Муж клары лучко дмитрий мамлеев: После смерти первого мужа от инфаркта Клара Лучко оказалась на грани нищеты. Кто спас актрису?

После смерти первого мужа от инфаркта Клара Лучко оказалась на грани нищеты. Кто спас актрису?

Клара Лучко

Клара Лучко // Фото: PhotoXpress.ru

Клару Лучко называли «главной казачкой страны». С ролью Даши Шелест к ней пришла популярность. За годы творческой жизни артистка снялась в ряде фильмов, ставших классикой советского кино.

Актерское ремесло далось Лучко непросто и не сразу. Во многом ей пришлось «перекроить» себя и старые привычки, чтобы стать известной. Звезда «Кубанских казаков» встретила вторую половину на съемочной площадке, но и здесь не обошлось без борьбы за личное счастье. Путь Клары Степановны был полон препятствий, с которыми она успешно справлялась. Артистка любила жизнь и до момента смерти, внезапно наступившей 14 лет назад, доказывала это.

ТЯЖЕЛЫЙ СТАРТ

Клара Лучко в картине «Мичурин»

Клара Лучко в картине «Мичурин» // Фото: Кадр из фильма

Клара Лучко родилась в Полтавской области Украины в семье руководителя колхоза. Девочку назвали в честь знаменитой революционерки Клары Цеткин, с чем впоследствии связывали особенности ее сильного характера. Из-за работы у родителей не хватало времени на воспитание дочери, поэтому ее вырастила тетя. С детства ребенок восхищался вокальными талантами матери, участвовавшей в самодеятельности, возможно, поэтому скромная и любившая читать Клара Степановна покинула дом ради поступления во ВГИК.

Решение замкнутой дочери стало полной неожиданностью для семьи. Но в отсутствие родителей девочка любила наряжаться и проявлять фантазию. Ее кумиром была знаменитая актриса.

«Когда мама уходила на работу, я накручивала волосы на раскаленный гвоздь, надевала ее туфли на каблуках и воображала себя Тамарой Макаровой!» — признавалась Лучко.

Картина «Кубанские казаки» принесла Кларе Лучко успех

Картина «Кубанские казаки» принесла Кларе Лучко успех // Фото: Кадр из фильма

Из-за военных действий столичный вуз эвакуировали в Алма-Ату, куда Клара Степановна поехала на пробы. Лучко не очень-то верила в себя из-за высокого роста и, как ей казалось, нескладной фигуры, а смотр сделали открытым. Абитуриентка растерялась и напрочь забыла всю подготовленную программу. Но члены комиссии что-то рассмотрели в девушке и напоследок попросили сыграть этюд «Спасение утопающей подруги». Тут Клара Лучко раскрыла драматические таланты и была зачислена.

С переездом в Москву после окончания войны студентка остро ощутила тяготы жизни вдали от дома. Будущую актрису поместили в грязное общежитие, где совершенно нельзя было оставаться. В столице нашлись дальние родственники Клары Степановны, согласившиеся приютить ее. Лучко оказалась в Сокольниках, где обрела собственный диван. Но ехать на учебу приходилось по два часа — с двумя пересадками. Позднее артистка рассказывала, что в то время часто бывала голодной, но это стоило терпеть ради мечты стать звездой.

Студентку с сильным украинским акцентом попросили срочно научиться «разговаривать по‑русски», иначе из ВГИКа ее пришлось бы отчислить. Неимоверных трудов стоило старательной Кларе Степановне исправить проблему. При этом она продолжала скептически относиться к собственной внешности, пока кумир детства актрисы, Тамара Макарова, не стала одной из наставниц начинающей артистки. Но выходы Лучко на сцену оставались незамеченными, даже роль второго плана в «Молодой гвардии» не принесла успеха. Все изменилось, когда в 1949-м она блестяще сыграла Дарью Шелест в «Кубанских казаках» и вскоре получила за работу Сталинскую премию второй степени.

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

На съемках Клара Лучко встретила первого мужа

На съемках Клара Лучко встретила первого мужа // Фото: Кадр из фильма

Сергей Лукьянов должен был продолжить дело предков и стать горняком, но тяга к искусству привела его на театральные подмостки. Ко времени работы над картиной «Кубанские казаки» он был женат на Надежде Тышкевич, у них подрастала дочка Таня. Казалось, в жизни актера все уже устоялось. Но судьба совершила крутой поворот, внеся смятение в его чувства и устоявшийся быт.

Еще до начала съемок требовалось утверждение грима. Клара Лучко с несколькими актерами ждала своей очереди, когда дверь открылась, и в комнату вошел Лукьянов. Осталось неизвестным, зачем он приходил. Но едва увидев Клару, исполнитель роли Гордея Ворона произнес всего одну фразу.

«Все, я пропал!» — промолвил артист, развернулся и ушел.

Клара Лучко и Сергей Лукьянов

Клара Лучко и Сергей Лукьянов // Фото: Кадр из документального фильма

А потом началась съемочная и трудовая экспедиция в совхоз «Кубань», где режиссер Иван Пырьев определил артистов на сельскохозяйственные работы для лучшего понимания образов и достоверной игры. Необыкновенная природа, прекрасный творческий коллектив, веселый и яркий сценарий давали полное ощущение счастья. Но для Клары Степановны это дополнялось тем, что она впервые в жизни влюбилась. Сергей Лукьянов был старше на 15 лет, но это не смутило актрису.

Между ней и Лукьяновым возникли серьезные чувства. Пару не остановило, что актер был женат и имел 10-летнюю дочь. По сути, Лучко увела артиста из семьи. Через несколько месяцев после окончания съемок Клара Лучко и Сергей Лукьянов сыграли свадьбу. Через год супруги стали родителями.

Сергей Владимирович безумно любил жену, не видел вокруг ни одной кокетки, которых было немало — Лукьянов считался видным мужчиной. Он боготворил избранницу. Дочь Оксана вспоминала, что в семье отмечался только мамин день рождения.

Однажды Сергей Лукьянов, гастролируя по Англии, на весь гонорар купил Кларе Степановне кружевное платье и серебряные туфельки, потрясшие знакомых семьи. В другой раз он заметил, что в Европе вошли в моду босоножки на пробковой подошве, отыскал замшу и смастерил супруге несколько пар подобной обуви. Актер носил жену на руках, успевая работать и заниматься хозяйством.

ЧЕРНАЯ ПОЛОСА

Клара Лучко с супругом в картине «Двенадцатая ночь»

Клара Лучко с супругом в картине «Двенадцатая ночь» // Фото: Кадр из фильма

Брак актеров считали идеальным. Конечно, в семье случались трудности. Вначале их настигли материальные проблемы и долгий развод Сергея Владимировича. Он был довольно властным человеком, не в пример мягкой Кларе Степановне. Иногда артист слишком давил на супругу. Не обходилось и без ревности, как мужской, так и профессиональной.

Несмотря на периодически возникающие сложности, они обожали друг друга и пытались находить компромиссы в отношениях. Помогали в этом и общие работы в кино, ведь пара снялась в нескольких фильмах. Семейный дуэт мог сложиться в трио: подрастающая дочь дебютировала в картине «Государственный преступник», где были заняты и ее родители. Но затем в дом пришла беда: один за другим Лукьянов перенес три инфаркта. Супруга отказалась от гастролей и превратилась в сиделку. Лучко ежедневно ездила в больницу и смогла поднять любимого на ноги. Сергей Владимирович вернулся на сцену.

А первого марта 1965 года прямо во время выступления на собрании в театре имени Вахтангова Сергей Лукьянов скончался от очередного инфаркта. Ему было всего 54. Слабое сердце актера разлучило влюбленных спустя 15 лет совместной жизни.

«Приехала скорая помощь, но уже ничего не могли сделать, он умер прямо в большом фойе. Это было очень страшно, особенно, этот крик, когда разорвалось сердце», — рассказывала сотрудница театра Маргарита Литвин на съемках фильма «Клара Лучко. Цыганское счастье».

Клара Лучко тяжело переживала смерть возлюбленного

Клара Лучко тяжело переживала смерть возлюбленного // Фото: Кадр из документального фильма

Со смертью мужа началась черная полоса в жизни актрисы. Она перестала красиво одеваться — не хватало денег. Тогда Лучко почти не приглашали в кино. Дочь артистки заботилась о безутешной вдове, готовила для нее еду, которую с трудом добывала из-за материальных тягот. Болезнь Лукьянова подорвала не только семейный бюджет, но и здоровье Клары Степановны. Темные круги под глазами, осунувшееся лицо — в ней было трудно узнать звезду экрана.

В гардеробе вдовы остались только черные траурные наряды. Она будто похоронила себя вместе с мужем. Заботы внезапно легли на плечи Лучко, прежде полагавшейся во всем на избранника. Кларе Степановне было под 40, а режиссеры предпочитали юных артисток. Однако внутренняя сила не дала ей окончательно сдаться. Звезду кино «открыли» заново в качестве серьезной возрастной актрисы.

НОВЫЙ БРАК И УСПЕХ НА ЭКРАНЕ

Клара Лучко со вторым мужем Дмитрием Мамлеевым и дочерью Оксаной

Клара Лучко со вторым мужем Дмитрием Мамлеевым и дочерью Оксаной // Фото: Кадр из документального фильма

Артистка сумела использовать личные страдания в кино, сыграв свои лучшие роли. Теперь образы ее героинь стали более глубокими, многогранными и пропитанными тоской. А спустя несколько лет со смерти супруга Лучко встретила на вечеринке приятельницы Риты Квасницкой нового избранника.

Как рассказывала впоследствии сама актриса, Дмитрий Мамлеев, работавший корреспондентом в «Известиях», оказался интересным и привлекательным мужчиной. Когда друзья начали расходиться, выяснилось, что все живут в одном доме, кроме артистки и журналиста. Вместе они отправились на поиски такси, а в итоге гуляли до утра и приняли решение больше не расставаться.

«Они были очень схожи по характеру, это было соприкосновение душ, такая дружная пара», — подчеркивала актриса Лариса Лужина.

Клара Лучко много снималась в 80-е

Клара Лучко много снималась в 80-е // Фото: Кадр из фильма

Журналист сразу влюбился в Клару Степановну. Пара провела вместе более 35 лет. Мамлеев поддерживал супругу, которая вскоре достигла пика карьеры: выход на экраны многосерийной мелодрамы «Цыган» сопровождался оглушительным успехом. Не менее удачным стало продолжение истории под названием «Возвращение Будулая». Исполнители главных ролей в фильме, Клара Лучко и Михай Волонтир, получили звание Народных артистов СССР.

Лучко и Мамлеев не завели общих детей, но дочь актрисы Оксана приняла корреспондента как родного папу. Несмотря на страсть, которую Клара Степановна воплотила с Волонтиром в знаменитой картине, супруг никогда не подозревал жену в неверности. «Я всегда знал, что их роман был только на экране, и поэтому старался не ревновать. Они были большими друзьями», — рассказывал журналист.

ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ

Последняя роль Клары Лучко в картине «Парк советского периода»

Последняя роль Клары Лучко в картине «Парк советского периода» // Фото: Кадр из фильма

В новом веке Клара Лучко успела сняться лишь в двух картинах: в военно-детективном боевике Рудольфа Фрунтова «Солнечный удар» и комедии Юлия Гусмана «Парк советского периода». В последней ленте кинозвезда появилась в роли камео, а в «Солнечном ударе» сыграла одну из ключевых ролей — Клару Миллер.

Клара Степановна следила за собой, встречалась со зрителями, участвовала в различных мероприятиях и фестивалях. Актриса редко жаловалась на самочувствие, поэтому ее смерть стала шоком для близких. Накрыв на стол, артистка позвала мужа завтракать и вдруг потеряла сознание. Журналист поспешил вызвать врачей, но было слишком поздно: оторвался тромб, унеся жизнь Лучко, планировавшей вскоре отметить 80-летие.

Занятия актрисы были расписаны на несколько месяцев вперед: предстояло озвучить новую роль, явиться на очередную премию и примерить платья для торжественных событий. Но этому не суждено было сбыться.

«Ничего она не предчувствовала. Вот так вздохнула, руки развела и ушла в одну секунду», — сетовала дочь Клары Лучко.

Дочь Клары Лучко Оксана бережно хранит вещи матери

Дочь Клары Лучко Оксана бережно хранит вещи матери // Фото: Кадр из документального фильма

После смерти супруги Дмитрий Мамлеев остался в ее квартире и ухаживал за любимым котом Лучко Дормидонтом. Журналист написал книгу воспоминаний о жене «Далекое и близкое эхо». Но ничто не утешало вдовца, безумно скучавшего по актрисе. Он скончался спустя семь лет.

26 марта 2005 года стало печальной датой для многих коллег и друзей Клары Лучко. В последний путь талантливую артистку провожали тысячи поклонников. Дочь актрисы Оксана до сих пор тяжело переживает потерю близкого человека, храня в шкафу мамины платья, украсив комнату фотографиями родительницы и не расставаясь с кольцом Клары Степановны.

По материалам изданий «Домашний очаг», «Peoples.ru».

Что-то затянулась ее последняя командировка

Мужья, жёны ушедших знаменитостей… Для них звезды экрана и сцены были не «кумирами миллионов», а просто самыми близкими людьми, потеряв которых продолжать жить очень нелегко. Тем ценнее признания нашедших в себе мужество открыться. Первый наш собеседник – Дмитрий Мамлеев, чей брак с актрисой Кларой Лучко длился почти 40 лет…

Квартира словно замерла

Она скончалась внезапно: оторвался тромб. В той же квартире знаменитой московской высотки на Котельнической набережной, где, вернувшись с утренней прогулки, нашел бездыханную жену, Дмитрий Федорович живет и сейчас. За 5 лет, что прошли со смерти Клары Лучко, он ничего тут не менял. Ковры, кожаные диваны, старинные шкафы, совместные и из ее фильмов фотографии на полках, столы ручной работы, торшер, почетные грамоты актрисы, диплом американского института о присуждении ей звания «Женщина тысячелетия», шашка от казаков, висящее на стене блюдо, подаренное самим Пикассо, – даже в мелочах обстановка сохранена прежняя.

– Мне всё кажется, что откроется дверь – и Клара вернется, – говорит Дмитрий Федорович. – Она часто уезжала, а последняя «командировка» что-то затянулась. До сих пор не могу привыкнуть к мысли, что ее нет.

Жду, жду…

Первая встреча, после которой они до самой ее смерти не расставались, произошла в компании общих друзей. Дмитрий Федорович к тому времени – состоявшийся «известинец», приглашенный в Москву из Ленинграда. В Северной столице он окончил юридический факультет госуниверситета, который позже выпустит двух наших президентов, но призвание нашел совсем в другой профессии – журналиста. А Клара Степановна была звездой всесоюзного масштаба (после роли Даши Шелест в «Кубанских казаках») и уже вдова – болезнь сердца рано оборвала жизнь актера Сергея Лукьянова, игравшего (в роли Гордея Ворона) в том же фильме любовь с Мариной Ладыниной. Кстати, всего через несколько лет Лучко и Ладынина стали в доме на Котельнической соседками. О тесном общении говорить не приходится (в силу сложного характера Ладыниной), но Клара Степановна видела, как бедно жила звезда «Свинарки и пастуха», и в нужный момент замолвила о ней словечко. На одном из высокопоставленных приемов Лучко подошла поблагодарить Наину Ельцину за то, что Борис Николаевич включил ее в список артистов, имеющих право на «президентскую» пенсию. И добавила, что, если возможно, хотела бы отказаться от денег – в пользу прославленной, но нищей Ладыниной. Наина Иосифовна передала просьбу актрисы, однако вычеркивать ее имя из списка избранных не стали – в нем просто стало на строчку больше.

В Кремль пускали без паспорта

– Кларочка много добра делала людям, – вспоминает Мамлеев. – И частным образом помогала, и своей деятельностью в общественных фондах. Ее любили, и она этим пользовалась. В Кремль, бывало, соберется идти. Я ей: «Клара, ты паспорт забыла!» Никогда не брала документы – ее и так пускали. Когда только начал болеть «цыган» Волонтир, отправилась к Комиссарову на программу «Моя семья». Хотя очень тщательно относилась к своему появлению на экране. Рассказала о беде Михая по телевидению, и люди откликнулись – собрали на операцию актеру большую сумму. И никогда не выбивала ничего для себя. Я много работал, она дома не сидела. Нам, слава Богу, хватало.

Мамлеев и Лучко жили душа в душу. Дмитрий Федорович называл супругу «хорошим парнем». В том смысле, что киноприма, руки и сердца которой просила вся пишущая часть мужского населения Союза, в жизни была простым, скромным человеком. «Умная, красивая, понимающая», – на примере собственной жены выводит формулу идеальной «половинки» Мамлеев. Поводов для ревности Лучко не давала, домашней работы не чуралась. Обычный отдых, когда оба были в Москве, выглядел так: в пятницу «кубанская казачка» запекала цыпленка, подъезжала на модной, тогда еще с хромированным оленем на капоте «Волге» к редакции «Известий» и ждала, пока муж не подпишет номер. Вечером они садились в машину, отправлялись за 30–40 км от Москвы в любом направлении, куда глаза глядят, и разогревали на костре приготовленный дома ужин.
– Сейчас такое невозможно и представить, – замечает Дмитрий Федорович.

Но загородная идиллия случалась нечасто. Обычно или он, или она были в разъездах – на съемках, кинофестивалях, концертах, в командировках. Объездили весь мир, но каждый по отдельности. Отпуск всегда проводили в Карловых Варах – лечение на курорте диабетику Мамлееву рекомендовали врачи. Единственная, кроме традиционной Чехии, совместная поездка, которая для Мамлеева была рабочей, состоялась в Париж. 

Платья и шляпы раздали музеям

Дмитрий Федорович неохотно соглашается хотя бы единственный раз сфотографироваться. Предлагает взглянуть вместо этого на черно-белые карточки, где он (и рядом она) еще полный сил, молодой. Он делает над собой усилие, чтобы заставить руки слушаться и говорить как можно более разборчиво. Для человека, у которого два инсульта за плечами, получается невероятно здорово. Мамлеев с гордостью перечисляет знаки уважения и памяти о жене, которую хранят люди.

Особенно, если так можно сказать, почитают Лучко на юге. Еще при жизни актрису называли «трижды казачкой Советского Союза» – по фильму «Кубанские казаки», сериалу «Цыган» и по рождению (актриса с Полтавы). В Краснодаре актрисе установлен памятник. В Курганинске, где снимались «Кубанские казаки», есть музей Клары Степановны, ее имя носит центральная площадь города, ей посвящен ежегодный кинофестиваль «Казачьи зори», а победителям конных скачек на Кубани вручается приз Лучко. В Усть-Донецке, неподалеку от хутора, на котором работала съемочная группа «Цыгана», энтузиасты воссоздали казачий двор из сериала: в курень Клавдии и кузню Будулая каждый день водят экскурсии. Родная Полтава тоже чтит актрису: в ее честь названы улица и школа, а в Центре воспитания молодежи создан целый зал памяти Лучко.

– Ни у одной актрисы, даже у Мордюковой, нет такого, – утверждает Дмитрий Федорович. – Клару любили все люди, и память, которую народ о ней хранит, это доказывает.

Дмитрий Федорович уже не мечтает увидеть то, о чем с азартом рассказывает, своими глазами – перемещаться на такие расстояния не позволяет здоровье. Однако рук не опускает: делает все, что может, чтобы не забыли его покойную жену.

– Сколько я Клариных ваз, платьев, шляпок, сумочек разослал – не сосчитать, – говорит он. – Мы с Оксаной ни одной вещицы не продали, все только отдавали добрым людям.

Оксана – дочь Лучко от первого брака. На мать, по словам Мамлеева, внешне совсем не похожа, но «такая же добрая», благодаря ей Дмитрий Федорович не чувствует себя брошенным.

– После ухода жены у вас остались другие «хорошие парни», с которыми вы можете поделиться тем, что на душе? – уже прощаясь, спросила я.

– Добрых людей много, – уклончиво ответил вдовец. – Другое дело, что в живых все меньше. Многих, с кем можно было поговорить, встречаю, когда прихожу на кладбище. Такова старость…

Вдруг раздается телефонный звонок, и Дмитрий Федорович, взяв трубку, светлеет: Оксана, которая должна вернуть кота (он у них общий), уже неподалеку.

– Клара очень любила этого кота, – не сдерживая радости, говорит Мамлеев. – У нас всегда были животные, это наша общая страсть. Одну собаку у нас украли, другой песик отравился крысиным ядом, а вислоухого шотландского кота Оксана где-то нашла. По документам он Дормидонт, а в жизни – Плюша. Он мне очень дорог.

 

фото 🚩 Хобби и развлечения 🚩 Другое

Лучко снялась более чем в 80 кинофильмах. Запоминающейся зрителю стала роль Даши Шелест в «Кубанских казаках», которая принесла начинающей актрисе славу. Именно после выхода этой киноленты у нее появилось много поклонников.

Однако оглушительный успех пришел к Кларе позже, когда она снялась в роли Клавдии в сериале «Цыган». Здесь Лучко предстала в образе любящей матери, чуткой подруги и простой женщины, мечтающей о счастье. Клара настолько органично вписалась в роль, что режиссера не смутило даже то, что 40-летнюю Клавдию играет 60-летняя актриса.

О личной жизни актрисы судачили довольно много. Ей приписывали романы со многими звездами кинематографа, но за всю свою жизнь Клара любила только двоих мужчин– своих мужей. О своих возлюбленных Лучко отзывалась как о самых близких и родных людях, которые поддерживали ее во всех начинаниях.

Кинофильм «Кубанские казаки» стал судьбоносным для Лучко, ведь он подарил актрисе не только лавры славы, но и истинную любовь в лице Лукьянова Сергея, исполнившего роль Гордея Гордеича. Коллеги рассказывали, что как только Лукьянов зашел в гримерку и увидел юную красавицу Клару, он воскликнул, что пропал. Актриса ответила взаимностью на ухаживания 39-летнего коллеги. Примерно через год после завершения съемок фильма влюбленные скрепили свои отношения узами брака.

Советский актер Лукьянов Сергей Владимирович родился в сентябре 1910 г. в селе Нижнее. Его родители были шахтерами. Сам Сергей обучался в горнорудном училище и вскоре тоже пошел по стопам своей семьи, став шахтером. Но помимо этого он принимал активное участие в театральном кружке. В 1929 г. после очередного спектакля Сергею представилась возможность попробовать свои силы на профессиональной сцене. Он был приглашен в Донбасский театр. Позже актер прошел двухлетнее обучение в студии Харьковского театра.

Первой женой Сергея Лукьянова была балерина Тышкевич Надежда Захаровна, с которой у них была дочь Татьяна. Второй женой актера стала уже Клара Лучко.

Лукьянов считался одним из самых привлекательных мужчин советского кинематографа. Тем не менее, вся его любовь принадлежала исключительно Кларе Степановне. Как говорят многие близкие и коллеги актеров, Лукьянов боготворил Лучко, всегда был предельно добр и заботлив по отношению к ней, старался не покидать ее ни на одну минуту.

Через год после свадьбы в семье актеров родилась дочь Оксана. Заботливый супруг делал все возможное для счастья своей супруги и любимого ребенка.

Когда у Сергея были гастроли по Англии, он потратил весь свой гонорар на подарок Кларе, купив ей кружевное платье и туфли невероятной красоты. Он всегда следил за модой и доставал для жены самые изысканные и дорогие вещи.

Однако счастье влюбленных продлилось не так долго, 1 марта 1965 г. Сергей Лукьянов умер от инфаркта прямо во время выступления на сцене. В то время Кларе не было даже 40 лет. Лучко часто вспоминала, что супруг словно предчувствовал свою скорую погибель, поскольку в последние дни своей жизни он постоянно говорил о том, как он счастлив и сожалел о своем возрасте. Он знал, что однажды ему придется покинуть свою молодую супругу. В такие моменты он часто упоминал о том, что желает, чтобы Клара после его смерти была вновь счастлива.

Клара Лучко в течение многих лет оставалась одна и никому не открывала свое сердце. Внезапную смерть первого мужа она переживала очень тяжело, но чуть позже судьба свела Клару с Мамлеевым Дмитрием Федоровичем. Именно он помог актрисе справиться с постигшим ее горем.

Дмитрий и Клара познакомились совершенно случайно в 60-х гг. Мамлеев работал журналистом в газете «Известия», где освещал события Афганской войны.

Вместе с Дмитрием Федоровичем актриса встретила свою старость и смерть. Журналист очень тосковал по супруге, поэтому часто навещал ее могилу. Вскоре и здоровье самого Мамлеева ослабело. Ровно через 7 лет после потери супруги он ушел вслед за ней. Мамлеева похоронили рядом с Лучко на Новодевичьем кладбище в Москве.

Уйти с улыбкой, словно праведница… / К 90-летию Лучко

Ещё по теме советского кино и театра

Клара благонравная
1 июля – 90 лет со дня рождения народной артистки СССР К. Лучко

Аккурат на стыке веков и тысячелетий, в «миллениум», народная артистка СССР, лауреат Государственной премии, кавалер двух орденов, обладательница званий «Женщина мира» и «Женщина тысячелетия» Клара Лучко издала книгу «Виновата ли я…?». Работала над ней лет пятнадцать, не меньше. ©


Причём, по словам её мужа, Дмитрия Мамлеева, долгое время вообще не соглашалась засесть за «неподъёмный», по её мнению, труд. Всё твердила: не моё это дело заниматься писательством. А как потом по многу раз переписывала (по её словам – перебеляла) уже готовые к печати страницы – этому я сам уже свидетель.


«Мишенька, посмотрите вот этот кусочек с Пикассо. Нет тут никакого пережима?» – «По-моему всё нормально, Клара Степановна» – «Да вы с Мамлеевым никак сговорились: всё-то вас устраивает. А мне бы от вас критики побольше услышать». Ну и дальше, всё в том же духе: то ей не нравится, другое – «слабое и анемичное». А третье так и вовсе следует выбросить, чтобы перед людьми не позориться.

Столь подробно пишу о повышенной требовательности известной актрисы потому, что мне посчастливилось хорошо знать эту замечательную супружескую чету – мы почти полтора десятка лет дружили семьями. Дмитрий Федорович – тот попросту иной раз досадовал: никак не могу разубедить Клару в её постоянных сомнениях. Жутко придирчива сама к себе. И уже по одному этому факту ясно, насколько Клара Лучко была порядочна и высоконравственна. Уж ей-то, сыгравшей в более чем полусотне картин, прожившей такую долгую и замечательную жизнь в искусстве (первая её кинороль случилась в 1948 году – меня ещё на свете-то не было, последнюю сыграла весной 2005-го!) неужели не нашлось бы, чем поделиться с нами, её благодарными зрителями? Однако, поди ж ты, долго не соглашалась даже на уговоры собственного, весьма авторитетного в писательском деле мужа.

А Клара Степановна писала сама, в отличие от иных своих коллег, прибегавших к литературной записи, писала авторучкой, каллиграфическим почерком. И, как уже говорилось, кромсала то, что выходило из-под её пера, нещадно.

Когда я думаю о Лучко, о разнообразии её творчества, мне всегда приходит на ум аналогия: Лучко в кинематографе – то же самое, что Анна Ахматова в поэзии.

Написав лучшие свои стихотворения, заслуженно ставшие классическими, в молодости, она поздним своим явно не обильным сочинительством, но больше всего высоконравственными поступками ничем не принизила ею же ранее сделанного. Это удел только больших, крепких, основательных личностей.

Клара Лучко никогда не была подвержена самообольщению. В последние годы она мало снималась. Редко встречались для неё серьёзные масштабные роли, за которые не стыдно было бы взяться такому большому мастеру. Отечественный, выродившийся на глазах, кинематограф вообще не жалует тех, кто творил его славу в так называемые застойные годы. Актриса с молодости заботливо и тщательно выстраивала свою жизнь творческую и бытовую, не поддаваясь никаким заманчивым соблазнам, не идя на поводу у своих мелких прихотей. От отца с матерью, сельских тружеников-интеллигентов, видно, к ней перешло то незыблемое убеждение, что благополучие, в том числе и материальное, прочным может быть только тогда, когда оно трудом неустанным добыто. А что легко приходит, то столь же легко и улетучивается – сама Клара Степановна не раз о том мне говорила.

Лучко ни разу (буквально ни разу!) не появилась ни в одной из реклам на телевидении, в СМИ, в прочих видах тотального надувательства. А ведь ей делались столь заманчивые предложения, что просто дух захватывало: десятки тысяч долларов сулили! Только снимайся!

В самом деле, трудно представить Лучко, рекламирующую какой-нибудь «мгновенно омолаживающий кожу крем». Какая из женщин не поддалась бы соблазну испытать такое чудо на себе? Хотя, неоспоримый факт – Клара Степановна и в свой солидный возраст выглядела на удивление молодо.

Когда я задал однажды Лучко подобный провокационный вопрос, она совершенно серьёзно ответила:

– Поверьте, Миша, даже, если бы мне пришлось голодать, не согласилась бы ничего рекламировать, а уж тем более – сомнительную продукцию, услугу, политическую партию. Слишком я дорожу тем высоким доверием у моих зрителей, которое, смею надеяться, завоевала своим многолетним трудом в кино. Хочу остаться в их памяти такой, какой они запомнили меня в моих ролях. Но это вовсе не значит, что я осуждаю тех коллег, которые от бедности и безысходности вынуждены зарабатывать, торгуя собственным творческим имиджем. Никому судьей быть не могу и не хочу. За себя только отвечаю.

В строку, как говорится, вспомнился мне случай, когда президент Ельцин установил вдруг персональные пенсии для избранных известных российских творцов. Клара Степановна тоже была отмечена монаршей милостью. У неё даже появилась возможность встретиться с женой президента Наиной Ельциной. Спасибо, сказала актриса тогдашней первой леди страны за то, что ваш муж решил отметить мои скромные заслуги. Но я искренне согласна отказаться от своей пенсии ради того только, чтобы государство хоть чем-то помогло выдающейся актрисе Марине Ладыниной, живущей крайне стеснённо.

Ладынина обитала в одном доме с Лучко на Котельнической набережной.

Разговор Клары Степановны с супругой президента, к чести последней, имел весьма конструктивное продолжение. Ладыниной тоже выделили президентское вспомоществование, после чего её резко заметили и наши, насквозь тогда «демократические», родства не помнящие СМИ.

О бывшей советской звезде киноэкрана первой величины, соперничавшей в свое время с непревзойденной Любовью Орловой, стали писать газеты и журналы. Сванидзе успел сделать о Ладыниной телепередачу – лучшее из того, что лихорадочно написали и сказали о действительно великой актрисе виртуозы пера и микрофона. Однако Марина Алексеевна, и в гроб сходя, так и не узнала, что последние дни её земной юдоли привела к праведному знаменателю именно Клара Степановна. Они ведь даже не дружили. А как она разбивалась в лепешку, но собрала для своего друга и партнера Михая Волонтитра несколько сот тысяч долларов (!) на операцию!

Но хвастаться своими добрыми делами тоже было не в её цельной и взыскательной натуре. Клара Степановна слыла женщиной весьма строгих нравов и по большому счёту даже консервативной. В той же книге о себе Лучко не допустила ни одной скабрезности в чей-либо адрес, ни одного даже намека на сведение счетов с кем бы то ни было, хотя, понятно, недругов на её долгом, весьма преуспевающем творческом пути встречалось предостаточно. И вообще, её книга напрочь лишена той разухабистости и нигилизма, давно уже ставшего приметой большинства нынешних воспоминаний. Лучко осталась простой и целомудренной и своей исповедальности с исконно народной скромностью, которая отличает по-настоящему мудрых людей. Актриса в книге такова, какой была в жизни – подлинной, без прикрас. Ей – доброй, всегда приветливой и ласковой женщине – тоже хотелось хоть немного, хоть чуть-чуть, но поплакаться в жилетку. Глядя в её красивые, лучистые и чуточку озорные глаза, я понимал, почему именно эту актрису избрал на главную роль Клавдии Пухляковой режиссёр многосерийных фильмов «Цыган» и «Возвращение Будулая» Александр Бланк. Вряд ли кто другой из отечественных актрис справился бы с этим персонажем так блестяще, как то сделала Клара Лучко.

Разумеется образ Пухляковой в высшей степени собирателен. Но в то же время и предельно достоверен. Есть в нём и долготрудное терпение, и чисто природная стыдливость, и народное умение самоотверженно трудиться. Однако главное в созданном Кларой Лучко образе – высота любви, облагораживающая душу, делающая её тонкой, ранимой и одновременно мужественной.

Сыграть такую масштабную роль удаётся далеко не каждой актрисе. Но то, что Лучко всей своей прожитой жизнью оказалась готовой именно к такой творческой самоотверженности, исключительно её заслуга.

Чтобы в ней многие женщины узнавали и свою судьбу. Пусть не совсем схожую, но во многом очень близкую. Как раз это умение и определило в конечном итоге успех Клары Лучко.

…Мы много и часто приватно общались с Кларой Степановной. Вот лишь некоторые фрагменты из наших продолжительных бесед:

– К великому сожалению, Миша, но я чувствую, как в сегодняшней жизни явственно проступает духовный кризис. Ломаются стереотипы прошлого, меняется отношение людей к жизни. Отчасти это и хорошо: так жить, как мы жили прежде, нельзя, тут я согласна со Станиславом Говорухиным. Но происходит, на мой взгляд, и весьма негативный процесс, которого многие стараются не замечать: разрушается достоинство человека. Сейчас стало модным сталкивать людей лбами и выискивать виновных на стороне. Все говорят о плюрализме, а по сути, идёт массированное давление (именно давление, а не влияние) на умы со стороны некоторых средств массовой информации. Старательно смакуются изнанки жизни, тотально утверждается негативное, а добрые человеческие дела и поступки не в чести. Почитаешь некоторые издания, и такое впечатление, что все мы летим в тартары, ничего светлого, святого у нас с вами нет, не было и не предвидится. По-моему, это очень дурной тон – ниспровергать все подряд. А ведь мой друг Расул Гамзатов не зря взял эпиграфом в одной из лучших своих книг «Мой Дагестан» слова Абуталиба: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, оно выстрелит в тебя из пушки». Нельзя нам забывать эту мудрость.

– С Пикассо я встречалась на Каннском фестивале. К тому времени я снялась в трех или четырех фильмах. Пабло пригласил в гости и подарил мне блюдо, которое до сих пор висит дома на стене. Меня спрашивают, сколько оно стоит? Да ни за какие деньги не отдам такой подарок гения!

– Мы с Аллой Ларионовой на встречах со зрителями обычно представляли отрывок из фильма «Двенадцатая ночь». А Николай Рыбников, муж Аллы, помогал нам тем, что пел песню из фильма «Высота». Играли мы эту сцену раз сто, наверное, а может, и больше, но однажды всё же умудрились забыть слова. Коля набросился на нас: как так, мол, слова забыть. Растяпы! После этого отправился петь свою песню, как всегда без фонограммы. Мы слышим: «Не кочегары мы, не плотники». А потом вдруг: «Ля-ля-ля». Так пролялякал всю песню. Нам объяснил сконфуженно: «Представляете, стою на сцене и думаю: «Вот, мол, идиотки, дуры, текст забыли». И понимаю, что забыл сам».

– На самом деле роль Ули Громовой в фильме «Молодая гвардия» должна была играть я. Это была моя дипломная работа. Но, как говорится, интриги помешали. Тогда, в молодости я очень переживала, а теперь на всё смотрю совершенно иначе. Кстати, со студенческой скамьи у меня число «13» счастливое.

– С «Кубанских казаков» началась моя большая жизнь в кино. И этот фильм сопровождает меня всю жизнь, пройдя через смену эпох, через череду настроений разных вождей. Он стал не только частью моей личной биографии, но и маленькой частицей биографии моей страны. Я говорю об этом совершенно искренне, не боясь быть обвинённой в выспренности. Для таких «народных картин», как «Кубанские казаки» в нашем кино пальцев двух рук много.

– В советские времена я много лет получала письма с адресом: «Москва, Кларе Лучко». Десятками, сотнями получала. От этого могла ведь и крыша поехать, но Бог меня уберёг. Может быть, ещё и потому, что в моей трудовой книжке одна-единственная запись: Студия «Мосфильм». Театр киноактера. Актриса». Всё.

– Я скажу вам о том, о чём почему-то всегда забывают писать ваши коллеги журналисты. Так вот, своим успехом фильм «Цыган» во многом обязан не только режиссёру, нам, актёрам, но и очень талантливому композитору Зубкову. Финальная мелодия фильма удивительная, бесподобная. Такая музыка, что о ней словами не скажешь. Как несправедливо, что Валерий столь рано ушёл из жизни!

– Когда я общаюсь с животными, будь то на съемочной площадке или в собственном доме, мне всегда хочется знать, насколько наши представления о братьях наших меньших соответствуют истине. И мне кажется, что они гораздо умнее, гораздо тоньше организованы, чем мы о них думаем. Во всяком случае, наш коккер-спаниель Бони (к сожалению, его у нас украли) был чрезвычайно умной собакой. Мы с мужем очень переживали, когда его не стало.

– Сохранить внутри себя добро, надежду, покой, гармонию очень трудно. Но мы должны двигаться в этом направлении, иначе уходит доброжелательность, духовность, человечность, а это уже страшно.

Теперь о муже Клары Степановны – Д. Мамлееве. Он был старейшим в стране публицистом. В «Известиях» проработал с 1955 по 1977 годы: собственным корреспондентом по Ленинграду, первым заместителем ответственного секретаря и секретарём газеты Верховного Совета СССР. Дмитрий Фёдорович – единственный в нашей стране, а может и в мире, журналист, освещавший 6 (шесть!) Олимпиад. Самое высшее его достижение в карьерном росте – первый заместитель председателя Госкомпечати СССР. (Примечательно, что из этого кресла он вновь вернулся в родные «Известия»!) И на каждом из своих постов Дмитрий Федорович проявлял лучшие человеческие качества. Мне не встречались коллеги, которым бы пришлось сталкиваться с Мамлеевым накоротке или длительно, и которые бы отзывались о нём отрицательно. Просто поразительно, как этот журналист до мозга костей, всю сознательную жизнь просидевший в больших руководящих креслах, так ни разу и «не опьянел от власти», как говорится, не скурвился, не забронзовел. Под стать Лучко, точно. Мамлеев обладал удивительной способностью равно заинтересованно, душевно и сердечно общаться со всеми, невзирая на свой статус.

Никогда и ни перед кем Дмитрий Федорович не кривил душой, не лицемерил, не кичился и не гоношился. Мамлеев и Лучко поэтому были удивительно редкой и гармоничной супружеской парой. Клара Степановна и умерла на руках мужа.

Её дочь Оксана Сергеевна как-то сказала мне: «Для того, чтобы так умереть: просто заснуть с усмешкой, надо было так праведно жить, как моя мамочка».

А Дмитрий Фёдорович через несколько дней после похорон жены вышел на службу. Помнится, я попенял ему за излишнее рабочее рвение. Дескать, никто же вас не гонит. «Да я, Миша, от безделья, – ответил, – быстрее околею, чем от болезней». Искренен, правдив. Крепкой закваски был человек.

…С некоторых пор, когда умер мой отец, а Дмитрий Фёдорович перенес инсульт и похоронил свою горячо любимую супругу, Клару Степановну, он мне стал почему-то ещё дороже и роднее. Видно, боли наши перемешались, и на их месте пробилось что-то родственное, взаимно притягивающее. Так мне, во всяком случае, всегда казалось. Потому что, зная Мамлеева более четверти века, лет пятнадцать с ним близко общаясь, я им всегда только восхищался. А в последние годы его жизни, в самом деле, испытывал к ДФ какое-то щемящее, почти сыновнее чувство. И это обстоятельство особенно греет мне душу.

К своему восьмидесятилетию Дмитрий Фёдорович написал книгу «Далёкое-близкое эхо». Давал мне её читать и править (!) ещё в рукописи. Выдержкой оттуда я и закончу: «В марте 2005 года Клары не стало. Она умерла внезапно, вернувшись только что из очередной поездки в Питер: снималась там в многосерийной ленте «Разведённые мосты» с Кириллом Лавровым. Клара похоронена на Новодевичьем кладбище.

Там упокоились наши друзья: Евгений Матвеев и Никита Богословский, Георгий Жжёнов и Николай Крючков, Ян Френкель и Михаил Ульянов, Наталья Бессмертнова. Когда я навещаю Клару, прохожу мимо памятников Юрию Никулину, Борису Брунову, Галине Улановой, Никите Хрущёву; адмиралам и генералам, космонавтам и учёным… Как бы перелистываю историю своей жизни, своей страны».

Михаил Захарчук
специально для «Столетия», 1 июля 2015

Копаем советскую подпольную культуру, 1966–1985

Положи немного серебра в землю — все драгоценности, которые ты нашел:
Обертки от конфет, ленты, бриллианты,
Кругом милые перышки,
Лепестки, листья, лоскуток ткани. Сверху закрепите кусок стекла.
Оставьте его накрытым в целости и сохранности, как лужу подо льдом.

Иван Завражин, Секретик , 1980

Секретики («маленькие секреты») были популярным развлечением советских детей. Показывать друзьям свою коллекцию красивых предметов, закопанных в землю под стеклом, было ранним опытом создания группы дружбы, а разграбление таких коллекций было вторжением в личное пространство.

Используя эту игру в качестве метафоры, « Секреты: раскопки советской подпольной культуры, 1966– 1985» представляет советское подпольное искусство как форму секретного знания, разделяемого кругом друзей и соратников и требующего защиты от внешних сил идеологического контроля. и цензура. В советский период такая тайная деятельность не ограничивалась искусством, но также включала духовные практики, от йоги до эзотерики и альтернативной медицины. Выставка, вдохновленная коллекцией Garage Archive Collection, исследует человеческую страсть к тайнам и ритуальным «секретам».

Сложная история андеграундных художественных практик, духовные исследования контркультурных движений и неофициальные исцеляющие эксперименты в Советском Союзе в эпоху застоя представлены как взаимосвязанные экосистемы. Произведения искусства представлены в единой смысловой сети рядом с объектами неопределенного характера и архивными материалами (дневники, фотоальбомы, самиздат).

Невскрытые конверты с самоуничтожающимися сообщениями; закопанные капсулы времени; игры с правилами, которые никогда не разглашаются; произведения искусства, посаженные в поле, как картошка, и живой художник, извлеченный из временной могилы; квартирные выставки, проходящие в полной темноте с экспонатами, спрятанными на виду среди повседневных предметов — это некоторые из загадочных проектов советского нонконформистского искусства, созданных Вячеславом Ахуновым, Арменом Бугаяном, Риммой и Валерием Герловиными, Андрисом Гринбергсом, Коллективными Действиями, ТОТАРТ, Гнездо ( Гнездо), Мухомор (Поганка), Перцы (Перцы) и другие артисты и группы.На выставке они представлены вместе с экспериментами мыслителей и активистов самиздата, таких как Гейдар Джемаль и Юрий Мамлеев.

Советское хиппи и нонконформистское духовное сознание проиллюстрировано с помощью документов, которые показывают связь с китайским И Цзин ( Книга Перемен ), йогическими практиками и экуменизмом. Выставка также исследует влияние советской подпольной культуры на советское общество в целом и исследует физические практики самопомощи в коллективистском Советском Союзе брежневской эпохи.

Специально для выставки художник Ян Гинзбург построит Комната гениев , инсталляцию, основанную на советских стенах чести, с портретами мыслителей и политиков, признанных официальной советской культурой носителями мудрости и истинного знания. Комната гениев была задумана как постскриптум к сложной истории двадцатого века и размышление о границах норм и стратегий для их навязывания в советской повседневной жизни.

«Секретики: раскапывая советскую подпольную культуру», 1966–1985 гг. — последняя выставка из серии выставок, созданных по материалам архивного собрания «Гаража». Предыдущие выставки: Перформанс в России: картография истории (2014), Открытые системы. Самоорганизованные художественные инициативы в России: 2000–2015 гг. (2015) и Холин и Сапгир. Рукописи (2017).


Куратор: Каспарс Ванагс в сотрудничестве с Валентином Дьяконовым, Андреем Мизиано и Сашей Обуховой, кураторами «Гаража»
Архитектура выставки: Рихардс Фунц
Исследователи: Валерия Диденко, Ольга Широкоступ

.

Ana María Rodas — Asumamos la actitud de vírgenes — El baúl de los olvidos

Asumamos la actitud de vírgenes.
Así
nos quieren ellos.

Forniquemos mentalmente,
suave, muy suave,
con la piel de algún fantasma.

Sonriamos
femeninas
inocentes.

Y a la noche clavemos el puñal
y brinquemos al jardín
Abandonemos
esto que apesta a muerte.

Me gusta esto:

Me gusta Cargando…

Relacionado

.

Nonton movie bioskop atau film online di cinemamovie28. Биоскоп онлайн палинг Керен ди Азия.

  • Тахун
    • 2016
    • 2015
    • 2013
    • 2008
    • 2010
  • Категория
    • Взрослый 18+
    • Комедия
    • 000 Комедия
    • 000
    • 000

    • 000 Драма Приключения Корея
    • Мандарин
    • Mystery
    • Romance
    • Semi
  • Top 50 IMDB
  • Предварительный поиск
  • DMCA
  • Контакт

    000

    000

    000

    000

    000

    000

    000

    000

  • 2015
      2013

        2010
    • Категория
      • Взрослый 18+
      • Комедия
      • Боевик
      • Приключения
      • Комедия
      • Драма
      • Джепан
      • Корея
      • Мандарин
      • 9000

      • Тайна IMDB
      • Расширенный поиск
      • DMCA
      • Контакт

      Произвольный контент

      Kizumonogatari Part 2: Nekketsu 2016.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *