Замерли от холода все пауки диктант: Рассказ Птичий сон читать онлайн полностью, Пришвин М. М.

Содержание

Рассказ Птичий сон читать онлайн полностью, Пришвин М. М.

Птичий сон рассказ Пришвина читатьЗамерли от холода все пауки. Сети их сбило ветром и дождями. Но самые лучшие сети, на которые пауки не пожалели лучшего своего материала, остались невредимы в дни осеннего ненастья и продолжали ловить все, что только способно было двигаться в воздухе. Летали теперь только листья, и так попался в паутину очень нарядный, багровый, с каплями росы осиновый лист. Ветер качал его в невидимом гамаке. На мгновение выглянуло солнце, сверкнули алмазами капли росы на листе. Это мне бросилось в глаза и напомнило, что в эту осень мне, старому охотнику, непременно нужно познакомиться с жизнью глухарей в то время, как их самым большим лакомством становится осиновый лист и, как не раз приходилось слышать и читать, будто бы приблизительно за час до заката они прилетают на осины, клюют дотемна, засыпают на дереве и утром тоже немного клюют.

Я нашел их неожиданно возле маленькой вырубки в большом лесу. При переходе через ручей у меня чавкнул сапог, и оттого с осины над самой моей головой слетела глухарка. Эта высокая осина стояла на самом краю вырубки среди бора, и их тут было немало вместе с березами. Спор с соснами и елями за свет заставил подняться их очень высоко. В нескольких шагах от края вырубки была лесная дорожка, разъезженная, черная, но там, где стояла осина, листва ее ложилась на черное ярким, далеко видным бледно-желтым пятном; по этим пятнам было очень неудобно скрадывать, потому что глухари ведь должны быть теперь только на осинах. Вырубка была совсем свежая, последней зимы, поленницы дров за лето потемнели и погрузились в молодую осиновую поросль с обычной яркой и очень крупной листвой. На старых же осинах листья почти совсем пожелтели. Я крался очень осторожно по дорожке от осины к осине. Шел мелкий дождь, и дул легкий ветер, листья осины трепетали, шелестели, капли тоже всюду тукали, и оттого невозможно было расслышать звук срываемых глухарями листьев.

Вдруг на вырубке из молодого осинника поднялся глухарь и сел на крайнюю осину по ту сторону вырубки, в двухстах шагах от меня. Я долго следил за ним, как он часто щиплет листья и быстро их проглатывает. Случалось, когда ветер дунет порывом, и вдруг все смолкнет, до меня долетал звук отрыва или разрыва листа глухарем. Я познакомился с этим звуком в лесу. Когда глухарь ощипал сук настолько, что ему нельзя было дотянуться до хороших листьев, он попробовал спрыгнуть на ветку пониже, но она была слишком тонка и согнулась, и глухарь поехал ниже, крыльями удерживая себя от падения. Вскоре я услышал такой же сильный треск и шум на моей стороне, а потом еще, и понял, что везде вокруг меня наверху в осинах, спрятанных в хвойном лесу, сидят глухари. Я понял, что днем все они гуляли по вырубке, ловили насекомых, глотали камешки, а на ночь поднялись на осины, чтобы перед сном полакомиться своим любимым листом.

Мало-помалу, как почти всегда у нас, западный ветер перед закатом стал затихать. Солнце вдруг все, со всеми своими лучами, бросилось в лес. Я продолжил ладонями свои ушные раковины и среди легкого трепета осиновых листьев расслышал звук отрыва листа, более глухой и резкий, чем гулкое падение капель. Тогда я осторожно поднялся и начал скрадывать. Это было не под весеннюю песню скакать, когда глухарь ничего не слышит, поручая всего себя песне, направляемой куда-то в зенит. Особенно же трудно было перейти одну большую лужу, подостланную как будто густо осиновым листом, на самом же деле очень тинистую и топкую. Ступню нужно было выпрямлять в одну линию с ногой, как это у балерин, чтобы при вынимании грязь не чавкнула. И когда вынешь тихо ногу из грязи и капнет с нее в воду, кажется ужасно как громко. Между тем вот мышонок бежит под листвой, и она разваливается после него, как борозда, с таким шумом, что если бы мне так, глухарь давно бы улетел. Верно, звук этот ему привычный, он знает, что мышь бежит, и не обращает внимания. И если сучок треснет под ногой у лисицы, то, наверное, он будет знать наверху, что это по своим делам крадется безопасная ему лисица. Но мало ли что не придет в голову человеку, чего-чего ему только не вздумается, и оттого все его шумы резко врываются в общую жизнь.

Однако страсть рождает неслыханное терпение, и, будь бы время, вполне бы возможным было достигнуть кошачьих движений, но срок поставлен, солнце село, еще немного, и стрелять нельзя. У меня сомнения не оставалось нисколько в том, что мой глухарь сидит с той стороны стоящей передо мной осины. Но обойти ее я бы не решился и все равно не успел бы. Что же делать? Было во всей желтой кроне осины только одно узенькое окошечко на ту сторону в светлое небо, и вот это окошечко теперь то закроется, то откроется. Я понял, – это глухарь клюет, и это его голова закрывает, видна даже бородка этой глухариной головы.

Мало кто умеет, как я, стрельнуть в самое мгновение первого понимания дела. Но как раз в это мгновение произошла перегрузка на невидимый сучок под ногой, он треснул, окошко открылось. И потом еще хуже – почуяв опасность, глухарь стал хрюкать, вроде как бы ругаться на меня. А еще было: другой ближайший глухарь как раз в это время съехал с ветки и открылся мне совершенно. По дальности расстояния не мог я стрельнуть в него, но также не мог и сдвинуться с места: он бы непременно увидел. Я замер на одной ноге, другая, ступившая на сучок, осталась почти без опоры. А тут какие-то другие глухари прилетели ночевать и стали рассаживаться вокруг. Один из них стал цокать и ронять с высокой осины веточки, те самые, наискось срезанные, по которым мы безошибочно узнаем ночевку глухарей. Мало-помалу мой глухарь, однако, успокоился. По всей вероятности, он сидел с вытянутой шеей и посматривал в разные стороны. Скоро внизу у нас с мышонком, который все еще шелестел, стало совершенно темно. Исчез во мраке видимый мне глухарь. Полагаю, что все глухари уснули, спрятав под крылья свои бородатые головы. Тогда я поднял онемелую ногу, повернулся и с блаженством прислонил усталую спину к тому самому дереву, на котором спал теперь безмятежно потревоженный мною глухарь.

Нет слов передать, каким становится бор в темноте, когда знаешь, что у тебя над головой сидят, спят громадные птицы, последние реликты эпохи крупных существ. И спят-то не совсем даже спокойно, там шевельнулся, там почесался, там цокнул. Одному мне ночью не только не было страшно и жутко, напротив, как будто к годовому празднику в гости приехал к родне. Только вот что: очень сыро было и холодно, а то бы тут же вместе с глухарями блаженно уснул. Вблизи где-то была лужа, и, вероятно, это туда с высоты огромных деревьев поочередно сучья роняли капли, высокие сучья были и низкие, большие капли были и малые. Когда я проникся этими звуками и понял их, то все стало музыкой прекраснейшей взамен той хорошей обыкновенной, которой когда-то я наслаждался. И вот, когда в диком лесу все ночное расположилось по мелодии капель, вдруг послышался ни с чем не сообразный храп.

Это вышло не из страха, что-то ни с чем не сообразное ворвалось в мой великий концерт, и я поспешил уйти из дикого леса, где кто-то безобразно храпит.

Когда я проходил по деревне, то везде храпели люди, животные, все было слышно на улице, на все это я обращал внимание после того лесного храпа. Дома у нас в кладовке диким храпом заливался Сережа, хозяйский сын, в чулане же Домна Ивановна со всей семьей. Но самое странное я услышал среди храпа крупных животных на дворе тончайший храп еще каких-то существ и открыл при свете электрического фонарика, что это гуси и куры храпели.

И даже во сне я не избавился от храпа. Мне, как это бывает иногда во сне, вспомнилось такое, что, казалось бы, никогда не вернется на свет. В эту ночь вернулись все мои старые птичьи сны.

И вдруг понял, что ведь это в лесу не кто другой, а глухарь храпел, и непременно же он! Я вскочил, поставил себе самовар, напился чаю, взял ружье и отправился в лес на старое место. К тому же самому дереву я прислонился спиной и замер в ожидании рассвета. Теперь, после кур, гусей, мой слух разбирал отчетливо не только храп сидящего надо мной глухаря, но даже и соседнего.

Когда известная вестница зари пикнула и стало белеть, храп прекратился. Открылось и окошечко в моей осинке, но голова не показывалась. Вставало безоблачное утро, и очень быстро светлело. Соседний глухарь шевельнулся и тем открыл себя: я видел его всего хорошо. Он, проснувшись, голову свою на длинной шее бросил, как кулак, в одну сторону, в другую, потом вдруг раскрыл весь хвост веером, как на току. Я слыхал от людей об осенних токах и подумал, не запоет ли он. Но нет, хвост собрался, опустился, и глухарь очень часто стал доставать листы. В это самое время, вероятно, мой глухарь начал рвать, потому что вдруг я увидел в окошке его голову с бородкой.

Он был так отлично убит, что внизу совсем даже и не шевельнулся, только лапами мог впиться крепко в кору осины, – вот и все! А стронутые им листья еще долго слетали. Теперь, раздумывая о храпе, я полагаю, что это дыхание большой птицы, выходящее из-под крыла, треплет звучно каким-нибудь перышком. А, впрочем, верно я даже не знаю, спят ли действительно глухари непременно с запрятанной под крылом головой. Я это с домашних птиц беру. Догадок и басен много, а действительная жизнь леса так еще мало понятна.

Контрольные работы по русскому языку

Контрольная работа №1

по теме «Повторение и углубление изученного в основной школе.

Общие сведения о языке»

Изложение лингвистического текста

Иностранцы, изучающие русский язык, никак не могут понять, почему по-русски нужно говорить видеть кого (что), смотреть на кого (на что), а любоваться кем (чем). Никакие объяснения тут не помогут — придется просто выучить наизусть, какую форму существительного «любит» каждый из этих близких по смыслу глаголов. Синтаксическая связь, при которой главное слово требует от зависимого какой-то одной конкретной формы называется управлением. При управлении, как бы не менялась форма главного слова, зависимое, как стойкий оловянный солдатик, остается неизменным: вижу кошку, видят кошку, видел кошку, видела бы кошку.

Способность слова управлять количеством его потенциальных «подчиненных» и форма, которой потребует от них «начальник», тесно связаны с лексическим значением управляющего слова. А там, где царит лексика, не возможны универсальные схемы; какой именно окажется модель управления данного слова, приходится просто помнить. И все мы, носители языка, храним в памяти эту информацию. Если же возникают сомнения, как правильно сказать: свет лампы или свет от лампы, — нужно обратиться к словарю.

Языкознание: Энциклопедический словарь.

Вариант 2. Диктант.

Глухари.

Замерли от холода все пауки. Сети их сбило ветром и дождем. Но самые лучшие сети, на которые пауки не пожалели своего лучшего материала, остались невредимыми в дни осеннего ненастья и продолжали ловить все, что только способно было двигаться в воздухе. Летали теперь только листья, и так попался в паутину нарядный, багровый, с каплями росы осиновый лист. На мгновенье выглянуло солнце, сверкнули алмазами капли росы на листе. Это напоминало, что в эту осень мне, старому охотнику, непременно нужно познакомиться с жизнью глухарей в то время, когда их самым большим лакомством становится осиновый лист.

Наконец я нашел их возле маленькой вырубки в большом лесу. Я крался очень осторожно по дорожке от осины к осине. Шел маленький дождь и дул легкий ветер; листья осины трепетали, шелестели, капли тоже всюду стучали, и оттого невозможно было расслышать звук срываемых глухарями листков. Вдруг на вырубке у молодого осинника появился глухарь и сел на крайнюю осину. Я долго следил за тем, как он часто щиплет листья и быстро их проглатывает. Случалось, когда ветер дунет порывом и вдруг смолкнет до меня долетал звук отрыва или разрыва листа глухарем. Днем все глухари гуляли по вырубке, может быть, ловили каких-нибудь насекомых, глотали необходимые им камушки, а на ночь поднимались на осины, чтобы перед сном полакомиться своим любимым листом.

Контрольная работа № 2

по теме «Фонетика и графика. Орфография и орфоэпия»

Контрольная работа, включающая фонетический разбор

Диктант

Каштанка

Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. К великому ее удивлению, столяр, вместо того чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Видя, что хозяин не протестует, Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар.

Когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было. Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но столяра уже там не было. Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился… Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью, так что ничего нельзя было разобрать.

Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни.

(По А.Чехову)

Грамматическое задание

1. Выполнит фонетический разбор слов шел, расстриавала, протестует (1 вариант), словчто, испугаться, удивлению (2 вариант).

2. Графически обозначить в тексте безударные проверяемые гласные.

Контрольная работа № 3 по теме «Лексика и фразеология»

Изложение.

Воспоминание о Крыме

Несколько лет назад мне пришлось плыть зимой на теплоходе из Батуми на север. После Туапсе теплоход ушел в открытое море, чтобы обойти ледяной шторм, бушевавший у берегов Новороссийска. Все же шторм захватил нас крылом. Волчьим воем пели снасти. Лицо резала колючая снежная крупа. Ветер стремительно проносил над мачтами черные тучи. Они казались обрывками тьмы.

На рассвете я проснулся от тишины. Монотонно гудела машина. Я вышел на палубу. Шторм стих. В необыкновенной ясности всходило солнце.

Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали из моря очертания желтых гор, освещенных низкими, но яркими лучами. Это был Крым, но я не сразу узнал его. Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве.

Впервые я увидел из морской дали весь Крым, весь торжественный разворот его берегов. Впервые я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара. И, может быть, то чувство, которое испытали в это утро и я, и мои спутники, глядя на выступавшие из шумящих волн берега, было сродни ощущению людей, впервые открывших новые страны. Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры.

Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Ай-Петри, и над ними, как дым, струились к зениту и таяли облака. А море несло к подножию каменных мысов розоватую утреннюю пену и шумело сонно и заунывно — так же, как сотни и тысячи лет.

Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает все наше существо на необыкновенное простое и плодотворное лирическое звучание. Таков Крым. Поэтому он стал, как говорили в старину, «источником вдохновения» для многих писателей и поэтов, художников и музыкантов. Прелесть крымской земли раскрывается для иных медлительно, исподволь, но завладевает надолго, навсегда. И каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и легкую печаль, какую вызывают воспоминания о детстве, и надежду еще раз увидеть эту «полуденную землю».

Крым оставил глубокий след в нашем искусстве. Достаточно вспомнить имена Пушкина, Мицкевича, Чехова, Куприна, Грина, художников — Кончаловского, Дейнеки. Этот список людей, полюбивших Крым и обязанных ему многими откровениями в своем творчестве и многими радостями, можно длить без конца, как и список вещей, написанных о Крыме.

Что такое вдохновение? Это полнота сил, располагающая к наилучшему восприятию впечатлений и передаче их другим. Таково, в общих чертах, пушкинское определение. Эту полноту сил, это вдохновение Крым дарит нам щедро во всем. Дарит не только в широких пейзажах, покрытых солнечной желтой дымкой, но и в каждой, даже незначительной вещи: в цветке миндаля, в стрельчатом освещении сосновых лесов, в куске разбитой черепицы, в колючем ржавом дубняке, в запахе водорослей, намытых прибоем. Во всем: в весенних туманах и прогретой солнцем каменистой земле, в самом воздухе этого чудесного уголка нашей страны. По К. Паустовскому

(453 слова)

Контрольная работа № 4 по теме «Лексика и фразеология»

Диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Осенний сад.

С конца сентября сады пустели, погода круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над свинцовыми тучами жидкое небо голубое, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых облаков. Ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро. Погасал солнечный блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. Сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурею и темнотою.

Из такой трепки сад выходил совсем обнаженным, засыпанным мокрыми красными листьями и какими-то притихшими, смирившимися. Но зато как красив был он, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (По И. Бунину)

Лексико — грамматические задания.

1. Определите тип текста, обоснуйте свой ответ.

2. Какие средства выразительности использует автор, описывая осенний сад.

3. Подчеркните однородные члены как члены предложения.

Контрольная работа № 5 по теме «Состав слова и словообразование»

Изложение.

Во время одной из записей рассказа о блокадных днях Ленинграда возник разговор, поразивший нас. Рассказывала женщина, слушали её дочь, зять, внуки.

Та запись, о которой идёт речь, была нелёгкой, рассказ был тяжёлым, и, видимо, младшим все эти подробности о бедах их семьи были неизвестны. Они слушали внимательно, напряжённо. Первым не выдержал зять. Он воскликнул:

— Зачем, ну зачем нужны были такие страдания? Сдать надо было город. Избежать всего этого. Для чего людей было губить?

Так просто, естественно вырвалось у него, с досадой на нелепость, на странность того, минувшего. Поначалу мы не совсем поняли, что он имел в виду. Ему было лет тридцать пять, казалось, он не мог не знать. Потом мы сообразили, что мог, то есть, вероятно, он где – то когда – то слыхал, читал о планах фюрера уничтожить, выжечь, истребить, но ныне всё это стало выглядеть настолько безумным, фантастичным, что наверняка потеряло реальность.

Время, минувшие десятилетия незаметно упрощают прошлое, мы разгадываем его как бы сквозь нынешние нормы права и этики. В западной литературе мы встретились с рассуждением уже иным, где не было недоумения, не было ни боли, ни искренности, а сквозило скорее самооправданием капитулянтов. Там сочувственным тоном вопрошают: нужны ли были такие муки безмерные, страдания и жертвы подобные? Оправданы ли они военными и прочими выигрышами? Человечно ли это по отношению к своему населению? Вот Париж объявили же открытым городом… И другие столицы, капитулировав, уцелели. А потом фашизму сломали хребет, он всё равно был побеждён – в свой срок…

Мотив такой звучит напрямую или скрыто в работах, книгах, статьях некоторых западных авторов. Как же это цинично и неблагодарно! Если бы они честно хотя бы собственную логику доводили до конца: а не потому ли сегодня человечество наслаждается красотами и историческими ценностями Парижа и Праги, Афин и Будапешта, да и многими иными сокровищами культуры, и не потому ли существует наша европейская цивилизация с её университетами, библиотеками, что кто–то себя жалел меньше, чем другие, кто-то свои города, свои столицы защищал до последнего в смертном бою, спасая завтрашний день всех людей? И Париж для французов, да и для человечества спасён был здесь – в пылающем Сталинграде, в Ленинграде, день и ночь обстреливаемом, спасён был под Москвой… Той самой мукой и стойкостью спасён был, о которых повествуют ленинградцы.

Когда европейские столицы объявили очередной открытый город, была, оставалась тайная надежда: у Гитлера впереди ещё Советский Союз. И Париж это знал. А вот Москва, Ленинград, Сталинград знали, что они, может быть, последняя надежда планеты… Москва и Ленинград обрекались фашистами на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться широко то, о чём говорит Гитлер: Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.

Но подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения. Нет, тут было другое: простое и непреложное желание защитить свой образ жизни. Мы не рабы, рабы не мы, мы должны были схватиться с фашизмом, стать на его пути, отстоять свободу, достоинство людей.

Вот в чём оправдание и смысл подвига Ленинграда, вот от чего ленинградцы и все наши люди спасали себя и человечество, от каких жертв и мук, ради чего шли на любые страдания, мучения, даже не помыслив об «открытых» городах. Чтобы оценить это, надо ощутить меру испытаний, вынесенных нашим народом.

Сегодня новым поколениям, наверное, как раз и нужно как можно полнее, подробнее узнать, ощутить, что было до них. Надо же им знать, чем всё оплачено, надо знать о тех, кто сумел выстоять, об этих людях, не имевших оружия, которые могли лишь стойкостью своей что-то сказать миру. (41) надо знать, какой бывает война, какое это благо – мир… (А. Адамович, Д. Гранин)

Контрольная работа № 6 по теме «Морфология и орфография».

Диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Таинственный дом.

Старуха брела не очень-то скоро, и прошел час, пока они добрались до какой-то дальней улицы на окраине города и остановились перед маленьким полуразвалившимся домиком.

Старуха вынула из кармана какой-то ржавый крючок, ловко всунула его в дырочку в двери, и вдруг дверь распахнулась с шумом настежь. Якоб вошел и застыл на месте от удивления. Все в доме: потолки и стены, кресла и столы — было из черного дерева, украшенного золотом и драгоценными камнями, а пол был стеклянный.

Старуха приложила к губам маленький серебряный свисток и как-то по-особенному, раскатисто, свистнула. И сейчас же по лестнице сбежали вниз морские свинки, необыкновенные, которые ходили на двух лапах. Они принесли две скорлупки на кожаной подкладке и ловко надели старухе на ноги.

(По В.Гауфу)

Лексико-грамматические задания.

1. Определите стиль, тип текста. Обоснуйте свой ответ.

2. Подчеркните орфограммы, изученные по теме «Морфология и орфография».

3. Выполните морфологический разбор слов «какой-то» (улицы) и «черного» (дерева) — 1 вариант; «как-то» и «драгоценными» (камнями) — 2 вариант.

Контрольная работа № 7 по теме «Речь. Функциональные стили речи»

Сочинение.

Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем. Объем работы должен составлять не менее 150 слов. Высказывая свою точку зрения, постарайтесь аргументировать ее литературными примерами.

1. Русский язык в жизни человека.

2. История — это…

3. Красота и мудрость наших пословиц.

4. Самая большая надежда России это ее женщины, они станут незаменимы в трудные минуты испытаний. (Ф.М. Достоевский)

5. Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим отечеством. (А. Деникин)

Итоговая контрольная работа.

Вариант 1
1.   В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)  красИвее     2)  Агент         3)  нАчав        4)  тортЫ
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обработав статистические данные,
1)  учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
2)  была выявлена интересная закономерность развития языка.
3)  подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.
4)  для лингвистов многое осталось не вполне ясным.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой  (с нарушением синтаксической нормы).
1)  Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр»,  написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века,  стал одним из самых любимых детьми произведений.
3)  М. Горький в одной из своих статей   отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа,  не интересовались его судьбой,  редко писали о нём.
4)  Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,  на месте которых пишется   -НН-?
Драгоце(1)ым камнем,  огранё(2)ым великим мастером –  Временем,  можно назвать  древнерусскую литературу,  богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы.
1)1       2) 1, 2          3) 2, 3           4) 1, 2, 3
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причаст­ным оборотом?
1) Между муравьями разных семейств иногда воз­никает война, которая длится несколько дней.
2) У нас были карточки журналистов, которы­ми нас снабдило местное министерство.
3) Изысканным блюдом китайской кухни зна­чатся яйца, которые пролежали в земле до почернения.
4) Австралийский коала, который напоминает медвежонка, кормится листьями эвкалиптов.
6.  В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)  вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный
2)  вл..стелин, пок..рать, укр..титель

3)  пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать
4)  упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) дыш..шь, обид..вший
2) эконом..шь, замасл..нный
3) дремл..шь, приемл..мый
4) реж..шь, прикле..вший
8. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. фасол..вый       Б.  отрасл..вой    В.  настойч..вость    Г.  догадл..вый
1)  А, Б          2)  А, Б, В      3)  А, В, Г      4)  В, Г
9. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Эпитет – образное, (не)обычное определение.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том,  что прислуживаться безнравственно.
4) (Не)кому задать вопросы,  которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.
10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Воспитательное значение художественной литературы огромно,  (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ)  сильно, как и на чувства.
2) Художники-импрессионисты большое внимание уделяли    свету, постоянно меняющемуся  (В)ТЕЧЕНИЕ дня,  и воздуху,  в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.
3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
4) Лесная малина  (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ,  даже выращивая прекрасную крупную садовую малину,  деревенские жители любят ходить за лесной.

Вариант 2.

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) прибылА
2) кровотОчащий
3) пролИла
4) порвАла
2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая растения средней полосы,
1) у меня появился интерес к этой проблеме.
2) некоторые из них используются для озеленения участков.
3) они были собраны в гербарий.
4) обратите внимание на их отличие от растений других зон.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Согласно правилам вводные слова выделяются на письме запятыми.
2) Жители этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.
3) Ввиду сложности маршрута решено было не включать в туристическую группу маленьких детей.
4) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Даниэль Дефо (1660—1731) — английский писатель, роман которого знает весь мир.
2) На краю Мещёрских лесов, недалеко от Рязани, лежит село Солотча, которое прославилось своими реками и сосновыми борами.
3) Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и клёнах, которые покрыл мох.
4) И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы, которые дают довольно точный прогноз.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
1)    1, 2         2)    2, 3         3)    1, 2, 3       4)    3, 4
6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) нагр_вать, стр_мление, соч_тающий
2) под_рить, хв_стун, просл_вляя
3) переб_рёшь, к_варный, ст_рона
4) об_яние, прик_снуться, л_скающий
7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква У?
1) на стро…щемся объекте, грохоч..щий самолёт
2) шепч…щие листья, завис..щий от меня
3) движ..тся сани, блещ..щий залив
4) листья держ..тся, трепещ..щие флаги
8. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. неулыбч_вый
Б. расклан_ться

В. сирен_вый
Г. подмарг_вать
1)    А, Б, Г                          2)    А, Б, В                       3)    В, Г                             4)    А, Г
9. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)чего было надеяться на чудо, поэтому мы так упорно готовились к предстоящим соревнованиям.
2) Эта задача так и (не)решена учениками.
3) (Не)яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
4) А кругом на полях (не)пробудная тишь.
10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ИЗ)ДАЛЕКА, всё КАК(БЫ) пригибая на своём пути, покатили гром.
2) Цветущая сирень распространяла (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ аромат.
3) Мы так часто ищем смысл жизни, забывая о близких людях! (ПО)ЭТОМУ ТАК(ЖЕ), как и смысла в жизни, не находим взаимопонимания.
4) Бывают любимые женщины, чьи глаза воздействуют на нас  (В)ПРЯМУЮ, а позже, КАК(ТО) неожиданно.

Читать книгу Птичий сон

— 1 —

Михаил Михайлович Пришвин

Птичий сон

Замерли от холода все пауки. Сети их сбило ветром и дождями. Но самые лучшие сети, на которые пауки не пожалели лучшего своего материала, остались невредимы в дни осеннего ненастья и продолжали ловить все, что только способно было двигаться в воздухе. Летали теперь только листья, и так попался в паутину очень нарядный, багровый, с каплями росы осиновый лист. Ветер качал его в невидимом гамаке. На мгновение выглянуло солнце, сверкнули алмазами капли росы на листе. Это мне бросилось в глаза и напомнило, что в эту осень мне, старому охотнику, непременно нужно познакомиться с жизнью глухарей в то время, как их самым большим лакомством становится осиновый лист и, как не раз приходилось слышать и читать, будто бы приблизительно за час до заката они прилетают на осины, клюют дотемна, засыпают на дереве и утром тоже немного клюют.

Я нашел их неожиданно возле маленькой вырубки в большом лесу. При переходе через ручей у меня чавкнул сапог, и оттого с осины над самой моей головой слетела глухарка. Эта высокая осина стояла на самом краю вырубки среди бора, и их тут было немало вместе с березами. Спор с соснами и елями за свет заставил подняться их очень высоко. В нескольких шагах от края вырубки была лесная дорожка, разъезженная, черная, но там, где стояла осина, листва ее ложилась на черное ярким, далеко видным бледно-желтым пятном; по этим пятнам было очень неудобно скрадывать, потому что глухари ведь должны быть теперь только на осинах. Вырубка была совсем свежая, последней зимы, поленницы дров за лето потемнели и погрузились в молодую осиновую поросль с обычной яркой и очень крупной листвой. На старых же осинах листья почти совсем пожелтели. Я крался очень осторожно по дорожке от осины к осине. Шел мелкий дождь, и дул легкий ветер, листья осины трепетали, шелестели, капли тоже всюду тукали, и оттого невозможно было расслышать звук срываемых глухарями листьев.

— 1 —

Итоговый контрольный диктант — Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Урок 102. Итоговый контрольный диктант

I вариант

НА ТЁПЛОЙ ЗЕМЛЕ

Бывалого охотника, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Всё чисто, радостно и привольно в этом ослепительном, преображённом мире! И, как в далёкие дни детства, над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб-каюк.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотистыми летними облаками, застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с тёплой родимой земли, чтобы продолжить свой путь среди цветущего любимого мира… (132 слова)

(И. Соколов-Микитов)

II вариант

СКВОЗЬ ГРОЗОВОЙ ФРОНТ

В салоне внезапно потемнело, точно самолёт окунулся в сумерки. Его стало в каком-то напряжении кидать в разные стороны. Казалось, фюзеляж старались там, снаружи, скрутить, искорёжить, и весь самолёт подрагивал, бился в малярийном ознобе.

В иллюминаторе было видно, как тёмные клочковатые обрывки туч налетали на овальное ребро крыла, соскальзывали, клубясь и завихряясь. Вибрируя, крыло раскачивалось, ходило ходуном. Отблески молний, будто отдалённые спичечные вспышки, слабо пробивались сквозь мрачную пелену.

Из пилотской кабины, откинув плотную штору, вышел бортмеханик, мужчина лет сорока, и спокойно сказал: “Товарищи, пробиваем грозовой фронт. Просим застегнуть привязные ремни”.

Самолёт круто бросило вниз, оттуда вновь, будто наткнувшись на преграду, он устремился вверх, соскальзывая на крыло, освещённое молниями.

Короткие и ослепительные, они словно старались испепелить самолёт — эту песчинку в безмерном пространстве. Очевидно, лётчики совершили манёвр. Пройдя пик грозового фронта, лайнер уверенно, без тряски стал снижаться. (133 слова)

(Н. Горбачёв)

Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему: КИМ 10

Контрольный диктант
Цель: контроль знания учащимися основных правил орфографии и пунктуации.
Капелька неба на земле.
В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, неожиданно донёсся запах подснежника!

Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти неощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас – украшение жизни.

Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в  человечестве: доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

Если бы я был писателем, то обязательно обратился бы так: «О беспокойный человек! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, и ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой. Подснежники – к счастью, говорят в народе».

(По Г. Троепольскому.)(197 слов.)

Контрольный диктант
 Цель: контроль знания учащимися основных правил орфографии и пунктуации.
Дедушкин дом

Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней, с зелёным шатром грецкого ореха. Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

(По Ф. Искандеру.) (195 слов.)

Контрольный диктант в 11 классе № 7 | Сборник диктантов по Русскому языку в 11 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 11 классе № 7