Медицинская психология
Психическое здоровье выступает одной из необходимых составляющих социального благополучия личности, уровня его физического комфорта и трудоспособности. Несмотря на огромные усилия, прилагаемые к развитию и совершенствованию системы здравоохранения, за последнее столетий в мировых странах многократно выросла распространенность психических расстройств.
Подходы к дефиниции медицинской психологии
В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает развитие медицинской (клинической) психологии — научной области, призванной решить наиболее сложные проблемы современности. Специфика статуса научного направления заключается в его междисциплинарном характере, позиции на стыке медицинских и психологических знаний и практик. Выступая самостоятельной научной областью, медицинская психология не утрачивает связей ни с медициной, ни с психологией.
Определение 1
На современном этапе своего развития медицинская психология представляет собой самостоятельный раздел медицинских знаний, который включает психологические проблемы, возникающие у людей на различных этапах развития заболеваний в различных условиях обращения за медицинской помощью.
Готовые работы на аналогичную тему
В центре внимания науки – психология больного, психологическое состояние личности, которое имеет решающее значение в возникновении заболевания, обуславливает особенности его течения, определяет развитие и успех лечения.
Задачи медицинской психологии
В процессе оказания медицинской и психологической помощи медицинская психология направлена на решение ряда актуальных задач, включая психологический анализ природы заболеваний, в частности нервно-психических, исследование психических болезней; изучение всего диапазона пагубных и благотворных влияний на личность.
Определение 2
Предметом научной области выступает исследование многообразных проявлений психики больного, их влияние на болезнь и здоровье, обеспечение оптимальных условий, психологически целебных влияний.
Медицинская психология призвана оптимизировать контакты между пациентом и врачом, способствовать быстрейшему и полному выздоровлению, предупреждению возникновению заболеваний.
Общая и частная медицинская психология
Медицинская психология может быть условно разграничена на общую и частную.
Определение 3
В центре внимания общей – основные закономерности психических состояний больного (выработка критериев болезненной, частично измененной и нормальной психики), психология медицинского работника, психология повседневного взаимодействия пациента и врача, психология атмосферы лечебных организаций.
Определение 4
Частная клиническая психология исследует ведущие аспекты профессиональной деятельности медицинского работника в процессе его взаимодействия с конкретным пациентом при определенных заболеваниях.
Болезнь как базовая категория медицинской психологии
Любое заболевание выступает патологическим состоянием не отдельных органов, но всего организма в целом, соответственно, и лечение должно носить комплексный характер.
В современной медицине патологические состояния условно подразделяются на:
- внутренние (соматические), при которых патологические трансформации осуществляются в системах и органах человеческого тела;
- нервные заболевания. Патологические состояния данного типа чаще всего носят системный характер;
- психические болезни, сущность которых заключается в расстройстве специфически субъективных, идеальных, рассудочных форм человеческой деятельности. Патологии данного вида находят свое отражение в изменениях продуктивности, результативности целенаправленной деятельности, изменениях последовательности, полноты и адекватности психомоторики, пантомимической выразительности, неадекватности оценок окружающих и пр.
Вне зависимости от характера заболевания, патологическое состояние приводит к изменениям психики личности. Снижение негативных переживаний, стрессовых состояний вследствие психических изменений выступает одной из наиболее актуальных задач медицинской психологии.
Таким образом, клиническая психология выступает одним из перспективных научных направлений, позволяющих оптимизировать психологическое состояние больного человека, способствующих быстрейшему и полному выздоровлению личности.
Развитие медицинской психологии, ее предмет, задачи и методы
Медицинская психология — отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также на решение вопросов, связанных с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различных экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.
В медицинскую психологию, как одну из отраслей психологии, включаются или связаны с ней следующие разделы: психология больного, психология лечебного взаимодействия, норма и патология психической деятельности, патопсихология, психология индивидуальных различий, возрастная клиническая психология, семейная клиническая психология, психология девиантного поведения, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.
Медицинская психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса медицинской психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов — феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования.
В медицинской психологии тесно переплетаются вопросы психологии и основные задачи медицины. Подобно психологии и основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию делят на общую медицинскую психологию и частную.
Общая медицинская психология занимается изучением личности больного, врача, среднего и младшего медицинского работника и их взаимоотношений.
Частная медицинская психология изучает эти же вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.
Предмет и задачи медицинской психологии
Медицинская психология изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней и на процесс выздоровления людей.
Современная медицинская психология делится на две основные области. Первая связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменении структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или детерминированных врожденными аномалиями. Другая область медицинской психологии связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема — это влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.
Наибольшее развитие получила первая область медицинской психологии, это проявилось в возникновении таких научных дисциплин, как нейропсихология (А.Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологии (Б.В. Зейгарник).
Предметом изучения медицинской психологии является: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), а также взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях — при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике.
В этот круг вопросов входит также психология взаимоотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни и т.д.
Медицинская психология изучает:
- роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний;
- место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней;
- состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты;
- психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.
Важными вопросами медицинской психологии являются психопрофилактика, психотерапия и психогигиена.
Методы медицинской психологии
Основные методы медико-психологического исследования — беседа, наблюдение и эксперимент.
Методы исследований психических особенностей соматических больных медицинская психология заимствует у психодиагностики и общей психологии, а оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей, как психотерапия, вегетология, валеология.
Помимо основных методов, беседы с больным и наблюдения за его поведением, в медицинской психологии используется тестирование.
Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства характера личности.
Например. Система Вине — Симона. Тесты соответствуют возрасту. Умственное развитие, или умственный возраст определяется по числу решенных задач в процентах к паспортному возрасту. Баллы от решения каждой задачи складываются, и выводится средний возрастной показатель в процентах. Показатель ниже 70% означает наличие олигофрении.
Система тестов Векслера для детей и взрослых. По данным исследователей, этот метод дает представление об интеллекте и личностных качествах испытуемого. В систему входит 6 тестов словесных и 5 — практического действия. Первые 6 заключаются в исследовании:
- осведомленности,
- общей сообразительности,
- способности воспроизведения чисел,
- решения арифметических задач,
- установления сходства,
- определения 42 слов.
Пять тестов действия представляют задачи на:
- узнавание объектов с недостающими частями;
- установление последовательности картин;
- складывание рисунков из частей;
- составление геометрических фигур из частей (от 9 до 16) по образцу;
- шифровку чисел, согласно коду, в течение 90 с.
Метод Роршаха. Суть метода состоит в нахождении смысла в своеобразно расположенных на карточке чернильных цветных и черных пятнах. Тестирование по методу Роршаха применяется с целью проверки уровня психического развития обследуемого.
Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММРI) широко используется у нас в стране в модификации отечественных авторов.
Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей испытуемого, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента, такие как тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данные клинико-лабораторных исследований.
Предмет и задачи медицинской психологии
Основные научные понятия психологии можно объединить в три основные категории: психические процессы, психические состояния, психические свойства или особенности личности.
Психические процессы – элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее кратковременны – от долей секунд, до десятков минут. Например: ощущения, восприятие, мышление, эмоции и чувства, память, волевые процессы и т. д.
К психическим процессам относят познавательные процессы: ощущения и восприятия как отражения непосредственно действующих на органы чувств предметов, раздражителей; память как возобновляющиеся отражения действительности; воображение и мышление как обобщенное и переработанное в сознании человека отражение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию; эмоциональные процессы (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.).
Психические состояния. К психическим состояниям относится проявления чувств (настроение, аффекты), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (уверенность, неуверенность, мышления (сомнение) и т. д. К психическим свойствам, или особенностям, личности относят качества ума, мышления, устойчивые особенности волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях; укоренившиеся и вновь возникающие побуждения действовать определенным образом, свойства чувств (вспыльчивость, сентиментальность) и т. д.
Психические состояния – сложнее и длительнее, могут продолжаться до нескольких недель. Например: состояния бодрости, подавленности, работоспособности или усталости и т. д.
Психические свойства – наиболее продолжительны и присущи человеку в течение всей жизни, либо длительного времени.
Психические состояния, психические процессы и свойства личности тесно связаны, между собой:
- Психические процессы и свойства темперамента предопределяют то или иное состояние.
- Состояния часто повторяясь могут стать предпосылкой для формирования привычки или черты характера.
- Состояние бодрости и активности обостряют внимание.
- Подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятиям и вызывают преждевременную усталость.
Психические процессы могут включаться один в другой:
- Ощущение возбуждает внимание и мышление.
- Восприятия сопровождаются представлениями и воображением.
- Эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия.
Разделение всех проявлений психики на три категории условно. Понятие психический процесс подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие психическая особенность, или психическое свойство, выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Один и тот же психический факт, например аффект, т. е. бурная и кратковременная эмоциональная вспышка, с полным правом может быть охарактеризован и как психический процесс (поскольку в нем выражена динамика развития чувств, выявлены последовательно сменяющие друг друга стадии), и как психическое состояние (поскольку он представляет характеристику психической деятельности за определенный период времени), и как проявление психических особенностей человека (поскольку здесь обнаруживаются такие черты личности, как вспыльчивость, гневливость, несдержанность).
Схематически можно представить три основных направления психических действий: вовне, в обстоятельства, окружающие человека (отражение внешних событий и отношение к ним), и внутрь, в сферу изменений, происходящих в самом организме. Последняя направленность психических процессов в свою очередь может быть дифференцирована преимущественно в область телесных, в том числе висцеральных, системно-органных изменений, либо в сложное состояние и бесконечные изменения самих психических процессов. В результате все три сферы такой направленности становятся объектом отражения в сознании, тогда как сами они становятся доступными активному субъективному контролю и управлению (коррекции).
Сложная интеграция психикой внешних и внутренних влияний, всегда сохраняющих единство и взаимопроникновение, по существу и определяет целостное самоощущение, самочувствие человека здорового и больного. У человека с его сформировавшейся психикой любые внешние для нее воздействия – физические, биологические и общественные, всегда опосредуются через внутренние особенности, внутренний «опыт» организма и в первую очередь через его психику, его сознание.
Задачей психологии является также исследование рефлекторной природы психики вообще и сознания человека в особенности.
Одной из задач психологии является изучение закономерностей развития психики в животном мире, в истории человеческого общества и у отдельного человека в течение его жизни.
Специальной задачей психологии является выяснение структуры сознания и вместе с тем детальное изучение определенных форм его проявления – психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.
Существенной задачей психологии – исследование психологической стороны различных видов деятельности человека.
Научная психология своим предметом имеет изучение закономерностей психических процессов, раскрытие индивидуально-психических свойств личности и психических состояний человека, а также изучение психологических основ его деятельности.
Медицинская психология является самостоятельным разделом медицинских знаний, который включает психологические проблемы больных людей на всех этапах формирования их болезни и в разных условиях пользования медицинской помощью. Содержание медицинской психологии становится действенным во взаимопроникновении со сложившимися задачами и целями практической медицины вообще и каждым конкретным разделом клинической медицины в частности. Каждый частный раздел медицинской практики, лишенный свойственных ему медико-психологических аспектов, остается лишь разделом эмпирической медицины, медицинского практицизма, исключает целостное понимание больного, его индивидуальные проблемы, возникающие в болезни, и нарушает единство его отношений с медицинскими работниками и медицинской службой.
Психология больного человека при разных формах патологии неодинакова. Это объясняется не только разными последствиями болезней для организма как такового, но и особенностями оценки больным их социальной значимости. Имеются общие медико-психологические закономерности, типичные для любого больного. Медицинская психология, развивая общие законы, остается в постоянной связи со всеми аспектами медицинских знаний и общей психологией, успехи которой неизменно совершенствуют как методы, так и ее содержание. Медицинская психология изучает психологию больного в конкретных общественных условиях (семья, производство, социальное положение, гражданство, особенности стационара и пр.), что определяет ее неизменную связь с общественными науками, в частности с социологией, этикой, эстетикой.
Э. Кречмер, автор известного курса медицинской психологии, основой содержания последней считает психологический анализ природы болезней и, в частности, нервно-психических. Такое построение курса для специалистов может быть оправданным. Некоторые зарубежные авторы в изложении курса медицинской психологии избрали в качестве позиции общую психопатологию, т. е. обсуждение симптомов и синдромов психических болезней.
Медицинская психология направлена не только на улучшение условий, необходимых контактов с больными, быстрейшее и наиболее полное выздоровление, но и на предупреждение болезней, охрану здоровья, формирование гармонии в личности, с которой имеют дело медицинские работники.
Медицинская психология изучает весь диапазон благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь.
Медицинская психология – отрасль психологии, изучающая особенности психики больного и ее влияние на здоровье и болезнь, взаимоотношения врача и больного, пути оптимизации среды в интересах психического и физического здоровья людей, предупреждения нервно-психических расстройств.
Современная медицинская психология делится на две основные области. Первая связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или детерминированных врожденными аномалиями. Вторая область медицинской психологии связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема – это влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.
Подобно психологии и основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию в делят на общую и частную.
Медицинскую психологию принято делить на общую и частную.
Общая медицинская психология изучает:
- основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной, болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы профилактических и лечебных учреждений;
- учения о психосоматических и соматопсихических взаимовлияниях;
- учения об индивидуальности (темперамент, характер, личность), эволюции и этапах ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевых процессах;
- медицинскую деонтологию, включая вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.
Частная медицинская психология изучает перечисленные вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т. д. Частная медицинская психология раскрывает врачебную этику, особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями, медико-психологический аспект трудовой, военной и судебной экспертиз. Предметом внимания и изучения становятся:
- особенности психологии больного с пограничными формами нервно-психических расстройств;
- психология больных на этапах подготовки, проведения хирургических вмешательств и в послеоперационном периоде;
- особенности психологии больных с сердечно-сосудистыми, инфекционными, опухолевыми, гинекологическими, нервными, кожными, психическим формами патологии.
Медицинская психология изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней и процесс выздоровления людей.
Важными разделами медицинской психологии являются психогигиена – гигиена психической жизни, психопрофилактика – предупреждение расстройств психической деятельности и психотерапия – раздел терапии, использующий прямые методы воздействия на психику, обеспечивающие устранение болезненных расстройств у больного.
Наибольшее развитие получила первая область медицинской психологии, это проявилось в возникновении таких научных дисциплин, как нейропсихология (А. Р. Лурия) и экспериментальная патопсихология (Б. В. Зейгарник).
Предметом изучения медицинской психологии являются также: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях– при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике.
В этот круг вопросов входит также психология взаимоотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни и т. д.
Медицинская психология изучает:
- роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний;
- место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней;
- состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты;
- психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.
Среди важнейших проблем медицинской психологии принято рассматривать:
- взамодействие психических и соматических процессов при возникновении и развитии болезней;
- закономерности формирования представления о своем заболевании о больного;
- изучение динамики осознания болезни;
- формирование адекватных личностных установок, связанных с лечением;
- использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях;
- изучение психологического воздействия лечебных методов и средств в целях обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние пациента.
Важное место занимают, вопросы предупреждения ятрогений.
Патопсихология возникла на стыках психологии, психопатологии и психиатрии, в чем заслуга таких выдающихся отечественных деятелей, как Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков и др. Нейропсихология сформировалась на границах психологии, неврологии и нейрохирургии (Лурия А. Р., Хомская Е. Д. и др.).
Патопсихология, согласно Б. В. Зейгарник (1976), изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Часто дискуссионным остается вопрос о разграничении предмета патопсихологии и психопатологии как раздела психиатрии. Это неизбежно, так как обе науки имеют дело с одним и тем же объектом – нарушениями психической деятельности. Как отмечает В. М. Блейхер (1976), психопатология не сводится к патологическим изменениям психики. Это наука, не только описывающая клинические проявления нарушений психики, но и изучающая их механизмы, в том числе и психологические.
Как писал Б. Д. Карвасарский:
«Суммируя ряд высказываний наших ведущих психиатров и патопсихологов, различие между психопатологией и патопсихологией можно видеть в том, что первая, будучи клинической дисциплиной, оперирует медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром) и общепсихопатологическими критериями (возникновение, исход, прогноз болезни), основываясь при этом главным образом на клиническом методе, в то время как патопсихология изучает закономерности нарушений психической деятельности, пользуясь в основном своими, психологическими, методами и в своих понятиях». И далее «Перспективным в патопсихологии является направление, ставящее своей целью разработку патопсихологических синдромов – выявление и изучение нарушенных факторов в структуре психической деятельности и установление изменений психических процессов (интеллектуальных, перцептивных, мнестических и др.), основывающихся на этих факторах».
Задача же нейропсихологии, согласно взглядам А. Р. Лурии, это изучение мозговых механизмов психической деятельности человека с привлечением новых, психологических, методов для топической диагностики локальных поражений мозга. А. Р. Лурия (1978) видит задачу нейропсихологии как одного из разделов медицинской психологии в квалификации симптома – выделении фактора, лежащего в основе нарушения, и описании особенностей той структуры измененной психической деятельности, которая возникает в результате очагового поражения мозга.
С медицинской психологией связана психология аномального развития, или специальная психология. А она, в свою очередь, связана с патопсихологией, исследующей отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологией – наукой о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологией – психологией формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологией – психологией развития слабовидящих и незрячих.
разбираемся в понятиях //Психологическая газета
Медицинская психология в качестве профессиональной деятельности специалистов является элементом системы лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, осуществляемых медицинскими учреждениями, и, отнюдь не случайно психологическая работа включена в состав перечня медицинских услуг, оказываемых населению. При этом часто возникает вопрос: является ли медицинский психолог медицинским работником? Да, является. Далее представлены нормативно-правовые акты, обосновывающие данное утверждение, а также рассмотрены ключевые вопросы правового статуса «медицинский работник» в контексте должности «медицинский психолог».
Для начала обратимся к определению, сформулированному в законе.
В соответствии с п.13. ст. 2. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность».
В соответствии с п.10. ст. 2. Закона, «медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».
В соответствии с п.3. ст. 2. Закона, «медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг».
Перечень медицинских услуг представлен в номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н, где практическая деятельность медицинского психолога прямо указана.
В соответствии с п.4. ст. 2. Закона, «медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение».
В соответствии с п.5. ст. 2. Закона, «медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности».
Однозначный ответ на вопрос «является ли медицинский психолог медицинским работником» раскрыт в Приложении к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н г. Москва «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
В номенклатуре есть три категории медицинских работников:
1.1. Должности руководителей.
1.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи).
1.3. Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием.
Медицинский психолог указан в последней категории Медицинских работников.
Для чего в этом важно разобраться?
I. Во-первых, это вопросы АТТЕСТАЦИИ
Аттестация медицинских психологов приравнена к аттестации медицинских работников и проводится по должности, предусмотренной действующей номенклатурой должностей. Это приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 г. № 1183н, п. 1.3.
Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками аттестации для получения квалификационной категории определены приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013 г. № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».
Для специалистов с высшим психологическим образованием, допущенных до 1997 года к работе на должности «Медицинский психолог», Минздравсоцразвития РФ подготовил разъяснительное письмо о порядке присвоения квалификационных категорий, от 16.12.2008 № 9858-ВС «О подготовке медицинских психологов».
II. Во-вторых, статус медицинского работника предполагает повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности
Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками утверждены Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (ред. от 15.06.2017).
Однако, (и это ВАЖНО) в указанном приказе Квалификационные требовании к медицинским психологам отсутствуют. А, следовательно, до момента пока они не будут разработаны и включены в данный документ нет практической возможности исполнять обязанность, предусмотренную п.4 по Повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
III. Третий вопрос, касающийся статуса медицинского работника, вредность труда и право на дополнительный оплачиваемый отпуск.
В зависимости от места работы медицинского психолога законодатель по-разному регламентирует его право на дополнительный отпуск.
Этот вопрос следует рассматривать в двух направлениях:
1) место вашей работы обозначено в отдельном приказе Минздрава, в котором четко определены сроки дополнительного отпуска и льгот
В соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 482 выделено 3 категории Наименований должности (специальности, категории работников), для каждой из которых установлен разный по продолжительности ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. В эти категории входит медицинский психолог
a. Медицинские работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, — 35 календарных дней;
b. Медицинские работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, -14 календарных дней;
c. Медицинские работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, — 14 календарных дней.
2) Медицинским работникам, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по другим основаниям, отпуск предоставляется по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ), ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Если рабочее место аттестовано как вредное (2, 3, 4 степень опасности), то минимальный дополнительный отпуск – 7 дней (ч. 2 ст. 117 ТК РФ). При этом внутренним приказом или коллективным трудовым договором может быть установлено и большее количество дней дополнительного отпуска.
Узнать, есть ли у вас вредность на рабочем месте, вы можете у своего инспектора по труду, попросив у него карту спецоценки (СОУТ) своего рабочего места. В соответствии с Письмом Минтруда России от 01.06.2018 № 15-4/10/В-4010 «Об обязанности работодателя по обеспечению проведения специальной оценки условий труда», каждому работодателю предписывается завершение проведения специальной оценки условий труда в срок не позднее чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации.
Материал предоставлен Ассоциацией медицинских (клинических) психологов.
Тема 3. Основные характеристики профессиональной деятельности клинического психолога.
Программные
положения
Роль клинического
психолога в общей системе оказания
медицинской помощи. Виды деятельности
клинического психолога. Основные
направления работы и задачи клинического
психолога. Работа клинического психолога
в учреждениях, оказывающих
психотерапевтическую помощь. Практика
организации работы врача-психотерапевта
и клинического психолога в
психотерапевтическом кабинете. Работа
клинического психолога в учреждениях,
оказывающих психиатрическую помощь.
Особенности организации работы
клинического психолога в реабилитационных
отделениях психиатрической службы.
Особенности организация работы
клинического психолога в медицинских
учреждениях другого профиля (кризисная
помощь, клиника восстановительной
терапии и нейрореабилитации, сексологические
клиники и центры, медицинские учреждения
соматического профиля, хосписы, отделения
паллиативной терапии онкологических
диспансеров, центров СПИД). Этика и
деонтология в деятельности клинического
психолога.
Конспект лекции
Роль клинического
психолога в общей системе оказания
медицинской помощи.
В соответствии с
современной концепцией организации
психологической помощи в здравоохранении,
клинический психолог — это специалист
с базовым высшим психологическим
образованием, получивший дополнительное
образование по клинической психологии.
Клинический психолог
в учреждениях здравоохранения — это
специалист, в обязанности которого
входит как участие в психодиагностических
и психокоррекционных мероприятиях, так
и в лечебном процессе в целом.
Деятельность
психолога в медицинском учреждении
направлена на:
повышение психических
ресурсов и адаптационных возможностей
человека;гармонизацию
психического развития;охрану здоровья;
профилактику и
психологическую реабилитацию.
Вместе
с тем,
клинический психолог — это специалист,
который может работать не только в
клиниках, но и в учреждениях другого
профиля: образования, социальной защиты
и др.
Это учреждения, в которых необходимо
углубленное изучение личности человека
и оказание ему психологической помощи.
В вышеуказанных
областях клинический психолог выполняет
следующие виды деятельности:
диагностическую;
экспертную;
коррекционную;
профилактическую;
реабилитационную;
консультативную;
научно-исследовательскую
и др.
Основными
направлениями работы и задачами
клинического
психолога
являются:
Консультативно-диагностические
мероприятия
по
направлению врача-психиатра или
врача-психотерапевта в случаях первичного
обращения пациентов в психотерапевтический
кабинет или другое психотерапевтическое
подразделение. В ряде случаев клинический
психолог является первичным консультантом
и на этом этапе общения с пациентом
осуществляет первичную психодиагностическую
работу.
Решение задач
дифференциальной диагностики.
Чаще всего такие
задачи возникают при необходимости
отличить начальные проявления вялотекущих
форм шизофрении от неврозов, психопатии
и органических заболеваний головного
мозга. Также, необходимость в
патопсихологическом исследовании может
возникнуть при распознавании стертых
или «маскированных» депрессий,
диссимулируемых бредовых переживаний
и некоторых форм патологии позднего
возраста. При выполнении психодиагностических
мероприятий клинический психолог
руководствуется задачами, поставленными
лечащим врачом, или собственными целями
и планами реализации индивидуальной
лечебной и реабилитационной программы.
Оценка структуры
и степени нервно-психических расстройств.
С помощью
патопсихологического исследования
психолог может определить выраженность
и характер нарушений отдельных психических
процессов, возможности компенсации
этих нарушений с учетом психологических
особенностей той или иной деятельности.
Диагностика
психического развития и выбор путей
обучения и переобучения.
В детских учреждениях
патопсихолог играет большую роль в
решении диагностических задач. Важной
задачей здесь является определение
аномалий психического развития, выявление
степени и структуры различных форм
нарушений психического развития.
Патопсихологическое исследование
способствует лучшему пониманию характера
аномалии психического развития, а также
служит основой для разработки
психокоррекционных программ для
дальнейшей работы с ребенком.
Исследование
личности и социальной среды больного.
В данном случае
выявляются особенности психики больных,
психических процессов и свойств личности,
которые играют важную роль в социальной
и профессиональной адаптации. Патопсихолог
должен установить, какие функции
поражены, а какие сохранны, и определить
способы компенсации в различных видах
деятельности.
Оценка
динамики психических нарушений.
Психологические
методы оказываются эффективными для
выявления изменений в системе отношении
и в социальной позиции пациента в связи
с осуществляемой психокоррекционной
работой. При оценке динамики состояния
больного всегда проводится повторное
психологическое обследование.
Экспертная
работа.
Патопсихологическое
исследование является важным элементом
врачебно-трудовой, военно-врачебной,
медико-педагогической и судебно-психиатрической
экспертиз. Кроме того, в судебной практике
психологическое обследование может
выступать в качестве самостоятельного
доказательства. Задачи исследования
определяются видом экспертизы, а также
вопросами, на которые должен ответить
психолог в ходе эксперимента. (Клиническая
психология в экспертной практике
подробно рассмотрена в Теме 6).
Научно-исследовательская
деятельность клинического психолога
направлена на повышение психических
ресурсов и адаптационных возможностей
человека, на гармонизацию психического
развития, личностный рост, самореализацию,
на охрану здоровья, преодоление недугов
и т. п.
Научно-исследовательская
деятельность предполагает:
участие в проведении
теоретических и экспериментальных
научных исследований в выбранной
области психологии;осуществление
сбора, обработки, анализа и систематизации
научной информации прикладных
исследовательских проектов;готовность к активной
профессиональной коммуникации:
включенность в научную деятельность
профессионального сообщества психологов;выступление с
докладами на научных конференциях.
Работа клинического
психолога в учреждениях, оказывающих
психотерапевтическую помощь.
1.
Наиболее распространенной моделью
психотерапевтической помощи пациентам
с неврозами и другими непсихотическими
психическими расстройствами является
психотерапевтический
кабинет первичного звена медицинской
помощи — поликлиники.
Психологическая
помощь, оказываемая в поликлиниках,
имеет свои особенности, к которым
относятся:
необходимость
быстрого установления контакта между
врачом и пациентом;использование
краткосрочной и интенсивной
психотерапевтической помощи с
преобладанием рациональной психотерапии
и косвенного внушения;сочетание психотерапии
с другими видами лечения;большая доля
пациентов с так называемыми
психосоматическими расстройствами и
непсихотическими формами депрессивных
расстройств.
2.
Важную роль при оказании психотерапевтической
помощи выполняет
психотерапевтический
кабинет психоневрологического диспансера.
При
сходстве функций психотерапевтических
кабинетов различных лечебно-профилактических
учреждений такие кабинеты психоневрологических
диспансеров проводят лечение пациентов
с более тяжелыми психическими
расстройствами, в том числе пациентов
с пограничной патологией, сопровождающейся
более выраженными, чем у пациентов
поликлиник, психопатологическими
расстройствами.
В соответствии с
этим, увеличивается доля психодиагностического
направления работы клинического
психолога по сравнению с долей
психокоррекционных мероприятий и
психологического обеспечения
лечебно-диагностического процесса.
3.
Следующее звено психотерапевтической
помощи — в
стационарных и полу- стационарных
психотерапевтических отделениях, в том
числе специализированных стационарных
отделениях для лечения неврозов.
Такие отделения
могут создаваться на базе многопрофильных
и психиатрических больниц, стационаров,
психоневрологических диспансеров. Их
задачей является проведение интенсивной
психотерапии пациентов с хроническими
тяжелыми формами невротических
расстройств, непсихотическими психическими
расстройствами при органических
заболеваниях головного мозга.
Предполагается
значительная интенсификация лечебного
процесса в сравнении с тем, который
осуществляется амбулаторно. Пребывание
пациента в отделении в течение дня или
части дня позволяет организовать
распорядок работы отделения таким
образом, что практически все проводимые
мероприятия носят психотерапевтический
характер.
В отделениях
используются различные виды групповой
психотерапии, в проведении которой
психолог принимает даже более активное
участие, чем врач-психотерапевт.
4.
В
качестве особого звена психотерапевтической
помощи выступают так называемые
психотерапевтические
центры.
Эти учреждения
осуществляют разнообразные виды
психотерапевтической помощи, имеют
кабинеты, специализирующиеся на
проведении более сложных видов
психотерапии (амбулаторной, групповой,
семейной, помощи детям и подросткам), а
также, дневные стационары и стационарные
психотерапевтические отделения. Такие
учреждения координируют психотерапевтическую
и психологическую работу на определенной
территории и создают предпосылки для
адекватного применения всего комплекса
психотерапевтических методов и
психологических вмешательств.
Практика
организации работы врача-психотерапевта
и клинического психолога
в психотерапевтическом кабинете
показывает, что основное время приходится
на индивидуальный прием пациентов.
Продолжительность приема одного пациента
составляет 50 мин. Десятиминутный перерыв
для отдыха позволяет переключиться на
прием другого пациента.
В рабочем графике
выделяется время для первичного приема
(впервые обратившихся пациентов) и время
для повторного приема (пациентов, уже
проходящих психотерапию). При распределении
общего времени одна его треть отводится
на первичных пациентов, а две трети — на
повторных.
В графике работы
выделяется время для групповой
психотерапии. Продолжительность занятия
группы составляет в среднем 1 ч 30 мин.
Перерыв после работы с группой — 15 мин.
Групповая психотерапия может проводиться
через день. Более интенсивной она бывает
при наличии должности клинического
психолога, который принимает участие
в ведении тренинговых групп и групповой
психотерапии. Продолжительность сеансов
семейно-супружеской психотерапии
соответствует продолжительности
группового занятия.
При проведении
психодиагностической работы эмпирически
принятой нормой является 2,5 полных
исследования пациентов в день. В
зависимости от особенностей
лечебно-профилактического учреждения,
график работы клинического психолога
может включать психодиагностические
и психокоррекционные (психотерапевтические)
мероприятия с соответствующим расчетом
времени.
При проведении
психотерапии пациента с невротическим
состоянием врач-психотерапевт и
клинический психолог взаимодействуют
следующим образом:
клинический психолог
проводит психодиагностику, а
врач-психотерапевт — психотерапию;клинический психолог
проводит психотерапию, а врач-психотерапевт
— медикаментозное лечение;врач-психотерапевт
проводит психотерапию, а клинический
психолог — психокоррекцию;врач-психотерапевт
и клинический психолог совместно
проводят психотерапию с учетом ее
различной направленности и целей.
Работа клинического
психолога в учреждениях, оказывающих
психиатрическую помощь.
Структура
психиатрической помощи в Российской
Федерации включает в себя амбулаторную
сеть, главным звеном которой являются
психоневрологические диспансеры, сеть
психиатрических стационаров, полу
стационарные подразделения, а также
профильные научно-исследовательские
учреждения (НИИ).
Основными
направлениями работы клинического
психолога являются психодиагностика,
психокоррекция и участие в
психотерапевтическом процессе.
Диагностическое
направление работы клинического
психолога определяется задачами
и спецификой лечебно-профилактической
деятельности психиатрического учреждения.
Одной из важных
задач является проведение психодиагностики
и дифференциальной клинической
диагностики. В общем виде задачи
психодиагностической деятельности
состоят в участии клинического психолога
в установлении многомерного диагноза
пациентам, получающим психиатрическую
помощь. В реальной ситуации вследствие
недостаточного числа клинических
психологов углубленное психодиагностическое
обследование проводится пациентам при
возникновении затруднений в установлении
врачебного диагноза.Другой задачей
психодиагностического исследования
является определение особенностей и
степени нарушений психической
деятельности.
На основании анализа
полученных клиническим психологом
данных экспериментально-психологического
обследования и наблюдений составляется
заключение, в котором отражается
совокупность характеристик психической
деятельности пациента с описанием
сохранных сторон психической деятельности.
Особенности
организации работы клинического
психолога в реабилитационных центрах
(отделениях) психиатрической службы.
Важной составной
частью работы психолога в учреждениях
психиатрического профиля является его
участие в реабилитационных мероприятиях.
В ряде психиатрических клиник они
проводятся в специальных реабилитационных
центрах, комплексах, отделениях
восстановительной терапии.
Содержание и объем
работы психолога в реабилитационных
подразделениях обусловлены конкретным
содержанием реабилитационных программ,
в которых медикаментозная терапия,
психотерапия, психологическое воздействие
и формирование социально-трудовых
навыков составляют единое целое и
способствуют конечной цели — возвращению
больного в общество.
Мероприятия по
профессиональной переориентации должны
учитывать:
данные
клинико-психологического обследования
пациента,динамику его
социально-трудового восстановления,
в которых отражается степень сохранности
трудовых установок и интересов,
критичность, структура внутренней
картины болезни, а также понимание
пациентом показаний и противопоказаний
к профессиональной деятельности,его личностную
активность.
Итогом реабилитации
должна явиться перестройка структуры
личности больного. Это конечная цель
всех реабилитационных программ.
Особенности
организация работы клинического
психолога в медицинских учреждениях
другого профиля.
Кризисная
помощь.
Основными учреждениями кризисной
помощи
являются:
кабинеты
социально-психологической помощи,телефоны экстренной
психологической помощи,кризисные отделения.
Работа клинического
психолога в этих учреждениях имеет ряд
особенностей:
наличие специальных
знаний для проведения экспресс
дифференциальнойдиагностики степени
риска суицидального поведения, личностных
особенностей,выбора мишеней для
проведения кризисного вмешательства.наличия специальных
навыков для установления контакта с
пациентами в кризисных состояниях,специальной
подготовки для проведения различных
форм кризисной интервенции.
В кризисных учреждениях
с участием клинического психолога
должны найти отражение специальные
мероприятия по профилактике «синдрома
профессионального сгорания», что
имеет особое значение для сотрудников
телефонов экстренной психологической
помощи.
Дополнительная
подготовка клинического психолога
требуется в профильных кризисных
учреждениях, например в центрах помощи
женщинам, перенесшим насилие.
Клинический психолог
должен приобрести знания в области
психологического анализа и работы с
так называемыми гендерными проблемами
и проблемами жертв насилия.
Клиники
восстановительной терапии и
нейрореабилитации.
Особенностью
работы этих учреждений является
ориентация на топическую диагностику
неврологических расстройств и расстройств
высших корковых функций. Клинический
психолог для работы в учреждениях
подобного профиля должен быть
дополнительно подготовлен по клинической
нейропсихологии, восстановительному
обучению и коррекционной педагогике.
Сексологические
клиники и центры.
Работа
в этих учреждениях предполагает
дополнительную подготовку клинического
психолога в вопросах семейно-супружеских
отношений, сексологии и сексопатологии.
Медицинские
учреждения соматического профиля.
Клинический
психолог должен иметь достаточный опыт
работы по изучению и коррекции внутренней
картины болезни и отношения пациента
к болезни.
При проведении
психодиагностики клинический психолог
должен уметь анализировать роль
психологического фактора в этиопатогенезе
психосоматических и соматических
расстройств, использовать психологические
и психо -коррекционные методы в работе
с пациентами.
Учреждения
(отделения) паллиативной медицины
(хосписы, отделения паллиативной
терапии онкологических диспансеров,
центров СПИД).
Особенность
работы клинического психолога с
умирающими больными предполагает
знакомство с терминальными состояниями.
Основной задачей является подготовка
пациента к смерти и сопровождение его
до окончания жизни, работа по созданию
терапевтической среды и терапевтического
сообщества, проработка экзистенциальных
проблем, связанных со смертью. Мероприятия
по психологическому обеспечению
лечебного процесса должны предусматривать
профилактику «синдрома эмоционального
сгорания» персонала.
***
Б.Д. Карвасарский
полагает, что в настоящее время можно
считать законченными споры о том, что
важнее для работы психолога в
здравоохранении — психодиагностика или
психотерапия. С формированием клинической
психологии как целостной научной и
практической дисциплины, в равной мере
оперирующей психологическими знаниями
для психологического изучения личности
больного человека и психологической
помощи, становится все более ясным ее
значение на всех этапах профилактики,
лечения и реабилитации.
Должности клинических
психологов вводят в штаты учреждений
или подразделений, оказывающих
психиатрическую и психотерапевтическую
помощь, чтобы клинический психолог
работал в тесном сотрудничестве либо
с врачом-психиатром, либо с
врачом-психотерапевтом.
Эта практика
оправдывает себя в течения ряда лет,
так как сама психологическая помощь
ориентирована на работу с пациентами,
страдающими психическими расстройствами,
в том числе обусловленными соматической
патологией.
Этика и деонтология
в деятельности клинического психолога.
Этика—
учение
о нравственных основах поведения
человека, в том числе в условиях
диагностического и лечебного
взаимодействия. Этика определяет законы
морали и нравственности, нарушение
которых зачастую не ведет к уголовной
или административной ответственности,
но приводит к нравственному суду.
Этические нормы поведения достаточно
динамичны. В первую очередь, они подвержены
влиянию общественных факторов и норм
общественной морали.
Сегодня в условиях
распространения в обществе этического
нигилизма и прагматизма, утрата или
отказ от моральных оснований врачевания,
как никогда опасны. В связи с этим
представляется важным обратить внимание
на исторический опыт развития морально
– этических принципов медицины и
выделить из этого многообразия то, что
имеет непреходящее значение для
современного врача.
Всё
разнообразие врачебного, нравственного
опыта можно обозначить понятием
биомедицинская
этика.
Биоэтика (био –
жизнь, этика – наука о нравственности),
или этика жизни. Биоэтика определяет,
какие действия по отношению к живому с
моральной точки зрения допустимы, а
какие недопустимы.
Сегодня биоэтика
существует по преимуществу в четырёх
формах или моделях.
Модель Гиппократа
Модель Парацельса
Деонтологическая
модельБиоэтика
Модель
Гиппократа. Исторически
первой формой врачебной этики были
моральные принципы врачевания Гиппократа,
Основополагающим аспектом, является
принцип
не навреди.
Он фокусирует в себе гражданское кредо
врачебного сословия. Позволяет признать
врачебное сословие не только обществом
в целом, но и каждым человеком, который
доверяет врачу, ни много, ни мало – свою
жизнь.
Принципы определённые
Гиппократом отражают не только
специфические отношения врача и пациента
в конкретно – историческую эпоху,
несколько изменяясь они соблюдаются и
сегодня.
Модель
Парацельса. Второй
исторической формой врачебной этики
стало понимание взаимоотношений врача
и пациента, сложившееся в средние века.
Выразить её особенно чётко удалось
Парацельсу. Принцип
делай добро,
благо или твори любовь, благодеяние,
милосердие. Врачевание как организованное
осуществление добра.
Деонтологическая
модель
— принцип
соблюдения долга,
ХХ в.
Деонтология (греч.
део – долг, логос –закон, учение).
Деонтологическая модель врачебной
этики — это совокупность «должных»
правил (соизмерение, соблюдение себя с
«должным»), соответствующих той или
иной конкретной области медицинской
практики. Деонтология включает в себя
вопросы соблюдения врачебной тайны,
меры ответственности за жизнь и здоровье
больных, проблемы взаимоотношений в
медицинском сообществе, взаимоотношений
с больными и их родственниками.
Идея долга является
определяющим (необходимым и достаточным)
основанием действий врача. Правила
расписаны и принцип «соблюдения долга»
не признаёт оправданий при уклонении
от его выполнения.
Биоэтика.
Принцип
— уважение прав и достоинства человека.
Формируются
новые модели взаимоотношения врача
(психолога) и пациента. Среди них –
информационная, совещательная,
интерпретационная. Каждая из них
является своеобразной формой защиты
прав и достоинства человека.
Предметом
биоэтики становится конфликт
противостоящих друг другу прав.
Например, права
плода на жизнь и права женщины на аборт.
Принцип
уважения прав и достоинств человека
является
в биоэтике ведущим, так как позволяет
в наибольшей степени реализовать права
пациента в отношении своей жизни и
здоровья. Уважение прав и достоинств
личности пациента проявляется в
следовании четырем этическим правилам:
справедливости, правдивости,
конфиденциальности и информированного
согласия.
В 90-х гг. XX в. биоэтика
стала понятием, включающим всю совокупность
социально-этических проблем современной
медицины, среди которых одной из ведущих
оказывается проблема социальной защиты
права человека не только на самоопределение,
но и на жизнь. Биоэтика играет важную
роль в формировании у общества уважения
к правам человека.
Современная
клиническая психология
во
всех своих разделах опирается на
общемедицинские этические принципы.
Вместе
с тем, Клинический психолог в своей
деятельности сталкивается со
специфическими этическими вопросами.
Успешное проведение
клинико-психологического исследования
во многом зависит от отношений,
складывающихся в процессе его между
исследующим и больным. При этом имеет
значение много факторов — особенности
личности больного, его психическое
состояние, задача исследования и,
соответственно, отношение к нему
обследуемого, особенности личности
психолога, его культура, такт, проявляемое
им внимание к обследуемому, попавшему
впервые в жизни в необычную для себя
ситуацию, и т. д.
Вопрос
о формировании эмоциональной привязанности
пациента к клиническому психологу.
Эта форма привязанности часто является
основой сдерживания аффективных
нарушений, сопровождающих заболевание.
Однако привязанность, превращаясь в
зависимость, вызывает негативные реакции
у пациента, ведущие к деструктивным
формам поведения. Клинический психолог
должен тщательно контролировать
взаимодействие с пациентом, осознавая
свои профессиональные действия, чтобы
эмоциональная поддержка не препятствовала
обеспечению пациента средствами для
самостоятельной борьбы с трудностями
и реализации своих жизненных целей.
Соблюдение
правила «границ»
(граница как предел приемлемого
поведения). Учитывая специфику
межличностного взаимодействия между
клиническим психологом и пациентом,
необходимо четко определять профессиональные
границы общения при психологическом
консультировании и во время
психотерапевтических встреч, так как
«пересечение» границы может привести
к деструкции лечебного процесса и
нанести вред пациенту.
Диапазон нарушения
границ профессионального взаимодействия
весьма широк: от сексуального контакта
с больным до советов, рекомендаций и
вопросов, выходящих за рамки терапевтического
контакта.
Сохранение
во время обследования невозмутимости.
Даже при явно нарочитом поведении
обследуемого не следует внешне проявлять
свое неудовольствие, раздражение, так
как отрицательными эмоциональными
реакциями на поведение обследуемого
никогда не удается изменить избранный
последним модус поведения в ситуации
исследования.
В то же время излишняя
беспристрастность исследующего также
может отрицательно сказаться на
результатах исследования. Уловив в тоне
и манерах исследующего проявления
безразличия, обследуемый, также изменяет
свое отношение к исследованию и показывает
значительно худшие результаты.
Бесстрастность психолога неприемлема
при обследовании детей.
К
деятельности клинических психологов
полностью применимы деонтологические
требования,
предъявляемые обычно к психиатрам.
Сохранение
профессиональной тайны.
Свои результаты и диагностические
соображения психолог сообщает только
психиатру, направившему больного на
исследование.Клинический психолог
не может делиться своими предположениями
относительно диагноза, лечения и
прогноза с родственниками больного.Клинический психолог
не должен забывать и об ответственности,
которую накладывает на него профессия,
так как неверное заключение может
способствовать нанесению ущерба
больному как при неправильно назначенном
лечении, так и в случаях принятия
неадекватных мер социально-правового
порядка.После проведения
исследования у больного не должны
возникать мысли о своей психической
несостоятельности в связи с поведением
исследующего. Напротив, психолог всегда
должен сохранять в беседе с больным
максимальную психотерапевтичность,
способствовать оптимистическим
тенденциям и установкам больного в
прогнозе течения заболевания и
результатов лечения.
Разумеется,
любой ученый- психолог должен соблюдать
моральные принципы и нормы, значимые
для всего научного сообщества. Это –
честность и
корректность при сборе экспериментальных
данных,отказ от поспешных
выводов на основе непроверенных
результатов,отстаивание своих
взглядов в аргументированной полемике
с любыми научными авторитетами,категорический
отказ от присвоения чужих идей и
результатов исследований,беспристрастность,
самокритичность,корректное отношение
к мнению других.
Основные направления и теории медицинской психологии
Медицинская психология развивалась главным образом в направлении клинико-описателъных и экспериментально-психологических исследований. Последние выполнялись с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности психических процессов в деятельности человека на базе механизмов условных и безусловных рефлексов, т.е. основывались на пато- и нейропсихологических данных исследования.
Одной из наиболее плодотворных теорий медицинской психологии является теория психологии отношений А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева, рассматривающая отношения, формирующиеся в процессе деятельности человека, как характерный структурный компонент личности.
Эта теория послужила фундаментом для разработки ряда психодиагностических и психотерапевтических методик — методов психологического воздействия. Широко используется теория установки (грузинский ученый Д.Н. Узнадзе) — характерные особенности и динамика установки при неврозах, психических заболеваниях, локальных органических поражениях головного мозга, что имеет важное значение в диагностике и коррекции на уровне бессознательного.
В мире широкое распространение получило бихевиоралъное (поведенческое) направление, согласно которому болезненное состояние, изменение личности, не обусловленные органическими поражениями головного мозга, рассматриваются как результат недостаточности полезных навыков, извращения поведения. Отсюда основная задача поведенческой терапии — перевоспитание пациента, размыкание болезненных условных связей и воспитание полезных навыков (Г.И. Азенк,Дж.Б. Уотсот).
Столь же большой известностью пользуются и различные варианты психоанализа, рассматривающие психическую деятельность человека в плане постоянной борьбы между сознательным и бессознательным при доминирующем значении последнего (прежде всего, сексуальном инстинкте).
Психоанализ лежит в основе широко распространенных методов психотерапии и психокоррекции — гештальттерапия (убеждение к саморегуляции), психодрама, трансактного анализа и др.
Близкое к психоанализу является такое направление медицинской психологии, как экзистенциальный анализ или, иначе, логотерапия (смысловая), построенная на понятии, что человеческое существование (экзистенция) выступает как нерасчлененная целостность субъекта и объекта и проявляется в виде заботы, страха, решимости, совести. На этой основе австрийцем Франклином создан метод парадоксальной интенции, используемый для преодоления различных неврозов.
Стажировка по психологии I Государственный медицинский центр Огайо
От директора тренинга по клинической психологии
Добро пожаловать в Неврологический институт Университета штата Огайо и Медицинский центр Векснера штата Огайо — и особенно теплый прием со стороны нашего Департамента психиатрии и поведенческого здоровья.
Наша программа стажировки была основана в 2014 году и полностью аккредитована Американской психологической ассоциацией.Наш рост связан с поддержкой со стороны администрации нашего департамента, которая придерживается видения академического превосходства и всеобъемлющей системы психиатрической помощи, ориентированной на общественное здравоохранение, интеграцию услуг, научно обоснованную практику и предоставление клинических услуг, основанных на ценностях.
Если вы еще не знакомы с нами, медицинский центр Wexner при университете штата Огайо — один из крупнейших академических медицинских центров в стране и единственный академический медицинский центр в центре Огайо.На протяжении более 20 лет мы неизменно отмечались USNews & World Report как одна из лучших больниц в стране.
Интерны найдут множество ресурсов как для клинического, так и для исследовательского опыта. Наша стажировка дополняется тем, что наш медицинский центр находится в непосредственной близости от главного кампуса Университета штата Огайо, а также благодаря нашему расположению в процветающем городе Колумбус. Я рекомендую вам просмотреть веб-страницы Департамента психиатрии и поведенческого здоровья и Университета штата Огайо, чтобы ознакомиться с этими ресурсами.
Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне, если у вас есть вопросы о стажировке или процессе подачи заявления.
С уважением,
Шерил Кармин, доктор философии
Директор, тренинг по клинической психологии
Профессор
Кафедра психиатрии и поведенческого здоровья, кафедра психологии
Отдел сердечно-сосудистой медицины
[email protected]
Обучение в штате Огайо
Расположенный в Колумбусе, Медицинский центр Wexner при университете штата Огайо является одним из крупнейших и самых разнообразных академических медицинских центров в стране и единственным академическим медицинским центром в центральном Огайо.OSUWMC включает:
- Высший медицинский колледж
- семь больниц
- единая врачебная практика с участием психологов
- сеть первичных и специализированных медицинских учреждений
- более десятка исследовательских центров и институтов
- 20 профильных лабораторий
В основе нашей миссии и видения лежат наши ценности:
- Совершенство
- Сотрудничество как единый университет
- Добросовестность и личная ответственность
- Открытость и доверие
- Разнообразие людей и идей
- Изменения и инновации
- Простота в работе
- Сочувствие и сострадание
- Лидерство
Лидеры в персонализированной медицине
В соответствии с репутацией и целями OSUWMC и Департамента психиатрии и поведенческого здоровья, программа клинической стажировки перед докторской степенью направлена на предоставление исключительного образования и обучения следующим поколениям психологов.Мы с нетерпением ждем возможности приветствовать стажеров-психологов в среде, где большое внимание уделяется научно-обоснованному уходу за пациентами, образованию и исследованиям. Наша стажировка, сфокусированная на психологии здоровья, психопатологии взрослых и нейропсихологии / нейробиологии, выигрывает от того, что мы сотрудничаем с большим и разнообразным университетским медицинским центром.
.
Нарушение исполнительной функции: симптомы, причины и лечение
Исполнительная функция — это широкая группа умственных навыков, которые позволяют людям выполнять задачи и взаимодействовать с другими. Расстройство управляющей функции может нарушить способность человека организовываться и контролировать свое поведение.
Однако расстройство исполнительной функции не является отдельным диагнозом или состоянием. Напротив, неврологические, психические и поведенческие расстройства, такие как депрессия и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), могут влиять на исполнительную функцию человека.
Поделиться на Pinterest Нарушение исполнительной функции может повлиять на способность человека концентрироваться и управлять временем.
Управленческие функциональные навыки помогают людям выполнять задачи и взаимодействовать с другими. Они включают в себя ряд навыков, таких как:
- планирование и организация
- концентрация и контроль умственного сосредоточения
- анализ и обработка информации
- контроль эмоций и поведения
- запоминание деталей
- управление временем
- многозадачность
- проблема- решение
Расстройство управляющей функции нарушает некоторые из этих навыков, что может повлиять на способность человека управлять собой и организовываться для достижения целей.
Однако в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-5) расстройство управляющих функций не рассматривается как конкретное состояние психического здоровья. Напротив, проблемы с управляющей функцией являются симптомами других неврологических, психических и поведенческих расстройств.
Например, депрессия может влиять на определенные исполнительные функции, такие как память, внимание и контроль запретов. Иногда болезнь Альцгеймера может серьезно нарушить исполнительную функцию, и человек больше не сможет водить машину, одеваться или вести себя надлежащим образом в социальных ситуациях.
Люди с нарушениями исполнительной функции могут иметь следующие симптомы:
- Проблемы с контролем эмоций или импульсов
- Проблемы с запуском, организацией, планированием или выполнением задач
- Проблемы со слушанием или вниманием
- Проблемы с краткосрочной памятью
- неспособность выполнять одновременно несколько задач или балансировать задачи
- социально неприемлемое поведение
- неспособность извлекать уроки из прошлых последствий
- трудности с решением проблем
- трудности с обучением или обработкой новой информации
Проблемы с исполнительной функцией могут привести к:
- плохой работе или школа
- проблемы формирования или поддержания отношений
- проблемы с настроением
- низкая самооценка
- уклонение от сложных задач
- низкая мотивация или потеря интереса к деятельности
исполнительная функция требует времени для развития, поэтому многие из этих форм поведения являются совершенно нормально у маленьких детей.Однако, если такое поведение сохраняется, это может указывать на то, что у ребенка проблемы с исполнительной функцией.
Поделиться на PinterestДиагноз СДВГ чаще ставят в детстве, чем во взрослом возрасте.
СДВГ — нарушение развития исполнительной функции, которое может вызывать гиперактивность, импульсивность и невнимательность.
Симптомы СДВГ могут различаться по типу и степени тяжести, но могут включать:
- ерзание, беспокойство, неспособность сидеть на месте и чрезмерно разговаривать
- действовать, не думая, и вести себя социально неприемлемыми способами
- часто прерывая разговоры других людей или деятельность
- склонность к отвлечению или непродолжительное внимание
- совершение неосторожных ошибок на работе или в школе
- трудности в организации, выполнении или сосредоточении внимания на задачах
- общая забывчивость
Люди с проблемами исполнительной функции могут иметь СДВГ .Однако СДВГ — не единственное состояние, которое может повлиять на исполнительную функцию.
Условия, которые могут вызвать проблемы с исполнительными функциями, включают:
Временные причины нарушений исполнительных функций могут включать:
- истощение
- сильную боль
- стресс
- отвлекающая среда
- употребление наркотиков
- алкоголь
- сильная скука
Врачи могут использовать различные тесты для оценки управляющих функций человека.
В задаче Stroop, например, человек смотрит на названия цветов, которые отображаются чернилами разного цвета. Так, слово «красный» может появиться зелеными чернилами, а слово «желтый» — синими чернилами. Для каждого слова человек должен сказать, какой цвет чернил, а не написанное название цвета. Задача Струпа может помочь оценить умственный контроль и избирательное внимание человека.
Другие тесты, которые врач может использовать для оценки исполнительной функции, включают:
- тесты следа
- тесты рисования часов
- тесты беглости речи
- тесты сортировки карточек
Если врач подозревает определенное расстройство, такое как СДВГ , они могут пропустить тесты на исполнительные функции и вместо этого сравнить симптомы человека со стандартными диагностическими критериями этого расстройства.
Иногда врач может порекомендовать дополнительное обследование, чтобы исключить другие причины. Например, они могут заказать МРТ, чтобы исключить инсульт или опухоль головного мозга у людей с признаками деменции.
Поделиться в PinterestВрач может прописать лекарство, которое устраняет причину нарушения исполнительной функции.
Тип лечения будет зависеть от состояния, вызывающего проблемы с исполнительной функцией.
Некоторые неврологические расстройства, особенно деменция, прогрессируют. Хотя некоторые методы лечения могут помочь замедлить развитие болезни, симптомы могут со временем ухудшаться.Однако многие причины проблем с исполнительной функцией хорошо поддаются лечению.
Варианты лечения могут включать:
Управляющая функция — это набор умственных навыков, которые помогают людям планировать, организовывать, управлять своим временем, обращать внимание, обрабатывать информацию и контролировать свое поведение. Проблемы с исполнительными функциями могут влиять на все, от того, как человек взаимодействует с другими людьми, до их способности учиться и работать.
Распространенной причиной проблем управляющих функций является СДВГ, но другие причины могут включать слабоумие, депрессию, шизофрению, аутизм и травмы головного мозга.
Диагностика причины нарушения исполнительной функции может помочь определить варианты лечения, такие как лекарства и терапия. Признаки нарушения управляющих функций включают хроническую дезорганизацию, недостаток внимания, проблемы с памятью и социально неприемлемое поведение.
.