Внимание признаки: Тема 5. Внимание — Студопедия

Содержание

Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Внимание: свойства, функции и виды

Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

1. устойчивость,

2. сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

 

Функции внимания:

  • активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
  • способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
  • обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • определяет точность и детализацию восприятия,
  • определяет прочность, и избирательность памяти,
  • определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
  • выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
  • для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
  • в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
  • о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
  • внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

 

Основные виды внимания:

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное внимание — связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Формы расстройств внимания:

1. Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;

2. Уменьшение объема внимания;

3. Инертность (малая подвижность) внимания – невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;

4. Гипо- и апрозекксияневозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.

Внимание — это… Что такое Внимание?

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Объекты внимания

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека.Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определенного времени удерживать на нем. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в нее. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны.[1]

Функции внимания

Функциями внимания являются:

  • обнаружение сигнала
  • избирательное внимание
  • распределенное внимание

Виды внимания

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:

  • Неожиданность раздражителя.
  • Относительная сила раздражителя.
  • Новизна раздражителя.
  • Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
  • Контрастность предметов или явлений.
  • Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Послепроизвольное внимание 

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека

Формы внимания

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

  • внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира[2];
  • внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания[3];
  • моторное внимание;

Свойства внимания

Концентрация

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

Объём

Поскольку человек может одновременно ясно и отчетливо осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания. Таким образом, объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.

Устойчивость

В противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нём новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.

Переключаемость

Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности. Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.

Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать.

Переключение то на вазу, то на лица

Переключение то на девушку, то на бабушку

Переключение то на девушку, то на череп

См. также Концентрация внимания на образе, переключаемость образов, Hidden faces (англ.)русск.

Распределение

Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

Теории исходящие из разделения ресурсов внимания между объектами (Канеман) допускают специфичность некоторых ресурсов внимания модальности стимула (вербальный, зрительный, слуховой и т.п.) Осуществлять одновременное удерживание во внимании двух разных объектов возможно если объекты относятся к разным модальностям (смотреть на картину и слушать музыку).

Спелке (Spelke), Хирст (Hirst) и Найссер в ходе экспериментов по распределенному вниманию показали, что контролируемые вниманием задачи, даже если они требуют более сложных когнитивных способностей (сознание), могут быть автоматизированы и таким образом более эффективно обрабатываться вниманием одновременно[4].

Психологические модели внимания

В современной психологии выделяют следующие модели внимания[5]:

Модель простой последовательной обработки[6]

Модель последовательного выбора (селекции) (Selective Serial Models)[7]

Простая параллельная модель[8] Согласно Чарльзу Эриксену (Charles Eriksen) предметы отражаются в отдельных областях центральной ямки жёлтого пятна сетчатой оболочки глаза одновременно и независимо друг от друга на различных этапах внимания включая процесс распознавания.

Параллельная модель с ограниченной пропускной способностью (Limited-Capacity Parallel Model) была предложена Таунсендом (T. Townsend)[9]. Время затрачиваемое на обработку предмета находится в обратной зависимости от пропускной способности каналов обработки выделенных для этого предмета.

Соревновательная модель выбора (Race Models of Selection)

Коннектионистская модель[10] основывается на коннектионистской теории.

Нейропсихология внимания

Важным вопросом нейропсихологии является определение предмета нейробиологических механизмов внимания. Связана ли активность системы внимания с повышением степени обработки предмета внимания или с подавлением активности обработки отвлекающих стимулов. Или эти процессы одновременные.

Майкл Познер (Michael Posner), внесший значительный вклад в исследование нейропсихологической основы внимания, пришёл к выводу, что система внимания в головном мозге не является свойством какой то отдельной зоны головного мозга или мозга в целом[11].

Познер выделяет переднеассоциативную систему внимания в лобной доле коры головного мозга, и заднеассоциативную систему внимания охватывающую теменную долю коры головного мозга, таламус и те зоны среднего мозга которые связаны с движением глаз. Переднеассоциативная система внимания действует в задачах требующих осознания, заднеассоциативная система внимания — в зрительно-пространственных задачах внимания.

Эксперименты с рассеченными полушариями головного мозга показывают, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела; при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности[12].

Дефицит внимания

См. также Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Нейробиологические причины дефицита внимания чаще всего связаны с поражением лобных долей коры головного мозга и базальных ганглий[13], дефицит зрительного внимания связан с поражением заднеассоциативной системы теменной области коры головного мозга, таламуса и отделов среднего мозга отвечающих за движение глаз.

Примечания

  1. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
  2. Психологический словарь, значения психологических терминов «Мир Вашего Я»: «Внешнее внимание», psychologist.ru  (Проверено 11 января 2010)
  3. Психологический словарь, значения психологических терминов «Мир Вашего Я»: «Внутреннее внимание», psychologist.ru  (Проверено 11 января 2010)
  4. Spelke, E., Hirst, W., & Neisser, U. (1976). Skills of divided attention. Cognition, 4, 215-230.
  5. Bundesen. C. (1996). Formal models of visual attention: A tutorial review. In A. F. Kramer, M. G. H. Coles, & G. D. Logan (Eds.), Converging operations in the study of’ visual selective attention (pp. 1-43). Washington, DC: American Psychological Association. Elaborates on much of the material in the present article.
  6. Chelazzi, L. (1999) Serial attention mechanisms in visual search: A critical look at the evidence. Psychological Research, 62, 195-219.
  7. Wolfe, J., Reijnen, E., Horowitz, T., Pedersini, R., Pinto, Y., & Hulleman, J. (2011). How does our search engine “see” the world? The case of amodal completion. Attention, Perception, & Psychophysics, 73(4), 1054-1064.
  8. Eriksen, C. W., & Hoffhan, J. E. (1972). Temporal and spatial characteristics of selective attention. Perception and Psychophysics, 12, 201-204
  9. Townsend. J. T.. & Ashby, F. G. (1983). The stochastic modeling of elementary psychological processes. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  10. Duncan, J., & Humphreys, G. W. (1989). Visual search and stimulus similarity. Psychological Review, 96, 433-4 58.
  11. Posner, M. I., & Dehaene, S. (1994). Attentional networks. Trends in Neurosciences, 17(2), 75-79.
  12. Психологический словарь, значения психологических терминов «Мир Вашего Я»: «Внимание», psychologist.ru  (Проверено 11 января 2010)
  13. Lou, H. C, Henriksen, L., & Bruhn, P. (1984). Focal cerebral hypoperfusion in children with dyphasia and/or attention deficit disorder. Archives of Neurology, 41(8), 825—829.

Литература

См. также

Распознавание образов

Ссылки

Внимание, виды и свойства внимания — Студопедия

Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

— точность восприятия;

— прочность и избирательность памяти;

— направленность и продуктивность мышления.

Основные функции внимания:

-отбор значимых воздействий и игнорирование других;

-сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

-регуляция и контроль протекания деятельности.

Основные виды внимания:

1. В зависимости от волевых усилий личности:

непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;

произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;

послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.

2. По характеру направленности:

внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;

внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.

3. По происхождению:

природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;



социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;

4. По механизму регуляции:

непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.

5. По направленности на объект:

сенсорное;

интеллектуальное.

Основные свойства внимания:

Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.



Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.

Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.

Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Память как психический познавательный Памятьюназывают процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Процессы памяти:

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

Виды и формы памяти:

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.

Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:

по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.

по степени осмысленности:

механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;

смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

в зависимости от установки:

кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

по материалу, сохраняемому памятью:

когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;

эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;

личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

по модальности:

словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.

Свойства внимания в психологии 🍋

Автор Таня Хохлова в . Опубликовано Психология

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

С приходом 21-го века возрос интерес общества к загадкам человеческой психики.

Одним из самых загадочных, и интересных для понимания феноменов является когнитивная сфера (познавательные процессы человеческой психики), включающая в себя следующие познавательные процессы, а именно:

  • Внимание;
  • Память;
  • Мышление;
  • Ощущение;
  • Речь и другие.

Психическим познавательным процессом человека можно считать явления влияющие на отражение действительности головным мозгом.

Современные психологи не считают внимание процессом. Есть мнение, что внимание лишь одна из обязательных сторон таких процессов, как отражение, мышление, восприятие и ощущение, выражающееся в отчётливом и ясном протекании, и точном выполнении каждого из вышеуказанных психических процессов.

Понятие «внимание» в психологии

Под понятием «внимание» в психологии подразумевается сосредоточенность во время психической деятельности на каком-либо объекте.

Все действия, которые сопровождаются пристальным вниманием всегда чётки и актуальны, благодаря чему мозг сможет воспринять именно те «раздражители», которые относятся к деятельности человека на текущий момент.

Следовательно, «внимание» может быть осуществлено только в определённой направленности деятельности конкретного человека.

Например, если восприятие слуховое, то благодаря вниманию, можно подметить мельчайшие звуки, причём именно те, которые нужно услышать, отвлекшись от сторонних звуков.

Виды внимания

В настоящее время известны два вида внимания, неодинаково формирующиеся в онтогенезе (индивидуальном развитии) и функционально различающиеся. В их основе находятся различные физиологические механизмы. Это:

  1. Внимание непроизвольное.
  2. Внимание селективное или избирательное (произвольное).

Свойства внимания

Различают несколько основных свойств внимания:

  1. Концентрированность;
  2. Устойчивость;
  3. Интенсивность;
  4. Объем;
  5. Переключение;
  6. Распределение.

На каждом из этих уникальных свойств необходимо остановиться и рассказать подробнее.

  • Концентрированность.

Это свойство отражает сосредоточение на определенном объекте (например, просмотр телепередач), иными словами — фокус психической активности, созданный во временной момент «здесь и сейчас» с определенной целью.

  • Интенсивность

Рассматривается, как совокупность, эффективности восприятия мышления с памятью и с ясностью сознания в целом. Чем сильнее осознание значимости деятельности и чем меньше она знакома человеку, чем большее количество раздражителя его, тем интенсивнее будет внимание.

Рассматривается, как способность индивида удерживать концентрированность внимания на определенном объекте длительное время.

Она определяется типом нервной системы человека, его темпераментом, мотивацией, новизной, и значимостью. Потребностями в совокупности с личной заинтересованностью индивида, находящихся в обстоятельствах, связанных с его деятельностью.

Под этим свойством подразумевается количество однородных стимулов, которые человек может одновременно держать в фокусе своего внимания.

То есть, он, одновременно заостряясь на них, осуществляет удерживание концентрации внимания на нескольких объектах. В это же время проявляются ещё два уникальных свойства внимания – переключение и распределение, задействованные полномасштабно.

  • Распределение

Это свойство внимания характеризуется, как сосредоточенность на нескольких объектах одновременно.

Иными словами, находящиеся в центре внимания человека объекты, могут быть одновременно управляемы человеком, благодаря чему несколько действий одного человека одновременно управляют несколькими мыслительными процессами, не упуская ни одного из них из области своего внимания.

В современных условиях труда примером может быть ученик, находящийся на уроке истории и одновременно наблюдающий в окно класса за прилетевшими птицами. Получается, что половина его внимания посвящена материалам, рассказываемым преподавателем.

А другая половина его внимания следит за птицами, прилетевшими к окну. Это процесс может быть заметен по взгляду учащегося или по его позе. К тому же, если преподаватель обратиться в этот момент к человеку, то ответ последует не сразу (с небольшим опозданием) и будет немного заторможен.

Необходимо отметить, что уровень распределения внимания взаимосвязан с рядом обстоятельств. Примером таковых могут быть вид деятельности, и её сложность.

Неотъемлемой частью всего процесса по распределению внимания, в этом примере, будет также его переключаемость.

  • Переключаемость

Под переключаемостью внимания понимают способность перехода от одного вида деятельности к другому. С его функционалом связано включение и отключение внимания, переключением которого может быть проявление одного из основных двух его видов.

При произвольном переключении, человек сам отвлекается от основной своей деятельности на что-либо иное. В вышеприведённом примере это отчётливо видно.

Но он отвлекается на птиц, прилетевших к окну, тем самым переключая своё внимание по собственному желанию.

О внимании кратко

Внимание также можно трактовать в качестве избирательной направленности на тот или иной объект (например, ученик на уроке), рассмотренный выше.

Объем внимания подразумевает под собой количество объектов, которые может одновременно удерживать взрослый человек.

Например, у детей (в зависимости от возраста) это может быть от 2-х до 5-ти объектов, а у взрослых от 4-х до 8-ми объектов. Объём внимания можно измерять по средствам тестирования.

Человек с большим объёмом внимания подмечает больше событий. Основным элементом, при объёме внимания, становится зависимость от проблемы.

Проблемой внимания являются объекты и отсутствие (наличие) связи между ними.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Понятие внимания, его функции, свойства и виды — Студопедия

Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо яркое отражение.

Функции внимания:

1.Отбор значимых, соответствующих потребностям, воздействий и игнорирование других.

2.Удержание какой-либо деятельности на протяжении длительного времени.

3.Регуляция и контроль протекания действия.

Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому, в зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное). Наиболее изученным является сенсорное внимание (зрительное и слуховое).

Виды внимания. Выделяют несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное (волевое) и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.

Т.е. непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Оно возникает без каких-либо усилий со стороны человека, невольно.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

1. Внешние причины (обусловлены качеством раздражителя):

¾ Появление ранее отсутствовавшего раздражителя.

¾ Изменение физических свойств действующих раздражителей.

¾ Ослабление или прекращение действия раздражителя.

¾ Перемещение раздражителей в пространстве.

¾ Появление нового, необычного раздражителя.



¾ Сильные раздражители (громкие звуки, яркий свет, резкий запах).

¾ Контраст.

2. Внутренние причины (связаны с личностными характеристиками):

¾ Потребности, значение для индивида.

¾ Интерес.

¾ Направленность.

¾ Соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию организма.

Основная функция непроизвольного внимания: быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованием деятельности.

Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой задачу и вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания. В таких условиях, когда внимание направлено не на то, что ново и интересно, а на то, что нужно для осуществления деятельности, нередко требуются усилия воли. Поэтому данный вид внимания часто называют волевым.



Произвольное внимание будет поддерживаться, если:

¾ человек осознает долг и обязанности при выполнении работы,

¾ созданы привычные условия для работы (время, место),

¾ косвенный интерес (не интересна сама работа, а интересен результат),

¾ созданы благоприятные условия для деятельности (исключено влияние постоянно действующих посторонних раздражителей – телевизор, шум).

Послепроизвольное внимание – возникает после произвольного внимания, на его основе. Т.е. вначале внимание было произвольным, но потом человек заинтересовался работой.

По своим характеристикам оно схоже с непроизвольным, т.к. присутствует интерес, но оно не может быть сведено к непроизвольному, т.к. здесь присутствует и сознательно поставленная цель. Оно не может быть сведено и к произвольному, т.к. здесь для человека уже становится интересным и значимым не только результат деятельности (как при произвольном), но и сам процесс деятельности.

В первые два года жизни внимание ребенка лишь непроизвольное, затем постепенно ребенок учиться быть внимательным благодаря речевым инструкциям взрослых. И постепенно дети овладевают способностью внутренней речевой инструкции (самоприказ).

Кроме этого, в зависимости от того, на какой объект направлено внимание, выделяют такие его виды: внешнее (направлено на окружающие предметы) и внутреннее (направлено на собственные мысли).

Выделяют также внимание коллективное, групповое и индивидуальное.

Способы привлечения и поддержания внимания:

1. Прием «нейтральной фразы» (вначале сообщения произносится фраза, не связанная с темой, но имеющая важное значение для всех). Например, история из жизни, парадокс.

2. Прием завлечения (говорящий произносит что-то трудновоспринимаемое неразборчиво или тихо и слушателю приходится концентрировать внимание).

3. Зрительный контакт (пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание).

4. «Навязывание ритма» (постоянно менять характер и темп речи, не давать расслабиться).

5. Прием акцентировки (обратить на что-то внимание).

Свойства внимания.К свойствам внимания относят следующие:

1.Концентрация – наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и интенсивность этой связи. Концентрация обратно пропорциональна объему внимания (чем больше мы сконцентрированы, тем меньше объектов мы замечаем).

2.Объем – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. При восприятии простых объектов объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам, а у детей – 2-3 элементам (5+2). Поэтому необходимо уметь осмысливать и структурировать воспринимаемый материал, что позволит увеличить объем внимания.

3.Распределение – свойство, с которым связывают возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий).

Возможность распределения внимания зависит от ряда условий: а) чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание, б) успешность совмещения зависит и от того, насколько связаны между собой совмещаемые деятельности (если близко, то распределить внимание становится сложно). Например, трудно совмещать два вида умственной деятельности. Более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности. В процессе постоянных упражнений возможно развитие данного свойства.

4.Переключение – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Например, переключение может быть обусловлено необходимостью включения в новую деятельность, либо осуществляться с целью отдыха.

5.Устойчивость – это длительность сохранения интенсивности внимания (как долго). Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течении относительно длительного времени. 1) Одним из важных условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания (невозможно длительное сосредоточение на одном объекте, если он не меняется, т.е. однообразие снижает внимание). 2) Устойчивость также повышается с увеличением сложности объекта (сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность). Но эта сложность должна быть оптимальной, иначе быстро наступит утомление. 3) Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее сосредоточение. 4) Внимание может быть устойчивым, если человек понимает важность выполняемой работы. 5) Большое значение для сохранения устойчивости играет активность личности (внешняя или внутренняя) по отношению к объекту.

Но даже в рамках повышенной устойчивости возможны некоторые колебания внимания. Флуктуации (колебания внимания) – это периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания, периодическое непроизвольное его усиление или ослабление (от 2 до 12 сек.). Такие колебания в рамках устойчивого сосредоточения часто не замечаются и не оказывают существенного влияния на эффективность деятельности. Кроме этого, необходимо учитывать так называемые сдвиги устойчивости, которые могут происходить в течение длительной работы даже у самого внимательного человека (например, в начале урока и в конце).

Если у человека сформировалась привычка всегда быть внимательным, то в таком случае можно говорить о присутствии важного качества личности – внимательности. Если же человек внимателен по отношению к другим людям, то говорят о такой моральной черте, как чуткость, отзывчивость.

8. Внимание, его виды и свойства

Внимание
это
активная направленность сознания на
те или иные предметы и явления при
одновременном отвлечении от всего
остального.

Виды
внимания:

Непроизвольное
внимание

вызывается внешними неожиданными
факторами: теми или иными особенно­стями
объектов, воздействующих на человека
в данный момент. Ими могут быть сила,
интенсивность, новизна, необычность,
контрастность раздражителя или
подвиж­ность объекта.

Произвольное
внимание —
возникает
вследствие соз­нательно поставленной
цели. Оно всегда требует волевых усилий.

Послепроизвольное
внимание

возникает вслед за про­извольным и
обладает чертами как непроизвольного,
так и произвольного.

Свойства
внимания:

Избирательность
внимания

сосредоточение его на объектах,
представляющих для человека наибольший
интерес.

Устойчивость
внимания

длительность удержания его на одном
предмете или виде деятельности.

Распределение
внимания

одновременное внимание к двум или
нескольким объектам при одновременном
выполнении действий с ними или наблюдений
за ними.

Объем
внимания

количество объектов, одновремен­но
охватываемых вниманием с одинаковой
степенью ясно­сти восприятия (средний
объем внимания: 5—7 объектов).

Переключаемость
внимания —
способность
внимания переключаться с одного объекта
на другой.

От
особенностей внимания зависят такие
черты лич­ности, как внимательность,
наблюдательность и рассе­янность.

Все
психические познавательные процессы
(ощущения,
восприятие, память, мышление, воображение
и внима­ние) в своей совокупности
представляют психическое яв­ление,
которое называют интеллектом.

Для
оценки уровня интеллекта наибольшей
популярно­стью пользуется «коэффициент
интеллектуальности» (I
О
), который можно измерить с помощью
тестов (Векслер, Бине).

Максимальное
значение I
0
— 200 баллов, минималь­но—О баллов. От
84 до 116 баллов — средний уровень
интеллекта, от 116 до 180 — повышенный
уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые
(дебилы, имбецилы, идиоты).

Дебилъность
легкая
степень слабоумия. Дебилы способ­ны
к обучению, овладевают несложными
трудовыми про­цессами, их социальное
приспособление ограничено.

Имбецильность
средняя
степень слабоумия. Речь имбе-цилов
развита слабо, они не обучаемы,
нетрудоспособны, им доступны лишь
элементарные акты самообслуживания.

Идиотия

самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти
полностью отсутствует речь и мышление,
они нуждаются в постоянном уходе и
надзоре.

9.
Процесс мышления

Мышление

это психический процесс отражения
ре­альности в ее наиболее существенных
связях и отноше­ниях, высшая форма
творческой активности человека. Мышление
можно представить как познавательный
про­цесс, направленный на разрешение
какой-либо задачи, постановка которой
включает в себя цель, условия и ре­шение.
Мыслительный процесс совершается в
понятиях и образах. Его можно рассматривать
как одну из форм деятельности человека
(мыслительная деятельность).

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразова­ний, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.

Наглядно-образное
~
осуществляется
на основе преоб­разований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих от­ражение
реальности в образно-концептуальной
форме.

Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосре­дованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по- \ нятиями (сравнение,
аналиа, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связ­ного логического
рассуждения, в котором каждая по-

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразова­ний, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.

Наглядно-образное
осуществляется
на основе преоб­разований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих от­ражение
реальности в образно-концептуальной
форме.

Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосре­дованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по­нятиями (сравнение,
анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связ­ного логического
рассуждения, в котором каждая по-следующая
мысль обусловлена предшествующей. Это
раз­личного вида дедуктивные и
индуктивные умозаключе­ния, способы
доказательств и т.д.

Процессам
мышления людей присущи значительные
индивидуальные различия, которые
проявляются в Каче­ствах ума:
Самостоятельность мышления. Широта и
глубина ума. Гибкость мысли. Быстрота
и критичность ума.

Мышление
и речь

Человеческое
мышление тесно связано с речью.
И
речь, и мышление протекают на одной и
той же основе — на основе языка, который
можно рассматривать как знако­вую
систему, служащую для фиксации, хранения,
ос­мысления и передачи информации.
Язык служит средст­вом общения между
людьми. Собственно, языки и сфор­мировались
вместе с мышлением из потребности людей
в общении и в процессе общения.

Речь
это
словесный (вербальный ) язык в действии,
процесс практического применения
человеком именно сло­весного языка,
а не какого-нибудь другого (языка жестов,
звуков, красок, программирования)

Виды
речи:

Внутренняя
речь —
это
словесная форма мышления. Результатом
внутренней речи являются мысли. Хотя
при внутренней речи человек и не говорит
вслух, его мысли все равно облекаются
в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка,
свернута, часто целое предложение
сокращается до одного слова.

Внешняя
речь

бывает устной и письменной. Устная
делится на монологическую и диалогическую,
когда в разговоре участвуют два человека
и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства
речи:

Содержательность
речи —
зависит
прежде всего от ценности и объема
содержащейся в ней информации.

Понятность
речи —
зависит
от ее смыслового значе­ния, языковых
особенностей, а также от уровня разви­тия
слушателей.

Выразительность
речи —
определяется
отчетливостью произношения (дикцией),
а также интонацией как со­вокупностью
темпа, тона, ритма и пауз.

10.
К.К.Платонов,
учитывая
соотношение
социального
и биологического в качествах личности,
выделяет четыре группы свойств (черт),
составляющих основные стороны
(подструктуры) личности:

1-я
подструктура личности объединяет
направленность
и
отношения личности
,
проявляющиеся как ее моральные черты.
В нее входят: влечения, желания, интересы,
склонности, идеалы, мировоззрение,
убеждения. Элементы (черты) личности,
входящие в эту подструктуру, не имеют
непосредственных врожденных задатков.
Эта подструктура формируется путем
воспитания. Она может быть названа
социально-обусловленной подструктурой;

  • 2-я
    подструктура личности — опыт
    — объединяет знания, навыки, умения и
    привычки, которые формируются на основе
    личного опыта, но имеют заметное влияние
    и биологически, и даже генетически
    обусловленных свойств личности.

  • 3-я
    индивидуальные
    особенности психических процессов
    ,
    или психических функций, понимаемые
    как формы психического отражения
    (ощущение и восприятие, память, мышление
    и воображение, чувства, воля).

  • 4-я
    биопсихические
    свойства

    личности.
    Активность этой подструктуры, в большей
    степени, определяется основными
    физиологическими свойствами нервной
    системы и включает: темперамент, половые
    и возрастные особенности личности,
    включая ее патологические, т. н.
    органические изменения.

Особенностями
этих четырех подструктур, однако, не
исчерпываются индивидуальные свойства
личности, поскольку на эти подструктуры
накладываются еще две общие подструктуры:
характер
и способности.
Являясь подструктурами наложенными,
выделяющимися из общей структуры
личности, характер и способности
представляют собой не самостоятельные
подструктуры, а общие качества личности,
включающие особенности каждой из четырех
основных иерархических подструктур. В
предложенной К.К.Платоновым динамической
функциональной структуре личности
содержится как координационный
(взаимосвязи между подструктурами
личности на одном иерархическом уровне),
так и субординационный (взаимосвязи
между подструктурами личности,
представленными на разных уровнях)
принципы построения.

Психологическая
защита личности

Психологическая
защита личности
связана
с тем, что в жизни часто человек не в
состоянии взвесить все обстоя­тельства
и выбрать такое поведение, которое могло
бы из­бавить его от неприятных
переживаний. Тогда и срабатыва­ют
механизмы психологической защиты.

Механизмы
психологической защиты стабилизируют
наше состояние, отторгают или изменяют
неблагоприят­ную информацию о себе
и других, служат для преодоле­ния
дискомфорта.

Впервые
защитные механизмы были выявлены 3.
Фрей­дом, а изучены и описаны его
дочерью А. Фрейд.

Основные
механизмы психологической защиты.

Подавление
(репрессия)

вытеснение неприемлемых, потенциально
опасных желаний и мыслей из сознания,
ЧТО
предотвращает
их возможное разрешение. Психиче­ская
энергия
подавленных
желаний не исчезает бесслед­но, а
продолжает существовать в человеке
независимо от его сознания и часто
находит свое болезненное проявле­ние
в виде головных болей, язв, сердечных
заболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицание

устранение, игнорирование травмирую­щих
восприятий внешней реальности. Это
бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной
объективному наблюдению. При этом,
игнорируя логику, человек не замечает
проти­воречий в своих суждениях.

Рационализация
построение
приемлемых оснований для оправдания
неприемлемых форм поведения, мыслей и
чувств. Рационализация маскирует,
скрывает истинные мотивы от сознания
самого субъекта во имя внутреннего
комфорта, сохранения чувства собственного
достоинства, самоуважения.

Инверсия
подмена
мыслей, чувств, отвечающих под­линному
травмирующему мотиву, диаметрально
проти­воположным поведением, мыслями,
чувствами. Напри­мер, неразумная,
необъяснимая неприязнь к кому-либо
может подменяться в отношениях с этим
человеком осо­бой предупредительностью,
подчеркнутой вежливостью. И, наоборот,
— симпатия, любовное увлечение могут
демонстрироваться как неприязнь,
нарочитое игнори­рование и даже
бестактность.

Проекция

приписывание другому человеку своих
соб­ственных качеств, мыслей или
чувств, в которых человек не хочет
признаваться себе из-за их неприглядности.

Изоляция
(отчуждение) —
обособление
или локали­зация внутри сознания
травмирующих человека факто­ров так,
что связь между определенным событием
и его эмоциональной окраской не отражаются
в сознании. В ре­зультате может
наступать явление двойника, то есть
раз­двоение, расщепление личности.

Регрессия
возвращение
к более раннему, примитив­ному способу
реагирования на травмирующие события,
чтобы избежать внутренней тревоги,
сохранить чувство са­моуважения.
Яркий пример регрессии — это инфантиль­ность
(младенчество, детскость) в поведении
и отношени­ях взрослых людей.

Сублимация
преобразование
энергии сексуальных влечений в социально
приемлемые формы активности: творчество,
социальные контакты и т.п.

Психологическую
защиту нельзя однозначно рассмат­ривать
как полезное или вредное психическое
явление. Позволяя сохранить устойчивость
личности на фоне дес­табилизирующих
переживаний и добиться определенной
адаптации, психологическая защита в то
же время лиша­ет человека возможности
активно воздействовать на си­туацию
и устранить источник переживаний.

Знаки Внимание PNG Фото | Векторные и PSD файлы

  • attention sign with exclamation mark icon, Attention Icons, Sign Icons, Exclamation Icons PNG and Vector

    знак внимания с восклицательным знаком

    3333 * 3333

  • red yellow warning attention sign, Attention Sign, Red, Yellow PNG and PSD

    красно-желтый предупреждающий знак внимания

    2201 * 2201

  • attention sign with exclamation mark icon, Attention Icons, Sign Icons, Exclamation Icons PNG and Vector

    знак внимания с восклицательным знаком

    3333 * 33

  • important note attention sign, Prompt, Exclamation Point, Note PNG and PSD

    важная заметка знак внимания

    2000 * 2418

  • attention sign with exclamation mark icon, Attention Icons, Sign Icons, Exclamation Icons PNG and Vector

    знак внимания с восклицательным значком

    3333 * 3333

  • attention sign with exclamation mark icon, Attention Icons, Sign Icons, Exclamation Icons PNG and Vector

    знак внимания с восклицательным знаком

    * 3333

  • знак внимания со значком восклицательного знака

    3333 * 3333

  • attention sign with exclamation mark icon, Attention Icons, Sign Icons, Exclamation Icons PNG and Vector знак внимания

    со значком восклицательного знака

    3333 * 3333

  • attention sign with exclamation mark icon, Attention Icons, Sign Icons, Exclamation Icons PNG and Vector знак внимания

    со значком восклицательного знака

    3333 * 3333

  • attention sign with exclamation mark icon, Attention Icons, Sign Icons, Exclamation Icons PNG and Vector знак с восклицательным значком

    3333 * 3333

  • 90 072 be careful under the attention sign, Be Careful With The Illustration Below, There Are Things At The Foot, Prohibition Signs PNG and PSD

    будьте осторожны под знаком внимания

    2000 * 2000

  • attention sign with exclamation mark icon, Icons Converter, Icons Fitness, Icons Maker PNG and Vector знак внимания

    с восклицательным знаком

    3333 * 3333

  • attention sign with exclamation mark icon 3d blue button, Button Icons, 3d Icons, Attention Icons PNG and Vector

    знак внимания с восклицательным значком 3d синяя кнопка

    3333 * 3333

  • police prohibited attention gesture, Police, Attention, Reminder PNG and PSD

    запрещен полицией жест внимания

    3507 * 4960

  • female police salute gesture, Police, Attention, Reminder PNG and PSD

    жест женского полицейского приветствия

    3507 * 4960

  • warning attention icon, Attention, Sign, Caution PNG and Vector

    значок предупреждающего внимания

    5026 * 5026

  • attention warning sign, Signage, Warning, Attention PNG and PSD

    предупреждающий знак внимания

    9014

    2000

    000

    2000000 24000

    000 руки для профилактики ковидных 19 нков коронавирус

    1200 * 1 200

  • no open flame logo illustration, Black Flame, Cartoon Illustration, Forbidden Icon PNG and PSD

    нет логотипа с открытым пламенем

    3000 * 2000

  • no eating sign illustrator, Prohibited To Eat, Cartoon Illustration, Forbidden Icon PNG and PSD

    иллюстратор без знака

    3000 * 2000

  • 6 wash your hands with soap frequently, Wash, Soap, Frequently PNG and Vector

    часто мыть руки с мылом

    1200 * 1200

    9648

    красная восклицательная полиция

    3507 * 4960

  • hand drawn yellow horizontal line icon, Road Traffic Sign, Black Sign, Yellow PNG and PSD

    рисованной значок желтой горизонтальной линии

    2200 * 2200

  • index finger up icon cartoon style, Style Icons, Cartoon Icons, Finger Icons PNG and Vector

    указательный палец вверх значок мультяшном стиле

    5000 * 5000

  • prohibition of oil identification illustration, Black Oil Drum, Cartoon Illustration, Forbidden Icon PNG and PSD
  • Иллюстрация

    3000 * 2000

  • safety work icons set cartoon style, Work Icons, Safety Icons, Style Icons PNG and Vector

    набор иконок безопасности работы мультяшном стиле

    5000 * 5000

  • vector wild animal crossing icon, Animal Icons, Animal Crossing Icon, Attention Icon PNG and Vector

    вектор значок пересечения диких животных

    1024 * 1024

  • warning sign cartoon illustration, Warning, Attention, Sign PNG and Vector

    предупреждающий знак иллюстрации шаржа

    2382

  • element for corona virus with shield design vector isolated, Shield Icons, Element Icons, Corona PNG and Vector

    элемент для вируса короны с щитом дизайн векто r изолированный

    1200 * 1200

  • pink stereo sign illustration, Signpost Signs, Reminder Signs, Attention Signs PNG and PSD

    розовая иллюстрация стерео знака

    2000 * 2000

  • vector reverse detour traffic safety sign warning sign, Reverse Detour, Traffic Safety Sign, Warning Sign PNG and Vector

    вектор знак движения в обратном направлении предупреждающий знак

    2000 * 2000

  • prohibited crossing logo illustration, Prohibition Of Crossing Logos, Cartoon Illustrations, Prohibition Icons PNG and PSD

    иллюстрация запрещенного пересечения логотипа

    3000 * 2000

  • no passengers, Prohibition, Passenger, Safety Sign PNG and Vector

    нет пассажиров

    2000 * 2000

  • warning sign beware of entanglement, Yellow, Warning Sign, Beware Of PNG and PSD

    предупреждающий знак остерегаться запутывания

    3672 * 3426

    Иллюстрация общественного обозначения

    2000 * 2000

  • warning sign slogan in danger zone, Hazardous Area, Yellow, Yellow Warning Sign PNG and PSD

    предупреждающий знак лозунг в опасности

    2086 * 2368

  • vector t shaped intersection traffic safety warning sign, Vector, T-shaped Intersection, Traffic Safety PNG and Vector

    вектор Т-образный промежуток n знак безопасности дорожного движения

    2000 * 2000

  • cartoon traffic tractor icon, Cartoon, Traffic, Tractor Icon PNG and PSD

    мультфильм значок трактора движения

    2000 * 2000

  • vector wild animal crossing icon, Animal Icons, Wild, Animal Crossing PNG and Vector/ourmid/pngtree-vector-wild-animal-crossing-icon-png-image_784801.jpg» alt=»vector wild animal crossing icon, Animal Icons, Wild, Animal Crossing PNG and Vector»/>

    вектор значок пересечения диких животных

    1024 * 1024

  • vector wild animal crossing icon, Animal Icons, Wild, Animal Crossing PNG and Vector

    значок пересечения диких животных

    1024 * 1024

  • vector wild animal crossing icon, Animal Icons, Wild, Animal Crossing PNG and Vector

    вектор значок пересечения диких животных

    1024 * 1024

  • vector wild animal crossing icon, Animal Icons, Wild, Animal Crossing PNG and Vector

    вектор значок пересечения диких животных

    1024 * 1024

  • vector wild animal crossing icon, Animal Icons, Wild, Animal Crossing PNG and Vector

    вектор значок пересечения диких животных

    100004

  • vector wild animal crossing icon, Animal Icons, Wild, Animal Crossing PNG and Vector

    вектор значок пересечения диких животных

    1024 * 1024

  • vector wild animal crossing icon, Animal Icons, Wild, Animal Crossing PNG and Vector
  • ,

    знак внимания — определение — английский

    Примеры предложений с «знаком внимания», память переводов

    Гига-фрэнн В отличие от этого, как правило, это начало знака, которое привлекает внимание потребителей, где знаки отличаются только по окончанию, эта разница часто недостаточна для исключения сходства. Гигафрен Интеграция этих двух слов в одном знаке имеет определенный эффект удивления для потребителей, захвата и удержания или, по крайней мере, способности удерживать их внимание.Знак представляет собой товарный знак, который достаточно отличается от знака, произведенного простым нанесением ООН-2. Фактически государству-участнику необходимо уделять пристальное внимание таким знакам, поскольку мнения народных заседателей, которые были ближе к население, может выявить отношение населения и тенденции, которые требуют серьезного внимания. Giga-frenRecommendations ▪ Обратите внимание на признаки и симптомы, совместимые с сифилисом (например, на стадии 1, безболезненная язва на половом члене или, на стадии 2, кожная сыпь без зуда). Сотрудникам ООН-2 рекомендуется быть внимательными к признакам насилия в семье и вмешиваться, а не ждать, пока женщины подадут отчет. ООН-2 Он принял 144 из 180 рекомендаций; остальные 36 были предметом консультаций в Индонезии, где обзор привлек внимание общественности, что является признаком их надежды на то, что это будет способствовать национальным усилиям в области прав человека. WikiMatrixNow, получив больше внимания, Hegarty подписал контракт с американским звукозаписывающим лейблом Secretly Canadian и выпустил еще один EP The Lake, в котором Лу Рид выступал в качестве гостя на одном из треков. EurLex-2-, которые в пунктах сбора (центрах сбора) прошли медицинское обследование у официального ветеринарного врача, который, в частности, должен обратить внимание на признаки везикулярной болезни свиней. MultiUnNHRI должны уделять особое внимание признакам ксенофобии и дискриминации и непропорциональным ограничениям прав человека, чтобы предвидеть конфликт Обычные путешественники должны обращать внимание на знаки, предупреждающие о минах, и избегать выезда с главной дороги A-9. Europarl8Mr Президент, я хотел бы обратить ваше внимание. Я подписал резолюцию, компромиссный текст вместе с другими два дня назад. Hunglish Письмо написано, царь перечитал его внимательно, затем подписал его, предшествуя своему имени словами «Byt po semou», что, означая «Да будет так», составляет решающую формулу русских императоров. MIZAN, как он с сострадательным вниманием прочитал знаки, прикрепленные к стенам. Обычный обход Обратите внимание на знаки, которые учитель использует для выделения важных моментов, таких как жесты, более медленная скорость речи, повторение или ключевые фразы, такие как «вы заметите это» или «важно знать»… «. jw2019Каждый день ребенок будет всматриваться в него, внимательно наблюдая за признаками роста. springer Результаты опроса показывают, что хирурги уделяют пристальное внимание признакам психологического сопутствующего заболевания и имеют хорошие базовые знания о психотравмирующих расстройствах. Например, было заявлено о необходимости создания региональных, провинциальных и районных отделений национальных учреждений, которые должны быть внимательны к признакам назревающего конфликта и предупреждать других участников о возникающих проблемах Ватикан.Они внимательно следят за знаками, указывающими на его присутствие; они неутомимы перед испытаниями поиска; они смелы в выводе последствий для жизни, которые вытекают из встречи с Господом. WikiMatrixBoquete привлекло международное внимание после подписания контракта на Филадельфию Независимости профессионального женского американского футбола (WPS) в 2011 году. Гигафрен • Соблюдайте установленные ограничения скорости и обращайте внимание на знаки. EMEA0.3 Пациентам следует поручить обратиться к врачу, если развиваются признаки или симптомы нейротоксичности или если пероральный дексаметазон плохо переносится. Гигафрен Все профессиональные работники в паллиативной помощи должны быть внимательны к признакам сложной или нарушенной утраты. WikiMatrixПосле получения дальнейшего внимания Puth подписал контракт с Atlantic Records в январе 2015 года.

    Показаны страницы 1. Найдено 2984 предложений, соответствующих фразе Внимание. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о