Альфред адлер индивидуальная психология: Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Психологическая помощь близким

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Адлерианская психология (индивидуальная психология) – теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, – рассматривает личность холистически как наделенную творчеством, ответственностью, стремящуюся к достижению целей в пределах своей области феноменологического опыта. В индивидуальной психологии утверждается, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни бывает саморазрушительным. Индивид с «психопатологией» скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни.

Основные положения учения Альфреда Адлера (Кондрашенко и др., 2001; Фрейджер, Фейдимен, 2001) включают следующие понятия.

Неполноценность и компенсация. Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-то физические или психические, чаще всего характерологические, недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности.

Это чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели.

Агрессия и борьба за превосходство. В своих ранних работах Адлер утверждал, что борьба за превосходство и агрессивные тенденции человека являются важным фактором в борьбе за выживание, самосовершенствование и самоутверждение. При этом он не отождествлял агрессию с враждебностью, а рассматривал ее как инициативу и способность к преодолению препятствий. Стремление к превосходству Адлер понимал не только как агрессию и «волю к власти», а намного шире – как побуждение улучшить себя, развить свои способности, свои потенциальные возможности. Если цель превосходства включает в себя общественные интересы, то и развитие личности принимает конструктивный характер. Если же цель предполагает борьбу только за личное превосходство, лишена социального интереса, то такая цель, по мнению Адлера, не приносит удовлетворения индивидууму, деформирует его «жизненный стиль» и в конечном итоге приводит к неврозу.

Жизненные цели. Жизненные цели определяют направление и конечную цель нашей деятельности, позволяют стороннему наблюдателю объяснить конкретные аспекты нашего мышления и поведения с точки зрения этих целей. Адлер указывал, что черты характера не являются ни врожденными, ни неизменяемыми, они вырабатываются как интегральные части нашей целевой ориентации.

Адлер обращал внимание скорее на притяжение будущего, чем на давление прошедшего. Для Адлера гораздо важнее то, куда мы надеемся прийти, чем то, где мы были.

Адлер выделил три основные жизненные цели (задачи): работу, дружбу и любовь.

Работа приносит удовлетворение и чувство собственной значимости в той степени, в какой она полезна обществу. Дружба – выражение нашей причастности к людям, необходимость и потребность приспосабливаться к окружающим и общаться с ними. Любовь – это тесный союз ума и тела, высшая форма кооперации между двумя индивидуумами противоположного пола. Эти три задачи, по Адлеру, всегда взаимосвязаны.

Стиль жизни. Жизненный стиль личности так же уникален, как уникальна и сама личность. Адлер подчеркивал необходимость анализировать личность как единое целое. Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Таким образом, стиль жизни – это, во-первых, принятая человеком концепция жизни и, во-вторых, принятый им паттерн поведения.

К основным факторам, влияющим на деформацию жизненного стиля, Адлер относил органическую неполноценность, избалованность и отверженность.

Схема апперцепции. Собственные представления индивидуума об окружающей среде и о себе Адлер назвал схемой апперцепции. Апперцепция – это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта и личностных особенностей субъекта.

Схема апперцепции, по Адлеру, является частью жизненного стиля и во многом определяет поведение индивидуума.

Мосак (Mosak, 1973) разделил убеждения образа жизни на четыре группы:

1) Я-концепция – те убеждения, которые есть у меня, относительно того, кто я такой;

2) Я-идеал – убеждения о том, каким мне следует быть или каким я обязан быть, чтобы занять свое место;

3) образ мира – убеждения о том, что не является мной (мир, люди, природа и тому подобное) и о том, что мир требует от меня;

4) этические убеждения – личный этический кодекс.

Творческая сила личности. Адлер утверждал, что человек не является пассивным объектом воздействия внешней среды, а в борьбе за свое место в жизни сам активно влияет на внешнюю среду. Он подчеркивал, что люди – не беспомощные пешки в руках внешних сил; каждый из них сам формирует свою личность. К основным проявлениям творческой силы личности Адлер относил процессы формирования жизненной силы, жизненного стиля и схемы апперцепции.

Социальный интерес. В определенном смысле все поведение человека, по мнению Адлера, социально, поскольку он развивается и функционирует в социальном окружении. Чувство общности Адлер понимает шире, чем взаимоотношения индивидуума и его ближайшего окружения; оно означает для него «заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции».

Сотрудничество – одно из проявлений чувства общности и один из важных аспектов социального интереса. С эволюционной точки зрения, способность взаимодействовать в добывании пищи, охоте и защите от хищников была решающим фактором для выживания человеческой расы и наиболее эффективной формой адаптации к окружающей среде. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность или наше чувство неполноценности. С другой стороны, недостаток взаимодействия и, в результате, чувство собственной несостоятельности и недовольства жизнью есть корень всех невротических или неадаптивных (maladaptive) жизненных стилей.

Адлерианская терапия включает три фазы:

• исследование жизненного стиля личности;

• «инсайт» в постижении этого жизненного стиля;

• реориентация, преобразование, изменение принятой личностью концепции жизни и усвоенных способов поведения.

Специфическая цель адлерианской терапии – помочь человеку избавиться от ощущения собственной малоценности, незначительности и почувствовать себя причастным к миру людей. В процессе терапии человек с помощью терапевта находит «ошибку» в формуле своего жизненного стиля, а затем развивает альтернативные цели и способы их достижения. При этом реориентация трактуется не как изменение курса, а скорее как раскрытие целого «веера» возможностей (Сидоренко, 2000). Реориентация – это не исправление ошибок, а поиск новых ориентиров.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Читать Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека — Адлер Альфред — Страница 1

Альфред Адлер

Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека

Я не знаю, будете ли вы благодарны мне по завершении этого доклада так, как я вам благодарен за ваш любезный приход, когда я продемонстрирую вам все вооружение индивидуальной психологии при полном параде, хотя я не думаю, что мне удастся убедить тех, кто, возможно, еще с ней не знаком и не имеет представления о нашей задаче Я часто обнаруживал у критиков нашей науки то, что они хватаются за второстепенное: освоив лишь инструментарий нашей работы, они полагают, что если они разобрались с клавиатурой, то они со знанием дела могут судить о результатах, которых с помощью этой клавиатуры можно добиться. Но это совсем не так. Если кто-то думает, что задачи и достижения индивидуальной психологии сводятся исключительно к описанию чувства неполноценности, стремления к превосходству и компенсации их различных форм, то он ошибается.

Мы ведем речь о познании линий и путей внутри обширной области человеческой души, о том, чтобы научиться понимать сложные мелодии психики индивида, которые звучат подобно симфонии, сочиненной композитором. В этом смысле каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей. По этой причине картина его душевной жизни составляет единство.

Этот тезис — ворота в индивидуальную психологию, ее необходимая предпосылка. Мы не могли бы добиться никаких плодотворных результатов в нашей работе, если бы не представляли себе живо, о чем говорит нам каждое выражение душевной жизни. И также если бы мы сбились с пути в наших исследованиях, то могли бы обнаружить у человека две души или больше, а может быть, ни одной. Если бы человеческой не было свойственно единство, всякая попытка добиться ясности в этом смысле была бы безусловно обречена. Здесь мы можем опереться на свидетельства великих предшественников, которые, правда, не совсем точно трактовали душевную жизнь, но в ее понимании ушли гораздо дальше многих современных исследователей. Пожалуй, достаточно указать на утверждение единства личности у Канта, при том, что тогда и речи не было о каких-либо психологических исследованиях. Нам удалось сделать следующий шаг и пролить свет на происхождение единства личности. Конечно же, в науке существуют направления, которые сомневаются в этом единстве и находят внутреннюю противоречивость личности более убедительной. Мы же полагаем, что правы те, кто исходит из связного единства личности, а не естественно-научной закваски философы, привыкшие вырывать отдельные симптомы из общей картины. По нашему мнению, они подобны человеку, который хочет по отдельным нотам оценить прелесть всей мелодии. Значение ноты, аккорда, такта может быть понято, однако, из рассмотрения их общей взаимосвязи, и следует сначала воспринять мелодию ее единстве и уже на основании впечатления о целом судить о частностях.

Многим это может показаться странным, но судить о чем-либо можно не иначе, как только поняв сначала целое и проследив единую связь, проникающую во все частности. Эта связь, эта линия движения должна показать нам душевную жизнь, в которой ничто не находится в состоянии покоя, в которой всякий движущийся элемент есть завершение предшествующего движения и начало нового. Это можно уподобить кинофильму, развертывающемуся перед нашими глазами, когда каждая сцена становится понятной только, если мы держим в уме целое, если мы мысленно прослеживаем единую линию движения и пытаемся предугадать его финал, конечную его цель, где все сходится вместе. Поэты прошлого, создавая образы людей, действовали так, что уже в начале, в первом акте завязывались основные линии, которые неизбежно должны были вести к единому завершению. Также и великие композиторы уже в первых тактах закладывали основу смысла всей симфонии Они-то и представили нам истинную картину душевной жизни человека.

Ребенок приходит в мир, наделенный способностью к рефлексам и некоторым числом потребностей. Очень скоро он становится вынужден подчинять все свои движения какой-то ведущей идее; мы можем очень обще выразить ее, когда говорим: самосохранение, стремление к превосходству, необходимость защиты; но под этим мы понимаем: речь идет прежде всего об определенном шаге, который ребенок должен сделать. Его природные силы естественным образом следуют принципу самосохранения, создают возможности развития, когда набрасывается подобный жизненный план, однако при этом ребенок каждую минуту формирует свои собственные способности в тесном контакте со своим окружением. И это не случайное развитие событий: оно включено в общественную связь, которая задает направляющие линии, которые, уравновешиваясь в душевной жизни ребенка, встраиваются в его жизненные планы и в его формирование. Если требуется понятие для того, чтобы ориентироваться относительно того, куда направлено это движение душевной жизни, скажем, что оно стремится к большему, к дополнению, к усилению, к могуществу, так как все это обещает ребенку некоторую защищенность и позволяет избежать крушения.

Эта ситуация создает некий порядок возрастания, свойственный не только ребенку, но и всему человечеству в целом. Такой эффект (его можно назвать также неудовлетворенностью) оказывает неотступное давление и порождает нужду в компенсации, в достижении состояния покоя, надежности.

Взор ребенка, без сомнения, направлен к такому Ты-пункту, к ситуации, которой подчинены все его силы. И если подвергнуть это движение внимательному рассмотрению, мы поймем, что происходит непрерывная работа по формированию единства личности, стремящейся занять позицию по отношению к большим вопросам.

Значит ли это, что мы все суть движение и что наша жизнь должна быть понята только как движение? Не было бы никакого смысла, если бы какое-нибудь растение, закрепленное корнями в земле, имело душу. Ему нечего было бы с ней делать; такая закрепленность его органов исключает какую-либо возможность защиты или нападения. Душевную жизнь мы находим только у тех органов, которые находятся в движении. Само собой разумеющимся фактом является то, что центры органов движения и душевной жизни внутренне настолько слиты, что мы можем говорить о психофизической нейтральности. Движения человеческого тела служат тому, чтобы вывести его к некой безопасной ситуации, в которой бы сохранялось единство человека; теперь становится ясно, что душевный орган есть орган защиты и нападения и как таковой подчинен некоему плану, и что душевная жизнь испытывает принуждение со стороны органов, которые все представляют собой частичные движения. И все симптомы должны быть звеньями этой единой линии действий, линии движений, единой личности. Эта точка зрения имеет в настоящее время чрезвычайно важное значение для психологии. Разумеется, тот, кто сомневается в этих предпосылках или возражает против них, вряд ли сможет дальше двинуться вместе с нами и понять, какие выводы вытекают из этой точки зрения в связи с конкретными факторами душевной жизни; он не поймет, о чем говорит нам какое-либо движение, скрывающееся в симптоме, представляющее собой факт душевной жизни в ее целостности.

Смысл симптома становится нам ясен тогда, когда мы понимаем его включенность в целое (Einordnung), когда мы рассматриваем конкретное душевное движение как часть человека, как завершение предшествующего и начало последующего движений. Отсюда с необходимостью мы приходим к выводу: все, что мы можем наблюдать в душевной жизни человека, есть подготовка к дальнейшему движению.

Можно сформулировать следующую общую рекомендацию: во всех душевных явлениях наличествуют тенденции, и если мы хотим их понять, мы должны стремиться к познанию их цели. Любые характеристики могут иметь различный смысл; у различных людей и при различной направленности они часто несут в себе совершенно различные тенденции. И если мы продолжим двигаться по этому пути, то должны будем признать, что не существует никаких устойчивых характеристик, и следует вести речь об аппарате достижения безопасности как источнике тенденций (tendenziosen Sicherungsapparat). Можно вспомнить, например, людей, которые боятся остаться в закрытой комнате, что позволило бы им преодолеть этот страх. Наблюдая за детьми, испытывающими подобный страх, мы постоянно обнаруживаем, что за этим страхом стоит некая тенденция, так что не приходится говорить о страхе в привычном смысле. Такие дети часто зовут на помощь, ибо это позволяет им прийти в соприкосновение с другими людьми. Удалившись от матери, ребенок начинает кричать от страха, и не хочет идти ни с кем другим. Из всех этих ситуаций вырастает нечто, что позволяет нам лучше и отчетливее представить себе картину целого, чем если бы мы пытались понять изолированный смысл отдельных явлений. Попытаюсь показать это с помощью одного довольно сложного примера.

2.6. Индивидуальная психология Альфреда Адлера /1870-1937/

Альфред
Адлер, как и Карл Юнг, был учеником 3.
Фрейда и так­же разошелся со своим
учителем, построив свою собственную
психо­аналитическую концепцию. Он
покинул Венское психоаналитическое!
общество в 1911 году, отказавшись от поста
его президента, и основал’ собственную
организацию — Ассоциацию Индивидуальной
Психологии, которая постепенно
распространилась по всей Европе. Очень
много’ работал в области образования,
в особенности в области обучения са­мих
учителей.

Основные идеи

Основные
принципы Адлера — холизм (принцип
целостности), единство индивидуального
стиля жизни, социальный интерес или
об­щественное чувство и направленность
поведения на достижение цели.) Адлер
утверждал, что цели и ожидания больше
влияют на поведение,;

чем
прошлый опыт, он полагал, что каждый
мотивирован прежде всего целью
превосходства и овладения средой.

Адлеру
принадлежит термин «комплекс
неполноценности», он полагал, что все
дети глубоко испытывают чувство
неполноценности вследствие их малых
физических размеров и недостатка сил
и возмож­ностей. Особенно это касается
детей часто болеющих, имеющих те или
иные физические недостатки. У ребенка
возникает стремление к ком­пенсации
своего недостатка.

Чувство
неполноценности вызывает стремление
к превосходству, которое направляет
помыслы и действия к «цели победы».
Адлер под­черкивал важность в жизни
человека агрессии и борьбы за власть.
Одна­ко, агрессию он понимал не как
стремление к уничтожению противни­ка,
но скорее как сильную инициативу в
преодолении препятствий. Поз­же Адлер
рассматривал агрессию и волю к власти
как мотив — стремле­ния к превосходству
и самосовершенствованию, то есть
побуждения;

улучшать
себя, развивать свои способности и свою
потенциальность.

Цель
превосходства может быть как позитивной,
так и негатив­ной. Если она включает
в себя общественные заботы и
заинтересован­ность в благополучии
других, то она развивается в конструктивном
и здоровом направлении. Она принимает
форму стремления к росту, к развитию
умений и способностей, к работе ради
более совершенного образа жизни.

Однако
некоторые люди борются за личное
превосходство лю­бой ценой, они
пытаются господствовать над другими,
унижать их, а не становиться полезными
другим. По Адлеру, борьба за личное
превос­ходства такого рода — это
невротическое извращение, результат
очень сильного чувства неполноценности
и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование
невозможно без формирования конкрет­ных
жизненных целей. Их формирование
начинается в детстве как ком­пенсация
чувства неполноценности, небезопасности,
неуверенности в мире взрослых. Например,
многие врачи избрали эту профессию в
дет­стве как средство справиться с
ощущением небезопасности и страхом
смерти. У невротиков всегда имеется
значительное расхождение и даже
противоречие между сознательным и
бессознательными жизненными целями,
последние играют роль защит и вращаются
вокруг фантазий личного превосходства
и самопочитания.

Каждый
индивидуум выбирает свой жизненный
стиль, то есть уникальный способ
следования своей жизненной цели.
Кажущееся не­зависимыми друг от друга
привычки и черты поведения получают
свое значение в полном контексте жизни
и целей индивидуума, так что пси­хологические
и эмоциональные проблемы не могут
рассматриваться изолировано, они
включены в общий стиль жизни как его
части или стороны.

Можно
указать на три основных стиля жизни
индивидуума:

1.
Успешная компенсация чувства
неполноценности в результате совпадения
стремления к превосходству с социальным
интересом.

2.
Гиперкомпенсация, которая означает
одностороннее приспо­собление к жизни
в результате чрезмерного развития одной
черты или способности,

3.
Уход в болезнь. Человек не может
освободиться от чувства не­полноценности,
не может прийти к компенсации нормальными
спосо­бами и вырабатывает симптомы
болезни, чтобы оправдать свою неуда­чу.

В
последнем случае невротик уходит в
самоизоляцию, он не идет по пути социальных
достижений и ведет жизнь в фантазиях,
которые вертятся вокруг идей о собственном
превосходстве. Его властолюбие реализуется
в сопротивлении любым требованиям
социальной жизни, в нем развивается
сверхчувствительность к любым естественным
обя­занностям: он не может заниматься
домашней работой, учиться, сдавать
экзамены, ночью спать, а днем бодрствовать,
доверять кому-либо, кого-либо уважать,
следовать логике, хранить верность,
работать, признавать чужие права и т.д.
Вся его жизнь упирается в малый круг
семьи, где он по сути дела является
тираном на основании своей болезни.
Задача терапии — вернуть человека в
человечество.

Адлер
подчеркивал творческий, активный
характер личности и
формировании
собственной жизни, а также социальный
характер человеческого поведения. Он
говорил о присущих каждому человеку
«кооперативных» чувствах нежности,
доверия, любви, о чувстве общно­сти,
родства со всем человечеством.

Одним
из важнейших аспектов общественного
чувства является развитие кооперативного
поведения. Адлер полагал, что только
посред­ством сотрудничества с другими
мы можем преодолеть нашу действи­тельную
неполноценность или чувство неполноценности.
Конструктив­ное стремление к
совершенству плюс сильное общественное
чувство и кооперация — основные черты
здорового индивидуума.

Ценной
составляющей теории А. Адлера является
концепция о роли порядка рождения
ребенка в семье. Например, первенец, до
появ­ления второго ребенка, в семье
получает безграничную любовь и забо­ту
от родителей. Рождение же второго ребенка
означает для него как бы «лишение
трона» и он склонен отвоевывать свое
верховенство в семье. Но прошлого не
вернуть и поэтому он обычно идет по пути
социальных достижений, стремится к
власти и лидерству. Первенцы обычно
дости­гают более существенных
социальных успехов, чем вторые дети и
обла­дают более высоким интеллектом,
что подтверждается статистическими
данными.

Единственный
ребенок никогда не борется за свое
центральное положение в семье с братьями
и сестрами, поэтому у него могут быть
проблемы в общении со сверстниками, он
ожидает от окружающих за­щиты и заботы.
Часто у него возникает сильное
соперничество с отцом.

Второму
ребенку приходится «побивать рекорды»
старшего, он как будто мчится на всех
парах. Он вырастает соперничающим и
честолюбивым. Он может ставить себе
непомерно высокие цели, что повышает
вероятность неудач. Часто он ищет другие
пути, чем старший ребенок, поскольку на
пути избранном первым ребенком он не в
силах с ним соревноваться

Последний
ребенок никогда не испытывает «лишения
трона» и часто является «малышом»
и «баловнем» семьи. Но у него
практически нет ничего своего, он
вынужден пользоваться вещами других
членов семьи, У него возникает высокая
мотивация превзойти старших детей. Он
часто становится самым быстрым пловцом,
самым лучшим музы­кантом. Адлер говорил
о «борющемся младшем ребенке» как
о возмож­ном будущем революционере.

Терапия

Адлер
выделяет три основных аспекта терапии:
понимание спе­цифического стиля жизни
клиента, помощь ему в понимании самого
себя, усиление его социального интереса.

Чтобы
определить жизненный стиль клиента,
надо понять его главные жизненные цели
и тот способ, которым он стремится к их
дос­тижению. Поскольку главные
жизненные цели задаются еще в детстве,
то Адлер часто просил клиента рассказать
свои самые ранние воспоми­нания и
наиболее выдающиеся события его детства.
Поскольку жизнен­ный стиль невротика
развивается из негативных условий
детства, тера­певт должен установить
не имели ли места органическая
неполноцен­ность, избалованность или
отверженность в детстве.

Лишь
после этого терапевт может приступать
к своей главной за­даче — помочь клиенту
понять свой жизненный стиль, свой
фундамен­тальный подход к жизни. Когда
самопонимание достигнуто, человек может
исправить свой неадекватный и неадаптивный
стиль жизни.

Психотерапия
по Адлеру — это кооперативное усилие
терапевта и клиента, отношения, в которых
поддержка терапевта помогает клиенту
развить способность к кооперации и
общественное чувство. Адлер ука­зывал,
что в процессе терапии психотерапевт
должен создавать атмо­сферу заботы,
поддержки и чувство кооперации, которые
клиент недо­получил от своих родителей.
Прежде всего в самом клиенте должны
развиваться кооперативные чувства, с
помощью которых можно пре­одолеть
свою истинную или мнимую неполноценность.
Основные фор­мы реализации таких
чувств это работа, в той степени, в какой
она нуж­на людям, дружба и любовь.

Возможности
использования идей А.Адпера в
психосоциальной ра­боте с
дезадаптированными детьми и подростками.

Значение
концепции А. Адлера для психосоциальной
работы с дезадаптированными детьми
трудно переоценить. Все эти дети без
ис­ключения страдают от сильного
комплекса неполноценности и не в
со­стоянии найти нормальный, адаптивный
путь ее компенсации.

1.
Необходимо помнить, что комплекс
неполноценности с особой силой развивается
у детей имеющих органические недостатки
(дети с ожирением, низкорослые, некрасивые
и т.д.), часто и подолгу болею­щих,
испытавших длительную изоляцию от
родителей, ощущающих недостаток
родительской любви, подвергавшихся
избиениям, унижени­ям и насилию,
страдающих от бедности, а также у детей
избалованных, привыкших к льготам и
отсутствию обязанностей.

2.
Дезадаптированные дети обычно имеют
все те черты характе­ра, которые
указывались выше для личности ушедшей
в болезнь. То есть они изолированы от
социальной среды и как бы выпали из
челове­чества.
Их
дезадаптация
носит форму протеста против нормальных
форм социальной активности, они не в
состоянии вернуть себе утрачен­ное
самоуважение и чувствуют безнадежность
в достижении необходи­мого уровня
престижа. Их
кооперативные чувства подавлены и порой
трансформированы в прямо противоположные
негативные чувства. Аг­рессия и
стремление к власти заменяет любовь и
доверие. По большей части они живут в
фантазиях, а от реальности оторваны и
могут ненави­деть ее.

3.
Также как и во всех других случаях, при
работе с детьми необ­ходимо
проанализировать какие жизненные цели
и ввиду каких обстоя­тельств детства
были ими созданы. Если это явно негативные
цели, загоняющие ребенка в психологический
тупик, ему надо помочь пере­осмыслить
эти цели и принять другие — более
реалистичные и позитив­ные.

4.
Основное направление работы — помочь
детям реализовывать на практике свои
кооперативные чувства и достигать
престижа и само­уважения на путях
нормальной социальной активности.
Следует пом­нить, что ребенок в процессе
этой работы будет сопротивляться
пози­тивным изменениям, поскольку
приняв эти изменения он как бы терпит
поражение. Поэтому психосоциальный
работник должен показать ре­бенку,
что данная работа не находится в плоскости
борьбы с ним, а на­правлена на
удовлетворение интересов самого ребенка
и дает ему при­мер искренних кооперативных
чувств и отношений.

Глава 5. Альфред Адлер и индивидуальная психология

Глава 5. Альфред Адлер и индивидуальная психология

Альфред Адлер — основатель холистической системы индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими. Он назвал свою теорию индивидуальной психологией (Individual Psychology), подчеркивая уникальность каждого индивидуума, в отличие от работ Фрейда, где описаны общие стереотипы поведения.

Последователи Адлера основали центры в Европе, в частности в Англии, и в Соединенных Штатах; многие из его оригинальных идей стали широко применяться в современной психологии и психотерапии. Наверно, введенная Адлером концепция комплекса неполноценности (inferiority complex) сейчас известна гораздо больше, чем любое другое понятие из области психологии.

Четыре основных принципа адлеровской системы — это целостность, единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес, или чувство общности (community feelings), и важность целеориентированного поведения. Вывод Адлера о том, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем впечатления прошлого, был главной причиной его расхождения с Фрейдом. Адлер полагал также, что люди руководствуются прежде всего целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму.

Индивидуальная психология Адлера похожа на бихевиоризм (behaviorism) тем, что занимается доступным для наблюдения поведением и его последствиями, а также утверждает, что любая концепция должна быть конкретной и привязанной к реально существующему поведению. В отличие от большинства психологических теорий, описанных здесь, индивидуальная психология не является глубинной психологией (depth psychology), то есть она не постулирует неосязаемые силы и построения, таящиеся в глубине психики. Адлер, скорее, развивал контекстную психологию, где поведение объясняется с помощью терминов физической и социальной окружающей среды, в контексте, самой личностью обычно не осознаваемом. Адлер первым начал практиковать семейную терапию, это было в 1920 году. Последователи Адлера внесли большой вклад в групповую терапию (group therapy), краткосрочную терапию (brief therapy) и применение психологии в образовании.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Индивидуальная психология Адлера

Альфред Адлер (1870—1937) был создателем нового направления в психоанализе, которое получило название «индивидуальной психологии». В ее создании, по-видимому, большую роль сыграл тот факт, что сам А. Адлер в детстве тяжело болел и упорно боролся со своими многочисленными недугами. Это определило и выбор профессии. Став врачом, он в 1895 г. занялся частной практикой. Перепробовав много специализаций, он в конечном итоге остановился на психиатрии.

В 1901 г. Адлер выступил в защиту Фрейда, а год спустя стал активным членом его кружка. В 1910 г. по предложению Фрейда он был избран первым президентом психоаналитического общества, выросшего из этого кружка, хотя к этому времени у него уже были большие теоретические разногласия с Фрейдом. В 1911 г. произошел разрыв с Фрейдом, и Адлер основал свою собственную организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии. После первой мировой войны Адлер стал интересоваться вопросами педагогики. В 1935 г. он эмигрировал в США, где продолжал клиническую практику и работал в Колумбийском университете.

Индивидуальная психология Адлера является одним из направлений классического психоанализа, так как сохраняет положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека.

Адлер, как и Дарвин, указывал, что стремление к превосходству является одним из фундаментальных аспектов жизни, но считал, что органическая неполноценность может стимулировать высшие достижения и не всегда приводит к поражению (червивый плод всегда слаще). Кроме того, он полагал, что в человеческом обществе более важна кооперация, а не конкурентная борьба.

Но предоставим слово самому Адлеру:

«Свою первую задачу индивидуальная психология видит в новом освещении проблемы тела и души…. Было установлено, что ребенок на собственном, опыте узнает свойства и возможности своего организма и в условиях длительного переживания чувства собственной неполноценности стремится ощутить собственную целостность, способность преодолеть свою природную слабость, трудности в социальных отношениях, стремится испытать чувство целостности. Соответственно испытываемым, трудностям и ощущению своей слабости человек испытывает растущее стремление ощутить свою силу, с которым связана потребность индивида направить развитие присущих ему сил и возможностей к некой конечной, смутно определяемой им цели — совершенству».

Атак как каждый ребенок имеет свою собственную цель, то и видит мир по-своему. Вот вы хотите стать психологом, а ваши родители видят вас банкиром. Если это так, то моя книга для них не представляет никакого интереса, а может даже показаться вредной, а вам она может понравиться. (Вот почему некоторые родители недоумевают: «Все у него есть, не понимаю, что ему еще надо!» — М. Л.) А особенности этих впечатлений можно понять, лишь зная стиль жизни индивида и его часто неосознаваемые цели.

А если сказать короче, то общим для всех людей является то, что у каждого есть цель, но содержание этой цели у каждого свое.

«Если бы нам была известна цель личности… то мы могли бы понять, насколько цель индивида отличается от нашей и вообще от целей, предписываемых общественной жизнью».

Вот он, индивидуальный подход!
А теперь еще раз прислушайтесь к Адлеру:

«Если бы мы могли, исследуя завитки и мелодии человеческой жизни, сделать вывод об исходной цели человека, в целом о его жизненном стиле, тогда мы смогли бы почти с такой же надежностью, как в естественных науках, и почти с математической точностью определить место этого человека… предсказать, как будет действовать индивид в определенных ситуациях».

«По-видимому, индивидуальная психология поможет исследователям разрешить эту задачу… Мы научились видеть в любом движении человека одновременно прошлое, настоящее и будущее и конечную цель человека, а также исходную ситуацию, в которой формировалась личность пациента в раннем возрасте».

«… Под влиянием, конечной цели все душевные движения упорядочиваются в единую линию активности (Aktionlinie), и каждое отдельное душевное движение подготавливает акт, следующий за ним. В самом действии глубоко заложено стремление к завершенности… В зависимости от того, в чем. индивид находит свою конечную цель, — видит ли он себя в роли кучера, лошади, генерала, лечащего врача или спасителя человечества, — именно в зависимости от этого он будет ощущать и оценивать достигнутую им позицию».

Вот этим лично я сейчас и занимаюсь и даже разработал ряд тестов, чтобы предсказать человеческую судьбу и по возможности исправить, если человеку не понравится то, что с ним произойдет в будущем. Здесь еще непочатый край работы.

А осознаете ли вы свою конечную цель? Не подражаете ли вы кому-то, желая стать психологом?

Ведь «никогда одно и то же жизненное событие не переживается двумя разными людьми одинаково, и от жизненного стиля человека зависит, какие уроки он извлечет из пережитого. Любое душевное явление всегда означает большее, чем находит здравый смысл. Только в сопоставлении со всей системой отношений можно узнать, является ли пожертвование проявлением сострадания или мании величия, соболезнование — социального чувства или высокомерия».

Кроме стремления к превосходству, с точки зрения Адлера, поведение человека определяется врожденным общественным чувством, идущим, по-видимому, от стадного инстинкта.

Все значительное, что имеет человек, обусловлено этим чувством. И только одно приобретение имеет другое происхождение. Это чувство неполноценности, которое возникает у ребенка с момента развития сознания. Оно обусловлено его слабостью. Чувство неполноценности усиливается и растет, как только ребенок начинает смутно осознавать свою бесполезность для общества, и в норме компенсация этого чувства становится мощным источником для индивидуального развития. Ребенок старается стать полезным, и чувство неполноценности ослабевает.

Возникает противоречие между стремлением к личной власти и общественным долгом, который сдерживает это стремление. Если ребенка сразу ставят в центр семьи и живут для него, у него развивается только одно стремление к власти, стремление брать, а не отдавать. Он превращается в индивидуалиста. И только тогда, когда стремление к власти, стремление быть первым (сперматозоидное чувство. — М. Л.) уравновешивается социальным чувством, появляется возможность стать счастливым.

«Индивидуальная психология подчеркивает то обстоятельство, что в детстве у всех духовно несчастных, дурно воспитанных и невротичных натур не было условия для развития социального чувства, и поэтому им недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силах».

Если побеждает стремление к власти, то, находясь в зависимости от других людей, индивид считает их своими личными врагами. Не веря в свою победу и с еще большим страхом ожидая поражения, они в конце концов оказываются в таком положении, что не могут избежать неудач. Многие из них начинают испытывать сильное чувство неполноценности, что мешает развитию социального чувства.

Индивидуальная психология позволяет вскрыть и исправить ошибки воспитания раннего детства. Здесь необходимо глубокое осознание человеком их последствий. Если этого не происходит, чувство неполноценности, способствующее развитию, превращается в комплекс неполноценности, деформирующий развитие и приводящий к неврозу.

Адлер описывает две формы защитных механизмов: компенсацию и гиперкомпенсацию. Компенсация проявляется тем, что вместо развития недостающего качества ребенок начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Например, хилый подросток, вместо того чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности. В шахматах он достигнет неплохих успехов, но физическое недоразвитие сделает его несчастным.

Гиперкомпенсация проявляется тем, что ребенок старается развить именно те данные, которые у него слабо развиты. Например, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытается стать драчуном, чтобы отомстить своим обидчикам. Пропорциональное развитие при этом также нередко искажается. Примером такой гиперкомпенсации может служить биография А. В. Суворова. Конечно, он стал великим полководцем! Но был ли он счастлив?

«Индивидуальная психология разрешила также проблему выявления известных затруднений, которые закладываются в первые пять лет жизни и порождают у человека чувство неполноценности. Тем самым открылись возможности для профилактики отклонения от нормы, неврозов, психозов и педагогической запущенности. Именно поэтому эта наука и получила признание у педагогов. Индивидуальная психология считает неверным широко распространенное заблуждение о неполноценности ребенка, старика, женщины; с ее точки зрения, причины этой недооценки гнездятся в некоторых непреодолимых предрассудках, свойственных нашей культуре, и недостаточном знании вопроса».

Адлер выделяет три главных условия для появления чувства неполноценности в раннем детстве.

  1. Первое условие — врожденные физические недостатки. При неправильном воспитании ребенок воспринимает их как жизненные препятствия. И даже если он потом неплохо устраивается в жизни, у него сохраняется пессимистическое отношение к решению жизненных проблем.
  2. Второе условие — изнеженность. Когда такой жизни приходит конец, ребенок чувствует себя изгнанным из рая. Поэтому в последующей жизни ему всегда недостает душевной теплоты, и он никогда не может найти взаимопонимания с другими людьми.
  3. Третье условие — жесткое воспитание, которое приводит к развитию бессердечия. Такие люди повсюду видят врагов и ведут себя так, словно находятся во враждебной стране.

Адлер приходит к выводу, что главнейшими моментами в воспитании являются развитие в детях упорства и самостоятельности, терпения в трудных ситуациях; отсутствие любого бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, оскорблений, наказаний. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее.

Мне нравится девиз Акки Кнебекайзе, предводительницы диких гусей из известной сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями», которая воспитывала орла. Когда птенец был недоволен собой, она каждый раз ему говорила: «Все равно из тебя вырастет хорошая птица!» И еще она говорила, что «летать быстро и высоко легче, чем летать медленно и низко».

Достижения Адлера редко получали должное признание. Его оригинальные находки часто рассматривались как производное от психоаналитической теории или как нечто самоочевидное. Его просто обворовывали. Как справедливо заметил Элленбергер, «трудно найти другого автора, у которого столь многое заимствуется без ссылок и признательности, нежели Альфред Адлер- Его учение стало местом… где все и каждый могут без зазрения совести взять, что угодно. Иной автор, скрупулезно указывающий источник при цитировании мельчайшей фразы, даже не думает поступить так же, заимствуя что-нибудь из индивидуальной психологии, как будто у Адлера не может быть чего-нибудь оригинального».

Причина этого в том, что его теории изложены простым языком здравого смысла. Поэтому они часто кажутся поверхностными и неглубокими. Адлера больше интересовала практика, а не теория. Он был наиболее популярен среди прогрессивных учителей и всех тех, кому нужны практические клинические навыки.

Альфред Адлер: теория и применение

Перейти к навигации

  • Применить
  • Дайте

Меню утилит

  • Студенты
  • Преподаватели и сотрудники
  • Справочник
  • События
  • СОНИС
  • Moodle
  • Адлер Электронная почта

Home

  • Академики
    • Ученые степени
    • Сертификационные программы
    • Курсы
  • Прием
    • Прием
    • Отслеживайте статус поданного заявления
    • Требования для зачисления
    • Стоимость обучения
    • Перевод курсовой работы
    • иностранных студентов
    • Возможности стипендии
    • Запросить информацию
    • Зачисленные студенты
  • Об Адлере
    • Наш подход
    • История школы
    • Видение, миссия, ценности
    • Альфред Адлер: теория и применение
    • Охрана и безопасность
    • Возможности трудоустройства
    • Справочники
    • Карта и маршруты
    • Требуется место для встреч?
    • Запросить информацию
    • Ресурсы для преподавателей и сотрудников
    • Аккредитация
    • Обеспечение качества и оценка
  • Услуги для студентов
    • Адлерские студенты в действии
    • Центр развития студентов
    • Книжный магазин
    • Карьерные услуги
    • Текущие студенты
    • Финансовая помощь
    • Библиотека и медиацентр
    • Регистратор
    • Стоимость обучения
    • Технологии
    • Учебные заведения
    • Письменный центр
  • Адлер в общине
    • В новостях
    • Адлерский институт непрерывного образования
    • Ассоциация выпускников
    • Раздача
    • Сервисный центр арт-терапии
    • Школьный консультационный центр

Форма поиска

Поиск

.

Альфред Адлер Первый общественный психолог

Альфред Адлер

Alfred Adler

(7 февраля 1870 — 28 мая 1937)

Альфред Адлер по праву считается первым общественным психологом. Десятилетия опережают свое время и основаны на социальном обеспечении, социальной справедливости, равенстве и важности образования; Психология Адлера, также известная как индивидуальная психология, сегодня вызывает такой же резонанс, как и тогда, когда Адлер начал формулировать свои идеи на рубеже 20-го века.

Окончив Венский университет со степенью врача В 1895 году Альфред Адлер отказался видеть себя просто врачом, лечащим «больных» людей. Движимый сильным желанием и обязательством помочь предотвратить страдания, которые он видел вокруг себя, Адлер начал документировать человеческие последствия социального неблагополучия, концепцию, которую мы сегодня называем «социальной изоляцией».

В 1898 году Адлер опубликовал « Руководство по охране здоровья для швейного дела », и именно здесь мы видим, как его новаторские идеи начинают развиваться.Адлер воочию становится свидетелем эндемических проблем со здоровьем, связанных с крайне плохими условиями труда и жизни, отмечая, что рабочие, которых он наблюдал, «лишены культурных преимуществ и не затронуты правилами, регулирующими гигиену». Встревоженный тем, что он ясно видел как неоправданные человеческие затраты на работу в швейном деле, Адлер призвал к срочным реформам путем предоставления медицинского страхования и страхования от безработицы, государственных инспекций условий труда, пенсий по старости и т. Д.

Обсуждая «Пособие по здоровью для портных» в статье о социальной изоляции, Хилари Сильвер отмечает, что Адлер предположила, что неравенство может порождать враждебность, агрессию и насилие; и наоборот, социальное равенство способствует психическому здоровью.

« Тот факт, что люди являются членами сообществ, формирует индивидуальную психологию и благополучие. Множественные« жизненные задачи »: профессия / работа, общество / дружба и любовь / сексуальность — взаимосвязаны, и все они способствуют повышению самооценки человека или чувство неполноценности или компенсирующее стремление к превосходству. Чувство себя равноправным членом сообщества и принятие социальных и моральных ограничений на идеальное «я» предотвращает то, что Адлер назвал «комплексом неполноценности ». (Hilary Silver, 2009)

Блестящая газета Цитата об Альфреде Адлере

Alfred Adler

Беглые описания Адлера часто указывают на его связь с Зигмундом Фрейдом. Например, Адлер был первым президентом Венского психоаналитического общества, которое он сформировал вместе с Фрейдом.Однако важно отметить, что вскоре Адлер оторвался от психоаналитического движения.

Чтобы понять теоретические и, что более важно, практические последствия этого тормоза, взгляните на превосходное резюме Андре Тридона, которое было следующим:

Фрейд рассматривает человеческую жизнь как результат игры бессознательных сил, которые слепо движут нами. и которыми мы никоим образом не способны руководить или регулировать. Подавленные желания, которые постоянно ищут выхода и которые, создавая для себя ненормальный выход, временами нарушают наше ментальное равновесие, не служат определенной цели. Юнг, недовольный этой формой психологического фатализма, утверждал, что невроз — это неудачная попытка приспособить свое поведение к проблемам настоящего. Адлер считает, что все силы человека стремятся к определенной цели и что в каждом проявлении жизни мы можем найти следы доминирующей или руководящей идеи.

Другими словами, Фрейд подчеркивал важность прошлого, Юнг — настоящего, Адлер — будущего .»(Андре Тридон, 1920)

Как упоминалось выше, чувство вовлеченности и связи со своим сообществом является центральным принципом адлерианской психологии. Психологическое значение «социального интереса» или «Gemeinschaftsgefühl», как первоначально называл его Адлер, сегодня так же важно, как и когда-либо.

Альфред Адлер умер в Шотландии в мае 1937 года во время лекционной поездки в Абердине. Друг и коллега Адлера Рудольф Драйкурс не только завершил тур, но и был полон решимости обеспечить воплощение идей Адлера.

« Его больше нет; но то, что он сказал, будет жить. Давайте проявим мужество и будем развивать наши общественные интересы, чтобы поддерживать горение пламени, зажженного Адлером «. (Рудольф Драйкурс)

В 1952 году Рудольф Драйкурс вместе с Чикагской ассоциацией индивидуальной психологии основал Чикагский институт Альфреда Адлера. В 1991 году Школа профессиональной психологии была переименована в Адлерскую школу профессиональной психологии, и ее миссия по-прежнему заключается в продолжении « новаторской работы первого общественного психолога Альфреда Адлера» путем выпуска социально ответственных специалистов-практиков, вовлечения сообществ и продвижения социальной справедливости

Адлер, Индивидуальная психология Андре Тридон

Adler, Individual Psychology By André Tridon.

(Фото: Saylow через flickr creative commons)

Адлер, Индивидуальная психология Андре Тридона была впервые опубликована в 1920 году и предлагает четкое и краткое изложение теорий Альфреда Адлера, включая детали его основных разногласий с Зигмундом Фрейдом. Вы можете прочитать эту отличную статью по следующей ссылке.

Адлер Индивидуальная психология

Психология Адлера: 8 основных принципов Нита Арнольд

Adlerian Psychology: 8 Basic Principles By Nita Arnold.

Отличная статья 1951 года с изложением 8 основных принципов адлерианской психологии, которую вы можете прочитать по следующей ссылке.

Психология Адлера

Вернуться к началу страницы

Перейти к пионерам психологии Страница

Перейти на домашнюю страницу

.

«Индивидуальная психология Альфреда Адлера» Альфреда Адлера

Определенно одна из лучших книг, которые я когда-либо читал. Хотя я изучал философию в университете, я всегда был очень заядлым читателем психологии. Некоторое время я знал об Альфреде Адлере, как об одном из основателей большой тройки психоанализа (наряду с Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом), но я никогда не осознавал глубины и глубины его мысли.

Вот мое резюме мысли Альфреда Адлера (которое составляет содержание книги): для Адлера «существовать — значит чувствовать себя неполноценным.»Он имеет в виду, что с того момента, как человек может сравнивать себя с другими, он осознает свою относительную немощь и слабость перед лицом массивных взрослых. Результатом огромного человеческого мозга является наша способность сравнивайте наши собственные способности и способности с другими, и эта способность развивается очень рано. Таким образом, мы все учимся быть неуверенными (по крайней мере, до некоторой степени).

Мы пытаемся компенсировать это чувство неполноценности, стремясь к превосходство на его языке.Это коренится в присвоении Адлером концепции воли к власти Ницше. В отличие от дарвинистов того времени, Ницше утверждал, что эволюция движется, в основном, в основе своей движущей силой вверх, известной как воля к власти, а не просто к выживанию. Напротив, выживание — это просто пример более фундаментальной воли к власти.

Эта воля к власти у людей направлена, прежде всего, на облегчение чувства неполноценности. Адлер различает социально полезные и социально бесполезные формы компенсации этих чувств.Социально бесполезные формы включают компенсацию чувства неполноценности за счет причинения вреда другим, чтобы заставить себя почувствовать себя более сильным. По мнению Адлера, лекарство от психического заболевания предполагает принятие общественно полезного стиля жизни, который предполагает служение другим и участие в чем-то большем, чем он сам.

Когда индивидуальная воля к власти сбивается, это может проявляться в симптомах того, что Адлер называет неврозом (устаревшее и ужасное слово). Однако, в отличие от Фрейда, Адлер считал, что невроз вызывается социально бесполезными попытками компенсировать чувство неполноценности.Примером чего-то подобного может быть кто-то, желающий стать диктатором, чтобы он мог доминировать над другими людьми, причем это желание коренится в глубоко укоренившемся чувстве неполноценности, потому что он подвергся насилию со стороны своего отца. Вместо этого человек должен компенсировать это, используя в качестве стандарта свою полезность в содействии благосостоянию других. Адлер признает, что чья-то психологическая система обязательно будет выражением его жизненной философии, и он довольно открыто высказывает свои предположения в этом отношении.

В биологии компенсация понимается как увеличение активности или размера определенной части органа или организма, которое компенсирует дисфункцию или потерю другой части. Женщина чувствует себя непривлекательной из-за того, что, по ее мнению, является большим носом, и поэтому она может навязчиво акцентировать внимание на других частях своего тела, чтобы отвлечь внимание от якобы уродливого органа и к чему-то, что даст ей чувство превосходства и облегчит болезненное чувство неполноценности.

Независимо от того, физиологическая или психическая, или и то, и другое, жизнь протекает посредством компенсации: одно химическое вещество увеличивается или уменьшается, чтобы компенсировать увеличение или уменьшение в другом месте, метаболизм замедляется во время голодания, чтобы компенсировать небольшое количество потребляемой пищи и потребность в экономии калорий . На всех уровнях детализации весь организм участвует в обеспечении того, чтобы соответствующие различия были такими, чтобы поддерживать стабильность, гомеостаз или равновесие открытой, возникающей системы.

Для Адлера цель состоит не в том, чтобы не компенсировать, поскольку компенсация является важным компонентом того, что поддерживает стабильность равновесия, а скорее в том, чтобы хорошо компенсировать. Поскольку открытые, возникающие системы, зависящие от прочного, но хрупкого равновесия, постоянно наводняемые одним толчком за другим, компенсация является обычным явлением жизни. Таким образом, компенсация вообще не имеет отрицательного значения в системе Адлера. Вот как могут функционировать новые системы, подобные нам. Это верно, утверждал он, как на физиологическом, так и на психологическом уровне (действительно, его ранние работы были гораздо больше связаны с чувством неполноценности, возникающим из-за неисправных органов, тогда как в более поздних работах он изменил порядок вещей).

Хорошая компенсация для Адлера предполагает развитие того, что он называет «социальным чувством» или «социальным интересом», и включает в себя отвлечение внимания от собственной неполноценности и вместо этого стремление внести свой вклад в благополучие других. Сам Адлер был социал-демократом, и его политические интересы задолго до его карьеры психоаналитика, но позже он отказался от этих взглядов, и представление о том, что люди являются социальными существами и требуют межличностных отношений для поддержания психического здоровья, вряд ли является отчетливо марксистской идеей.

Действительно, психология Адлера — это, по сути, социальная психология. Человеческая личность развивается в постоянном взаимодействии с другими людьми. Усиление чувства превосходства и уменьшение чувства неполноценности связаны с тем, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие люди. Компенсация этих чувств

Как бы я ни любил Адлера, мне никогда не нравился его стиль письма. С одной стороны, я определенно ценю его настойчивое мнение о важности четкого изложения идей, чтобы человек с обычным интеллектом мог понять его учение.(на самом деле больше англо-американской добродетели, чем германской). Я с другой стороны, он часто бывает настолько кратким, что его сообщение заканчивается расплывчатым и, конечно, неэлегантным. Мне также очень хотелось бы, чтобы его идеи были сформулированы в более строго систематических рамках. Обязательно ли это ошибка перевода или его собственного стиля, я не уверен. Как бы то ни было, на самом деле этого недостаточно, чтобы гарантировать отсутствие звезды.

Хотя Адлер ценил комплекс неполноценности, как никто до него (кроме, пожалуй, Ницше и Достоевского — единственного психолога, по свидетельству Ницше, у которого он когда-либо чему-либо научился), он мог быть действительно грубым редукционистом, в чем-то не отличавшимся от него. Фрейд, почти архаичный.То есть он считает, что в основном все формы психических заболеваний являются результатом отсутствия социальных чувств или социального интереса, а также «социально бесполезными» попытками попыток компенсировать чувство неполноценности. Это верно, подумал он, например, в отношении шизофрении, что явно абсурдно. В настоящее время известно, что шизофрения очень (хотя и не полностью) наследуется.

Я думаю, что его комментарии о гомосексуализме могут представлять не только исторический интерес. как и в случае с другими психодинамическими комплексами, он приписывает «инверсию» или гомосексуализм попыткам избежать чувства неполноценности, по умолчанию придерживаясь того же пола.Таким образом, он в основном рассматривает это как своего рода отговорку или нервное расстройство со стороны гомосексуалистов. Хотя этот стереотип довольно широко известен в отношении женщин, Адлер утверждает, что и мужчины, и женщины проявляют «психический гермафродитизм» и переключаются на влечение к противоположному полу из-за незащищенности. Как христианин, я считаю гомосексуализм греховным, но даже нехристианские ученые понимают, что сексуальная ориентация передается по наследству лишь в незначительной степени.

Почему бы не исследовать в основном (или хотя бы частично) психодинамику такой ориентации? Признаюсь, я отчасти посмеивался над чрезмерно извиняющимися сносками, в которых подчеркивалось, что взгляды Адлера на гомосексуализм были представлены только для исторической точности, но что неоадлерианцы отвергают Адлера в этом.Что интересно, даже в отсутствие это дух времени. Фактически, гомосексуализм не был исключен из DSM до 1973 года.

Но я отвлекся — возвращаясь к теме раннего переживания чувства неполноценности, ребенок может начать культивировать социально бесполезные модели поведения, если ему не хватает смелости смотреть в лицо лицом к лицу. о том, что Альфред Адлер называет тремя главными проблемами жизни: дружбой, любовью и занятием. Адлер считал, что неудача в любой из этих областей вызывает невроз, а неудача во всех из них — психоз (что, как мы уже сказали, было опровергнуто).

.

Альфред Адлер — Википедия

Альфред Адлер (№ 7 февраля 1870 г. — умер 28 мая 1937 г.) — один из медицинских работников австрийского психиатра, создатель индивидуальной психологии; a doua școală vieneză de psihoterapie, în ordine cronologică (după psihanaliza lui Sigmund Freud i înainte de logoterapia lui Виктор Франкл).

Альфред Адлер — исследовательская система индивидуальной психологии. S-a născut din părinți evrei, a absolvit Facultatea de Medicină de la Universitatea din Viena.В сотрудничестве с Зигмундом Фрейдом, входящим в состав группы коллег по работе с Фрейдом, Адлер — это плоская печатная организация, созданная для психиатрической психиатрии, входящая в базу Психаналитических обществ в Вене. Одна первая фигура важная забота — это описание психоанализа, независимого от психологической терапии, теории персонализации. Faptul a avut loc după ce Freud, a declarat ideile lui Adler prea diferite, chiar contrare ideilor sale și a ajuns să dea un ultimatum tuturor membersrilor Societății (pe care Freud o păstorea) să-l părăsească pe sufériândà sau dreptul la disidență.Адлер — фундаментальный метод лечения психотерапевтических вмешательств, скрытая адлерианская психотерапия.

n urma rupturii, punctul de vedere al lui Adler va ajunge să aibă o влиятельное огромное, независимое asupra disclinelor consilierii și psihoterapiei așa cum s-au dezvoltat acestea în secolul XX. Адлер представляет собой уникальную фигуру для психотерапевта, предшествующий Ролло Мэй, Виктору Франклу, Аврааму Маслоу или Альберту Эллису. Descoperirile sale au precedat i au fost uneori surinzător de coerente cu intuițiile unor neo-freudieni ulteriori, de exemplu acelea corrective, scrierile lui Карен Хорни, Гарри Стэк Салливан и Эрих Фромм.

Непрерывный церцетарил частной проблемы непонятного происхождения. Добавьте noțiunea de inconștient dinamic, dar minimalizează rolul sexyității i al complexului lui Oedip in geneza personalității, рассмотрите и că factorii детерминированный pot fi căutați mai curând în propria personalitate și în societate [9] .

Адлер — это подразделение, которое важно эгалитацией в профилактике психопатологии, является социальной, существующей социальной, существующей демократической структурой, которая создает идеальную структуру.Cea mai faimoasă descoperire a lui este complexul de inferioritate, care ține de felul cum se percepe pe sine omul i являются эффективными отрицательными asupra sănătății psihice, sau poate duce uneori, în chip paradoxal, la reversulză fuțin, la Conccințe la fel de nocive.

reliefat Dinamica puterii pornind-де-ла-де-voinţa putere concepută де Ницше. Адлер — аргумент в favoarea holismului, анализ и индивидуальный mai degrabă din perspectiva întregului vieții psihice decât reducționist — reducționismul find pe atunci felul dominant de a vedea lucrurile.S-a numărat printre primii care au susținut psihologic feminismul, рассмотрите и că dinamica puterii între bărbați și femei este importantă pentru înțelegerea psihologiei омулуй. Адлер очень внимательный, alături de Freud și Jung, unul dintre cei trei fondatori ai psihologiei abisale, care pune accentul pe inconștient i pe dinamica psihică.

America de Nord [изменение | modificare sursă]

  • Журнал индивидуальной психологии (University of Texas Press), SUA
  • Канадский журнал адлерианской психологии (Адлеровская ассоциация психологии Британской Колумбии), Канада

Регулярное подразделение [изменение | modificare sursă]

  • Adlerian Yearbook (Adlerian Society, Marea Britanie)
  • Теория практической психологии индивидуальной (1920)
  • Cunoașterea omului (1927)
  • Psihologia școlarului greu educationabil (1930)
  • Sensul vieții (1933)
  1. ^ Биографический словарь философов двадцатого века (изд. Lupșa, Elena, Victor Bratu, op. соч. , стр. 8
  • Карлсон, Дж., Уоттс, Р. Э. и Маниаччи, М. (2005). Адлеровская терапия: теория и практика . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  • Динкмейер, Д., младший, и Дрейкурс, Р. (2000). Побуждая детей учиться . Филадельфия: Бруннер-Рутледж.
  • Handlbauer, B. (1998). Противоречие Фрейда и Адлера . Оксфорд, Великобритания: Oneworld.
  • Хоффман, Э.(1994). Стремление к себе: Альфред Адлер и основание индивидуальной психологии . Нью-Йорк: Addison-Wesley Co.
  • Лерер Р. (1999). Адлер и Ницше , на сайте: Дж. Голомб, В. Сантаниелло и Р. Лерер. (Ред.). Ницше и глубинная психология. (стр. 229-246). Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка.
  • Мосак, Х. Х. и Ди Пьетро, ​​Р. (2005). Ранние воспоминания: метод интерпретации и применение . Нью-Йорк: Рутледж.
  • Оберст, У.Э. и Стюарт А. Э. (2003). Адлерианская психотерапия: расширенный подход к индивидуальной психологии . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.
  • Slavik, S. & Carlson, J. (Eds.). (2005). Чтения по теории индивидуальной психологии . Нью-Йорк: Рутледж.
  • Фиберт, М. С. (1997). В тени Фрейда и вне его: хронология отношений Адлера и Фрейда. , în Индивидуальная психология , 53 (3), 241-269.
  • Манастер, Г.J., Painter, G., Deutsch, D., & Overholt, B.J. (Eds.). (1977). Альфред Адлер: Как мы его помним , Чикаго: Североамериканское общество адлерианской психологии.
  • Лупня, Елена, Виктор Брату (2005). Psihologie. Руководство pentru clasa a X-a .Дева: Editura Corvin.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.