Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней.
Инфоурок
›
Другое
›Другие методич. материалы›Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник:
Все учебники
Выберите тему:
Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
325312
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
Вертикальная структура педагогических технологий, а также их основные качества. Описание педагогических технологий с позиции их качеств.
Вертикальная структура педагогических технологий. Основные качества современных педагогических технологий. Описание одной из педагогических технологий с позиции ее качеств.
Любая педагогическая технология охватывает определённую область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд её составляющих, с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность более широкого (высокого) уровня.В вертикальной структуре можно выделить четыре соподчиненных класса педагогических технологий:
1. метатехнологии — это образовательный процесс на уровне социальной политики в области образования (социально — педагогический уровень), общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс; Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы в данной школе.
2. макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии охватывают деятельность в рамках какой — либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень) — Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения.
3. мезотехнологии или модульно-локальные технологии — технологии, осуществляющие отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса, или технологии, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний;
4. микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно — личностный уровень) Примеры: технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.
Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, следует выделить их основные общие качества.
Системность.
Выступает важнейшим качеством любой технологии, как особое качество множества определённым образом организованных компонентов, выражающееся в наличии у этого множества интегральных свойств и качеств, отсутствующих у его компонентов.
Комплексность. Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических процессов делает педагогические технологии комплексными, требующими координации и взаимодействия всех элементов.
Целостность. Целостность педагогической технологии заключается в наличии у неё общего интегративного качества при сохранении специфических свойств элементов.
Научность.
Педагогическая технология включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом.
Концептуальность. Педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то глобальных социальных целей на основе:
· представлений о процессе и его закономерностях;
· выбора методологических, идейно-философских позиций, на которых основывается технология;
· выдвижения гипотезы о механизме освоения общественного опыта.
Развивающий характер современных педагогических технологий состоит в:
· направленности на совершенствование педагогического процесса, на развитие личности ребенка;
· выделении и использовании психогенных факторов развития индивида;
· выборе и использовании личностного подхода к ребенку и личностной ориентации воспитательного процесса;
Структурированность.
Наличие определённой внутренней организации системы, системообразующих связей элементов, устойчивых взаимодействий, обеспечивающих устойчивость и надёжность системы.
Иерархичность.
1) Метатехнологии (социально-политический уровень).
2) Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень).
3) Модульно-локальные мезотехнологии: частнометодический (модульный) и узкометодический (локальный) уровни.
4) Микротехнологии (контактно-личностный уровень).
Логичность. Формально-описательный аспект технологии, зафиксированных в различных документах (проект, программа, устав, карта) и учебно-методическом оснащении (учебно- методическое пособие, разработки, планы).
Алгоритмичность — разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совершаются в определенном пространственном и временном порядке, по алгоритму.
Преемственность. Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является частью вышерасположенной, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определенную часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам.
Вариативность и гибкость технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии.
Процессуальность (временной алгоритм). Педагогическая технология рассматривается как процесс — развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов.
Управляемость.
Управление исходит из стратегической направленности технологии, определяемой её ценностями и целями. Оно предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и методами в целях коррекции, адаптации. Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий.
Диагностичность выражается в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов.
Прогнозируемость выражается в частности в «гарантированности» достижения определенных целей. Гарантия может быть дана лишь с определенной степенью вероятности и в пределах определенного доверительного интервала значений результата.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.
Оптимальность – это достижение максимума результата при минимуме затрат; оптимальная технология представляет лучшую из возможных для данных условий.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами.
Описание (и анализ) образовательной технологии можно представить в следующей структуре.
1. Название технологии: Технология сотрудничества.
2. Идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой).
2.1. Вид педагогической технологии по уровню применения: модульно-локальная.
2.2. Основные используемые философские позиции : гуманистические
2.3. Основные используемые методологические подходы: личностно-ориентированный, комплексный, деятельностный, социокультурный, коммуникативный.
2.4. Отношение к факторам развития: комплексная (био-, социо- и психогенная).
2.5. Изложение особенностей применяемой научной концепции освоения опыта в данной технологии: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.
2.7. Указание преобладающих видов социально-педагогической деятельности: воспитательная, психолого-социально-педагогическая.
2.8. Характеристика типа управления педагогическим процессом: система малых групп.
2.9. Методы и средства, применяемые в технологии: проблемно-поисковые, творческие, диалогические, игровые.
2.10. Применяемые организационные формы педагогического процесса: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
2.11. Преобладающие средства обучения: вербальные + практические.
2.12. Описание воспитательной ориентации и подхода к человеку (ребёнку, подростку, молодёжи): гуманно-личностный, субъект-субъектный (сотрудничество).
3. Целевые ориентации технологии.
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
- Гуманно-личностный подход к ребёнку.
- Единство обучения и воспитания.
4. Концептуальная основа педагогической технологии. Технология сотрудничества — эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:
— взаимозависимость членов группы;
— личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
— совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
— общая оценка работы группы. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
5. Содержание УВП. Содержание и структура УВП (педагогической деятельности учителей и учащихся) в рамках технологии рассматривается с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствия целям и социальному заказу. Указывается объём и характер содержания обучающих и воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ.
6. Процессуальная характеристика (методические особенности). В процессуальной характеристике технологии прежде всего определяются структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту обучаемых. Описываются мотивационная характеристика, особенности методики, применения методов и средств обучения, управление и организационные формы педагогического процесса (диагностика, планирование, регламент, коррекция).
7. Программно-методическое обеспечение. Программно- методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления: учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий.
8. Соответствие критериям технологичности. Как было указано выше, основными критериями технологичности являются:
– системность (комплексность, целостность),
– научность (концептуальность, развивающий характер),
– структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность),
– управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).
9. Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной. Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
Учебно-методический материал на тему: Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.
Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
· Концептуальность
· Системность
· Управляемость
· Эффективность
· Воспроизводимость
Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
— логикой процесса,
— взаимосвязью его частей,
— целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
· Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
· идти в ногу со временем,
· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
· наставником в выборе компьютерных программ,
· сформировать основы информационной культуры его личности,
· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
· Исследовательский характер
· Легкость для самостоятельных занятий детей
· Развитие широкого спектра навыков и представлений
· Возрастное соответствие
· Занимательность.
Классификация программ:
· Развитие воображения, мышления, памяти
· Говорящие словари иностранных языков
· Простейшие графические редакторы
· Игры-путешествия
· Обучение чтению, математике
· Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
· обладает стимулом познавательной активности детей;
· предоставляет возможность индивидуализации обучения;
· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использованииинформационно-коммуникационных технологий:
· Недостаточная методическая подготовленность педагога
· Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
· Бесплановость, случайность применения ИКТ
· Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Таким образом ИКТ как современная педагогическая технология в дошкольном образовании гарантирует достижения дошкольника и в дальнейшем гарантирует их успешное обучение в школе.Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологий невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать, используйте в работе столько технологий , сколько можете реализовать и познавайте вместе с детьми.
Статья (старшая группа) на тему: Педагогические технологии: понятие и основные характеристики
Педагогические технологии: понятие
и основные характеристики
Воспитатель:
Голдобина Н.Я.
Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования.
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что воспитатель должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования. В настоящее время в теории и практике работы дошкольных учреждений существуют различные педагогические технологии.
Цель педагогических технологий:
Создание условий, раскрывающих интеллектуальный, творческий и физический потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов , способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса
Задачи:
- Активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
- Приобщать детей к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях, развивать индивидуальные познавательные способности каждого малыша, использовать индивидуальный опыт ребенка для самопознания, самоопределения и самореализации его в дальнейшей жизни.
- Развивать творческие способности.
- Способствовать развитию умений наблюдать, слушать.
- Развивать навыки обобщать и анализировать.
- Способствовать развитию мышления, внимания, воображения.
- Учить детей видеть проблему комплексно с разных сторон.
- Развивать память, речь
- Учить овладевать простейшими знаниями о нормах и способах поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Понятие «педагогическая технология» трактуется авторами по-разному.
Однако в их понимании и употреблении существуют большие различия. Рассмотрим некоторые из определений.
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком — либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Каждая педагогическая технология должна обладать рядом характеристик, которые будут свидетельствовать о том, что используется именно технология, а не набор отдельных методов и приемов.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):
- Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально — педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
- Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
- Управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
- Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
- Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
- Содержательность. Набор определенных действий обязателен в рамках данной технологии
- Алгоритмизированность. Организация и самоорганизация деятельности педагога, направленная на выполнение им проективной и конструктивной функции
- Процессуальность развертывается процесс учебной деятельности
- Ситуативность. Технология должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу
- Гибкость. Возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии
- Динамичность. Возможность развития или преобразования технологии
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях:
1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно — воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Педагогическая технология определяется, во-первых как деятельность педагога и ребенка, во-вторых, эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности, в-третьих, обучающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются, в-четвертых, она дает гарантированно высокий результат.
Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.
Также определяются показатели технологичности деятельности педагога: наличие четкого представления о педагогической цели; осознание последовательности шагов на пути к цели и тех этапов, на которых будут решаться конкретные задачи; наличие определенности профессиональных действий, выраженной в четком ощущении, осознании, понимании меры необходимого и достаточного приложения педагогических усилий.
Внедрение современных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс является одним из методов интегрированного обучения дошкольников и основывается на личностно-ориентированном подходе к детям. Метод предполагает не только совместную деятельность с педагогом, но и самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Используемая литература:
1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе//ВОИПКиПРО. 2013. №5
2. Агапова О.И., Джонс Л.Л., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование. 2006. № 1.
3. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. № 2.
Интернетресурсы:
1.http://kuvmetodist.ucoz.ru — Инновационные технологии при внедрении ФГОС
2.http://mounoch8.ucoz.ru/publ/stati_Информационно — коммуникационные технологии. В чём их эффективность?
3.http://www.bibliofond.ru/view.aspx — Педагогические технологии
4.http://shkolazhizni.ru — Инновационные методики обучения
Критерии технологичности педагогической технологии — Студопедия
Сущность и структура педагогической технологии. Классификация педагогических технологий.
Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Сущность и структура педагогической технологии.
«Технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление — педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:
— научном — как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
— процессуальном — как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
— деятельностном.
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие:
— осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются:
— концептуальность;
— системность;
— управляемость;
— эффективность;
— воспроизводимость. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
— логикой процесса,
— взаимосвязью его частей, целостностью. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Воспроизводимость — подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Структура педагогической технологии
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
— концептуальная основа;
— содержательный компонент обучения;
— процессуальная часть — технологический процесс. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Концептуальная часть педагогической технологии — это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Содержательную часть технологии составляют цели — общие и конкретные, а также содержание учебного материала. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
— организация учебного процесса;
— методы и формы учебной деятельности учащихся;
— методы и формы работы преподавателя;
— деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
— диагностика учебного процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Статья по теме: Педагогические технологии
Педагогическая технология: что это такое?
Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики. Уроки истории педагогики весьма поучительны. Чтобы многое понять обратимся к истории развития педагогических технологий.
Педагогическая деятельность начала « технологизироваться» задолго до того, как большинство педагогов, ученых и практиков осознали объективность протекающих процессов.
Первые технологи были, по-видимому, в Древнем Египте и Вавилоне. Они первыми столкнулись с повторяемостью операций в педагогическом процессе, выработали отдельные « технологические» приемы.
Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592-1670). Им была сформулирована важнейшая идея этой технологии — гарантия позитивного результата. Первоочередной задачей реализации идеи Коменского было создание механизма обучения или « дидактической машины».
Коменский стремился найти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы. Такое обучение не требовало бы ничего иного, кроме «искусного распределения времени, предметов и методов». Со времен Коменского в педагогике предпринималось немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм.
На протяжении ХХ столетия делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. До середины 1950-х годов эти попытки были в основном сосредоточены на использовании различных технических средств обучения — компьюторов радио и других.
Термин « педагогическая технология» вводится в 1960 годах. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом на котором строили последующие этажи педагогической технологии, стало программированное обучение. Его характерными чертами стало уточнение учебных целей и последовательная процедура их достижений. Развитие программированного обучения можно определить словами американского педагога У.Шрамма: «Программированное обучение есть своего рода автоматический репетитор, который ведет учащихся: 1) путем коротких логически связанных шагов, так что он 2) почти не делает ошибок и 3) дает правильные ответы, которые 4) немедленно подкрепляют путем сообщения результата чего он 5) движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения».
В 1970-е годах системный подход в преподавании позволил решать дидактические проблемы, отвечающие заданным целям, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
Системный подход лежит в основе любой педагогической технологии.
В 1970-1980-е годах педагогические технологии охватили практически все страны, получив признание ЮНЕСКО.
В философский словарь предлагают следующее определение технологии: « Технология это набор и последовательность операций, выполненных с помощью данной техники в каждом определенном производственном процессе».
Долгое время считалось, что применительно к педагогике термин « технология» не «работает», так как характеризует процессы, проходящие в промышленном производстве.
Но «технологизировать» можно любую человеческую деятельность при условии повторяемости ее элементов и масштабности осуществления, поскольку это создает подходящие экономические условия для создания специального оборудования.
В связи с этим термин « педагогическая технология» правомерен и справедлив.
Понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Вот лишь некоторые определения.
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П. Беспалько)
Педагогическая технология – совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.( Б.Т.Лихачев.)
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения ( И.П.Волков).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Педагогическая технология – это комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев отбора оптимальной модели для данных конкретных условий. ( В. В. Гузеев.)
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования ( ЮНЕСКО ).
Таким образом, образовательной практике понятие « педагогическая технология» употребляется на трех уровнях:
1. Общепедагогический уровень: характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения.
2.Частнометодический ( предметный) уровень: употребляется в значении « частная методика» т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя.)
3.Локальный ( модульный ) уровень : представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач ( технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний , технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)
Структура педагогической технологии.
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения: цели обучения — общие и конкретные; содержание учебного материала;
в) процессуальная часть — технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.
Критерии педагогической технологии.
Концептуальность- опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность- наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость – возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность – гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальность по затратам.
Воспроизводимость применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Классификация технологий по типу организации управления и познавательной деятельности учащихся.
- Лекционное обучение;
- Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
- Система «консультант»;
- Обучение с помощью учебной книги;
- Система «малых групп»;
- Компьюторное обучение;
- Система «репетитор»;
- « Программное обучение».
В практике обычно используются различные комбинации этих организационных систем, самым и распространенными из которых являются: классическая классо-урочная система Я.А.Коменского, представляющая собой комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой; современное традиционное обучение, использующее классическую систему в сочетании с техническими средствами; групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора; программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
Технологический подход не является идеальным, он имеет свои недостатки ориентация на обучение репродуктивного типа, неразработанность мотивации учебной деятельности, что связано с самым крупным недостатком педагогической технологии – игнорированием личности. Но все же педагогическая технология дает много практике, поэтому имеет будущее.
Педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику, включающую творчество учителей, делает вполне организуемым, управляемым процессом с предсказуемым позитивным результатом.
Лекция 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Обзор педагогических технологий обучения
Традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания изучаемого материала, проверку и оценку качества знаний на репродуктивном уровне.
Это древний вид технологии, распространенный и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В основе технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его ученику. При этом главными методами обучения являются объяснение в сочетании с наглядностью, ведущими видами деятельности учащихся – слушание и запоминание, главным требованием и основным критерием эффективности – безошибочное воспроизведение изученного. Деятельность учителя связана с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.
Данная технология имеет ряд важных преимуществ: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний. Вместе с тем традиционная технология имеет и определенные недостатки – она располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, а также слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.
Технология развивающего обучения из всех существующих отечественных технологий обучения является одной из наиболее признанных. У ее истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Л.С. Выготский доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития. Смысл понятия «зона ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе развития ребенок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами. До Л.С. Выготского считалось, что развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением и воспитанием.
Л.В. Занкову удалось развернуть на базе обучения в начальных классах педагогический эксперимент, в основу которого была положена идея о том, что можно ускорить развитие школьников за счет повышения эффективности обучения.
Реализация идеи потребовала разработки ряда новых дидактических принципов. Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне трудности. Такой принцип обучения характеризуется не повышением некой абстрактной «средней нормы трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьником не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то его развитие идет слабо.
Принцип обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом, однако, не понижается значение практических умений и навыков учащихся.
Л.В. Занков также утверждал, что в изучении программного материала следует идти вперед в быстром темпе. Непреднамеренное замедление, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности.
Параллельно технологию развивающего обучения активно разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их многочисленные ученики. Д.Б. Эльконин с учетом возрастных особенностей школьников обосновал системно-дея-тельностный подход к обучению.
К дидактическим идеям технологии развивающего обучения относится также идея стимулирования рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. Под рефлексией обучаемого понимается его осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов учебной деятельности.
Поскольку процедуры рефлексии тесно связаны с процедурой самоконтроля и самооценки, им в обучении, согласно технологии развивающего обучения, также придается очень большое значение.
Идеи развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Однако ряд положений этой технологии остается дискуссионным. Исследования Института психологии РАН показали, что дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса ускоренном темпе. Поэтому нельзя обучать всех учеников быстро и на высоком уровне сложности.
Технология программированного обучения начала активно внедряться в образовательную практику с середины 60-х гг. XX столетия. Ее основная цель обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. У истоков программированного обучения стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке данную технологию разрабатывали П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, A.M. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др.
Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность учиться в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.).
Характерные черты технологии программированного обучения:
- разделение учебного материала на отдельные небольшие, легкоусваиваемые части;
- включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части;
- проверка усвоения каждой части;
- при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую часть материала и выполняет следующий шаг обучения;
- при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
- результаты выполнения контрольных заданий фиксируются, становятся доступными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).
Основное средство реализации технологии программированного обучения – обучающая программа. Она предписывает последовательность действий по овладению определенной единицей знаний. Обучающие программы могут быть оформлены в виде программированного учебника или других видов печатных пособий (безмашинное программированное обучение) или в виде программы, подаваемой с помощью обучающей машины (машинное программированное обучение).
В основу обучающих программ заложены два принципа программирования: линейное и разветвленное.
При линейном принципе программирования обучаемый, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного этапа программы к следующему. При этом все ученики последовательно выполняют предписанные шаги программы. Различия могут быть лишь в темпе проработки материала.
При использовании разветвленного принципа программирования работа учеников, давших верные и неверные ответы, дифференцируется. Если учащийся верно ответил, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему этапу программы. Если же учащийся ответил неверно, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.
Принцип разветвленного программирования по сравнению с линейным позволяет в большей степени индивидуализировать обучение. Ученик, дающий верные ответы, может быстрее продвигаться вперед, переходя без задержек от одной порции информации к другой. Ученики, делающие ошибки, продвигаются медленнее, но при этом читают дополнительные пояснения и таким образом устраняют пробелы в знаниях.
Независимо от характера технологической системы программированного обучения обучающая программа может быть представлена с помощью учебников или машин. Существуют учебники с линейной и разветвленной структурами программирования материала.
Разными бывают и машины, предназначенные для представления запрограммированных текстов. Их тип зависит от реализуемой дидактической функции, при этом различают:
- информационные машины, предназначенные для передачи учащимся новой информации;
- машины-экзаменаторы, служащие для контроля и оценки знаний учащихся;
- машины-репетиторы, предназначенные для повторения с целью закрепления знаний;
- тренировочные машины, или тренажеры, используемые для формирования у учащихся необходимых практических умений, например печатания на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических устройствах, обслуживания машин и т.п.
Принципиальной разницы между структурой программированных учебников и программ к обучающим машинам нет. Основное отличие заключается лишь в технике подачи учебной информации и заданий, получения ответа от учащегося и выдачи ему сообщения о степени правильности его действий.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем. В ходе их решения у обучаемых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Большой вклад в разработку этой технологии внесли ученые Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь и др.
Технология проблемного обучения в общем виде состоит в следующем: преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учениками задачу (проблему), заинтересовывает их, пробуждает желание найти способ ее разрешения. А учащиеся при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, то есть строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Проблемное обучение, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Его преимущества: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности, развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, а также слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
Технология модульного обучения появилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 1960-х гг. как альтернатива традиционному обучению. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шамовой.
Сущность данной технологии состоит в том, что ученик самостоятельно ,(или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Состав модуля: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.
Содержание обучения при данной технологии представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Их усвоение осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на способ и уровень его усвоения.
При модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время. Школьник учится целепо-лаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке. Это дает ему возможность осознать себя в учебной деятельности, самому определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Возможно сочетание традиционной системы обучения с модульной. Модули могут использоваться в любой организационной системе обучения и тем самым улучшать ее качество и повышать эффективность.
Технология концентрированного обучения имеет в своей основе довольно известный в педагогической практике метод «погружения в предмет». Данная технология, начиная от П. Блонского, разрабатывалась и использовалась В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским и др.
Сторонники этой технологии считают, что при традиционной классно-урочной системе организации обучения, когда содержание материала в учебных программах и учебниках разбито на относительно самостоятельные, логически завершенные разделы, темы, параграфы, у учащихся слабо формируется система знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам. За счет затягивания изучения проблемы у обучаемых теряется интерес к рассматриваемому материалу. Поскольку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном занятии информация до следующего занятия большей частью забывается.
Постоянная смена предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью. На переключение с одного предмета на другой тратится много энергии, в течение дня каждый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Каждый урок – это новая доминанта для учащихся, новые требования со стороны педагогов, новое содержание материала, новые эмоциональные впечатления и т.д. Необходимо каждый раз соответствующим образом настраиваться и осуществлять учебную деятельность.
Суть концентрированного обучения состоит в том, что уроки объединяются в блоки, в течение дня, недели сокращается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. Такая технология максимально сближает учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, следует провести работу по его закреплению в день восприятия, т.е. необходимо на какое-то время более основательно «погрузиться» в предмет.
Технология дистанционного обучения – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, технология дистанционного обучения дает возможность его получить всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. В настоящее время технология дистанционного обучения используется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Она открывает большие возможности для инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Получив учебные материалы в электронном или печатном виде, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе в любой точке России и зарубежья.
Технология дает возможность учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучающегося, который может проходить учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. В этом несомненные преимущества технологии дистанционного обучения.
Данная технология предполагает использование традиционных форм обучения (лекции, консультации, лабораторные и контрольные работы, зачеты, экзамены и др.), но они имеют свои отличительные особенности. Лекции исключают живое общение с преподавателем. Для их записи используются дискеты, CD-ROM-диски и пр. Применение новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для их создания используются все возможности кинематографа: режиссура, сценарий, артистическое исполнение и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал (его можно получить на дискете).
Консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном овладении дисциплиной. Используются телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение, мышление.
Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе они требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности технологии дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать учащимся явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще нереально. Использование современной техники дает возможность также проводить проверку результатов теоретического и практического усвоения обучаемыми учебного материала.
Существуют и другие технологии обучения: разноуровневого обучения, полного усвоения, коллективного взаимодействия, адаптивного обучения, проектного обучения, авторские технологии обучения (например технология В.Ф. Шаталова) и др.
Вопросы и задания для самопроверки
- Что такое технология обучения?
- В чем отличие понятий «методика обучения» и «технология обучения»?
- Чем характеризуется технология модульного обучения?
- Раскройте суть технологии проблемного обучения.
- Какие авторские технологии обучения вы знаете?
Литература
Основная
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
- Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Ляудис. М., 1994.
- Чернилевскж Д.В. Дидактические технологии обучения в высшей школе. Учеб. пособ. М., 2001.
Дополнительная
- Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.
- Михашычев Е.А. Дидактическая технология: Науч.-метод. пособ. М., 2001.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
- Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития: Доклады и материалы к научно-практической конференции. М., 1997.
Современные педагогические технологии
Современные педагогические технологии как никогда востребованы, ведь с их помощью можно получить прекрасное образование. Это способствует развитию общества в целом. Возникающие новые методы и подходы представлены во всех учебных заведениях.
Современные педагогические технологии — это обоснованные научные исследования, которые исследуют наиболее качественные и максимально рациональные способы обучения. Сегодня образовательный процесс в основном основан на прогрессивных и новаторских подходах к изучению предметов, так как программы традиционного образования уже не справляются с объемом знаний, накопленных человечеством.
Что умеют современные педагогические технологии? В первую очередь, это приоритет групповой или командной работы, основанной на активном сотрудничестве, а также исследовательской работе с многочисленными источниками информации. Это способствует развитию независимого критического мышления и культуры общения.
Современные педагогические технологии очень многогранны. Например, учитель может войти в контакт с учеником, который может быть неконтролируемым или открытым, с помощью аудиовизуальных технических средств.Также возможно циклическое взаимодействие с наличием контроля, который может быть направленным или индивидуальным, ручным или вербальным. Кроме того, взаимодействие с преподавателем может быть полностью автоматизировано, а процесс обучения осуществляется с помощью технических средств при наличии программного обеспечения. В настоящее время широко используется многолетняя эффективная циклическая система «наставник».
Наиболее прогрессивные технологии включают дистанционное обучение. Здесь у студента есть реальный шанс, используя индивидуальный потенциал и способности, реализовать личностно-ориентированное обучение и добиться значимых результатов в широких областях знаний.Эта технология не входит в сферу обычного обучения, так как необходимо ломать стереотипы и проводить дополнительное обучение учителей.
Технология «обучения в сотрудничестве», альтернативная многолетней системе класс-урок. В его основе стопроцентное влияние коллектива, учебный процесс в малых группах. У него есть один недостаток — он очень трудоемкий, а результат, как правило, непредсказуем. В этой технологии учитель — практикующий, который координирует обсуждения, готовит материалы и разрабатывает планы работы на будущее.
Технология также распространила кооперативное обучение. Суть его заключается в следующем: слушатели делятся на небольшие группы, и для них действуют определенные, специально написанные инструкции. Каждый человек в группе работает только над своей задачей, затем ученики обмениваются информацией, необходимой им для работы. Такие приемы часто используются для дистанционного обучения.
Учителя успешно использовали такие подходы, как метод телекоммуникационных проектов, технология проблемного обучения, индивидуально-дифференцированный, исследовательский метод и модульное обучение.Игровые технологии и игры, ориентированные на Интернет, стали очень популярными.
В настоящее время существует более сотни образовательно-педагогических прогрессивных методик, которые призваны в большей степени учитывать личностные особенности учащихся. Эти продвинутые программы постепенно заменяют неадекватную словесную подготовку.
Современные педагогические технологии в начальной школе требуют перехода от вербального обучения к системно-активному. В школе давно требовалось внедрение новых подходов к обучению, и этот метод позволяет нам создавать новые ориентиры, основанные на гуманном отношении к ученикам.В этом случае каждый учитель является автором и создателем своей новой методики, которая часто дает потрясающие результаты.
В начальной школе существуют и оправдывают себя такие современные педагогические технологии, как личностно-ориентированные, перспективные, коллективные и здоровьесберегающие. Они улучшают качество образования, снижают нагрузку и позволяют эффективно использовать школьное время. Ведь здесь упор делается на ролевые игры, бизнес-обучающие игры, детей объединяет групповая работа в коллектив.
Современные педагогические технологии в дошкольных учреждениях (дошкольных учреждениях) играют не менее важную роль, так как именно здесь ребенок переживает самый «пытливый» период жизни. Педагог дает ребенку отличный посыл для будущих успехов, его главная задача на этом этапе — сделать процесс обучения доступным для всех. Игровые упражнения — это современные педагогические технологии в ДОУ. С их помощью можно сформировать умение характеризовать основные особенности предметов, правильно их сравнивать и определять их назначение.Они помогают ребенку отличать реальные явления от нереальных, развивать интеллект, а также помогают сформировать хорошую реакцию, адекватное поведение и самостоятельно оценивать свои действия.
.
Технологические, педагогические и информационные знания — ICTEvangelist
Модель знаний о технологиях, педагогике и содержании
Технологические, педагогические и содержательные знания
Модель «Технологии, педагогика и контент», сокращенно TPACK, существует уже некоторое время. Он основан на работе Ли Шульман и расширяет его представление о педагогическом содержании знаний. Мэтью Келер и Пунья Мишра более подробно рассказывают об этом на своем сайте http: // tpack.org, а на сайте есть много ссылок на другие научные статьи по этой теме.
В своей работе я пытался применить эти три вещи, чтобы использовать технологии в уроках, которые не диктуют, что технология лежит в основе всего, что мы делаем, но есть что-то, что улучшит PCK ( Педагогическое содержание знаний) обучение, которое происходит. Модель TPACK, безусловно, дает мне пищу для размышлений. Я смотрел на это и размышлял некоторое время.Часть моей методики обдумывания того, как это могло бы вписаться в класс, заключалась в воссоздании классической модели TPACK Venn, чтобы я мог осмыслить ее в своей собственной голове. Воспроизведено ниже с любезного разрешения издателя, © 2012 tpack.org с добавлением 7 различных элементов TPACK — это моя версия:
TPACK с определениями. Щелкните, чтобы развернуть.
В модели TPACK имеется 7 различных разделов, каждый из которых представлен на этой диаграмме. Если рассматривать первые три элемента — Технологию, Педагогику и Контент — как отдельные элементы, это даст вам основу для размышлений о том, как можно объединить различные элементы.
Знание технологий
Технологические знания — это, по словам Келера и Мишры, « Знания об определенных способах мышления и работы с технологиями, инструментами и ресурсами. а работа с технологиями может применяться ко всем технологическим инструментам и ресурсам. Это включает в себя достаточно широкое понимание информационных технологий, чтобы продуктивно применять их на работе и в повседневной жизни, способность распознавать, когда информационные технологии могут помочь или препятствовать достижению цели, а также способность постоянно адаптироваться к изменениям в информационных технологиях.» (Koehler & Mishra, 2009).
Педагогические знания
Педагогические знания — это, по словам Келера и Мишры, « учителей — глубокие знания о процессах и методах преподавания и обучения. Они включают, среди прочего, общие образовательные цели, ценности и цели. Эта общая форма знаний применяется для понимания того, как учащиеся учатся, общих навыков управления классом, планирования уроков и оценки учащихся. »(Koehler & Mishra, 2009).
Знание содержания
Content Knowledge — это, по словам Келера и Мишры, « знаний учителей о предмете, который нужно изучать или преподавать. Содержание, которое должно быть охвачено естествознанием или историей в средней школе, отличается от содержания, которое должно быть охвачено на курсе бакалавриата по оценке искусства или на семинаре для аспирантов по астрофизике … Как отметил Шульман (1986), эти знания будут включать знание концепций, теорий, идеи, организационные структуры, знания о доказательствах и доказательствах, а также устоявшиеся практики и подходы к развитию таких знаний .»(Koehler & Mishra, 2009).
Таким образом, модель TPACK представляет собой модель, которая берет эти три элемента: технологические, педагогические и информационные знания и объединяет их для создания PCK, TPK, TCK и, наконец, Святого Грааля TPACK.
И что дальше?
Что действительно вызвало у меня отклик из всего этого, так это раздел в разделе «Технологические знания», в котором говорится, что преподаватели должны быть: « способны распознавать, когда информационные технологии могут помочь или препятствовать достижению цели». Эта идея в сочетании с другими взглядами, например Здесь, где Mandinach & Cline (Динамика в классе: внедрение технологической среды обучения) говорят об уровнях уверенности и способности преподавателей использовать технологии в классе, действительно приносит домой , в которых необходимо приложить максимум усилий и внимания поддержка педагогов в классе. Несомненно, если мы хотим, чтобы преподаватели могли проявлять дискриминацию в отношении того, будет ли использование технологий « помогать или препятствовать » обучению, преподаватели должны иметь некоторые знания высокого уровня в этой области наряду с их ранее существовавшим Контентом и педагогическими знаниями. .
Педагоги уже будут мастерами педагогики и содержания знаний в классе. Это их область знаний. Эти две области будут изучаться, изучаться, исследоваться и развиваться во время их обучения в качестве педагогов. Это до сих пор продолжается и в их повседневной практике, поскольку они продолжают развивать свои знания и навыки в этих областях. Однако для многих знание технологий не является их повседневной областью экспертных знаний. Таким образом, говорится, что учителя нуждаются в поддержке своих школ, чтобы способствовать этому развитию, чтобы учителя могли принимать осознанные решения о том, когда правильно использовать (или не использовать) технологии в классе.Вот почему я всегда говорю, что вы должны обеспечить правильное выделение бюджета на любое развертывание технологий, чтобы оно было очень тесно связано с бюджетом CPD школы. Я считаю, что хорошим практическим правилом было бы направить не менее 25% бюджета на развертывание технологий на обучение и поддержку коллег в использовании ими технологий. Без достаточных ассигнований на поддержку учителей с их знаниями о том, как и какие технологии подходят для использования в классе, как мы можем ожидать, что наши инвестиции в технологии окажут какое-либо влияние?
Согласно Мандиначу и Клайну, преподаватели проходят 4 стадии развития с использованием технологий:
Основано на работах Mandinach & Cline.
Имея это в виду, как лидеры в области технологий в наших учебных заведениях, мы должны помнить о своей ответственности перед студентами и сотрудниками, когда дело касается использования технологий. Стратегическое планирование и обучение персонала имеют решающее значение, если мы хотим трансформирующего обучения.
Как обсуждалось в предыдущих сообщениях, здесь следует еще раз подчеркнуть важность SAMR. Желание иметь возможности для переопределения уровня, происходящие в классе, — все хорошо, но если у вас есть команда сотрудников, которые (несмотря на отличные знания в PCK (педагогическом содержании)) застряли на уровне выживания, вы не получите много других чем возможности расширения для обучения, если вообще.Строительные леса для персонала, а часто и для студентов, откроют возможности для будущих технологических улучшений. Это поможет сотрудникам (и студентам) получить мастерство (и даже больше) в использовании технологий.
Советы по обеспечению TPACK, а не PCK
- Создать культуру обучения и обмена, при которой у сотрудников есть возможности развивать свои технические навыки
- Проводить семинары, организованные в школе, но проводимые коллегами или учениками, уже имеющими уровень мастерства или выше, для дальнейшей поддержки их развития
- Дайте студентам возможность продемонстрировать свои навыки с помощью возможностей Digital Leader.(Подробнее здесь).
- Не позволяйте технологиям диктовать обучение, сочетайте педагогику с содержательными знаниями
- Предоставьте сотрудникам возможность встретиться для обсуждения разработок, с которыми они столкнулись при использовании технологий
- Создайте набор основных приложений, которые все сотрудники могут использовать на профессиональном уровне, чтобы обеспечить последовательность, уверенность и компетентность.
Мне бы хотелось услышать, как эти мысли связаны с вашими представлениями об использовании технологий для поддержки и улучшения обучения.Напишите мне в Twitter или оставьте комментарий ниже. Буду признателен за ваши мысли / отзывы.
.
педагогических подходов | Ресурсы по устойчивому развитию в ресурсах для переосмысления
Для получения последней публикации LSF о педагогических подходах ознакомьтесь с «Соединяя точки — ключевые стратегии, которые трансформируют обучение для экологического образования, гражданственности и устойчивости»
Педагогический подход | Пояснение |
Открытая инструкция | Уроки построены таким образом, что возможны множественные / сложные ответы: учеников не просто направляют к одному «правильному» ответу. |
Интегрированное обучение | Обучение объединяет материалы и навыки из более чем одной предметной области
|
Запрос обучения | Обучение направлено на вопросы, проблемы или задачи, над решением которых работают учащиеся.
|
Дифференцированная инструкция | Мероприятия касаются различных стилей обучения, способностей и степени готовности учащихся.
|
Опытное обучение | Обеспечивается аутентичный опыт обучения
|
Кооперативное обучение | Стратегии группового и кооперативного обучения являются приоритетом. |
Оценка и оценка обучения студентов | Предоставляются инструменты, которые помогают учащимся и учителям собирать формирующую и обобщающую информацию об обучении и успеваемости учащихся.Эти инструменты могут включать вопросы для размышления, контрольные списки, рубрики и т. Д. |
Обучение сверстников | Предоставляет студентам возможность активно представлять свои знания и навыки сверстникам и / или выступать в качестве учителей и наставников.
|
Примеры из практики | Включены соответствующие тематические исследования. Тематические исследования — это подробные описания реальных событий из реальных ситуаций, которые учащиеся используют для изучения концепций в аутентичном контексте. |
Локус контроля | Студентам предоставляются важные возможности для выбора элементов содержания программы, среды, в которой они хотят работать, и / или более глубокого изучения выбранной проблемы. |
Обучение объединяет материалы и навыки из более чем одной предметной области
• Удовлетворительно: контент из различных предметных областей легко идентифицируется
• Хорошо: ресурс подходит для использования более чем в одной предметной области
• Очень хорошо: линии между объектами размыты.
.