Внимание свойства функции виды: лекция 5. Внимание | Социальная сеть работников образования

Содержание

функции, виды и свойства — Студопедия

Внимание — это особое свойство человеческой психики. Это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.

Внимание, как психический процесс относится к познавательным процессам. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое, обонятельное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Функции внимания.

Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая своё внимание на чём–либо, переключая его с одного действия на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определённый уровень активности и поддерживает его.

Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.



При внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию — контроль и регуляцию деятельности.
Виды внимания.

Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.


В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным.

Основные свойства внимания.

Устойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум, до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом.

Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.
Концентрацией внимания называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознаёт или воспринимает.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Под переключаемостью понимается его сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Ригидность как противоположное свойство переключаемости проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причём отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте. Все указанные свойства внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой – объёмом.

Функции, виды и свойства внимания.


Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7.

Из множества воздействующих на человека раздражителей до его сознания доходят лишь те из них, которые являются наиболее значимыми, т.е. только часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов. Фиксируется памятью, становится содержанием размышлений. Таким образом, психическая деятельность человека имеет избирательно направленный характер, который составляет сущность внимания.

 
    Внимание — это особое свойство человеческой психики. Это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.

 Внимание, как психический процесс относится к познавательным процессам. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств  (зрительное, слуховое, обонятельное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
    Функции внимания.

  Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая своё внимание на чём–либо, переключая его с одного действия на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определённый уровень активности и поддерживает его. 

  Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.

  Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

  В то же  время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию —контроль и регуляцию деятельности.

  Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании.  Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

 
Виды внимания.

  Человек обладает различными видами внимания, каждый из которых ему необходим и каждый из которых играет свою роль в его жизни. В число этих видов входят: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание; непосредственное и опосредствованное внимание; природное и социально обусловленное внимание. 

   Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.

  В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

   Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо  послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.

  Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

  Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание и самим процессом внимания нет ничего другого, что участвовало бы в его регуляции.

  Опосредствованным называют внимание, процессы которого (привлечение внимания, переключение, отвлечение, концентрация, распределение) регулируются с помощью дополнительных, не данных человеку от природы средств. К средствам управления внимания относится речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определённую сторону, жест…

  Природным называют внимание, которое дано человеку с рождения, от природы, которое включается в работу рано и постепенно улучшается по мере созревания мозга. Такое внимание практически не зависит от опыта, приобретаемого человеком в процессе жизни, от его обучения и воспитания. Доказано, что уже в конце 1-го месяца жизни ребёнка природное внимание включено в работу, когда ребёнок начинает обращать своё внимание на новые раздражители.
  Социально обусловленным называется внимание, которое человек приобретает после рождения и совершенствует в процессе жизни. Это внимание к предметам и явлениям, связанным с культурной жизнью человека (книги, музыка, инструменты, приборы, вещи сделанные руками человека, события происходящие в социуме).

 
 Основные свойства внимания.

  Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объём внимания.

Каждое из этих свойств может быть представлено двумя противоположными вариантами его проявления в жизни. Например, внимание может быть устойчивым и неустойчивым, концентрированным и рассеянным, переключаемым и ригидным, с большим и с малым объёмом.
  Устойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум, до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.
  Концентрацией внимания  называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознаёт или воспринимает.

  Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

  Под переключаемостью понимается его сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Ригидность как противоположное свойство переключаемости проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причём отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте.

  Все указанные свойства внимания  (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой – объёмом.

Под  объёмом внимания понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удерживать в сфере своего внимания в один и тот же момент времени. Подсчитано, что средний объём внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 объектов (звуков, цифр, простых изображений).

 Внимание – важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.

  Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. 

Понятие, функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания

 

Понятие внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.

Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от других объектов.

Существуют противоречивые точки зрения по поводу проблемы внимания. Некоторые психологи утверждают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, а выступает как составная часть других, более сложных психических процессов. Другие психологи считали, что внимание — это отдельный психический процесс, т.к. он имеет свои закономерности и свойства, а также только ему присущую физиологическую основу.

Функции внимания

1. обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;

2. обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности;

3. активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.

 

Виды внимания

По степени волевого контроляразличают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

1. Непроизвольное («пассивное») внимание – это непреднамеренная сосредоточенность на объектах. Не требует постановки цели и волевых усилий.

Механизмом непроизвольного внимания ориентировочно является «рефлекс», или «рефлекс что такое?». (На неожиданный сигнал человек сразу реагирует, срабатывает рефлекс). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.), или же связью между объектом и потребностями человека.

Произвольное(«активное») – это целенаправленная сосредоточенность сознания на объекты с использованием волевых усилий (цель, мотив, установка. Механизмом является вторая сигнальная система (1-ая сигнальная система — ощущения — яркое, необычное, внешние раздражители; 2-ая сигнальная система — речь, с помощью речи мы, или кто-то способны поставить цель). В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так, учитель физической культуры должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий и удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизволъноевнимание занимает промежуточный характер: сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того как человек начинает интересоваться процессом деятельности, волевые усилия становятся ненужными..

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Напри мер, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе — преимущественно обонятельное и вкусовое.

Виды внимания

По степени волевого контроляразличают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

1. Непроизвольное («пассивное») внимание – это непреднамеренная сосредоточенность на объектах. Не требует постановки цели и волевых усилий.

Механизмом непроизвольного внимания ориентировочно является «рефлекс», или «рефлекс что такое?». (На неожиданный сигнал человек сразу реагирует, срабатывает рефлекс). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.), или же связью между объектом и потребностями человека.

Произвольное(«активное») – это целенаправленная сосредоточенность сознания на объекты с использованием волевых усилий (цель, мотив, установка. Механизмом является вторая сигнальная система (1-ая сигнальная система — ощущения — яркое, необычное, внешние раздражители; 2-ая сигнальная система — речь, с помощью речи мы, или кто-то способны поставить цель). В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так, учитель физической культуры должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий и удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизволъноевнимание занимает промежуточный характер: сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того как человек начинает интересоваться процессом деятельности, волевые усилия становятся ненужными..

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Напри мер, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе — преимущественно обонятельное и вкусовое.

Виды внимания

По степени волевого контроляразличают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

1. Непроизвольное («пассивное») внимание – это непреднамеренная сосредоточенность на объектах. Не требует постановки цели и волевых усилий.

Механизмом непроизвольного внимания ориентировочно является «рефлекс», или «рефлекс что такое?». (На неожиданный сигнал человек сразу реагирует, срабатывает рефлекс). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.), или же связью между объектом и потребностями человека.

Произвольное(«активное») – это целенаправленная сосредоточенность сознания на объекты с использованием волевых усилий (цель, мотив, установка. Механизмом является вторая сигнальная система (1-ая сигнальная система — ощущения — яркое, необычное, внешние раздражители; 2-ая сигнальная система — речь, с помощью речи мы, или кто-то способны поставить цель). В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так, учитель физической культуры должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий и удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизволъноевнимание занимает промежуточный характер: сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того как человек начинает интересоваться процессом деятельности, волевые усилия становятся ненужными..

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Напри мер, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе — преимущественно обонятельное и вкусовое.

Виды внимания

По степени волевого контроляразличают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

1. Непроизвольное («пассивное») внимание – это непреднамеренная сосредоточенность на объектах. Не требует постановки цели и волевых усилий.

Механизмом непроизвольного внимания ориентировочно является «рефлекс», или «рефлекс что такое?». (На неожиданный сигнал человек сразу реагирует, срабатывает рефлекс). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.), или же связью между объектом и потребностями человека.

Произвольное(«активное») – это целенаправленная сосредоточенность сознания на объекты с использованием волевых усилий (цель, мотив, установка). Механизмом является вторая сигнальная система (1-ая сигнальная система — ощущения — яркое, необычное, внешние раздражители; 2-ая сигнальная система — речь, с помощью речи мы, или кто-то способны поставить цель). В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так, учитель физической культуры должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий и удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизволъноевнимание занимает промежуточный характер: сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того как человек начинает интересоваться процессом деятельности, волевые усилия становятся ненужными..

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Напри мер, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе — преимущественно обонятельное и вкусовое.

Свойства внимания

Внимание человека обладает различными свойствами.

Объем внимания — это количество объектов, которые могут удержаться или одновременно осознаваться с од инаковой степенью ясности. (он совпадает с объемом кратковременной памяти)

Объем равен числу Мюллера 5 ± 2 единицы.

Переключение внимания — способность быстрого переноса произвольного внимания с одного вида деятельности на другой. Важное свойство (летчик заходит на посадку и должен одновременно наблюдать за приборной доской и обстановкой за окном).

Распределение внимания — это равномерное разделение сосредоточенности на ряд объектов; это направленность сознания на одновременное выполнение нескольких действий .

Существует легенда, что римский правитель Юлий Цезарь мог одновременно делать несколько дел; читать, слушать и отдавать распоряжения. Скорее всего, он просто мог очень быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, но на современников такая способность производила сильное впечатление.

Концентрация внимания(противоположное — рассеянность) — это сосредоточенность сознания на объекте, при одновременном отвлечении от других объектов (высокая степень поглощенности субъекта каким-то объектом).

Устойчивость внимания – продолжительность времени, в течение которого человек может намеренно поддерживать свое внимание на объекте, не отвлекаясь и не ослабляя его; это глубина, длительность и интенсивность внимания.

Нарушением устойчивости внимания является рассеянность – легкая отвлекаемость на посторонние раздражители — так называемое «порхающее внимание». Очаг возбуждения, возникающий при таком варианте внимания, слаб и неустойчив, легко разрушается. У детей первых лет жизни рассеянность обусловлена функциональной слабостью нервной системы, быстрой утомляемостью, а также новизной раздражителей. Рассеянность у взрослых объясняется многими причинами: от слабости волевых процессов, утомления, депрессии и стресса до нарушения физиологических механизмов высшей нервной деятельности.

Также существует рассеянность как односторонняя сверхсосредоточенность сознания на внутреннем объекте — так называемая «профессорская рассеянность», при которой в коре головного мозга возникает сверхстойкий очаг возбуждения, «оттягивающий» на себя значительную часть сознательной деятельности и не позволяющий отвлекаться на посторонние раздражители.

Отвлечение внимания – проявляется в виде непроизвольного перемещения внимания с основной деятельности на отвлекающие объекты, не связанные с выполняемой деятельностью.

 

 

5.Внимание,его функции,свойства. Виды внимания.

Внимание
направленность психики на определенные
объекты, сосредоточенность на них.

Внимание
это процесс сознательного или
бессознательного (полусознательного)
отбора одной информации, поступающей
через органы чувств, и игнорирования
другой.

Пять основных
свойств внимания
:

1. устойчивость,

2.
сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость
внимания
— способность в течение
длительного времени сохранять состояние
внимания на каком-либо объекте, предмете
деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя
внимание.

Сосредоточенность
внимания
(противоположное качество
-рассеянность) — проявляется в различиях,
в степени концентрированности внимания
на одних объектах и его отвлечении от
других.

Переключаемость
внимания
– переводвнимания с
одного объекта на другой, с одного вида
деятельности на иной..

Распределение
внимания
— способность рассредоточить
внимание на значительном пространстве,
параллельно выполнять несколько видов
деятельности или совершать несколько
различных действий.

Объем
внимания
— количество информации,
одновременно способной сохраняться в
сфере повышенного внимания (сознания)
человека.

Численная
характеристика среднего объема внимания
людей — 5—7 единиц информации.

 

Функции
внимания
:

-активизирует
нужные и тормозит ненужные в данный
момент психологические и физиологические
процессы,

-способствует
организованному и целенаправленному
отбору поступающей в организм информации
в соответствии с его актуальными
потребностями,

-обеспечивает
избирательную и длительную сосредоточенность
психической активности на одном и том
же объекте или виде деятельности.

-определяет
точность и детализацию восприятия,

-определяет
прочность, и избирательность памяти,

-определяет
направленность и продуктивность
мыслительной деятельности.

-является
своеобразным усилителем для перцептивных
процессов, позволяющим различать детали
изображений.

Внимательный
человек лучше и успешнее обучается,
большего достигает в жизни, чем
недостаточно внимательный.

 

Основные
виды внимания
:

-природное
и социально обусловленное внимание,

-непосредственное
и опосредствованное внимание,

-непроизвольное
и произвольное внимание,

-чувственное
и интеллектуальное внимание.

Природное
внимание
— дано человеку с самого
его рождения в виде врожденной способности
избирательно реагировать на те или иные
внешние или внутренние стимулы, несущие
в себе элементы информационной новизны
(ориентировочный рефлекс).

Социально
обусловленное внимание
— складывается
прижизненно в результате обучения и
воспитания, связано с волевой регуляцией
поведения, с избирательным сознательным
реагированием на объекты.

Непосредственное
внимание
— не управляется ничем,
кроме того объекта, на который оно
направлено и который соответствует
актуальным интересам и потребностям
человека.

Опосредствованное
внимание
— регулируется с помощью
специальных средств, например жестов,
слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное
внимание
— не связано с участием
воли, не требует усилий для того, чтобы
удерживать и в течение определенного
времени сосредоточивать на чем-то
внимание.

Произвольное внимание
обязательно включает волевую регуляцию,
требует усилий для того, чтобы удерживать
и в течение определенного времени
сосредоточивать на чем-то внимание.

Чувственное внимание— связано с эмоциями и избирательной
работой органов чувств, в центре сознания
находится какое-либо чувственное
впечатление.

Интеллектуальное
внимание
— преимущественно связано
с сосредоточенностью и направленностью
мысли, объектом интереса является мысль.

Формы
расстройств внимания
:

1Повышенная
отвлекаемость
– чрезмерная
подвижность внимания, постоянный переход
от одного объекта и вида деятельности
к другому;

2. Уменьшение
объема внимания
;

3. Инертность
(малая подвижность) внимания

невозможность своевременной быстрой
переключаемости или патологическая
фиксация внимания;

4Гипо-
и апрозекксия
невозможностьв
течение необходимого периода
временисосредоточить на чем-нибудь
внимание
и полное выпадение
внимания.

6.Характеристика
памяти как психического процесса. Виды
памяти.

Память –
это отражение того, что ранее воспринималось,
переживалось, совершалось и осмысливалось
человеком. Она характеризуется такими
процессами, как запечатление, сохранение,
воспроизведение и переработка человеком
разнообразной информации.

Различают
два вида памяти: генетическую (наследственную)
и прижизненную.

Наследственная
память
 сохраняет
информацию, которая определяет
анатомическое и физиологическое
построение организма в процессе развития
и врожденные формы видового поведения
(инстинкты). Информация в наследственной
памяти хранится в молекулах ДНК. При
этом в каждой клетке организма содержится
вся наследственная информация. Как
носитель наследственной информации,
ДНК имеет ряд особых свойств. Она
устойчива к повреждающим факторам,
способна к исправлению некоторых своих
повреждений, что стабилизирует ее
информационный состав. Эти и ряд других
свойств обеспечивают надежность
наследственной информации.

Прижизненная
память
 –
это хранилище информации, полученной
с момента рождения до смерти. Она
существенно больше зависит от внешних
условий. Различают несколько видов и
форм прижизненной памяти. Один из видов
прижизненной памяти — запечатлевание
(импринтинг) — является промежуточным
между генетической и прижизненной
памятью.

Запечатлевание –
это форма памяти, наблюдаемая только в
ранний период развития, сразу после
рождения.

Выделяют
следующие виды
прижизненной памяти
двигательную,
образную, эмоциональную и символическую
(словесную и логическую).

Двигательная
память обнаруживается
очень рано. Это прежде всего память на
позу, положение тела. Двигательная
память лежит в основе профессиональных
и спортивных навыков, танцевальных
фигур и бесчисленных автоматических
навыков, вроде привычки, переходя улицу,
смотреть сначала налево, а потом направо.

Одна
из форм образной
памяти — 
зрительная.
Ее отличительная особенность в том, что
в период удержания образа в памяти он
претерпевает определенную трансформацию.
Обнаружены следующие изменения,
совершающиеся со зрительным образом в
процессе сохранения: упрощение (опускание
деталей), некоторое преувеличение
отдельных деталей, преобразование
фигуры в более симметричную (более
однообразную). Сохраняемая в памяти
форма может округляться, расширяться,
иногда меняется ее положение и ориентация.

Образная
память обычно
ярче проявляется у детей и подростков.
У взрослых людей ведущая память, как
правило, не образная, а логическая.
Однако есть профессии, где полезно иметь
развитую образную память. Выявили, что
можно эффективно тренировать образную
память, если воспроизводить заданные
картины мысленно в расслабленном
пассивном состоянии с закрытыми глазами
перед сном.

Эмоциональная
память определяет
воспроизведение определенного
чувственного состояния при повторном
воздействии той ситуации, в которой
данное эмоциональное состояние возникло
впервые.

Символическая
память подразделяется
на словесную и логическую.
Словеснаяформируется
в процессе прижизненного развития вслед
за образной и достигает наивысшей силы
к 10-13 годам. Отличительной чертой ее
является точность воспроизведения.

По
времени сохранения

материала выделяют четыре основные
формы
памяти
:


мгновенная (или
иконическая — память-образ) связана с
удержанием точной и полной картины
только что воспринятой органами чувств,
без какой бы то ни было переработки
полученной информации


кратковременная
 представляет
собой способ хранения информации в
течение короткого промежутка времени.
Длительность удержания мнемических
следов здесь не превышает нескольких
десятков секунд, в среднем около 20.


оперативной
 называют
память, рассчитанную на хранение
информации в течение определенного,
заранее заданного срока, в диапазоне
от нескольких секунд до нескольких
дней.


долговременная память
способна хранить информацию в течение
практически неограниченного срока.
Информация, попавшая в хранилища
долговременной памяти, может
воспроизводиться человеком сколько
угодно раз без утраты.

Особенности
запоминания и припоминания выступают
в виде качеств
памяти.
К ним относятся объем , быстрота , точность,длительность 

Подводя
итог всему вышесказанному, можно
подчеркнуть, что память
– это

психический процесс запечатления и
воспроизведения человеком его опыта.
Благодаря памяти, прошлый опыт человека
не исчезает бесследно, а сохраняется в
виде представлений

.7.Мышление:
операции, формы, виды качества.

Человек не
только воспринимает окружающий мир, но
и стремится к его пониманию. Понять-значит
проникнуть в суть предметов и явлений,
что обеспечивается найболее сложным
познавательным психическим процессом,
называемым мышлением.

Если главная
задача ощущений и восприятий – сбор
конкретных об окружающем мире, памяти
– точное сохранение накопленного,то у
мышления задача – преобразовать
полученное.

Мышление
– это процесс опосредованного и
обобщенногопознанияокружающего мира.

Мысли
– это обобщенные и отвлеченные знания,
существующие в сознании человека в
форме разнообразных идей, наполненных
абстрактным содержанием.

Человеческое
мышление – это речевое мышление. Мысль
заключена в смысловом содержании слова.
Таким образом, мыслительная деятельность
человека стала опосредствоваться
различными устройствами, а также словами
и разнообразными символами и знаками.
Хотя мышление выходит за рамки чувственного
познания, но оно не может оторваться от
него, так как оно оперирует не только
образами натуральных предметов и
явлений, но и образами слов, символов и
знаков, обозначающих объекты внешнего
мира.

В зависимости
от того, что и как познается, и какими
средствами решаются практические и
теоретические задачи, выделяют
три вида мышления
:наглядно-действенное,образное,
словесно-логическое
.

Все виды
интеллекта функционируют в единстве.
Причем ведущую роль в каждом виде
мышления играет словесно-логический
интеллект, благодаря которому все связи
и отношения осмысливаются и становятся
объектом сознательной умственной
деятельности человека. Словесно-логическое
мышление оперирует отвлеченными мыслями,
которые возникают на основе суждений,
умозаключений и понятий
.

Основными
умственными действиями являются: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, абстракция
и конкретизация.

Анализ –
умственное действие, направленное на
мысленное расчленение познаваемого
объекта на составные элементы, части,
структуры, на ознакомление с его
свойствами, качествами, особенностями
и т.п.

Синтез –
умственное действие, посредством
которого субъект соединяет мысленно
выделенные части объекта в прежних или
в новых сочетаниях для того, чтобы понять
какая связь может существовать между
ними и как они взаимодействуют. Анализ
и синтез тесно связаны между собой.

Сравнение –
умственное действие, направленное на
сопоставление познаваемого объекта с
другими предметами, с целью установить
его сходство или различие с ними.

Обобщение –
умственное действие, направленное на
познание общего признака, присущего
целому классу объектов. Обобщение дает
возможность установить связь неизвестного
объекта с известными на основе наличия
общего признака, свойственного им.

Абстракция –
умственное действие, посредством
которого выделяется общий существенный
признак в познаваемом объекте и
игнорируются все другие несущественные
признаки.

Характеристика
основных качеств ума
:
Широта мышления это способность охватить
весь вопрос целиком, не упуская в то же
время и необходимых для дела частностей.
Глубина мышления выражается в умении
проникать в сущность сложных вопросов.
Самостоятельность мышления характеризуется
умением человека выдвигать новые задачи
и находить пути их решения, не прибегая
к помощи других людей. Гибкость мысли
выражается в ее свободе от сковывающего
влияния закрепленных в прошлом приемов
и способов решения задач, в умении быстро
менять действия при изменении обстановки.
Быстрота
ума

– способность человека быстро разобраться
в новой ситуации, обдумать и принять
правильное решение. Торопливость ума
проявляется в том, что человек, не
продумав всесторонне вопроса, выхватывает
какую-то одну сторону, спешит дать
решение, высказывает недостаточно
продуманные ответы и суждения.

Понятие,функции,виды и основные свойства внимании.Развитие внимания.

Внимание– это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для человека определенную значимость.Внимание– это активная направленность психики на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Функции: 1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы. 2. Способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями.3. Сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. 4. Обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности). Виды внимания: 1. Непроизвольное — сосредоточение сознания на объекте в силу каких-либо его особенностей, которыми могут быть новизна, необычность, контрастность объекта, воздействующего на человека в данный момент. 2. Произвольное (активное, волевое) — сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что ему интересно или приятно, а на том, что должен делать. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. 3. Послепроизвольное возникает вследствие интереса личности, а не привлекательности объекта.



Свойства: 1. Объем внимания – количество единиц информации, одновременно находящихся в сфере сознания человека (средний объем внимания составляет 5-7 объектов). 2. Распределение внимания – возможность человека удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять одновременно несколько действий с ними. 3. Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация на одном предмете или виде деятельности.

4. Переключаемость внимания – сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой.

5. Избирательность внимания проявляется в том, что сознание сосредотачивается только на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.

 

Понятие,функции,виды и процессы памяти.Механизмы развития и тренировки памяти.

Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Память является необходимым условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, способностей человека. Без нее невозможно поведение, мышление, сознание и подсознание. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.


Существует три главных процесса памяти: 1. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее. 2. Сохранение, т.е. организация и удержание информации. Может быть динамическим (материал изменяется мало) и статистическим (материал обязательно трансформируется, подвергается переработке). Исчезновение из памяти – забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса.

3. Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала; 3.1. Воспроизведение – это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Оно осуществляется в следующих формах: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) и воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).

Виды памяти: 1. Наглядно-образная (память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы).

2. Словесно-логическая (память на смысл изложения, его логику – присуща только человеку).

3. Двигательная память на движение (лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений). 4. Эмоциональная память на переживания (имеет большое значение для формирования личности).   

 

5.Внимание,его функции,свойства. Виды внимания.

Внимание
направленность психики на определенные
объекты, сосредоточенность на них.

Внимание
это процесс сознательного или
бессознательного (полусознательного)
отбора одной информации, поступающей
через органы чувств, и игнорирования
другой.

Пять основных
свойств внимания
:

1. устойчивость,

2.
сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость
внимания
— способность в течение
длительного времени сохранять состояние
внимания на каком-либо объекте, предмете
деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя
внимание.

Сосредоточенность
внимания
(противоположное качество
-рассеянность) — проявляется в различиях,
в степени концентрированности внимания
на одних объектах и его отвлечении от
других.

Переключаемость
внимания
– переводвнимания с
одного объекта на другой, с одного вида
деятельности на иной..

Распределение
внимания
— способность рассредоточить
внимание на значительном пространстве,
параллельно выполнять несколько видов
деятельности или совершать несколько
различных действий.

Объем
внимания
— количество информации,
одновременно способной сохраняться в
сфере повышенного внимания (сознания)
человека.

Численная
характеристика среднего объема внимания
людей — 5—7 единиц информации.

 

Функции
внимания
:

-активизирует
нужные и тормозит ненужные в данный
момент психологические и физиологические
процессы,

-способствует
организованному и целенаправленному
отбору поступающей в организм информации
в соответствии с его актуальными
потребностями,

-обеспечивает
избирательную и длительную сосредоточенность
психической активности на одном и том
же объекте или виде деятельности.

-определяет
точность и детализацию восприятия,

-определяет
прочность, и избирательность памяти,

-определяет
направленность и продуктивность
мыслительной деятельности.

-является
своеобразным усилителем для перцептивных
процессов, позволяющим различать детали
изображений.

Внимательный
человек лучше и успешнее обучается,
большего достигает в жизни, чем
недостаточно внимательный.

 

Основные
виды внимания
:

-природное
и социально обусловленное внимание,

-непосредственное
и опосредствованное внимание,

-непроизвольное
и произвольное внимание,

-чувственное
и интеллектуальное внимание.

Природное
внимание
— дано человеку с самого
его рождения в виде врожденной способности
избирательно реагировать на те или иные
внешние или внутренние стимулы, несущие
в себе элементы информационной новизны
(ориентировочный рефлекс).

Социально
обусловленное внимание
— складывается
прижизненно в результате обучения и
воспитания, связано с волевой регуляцией
поведения, с избирательным сознательным
реагированием на объекты.

Непосредственное
внимание
— не управляется ничем,
кроме того объекта, на который оно
направлено и который соответствует
актуальным интересам и потребностям
человека.

Опосредствованное
внимание
— регулируется с помощью
специальных средств, например жестов,
слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное
внимание
— не связано с участием
воли, не требует усилий для того, чтобы
удерживать и в течение определенного
времени сосредоточивать на чем-то
внимание.

Произвольное внимание
обязательно включает волевую регуляцию,
требует усилий для того, чтобы удерживать
и в течение определенного времени
сосредоточивать на чем-то внимание.

Чувственное внимание— связано с эмоциями и избирательной
работой органов чувств, в центре сознания
находится какое-либо чувственное
впечатление.

Интеллектуальное
внимание
— преимущественно связано
с сосредоточенностью и направленностью
мысли, объектом интереса является мысль.

Формы
расстройств внимания
:

1Повышенная
отвлекаемость
– чрезмерная
подвижность внимания, постоянный переход
от одного объекта и вида деятельности
к другому;

2. Уменьшение
объема внимания
;

3. Инертность
(малая подвижность) внимания

невозможность своевременной быстрой
переключаемости или патологическая
фиксация внимания;

4Гипо-
и апрозекксия
невозможностьв
течение необходимого периода
временисосредоточить на чем-нибудь
внимание
и полное выпадение
внимания.

6.Характеристика
памяти как психического процесса. Виды
памяти.

Память –
это отражение того, что ранее воспринималось,
переживалось, совершалось и осмысливалось
человеком. Она характеризуется такими
процессами, как запечатление, сохранение,
воспроизведение и переработка человеком
разнообразной информации.

Различают
два вида памяти: генетическую (наследственную)
и прижизненную.

Наследственная
память
 сохраняет
информацию, которая определяет
анатомическое и физиологическое
построение организма в процессе развития
и врожденные формы видового поведения
(инстинкты). Информация в наследственной
памяти хранится в молекулах ДНК. При
этом в каждой клетке организма содержится
вся наследственная информация. Как
носитель наследственной информации,
ДНК имеет ряд особых свойств. Она
устойчива к повреждающим факторам,
способна к исправлению некоторых своих
повреждений, что стабилизирует ее
информационный состав. Эти и ряд других
свойств обеспечивают надежность
наследственной информации.

Прижизненная
память
 –
это хранилище информации, полученной
с момента рождения до смерти. Она
существенно больше зависит от внешних
условий. Различают несколько видов и
форм прижизненной памяти. Один из видов
прижизненной памяти — запечатлевание
(импринтинг) — является промежуточным
между генетической и прижизненной
памятью.

Запечатлевание –
это форма памяти, наблюдаемая только в
ранний период развития, сразу после
рождения.

Выделяют
следующие виды
прижизненной памяти
двигательную,
образную, эмоциональную и символическую
(словесную и логическую).

Двигательная
память обнаруживается
очень рано. Это прежде всего память на
позу, положение тела. Двигательная
память лежит в основе профессиональных
и спортивных навыков, танцевальных
фигур и бесчисленных автоматических
навыков, вроде привычки, переходя улицу,
смотреть сначала налево, а потом направо.

Одна
из форм образной
памяти — 
зрительная.
Ее отличительная особенность в том, что
в период удержания образа в памяти он
претерпевает определенную трансформацию.
Обнаружены следующие изменения,
совершающиеся со зрительным образом в
процессе сохранения: упрощение (опускание
деталей), некоторое преувеличение
отдельных деталей, преобразование
фигуры в более симметричную (более
однообразную). Сохраняемая в памяти
форма может округляться, расширяться,
иногда меняется ее положение и ориентация.

Образная
память обычно
ярче проявляется у детей и подростков.
У взрослых людей ведущая память, как
правило, не образная, а логическая.
Однако есть профессии, где полезно иметь
развитую образную память. Выявили, что
можно эффективно тренировать образную
память, если воспроизводить заданные
картины мысленно в расслабленном
пассивном состоянии с закрытыми глазами
перед сном.

Эмоциональная
память определяет
воспроизведение определенного
чувственного состояния при повторном
воздействии той ситуации, в которой
данное эмоциональное состояние возникло
впервые.

Символическая
память подразделяется
на словесную и логическую.
Словеснаяформируется
в процессе прижизненного развития вслед
за образной и достигает наивысшей силы
к 10-13 годам. Отличительной чертой ее
является точность воспроизведения.

По
времени сохранения

материала выделяют четыре основные
формы
памяти
:


мгновенная (или
иконическая — память-образ) связана с
удержанием точной и полной картины
только что воспринятой органами чувств,
без какой бы то ни было переработки
полученной информации


кратковременная
 представляет
собой способ хранения информации в
течение короткого промежутка времени.
Длительность удержания мнемических
следов здесь не превышает нескольких
десятков секунд, в среднем около 20.


оперативной
 называют
память, рассчитанную на хранение
информации в течение определенного,
заранее заданного срока, в диапазоне
от нескольких секунд до нескольких
дней.


долговременная память
способна хранить информацию в течение
практически неограниченного срока.
Информация, попавшая в хранилища
долговременной памяти, может
воспроизводиться человеком сколько
угодно раз без утраты.

Особенности
запоминания и припоминания выступают
в виде качеств
памяти.
К ним относятся объем , быстрота , точность,длительность 

Подводя
итог всему вышесказанному, можно
подчеркнуть, что память
– это

психический процесс запечатления и
воспроизведения человеком его опыта.
Благодаря памяти, прошлый опыт человека
не исчезает бесследно, а сохраняется в
виде представлений

.7.Мышление:
операции, формы, виды качества.

Человек не
только воспринимает окружающий мир, но
и стремится к его пониманию. Понять-значит
проникнуть в суть предметов и явлений,
что обеспечивается найболее сложным
познавательным психическим процессом,
называемым мышлением.

Если главная
задача ощущений и восприятий – сбор
конкретных об окружающем мире, памяти
– точное сохранение накопленного,то у
мышления задача – преобразовать
полученное.

Мышление
– это процесс опосредованного и
обобщенногопознанияокружающего мира.

Мысли
– это обобщенные и отвлеченные знания,
существующие в сознании человека в
форме разнообразных идей, наполненных
абстрактным содержанием.

Человеческое
мышление – это речевое мышление. Мысль
заключена в смысловом содержании слова.
Таким образом, мыслительная деятельность
человека стала опосредствоваться
различными устройствами, а также словами
и разнообразными символами и знаками.
Хотя мышление выходит за рамки чувственного
познания, но оно не может оторваться от
него, так как оно оперирует не только
образами натуральных предметов и
явлений, но и образами слов, символов и
знаков, обозначающих объекты внешнего
мира.

В зависимости
от того, что и как познается, и какими
средствами решаются практические и
теоретические задачи, выделяют
три вида мышления
:наглядно-действенное,образное,
словесно-логическое
.

Все виды
интеллекта функционируют в единстве.
Причем ведущую роль в каждом виде
мышления играет словесно-логический
интеллект, благодаря которому все связи
и отношения осмысливаются и становятся
объектом сознательной умственной
деятельности человека. Словесно-логическое
мышление оперирует отвлеченными мыслями,
которые возникают на основе суждений,
умозаключений и понятий
.

Основными
умственными действиями являются: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, абстракция
и конкретизация.

Анализ –
умственное действие, направленное на
мысленное расчленение познаваемого
объекта на составные элементы, части,
структуры, на ознакомление с его
свойствами, качествами, особенностями
и т.п.

Синтез –
умственное действие, посредством
которого субъект соединяет мысленно
выделенные части объекта в прежних или
в новых сочетаниях для того, чтобы понять
какая связь может существовать между
ними и как они взаимодействуют. Анализ
и синтез тесно связаны между собой.

Сравнение –
умственное действие, направленное на
сопоставление познаваемого объекта с
другими предметами, с целью установить
его сходство или различие с ними.

Обобщение –
умственное действие, направленное на
познание общего признака, присущего
целому классу объектов. Обобщение дает
возможность установить связь неизвестного
объекта с известными на основе наличия
общего признака, свойственного им.

Абстракция –
умственное действие, посредством
которого выделяется общий существенный
признак в познаваемом объекте и
игнорируются все другие несущественные
признаки.

Характеристика
основных качеств ума
:
Широта мышления это способность охватить
весь вопрос целиком, не упуская в то же
время и необходимых для дела частностей.
Глубина мышления выражается в умении
проникать в сущность сложных вопросов.
Самостоятельность мышления характеризуется
умением человека выдвигать новые задачи
и находить пути их решения, не прибегая
к помощи других людей. Гибкость мысли
выражается в ее свободе от сковывающего
влияния закрепленных в прошлом приемов
и способов решения задач, в умении быстро
менять действия при изменении обстановки.
Быстрота
ума

– способность человека быстро разобраться
в новой ситуации, обдумать и принять
правильное решение. Торопливость ума
проявляется в том, что человек, не
продумав всесторонне вопроса, выхватывает
какую-то одну сторону, спешит дать
решение, высказывает недостаточно
продуманные ответы и суждения.

Вопрос 16Общее представление о внимании. Виды и свойства, развитие внимания.

Внимание
–это
изьбирательная направленность на тот
или иной обьект и сосредоточенность
на нем,углубленность в направленную
на обьект позновательную деятельность.За
вниманием всегда стоят интересы и
потребности,установки и направленность
личности.

Внимание
– это процесс сознательного и
бессознательного отбора одной информации,
поступающей через органы чувств,и
игнорирование другой.

Виды
внимания:

Непроизвольное
внимание (пассивное):
Вид
внимания, при котором отсутствует
сознательный выбор направления и
регуляции. Оно устанавливается и
поддерживается независимо от сознательного
намерения человека. Например, необычный
шум, выкрики и вспышки света во время
работы отвлекают наше внимание и мешают
сосредоточиться. Причины
возникновения непроизвольного внимания:
неожиданность
раздражителя, относительная сила
раздражителя, новизна раздражителя.

Произвольное
внимание Когда
Человек
прилагает значительное усилие воли,
концентрирует свое внимание, понимает
содержание необходимое для себя и уже
дальше без волевого напряжения
внимательно следит за изучаемым
материалом.

Послепроизвольное
внимание

Вид внимания, при котором в наличии
сознательный выбор объекта внимания,
но отсутствует напряжение, характерное
для произвольного внимания. Связано с
образованием новой установки, связанной
в большей мере с актуальной деятельностью,
нежели с предшествующим опытом человека
(в отличие от непроизвольного).

Свойства
внимания:

Концентрация

удержание внимания на каком-либо
объекте. Такое удержание означает
выделение «объекта» в качестве некоторой
определённости, фигуры, из общего фона.
Под концентрацией внимания понимают
интенсивность сосредоточения сознания
на объекте.

Объём
внимания — это количество однородных
предметов, которые могут восприниматься
одновременно и с одинаковой четкостью.
По этому свойству внимание может быть
либо узким, либо широким.

УстойчивостьВ
противоположность ей лабильность —
характеризуется длительностью, в
течение которой сохраняется на одном
уровне концентрация внимания. Наиболее
существенным условием устойчивости
внимания является возможность раскрывать
в том предмете, на который оно направлено,
новые стороны и связи

Переключаемость.
Сознательное
и осмысленное, преднамеренное и
целенаправленное, обусловленное
постановкой новой цели, изменение
направления сознания с одного предмета
на другой. Только на этих условиях
говорят о переключаемости. Когда же
эти условия не выполняются, говорят об
отвлекаемости. Различают полное и
неполное (завершенное и незавершенное)
переключение внимания.
РаспределениеСпособность
выдерживать в центре внимания несколько
разнородных объектов или субъектов.

Развитие
внимания.

Историю
развития внимания,как и многих других
психических функций,пытался проследить
Л.С.Выгодский в своей культурно –
исторической концепции,по его
мнению,история внимания ребенка есть
история развития организованности его
поведения.Произвольное внимание ребенка
возникает,когда окружающие его люди
направляют его внимание,руководят
им,таким образом дают в руки ребенка
те средства,с которыми он в дальнейшей
жизни сам овладевает своим вниманием.Процесс
возрастного развития внимания представил
и А.Н.Леоньтьев,который считал что,с
возрастом внимание ребенка
улучшаеться,однако внешне опосредованное
внимание идет гораздо быстрее,чем его
развитие в целом.Различия в характеристиках
произвольного и непроизвольного
внимания возрастают,начиная с дошкольного
возраста,и достигают максимума в
школьном,а затем вновь уравниваються.

Представим
последовательность основных этапов
развития детского внимания так,как она
выглядит по данным наблюдений и
эксперементальных исследований:
-превые недели-месяцы жизни,проявление
ориентировочного рефлекса как
обьективного,врожденного признака
непроизвольного внимания.
-конец первого
года жизни,возникновение
ориентировочно-иследовательской
деятельности как средства будущего
развития произвольного внимания.
— начало второго
года жизни,обнаружение зачатков
произвольного внимания под влиянием
речевых инструкций взрослого,направление
взора на названный взрослым предмет.

— второй-третий год
жизни,достаточно хорошее развитие
первоночальной формы произвольного
внимания. — Четыре-пять
лет,появление способности направлять
внимание под влиянием сложной инструкции
взрослого. — Пять-шесть,возникнвение
элементарной формы произвольного
внимания под влиянием самоинструкции.
— школьный возраст, дальнейшее
развитие произвольного внимания,вклюшая
волевое.

Справочник по

HTML-элементам — Веб-технологии для разработчиков

На этой странице перечислены все элементы HTML, созданные с помощью тегов. Они сгруппированы по функциям, чтобы помочь вам легко найти то, что вы задумали. Алфавитный список всех элементов представлен на боковой панели на странице каждого элемента, а также на этой.

Главный корень

Элемент Описание
Элемент HTML представляет корень (элемент верхнего уровня) HTML-документа, поэтому он также называется корневым элементом .Все остальные элементы должны быть потомками этого элемента.

Метаданные содержат информацию о странице. Сюда входит информация о стилях, скриптах и ​​данных, которые помогают программному обеспечению (поисковым системам, браузерам и т. Д.) Использовать и отображать страницу. Метаданные для стилей и сценариев могут быть определены на странице или могут быть связаны с другим файлом, содержащим информацию.

Элемент Описание
<база> Элемент HTML определяет базовый URL-адрес для использования для всех относительных URL-адресов в документе.
<заголовок> Элемент HTML содержит машиночитаемую информацию (метаданные) о документе, такую ​​как его заголовок, сценарии и таблицы стилей.
<ссылка> Элемент HTML External Resource Link ( ) определяет отношения между текущим документом и внешним ресурсом. Этот элемент чаще всего используется для ссылки на таблицы стилей, но также используется для установки значков сайта (как значков стиля «favicon», так и значков для домашнего экрана и приложений на мобильных устройствах) среди прочего.
<мета HTML элемент представляет метаданные, которые не могут быть представлены другими элементами, связанными с метаданными HTML, такими как , , тегами. Эти элементы важны для доступности и SEO, они определяют цель или структуру этого контента.

Элемент Описание

HTML

Element (или HTML Block Quotation Element ) указывает, что заключенный текст является расширенной цитатой.Обычно это отображается визуально с помощью отступа (см. Примечания, как это изменить). URL-адрес источника цитаты может быть задан с использованием атрибута cite , в то время как текстовое представление источника может быть задано с использованием элемента .

Элемент HTML

предоставляет описание, определение или значение для предыдущего термина (

) в списке описаний (

).

Элемент HTML Content Division (

) является общим контейнером для потокового содержимого. Он не влияет на контент или макет, пока не будет стилизован с помощью CSS.

Код HTML

.

Обзор типов в F #

Часть серии "Общие сведения о типах F #" (подробнее)

Прежде чем мы углубимся во все конкретные типы, давайте взглянем на общую картину.

Для чего нужны типы?

Если вы работаете с объектно-ориентированным дизайном, одним из сдвигов парадигмы, связанных с «функциональным мышлением», является изменение того, как вы думаете о типах.

Хорошо спроектированная объектно-ориентированная программа будет сосредоточена на поведении, а не на данных, поэтому она будет использовать много полиморфизма, либо с использованием «утиного ввода», либо явных интерфейсов, и будет стараться избегать явного знания фактических данных. конкретные классы передаются.

С другой стороны, хорошо спроектированная функциональная программа будет сосредоточена на типах данных , а не на поведении. F # уделяет гораздо больше внимания правильному проектированию типов, чем императивный язык, такой как C #, и многие примеры в этой и последующих сериях будут сосредоточены на создании и уточнении определений типов.

Так что же такое тип? Типы на удивление сложно определить. Одно определение из известного учебника гласит:

«Система типов - это управляемый синтаксический метод доказательства отсутствия определенного поведения программы путем классификации фраз в соответствии с типами вычисляемых ими значений»
(Бенджамин Пирс, Типы и языки программирования)

Хорошо, это определение немного техническое.Итак, давайте вернемся к делу - для чего мы используем типы на практике? В контексте F # вы можете рассматривать типы как используемые двумя основными способами:

  • Во-первых, как аннотация к значению , которая позволяет выполнять определенные проверки, особенно во время компиляции. Другими словами, типы позволяют использовать «модульные тесты времени компиляции».
  • Во-вторых, как домены для функций, над которыми нужно действовать. То есть тип - это своего рода инструмент моделирования данных, который позволяет вам представить в вашем коде реальный домен.

Эти два определения взаимосвязаны. Чем лучше определения типов отражают реальный домен, тем лучше они будут статически кодировать бизнес-правила. И чем лучше они статически кодируют бизнес-правила, тем лучше работают «модульные тесты времени компиляции». В идеальном случае, если ваша программа компилируется, то это действительно правильно!

Какие бывают типы?

F # - это гибридный язык, поэтому он имеет смесь типов: некоторые из них основаны на его функциональной основе, а некоторые - на ее объектно-ориентированной основе.

Как правило, типы в F # можно сгруппировать в следующие категории:

  • Общие типы .NET . Это типы, которые соответствуют .NET Common Language Infrastructure (CLI) и легко переносятся на любой язык .NET.
  • F # ​​специальные типы . Это типы, которые являются частью языка F # и предназначены для чисто функционального программирования.

Если вы знакомы с C #, вы знаете все типы интерфейса командной строки.В их числе:

  • Встроенные типы значений (int, bool и т. Д.).
  • Встроенные ссылочные типы (строка и т. Д.).
  • Пользовательские типы значений (перечисление и структура).
  • Классы и интерфейсы
  • Делегаты
  • Массивы

К специфическим типам F # относятся:

Я настоятельно рекомендую при создании новых типов придерживаться специфичных для F # типов, а не классов. У них есть ряд преимуществ перед типами CLI, например:

  • Они неизменны
  • Они не могут быть нулевыми
  • Имеют встроенное структурное равенство и сравнение
  • Имеют встроенную красивую печать

Сумма и виды продукции

Ключ к пониманию возможностей типов в F # заключается в том, что большинство новых типов создаются из других типов с использованием двух основных операций: sum и product .

То есть в F # вы можете определять новые типы почти так же, как если бы вы занимались алгеброй:

  определить typeZ = typeX "плюс" typeY
определить typeW = typeX "раз" typeZ
  

Я воздержусь от объяснения того, что означает сумма и произведение на практике, пока мы не перейдем к подробному обсуждению кортежей (продуктов) и типов размеченных объединений (сумм) далее в этой серии.

Ключевым моментом является то, что бесконечное количество новых типов может быть создано путем объединения существующих типов вместе с использованием этих методов «произведения» и «суммы» различными способами.Все вместе они называются «алгебраическими типами данных» или ADT (не путать с абстрактными типами данных , также называемыми ADT). Алгебраические типы данных можно использовать для моделирования чего угодно, включая списки, деревья и другие рекурсивные типы.

В частности, типы суммы или «объединения» очень ценны, и как только вы привыкнете к ним, вы обнаружите, что они незаменимы!

Как определяются типы

Все определения типа похожи, хотя конкретные детали могут отличаться.Все определения типов начинаются с ключевого слова « type », за которым следует идентификатор типа, за которым следуют любые параметры универсального типа, за которыми следует определение. Например, вот несколько определений типов для различных типов:

  тип A = int * int
введите B = {Имя: строка; LastName: строка}
тип C = Круг из int | Прямоугольник типа int * int
тип D = День | Месяц | Год
type E <'a> = Choice1 of' a | Выбор 2 из 'a *' a

тип MyClass (initX: int) =
   пусть x = initX
   член это.Метод () = printf "x =% i" x
  

Как мы уже говорили в предыдущем посте, существует специальный синтаксис для определения новых типов, который отличается от синтаксиса нормального выражения. Так что помните об этой разнице.

Типы могут быть объявлены только в пространствах имен или модулях. Но это не значит, что вам всегда нужно создавать их на верхнем уровне - вы можете создавать типы во вложенных модулях, если вам нужно их скрыть.

 
модуль sub =
    // тип объявлен в модуле
    тип A = int * int

    частный помощник модуля =
        // тип объявлен в подмодуле
        тип B = B списка строк

        // внутренний доступ разрешен
        пусть b = B ["a"; "b"]

// доступ извне запрещен
пусть b = sub.helper.B ["а"; "б"]
  

Типы не могут быть объявлены внутри функций.

  пусть f x =
    type A = int * int // неожиданное ключевое слово "тип"
    х * х
  

Построение и разборка типов

После того, как тип определен, его экземпляры создаются с использованием выражения «конструктор», которое часто очень похоже на само определение типа.

  пусть a = (1,1)
пусть b = {FirstName = "Боб"; LastName = "Smith"}
пусть c = Circle 99
пусть c '= Прямоугольник (2,1)
let d = Месяц
let e = Choice1 "a"
пусть myVal = MyClass 99
myVal.Метод ()
  

Интересно то, что тот же синтаксис «конструктора» также используется для «деконструкции» типа при сопоставлении с образцом:

  let a = (1,1) // "построить"
let (a1, a2) = a // "деконструировать"

пусть b = {FirstName = "Боб"; LastName = "Smith"} // "построить"
let {FirstName = b1} = b // "деконструировать"

let c = Circle 99 // "построить"
сопоставить c с
| Круг c1 -> printf "круг радиуса% i" c1 // "деконструировать"
| Прямоугольник (c2, c3) -> printf "% i% i" c2 c3 // "деконструировать"

let c '= Rectangle (2,1) // "построить"
сопоставить c 'с
| Круг c1 -> printf "круг радиуса% i" c1 // "деконструировать"
| Прямоугольник (c2, c3) -> printf "% i% i" c2 c3 // "деконструировать"
  

Читая эту серию статей, обратите внимание на то, как конструкторы используются обоими способами.

Полевой справочник по ключевому слову «тип»

Одно и то же ключевое слово type используется для определения всех типов F #, поэтому все они могут выглядеть очень похожими, если вы новичок в F #. Вот краткий список этих типов и способы отличить их.

Тип Пример Отличительные особенности
Abbrev (Псевдоним)
тип ProductCode = строка
введите преобразование <'a> =' a -> 'a
 
Используется только знак равенства.
Кортеж
// не определен явно с ключевым словом type
//использование
пусть t = 1,2
пусть s = (3,4)
 
Всегда доступны для использования и не определены явно с помощью ключевого слова type .
Использование обозначается запятой (с необязательными круглыми скобками).
Запись
type Product = {code: ProductCode; цена: float}
введите Сообщение <'a> = {id: int; Тело: 'а}

//использование
пусть p = {code = "X123"; цена = 9.99}
пусть m = {id = 1; Тело = «Привет»}
 
Фигурные скобки.
Использует точку с запятой для разделения полей.
Дискриминационный союз
тип MeasurementUnit = Cm | Дюйм | мили
тип Имя =
    | Псевдоним строки
    | FirstLast строки * строка
тип Tree <'a> =
    | Е
    | T дерева <'a> *' a * Tree <'a>
//использование
пусть u = дюйм
let name = Псевдоним ("Джон")
пусть t = T (E, "Джон", E)
 
Вертикальная черта.
Использует "of" для типов.
Enum
введите Gender = | Мужской = 1 | Женский = 2
//использование
let g = Пол. мужской
 
Подобно объединениям, но использует равно и значение типа int
Класс
type Product (код: строка, цена: float) =
   пусть isFree = цена = 0,0
   новый (код) = Товар (код, 0,0)
   член this.Code = код
   член this.IsFree = isFree

//использование
пусть p = Product ("X123", 9.99)
let p2 = Product ("X123")
 
После имени содержит список параметров в стиле функции для использования в качестве конструктора.
Имеет ключевое слово "член".
Имеет ключевое слово «новое» для вторичных конструкторов.
Интерфейс
тип IPrintable =
   абстрактный член Print: unit -> unit
 
То же, что и класс, но все члены абстрактны.
Абстрактные члены имеют двоеточие и подпись типа, а не конкретную реализацию.
Struct
type Product =
   структура
      код val: строка
      цена val: float
      новый (код) = {код = код; цена = 0,0}
   конец
   
//использование
пусть p = Product ()
let p2 = Product ("X123")
 
Имеет ключевое слово "struct".
Использует "val" для определения полей.
Может иметь конструктор.
Серия «Общие сведения о типах F #»

2.Обзор типов в F #

Комментарии

Пожалуйста, включите JavaScript, чтобы просматривать комментарии от Disqus.
комментарии в блоге на платформе

,

Страница не найдена

Страница не найдена

Этот файл не существует, и не было найдено index.html в текущем каталоге или 404.html в корневом каталоге.

Почему я это вижу?

Возможно, вы развернули неправильный каталог для своего приложения. Проверьте свой firebase.json и убедитесь, что общедоступный каталог указывает на каталог, содержащий файл index.html .

Вы также можете добавить 404.html в корне вашего сайта, чтобы заменить эту страницу настраиваемой страницей ошибок.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2020 © Все права защищены.