Вербальное мышление: Вербальное мышление — психология

Содержание

как его развить и зачем это надо?

Каждый из нас обладает вербальным мышлением. У кого-то оно развито лучше, у кого-то хуже, но им обладает каждый, даже часто не подозревая об этом. Вербальное мышление – это не что иное, как словесное мышление, внутренний диалог с самим собой. К примеру, мы часто обращаемся к себе при покупке одежды, в тяжёлой ситуации, в ситуации внутреннего конфликта и во многих других случаях. Но не всегда мы находим нужных слов, не так ли?! Наш диалог с самим собой может быть более успешным, если мы начнём развивать нашего внутреннего «собеседника», т.е. вербальное мышление. А помогут это сделать, простые, незатейливые игры, которые подойдут как детям, так и взрослым. Вот несколько из них:

  • Неожиданная аббревиатура

В игре принимают участие несколько человек. На карточках каждый пишет по одному слову, а потом случайным порядком выбирает себе одну. За фиксированное время (например, за 1 минуту) каждый составляет хотя бы одну фразу из слов, первые буквы которых входят в состав доставшегося по жребию слова. К примеру, слово ДРОЗД: Дмитрий Решил Оставить Зарплату Дома и т.д..

Внимательно оглядите помещение, в котором находитесь. Каждый предмет, на который упадет Ваш взгляд, попробуйте назвать иначе, не обязательно существующими словами: дверь — открывалка, стекло — прозрачка и т.п. Можно играть так же и в группе, например, выбрать 3-5 предметов и соревноваться, кто больше сочинит для них названий.

Они тоже способствуют развитию Вашего вербального мышления. Можно устроить целое соревнование, кто больше скороговорок знает. Причём можно от самых простых скороговорок выбрать, до самых сложных и запутанных.

  • Что бы это значило?

Тоже очень интересная развивающая игра, способная поднять настроение. Участники по очереди называют бессмысленное слово, а остальные придумывают для него значения. Например: авропдий, пориарок и т.д. Другой вариант игры: бессмыслицы должны иметь форму прилагательного, значения которого участники записывают на листках, а потом озвучивают, сравнивая: квадрапильный, синкаральный и т.д.

  • Встреча с инопланетянином

Участникам предлагаются слова и (или) выражения из обихода, и они должны объяснить их назначение (т.е. для чего нужен предмет или слово) «инопланетянину», который совершенно не знаком с этими вещами. Можно использовать, как простые слова, например, вода, картофель, драка, так и сложные — любовь, мечта и т.д.

Такие интересные игры, не только займут Вас и Ваших друзей и поднимут настроение всей компании, но и будут отличным упражнением для развития вербального мышления, воображения, памяти и многих других мыслительных функций, которые и делают нас теми, кто мы есть, а именно людьми разумными. Успехов, друзья! И развивайтесь, в своё удовольствие!

Если Вам понравилась статья, пожалуйста поделитесь ей в соц. сетях, с помощью кнопок выше.
Это очень нам поможет!
87

Зачем и как развивать вербальное мышление? | Обучение

Тренировка внутреннего голоса

Это хороший способ улучшения способности управлять речью. Не зря же признаками ума являются и четкое произношение слов, и насыщение их смысловыми оттенками, и богатство интонации.

В.Оленберг "Ее внутренний голос" Попробуйте взять одну фразу (да хоть бы и афоризм из первой строчки статьи) и произносите в уме с разной скоростью, громкостью, высотой звука, смысловыми ударениями. А потом:
 — представьте, как она звучит в исполнении разных людей — от ваших друзей и близких до знакомых с экрана знаменитостей;
 — вообразите, что воспроизводимая мысль находится у вас в голове, в груди, правой ладони, левой пятке, в углу комнаты, высоко в небе. Как она будет звучать?
 — «прочитайте» ее, воспроизведя мысленно в виде написанной на грифельной доске;
 — наконец, позвольте ей предстать проплывающей перед вами и просто наблюдайте за движением.

Регулирование мысленного монолога

Ежедневно и ежечасно мы пребываем в мысленном потоке. Только понаблюдайте, как внутри вас работает «словомешалка», практически не останавливаясь ни на минуту. И не так уж она безобидна, поскольку препятствует эффективному мышлению и провоцирует неизвестно откуда берущуюся усталость. А избавление от нее освежает мозг, освобождает ум.

Одна из техник: сосредоточение на мысленном счете в ритме дыхания от 1 до 10. Главное условие: только считать и ни о чем не думать. Как только появляется мысль, счет начинается сначала. «О, у меня получается!» — это тоже мысль. Попробуйте выполнять это упражнение хотя бы в течение минуты, и оцените, как будете себя чувствовать.

Чтение

В.Оленберг "Ее внутренний голос" К слову сказать, оно бывает разным: развлекательным или познавательным. Первое требует максимального использования воображения, второе — тщательной концентрации внимания. Об этом, пожалуй, стоит как-нибудь поговорить подробнее.

Сейчас лишь заметим, что читающие медленно делают глазами мелкие частые прыжки, охватывая небольшие участки текста при фиксации зрения. А те, что быстро — реже перемещают взгляд, вбирая им большие фрагменты страницы. Похоже, что они ее читают сверху вниз, а не построчно слева направо. Так что если вы попытаетесь, взяв газету или журнал, захватывать взглядом все больше слов, это поможет развитию вербального мышления.

Кластеризация

Что это такое, давайте рассмотрим на примере. Возьмем тему, например, конфликт. Запишем это слово в центре листа бумаги и обведем рамочкой (круглой, квадратной, прямоугольной — не принципиально). Затем начинаем, не задумываясь, писать на листе бумаги мысли, чувства и ассоциации, связанные с этим понятием. Записав, каждое слово обведем отдельной рамкой, а потом линиями или стрелками обозначим связи между ними.

Взглянув на результат, вы без труда удостоверитесь, что организовали свои мысли. Весьма полезная техника для выбора решения, планирования и т. п. Тем более, что центральной идеей может быть именно то, что вас конкретно интересует: вложение денег, решение семейного спора и т. д.

Игры со словами

Вот несколько таких, что подходят и для компании, и для пары участников, и даже для одного.

Неожиданная аббревиатура

Участники на карточках пишут по одному слову, а потом случайным порядком выбирают себе одну. За фиксированное время (например, за 1 минуту) каждый составляет хотя бы одну фразу из слов, первые буквы которых входят в состав доставшегося по жребию слова. Например, слово МОЗГ: Мрак Охватил Задумавшегося Гения. Мария Отправилась Зарабатывать Гроши. Можно усложнить задачу, определив тему, которой должны соответствовать составляемые фразы.

«Инакомыслие»

Оглядите помещение, в котором находитесь. Каждый предмет, на который упадет ваш взгляд, попробуйте назвать иначе: дверь — открывалка, стекло — прозрачка и т. п. В группе можно выбрать 3−5 предметов и соревноваться, кто больше сочинит для них названий. Усложнить задание можно, поставив условие подбирать звуки-буквы, соответствующие форме предмета.

В.Оленберг "Ее внутренний голос"«Что бы это значило?»

Участники по очереди называют бессмысленное слово, а остальные придумывают для него значения. Например: бамбутирак, крумпишен и т. д. Другой вариант: бессмыслицы должны иметь форму прилагательного, значения которого участники записывают на листках, а потом озвучивают, сравнивая: квадрапильный, синкаральный и т. д.

«Встреча с инопланетянином»

Участникам предлагаются слова и (или) выражения из обихода, задача — объяснить их назначение «инопланетянину», который совершенно не знаком с этими вещами. Например, вода, картофель, драка, любовь, мечта и т. д.

«Скороговорки»

Они тоже способствуют развитию вербального мышления. От простеньких вроде: «Крыса в риге грызла рис» до таких как «Шла глава к главе, ударила глава главу. От удара главы головой главе по голове на голове вскочила шишка». Главное, наряду с развитием быстроты произнесения не забывать, что слова не должны «налезать» друг на друга.

Игры со словами могут быть столь же увлекательны, сколь и полезны.
Желаю вам в этом убедиться!

Вербальное мышление

Изучение особенностей развития вербального мышления представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современного этапа развития психологических наук.

Определение 1

В наиболее общем виде под данным видом мышления понимают мыслительный, познавательный процесс, основой которого являются слова; процесс отражения объективной реальности, который осуществляется в словесной форме.

Вербальное мышление протекает в словах, использует речь в качестве знаковой системы. Речь представляется собой уникальный инструмент передачи информации, позволяя без потерь передавать смысл сообщения. При реализации вербального мышления задействуются лингвистический и паралингвистический каналы.

Лингвистический канал как составляющая вербального мышления

Определение 2

Каждая лексическая единица обладает множеством смыслов. В семантической структуре лексемы выделяют денотат – явное, прямое, основное значение, и многочисленные коннотации – неявные, дополнительные значения, которые могут существенно трансформироваться под влиянием дискурсивного контекста.

Готовые работы на аналогичную тему

Соответственно, в процессе восприятия обращенной к нему речи реципиент сталкивается с необходимостью адекватной интерпретации, что позволяет избежать ошибочного восприятия текста.

Вовлечение лингвистического, вербального канала подразумевает симпрактическое включение, одинаковое мысленное оценивание коммуникативной ситуации всеми участниками взаимодействия, в результате чего складывается единое понимание информации, содержащейся в сообщении.

Паралингвистический канал как составляющая вербального мышления

Вовлечение паралингвистического канала направлено на интерпретацию экстравербальной составляющей сообщения. Паралингвистические средства включают в себя:

  • речевые модификации – темп, ритм речи, высота голоса, логические паузы, ударения и пр.;
  • вокальные модификации – стонущий, плачущий, смеющийся голос, покашливания, стоны и пр.

Вокализация голоса может нести значительную смысловую нагрузку, иногда полностью перечеркивая информационную составляющую, которая содержится в словах. Анализ паралингвистической составляющей дает реципиенту не меньше сведений, чем вербальное оформление сообщения.

Индивидуально-психологические особенности вербального мышления

Как и другие виды мыслительных процессов, вербальное мышление характеризуется рядом индивидуально-психологических характеристик, включая следующие:

  • продуктивность;
  • самостоятельность – умение увидеть и поставить актуальную, новую проблему, решить ее собственными силами;
  • глубина – умение вникать в сущность феноменов, проблем, процессов, явлений, понимание причин и возможных последствий реализации тех или иных видов деятельности;
  • широта – способность личности охватывать максимально широкий круг вопросов, аспектов в различных областях теоретических знаний и практической деятельности;
  • быстрота – интенсивность протекания мыслительных процессов;
  • гибкость – способность личности изменять аспекты рассмотрения феноменов, процессов, явлений, умение изменять запланированные стратегии действий, направленные на решение определенной проблемы, в соответствии с изменившимися условиями, активное переструктурирование исходных данных;
  • креативность;
  • инициативность;
  • инертность – свойство мышления, которое проявляется в склонности к шаблону, привычным ходам и стратегиям поведения в процессе решения определенных задач, проблем, трудности переключения от одной системы действий к другой, снижающие эффективность мыслительных операций;
  • экономичность – количество логических ходов, рассуждений, необходимых для усвоения новых закономерностей;
  • критичность.

Замечание 1

Таким образом, вербальное мышление представляет собой реализацию мыслительных процессов, основанных на речи как знаковой системе, что подразумевает вовлечение вербального и паралингвистического каналов, характеризуется индивидуально-психологическими особенностями.

что это такое в психологии? Развитие у младших школьников с помощью упражнений и игр, особенности и методики

Речь у человека формируется постепенно – так же, как и логика. Поэтому словесно-логическое мышление в той или иной степени у любого индивида появляется не сразу, а со временем — тогда, когда в его сознании развиваются мысли и происходит анализирование различных ситуаций. При работе вышеуказанного мышления человек начинает оперировать отвлечёнными понятиями. При этом он опирается на прошлый опыт. Как это работает? Об этом расскажем далее.

Особенности

В психологии считается, что мышление – это познание, которое находится на самой вершине. Данное понятие опирается на образование (получение различной информации), пополнение запаса знаний, умозаключений, а также на представление об окружающем мире.

Человек – существо, которое умеет говорить. Это значит, что его мышление имеет непосредственную связь с речью. Поэтому все люди могут получить установленное стандартное развитие только в результате совместного общения.

Для решения различных вопросов используются два типа мышления: словесно-логическое и наглядное. Когда идёт полноценный мыслительный процесс в человеческом мозге, тогда происходит представление предметов и оперирование словами.Итак, определимся с формулировкой — что такое словесно-логическое мышление. Кстати сказать, оно ещё называется вербально-логическое мышление (абстрактное мышление) и подразумевает использование речевых конструкций. Этот тип работает и основывается на языковых средствах. Также данный вид является самым последним этапом антагонистического и исторического развития мышления.

Структура рассматриваемого мышления состоит из различных видов обобщений. Поэтому оно находится в рамках внутреннего умственного плана и функционирует на базе языковых средств. Вследствие чего считается, что это самый высокий этап развития мышления.

Когда включается такой вид мышления, любой индивид может выделять общие закономерности и обобщать информацию.

С таким мышлением люди сразу не рождаются. Оно формируется по мере взросления человека. Когда начинается обучение, происходит постепенное овладение мыслительной деятельностью. В этот момент возникает возможность мыслить и рассуждать в уме, а также решать различные математические задачи.

Дальше формируются следующие операции:

  • процесс, позволяющий человеку переходить от нескольких частей к целому, называется синтезом;

  • когда при мыслительной деятельности происходит некое разложение сложного объекта на части, а эти части рассматриваются отдельно, то такой процесс называется анализом.

Кстати сказать, вышеперечисленные операции, а именно синтез и анализ, являются некими союзниками, так как не могут работать друг без друга. Кроме них, есть ещё некоторые процессы.

  • Сопоставление предметов, различной информации или различных явлений называется сравнением. Кроме того, данный процесс может выявить общие и отличительные стороны вышеуказанных пунктов.

  • Когда многие явления или предметы объединяются по одному общему признаку, такой процесс называется обобщением.

  • Разложение объектов на определённые группы по признакам, сходствам и т. д. называется классификацией.

Исходя из этой информации, напрашивается вывод о том, что следует в обязательном порядке развивать абстрактное мышление в младшем или школьном возрасте.

Любые знания невозможно усвоить без вербального мышления. И вот почему: если не развивать мышление, то любой индивид, будь то взрослый или ребёнок, не сможет научиться сравнивать между собой различные явления, предметы, ситуации, а также проводить в сознании тщательный информационный анализ.

Даже коммуникативные связи с другими людьми для него станут довольно затруднительной задачей.

Как способствовать формированию?

Методики могут быть разными. Только к каждой из них необходимо подходить серьёзно.

Нужно также заниматься на протяжении долгого времени и иметь терпение.

Рассмотрим их.

  • Проще всего взять книгу. Желательно, чтобы в ней было напечатано всем известное детское произведение. Начните читать текст книги в обратном порядке. При этом постарайтесь улавливать цепочку событий. Это будет нетрудно сделать, так как вы будете заранее знать суть сюжета.

  • Нужно выбрать какого-либо знакомого и представить, как он будет реагировать на то или иное событие. При этом сценарии случаи должны быть разноплановыми – как негативными, так и радостными.

  • Вспомните людей, с которыми вам пришлось разговаривать в течение дня. Затем вспомните каждый разговор по отдельности во всех подробностях. При этом нужно ещё и воспроизвести в своём сознании все эмоции, выражение лиц собеседников и даже жесты.

  • Начните придумывать различные противоречия. Например, такие как горький сахар, светлая ночь и т. д.

  • Выберите любой предмет и назовите все его функции. Например, стол: нужен для размещения гостей, обеденный, для занятий и т. д. Лучше будет, если вы ещё и припишете к выбранной вещи другие необычные функции. К примеру, стол для сидения или стол для прыжков. Обязательно воочию представляйте все свои фантазии.

  • Составляйте сокращения словосочетаний, то есть придумывайте аббревиатуры. Например, такую, как словесно-логическое мышление – коротко СЛМ и т. д.

  • Напишите непроизвольно на одном отдельном листе бумаги слова-существительные, а на другом листе бумаги слова-прилагательные. Попробуйте подобрать каждому написанному вами слову пару, подходящую по смыслу.

  • Выберите букву из алфавита и подберите как можно больше слов, которые будут начинаться на эту букву.

  • Вспомните выдающееся событие из своей жизни (например, отдельный день, проведённый на отдыхе). Попробуйте зафиксировать самый яркий момент и дайте ему необычное название. Событие должно вам напоминать картину, которую вы нарисовали. Рисунок должен находиться в вашем уме.

  • Просто рисуйте. Можно для начала использовать карандаши. Затем перейдите на яркие краски. Рисуйте так, как будто вы хотите изобразить на холсте характер предмета или человека, которые вы выбрали в качестве объекта.

Упражнения и игры

Нормальный человек любые мысли может перевести в слова. Этот метод придаёт словам форму. Ни для кого не секрет, что слова являются довольно действенным оружием, которое позволяет брать высоты, заключающиеся в самовыражении и в общении с другими людьми.

Значит, необходимо развивать словесно-логическое мышление. Для этого вам нужно приступить к проведению занятий и игр, которые существенно помогут развитию интеллекта.

Если вы готовы, то начните со следующих пунктов.

  • Постепенно избавляйтесь от монологов в своих мыслях. Пусть этот процесс вас не пугает. Регулирование воображаемого монолога способствует отдыху вашего сознания. Особенно это касается тех монологов, которые основываются на иррациональных страхах.

  • Прекрасно можно развить речь, если вы будете осуществлять ежедневные тренировки своего внутреннего голоса. Монологи здесь ни при чём. В этом случае необходимо взять только одну фразу и произносить её в своём уме, применяя разные темпы. Так вы сможете понять, как звучит эта фраза, если её будут произносить разные люди. В качестве примеров могут послужить ваши знакомые или близкие. Затем вообразите, как выбранная вами фраза медленно проплывает перед вашим взором, а вы в это время сможете разглядеть каждую букву.

  • Нужно знать, что есть два вида чтения: познавательное и развлекательное. Развлекательное требует применения вашей фантазии, а познавательное — тщательного изучения. Кто читает быстро, тот совершает глазами большие прыжки от одной фразы к другой. Медленное чтение подразумевает маленькие передвижения глазами. При быстром чтении сразу охватывается большой объём страницы. Поэтому такой подход нуждается в анализируемом процессе, а значит данным образом развивается ваше мышление. Вывод: следует читать быстро.

  • Кластеризация требует следующих действий. Сначала обозначьте и напишите проблему на отдельном листе. Затем обведите её кружочком. Рядом запишите все свои эмоции и ассоциации, которые связаны с этой проблемой. Их также нужно обвести кружочками. Потом соедините все кружочки при помощи стрелок. Так вы сможете собрать в одно целое свои мысли.

  • Попробуйте провести развлекательное занятие, в котором должны принять участие сразу несколько человек. У детей к данному мероприятию возникнет особый интерес. Для этого возьмите отдельные карточки и впишите в них непроизвольные слова. Перемешайте их. Пусть каждый играющий человек вытянет по одной карточке. Затем поочерёдно каждый член игры должен прочитать слово из карточки и быстро составить с этим словом предложение. Например, слово «магнит». Предложение можно составить такое: «Мы составляем список дел и прикрепляем его на холодильник при помощи магнита».

  • В следующей игре также должны принять участие несколько человек. Игроки садятся в круг и по очереди читают скороговорки. Постепенно задание следует усложнять и предлагать к прочтению более запутанные словосплетения.

  • Это задание однозначно направлено на развитие абстрактного мышления. Называется оно «инакомыслие». В комнате с различными предметами необходимо выбрать только одну вещь и назвать её необычным образом. Например, стул – сиделка, ковёр – подстилка, стол – самобранка и т. д. Кстати сказать, у младших школьников такая игра вызывает восторг.

  • Игра в инопланетян. В этом случае нужно объяснять обыкновенные земные вещи или явления человеку так, как будто вы общаетесь с инопланетным существом, которое плохо понимает жизнь землян. В этой игре могут принять участие все без исключения, так как возраст и тип характера в данном случае не имеют особого значения.

Вышеприведённые методики будут интересны как взрослым, так и детям. Не следует забывать, что данные мозговые манипуляции нужно проводить довольно регулярно. Это даст возможность вам быстро развить абстрактное мышление.

Вербальное мышление и его особенности. — Студопедия

Вербальное мышление – это процесс отражения объективного мира, который осуществляется в словесной форме. Вербальное мышление протекает в словах, использует в качестве знаковой системы речь. Она является уникальным средством передачи информации, поскольку с ее помощью менее всего теряется смысл сообщения. При вербальном мышлении задействуются лингвистический и паралингвистический каналы.

Лингвистический канал. Слова имеют множество смыслов. Они могут обладать денотацией – прямым, явным значением, и коннотацией – неявным, но подразумеваемым значением. Часто используется именно коннотативное словоупотребление, что создает проблемы в понимании. Чтобы этого избежать, в процессе коммуникации должно присутствовать симпрактическое включение, то есть одинаковая мысленная оценка ситуации собеседниками, в результате чего у них складывается единое ее понимание.

Вербальное мышление имеет еще одну особенность. Коммуникатор не всегда прямо и непосредственно выражает то, что хочет сказать, прибегая к кодированию, зашифровке своих сообщений. Для этого могут быть социальные причины. Например, в индивидуальной коммуникации имеется прямой смысл высказывания «Я устал». Но коммуникатор может вложить в него и закрытие подтексты: «Я ничего делать не буду».

Паралингвистический канал сообщает не о том, что говорится, а о том, как это делается. Паралингвистические средства включают в себя: а) речевые модификации – высота голоса, ударения, темп, ритм речи, паузы; б) вокальные модификации – смеющийся, плачущий, стонущий голос, а также всякого рода покашливания, стоны и т.д. Вокализация голоса, каким произносятся слова или фразы, может иногда нести большую смысловую нагрузку, чем сами слова, а иногда даже и перечеркивать смысл слов. Например: «Ну, ты умен». Анализ паралингвистического сопровождения речи дает не меньше сведений, чем анализ самой речи. Так, низкий тон голоса может свидетельствовать о вежливости, скуке, грусти, а высокий – о гневе, страхе, злобе, удивлении, лжи.



Итак, отправитель информации кодирует свое сообщение. Задача реципиента состоит в том, чтобы понять, какими намерениями, интересами руководствовался коммуникатор. Иногда реципиент может обнаружить и такой скрытый смысл, который коммуникатор изначально не вкладывал. В этом случае задействуются процессы, связанные с мировоззрением реципиента, его картиной мира.

Гимнастика ума (II). Вербальное мышление. Тренировка ума

Гимнастика ума (II). Вербальное мышление

Cловесное упражнение

Представьте себе, что вы персонаж романа.

Представьте, что все, что происходит вокруг вас сейчас, — это сцена из очередной главы.

Попробуйте за несколько минут с помощью слов описать то, что происходит.

Музыка ума

Слова восхищают ум и окрыляют душу.

Аристофан, драматург

Если ваш ум — музыкальный инструмент, то слова — и те, что вы произносите про себя, и те, что произносите вслух — это ноты, которые выстраиваются в мелодии, в симфонии мысли.


Когда мы думаем, когда мы говорим или пишем, слова облекают наши мысли в законченную форму. Без слов мышление утрачивает свое богатство, свою сложность. У нас нет иного способа выразить свои идеи и сформулировать понятия.

Совершенствование способности пользоваться словами требует развития внутреннего голоса. Тренированный голос отличается не только богатством словаря, но и хорошей артикуляцией. Способность находить точные слова, наполнять их оттенками смысла, вкладывать в них чувство — отличительные особенности острого ума. Тренируйте свой внутренний голос, обращайте внимание на то, какими словами вы оформляете свои мысли, и ваш мозг будет создавать прекрасную музыку.

Гаммы

УПРАЖНЕНИЕ.

Прочитайте про себя написанное ниже предложение. Озвучьте слова, как если бы вы играли на скрипке. Внимательно прислушайтесь к вашей внутренней музыке. Повторите фразу несколько раз, добиваясь лучшего звучания.

Насколько ясно звучат слова? Является ли мысль четкой и определенной? Нет ли в мысли мельчайшей бреши, кратких пауз, сомнения? Может быть, слова звучат слишком поспешно, потому что какая-то часть вашего разума хочет думать о другом? Хорошо ли оформлено в вашем сознании каждое слово? Не накладываются ли иные мелодии — мысли, которые оценивают или комментируют первую мысль?

Каждый музыкант знает, что развить музыкальные способности можно только путем многократных упражнений. Повторяя одну и ту же мелодию до тех пор, пока она не станет звучать правильно, проигрывая гаммы снова и снова, импровизируя с другими музыкантами, исследуя разные музыкальные жанры — джаз, кантри, классику, рок, настоящие профессионалы наращивают свой музыкальный опыт. Почему бы не применить ту же методику и к вербальному мышлению?

Произнесите фразу в уме с разной скоростью. Проиграйте мысль на своей привычной скорости, какой бы она ни была. Теперь повторите те же слова снова, только быстрее. И еще раз — вдвое быстрее. Установите, с какой максимальной скоростью вы можете проиграть мысль, чтобы слова не сливались друг с другом. Можете сделать это за две секунды? А за одну? А за пятую долю секунды? Теперь замедлите свой внутренний ритм. Можете растянуть фразу до десяти секунд? До тридцати? А до целой минуты?

Проиграйте фразу в уме с разной громкостью. Произнесите слова громче. Сделайте их громкими, как звучание симфонического оркестра или рев взлетающего “Боинга-747”. Теперь произнесите ту же фразу, но потише. А теперь так тихо, чтобы вы едва смогли расслышать слова сквозь фоновый шум вашего сознания.

Произносите слова, сосредоточиваясь на их смысле. Обращайте внимание на значение слов. Соедините слова вместе и постарайтесь понять самую суть идеи. Теперь повторите мысль, выделяя в предложении только одно слово, например: “Я мыслю , следовательно, существую”. И так с каждым словом.

Произносите фразу разными голосами. Воспроизводите слова в вашем сознании так, как если бы их говорил кто-то другой. Попробуйте сказать их голосом вашей школьной учительницы, популярного киноактера, президента или вашего отца. Попробуйте произнести слова, подражая тем людям, которых вы особенно любите и уважаете, затем, напротив, тем, кого ненавидите.

Произносите мысли в “определенных местах”. Поместите мысль в самом центре вашего мозга. Затем в районе лба. В груди. В ногах. Слева от вас. В метре перед вами. В дальнем конце комнаты. В окружающем вас пространстве.

Рисуйте слова в уме, не слыша их. Представьте фразу как бы написанной на школьной доске. Постарайтесь сосредоточиться на ее содержании, не слыша и не видя слов.

Озвучивайте мысль, не пытаясь воздействовать на нее. Представьте, что мысль плывет, как клуб дыма в неподвижном воздухе. Не надо ничего делать с ней, пусть себе плывет.

Музыкальные фразы

Вот небольшое собрание цитат, которое поможет вам потренировать ваши “вербальные мускулы”. Выберите одну из цитат и дайте себе достаточно времени, чтобы поразмыслить над скрытым в ней внутренним смыслом. Проигрывайте мысль в голове, пока не станете слышать ее достаточно четко, с правильным акцентом.

Кто знает — может, жизнь есть смерть, а смерть есть жизнь. — Эврипид

Для тех, кто не спит, существует одна Вселенная, общая для всех, в то время как во сне каждый человек уходит в свой собственный мир. — Гераклит

Верю, ибо это нелепо. — Тертуллиан

Слова нам нужны для того, чтобы спрятать наши мысли. — Вольтер

Человек может предаваться одной мысли столь долго, что становится ее пленником. — Джордж Сэйвил

Единственный способ справиться с искушением — поддаться ему. — Оскар Уайльд

Самое непостижимое в мире заключается в том, что мир постижим. — Альберт Эйнштейн

Длительную ценность имеет только мимолетное. — Ионеско

Нет ничего более немыслимого, чем мысль, ну разве что — отсутствие мысли. — Сэмюэль Батлер

Каждое решение, которое вы примете, — ошибочно. — Эдвард Дальберг

Нельзя напиться словом “вода”, нельзя плыть по формуле Н2О. — Алан Уотс

Это совершенно не важно. И именно поэтому так интересно. — Агата Кристи

Когда вам говорят, что нужно повзрослеть, имеют в виду — перестать расти. — Том Роббинс

Нужно очень много времени, чтобы стать молодым. — Пабло Пикассо

Настоящее — единственное, что не имеет конца. — Эрвин Шредингер

Свобода воли — это способность с радостью делать то, что должен. — Карл Юнг

Написанные слова

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать;

не затем, чтобы принимать на веру,

и не затем, чтобы найти предмет для беседы;

но чтобы мыслить и рассуждать.

Есть книги, которые надо только отведать,

есть такие, которые лучше всего проглотить,

и лишь немногие стоит разжевать и переварить.

Иначе говоря, одни книги следует прочесть лишь частично,

другие — без особого прилежания и лишь немногие — целиком и внимательно.

Фрэнсис Бэкон, философ

Можно сказать, что существуют два вида чтения: чтение для развлечения и чтение для знания. Цель развлекательного чтения состоит в том, чтобы перенести вас в иную реальность, часто фантастическую, в том, чтобы помочь на время уйти от повседневной жизни. Вы читаете, чтобы увлечься, заинтересоваться, воодушевиться. Цель познавательного чтения состоит в том, чтобы узнать больше о мире вещей и идей. Вы читаете, чтобы получить информацию, взвесить ее, оценить и активно поразмышлять.

Так как разные виды чтения требуют неодинакового напряжения мышц ума, важно знать, какие цели вы преследуете, открывая книгу. Вы хотите расслабиться и развлечься? Вы хотите просто поверхностно ознакомиться с предметом? Хотите повысить свою эрудицию? Хотите запомнить все, что прочитаете? Хотите серьезно и основательно поразмышлять о прочитанном? Если вы знаете зачем читаете — значит, знаете и как вам следует читать.

Если вы читаете для развлечения, поощряйте свое воображение, пусть оно станет как можно живее. Не спешите: рисуйте себе картины, представляйте действующих лиц, сопереживайте. Если вы читаете детектив или авантюрный роман, упражняйте свое воображение! Сочините свой вариант концовки или даже несколько возможных развязок. Драматург Джордж Бернард Шоу составлял нечто вроде плана каждой книги, которую он собирался читать, — еще до того, как открывал ее.

Чтение с целью углубления знаний требует более активной концентрации внимания. Если вы читаете для того, чтобы основательно разобраться в предмете, то вам следует поставить перед собой определенное задание как по количеству прочитанного, так и по качеству восприятия.

Устройтесь в удобном, тихом месте, где можно сосредоточиться. Избавьтесь от всех внешних отвлекающих факторов — выключите радио и телевизор, примите удобную позу (только не перестарайтесь!).

Очень быстро просмотрите весь текст и определите, сколько страниц вы хотите прочитать. Обращайте внимание на заголовки. Ищите ключевые моменты, которые определяют логическую структуру материала.

Чтобы легче было ориентироваться и запоминать, присвойте каждому параграфу ключевое слово или фразу. Запишите их на полях книги либо на отдельном листке бумаги. В этих словах должна отражаться основная идея параграфа. Позднее, прочтя список ключевых слов, вы сможете легко освежить в памяти содержание книги.

Помимо выделения ключевых идей, полезно также оценить их и взвесить. В каких выражена основная мысль книги? Какие могут служить доказательством сделанного заключения? Что, по вашему мнению, упущено в представленном материале? Попробуйте поместить предмет рассуждений в собственные логические рамки, выразив его суть своими словами. Всегда проще запомнить собственные слова, а не чужие.

Выработайте эффективную методику чтения. Избегайте пропускать слова, смысл которых вам не вполне понятен. Непонятные слова обычно мешают восприятию и пониманию, поэтому не жалейте времени на поиски их объяснения в словарях. Кстати, не сомневаюсь, вы с удивлением обнаружите, что не знаете точного значения давно знакомых слов.

Не “озвучивайте” текст в уме. Читая, не произносите слова про себя и не шевелите губами. Эксперты по чтению считают, что для более быстрого и эффективного чтения мозг должен работать на “высокочастотной передаче”, сосредоточиваясь на идеях, образах, значениях, но не на звучании слов.

Обратите внимание на то, как ваши глаза движутся по странице. Те, кто читают медленно, делают много коротких скачков, захватывая каждый раз одно-два слова. Те, кто читают быстро, делают более длинные прыжки. Каждый раз их взгляд захватывает гораздо больше слов. В результате они читают, скользя глазами по странице вниз, а не поперек. Попробуйте, читая газету, при каждом взгляде захватывать побольше текста. Не спешите, просто дайте глазам возможность смотреть под более широким углом.

Пусть слова плывут

Я пишу, чтобы узнать, что я думаю.

Граффито

Если чтение тренирует ум, заставляя анализировать и синтезировать идеи, то письмо заставляет тщательно формулировать и ясно выражать свои мысли. Новый подход к оперированию словами, разработанный Габриэлем Лассером Рико, заключается в том, чтобы организовать слова в виде древовидной диаграммы. Рико назвал свой метод методом грозди .

Метод грозди позволяет вам свободно блуждать от понятия к понятию. Поскольку древовидная структура остается незамкнутой, вы можете в любом месте добавлять новые идеи. Древовидная структура дает идеям возможность пустить корни, развиться, разветвиться, подобно растению в открытой почве.

В то время как наличие центральной идеи создает стержень, вокруг которого удерживаются ваши мысли, ветвистая структура позволяет им свободно распространяться. Вы выплескиваете мысли, записываете их по мере появления, располагая сходные понятия рядом, а отдаленно связанные — разделяя.

В результате понятия четко выделяются, в то же время оставаясь связанными между собой. Поскольку линии означают наличие логической связи, вы можете, бросив лишь один взгляд, установить относительную важность каждого из них.

УПРАЖНЕНИЕ.

Возьмите ручку и лист бумаги. Посередине листа напишите слово “свобода”. Обведите его кружком и набросайте мысли, которые возникают у вас в связи с понятием свободы. Фиксируйте их, рисуя кружки и записывая в них одно-два слова. Соедините линиями логически связанные между собой понятия. Пусть ваши идеи ветвятся во всех направлениях. Пишите как можно быстрее до тех пор, пока мысли не перестанут приходить вам в голову.

Метод грозди может быть самодостаточным — просто способом подумать о том, что приходит вам в голову. Он является в то же время и способом организации мысли — вы можете таким образом писать, планировать, оценивать варианты решения, записывать замечания, изучать предмет. Метод грозди позволяет быстро и без усилий менять направление мысли.

В следующий раз, когда вы захотите записать ваши мысли, используйте метод грозди. Чтобы попрактиковаться, попробуйте с его помощью подумать о следующих вещах: гонка вооружений, современные направления моды, использование древесины, как прекратить домашние конфликты, телевизионная реклама, почему история имеет тенденцию повторяться.

Слово — это центр шквала значений, звуков и ассоциаций,

расходящихся в стороны, как рябь на воде.

Нортроп Фрай, богослов

Кратчайший путь

Выберите два произвольных слова: начальное и конечное. Теперь нужно перейти от начального слова к конечному, написав между ними ряд новых слов с соблюдением правила: каждое следующее слово должно начинаться двумя последними буквами предыдущего. Например, выбраны слова: “шкоЛА” и “ИНститут”. Ряд промежуточных слов между ними может быть таким: ЛАпТА — ТАрелКА — КАрабИН. Ваша задача заключается в том, чтобы осуществить переход с помощью наименьшего количества промежуточных слов.

Диалог

Старинная мудрость утверждает: “Самый лучший диалог тот, когда вы откликаетесь не на слова, а на мысли”. В следующий раз в разговоре, прежде чем ответить собеседнику, мысленно повторите его слова. Постарайтесь уловить смысл того, что вам сказали.

Слова-шаблоны

Проверьте, сколько вы сможете построить осмысленных фраз, в которых первые буквы слов составляют слово “идея”. Например: “Излишняя доверчивость есть ярмо”. Выберите тему, скажем историю религии, и постройте предложения. Вот для примера некоторые слова:

Дар

Размер

Запах

Соло

Намек

Движение

Мысль

Чувство

Экстаз

Импровизация

Как только услышите или прочитаете какое-то из перечисленных ниже слов, произнесите вслух предложение, в котором упоминается это слово. Это упражнение лучше всего выполнять в компании.

Глупец

Бита

Сахар

Жидкость

Папка

Ключ

Камера

Сетка

Запись

Программа

Деньги

Секс

Раковина

Тигр

Путешествие

Реальность

Как сказать иначе?

Человек, обладающий даром речи, имеет в своем распоряжении богатый и разнообразный запас слов и отлично знает, когда и как его использовать. Он способен подобрать слова, точно и ясно выражающие мысль, которую он хочет донести до собеседника. Как много вы можете отыскать синонимов к словам?

Глупый: бестолковый, недалекий, тупой, тупоголовый, безмозглый…

Важный: весомый, значительный, существенный, принципиальный…

Печальный: скорбный, угрюмый, грустный, тоскливый…

Друг: приятель, товарищ, коллега, компаньон…

Испуганный: охваченный страхом, струсивший, боязливый, обеспокоенный…

Смешной: забавный, комичный, потешный, уморительный, веселый, остроумный…

Привлекательный: обаятельный, восхитительный, зовущий, манящий, соблазнительный, притягательный…

Самоуверенный: самонадеянный, знающий себе цену, бесцеремонный…

Полный спектр

Проверьте свою способность подбирать слова, составив списки из тридцати взаимосвязанных слов, размещенных в алфавитном порядке, например:

Профессии: архитектор, бухгалтер, врач…

Города: Амстердам, Брюссель, Вена…

Музыкальные инструменты: аккордеон, балалайка, виолончель…

Пища: артишоки, булка, виноград…

Составьте подобные списки по интересующим вас темам, например: растения, насекомые, названия популярных песен, названия улиц и т. д.

Назовите вещи своими именами

Оглядитесь в комнате и выберите пять предметов. Дайте им какие-нибудь шуточные названия, например, очки назовите “гляделки” или “зыркалы”. Постарайтесь подобрать слова, звучание которых соответствовало бы форме выбранного предмета.

Почему мы так говорим?

Еще одна игра, ставшая уже классической, в которую можно играть и в одиночку, и в компании, заключается в том, чтобы придумать как можно больше вопросов типа “почему мы говорим так”. Например:

Почему мы говорим до-сви-дания, а не до-сви-швеция?

Почему мы говорим д-верь, а не д-сомневайся?

Почему мы говорим вино-вата, а не пиво-хлопок?

Сколько вопросов сможете придумать вы?

Изобретите значения для следующих бессмысленных слов:

крастофенпалиум

рампификрат

иллюнатура

карцепция

фараплеврия

злокозня

вейник

банкопил

камнепресс

клюмбок

отблеливание

библомышь

шибарра

кагнст

Описание

Как бы вы описали следующие понятия и процессы человеку, совершенно незнакомому с ними: снег, арахисовое масло, как надеть на себя пиджак, половая близость, удовлетворение, полученное после очистки газона от листьев, на что похоже ваше рабочее место, фуга Баха, песочные куличики, бейсбол.

Описание

Опишите изображенные ниже фигуры человеку, который их не видит. Затем попросите его сделать рисунок по вашему описанию.

Сочините шуточные стихотворения, воспользовавшись следующими первыми строчками:

Жил викарий по имени Гаст…

Дважды крикнул бродячий торговец…

Однажды толстая-претолстая девица…

Жил да был господин из Мадраса…

Чувство слова

Похоже, что для всего на свете есть точные слова. Проверьте свою способность создавать новые названия, которые будут привлекать внимание людей. Придумайте пять названий для: нового крема, стиля одежды, службы знакомств, марки автомобиля, популярной песни, джаз-оркестра, своей собаки, компьютерной компании.

Смешные истории

Сочините анекдоты на следующие темы:

Собака в Белом доме.

Продавец в морге.

Имя политического деятеля.

Рюкзак.

Рыбак у Врат Святого Петра.

Сочинение

Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как “затравку” для создания рассказа. На бумаге или в уме разработайте сценарий.

фиаско, статуя, спираль

океан, ноготь, финиш

путешествие, мостовая, кнопка

бумажник, пальто, вор

дыня, фанера, суфле

сон, харизма, ковбой

мотоцикл, армия, коробка

боковая линия, нос, палка

преступление, хоккей, плод

Намеренная неграмотность

В течение дня попробуйте на один час стать намеренно неграмотным. Идя по улицам города, смотрите на вывески, рекламы и объявления, но не пытайтесь понять значение слов. Вместо этого рассматривайте форму букв, как если бы это были буквы иностранного алфавита. По крайней мере, вы по-настоящему почувствуете, какое огромное количество слов вас окружает.

Обет молчания

Проведите целый день в молчании. Если вы живете не один, предупредите окружающих, что некоторое время не будете разговаривать. Передавайте свои сообщения с помощью жестов или записок. Не смотрите телевизор, не слушайте радио и магнитофон. На один день совершенно освободите себя от слов.

Скороговорки

Проговорите как можно быстрее следующие скороговорки:

Сделан колпак не по-колпаковски, нужно его переколпаковать да выколпаковать.

Корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

На дворе трава, на траве дрова.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Внутренний монолог

Каждый из нас — отдельная повесть, которая сочиняется непрерывно, бессознательно…

через наши чувства, восприятие, мысли и поступки…

Каждый человек нуждается в таком повествовании…

чтобы быть единственным, чтобы быть самим собой.

Если мы хотим что-нибудь узнать о человеке, мы спрашиваем об истории его жизни.

Оливер Сакс, невролог

Как и большинство людей, вы, несомненно, слышите непрерывный шум слов, протекающих через ваше сознание. Вы повторяете разговоры, подводите итоги, оцениваете себя и других людей, комментируете события. Подобно радио, создающему фон, поток мыслей окрашивает ваш внутренний мир.

Так же как и мысленное кино, этот внутренний монолог определяет ваше восприятие жизни. Если вы скажите себе, что вы олух, то и будете вести себя соответственно. Если вы постоянно вспоминаете те или иные события и думаете о том, как вам следовало поступить, и что могло бы произойти — значит, вы живете прошлым.

Иногда внутренний монолог выходит из-под контроля. Когда вы возбуждены, слова захлестывают ваше сознание, не поддаваясь управлению. В других случаях вам кажется, что вы контролируете себя, но когда предпринимаете попытку спокойно поразмыслить, то понимаете, что слышите свои старые слова — те, что когда-то уже говорили себе.

Для того чтобы исследовать работу вашего мышления, попробуйте применить следующие приемы.

Парламент

Представьте, что слова, которые звучат в вашем сознании, исходят не от одного оратора, а от целого собрания. Члены этого парламента могут выражать мнения ваших родителей, учителей, друзей, а также цитировать слова из книг, журналов и телевизионных передач. Если явно доминирует громкий голос какого-то одного оратора, поставьте поднимаемый им вопрос на обсуждение. Например, объявите: “Вот уважаемый представитель крайней правой оппозиции считает, что в страну въезжает слишком много эмигрантов. Что вы думаете по этому поводу?” Предоставьте возможность высказаться другим ораторам, менее голосистым. Выслушайте их соображения. Вам же следует поочередно вставать на разные точки зрения.

Умейте слушать

Очень полезно перестать спешить и прислушаться к тому, что вы сами себе говорите. Как один из способов сделать это можете представить себе портативный радиоприемник и слушать исходящие из него голоса. Это очень качественный приемник, так что вы можете слышать и фоновые голоса. Когда удастся выловить некий внутренний монолог, вам будет гораздо проще не отвлекаться на помехи. Помните: для того чтобы докопаться до глубоких уровней сознания, нельзя останавливаться, нужно стараться стать как можно более восприимчивым.

Смена ярлыков

В нашем мысленном монологе мы часто навешиваем ярлыки, используя старый опыт. Допустим, вам предстоит выступить перед огромной аудиторией — у вас начинают потеть ладони, в животе раздается урчание, лицо краснеет. Вы говорите, что это все от нервов, и начинаете нервничать еще больше. А ведь вместо этого вы могли бы сказать себе, что таким образом мобилизуете свои энергетические ресурсы, и это совершенно естественно в столь серьезной ситуации. Подобная трактовка непременно поможет вам. Если у вас душа уходит в пятки, так что же — пусть это поможет вам идти быстрее.

Избавьтесь от болтуна

Допустим, ваш внутренний голос высказывает негативные мысли. Он говорит вам, что вы болван и гроша ломаного не стоите. Повторите ту же фразу громким, визгливым голосом. Используйте те же слова, но измените интонацию. Или поверх этого голоса спойте песенку: “Жили у бабуси два веселых гуся”. Если вы спешите и внутренний голос нервирует вас, повторяя: “Ты опаздываешь!”, понизьте голос до медленного шепота и посмотрите, что получится. Если звучит особенно противный голос, измените его тембр и тональность. Возьмите его под контроль: сделайте громче или тише, медленнее или быстрее, звучащим близко или издалека.

Мантры

Мантра — это слово или предложение, которое при длительном повторении приводит сознание в определенное состояние. Для того чтобы поупражняться в мантрах, следует на некоторое время расслабиться, затем, чтобы включить нужную ассоциацию, необходимо мысленно произнести соответствующее слово или предложение. Например, произнесите в уме слово “спокойно”, и вы действительно успокоитесь. Секрет состоит в том, чтобы подобрать нужный ритм, который позволит вам сосредоточиться. Пусть каждое слово станет завершенной мыслью, отделенной от прочего продолжительной паузой. После произнесения слова прислушайтесь к тишине в вашем сознании.

Полезные советы

Слова — это внешнее оформление мыслей. Развивайте свой внутренний голос. Сделайте его более гибким и адекватно реагирующим в каждой конкретной ситуации при выражении ваших мыслей самому себе и окружающим.

СОВЕТ 1.

Обратите внимание на “качество” ваших мыслей. Улучшайте “внутреннюю артикуляцию”, изменяйте темп ваших мыслей. Замедляйте их. Ускоряйте.

СОВЕТ 2.

Больше читайте. Чтение — прекрасная тренировка ума, развивающая устойчивость внимания и живость воображения.

СОВЕТ 3.

Записывайте свои мысли. Это помогает выражать и развивать различные точки зрения, высказывать и оспаривать мнения, исследовать собственные чувства и думать о том, о чем вы хотите.

СОВЕТ 4.

Следите за тем, что вы говорите сами себе. В течение дня прислушивайтесь к собственному внутреннему монологу. Какова ваша внутренняя история?

Слово — это отнюдь не прозрачный и неизменный кристалл.

Слово — это оболочка живой мысли.

Оно может менять окраску и содержание в зависимости от обстоятельств использования.

Оливер Уэнделл Холмс, юрист

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Доклад и презентация «Развитие вербального мышления как средство развития субъектности учащегося»

Снаркова Наталья Геннадьевна

КГУ «Средняя школа № 17»

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

СУБЪЕКТНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.

Слайд 1,2

Кто не помнит бессмертный афоризм: « Я мыслю, значит, я существую!» Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.

Мышление представляет собой самую сложную форму психической деятельности человека, вершину её эволюционного развития. Слайд 3

Мышление в целом составлено тремя основными взаимодействующими видами: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, или вербальное мышление (по Выготскому). В отличие от первых двух видов, непосредственной опорой вербального мышления, категории идеальной, является язык, явление физическое, материальное по своей природе.То есть при вербальном мышлении мысли оформляются и выражаются посредством языка. Слова — мощный инструмент нашего самовыражения, общения, взаимодействия. Язык есть соединение внешней речи, которую ребёнок слышит, с внутренней речью, с помощью которой он мыслит. Легко заключить, что язык и мышление являются, таким образом, двумя сторонами одного явления. Почему же вербальное мышление необходимо развивать и как это сделать? Давайте попытаемся рассмотреть этот вопрос на примере мышления учащихся начальной школы. Слайд 4

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит интеллектуализация всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности. Наиболее существенные изменения происходят, как считал Л.С. Выготский, в сфере мышления. Развитие мышления становится доминирующей функцией в развитии личности младших школьников, определяющей работу всех других функций сознания.

Самым ярким событием первых уроков в I классе является не учебная деятельность, а непосредственно эмоциональное общение, в которое дети стремятся вступить с учителем. Рождение учебного сотрудничества начинается по сути так же, как и рождение человеческого общения: интенсивный глазной контакт, стремление к телесному контакту (коснуться одежды, прильнуть, приласкаться), двигательное и голосовое оживление, улыбка при появлении учителя все эти легко узнаваемые компоненты младенческого «комплекса оживления «. Первоклассники, как и все люди на свете, используют для того, чтобы вовлечь нового и чрезвычайно значимого взрослого в ту деятельность, из которой вырастают базисные условия любой другой деятельности: эмоциональное благополучие, доверие, открытость. Это невербальное выражение доброжелательности и внимания к учителю. И дети в этом обычно чрезвычайно инициативны, а учитель без этого просто не может строить дальнейшее учебное сотрудничество. Если с ребенком, только что севшим за парту, не удается установить глазной контакт, если ребенок не улыбается, избегает прикосновения, то это служит для учителя и школьного психолога тревожным сигналом неблагополучия именно в непосредственно эмоциональной сфере; с таким ребенком необходимо безотлагательно наладить прежде всего доверительные, теплые отношения и лишь после этого строить учебное сотрудничество.

В дальнейшем в процессе обучения при высокой представленности наглядно-образного происходит интенсивное развитие словесно-логического мышления. Темпы развития и соотношение вербального и невербального компонентов в умственном развитии различаются на разных образовательно-возрастных ступенях, что во многом обусловлено спецификой содержания и форм обучения. От класса к классу в начальной школе происходит постепенное уменьшение использования принципа наглядности в обучении и увеличение доли словесного изложения материала, что способствует развитию понятийного мышления. Слайд 5

Младшим школьникам, которым в результате обучения в школе необходимо регулярно выполнять задания, дано научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда нужно, а не тогда, когда нравится. При обучении в начальных классах у детей формируется осознанность, критичность мышления. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются варианты решения, дети учатся обосновывать, доказывать, рассказывать свои суждения.

Младшие школьники регулярно ставятся в ситуации, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные умозаключения, отсюда и третий вид мышления — словесно-логический, более высокий по сравнению с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением детей дошкольного возраста.

С учётом этого был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении уровня развития вербального мышления младшего школьника и влияние его на успеваемость.

Задачи:

1. Провести диагностику уровня развития вербального мышления в 1,2,3,4 классах.

2. Проанализировать полученные данные и оценить возможность влияния вербального мышления на успеваемость.

3. Проследить динамику развития вербального мышления каждый образовательно-возрастной период.

Для диагностики были использованы субтесты Ф. Замбацявичене.

Особенности словесно-логического мышления исследуются с помощью 4 субтестов, каждый из которых включает 10 заданий. Субтест I позволяет выявить осведомленность ребенка, субтест II — сформированность понятий, субтест III — владение логическими операциями при решении задач на аналогии, субтест IV — возможность подведения двух понятий под общую категорию (обобщение).

Результаты исследования представлены в таблицах: Слайд 6

№1 «Уровень вербального мышления по классам».

1 класс / 26

2 уч.

17 уч.

7 уч.

2 класс / 25

5 уч.

15 уч.

5 уч.

3 класс / 25

11 уч.

11 уч.

3 уч.

4 класс / 27

13 уч.

12 уч.

2 уч.

Наглядно представлено в диаграмме.

№2 « Диаграмма уровня мышления по классам» Слайд 7

№3 Слайд 8

hello_html_m78e55294.gif

Из таблиц видно, что уровень вербального мышления в 1 классе достаточно низкий (всего 8% детей имеет высокий уровень мышления), а к концу 4 класса он уже составляет 48%. Наибольший скачок роста вербального мышления происходит во 2 и 3 классе. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается мышление оперирующее понятиями. Уже со второго года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Таким образом, можно предположить, что 2 и 3 годы обучения являются решающими в умственном развитии младшего школьника. С переходом на каждый следующий образовательно-возрастной этап происходит усиление роли вербальных компонентов в обучении. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Вместе с тем известно, что мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное. Различия в мышлении детей требуют индивидуализации подбора заданий, упражнений, выполняемых в процессе познавательной деятельности, учета их специфики и направленности на развитие той или иной функции мышления.

Из таблицы № 4 « Сравнительный анализ успеваемости и уровня мышления» видно, что:

Слайд 9

hello_html_5ff70639.gif

вербальный интеллект определяет успешность учения. В педагогической психологии давно замечена связь уровня развития интеллекта с успеваемостью. Согласно Векслеру вербальный интеллект сильнее связан с уровнем учебной успеваемости, чем невербальный.

Поэтому можно сделать следующие выводы : Слайд 10

1. В младшем школьном возрасте отмечается тенденция к некоторому преобладанию невербального компонента в умственном развитии, которое гораздо сильнее выражено в группе слабоуспевающих учащихся. С возрастом (к концу начальной школы) наблюдается тенденция к снижению темпов развития невербального мышления и на передний план выступает более интенсивное развитие вербального мышления под влиянием обучения.

2. В процессе обучения происходит увеличение независимости и самостоятельности в развитии двух форм мышления (вербального и невербального).

3. Можно сказать, что вербальная и невербальная составляющие мышления тесно связаны друг с другом и входят в одну целостную систему умственного развития.

4. Уровень и особенности умственного развития, сложившиеся в младшем школьном возрасте, являются основой для дальнейшего обучения. Чем раньше и интенсивнее мы начнём развивать вербальное мышление с учётом индивидуальных особенностей учащихся, тем успешнее будет обучение ребёнка в дальнейшем (в среднем звене).

Если ребёнок итак учится хорошо, то такая работа позволит подготовить его к различным конкурсам, олимпиадам, позволит ему расти дальше (работа с одарёнными детьми). А если ребёнок слабоуспевающий, поможет ему успешнее учиться.

Итак, вербальное мышление полезно развивать. А как?

Вот несколько таких игр со словами, что подходят и для компании, и для пары участников, и даже для одного. Слайд 11,12

Неожиданная аббревиатура

Участники на карточках пишут по одному слову, а потом случайным порядком выбирают себе одну. За фиксированное время ( например, за 1 минуту) каждый составляет хотя бы одну фразу из слов, первые буквы которых входят в состав доставшегося по жребию слова. Например, слово МОЗГ: Мрак Охватил Задумавшегося Гения или Мария Отправилась Зарабатывать Гроши. Можно усложнить задачу, определив тему, которой должны соответствовать составляемые фразы.

Инакомыслие Слайд 13

Оглядите помещение в котором находитесь. Каждый предмет, на который упадёт взгляд, попробуйте назвать иначе: дверь-открывалка, стекло – прозрачка и т.п. В группе можно выбрать 3-5 предметов и соревноваться, кто больше сочинит для них названий.

Что бы это значило? Слайд 14

Участники по очереди называют бессмысленное слово, а остальные придумывают для него значения. Например: БАМБУТИРАК, КРУМПИШЕН и т.д. Другой вариант: бессмыслицы должны иметь форму прилагательного, значения которого участники записывают на листках, а потом озвучивают, сравнивая: КВАДРАПИЛЬНЫЙ, СИНКАРАЛЬНЫЙ и т.д

Встреча с инопланетянином Слайд 15

Участникам предлагаются слова и (или) выражения из обихода, задача – объяснить их назначение «инопланетянину», который совершенно не знаком с этими вещами. Например: вода, картофель, драка, мечта…

И более сложные задания:

Чтение

К слову сказать, оно бывает разным: развлекательным или познавательным. Первое требует максимального использования воображения, второе – тщательной концентрации внимания. Читающие медленно делают глазами мелкие частые прыжки, охватывая небольшие участки текста при фиксации зрения. А те, что быстро – реже перемещают взгляд, вбирая им большие фрагменты страницы. Похоже, что они её читают сверху вниз, а не построчно слева направо. Так что если вы попытаетесь, взяв газету или журнал, захватывать взглядом всё больше слов, это поможет развитию вербального мышления.

Регулирование мысленного монолога

Ежедневно и ежечасно мы пребываем в мысленном потоке. Только понаблюдайте, как внутри вас работает «словомешалка», практически не останавливаясь ни на минуту. И не так уж она безобидна, поскольку препятствует эффективному мышлению и провоцирует неизвестно откуда берущуюся усталость. А избавление от нее освежает мозг, освобождает ум. Одна из техник: сосредоточение на мысленном счете в ритме дыхания от 1 до 10. Главное условие: только считать и ни о чем не думать. Как только появляется мысль, счет начинается сначала. «О, у меня получается!» — это тоже мысль. Попробуйте выполнять это упражнение хотя бы в течение минуты, и оцените, как будете себя чувствовать.

Кластеризация Слайд 16,17

Что это такое, давайте рассмотрим примеры. Возьмем тему, например, урок. Запишем это слово в центре листа бумаги и обведем рамочкой (круглой, квадратной, прямоугольной – не принципиально). Затем начинаем, не задумываясь, писать на листе бумаги мысли, чувства и ассоциации, связанные с этим понятием. Записав, каждое слово обведем отдельной рамкой. А потом линиями или стрелками обозначим связи между ними. Взглянув на результат, вы без труда удостоверитесь, что организовали свои мысли. Весьма полезная техника для выбора решения, планирования и т.п.

Выполнение таких упражнений не только окажет стимулирующее воздействие на развитие вербального мышления, но будет способствовать развитию творческого мышления, формировать индивидуальные особенности ребёнка, пробуждать интеллектуальные эмоции. Слайд 18

ЛИТЕРАТУРА

1. Галанжина E.С. Некоторые аспекты развития образного мышления младших школьников. // Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы. — Курск, 2001.

2. В.П. Сергеева. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. Москва, 2002.

3. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа — 1994 — №11

4. Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. М.: 1991.

5. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., Просвещение, 1987.

6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

7. Пономарёва В.Статьи.

Визуальное мышление против вербального мышления

Как мы думаем

Есть два основных способа мышления и обработки информации. Один способ — думать визуально, а другой — думать вербально, и ваш интеллект не играет роли в том, как мы думаем или обрабатываем информацию.

Позвольте мне объяснить визуальное мышление.

Когда люди обладают сильным визуальным мышлением, они думают, видя «картинки» в своей голове, что немного похоже на просмотр фильма.Скорость визуального мышления очень высокая — там, где одновременно обрабатывается много информации.
Другой основной способ, которым люди думают или обрабатывают информацию в своей голове, — это вербальное мышление. Словесные мыслители думают словами — это немного похоже на разговор с самим собой в своей голове. Слова следуют линейной структуре языка, и вербальные мыслители думают с той же скоростью, что и когда они говорят вслух.

Обычно мы можем мыслить обоими способами: визуальным и вербальным.
Я — вербальный мыслитель .Мне нравится думать, «разговаривая» сам с собой в голове. Я тоже могу визуализировать. Если бы вы попросили меня визуализировать мост Харбор-Бридж в Сиднее, я мог бы это сделать, потому что я видел его и записал в своей зрительной памяти. Но если бы вы попросили меня визуализировать то, чего я не видел, я бы не смог этого сделать.
Мы знаем, каков наш предпочтительный образ мышления, зная, что мы делаем под давлением. Когда я нахожусь под давлением, разговор в моей голове происходит быстрее, и я быстрее говорю сам с собой.
Для людей, мыслящих визуально, картинки передаются быстрее.Так как ты думаешь?

Если ваш ребенок получил специальное образование в школе или у него был наставник, и он продолжает бороться, то есть помощь и надежда. Не ждите, что ваш ребенок будет бороться еще год.





У нас более 10 000 часов клинического опыта

После личной работы Марианны с более чем 300 дислексиками


Смотрите результаты от родителей, взрослых клиентов и детей!

Поэтому мы очень ими гордимся.Представьте, чего вы можете достичь …

.

Вербальное мышление — это то, что так необходимо человеку в современном мире

Человек — живое существо, способное говорить и думать. Выражение «о себе» называется вербальным мышлением. Как правило, человек не всегда может контролировать этот процесс. Вербальное мышление — это внутренний голос и мыслеформы, возникающие в мозгу человека.

Типы мышления

Мышление человека делится на несколько типов, и у каждого человека наиболее выражен только один из них.

Зрительно-эффективное мышление, как правило, ярко выражено у детей до 3 лет. Ребенок еще не знает слов, но уже выражает эмоции и выполняет определенную последовательность действий. Например, покажите ребенку, как складывать кубики один на один, и он с радостью это повторит. Более того, постепенно он начнет изобретать новые способы строительства, а затем и разрушения пирамиды. В этом процессе будет участвовать образное мышление.

Вербально-логическое (вербальное) мышление — это знания, которыми человек уже обладает, хотя представить их в виде определенного предмета сложно.Так думают дети 4-5 лет — много разговаривают и спорят. Визуальное и вербальное мышление различаются по содержанию используемых средств. Если это визуальное мышление, то в мозгу четкие образы предметов и действий. Противоположно ему — вербальное мышление — абстрактные знаковые конструкции.

Почему требуется вербальное мышление

Прежде всего, оно очень важно в формировании психических функций в раннем возрасте. Если ребенок не может правильно выразить свою мысль словами, то невозможно сформировать словесный образ.В дальнейшем особенности мышления у ребенка в раннем возрасте влияют и на взрослую жизнь. Дети, которые в свое время не научились общению, вырастают закрытыми от внешнего мира. Как правило, люди, добившиеся успехов в гуманитарных науках, обладают вербальным мышлением. Объясняется это их способностью мыслить образно. Такие люди могут легко говорить и говорить о концепциях бытия, о философских учениях, об искусстве и поэзии.

Люди с развитым вербальным мышлением очень любят говорить вслух и про себя.Они очень открытые и общительные личности. При общении с незнакомцами всегда сначала думают, а потом говорят. У них очень хорошо развита логика, и они быстро справляются с различными сложными ситуациями.

Ученые и вербальное мышление

Если для гуманистов вербальное мышление — это вопрос: нужно ли развивать такое мышление любителям точных наук? Многие знают такого гениального профессора, как Альберт Эйнштейн. До 6 лет практически не разговаривал и, соответственно, не обладал словесным мышлением.Несмотря на все это, он был гением.

А если взглянуть на эту проблему с другой стороны? Люди, видевшие, как маленький 6-летний мальчик вообще не разговаривает, считали его просто глупым ребенком. Коммуникативные навыки очень важны в современном обществе. Человек, не умеющий выражать свои мысли, вряд ли добьется успеха в профессиональной сфере. Словесно-логическое мышление очень необходимо, потому что помогает находить решения в сложных жизненных ситуациях.

Упражнения на развитие словесно-логического мышления

Существует огромное количество упражнений на развитие разных типов мышления.Для развития вербального мышления рекомендуется использовать логические задания. Например, посмотрите на предметы вокруг себя и попробуйте дать им новые имена (у детей это лучше всего работает). Например, чашка — выпивалка, ручка — писалка и т.д. Отличное упражнение для развития словесного мышления — скороговорка. Вы можете изучить старые или изобрести новые. Произнесите их вслух и про себя.

Очень хорошо помогает в развитии словесной игры в шахматы. Во-первых, в процессе игры, как правило, игроки общаются друг с другом, во-вторых, игра заставляет человека думать и заранее считать шаги.Вербальное мышление является вербальным мышлением, поэтому любые занятия по развитию рекомендуется проводить в группе. Такое мышление можно развить всей семьей. Особенности мышления человека связаны с его познаниями в разных областях. Обсуждения с друзьями и друзьями помогают не только узнать много новой и полезной информации, но и развить словесное мышление.

p>
.

30 сокращенных приемов рассуждения вербальных, невербальных, аналитических, логических

Приемов рассуждения ярлыков для соревновательных экзаменов

Тест на рассуждение — очень распространенная и очень важная тема в любых конкурсных экзаменах. Рассуждение означает действие, при котором очень логично и разумно мыслить что-либо . Уловки рассуждений.

Чтобы получить хорошие оценки на экзаменах, вам необходимо получить очень хорошие оценки по логике. И поверьте мне, также очень легко получить хорошие оценки в разделе рассуждений.Вам просто нужно научиться рассуждать.

Как мы уже упоминали, это логическая вещь, поэтому вам нужна логика для решения логических вопросов. Обычно мы делим рассуждения на четыре части.

Итак, теперь мы обсудим все это более подробно. Просто пройдите по главам, чтобы узнать основную концепцию каждой главы. Затем изучите уловки быстрого доступа, чтобы решать эти задачи гораздо быстрее. Помните, что эти уловки рассуждений очень помогут вам на экзаменах.

Как вы знаете, рассуждения очень часто используются почти на всех конкурсных экзаменах. Экзамены, такие как SSC, PSC, другие государственные экзамены, банковские экзамены, теперь в основном сосредоточены на мышлении. Так что это очень важно для всех кандидатов. Кандидаты должны хорошо мыслить. Вот этот сайт, мы делаем эту работу. Наши уловки рассуждения помогают всем кандидатам получить хорошие оценки по Reasoning. И это в конечном итоге поможет им получить работу.

Уловки теста вербального мышления

На всех конкурсных экзаменах большая часть вопросов поступает из вербального мышления.Как правило, вербальное мышление проверяет ваши навыки понимания концепции слов в рамке. Он оценивает ваши навыки понимания. Вербальное мышление — это не проверка словарного запаса или беглости речи, а проверка способности конструктивно мыслить.

Тестовые приемы невербального мышления

Невербальный раздел — это огромный раздел в Reasoning. Каждый конкурсный экзамен должен состоять из вопросов невербального мышления. В основном эта часть проверяет ваши навыки понимания и анализа визуальной информации и использования этой информации для решения вопросов.

Уловки теста аналитического мышления

Аналитическое мышление — еще одна очень важная глава в рассуждении. Эта часть в основном проверяет вашу способность анализировать данную ситуацию. Как правило, для аналитического мышления не требуется никакого особого опыта, кроме понимания значений используемых слов.

Уловки теста логического рассуждения

Логическое рассуждение — это мыслительный процесс, при котором мы применяем логику к утверждениям, чтобы получить заключение.Как правило, эта часть рассуждений часто используется на конкурсных экзаменах. Логическое рассуждение проверяет способность ученика строить логику.

Немного важных вещей, о которых следует помнить

Время — самый важный фактор на всех конкурсных экзаменах. Вам нужно закончить обследование в срок. Но на каждом конкурсном экзамене они также проверяют ваши способности к расчету в течение определенного периода времени. Они проверяют, насколько быстро вы можете решить задачу. И по этой причине так много студентов не смогли закончить работу в отведенное время.Но для более быстрого решения вам нужно использовать уловки рассуждений. Это поможет вам быстро решить государственные, банковские и другие экзаменационные вопросы.

www.ReasoningTricks.com предлагает множество трюков быстрого мышления и имитационных онлайн-тестов. Итак, внимательно изучите эти ярлыки. Вам нужно изучить каждую тему рассуждений. Затем купите книги по рассуждениям на рынке или PDF-файлы по рассуждениям в Интернете. Вы также можете скачать бесплатные электронные книги по рассуждениям с различных сайтов. Затем решите практические наборы из этих книг.Попробуйте решить эти аргументированные вопросы MCQ, используя уловки, которые вы узнали на сайте www.ReasoningTricks.com. И вы определенно заметите разницу между использованием трюков рассуждения и неиспользованием уловок рассуждения. Ознакомьтесь с нашими заметками о рассуждениях, чтобы успешно сдать экзамен.

Вы также можете поставить отметку «Нравится» и подписаться на нашу страницу в Facebook, чтобы получать новые обновления. И, если у вас есть какие-либо вопросы по этой теме, оставьте комментарий в разделе комментариев ниже. Вы также можете отправлять нам сообщения на facebook.Наша команда ответит на все ваши вопросы.

.

Настоящая проблема с Гутенбергом: визуальное или вербальное мышление

Принятие Гутенберга предсказуемо. Он привлекает прежде всего визуальных мыслителей, тогда как классический редактор обращается к вербальным мыслителям. В каждой группе примерно одинаковое количество людей — от 25% до 30% населения. Остальные 45% используют как визуальное, так и вербальное мышление. Это приблизительные значения, но для настоящей цели их будет достаточно.

Визуальное мышление было признано психологами совсем недавно, по сравнению с вербальным мышлением.Таким образом, такие компании, как Wix, Squarespace и Elementor, выходят на основной сегмент рынка, который ранее не обслуживался. Мэтт, очевидно, знает это, и совершенно очевидно, что, если Гутенберг все сделает правильно, он тоже выйдет на этот рынок.

На самом деле будущее WordPress зависит от его способности привлекать оба этих сегмента. Как мы думаем — это фундаментально. Глупо думать, что вербальные мыслители просто адаптируются к визуальному мышлению или даже могут адаптироваться к нему, потому что для большей части нынешних пользователей WP визуальное мышление — это совершенно чуждый способ мыслительной обработки.

Это означает, что WordPress выйдет из строя, если он не удовлетворит потребности обоих типов пользователей. Хотя будущее исключительно Гутенберга могло бы и, вероятно, будет задействовать огромный новый рынок, оно будет подвергаться определенному риску отчуждения столь же большого числа существующих пользователей. Конечным эффектом будет отсутствие чистого роста и серьезный удар по репутации продукта.

Если Мэтт не обратит внимание на группу нынешних любителей WordPress, которым принципиально необходимо работать вербально, а не визуально, он рискует потерять примерно 25% текущих пользователей (преимущественно вербальных мыслителей).С другой стороны, параллельная разработка функций по обоим направлениям может привести к увеличению числа пользователей WP на 25%.

Я могу только догадываться, что те, кто стоит за идеей Гутенберга, просто не информированы, возможно, предполагая, что все люди думают одинаково — ложное предположение, которое может им очень дорого обойтись.

Я думаю, что концепция блоков имеет большой потенциал в определенном контексте, но этот контекст не включает создание обычного документа, состоящего только из текста и изображений.Для этого Гутенберг просто мешает. Но для особых типов блоков я думаю, что это имеет большой потенциал как своего рода система шаблонов контента. Хотя пользовательский интерфейс все еще требует большой доработки, концепция в основном правильная.

Пока что Гутенберг не выглядит эффективным инструментом для тех вещей, которые можно сделать в текстовом редакторе — ввода текста, его форматирования, добавления изображений и т. Д.

Скорее всего, я не буду использовать редактор блоков, если его режим по умолчанию не выполняет все, что делает классический редактор, старыми знакомыми способами, с блоками, служащими только способом предварительной упаковки различных способов размещения специальных типов контента.Это было бы лучшее из обоих миров.

  • Эта тема была изменена 2 года назад пользователем nelsonbase.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *