Беседа психология: Беседа — психология

Содержание

это в психологии метод исследования. Виды, достоинства и недостатки метода

Распространённый диагностический метод опроса в психологии — это беседа, которая позволяет получить информацию о мотивах поведения, выявить необходимые черты характера, особенности субъективного мира личности. Как независимый метод беседа интенсивно используется в консультативной, диагностической и психокоррекционной психологии.

Беседа это в психологии

Беседа в психологии — это средство сбора данных, а также инструмент убеждения, информирования, воспитания. Она применяется в медицинской, юридической, политической, возрастной отраслях психологии.

Условия проведения беседы

Квалифицированное применение беседы в психологии — это использование фундаментальных знаний, навыков общения, компетентности практического психолога как специалиста. Вопросы должны быть правильно заданы и сформулированы, иметь логическую взаимосвязь между собой. Но главным условием метода является доверие респондента исследователю.

Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку, предложенные в качестве вопроса. Беседа в психологии — это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему.

Метод беседы в психологии

Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Вспомогательные действия оказывают анкетирование для сверки достоверности данных и запись разговора на диктофон.

Виды беседы в психологии

Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной: оценку отношения испытуемого к исследователю, предмету разговора, обстановке, искренность и ответственность личности.

Виды беседы

Виды беседы в психологии подразделяются на следующие:

  • индивидуальная;
  • групповая — в беседе принимают участие несколько испытуемых;
  • структурированная или формализованная;
  • стандартизированная — повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
  • нестандартизированная — проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
  • организационная: по способу проведения — по месту работы, жительства, в офисе психолога.

По инициативе выделяют следующие типы беседы:

  • управляемая — происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
  • неуправляемая — возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать.

Структура беседы

Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

  1. Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
  2. Второй этап. Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
  3. Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
  4. Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Создание атмосферы

Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов.

Недостатки беседы в психологии

Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.

Восприятие собеседника

Восприятие бывает двух типов: организационное позволяет правильно воспринимать речь собеседника, эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения.

Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента — ответами, независимо от субъективного восприятия.

Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения.

Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога — направить беседу в соответствующее целям русло.

Виды слушания

Слушание подразделяется на следующие виды:

  1. Рефлексивное: его суть заключается в формировании беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приёмы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.
  2. Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой невербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Техника полезна в случаях: выражение собственной точки зрения респондента, ему нужно выговориться, собеседник затрудняется решить наболевшие проблемы, испытывает неуверенность.

Беседа в психологии: достоинства и недостатки

Преимуществом метода беседы являются предпосылки для правильного понимания вопросов с учётом устной, более раскрепощённой формы ответов.

Беседа в психологии достоинства и недостатки

Недостатками беседы в психологии являются:

  • большие временные затраты, что имеет особое значение при массовых опросах;
  • необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы;
  • возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта.

Совмещение методов

Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии — беседы, эксперимента, опроса, наблюдения — обеспечивает исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность.

Методы психологии беседа эксперимент

Эксперимент в психологии — это исследование в заданных условиях при помощи опосредованного вмешательства исследователя. Можно смоделировать искусственную ситуацию, обстоятельства, при которых испытуемый проявит себя характерным для него образом.

Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависит как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Содержание информации обоих типов позволяет правильно интерпретировать данные и усовершенствовать достоверность результатов. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.

Беседа

Одним из основных методов психологии и педагогики является беседа.

Беседа предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме. Данный метод применяется на разных стадиях исследования, а его научная ценность состоит в установлении личного контакта с объектом исследования и возможность оперативно получить необходимые данные.

Беседа может быть:

  • Формализованной. Данный вид беседы позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию, т.к. предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию на них ответов;
  • Неформализованной. В этом виде беседы вопросы не жестко стандартизированы, поэтому есть возможность ставить дополнительные вопросы. Как правило, в ходе этого вида беседы между исследователем и респондентом достигается более тесный контакт, а это, безусловно, способствует получению полной и глубокой информации.

Выслушать человека, вызвав его на откровенность – это большое искусство, поэтому к полученной информации надо относиться очень бережно. В ходе беседы исследователь, при необходимости, может для себя делать какие-либо пометки, что поможет восстановить весь ход беседы после завершения работы. Иногда можно использовать технические средства – магнитофон, диктофон, но, респондент должен быть об этом проинформирован.

Беседе предшествует большая предварительная работа:

  • Тщательное продумывание исследователем всех аспектов проблемы, подбор нужных фактов, четкая постановка цели;
  • Определение последовательности задаваемых вопросов;
  • Обязательный выбор места и времени разговора;
  • Использование только тех вопросов, которые связаны с темой беседы;
  • Беседа должна проходить в спокойной обстановке, возбужденное состояние категорически запрещено;
  • Запрещены некорректные вопросы;
  • Обязательный учет настроения собеседника, его субъективное состояние.

Метод беседы имеет свои преимущества и недостатки, т.е. свои плюсы и минусы. Преимущества метода беседы:

  1. Правильная последовательность формулировки вопросов;
  2. Возможность использования, например, карточек для записи вопросов;
  3. Возможнось дополнительного вывода о достоверности ответов в результате анализа невербальных реакций респондента.

Недостатками беседы являются:

  1. Большое количество времени, затрачиваемое на беседу;
  2. Обладание соответствующими навыками проведения результативной беседы.

Виды беседы

В зависимости от конкретных условий работы в психологической практике используются различные виды беседы:

  • Введение в ситуацию эксперимента. Этот вид чаще всего используется для лабораторного исследования. Установление контакта с испытуемым является основной целью беседы этого вида. Важная роль отводится созданию мотивации для участия в эксперименте. В ходе беседы даются необходимые инструкции. Беседа в структуре лабораторного исследования есть важный вспомогательный прием, следующий за экспериментом;
  • Экспериментальная беседа. Она необходима для проверки исследовательских гипотез и имеет строго определенную тематику. В данном виде беседы применяются вопросы двух типов: прямые, например, «тебе нравится учиться в школе?» и косвенные, например, «Где ты больше хочешь учиться – в школе или дома?». Сопоставляя прямые и косвенные ответы можно выявить мотивы учения и действительное отношение детей к учебе и школе. Это служит основанием для вынесения суждения о специфике учебной мотивации;
  • Диагностическое интервью. Данный вид наиболее распространен в психологической практике.
  • Цель интервью заключается в получении разнообразных данных, как о свойствах личности, так и особенностях психического развития. В интервью включают тестовые приемы обследования. Таким образом, объединяя все методы, беседа выполняет не только собственные функции, но и одновременно служит естественным фоном;

  • Психотерапевтическая беседа. Это самый сложный вид беседы, который используется для оказания психологической помощи.
  • Психолог через эту беседу, которая еще называется клиническое интервью, помогает человеку осознать внутренние проблемы, восстановить внутреннюю цельность «Я». Психотерапевтическая беседа очень специфична и решает сложные задачи. Психоаналитические сеансы продолжительны по времени и иногда требуют ряда лет. И, наоборот, обращение к психологу по телефону доверия действует по законам краткосрочной интенсивной терапии.

    Деление перечисленных видов бесед достаточно условно, потому что они все связаны между собой;

  • Стандартизированная и свободная беседа. От того, насколько подробно разрабатывается предварительный план беседы и насколько точно будет осуществлена его реализация, зависит степень стандартизации беседы. Стандартизированная беседа представляет собой по существу жестко запрограммированное интервью по типу анкеты. Противоположностью является свободная беседа, в ходе которой исследователь, в зависимости от ситуации, может свободно менять тактику. Более распространенной на практике является частично стандартизированная беседа. Она сочетает в себе четкую стратегию и относительно свободную тактику. Здесь надо отметить, что свои достоинства и недостатки имеют как высокий, так и низкий уровень стандартизации.
  • Так как стандартизированная беседа гарантирует, что все необходимые вопросы будут заданы, она дает возможность получить сравнимые данные. К тому же она не очень чувствительна к уровню квалификации исследователя и не требует больших затрат времени. Исходя из этого, такая беседа может быть использована при массовых опросах, когда за короткий период надо получить большой объем данных.

    Жестко регламентированная стандартизированная беседа индивидуального своеобразия ситуации не учитывает, поэтому школьники могут воспринимать её как экзаменационную процедуру. Свободная беседа допускает большую гибкость в форме и последовательности вопросов, дает возможность индивидуализировать ситуацию опроса, сохранять естественность и эмоциональный контакт. Именно свободная беседа более предпочтительна в работе с детьми;

  • Управляемая и неуправляемая беседа. Мера управляемости со стороны исследователя может варьироваться в зависимости от целей и содержания беседы. Психолог полностью контролирует содержание в полностью управляемой беседе. Он удерживает беседу в рамках необходимой структуры и руководит ответами ребенка. Напротив, в неуправляемой беседе инициатива переходит на сторону ребенка. Неуправляемая беседа чаще бывает, характерна для ситуации психотерапевтического взаимодействия, потому что нередко приобретает черты «исповеди».
  • Уровень стандартизированности и управляемости беседы прямо соотносятся друг с другом. Высоко стандартизированная беседа в то же время является управляемой и наоборот.

Метод беседы — это… Что такое Метод беседы?

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Общие сведения

В ситуациях устного речевого общения общающиеся имеют дело с собственными речами. Слушающий формирует речь в соответствии с тем, как артикуляционный аппарат говорящего возбуждает процессы в воздушной среде. У слушающего в автоматизированном режиме происходит выбор, запуск и исполнение соответствующих им ранее сформированных нейропрограмм, что он субъективно воспринимает как речь говорящего. У говорящего свои процессы, которые не могут быть достоянием слушающего. Говорящий может воображать, что передает свои мысли слушающему, информирует его, передает информацию. У слушающего могут быть только свои процессы мышления, результаты которых могут устраивать говорящего или нет, но эти результаты также не даны говорящему непосредственно. Он может о них догадываться, имея ориентационные модели ситуации.

Неадекватность отображения ситуаций речевого общения характерна для большинства человеческих существ. Психологи не являются исключением. Во времена Радищева «беседа» интерпретировалась бы как «чтение». Если принять соответствующие условности, то у М.Фасмера находим: «…Беседа «разговор, поучение»…(М.Фасмер,М.,1986, с.160). Рефлексивное слушание можно понимать не как прерывание говорящего, но как рефлексию, то есть отображение себя в состоянии слушания, обращение внимания на себя, осуществление анализа собственного восприятия. Решение вопроса: соответствует ли твоя модель того, что хочет от тебя говорящий, тому, что этой модели ты ставишь в соответствие, видимо, можно считать рефлексивным слушанием.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

  • Терапевтическая беседа
  • Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
  • Автобиографическая беседа
  • Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
  • Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

Рефлексивное и нерефлексивное слушание

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

  1. Выяснение (использование уточняющих вопросов)
  2. Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
  3. Словесное отражение психологом чувств респондента
  4. Резюмирование

Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

См. также

Литература

Общее понятие о методе беседы

Текст записи: 

1. Характеристика беседы

Индивидуальная беседа – диагностический метод, который позволяет устано­вить прямой контакт с испытуемым, получить информацию о его субъективном мире, о мотивах его деятельности и поведения.

Метод беседы используется с другими методами, такими, как анкетирование, наблюдение и эксперимент. Однако в практической работе ряда ведущих психологов мира беседа использо­валась как самостоятельный метод исследования (“клиниче­ская беседа” Ж. Пиаже, “психоаналитическая беседа” 3. Фрей­да). Возможности, которые предоставляет этот метод, с точки зрения глубины проникновения в существо исследуемого вопроса, до сих пор еще не полностью используются в исследованиях. В отличие от метода анкетирования  этот метод используется пока сравнительно мало.

Беседа является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. В ходе беседы исследователь выявляет особенности поведения и психического состояния собеседника. Условием успеха беседы явля­ется доверие испытуемого к исследователю, создание бла­гоприятной психологической атмосферы. Полезную информа­цию во время беседы дает внешнее поведение испы­туемых, их мимика, жесты, интонация речи.

Целью метода беседы обычно ставится проверка и уточнение в непос­редственном общении с собеседником ряда непонятных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения социально-психологических и индивидуально-психологических качеств его личности. Кроме того, целью беседы является уточнение структуры мотивационной сферы, так как поведение и деятельность обусловливаются обычно не одним, а несколькими мотивами, которые вероятнее всего можно выявить в общении с собеседником. Беседа позволяет мысленно моделировать любые нужные психоло­гу ситуации. Бесспорно, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. Однако субъек­тивные состояния собеседника могут и не найти выражение в его по­ведении в данных обстоятельствах, но проявляются в иных условиях и ситуациях. Успешное использование беседы как метода исследования возможно при соответствующей квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободного выражения своего мнения. Искусство использования метода беседы состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать и как спрашивать. При соблюдении требова­ний и надлежащих предосторожностей беседа позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или при психологическом анализе документов, информацию о событиях прошлого, настоящего или плани­руемого будущего. Однако во время беседы необходимо отделять личные отношения от содержания беседы.

Достоинством метода беседы является то, что она базируется на личном общении, что устраняет некоторые отрицательные моменты, возникающие при использовании вопросника. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, так как исследователь имеет воз­можность детально объяснить вопрос. Предполагается и большая достоверность ответов, ибо устная форма беседы, которую ведут лишь два лица, создает предпосылки того, что ответы на вопросы не будут оглашены.

Недостатком метода беседы по сравнению с вопросником явля­ется растянутость, довольно медленное накопление данных при обследованиях массового характера. Именно поэтому на практике охотнее прибегают к вопроснику, так как он обеспечивает эконо­мию времени.

В психологии метод беседы широко распространен, хотя чаще всего он используется в комплексе методов исследования (например, для получения ориентировочных данных при социаль­но-психологических исследованиях или психологическом обследо­вании и т. д.). Следует иметь в виду, что нелюбая беседа является специальным научным методом. Беседа, проводимая специалистом, отличается от обычного общения и разговора целенаправленностью, плановостью, точностью форму­лировок. Беседа может вестись на свободные темы и по определенной тематике, целенаправленно с соблюдением определенных правил и без правил. Различие между ними состоит в том, что целенаправленная, так называемая управляемая, беседа строится в строгом соответствии с заданными условиями, которые необходимо точно соблюдать. К таким условиям относятся, напри­мер, постановка вопросов, их очередность, продолжительность раз­говора. Беседа как метод получения психологом данных непосредст­венно от исследуемого предполагает соблюдение ряда требований и условий, а также налагает на психолога особую ответствен­ность. Дело не только в подготовке к проведению беседы на хоро­шем уровне, знании сути дела, но и в умении устанавливать кон­такты с представителями разных социальных и возрастных групп, национальностей, верований  и т. п. В неменьшей мере требуется способность классифи­цировать и реально оценивать факты, проникать в сущность про­блемы. Поскольку беседа ведется в целях сбора определенных сведе­ний, важно записывать ответы. Во многих исследованиях необходимо делать записи непосредственно во время беседы, что предполагает наличие предварительно подготовленных листов, схем. Однако при беседах индиви­дуального плана, когда у психолога просят совета по тому или иному вопросу, записи в процессе разговора делать не рекоменду­ется. Лучше записать ход беседы после ее окончания. И хотя в этом случае может ухудшиться точность сведений, сам факт ведения записей при интимной беседе может вызвать у исследуемого отри­цательную реакцию и нежелание давать правдивые ответы. Именно этим обусловлена сложность метода беседы для пси­холога, который должен досконально проанализировать ответы с тем, чтобы отбросить недостоверные и несущественные, но сосредо­точить внимание на фактах, которые являются в данном случае носителями нужной информации.

Получение информации в беседе основано на вербальной коммуникации исследователя и испытуемого, на прямом социальном взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода. Личный контакт помогает глубже понять мотивы собеседника, его позицию. Гибкость этого метода обеспечи­вает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углубленному пониманию всего кон­текста, а также мотивов отдельных ответов собеседника. Исследователь не просто получает информацию, как при использовании других методов, но, учитывая реакцию отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в необходимое русло. Непосредст­венный контакт испытуемого и исследователя тре­бует от последнего определенных качеств личности, таких как гибкость ума, общительность, умение завоевывать доверие человека, с которым он ведет беседу. Гибкость ума – способность хорошо ориентироваться в ситуации, оперативно принимать оптимальные решения. Общительность – умение войти в контакт, преодолеть предубеждения, завоевать доверие, расположение собеседника.

Индивидуальная беседа протекает в условиях непосредственно­го общения, что увеличивает роль психологического мастерства, разносторонности знаний, быстроты мышле­ния, наблюдательности психолога. Наблюдательность – умение выделять, оценивать отдельные признаки событий.

Если психологу удастся создать атмосферу до­верия и искренности, метод беседы позволит ему по­лучать такую информацию, которую невозможно по­лучить никаким другим методом. При этом необходимо строго следить за тем, чтобы ответы собеседника бы­ли свободны от влияния личных отношений, устано­вившихся между опрашиваемым и опрашивающим, от способа постановки вопроса.

2. Основные виды беседы в психологии

В соответствии с тем, сколько людей принимает участие в беседе, различают беседы индивидуаль­ные (исследователь беседует с одним человеком) и групповые (одновременная работа исследователя с несколькими людьми).

По структуре вопросов различают стандартизированные (структурированные, формализованные), нестандартизированные (неструктурированные, неформализованные) и частично стандартизированные беседы.

Стандартизированная (структурированная, формализованная) беседа предполагает пред­варительную формулировку вопросов и определение их очередности. Получаемая в этом случае информация сравнительно легко может быть обработана, но глубина познания при этом уменьшается. При такой форме беседы не исключена опасность получения не­точных и неполных данных. Стандартизированная бе­седа используется чаще всего тогда, когда необхо­димо выяснить определенные тенденции изучаемых явлений, охватив при этом большое количество людей.

Нестандартизированная (неструктурированная, неформализованная) беседа проходит фокусированно или свободно. Разумеется, иссле­дователь заранее готовит вопросы, которые будут по­ставлены, но их содержание, очередность и формули­ровка определяются ситуацией беседы, зависят от задающего вопросы, который придерживается предва­рительно определенной схемы. Недостатком этой фор­мы работы является сложность обработки полученной информации. Нестандартизированная беседа часто используется в случаях, когда исследователь впервые знакомится с изучаемой проблемой.

Однако обычно самым удобным считается частично стандартизированная беседа. Так же как и другие методы, метод беседы может иметь различные переходные варианты, отвечающие предмету и задачам ис­следования. В тех случаях, когда исследователь уже ориентируется в существующих отноше­ниях и изучает определенный аспект проблемы, он может успешно применить способ частично стандартизирован­ной беседы. Основным условием эффективности при этом являются четко определенные цели и детальная разработка плана исследования.

По организационной форме различают следующие виды беседы: беседа по месту работы, беседа по месту жительства, беседа в кабинете психолога. В зависимости от организационной формы по-разному проявляются особенности беседы.

Беседа по месту работы или занятий проводится, как правило, на рабочем месте или в служеб­ном помещении. Она наиболее целесообразна, когда изу­чаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными проблемами. Например, если беседа с испытуемым проходит в привычных условиях, где он обычно работает или учится, то все обстоятельства, связанные с предметом беседы, быстрее актуализируются в его сознании.

Беседа по месту жительства проводится в домашней обстановке, где человек располагает большим временем и свободой. Она становится пред­почтительной, если предмет беседы касается таких проб­лем, о которых удобнее говорить в неофициальной об­становке, свободной от влияния служебных или учебных отношений. В привычных условиях собеседник охотнее отвечает на вопросы, требующие сообщения конфиденциальной информации.

Беседа в кабинете психолога, как правило, завершает комплексное обследование психологических качеств личности и позволяет получить такую информацию, которую трудно предусмотреть в анкетах и тестах. Беседа приобретает менее официальный характер, чем в служеб­ном помещении.

Независимо от места проведения беседы, стоит по­заботиться об устранении или хотя бы уменьшении влия­ния “третьих” лиц. Опыт показывает, что даже молчали­вое присутствие во время беседы “третьего” лица (коллеги, члена семьи, гостя, соседа) оказывает влияние на психологический контекст беседы и может вызвать смещение в содержании ответов испытуемого.

3. Стандартизированная беседа

Стандартизированная (структурированная, формализованная) беседа — вид беседы, при которой общение исследователя и испытуемого строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией. В стандартизированной беседе обычно преобладают закрытые вопросы. При использовании этого вида беседы исследователь обя­зан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Формулировки вопросов должны быть рассчитаны не на чтение, а на ситуацию беседы. План беседы разрабатывается не в “письмен­ном”, а в разговорном, устном стиле. Например, вопрос может формулироваться так: “Я перечислю Вам разные виды занятий в свобод­ное время. Скажите, пожалуйста, какими из них Вы обыч­но занимаетесь, когда у Вас бывает свободное время?”.

Испытуемый должен внимательно выслушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее продуманного набора. Если в процессе беседы возникает потреб­ность объяснить испытуемому неясное слово или смысл во­проса, исследователь не должен при этом допускать произ­вольного толкования, отклонения от смысла первоначаль­ной формулировки вопроса.

Достоинства этого вида беседы состоят в том, что будет получено максимально полное описание фактов, поскольку исследователь “жестко” ведет испытуемого по плану беседы, не упуская ни одной важной детали. В то же время именно с этим обстоятельством связано возможное влияние фактора престижа: стремление испытуемого соответствовать в своих ответах нормативным требованиям независимо от действительного положения дел.

Таким образом, в ситуации стандартизированной (формализованной) беседы исследователю отводится по преимуществу исполнительская роль. В этой форме беседы влияние исследователя на качество данных может быть сведено к минимуму.

4. Частично стандартизированная беседа

Частично стандартизированная беседа — вид беседы, при которой общение исследователя и испытуемого происходит с применением открытых вопросов и предусматрива­ет меньшую степень стандартизации поведения исследователя и испытуемого. Исследователь разрабатывает подробный план беседы, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формули­ровки в открытой форме, то есть без вариантов ответов. Исследователь воспроизводит вопросы без каких-либо отклонений от заданных формулировок, а испытуемый дает ответы в свободной форме. Задача исследователя состоит в их полной и четкой регистрации. Способ фиксации ответов также стандартен и преду­смотрен инструкцией. Это может быть дословная запись с сохранением лексики испытуемого (в том числе стено­графия или магнитофонная запись). Иногда применяется непосредственная кодировка ответов в ходе беседы. В этом случае после каждого вопроса приводится схема класси­фикации ответов, в которой исследователь отмечает нужные позиции. Например, после вопроса: “Какие газеты Вы читаете?” — в опроснике дается перечень газет, ин­тересующих исследователя, а также предусмотрена пози­ция —  “другие газеты”.

Этот вид беседы требует несколько больших затрат времени и труда: испытуемый дольше обдумывает и фор­мулирует ответы, а исследователь тратит больше времени на их регистрацию. Растут затраты времени на кодировку и последующий анализ содержания ответов. Именно по этим причинам частично стандартизированная беседа с открытыми вопросами применяется реже стандартизированной беседы. Вместе с тем далеко не для всех задач нужна форма­лизованная, унифицированная информация. В ряде случа­ев особую ценность представляет учет как можно более широкого диапазона различий в поведении, мнениях, оцен­ках испытуемых, а такую информацию можно получить, только уменьшив стандартизацию беседы, предоставив исследователю большую свободу в регистрации высказыва­ний испытуемых.

Высказывания испытуемых могут существенно разли­чаться по форме, содержанию, объему, композиции, полноте, уровню информи­рованности, аналитическому проникновению в сущность предложенного вопроса. Все эти особенности полученных ответов становятся предметом анализа. Своеобразная “пла­та” за это уточнение информации — дополнительные за­траты времени на сбор и обработку данных. Подобные взаимозависимости исследовательских задач, качества и содержания информации, а также затрат вре­мени и труда характерны и для других разновидностей беседы.

5. Нестандартизированная (свободная) и фокусированная беседа

Фокусированная беседа является следующей ступенью, ве­дущей к уменьшению стандартизации поведения исследователя и собеседника. Она имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Испытуемых в этом виде беседы заранее знакомят с предметом беседы: они читают книгу или статью, участвуют в ра­боте семинара, методика и содержание которого будут за­тем обсуждаться, и т. д. Предварительно заготавливаются и вопросы для такой беседы, причем их перечень для исследователя обязателен: он может менять их последова­тельность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободная беседа отличается минимальной стандар­тизацией поведения исследователя и испытуемого. Этот вид беседы приме­няется в тех случаях, когда исследователь только присту­пает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в конкретных условиях.

Свободная беседа проводится без заранее подготов­ленного вопросника или разработанного плана беседы. Оп­ределяется только тема беседы, которая и предлагается собеседнику для обсуждения. Направление беседы, ее ло­гическая структура, последовательность вопросов, их фор­мулировки — все зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит беседу, от его представлений о предмете обсуждения, от конкретной ситуации.

Получаемая в данном случае информация не нуждается в унификации для ста­тистической обработки. Она ценна и интересна именно своей уникальностью, широтой ассоциаций, анализом спе­цифики изучаемой проблемы в конкретных условиях. Ответы записываются с максимальной точностью (желательно стенография или магнитофон). Для обобщения ответов применяются тради­ционные методы конент-анализа текстов.[2]

Список использованной литературы

1. Гусев А., Измайлов Ч., Михалевская М. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. – М.: УМК Психология, 2005 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ).

2. Рамендик Д.М. Психологический практикум. Серия: высшее профессиональное образование. – М.: Academia, 2006 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ).

 

 

Беседа как метод психологии — Психологос

Своеобразной формой наблюдения является беседа, устная или письменная. Ее цель — выяснить ограниченный круг вопросов, труднодоступных непосредственному наблюдению. Однако большое практическое значение беседы наряду с широтой применения позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного, хотя и не основного, метода психологии.

Беседа должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда основных требований. Необходимо заранее определить содержание беседы и продумать план выяснения намеченного круга вопросов. Очень важно перед беседой обеспечить хороший контакт с человеком, устранить все, что может вызвать у него напряженность, настороженность или неискренность. Задаваемые вопросы должны быть понятными. Наряду с прямыми вопросами могут ставиться и косвенные. Так называемые наводящие вопросы следует задавать продуманно, чтобы они не подсказывали ответы. Иногда в беседе ставятся неожиданные вопросы. Во время беседы надо наблюдать за поведением человека и сопоставлять результаты наблюдения с полученными ответами. Содержание беседы следует запоминать для последующих записей и анализа. Делать записи в процессе самой беседы не рекомендуется, так как это обычно лишает беседу непринужденности, настораживает человека и делает его ответы искусственными, надуманными.

О результатах беседы судят не только по содержанию и полноте ответов на вопросы, но и по их «подтексту»: замеченным недоговоркам, обмолвкам, а также по всему поведению человека.

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Психотерапевтическая беседа — Психологос

Фильм «Аватар»

Хотите ли вы поговорить о том, что вас так сильно беспокоит? Психотерапевтическая беседа.
скачать видео

​​​​​​​Основной метод получения (и обмена) информации, источник и способ познания и осознания психологических явлений на основе вербального (словесного) общения между психотерапевтом и пациентом.

Психотерапевтическая беседа в соответствии с поставленными задачами выполняет различные функции:

  • коммуникативную,
  • диагностическую,
  • информативную и
  • лечебную.

Психотерапевтическая беседа может быть по направленности содержания свободной (по типу исповеди) и структурированной конкретными ее задачами.

Психотерапевтическая беседа имеет ряд стадий:

  1. установление контакта,
  2. сбор анамнестических сведений и диагностика,
  3. определение динамики проявлений болезни в процессе лечения,
  4. психотерапевтические воздействия,
  5. оценка успешности хода психотерапии и
  6. итог поставленных и решенных в беседе задач.

Уже во время первой беседы важны полное эмоционально положительное принятие пациента, внимательное и терпеливое вслушивание во все то, что он говорит. Если пациент высказывает ошибочные суждения, не следует демонстрировать явное несогласие или тотчас опровергать их. Психотерапевт остается искренним, но не пытается заставить пациента сразу принять его точку зрения. Эмпатический подход психотерапевта позволяет пациенту почувствовать себя свободнее, у него появляется доверие к врачу и ощущение того, что он понят; пациент более непринужденно высказывает свои переживания, сомнения и мысли, не боясь критики и осуждения.

Психотерапевт является важнейшим источником сведений, нужных больному, особенно на первом этапе лечения. Эти сведения касаются характера, причин и прогноза заболевания, методов лечения и перспектив выздоровления. Для психотерапевта весьма существенно как можно раньше выяснить все особенности собственной «концепции» болезни пациента, его представление о ее причинах и влиянии на жизненную ситуацию. С учетом этих данных и особенностей личности больного психотерапевт излагает пациенту свое понимание болезни и обсуждает с ним методы лечения. Эффективность беседы может снижаться вследствие того, что предоставляемый пациенту материал слишком сложен для его понимания. Пациент запоминает лишь часть содержания беседы и нередко неправильно ее интерпретирует. Иногда способ постановки вопросов пациенту таков, что в самом вопросе содержится внушаемый ответ, или больной сообщает лишь те сведения, на которые своими прямыми вопросами направляет его врач, и в результате остаются невыясненными существенные области переживаний. Психотерапевтическая беседа является клиническим методом и в то же время имеет экспериментальный аспект. На протяжении ее психотерапевт делает для себя определенные предположения, а затем проверяет их на основании анализа полученного материала, воздействуя на пациента и учитывая его реакции на ответы. Для психотерапевта важно путем обратной связи добиться согласованной направленности, взаимопонимания в обсуждаемых вопросах.

Следующим элементом психотерапевтической беседы является обсуждение динамики проявлений болезни, коррекции неадекватной «концепции» болезни пациента, помощь в понимании им связи психогенных факторов и проявлений заболевания, усиление мотивации к активному участию в психотерапии. После уяснения больным связи между симптоматикой и психологическими факторами, участвующими в развитии заболевания, в содержании бесед происходят существенные изменения. Их предметом становятся уже не симптомы, а психологические проблемы, переживания и отношения личности. Особенности отношения пациента к психотерапевту, его поведение во время Психотерапевтической беседы могут стать психотерапевтической «мишенью» для модификации некоторых конкретных дезадаптивных стереотипов общения больного с другими людьми. Существенным элементом психотерапевтической беседы является обсуждение с пациентом его усилий, трудностей и успехов в поэтапном (в соответствии с согласованными задачами) изменении прежних, болезненных способов переживания и поведения.

Выше были описаны наиболее общие особенности (функции, структура, элементы) психотерапевтической беседы, независимо от конкретной формы психотерапии. Существуют, однако, специфические черты психотерапевтической беседы при различной ее направленности, в частности психоаналитической психотерапии и клиент-центрированной психотерапии как наиболее типичных форм «психотерапии беседой». Своеобразие психотерапевтической беседы в рамках психоанализа определяется соблюдением психоаналитиком правила «эмоционального нейтралитета» (избегание влияния со своей стороны на эмоции пациента, сохранение позиции «зеркала перед глазами пациента»), использованием свободных ассоциаций при получении материала для анализа, его интерпретацией, а также феноменами сопротивления, переноса и контрпереноса во взаимоотношениях врача и пациента. Основной задачей психоаналитика в является выявление переживаний, вытесненных в бессознательное, и помощь в осознании их пациентом, заостренное внимание к бессознательному, прежде всего к сексуальному (и агрессивному) и «инфантильному» в содержании беседы.

При клиент-центрированной психотерапии психотерапевтическая беседа проходит в атмосфере глубоко личного контакта при соблюдении психотерапевтом особых условий («триада Роджерса»): безусловного положительного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтности в отношении пациента. При этом во время бесед пациент поощряется ко все более свободному выражению своих переживаний, их полному осознанию и включению в концепцию «Я» с целью ее конструктивной реорганизации. Существенным является также более полное выражение чувств самим психотерапевтом, его личностная включенность в психотерапевтическую беседу.

Заключительной стадией психотерапевтической беседы является подведение итогов. Важно точно сформулировать достигнутое и наметить следующие этапные задачи лечения, конкретизировав участие пациента.

Степень адекватности самовосприятия психотерапевта влияет на особенности восприятия и оценки им Психотерапевтической беседы в целом. Согласно Салливану (Sullivan H. S.), психотерапевт как «участвующий наблюдатель» должен постоянно сознавать влияние своего поведения на весь ход психотерапевтической беседы. Для эффективного управления психотерапевтической беседой психотерапевту важно не только учитывать собственные коммуникативные стереотипы и потребности, но и понимать и контролировать свои чувства, возникающие в процессе общения с пациентом.

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Метод беседы. Виды и формы беседы

Беседа — один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, установок, отношения к среде, к коллективу и т. п.). Беседа сочетается с другими методами психолого-педагогического исследования: с наблюдением, анкетированием, экспериментом и пр.

Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана, как правило, не включающего конкретных вопросов (в отличие от анкет и опросников), с выделением основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата. Подготовка беседы включает в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые экспериментатор намерен задавать во время беседы. Поддерживающие вопросы помогают вести беседу, поддерживать разговор, а целевые необходимы, чтобы выяснить задачу исследования. Вопросы, подобранные для беседы, образуют список, который называется вопросником.

Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя (педагога, экспериментатора), степени его педагогической и психологической подготовки, уровня его теоретических знаний, от искусства ведения беседы. При организации беседы от психолога требуется умение вступить в контакт с клиентом, умение поддерживать нужное направление разговора. Нельзя не принимать во внимание личные качества и способности человека, вовлекаемого в беседу. Скрытен он или откровенен, доверчив или подозрителен, возбужден или подавлен — все это влияет и на ход, и на результативность беседы.

Формулировки отдельных моментов беседы строятся таким образом, чтобы об искомых признаках можно было судить не только по прямым суждениям (высказываниям) исследуемого (не всегда искренним и объективным), но и по косвенным показателям (использование примеров и деталей, комментарии, мимика, эмоциональные реакции и пр.). Ход и содержание беседы фиксируются (например, с помощью диктофона, магнитофона, видеосъемки).

Для использования метода беседы исследователь, экспериментатор должен обладать достаточным опытом и тактом, чтобы свести к минимуму ошибки, обусловленные собственными установками, а также учитывать влияние на ход беседы ряда косвенных факторов: эмоциональное и физическое состояние исследуемого, его отношение к исследователю и непосредственно к беседе, влияния факторов обстановки, времени и пр.

Результаты, полученные методом беседы, не поддаются формализации и статистической обработке. По ним можно лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака. Результаты беседы в комплексном исследовании носят предварительный характер и должны быть сопоставлены с результатами других методов, таких как наблюдение, эксперимент и др.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1) Терапевтическая беседа

2) Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

3) Автобиографическая беседа

4) Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

5) Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

Виды бесед (по другой классификации):

1) непринужденная беседа,

2) интервью,

3) вопросники,

4) психологические анкеты.

Различают управляемую и неуправляемую форму беседы. Управляемая беседа проводится по инициативе психолога, он определяет и поддерживает основную тему разговора. Неуправляемая беседа чаще возникает по инициативе респондента, а психолог лишь использует полученную информацию в исследовательских целях.

В управляемой беседе, служащей для сбора информации, отчетливо проявляется неравенство позиций собеседников. Психологу принадлежит инициатива в проведении беседы, он определяет тематику и задает первые вопросы. Респондент обычно отвечает на них. Асимметричность общения в этой ситуации может снизить доверительность беседы. Респондент начинает «закрываться», намеренно искажать сообщаемые им сведения, упрощать и схематизировать ответы вплоть до односложных высказываний типа «да-нет».

Управляемая беседа не всегда эффективна. Иногда более продуктивна неуправляемая форма беседы. Здесь инициатива переходит к респонденту, а беседа может принимать характер исповеди. Такой вариант беседы типичен для психотерапевтической и консультативной практики, когда клиенту необходимо «выговориться». В этом случае особое значение приобретает такая специфическая способность психолога, как умение слушать.

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

1) Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

А) Выяснение (использование уточняющих вопросов)

Б) Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)

В) Словесное отражение психологом чувств респондента

Г) Резюмирование

2) Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Добрый разговор | Психология

7 минут на чтение.

Интервью: декабрь 2018 г.

Кто больше всего повлиял на вас?

Синтия Джерманотта: Моя мама — самый добрый человек, которого я знаю, несмотря на то, что у нее было очень трудное взросление. Она принесла много жертв в раннем возрасте. И она пожертвовала многим из того, что наши дети считают само собой разумеющимся, например, надлежащим образованием, хорошим жильем и деньгами.Она была бедной. Тем не менее, каким-то образом она нашла путь стойкости, силы и доброты.

Мы могли получать одежду только два раза в год, но это было большим событием. Она следила за тем, чтобы мы были одеты должным образом, чтобы мы питались три раза в день, чтобы мы были счастливыми детьми. Она была очень добра. Она действительно была для меня образцом для подражания.

Как вы думаете, доброта для нас естественна?

Да. Когда вы думаете об этом, акт доброты очень прост. У нас, людей, есть врожденное качество быть добрым, если мы просто задействуем это.

Я заметил, что вы часто говорите о доброте и душевном здоровье в одном предложении. Ты можешь сказать мне, почему?

Это от моей дочери. Из-за ее собственного негативного опыта и борьбы с психическим здоровьем она хотела, чтобы молодые люди были лучше подготовлены к тому, чтобы справляться с собственными проблемами.

Не могли бы вы рассказать мне о какой-то работе, которую вы выполняете с психическим здоровьем?

Есть еще много клейма. Одна из вещей, которые мы пытаемся сделать с Фондом Born This Way, — это избавиться от этой стигмы, сломать ее.[Мы] работаем с молодыми людьми над тем, как вести здоровый разговор о психическом здоровье, и что можно говорить об этом, чувствовать себя подавленным. Это человеческое чувство. Мы должны это признать.

В каком-то смысле вы пытаетесь больше поговорить о психическом здоровье?

Да. Мы помогаем им научиться говорить об этом. Будь то предоставление ресурсов для них и их сообществ, начало семейных разговоров за семейными обедами. Есть много способов признать, что им есть о чем поговорить.

Это разговор, который мы все должны вести?

Да. Я так считаю. Мы называем это невидимой болезнью. Моя дочь говорит: «То, что вы этого не видите, не означает, что его не существует». И это так. Это очень реально. Я бы хотел, чтобы люди говорили об этом так же, как они говорят о простуде.

Как вы думаете, это особенно важно для молодежи?

Да. Молодым людям сложно об этом говорить. В ходе нашего исследования мы выяснили, что они хотят поговорить об этом и получить помощь, но не знают, куда обращаться.Они не знают, что это за помощь, и вряд ли будут говорить об этом со своими родителями. Наше исследование показывает, что они с большей вероятностью пойдут к партнеру и будут разговаривать, . Однако сверстник, если вам 13/14 лет, может только очень сильно помочь.

Какие подходы вы используете?

Нам всем нужно то, что мы называем «кем-то, к кому можно обратиться», и мы хотим, чтобы у каждого в жизни было к кому обратиться, но чтобы идентифицировать этого человека сейчас и действовать в этом направлении. Вы ведь знаете, кто ваш врач? И ты пойдешь к этому человеку.Но если что-то случится эмоционально, к кому бы вы обратились?

Мы призываем всех опознать этого человека и принять меры предосторожности. Знаете, к кому бы вы обратились во время кризиса? Это часть нашей работы. Это часть кампании, над которой мы работаем.

Правда ли, что фонд Born This Way отправляется в тур с вашей дочерью?

Да, мы беремся за ее гастроли, чего она хотела с самого начала.

Не могли бы вы рассказать мне о некоторых работах, которые вы делаете в турне?

В Техасе недавно прошел ураган.Мы были в Хьюстоне, и это был день шоу моей дочери. Один из наших партнеров, Team Rubicon, — это бывшие специалисты, которые помогают при стихийных бедствиях во время кризиса. Мы пошли в дом женщины, который был полностью разрушен, но она все еще жила в нем. Ее зовут Памела.

Она была там, на крыльце, не ела, ее дом сильно пострадал от воды, там была плесень, и это было небезопасно для жизни. Мы провели день, снося ее дом, готовый к ремонту. Были я, моя дочь, члены ее команды, команда Rubicon, команда Born This Way Foundation.Это был необычный опыт. Моя дочь должна была пойти готовиться к выступлению в тот вечер.

Памела позже рассказывала нам, что она не осознавала, что есть люди, которые придут без единой мотивации, кроме желания помочь другому человеку. Иногда доброта помогает людям осознать, что всегда есть люди, готовые помочь. Доброта дает людям надежду, когда у них ее может и не быть.

Как вы реагируете, когда люди не очень добрые к вам?

Я очень ориентирован на результат и иногда могу стать нетерпеливым.Это то, на что мне нужно было обратить внимание. Вы просто инстинктивно реагируете на что-то, и я думаю, что именно эта импульсивность приносит людям неприятности. То, что я научился делать для себя, — это делать то, что я называю мысленным перерывом. Если меня что-то или что-то расстраивает, я стараюсь уйти от этого физически или мысленно.

Сколько раз вы хотите отреагировать и написать кому-нибудь электронное письмо? Я предлагаю написать это, но не отправлять, и, может быть, прочтите это на следующее утро.

Как вы думаете, насколько важно проявлять доброту к себе?

Думаю, это, наверное, самое главное. Доброта начинается прямо здесь [в сердце]. Синтия коснулась области моего сердца и своего собственного . Чтобы быть добрым к другому, нужно понимать, что такое доброта, и быть добрым к себе. Забота о себе так важна сейчас, как никогда, в условиях стремительного ритма жизни и стрессов. Я считаю, что доброту недооценивают; особенно когда дело касается самого себя.

Как вы применяете уход за собой на практике?

Я делаю вещи, которые переносят меня в другое место.Для меня это танец. Я начал танцевать, когда мне было 3 года. Я вернулся к этому. Я вернулся к балету. Моя страсть к этому уводит меня от повседневных дел. От этого мне становится легче. Еще люблю писать, думать, гулять. И самое главное для меня — это быть с друзьями и семьей и смеяться. Итак, я делаю это как акты ухода за собой .

Основное изображение: Getty

.

Психология хорошего разговора в чате

Чему нас может научить психология о хорошем разговоре в чате в службу поддержки клиентов? Оказывается, много.

Как я писал в книге «3 ошибки в чате, которые вы, вероятно, делаете», чат, как и вся служба поддержки клиентов, — это больше, чем просто быстро и точно отвечать на вопросы. Это могут сделать роботы и базы знаний. Ваша основная задача — показать клиентам, что вы очень постараетесь им помочь, потому что вам не все равно.

Чтобы узнать, что психология должна научить представителей службы поддержки живому чату, я просмотрел три недавних статьи Psychology Today, чтобы узнать, как психология может улучшить вашу поддержку в чате, и поговорил с представителями, чтобы получить реальные примеры успешных , и не очень успешные живые разговоры в чате.

Вот что я нашел:

Психология

Практикующий врач, психотерапевт и главный тренер доктор Расс Харрис описывает почти универсальную человеческую склонность ждать, чтобы почувствовать мотивацию, прежде чем предпринимать какие-либо действия, как «ловушку мотивации».

Но, как отмечает автор Рубин Ходдам, «пока вы ждете мотивации, мотивация ждет вас».

Ловушка мотивации — это повод оставаться на месте, и она не дает вам полностью раскрыть свой потенциал.

Как выйти из ловушки мотивации? Это просто: все равно что-нибудь сделайте. Психологи обнаружили, что когда вы проявляете инициативу, независимо от того, как вы себя чувствуете, когда вы, по сути, заставляете себя действовать, чувство мотивации на самом деле будет следовать за вашим поведением.

Приложение живого чата

Так как же применить эту концепцию к живому чату? Активно обращайтесь к посетителям веб-сайта и предлагайте им пообщаться, а не ждать, пока они к вам придут.Полезно иметь программное обеспечение для живого чата, которое не взимает плату в зависимости от количества разговоров. Например, цена Olark предполагает неограниченное количество чатов.

Программное обеспечение для чата в реальном времени Основатель и генеральный директор Comm100 Кевин Гао рекомендует определить, какие страницы могут наиболее эффективно использовать более высокий коэффициент конверсии, и протестировать автоматическое повышение виджета чата, чтобы предложить помощь. Подождите, пока посетитель будет на странице дольше 30–60 секунд, чтобы не прерывать его.

«Клиенты не всегда начинают беседу в чате», — пишет Гао.«Таким образом, вам нужно будет заранее определить людей, которым может понадобиться помощь, и затем поднять с ними окно чата. Клиенты могут отказаться от предложения пообщаться в чате, но это неплохо. Фактически, простого предложения поболтать достаточно, чтобы выразить чувство доброй воли ».

Вы также можете активно предлагать решения.

Например, Джордан Видра, член команды по работе с клиентами Homage, разговаривал с клиенткой по имени Кэти, которая заказала у компании футболку с ограниченным тиражом «День отца».«Ошибки иногда случаются, когда дело касается самореализации. К сожалению, ей прислали не ту футболку, — говорит Видра.

Кэти просто указала на проблему, не предлагая каких-либо исправлений или решений, поэтому Джордан заранее предложил прислать правильную футболку и предоплаченный способ возврата. Кэти понравилось это решение.

Психология

Беспокойство часто обвиняют во всем: от плохой работы до плохого здоровья. Но согласно новым исследованиям, тревога — это не все плохо.На самом деле, если вы обуздаете свое беспокойство, это действительно может улучшить вашу производительность.

В частности, согласно исследованию, опубликованному в «Журнале индивидуальных различий» ранее в этом году, люди, которым удается рассматривать стрессовую ситуацию как вызов, а не как угрозу, на самом деле получают энергию от своего беспокойства.

Приложение живого чата

Если вы нервничаете, когда с вами разговаривают незнакомцы, или когда они задают вам сложные вопросы или расстраиваются, вы, вероятно, не собираетесь долго общаться в чате со службой поддержки клиентов.Но даже у самых крутых огурцов из службы поддержки иногда возникает ощущение потных ладоней.

Вот несколько советов по использованию вашей тревожной энергии в сценарии живого чата:

Не делайте вид, что вы не беспокоитесь, и не преуменьшайте то, что вы чувствуете. Вместо этого примите, примите и признайте свои эмоции. Отрицание своих чувств «убедит вас в том, что тревога — это плохо, и ее переживание навредит вам», — говорит Эми Морин в Psychology Today.

  • Но пусть это не мешает вам действовать

Когда клиент злится или расстраивается, естественно захотеть завершить беседу, либо дав ответ, передав клиента другому представителю, либо просто завершив беседу.Не поддавайтесь искушению. Вместо этого признайте, что вы чувствуете, но затем помните, что беспокойство не обязательно приведет к неудаче. Фактически, это может стать основой ваших следующих действий.

«Вы все еще можете добиться успеха, когда нервничаете. Развитие умственной силы — это не постоянное спокойствие. Вместо этого речь идет о чувстве беспокойства и в любом случае о действиях. Работая продуктивно, даже когда вы беспокоитесь, вы сможете развить уверенность в своей способности справляться с дискомфортом », — говорит Морен.

Успешные люди действуют, даже когда им не хочется.

Например, Шелли Уивер, лояльность клиентов в Tuft & Needle, говорит, что они предпринимают одно действие — они пытаются войти в каждый чат, предполагая положительное намерение. «Когда клиент входит в чат со скептицизмом и / или разочарованием, мы пытаемся сопереживать его ситуации, признавать его озабоченность и гуманизировать взаимодействие в чате», — говорит Уивер.

  • Управляйте уровнем тревожности

Тот факт, что беспокойство может помочь вам зарядиться энергией, не означает, что вы хотите чувствовать его больше, чем необходимо.Чтобы уменьшить ненужное беспокойство, постарайтесь как можно меньше неуверенности в своей работе. Рассмотрим сценарий, к которому можно будет вернуться, когда что-то уйдет. Также убедитесь, что у вас есть доступ к обширной базе знаний, чтобы вам не приходилось тратить время на поиски ответов.

Знаете ли вы, как правильно обращаться с разгневанным покупателем?

«Если разговор по-прежнему идет в негативном направлении, мы поощряем клиента связаться с нами по телефону», — говорит Уивер. «Несмотря на то, что мы в состоянии изменить большинство негативных чатов, есть случаи, когда отключение разговора в автономном режиме лучше всего для решения проблемы.”

Осведомленность о передовых методах работы и их обучение устраняют некоторые догадки и сопутствующее беспокойство из вашей повседневной работы. Поэтому, когда что-то идет не так, вы знаете, как с этим справиться, вместо того, чтобы беспокоиться о том, правильно ли вы звоните в данный момент.

Психология

Что ж, не нужно слишком сильно растягивать, чтобы применить к живому чату. «Вам нужна несколько гибкая стратегия, чтобы справляться с надоедливыми людьми», — говорит Майкл Карсон.D., J.D.

Итак, каковы ваши восемь основных вариантов?

  • Борьба
  • Fly
  • Заморозить
  • Сдача
  • Держитесь земли
  • Стратегия
  • Мета-связь
  • Самоотражение

Приложение живого чата

Хорошо, так насколько хорошо они работают в живом чате? Что ж, вы, вероятно, не хотите драться, летать или замерзать. Ссора с клиентами, прекращение разговора и игнорирование клиентов ни к чему не приведут, кроме увольнения.

Капитуляция часто может быть полезной тактикой. Я бы посоветовал вступать в беседу готовым и готовым на все, чтобы перевернуть хмурый взгляд покупателя, если это будет стоить меньше, чем их замена. Помните, что стоимость потерянного клиента складывается из его среднего ежемесячного постоянного дохода плюс ваша цена за приобретение.

Однако, если заказчик ведет себя неразумно и не может быть удовлетворен за меньшую, чем стоимость его замены, вам, возможно, придется стоять на своем и не уступать требованиям клиента.По словам Карсона, агент, который успешно удерживает свои позиции, «настаивает на том, чтобы его не раздражали, не отступать и не уклоняться, короче говоря, заниматься своими делами».

Мета-коммуникация пытается полностью понять не только запрос другого человека, но и его конечную цель в выполнении. «Осознание того, что именно нужно клиенту, является огромным фактором в успешном изменении взаимодействия, — говорит Уивер. «Мы всегда хотим, чтобы наши клиенты чувствовали себя ценными и услышанными, независимо от того, через какой канал они обращаются.”

Саморефлексия также является ключом к успешному обслуживанию клиентов. Например, с Кэти Видра признал ошибку на своей стороне, прежде чем предпринять какие-либо другие действия. Он даже пошутил, что эти две футболки разные.

Кэти: Он получил рубашку с надписью «Columbus Recreation and Parks» вместо футболки с надписью «Я отдыхаю глазами».

Джордан: Хм, действительно странно, они даже не близко друг к другу, ха-ха!

Это помогло Кэти почувствовать себя услышанной. Ближе к концу разговора Кэти сказала: «Ты лучший, спасибо!»

Заключение

Самый большой вывод из этих трех статей Psychology Today состоит в том, что для того, чтобы добиться успеха в поддержке в чате и в жизни, не обязательно чувствовать себя спокойным или мотивированным.Скорее, ключ в том, чтобы научиться проявлять инициативу, даже если вы не хотите действовать.

Какой был ваш главный вывод? Дай мне знать в комментариях.

И не забывайте, что еще один ключ к успеху в чате обслуживания клиентов — это инструменты, которые помогут вам добиться успеха. Например, позволяет ли ваша технология поднять окно чата через 60 секунд? Просмотрите наш каталог программного обеспечения для чата, чтобы сравнить свои варианты и прочитать отзывы, если вы ищете новое программное обеспечение.

А затем ознакомьтесь с другими моими сообщениями об успешном обслуживании клиентов, в том числе:

7 смешных разговоров с клиентами в реальной жизни

5 советов по найму лучших сотрудников службы поддержки клиентов

.

Как улучшить разговор

В своей книге Blamestorming , писатель и тренер Роб Кендалл решает классические разговорные тупики:

  • Клубок, где перекрещенные провода приводят к путанице
  • Большой аргумент, , где c превращается в строку
  • Плохое место, , где застревают
  • The Lock Down, , где сдерживаются чувства, делаются отрицательные выводы и разговоры прекращаются.

Это предупреждающие знаки, на которые следует обратить внимание, — говорит Кендалл…

  • Виновный штурм: , когда разговор превращается в критику . Вы говорите самодовольно? Ищите такие выражения, как «ты всегда».
  • Dominatricks: кто-то пытается доминировать в разговоре. Вы заканчиваете предложения друг друга и не учитываете мнения других? Ощущается ли в разговоре конкуренция?
  • Смешанные сообщения: один из вас делает неправильные предположения и делает неточные выводы.

Шаги, чтобы избежать ряда:

  • Осознайте, что у вас есть выбор на каждом этапе разговора. Как правило, разговор обостряется, когда вы защищаете предполагаемую атаку («но вы…»).
  • Если у кого-то есть проблема, слушайте, не перебивая, пока они не закончат, даже если вы не согласны, и даже если это займет некоторое время.
  • Признавайте чувства другого человека, сопереживайте.
  • Если вы озадачены направлением разговора, постарайтесь подвести итог, чтобы убедиться, что все понимают одинаково.

Хорошего разговора:

  • На самом деле слушай , не готовься просто говорить.
  • Решите, о чем вы будете говорить, например, о том, чтобы иметь открытые и честные отношения. Обратите внимание на свои мысли и чувства, но вместо этого основывайте то, что вы говорите, на ценностях.
  • Хватит решать проблемы людей. Дайте человеку возможность обсудить, что с ним происходит, и давать советы только тогда, когда его приглашают.
  • Стремитесь к ясности.
  • Спросите, что нужно людям, и скажите, что вам нужно.

Виновный штурм: почему разговоры идут не так, и как их исправить Роб Кендалл (Watkins Publishing, £ 8,99)

Больше вдохновения:

См. Редактор психологии Сьюзи Гривз интервью психолога и писателя Сары Розентхулер о том, как слушать, чтобы мы действительно слышали и разговаривали, чтобы нас действительно слышали в LifeLabs

Фотография: Gallerystock

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.