувствами, эмоциями, аффектами), поддающимися только субъективному описанию, а значит, объективность построения предмета будет всегда ставиться под вопрос. Предмет изучает когнитивные данные, особенности и индивидуальные эмоциональные и характерологические проявления в деятельности, окружающей обстановки, в корреляции показателя гендера, пола и многих других внешних факторов.
Объект психологии
Объект психологии – это целая совокупность понятий, характеризующих психические процессы и явления. Обычно сюда относят поведение, как отражение действенной активности, деятельность, как отрасль применения своей активности, взаимоотношения различных социальных уровней (от интимного взаимодействия двух личностей до особенностей общения целых народов).
Сложность трактовки термина приводит к тому, что авторы намеренно обходят этот момент, не давая никакого определения объекту, останавливаясь только на предмете. Другие выделяют объектом человека, психические проявления, также сюда входят группы людей и животные (раздел зоопсихологии). Но нельзя сказать, что подобное определение может быть достаточно корректно, поскольку человека изучают и другие науки, только касаясь иных моментов. Понимая такую ограниченность формулировки, была добавлена мысль о том, что объектом психологии также выступают различные материальные продукты деятельности.
Если брать во внимание научность подхода, то объектом психологии стоит выделять психику в её нормальном развитии, поскольку в психиатрии также изучается психика, но уже с позиции нарушений и отклонений. Необходимость определения объекта психологии исходит исключительно из научной позиции, требующей одинакового подхода и обозначения исследуемой области. Наиболее простая трактовка об изучении продуктов деятельности является наиболее приемлемой, однако и наиболее ограниченной, поскольку не раскрывает внутренних переживаний. Если же оставить область без какого-либо объекта, то восприятие человека расширяется, но не фиксируется в научных рамках.
Объектом выступает как сама психика так весь феноменологический спектр общества, отдельной жизни и исторического периода. Для изучения нематериальных моментов, а именно этим и занимается психология, ей необходимо как-то приземлить и найти доказательства проявлений изучаемых явлений в физическом мире, поэтому используются как наблюдение за реакциями, так и анализ продуктов наравне с переживаниями исключительно субъективного характера.
Основные направления психологии
Направления психологии делятся по основной концепции, предлагаемой автором, чаще имеют название, соответствующее родоначальнику или отражающее основную суть направления. Классическим считается фрейдизм и неофрейдизм, несмотря на то, что их постулаты уже опровергнуты, а все исследования были следствием изучения одного случая или теоретического анализа автора – они были первыми, поэтому изучения начинаются с них.
До сих пор существуют школы, изучающие и практикующие фрейдизм, однако многие паттерны первоначальной теории были подкорректированы. Изучает данная теория сознание и подсознание, концентрируясь на последнем, как наиболее мощному инструменту психики, способному влиять на огромное количество человеческих проявлений. Этот подсознательный уровень связан с биологическими инстинктами, поэтому его влияние и сила так объяснимы с точки зрения доказательной науки, среди прочих биологических факторов огромная роль отдавалась сексуализации психологического пространства, как объяснению смысла поступков и эмоциональных реакций, жизненных мотивов и снов. Со временем сами последователи отошли от столь биологического восприятия личности и стали больший акцент делать на социальности, влиянии первых лет жизни и главных родительских фигур.
Бихевиоризм также представляет собой биологическое направление, рассматривающее личность только как представителя какого-либо особого набора поведенческих реакций. Основные механизмы деятельности и человеческая психика объяснялась через поведение, его паттерны, устойчивые и неконтролируемые формы, как способ приспособления. На определённых периодах это направление актуально, когда формируются социальные навыки или рассматривается только внешняя деятельность, в остальном оно не состоятельно в анализе глубинных причин и когнитивных структур.
Воспринимать личность и психику, как что-то целостное начала гештальтпсихология, пытающаяся объяснить все феномены путем анализа целостного образа и элементов. Именно тут выделяется единица анализа как психическое понятие, а не как биологическое, предоставляя возможность большей индивидуализации.
Гуманистическая психология продолжает развивать идею целостности и основной направляющей силой у человека считает постоянное развитие и стремление к нему. Тут возникает феноменология личности, её самореализация, как духовного существа, так и индивидуума, обладающего различными задатками. В гуманистической психологии развивается понятие этики и нравственности, отсутствующие в первых биологических направлениях – выделяется поиск истинного смысла существования каждого человека.
Кроме направлений, базирующихся на каком-то психологическом принципе или постулатах, психология подразделяется и на области, где применяются эти знания. Существуют различные особенности и ключевые моменты, куда отводится основное внимание психологического направления.
Социальная психология изучает группы и проявление отдельной личности в конкретном социуме. Относительно рабочих и учебных коллективов направление деятельности может сводиться к уточнению социальной совместимости людей, профориентации, возможной реструктуризации предприятия или же соответствия человека данному посту. Сюда же относятся различные формирующие мероприятия по сплочению коллектива или развитию определённых способностей – тимбилдинги, мозговые штурмы и пр. В больших группах возможно проследить влияние сми, различных выступлений, масс-медиа и телерадиовещания.
Возрастная психология изучает развитие, выделяет нормы развития всех функций, сознания и новообразований. Подразделяется на отдельные ответвления в зависимости от возраста (пренатанальная, геронтологическая и пр.). Это контролирует формирование личности, а также помогает различными методиками закреплять и развивать новые необходимые психические образования.
Тесно с ней связано направление педагогической психологии, специализирующейся на том же процессе развития, но только в рамках образовательного процесса. Тут характерны методики для преподавателей, чтобы построить программу обучения максимально лёгкую и эффективную. В более старшем возрасте её замещает психология труда, работающая не столько с успехом деятельности, сколько с профилактикой выгорания, эффективного использования труда, разработкой норм, чтобы не снижались функции памяти и внимания, что предотвращает несчастные случаи. Отделы подбора персонала и адаптации сотрудников, профориентологи и коучи по развитию профессиональных компетенций используют основополагающие принципы данного направления.
Дифференциальная психология относится к психодиагностике и занимается не выделением общих закономерностей, что характерно для большинства направлений, а наоборот заточена под поиск отличий между разными типами личностей, их реакций в зависимости от ситуаций. Благодаря той сфере возможна более точная формулировка способностей каждого индивида, построение уникального оптимального пути развития, а также коррекция неблагоприятных моментов не с помощью глобального изменения ситуации, а посредством устранения одного фактора, снижающего эффективность.
Узкоспециализированы патопсихология и медицинская психология – первая направлена на диагностику психиатрических патологий, вторая изучает любых соматических пациентов. В этой зависимости была выделена психосоматика, однако она невозможна без понимания базовых принципов клинической психологии. Направление изучает и врача, выдвигает определённые алгоритмы сообщения плохих новостей, обучает общению с трудными пациентами.
Множество ответвлений основано на профессиональной категории – есть психология рекламы и авиации, инженерная и экстремальная. Для тех, кто связан с творческим направлением или развивает в себе такие способности, рекомендуется обратиться к психологии творчества, занимающейся вопросами поиска новых идей, вдохновения и креативности.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Общая психология:
ПСИХОЛОГИЯ
ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
Ощущения;
Восприятия;
Внимание;
Память;
Воображение;
Мышление;
Речь.
ПСИХОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТИ:
Эмоции;
Способности;
Мотивация;
Темперамент;
Характер;
Воля.
Специальные отрасли психологии:
Генетическая
психологияПсихофизиология
(нейропсихология)Дифференциальная
психологияВозрастная
психологияСоциальная
психологияПедагогическая
психологияМедицинская
психологияПатопсихология
Юридическая
психологияПсиходиагностика
Психотерапия.
Определение психики. Понятие психического отражения Определение психики
Психология
как научная система знаний начала
оформляться с середины XIX
в. По мере своего развития научные
представления о сущности психических
явлений неоднократно изменялись.
Некоторые из основных этапов изменения
представлений о психике могут быть
представлены в форме определений
психики, которые давались (или
подразумевались) в различных донаучных
направлениях и научных «школах»
психологии.
• Психика — это
душа, не имеющая материальных оснований
(донаучный период развития представлений
о сущности психического).
• Психика — это
сознание человека, о котором возможно
получить представления на основе
рефлексии, самонаблюдения (Р. Декарт).
• Психика
есть система ассоциаций (связей),
формирующихся в сознании человека:
по мере знакомства с явлениями и
событиями в сознании человека
устанавливаются связи между собственным
поведением и воспринимаемыми
(представляемыми) объектами, а также их
свойствами по сходству, контрасту,
пространственно-временной смежности
(ассоциативная психология).
• Психика
представляет собой систему ассоциативных
связей и отношений между структурными
элементами сознания: существуют
некоторые исходные элементы психических
явлений (элементарные ощущения и
переживания), на основе которых в течение
жизни строятся все более сложные формы
психических явлений (структурная
психология В. Вундта и Э. Титченера).
• Психика есть
совокупность функций, сложившихся в
процессе эволюции, которые обеспечивают
важнейшие формы приспособления
организма к условиям внешней среды
(прагматизм и функционализм Д. Дьюи и
У. Джемса).
• Психика
представляет собой систему формирующихся
путем научения отношений и связей
между внешней стимуляцией и поведением
(бихевиоризм).
• Психика есть
особое структурно организующееся и
подчиняющееся собственным законам
переструктурирования феноменальное
поле, изоморфное реальным ситуациям
жизни в физическом поле и динамике
нейрофизиологических процессов в
мозге (гештальтпсихология).
• Психика
представляет собой систему процессов
и механизмов в центральной нервной
системе, которые обеспечивают
переработку информации, поступающей
из внешней среды, а также из внутренней
среды организма (когнитивная
психология) (8).
Психика
– это свойство мозга отражать окружающую
действительность и адаптироваться к
ней.
Содержание
человеческой психики
– это то, что его окружает с рождения.
(лекция Макаровой)
Психика
– свойство высокоорганизованной
материи.
Психика
является свойством мозга, его специфической
функцией. Эта функция носит характер
отражения;
правильность отражения подтверждается
практикой.
2
значения слова психика – первое психика
как субстанция
и второе — психика как субстрат.
Психика
как
субстанция
представляет
собой отражение объективного мира в
его связях и отношениях, в котором
внеположенность и многообразие природы
собирается к своему единству (это
виртуальное сжатие природы). Данное
определение можно отобразить в виде
следующей системы: (Отражаемое (весь
мир) →Отражающая система (психика) →
Отраженное (психические явления)
Психике
как субстрат встает
проблема: психика — это просто свойство
нервной системы, специфическое отражение
ее работы или психика имеет свой субстрат,
т.е. то из чего она состоит? На сегодняшний
день поданному вопросу однозначного
ответа нет!
Психику нельзя
сводить к нервной системе, поскольку
она является только частью психики. (5)
Психика
—
отражательно-регуляционный
механизм приспособительногоповедения
живых организмов, на основе которого
осуществляется их активное взаимодействие
со средой. Психика осуществляет функцию
ориентации и регуляции деятельности,
обеспечивает избирательные контакты
живых организмов с действительностью
в зависимости от системы их потребностей
и распознавания в среде того, что
удовлетворяет эти потребности; внешние
признаки явлений служат сигналом их
значения и смысла.
Психика
человека —
отражательно-регуляционная
деятельность, обеспечивающая его
активное взаимодействие с окружающим
миром на основе присвоения
общечеловеческого опыта. Человеческая
психика — это система субъективных
образов действительности, внутренний
мир человека, имеющий свои законы
становления и
функционирования.
Психика
человека приобретает особую форму —
форму сознания, порождаемую общественным
способом его существования. Однако
сознание не исчерпывает всей сущности
психики. Наряду с ним у человека имеются
и биологически сформированные психические
структуры (сфера его врожденно-бессознательной
деятельности), и обширная сфера
прижизненно приобретенных автоматизмов
(сфера подсознания) (1).
Высокоорганизованная
живая материя (Не
всякая живая материя обладает этим
свойством. Формы живой материи отличаются
друг от друга по уровню развития
психических свойств), обладающая
психикой, обладает способностью получения
информации об окружающем мире; эта
информация служит основой для регуляции
внутренней среды живого организма и
формирования его поведения, т.е. способна
реагировать на изменение внешней среды
или на воздействие объектов окруж.
среды. .(2)
определение психологии по The Free Dictionary
Психология
Изучение или лечение психических заболеваний, особенно в их связи с правовыми проблемами. — психиатр, н.
одновременное наличие у одного человека положительных и отрицательных чувств по отношению к человеку, предмету и т. Д .; сосуществование смешанных чувств.
проекция собственных характеристик на другого человека. — автоморфный, прил.
теория или доктрина, согласно которой наблюдаемое поведение предоставляет единственно достоверные данные психологии.- бихевиорист, п., Прил. — бихевиористский, прил.
состояние сексуального влечения или влечения к представителям обоих полов. См. Также тело, человек. — бисексуалов, прил.
Гештальт-психология. основной принцип, согласно которому психологические феномены являются результатом функционирования гештальтов по отдельности или по отношению друг к другу, в отличие от отдельных элементов, таких как рефлексы или ощущения. — конфигурационист, н., — конфигурационный, конфигурационный, прил.
Медицина. бешеный бессонный бред, сопровождаемый дикими пугающими галлюцинациями. Также корибантиазм .
метод самопомощи при стрессовом самовнушении, введенный в Америку французским психотерапевтом Эмилем Куэ c. 1920 г. с лозунгом «Каждый день во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше».
врожденная способность быть ясновидящим, как в парапсихологических экспериментах.- крипт., прил.
способ мышления, направленный от реальности в сторону фантазии без знания обычных правил логики. — dereistic, прил.
состояние, характеризующееся отсутствием сочувствия или страсти. — диспатический, прил.
крайняя тревога и депрессия, сопровождающиеся навязчивой идеей. — дистимический, прил.
исследование мысленных образов.
теория и практика Зигмунда Фрейда, особенно в области неврозов, их причин и лечения. — Freudian, n., Прил.
Чрезвычайная или ненормальная чувствительность к критике. — сверхчувствительный, прил.
процесс создания гипнотического состояния или состояния гипноза. — гипногенетический, прил.
лечение болезней и недугов с помощью гипноза. — гипнотерапевт, н.
1. наука, имеющая дело с индукцией гипноза, особенно в терапевтических целях.
2. акт гипноза; гипнотизирующий.
3. гипноз. — гипнотизер , н. — гипнотический , прил.
состояние притупления умственной деятельности или снижение функции мысли. Также называется гипопсихоз .
гипоноя.
состояние крайнего возбуждения, характеризующееся эмоциональным расстройством, сенсорными и двигательными расстройствами, а иногда и симуляцией органических нарушений.- истерия , н. — истеричный, истеричный, прил.
1. процесс возбуждения истерии.
2. Начало истерии. — истерогенный, прил.
состояние того, кто не является ребенком, ведет себя ненормально по-детски. — инфантильность, н. — инфантилистический, прил.
убеждение, что психология должна быть выведена из интроспективных данных.- интроспекционист, н. — интроспективный, прил.
психотерапия, которая пытается найти для пациента цель и смысл его собственной жизни как человеческого существа и не подчеркивает медицинский аспект психического здоровья.
1. спекуляция, систематически имеющая дело с концепциями, выходящими за нынешние пределы психологии как эмпирической науки.
2. концепция психоаналитической теории психических процессов, включающая причинные отношения, структурное размещение и функциональную ценность.- метапсихологический, прил.
речь психотика, содержащая новые комбинации слов, неизвестные слушателю. Также речь.
— любое из множества психических или психических расстройств, проявляющееся рядом психических или физических симптомов, таких как тревога, фобии, компульсии и тики. — невротик, п., Прил.
невротическое состояние; психоневроз.
процесс исправления телесных или психических искажений. — ортопедические, прил.
1. — проникновение во все виды поведения и переживания, связанные с сексуальными эмоциями.
2. теория, которая рассматривает все желания и интересы как производные от полового инстинкта. Также пансексуальность. — пансексуалист, н.
расстройство мышления, характеризующееся несоответствующими ответами на вопросы и иллюзорной или бредовой речью. — паралогический, прил.
процесс, при котором человеку не удается выполнить свое намерение, например, из-за неправильного расположения объектов, который считается результатом конфликта между бессознательным и сознательным намерением.
раздел психологии, изучающий такие психические явления, как телепатия, ясновидение, экстрасенсорное восприятие и тому подобное. — парапсихологический, прил.
раздел психологии, связанный с описанием и сравнением. — френографический, прил.
психическая или психическая боль.
метод, разработанный Фрейдом и другими для лечения неврозов и некоторых других психических расстройств. — психоаналитик, н. — психоаналитический, психоаналитический, прил.
изучение отношений или взаимоотношений между телом и разумом, особенно в нервной системе. — психобиолог, н. — психобиологический, психобиологический, прил.
1. наука или искусство проведения оценки личности.
2. диагноз психического расстройства. — врач-психодиагностика, н. — психодиагностика, прил.
систематическое изучение личности с точки зрения прошлого и настоящего опыта относительно мотивации. — психодинамический, прил.
теория развития ума. — психогонический, психогонический, прил.
приступ психической инертности и безнадежности после периода приподнятого настроения, особенно у людей, страдающих неврозами. — психолептический, прил.
теория, которая подчеркивает психологические концепции в других областях, помимо психологии, таких как философия и история.
наука, изучающая разум и психические процессы, чувства и желания. — психолог, н. — психологический, психологический, прил.
измерение умственных способностей, способностей и процессов. — психометрист, н. — психометрический, прил.
Медицина. наука о болезнях разума. — психопатолог, психопат, н. — психопатология, психопатология, прил.
психическое расстройство. — психопат, н. — психопатический, прил.
исследование препаратов, влияющих на эмоциональные и психические состояния. — психофармакологический, психофармакологический, прил.
ненормальный страх ума.
раздел психологии, изучающий взаимосвязь между физическими стимулами и возникающими в результате ощущениями и психическими состояниями. — психофизик, н. — психофизические, психофизические, прил.
1. исследование обстоятельств, при которых происходят психические процессы.
2. теория, согласно которой сознательные состояния состоят из элементов, способных разделяться и соединяться без потери сущностной идентичности.- психостатический, психостатический, прил.
наука или метод лечения психологических аномалий и расстройств с помощью психологических методов, особенно с помощью психоанализа, групповой терапии или консультаций. — психотерапевт, н. — психотерапевтический, прил.
психическое состояние, отмеченное детским или инфантильным поведением. — ребячливость, н.
научное исследование психологических реакций.- реактолог, н. — реактологический, прил.
изучение поведения и его интерпретация в соответствии с концепцией, которая рассматривает поведение как комбинацию простых и сложных рефлексов. — рефлексотерапевт, н. — рефлексотерапия, прил.
легкая форма шизофрении, характеризующаяся абстинентным синдромом, инверсией и т. Д. — schizothyme, n. — шизотимия, прил.
аномально быстрая умственная активность.
общение между умами некоторыми нетехнологическими средствами, кроме чувственного восприятия. — телепат, н. — телепатический, прил.
психологический феномен идентичности человека с противоположным полом, иногда вплоть до операции по смене пола. — транссексуал, н., Прил.
1. любое ненормальное состояние, патологическое или психологическое, вызванное раной или травмой, физической или психологической.
2. травма, рана или сама травма. — травматических, прил.
форма безумия или психического расстройства, при которой больной воображает себя животным. — зоантропных, прил.
форма галлюцинации, в которой больной воображает, что видит животных. Также называется зооскопия .
.
определение психологии в Медицинском словаре
психология
[si-kol´o-je]
наука, имеющая дело с сознанием и психическими процессами, особенно в отношении поведения людей и животных. прил., прил. психологический, психологический.
аналитическая психология ( аналитическая психология ) система психологии, основанная Карлом Густавом Юнгом, основанная на концепциях коллективного бессознательного и комплекса.
клиническая психология использование психологических знаний и методов в лечении людей с эмоциональными трудностями.
общественная психология применение психологических принципов к изучению и поддержке психического здоровья людей в их социальной сфере.
криминальная психология исследование психики, мотивации и социального поведения преступников.
глубинная психология изучение бессознательных психических процессов.
психология развития изучение изменений поведения, происходящих с возрастом.
динамическая психология психология, подчеркивающая причины и мотивы поведения.
Психология окружающей среды Изучение влияния физической и социальной среды на поведение.
экспериментальная психология изучение психики и умственных операций с использованием экспериментальных методов.
судебная психология психология, занимающаяся правовыми аспектами поведения и психических расстройств.
гештальт-психология гештальтизм; теория, согласно которой объекты разума, непосредственно представленные непосредственному опыту, представляют собой законченные, не поддающиеся анализу целые или формы, которые нельзя разделить на части.
индивидуальная психология психиатрическая теория Альфреда Адлера, подчеркивающая компенсацию и сверхкомпенсацию чувства неполноценности и межличностного характера проблем человека.
физиологическая психология ( физиологическая психология ) раздел психологии, изучающий взаимосвязь между физиологическими и психологическими процессами.
социальная психология психология, которая фокусируется на социальном взаимодействии, на способах, которыми действия других влияют на поведение человека.
psy · chol · o · gy
(sī-kol’ŏ-jē),
Профессия (например, клиническая психология), научная дисциплина (академическая психология) и наука (исследовательская психология), связанные с поведением людей и животные, и связанные с ними психические и физиологические процессы.
[психо- + G. логотипов, исследование]
психология
(sī-kŏl′ə-jē) n. пл. психология
1. Наука, изучающая психические процессы и поведение.
2. Эмоциональные и поведенческие характеристики человека, группы или деятельности: психология войны.
3. Тонкое тактическое действие или аргумент, используемый для манипулирования или влияния на другого человека: он использовал плохую психологию своего работодателя, пытаясь донести до него суть дела.
4. Философия Раздел метафизики, изучающий душу, разум и взаимосвязь жизни и разума с функциями тела.
психология
Психиатрия Дисциплина, связанная с поведенческими, умственными и эмоциональными процессами, особенно с человеческим поведением.См. Аналитическая психология, Архетипическая психология, Клиническая психология, Глубинная психология, Психология развития, Психология Эго, Эволюционная психология, Гештальт-психология, Гуманистическая психология, Индивидуальная психология, Парапсихология, Психология процесса, Психология, Психотерапия, Обратная психология, Духовная психология, Трансперсональная психология.
psy · chol · o · gy
(sī-kol’ŏ-jē)
Изучение поведения людей и животных и связанных с ними психических и физиологических процессов.
[ психо- + G. логотипов, исследования]
психология
Научное изучение поведения и связанных с ним психических процессов. Психология занимается такими вопросами, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции и их связь с поведением.
psy · chol · o · gy
(sī-kol’ŏ-jē)
Профессия (например, клиническая психология), научная дисциплина (академическая психология) и наука (исследовательская психология), связанные с поведением людей и животных, и связанные с ними психические и физиологические процессы.
[ психо- + логотипы G. , исследование ]
Обсуждение с пациентами психологии
В. Что лучше — психологическая помощь или лекарство? Какую стратегию лечения мне следует выбрать, чтобы помочь мне в депрессии?
A. Я сомневаюсь, что у ответа на этот вопрос есть общий ответ для всех, и никто, вроде меня, не смог бы ответить на него для вашей конкретной ситуации. Это то, что должны определить медицинские работники.Начните с вашего врача. Врачи знакомы с большинством других врачей, находящихся поблизости, и порекомендуют при необходимости обратиться к другим. Это может быть простое лекарство, консультация или и то, и другое. Это стоит каждой копейки, потраченной на консультации с врачом. У вас также могут быть проблемы со стрессом или тревогой.
В. Может быть, у меня приступ паники? Мой муж сейчас работает; его не было около 2,5 месяцев. Сначала у меня все было хорошо, но в последнее время у меня появилось беспокойство.По крайней мере, я думаю, что это именно то, что я никогда раньше не испытывал. У меня в голове возникают эти мучительные беспокойства, которые просто не проходят, а затем я начинаю ощущать это по всему телу, как боль … это трудно описать. В любом случае, я чувствую, что хочу поговорить об этом со своим врачом, но я боюсь, что он сочтет меня просто кем-то, кто пытается получить таблетку от чего-то. Но это также влияет на мой сон и самочувствие. Что я должен делать? Есть ли какие-нибудь естественные средства от беспокойства, которые я могла бы попробовать?
А. Вы можете это пережить, но вам понадобится поддержка. Поговорите с подругой, выберите «не истеричную» и расскажите ей об этом. Если вы знаете других женщин других солдат в его взводе — поговорите с ними, и они вас поймут. В большинстве случаев это всего лишь фаза, и она проходит. Сходил на массаж с другом, по магазинам, что-нибудь веселое. Поговорите с мужем и позвольте ему успокоить вас. Если все это не работает — поговорите со своим доктором, и я уверен, он поймет.
Еще дискуссии о психологии.
Физиологическая психология — определение физиологической психологии The Free Dictionary
Кандидат наук по физиологической психологии Университета Теннесси в 1969 году и его докторская степень. К ним добавлены его работы по психологическим специальностям, в том числе «Объективная психология грамматики» (1936a), «Проблемы физиологической психологии» (1947), Психологическая лингвистика (1977). , и культурная психология (1982), а также огромное количество статей по широкому кругу других тем, среди которых патологическая личность (1919), тесты интеллекта (1920), антропология (1923), эволюция (1959a), физика ( 1936b), химия (1974), образование (1975), познание (1979) и теология (1980).Торончук (доктор философии, Университет Макгилла) преподает физиологическую психологию в Западном университете Тринити. Из Колумбийского университета в Нью-Йорке, она работала научным сотрудником в Лаборатории физиологической психологии в Университете Рокфеллера, Нью-Йорк. Журнал сравнительной и физиологической психологии. , 88, 89-96.Em algum ponto, me lembro de Fester entrando nervoso no escritorio que eu partilhava com Morse, Blough, Anliker e Azrin, acenando uma carta de rejeicao do Journal of Comparative and Physiological Psychology (JCPP), provavelmente do editor .В разных типах колледжей некоторые из предлагаемых курсов чаще всего включали вводную психологию (97%), ненормальную (86%), социальную (80%), личностную (74%), историю (54%), статистику (48%). , когнитивная (48%) и физиологическая психология (46%). Тематические исследования сгруппированы по соответствующим областям, таким как когнитивная психология, психология развития или физиологическая психология. Среди хорошо известных случаев — Финеас Гейдж, трагедия в Джонстауне, и Ким Пик, настоящий Человек дождя из журнала сравнительной физиологической психологии из Фордхэмского университета в Нью-Йорке.Суфка преподает несколько курсов в UM, в том числе общую психологию, биопсихологию, лабораторию психофармакологии, физиологическую психологию и семинар по преподаванию психологии. О’Киф родился в Гарлеме и вырос в Южном Бронксе, а до этого получил докторскую степень по физиологической психологии в Университете Макгилла в Канаде. переезжает в Англию для работы в докторантуре Университетского колледжа Лондона.
.
Экспериментальная психология | определение экспериментальной психологии в Медицинском словаре
психология
[si-kol´o-je]
наука, имеющая дело с разумом и психическими процессами, особенно в отношении поведения людей и животных. прил., прил. психологический, психологический.
аналитическая психология ( аналитическая психология ) система психологии, основанная Карлом Густавом Юнгом, основанная на концепциях коллективного бессознательного и комплекса.
клиническая психология использование психологических знаний и методов в лечении людей с эмоциональными трудностями.
общественная психология применение психологических принципов к изучению и поддержке психического здоровья людей в их социальной сфере.
криминальная психология исследование психики, мотивации и социального поведения преступников.
глубинная психология изучение бессознательных психических процессов.
психология развития изучение изменений поведения, происходящих с возрастом.
динамическая психология психология, подчеркивающая причины и мотивы поведения.
Психология окружающей среды Изучение влияния физической и социальной среды на поведение.
экспериментальная психология изучение психики и умственных операций с использованием экспериментальных методов.
судебная психология психология, занимающаяся правовыми аспектами поведения и психических расстройств.
гештальт-психология гештальтизм; теория, согласно которой объекты разума, непосредственно представленные непосредственному опыту, представляют собой законченные, не поддающиеся анализу целые или формы, которые нельзя разделить на части.
индивидуальная психология психиатрическая теория Альфреда Адлера, подчеркивающая компенсацию и сверхкомпенсацию чувства неполноценности и межличностного характера проблем человека.
физиологическая психология ( физиологическая психология ) раздел психологии, изучающий взаимосвязь между физиологическими и психологическими процессами.
социальная психология психология, которая фокусируется на социальном взаимодействии, на способах, которыми действия других влияют на поведение человека.
опытная психология
1. субдисциплина психологии, которая занимается изучением обусловленности, обучения, восприятия, мотивации, эмоций, языка и т. Д. и мышление;
2. также используется в отношении предметных областей, в которых делается упор на экспериментальные, в отличие от корреляционных или социально-экспериментальных методов.
опытная психология
(экс-пер’и-мен’тал си-кол’ŏ-дже)
1. Поддисциплина психологической науки, которая занимается изучением обусловленности, обучения, восприятия, мотивации, эмоций, языка и мышления.
2. Также используется по отношению к предметным областям, в которых делается упор на экспериментальные, в отличие от корреляционных или социально-экспериментальных методов.
.