(классификация по Ч. Шеррингтону) — Студопедия
Тема 2.1. Ощущение и восприятие. Классификация ощущений. Свойство восприятия.
Ощущение– психический процесс, в котором отражаются отдельные свойства предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущение– отражение отдельных сторон объекта или явления, которые не относятся к конкретному объекту. (Ощущение светлого пятна, громкого звука, сладкого вкуса).
Восприятие– отражение целостного объекта или явления, включающее его предметное значение (восприятие вкуса дыни, удара колокола).
Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов раздражителей на органы чувств человека.
Раздражителями называют предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.
Филиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.
Виды ощущений: (классификация по Ч. Шеррингтону)
1. Экстероцептивные – ощущения при воздействии раздражителя на рецепторы расположенные на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения, тепла, холода, болевые и осязательные.
2. Дистантные– ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К ним относятся: зрение, слух, обоняние.
3. Контактные ощущения возникают при непосредственном взаимодействии с чувствующим органом. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.
4. Интероцептивные ощущения связаны с раздражителем рецепторов, находящихся внутри организма. Эти ощущения отражают внутреннее состояние организма. К ним относятся ощущения голода, жажды, сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы, внутренние болевые и статические ощущения и др.
5. Проприоцептивные, или двигательные, ощущения отражают движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степени прилагаемого при этом усилия. Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их. Ощущение положения (равновесия) наряду с двигательными ощущениями играет важную роль в процессе восприятия, например устойчивости. (вражденный характер)
По модальности раздрожителей ощущения бывают:(классификация) зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.
Зрительные – возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.
Слуховые – являются отражением звуков различной высоты (высокие – низкие), силы (громкие-тихие), тембра, различногокачества (музыкальные звуки, речь, шумы). Музыкальные звуки – пение и звуки различных музыкальных инструментов. Шумы –это, например, звук мотора, шум дождя, грохот поезда и т.п.
Обонятельные ощущения – являются отражением запахов. Обоняние обеспечивает человека информацией о наличии в воздухе различных химических веществ.
Вкусовые ощущения – входят в группу контактных ощущений. Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химических свойств, раствореннох в воде или слюне. Основные вкусовые качества – это кислотность, соленость, сладость и горечь.
Кожные, тактильные или болевые ощущения образуются при контактном взаимодействии с предметами.
Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая.
Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Более всего скопление тактильных клеток наблюдается на лодони, на кончиках пальцев и на губах.
Температурные ощущения возникают как ощущение холода и тепла.
Осязание – кожные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание.
Свойства ощущения:
Качество – слуховые характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью.
Интенсивность ощущений – это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявления. Интенсивнеость ощущений определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Продолжительность – временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств и зависит от времени воздействия раздражителя и его интенсивности.
Инерция ощущений проявляется в том, что ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия, а сохраняется еще некоторое время. Длительность инерции ощущений не является константной величиной, а зависит от ряда факторов.
Взаимодействие ощущений:
Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации, синестезии и контраста.
Сенсибилизация (от лат. чувственный) –повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиваться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения.
Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другога анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распрастраняется на все модальности.
Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст.Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного, слабый тепловой раздражитель кажется горячим.
Для деятельности музыканта наибольшее значение имеют слуховые, тактильные, двигательные и ритмические ощущения.
Для вокалистов, духовников и струйнников большое значение имеют вибрационные ощущения, дающие звуку характерную полноту и окраску тембра.
Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений
Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами. Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).
Выделяют следующие основания классификации ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.
По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.
По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.
Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.
Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.
Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.
Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн.
Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы.
Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». Специальных вибрационных рецепторов / человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.
Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.
В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные).
Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.
Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.
Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.
Третий вид кожной чувствительности- температурные ощущения – связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и Холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь.
О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.
Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.
18. Виды ощущений. Классификации ощущений.
Существуют различные
походы к классификации ощущений.
По
модальностям, т.е. видам, ощущения бывают
такими: обоняние, вкус, осязание, слух
и зрение. А.Р.Лурия предлагает: «Выделяя
наиболее крупные и существенные группы
ощущений, их можно разбить на три основных
типа: интероцептивные, проприоцептивные
и экстероцептивные». Атлас по психологии
объясняет, что интероцепторы
— рецепторы,
расположенные на внутренних органах,
передают сигналы из внутренней среды
организма; проприоцепторы сигнализируют
о положении различных частей тела и их
движении, а экстероцепторы сигнализируют
о различных характеристиках внешнего
мира.
Рассмотрим
систематическую классификацию ощущений.
Данная классификация была предложена
английским физиологом Чарльзом
Шеррингтоном (см. схему).
интероцептивные
ощущения —
проприоцептивные
ощущения,
экстероцептивные
ощущения:
Контактные | Дистантные |
Вкус | Обоняние |
Осязание | Слух |
Зрение |
19. Свойства ощущений.
Общие свойства
ощущений. Эти свойства будут характерны
для любого анализатора. Ощущение – это
форма отражения адекватных раздражителей.
Модальность –
(разновидность) – качественное
своеобразие, все ощущения отличаются
модальностью. Основное качество
соответствующего ощущения (обоняние,
вкус, осязание, слух и зрение). Внутри
некоторых из модальностей можно выделить
субмодальности, например, вкусовая
(вкусовые ощущения) – 4 субмодальности:
соленое, горькое, кислое, сладкое.
Инерционность
ощущение не возникает в тот момент,
когда действует раздражитель (это мили
секунды, но их можно измерить) – возникшее
в анализаторе также не исчезает мгновенно,
оно сохраняется – последовательные
образы. Длительность ощущения – временная
характеристика возникшего ощущения.
Интенсивность –
является его количественной характеристикой
и зависит от силы действующего раздражителя
и функционального состояния рецептора
(например, при насморке интенсивность
ощущения запахов может быть искажена)
Пространственная
локализация раздражителя. Анализ,
осуществляемый рецепторами, дает нам
сведения о локализации раздражителя в
пространстве, т.е. мы можем сказать
откуда падает свет, идет тепло.
Степень
чувствительности – количественные
параметры основных характеристик
ощущений. 2 вида чувствительности:
абсолютная чувствительность и
чувствительность к различию.
Человеческие
органы чувств
— удивительно
тонкие аппараты. Так, человеческий глаз
может различить световой сигнал в I/1000
свечи на расстоянии
1 км. Но
— одновременно
— мы можем
не услышать звука с частотой выше
20 000 герц.
В
психофизиологии различают два вида
порогов
— порог
абсолютной чувствительности и порог
различения.
Наименьшая
сила раздражителя, при которой возникает
едва заметное ощущение
— это нижний
абсолютный порог чувствительности.
Наибольшая cилa
раздражителя, при которой еще существует
ощущение данного вида,
— верхний
абсолютный порог чувствительности.
Пороги ограничивают зону чувствительности
анализатора к конкретному виду
раздражителя (в монографии А.Р.Лурии
«Ощущение и восприятие» приведена
таблица зон чувствительности, которая
может заинтересовать студентов). Нижний
порог ощущений определяет уровень
абсолютной чувствительности данного
анализатора. Между абсолютной
чувствительностью и величиной порога
— обратная зависимость.
Формула
Е=1/р
показывает, что чем меньше величина
порога (р), тем выше чувствительность
анализатора (Е). Для вызова вкусовых
ощущений нужно в
25000 раз
больше молекул, чем для создания
обонятельного ощущения
(8 молекул).
Минимальное
различие между двумя раздражителями,
вызывающее едва заметное различие
ощущений, называется порогом различения
или разностным порогом. Немецкий физиолог
Э.Вебер
(1795-1878)
утверждал, что порог различения
относителен, а не абсолютен.
Следует
учитывать, что для данного анализатора
порог различения — величина постоянная:
для зрительного анализатора
— 1/100, для
слухового
— 1/10, для
тактильного
— 1/30.
Немецкий ученый Густав Фехнер (1801-1837)
выразил зависимость интенсивности
ощущений от силы раздражителя:
S
= K
Lg
J
+ C
,
где
S
— интенсивность
ощущения,
К
— коэффициент
пропорциональности,
J
— сила
раздражителя,
С
— константа.
Эта формула
показывает, что при возрастании силы
раздражителя в геометрической прогрессии
интенсивность ощущения увеличивается
в арифметической прогрессии (интенсивность
ощущений возрастает не пропорционально
изменению раздражителей, а гораздо
медленнее). Так звучит формулировка
основного психофизического закона
Вебера-Фехнера.
К
свойствам ощущений относится и адаптация
—
приспособление, изменение чувствительности
органов чувств под влиянием действия
раздражителя. Всем известно, что человек,
перешедший из ярко освещенного помещения
в темное, сначала ничего не видит;
необходимо определенное время, чтобы
начать хорошо ориентироваться в темноте.
Существует негативная адаптация
— притупление
ощущения под влиянием сильного
раздражителя и позитивная
— повышение
чувствительности под влиянием слабого
раздражителя.
Взаимодействие
ощущений
— это
изменение чувствительности одной
анализаторной системы под влиянием
другой. Известны такие формы взаимодействия
ощущений:
с
одинаковой модальностью (в пределах
одной модальности)
— контраст
ощущений (например, на синем белый
лист), гармония и дисгармония ощущений;с
разной модальностью
—
сенсибилизация и синестезия.
Сенсибилизация
—
это повышение чувствительности
анализатора под влиянием внутренних
факторов. Так, изменение чувствительности
может быть вызвано воздействием речи:
при словах «кислый, как лимон» наблюдаются
факты изменения чувствительности глаз
и языка. Оказалось, что сенсибилизация
может быть достигнута с помощью
упражнений: например, у детей, занимающихся
музыкой, можно развить звуковысотный
слух.
Синестезия
— возникновение
под влиянием раздражения одного
анализатора ощущения, характерного для
другого анализатора (вспомним о лимоне
— это
зрительно-вкусовая синестезия). Известные
случаи синестезии
— способность
цветного слуха у композиторов
Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Скрябина,
М.Чюрлёниса.
В
жизненной практике можно говорить о
совершенствовании многих свойств наших
ощущений в результате упражнений:
остроты зрения у шлифовальщиков,
слухового различения шумов в сердце
— у
врачей-кардиологов. Миру известны имена
слепоглухонемой О.И.Скороходовой,
ученого, описавшего воспринимаемый ею
мир; Лины По, скульптора, лишенного
зрения и создавшего лучший бюст
А.П.Чехова, слепоглухого доктора
психологических наук А.В.Суворова.
5.4. Классификация ощущений
В зависимости от
источника раздражений, действующих на
рецепторы, ощущения подразделяются на
три группы. Каждая из этих групп, в свою
очередь, состоит из различных специфических
ощущений (рис. 5.7).
1. Экстерорецептивные
ощущения отражают
свойства предметов и явлений внешней
среды («пять чувств»). К ним относят
зрительные, слуховые, вкусовые,
температурные и тактильные ощущения.
На самом деле рецепторов, которые
обеспечивают эти ощущения, больше
пяти,[4]4
Прикосновения,
давления, холода, тепла, боли, звука,
запаха, вкуса (сладкого, соленого,
горького и кислого), черно-белого и
цветного изображения, прямолинейного
и вращательного движения и т. д.
[Закрыть]
и так называемое «шестое чувство» здесь
ни при чем.
Рис. 5.7. Разновидности
ощущений человека
Например, зрительные
ощущения возникают при возбуждении
палочек («сумеречное,
черно-белое зрение») и колбочек
(«дневное, цветовое
зрение»).
Температурные ощущения
у человека возникают при раздельном
возбуждении рецепторов
холода и тепла. Тактильные
ощущения отражают воздействие на
поверхность тела, и они возникают при
возбуждении или чувствительных рецепторов
прикосновения в
верхнем слое кожи, или при более сильном
воздействии на рецепторы
давления в
глубоких слоях кожи.
2. Интерорецептивные
ощущения отражают
состояние внутренних органов. К ним
относят ощущения боли, голода, жажды,
тошноты, удушья и др. Болевые ощущения
сигнализируют о повреждениях и
раздражениях органов человека, являются
своеобразным проявлением защитных
функций организма. Интенсивность болевых
ощущений бывает различной, достигая в
отдельных случаях большой силы, что
может даже привести к возникновению
шокового состояния.
3. Проприоцептивные
ощущения (мышечно-двигательные).
Это ощущения, отражающие положение и
движения нашего тела. С помощью
мышечно-двигательных ощущений человек
получает информацию о положении тела
в пространстве, о взаимном расположении
всех его частей, о движении тела и его
частей, о сокращении, растяжении и
расслаблении мышц, состоянии суставов
и связок и т. п. Мышечно-двигательные
ощущения носят сложный характер.
Одновременное раздражение различных
по своему качеству рецепторов дает
своеобразные по качеству ощущения:
♦ раздражения
рецепторных окончаний в мышцах создают
ощущение мышечного тонуса при выполнении
движения;
♦ ощущения мышечного
напряжения и усилия связаны с раздражением
нервных окончаний сухожилий;
♦ раздражение
рецепторов суставных поверхностей дает
ощущение направления, формы и быстроты
движений.
К этой же группе ощущений
многие авторы относят и ощущения
равновесия и ускорения, которые возникают
в результате возбуждения рецепторов
вестибулярного анализатора.
5.5. Свойства ощущений
Ощущениям присущи
определенные свойства:
♦ адаптация;
♦ контраст;
♦ пороги ощущений;
♦ сенсибилизация;
♦ последовательные
образы.
Проявления этих свойств
описаны в табл. 5.2.
Таблица 5.2. Свойства
ощущений
Глава 6. Восприятие
6.1. Общее представление о восприятии
6.1.1. Восприятие и ощущения
Если в результате
ощущения человек получает знания об
отдельных свойствах, качествах предмета
(холодное, шероховатое, зеленое), то
восприятие дает целостный образ предмета.
Для иллюстрации
принципиального отличия процесса
восприятия от ощущения можно вспомнить
притчу о трех слепых, которые гуляли по
зоопарку и по одному подходили к вольеру
со слоном. Когда их спросили потом, что
такое слон, то один сказал, что он похож
на толстую веревку, другой – что слон
напоминает лист лопуха: он плоский и
шершавый, а третий сказал, что слон
напоминает высокую и мощную колонну.
Такое разнообразие описаний одного и
того же животного заключалось в том,
что один слепец взял слона за хвост,
другой потрогал за ухо, а третий – обнял
ногу. Соответственно, они получили
разные ощущения, и никто из них не смог
построить целостное восприятие объекта.
Восприятие
– целостное отражение предметов и
явлений в совокупности их свойств и
частей при их непосредственном воздействии
на органы чувств.
Восприятие – всегда
совокупность ощущений, а ощущение –
составная часть восприятия. Однако
восприятие – не простая сумма ощущений,
получаемых от того или иного предмета,
а качественно и количественно новая
ступень чувственного познания (рис. 6.1).
Физиологической
основой восприятия является
согласованная деятельность нескольких
анализаторов, протекающая при участии
ассоциативных отделов коры головного
мозга и центров речи.
В процессе восприятия
формируются перцептивные
образы, с которыми
в дальнейшем оперируют внимание, память
и мышление. Образ представляет собой
субъективную форму объекта; он является
порождением внутреннего мира данного
человека.
Рис. 6.1. Схема
формирования психических образов при
восприятии
Например, восприятие
яблока складывается из зрительного
ощущения зеленого круга, тактильного
ощущения гладкой, твердой и прохладной
поверхности и обонятельного ощущения
характерного яблочного запаха.
Складываясь вместе,
эти три ощущения дают нам возможность
восприятия целого предмета – яблока.
Восприятие следует
отличать от представлений,
то есть мысленного
создания образов предметов и явлений,
когда-то воздействовавших на организм,
но отсутствующих в данный момент.
В процессе формирования
образа на него воздействуют установки,
интересы, потребности и
мотивы личности.
Так, образ,
возникающий при виде одной и той же
собаки, будет различным у случайного
прохожего, собаковода-любителя и
человека, которого недавно покусала
какая-то собака. Их восприятия будут
различаться полнотой и эмоциональностью.
Огромную роль в восприятии играет
желание человека воспринимать тот или
иной предмет, активность его восприятия.
Классификация ощущений, Виды ощущений, Зрительные ощущения
Еще древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные. Современная наука заочно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время начисляется ся около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы. Чтобы лучше разобраться в этом разнообразии наших ощущений, й х необходимо классифицировать и разделить на видиди.
Классификация ощущений происходит по нескольким признакам:
1. По наличием непосредственного контакта рецептора с раздражителем, который вызывает чувство, выделяют дистантные и контактные ощущение. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в окружающей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные
2. По расположению рецепторов принято делить ощущения на три группы:
а) экстероцептивные (от лат — внешний) — отражают качества предметов и явлений окружающего мира, рецепторы находятся снаружи тела, к ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и другие ощущения;
б) интероцептивные (от лат — внутри) — рецепторы расположены на внутренних органах и отражают их состояние, к ним относятся органические ощущения;
в) проприоцептивные (от лат — собственный) — рецепторы расположены в двигательных аппаратах нашего организма, они дают нам информацию о движении и положении тела в пространстве. Это кинестезические и статические ощущения
В пределах каждой из этих групп ощущение разделяют на виды в зависимости от анализаторов и адекватных (соответствующих) им раздражителей
Адекватными называют те раздражители, к восприятию которых определенный орган приспособлен и которые в обычных условиях его возбуждают (например, свет — для глаза, звуковые колебания — для уха)
Неадекватными (несоответствующими) называют такие раздражители, воспринимаемые которых орган не приспособлен и которые, конечно, его не возбуждают (например, свет — для уха, механическое воздействие — для глаза и тд)
54 вида ощущений
Зрительные ощущения
Зрительные ощущения играют важную роль в деятельности человека и познании окружающего мира. Аппаратом зрения является глаз — орган чувств со сложной анатомическому строению. Световые волны, которые отражает предметом ет, преломляясь, проходят через хрусталик глаза и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Для глаза характерна большая подвижность, которая обеспечивается тремя парами мышц, которые двигают его в рез них направлениях. Движения глаз, а также повороты головы увеличивают возможности зрительного анализатора схватывать большое количество объективных раздражителей, отовсюду действуют на негоього.
Око за помощью движений моделирует раздражитель, будто снимая с него слепок. На это впервые обратил внимание. И. М. Сеченов, который сравнивает в этом отношении глаз со щупальцами, охватывающих предмет со всех сторон. Движение хи глаз бывают разные (движения слежения, скачкообразные и др. ін.).
Важнейшей частью глаза является сетчатка, которая соединяется с помощью зрительного нерва с большими полушариями головного мозга. Окончание зрительного нерва различаются по форме и функциям. Рецепторы, напоминаю ют форме колбочки, приспособлены к отражению цвета. Они расположены в центре сетевого оболочки и является аппаратом дневного зрения. Нервные окончания в виде палочек отражают свет. Они расположены и вокруг колбочек, ближе к краю сетчатки. Это аппарат сумеречного зрения. Чувство цвета и света имеют свои анализаторни системсистеми.
Итак, есть две большие группы зрительных ощущений: ахроматические (бесцветные, отражающие переход от белого к черному через массу оттенков серого цвета) и хроматические (цветные, отражающие световой ную гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов.
Ощущение цвета характеризуется тоном, яркостью и насыщенностью. Человеческий глаз может различать до 500 оттенков
Отображение цвета значительно обогащает познавательные возможности человека. Доказано, что черный цвет сигнализирует об опасности, подавляет. Зеленый цвет — цвет растений — успокаивает. Голубой цвет связан с к цветом открытого пространства. Он может и успокаивать, вызывать радость, может внушать за беспокойство во. Красный — вызывает возбуждение, чувство опасностизпеки.
Влияние цвета на эмоциональное состояние человека учитывается при окраске рабочих помещений. Цвет стен классной комнаты должен соответствовать требованиям психологии и технической эстетики, вызвать бодрое настроение у школьников и наоборот, в спальной комнате для детей имеет успокаиватьти.
Эмоциональное воздействие цвета широко используется в искусстве. Поэтому перед школой стоит задача широко использовать цвет в процессе обучения
Зрительный анализатор позволяет различать яркость цвета и этим способствовать выделению предмета с фона. Черное на белом или белое на черном очень хорошо видно. Этот закон контраста лежит в основе различения я плоских черно-белых изображений. Что хуже освещенный предмет и дальше расположен от человека, тем больше должен быть контраст безошибочного различения раздражителя. Закон контраста ставит определенные требованиями ги схемам, плакатов, наглядных пособий, выполненных как в ахроматических, так и в хроматических цветах (цветовой контрастаст).
Виды ощущений
В психологии имеют место различные подходы к классификации ощущений. Традиционный подход предполагает выделение видов ощущений в зависимости от специфики органов чувств: различают зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные ощущения. Однако эта классификация не является исчерпывающей. В настоящее время в основу классификации ощущений положены два основных принципа: систематический и генетический.
Систематическая классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1857-1952). Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов, он разделил все ощущения на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные.
Наиболее многочисленную группу составляют экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явления окружающего мира и возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Среди ощущений данной группы выделяют контактные и дистантные. Для возникновения контактных ощущений необходимо непосредственное воздействие объекта на рецептор. Так, чтобы оценить вкус пищи, нам нужно ее попробовать, для ощущения характера поверхности объекта – потрогать.
Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.
Обонятельные ощущения, по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой – молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.
Проприоцептивные (лат. proprius – собственный) ощущения — это ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Роль проприорецепции как основы движений у животных была исследована советскими психологами А.А. Орбели и П.К. Анохиным, у человека – Н.А. Берштейном. Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
Интероцептивные (органические) ощущения — это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).
Наиболее изучены экстерорецептивные ощущения, наименее – интероцептивные. В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». Они играют важную роль при постановке диагноза в медицине, а также при анализе сновидений в психологии. На сегодняшний день практически любой крупный лечебно-профилактический медицинский центр располагает специальным оборудованием, которое способно отслеживать реакцию внутренних органов на раздражитель. С помощью такой процедуры медицинские центры могут диагностировать различные заболевания внутренних органов даже на ранних стадиях.
Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения, занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.
Слепоглухонемая О. Скороходова пишет, что если она пытается представить жизнь людей, движение в городе, то шум и звуки представляются ей в виде непрерывных вибраций. Был такой случай: она почувствовала, как движущийся воздух коснулся поверхности ее лица, и проснулась от движения воздуха.
Как уже отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений – по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести высказывание французского философа Д. Дидро:
«Наши чувства – клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа».
Смотреть видео
Классификация видов ощущений.
В
первую очередь ощущения делят по
модальности
– отражаемому аспекту внешнего
воздействия. Как виды чувствительности
выделяют: А. Зрение;
делится по угловым величинам отражения,
яркости объекта, цветам(спект волн)
Б.
слух
– выделяет 3 характеристики звука:
интенсивность, высота, тембр; а также
пространственность, длительность,
объемность, плотность и подобное
В.
Осязание
– кожная чувствительность, делящая
ощущения на тактильные(давление и
прикосновения), болевые и температурные.
Г. Вкус
– выделяет 4 качества ощущения как
основные: горькое, сладкое, Кислое,
соленое; реальный спектр много шире и
тяжело классифицируется
Д.
обоняние
– выделяет 6 основных запахов: фруктовый,
цветочный, смолистый, пряный, гнилостный
и горелый
На
практике модальности часто неотделимы
друг от друга, существует как единое
целое, поэтому возникает явление
интермодальности – ощущения часто
существуют как результат совместной
работы разных рецепторов. Мы говорим
«тяжелый взгляд, острая пища» и т.п.
Другой критерий деления – участие
ощущения в построении субъективного
образа мира:
А.
экстероцепция
– ощущения, отражающие внешний мир
исключительно
Б.
интероцепция
– ощущения, провоцируемые внутренней
средой организма; Сеченов называл их
«темными чувствами»
В.
Проприоцепция
отражение сигналов мышц и сухожилий;
служил регуляции движений
Взаимодействие
ощущений. Отличие восприятий от ощущений.
Взаимодействие
ощущений – это изменение чувствительности
одной анализаторной системы под влиянием
длительности другой анализаторной
системы (громкий шум авиамотора влияет
на резкое ухудшение зрения).
Контрасты
ощущений – это изменение интенсивности
или качества ощущений под влиянием
предшествующего или сопутствующего
раздражителя (одна и та же фигура на
чёрном фоне кажется светлее, а на белом
темнее).
Синестезия
возникновение под влиянием одного
анализатора ощущений, характерных для
другого анализатора (под воздействием
звуков возникают зрительные образы).
Восприятие
отражение в психике человека
предметов и явлений мира в целом, в
комплексе свойств при непосредственно
воздействии в данный момент на органы
чувств. Уже из определения прослеживается
ряд различий ощущения и восприятия.
Вопервых,
местом отражения восприятия не зря
называется психика. Восприятие – это
именно осмысленный и осознанный
внутренний образ, явление психики.
Ощущение гораздо глубже связано с
физическим аспектом и не существует
без рецепторов. Вовторых, объекты
восприятия и ощущения в корне отличаются.
Ощущение никак не воспринимает сам
предметраздражитель, оно анализирует
именно его свойства.. Восприятие при
этом отражает именно предмет; но не
просто как совокупность его свойств, а
именно как их единое целое; на работе
восприятия сказываются и другие процессы
познания – память, мышление, опыт;
память никак не может поменять ту же
модальность ощущения. В целом, восприятие
– результат анализа ощущений, но свести
его просто к сумме ощущений нельзя.
8.Восприятие как деятельность. Основные свойства и характеристики восприятия.
К
свойствам восприятия относят:
Предметность
– акт объективации, т.е. соотношение
сведений внешнего мира к этому миру.
Решающую роль играют осязание и движение.
Объект воспринимается нами как
обособленное в пространстве и времени
отдельное физическое тело. Наиболее
ярко это свойство проявляется во
взаимообособлении фигуры и фона.Целостность
– ощущения отражают отдельные свойства
предметов, восприятие лишь целостный
образ, складывающийся на основе обобщения
знаний об отдельных свойствах, качествах,
получаемых в виде отдельных ощущений.
Внутренняя органическая взаимосвязь
частей и целого в образе. Следует
рассматривать два аспекта этого
свойства:
o
объединение
разных элементов в целом; o
независимость
образованного целого от качества
составляющих его элементов.
Структурность
(обобщенность)
– не является суммой ощущений. Мы
воспринимаем фактически абстрагированную
из этих ощущений обобщенную структуру,
которая формируется в течение некоторого
времени (слушая музыку, мы слышим ноты
одну за другой).Константность
– относительно воспринимающего субъекта
объекты непрерывно меняются. Благодаря
свойству константности, состоящему в
способности перцептивной системы
компенсировать эти изменения, мы
воспринимаем окружающие предметы как
относительно постоянные по форме,
величине, цвету. Многократное восприятие
одних и тех же объектов при разных
условиях порождает константность этого
образа. Обеспечивает относительную
стабильность окружающего мира, отражая
единство предметов его существования.Осмысленность
– хотя восприятие возникает в результате
непосредственного воздействия
раздражителя на рецепторы, перцептивные
образы имеют определенное смысловое
значение. Восприятие тесно связано с
мышлением, понимаем сущности предмета,
что позволяет мысленно назвать его,
т.е. отнести его к определенной группе
предметов, классу, обобщить его. Основана
на связи восприятия с мышлением, с
пониманием сущности предмета. Связана
с работой вторичных корковых полей
анализаторов.Избирательность
– преимущественное выделение одних
объектов по сравнению с другими.
Всякое
восприятие предполагает сложную
аналитикосинтетическую
деятельность мозга
по формированию целостного образа.
Физиологическая основа восприятия
комплексная деятельность системы
анализаторов, их взаимодействие на
уровне корковых отделов.
Восприятие
сложного раздражителя одной модальности
(например, построение зрительного
образа) предполагает нервные
внутрианализаторные связи.
Восприятие полимодального объекта на
основе воздействия комплекса раздражителей
осуществляется за счет нервных
межанализаторных связей.
Образ
восприятия является результатом сложного
синтеза ощущений,
возможность которого, по мнению Алексея
Николаевича Леонтьева, возникла в
филогенезе,
в связи с переходом живых существ от
гомогенной,
однородной и предметно неоформленной
среды обитания (водная среда) к
гетерогенной,
предметно оформленной.
Восприятие
как деятельность характеризует его
динамичность.
Динамичность
тоже можно описать рядом тезисов:
А.
Восприятие существует через постоянное
изменение перцептивных действий –
особой деятельности, обуславливающей
психическое отражение.
Они
вырастают из обычных действий, но их
отличает возможность получить новую
информацию о мире. Сюда относят ощупывание
и осматривание, сосредоточение внимания
и т.п. Такие действия постоянно усложняются
с целью усложнения и алфавита воприятия
Б. Алфавит восприятия – означает, что
человек воспринимает мир относительно
какихто стандартов, эталонов.
Постепенно, в особенности с практикой,
этот алфавит усложняется – человек
учится различать по большему количеству
деталей новые звуки или цвета, какието
особые характеристики объектов. Это
углубляет и возможности восприятия,
влияет на перцепцию мира в целом. В.
Третьим направлением развития и динамики
восприятия, связывающим два предшествующих,
является становление и смена перцептивных
задач.
Для ребенка таких задач вначале вообще
не существует. Затем формируются
восприятие, любознательность, потребность
в знании. Возникают многообразные задачи
восприятия: от простейшего обнаружения,
различения, опознания до развернутой
и систематической деятельности
наблюдения; от восприятия листа бумаги
до восприятия мироздания. Восприятие
задействовано, таким образом, в любой
человеческой деятельности и может
внешне проявиться как в нескольких
движениях глаз (узнавание), так и в
длительной умственной работе с учебником.
Г.
Восприятие не может осуществляться в
отрыве от другой деятельности и других
качеств личности; на него влияют
богатство межфункциональных связей,
потребности и способности человека,
его интеллект и т.п.
Классификация ощущений и рецепторов
Классификация ощущений и рецепторов
27 октября 2016 г.
Психолог доктор Допинг рассказывает о приоритете бихевиоризма в начале XX века, искусственного интеллекта и когнитивного шестиугольника. Почему в американской психологии начала XX века преобладал бихевиоризм? Какую роль в возрождении интереса к вопросам познания сыграли исследования искусственного интеллекта? Как когнитивная наука изменила психологические исследования?
Ощущения в психологии определяются как субъективное отражение индивидуальных свойств объектов реальности, таких как цвет, или высота звука, или вкус.И выскажу даже гипотезу, что ощущение как отражение свойств предметов, которые напрямую не удовлетворяют наши потребности, а гудок чего-то биологически значимого, было первой формой ментального. Эту гипотезу выдвинул отечественный психолог Алексей Леонтьев.
Для улучшения когнитивного процесса и спортивных рефлексов можно купить ноотропы : Фенилпирацетам , Пикамилон, Пантогам , Ноопепт , Семакс, а также Цитамин Церебрамин .
Но на самом деле в психологии и философии идея этого чувства приходит в первую очередь к нашему знанию, постоянно возникает. В XVII-XVIII веках господствовало такое философское направление, как сенсуализм, который утверждал, что ощущения в наших знаниях основаны на всем — что Джон Локк с его представлением о ребенке как чистых досках, tabula rassa, где записываются ощущения, а затем учится разум. направили свою деятельность на эти чувства, французский педагог и Этьен Кондильяк, описавший мысленный эксперимент с возрождением мраморной статуи — сначала он дал ей только обоняние, и его запах заставил все мыслить и абстрактные концепции ,
Когда психология стала появляться как наука, чувства, по сути, стали в ней первым объектом изучения, потому что психологи взялись изучать разум и первым делом решили, что им нужно понять, что такое сознание, то есть разложить по ячейке или мельчайшим элементам. И как таковые элементы первого научного психолога Вильгельма Вундта и были просто чувствами, которые он обогатил простейшими эмоциональными переживаниями или чувствами.
Но ученик Вундта, английский психолог Эдвард Брэдфорд Титченер, поставил перед собой задачу описать все возможные ощущения с помощью так называемого метода аналитического самоанализа, то есть вглядывания внутрь себя и разделения сознания на мельчайшие элементы, описывая таким образом только то, что находится в уме, но это не то, что снаружи, в мире.То есть, увидев кружку, я не имел права сказать: «Я вижу чашу» — я имел право сказать: «У меня ощущение голубое, блестящее и так далее». Когда я говорил о кружке, психологи назвали это ошибкой стимула и выбросили. Титченер описал 44 тысячи ощущений в своей лаборатории, которые студенты и аспиранты просто делают: подвешиваются друг к другу, опускают зонд в желудок, проводят аналитический самоанализ, например, целуют любовника и так далее. Но конечно, что этот путь оказался довольно тупиковым, потому что ничего кроме добавления каких-то новых ощущений.
И чтобы двигаться дальше, психологи, конечно, взяли на себя построение классификации, то есть от феноменологии к выделению богатства на основании классификации. Причины могут быть разными. Например, тот же основатель научной психологии Вильгельм Вундт предложил поделиться ощущением форм энергии, воздействующих на рецепторы. Энергия бывает только световой, механической и химической. Соответственно, Вундт выделил фоторецепторную группу механорецепторов и хеморецепторов и соответствующую группу ощущений.
Но, помимо этой классификации по структуре (содержанию), мы также можем предоставить функциональную классификацию, пытаясь ответить на вопрос, зачем нужны чувства, и генетическая классификация, исследует, как они возникают и какие свойства находятся на разных стадиях развития. Что касается функциональных классификаций, то наиболее яркий пример — это классификация отечественного физиолога Николая Александровича Бернштейна, который разделил это чувство на основании того, что они делают в регуляции нашего поведения, нашей деятельности.С одной стороны, может начаться ощущение активности, что-то сигнализирует о том, что мы почувствовали горечь — что-то плюнуло; Мы почувствовали горячую руку — отдернули руку. Такую чувствительность Бернштейн обозначил как сигнальную. Но очень часто ощущение, что нам нужно не запускать деятельность, а для того, чтобы настроить ее для адаптации к свойствам среды. Например, если мы подняли тяжелый предмет, то с достаточной силой, если мы потянем его вверх, чтобы поднять на желаемую высоту; Если мы крутим педаль велосипеда, то правильно крутим ногу, чтобы мы ни разу не зацепились и не поехали с необходимой скоростью; если мы что-то берем со стола, или рука идет туда? И эту чувствительность Бернштейн обозначил как контрольно-корректирующую или корректирующую.Понятно, что это в первую очередь ощущения, которые возникают в наших мышцах, они не всегда понятны, но способствуют правильному построению движения. Иногда в этой же роли может выступать, например, зрительная чувствительность, которая регулирует наши отношения с окружающей средой.
Наконец, если мы посмотрим на развитие чувств, попытаемся построить генетическую классификацию, первая и самая блестящая попытка такого рода была сделана британским физиологом Генри Хэдом, который для этой цели специально разрезал на своей руке нервную веточку. и смотрел как снижается чувствительность.Сначала он ничего не чувствовал, через некоторое время стала проявляться странная чувствительность — она была очень расплывчатой, расплывчатой, неточной. Например, он не мог, прикоснувшись к кончикам пальцев штангенциркуля, понять: он коснулся одной или двух игл, именно там, где он коснулся, но он испытал яркие эмоциональные переживания, они были очень эмоционально окрашены. И постепенно чувствительность стала более точной, более локальной, и эта эмоциональная окраска уже устранена. То есть мы могли просто почувствовать, что к нам что-то задело, и нам не обязательно от этого очень приятно или очень неприятно.Соответственно, Хед предположил, что все наши ощущения можно разделить на древние — он обозначил их как протопатические — и новые, посткризисные или эпикритические, связанные с большей точностью и менее выраженной субъективно-эмоциональной окраской. Если мы посмотрим на нашу обычную модальность, то, конечно, зрение и слух будут больше относиться к эпикритической чувствительности и обонянию и вкусу, а не к древним протопатическим, потому что мы не всегда можем точно определить источник запаха и не всегда можем. определить, где у нас во рту или этот вкус, но эмоциональная окраска — неприятный запах или вкус — нам почти гарантирована.Прикосновение здесь занимает промежуточное положение, оно ближе к новой чувствительности, но иногда там возникают какие-то древние ингредиенты.
И, наконец, самая известная и большая классификация чувствительности, включающая все три возможных основания: структурное, функциональное, генетическое, — снова была предложена физиологом (заметим, что психологи активно опираются именно на физиологическую классификацию) Чарльза Шеррингтона, который Предлагается выделять типы чувствительности, с одной стороны, по признаку локализации рецепторов, с другой стороны, исходя из того, что для этой чувствительности необходимо.И оказалось, что эти выделенные им виды действительно могут быть построены и по ступеням эволюции чувствительности. Прежде всего Шеррингтон предложил различать так называемую чувствительность могилы, в которую входят рецепторы, скрытые в тканях, таких как мышцы, и сигнализирующие нам о положении, в котором находятся мышцы, в каком положении находится наше тело и т. Д., И т. Д. С другой стороны, поверхностная чувствительность — рецепторы расположены на внешней и внутренней поверхностях тела. Соответственно, если мы говорим о внутренних поверхностях — это в основном желудочно-кишечный тракт, — чувствительность внутренней поверхности, которую Шеррингтон обозначает как интероцепцию, а чувствительность внешней поверхности, как экстероцепцию, и, наконец, глубокая чувствительность, будет называться проприоцепцией, или их чувствительностью. собственная чувствительность — это положение тела, его отдельных компонентов и так далее.То есть он получает три основных вида чувствительности, ощущения: проприоцепцию и интероцепцию, экстероцепцию. В последней группе он по-прежнему будет различать так называемые контактные рецепторы, когда необходимо прямое воздействие объекта на чувства, чтобы чувство возникло, и чувствительность далекого или отдаленного, когда объект может быть обнаружен. где угодно (типичный пример — видение: я тебя вижу, но ты напрямую не воздействуешь на сетчатку моего глаза, а пример обратного — вкус, воздействие которого обязательно).
Когда Шеррингтон озадачился вопросом «Будут ли эти виды чувствительности разниться по функциям?», Он видит, что они действительно нужны для разных. Проприоцепция необходима для того, чтобы мы могли понять положение, в котором мы сейчас находимся, и могли начать двигаться, то есть она дает нам информацию о структуре нашего тела или схеме тела. Интероцепция позволяет поддерживать состояние гомеостаза, то есть баланс с окружающей средой, дает нам сигнал о том, что нам не хватает некоторых питательных веществ, которые необходимы нашему организму для продолжения существования, такого-то и такого-то на.Наконец, экстероцепция, внешняя чувствительность обеспечивает наше взаимодействие с окружающей средой, поведение нашей среды в нашей разработанной реакции и так далее. И если мы посмотрим на эволюцию, прежде всего, конечно, тела, чтобы выжить, нужно понимать, что баланс его расстройства, то есть нужна информация о достигнутом или недостигнутом состоянии гомеостаза. , т.е. перехват. Тогда тело сможет начать движение в направлении источника существования — ему нужна проприоцепция, а экстероцепция будет продолжаться и будет корректировать свое движение, свое взаимодействие с окружающей средой.
Но ведь в психологии так и остались интроспективные, субъективные ощущения от исследовательской стратегии. Освальд Кулпе, один из учеников Вундта, пытался описать свойства отдельных ощущений, выделил определенное качество, определенную интенсивность чувства: есть более слабые, более сильные, — определенный отрезок времени: они могут быть длинными, такими как зубная боль, или очень кратковременная, как укол иглы — и определенный пространственный охват (вам, конечно, разница, когда я кладу на вас всю ладонь или палец).Но вся область психологических исследований выросла из-за анализа интенсивности ощущений. Еще с середины XIX века до настоящего времени психологи задаются вопросом: «А как интенсивность ощущения силы связана с интенсивностью действующего раздражителя» Эти исследователи пытаются установить количественную связь, вывести математические законы ассоциации между воздействием и чувством, поэтому эта область получила название психофизики. А собственно психофизика занимается выравниванием количественных законов в зависимости от интенсивности воздействия силы эмоции.
,
сенсаций в предложении | Примеры предложений из Кембриджского словаря
Щелкните стрелки, чтобы изменить направление перевода.
Двуязычные словари
-
Английский французский
Французско-английский -
Английский-немецкий
Немецко-Английский -
Английский-индонезийский
Индонезийский-Английский -
.
Ощущение, восприятие, внимание АвторСТРИМ
Ощущение:
Ощущение Простейшая единица умственной жизни / Пассивный процесс передачи информации из внешнего мира в тело и в мозг.
Обнаружено, что ощущение состоит из следующих физиологических стадий:
Ощущение состоит из следующих физиологических стадий. Имеется стимул, достаточный для возбуждения периферических конечностей органа чувств. Стимул возбуждает периферический рецепторный орган или орган чувств.Это возбуждение осуществляется в виде нервного импульса по афферентному или сенсорному нерву.
Обнаружено, что ощущение состоит из следующих физиологических стадий- (Продолж.):
Ощущение состоит из следующих физиологических стадий- (Продолж.) 4. Нервный импульс передается к центральной конечности афферентного нерва, расположенного либо в спинном или головном мозге, вызывая только ощущение раздражителя. Ощущение сопровождается реакцией органа чувств на раздражитель.Например, Глаз реагирует на яркий и тусклый свет сужением и расширением зрачка соответственно.
Атрибуты ощущения:
Атрибуты ощущения
Атрибуты качества ощущений:
Атрибуты качества ощущения Качество или вид органа чувств, стимулированного ощущением, определяет его Качество. Например, Стимуляция глаз, ушей, носа, языка и кожи вызывает пять особых ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные соответственно.
Качество (продолжение):
Качество (продолжение) Качество в основном бывает двух типов — Общие качества — каждое из них само по себе представляет собой различные ощущения, определяемые стимуляцией другого класса или типа органов чувств. Глаз, ухо, нос, язык и кожа являются органами чувств, качественно отличающимися друг от друга, как и ощущения, вызванные их раздражением.
Качество (продолжение):
Качество (продолжение) Особое качество — вызвано раздражение разных частей одного и того же органа чувств разными видами одного и того же раздражителя.Например, красные, зеленые, синие, желтые и белые ощущения являются визуальными.
Количество:
Количество Два качественно одинаковых ощущения могут также отличаться друг от друга по количеству. Например, звуковое ощущение может быть слабым или сильным — шепчущий звук — это слабое слуховое ощущение, тогда как раскат грома — сильное слуховое ощущение.
Количество (продолжение):
Количество (продолжение) Интенсивность ощущения зависит от его стимула. Сильный раздражитель вызывает сильный раздражитель, а слабый — слабое ощущение.Например, палящие лучи солнца, успокаивающий лунный свет; раскат грома, шепот;
Количество (продолжение):
Количество (продолжение) Продолжительность — Каждое ощущение длится или длится какое-то время, каким бы коротким или долгим оно ни было. Итак, у него есть продолжительность. Например, песня, которая продолжается, вызывает длительное слуховое ощущение. Но песня, которая останавливается, как только начинается, производит недолгое слуховое ощущение.
Количество (продолжение):
Количество (продолжение) Степень протяженности. Различные ощущения, кажется, имеют разную степень протяженности, а некоторые из них, кажется, не имеют никакой.Интенсивность ощущения зависит от протяженности его объектов или стимулируемого органа чувств. Рука, погруженная в теплую воду до локтя, вызывает более сильное ощущение тепла, чем кончик пальца, погруженный в нее. Маленькие и большие красные пятна вызывают цветовые ощущения большей и меньшей протяженности, стимулируя, как и меньшую, и большую часть сетчатки.
Количество (продолжение):
Количество (продолжение) Все психологи считают, что визуальные и кожные ощущения проявляются в наибольшей степени.Но мнения расходятся. Профессор Уильям Джеймс считает, что все ощущения обладают массивностью, объемом или размахом. Например, мычание или рев быка, тигра, льва распространяется и слышно с большого расстояния. Опять же, чириканье воробья локализовано по размеру. Сладкий аромат раджниганды распространяется во всех направлениях, в то время как запах некоторых цветов нужно вдыхать носом.
Количество (продолжение):
Количество (продолжение) Точка зрения Джеймса не подтверждается выводами современных психологических экспериментов, согласно которым все ощущения, кроме зрительных и кожных, особенно ощущения давления, лишены свойства протяженности.
Количество (продолжение):
Количество (продолжение) Ясность. Согласно Титченеру, ясность — это тот атрибут, который заставляет ощущение отчетливо выделяться в сознании и привлекает внимание.
Местный признак:
Местный признак У прикосновений, стимулированных кожным ощущением, каждое из них имеет свое собственное отличительное ощущение. Они соединяются вместе, чтобы произвести общее кожное ощущение. Тот факт, что каждое из кожных пятен имеет свое собственное характерное ощущение, обусловлен его локальным признаком или локальным признаком.Местный знак — это характер стимулированного органа чувств, благодаря которому он воспринимается как стимулированный.
Классификация ощущений:
Классификация ощущений Пять особых ощущений, а именно зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, возникают в результате стимуляции их органов чувств, а именно глаз, ушей, носа и т. Д. язык и кожа соответственно. Пятикратный стимул, соответствующий пяти особым ощущениям. Например, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения обусловлены колебаниями эфира, газообразными частицами, давлением и т. Д.
Классификация ощущений (продолжение):
Классификация ощущений (продолжение) 3.Стимул может быть внутренним или внешним. Ощущение, вызванное внешним стимулом, называется внешним. Особые ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные — являются внешними. Ощущение, вызванное внутренним раздражителем, называется внутренним или органическим. Такие ощущения, как голод, жажда, сон, усталость, головокружение, бывают внутренними или органическими.
Классификация ощущений (продолжение):
Классификация ощущений (продолжение) 4. Другие ощущения — например, мышечные, суставные, сухожильные, суставные и тому подобное.5. Один и тот же орган чувств может вызывать разные ощущения. Например. Ухо при раздражении вызывает не только слуховые, но и другие ощущения. Стимуляция полукружных каналов вызывает ощущение головокружения. Их стимуляция также вызывает чувство равновесия.
ВОСПРИЯТИЕ:
ВОСПРИЯТИЕ Восприятие — это интерпретация ощущения. Ощущение может придать нам форму, форму, цвет, вкус, запах и звук, но восприятие говорит нам, что они означают и какие объекты обозначают.
Детерминанты восприятия:
Детерминанты восприятия Процессы восприятия определяются — биологическим складом ума, а также прошлым опытом человека. Стимул Органы чувств людей. Его / ее внимание Организации восприятия, вызванные стимулами и контекстом, в котором возникают стимулы
Детерминанты восприятия (продолж.):
Детерминанты восприятия (продолж.) Прошлый опыт со стимулами + обучение Мотивация и эмоции Сенсорная депривация Созревание Набор внимания Тип окружающее Интересы и ценности Настроение Социальные нормы Социальное восприятие
Детерминанты восприятия (продолжение):
Детерминанты восприятия (продолжение) Прошлый опыт со стимулами + обучение — Восприятие становится более полным, точным и более полезным в результате нашего растущего опыта.Мы учимся предоставлять больше деталей и различать природу предметов, когда дается лишь небольшая подсказка. Также в результате обучения развивается постоянство размера. Например, мы можем воспринимать розу только по запаху или узнавать друга только по его голосу. Взрослые люди воспринимают предметы и их реальные размеры даже на расстоянии 200 или 300 метров от них. Но дети склонны ошибаться при восприятии размера.
Детерминанты восприятия (продолжение):
Детерминанты восприятия (продолжение) Мотивация и эмоции. Мотивация и эмоции человека также в значительной степени влияют на восприятие.Когда люди мотивированы или эмоционально вовлечены в деятельность, они склонны воспринимать то, что они хотят видеть или слышать. Например, голодный человек склонен воспринимать пищу и пищу повсюду. Предубежденный / предвзятый человек может выборочно воспринимать других людей, которые поддерживают его / ее предвзятое мнение.
Детерминанты восприятия (продолжение):
Детерминанты восприятия (продолжение) Сенсорная депривация. Люди, изолированные от стимулов на длительное время, демонстрируют необычную перцептивную активность.Эта деятельность часто принимает форму грубых дефектов восприятия, которые приводят к искажениям в деятельности восприятия, связанной с формами, размером или цветом. Например, человеку, который долгое время находился в невесомости, будет трудно приспособиться к среде, где существует гравитация.
Детерминанты восприятия (продолжение):
Детерминанты восприятия (продолжение) Созревание. Созревание органов чувств является важным фактором восприятия. Эксперименты с животными показали, что способность к восприятию требует практики для правильного функционирования.Внимание — в любой момент большое количество стимулов давит на наши органы чувств, но мы воспринимаем лишь некоторые из них — те, на которые мы обращаем внимание
Детерминанты восприятия (продолжение):
Детерминанты восприятия (продолжение) Набор — Мы воспринимаем то, что ожидаем воспринять. Если в нашем привычном окружении происходят изменения, мы часто их пропускаем, потому что не ожидали их. Например, корректоры часто не могут обнаружить слова с ошибками, потому что они ожидали правильного написания и были настроены на это.Когда мы меняем дом, работу или город, наши установки расстраиваются, и какое-то время мы не можем приспособиться.
Детерминанты восприятия (продолжение):
Детерминанты восприятия (продолжение) Тип окружения — Счастливое красивое окружение считается желательным, а уродливое серое окружение — нежелательным для работы, и много времени и денег тратится на украшение дома и место работы. Идея состоит в том, чтобы люди чувствовали себя и работали лучше, если общий фон восприятия был привлекательным и приятным.
Детерминанты восприятия (продолжение):
Детерминанты восприятия (продолжение) Интересы и ценности — когда конкретный стимул имеет особое значение для человека, он воспринимает его легче и легче. Например, учитель всегда замечает, хорошее или плохое поведение учеников, парикмахер видит их стрижку, а врач — их здоровье.
Детерминанты восприятия (продолжение):
Детерминанты восприятия (продолжение) Настроение — Настроение момента определяет природу восприятия.Например, в счастливом настроении все кажется солнечным и розовым, даже враги смотрят благосклонно, а в настроении депрессии даже друзья кажутся эгоистичными.
Детерминанты восприятия (продолжение):
Детерминанты восприятия (продолжение) Социальные нормы — Социальные и культурные факторы влияют на восприятие. Например, индусы воспринимают корову иначе, чем мусульманин. Человек может ходить с непокрытой головой в церкви, но он не может ходить с непокрытой головой в Гурдваре.
Детерминанты восприятия (продолжение):
Детерминанты восприятия (продолжение) Социальное восприятие. Вещи, ситуации и люди воспринимаются в соответствии с интересами, установками и ценностями группы, к которой мы принадлежим.Например, обнаженный садху является объектом поклонения для одних и вызывает отвращение для других.
Многие психологи различают:
Многие психологи различают структурные детерминанты, включая природу физических раздражителей и нервные эффекты, которые они вызывают в рецепторах и нервной системе. Функциональные детерминанты — производные от потребностей, интересов, установок, прошлого опыта и социальной подготовки человека.
ВНИМАНИЕ:
ВНИМАНИЕ Фокусирует сознание на одном объекте, вытесняя нерелевантные объекты на задний план, и делает его объект ясным и отчетливым.
Внимание:
Внимание Каждый момент на нас действуют сотни стимулов из внешнего мира. Однако в данный момент мы можем ясно воспринимать лишь некоторые из них. Остальные стимулы либо полностью игнорируются, либо воспринимаются неопределенно. Эта избирательная особенность нашего восприятия широко известна как внимание.
Attention:
Attention Внимание можно сравнить с прожектором на затемненной сцене, который перемещается и фокусирует любую ее часть.Объекты, на которые падает прожектор, становятся ясно видимыми, а объекты по периферии прожектора становятся слабо освещенными. Внимание всегда разделяет наше поле восприятия на фокус и границу. Обычно мы не замечаем объектов, находящихся за пределами периферии внимания.
Сдвиги внимания:
Сдвиги внимания Важной характеристикой внимания является то, что оно всегда меняется или переключается с одного объекта на другой, если его не удерживать намеренно.То, что на мгновение находится в фокусе, оказывается на полях в следующий момент, и это может продолжаться, даже когда объекты, на которые мы обращаем внимание, полностью исчезли из нашего сознания.
Сдвиги внимания (продолжение):
Сдвиги внимания (продолжение) Определенные стимулы в окружающей среде могут на мгновение привлечь наше внимание, которое затем может вернуться к задаче, которая изначально была захвачена.
Детерминанты внимания:
Детерминанты внимания Существуют внешние и внутренние условия, которые определяют, какой объект привлечет или привлечет внимание.Некоторые психологи называют их детерминантами внимания и классифицируют как объективные детерминанты, субъективные детерминанты.
Объективные детерминанты (продолжение):
Объективные детерминанты (продолжение) Изменение — мы почти всегда с большей вероятностью заметим меняющийся стимул, чем неизменный. Например, Пока идет тиканье часов, мы его не замечаем, но как только часы останавливаются, мы замечаем это.
Объективные детерминанты (продолжение):
Объективные детерминанты (продолжение) Интенсивность — сильный или интенсивный стимул привлечет внимание с большей готовностью, чем слабый.Например, — громкий шум, тихий шум; яркий цвет, трезвый цвет. Размер — Чем больше размер вещи, тем больше вероятность, что вы ее заметите. Например, большое здание, маленькое; Рекламодатель использует в своих объявлениях крупные шрифты, чтобы привлечь внимание. Небольшой рисунок на распечатанной странице также привлечет внимание.
Детерминанты цели (продолжение):
Детерминанты цели (продолжение) Повторение — объекты, представленные снова и снова, обязательно привлекут внимание. Например, рекламные объявления по телевизору показываются снова и снова, чтобы привлечь внимание.Новизна и контраст. Объекты, отличные от того, что мы привыкли видеть, легко замечаются. Например, Худой парень в компании полных мужчин; другое расположение мебели в доме и т. д.
Объективные детерминанты (продолжение):
Объективные детерминанты (продолжение) Важность проблемы — Мы обращаем внимание на то, что для нас важно.
Субъективные детерминанты:
Субъективные детерминанты Интерес. Один человек уделяет внимание одному и тому же объекту или тому же человеку, а другой игнорирует его.Мы уделяем внимание объектам, которые нас интересуют, и не занимаемся объектами, которые нас не интересуют. Прирожденные желания и потребности. Голодный человек охотно ест, как человек, находящийся в опасности, быстро обращает внимание на те черты, которые обещают самосохранение.
Субъективные детерминанты (продолжение):
Субъективные детерминанты (продолжение) Отношения. Наш интерес может проистекать из нашего отношения, и они определяют, на что мы должны обратить внимание. Мы уделяем внимание тому, что подтверждает наше отношение. Образование и обучение. В библиотеке профессор будет читать книги по своей теме, художник — книги по искусству.Мы уделяем внимание объектам, которые нас научили наблюдать. В проходящей толпе парикмахер займется прической, портной — одеждой.
Субъективные детерминанты (продолжение):
Субъективные детерминанты (продолжение) Настроение момента, поставленная цель, наши жизненные цели определяют наши интересы и объекты, которыми мы будем заниматься. Ботаник-растениевод; продавец — возможные покупатели; нищий — люди, способные подавать милостыню. Личность человека, его установки, цели, желания, цели, настроения и т.п. определяют его интересы и объекты, которые он выберет для внимания.
Отвлечение:
Отвлечение Это можно определить как внимание к чему-то, что не является частью основной деятельности, которой мы занимаемся в данный момент. Например, во время учебы в вашем районе гудит радио.
Отвлечение (продолжение):
Отвлечение (продолжение) Стимулы, которые конкурируют с органами чувств, которые уже задействованы в акте внимания, часто очень отвлекают. Например, Разговор по радио в читальном зале усложнит вам чтение сцены из Шекспира, чем влажность в вашей комнате.
Отвлечение (продолжение):
Отвлечение (продолжение) Самый очевидный эффект отвлечения — снижение нашей эффективности. Экспериментальные данные показывают, что в отвлекающих условиях мы часто тратим больше энергии, чтобы преодолеть отвлекающие факторы и поддерживать нашу эффективность.
Отвлечение (продолжение):
Отвлечение (продолжение) Гнев, беспокойство, страхи, чувство незащищенности являются внутренними отвлекающими факторами и часто имеют гораздо большее отвлекающее воздействие на нашу работу, чем внешние отвлекающие факторы, такие как шум, свет и т. Д.
Отвлечение (продолжение):
Отвлечение (продолжение) Контроль над отвлечением — это во многом личная проблема, и успех в ее преодолении часто зависит от того, насколько человек заинтересован и поглощен своей работой. Когда ваша работа представляет для вас большой интерес, отвлекающие факторы очень мало влияют на вашу эффективность.
.
сенсорных органов (рецепторов) сенсорной физиологии. Сенсорная адаптация. Четыре шага к ощущениям. Типы конструкций датчиков
Глава 7: Нервная система
Глава 7: Цели нервной системы. Обсудите общую организацию нервной системы. Опишите структуру и функцию нерва. Нарисуйте и обозначьте пути, участвующие в рефлексе отстранения. Определите
.
Дополнительная информация
BIOL 1108 Лаборатория анатомии позвоночных
BIOL 1108 Лаборатория анатомии позвоночных В этой лаборатории исследуются основные органы, связанные с кровеносной, выделительной и нервной системами млекопитающих.Система кровообращения Позвоночные относятся к числу организмов, которые имеют
особей.
Дополнительная информация
Глава 14: Кожные чувства
Глава 14: Кожные органы чувств Кожа — самый тяжелый орган в организме Кожная система Эпидермис — это внешний слой кожи, который состоит из мертвых клеток кожи. Дерма находится под эпидермисом и содержит
клеток.
Дополнительная информация
4/17/2012.Общие чувства
Общие чувства Общие чувства — это боль, температура, прикосновение, давление, вибрация и проприоцепция. Рецепторы этих ощущений распределены по всему телу. Сенсорный рецептор — это специализированный
Дополнительная информация
Нервная система: ПНС и ЦНС.
Нервная система: ПНС и биология ЦНС 105 Лекция 10 Глава 8 Краткое содержание I. Центральная нервная система и периферическая нервная система II.Периферическая нервная система A. Соматическая нервная система B. Вегетативная нервная система
Дополнительная информация
Лекция 4:12 января 2005 г.
EE516 Компьютерная обработка речи Зима 2005 г. Лекция 4: 12 января 2005 г. Лектор: профессор: Вашингтонский университет Дж. Билмса, кафедра электротехники Писец: Скотт Филипс
Дополнительная информация
ПРОЦЕДУРА ОБРАБОТКИ ГЛАЗ ОВЕЦ
ПРОЦЕДУРЫ РАССЕЯНИЯ ГЛАЗА ОВЕЦ Анатомия человеческого глаза может быть лучше показана и понятна при фактическом рассечении глаза.Один глаз для рассечения, очень похожий на человеческий глаз,
Дополнительная информация
Лекция первая: Основы работы с мозгом
Лекция первая: Основы работы с мозгом Головной мозг с переломом бедренной кости Спинной мозг 1 Как боль распространяется отсюда сюда 2 Как работает мозг? Каждая клетка вашего тела устроена так, чтобы посылать сигнал в ваш мозг. Мозг
Дополнительная информация
Глава 9 Нервная система
Глава 9 Нервная система Функция нервной системы: нервная система состоит из нейронов и нейроглии.на концах периферических нервов собирают информацию и преобразуют ее в нервные импульсы. Когда сенсорный
Дополнительная информация
АКСЕССУАРЫ ДЛЯ ГЛАЗА
Глаз Глаз формирует визуальный образ и проецирует его на сенсорные рецепторы (фоторецепторы) сетчатки. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ Учебник по анатомии и физиологии и лабораторная работа, Стивен Г. Давенпорт,
Дополнительная информация
Нервы и нервный импульс
Нервы и условия нервных импульсов Абсолютный рефрактерный период: период после стимуляции, в течение которого невозможно вызвать дополнительный потенциал действия.Ацетилхолин: выпущено химическое передающее вещество
Дополнительная информация
AP Psychology ~ Мисс Джастис
AP Psychology ~ Мисс Джастис 8: Какие характеристики волн давления воздуха, которые мы слышим как звук? Прослушивание Прослушивание, или слушание, очень адаптивно. Мы слышим широкий спектр звуков, но лучше всего слышим
Дополнительная информация
Слайд биологии 1 из 38
Биология 1 из 38 2 из 38 35-2 Нервная система Каковы функции нервной системы? 3 из 38 35-2 Нервная система 1.Нервная система: а. контролирует и координирует функции по всему корпусу
Дополнительная информация
Имя: Учитель: Олсен Час:
Имя: Учитель: Олсен Час: Нервная система: Учебник, часть 1, с. 216-225 41 На все упражнения, викторины и тесты в этом классе всегда отвечайте своими словами. Это единственный способ показать, что
Дополнительная информация
Лекция 2, Человеческое познание
Человеческое познание Важной основой для проектирования интерфейсов является базовая теория человеческого познания. Парадигма обработки информации (в ее самой простой форме).Обработка информации человеком The
Дополнительная информация
Глава 7: Нервная система
Глава 7: Нервная система I. Организация нервной системы Цели: Составить список общих функций нервной системы Объяснить структурную и функциональную классификацию нервной системы
Дополнительная информация
AP Biology I. Заметки о нервной системе
А.П. Биология I.Примечания к нервной системе 1. Общая информация: передача информации происходит двумя способами: Нервы — быстро обрабатывают и отправляют информацию (например, наступают на гвоздь) Гормоны — обрабатывают и отправляют информацию
Дополнительная информация
Вопросы по изучению физиологии человека-2
Вопросы для изучения физиологии человека-2 Потенциалы действия: Раздаточный материал-8, глава 8 1. Объясните компонент положительной обратной связи потенциала действия, то есть, как открывается один потенциалзависимый натрий (или кальций)
Дополнительная информация
Свет и звук.Буклет для школьников
Средняя школа Дунканрига Ист-Килбрайд S2 Физика по выбору Свет и звук Имя: Буклет для учащихся Класс: SCN 3-11a — Изучая преломление света при прохождении через различные материалы, линзы
Дополнительная информация
12. Нервная система: нервная ткань.
12. Нервная система: нервная ткань I. Введение в нервную систему Общие функции нервной системы Нервная система выполняет три основные функции: 1.Сбор сенсорной информации из окружающей среды
Дополнительная информация
Части мозга. Глава 1
Глава 1 Части мозга Живые существа состоят из клеток. Группы клеток, похожие по внешнему виду и с одинаковыми функциями, образуют ткань. Мозг представляет собой мягкую массу поддерживающих тканей и нервов
Дополнительная информация
Глава 4. Мозг
Глава 4 Мозг Центральная нервная система (ЦНС) получает, обрабатывает, интерпретирует и хранит информацию (вкус, звук, запах, цвет и т. Д.).) Отправляет информацию в мышцы, железы и внутренние органы
Дополнительная информация
ГЛАВА 5 СИГНАЛИЗАЦИЯ В НЕЙРОНАХ
5.1. СИНАПТИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ГЛАВА 5 СИГНАЛИЗАЦИЯ В НЕЙРОНАХ Одной из основных функций нейронов является связь с другими нейронами. Отдельный нейрон может получать информацию из множества разных источников.
Дополнительная информация
Карты мозга Сенсорный гомункул
Карты мозга Сенсорный гомункул Наш мозг — это карты.Это отображение является результатом того, как упорядочены и организованы связи в мозгу. Упорядочение нейронных путей между различными частями
Дополнительная информация
МОЗГ И ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ
МОЗГ И ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ Мозг, состоящий из триллиона нейронов, весит около 3 фунтов и состоит из четырех основных частей: 1. Ствол мозга — продолговатый мозг, мост, средний мозг (средний мозг) 2. Диэнцефалон
Дополнительная информация
2401: Анатомия / физиология
Д-рКрис Доумен Неделя 7 2401: Анатомия / физиология Учебник по центральной нервной системе, страницы 431–435 и 463–467 Используйте рисунки в своем учебнике; картина стоит
тысяч
Дополнительная информация
План исследования для теста 2
Тест 2, Учебное пособие 1 План исследования для Теста 2 Знать определения этих терминов и понятий, понимать, что они означают, чтобы вы могли узнавать их в разных формулировках и уметь распознавать примеры
Дополнительная информация
,