Ассоциативная психология это: Ассоциативная психология . Что такое «Ассоциативная психология «? Понятие и определение термина «Ассоциативная психология » – Глоссарий

Содержание

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?


различные по своей научно-идейной сущности психологич. направления, использующие понятие ассоциации в качестве гл. объяснит. принципа. Идея о том, что существуют закономерные сочетания психич. явлений и что эти сочетания имеют определ. телесные (физиология.) предпосылки, зародилась уже у Аристотеля («О душе»). Однако лишь в новое время в связи с распространением материалистич. методологии на изучение психич. деятельности эта идея становится науч. доктриной, положившей начало А. п. Первые попытки наметить такую доктрину содержатся в работах Декарта (его физиологич. соч.), Спинозы и Гоббса. По Гоббсу, порядок, в каком представления сменяют друг друга, отражает последовательность ощущений. Эта последовательность, в свою очередь, детерминирована изменениями в организме, вызванными воздействиями на него физич. тел, и поэтому течение всех психич. процессов определяется материальными причинами. Гоббс разделил «цепи мыслей» на две категории: причудливые, развёртывающиеся без плана и намерения, и регулируемые определ. целью. Тем самым была выдвинута задача, над к-рой бились психологи впоследствии: требовалось объяснить на основе понятия об ассоциации закономерный, упорядоченный характер процесса мысли. В отличие от Гоббса, применившего материалистич. представление о необходимой связи явлений ко всей области сознания, Локк назвал новым в филос. лексиконе термином «ассоциация идей» только те связи, к-рые обусловлены случаем или привычкой (Дж. Локк, Опыт о человеческом разуме, 1690, рус. пер. 1898). Локк видел в ассоциации помеху для правильного мышления и считал образование новых сложных идей продуктом рефлексии как особой способности познания. Учению о зависимости порядка и сочетаний психич. фактов от материальных причин (эта зависимость понималась первоначально с позиций механистич. мировоззрения) идеализм противопоставил концепцию, согласно к-рой как компоненты ассоциации, так и она сама представляют собой первичные психич. феномены, из совокупности к-рых строится якобы не только вся психич. жизнь, но и внешняя реальность. Такой взгляд, отрицательно влиявший на развитие науч. познания психики, защищали Беркли, Юм и их последователи.
Расцвет материалистич. направления А. п. в 18 в. выразился в продолжившем линию Гоббса учении Гартли, основанном на принципе тесной связи психич. деятельности с нервной (последнюю Гартли, в силу ограниченности физиологич. знаний, понимал как процесс вибрации). Будучи механистич. материалистом, Гартли не смог правильно разрешить проблему причинной обусловленности психич. явлений и придерживался мнения о том, что они соединяются параллельно нервным процессам. Но, в отличие от др. сторонников психофизического параллелизм, Гартли признавал первичным – воздействие внешнего мира и производным – связи в сфере психического. Гартли отбросил локковскую рефлексию как самостоят. источник идей и выводил все стороны психич. деятельности, включая абстрактное мышление и волю, из общих законов ассоциации. Важным нововведением явилось включение в ассоциативный процесс (наряду с психич. явлениями) мышечных движений. Теория Гартли оказала значит. влияние не только на психологию, но и на мн. др. области знания – этику, эстетику, биологию, логику, педагогику. С пропагандой идей А. п. выступили Пристли, Бонне, Эразм Дарвин и др. Благодаря Гартли ассоциативное понимание психики стало синонимом материалистического.
Идеалисты направляют свои усилия на разделение этих понятий и доказательство независимости А. п. от материализма. Они отрицают необходимую связь психич. явлений с физиологическими и стремятся выхолостить из установл. А. п. фактов и зависимостей их детерминистич. смысл. В Англии Браун употреблял вместо термина «ассоциация» заимствованный у Беркли термин «суггестия», под к-рым понималась простая последовательность состояний сознания: одно чувствование вызывает другое, прежде Философский с ним, без того, чтобы была к.-л. необходимость в этой связи (Т. М. Brown, Lectures on the philosophy of the human mind, 1820).
Англ. философ-идеалист Гамильтон заменял ассоциацию принципом «рединтеграции» (целое состояние сознания восстанавливается при появлении одного из его компонентов). Своеобразное преломление получила идеалистич. А. п. в Германии, где Гербарт выдвинул теорию, объяснявшую возникновение и развитие психич. процессов «статикой и динамикой» представлений как первичных атомов сознания.
К сер. 19 в. наиболее видными представителями А. п. были Милль и Бэн. Первый, стремясь преодолеть крайний механицизм (психологический «атомизм») А. п. своего отца Дж. Милля, предложил концепцию «ментальной химии». Согласно этой концепции образцом для понимания психич. явлений должны служить принципы не механики, а химии, показавшей, что при слиянии первичных элементов возникают соединения, обладающие новым качеством. Также и элементарные психич. состояния (ощущения), образуя более сложные психич. продукты, могут изменяться до неузнаваемости. Бэн, отклонив «ментальную химию», ввел принцип «конструктивной имажинации», согласно к-рому ум способен создавать новые комбинации образов, отличные от встречавшихся в прежнем опыте (A. Bain, The senses and the intellect, 1855).
С развитием эволюц. теории предпринимались попытки перестроить А. п. на основе новых биологич. представлений (Спенсер). Но ни Милль, ни Спенсер не смогли вывести А. п. из кризиса, т.к. придерживались ложного интроспекционистского взгляда на сознание и законы, к-рым оно подчинено. В новой эксперимент. психологии, выделившейся в 70–80-х гг. 19 в. в самостоят. науч. дисциплину, по отношению к принципам А. п. наметились две линии. Вундт, уделивший много внимания эксперимент. изучению ассоциации, подчинял ее особому синтетич. акту сознания – апперцепции. Др. исследователи (Эббингауз, Гальтон), напротив, видели в ассоциации первичный и универсальный психич. факт. В целом идеи А. п., несомненно, способствовали прогрессу опытных исследований в области психологии восприятия, памяти, воображения, мышления. Особенно ценными являлись работы Эббингауза (H. Ebbinghaus, Über die Gedächtnis. Untersuchungen zur experimentellen Psychologie, 1885), показавшие зависимость ассоциаций от числа повторений материала, времени его воспроизведения и т. д. Вместе с тем в ходе экспериментов обнаружилась ограниченность принципов А. п., ставших вскоре объектом критики со стороны различных идеалистич. школ (в особенности т.н. гештальтпсихологии). При этом под ударом оказались не только уязвимые стороны А. п. (игнорирование системного характера психич. деятельности и качеств. различий в формах ее проявления и уровнях развития), но и прогрессивные установки ее материалистич. крыла, утверждавшего закономерный характер возникновения и связи психич. актов и их обусловленность нервными процессами.
Циген, сторонник А. п., взгляды которого подвергнуты критике Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме», придерживаясь махистской методологии, защищал изжившие себя механистич. схемы А. п., отбрасывая ее былые достижения. К началу 20 в. традиционная А. п., пронизанная механицизмом и идеализмом, потерпела крах, но мн. ее выводы унаследовал бихевиоризм. Развив материалистич. и детерминистич. трактовку понятия ассоциации, Сеченов и Павлов выдвинули новую систему воззрений на ассоциативный процесс, положенную сов. психологией в основу изучения закономерностей психич. деятельности (см. Ассоциация).
Лит.: Гоббс Т., Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского, [М.], 1936; Беркли Г., Трактат о началах человеческого знания, СПБ, 1905; Юм Д., Трактат о человеческом уме, пер. с англ., т. 1, Юрьев, 1916; Милль Д ж. С., Обзор философии сэра Вильямса Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях, пер. с англ., СПБ, 1869; Спенсер Г., Основания психологии, пер. с англ., т. 1–2, СПБ, 1897–98; Hartley D. M., Observation on man, his frame, his duty and his expectations, 6 ed., v. 1–2, L., 1834; Brown T. M., Lectures on the philosophy of the human mind, v. 1–4, 21 ed., L., 1870; Mill J., Analysis of the phenomena of the human mind, v. 1–2, L., 1878; Bain Α., The senses and the intellect, 4 ed., L.. 1894; Warren H., A history of the association psychology, L., 1921; Ferri L., La psychologie de l’association depuis Hobbes jusqu’á nos jours, P. , 1883.

M. Ярошевский. Куляб.


Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

Зарождение и развитие ассоциативной психологии

Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоциапизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественнонаучную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

Джордж Беркли (1685-1753 гг.) положил в основу своей концепции положения Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внешним миром, Беркли во главу угла поставил понятие о внутреннем опыте, став родоначальником крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь. Его формула познания гласила: «Быть значит быть в восприятии», т.е. то, что люди принимают как независимые от сознания вещи, есть не что иное, как комплекс их внутренних ощущений (по терминологии Беркли, «идей»), которые никак не отражают состояние внешнего мира. Пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза — пропадает не только ощущение, но и объект.

Психологии восприятия Беркли посвятил трактат «Новая теория зрения» (1709). В нем он использовал принцип ассоциации, чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Отношения между осязательными и зрительными ощущениями рассмотрены и в другой работе Беркли — «Принципы человеческого познания» (1710).

Давид Юм (1711 -1776 гг.). В работах «Трактат о человеческой природе» (1734-1737) и «Исследования о человеческом разумении» (1748) устраняется противопоставление объекта и субъекта, так как объект — комплекс восприятий, а субъект- процесс восприятия. Разница между этими разными группами восприятий лишь в их комбинациях, но не в происхождении. Источником знаний являются переживания человека, которые подразделяются им на впечатления и представления (или идеи).

Беркли и Юм, разрабатывая законы ассоциаций и связывая их с особенностями психики человека, все же рассматривали эти законы как частный случай своей концепции. Основателем же ассоциативной психологии, которая просуществовала как единственное собственно психологическое направление до начала XX в., по праву считается Давид Гартли (1705-1757 гг.).

В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона.

Учение об ассоциации Гартли, изложенное им в его книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. В структуре психики человека Гартли выделил два круга -большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т. е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Таким образом, Гартли, по сути, создал в психологии свою, вторую после Декарта, теорию рефлекса. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращение и движение тела. Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, процессов познания и обучения.

Гартли расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного.

Психика, по Гартли, состоит из нескольких основных элементов — ощущений, которые являются вибрацией органов чувств, представлений (вибрацией следов в белом веществе в отсутствие реального объекта) и чувств, отражающих силу вибрации. Гартли объяснял формирование самых сложных психических процессов, в том числе мышления и воли. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя мышление к процессу образования понятий), а в основе воли — ассоциация слова и движения.

Исходя из идеи о прижизненном формировании психики, Гартли полагал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны.

ассоциативная психология

5

Английская
ассоциативная психология 19 века

Томас Браун
(1778-1820)

Поскольку уже сам
термин «ассоциация» тесно сопрягался
с представлениями о том, что связь идей
обусловлена связью нервных элементов
в организме, шотландский философ Томас
Браун предложил взамен термина
«ассоциация» термин «суггестия»
(внушение).

Ассоциация
простейшие связи между наличным ощущением
и предшествующими обстоятельствами
(например, вид человека вызывает в памяти
его имя и т.п.).

Суггестия
это ситуация когда одна идея внушает
другую, но не произвольно, а по определенным
законам.

Разделил эти законы
на:

первичные:

– по смежности;

– сходству;

– контрасту.

вторичные (их
девять):

– законы частоты;

– новизны;

– силы первичного
ощущения;

– длительности;


природные
способности индивида,

– состояния его
здоровья.

То есть, ввел
вторичные законы ассоциаций
, т.е.
учение о дополнительных факторах,
объясняющих возникновение в данный
момент той или иной ассоциации из многих
других.

Чем чаще осознаются
психические образы, чем они необычнее,
чем более сильные эмоции они вызывают
и т.д., тем больше шансов на то, что
появление одного из них приведет за
собой другие.

В условиях, когда
усилились нападки на материализм, Браун
отрывает душевные явления от их
материальной основы, от мозга. Только
ощущения рассматриваются им в их
отношении к мозгу и к окружающему миру,
это составляет предмет физиологического
учения о духе.
И ставит своей задачей
исследование их как подчиненных
собственным, чисто внутренним законам,
которые открываются только в самонаблюдении,
составляют предмет исследования
философии духа.

Единственным
методом исследования духа, по Брауну,
является самонаблюдение. В отличие
от анализа в других науках, которые
имеют дело с веществом, анализ в отношении
духа не может дать реального расчленения
психических явлений.

Идеализм сочетается
у Брауна с механицизмом в объяснении
душевных явлений и проявляется в том,
что всякое сложное психическое явление
он сводит к сумме составляющих его более
простых.

Идеи
ассоцианизма получили наивысшую
популярность в Англии, где лидерами
этого направления выступили отец и сын
Милли.

Джеймс Милль
(1773-1836)

Английский историк
и экономист.

Вернулся к
представлению о том, что сознание – это
своего рода психическая машина, работа
которой совершается строго закономерно
по законам ассоциации, не имеющего
никакого отношения к устройству
организма.

Всякий опыт состоит,
в конечном счете, из простейших элементов
(ощущений), образующих идеи (сперва
простые, затем все более сложные). Никаких
врожденных идей или суггестий не
существует.

Джон Стюарт
Милль
:
ментальная химия
.

Сын Джеймса – Джон
Стюарт Милль (1806-1873) являлся в ту эпоху
властителем дум не только в Англии, но
и в континентальной Европе, а также в
России.

Его труды по логике,
этике и другим наукам пользовались
большой популярностью. Если для его
отца образцом точного знания являлась
механика, то сын находился под влиянием
успешно развивавшейся в тот период
химии.

Он стал говорить
о «ментальной
(психической) химии»
,
т.е. в человеческом сознании происходит
нечто подобное тому, что химик наблюдает
в своей колбе при смешении различных
элементов, а именно – появляется новый
продукт.

«Психическая
химия»

объясняла, почему многие ощущения,
например звук скрипки или вкус апельсина
(который является в действительности
в значительной мере запахом), воспринимаются
в виде простых и единых, хотя они
обусловлены сложными стимулами, подобно
тому, как вода представляется простой
и единой, хотя она состоит из кислорода
и водорода. Это воззрение существенно
повлияло на программу работы первых
психологических лабораторий.
Предполагалось, что путем экспериментального
анализа удастся вычленить «атомы»
сознания
и
получить в психологии нечто подобное
Менделеевской
таблице.

Постулат,
согласно которому главная задача
психологии

– изучать законы возникновения и
ассоциации идей как элементов сознания,
на несколько десятилетий стал ее основой
как самостоятельной науки.

Принимая за исходное
начало всех порождений человеческой
культуры работу индивидуального
сознания, Д. С. Милль основал направление,
которое получило имя психологизма.
Экономика, политика, мораль, право,
воспитание рассматривались в качестве
эффектов действия психологических
законов. Ассоциация трактовалась как
ключ ко всем человеческим феноменам и
проблемам.

Однако наибольшее
влияние на психологию оказала не идея
Милля о «ментальной химии», а его
«Логика»,
первое же издание которой (1843) принесло
автору всеевропейскую славу. Это
произведение расценивается как одно
из наиболее значительных явлений
философской мысли XIX века в силу того,
что выдвинуло на первый план проблемы
методологии научного исследования.

«Если
историк науки в девятнадцатом столетии
должен был бы назвать философский труд,
который в середине этого столетия и
вскоре после этого имел влияние, он
несомненно отдал бы пальму первенства
«Логике» Милля. Этот труд… был впервые
рекомендован Либихом немецкому ученому
миру, в то время мало интересовавшемуся
философией, и к нему часто обращались,
когда приходилось обсуждать философские
вопросы. Так, работы Гельмгольца решающим
образом развивались под знаком миллевской
логики».

Аргументация Милля
сводилась к двум
тезисам
:

а) имеются законы
ума, отличающиеся от законов материи,
но сходные с ними в отношении однообразия,
повторяемости, необходимости следования
одного явления за другим;

б) эти законы могут
быть открыты с помощью опытных методов
– наблюдения и эксперимента. Ставя
вопрос о создании особой эмпирической
«науки об уме», Д.С.Милль отражал назревшую
историческую потребность.

Немецкая
эмпирическая психология 19 века

Иоганн-Фридрих
Гербарт
(1776-1841)

В теории немецкого
психолога и педагога И. Ф. Гербарта
соединились основные принципы ассоцианизма
с традиционными подходами немецкой
психологии – идеей апперцепции,
активности души, роли бессознательного.

Гербарт исходил
из того, что:

– наш внутренний
мир весьма относительно связан с миром
внешним, поэтому говорить об отражении,
особенно отражении адекватном, передающем
основные свойства окружающих вещей,
невозможно.

– для того чтобы
уйти от обсуждения вопроса о степени
адекватности и точности отражения,
вопроса, который служил своего рода
водоразделом между разными направлениями
в теории познания, Гербарт заменяет
термин «ощущение»
на термин «представление»,
подчеркивая тем самым отгороженность
внутреннего мира от внешнего.

Говоря об ассоциации
представлений, Гербарт приходил к
выводу, что представления не являются
пассивными элементами в душе человека,
но обладают собственным зарядом,
активностью, которая определяет их
положение в сфере психического.

Для Гербарта
сохранение психологии как науки о душе
было важным постулатом его концепции
психического, так как душа в его понимании
является центром, в котором хранятся и
перерабатываются знания и который
является источником человеческой
личности.

Развивая теорию
Лейбница
о
структуре души, Гербарт писал, что в ней
можно выделить три слоя:

– апперцепцию –
область ясного и отчетливого сознания;

– перцепцию –
область смутного сознания;

– бессознательное.

Таким образом, и
для Гербарта область души была шире,
чем область сознания, и большое значение
для него, как и для Лейбница, имело
бессознательное.

Гербарт также
вводит понятие «апперцептивной
массы»
,
содержанием которой является индивидуальный
опыт человека. Апперцептивная масса
формируется в процессе жизни, а потому
зависит от способов воспитания и
обучения, выбранных взрослым. Однако
если в начале жизни содержание
апперцептивной массы определяется
внешними воздействиями, то впоследствии
она сама уже определяет особенности
восприятия окружающего мира, свойственные
данному человеку. Поэтому разные люди
по-разному воспринимают одни и те же
ситуации.

Огромное значение
для развития объективной психологии и
для проникновения в нее математических
способов обработки полученных данных
имела идея
Гербарта о
динамике
представлений
.

Каждое представление
обладает определенной силой, зарядом,
и таким образом ввел в психологию еще
один параметр – силу, добавив его к уже
существовавшему параметру – времени.
Наличие двух параметров силы и времени
– давало возможность применить к
исследованию психических процессов
математический аппарат, который придавал
объективность получаемым при исследовании
данным. Не меньшее значение введение
этого параметра имело и для исследования
порогов ощущений, которое впоследствии
было предпринято Фехнером.

С точки зрения
Гербарта, каждое представление стремится
попасть в центральную область души –
область сознания. Однако объем этой
области, как и области апперцепции,
небезграничен, и поэтому попасть туда
может только представление, обладающее
достаточной интенсивностью, т. е. такой
силой, которая может преодолеть порог,
отделяющий сознание от бессознательного.
Еще большей интенсивностью должно
обладать представление для того, чтобы
преодолеть порог апперцепции и попасть
в центр внимания человека, в область
отчетливого сознания.

Естественно, что
каждое сильное представление, попадая
в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся
там, но более слабое представление.
Отсюда Гербарт делает вывод, что между
противоположными представлениями
существуют отношения конфликта,
вытеснения.

Однако, есть и
сходные
представления
,
которые могут соединяться или даже
сливаться в одно. В том случае, если в
области сознания человека уже находится
сходное представление, новому знанию
не надо обладать очень высокой
интенсивностью, так как оно сливается
со старым и таким образом попадает в
сознание. Более того, если в области
смутного сознания или бессознательного
расположены некоторые представления,
к которым добавляются даже и не очень
сильные, но сходные новые представления,
сливаясь, они могут получить достаточную
интенсивность для перехода из
бессознательной
части
души
в сознание.

Эта концепция
Гербарта, которую он назвал «теорией
статики и динамики представлений»,
сыграла большую роль и в теории обучения.
Гербарт выдвинул идею о четырех
принципах обучения
,
которые должны учитываться при разработке
новых методов и обучающих программ.

Он говорил о
необходимости ясности, ассоциаций,
системы и метода. С его точки зрения,
методика обучения должна строиться
так, чтобы новое знание сразу же попадало
в центр внимания человека, для чего оно
должно или быть достаточно привлекательным,
или соединяться с другими, имеющимися
уже у субъекта знаниями. В любом случае
новое знание сохранится только в том
случае, если оно входит в систему с
другими, уже имеющимися знаниями.
Механизмом такого соединения понятий
являются классические законы ассоциаций.

Теория Гербарта,
в которой появились новые и актуальные
для психологии идеи о динамике
представлений, их связях и конфликтах,
их расположении в душе человека, была
одной из самых распространенных и
значимых психологических теорий в XIX
веке. Она сыграла большую роль и в
дальнейшем развитии психологии.

Исторически
оценивая итоги развития ассоцианистической
психологии
в целом, необходимо иметь
в виду следующее.

1. Отстаивая
эмпирический подход к пониманию психики,
ассоцианизм защищает идею опытного
происхождения индивидуального сознания
и безграничной воспитуемости человека.
Такая позиция прогрессивна, она создает
научную базу для педагогики, открывая
широкие перспективы для разработки
путей обучения и воспитания.

2. В рамках
материалистического направления
ассоцианизма, начиная с Гартли, возникла
задача изучения материальных основ
психики, решение которой стало одним
из магистральных путей в психологии. В
ассоцианизме дано детальное описание
как самого факта ассоциации, так и
принципов (законов) образования
ассоциаций, выявлены условия образования
и сохранения ассоциаций. Эти данные
повлияли на понимание научения, процесса
приобретения знаний, особенно в период
экспериментального развития ассоцианизма.
Ассоциативная психология имеет и
прикладное значение. Ассоциативный
эксперимент в различных вариантах нашел
широкое применение в клинике (Р. Зоммер,
Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг и др.). В
педагогике используются данные о роли
повторения, о способах заучивания и др.

3.
Вместе с тем, несмотря на серьезные и
неоспоримые достижения, ассоцианизм,
развиваясь, все более обнаруживал свою
теоретическую несостоятельность. Это
направление было замкнуто в сознании
и не открывало путей для его объективного
исследования. «Чистая
психология сознания»

– так называл английскую психологию
Эд. Гартман
в своей книге «Современная психология».
С.Л. Рубинштейн
проницательно замечал, что ассоциация
– это вообще не
механизм, а явление,

конечно, фундаментальное. Но как явление
оно само требует объяснения.

Ассоциативную
психологию отличает описательность,
она не имеет средств для объяснения
душевной жизни.

В ассоцианизме
оказались неразрешимыми такие центральные
проблемы психологии, как духовное
развитие человека, источники психической
активности и поведения, личность,
осмысленные продуктивные процессы
мышления.

В процессе работы
по преодолению трудностей ассоцианистической
теорий возникли новые направления. При
этом само явление ассоциации и понятие
о нем входит и в современную психологию.

Глава 1. Ассоциативная психология

Психологией, зародившейся во времена Локка, и был ассоцианизм. Впрочем, его усматривают уже у Декарта, но классическое время ассоциа­тивной психологии наступает в конце XVIII — начале XIX века, когда появ-

Основное- Море сознания- Слои философии- Слой 6

ляются труды Гартли и Джеймса Милля. Считается, что к середине XIX века выявились слабости теории ассоциаций, и стало ясно, что она не в состоянии объяснить психической жизни. И действительно, в трудах поздних ассоциани-стов, таких как Бэн, Спенсер, Циген ощущается некий пересмотр старых подходов.

Появились и противники ассоцианизма, утверждавшие, что в его рам­ках «невозможно было исчерпывающе объяснить творчество, проявление воли, человеческой активности, самосознания» (Дьяченко, Кандыбович, Психоло­гический словарь-справочник, с. 31).

Поэтому его и нужно было заменить на новую психологию. Мнение это настолько привилось, что никем из академических психологов не оспарива­ется, а неакадемические знают только свое и ассоциативной психологией просто не интересуются. Обычный психолог об Ассоциативной психологии знает. Как же! Нам же говорили о ней в курсе истории психологии. Но что знает? Только то, что она была, была неправа, да еще и запутала себя и всех остальных какими-то ассоциациями…

Мнение сообщества — очень действенная вещь, когда нужно предпи­сать поведение. Но может ли мнение заменить истину? Я противопоставлю ему два других мнения. Первое — мнение все того же Вильяма Джеймса, который сам был долгие годы одним из вождей психологии сознания, а потом, разочаровавшись в ней, ушел в живущее и поныне направление мысли — прагматизм. Его мнение таково: ассоциативная психология была очень действенной и, вероятно, превосходила в этом смысле последующую академическую психологию, которая ее заменила.

На это мнение Джеймса ссылается в 1906 году русский философ Вл. Иванов­ский, издавший тексты Ассоциативной психологии:

«С другой стороны, ассоцианистское воззрение на духовную жизнь, которое упрекают за то, что оно как бы механизирует психику, оказывается необычно плодотворным при практических применениях психологических теорий.

«Прямо изумительно,- говорит тот же Джеймс,- какую массу операций духа можем мы объяснить на основании принципов ассоциации «.

И далее, он — в практических видах слушавших его лекции учителей — самым решительным образом советует им приобрести привычку думать об уче­никах в терминах ассоциаций. ..

«Если, — говорит он, — вы будете думать о ваших учениках, как о малень­ких ассоциативных механизмах (как бы вы ни думали о них помимо этого), вы сами удивитесь тому, как глубоко вы будете в состоянии понять их душевную деятельность и как практичны будут результаты ваших педагогических уси­лий «» (Цит. по: Вл. Ивановский. От переводчика // Бен. Психология, с. V).

Это мнение, что называется, авторитетное. Джеймс знал и оба вида психологии и знал, что говорил. Второе мнение лично мое. У меня нет авто­ритета, поэтому я могу высказаться только от имени разума, поэтому я выс­казываю мнение-сомнение. Оно таково.

Конечно, можно посчитать, что к середине XIX века ассоциативная психология действительно исчерпала себя и не могла «исчерпывающе объяс-

Глава 2. Научная ассоциативная психология. Джеймс Миллъ

нить» ни творчество, ни самосознание. Но ведь их исчерпывающе не смогли объяснить и ни одна из последующих школ! И значит, в оценке ассоциатив­ной психологии вполне можно было ограничиться переводом ее в разряд одной из важнейших составных частей современной психологии, а отнюдь не полным отрицанием и забвением. Тут я сужу по тому, что ассоциативная психология не преподается ныне в университетах, а лишь упоминается в курсе истории психологии.

И я делаю предположение: ассоциативная психология, во-первых, от­рицалась сильнее, чем того заслуживала, и, во-вторых, она была заменена на новую психологию не по соображениям поиска истины, а по соображе­ниям политическим, как жертва войны детей против отцов. Что позволяет мне делать такое предположение?

А приглядитесь к трудам поздних ассоцианистов, а потом к работам тех, кто отрицал ассоциативную психологию, к примеру, работам Вундта, Брен-тано, Кюльпе, Эббингауза, и вы с удивлением обнаружите, что они в поис­ке нового говорят об одном и том же, будто соревнуются, кто быстрее добе­жит до финишной ленты и первым захватит пустующее святое место царя на горе. Сквозь все их работы прорывается рев возбужденной толпы научных пролетариев: наплюйте вы на Психологию, пока Физиология нервной сис­темы на подъеме, давайте захватим почетное место естественной Науки! Давайте, скорее применяйте неврологию к психологии, плевать на ассоциа­ции и как там в действительности все устроено и работает!

Мое мнение таково: ассоциативная психология — это психология, и действенная психология, которая прошла вполне определенный путь в по­нимании человека. Эта часть психологической науки должна быть восстанов­лена как одна из составных частей настоящей психологии. Восстановить же ее можно, очистив от физиологического ажиотажа перевозбужденные умы поздних ассоцианистов и психологов сознания.

Реферат: Что такое ассоциативная психология » Белая Калитва

Ассоциативная психология – одно из фундаментальных направлений мировой психологической мысли – пытается объяснить всю духовную жизнь, в том числе и наиболее глубокие мыслительные процессы и вытекающие их них произвольные движения, с помощью ассоциаций.
[sms]
Английская ассоциативная психология XVIII в. стала первой наукообразной формой психологии. Она отталкивалась от эмпиризма Гоббса и Локка. Идеалистическое направление в ней было представлено учениями Дж.Беркли (1685–1753) и Д.Юма (1711–1776). Эти английские мыслители утверждали, что связь между психическими элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной.

Естественнонаучное направление в ассоцианизме разрабатывал врач и священник Д. Гартли (1705 1757). Опираясь на принципы физики Ньютона, он пытался раскрыть физиологические механизмы душевных процессов. По Гартли, вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозгу и мышцах, а эти последние запечатлеваются в виде ощущений и их следов-идей.

Из ощущений, идей ощущений (идеаций), а также аффекций (удовольствия и неудовольствия) строится психический мир человека. Он складывается постепенно в результате усложнения первичных элементов посредством механизма ассоциации психических явлений в силу их смежности по времени и частоты повторений. Частые повторения сложных ощущений приводят к тому, что одного ощущения оказывается достаточно, чтобы восстановить всю цепь следов, оставленных в нервной системе другими ощущениями, прежде с ним связанными. Ведь ассоциации являются отражением нервных связей в мозгу. Когда в эту цепь включается новый раздражитель — слово, то зарождаются воля и мышление. Слово начинает замещать и вызывать по ассоциации те поступки, для возникновения которых прежде требовались прямые чувственные воздействия. Все сложные представления, явления памяти, суждения, произвольные движения, аффекты, воображение образуются на основе ассоциаций. Гартли, вслед за Локком, превратил механизм ассоциаций в универсальный и неотвратимый, как закон всемирного тяготения, принцип объяснения психической деятельности.

Приверженцем учения Гартли и его популяризатором был английский философ и естествоиспытатель Дж.Пристли (1733–1804). В большей мере, чем Гартли, он обосновывал ассоциативную психологию с помощью физиологии. Он рассматривал психологию как физику нервной системы, сводя представления и волевые решения к мозговым колебаниям.

Последующее развитие ассоцианизма связано с именами Дж.Ст.Милля (1806–1873) и Г.Спенсера (1820–1903). Эти мыслители пытались смягчить свойственный Гартли механистический взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения ощущений и представлений. Согласно учению Милля, психология устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Внешний мир есть постоянная возможность сходных ощущений. Милль отделил ассоциацию от ее телесного субстрата и представил ее в виде имманентного принципа сознания. Спенсер в своем эволюционном подходе к развитию психики на основе ассоцианизма пришел к понятию адаптивной функции психики.

В дальнейшем принципы ассоциативной психологии были использованы при разработке новых методов изучения памяти, эмоций, мотивации. Вклад ассоцианизма в развитие психологии заключался в его стремлении утвердить причинный подход к сознанию человека, дать причинное объяснение психической деятельности. Современные психологи, изучая особенности различных психических процессов, продолжают активно использовать ассоциации. [/sms]

Зарождение и развитие ассоциативной психологии — МегаЛекции


 

Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественно-научную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

Термин «ассоцианизм» был введен Локком, а само понятие использовалось еще Аристотелем, который разработал и первые законы ассоциаций. Затем, уже в Новое время, это понятие вернулось в психологию, однако ассоциации Декарт и Лейбниц трактовали, в отличие от Аристотеля, не столько как механизмы переработки информации, сколько как мешающие истинному пониманию вещей феномены.

Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатывались в трудах Бонне, Беркли и Юма, однако появление ассоцианизма как психологической школы связано с именем Д. Гартли, построившего на механизме ассоциативной переработки свою психологическую теорию.

Английский философ Д.Беркли (1685-1753) положил в основу своей концепции положения Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внешним миром, во главу угла Беркли поставил понятие о внутреннем опыте, став родоначальником крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь. Его формула познания гласила: «Быть значит быть в восприятии», т. е., по Беркли, то, что люди принимают как независимые от сознания вещи, есть не что иное, как комплекс их внутренних ощущений (по терминологии Беркли, «идей»), которые никак не отражают состояние внешнего мира. Пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза — пропадает не только ощущение, но и объект.

Не удивительно поэтому, что Беркли отверг разделение качеств предметов на первичные и вторичные, о чем говорили Демокрит и Локк. Беркли же утверждал, что никаких качеств, кроме непосредственно испытываемых субъектом, не существует. Исходя из этого, все качества, по существу, являются вторичными, т. е. придуманными субъектом, так как качества, реально принадлежащие предметам, не существуют, во всяком случае, они непознаваемы для человека.


Соответственно следует отказаться от предположения о материальных внешних агентах (раздражителях), воздействие которых на органы чувств вызывает ощущения («идеи») и другие психические образования. Идеи соединяются между собой по законам ассоциации, образуя комплексы, иллюзорно принимаемые за материальные физические объекты. За этими комплексами скрыта их истинная причина, каковой, согласно Беркли, является не материальная субстанция (природа), а дух — простая, неделимая активная сущность, которая мыслит, обладает волей и воспринимает идеи, т. е. психические образы.

Отрицая возможность конкретного человека проверить истинность или ложность его знаний, Беркли подчеркивает, что существует все же некоторый критерий истинности в совокупности идей многих людей, в их опыте. Если выдаваемое наукой за законы природы — это непрерывная последовательность идей, то почему все люди видят одно и то же, например лист бумаги белым, а траву — зеленой. Беркли связывал это с предопределенностью, даруемой Богом. Он писал, что в нашем познании ум пассивен, он лишь наблюдает смену феноменов, между которыми нет связи, но существует произвольная активность Бога.

Психологии восприятия Беркли посвятил трактат «Новая теория зрения» (1709). В нем он использовал принцип ассоциации, чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Обращаясь к поверхности сетчатой оболочки глаза, можно понять, как возникает образ двух измерений пространства — вертикального и горизонтального, но необъяснимо восприятие глубины, дистанции, на которую отстоит зримое субъектом. Это восприятие возникает благодаря тому, что к сетчатому изображению присоединяются тактильные ощущения и возникает с помощью ассоциации (Беркли называл ее «суггестией») трехмерный образ. Стало быть, этот образ не является «врожденным», он складывается из опыта человека. С этих же позиций Беркли проанализировал другие компоненты процесса построения зрительного восприятия.

Отношения между осязательными и зрительными ощущениями рассмотрены и в другой работе Беркли — «Принципы человеческого познания» (1710). Он говорит о том, что психические явления связаны между собой не причинными, а символическими знаковыми отношениями. Одно служит знаком другого. Огонь при сближении с ним — не причина боли, а знак, предупреждающий о ней. Одним знаком мы можем предупреждать другие, и этого достаточно, чтобы правильно вести себя. Таким образом, ощущения, если и не дают истинных знаний о внешнем мире, во всяком случае, помогают нам выстраивать поведение, т. е. имеют прагматическую значимость.

Идеи Локка и Беркли получили развитие в работах другого известного английского психолога и философа — Давида Юма (1711-1776). В работах «Трактат о человеческой природе» (1734-1737) и «Исследования о человеческом разумении» (1748) он писал о том, что «ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и он не может… произвести опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами». Поэтому единственным источником познания и являются наши восприятия, на основании которых мы создаем свои суждения о внешнем мире и о себе. Таким образом устраняется противопоставление объекта и субъекта, так как объект — комплекс восприятий, а субъект — процесс восприятия. Разница между этими разными группами восприятий лишь в их комбинациях, но не в происхождении.

Источником знаний являются переживания человека, которые подразделяются им на впечатления и представления (или идеи). С точки зрения Юма, разница между впечатлениями и представлениями не в том, что одни (ощущения) отражают реально существующие предметы, а другие (представления) — воспоминания о них, а только в их силе и отчетливости. Он писал, что «существует разница между болью от чрезмерного жара и… возобновлением этого впечатления в памяти… которое никогда не может достигнуть силы и живости первичного чувства».

При этом простые идеи происходят от простых впечатлений, которым они и соответствуют и которые, как правило, достаточно точно воспроизводят. Но существуют и более сложные идеи, которые не связаны напрямую с опытом. Так, человек может представить себе крылатую лошадь или золотую гору, которых он никогда не видел и не увидит, однако составные части любой, самой сложной, идеи все же происходят из впечатлений. Для доказательства этого положения Юм использует данные не только психологии, но и медицины, говоря о том, что у слепых от рождения людей не существует идеи цвета. Эти же данные используются и в современной психологии, известно о различии в содержании сознания у «нормальных людей» и людей с отклонениями или травмами органов чувств.

Рассуждения о механизмах формирования сложных идей привели Юма к обсуждению роли ассоциаций, которые лежат в основе мышления. Он выделял ассоциации по сходству, контрасту (о чем писал и Беркли), смежности в пространстве и времени, а также по закону причинной связи. Последние стали предметом особенно пристального анализа с его стороны.

Он доказывал, что на основе одного восприятия, без опыта, невозможно составить картины мира и тем более действовать в нем. Так, наблюдая за текущей водой, можно сказать о ее цвете или быстроте течения, но нельзя предположить, что в ней можно утонуть или что по ней можно сплавлять бревна. Ни один объект не проявляет при чувственном восприятии ни причин, его породивших, ни действий, которые он может произвести. Только опыт раскрывает эти связи, и человек, привыкнув наблюдать за явлениями, происходящими в определенной последовательности, начинает думать, что одно явление служит причиной другого. Но любой опыт человека ограничен, поэтому то, что кажется ему причинно-следственной связью, может быть связью случайной. Наше предвидение, основывающееся на привычке и опыте, может быть лишь вероятным, но не истинным.

Отрицая достоверную связь между явлениями, Юм приходил к выводу, что источник этой связи не внешний мир, но сам человек, особенности его психики, которые трансформируют собственные привычные представления в не зависящую от сознания причинную связь. По мнению Юма, не причинная связь лежит в основе ассоциаций, а ассоциация как универсальное свойство психики лежит в основе создания причинной связи, наших суждений. Так ассоциация, как и у Локка, становится причиной заблуждений, свойственных мышлению человека. Однако у Юма это заблуждение не ошибка, но закономерный результат мыслительного процесса, так как других знаний у человека и быть не может.

Важным было и положение Юма об отсутствии не только объекта, но и субъекта. Действительно, если внешний мир — это комплекс впечатлений, которые человек связывает для своего удобства в определенные понятия, то ведь и результаты рефлексии своих мыслей и переживаний связываются в комплекс «Я» по закону той же привычки. Никаких реальных данных о том, что эта связь достоверна, у человека нет: «Вникая в то, что я называю своим «Я», я всегда наталкиваюсь на ту или иную единичную перцепцию — любви или ненависти, страдания или удовольствия. И никогда не могу поймать свое «Я» отдельно от перцепции…» Таким образом, лишь ассоциация по причине и лежит в основе нашего мнения о том, что это «Я» есть. Однако если идти за Юмом по пути последовательного скептицизма, то из утверждения о невозможности доказать, что «Я» есть, еще не следует, что «Я» отсутствует. Поэтому, преодолев крайности позиции Юма, прагматизму и функционализму и удалось впоследствии прийти к определению понятия «Я» и его структуры.

По мнению Юма, опытные, привычные знания помогают человеку в жизни, в реальной деятельности. Именно привычка формирует представления о законах, так как человек, соединяя в определенную систему свои представления, уничтожает хаос восприятий, упорядочивая картину мира. Иными словами, прагматическая ценность познания несомненна, а об истинности и соответствии реальным объектам человеку нет необходимости беспокоиться, тем более что раскрыть эту истину он все равно не может. Таким образом. Юм положил начало той прагматической позиции в психологии, которая в начале XX в. легла в основу прагматизма и функционализма Джеймса. Он также одним из первых заговорил о разнице между описательными (направленными на использование) и объяснительными (направленными на познание сути) науками, относя психологию и философию именно к описательным наукам. Идеи Юма также легли в основу весьма распространенной к XIX в. теории позитивизма, разрабатываемой О. Контом, которая оказала большое влияние на развитие психологии.

Беркли и Юм, разрабатывая законы ассоциаций и связывая их с особенностями психики человека, все же рассматривали эти законы как частный случай своей концепции. Основателем же ассоциативной психологии, которая просуществовала как единственное собственно психологическое направление до начала XX в., по праву считается Д. Гартли(1705-1757). Получив вначале богословское, а затем медицинское образование, Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и позволяла бы управлять его поведением. В качестве такого универсального механизма психической жизни он и выбрал ассоциации.

В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. Вообще понимание человеческого организма, принципов его работы, в том числе и работы нервной системы по аналогии с законами механики, открытыми в то время, было характерной приметой психологии XVIII в. Не избежал этой ошибки и Гартли, который стремился объяснить поведение человека исходя из физических принципов.

Учение об ассоциации Гартли, изложенное им в его книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. Проанализировав структуру психики человека, Гартли выделил в ней два круга — большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т. е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Таким образом, Гартли, по сути, создал свою, вторую после Декарта в психологии, теорию рефлекса, которая объясняла с помощью законов механики активность человека. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращение и движение тела.

Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе мозга. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по его мнению, служат основой памяти человека. Они могут быть более или менее сильными в зависимости от силы и значимости того явления, которое оставило этот след. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы, подчеркивал он, вообще не осознаются. Таким образом, он расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного. Почти через сто лет идеи Гартли о силе следов и ее связи с возможностью их осознания разработал известный психолог Гербарт в своей знаменитой теории о динамике представлений.

Исследуя психику, Гартли пришел к выводу о том, что она состоит из нескольких основных элементов — ощущений, которые являются вибрацией органов чувств, представлений (вибрацией следов в белом веществе в отсутствие реального объекта) и чувств, отражающих силу вибрации. Говоря о развитии психических процессов, он исходил из идеи о том, что в их основе лежат различные ассоциации. При этом ассоциации вторичны и отражают реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Таким образом Гартли объяснял формирование самых сложных психических процессов, в том числе мышления и воли. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя мышление к процессу образования понятий), а в основе воли — ассоциация слова и движения.

Исходя из идеи о прижизненном формировании психики, Гартли полагал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его будущее определяется материалом для ассоциаций, который ему поставляют окружающие, поэтому только от взрослых зависит, каким вырастет ребенок, как он будет мыслить и поступать. Гартли -один из первых психологов, заговоривших о необходимости для педагогов использовать знание о законах психической жизни в своих обучающих методах. При этом он доказывал, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, более стойкий, а отрицательное чувство, возникающее при определенном рефлексе, помогает его забыванию. Поэтому возможно формирование социально принятых форм поведения, формирование идеального нравственного человека, необходимо только вовремя подкреплять нужные рефлексы или уничтожать вредные. Таким образом, теория идеального человека впервые возникла еще в XVIII в. и была связана прежде всего с механистическим пониманием его психической жизни.

Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии, достаточно сказать, что теория ассоцианизма просуществовала почти два столетия и, хотя неоднократно подвергалась критике, основные ее постулаты, заложенные Гартли, стали основой дальнейшего развития психологии. Не меньшее значение имели и высказанные им догадки о рефлекторной природе поведения, а его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом очень созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым уже в XX в.

 

***

Анализ развития психологии в течение XVIII в. показывает, что в этот период начался процесс ее формирования как самостоятельной науки, имеющей свой предмет, отдельный от предмета философии, свои терминологический аппарат и метод исследования. Фактически с возникновения ассоцианизма, т. е. теории Гартли, можно уже говорить о существовании самостоятельной психологии, что доказывается и появлением работ, посвященных чисто психологической проблематике, и анализом ее места в системе наук (например, в работах Канта) и началом чтения курса психологии в учебных заведениях. Поэтому если экспериментальную психологию по праву связывают с именем В. Вундта, то появление психологии как самостоятельной области научного исследования можно отсчитывать от работ Д. Гартли.

Необходимо отметить и то, что в XVIII в. продолжает развиваться своеобразие в подходах к психологической проблематике в разных научных школах (английской, немецкой, французской) при сохранении единства предмета психологии. Возможно, что осознание этих отличий, так же как и развитие гражданского общества, социальные изменения, которые происходили в этот период, привели к появлению принципиально новых взглядов на факторы, определяющие психику, среди которых все большее место начинают занимать культура, социальная и природная среда.

Однако эти новые подходы пока еще не занимали ведущего места в психологии, и теорию ассоцианизма Гартли строил на основе принципов механики. Поэтому с развитием науки, появлением новых данных в физике, биологии, физиологии многие положения Гартли стали стремительно устаревать. Это привело к их пересмотру, новой трактовке законов ассоциаций. В таком виде и предстала теория ассоцианизма в классических работах Д. Милля, Т. Брауна и других ученых первой трети XIX в.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие факторы способствовали развитию сенсуалистической психологии в XVIII в.?

2. Что стало объединяющей идеей для психологии Просвещения?

3. Какие проблемы доминировали во французской психологии?

4. Что нового внес в теорию Декарта Ж. Ламетри?

5. Какие доказательства приоритетного значения ощущений приводили французские психологи?

6. В чем суть дискуссии между Гельвецием и Дидро?

7. Какие положения теории Вольфа стали ведущими для немецкой психологии?

8. В чем видел Кант различия между явлениями и вещью в себе?

9. Какие идеи Локка были развиты в теории Беркли?

10. В чем разница между восприятиями и представлениями, с точки зрения Юма?

11. Что является основой возникновения закона причинности в теории Юма?

12. Что нового в понимание ассоциаций внес Гартли?

13. В чем роль двух кругов психики в теории Гартли?

14. Какова роль теории Гартли в развитии психологии?

 

Примерные темы рефератов

 

1. Проблема способностей в работах французских просветителей.

2. Характерные особенности подхода к проблеме психики в немецкой психологии.

3. Основные направления модификации рефлекторной теории в работах Гартли.

4. Зарождение ассоцианистической психологии, ее роль в становлении психологической науки.

5. Развитие теории познания в работах Беркли и Юма.

6. Общее и различия в подходах Юма и Канта к роли и месту психологической науки.

 

Рекомендуемая литература

 

Английские материалисты XVIII в. — М., 1967. — Т. 1,2.

Александров Г. Ф. История западноевропейской философии. — М.; Л., 1956.

Гартли Д. Избранные сочинения. — М., 1934.

Дидро Д. Собрание сочинений. — М.; Л., 1935. — Т. 2.

Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. — М., 1999.

Каннабих Ю. История психиатрии. — М., 1994.

Кант И. Сочинения: В 6 т. — М., 1964. -Т. 2.

Ламетри Ж. Избранные сочинения. — М.; Л., 1925.

Рассел Б. История западной философии. — Ростов н/Д, 1998.

Юм Д. Сочинения: В 2 т. — М., 1965. — Т. 2.

Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1996.

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

АССОЦИАЦИЯ | Энциклопедия Кругосвет

АССОЦИАЦИЯ – в современной психологии связь между двумя или более психическими явлениями, при которой возникновение одного из них обусловливает появление (актуализацию) другого (других). Психофизической основой ассоциации считается условный рефлекс. Эта трактовка описывает более широкую область психических явлений, нежели «ассоциация идей», традиционно понимаемая как процесс, при котором возникновение одной идеи вызывает появление другой, связанной каким-либо образом с первой.

Еще в древности считалось, что одна идея может быть связана с другой «по ассоциации» и что сложные представления, таким образом, строятся из более простых. Постепенно это понятие было перенесено на связь между двумя действиями или между стимулом и реакцией.

Выражение «ассоциация идей» впервые было использовано и подробно раскрыто Джоном Локком в четвертом издании его Опыта о человеческом разумении (1700), при этом ассоциация рассматривалась им как механизм течения психических процессов, противоречащий и неподконтрольный разуму, даже как «некоторый вид сумасшествия». В то же время само понятие ассоциации гораздо старше. Обычно оно приписывается Аристотелю, который, анализируя запоминание, высказал предположение о существовании ассоциаций по сходству, контрасту или смежности. Одна идея влечет за собой другую, если они сходны или противоположны, или когда события смежные во времени или пространстве.

В 17 и 18 вв. принципу ассоциации придавалось большое значение, особенно активно его разрабатывали Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм. Все они преимущественно интересовались происхождением сложных идей из простых. Для них психические образования (ощущения, двигательные акты, восприятия, представления, идеи) являлись элементарными частицами психической жизни, соединяемыми посредством ассоциаций подобно тому, как элементарные частицы материи удерживаются взаимным притяжением. На этой основе сформировался ассоцианизм (ассоциативная психология) – одно из наиболее влиятельных направлений мировой психологии 18–19 вв., сводившее механизмы протекания всех психических процессов и психомоторных актов к принципу ассоциации и стремившееся утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. Развитие этого учения связывают с именами Дэвида Юма, Дэвида Гартли, Джозефа Пристли. Предполагалось, что поскольку взаимодействие человека с окружающим физическим миром происходит по законам механики, то и связи идей действуют на тех же принципах.

В ходе дальнейшего развития ассоцианизма аристотелевы принципы ассоциаций по сходству, контрасту и смежности были названы первичными законами. В то же время шотландский философ Томас Браун (1778–1820) больше внимания уделял изучению того, как человек запоминает. Он сформулировал вторичные законы – частоты, новизны и яркости, указывающие условия, необходимые для действия первичных законов (например, чем чаще встречаются два сходных объекта, тем более выражена тенденция одного вызывать в памяти другой). Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн и Герберт Спенсер развили ассоцианизм и сделали его основанием новой научной психологии, возникшей во второй половине 19 в.

Зарождение и развитие американского бихевиоризма, связанные с именами Эдуарда Торндайка (1874–1949), Джона Уотсона, Кларка Халла (1884–1952), Берреса Скиннера и др., а также открытие и исследования условного рефлекса Иваном Петровичем Павловым привели к пересмотру понятия ассоциации. Вместо изучения связи одной идеи с другой стала рассматриваться постоянная ассоциация внешнего стимула и реакции. Старая пословица гласит: «Обжегшись на молоке, дуют на воду». Согласно классическому ассоцианизму, это означало, что «идея» жидкости по смежности ассоциируется с идеей боли. Бихевиористы, рассматривая ту же ситуацию, интерпретировали ее иначе: в результате предшествующего болезненного опыта один только вид жидкости может вызывать отрицательную реакцию.

Обновленный ассоцианизм имел значительное влияние; он явился теоретическим основанием множества экспериментов. Критики ассоцианизма утверждают, что единицы, которыми он оперирует, вычленены искусственно, а более масштабные поведенческие феномены и психологические характеристики должным образом не рассматриваются. Представление об ассоциации как единственном и универсальном принципе течения психических процессов обнаружило полную несостоятельность в начале 20 в. под влиянием принципа целостности, наиболее полно разработанного в школе гештальтпсихологии. В современной психологии ассоциации придается роль важного, но далеко не единственного принципа динамики психической жизни, на котором основан ряд оригинальных методов ее исследования: например, метод свободных ассоциаций Зигмунда Фрейда, ассоциативный эксперимент Карла Густава Юнга и др.

См. также ПСИХОЛОГИЯ; БИХЕВИОРИЗМ; УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС.

Ассоциативное обучение и гиппокамп

Каждый день мы узнаем и запоминаем огромное количество новой информации, начиная с имен новых людей, с которыми мы встречаемся, и заканчивая лучшим блюдом, которое можно заказать в определенном ресторане, и местом расположения новой велосипедной дорожки. Эта новая информация сначала приобретается, и, если она усиливается посредством процесса, называемого консолидацией, в конечном итоге сохраняется в долговременной памяти. Структуры медиальной височной доли необходимы для этой способности приобретать новые долговременные воспоминания о фактах и ​​событиях.Эта форма памяти называется декларативной памятью у людей и реляционной памятью у животных. Сходящиеся результаты нейропсихологических исследований на людях, а также экспериментальных исследований поражений и нейроанатомических исследований на животных показали, что ключевые структуры медиальной височной доли, важные для декларативной / реляционной памяти, включают гиппокамп вместе с окружающей энторинальной, периринальной и парагиппокампальной корой. Хотя ясно, что структуры медиальной височной доли важны для приобретения новых декларативных / реляционных воспоминаний, у нас все еще есть только рудиментарное понимание нормальных паттернов нейронной активности, лежащих в основе этой способности.Чтобы начать решать этот вопрос, моя лаборатория записала активность отдельных нейронов в гиппокампе, когда обезьяны выполняют различные задачи, требующие памяти. Мы сосредоточились на одной конкретной форме декларативной / реляционной памяти, называемой ассоциативной памятью, которая определяется как способность узнавать и запоминать отношения между не связанными друг с другом элементами, такими как имя человека, которого мы только что встретили, или аромат определенных духов. В частности, мы исследовали паттерны активности нейронов гиппокампа, когда обезьяны находятся в процессе формирования новых ассоциаций в памяти.Мы предположили, что если гиппокамп важен для раннего формирования новых ассоциаций, мы должны увидеть изменения в нейронной активности, которые параллельны поведенческому обучению. Наша долгосрочная цель — понять эволюцию сигналов, связанных с обучением, в средней височной доле, поскольку воспоминания изначально устанавливаются, укрепляются и в конечном итоге сохраняются в долговременной памяти.

Задача, требующая нового ассоциативного подчинения
Чтобы изучить закономерности нейронной активности во время формирования ассоциативной памяти, мы обучили двух обезьян выполнять задачу ассоциации место-сцена.В этом задании животные должны были изучить новые ассоциации между определенными сложными визуальными «сценами» и конкретными целевыми локациями за вознаграждение. Мы знаем, что медиальная височная доля играет важную роль в нормальном выполнении этой задачи, поскольку повреждение этой области у обезьян приводит к значительному ухудшению способности изучать новые ассоциации местоположения и сцены (Brasted et al., 2003; Brasted et al., 2002). ; Murray et al., 2000; Wise and Murray, 1999; Murray and Wise, 1996; Rupniak and Gaffan, 1987).Схематическое изображение задачи показано на Рисунке 1