Взаимодействие наследственности и среды: Взаимодействие среды и наследственности | Psylist.net

Содержание

Взаимодействие среды и наследственности | Psylist.net

Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема дифференциальной психологии. Известно, что индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении. Если имеется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может иметь физические аномалии или психические патологии. Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических. А внутри границ наследственности конечный результат зависит от среды. Таким образом, в каждом проявлении активности человека можно найти что-то от наследственности, а что-то – от среды, главное – определить меру и содержание этих влияний.

Кроме того, у человека присутствует социальное наследование, которого лишены животные (следование культурным образцам, передача акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку посредством холодного материнского воспитания, формирование семейных сценариев). Однако в этих случаях отмечают скорее устойчивое проявление особенностей на протяжении нескольких поколений, но без генетической фиксации. «Так называемое социальное наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды», – пишет А. Анастази.

Относительно понятий «изменчивость», «наследственность» и «среда» существует несколько предрассудков. Хотя наследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными. Точно так же верно и то, что следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, хотя передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовой травмы).

Разные теории и подходы по-разному оценивают вклад двух факторов в формирование индивидуальности. Исторически выделились следующие группы теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации. 1. В биогенетических теориях формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф.Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст .Холл. 2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния. 3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К.Бюлер, В.Штерн, А.Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В.Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений. 4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л. С. Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры.

Вклад наследственности и среды пытается определить генетика количественных признаков, анализирующая различные виды дисперсии значений признака. Однако не каждый признак является простым, фиксируемым одним аллелем (парой генов, среди которых есть доминантный и рецессивный). Кроме того, итоговый эффект не может быть рассмотрен как арифметическая сумма влияния каждого из генов, потому что они могут, проявляясь одновременно, также взаимодействовать между собой, приводя к системным эффектам. Поэтому, изучая процесс генетического контроля психологического признака, психогенетика стремится получить ответ на следующие вопросы: 1. В какой мере генотип определяет формирование индивидуальных различий (т.е. какова ожидаемая мера вариативности)? 2. Каков конкретный биологический механизм этого влияния (на каком участке хромосомы локализованы соответствующие гены)? 3. Какие процессы соединяют белковый продукт генов и конкретный фенотип? 4. Существуют ли средовые факторы, изменяющие исследуемый генетический механизм?

Наследуемость признака распознается по наличию корреляции между показателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей. Предположим, что в результате исследований обнаружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей. Скорее всего, в приемных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечаться не будет.

В настоящее время дискуссия между сторонниками факторов наследственности и среды утратила былую остроту. Многочисленные исследования, посвященные выявлению источников индивидуальных вариаций, как правило, не могут дать однозначной оценки вклада среды или наследственности. Так, например, еще благодаря психогенетическим исследованиям Ф. Гальтона, проведенным в 20-е годы с использованием близнецового метода, было обнаружено, что биологически детерминированные характеристики (размеры черепа, другие измерения) определены генетически, а психологические качества (коэффициент интеллектуальности по разным тестам) дают большой разброс и обусловлены средой. На него влияют социальный и экономический статус семьи, порядок рождения и пр.

Современное положение дел в области изучения взаимодействия среды и наследственности иллюстрируется двумя моделями средовых влияний на интеллектуальные способности. В первой модели Зайонч и Маркус утверждали: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (экспозиционная модель). То есть ребенок по своим интеллектуальным способностям похож на того, кто дольше его воспитывает, и если родители по каким-либо причинам уделяют ребенку мало времени, он будет похож на няню или бабушку. Во второй модели, однако, констатировалось противоположное: МакАски и Кларк отмечали, что наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации (идентификационная модель). То есть самое главное – быть для ребенка интеллектуальным авторитетом, и тогда на него можно влиять даже дистантно, а регулярная совместная деятельность вовсе не обязательна. Сосуществование двух по сути исключающих друг друга моделей еще раз показывает, что большинство дифференциально-психологических теорий носят узко ограниченный характер, а общих теорий пока практически не создано.

С. К. Нартова-Бочавер

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

Взаимодействие наследственности и среды. Род человеческий

Взаимодействие наследственности и среды

Иногда спрашивают: что важнее — наследственность или окружающая среда? На этот вопрос не так легко ответить. Если под этим подразумевать, чт? имеет наибольшую силу воздействия, то и тогда следует ограничиться частными случаями. Например, индивидуальные различия в цвете глаз детерминированы в основном генетически, поэтому можно сказать, что для данного признака наследственность имеет большое значение. А вот заболевание корью зависит в основном от концентрации вируса кори, и, следовательно, здесь важен фактор среды.

Но где-то между этими двумя крайностями находится целый ряд признаков, в частности рост. Несомненно, в немалой степени рост человека определяет наследственность: если у вас высокие родители, вы с большей вероятностью тоже будете высоким. С другой стороны, на рост определенно воздействует такой фактор среды, как питание. В Англии до 1940 г. подростки, посещавшие частные школы с высокой платой за обучение, были в среднем примерно на 10 сантиметров выше своих сверстников из более бедных семей, которые могли себе позволить посылать детей только в государственные школы. Само по себе это еще ничего не значит: возможно, бедные потенциально, генетически не способны достигать роста богатых. Однако эксперименты показали, что, если дети бедняков питаются не хуже, чем дети богатых, они догоняют их в росте и весе.

Таким образом, на рост человека влияют как его генетическое строение, так и окружающая среда. Строго говоря, нельзя определить, чт? действует сильнее. Взаимодействие наследственности и среды нередко иллюстрировали опытами на животных. Если, к примеру, использовать чистые линии мышей с разной способностью к росту, можно обнаружить, что различные линии мышей лучше всего растут в несходных условиях: единой наилучшей для всех линий среды нет. С полным основанием можно предполагать, что это применимо и к человеку. Так что пословица «что одному на пользу, другому во вред» отражает очень общий и важный биологический принцип.

И все-таки, несмотря на эти, казалось бы, очевидные факты, одни ученые склонны придавать наследственности больший вес, чем среде, в то время как другие настаивают на всесильности среды. Что касается приверженцев наследственности, то мы вернемся к этому вопросу в гл. 7, а пока рассмотрим, что имеют в виду те, кто придает особое значение окружающей среде. Итак, отвечая на вопрос, что важнее, мы дали довольно уклончивый и интригующий ответ, какой нередко можно услышать от ученых: мы сказали, что ни наследственности, ни среде нельзя с полным основанием приписать особых преимуществ.

Попытаемся обосновать такое утверждение. Если рассматривать этот вопрос с практической точки зрения, то есть с точки зрения достижения полезных результатов, следует сделать упор на окружающую среду. Разумеется, это относится только к человеку. Мы научились улучшать (и успешно применяем это на практике) домашних животных и культивируемые растения путем выведения новых пород и сортов: при этом уничтожаем не удовлетворяющий нас молодняк и позволяем размножаться только нескольким отобранным особям. Кроме того, по мере необходимости мы используем искусственное осеменение или опыление. Но, прежде чем сделать это, нам следует решить, для какой именно среды выводится новая порода: животное, выведенное для одних условий, непригодно для других. Для человека такого рода меры предлагать нельзя. Мы должны, за очень небольшим исключением, принять как данное генетическую конституцию живущих популяций и пытаться приспособить к ним окружающую среду.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Взаимодействие среды и наследственности . Дифференциальная психология

Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема дифференциальной психологии. Известно, что индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении. Если имеется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может иметь физические аномалии или психические патологии. Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических. А внутри границ наследственности конечный результат зависит от среды. Таким образом, в каждом проявлении активности человека можно найти что-то от наследственности, а что-то – от среды, главное – определить меру и содержание этих влияний (1, 2, 4, 17, 19).

Кроме того, у человека присутствует социальное наследование, которого лишены животные (следование культурным образцам, передача акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку посредством холодного материнского воспитания, формирование семейных сценариев). Однако в этих случаях отмечают скорее устойчивое проявление особенностей на протяжении нескольких поколений, но без генетической фиксации. «Так называемое социальное наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды», – пишет А.Анастази (1, с. 75).

Относительно понятий «изменчивость», «наследственность» и «среда» существует несколько предрассудков. Хотя наследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными. Точно так же верно и то, что следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, хотя передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовой травмы) (1).

Разные теории и подходы по-разному оценивают вклад двух факторов в формирование индивидуальности (1, 2, 3, 4, 17, 19, 21). Исторически выделились следующие группы теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации. 1. В биогенетических теориях формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф.Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст.Холл. 2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния (1, 4, 11, 17). 3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К.Бюлер, В.Штерн, А.Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В.Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений. 4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С.Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры (3, 5, 8).

Вклад наследственности и среды пытается определить генетика количественных признаков, анализирующая различные виды дисперсии значений признака. Однако не каждый признак является простым, фиксируемым одним аллелем (парой генов, среди которых есть доминантный и рецессивный). Кроме того, итоговый эффект не может быть рассмотрен как арифметическая сумма влияния каждого из генов, потому что они могут, проявляясь одновременно, также взаимодействовать между собой, приводя к системным эффектам. Поэтому, изучая процесс генетического контроля психологического признака, психогенетика стремится получить ответ на следующие вопросы: 1. В какой мере генотип определяет формирование индивидуальных различий (т.е. какова ожидаемая мера вариативности)? 2. Каков конкретный биологический механизм этого влияния (на каком участке хромосомы локализованы соответствующие гены)? 3. Какие процессы соединяют белковый продукт генов и конкретный фенотип? 4. Существуют ли средовые факторы, изменяющие исследуемый генетический механизм? (5, 17).

Наследуемость признака распознается по наличию корреляции между показателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей. Предположим, что в результате исследований обнаружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей. Скорее всего, в приемных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечаться не будет.

В настоящее время дискуссия между сторонниками факторов наследственности и среды утратила былую остроту. Многочисленные исследования, посвященные выявлению источников индивидуальных вариаций, как правило, не могут дать однозначной оценки вклада среды или наследственности. Так, например, еще благодаря психогенетическим исследованиям Ф.Гальтона, проведенным в 20-е годы с использованием близнецового метода, было обнаружено, что биологически детерминированные характеристики (размеры черепа, другие измерения) определены генетически, а психологические качества (коэффициент интеллектуальности по разным тестам) дают большой разброс и обусловлены средой. На него влияют социальный и экономический статус семьи, порядок рождения и пр.

Современное положение дел в области изучения взаимодействия среды и наследственности иллюстрируется двумя моделями средовых влияний на интеллектуальные способности. В первой модели Зайонч и Маркус утверждали: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (экспозиционная модель). То есть ребенок по своим интеллектуальным способностям похож на того, кто дольше его воспитывает, и если родители по каким-либо причинам уделяют ребенку мало времени, он будет похож на няню или бабушку. Во второй модели, однако, констатировалось противоположное: МакАски и Кларк отмечали, что наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации (идентификационная модель). То есть самое главное – быть для ребенка интеллектуальным авторитетом, и тогда на него можно влиять даже дистантно, а регулярная совместная деятельность вовсе не обязательна (6, 19). Сосуществование двух по сути исключающих друг друга моделей еще раз показывает, что большинство дифференциально-психологических теорий носят узко ограниченный характер, а общих теорий пока практически не создано.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Взаимодействие среды и наследственности — Студопедия

Специальная теория индивидуальности

Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий

Индивид, личность, индивидуальность.

Современное понимание наследственности и среды

Взаимодействие среды и наследственности

ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

ИСТОЧНИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.

Лекция№3

Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема дифференциальной психологии.

Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой.

Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Наследственность определяется генами, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении.

Если имеется химическая разбалансировка или мутация (неполнота генов, лишний ген XYY, мутации), развивающийся организм может иметь физические аномалии или психические патологии.

Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических.

А внутри границ наследственности данного человека конечный результат зависит от среды. Вспомните понятия генотип, фенотип, норма реакции.



Таким образом, в каждом проявлении активности человека суммируется наследственное, проявленное в определенном средовом воздействии.

Кроме того, у человека присутствует социальное наследование, которого лишены животные (следование культурным образцам, передача акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку посредством холодного материнского воспитания, формирование семейных сценариев). Однако в данном случае, возможно, говорить об устойчивом проявлении особенностей на протяжении нескольких поколений. Естественно генетической фиксации не происходит.

Необходимо понимать, что хотя наследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными. Передается не какой то признак как таковой а предрасположенность к его проявлению. Ни один ген не определяет один признак, это суммация генов с широким диапазоном нормы реакции.


Точно так же верно и то, что следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовой травмы).

Вклад двух факторов в формирование индивидуальности. Исторически выделились следующие группы теорий.

1. Биогенетические теории — формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф.Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст.Холл. краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм

2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния. Представление о том, что воспитанием можно сделать всё

3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К. Бюлер, В.Штерн, А.Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В.Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений.

4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С.Выготского утверждал, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек).

Высшие психические функции, свойственны только человеку, опосредствованы предметной деятельностью. Таким образом, ребенок не приспосабливается, а активно присваивает себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми.

Генетика количественных признаков пытается определить вклад наследственности и среды, анализируя различные виды дисперсии значений признака.

Психогенетика стремится получить ответ на следующие вопросы:

1. В какой мере генотип определяет формирование индивидуальных различий (т.е. какова ожидаемая мера вариативности)?

2. Каков конкретный биологический механизм этого влияния (на каком участке хромосомы локализованы соответствующие гены)?

3. Какие процессы соединяют белковый продукт генов и конкретный фенотип?

4. Существуют ли средовые факторы, изменяющие исследуемый генетический механизм?.

Многочисленные исследования, посвященные выявлению источников индивидуальных вариаций, как правило, не могут дать однозначной оценки вклада среды или наследственности.

Взаимодействие наследственности и окружающей среды (стр. 1 из 8)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Первоначальное понятие «инстинкта», по-прежнему сохраняющееся в популярной литературе, означает поведение, полностью определяемое наследственностью. Деление поведения на «инстинкты» и «навыки», соответствующие «врожденному поведению» и «приобретенному поведению», предполагает исключительное действие или наследственности, или окружающей среды в рамках данной деятельности. Эта теория, подразумевающая передачу поведенческих функций, как таковых, не находит поддержки в современной генетике. Доказано, что каждое качество индивида и каждая проявляемая им реакция зависят и от его наследственности, и от окружающей его среды. Несмотря на свою необоснованность, мнение, что психологические свойства могут быть разделены на те, которые наследуются, и те, которые являются приобретенными, несет в себе неверно выраженные обобщения о наследовании поведенческих свойств. Споры, связанные с «наследованием» умственных способностей, особых талантов или, например, безумия, часто создают впечатление, что имеется в виду наследование поведения, как такового. Как бы то ни было, при тщательном рассмотрении становится очевидным, что наследственные факторы и факторы окружающей среды не могут разводиться подобным образом, и поведение не может разделяться на то, которое наследуется, и на то, которое приобретается.

Другим возможным вариантом трактовки отношения между наследственностью и окружающей средой является теория совместного вклада. Согласно этой точке зрения и наследственность, и окружающая среда влияют на все поведенческое развитие и итоговые поведенческие свойства могут рассматриваться как результат их совместного влияния. Никто не спорит, что поведение определяется и наследственностью, и окружающей средой, но теория совместного вклада утверждает, что эти факторы редко проявляются сами по себе. Как бы то ни было, именно это допущение лежит в основе попыток определения пропорции между вкладом наследственности и вкладом окружающей среды в развитие конкретного поведенческого свойства1. Например, утверждение, что «на развитие умственных способностей наследственность влияет на 75 %, а окружающая среда — на 15 %», является иллюстрацией такого подхода. Заметим, что те же самые исследователи, которые предложили делать оценку с точки зрения пропорционального вклада, выступили против подобной точки зрения на наследственность и окружающую среду, очевидно, убедившись в несовершенстве этой процедуры.

Самой распространенной точкой зрения на отношение между факторами наследственности и окружающей среды является теория взаимодействия. Она заключается в том, что действие наследственного фактора и фактора окружающей среды не является накопительным или дополнительным, но, скорее, таким, что природа и степень влияния каждого из факторов зависит от вклада другого. Иными словами, любой фактор окружающей среды будет иметь различное влияние, в зависимости от специфики наследуемого материала, с которым он имеет дело. Точно так же любой наследственный фактор будет действовать по-разному в условиях различной окружающей среды. Очевидно, что любая оценка пропорциональности вклада наследственности и окружающей среды будет, с этой точки зрения, несостоятельной, поскольку пропорция будет изменяться так же, как изменяются наследственность или окружающая среда. На вопрос: «Каков относительный вклад наследственности и окружающей среды в индивидуальные различия, скажем, в IQ?» — может быть бесконечное число возможных ответов.

Рис. 1. Иллюстрация взаимодействия факторов наследственности и окружающей среды: число глазных фасеток у дрозофилы как функция генетической конституции и температуры.

В качестве иллюстрации к этому пункту мы сперва можем рассмотреть непсихологическое свойство, наследственность которого известна. Число фасеток в глазах фруктовой мухи дрозофилы сильно изменяется у разных типов, отличающихся друг от друга своим генным составом. Температура, при которой хранятся личинки, также влияет на число развивающихся глазных фасеток. Взаимодействие этих двух факторов, наследственности и окружающей среды, проиллюстрировано на рис. 1. Эти графики показывают воздействие температуры на число глазных фасеток у двух типов мух, различающихся своим генетическим составом (для удобства графики обозначены как «генетический тип А» и «генетический тип В»). Необходимо заметить, что форма графика для генетического типа А отличается от формы графика для генетического типа В. Различие в числе глазных фасеток между двумя генными типами было гораздо больше при 16 градусах, чем при 25. При этом воздействие температуры на один генетический тип было сильнее, чем на другой. Таким образом при воздействии изменяющейся окружающей среды на индивидов с разной наследственностью получилось «различное различие»; «различное различие» также получилось при изменениях наследственности в условиях разной окружающей среды. Таким образом, «соотношение» вкладов наследственности и окружающей среды изменяется так же, как и другие факторы.

Действие отношений подобного типа — между наследственностью и окружающей средой — можно легко найти в развитии многих человеческих свойств. Если мы, например, спросим, до какой степени вес тела зависит от таких факторов окружающей среды, как диета и упражнения, а в какой — от наследственных факторов, то на этот вопрос нет ни одного ответа, который был бы справедлив для всех индивидов или всех условий окружающей среды. Из-за различий в наследственных факторах вес тела определенных индивидов больше зависит от различия в диетах, упражнениях и т. д., чем у других индивидов. У индивидов подобного типа влияние наследственности меньше. Таким образом, пропорциональный вклад наследственности и окружающей среды по отношению к весу тела может сам определяться наследственными факторами и изменяться от индивида к индивиду. Пропорциональный вклад наследственности и окружающей среды может изменяться в результате изменения окружающей среды, например в результате изменения количества потребляемой пищи. Так, когда общее количество потребляемой пищи является низким, как при голодной диете, тогда, несомненно, вес тела в гораздо большей степени зависит от различий в количестве пищи. Когда общее количество потребляемой пищи велико, индивидуальные различия в весе тела, вероятно, гораздо меньше зависят от диеты.

Если речь идет о поведенческих свойствах, то еще бессмысленнее искать единственное значение, которое бы выражало относительный вклад наследственности и окружающей среды. Предположим, что нас спрашивают: «Как велик вклад наследственности и окружающей среды в развитие умственных способностей?» Отвечая на этот вопрос, мы возьмем вначале в качестве примера Томми, ребенка с IQ = 40. Мы знаем, что его слабоумие коренится в непарном развитии мозга, которое происходило вследствие метаболического расстройства, зависящего, в свою очередь, от единственного рецессивного гена. Поскольку данное наследственное расстройство существенно сужает границы для интеллектуального развития Томми, это означает, что его интеллектуальный уровень в очень большой степени зависит от его наследственности.

Следующей возьмем историю Джима, чей IQ тоже 40. Но в его случае причиной интеллектуальной отсталости является пренатальная церебральная травма, которая делает возможности его интеллектуального развития также весьма ограниченными. В этом случае умственные способности ребенка в очень большой степени являются результатом воздействия фактора окружающей среды, так как перед его рождением с ним случилась травма. Другой случай — судьба Билла, чей IQ 40 является результатом его жизни в изолированном горном селении, где он не имел возможности посещать школу. Интеллектуальное развитие данного ребенка снова будет в очень большой степени зависеть от окружающей среды. Очевидно, что последствия такого вывода очень различаются для Билла и для Джима. Билл имеет больше шансов на улучшение, чем Джим.

Анализируя нашу последнюю иллюстрацию, давайте совершим путешествие в воображаемую страну, в которой мы встречаем мальчика по имени Блике, чей IQ опять-таки 40. У Бликса голубые глаза, а в его стране существует древний закон, по которому дети с голубыми глазами не могут посещать школу или учиться у кого бы то ни было. Теперь, поскольку цвет глаз строго определен наследственными факторами, мы можем сделать вывод, что на состояние умственных способностей Бликса более всего повлияла наследственность. Некоторые генетики поддерживают такую интерпретацию IQ = 40, полученного Бликсом. С позиции логики это достаточно обоснованная интерпретация. В стране Бликса гены голубых глаз предопределяют неизбежность интеллектуального отставания индивида. Естественно, в другой окружающей среде они могут иметь противоположный эффект или будут нейтральными по отношению к его интеллектуальному развитию. Но гены всегда действуют в специфической окружающей среде. Между генами и сложным человеческим поведением существует много промежуточных шагов, на протяжении которых одна окружающая среда может смениться другой.

Давайте рассмотрим другой пример, связанный с рейтингами теста на умственные способности. Предположим, мы обнаружили различие величиной в 10 пунктов по шкале IQ между двумя однояйцевыми близнецами, воспитывавшимися в разных детских домах (А и В), и различие величиной в 30 пунктов по шкале IQ между двумя детьми, не состоящих в родственных отношениях друг с другом, один из которых воспитывался в детском доме А, а другой — в детском доме В. Можем ли мы сказать, что разница в 10 пунктов между однояйцевыми близнецами выражает различия окружающей среды в этих двух детских домах, а разница в 30 пунктов между детьми, не являющимися родственниками, свидетельствует о том, что 10 пунктов из 30 относятся к влиянию окружающей среды, а 20 пунктов — к влиянию наследственности? Можем ли мы сделать из этого вывод о том, что влияние наследственности на IQ в два раза сильнее, чем влияние окружающей среды? Если следовать концепции взаимодействия, ответ на оба вопроса будет «нет». Действительно, очень слабое наследственное различие между двумя детьми, не являющимися родственниками, могло намного усилиться различиями между окружающей средой двух детских домов. Разница между двумя домами в стимулировании со стороны окружающей среды могла, таким образом, быть гораздо большей для детей, не являющихся родственниками, чем для однояйцевых близнецов. Простое вычитание конечного результата не может проявить относительный вклад факторов, изначальное взаимодействие между которыми привело к образованию разницы в IQ.

Современное понимание наследственности и среды

9

Лекция№3

ИСТОЧНИКИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.

ЛИЧНОСТЬ,
ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

  1. Взаимодействие
    среды и наследственности

  2. Современное
    понимание наследственности и среды

  3. Индивид,
    личность, индивидуальность.

  4. Дифференциальная
    психофизиология как научная база
    психологии индивидуальных различий

  5. Специальная
    теория индивидуальности

Взаимодействие
среды и наследственности

Определение
источников индивидуальных вариаций
психического – центральная проблема
дифференциальной психологии.

Индивидуальные
различия порождаются многочисленными
и сложными взаимодействиями между
наследственностью и средой.

Наследственность
обеспечивает устойчивость существования
биологического вида, среда – его
изменчивость и возможность приспосабливаться
к изменяющимся условиям жизни.

Наследственность
определяется генами, передаваемых
родителями эмбриону при оплодотворении.

Если
имеется химическая разбалансировка
или мутация (неполнота
генов, лишний ген XYY,
мутации),
развивающийся организм может иметь
физические аномалии или психические
патологии.

Однако
даже в обычном случае наследственность
допускает очень широкий спектр вариаций
поведения, являющихся результатом
суммирования норм реакций разного
уровня – биохимических, физиологических,
психологических.

А
внутри границ наследственности данного
человека конечный результат зависит
от среды.
Вспомните понятия генотип, фенотип,
норма реакции.

Таким
образом, в каждом проявлении активности
человека суммируется наследственное,
проявленное в определенном средовом
воздействии.

Кроме
того, у человека присутствует социальное
наследование, которого
лишены животные (следование
культурным образцам, передача акцентуации,
например шизоидной, от матери к ребенку
посредством холодного материнского
воспитания, формирование семейных
сценариев).
Однако в данном случае, возможно, говорить
об устойчивом проявлении особенностей
на протяжении нескольких поколений.
Естественно генетической фиксации не
происходит.

Необходимо
понимать, что хотя наследственность
отвечает за устойчивость вида, большинство
наследственных признаков поддается
изменению, и даже наследственные болезни
не являются неизбежными. Передается не
какой то признак как таковой а
предрасположенность к его проявлению.
Ни один ген не определяет один признак,
это суммация генов с широким диапазоном
нормы реакции.

Точно
так же верно и то, что следы средовых
влияний могут быть весьма устойчивыми
в психологическом облике индивида,
передаваться последующим поколениям
генетически они не будут (например,
нарушения развития ребенка в результате
родовой травмы).

Вклад
двух факторов в формирование
индивидуальности.

Исторически выделились следующие группы
теорий.

1.
Биогенетические
теории

— формирование
индивидуальности понимается как
предопределенное врожденными и
генетическими задатками. Развитие есть
постепенное развертывание этих свойств
во времени, а вклад средовых влияний
очень ограничен. Биогенетические подходы
нередко служат теоретической основой
расистских учений об изначальном
различии наций. Сторонником этого
подхода был Ф.Гальтон, а также автор
теории рекапитуляции Ст.Холл. краткое,
сжатое во времени повторение в онтогенезе
признаков филогенетических (исторических)
форм

2.
Социогенетические
теории

(сенсуалистический
подход, утверждающий примат опыта)
утверждают, что изначально человек –
чистая доска (tabula
rasa),
а все его достижения и особенности
обусловлены внешними условиями (средой).
Подобная позиция разделялась Дж. Локком.
Эти теории более прогрессивны, но их
недостаток – понимание ребенка как
изначально пассивного существа, объекта
влияния. Представление
о том, что воспитанием можно сделать
всё

3.
Двухфакторные
теории

(конвергенции
двух факторов) понимали развитие как
результат взаимодействия врожденных
структур и внешних влияний. К.
Бюлер, В.Штерн, А.Бине считали, что среда
накладывается на факторы наследственности.
Основоположник двухфакторной теории
В.Штерн отмечал, что ни об одной функции
нельзя спрашивать, извне она или изнутри.
Надо интересоваться – что в ней извне
и что изнутри.

Но и в рамках двухфакторных теорий
ребенок по-прежнему остается пассивным
участником происходящих в нем изменений.

4.
Учение
о
высших
психических функциях
(культурно-исторический
подход)

Л.С.Выготского утверждал, что развитие
индивидуальности возможно благодаря
наличию культуры – обобщенного опыта
человечества. Врожденные свойства
человека являются условиями развития,
среда – источник его развития (потому
что в ней содержится то, чем должен
овладеть человек).

Высшие
психические функции, свойственны только
человеку, опосредствованы предметной
деятельностью. Таким образом, ребенок
не приспосабливается, а активно
присваивает себе опыт предшествующих
поколений в процессе совместной
деятельности и общения со взрослыми.

Генетика
количественных признаков

пытается определить вклад наследственности
и среды, анализируя различные виды
дисперсии значений признака.

Психогенетика
стремится получить ответ на следующие
вопросы:

1.
В какой мере генотип определяет
формирование индивидуальных различий
(т.е. какова ожидаемая мера вариативности)?

2.
Каков конкретный биологический механизм
этого влияния (на каком участке хромосомы
локализованы соответствующие гены)?

3.
Какие процессы соединяют белковый
продукт генов и конкретный фенотип?

4.
Существуют ли средовые факторы, изменяющие
исследуемый генетический механизм?.

Многочисленные
исследования, посвященные выявлению
источников индивидуальных вариаций,
как правило, не могут дать однозначной
оценки вклада среды или наследственности.

Теория
дифференциальной психологии не отрицает
вклада среды и наследственности в
формирование и проявление индивидуальных
различий психики, Сейчас происходит
уточнения этих понятий.

Наследственность
стала
пониматься шире: это не просто отдельные
признаки, влияющие на поведение (например,
свойства нервной системы, как считалось
в
течение
долгого времени), но также и врожденные
программы поведения, в т.ч. и социального
(грациализация утоньшение
и выпрямление костей
,
репродуктивное, территориальное
поведение и пр.).

Понятие
среды
тоже
изменилось.
Это
не просто изменяющийся ряд стимулов,
на которые индивид реагирует в течение
всей жизни – начиная от воздуха и пищи
и кончая условиями образования и
отношением товарищей. Это,
скорее
система взаимодействий человека и мира.

Признаки
среды:

1.
У среды отсутствуют твердо фиксированные
рамки во времени и пространстве (т.е.
она является фоном человеческого бытия,
выступающего в качестве фигуры).

2.
Она воздействует на все чувства сразу.

3.
Среда дает не только главную, но и
второстепенную (периферийную) информацию.

4.
Она содержит всегда больше информации,
чем мы способны переварить.

5.
Среда воспринимается в связи с
деятельностью.

б.
Любая среда, наряду с материальными
особенностями, обладает психологическими
и символическими значениями.

7.
Окружающая среда действует как единое
целое. Таким образом, очевидно, что мы
одновременно существуем в нескольких
средах.

Можно
представить среду как систему из четырех
концентрических структур.

Микросистема

структура деятельностей, ролей и
межличностных взаимодействий в данном
конкретном окружении.

Мезосистема
– структура взаимоотношения двух и
более сред (семья и работа, дом и группа
сверстников).

Экзосистема
– среда, в пространстве которой происходят
значимые события (круг общения).

Макросистема
– субкультура (ценности, законы и
традиции, которым следует человек).
Макросистема играет решающую роль в
образе жизни человека, подчиняя себе
все «внутренние» системы.

При
изучении индивидуальных различий
психики важно осознавать факт несовпадения
следующих понятий,

во-первых,
«средовое» и «социальное» влияние,

во-вторых,
«наследственное» и «биологическое»,

в-третьих,
«устойчивое» и «наследуемое».

Очевидно,
что поскольку меняется среда и по-разному
разворачиваются врожденные программы
поведения человека, то и психика человека
индивидуализируется в течение всей
жизни.

При
этом в ней присутствуют области более
вариативные и чувствительные к влиянию
среды и относительно устойчивые.

Индивид, личность, индивидуальность.

Использование
психогенетических методов позволяет
определить вклад наследуемости, общей
и различающейся для каждого человека
среды. Отмечая общее, особенное и
единичное, обычно используют термины
индивид, личность, индивидуальность.

Индивид
– это физический носитель психологических
характеристик человека. Индивид создает
предпосылки особенностей личности.

Личность

системное качество индивида, приобретаемое
им в ходе культурно-исторического
развития и обладающее свойствами
активности, субъектности, пристрастности,
осознанности.

По
логике этого определения, не каждый
индивид развивается в личность, а
личность, в свою очередь, не всегда
однозначно определяется своими
анатомо-физиологическими предпосылками.

Понимание
взаимодействия индивида и личности
отражает в целом проблему тела и духа,
которая решалась в истории по-разному.

Индивидуальность
— совокупность характерных особенностей
и свойств, отличающих один индивидуум
от другого; своеобразие психики и
личности индивида, ее неповторимость,
уникальность

В
отечественной психологии существует
несколько подходов к выделению структуры
индивидуальности. Представлены в работах
Б.Г.Ананьева,
B.C.Мерлина,
Э.А.Голубевой
.
(таблица к семинару разобрать)

Для
того чтобы объединить характеристики
индивида и личности, B.C.Мерлин
ввел понятие интегральной
индивидуальности, подчеркивая
самим названием, что все природные и
социальные качества в ней плотно связаны.

Индивидуальность
– это саморазвивающаяся и саморегулируемая
автономная, уникальная и неповторимая
биосоциальная система.

Она
включает многомерные и многоуровневые
связи, охватывающие все устойчивые
факторы индивидуального развития
человека, иерархически соподчиняя в
себе свойства всех ступеней развития
материи – физические, биохимические,
физиологические, социально-групповые
и общественно-исторические.

Это
форма бытия отдельного человека, в
рамках которой он сохраняет целостность
и тождественность самому себе в условиях
непрерывных внешних и внутренних
изменений.

Индивидуальность
– это индивид, личность и существующие
между ними связи. Отмечая неоднородность
разных характеристик индивидуальности,
можно представить ее как трехэтажное
«здание».

Тогда
на нижнем уровне (биологическом фундаменте
личности) мы можем собрать все индивидные,
формально-динамические характеристики
(пол, темперамент, задатки способностей,
асимметрию полушарий головного мозга).

На
втором уровне мы размещаем
предметно-содержательные качества
(черты, типы личности, способности,
стилевые характеристики поведения).

А
на третьем, верхнем уровне будут
присутствовать духовно-мировоззренческие
характеристики (направленность личности,
ценности, убеждения, взгляды, установки).

Соподчинение
не означает главенства какого-то из
этажей. Но нижний более устойчив во
времени, практически не поддается
социальному воздействию (попробуйте-ка
изменить пол или асимметрию полушарий!),
средний более восприимчив к воспитанию
(характер можно изменять, способности
– формировать), а

в
третьем уровне биологического содержится
очень мало, и он в наибольшей степени
изменчив (в самом деле, взгляды, убеждения,
ценности человек меняет в течение жизни
несколько раз).

Для
того чтобы убедиться, что индивидуальные
различия, измеряемые при помощи тестов,
не случайны, необходимо связать с
биологическими факторами (свойства
нервной системы). То есть дифференциальная
психология может быть признана объективной
наукой только после того, как она докажет
содержательную валидность своих
конструктов.

Задача
подведения под дифференциальную
психологию объективной базы может быть
возложена на дифференциальную
психофизиологию.

Взаимодействие наследственности и среды на психическое развитие ребёнка

Факторами психического развития, особенно влияющими на развитие личности ребёнка, являются: наследственность, воспитание, среда, обучение, депривация, активность и игра. Действуют они в комплексе, и в разные возрастные периоды степень значимости любого из них меняется. Эти факторы могут оказывать как благоприятное влияние на формирование личности, так и негативное. И от того, насколько родители обладают знанием о них, зависит их способность понимать поступки и действия своих детей. Эти знания дают возможность не только лучше понимать своего ребёнка, но и помогать ему решать любые проблемы, которые периодически будут возникать по мере становления личности. Здесь мы рассмотрим двое из этих факторов, а именно: наследственность и окружающую среду.

Наследственность

Передаваемые из поколения в поколение способности живого организма определённым образом реагировать на условия существования и свойственный этому организму метаболизм называют наследственностью. В свою очередь носителями любой наследственной информации являются гены.

Родители передают своим детям наследственные родовые признаки, такие как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, черты лица, темперамент, задатки способностей и наклонностей, предрасположенность к определённым патологиям. В генотипе выраженность того или иного признака может иметь разные «пределы». Возьмем, например, такой наследуемый признак, как интеллект. Известно, что гены обеспечивают 50-70% существующего разнообразия среди людей по степени этого признака. А остальное зависит от влияния других факторов, вернее, от их сочетания.

Ребёнок с большой долей вероятности может получить от родителей склонность к плохому поведению. Тем не менее, благоприятная среда способствует снижению такой врожденной способности, существенно уменьшая этот риск. Развитие у человека некоторых психических заболеваний тоже напрямую зависит от генетических факторов.

Следует помнить, что ребёнок наследует также задатки, которые обусловлены морфологическими и функциональными особенностями строения мозга, органов чувств и органов движения. Иначе говоря, задатки — это природные предпосылки развития тех или иных способностей.

Окружающая среда

Родителям стоит уделять большое внимание проявлению тех или иных задатков у ребёнка с раннего детства, чтобы помочь ему развить способности, соответствующие выявленным задаткам. Важно своевременно создавать условия для развития тех или иных способностей, чтобы ребёнок мог достичь высоких результатов, и развитие шло быстрыми темпами.


К примеру, ребёнок с раннего детства склонен увлечённо строить домики, башенки или целые города из кубиков или любых подручных средств. Родителям стоит не просто покупать конструкторы, а попытаться найти развивающий кружок или центр, где специалисты помогут ребёнку развить такие способности, опираясь на которые он сможет стать хорошим архитектором или дизайнером.

Наследственность играет огромную роль в формировании и развитии личности, но эта роль не безгранична. В какой степени проявятся те или иные гены зависит от множества внешних факторов, которые родители могут держать под своим контролем. Средой обитания человека следует считать весь комплекс взаимодействующих между собой биологических, экологических, антропогенных, психических и социальных факторов, который весьма существенно различается в разных географических и экономических районах.

Благоприятная социальная среда обеспечивает более полное и гармоничное развитие личности. На ребёнка в раннем возрасте огромное влияние оказывает его семья, её культурные и нравственные ценности, отношение к нему родных и близких. По мере взросления вступают такие факторы как школа, искусство, культура, СМИ, политика и общественный строй. Каждый из них и все в комплексе оказывают на каждого человека влияние, которое может способствовать развитию его способностей, а может и существенно затормозить его.

Воспитание занимает особое, очень значимое место в ряду социальных факторов, поскольку занимается формированием конкретных личностных качеств и развитием способностей. Оно способно влиять на природные (наследственные) качества личности, наполняя их новым содержанием и адаптируя к существующим социальным условиям.

Именно поэтому домашняя среда оказывает на развитие ребёнка огромное влияние. Здесь определяются потребности, интересы, ценности и взгляды подрастающего человека, создаются необходимые условия для развития его способностей, закладываются моральные, нравственные и социальные личностные качества. А такие негативные проявления, как невежество, грубость, скандалы, могут существенно затормозить развитие личности.


Таким образом, благоприятные условия могут значительно повлиять на психическое развитие ребенка, подвинув наследственность на второй план.

 

 

 

Относительная важность наследственности и окружающей среды

В этой статье мы обсудим относительную важность наследственности и окружающей среды.

1. Вышеупомянутое обсуждение показывает, что и наследственность, и окружающая среда играют свою роль в формировании жизни и личности человека. Но относительно степени их влияния мнения расходятся.

2. Наследственность отвечает за все врожденные черты, инстинкты, эмоции, интеллект., рефлекторное действие и физические особенности.

3. Окружающая среда отвечает за рост и развитие физических, умственных и социальных качеств.

4. Две силы, наследственность и среда, не противостоят друг другу, но дополняют друг друга, как семя и почва, корабль и течение, основа и ткань, русло и ручей и т. Д. Обе эти силы необходимы для одного и того же. цель. Наследственность — это сырье, из которого должен быть изготовлен объект, среда в технике и другой материал для изготовления.

Окружающая среда — это не что иное, как процесс в подходящих условиях для изменения формы сырья, как это делает гончар при изготовлении игрушек из глины. Человеческое поведение — продукт наследственности и окружающей среды. Следовательно, оба одинаково важны. Вердикт Т. Перси Нанна является не чем иным, как окончательным:

«Обстоятельства жизни для людей такие же, как скалы, ветры и течения для корабля, всего лишь случайности, которые проявляют их качества, но не имеют никакого отношения к их возникновению. ,”

5. Взаимодействие окружающей среды и наследственности:

Поведение человека определяется взаимодействием наследственности и окружающей среды. Индивидуальность человека характеризуется некоторыми врожденными чертами, унаследованными человеком. Задача среды — придать этим чертам правильную форму, предоставить возможности для их раскрытия и реализации и помочь в улучшении. Таким образом, личность человека является продуктом наследственности и окружающей среды.

6.Улучшение через окружающую среду:

Окружающая среда определенно может улучшить поведение человека. Повысьте экологическую обстановку, улучшите ее качество, хоть наследственность останется неизменной, поведение улучшится. Выше было объяснено, что дети, воспитанные в детских садах и прогрессивных школах или в хороших приемных семьях, через некоторое время улучшили свой интеллектуальный уровень. Они были лучше тех, кто воспитывался в обычной среде, но изначально имел одинаковую наследственность.

Два человека с одинаковой наследственностью могут отличаться при помещении в разную среду. Опять же, два человека с разной наследственностью, вероятно, будут отличаться, несмотря на идентичную среду обитания. Таким образом, мы можем предсказать, что если мы изменим любой фактор, продукт изменится. Но одна алгебра не поможет нам измерить количество улучшений. Для этого необходимы подробные исследования, но примерно мы можем сделать оценку изменений в поведении из-за изменения любого из факторов.

Предположим, у нас есть трое детей трех разных степеней наследственности, а именно: высшая, средняя и низшая (обозначены символами S, A и L). Предположим, также существует три степени окружения (S, A и L). Если ребенка с превосходной наследственностью поместить в превосходное окружение, его личность будет намного выше, потому что S x S = S 2 . Если его поместить в среднюю среду, его личность будет несколько лучше (S x A = SA).

Возможны следующие комбинации:

i.Превосходная наследственность и превосходная среда, S x S = S 2

ii. Превосходная наследственность и средняя среда, S x A = SA

iii. Средняя наследственность и превосходное окружение, A x S = AS

iv. Средняя наследственность и средняя среда, A x A = A 2

v. Превосходная наследственность и низкая среда, S x L = SL

vi. Низкая наследственность и превосходное окружение, L x S = LS

vii. Средняя наследственность и низкое окружение, A x L = AL

viii.Низкая наследственность и среднее окружение, L x A = LA

ix. Низкая наследственность и низкая enviro

.

Наследственность и окружающая среда | Предыдущие статьи

Syllabus Наследственность и окружающая среда и учебные материалы

Средство по наследственности: Как подарки, как дети. С этой точки зрения, если родители умны, дети тоже будут умными. Таким образом, собака рождает собаку, человек рождает человека. Это называется узкой концепцией наследственности, а концепция «как родители, как дети» является более широким термином.

Согласно Вудворту, «Наследственность охватывает все факторы, которые присутствовали в человеке, когда он начал жизнь не при рождении, а во время зачатия, примерно за девять месяцев до рождения.
Петерсонс сказал: « Наследственность можно определить как то, что человек получает от своих предков через своих родителей.

Окружающая среда
Анастаси сказала: « Окружающая среда — это все, что влияет на человека, кроме генов. »
Вудворт и Маркиз сказали:« Окружающая среда охватывает все внешние факторы, которые действовали на человека с момента его зарождения.

  • Тип среды: Среда может быть следующих типов:
  1. Природная среда
  2. Социальная или культурная среда
  3. Интеллектуальная или психическая среда
  4. Эмоциональная среда
  • Можем ли мы отделить наследственность от окружающей среды?
    Пока что мы заботимся о наследственности. Это не значит, что знать свою наследственность — значит знать, кто вы.Это только часть правды. Чтобы приблизиться к пониманию всей правды, мы должны изучить ваше окружение.
    Наследственность и окружающая среда обычно рассматриваются как два отдельных фактора, влияющих на развитие человека, но на самом деле они взаимосвязаны увлекательным и часто сбивающим с толку способами. В обычном разговоре, например, мы склонны говорить так, как будто наследственность относится к чертам, способностям и потенциалу, которыми ребенок обладает с момента его рождения. Мы склонны говорить так, как если бы среда была окружающей средой — домом, семьей, районом, школой, миром — с которым человек сталкивается после момента рождения.
  • Когда прекращается наследственность и начинается среда?
    Собственно конечно наследственность определена,

.

Наследственность против окружающей среды — Споры о природе и воспитании, изучение наследственности и окружающей среды: методы исследования, помимо наследственности — близнецы, генетические, экологические и идентичные

Многие аспекты характеристик человека (например, рост и цвет глаз) в значительной степени определяются генетически. Исследователи психологии, однако, обычно интересуются измерениями, которые относительно менее детерминированы генетикой — чертами, которые больше подвержены влиянию окружающей среды, например, как человек чувствует, действует и думает.Учитывая, что степень генетической детерминации, по-видимому, варьируется от одного измерения к другому (например, пространственные навыки по сравнению с овладением языком), как можно определить относительное влияние наследственности и окружающей среды на различные человеческие характеристики и как понять сложную взаимосвязь между их?

Например, у Хавьера две биологические дочери от одной биологической матери. Оба высокие, хорошо воспитанные и музыкально настроенные. Несмотря на это сходство, старший ребенок выглядит социально замкнутым и тихим, а младший, родившийся в той же семейной среде, кажется более общительным.Кроме того, одному из его детей поставили диагноз «неспособность к обучению», в то время как другой кажется исключительно хорошо функционирующим в когнитивном отношении. Как можно объяснить эти сходства и различия между двумя детьми? Кто-то может подумать: «Ну, Хавьер высокий, и он сам также талантливый музыкант, так что эти девочки, должно быть, унаследовали эти« хорошие гены »от Хавьера. И он довольно строг, когда дело доходит до дисциплины своих детей, так что это объясняет их хорошие манеры. Но почему младшая такая коммуникабельная и как насчет ее неспособности к обучению? Может быть, ее не так читали, как старшую.»По сути, наследственные влияния и различные факторы окружающей среды в жизни этих детей взвешиваются и анализируются для объяснения характеристик этих детей.

Область поведенческой генетики направлена ​​на понимание наблюдаемых различий в широком спектре человеческих характеристик, обычно путем анализа вклада наследственности и окружающей среды в развитие рассматриваемых характеристик. Хотя исследования в области поведенческой генетики идеологически и методологически разнообразны, справедливо отметить, что они часто помогают теоретизировать, насколько наследственность и окружающая среда способствуют наблюдаемому результату и как различные факторы могут взаимодействовать друг с другом, чтобы создать конкретный результат.В основе таких исследований лежит так называемое противоречие между природой и воспитанием.

Природа и воспитание

Природа относится к наследственности: генетический состав или «генотипы» (т. Е. Информация, закодированная в ДНК), которую человек несет с момента зачатия до момента смерти. Наследственность может варьироваться от генетических предрасположенностей, которые специфичны для каждого человека и поэтому потенциально объясняют различия в индивидуальных характеристиках (например, темпераменте), до тех, которые предположительно специфичны для определенных групп и, следовательно, объясняют групповые различия в связанных характеристиках (например,g., пол и рост), а также те, которые, как предполагается, являются общими для всех людей и, как правило, считаются отличающими людей от других видов (например, устройство для овладения языком у людей).

Таким образом, понятие природы относится к биологически установленным склонностям и способностям, которыми обладают люди, которые могут проявляться на протяжении всей жизни.

Воспитание, напротив, относится к различным внешним или средовым факторам, воздействию которых человек подвергается от зачатия до смерти.Эти факторы окружающей среды включают несколько аспектов. Например, они включают как физическую среду (например, пассивное курение и дородовое питание), так и социальную среду (например, средства массовой информации и давление со стороны сверстников). Кроме того, факторы окружающей среды различаются по своей непосредственности для человека; они включают в себя несколько уровней сил, начиная от самых непосредственных (например, семьи, друзья и соседство) до более широких контекстов (например, школьные системы и местные органы власти) и кончая макрофакторами (например, международной политикой и глобальным потеплением).Еще больше усложняет ситуацию то, что факторы в каждом из этих слоев влияют на элементы внутри и за пределами этих слоев. Например, вид сверстников, с которыми сталкивается ребенок, может зависеть от представления его или ее родителей об идеальных товарищах по играм, жилищной политики местных властей и истории межрасовых отношений.

Что такое полемика?

Несмотря на свою номенклатуру, противоречие между природой и воспитанием в его нынешнем состоянии менее дихотомично, чем принято считать.Другими словами, термин «противоречие между природой и воспитанием» предполагает поляризацию природы и воспитания; преемственность и взаимодействие, однако, более точно описывают центральные процессы, вовлеченные в это противоречие. Следовательно, дело не в том, являются ли только наследственность или окружающая среда единственной причиной наблюдаемых результатов. Скорее, речь идет о степени, в которой эти факторы влияют на человеческое развитие, и о том, как различные факторы влияют друг на друга.

Например, после массового убийства пятнадцати человек, совершенного двумя мальчиками в средней школе Колумбайн в Колорадо в апреле 1999 года, средства массовой информации заполнились людьми, предлагающими свои интерпретации того, что побудило этих старшеклассников совершить этот ужасный и жестокий акт.Некоторые поспешили связать действия мальчиков с такими факторами окружающей среды, как неадекватная практика воспитания детей в их семьях и насилие, распространенное и даже прославленное в американских СМИ. Другие, напротив, были убеждены, что эти мальчики были психически больными, как это определено в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации.
и что их способность делать ответственные суждения была нарушена, возможно, из-за химического дисбаланса, к которому они были генетически предрасположены.Какой аргумент «правильный», по мнению большинства исследователей? Наверное, ни то, ни другое. Большинство теоретиков сходятся во мнении, что природа и воспитание взаимосвязаны.

и тем или иным образом влияют на большинство аспектов человеческих эмоций, поведения и познания. Учитывая преобладающие взгляды в современной психологии, большинство исследователей согласятся, что насильственные действия, совершенные этими мальчиками, вероятно, были результатом неудачного взаимодействия между различными наследственными и средовыми факторами. Однако исследователи могут расходиться во мнениях относительно (1) степени, в которой наследственность и окружающая среда влияют друг на друга на конкретные результаты развития, и (2) того, каким образом смесь наследственных и экологических факторов соотносятся друг с другом.Другими словами, разногласия касаются степени вклада, а также характера взаимодействия между множеством генетических сил и факторов окружающей среды. Как исследователи решают эти проблемы?

Twin Studies

В традиционных исследованиях близнецов монозиготные (однояйцевые) и дизиготные (разнояйцевые) близнецы сравниваются с точки зрения их эмоционального, поведенческого и когнитивного сходства. В процессе деления клеток при образовании зиготы иногда полученные клетки полностью размножаются и дают двух идентичных детенышей; их называют монозиготными близнецами, поскольку они происходят от одной зиготы и являются генетическими «точными копиями».Другими словами, любая генетическая информация, касающаяся физических и психологических предрасположенностей, должна быть абсолютно одинаковой для этих близнецов.

Напротив, дизиготные близнецы развиваются из двух отдельных зигот в результате независимого оплодотворения двух яйцеклеток двумя сперматозоидами. Следовательно, генетические профили рожденных в результате младенцев похожи только в той степени, в которой они имеют один и тот же набор биологических родителей. Сравнивая корреляции определенного параметра, такого как результаты тестов интеллекта, между однояйцевыми близнецами и между однояйцевыми близнецами, исследователи могут теоретически вычислить относительное влияние природы и воспитания на это измерение.Например, Сандра Скарр сообщила об интересном открытии в книге «Интеллект, наследственность и окружающая среда».
Она обнаружила корреляцию между результатами теста IQ в 0,86 для однояйцевых близнецов и 0,55 для разнояйцевых близнецов, что указывает на

Эти дети — обитатели трущоб в Лондоне 18-го века — не имели хороших перспектив по мере взросления. Ученые и философы давно ведут споры о том, насколько условия окружающей среды, как положительные, так и отрицательные, влияют на индивидуальное развитие.(Архив / Библиотека изображений Халтона Гетти)

что баллы однояйцевых близнецов больше похожи друг на друга, чем баллы разнояйцевых близнецов. Таким образом, очевидно влияние наследственности. Однако, если бы показатели IQ были на 100% генетически детерминированы, корреляция для однояйцевых близнецов была бы 1,00. Таким образом, в этом примере наследственность играет важную, но не определяющую роль в объяснении детерминант того, что измеряется с помощью тестов IQ.

В дополнение к этим оценкам наследуемости, исследователи также изучают уровни конкордантности: скорость, с которой у обоих близнецов развиваются одинаковые специфические характеристики.Хорошим примером может быть отсутствие или наличие определенного психического заболевания. Если бы у обоих близнецов была клиническая депрессия во всех парах, обследованных в исследовании, то для этой выборки уровень конкордантности был бы 100%. С другой стороны, если у всех близнецов в исследовании был один человек с клинической депрессией, а другой — без депрессии, то коэффициент соответствия составляет 0 процентов. Сообщается, что уровень конкордантности клинической депрессии составляет около 70 процентов для однояйцевых близнецов и около 25 процентов для разнояйцевых близнецов.Это, по-видимому, демонстрирует значительный генетический вклад в развитие депрессии.

Несмотря на консенсус ученых о том, что генетический вклад нельзя игнорировать, эти корреляционные данные

часто считаются преувеличенными. Однояйцевые близнецы генетически предрасположены к большому сходству, и благодаря процессу, известному как реактивная корреляция, люди вокруг них склонны относиться к ним одинаково, что может помочь близнецам быть похожими сверх того, что может гарантировать их генетический профиль.Корреляция 0,86 между показателями IQ однояйцевых близнецов, например, может быть искажена этой реактивной корреляцией. Однояйцевые близнецы сталкиваются с окружающими переживаниями, которые чрезвычайно похожи друг на друга, поскольку окружающая среда имеет тенденцию реагировать так же, как и те, кто генетически похожи. В результате, например, взрослые и сверстники могут относиться к однояйцевым близнецам одинаково, и учителя могут также сформировать аналогичные ожидания в отношении этих близнецов с точки зрения их эмоциональных, поведенческих и когнитивных функций.Это сходство во влиянии окружающей среды и ожиданиях, таким образом, может привести к завышению оценок наследуемости и коэффициентов соответствия.

Более того, процесс активной корреляции (или выбора ниши) предполагает возможность того, что генетическая предрасположенность детей заставляет их искать определенную среду обитания, вызывая усиление различий в наследственных предрасположенностях в результате последующего воздействия окружающей среды. Если у ребенка есть генетическая предрасположенность к познавательным проблемам, например, это может побудить ребенка искать ситуации, друзей и занятия, которые подходят для этой конкретной предрасположенности, при условии, что ребенку предлагается такой выбор.Таким образом, этот ребенок может начать с небольшой генетически обусловленной склонности использовать свои «мозги», но впоследствии такая тенденция будет усиливаться за счет влияния окружающей среды.

Учитывая различную степень генетического сходства между однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами, эти источники путаницы теоретически могут стать более значимыми, когда близнецы вырастут в одной семье. Это связано с тем, что близнецы, воспитываемые в одной семье, обычно подчиняются одним и тем же ресурсам, философии воспитания, условиям жизни и так далее.Следовательно, их генетическая предрасположенность, скорее всего, стимулируется — или подавляется — аналогичным образом. Например, если пара близнецов разделяет наследственную предрасположенность к музыкальности, а их родители, принадлежащие к верхнему среднему классу, владеют фортепиано и заинтересованы в воспитании музыкальности у этих детей, их музыкальный потенциал, возможно, будет развиваться очень похожим образом. В частности, их родители, вероятно, получат для них одного и того же или похожего учителя по игре на фортепиано, и их, вероятно, будут поощрять практиковать на равных.Следовательно, генетическое сходство между близнецами усиливается благодаря тому, что они выросли в одном доме. Как решить эти проблемы? Некоторые ответы дают исследования по усыновлению.

Исследования усыновления

По сравнению с традиционными исследованиями близнецов, исследования по усыновлению предполагают лучшие альтернативы для отделения наследственных влияний от генетических. Как правило, существуют два варианта исследований усыновления: одни сравнивают однояйцевых близнецов, воспитываемых отдельно, и другие, сравнивают степень сходства между усыновленными детьми и их биологическими и приемными родителями.Однояйцевые близнецы, воспитанные раздельно, имеют общие генетические паттерны друг с другом, но у них разный экологический опыт. Усыновленные дети, напротив, обычно разделяют с остальными членами приемной семьи аналогичный экологический опыт, но не имеют общих генов с ними. Преимущество исследований усыновления состоит в том, что исследователи могут разумно оценить наследуемость, сравнивая оценки наследуемости и коэффициенты конкордантности пар людей, различающихся по генетическому родству и расстоянию от окружающей среды.Типичное исследование усыновления может включать, например, сравнение уровней конкордантности для следующих двух пар: ребенок и его биологический родитель (общие гены, но не окружающая среда) с тем же ребенком и его приемными родителями (общая среда, но не гены). Хотя оценки наследственных влияний в исследованиях усыновления обычно ниже, чем в исследованиях близнецов, исследования усыновления дают результаты, которые в значительной степени согласуются с исследованиями близнецов. В исследовании 1983 года Сандра Скарр и Ричард Вайнберг обнаружили, что показатели IQ усыновленных детей показали более высокую корреляцию с показателями IQ их биологических родителей, чем с показателями их приемных родителей.Точно так же Джон Лоелин, Ли Уиллерман и Джозеф Хорн продемонстрировали в исследовании 1988 года, что в области клинической депрессии приемные дети, как правило, имеют гораздо более высокие показатели соответствия со своими биологическими родственниками, чем со своими приемными родственниками.

Тем не менее, многие ученые утверждают, что в этих исследованиях можно переоценить наследственность. Во-первых, реактивные и активные корреляции, обсуждавшиеся ранее, в какой-то степени имели бы место, даже если бы близнецы воспитывались отдельно, поскольку близнецы имеют все наследственные предрасположенности.Во-вторых, необходимо также изучить возможность того, что родители могут систематически обращаться со своими приемными детьми иначе, чем со своими биологическими детьми, что может объяснить меньшее, чем ожидалось, сходство между детьми и их приемными родителями. Учитывая, что биологически связанные люди, как правило, имеют большее наследственное сходство, справедливо заявить, что оценки наследственности могут быть опровергнуты воздействием окружающей среды, вызванным конкретными генетическими предрасположенностями.

,

Наследственность vs Документ исследования окружающей среды

Психология развития — это то, что пытается понять, как люди начинают различать, воспринимать и действовать в мире и как эти процессы меняются на протяжении жизни с возрастом. Общие направления включают интеллектуальное, когнитивное, нервное, социальное и / или моральное развитие. Помимо изучения детей, психологи развития также изучают старение и процессы на протяжении всей жизни, особенно в периоды, когда могут происходить быстрые изменения (например, в подростковом и старческом возрасте).Многие исследователи-психологи согласны с тем, что наследственность и окружающая среда в значительной степени способствуют развитию различных человеческих качеств. Тем не менее, исследователи могут быть не уверены в том, в какой степени наследственность и окружающая среда вместе сочетаются, способствуют развитию определенного измерения, и расходятся во мнениях относительно того, как различные факторы могут влиять друг на друга, создавая определенные характеристики человека (Дуглас Вальштейн). Пять широких измерений личности, которые были научно открыты для идентификации человеческой личности, известны как факторы «большой пятерки».Пять факторов (предложенные Льюисом Голдбергом) включают открытость, сознательность, экстраверсию, покладистость и невротизм. Каждая из них известна как глубокие и сложные черты, обычно воспринимаемые людьми, но насколько конкретно на эти черты влияет наследственность и / или окружающая среда? Это может зависеть от образа жизни человека дома, его семьи и окружения, идеи о том, что его черты сформировались благодаря генетике, или того, что это может быть смесь того и другого.

Черта — это примечательная черта или качество человека, и у каждого человека есть своя комбинация черт, которая делает его уникальным.Иногда черты характера передаются из поколения в поколение, то есть люди наследуют черты от своих родителей, а затем передают эти черты своим детям. Негенетические (средовые) влияния на жизнь людей не менее важны для формирования черт характера, а иногда даже могут их изменить. Экологический признак …

Продолжить чтение

Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.