Время возникновения философского мировоззрения: Понятие мировоззрения. Истоки, генезис и специфика философии

Становление философии. Мировоззрение и философия — Студопедия

Философия зародилась в Древней Греции. Первичными формами мировоззрения, существовавшими задолго до философии, были: магия, мифология, религия, из которых впоследствии произошла философия. В отличие от мифа, основанного на устном предании о сверхъестественных причинах возникновения мира и человека, философия учит разумному постижению реальности, в этом заключается превосходство логоса над мифом. В Элладе философии удалось одержать верх, благодаря тому, что на ее стороне были две могущественные союзницы — частная собственность и полисная демократия.

Мировоззрение это комплекс принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение по своей форме может быть:

1)мифологическим(основу составляют мифы) 2) религиозным(в центре находится представление о высших ценностях и путях их обретения 3) философское (основывается на результатах познавательной и практической деятельности людей).

Основной философский вопрос. Классификация философских направлений и школ.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.



Античность:Объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности.

Одно из делений досократических школ может быть таким: милетская — Фалес, Анаксимандр, Гераклит;пифагорейская — Пифагор и его ученики; элейская — Парменид, физиологическая —Демокрит; софисты

Ранний эллинизм (Эллинизм — период в истории Среднеземноморья , со времени смерти Александра Македонского до окончательного установления римского господства на этих территориях,)

Киники – их суждения — мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него; блага жизни непрочны — поэтому не следует стремиться к ним.

Эпикурейцы — Счастье и блаженство — высшие цели и ценности жизни

Стоицизм — Жизнь полна страданий и катастроф, и человек должен всегда быть готовым к ним

1. Философия и мировоззрение. Возникновение философии.

Философия
– это особый тип мировоззрения.

Мировоззрение
– это то, что присуще каждому здоровому
психически человеку. Это знание о мире
в целом и о своём месте в этом мире.
Существуют и выделяются исследователи
2 типа мировоззрения:

  1. Стихийно
    сформированное
    .
    На обыденном языке называется здравым
    смыслом или в науке обыденным сознанием.
    Формируется стихийно в повседневной
    деятельности, его особенность состоит
    в том, что оно не может быть отделёно
    от обыденной жизни. Главная функция
    здравого смысла — приспособиться к
    окружающей среде. Но есть и недостатки.
    Здравый смысл приобретается в обычной,
    привычной для него жизни. Обыватель
    панически боится сложности. Практически
    опыт – это настоящее, это то, что
    противостоит прошлому и будущему. В
    здравом смысле нет прошлого и будущего,
    и поэтому он не историчен. Здравый смысл
    некритически относится к собственному
    чувственному опыту. Он его абсолютизирует.
    Человеческая психика так устроена, что
    всё существующие она разделяет на
    двойственные различия. Здравый смысл
    весь мир предельно упрощает, наделяя
    противоположными значениями.

  2. Сознательно
    сформированное.

    Возникло антропоморфное мировоззрение
    ещё в древности. Это миф и религия, в
    них мир уподобляется сверхчеловеку,
    это человеческие герои. Затем идёт
    художественное мировоззрение, наблюдается
    у представителей искусства, осуществляется
    в чувственных образах, оно творческое,
    создаёт яркие образы. Но у него есть
    минус, оно может отрываться от реальности.
    Есть ещё и научное мировоззрение. Задачи
    науки абстрагироваться от чувственных
    уровнях. Оно упирается на разум человека.
    Философия особый тип мировоззрения. В
    том, что она, опираясь на разум, использует
    неразумные формы освоения миры. Формы
    понимания, переживания, интуицию, и
    веру. Во-вторых, если наука стремится
    к истине, то она основывалась на том
    что философ критикует своих
    предшественников. Философия это такое
    мировоззрение, которое постоянно
    изменяется и трансформируется.

Возникновение
философии.

Философия
возникла на рубеже 6-7 веков до н. э. в
трёх регионах. В древней Греции, Индии,
Китае. Они были изолированы друг от
друга на переходе к новой цивилизации.
С переходом от варварства к цивилизации,
социальные связи резко усложнились.
Цивилизация принесла связи поселенческие,
экономические, управленческие. Цивилизация
означала появление городов. Общество
резко усложнилось. Благодаря власти и
деньгам, общество стало непрозрачным.
В условиях цивилизации надо было
различать что было на поверхности и что
было скрыто. Резко ускоряется развитие
мышления и господствующие позиции
приобретают абстрактные мышления.
Абстрактное мышление получило импульс
развития. Но помимо этого шёл другой
процесс, проникновение в природу,
расширялся кругозор, и люди начали
постепенно узнавать новое о жизни других
обществ. Появилось сравнение соседей.
Из такого сравнения появлялись
диалектические мысли, у соседей могло
быть и лучше. Привело к появлению
критического мышления. Усложнения
общества при переходе от варварства к
цивилизации, дало толчок к развитию
мышления. Происходит момент когда миф,
столкнувшись с новыми знаниями плюс
критическое мышление, он начал разлагаться.
Из рецептурных знаний стало появляться
преднаука. Из метафор языка, из образных
выражений стало появляться искусство.
Из символов стало появляться религия
в современных формах. Из мифологических
обобщений появилась философия.

Философия
появилась в результате конфликта
мифологического знания с новым знанием
и критическим мышлением, которое возникло
у людей. Человечество простилась с
мифами предков.

4. Понятие философии

Согласно
распространенному определению, философия
—это наука о наиболее общих законах
развития природы, человека, общества и
познания. Однако это определение не
всегда подходит для описания особого
явления духовной культуры человечества,
именуемого философией. Во-первых, не
всякое философское учение является
научным. Во-вторых, в философии существует
не только чисто познавательный аспект,
но и множество других — мировоззренческий,
этический, ценностный и т.д.

Представления
о предмете философии весьма многочисленны
и различны. Конструирование самого
понятия ≪философия≫
приписывают древнегреческому мудрецу
Пифагору (VII—I вв. до н.э.), у которого оно
обозначало ≪любовь
к мудрости ≫.
Гераклит (VI в. до н.э.) называет философом
человека, занимающегося исследованиями.
В качестве определения особой науки,
направленной на познание вечного,
непреходящего бытия, термин ≪философия≫
начинает использовать Платон (V—V вв.
до н.э.).

Для
Сократа (V—V вв. до н.э.) философия —средство
познания добра и зла. У Аристотеля (V—V
вв. до н.э.) философия — исследование
причин и принципов вещей. Для эпикурейцев
— это путь достижения счастья через
познание мира. У Ф. Бэкона и Р. Декарта
философия —целостная наука, представленная
в понятийной форме. Г. Гегель именует
философию наукой о всеобщем, о разуме,
постигающем самого себя. Согласно А.
Шопенгауэру, философия призвана отразить
сущность мира в форме всеобщих абстрактных
понятий.

5. Основные функции философии:

Мировоззренческая,
онтологическая, гносеологическая,
методологическая, логическая,
аксиологическая, эвристическая,
герменевтическая, гуманистическая,
культуротрапелирующая, эстетическая,
гуманистическая.

6. Особенности философского мировоззрения

Предметом
философского анализа выступают, по
сути, практически те же самые вечные
вопросы, что в мифологии и религии:
происхождение мира и человека, исходные
принципы бытия, смысл и нормы человеческой
жизни, будущее человека и общества и
многие другие. Но метод их осмысления
изменяется. Вместо эмоционально-чувственного
познания, нормативов, традиций,
вероисповедных и ритуально-догматических
установок па первый план выдвигаются
разум
и
объективное
знание.
Его
достижению способствуют критичное
размышление, наблюдения, сбор фактов,
логический анализ, выводы и доказательства.
Безусловно, в философии, кроме рациональной,
присутствуют чувственная и иррациональная
составляющая —в большей либо в меньшей
степени, в зависимости от специфики
конкретной философской системы.

7. Время, место и причины возникновения философского мировоззрения

Первые
из известных оформленных философских
учений появляются на рубеже VII и VI вв.
до н.э. практически одновременно в трех
различных регионах: в Древней Индии,
Древнем Китае и Древней Греции. Тем не
менее есть основания предполагать, что
истоки философии восходят к более ранним
периодам истории индийской, египетской
и вавилонской цивилизаций, в мифологических
и предфилософских литературных источниках
которых уже звучат определенные
философские мотивы. Первоначально
философская мудрость проявляется в
качестве критики традиционного уклада
жизни, норм и представлений. Первые
ростки философии взрастают на почве
сомнения в справедливости и истинности
обыденных, традиционно-патриархальных
положений. В целом философия возникает
в период кризиса мифолого-религиозпого
сознания, установки и методы которого
уже не представляются достаточными для
объяснения природной и социальной
действительности. Возникает необходимость
отделения истинного от общепринятого,
подлинного от видимого, а также
необходимость построения нового прочного
мировоззрения и определения новых
жизненных ориентиров. Попытки решения
этих задач и приводят к развитию философии
как свободного, критичного, разумного
размышления о мире и человеке.

Вопрос 22. Как определяли философию мыслители Древней Греции? — Мегаобучалка

Тесты для контроля знаний по учебному курсу «Философия»

(Обязательный модуль «Философия» ).

Вопрос 1. Выберите суждение, характеризующее такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение:

Варианты ответа:

1. Мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека

2. Мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе

3. Мировоззрение – это система религиозных взглядов человека

Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем

 

Вопрос 2. На самой ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была:

Варианты ответа:

Мифология

2. Религия

3. Философия

4. Наука

Вопрос 3. Найдите черту, характеризующую мифологическое мировоззрение:

Варианты ответа:

1. Стремление к целостности и системности знаний

2. Логическая аргументация выдвигаемых положений

Художественно-образное, фантастическое отражение мира, перенесение на природу человеческих качеств, одушевление объектов и сил природы

4. Удвоение мира: наряду с реальным выделяется сакральный (священный) мир и между ними устанавливается граница

Вопрос 4. Найдите черту, характеризующую религиозное мировоззрение:

Варианты ответа:

1. Стремление к целостности и системности знаний

2. Логическая аргументация выдвигаемых положений

3. Неразрывное единство человека и природы

Раздвоение мира на земной и небесный (священный, потусторонний)

Вопрос 5. Определите время возникновения философского мировоззрения:

Варианты ответа:

1. Середина III тысячелетия до н.э.

VII – VI вв. до н.э.

3. III– I вв. до н.э.

4. XVII–XVIII вв. н.э.

 

Вопрос 6. Определите, что является предметом изучения философии?

Варианты ответа:

1. Соотношение Бога, природы и человека

2. Сознание

3. Материя

Наиболее общие сущностные характеристики мира, человека и общества

Вопрос 7. В каком из следующих основных разделов философского знания изучается человеческая проблематика?

Варианты ответа:

1. Онтология

2. Гносеология

Философская антропология

4. Социальная философия

Вопрос 8. Какой раздел философии занимается исследованием принципов, закономерностей и механизмов познавательной деятельности?

Варианты ответа:

1. Онтология

Гносеология

3. Философская антропология

4. Социальная философия

Вопрос 9. Какой раздел философии занимается исследованием общества?

Варианты ответа:

1. Онтология

2. Гносеология

3. История философии

Социальная философия

Вопрос 10. Какой тип философского мировоззрения характерен для периода Средневековья?

Варианты ответа:

1. Космоцентризм

Теоцентризм

3. Антропоцентризм

4. Наукоцентризм

Вопрос 11. Закончите фразу: для философии эпохи Возрождения были характерны гуманизм и …:

Варианты ответа:

1. Космоцентризм

2. Теоцентризм

Антропоцентризм

4. Наукоцентризм

Вопрос 12. Какой период в развитии европейской философии характеризуется наукоцентризмом?

Варианты ответа:

1. Античность

2. Средневековье

3. Эпоха Возрождения

Эпоха Нового времени

Вопрос 13. Что, согласно марксизму, сопоставляется в основном вопросе философии?

Варианты ответа:

1. Теория и практика

2. Содержание и форма

3. Причина и следствие

Идеальное и материальное

 

Вопрос 14. К какой функции философии относится анализ способов наблюдения, проведения экспериментов, теоретического обобщения полученных фактов?

Варианты ответа:

1. Мировоззренческая

Методологическая

3. Прогностическая

4. Интегративная

 

Вопрос 15. Какая из ниже перечисленных черт отличает философию от науки?

Варианты ответа:

1. Требование логической доказательности

2. Сложный понятийный аппарат

Стремление осмысливать все проблемы сквозь призму отношения человека к миру

4. Нацеленность на познание объективной истины

 

Вопрос 16. Главная особенность философии Древней Индии состоит в том, что она:

Варианты ответа:

1. Рассуждает об искусстве управления государством

В большинстве учений остается в плену религиозно-мифологических представлений

3. Размышляет о свободе человека

4. Стоит на твердой почве науки

 

Вопрос 17. Назовите значение понятия «сансара»:

Варианты ответа:

1. Воздаяние по итогам жизненных поступков

Колесо перерождений души, ее блуждание по разным телам

3. Первооснова космоса

4. Норма поведения определенной касты

Вопрос 18. О чем размышляет Конфуций в книге «Лунь юй»?

Варианты ответа:

1. О первоначалах космоса

2. О Дао как начале мира

О принципах правильных отношений между людьми

4. О Боге и его присутствии в мире

 

Вопрос 19. Что означает понятие «Дао» в китайской философии?

Варианты ответа:

1. Уважение к старшим, к императору

2. Путь от неверия к вере

Это и субстанция, и небесный закон, и правильный жизненный путь человека

4. Божество в китайской мифологии

 

Вопрос 20. Кто автор идеи, что «Мир есть страдание и есть путь освобождения от земных страданий»?

Варианты ответа:

Будда

2. Конфуций

3. Аристотель

4. Лао-цзы

 

Вопрос 21. Где возникает философия как рационально-теоретический тип мировоззрения?

Варианты ответа:

В Древней Греции

2. В Древнем Китае

3. В Древней Индии

4. В Древнем Египте

 

Вопрос 22. Как определяли философию мыслители Древней Греции?

Варианты ответа:

1. Стремление к Богу

2. Любовь к человеку

3. Любовь к миру

Любовь к мудрости

 

Вопрос 23. Назовите главную черту древнегреческой философии:

Варианты ответа:

1. Креационизм

2. Антропологизм

Космоцентризм

4. Теоцентризм

 

ответы на тест философия

фИЛОСОФИЯ

Вопрос 1. Выберите
суждение, характеризующее такой феномен
духовного мира человека и общества, как
мировоззрение:

4.
Мировоззрение – это система устойчивых
взглядов человека на мир и свое место
в нем

Вопрос 2. На самой
ранней стадии общественного развития
основным способом понимания мира была:

1,
Мифология

Вопрос 3. Найдите
черту, характеризующую мифологическое
мировоззрение:

3,
Художественно-образное, фантастическое
отражение мира, перенесение на природу
че-ловеческих качеств, одушевление
объектов и сил природы

Вопрос
4. Найдите черту, характеризующую
религиозное мировоззрение:

4.
Раздвоение мира на земной и небесный
(священный, потусторонний)

Вопрос
5. Определите время возникновения
философского мировоззрения:

2.
VII – VI вв. до н.э.

Вопрос 6. Определите,
что является предметом изучения
философии?

4. Наиболее общие
сущностные характеристики мира, человека
и общества

Вопрос 7. В каком
из следующих основных разделов
философского знания изучается человеческая
проблематика?

3.
Философская антропология

Вопрос 8. Какой
раздел философии занимается исследованием
принципов, закономерностей и механизмов
познавательной деятельности?

2.
Гносеология

Вопрос 9. Какой
раздел философии занимается исследованием
общества?

4. Социальная
философия

Вопрос 10. Какой
тип философского мировоззрения характерен
для периода Средневековья?

2. Теоцентризм

Вопрос 11. Закончите
фразу: для философии эпохи Возрождения
были характерны гума-низм и …:

3.
Антропоцентризм

Вопрос 12. Какой
период в развитии европейской философии
характеризуется наукоцентризмом?

4. Эпоха Нового
времени

Вопрос 13. Что,
согласно марксизму, сопоставляется в
основном вопросе философии?

4. Идеальное и
материальное

Вопрос 14. К какой
функции философии относится анализ
способов наблюдения, проведения
экспериментов, теоретического обобщения
полученных фактов
?

2.
Методологическая

Вопрос 15. Какая
из ниже перечисленных черт отличает
философию от науки?

3.
Стремление осмысливать все проблемы
сквозь призму отношения человека к миру

Вопрос 16. Главная
особенность философии Древней Индии
состоит в том, что она:

2. В большинстве
учений остается в плену религиозно-мифологических
представлений

Вопрос 17. Назовите
значение понятия «сансара»:

2. Колесо перерождений
души, ее блуждание по разным телам

Вопрос 18. О чем
размышляет Конфуций в книге «Лунь юй»?

3. О принципах
правильных отношений между людьми

Вопрос 19. Что
означает понятие «Дао» в китайской
философии?

3. Это и субстанция,
и небесный закон, и правильный жизненный
путь человека

Вопрос 20. Кто
автор идеи, что «Мир есть страдание и
есть путь освобождения от земных
страданий»?

1. Будда

Вопрос 21. Где
возникает философия как
рационально-теоретический тип
мировоззрения?

1. В Древней Греции

Вопрос 22. Как
определяли философию мыслители Древней
Греции?

4. Любовь к мудрости

Вопрос 23. Назовите
главную черту древнегреческой философии:

3. Космоцентризм

Вопрос 24. Кто из
древнегреческих философов считается
«отцом наук» и отличался энциклопедичностью
своих интересов и работ?

2. Аристотель

Вопрос 25. Какое
познавательное искусство применялось
Сократом?

2. Диалектика как
искусство вести беседу (майевтика)

Вопрос 26. Какое
философское учение создал Платон
?

2. О мире вечных
идей – образцах предметов и явлений

Вопрос 27. Какой
принцип философии эпохи Возрождения
характеризует выражение «природа есть
не что иное, как Бог во всем»?

2. Пантеизм

Вопрос 28. В чем
состоит сущность эмпиризма как метода
познания, разработанного в философии
Нового времени?

1. Понимание опыта
как исходного и самого достоверного
источника знания

Вопрос 29. Назовите
основоположника рационализма в
новоевропейской философии?

2. Р. Декарт

Вопрос 30. Кто из
ниже перечисленных мыслителей является
философом эпохи Просвещения?

2. Ж.-Ж. Руссо

Вопрос
31.
Назовите
черту, которая характерна для
постклассической философии?

4. Плюрализм
философской мысли, многообразие
исследовательских программ

Вопрос
32
. Из
приведенного перечня выделите одно из
основных направлений постклассической
философии:

3. Философия жизни

Вопрос
33
. Одним
из критиков классической философии и
самым известным представителем «философии
жизни»
был:

2. Ф. Ницше

Вопрос
34
.
Выделите черту, отличающую диалектику
марксизма от гегелевской диалектики:

4. Сочетание
диалектики с материализмом

Вопрос
35
.
Программа преодоления философии как
спекулятивной метафизики была
сформулирована в философском направлении:

3. Позитивизм

Вопрос
36
.Укажите
философа, идеи которого развивает
неотомизм:

2. Фома (Томас)
Аквинский

Вопрос
37
.
Назовите форму бытия, находящуюся в
центре проблематики экзистенциализма:

3. Индивидуальное
бытие человека

Вопрос
38.
«Критическая теория общества» была
разработана:

4. В философии
неомарксизма

Вопрос
39
.
Укажите, что составляет основное
содержание философии герменевтики?

3. Исследование
понимания как условия осмысления
социального бытия

Вопрос
40
.Укажите
метод познания, характерный для философии
структурализма:

3. Структурно-функциональный
метод

Вопрос
41. Выделите одно из основных понятий
постмодернизма:

2. Ризома

Вопрос
42.
Выделите характерную черту русской
философии:

1. Ярко выраженный
интерес к проблеме человека

Вопрос
43
.Определите
проблему, составляющую предмет дискуссии
между славянофилами и западниками:

3. Исторические
судьбы России и русского народа

Вопрос
44. Одним из
виднейших представителей русского
марксизма является:

1. В.И.Ленин

Вопрос
45
.
Назовите философа, с которым связано
становление «философии всеединства»:

3. В.С.Соловьев

Вопрос 46. Что
наряду с гуманистическими идеями
отстаивал в своих воззрениях Ф.Скорина?

1. Патриотизм

Вопрос 47. Выделите
отличительную особенность
религиозно-философских взглядов
С.Будного, жившего во второй половине
XVI
в.:

3. Антитринитаризм
(критика догмата о Троице)

Вопрос
48.
Определите,
что является предметом изучения
онтологии?

3.
Бытие мира в целом

Вопрос
49.
Укажите
древнегреческого философа, который
впервые в европейской фило
софии
поставил в центр исследования проблему
бытия
?

3.
Парменид

Вопрос
50. Выберете философскую категорию для
обозначения объективной реальности,
существующей независимо от сознания
человека:

2.
Материя

Вопрос
51. Какой атрибут материи характеризует
структурированность, протяженность и
соразмерность материального мира?

2.
Пространство

Вопрос
52. Какой атрибут материи характеризует
длительность существования объектов,
последовательность смены их состояний?

2. Время

Вопрос
53. Укажите, творчество какого из ниже
перечисленных мыслителей легло в основу
современной
реляционной
концепции пространства и времени?

3.
А.Эйнштейн

Вопрос
54.
Какого
древнегреческого философа называют
первым «стихийн
ым
диалектиком»?

1.
Гераклит

Вопрос
55. Укажите, какое из приведенных
определений диалектики
является
верным?

2.
Это
философское учение о единстве мира и
всеобщих законах развития природы,
общества, мышления

Вопрос
56. Какой из перечисленных
законов
не относится к основным законам
диалектики?

2. Закон
всемирного тяготения

Вопрос
57
.
Укажите парную категорию для
диалектической
категории
«
количество»:

2.
Качество

Вопрос
58. Что такое синергетика?

2.
Современная междисциплинарная теория
нелинейного развития и самоорганизации
сверхсложных открытых систем

Вопрос 59. Понятие
«природа» в широком смысле – это:

4. Мир в целом,
Вселенная

Вопрос 60. Термин,
означающий сферу распространения жизни
на Земле – это:

3. Биосфера

Вопрос 61. Укажите
автора учения о ноосфере

3. В. Вернадский

Вопрос 62. Укажите,
какое отношение соответствует современному
научно-философскому пониманию взаимосвязи
живого на Земле?

4. Ядовитых змей
нужно охранять как необходимую часть
биоценозов и генофонда Земли

Вопрос 63.
Определите, что такое коэволюция?

1. Это согласованное
эволюционное взаимодействие человека
и природы с целью избежать негативные
последствия человеческой деятельности

Вопрос 64.
Глобальные проблемы современности –
это:

4. Комплекс проблем
общемирового характера, от решения
которых зависит судьба человеческой
цивилизации

Вопрос 65.
Определите сущность экологических
проблем:

2. Проблемы, связанные
с разрушением естественной основы жизни
общества

Вопрос 66. К какой
из следующих групп глобальных проблем
относится явление падения норм
общественной морали, размывания критериев
нравственности?

4. Кризис человеческой
духовности

Вопрос
67. Какое изменение стратегии мирового
развития предлагает современная
философия?

2.
Переориентация человечества с идеологии
бездумного роста производства и
потребления на духовное самосовершенствование

Вопрос
68.
Укажите,
эволюция какого свойства материи
приводит к возникновению сознания?

2.
Отражение

Вопрос
69
.
Кто открыл роль бессознательного в
пси
хике
человека?

2. З. Фрейд

Вопрос
70
.
Как называется процесс взаимосвязанного
становления общества и человека?

3.
Антропосоциогенез

Вопрос
71. Кто первым попытался объяснить
происхождение человека с научной точки
зрения?

3.
Ч. Дарвин

Вопрос
72. Как К. Маркс характеризовал сущность
человека?

2. Как
совокупность общественных отношений

Вопрос
73
.
Личность в философии понимается как:

4.
Совокупность индивидуальных и типичных
биологических, социальных и духовных
качеств человека, активно проявляющихся
в его деятельности

Вопрос
74. Что из перечисленного не относится
к чувственной ступени познания?

1.
Суждение

Вопрос 75. Что из
перечисленного не относится к ступени
рационального познания?

3. Восприятие

Вопрос
76. Какое определение истины считается
классическим?

1.
Истина – это соответствие знаний
действительности

Вопрос
77. Такая характеристика истины, как
конкретность, означает:

4. Учет конкретных
условий, в которых происходит познание
объекта

Вопрос
78. Что из ниже перечисленного не относится
к уровням научного познания?

2.
Обыденный

Вопрос
79. Какое из приведенных определений
характеризует понятие «парадигма»?

2. Это
образец постановки проблем и решения
исследовательских задач, принятый в
определенную эпоху научным сообществом

Вопрос
80. Что из перечисленного является
элементом структуры научного знания?

3.
Научная теория

Вопрос
81. Укажите, в каком из суждений нашло
отражение антисциентистское понимание
науки:

4. Наука
– это враждебная человеку сила

Вопрос 82. Какая
из исследовательских программ
обществознания рассматривает общество
по аналогии с природой?

3. Натуралистическая

Вопрос 83. Кто
рассматривает историю как процесс смены
общественно-экономических формаций?

3. К.Маркс

Вопрос 84. Авторами
стадиально-цивилизационного подхода
к периодизации истории являются:

4. Р. Арон, Д. Белл

Вопрос 85. Общество
представляет собой:

3. Сложно организованную
систему действий и отношений людей и
институтов

Вопрос 86. Выберите
правильное определение понятия
«стратификация». Это:

2. Система признаков
и критериев деления общества на социальные
слои и группы

Вопрос 87. Определите
источник социальной динамики:

2. Социальные
конфликты

Вопрос 88. К
основным сферам (подсистемам) общества
не относится:

3. Научная

Вопрос 89.
Определите, какой характер носят
социальные законы?

4. Статистический
(вероятностный)

Вопрос 90. Чем
обусловлено происхождение политики?

3. Усложнением
социальной структуры и общественных
отношений, что привело к необходимости
регулирования многообразных интересов

Вопрос
91. Для демократического режима характерно:

1.
Решение вопросов большинством, но с
обязательным учетом интересов и прав
меньшинства

Вопрос
92. Назовите социальный институт,
запрещенный во всех возможных видах
международными документами. Это:

3.
Рабство

Вопрос
93. Допишите фразу: «Государство,
ограниченное в своих действиях правом
– это…

3.
Правовое государство

Вопрос 94. Что
говорится в статье 4 Конституции
Республики Беларусь о функционировании
идеологии и реализации демократии в
нашей стране?

1. «Демократия в
Республике Беларусь осуществляется на
основе многообразия политических
институтов, идеологий и мнений»

Вопрос
95. Назовите два типа цивилизационного
развития, к которым может быть сведена
вся мировая история:

1.
Восточная и Западная цивилизации

Вопрос
96. Определите цель экономической реформы
в Республике Беларусь:

1.
Создание социально-ориентированной
рыночной экономики

Вопрос
97.
Дайте
определение техносферы. Техносфера —
это:

2.
Совокупность созданных человеком
искусственных материальных объектов

Вопрос
98. Допишите фразу: «Процесс поступательного,
взаимосвязанного развития науки,
техники, производства и сферы потребления
– это…

1.
Научно-технический прогресс

Вопрос
99.

Определите,
какой процесс характеризует понятие
«глобализация»?

3. Процесс интеграции
человеческого общества как единого
целого

Вопрос
100.
Какой
из ниже перечисленных структурных
уровней культуры противостоит элитарному
уровню?

4.
Массовая
культура

Понятие научно-философского мировоззрения — Философия

Уже отмечалось, что формы, типы мировоззрений многообразны. Есть все основания говорить о плюрализме национальных, классовых и групповых, индивидуальных взглядов, позиций. Это не исключает, правда, присутствия в них и общих мотивов, типовых черт. Философские взгляды в этом смысле не составляют исключения. История философии знакомит нас с многообразием философских учений, принадлежащих прошлому и настоящему. Однако далеко не все они претендуют и могут претендовать на статус научно-философского мировоззрения.

Научно-философское мировоззрение — это такая система понимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает активное влияние на развитие науки. Уместно сравнить теперь данное определение с ранее приведенными определениями мировоззрения вообще и философского мировоззрения. Схематично их соотношение можно представить в виде концентрических кругов. Наиболее широким из трех понятий является понятие мировоззрения (М). Уже входящее в него понятие философского мировоззрения (ФМ). И наконец, лишь часть философских учений может быть отнесена к области научно-философского мировоззрения (НФМ).

История познания убеждает в том, что данному понятию в наибольшей степени отвечают учения философского материализма. В различные эпохи, в зависимости от уровня развития и характера научных знаний, материализм принимал различные формы. Важнейшими из них являются: стихийный и во многом еще наивный материализм древних философов; материализм XVII—XVIII веков, носивший механистический и метафизический характер; наконец, диалектический материализм, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом к середине XIX века на основе исследований общества и новых достижений естествознания.

Во второй форме материализма почти отсутствовали представления о развитии мира, о взаимосвязи, взаимодействии различных явлений. По словам Энгельса, ученые анатомировали природу, по крупицам собирали материал для последующих обобщений. Это во многом и определило метафизический характер материализма данного периода. Под метафизикой понимается взгляд на мир и способ мышления, при которых различные предметы, явления рассматриваются вне их взаимосвязей, развития. Понятие диалектики противоположно понятию метафизики. Оно обозначает взгляд на мир и способ мышления, при которых различные явления рассматриваются во взаимодействии, развитии.

Насыщение диалектикой углубило и обогатило материализм. Материализм и диалектика сочетаются естественно и органично. Ведь материализм, как пояснял Ф. Энгельс, — не что иное, как понимание мира таким, каким он существует реально, без фантастических искажений (такова же в принципе установка науки). Но мир, как он есть, — это мир сложных взаимосвязей, противоречий, качественных изменений, развития. А это значит, что верное понимание мира требует единства материализма и диалектики. Существенным вкладом в формирование диалектико-материалистического миропонимания явилось также впервые осуществленное Марксом распространение материализма на общественную жизнь, на человеческую историю.

Развитие материализма и влияние научных знаний на философскую мысль этим, естественно, не закончилось, оно продолжается и в наши дни. Материализм меняет свою форму с каждой крупной эпохой в развитии науки. Со своей стороны, материалистические учения оказывали заметное воздействие на развитие науки. Один из убедительных примеров такого воздействия — влияние атомистического учения древнегреческих философов (Демокрит и другие) на формирование научной атомистики. Продуктивное воздействие на науку оказывали и некоторые рациональные идеи идеалистических учений. Так, идеи развития вошли в естествознание сначала в идеалистической форме (мысль о стремлении к совершенству). И лишь позже было осуществлено их материалистическое переистолкование, соответствующее содержанию и духу научного познания.

Вокруг проблемы научности философского мировоззрения продолжаются горячие споры. При этом нередко допускается неисторическое, абстрактное сопоставление познавательных функций философии и науки, которое исходит из посылки, будто философия решает в принципе те же задачи, что и наука, только на другом, предельно обобщенном уровне. При таком подходе их специфика размывается, возникает опасность либо «растворения» философской проблематики в специально-научной, либо обособления философской мысли, ее противопоставления науке. В рамках такого умозрительного сравнения, прямолинейного соотнесения этих двух областей знания как в принципе однотипных проявляется эффект их мнимого соперничества.

Философия, в отличие от конкретных наук, изучающих частные законы, определялась как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Согласно такой точке зрения (по сути, она восходит к Аристотелю), философия мыслится как набор самых общих положений, выступающих по отношению к развитому научному знанию как нечто вспомогательное, не главное. При этом не только не раскрывается реальная картина соотношения философии и науки в истории культуры, но даже во многом утрачивается понимание специфики философии, достигнутое еще в классической немецкой философии. Аналогичен результат и других абстрактных сопоставлений сфер духовной деятельности (философия религия, философия — искусство и т. д.), берущихся вне истории, вне целостного контекста культуры.

Вопрос о требованиях к научно-философскому мировоззрению и о самой его возможности удается корректно поставить и решить лишь на основе историко-материалистического подхода к философии. Что же выявляет такой подход? Он свидетельствует о том, что философия и наука рождаются, живут и развиваются в лоне уже сложившихся, исторически конкретных типов культуры, испытывая воздействие различных их компонентов. Вместе с тем обе они оказывают заметное влияние друг на друга и на весь комплекс культуры. Причем характер и формы этого влияния имеют историческую природу, меняют свой вид в различные эпохи. Понять функции философии и науки, их родство и различие можно лишь на базе обобщения их реального статуса, роли в различные периоды истории. Исторический анализ свидетельствует о том, что философия и наука — вовсе не соперницы, что каждая из них выполняет в культуре свои, специфические функции. Обрисованные выше функции философии в системе культуры позволяют уяснить те ее задачи, которые родственны науке, а также те, которые носят иной, особый характер, определяя важную общественно-историческую миссию философской мудрости, в том числе ее способность влиять на развитие и жизнь науки.

 430 

ЛЕКЦИИ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ.ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Курс профессиональной переподготовки

Учитель обществознания

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

434639

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

Марксистское мировоззрение

Марксистское мировоззрение — интегрированная концепция
Марксистское мировоззрение основано на Карле Марксе и «Манифест коммунистов», 1 Das Kapital, 2 и О религии . 3 Наши друзья из Summit Ministries помогли нам объяснить основы марксистского мировоззрения по десяти основным категориям. Чтобы получить полное представление о каждой концепции, нажмите ПОДРОБНЕЕ в конце каждого абзаца.

Марксистское мировоззрение — отдельные элементы
Для целей этой статьи (и других упомянутых) марксистское мировоззрение представлено как исчерпывающая идеология философской линии Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина:

Марксист Теология — атеизм
Маркс был атеистом до того, как стал социалистом. Энгельс и Ленин соглашались, что религия — это наркотик или «духовная выпивка», и с ней нужно бороться. Для них атеизм на практике означал «насильственное свержение всех существующих социальных условий», включая экономику, правительство, закон и т. Д.Коммунистическая партия не отступила от отношения своих отцов-основателей к Богу или религии. Этим объясняются преследования церкви в странах с коммунистическим правительством. ПОДРОБНЕЕ

Марксистская философия — диалектический материализм
В марксистском мировоззрении материализм — это еще одно название натурализма. Диалектика говорит, что во всем есть тезис (то, как есть вещи) и антитезис (противоположность тому, как есть вещи), которые неизбежно должны противоречить друг другу. Результатом борьбы и слияния, возникающего в результате столкновения, является синтез, который становится новым тезисом.Этот новый тезис в конечном итоге привлечет еще один антитезис и приведет к новому синтезу. Для марксистов диалектический материализм — это движущий процесс, который переместил материю из неорганического состояния в жизнь, затем к животным, затем к людям и, наконец, к организованным социальным институтам, таким как правительства и нации. ПОДРОБНЕЕ

Марксистская этика — нравственность пролетариата
Марксистская этика исходит не из чувства абсолютных правил, а из дела коммунизма. Все, что продвигает пролетариат (рабочий класс), морально хорошо.Все, что продвигает дело коммунизма, морально хорошо, все, что препятствует его продвижению, является социальным, а человеческая эволюция — моральным злом. Поля смерти в Камбодже, Советском Союзе и на Украине, а также массовые убийства в Китае были практическим результатом пролетариата или классовой морали. ПОДРОБНЕЕ

Марксизм и наука — прерывистая эволюция
Марксистское мировоззрение также зависит от теорий эволюции и спонтанного зарождения. Карл Маркс очень ясно дал понять, что происхождение вида содержит научную основу его взглядов на классовую борьбу.Однако марксистский диалектический материализм призывал к чему-то большему, чем просто постепенный прогресс естественного отбора. Диалектике нужна теория со столкновениями и скачками. Это удовлетворяется прерывистым равновесием, которое гласит, что каждый вид оставался одним и тем же в течение длительных периодов времени (равновесие), а эволюция происходила через случайные разрывы или скачки (пунктуации) от одного вида к другому. ПОДРОБНЕЕ

Марксистская психология — монизм (бихевиоризм)
Бихевиоризм утверждает, что все, что человек делает, является результатом двух чисто материальных причин: физического состояния человека и влияния окружающей среды на нервную систему человека.Мозг — это просто совокупность нервов, кровеносных сосудов и тканей, которые запрограммированы на определенную реакцию. Программирование осуществляется окружением человека: его образованием, окружением, семьей, происхождением и т. Д. Точно так же, как Павлов заставлял своих собак выделять слюну, когда они слышали звонок, люди приучены чувствовать патриотизм, когда видят флаг, или спасать детей от утопления. Этот вывод логически следует из их материалистической философии (существует только материя). ПОДРОБНЕЕ

Марксистская социология — Бесклассовое общество
Марксистское мировоззрение основывается на обществе, в котором каждый является одновременно собственником средств производства и своими собственными работниками.В этом сценарии нет необходимости в правительстве, потому что каждому мужчине можно доверять, что он будет действовать ответственно и правильно, что также отрицает необходимость в церкви или семье. ПОДРОБНЕЕ

Марксистский закон — Закон о пролетариате
В марксистском мировоззрении суверенитет дается пролетариату. Марксисты обычно связывают право с понятием частной собственности. Закон был разработан имущим классом для защиты своей собственности. Марксисты называют это законом буржуазным. Основа закона пролетариата — защита общественной или государственной собственности.Социалистический закон предоставляет определенные права человека, но только такие права, которые способствуют продвижению социализма и коммунизма, или только такие права, как продвижение эволюции. Однако, как только вся социалистическая система одерживает победу, класс пролетариата переживает победу коммунистического рая, и закон прекращает свое действие (вместе с государством). УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

.

Обзор конкурирующих мировоззрений

Понимание времен был написан, чтобы помочь нам найти ответы на важные жизненные вопросы, такие как: «Откуда мы пришли?», «Что происходит, когда мы умираем?» И «Как следует» мы относимся к другим? Понимание The Times основан на идее о том, что в мире есть некий основной порядок, что существуют даже «закономерности, которые относятся к важным жизненным вопросам», и что «возможно выяснить, какие модели хороши или плохи, истинны или ложно, справедливо или несправедливо »(стр.3).

Understanding the Times Дэвида Нобеля была впервые опубликована в 1991 году. Книга стала основой всей учебной программы по мировоззрению, разработанной Джеффом Майерсом и опубликованной Summit Ministries. Этот проект породил аналогичные программы для младших школьников и вдохновил других авторов и издателей на создание других образовательных ресурсов по мировоззрению. Summit Ministries также предлагает курсы мировоззрения в Маниту-Спрингс, штат Колорадо. Влияние книги и программ было огромным.

Джефф Майерс принял бразды правления Summit Ministries после ухода Дэвида Нобеля на пенсию, а с момента выхода Understanding the Times существует уже 25 лет и несколько раз пересматривался, пришло время для серьезного обновления. За тот период времени изменилось так много, что книгу пришлось существенно переписать. Кроме того, в оригинальной книге специально повторяли материал по различным мировоззрениям в каждом разделе, но такая компоновка оказалась немного громоздкой. Таким образом, новая книга и обновляется, и перестраивается.Хотя мне понравилась и использовалась оригинальная книга, новая версия намного лучше. Студенты, учителя и родители оценят тот факт, что в новой книге всего 510 страниц, в то время как предыдущая — 896 страниц, а новая книга весит примерно на фунт меньше!

Паттерны представлены в контексте шести мировоззрений, охватывающих большинство систем верований: христианство, ислам, секуляризм, марксизм, новая духовность и постмодернизм. Сами эти мировоззрения затем исследуются с точки зрения десяти ключевых академических дисциплин, поскольку именно здесь мы видим мировоззрение в действии.Эти академические дисциплины — теология, философия, этика, биология, психология, социология, право, политика, экономика и история. Очень полезная диаграмма в начале книги показывает краткое изложение шести мировоззрений и то, как они отражаются в каждой из десяти академических дисциплин.

Книга открывается вводной главой «Битва идей», в которой показано, как модели мышления и действия исходят из различных мировоззрений и почему это так важно. Майерс также объясняет здесь, что книга написана из предвзятости христианского мировоззрения, поскольку он и Дэвид Нобель считают, что христианское мировоззрение дает наиболее точные ответы на важные жизненные вопросы.Майерс пишет:

В систематическом анализе того, как каждое мировоззрение приближается к десяти указанным выше дисциплинам, христианство утверждает, что признание природы и характера Бога, а также жизни и работы Христа откроет Истину с заглавной буквы (в отличие от изолированной культурные или личные «истины»). Как мы увидим, здравый христианский взгляд на каждую из дисциплин ясен и убедителен (стр. 18).

Каждая из следующих шести глав посвящена одному из шести мировоззрений. Для каждого мировоззрения книга объясняет его происхождение и развитие, а также его основные учения и / или характеристики.В нем также объясняется, как каждое мировоззрение «отвечает» на важные жизненные вопросы, вопросы в первом абзаце, а также на такие вопросы, как: «Есть ли Бог?», «Как мы можем что-то узнать о Боге?», «Что такое человек?» И «Как?» мы должны жить?

Дальнейшее развитие этих идей — задача следующих десяти глав. Каждая из этих глав фокусируется на одной из академических дисциплин, более внимательно исследуя, как каждое из шести мировоззрений проявляется как в мире идей, так и в реальности.

Нобель и Майерс отлично справляются с работой, опираясь на писания и работы тех, кто отстаивает другие мировоззрения, чтобы выразить свои собственные мысли, часто с цитируемым материалом.(В конце каждой главы в книге есть обширные примечания.) Понимание времени время от времени бросает вызов своим читателям головокружительными философскими идеями — это непростое чтение. Глоссарий и указатель в конце книги, вероятно, окажутся очень полезными для большинства читателей.

То же самое и с оригинальной книгой. Чтобы сделать содержание книги более доступным для старшеклассников, Summit Ministries создали видеопрограмму, в которой книга использовалась как часть курса, а не как основа.Из-за того, что книга была переработана настолько радикально, пересматривается и весь видеокурс. Я рассмотрю его, как только он станет доступен. Учитывая богатый опыт Summit Ministries как в преподавании мировоззрения, так и в создании учебных материалов, я ожидаю, что новый курс будет выдающимся.

.

Появление синтетического разума Мануэль Деланда

Как вещи становятся такими, какие они есть? Какие процессы порождают, поддерживают и разрушают богатую мебель мира, среди которой мы находимся? Эти вопросы с самого начала вдохновляли Мануэля Деланда на поиски понимания природы вещей. В книге Philosophy and Simulation Деланда расширяет свои исследования увлекательного и незаметного мира научного моделирования, документируя мириады творческих способов, с помощью которых наука пыталась уловить динамизм Вселенной, чтобы научить нас больше о нем.Полиматический интеллект ДеЛанды неустанно исследует как масштабы, так и масштабы, от микро до макро, от вихрей в лаборатории до образования национальных государств, что делает его совершенно непохожим на любое другое приключение чтения.

Тем не менее, это не совсем типичная научно-популярная работа, если ее вообще можно так назвать. В значительной степени избегая любых ссылок на математику, лежащую в основе всего этого, ДеЛанда пишет на уровне, который едва ли находится в одном шаге от ее вызова, то есть написанное здесь кратко и сложно, хотя, тем не менее, в конечном итоге доступно для мотивированного неспециалиста.В самом деле, как следует из названия, и как знает любой, кто следил за интеллектуальной траекторией ДеЛанды до сих пор, Philosophy and Simulation , несомненно, является книгой — чего еще? — философия. Таким образом, хотя работа остается полностью способной стоять на своем собственном достоинстве, ее истинное великолепие заключается в том, что она служит конкретным воплощением вдохновленной Делезианом онтологии, которую Деланда в течение некоторого времени развивал в своих работах.

Что же тогда с этой онтологией? Что ж, следуя контурам натурализованного, научно информированного Делёза (который здесь едва ли удостоился упоминания, за исключением приложения), вещи становятся такими, как они, благодаря двойному процессу, включающему оба (1) «механизма возникновения» с одной стороны, и (2) «независимые от механизма» компоненты с другой стороны.Хотя каждая глава здесь более или менее объясняет и демонстрирует, как функционирует тот или иной «механизм возникновения» (будь то способность к обучению животных или формирование жизни из «пребиотического супа»), истинное достоинство моделирования, для ДеЛанды, заключается в его способности освещать функционирование второго звена индивидуации: не зависящих от механизмов сингулярностей, которые структурируют пространство возможностей, благодаря которым возникают вещи.

Это последнее предложение, без сомнения, будет немного искажено для любого, кто не разбирается в системном жаргоне, используемом ДеЛандой, но основная идея состоит в том, что эти независимые от механизмов компоненты служат для объяснения того, как это разные системы, состоящие из совершенно разных материальные компоненты (в данном случае «естественные» системы и искусственно смоделированные), тем не менее, могут проявлять очень похожее, если не идентичное поведение.Иными словами, мы можем объяснить «неразумную эффективность математики» только признав реальность этих независимых от механизмов структур. Таким образом, настоящие герои Philosophy and Simulation — это моделирующие системы, такие как генетические алгоритмы, нейронные сети и искусственная химия, все из которых подробно описаны ДеЛандой в изысканной манере.

Как и большинство работ ДеЛанды, здесь страницы в изобилии украшают детали, причем ДеЛанда разбирает мельчайшие детали своей темы одновременно утомительно и увлекательно.Настолько на самом деле, что легко упустить из виду более широкую картину, борясь с потоком информации, изливаемой здесь. Деланда также имеет тенденцию «аргументировать посредством иллюстраций», позволяя своим научным виньеткам выполнять философскую работу за него, оставляя при этом неосвещенными некоторые тонкости аргументации. Например, несмотря на всю работу по иллюстрированию, центральная концепция книги, эмерджентность, казалась на удивление недостаточно развитой на концептуальном уровне. Тем не менее, что бы ни делали из тщательно сконструированного мировоззрения Деланды, Philosophy and Simulation остается глубоко впечатляющим произведением научно грамотной философии.

.

геологического времени | Периоды, шкала времени и факты

Геологическое время , обширный интервал времени, занимаемый геологической историей Земли. Формальное геологическое время начинается в начале архейского эона (от 4,0 до 2,5 миллиардов лет назад) и продолжается до наших дней. Современные геологические временные шкалы также часто включают Хадейский эон, который представляет собой неформальный интервал, который простирается примерно от 4,6 миллиарда лет назад (соответствует первоначальному образованию Земли) до 4,0 миллиарда лет назад.Геологическое время — это, по сути, тот сегмент истории Земли, который представлен и записан в пластах горных пород планеты.

геологическое время Стратиграфическая карта геологического времени. Encyclopædia Britannica, Inc. Источник: Международная комиссия по стратиграфии (ICS)

Британская викторина

Назовите тот геологический интервал

Какой интервал характеризовался первоначальным формированием Земли, продолжавшимся с 4.6–4 млрд лет назад?

Геологическая шкала времени — это «календарь» событий в истории Земли. Он подразделяет все время на именованные единицы абстрактного времени, называемые — в порядке убывания продолжительности — эонами, эрами, периодами, эпохами и эпохами. Перечисление этих геологических единиц времени основано на стратиграфии, которая представляет собой корреляцию и классификацию пластов горных пород. Однако ископаемые формы, встречающиеся в горных породах, являются основным средством установления геологической шкалы времени, при этом время появления и исчезновения широко распространенных видов из летописи окаменелостей используется для определения начала и конца эпох, эпох и т.д. периоды и другие интервалы.Одной из наиболее широко используемых стандартных диаграмм, показывающих взаимосвязь между различными интервалами геологического времени, является Международная хроностратиграфическая карта, которая поддерживается Международной комиссией по стратиграфии (ICS).

  • Хронология истории Земли Важные моменты в истории Земли. Encyclopædia Britannica, Inc./Christine McCabe
  • Многослойность пород Гранд-Каньона Крутые стены Гранд-Каньона содержат несколько слоев осадочных пород, отложившихся за миллионы лет.Нижние образования относятся к раннему докембрию, а верхние слои — к палеозойскому. Линия между двумя наборами формаций называется Великим Несоответствием. Encyclopædia Britannica, Inc.

Живые существа играют решающую роль в развитии геологических шкал времени, потому что они претерпели эволюционные изменения в течение геологического времени. Более того, определенные виды организмов характерны для определенных частей геологической летописи. Путем сопоставления пластов, в которых обнаружены определенные типы окаменелостей, можно реконструировать геологическую историю различных регионов — и Земли в целом.Относительная геологическая шкала времени, созданная на основе летописи окаменелостей, была количественно определена численно с помощью абсолютных дат, полученных с помощью методов радиометрического датирования. См. Также геохронология.

Разнообразие морских семейств Разнообразие семейств морских животных с позднего докембрия. Данные для кривой включают только те семейства, которые надежно сохранились в летописи окаменелостей; значение 1900 для живых семей также включает те семьи, которые редко сохраняются в виде окаменелостей.Несколько ярко выраженных провалов на кривой соответствуют основным событиям массового вымирания. Самое катастрофическое вымирание произошло в конце пермского периода. Encyclopædia Britannica, Inc. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *