Я концепция прихожан методика: Прихожан. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста

Содержание

ssk — Психологическая диагностика

 
 
                                 МЕТОДИКА:                                  
                Шкала для исследования детской "Я"-концепции                
                          (Е. Пирс, Д. Харрис)                              
                (Piers-Harris children's Self-Concept Scale)                
                        (E.V. Piers, D.M. Harris)                           
                 (адаптация и нормирование А.М. Прихожан).                  
  
      Построение шкалы для исследования  детской  "Я"-концепции  базируется 
 на теоретических позициях авторов  (Э. Пирс,  Д. Харрис),  рассматривающих 
 "Я-концепцию" как сложное  многоструктурное  психологическое  образование, 
 включающее в себя систему самооценок и отношений личности, связанных с по- 
 ведением личности в различных сферах деятельности и активности, а также  с 
 системой ее социальных отношений.                                          
      Шкала детской "Я"-концепции Пирс-Харриса позволяет оценить уровень  и 
 характер развития "Я"-концепции по следующим субшкалам:                    
      1) шкала отношения к своему физическому облику;                       
      2) шкала интеллектуального и школьного статуса;                       
      3) шкала счастья и удовлетворенности собой;                           
      4) шкала отсутствия тревожности;                                      
      5) шкала адаптированности поведения;                                  
      6) шкала популярности.                                                
      Шкала детской "Я"-концепции Пирс-Харриса также включает в себя и  две 
 шкалы валидности, позволяющие идентифицировать уровень  искажений  ответов 
 детей в позитивную или негативную стороны и выявить у респондентов наличие 
 тенденции давать случайные необоснованные ответы.                          
      Вариант этой методики адаптированный  и  нормированный  А.М. Прихожан 
 дополнен контрольной шкалой - шкалой социальной желательности. Внесены из- 
 менения в текст методики, проведена новая факторизация, в результате кото- 
 рой были выделены 3 новых фактора и уточнено содержание старых. Существен- 
 но дополнена интерпретация.                                                
      Применяются два варианта бланков - для мальчиков и для девочек.       
      Методика проводится фронтально - с целым классом или группой  учащих- 
 ся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, за- 
 тем психолог должен ответить на все задаваемые ими  вопросы.  После  этого 
 учащимся предлагается выполнить тренировочные задания. Затем следует  про- 
 верить, как каждый из учащихся выполнил задание, точное понимание инструк- 
 ции, вновь ответить на вопросы. После этого  учащиеся  работают  самостоя- 
 тельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вмес- 
 те с чтением инструкции - 25-30 мин

Шкала «Я-концепции» (адаптация А.М.Прихожан)

Шкала «Я-концепции» (адаптация )

Введение

Личностный
опросник предназначен для диагностики Я-концепции испытуемых 12-16 лет. Авторы — Е. Пирс, Д. Харрис. Адаптация и нормирование
осуществлены в 2002 году. Вариант дополнен контрольной
шкалой — шкалой социальной желательности.
Внесены изменения в текст методики,
проведена новая факторизация, в результате которой были выделены три новых фактора и уточнено содержание
старых, существенно дополнена интерпретация [5].

В
области теоретической психологии первые работы, содержащие представление о
Я-концепции принадлежали У. Джемсу, Ч. Кули и Дж. Миду. Психологические словари
трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом
себе. Английский психолог Р. Бернс [1] определяет ее как «совокупность всех
представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает
у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда
уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то
же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.
Р. Бернс выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную,
оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я,
включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая,
или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая
составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо
конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к
себе.

Развитие
Я-концепции – центральный психический процесс переходного возраста. Э. Шпрангер
еще в 20-х гг. прошлого века построил теорию «открытия Я» как главного новообразования
подростково-юношеского возраста. Л.С. Выготский уточнил, что речь идет не об
«открытии» чего-то ранее существовавшего, но неизвестного ребенку, а о
формировании интегративного самосознания, но согласился, что процесс этот
составляет квинтэссенцию и главный итог переходного возраста. И.С. Кон считает
подростковый и юношеский возраст периодом возникновения сознательного Я [3].
Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей
и уровня притязаний актуализирует вопросы «Кто Я?», «Кем я стану?», «Каким я
хочу и должен быть?». Главное психологическое приобретение данного возраста, по
И.С. Кону – открытие своего внутреннего мира – радостное и волнующее событие,
но оно вызывает и множество тревожных, драматических переживаний. Как отмечает
В.Р. Кисловская, у 14 – 15-летних подростков значительно более высокий уровень
тревожности, они более интровертивны, склонны к уходу в себя и самонаблюдению.

Шкала
Я-концепции, переработанная , позволяет оценить как общий уровень
самоотношения подростка, так и оценить его отношение к себе в следующих сферах:
поведение, интеллект, ситуация в школе, внешность, тревожность, общение,
удовлетворенность жизненной ситуацией, положение в семье, уверенность в себе
[5]. Кроме вышеназванных шкал, методика содержит и шкалу социальной
желательности, позволяющую судить об искренности учащегося, его стремлении
показать себя в наиболее благоприятном свете.

Психометрическая
проверка методики

Личностный
опросник предназначен для испытуемых 12-16 лет. Авторы — Е. Пирс, Д. Харрис. Адаптация, психометрическая проверка и нормирование
осуществлены в 2002 году. Вариант дополнен контрольной
шкалой — шкалой социальной желательности.
Внесены изменения в текст методики,
проведена новая факторизация, в результате которой были выделены три новых фактора и уточнено содержание
старых, существенно дополнена интерпретация [5, 7].

Описание
методики

Методика
содержит 90 утверждений. Испытуемым предлагается четыре возможных варианта
ответа – «верно», «скорее верно, чем неверно», «скорее неверно, чем верно», «неверно».
Существует два варианта опросника – для мальчиков и девочек

Изучение особенностей я-концепции

1.
Мои одноклассники смеются надо
мной

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

2.
Я счастливый человек

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

3.
Мне трудно приобретать друзей

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

4.
Я часто грущу

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

5.Я
находчивая

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

6.
Я всегда сдерживаю свои обещания

Верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

Неверно

7.
Я робкая

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

8.
Я
нервничаю, когда учитель вызывает
меня к доске

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

9.
Меня беспокоит моя внешность

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

10.
Когда я вырасту, я займу важное
положение в обществе

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

11.
Сильный страх на контрольных, тестах
и экзаменах мешает мне хорошо
выполнять задания

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

12.
Сверстники не уважают меня, не
считаются со мной

Верно

Скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

13.
Я хорошо веду себя в школе

Верно

Скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

14.
Если что-то происходит не так, я
обычно сама виновата

Верно

Скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

15.
Я часто сплетничаю

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

16.
Родителей огорчает мое поведение

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

17.
Я обаятельная

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

18.
У меня много хороших идей

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

19.
Дома считают, что я умная,
прислушиваются к моему мнению

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

20.
Обычно я люблю все делать по-своему

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

21.
У меня умелые руки

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

22.
Я легко уступаю другим

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

23.
Я плохо учусь

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

Неверно

24.
Я всегда говорю только правду

Верно

Скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

25.
Я никогда не раздражаюсь и не
сержусь

Верно

Скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

26.
Я часто поступаю плохо

Верно

Скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

27.
Я умею владеть собой

Верно

Скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

28.
Я сообразительная

Верно

Скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

Неверно

29.
Дома я плохо себя веду

Верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

Неверно

30.
Обычно я долго сижу над домашними
заданиями, и все равно не могу
доделать их до конца

Верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

Неверно

31.
Я пользуюсь авторитетом в классе

Верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

32.
Я обычно совершенно спокойна

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

33.
У меня красивые глаза

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

34.
Я могу сделать хороший доклад на
уроке

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

35.
В школе мне постоянно хочется спать

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

36.
Я часто надоедаю брату, сестре,
другим близким родственникам

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

37.
Моим друзьям нравятся мои идеи

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

38.
Я часто попадаю в неприятные ситуации

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

39.
Я веду себя так, как считаю правильным

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

40.
Я удачлива

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

41.
Я беспокоюсь только тогда, когда
для этого есть очень серьезный
повод

верно

Скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

Неверно

42.
Я всегда слушаюсь родителей и других
взрослых родственников

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

Неверно

43.
Мои родители ждут от меня слишком
многого, мне трудно будет оправдать
их ожидания

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

44.
Я нравлюсь себе такой, какая я есть

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

45.
Среди ровесников я нередко чувствую
себя лишней

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

46.
У меня красивые волосы

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

47.
На уроках я часто сама вызываюсь
отвечать

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

48.
Я хотела бы быть другой

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

49.
Я хорошо сплю по ночам

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

50.
Я ненавижу школу

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

51.
Для совместных прогулок, занятий,
игр сверстники выбирают меня в
последнюю очередь

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

52.
Я часто чувствую неуверенность в
себе, в своих силах

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

53.
Иногда мне не хочется идти в школу

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

  1. Я
    эрудированный человек, я многое
    знаю и
    много умею

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

55.
Я часто сомневаюсь в хорошем
отношении ко мне других людей

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

56.
Мои одноклассники считают, что со
мной интересно общаться

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

57.
Я несчастлива

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

58.
У меня много друзей

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

59.
Я веселая

верно

Скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

60.
Я никогда не говорю о том, чего не
знаю

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

61.
Я хорошо выгляжу

Верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

62.
Я выполняю все советы родителей и
других близких взрослых

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

63.
Я активна, бодра, деятельна

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

64.
Я часто ввязываюсь в ссоры, перебранки

верно

Скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

65.
Сверстницы уважают меня

верно

Скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

66.
Ко мне часто обращаются за советом,
интересуются моим мнением о
чем-либо.

верно

Скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

67.
Моя семья разочаровалась во мне

верно

Скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

68.
У меня приятное лицо

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

69.
Когда я очень стараюсь что-то
сделать, у меня ничего не получается

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

70.
Дома я ко всем пристаю, всем мешаю

верно

Скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

Неверно

71.
Я всегда впереди, я могу повести
за собой других

верно

Скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

Неверно

72.
Я никогда никому не грублю

верно

Скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

73.
Я неуклюжая

верно

Скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

74.
Со мной не хотят дружить

верно

Скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

75.
Я забываю то, что учила

верно

Скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

76.
Я хорошо лажу с людьми

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

77.
Я легко выхожу из себя

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

78.
Я нравлюсь мальчикам

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

79.
Я люблю читать

верно

скорее
верно, чем неверно

скорее
неверно, чем верно

неверно

80.
Мне легко учиться хорошо по всем
предметам

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

81.
Мне нравятся мой брат, сестра,
другие близкие родственники

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

82.У
меня хорошая фигура

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

83.
Нередко я хвастаюсь

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

84.
Я редко испытываю страх

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

85.
Я все время что-нибудь разбиваю
или
ломаю

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

86.
На меня можно положиться

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

87.
У меня плохой характер

верно

Скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

88.
Я часто думаю о плохом

верно

Скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

89.
Мне часто хочется плакать

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

90.
Я хороший человек

верно

скорее
верно, чем неверно

Скорее
неверно, чем верно

неверно

Тест по психологии по теме: Методика Прихожан

Определение уровня личностной тревожности.

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция к тесту

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.

Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.

Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.

Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.

При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.

 Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.

Тестовый материал

Варианты ответов:

Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень

Форма А

Ситуация

Ответ

Перейти в новую школу

 

1

Отвечать у доски

 

2

Оказаться среди незнакомых ребят

 

3

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

 

4

Слышать заклятия

 

5

Разговаривать с директором школы

 

6

Сравнивать себя с другими

 

7

Учитель смотрит по журналу, кого спросить

 

8

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

 

9

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

 

10

Видеть плохие сны

 

11

Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

 

12

После контрольной, теста – учитель называет отметки

 

13

У тебя что-то не получается

 

14

Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна

 

15

На тебя не обращают внимания

 

16

Ждешь родителей с родительского собрания

 

17

Тебе грозит неуспех, провал

 

18

Слышать смех за своей спиной

 

19

Не понимать объяснений учителя

 

20

Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем

 

21

Слышать предсказания о космических катастрофах

 

22

Выступать перед зрителями

 

23

Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

 

24

С тобой не хотят играть

 

25

Проверяются твои способности

 

26

На тебя смотрят как на маленького

 

27

На экзамене тебе достался 13-й билет

 

28

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

 

29

Оценивается твоя работа

 

30

Не можешь справиться с домашним заданием

 

31

Засыпать в темной комнате

 

32

Не соглашаешься с родителями

 

33

Берешься за новое дело

 

34

Разговаривать с школьным психологом

 

35

Думать о том, что тебя могут «сглазить»

 

36

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

 

37

Слушать страшные истории

 

38

Спорить со своим другом (подругой)

 

39

Думать о своей внешности

 

40

Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах

 

Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.

Форма Б

Ситуация

Ответ

Пример

Перейти в новую школу

 

1

Отвечать у доски

 

2

Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку

 

3

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

 

4

Слышать заклятия

 

5

Разговаривать с директором школы

 

6

Сравнивать себя с другими

 

7

Учитель делает тебе замечание

 

8

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

 

9

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

 

10

Видеть плохие или «вещие» сны

 

11

Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

 

12

После контрольной, теста учитель называет отметки

 

13

У тебя что-то не получается

 

14

Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил

 

15

На тебя не обращают внимания

 

16

Ждешь родителей с родительского собрания

 

17

Тебе грозит неуспех, провал

 

18

Слышать смех за своей спиной

 

19

Не понимать объяснений учителя

 

20

Думаешь о своем будущем

 

21

Слышать предсказания о космических катастрофах

 

22

Выступать перед большой аудиторией

 

23

Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

 

24

Ссориться с родителями

 

25

Участвовать в психологическом эксперименте

 

26

На тебя смотрят как на маленького

 

27

На экзамене тебе достался 13-й билет

 

28

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

 

29

Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)

 

30

Не можешь справиться с домашним заданием

 

31

Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи

 

32

Не соглашаешься с родителями

 

33

Берешься за новое дело

 

34

Разговаривать со школьным психологом

 

35

Думать о том, что тебя могут «сглазить»

 

36

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

 

37

Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса

 

38

Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях

 

39

Смотреться в зеркало

 

40

Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого

 

Ключ к тесту

Ключ является общим для обеих форм.

Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34

Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39

Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38

Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40

Обработка и интерпретация результатов теста

Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.

Общая тревожность

Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-33

0-26

0-34

0-26

0-34

0-37

0-33

0-27

2

34-40

27-32

35-43

27-32

35-43

38-45

34-39

28-34

3

41-48

33-39

44-50

33-38

44-52

46-53

40-46

35-41

4

49-55

40-45

51-58

39-44

53-61

54-61

47-53

42-47

5

56-62

46-52

59-66

45-50

62-70

62-69

54-60

48-54

6

63-70

53-58

67-74

51-56

71-80

70-77

61-67

55-61

7

71-77

59-65

75-81

57-62

81-88

78-85

86-74

62-68

8

78-84

66-71

82-89

63-67

89-98

86-93

75-80

69-75

9

85-92

72-77

90-97

68-73

99-107

94-101

81-87

76-82

10

93 и более

78 и более

98 и более

74 и более

108 и более

102 и более

88 и более

83 и более

Школьная тревожность

Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-8

0-7

0-2

0-7

0-8

0-7

0-7

0-6

2

9-11

8-10

3-5

8-9

9-10

8-9

8-9

7

3

12-13

11-12

6-7

9-10

11-13

10-12

10-11

8

4

14-16

13-14

8-10

11-12

14-15

13-15

12-13

9

5

17-18

15-16

11-12

13

16-18

16-17

14

10

6

19-20

17-18

13-15

14-15

19-20

18-20

15-16

11

7

21-22

19-20

16-17

16

21-22

21-22

17-18

12-13

8

23-25

21-22

18-20

17-18

23-25

23-25

19-20

14

9

26-27

23-24

21-22

19-20

26-27

26-28

21-22

15

10

28 и более

25 и более

23 и более

21 и более

28 и более

29 и более

23 и боле

16 и более

Самооценочная тревожность

Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-10

0-7

0-9

0-5

0-8

0-7

0-6

0-7

2

11

8-9

10-11

6-7

9-10

8-10

7-8

8-9

3

12-13

10

12-13

8

11-13

11-13

9-11

10-12

4

14

11-12

14-16

9-10

14-16

14-16

12-13

13-15

5

15-16

13

17-18

11-12

17-18

17-19

14-16

16-17

6

17-18

14-15

19-20

10-11

19-21

20-22

17-18

18-20

7

19

16-17

21-22

13-14

22-24

23-25

19-21

21-23

8

20-21

18

23-24

15

25-26

26-28

22-23

24-25

9

22-23

19-20

25-27

16-17

27-29

29-31

24-26

26-28

10

24 и более

21 и более

28 и более

18 и более

30 и более

32 и более

27 и боле

29 и более

Межличностная тревожность

Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-8

0-7

0-8

0-8

0-6

0-8

0-6

0-7

3

10

9

11-12

10

10-12

12-14

9-11

10-12

4

11

10

13-14

11-12

13-15

15-17

12-13

13-15

5

12-13

11-12

15

13

16-17

18-20

14-15

16-17

6

14

13

16-17

14-15

18-20

21-23

16-18

18-20

7

15

14

18-19

16

21-23

24-26

19-20

21-23

8

16-17

15

20-21

17-18

24-26

27-29

21-23

24-26

9

18

16

22-23

19

27-29

30-32

24-25

27-28

10

19 и более

17 и более

24 и более

20 и более

30 и более

33 и более

26 и боле

29 и более

Магическая тревожность

Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-7

0-6

0-7

0-4

0-5

0-6

0-6

0-5

3

9-10

8-9

10-11

8-10

9-10

10-11

8-9

4

4

11-12

10

12-13

8-9

11-13

11-12

12-14

10

5

13-14

11-12

14-15

10

14-15

13-14

15-16

11-12

6

15-16

13

16-17

11-12

16-18

15-16

17-19

13

7

17-18

14

18-20

13

19-21

17-18

20-22

14-15

8

19-20

15-16

21-22

14-15

22-23

19-20

23-24

16-17

9

21-22

17

23-24

16

24-26

21-23

25-27

18

10

23 и более

18 и более

25 и более

17 и более

27 и более

24 и более

28 и более

19 и более

Источники

Изучение особенностей Я-концепции — Студопедия

Личностный опросник предназначен для испытуемых 12—17 лет. Авторы — Е. Пирс, Д. Харрис. Вариант дополнен контрольной шкалой — шкалой социальной желательности. Внесены изменения в текст методики, проведена новая факторизация, в результате которой были выделены 3 новых фактора и уточнено содержание старых. Существенно дополнена интерпретация. Дополнения, адаптация и нормирование осуществлены А. М. Прихожан.

Экспериментальный материал.

Бланк методики. На первой странице бланка проставляются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, возраст, пол, класс, дата и время проведения и др.). На следующих страницах представлен текст методики. На последней странице в рамке — место для записи оценок и выводов по результатам исследования (Приложение 3).

Применяются два варианта бланков — для мальчиков и для девочек.

Порядок проведения.

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить тренировочные задания. Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 25—30 мин.

Обработка и интерпретация результатов.



1. Объединяются ответы «верно» и «скорее верно, чем неверно» рассматриваются вместе (обозначаются в ключах знаком

33

«+»), ответы «скорее неверно, чем верно» и «неверно» также объединяются (обозначаются в ключах знаком «–»). 2. Выявляется тенденции к социальной желательности ответов.

Ответы по шкале социальной желательности сопоставляются с ключом (см. табл. 1).

Таблица 1.

Шкала социальной желательности

Варианты ответов Пункты шкалы
«+»
«–»        

В тех случаях, когда по этой шкале получено 7 и более баллов, результаты испытуемого могут быть искажены под влиянием сильной тенденции давать социально желательные ответы. В этом случае к результатам, полученным по шкале следует подходить с осторожностью и использовать их только как ориентировочные.

Необходимо провести дополнительное исследование с использованием другого способа получения данных (проективная методика, беседа, наблюдение и т. п.).


3. Подсчитывается суммарный балл, характеризующий общую удовлетворенность собой, позитивность самоотношения. С этой целью результаты испытуемого сопоставляются с ключом (таблица 2). Совпадение с ключом — один балл.

Таблица 2.

Ключ

1.– 23.– 46.+ 69.–
2.+ 26.– 47.+ 70.–
3.– 27.+ 48.– 71.+
4.– 28.+ 49.+ 73.–
5.+ 29.– 50.– 74.–
7.– 30.– 51.– 75.–
8.– 31.+ 52.– 76.+
9.– 32.+ 54.+ 77.–
10.+ 33.+ 55.– 78.+

34

11.– 34.+ 56.+ 79.+
12.– 35.– 57.– 80.+
13.+ 36.– 58.+ 81.+
14.– 37.+ 59.+ 82.+
16.– 38.– 61.+ 84.+
17.+ 39.+ 63.+ 85.–
18.+ 40.+ 64.– 86.+
19.+ 41.+ 65.+ 87.–
20.+ 43.– 66.+ 88.–
21.+ 44.+ 67.– 89.–
22.– 45.– 68.+ 90.+

Полученный результат записывается в графе «Сб» (сырой балл).

Данные переводятся в стенайны (стандартную девятку), в соответствии с которым определяется уровень самоотношения, выделяется 5 уровней самоотношения — (таблица 3).

Таблица 3.

Уровень самоотношения

Количество баллов Стенайн Уровень
0—19 V
20—33 IV
34—45 III
46—51 II
52—57
58—62 I
63—68
69—75 III
Более 75 V

Стенайн записывается в графе «Ст». Уровень самоотношения — в графе «УС».

Значение уровней самоотношения:

I уровень — очень высокий уровень самоотношения

II. уровень — высокий уровень, соответствующий социальному нормативу

35

III уровень — средний уровень самоотношения

IV уровень — низкий уровень, неблагоприятный вариант самоотношения

V уровень — предельно высокий уровень (может свидетельствовать о защитно-высоком отношении к себе) или предельно низкий уровень самоотношения. Группа риска.

4. По дочитываются баллы по отдельным факторам (таблица 4). Совпадение с ключом — один балл.

Результаты фиксируются в соответствующих графах.

Таблица 4

Фактор (ключ) Интерпретация, количество баллов
I. Поведение (П):
13+ 14– 16– 26– 27+ 29– 38– 39+ 64– 70– 77– 85– 86+
всего 13 пунктов
А/0—4 балла
Подросток рассматривает свое поведение как не соответствующее требованиям взрослых.
Б/6—9 баллов
Обычно свидетельствует о реалистичном отношении к своему поведению.
В/10—13 баллов
Подросток оценивает свое поведение как соответствующее требованиям взрослых.
Для групп А и В дополнительно полезно выявить отношение к такому поведению (оно может характеризовать негативистическое отношение к требованиям — «я веду себя плохо и очень этим доволен»). Подросток может переживать из-за того, что продолжает выполнять требования взрослых (как маленький), и относится к этому отрицательно, возможны и оценка, соответствующая оценке взрослых.
Однако следует иметь в виду, что суммарная оценка в общем ключе (табл.1) предполагает, что соответствие требованиям взрослых рассматривается подростком как положительная черта.

36

Фактор (ключ) Интерпретация, количество баллов
П. Интеллект, положение в школе (И):
5+ 10+ 18+ 19+ 23– 28+ 30– 34+ 37+ 47+ 54+ 66+ 75– 79+ 80+
всего 15 пунктов
А/0—5 баллов
Низкая самооценка интеллекта, школьной успешности.
Б/6—10 баллов
Самооценка интеллекта и школьной успешности среднего уровня.
В/11—15 баллов
Высокая самооценка. Самооценку в этой области целесообразно сопоставить с уровнем реальной успешности.
Важно также проанализировать отношение подростка к своей школьной успешности.
III. Ситуация в школе (Ш)
8– 11– 13+ 31+ 35– 50– 56+
всего 7 пунктов
А/0—2 балла
Подросток оценивает школьную ситуацию как неблагоприятную. Школа вызывает у него неприязнь, тревогу, скуку.
Б/3—4 балла
Нейтральное отношение к школе.
В/5—7 баллов
Позитивное восприятие школьной ситуации. Необходимо проанализировать причины негативного восприятия школьной ситуации.
IV. Внешность, физическая привлекательность, физическое развитие как свойства, связанные с популярностью среди сверстников (В)
9– 17+ 33+ 44+ 46+ 61+ 68+ 73– 78+ 82+ 85–
всего 11 пунктов
А/0—3 балла
Низкая самооценка внешности, физических качеств.
Б/4—7 баллов
Средняя самооценка.
В/8—11 баллов
Высокая самооценка.
Низкая (а нередко и средняя) самооценка внешности — фактор риска, она может быть причиной низкой общей самооценки подростка, его общей неудовлетворенности собой.

37

Фактор (ключ) Интерпретация, количество баллов
V. Тревожность (Т)
4+ 7+ 8+ 11+ 32– 41– 43+ 49– 55+ 84– 89+
всего 11 пунктов
Следует обратить внимание на то, что знаки в данном случае обратны по отношению к общему ключу (табл. 1)
А/0—4 балла
Высокий уровень эмоционального благополучия, низкий (адаптивный) уровень тревожности.
Б/5—7 баллов
Средний уровень тревожности.
В/8—11 баллов
Высокий уровень тревожности. Подростки группы «В» нуждаются в психологической помощи.
VI. Общение (О). Популярность среди сверстников, умение общаться
1– 3– 7– 12– 17+22– 31+37+ 45– 51– 55– 56+ 58+ 65+ 66+ 71+ 74– 76+ 78+
всего 19 пунктов
А/0—6 баллов
Низкая самооценка популярности среди сверстников, умения общаться. Свидетельствует о неудовлетворенности потребности в общении у подростка.
Б/7—13 баллов
Средняя самооценка.
В/14—19 баллов
Высокая самооценка в общении, характеризующая переживание удовлетворенности в этой сфере.
Следует сопоставить эти данные с результатами объективного исследования положения школьника среди сверстников.
VI. Счастье и удовлетворенность (У):
2+ 40+ 44+ 50– 57– 59+ 67– 88– 90+
всего 9 пунктов
А/0—2 балла
Переживание неудовлетворенности жизненной ситуацией.
Б/3—5 баллов
Реалистичное отношение к жизненной ситуации.
В/6—9 баллов
Полное ощущение удовлетворенности жизнью.
VII. Положение в семье (С)
16– 19+ 29– 36– 43– 67– 70– 81+
всего 8 пунктов
А/0—2 балла
Подросток не удовлетворен своим положением в семье
Б/3—5 баллов
Средняя степень удовлетворенности
В/6—8 баллов
Высокая степень удовлетворенности.
Низкая степень удовлетворенности ситуацией в семье может рассматриваться как фактор риска.

38

Фактор (ключ) Интерпретация, количество баллов
VIII. Уверенность в себе
5+ 9– 10+ 14– 18+ 20+ 21+ 28+ 39+ 40+ 48– 52– 63+ 69– 8– 86+ 87– 90+
всего 18 пунктов
А/0—5 баллов
Неуверенность в себе.
Б/6—15 баллов
Средний уровень уверенности в себе, реалистичная самооценка.
В/16—18 баллов
Чрезмерно высокий уровень уверенности в себе, чаще всего носит компенсаторно-защитный характер. Вместе с тем, особенно у младших подростков может свидетельствовать об инфантильном характере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности.
В психологической помощи нуждаются как неуверенные в себе, так и чрезмерно уверенные в себе школьники.

Развитие Я-концепции младшего подростка (11–12 лет)

%PDF-1.3 %
42 0 obj > endobj 111 0 obj >stream
2011-09-27T11:53:24+04:002008-03-05T14:35:16+03:002011-09-27T11:53:24+04:00uuid:42d77820-c098-4d84-a782-3fcbab17760duuid:4ad48d08-32be-454b-9450-da6717f7d686application/pdf

  • Развитие Я-концепции младшего подростка (11–12 лет)
  • Владимирова Ю.Н.

  • endstream endobj 36 0 obj > endobj 37 0 obj > endobj 38 0 obj > endobj 20 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Rotate 0/Type/Page>> endobj 23 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Rotate 0/Type/Page>> endobj 26 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Rotate 0/Type/Page>> endobj 29 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Rotate 0/Type/Page>> endobj 32 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Rotate 0/Type/Page>> endobj 116 0 obj >stream
    HWSIUقN?{fԅL6YrU{7uPѭIIk_Ay*t`oDt

    Программа по развитию позитивной Я-концепции у старших подростков с помощью методов арттерапии «Все грани моего Я»

    Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских
    возрастов, представляющий собой период становления личности.

    Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются
    фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые
    имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления
    подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через
    многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая
    структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и
    стабилизации личности. [1]

    В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание,
    вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и
    самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой
    собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким
    образом, постепенно у подростка формируется Я-концепция.

    Я-концепция, в свою очередь, способствует дальнейшему, осознанному или
    неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в
    значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка,
    является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные
    исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение
    являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации.
    Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда
    приводят к социальной дезадаптации. [10]

    Подросток начинает всматриваться в себя, стремится познать сильные и слабые
    стороны своей личности. Возникает потребность оценить свои возможности для того,
    чтобы найти свое место в коллективе. В процессе рефлексии происходит
    гармонизация замыслов и возможностей человека, его потенций и тенденций.
    Возникшая таким образом индивидуальность обладает, согласно Ананьеву, особой
    организацией. Центральную ее область занимает внутренний мир, который включает
    «Я» человека, его мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Его замкнутый
    контур регулирует все свойства человека и выступает психологическим барьером,
    определяющим, по Ананьеву, избирательное отношение субъекта к различным
    воздействиям. Ведущей во взаимодействии является созидающая, творческая
    деятельность, которая реализует все великие возможности исторической природы
    человека. [1]

    Поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно
    анализировать собственные личностные проявления, то возможны конфликты,
    порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе
    и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и
    сверстников.

    Поэтому подростку необходима помощь взрослого человека, чтобы помочь выявить
    и преодолеть переживания и внутриличностные конфликты, возникающие в процессе
    его личностного развития.

    Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить
    с помощью зрительных образов, чем высказать их. Изобразительная деятельность
    может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова,
    это инструмент для исследования бессознательного человека. Потребности, чувства,
    переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Невозможные в
    реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий. Поэтому воображение и
    фантазия в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя
    внутренний конфликт.

    Одной из наиболее динамично развивающихся в последние годы форм работы с
    группами является групповая арт-терапия, в ходе которой смутные побуждения
    предстают перед подростком в яркой образной форме, он лучше осознает собственные
    влечения и эмоции. Пионеры психотерапии детей и подростков (Д. В. Винниконт, В.
    Ловенфельд, А. Фрейд и другие) подчеркивали важную роль изобразительных и
    игровых средств в процессе оказания психологической помощи. [4] Арт-терапия дает
    выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации
    вытесненных переживаний, способствует повышению самооценки подростка.
    Арт-терапия имеет «инсайт-ориентированный» характер и направлена на изменение
    мироощущения человека и системы его отношений (включая окружающий мир и самого
    себя), достижение им лучшего понимания своих переживаний либо такое изменение их
    «качества», которое делает человека более аутентичным, творческим, счастливым.

    Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию
    позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени.


    Цель программы: Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков с
    помощью методов арт-терапии.

    То есть формировать компетенции в сфере самосовершенствования:
    саморегулирование, саморазвитие, личностную и предметную рефлексию.

    Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:

    1. Создать условия для включения личности подростка в процесс самопознания,
      самосовершенствования и самораскрытия.
    2. Обучение способам выражения своих чувств.
    3. Содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности,
      развитию положительного, целостного образа “я”, самопринятия.
    4. Актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности,
      повышение самооценки.


    Мы ожидаем получить:

    1. Повышение всех параметров самоотношения: самоуважения, аутосимпатии,
      самоинтереса, самопонимания, самопринятия, ожидания положительного отношения
      от других.
    2. Позитивные изменения абсолютных значений в Я-реальном и Я-идеальном в
      сторону адекватности; сокращение разницы между показателями Я-реального и
      Я-идеального — что повышает конгруэнтность, удовлетворенность собой.
    3. Приобретении навыков рефлексии;
    4. Создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.

    Общее число занятий:

    7, один раз в неделю.

    Продолжительность занятия:

    1,5–2 часа.

    Количество детей в группе:

    3–15 человек.

    Отбор детей производиться на основе диагностического обследования.

    При диагностике уровня сформированности структурных компонентов Я-концепции у
    старших подростков можно использовать следующие диагностические методики:

    1. Тест-опросник самоотношения В.В.Столина. (Приложение
      1
      )
    2. Тест-опросник “Шкала самоуважения Розенберга”. (Приложение
      2
      )
    3. Тест двадцати утверждений на самоотношение, разработанный М.Куном и Т.
      Мак-Портлендом, модифицированный А. М. Прихожан. (Приложение
      3
      )


    Для проведения занятий нужны различные материалы: карандаши, фломастеры,
    краски, кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка, бумага различных
    цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч,
    ножницы, нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции,
    фотографии. Для театрализованных представлений (Перфоманса) могут понадобиться
    грим, свечи, костюмы, различные ткани и т.д.

    Диски с музыкой.


    Программа тренинговой личностно-ориентированной коррекционной программы по
    формированию позитивной Я-концепции у старших подростков. (Приложение
    4)


    Тематический план занятий







    ТемаЦели, задачи, назначения арт-занятияНаименование форм работы, упражнения
    Знакомство. “Затерянный мир”– Создание условий для включения личности в процесс
    самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой
    занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым
    членом в группе.

    – Побуждение личности к самораскрытию, исследованию
    собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения.

    — Позволяет осознать самих себя– своею внешность и внутренние
    характеристики, повышение уверенности в себе.

    1. Информация о тренинге знакомство со структурой занятий.
    2. Знакомство.
    3. Выработка правил группы.
    4. Упражнение “Каракули”
    5. “Метафорический Автопортрет”.
    6. Рефлексия.
    “Цветные звуки моего тела”– Создание в группе атмосферы взаимного принятия,
    доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.


    Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное
    творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

    – Обучение способам выражения своих чувств.

    1. Свободное рисование на листе бумаги.
    2. Техника “Цветные звуки моего тела”.
    3. Рефлексия.
    “Рисуем имя…”– Исследование личностной идентичности;

    – Содействие
    развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

    – Расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости;

    – Содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности,
    развитию положительного, целостного образа “я”, самопринятия.

    1. Упражнение “Зеркало”.
    2. Техника “Рисуем имя”
    3. Упражнение “письмо Волшебнику”.
    4. Рефлексия.
    “Рисуем маски…”Создание условий для включения личности в процесс
    самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я,
    отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки
    на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.

    1. Визуализация.
    2. Техника “Рисуем маски…”
    3. Рефлексия.
    4. Упражнение “Два письма”
    “Мой герб”Осознание и исследование своей идентичности,
    актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности,
    повышение самооценки.

    1. Упражнения для настроя.
    2. Техника “мой герб”
    3.  Рефлексия

    определение прихожан по The Free Dictionary

    Он вошел почти бесшумным шагом, слегка наклонил голову к скамьям с каждой стороны и поклонился, проходя мимо своего старейшего прихожанина, седовласого прадеда, который занимал кресло в центре прохода. из их приятного сельского прихода был не скандалом, а хорошим мастером висту и всегда готовым шутить для цветущей прихожанки. Религия Додсонов заключалась в уважении ко всему обычному и уважаемому; нужно было креститься, иначе нельзя было похоронить на церковном дворе и принять причастие перед смертью, как защиту от более смутно понимаемых опасностей; но в равной степени необходимо было иметь на похоронах надлежащих подносов и хорошо вылеченного окорока и оставить безупречное завещание.Но, добрый друг, что ты будешь делать тогда с твоим товарищем-прихожанином, который противостоит твоему мужу в ризнице? Ведь он ничего о них не знал, а пенсионные радости, пенсионные печали — штука ненадежная; тогда как Люси была бы его прихожанкой. Есть моя прихожанка — молодец, но вряд ли он выжил бы так, как он, без своей жены. «Вы собираетесь, я слышал, жениться на дочери моего прихожанина и сын по духу, князь Щербацкий? » — продолжил он с улыбкой. Хиггинсон перечисляет среди многих удач земной карьеры своего выдающегося прихожанина счастливую своевременность своей смерти.Шалонер, жена настоятеля, была одной из первых посетительниц магазина, считая правильным поощрять нового прихожанина, прилично появившегося в церкви; и она нашла мистера: «И будет ли она ходить в простой шали и в большой соломенной шляпе, разнося трактаты и костный суп бедным прихожанам своего мужа?» Прихожане заходили по двое или по трое, выстраивались рядами перед ней, отдыхали три четверти минуты на лбу, как будто они молятся, хотя это не так; затем сел и огляделся.Елизавету больше всего поразило его необычайное почтение к леди Кэтрин и его доброе намерение крестить, жениться и хоронить своих прихожан, когда это необходимо. Общественный дух моих прихожан не требует ничего, кроме денег и пива.
    .

    Ассамблея канонических православных епископов Соединенных Штатов Америки

    Заявление председателя Ассамблеи епископов о трагических взрывах в Бейруте, Ливан

    Четверг, 06 августа 2020 г.
    Мы выражаем нашу глубокую скорбь по поводу разрушений, вызванных взрывами в Бейруте. Мы скорбим по народу Ливана, который сейчас сталкивается с дополнительной проблемой в это время великого кризиса. читать дальше »

    Заявление о трагическом превращении собора Святой Софии из музея в мечеть

    Пятница, 10 июля 2020 г.
    Мы, Исполнительный комитет Ассамблеи канонических православных епископов Соединенных Штатов Америки, протестуем против решения гражданских судов Турции, а также против четкого указания их правительства превратить собор Святой Софии в мечеть.Как граждане Соединенных Штатов Америки, мы умоляем наше правительство вмешаться и отменить это решение. Кроме того, мы призываем турецкое правительство вернуться к статус-кво, при котором Собор Святой Софии остается музеем, уважая как его происхождение, так и историю. читать дальше »

    Энциклика по повышению осведомленности о тюремном служении Воскресенье 2020 г.

    Вторник, 07 июля 2020 г.
    Святая Православная Церковь через православное тюремное служение приносит милость, прощение и любовь Христа тем людям, которые нуждаются в надежде и исцелении, живущим во тьме тюрьмы.читать дальше »

    Ассамблея епископов издает рекомендации и соображения по обеспечению безопасности православных церковных служб во время пандемии COVID-19

    16 июня 2020 г., вторник
    Когда приходы открывают свои двери и верующие по всей стране возвращаются в церковь, целевая группа Ассамблеи епископов по COVID-19, состоящая из священников, специалистов в области общественного здравоохранения, экспертов по управлению рисками и юристов, подготовила обновленные Руководящие принципы и рекомендации для более безопасного православия. Церковные службы во время пандемии COVID-19.читать дальше »

    Ассамблея канонических православных епископов США продолжает служить заключенным через православное тюремное служение во время Covid-19

    Четверг, 11 июня 2020 г.
    Несмотря на беспрецедентные проблемы, вызванные глобальной пандемией коронавируса, Православное христианское тюремное министерство (OCPM), агентство Ассамблеи канонических православных епископов США, поддерживает свои министерские связи с православными мужчинами и женщинами в тюрьмах и тюрьмах по всей территории Соединенных Штатов. .читать дальше »

    .

    ВАЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ДИЗАЙНА ИССЛЕДОВАНИЯ в Учебнике по методологии исследования 30 августа 2020 г. — Изучите ВАЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ДИЗАЙНА ИССЛЕДОВАНИЯ, в Учебнике по методологии исследования (11463)

    Перед описанием различных исследовательских планов будет уместно объяснить различные концепции, относящиеся к планам, чтобы их можно было лучше и легче понять.

    1. Зависимые и независимые переменные: Концепция, которая может принимать различные количественные значения, называется переменной.Таким образом, такие понятия, как вес, рост, доход, являются примерами переменных. Качественные явления (или атрибуты) также количественно оцениваются на основе наличия или отсутствия соответствующих атрибутов. Явления, которые могут принимать количественно разные значения даже в десятичных дробях, называются «непрерывными переменными». Но все переменные не непрерывны. Если они могут быть выражены только в целочисленных значениях, они не являются непрерывными переменными или, на статистическом языке, «дискретными переменными».Возраст — это пример непрерывной переменной, а количество детей — пример прерывистой переменной. Если одна переменная зависит от другой переменной или является ее следствием, она называется зависимой переменной, а переменная, которая предшествует зависимой переменной, называется независимой переменной. Например, если мы говорим, что рост зависит от возраста, тогда рост является зависимой переменной, а возраст — независимой переменной. Кроме того, если рост зависит не только от возраста, но и от пола человека, тогда рост является зависимой переменной, а возраст и пол — независимыми переменными.Точно так же готовые фильмы и лекции являются примерами независимых переменных, тогда как поведенческие изменения, происходящие в результате манипуляций со средой, являются примерами зависимых переменных.
    2. Внешняя переменная: Независимые переменные, которые не связаны с целью исследования, но могут влиять на зависимую переменную, называются сторонними переменными. Предположим, исследователь хочет проверить гипотезу о наличии взаимосвязи между успехами детей в социальных исследованиях и их самооценкой.В этом случае самооценка является независимой переменной, а достижения в области социальных исследований — зависимой переменной. Интеллект также может влиять на достижения в области социальных исследований, но, поскольку он не связан с целью исследования, проводимого исследователем, он будет считаться посторонней переменной. Любой эффект, наблюдаемый на зависимую переменную в результате посторонних переменных, технически описывается как «экспериментальная ошибка». Исследование всегда должно быть спланировано так, чтобы влияние на зависимую переменную полностью приписывалось независимой (ым) переменной (ам), а не какой-либо посторонней переменной или переменным.
    3. Контроль: Одной из важных характеристик хорошего плана исследования является минимизация влияния или влияния посторонних переменных. Технический термин «контроль» используется при разработке исследования, сводящего к минимуму влияние посторонних независимых переменных. В экспериментальных исследованиях термин «контроль» используется для обозначения ограничения экспериментальных условий.
    4. Смешанная связь: Когда зависимая переменная не свободна от влияния посторонних переменных, считается, что связь между зависимыми и независимыми переменными искажается из-за посторонних переменных.
    5. Исследовательская гипотеза: Когда предсказание или гипотетическая взаимосвязь должна быть проверена научными методами, это называется исследовательской гипотезой. Гипотеза исследования — это прогностическое утверждение, которое связывает независимую переменную с зависимой переменной. Обычно гипотеза исследования должна содержать как минимум одну независимую и одну зависимую переменные. Прогностические утверждения, которые не подлежат объективной проверке, или взаимосвязи, которые предполагаются, но не подлежат проверке, не называются исследовательскими гипотезами.
    6. Экспериментальное и неэкспериментальное исследование по проверке гипотез: Когда целью исследования является проверка исследовательской гипотезы, это называется исследованием по проверке гипотез. Он может быть экспериментальным или неэкспериментальным. Исследование, в котором манипулируют независимой переменной, называется «экспериментальным исследованием проверки гипотез», а исследование, в котором независимая переменная не используется, называется «неэкспериментальным исследованием проверки гипотез».Например, предположим, что исследователь хочет изучить, влияет ли интеллект на способность к чтению для группы студентов, и для этой цели он случайным образом выбирает 50 студентов и проверяет их интеллект и способности к чтению, вычисляя коэффициент корреляции между двумя наборами оценок. Это пример неэкспериментального исследования по проверке гипотез, поскольку здесь независимая переменная, интеллект, не подвергается манипуляции. Но теперь предположим, что наш исследователь случайным образом выбирает 50 студентов из группы студентов, которые должны пройти курс статистики, а затем делит их на две группы, случайным образом назначая 25 в группу A, обычную программу обучения, и 25 — в группу B, т.е. специальная программа обучения.В конце курса он проводит тест для каждой группы, чтобы оценить эффективность учебной программы на уровне успеваемости студента. Это пример экспериментального исследования по проверке гипотез, поскольку в этом случае осуществляется манипуляция независимой переменной, а именно, типом программы обучения.
    7. Экспериментальные и контрольные группы: В экспериментальных исследованиях по проверке гипотез, когда группа подвергается воздействию обычных условий, ее называют «контрольной группой», но когда группа подвергается некоторому новому или особому состоянию, ее называют «экспериментальная группа».На приведенной выше иллюстрации Группу A можно назвать контрольной группой, а Группу B — экспериментальной группой. Если обе группы A и B участвуют в программах специальных исследований, то обе группы будут называться «экспериментальными группами». Можно разработать исследования, которые включают только экспериментальные группы, или исследования, которые включают как экспериментальные, так и контрольные группы.
    8. Обработки: Различные условия, в которые помещаются экспериментальная и контрольная группы, обычно называют «обработками».На приведенной выше иллюстрации двумя видами лечения являются обычная учебная программа и специальная учебная программа. Точно так же, если мы хотим определить с помощью эксперимента сравнительное влияние трех разновидностей удобрений на урожай пшеницы, в этом случае три разновидности удобрений будут рассматриваться как три обработки.
    9. Эксперимент: Процесс проверки истинности статистической гипотезы, относящейся к некоторой исследовательской проблеме, известен как эксперимент.Например, мы можем провести эксперимент, чтобы проверить полезность определенного недавно разработанного лекарства. Эксперименты могут быть двух типов: абсолютный эксперимент и сравнительный эксперимент. Если мы хотим определить влияние удобрения на урожай сельскохозяйственных культур, это абсолютный эксперимент; но если мы хотим определить влияние одного удобрения по сравнению с воздействием другого удобрения, наш эксперимент будет называться сравнительным. Часто мы проводим сравнительные эксперименты, когда говорим о планах экспериментов.
    10. Экспериментальная единица (и): Предварительно определенные участки или блоки, где используются различные методы обработки, известны как экспериментальные единицы. Такие экспериментальные единицы нужно выбирать (определять) очень тщательно.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *