Задачи предмет и методы социальной психологии: Предмет, задачи и методы социальной психологии — Студопедия

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии. Социальная психология: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце xix в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины xix в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы.

Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.

На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. xx в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики.

Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д.

Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.

Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации.

Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания.

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части.

Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин.

Одна из них – объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания, родилась «на перекрестке» двух наук.

Все это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем.

Запросы на социально психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения.

Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д.

Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется двумя обстоятельствами.

Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 1950-х – начале 1960-х гг.

Во-вторых, социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными общественными силами.

Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, необходимо очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины.

Необходимо выделение из психологической проблематики вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии.

Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая отрасль знания?»

Психология и социология – «материнские» дисциплины по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология – это лишь часть социологии и психологии.

Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки.

Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе.

В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий.

С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией.

Человек изучается во всем многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и т. д.

Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.

Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Это прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т. д.

Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др.

Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих.

Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.

Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики.

Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния.

Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создаваемых человечеством на протяжении веков.

Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте.

Социальный психолог Г. М. Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ, это: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера.

Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни.

Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.).

Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях.

Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок.

Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении.

Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений.

Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера.

Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.

В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).

Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения.

Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества.

Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки.

Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Наблюдение – «старый» метод социальной психологии. Главная проблема – обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю.

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста.

Для преодоления «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ».

Это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления.

Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации.

Опросы – распространенный прием в социально-психологических исследованиях.

Обычно критические замечания по этому методу выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов.

Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь – логика построения.

Чаще всего в социальной психологии применяют личностные тесты, реже – групповые тесты.

Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер.

Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами.

Эксперимент – один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии (Н. А. Мельникова)

ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце xix в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.

Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины xix в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы.

Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.

На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. xx в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики.

Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д.

Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.

Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации.

Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания.

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части.

Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин.

Одна из них – объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания, родилась «на перекрестке» двух наук.

Все это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем.

Запросы на социально психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения.

Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д.

Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется двумя обстоятельствами.

Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 1950-х – начале 1960-х гг.

Во-вторых, социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными общественными силами.

Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, необходимо очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины.

Необходимо выделение из психологической проблематики вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии.

Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая отрасль знания?»

Психология и социология – «материнские» дисциплины по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология – это лишь часть социологии и психологии.

Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки.

Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе.

В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий.

С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией.

Человек изучается во всем многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и т. д.

Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.

Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Это прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т. д.

Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др.

Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих.

Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.

Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики.

Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния.

Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создаваемых человечеством на протяжении веков.

Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте.

Социальный психолог Г. М. Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ, это: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера.

Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни.

Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.).

Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях.

Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок.

Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении.

Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений.

Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера.

Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.

В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).

Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения.

Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества.

Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки.

Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Наблюдение – «старый» метод социальной психологии. Главная проблема – обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю.

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста.

Для преодоления «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ».

Это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления.

Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации.

Опросы – распространенный прием в социально-психологических исследованиях.

Обычно критические замечания по этому методу выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов.

Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь – логика построения.

Чаще всего в социальной психологии применяют личностные тесты, реже – групповые тесты.

Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер.

Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами.

Эксперимент – один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.

Предмет и задачи социальной психологии

Вторая половина XX столетия охарактеризовалась становлением антропоцентризма, гуманизацией, демократизацией всех сфер человеческой жизнедеятельности, что привело к формированию и развитию новых научных направлений, в центре внимания которых — человек как личность, экзистенция, наделенная творческим потенциалом, вступающая в многочисленные социальные взаимоотношения в процессе выработки общественно значимых аксиологических модусов, социально одобряемых поведенческих, коммуникативных стратегий и пр.

Определение 1

Одной из таких научных отраслей выступает социальная психология – направление научной мысли, изучающее личность в группе, механизмы, причины, закономерности взаимодействия между индивидуумами, личностные характеристики, новообразования, возникающие в результате включенности индивидуума в социальные группы.

Задачи социальной психологии как научного направления

Общение, коммуникация выступают неотъемлемыми составляющими человеческой жизни, во многом обуславливая личностное развитие, формирование новых личностных качеств, характеристик, появление психологических новообразований. Огромная роль коммуникации в жизни личности ставит перед социальной психологией ряд актуальных задач, включая следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  • изучение феномена взаимодействия между людьми, общения как социально и психологически значимого феномена;
  • выявление социально-психологических характеристик социальных групп как целостных образований;
  • изучение массовых психических явлений, процессов, феноменов;
  • психологические механизмы влияния социальных феноменов на развитие личности;
  • разработка практических рекомендаций в отношении оптимизации, гармонизации социально-психологического взаимодействия индивидуумов;
  • усовершенствование социальной психологии как эффективного инструмента оптимизации социального взаимодействия, разработка теоретико-методологического обоснования, исследовательского инструментария;
  • исследование особенностей взаимоотношений в больших и малых социальных группах.

Объект и предмет области научных знаний

Определение 2

Объектом социальный психологии выступает социально-психологическое взаимодействие, коммуникация, общение как социально и психологически значимый феномен.

В отличие от психологии, данное научное направление изучает не просто психику индивидуума, но формирование ее специфики, обусловленное включенностью в социальную группу.

Определение 3

Таким образом, предметом области научного знания является человек среди людей, индивидуальные психические качества и свойства, которые возникают в процессе реализации социализации, адаптации к общественным требованиям.

Основные направления социально-психологических исследований

В центре внимания данной научной сферы – социальные группы, их психологические характеристики, проблемы внутригрупповых, межгрупповых отношений, внутригрупповой динамики.

Определение 4

Социальная группа рассматривается в качестве функционального единства, уникальной целостности, характеризующейся интегральными психологическими качествами, включая групповую волю, групповой разум, групповое решение и пр.

Интегральные психологические качества группы как социального феномена не сводятся к совокупности индивидуальных качеств ее членов, соответственно, группа не может рассматриваться как исключительно совокупность ее членов.

Перспективным направлением социальной психологии выступает изучение массовидных психических явлений, включая особенности формирования и функционирования массовых стереотипов, установок; особенности формирования общественного мнения, психологического климата, групповых социальных настроений.

Таким образом, социальная психология выступает молодой перспективной отраслью научного знания, направленной на выявление, изучение наиболее актуальных проблем современности, оптимизацию взаимодействия индивидуумов между собой и пр.

Методическая разработка на тему «Предмет социальной психологии»

Инфоурок

Другое
›Другие методич. материалы›Методическая разработка на тему «Предмет социальной психологии»

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

191741

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

Раздел 2. Социальная психология Лекция 2.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии Вопросы

1. Социальная
психология как наука.

2. Место
социальной психологии в системе
гуманитарных наук.

3. Основные
этапы развития социальной психологии.

4. Структура и
задачи социальной психологии.

5. Методы
социальной психологии.

  1. Социальная психология как наука

Многие
из вас уже занимались исследованиями
в области социальной психологии. Не
удивляйтесь. Универсальным хобби для
многих людей являются наблюдения за
окружающими. Наблюдая за другими, мы
формируем собственные представления
о том, что люди думают друг о друге, как
они влияют друг на друга, как относятся
друг к другу. Мы наблюдаем, как определенные
обстоятельства влияют на поведение
людей, как эти люди меняются при общении
с разными людьми и в зависимости от
конкретной ситуации. (Вспомним детскую
сказку «Золушка», где главная героиня
Золушка на балу была яркой и прекрасной
незнакомкой, а в доме злой мачехи –
незаметной «серой мышкой». Французский
философ и беллетрист Жан-Поль Сартр
(1946) не нашел бы ничего странного в
случившемся с Золушкой. По его убеждению,
мы, люди, «всегда принадлежим ситуации».
«Нас невозможно отделить от ситуации,
поскольку она формирует нас и определяет
наши возможности»).

Внутренний
мир человека не является крепостью,
закрытой от проникновения извне
чего-либо, а наши собственные решения
и поступки не являются результатом
только нашего желания и больше никого.
Поскольку человек с самого рождения
живет среди других людей, он формируется
как личность только в человеческом
обществе путем социализации
(т.е. путем присвоения богатств
общечеловеческого опыта), индивидуальная
психология каждого человека – это
частичка общечеловеческого, социального
опыта, ставшего его достоянием,
преобразованного в личном опыте и
приобретшего индивидуальные оттенки.

Жить
в обществе, в социальной среде, среди
людей и не зависеть от них невозможно.
Нельзя реализовать себя в жизни и
самоутвердиться, не считаясь с социальным
окружением, не уважая порожденные опытом
человечества социальные ценности. Так,
например, гордыня (качество человека,
ставящего себя выше других) осуждается
во многих религиях.

Так
мы приобретаем социально-психологические
знания, которые потом используем в
жизни. Но это житейские знания. Социальные
психологи-профессионалы в сущности
делают тоже самое, только более системно
(формируя теории) и более скрупулезно
(проводя многочисленные эксперименты,
которые воссоздают социальные драмы в
миниатюре и позволяют выявлять их
причины и следствия).

Социальная
психология и есть такая наука, которая
изучает воздействие на нас различных
ситуаций, уделяя особое внимание тому,
как мы воспринимаем друг друга, и как
воздействуем друг на друга.

При этом она задает те вопросы, которые
интересуют всех и каждого:

— Что
люди думают
друг
о друге? Насколько верны наши представления
о самих себе? О наших друзьях? О незнакомых
нам людях? Насколько сильна связь между
нашими мыслями и поступками?

— Как
и в какой мере люди могут влиять
друг
на друга? Насколько крепки невидимые
нити, опутывающие каждого из нас?
Насколько сильно воздействие наших
гендерных ролей? Нашей группы? Нашей
культуры? Каким образом можно противостоять
социальному давлению, даже если оно
исходит от влиятельного большинства?

— Каковы
формы наших взаимоотношений
с
окружающими нас людьми? Почему в одних
ситуациях мы причиняем им боль, а в
других – пытаемся помочь? И возможно
ли, чтобы сжатый кулак превратился в
открытую для рукопожатия ладонь?

Все
эти вопросы взаимосвязаны – они касаются
того, как люди воспринимают друг друга
и влияют друг на друга. Именно этим и
занимается социальная психология. Она
изучает установки и убеждения, конформизм
и независимость, любовь и ненависть.
Строго говоря, Д. Майерс
дает такое определение социальной
психологии

это
наука, которая изучает то, что люди
думают друг о друге, как они влияют друг
на друга и как относятся друг к другу
.

Итак,
социальная психология выясняет, по
каким законам строится поведение
человека в обществе других людей, как
это социальное окружение может влиять
на поведение человека, какие механизмы
включаются, когда люди вступают во
взаимодействие или общаются друг с
другом – все это и изучает социальная
психология.

Традиционное
принято считать, что социальная
психология

это отрасль
психологической науки, которая изучает
факты, закономерности и механизмы
поведения, общения и деятельности
личности, обусловленные включенностью
их в социальные общности, а также
психологические особенности этих
общностей.

Социальная
психология возникла на стыке наук
психологии
и социологии,
и до сих пор положение социальной
психологии носит пограничный, двойственный
характер
.
Это отражается в том, что:

  • объективно
    существует такой класс общественной
    жизни, который может быть исследован
    при помощи социологии и психологии;

  • социальная
    психология исторически вызревала в
    недрах и социологии, и психологии;

  • социальная
    психология – это наука практическая,
    исходит из потребностей реальной жизни.

Предмет социальной
психологии

определяется
вопросом: «Что изучает данная наука как
самостоятельная, независимая отрасль
знания?» Существуют несколько точек
зрения на то, что является предметом
исследования социальной психологии.
Социальная психология изучает личность
в группе,
социуме, обществе. В отличие от общей
психологии социальная психология
исследует не просто психические процессы
индивида, а их специфику в связи с
системой социальных взаимодействий. С
этой точки зрения предметом исследования
является человек
среди людей
.
Если и
рассматриваются индивидуальные
особенности субъекта, то только как
результат социального развития, связанный
с воспитанием и социализацией.

Особое внимание
уделяется положению личности в группе,
коллективе. Социальная психология
изучает социальные
группы
в
обществе. Это, прежде всего, психологические
характеристики групп, проблемы
внутригрупповой динамики, внутригрупповых
отношений, межгрупповых отношений и т.
д. Социальная группа рассматривается
как функциональная единица, имеющая
интегральные психологические
характеристики, такие как групповой
разум, групповая воля, групповое решение
и др. Создаются разнообразные типологии
социальных групп, выделяется все большее
количество критериев для анализа. Группа
рассматривается как уникальная
целостность, которая не может быть
понята только на основании изучения
субъектов, ее составляющих. Группа есть
нечто большее, чем совокупность членов.
Она имеет собственные характеристики,
существующие независимо от индивидуальных
особенностей входящих в ее состав
субъектов.

Социальная
психология изучает социальную
психику
,
или массовидные
явления психики
.
Выделяются
различные явления, соответствующие
этому понятию: психология классов,
социальных слоев, массовых настроений,
стереотипов и установок; общественное
мнение и психологический климат, массовые
действия и групповые эмоциональные
состояния. Изучается социально-психологический
аспект традиций, морали, нравов и т.д.
Исследуются психологические основы
уникальных семиотических систем,
создаваемых человечеством на протяжении
веков.

Но большинство
современных социальных психологов
считают, что социальная психология
изучает и личность, и группы, и социальную
психику, но в определенном контексте.
Так, социальный психолог Галина
Михайловна Андреева
определила
предмет
социальной психологии

следующим
образом: социальная
психология изучает закономерности
поведения, деятельности и общения людей,
обусловленные их включением в социальные
группы, а также психологические
характеристики самих этих групп.

Предмет социальной психологии и его задачи

Социальная психология находится на стыке двух основных наук — психологии и социологии, поэтому предмет социальной психологии довольно сложно изолировать. Общая психология интересуется состояниями, процессами, механизмами, происходящими в психике личности как таковой. Психологи, скорее, сосредотачиваются на различиях людей. Социальная психология, прежде всего, интересуется тем, как социальная группа влияет на личность, существует ли обратный процесс (влияние индивида на социальную группу), как индивиды одной социальной группы взаимодействуют с людьми из другой социальной группы.Таким образом, можно определить, что психология и социальная психология совпадают в объекте исследования, которым является личность.

Социология изучает большие и малые группы людей, оставляя за скобками индивидуальные различия между ними. Предметом этой науки является изучение процессов, происходящих в классах, слоях, этносах и других группах общества, взаимоотношений между этими группами. Предмет социальной психологии лежит в более конкретной плоскости — взаимодействии личности с обществом.То есть социология и социальная психология изучают, как люди ведут себя в группах, но социальная психология фокусируется на психологических аспектах.

Кроме того, предмет социальной психологии касается тех слоев социальных отношений, которыми наука социология не интересует. Например, отношения «пациент-врач», «класс новичка», «руководитель-подчиненный», «ребенок-родитель» и т. Д. Таким образом, можно определить, что социальная психология — это наука, изучающая восприятие людьми каждого из них. во-вторых, отношения между социальными группами и взаимные влияния между ними.Социальных психологов, например, волнует, что создает моду, вызывающую панику или энтузиазм в больших скоплениях людей, какова агрессия собравшейся толпы и т. Д.

Все мы в течение одного дня выполняем разные социальные роли. С утра поочередно перевоплощаемся из родителя (ребенка) в пассажира общественного транспорта, руководителя (исполнителя, но также члена трудового коллектива), покупателя, пациента в поликлинике, соседа, собравшегося человека. в кругу друзей, участника розыгрыша и так далее, во взаимном общении с остальным миром.Что на нас влияет, что формирует наши знания и представление о том, как вести себя с теми или иными представителями разных социальных групп? Можем ли мы повлиять и изменить сложившийся порядок отношений? Предмет и задачи социальной психологии как раз и заключаются в том, чтобы ответить на эти вопросы.

На человека — хочет он того или нет — влияет пол, социальное образование, образование, мода, реклама. Это накладывается на социальные процессы, происходящие в обществе: обнищание огромного числа масс или, наоборот, рост благосостояния, рост гнева или надежды, энтузиазма или апатии.Предметом социальной психологии является изучение поведения человека как участника социальных отношений. Причем участник разных социальных групп, как малых (семья, круг друзей), так и средних (личность — коллектив) и больших (класс, этнос).

Социальную психологию беспокоят также механизмы социального воздействия на человека. Что вообще заставляет человека относиться к той или иной группе людей? Что или кто может повлиять на изменение этого отношения? Какими индивидуальными качествами должен обладать человек, чтобы стать лидером или обрести харизму в данном обществе и повлиять на ту или иную социальную ситуацию? И это тоже объект изучения социальной психологии.Таким образом, предметом социальной психологии является изучение психологических процессов, состояний и свойств личности, проявляющихся в ходе взаимоотношений с другими людьми, включении этой личности в различные социальные группы и в систему экономических, правовых, политические и другие отношения общества.

,

методов исследования в социальной психологии

Социальные психологи интересуются способами
что другие люди влияют на мысли, эмоции и поведение. Чтобы изучить эти
концепции требует специальных методов исследования. После краткого обзора
традиционный дизайн исследования, этот модуль знакомит с тем, как сложные экспериментальные
проекты, полевые эксперименты, натуралистическое наблюдение, выборка опыта
методы, обзорные исследования, тонкие и бессознательные методы, такие как
предварительная подготовка, архивное исследование и использование больших данных могут быть адаптированы к
решать социально-психологические вопросы.В этом модуле также обсуждаются
важность получения репрезентативной выборки наряду с некоторыми этическими
соображения, с которыми сталкиваются социальные психологи.

Заинтересованы в улучшении личных результатов? Проверьте свои навыки в присутствии других людей, чтобы воспользоваться преимуществами социальной помощи. [Изображение: Hans 905, http://goo.gl/SiOSZh, CC BY-NC-SA 2.0, http://goo.gl/iF4hmM]

Вы увлечены ездой на велосипеде? Норман Триплетт определенно был таким. На рубеже прошлого века он изучал время круга в велосипедных гонках и заметил поразительный факт: катание в соревновательных гонках улучшало время гонщиков примерно на 20-30 секунд на каждую милю по сравнению с тем, когда они ехали одни и те же трассы в одиночку.Триплетт подозревал, что улучшенные характеристики гонщиков не могут быть объяснены просто тем, что другие велосипедисты блокируют ветер. Чтобы проверить свою догадку, он разработал то, что широко называют первым экспериментальным исследованием в области социальной психологии (опубликовано в 1898 году!) — в данном случае, когда дети наматывают леску так быстро, как только могут. Детей тестировали в одиночку, а затем снова в паре с другим ребенком. Результаты? Дети, которые выполняли задание в присутствии других, превосходили тех, кто выполнял это в одиночку.

Хотя исследования Триплетта не соответствовали современным стандартам научной строгости (например, он внимательно изучил данные вместо точного измерения производительности; Stroebe, 2012), теперь мы знаем, что этот эффект, называемый «социальное содействие», является надежным — производительность на простых или хорошо отрепетированных задачах имеет тенденцию улучшаться, когда мы находимся в присутствии других (даже когда мы не соревнуемся с ними). Другими словами, в следующий раз, когда вы подумаете о шоу

.

Важность социальной психологии — значение

Социальная психология — это научное исследование поведения человека в обществе. Он изучает поведение людей в группах и то, как на поведение людей влияют другие. Он пытается понять социально-психологические причины и мотивы поведения людей в группах. Социальная психология имеет очень большое значение в современном мире. Важность социальной психологии делится на следующие области:

  1. Социальная психология и психическое здоровье
  2. Социальная психология и бизнес
  3. Социальная психология и промышленность
  4. Социальная психология и образование
  5. Социальная психология и военное дело
  6. Социализация и развитие личности
  7. Социальная психология как источник знаний

Социальная психология и психическое здоровье

Проблемы психического здоровья, такие как депрессия, тревога, стресс, фобия, шизофрения, психоз и расстройства личности, являются растущими проблемами современного мира.Большинство проблем с психическим здоровьем имеют социально-психологические причины, такие как потеря работы, смерть близких, проблемы адаптации к браку, бремя работы, слабые семейные узы, стрессовые отношения, разрывы, работа в стрессовой среде и неожиданные социальные изменения. , Такие социальные обстоятельства становятся причиной преступного поведения, умственной отсталости, эмоционального расстройства, злоупотребления наркотиками и долгосрочного воздействия на физическое здоровье.

Социальная психология играет важную роль в решении проблем психического здоровья.Социальная психология занимается диагностикой и лечением психических заболеваний. Социальные психологи специализируются на изучении социально-психологических причин психических заболеваний и их устранении с помощью психологических практик. В некоторых странах социальные психологи имеют лицензию на самостоятельное лечение пациентов с проблемами психического здоровья. Во многих других странах социальные психологи работают вместе с психиатрами и социальными работниками для лечения психических заболеваний.

Социальная психология и бизнес

Бизнес имеет решающее значение для экономики страны, поскольку он предоставляет гражданам товары, услуги и рабочие места.Социальная психология играет важную роль в бизнес-секторе. В настоящее время бизнес использует психологические методы для увеличения производства и продажи товаров. Телевизионная реклама товаров производится на основе социально-психологических методов маркетинга. Эти рекламные объявления призваны изменить отношение людей к продукту желаемым образом. Изменение отношения — это часть предмета социальной психологии, которая определяет, как изменить отношение других к чему-то положительному. e.грамм. представляя продукты в рекламе таким образом, чтобы увлечь зрителей.

Опросы проводятся компаниями, чтобы понять социально-психологическую ориентацию людей на товары и услуги. Эти соображения принимаются во внимание при производстве продуктов в будущем, например, цвета, ароматы, характеристики, особенности, стоимость, долговечность и другие соображения, которые привлекают людей. Аналогичным образом привлекательные названия, этикетки, заголовки и логотипы используются для увеличения продаж продуктов.

Обслуживание клиентов — ключевой фактор успеха бизнеса. Это помогает в построении хороших отношений с клиентом. Это увеличивает удовлетворенность клиентов. Представители службы поддержки клиентов обучены приобретать хорошие социальные навыки, чтобы строить отношения и психологически убеждать клиентов.

Социальная психология и образование

Социальная психология играет важную роль в образовательном секторе. Это помогает в улучшении методов преподавания, практики обучения, уровня интеллекта и когнитивных навыков студентов, мотивации студентов и взаимоотношений между учеником и учителем.

Низкая успеваемость студентов в основном связана с социально-психологическими проблемами. Стеснительная среда, отсутствие поощрений, наказаний, чрезмерная нагрузка на учебу, страх неудачи на экзамене и жестокое обращение разрушают творческие способности студента. Социальная психология указывает на недостатки образовательной среды в школах, колледжах и университетах, чтобы сделать среду благоприятной для обучения. Он разрабатывает методы эффективного обучения. Он поможет вам справиться со стрессом, связанным с учебой, например, со стрессом на экзамене.В нем рассказывается о методах обучения в зависимости от психики и умственного уровня учащихся, чтобы они могли эффективно учиться.

Социальная психология и промышленность

Индустриализация укрепляет экономику страны и ведет к национальному развитию. Социальная психология широко применяется в промышленном секторе. Хорошая рабочая среда и рабочие отношения между сотрудниками в отрасли повышают ее производительность и эффективность. Заинтересованные стороны в отраслях проходят обучение у социальных психологов, чтобы создать подходящую рабочую среду и рабочие отношения между сотрудниками в отраслях.

Мотивация — еще один важный фактор производительности сотрудников. Мотивация — важная часть предмета социальной психологии. Психологические методы разработаны, чтобы поддерживать мотивацию сотрудников к своей работе и совершенствовать методы командной работы в промышленном секторе.

Социальная психология и военное дело

Социальная психология играет важную роль в военных организациях. Солдаты подготовлены как физически, так и психологически, чтобы смело справляться с трудными ситуациями.Используемые психологические приемы обучают солдат становиться бесстрашными борцами и решительными в достижении своей цели. Солдатам приходится сталкиваться с различными жизненными ситуациями, такими как войны, катастрофы, суровые условия окружающей среды и так далее. Солдаты обучены эмоционально уравновешенной личности, чтобы смело справляться с такими ситуациями.

Отбор кандидатов в военные включает в себя специальные психологические тесты. Цель психологической оценки — убедиться, что кандидат должен обладать психологическими качествами, необходимыми для оказания им услуг.

Социализация и развитие личности

Дети — будущее нации. Дети должны расти здоровыми взрослыми, чтобы они могли вносить свой вклад в развитие и процветание своей нации. Родители должны заботливо и внимательно воспитывать своих детей. Недостатки в воспитании детей могут привести к серьезным расстройствам личности у детей , таким как чувство депривации, невыразительность, застенчивость, умственная отсталость, страхи, эмоциональные расстройства и так далее. Эти недостатки в основном связаны с социально-психологическими причинами внутри семьи, такие как ссоры родителей, игнорирование детей, жестокое обращение с детьми, неблагоприятное окружение и т. Д.

Социальная психология дает рекомендации по правильной социализации детей. Руководствуясь этими рекомендациями, родители могут помочь своим детям развить здоровую личность. Социальная психология указывает на все проблемы, которые приводят к неправильной социализации детей, а также предлагает соображения по здоровой социализации детей, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал и добиться хороших результатов.

Социальная психология как источник знаний

Социальная психология имеет широкую тематику. Помимо практического применения, социальная психология также служит огромным источником полезных знаний. Предмет социальной психологии охватывает все области знаний, которые полезны для исследователей, сообщества разработчиков и ученых. Эти области включают восприятие, познание, поведение, мотивацию, лидерство, отношение, групповую динамику, социальные взаимодействия, навыки социализации и развития личности и так далее.Исследования — это отличительная черта социальной психологии, целью которой является получение надежных и актуальных знаний. Полученные знания предлагают теорию для понимания многих психологических тенденций и решения психологических проблем. Его теория также помогает другим дисциплинам в объяснении различных явлений , таких как социология, право, политология и другие социальные науки.

,

Введение в науку социальной психологии

Мы живем в мире, где у людей любого происхождения все чаще есть смартфоны. В экономически развивающихся странах вышки сотовой связи зачастую дешевле в установке, чем традиционные стационарные телефоны. Во многих домохозяйствах в промышленно развитых странах каждый человек имеет свой собственный мобильный телефон вместо общего домашнего телефона. Поскольку эта технология становится все более распространенной, любопытные исследователи задаются вопросом, какое влияние телефоны могут иметь на отношения.Вы верите, что смартфоны помогают наладить более тесные отношения? Или вы считаете, что смартфоны могут мешать связи? В серии исследований исследователи обнаружили, что простое присутствие мобильного телефона, лежащего на столе, может помешать отношениям. При изучении разговоров между незнакомцами и близкими друзьями — разговоров, происходящих в исследовательских лабораториях и в кафе, — мобильные телефоны, по-видимому, отвлекали людей от общения друг с другом. Участники этих исследований сообщили о более низком качестве разговора, более низком доверии и более низком уровне сочувствия к другому человеку (Przybylski & Weinstein, 2013).Конечно, это не умаляет полезности мобильных телефонов. Это просто напоминание о том, что их лучше использовать в одних ситуациях, чем в других. Это также реальный пример того, как социальная психология может помочь понять, как мы понимаем друг друга и взаимодействуем друг с другом.

Социальная психология интересуется тем, как другие люди влияют на наши мысли, чувства и поведение. Исследователи изучают групповое взаимодействие, то, как культура формирует наше мышление, и даже то, как технологии влияют на человеческие отношения.[Изображение: Matthew G, https://goo.gl/En2JSi, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7]

Социальная психология — это отрасль психологической науки, которая в основном занимается пониманием того, как присутствие других людей влияет на наши мысли, чувства и поведение. Подобно тому, как клиническая психология фокусируется на психических расстройствах и их лечении, а психология развития исследует то, как люди меняются на протяжении своей жизни, социальная психология имеет свои собственные направления. Как следует из названия, эта наука посвящена исследованию способов функционирования групп, издержек и преимуществ социального статуса, влияния культуры и всех других психологических процессов с участием двух или более людей.

Социальная психология — такая захватывающая наука именно потому, что она занимается проблемами, которые так знакомы и так важны для нашей повседневной жизни. Люди — «социальные животные». Мы, как пчелы и олени, живем вместе группами. Однако, в отличие от этих животных, люди уникальны тем, что мы очень заботимся о наших отношениях. Фактически, классическое исследование жизненного стресса показало, что самые стрессовые события в жизни человека — смерть супруга, развод и попадание в тюрьму — настолько болезненны, потому что влекут за собой потерю отношений (Holmes & Rahe, 1967) ,Мы тратим огромное количество времени на размышления и взаимодействие с другими людьми, и исследователи заинтересованы в понимании этих мыслей и действий. Отказ от места в автобусе другому человеку — это пример социальной ps

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *