Метод упражнений (приучения) — Студопедия
Как уже отмечалось, в структуре личностных качеств важное значение имеют навыки и привычки поведения и деятельности. Их формированию способствует метод упражнений, или приучения.
Метод этот как специфический способ воспитания не сразу получил признание в нашей педагогике. В 20-е гг., когда острой критике подвергались методы воспитательной муштры и в некоторой степени идеализировалась теория «свободного воспитания», понятие упражнение ассоциировалось с принуждением к той или иной форме поведения. Главными, и чуть ли не единственными считались методы разъяснения, убеждения и апелляции к сознанию ребят.
Существенным образом положение меняется в середине 30-х гг., когда широкое признание в педагогике получили творческие достижения А.С. Макаренко и его выступления по теоретическим и методическим вопросам воспитания. Выдающийся педагог подвергал резкой критике те тенденции в воспитании, согласно которым дисциплина детей якобы целиком должна вытекать из сознания. Указывая на то, что наша дисциплина должна быть сознательной, А.С. Макаренко отмечал, что «в 20-х годах, когда такой широкой популярностью пользовалась… тенденция свободного воспитания… эту формулу о сознательной дисциплине расширяли, считали, что дисциплина должна вытекать из сознания. Уже в своем раннем опыте я видел, что такая формулировка может привести только к катастрофе, то есть убедить человека в том, что он должен соблюдать дисциплину, и надеяться, что при помощи такого убеждения можно добиться дисциплины, это значит рисковать 50-60% успеха».
А.С. Макаренко не только не отрицал роли сознания в нравственном развитии воспитанников, но всячески подчеркивал его огромное значение. Однако он считал, что в процессе воспитания крайне важно и необходимо вооружать детей практическим опытом, формировать у них навыки и привычки поведения. «Наше поведение, – писал он, – должно быть сознательным поведением.., но это вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию… Настоящая широкая этическая норма становится действительной только тогда, когда ее «сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно»[123].
А.С. Макаренко со всей определенностью указывал на необходимость нравственной натренированности воспитанников, вооружения их моральным опытом. «Нужно, – говорил он, – стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке. Постоянные же рассуждения и разглагольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно опыт»[124].
Впоследствии проблема формирования умений, навыков и привычек поведения в процессе воспитания стала привлекать внимание психологов. «Качество личности, – отмечала Л.И. Божович, – нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике»[125].
Что же следует понимать под методом упражнений (приучения)? Как писал Н.И. Болдырев, под методом упражнений (приучения) понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.
Сущность упражнений (приучения) как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностей и мотивов поведения находит свое подтверждение в физиологии и психологии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определенного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой.
«Наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки, – говорил И.П. Павлов, – представляют собой длинные ряды условных рефлексов. Кто не знает, как установленные, приобретенные связи известных условий, т.е. определенных раздражений, с нашими действиями упорно воспроизводятся сами собой, часто даже несмотря на нарочитое противодействие с нашей стороны? Это одинаково касается как производства тех или других действий, так и выработанного их задерживания, т.е. как положительных, так и отрицательных рефлексов. Известно далее, как иногда нелегко развить нужное торможение в случае как отдельных лишних движений при играх, при манипуляции в разных искусствах, так и действий. Точно так же практика давно научила, как исполнение трудных задач достигается только постепенными и осторожными подходами к ним»[126].
Но если физиологи рассматривают деятельную сторону образования навыков и привычек поведения, то психологи связывают их с многократным повторением одних и тех же переживаний. Указывая на эту сторону упражнений, С.Л. Рубинштейн писал, что проблема формирования характера и свойств личности должна «сосредоточиться… на… проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения»[127].
Упражнения (приучение) как общий метод воспитания применяются для решения самых разнообразных задач общественного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Например, в процессе нравственного воспитания этот метод способствует формированию у детей привычки правильно сидеть за партой, обращаться к товарищам, учителям и взрослым, а также формированию принципиальности, патриотизма, дисциплинированного поведения и т.д. Упражнения выступают как основной метод выработки у учащихся санитарно-гигиенических умений и навыков, развития художественно-эстетических способностей.
Широкий диапазон воспитательного воздействия этого метода на учащихся обусловливает большое разнообразие средств его реализации. В качестве таких средств выступают различные формы учебной работы, разнообразные внеклассные мероприятия, а также общение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабатывается культура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товарищества и т.д. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована, является средством реализации метода упражнений (приучения).
Важно не только то, что этот метод охватывает все стороны развития растущей личности. Главное заключается в том, что без разумно осуществляемых упражнений (приучения) нельзя добиться эффективности воспитания.
«Попробуйте, – говорил А.С. Макаренко, – серьезно, искренно, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг – только объект для глазения, развлекательный момент.
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, – все равно в чем, – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости»[128].
Педагогические основы организации упражнений (приучения) с целью формирования у учащихся практических умений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности и поведения обстоятельно раскрыл К.Д. Ушинский, и его мысли на этот счет остаются самыми глубокими. В соответствии с психологической структурой личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек он выделял следующие приемы:
а) постановка воспитательной задачи и возбуждение у учащихся потребности в том или ином виде деятельности,
б) разъяснение способов деятельности и вооружение их соответствующими знаниями (развитие сознания),
в) практический показ действия по решению поставленной задачи,
г) организация первоначального воспроизведения учащимися показан них действий (образцов поведения),
д) последующая, тренировка в совершенствовании и закреплении способов деятельности и поведения,
е) предъявление требований к учащимся в совершенствовании организуемых упражнений,
ж) напоминание и контроль за поведением.
«Привычка, – писал К.Д. Ушинский, – укореняется повторением какого-нибудь действия, повторением его до тех пор, пока в действии начнет отражаться рефлективная способность нервной системы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию. Повторение одних и тех же действий есть, следовательно, необходимое условие установления привычки»[129]. В то же время Ушинский отмечал, что вначале это повторение должно быть более частым с тем, чтобы оно быстрее закрепилось в поведении, а в последующее время выработанный навык следует подкреплять напоминанием, контролем и периодическим повторением тренировок.
К сожалению, до сих пор в практике воспитательной работы существует боязнь в применении метода упражнений. Не все учителя осознают, что если ученики не умеют соблюдать порядок в классе и на переменах, если они беспорядочно направляются к гардеробу, опаздывают на занятия и т.д., то в данном случае нужны не только разъяснительные беседы, увещевания и требования, но главным образом организация специальных упражнений, нравственная тренировка. Многие недочеты в поведении, которые нередко наблюдаются в школах, объясняются недостаточной натренированностью учащихся, отсутствием должной системы в организации упражнений в правильных поступках.
МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ — это… Что такое МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ?
- МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ
- (в физическом воспитании) — многократное выполнение каких-л. движений, моторных действий согласно определенным методическим правилам как основной метод формирования и совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств человека
Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС.
В.П. Дудьев.
2008.
- МЕТКОСТЬ
- МЕТОД
Смотреть что такое «МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ» в других словарях:
метод упражнения — kartojimo metodas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pagrindinis sportinio rengimo būdas – daugkartinis fizinių pratimų, technikos veiksmų ir jų derinių kartojimas. Kitas pratimas pradedamas tada, kai beveik visai išnyksta… … Sporto terminų žodynas
метод упражнения — kartojimo metodas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Praktinis technikos bei taktikos veiksmų mokymas kuo daugiau kartų taisyklingai juos kartojant. atitikmenys: angl. reiteration; repetition vok. Wiederholungsmethode, f rus.… … Sporto terminų žodynas
Метод Бутейко — Метод Бутейко (метод волевой ликвидации глубокого дыхания, ВЛГД) метод лечения бронхиальной астмы и некоторых других заболеваний, предложенный советским учёным К. П. Бутейко в 1960 х годах. Метод является физиотерапией и… … Википедия
Метод Фельденкрайза — Метод Фельденкрайза двигательная практика, разработанная Моше Фельденкрайзом и ставящая целью развитие человека через осознавание себя в процессе работы над движением собственного тела. Метод Фельденкрайза называют также методом… … Википедия
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. 1. Общедидактическое понятие. Совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся; являются универсальными и применимыми в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Метод психотерапевтического опосредования и потенцирования биологической терапии — Под данной методикой понимают повышение эффективности биологической терапии. К биологической терапии относятся: фармакологические средства, физиотерапия, другие физикохимические факторы, имеющие целью непосредственного воздействия на мозговую… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
метод одного упражнения — vieno pratimo metodas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Raumenų jėgos ugdymo būdas per pratybas darant tik vieną pratimą. atitikmenys: angl. isolated exercise method vok. Methode einer Übung, f rus. метод одного упражнения … Sporto terminų žodynas
Метод Бейтса — Бейтс и его ассистент Метод Бейтса не признанный наукой[1][2] … Википедия
Метод Ламаза — (употребляется также «роды по Ламазу») техника подготовки к родам, разработанная в 1950 х годах французским акушером Фернаном Ламазом в качестве альтернативы медицинскому вмешательству во время родов. Основная цель «метода Ламаза» … … Википедия
Метод фиксации взора — Пациента просят зафиксировать взор на определенной точке (блестящий металлический шар, яркая красная точка). Сформировавшееся в результате этого естественное утомление глаз побуждает желание их закрыть, как следствие наступает сон. В 1813 году… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ — Студопедия
Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гимнастическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Под методами обучения движениям следует понимать выбор принципиального способа (пути) решения той или иной задачи в целом, а методическим приемом является способ действия преподавателя и ученика для решения частных задач. На протяжении всего хода обучения отдельные методы и приемы могут быть использованы как для решения только одной задачи обучения, так и для нескольких разных.
Метод программирования. Перед непосредственным разучиванием нового упражнения у преподавателя должна быть полная программа предстоящих действий. Одной из форм планирования обучения является алгоритмизация. Методика составления предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), которые осваиваются в строгой последовательности. Алгоритмические предписания должны отвечать следующим требованиям:
1) точно указывать характер каждого действия;
2) относиться к одному конкретному движению или к серии структурно сходных упражнений;
3) все учебные задания должны быть взаимосвязаны и расположены последовательно с нарастанием сложности.
Каждая серия заданий направлена на решение определенной задачи: развитие физических качеств, освоение исходных или конечных положений, разучивание основных двигательных действий, выполнение подводящих упражнений и др. После выполнения всех серий учебных заданий движение изучается в целом в облегченных условиях.
Подобный способ организации обучения относится к так называемому линейному программированию. Предписанием алгоритмического типа следует пользоваться в том случае, когда применение целостного метода обучения невозможно или малоэффективно.
Обучающая программа для отдельного движения может быть составлена и по типу разветвленного программирования, требующего более детального разбора техники движения и соответствующей организации обучения. Такая программа включает: описание структуры движения, определение главных и частных задач, описание обучающих упражнений и базовых двигательных навыков, последовательность двигательных заданий, средства для исправления ошибок и контроля за ходом освоения движения. Такая форма планирования характерна для случаев обучения более сложным гимнастическим движениям.
Словесный метод. Это один из универсальных методов, с помощью которого решается широкий круг задач: описание техники, постановка задач обучения, анализ результатов исполнения движения, управление обучением и др. Отсюда и разнообразие методических приемов использования слова: рассказ, объяснение, опрос, обсуждение, сопровождение выполнения движения. Данные приемы обучения доступны и действенны на разных этапах.
При использовании данного метода обучения особое внимание уделяется точности и лаконичности ведения диалога с учеником. Слова должны быть образными и точными, а выражение — кратким и понятным. Выбор способа воздействия словом в значительной мере зависит от возраста и подготовленности учащихся, а также от способностей преподавателя. Использование терминологии в гимнастике во многом облегчает общение между учеником и преподавателем.
Метод показа. Данный метод помогает создать представление об упражнении, уточнить отдельные детали техники, обратить внимание ученика на допущенную ошибку, сравнить варианты (попытки) исполнения движения.
Один из способов показа заключается в демонстрации целостного и совершенного исполнения движения — эталона техники. Кроме того, возможен акцентированный показ отдельных фаз и фрагментов е выделением решающих или типичных моментов исполнения движения.
Наиболее нагляден «живой» показ преподавателем или другим исполнителем Если при этом исполнение оказалось не совсем удачным и действия были неточными, то следует правильно объяснить и оценить данное выполнение, а затем найти возможность показать технически правильное исполнение.
При разучивании гимнастических упражнений эффективны способы опосредованного показа — демонстрация кинокольцовок, кинограмм, наглядных рисунков, схем и других методических пособий.
Метод целостного разучивания упражнения. Он подразумевает выполнение изучаемого движения целиком. Такое освоение движения характерно для большинства упражнений основной гимнастики, для большинства относительно простых движений на снарядах, а также для отдельных сложных упражнений, которые могут быть выполнены целиком в облегченных условиях. Облегчение условий выполнения упражнений достигается различными способами: введением дополнительных средств безопасности (поролоновые ямы, маты, валики, страховочные пояса), оказанием помощи, уменьшением высоты снаряда, упрощением исходного и конечного положений, выполнением движений на тренажерах. Основным правилом использования данных приемов является сохранение структурной целостности изучаемого упражнения.
Одним из вариантов метода целостного разучивания упражнения является метод подводящих упражнений. Он заключается в целостном выполнении ранее освоенного и структурно сходного с новым упражнения. Например, для разучивания полета-кувырка используется подводящее упражнение кувырок из стойки на руках.
Метод расчлененного разучивания упражнения. Он заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения, освоении каждого из них и последующем соединении в целое упражнение. Он используется при изучении самых различных движений и обеспечивает доступность обучения упражнению. Искусственное дробление упражнения на части облегчает освоение решающих двигательных действий. Степень дробности заданий зависит от специфики упражнения и возможностей учащихся. Каждое обучающее упражнение должно быть конкретным и доступным и не вносить принципиальных изменений в структуру изучаемого целостного движения. При расчлененном методе разучивания упражнения эффективным приемом является использование контрольных заданий. Они могут представлять собой как самостоятельные задания, так и части целостного движения, выполняемые в определенных условиях. Оценка таких заданий может быть балльная, альтернативная (хорошо — плохо, сделал — не сделал) или в единицах системы измерений (точность отдельных действий).
Разновидностью метода расчленения является метод решения частных двигательных задач. Он характеризуется подбором серии учебных заданий, содержащих компоненты техники основного упражнения. Например, при изучении опорных прыжков ученикам часто предлагают серию учебных заданий для правильного отталкивания от мостика (подскоки на месте, спрыгивание с небольшой высоты и темповое отталкивание ногами, наскок на мостик с преодолением «барьера» высотой 15—20 см). Данный метод обучения обычно способствует уточнению представления о технике, исправлению стойких ошибок, совершенствованию исполнения упражнения в целом.
Методы целостного и расчлененного разучивания упражнения являются ведущими методами. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга. При целостном методе возможна отработка отдельных деталей движения, а обучение с расчленением предусматривает его завершение целостным исполнением изучаемого движения.
Наряду со многими приемами, которые используются при разучивании гимнастических упражнений, особое внимание следует остановить на двух, имеющих универсальное применение.
Методы спортивной тренировки — SportWiki энциклопедия
Методы тренировки имеют первостепенное значение и для теории тренировки, и для тренерской практики. Несмотря на огромное разнообразие возможных комбинаций упражнений, доступные методы тренировки могут быть классифицированы и подразделены на пять главных групп.
Методологические принципы и особенности методов тренировки
Методологический принцип | Условия нагрузки и отдыха | Наименование метода тренировки |
Длительное упражнение | Равномерная работа | Непрерывный равномерный |
Переменная работа (включает периодические ускорения) | Непрерывный переменный. Фартлек | |
Интервальное упражнение | Соотношение нагрузки и отдыха строго -предписано, интервал отдыха обозначен | Интервальный (длинного, среднего и короткого интервала) |
Продолжительность нагрузки предопределена, интервал отдыха строго не обозначен (до полного или почти полного восстановления) | Повторный | |
Игровое упражнение | Согласно сценарию игры | Игровой |
Длительные упражнения могут выполняться равномерно (по скорости, по мощности или темпу движения) или переменно (с изменением параметров упражнения). Это непрерывный равномерный или непрерывный переменный методы соответственно. Самый популярный вариант непрерывного переменного метода — фартлек (шведский термин, который может быть переведён как «игра скорости»).
Этот метод, первоначально предложенный для тренировки бегунов, предполагал, что группа периодически спуртует, чтобы заменить лидирующего бегуна. Обычно это упражнение выполнялось на пересечённой местности, так что спурты сочетались с подъёмами или спусками на трассе. Когда этот метод был применён впервые, содержание упражнения не было строго фиксировано. Несколько позже чередование ускорений и отрезков с низкой интенсивностью стало точно запрограммированным. Вариант перестал быть первоначальным «фартлеком», но термин остался, и он описывает широкий спектр длительных упражнений с переменной нагрузкой.
Интервальные упражнения более сложно организованы, чем непрерывные. Интервалы нагрузки, количество повторений, характер отдыха (сидя, лежа, бегая трусцой, свободно плавая, активно расслабляясь и т.д.) обычно строго запрограммированы. Различие между двумя основными интервальными методами базируется на способе восстановления.
Повторный метод предполагает выполнение упражнений с интервалами отдыха, достаточными для полного (или почти полного) восстановления. Такой режим позволяет спортсменам выполнять упражнения, требующие проявления более значительных усилий. Следовательно, этот метод является подходящим для различных видов испытаний и моделирования соревновательных нагрузок. Выполнение интервальной работы со строго предписанными интервалами отдыха известно как интервальный метод, который подразделяется на три вида.
Модификации интервального метода (по Наrrе, 1982, собственная редакция)
Название метода | Продолжительность отдельного интервала нагрузки | Уровень интенсивности |
Метод короткого интервала | Менее 1 мин | От высокого до максимального |
Метод среднего интервала | 1-4 мин | От среднего до высокого |
Метод длинного интервала | 4-20 мин | От среднего до умеренного |
Метод короткого интервала обычно используется для выполнения тренировочных нагрузок от высокой до максимальной интенсивности; интервал отдыха зависит от различных факторов и длится от 15 с до 3 мин. При использовании метода среднего интервала нагрузка длится от 1 до 4 мин с относительно сниженной интенсивностью и интервалами отдыха приблизительно от 1 до 4 мин. Метод длинного интервала: нагрузка от 4 до 20 мин с интенсивностью, сниженной до умеренного уровня, и отдыхом продолжительностью приблизительно от 2 до 6 мин. Следовательно, чистое время выполнения тренировочных нагрузок при использовании этих методов в отдельной тренировке варьирует от 3 мин (тренировка спринтера) до 3 ч (тренировка марафонца).
Игровой метод использует традиционные подходы, где главный фактор нагрузки — сценарий игры, который может значительно отличаться от классических правил определённых игр. Мини-игры и упражнения, использующие игровые действия, очень популярны почти во всех видах спорта, как у юношей, так и у взрослых спортсменов. Конечно, уровень нагрузки во время таких тренировок может значительно меняться и иметь меньше заранее запланированных составляющих. Тем не менее он может эффективно регулироваться за счёт определённых двигательных заданий и самой игры.
Методические формы организации упражнений[править | править код]
Существуют три основные формы спортивной тренировки, характерные для систематической подготовки спортсменов (Матвеев, 2010). Это методы строго регламентированных упражнений, игровые и соревновательные (табл.).
Краткое изложение методических форм организации упражнений (по Матвееву, 2010)
Методические формы | Описание |
Методы строго регламентированных упражнений | Строго предписанное содержание, последовательность и взаимодействие всех элементов упражнения. Точное определение интервалов нагрузки и отдыха. Задание условий, средств и факторов нагрузки |
Игровые методы | Строго установленные правила и условия игрового упражнения, в то время как сама активность и поведение спортсменов достаточно свободны. |
Соревновательные методы | Соперничество спортсменов в выполнении упражнений различного характера по заданным правилам и в соответствии с заданными условиями |
Первая группа методов включает в себя основную часть упражнений, таких как интервальные, непрерывные и переменные. Автор отметил, что эта группа может быть разделена в соответствии с тремя следующими критериями:
- особенностями составления упражнений: упражнения с проработанной или частично проработанной схемой движений; акцентированием общего или местного воздействия на отдельные мышечные группы; моделирование некоторых соревновательных ситуаций и т.д.;
- стандартизацией и/или вариативностью при выполнении упражнений: тренерские указания на выполнение упражнения могут ориентировать на абсолютно регламентированную активность или включать дополнительные элементы/задачи или чередование скоростных режимов;
- дискретным или непрерывным режимом работы, этот критерий определяет дифференциацию между переменными и непрерывными упражнениями.
Касательно игровых методов Л.П. Матвеев отметил их менее строгую регламентированность, инициативный характер активности спортсменов и т.д. Хотя правила игры, сценарий и специфические функции участников могут быть тщательно прописаны, игровые методы дают больше возможностей для творчества и тренеров, и спортсменов.
Соревновательные методы имеют сходство с методами жёстко заданных упражнений, так как условия проведения соревнований полностью стандартизированы, и с игровыми методами, потому что само выступление имеет существенные степени свободы. Л.П. Матвеев подчёркивает роль эмоционального воздействия таких упражнений и их специфической функции при развитии силы воли, ментальной и эмоциональной саморегуляции.
2). Упражнение и приучение.
Упражнение
— это планомерно организованное выполнение
воспитанниками
различных действий, практических дел
с целью
формирования
и развития их личности.
Приучение
— это организация планомерного и
регулярного
выполнения
воспитанниками определённых действий,
формирования
хороших
привычек.
Или, говоря по-другому: приучение — это
упражнение с целью выработки хороших
привычек. Привычки, как отмечал К.Д.
Ушинский, укореняются путём повторения
какого-либо действия до тех пор, пока
«не установится наклонность к этому
действию. Повторение одних и тех же
действий есть, следовательно, необходимое
условие становления привычки».
А.С.Макаренко призывал «стремиться
к тому, чтобы у детей как можно крепче
складывались хорошие привычки, а для
этой цели наиболее важным является
постоянное упражнение в правильном
поступке».
Упражнение
занимает большое место в обучении, так
как лежит в основе формирования умений
и выработки навыков на всех его этапах.
Упражнение
(приучение) как метод педагогического
воздействия применяется для решения
самых разнообразных задач гражданского,
нравственного, физического и эстетического
развития.
В
практике воспитательной работы
применяется в основном три типа
упражнений:
1)
упражнения в полезной деятельности;
2)
режимные упражнения;
3)
специальные упражнения.
Упражнения
в разнообразной полезной деятельности
имеют целью выработать привычки в труде,
в общении воспитанников со старшими и
друг с другом. Главное в этом виде
упражнений состоит в том, чтобы его
польза осознавалась воспитанником,
чтобы он, испытывал радость и удовлетворение
от результата, привыкал само утверждаться
в труде и через труд.
Режимные
упражнения — это такие упражнения,
главный педагогический эффект от
применения которых даёт не результат,
а хорошо организованный процесс — режим.
Специальные
упражнения — это упражнения тренировочного
характера, имеющие целью выработку и
закрепление умения и навыков. В учебном
процессе все упражнения — специальные,
а в воспитательной работе — это приучение
к выполнению элементарных правил
поведения, связанных с внешней культурой.
Таким
образом, упражнения направлены, прежде
всего, на организацию и руководство
деятельностью и поведением воспитанников.
Упражнение лишь на самых ранних стадиях
можно рассматривать как простое
повторение. В дальнейшем упражнение —
это совершенствование, которое идёт
нарастающим шагом.
3) Методы стимулирования.
Стимулировать
— значит побуждать, давать импульс,
толчок мысли, чувству и действию.
Определенное стимулирующее действие
уже заложено внутри каждого метода. Но
есть методы, главное которых — оказывать
дополнительное стимулирующее влияние
как бы усиливать действие других методов,
которые по отношению к стимулирующим
принято называть основными. Рассмотрим
методы стимулирования.
Соревнование.
Стремление к первенству, приоритету,
самоутверждение свойственно всем людям,
но особенно молодёжи. Соревнование в
учебных заведениях сродни лучшим
образцам соперничества спортивного.
Главная задача педагога — не дать
соревнованию выродиться в жестокую
конкуренцию и в стремление к первенству
любой ценой.
Поощрение.
Поощрение — это сигнал о состоявшемся
самоутверждении, потому что в нем
содержится общественное признание того
подхода, того образа действия и того
отношения к действию, которые избраны
и реализуются учащимися. Важнейшее
условие педагогической эффективности
поощрения — принципиальность, объективность,
понятность для всех, поддержка общественным
мнением, учет возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников.
Наказание.
Наказание — один из самых старейших
методов воспитания. Обосновывая
правомерность наказания, как метода
воспитания, А.С.Макаренко писал: «Разумная
система взысканий не только законна,
но и не обходима. Она помогает оформиться
крепкому человеческому характеру,
воспитывает чувство ответственности,
тренирует волю, человеческое достоинство,
умение сопротивляться соблазнам и
преодолевать их. » Наказание корректирует
поведение воспитанника, заставляет его
задуматься, где и в чём он поступил
неправильно, вызывает чувство
неудовлетворенности, стыда, дискомфорта.
Педагогические требования к применению
мер наказания суть следующие:
1)
нельзя наказывать за неумышленные
поступки;
2)
нельзя наказывать наспех, без достаточных
оснований, по подозрению: лучше простить
десять виновных, чем наказать одного
невиновного;
3)
сочетать наказание с убеждением и
другими методами воспитания;
4)
строго соблюдать педагогический такт;
5)
опора на понимание и поддержку
общественного мнения;
6)
учет возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников.
Заканчивая
рассмотрение общих методов и средств
воспитания, следует подчеркнуть, что
только умелое применение всей совокупности
методов воспитания обеспечивает успех
в развитии у учащихся в целом и в
формировании у них личностных качеств
в частности. Вот почему всегда нужно
помнить положение А.С. Макаренко о том,
что никакое средство нельзя рассматривать
отдельно, вне системы.
5. Метод упражнений (приучения)
Как уже отмечалось, в структуре
личностных качеств важное значение
имеют навыки и привычки поведения и
деятельности. Их формированию
способствуетметод упражнений, или
приучения.
Метод этот как специфический способ
воспитания не сразу получил признание
в нашей педагогике. В 20-е гг., когда острой
критике подвергались методы
воспитательной муштры и в некоторой
степени идеализировалась теория
«свободного воспитания», понятие
упражнение ассоциировалось с
принуждением к той или иной форме
поведения. Главными, и чуть ли не
единственными считались методы
разъяснения, убеждения и апелляции к
сознанию ребят.
Существенным образом положение меняется
в середине 30-х гг., когда широкое признание
в педагогике получили творческие
достижения А.С. Макаренко и его
выступления по теоретическим и
методическим вопросам воспитания.
Выдающийся педагог подвергал резкой
критике те тенденции в воспитании,
согласно которым дисциплина детей
якобы целиком должна вытекать из
сознания. Указывая на то, что наша
дисциплина должна быть сознательной,
А.С. Макаренко отмечал, что «в 20-х
годах, когда такой широкой популярностью
пользовалась… тенденция свободного
воспитания… эту формулу о сознательной
дисциплине расширяли, считали, что
дисциплина должна вытекать из сознания.
Уже в своем раннем опыте я видел, что
такая формулировка может привести
только к катастрофе, то есть убедить
человека в том, что он должен соблюдать
дисциплину, и надеяться, что при помощи
такого убеждения можно добиться
дисциплины, это значит рисковать 50-60%
успеха».
А.С. Макаренко не только не отрицал роли
сознания в нравственном развитии
воспитанников, но всячески подчеркивал
его огромное значение. Однако он
считал, что в процессе воспитания крайне
важно и необходимо вооружать детей
практическим опытом, формировать
у нихнавыки и привычки поведения.
«Наше поведение, – писал он, – должно
быть сознательным поведением.., но это
вовсе не значит, что в вопросах поведения
мы всегда должны апеллировать к
сознанию… Настоящая широкая этическая
норма становится действительной
только тогда, когда ее «сознательный»
период переходит в период общего
опыта, традиции, привычки, когда эта
норма начинает действовать быстро и
точно»123.
А.С. Макаренко со всей определенностью
указывал на необходимость нравственной
натренированности воспитанников,
вооружения их моральным опытом.
«Нужно, – говорил он, – стремиться к
тому, чтобы у детей как можно крепче
складывались хорошие привычки, а для
этой цели наиболее важным является
постоянное упражнение в правильном
поступке. Постоянные же рассуждения
и разглагольствования о правильном
поведении могут испортить какой угодно
опыт»124.
Впоследствии проблема формирования
умений, навыков и привычек поведения
в процессе воспитания стала привлекать
внимание психологов. «Качество
личности, – отмечала Л.И. Божович, –
нельзя воспитывать только путем
убеждений, требований, поощрений и
наказаний. Способам устойчивого поведения
надо учить ребенка так же, как мы учим
его русскому языку и арифметике»125.
Что же следует понимать под методом
упражнений (приучения)? Как писал Н.И.
Болдырев, под методом упражнений
(приучения) понимается многократное
повторение действий и поступков учащихся
в целях образования и закрепления у них
необходимых навыков и привычек поведения.
Это определение в основном правильно
раскрывает сущность упражнения, хотя
и нуждается в некотором дополнении.
Речь идет о том, чтов процессе
формирования у учащихся навыков и
привычек поведения повторяться
должны не только действия и поступки,
но и вызывающие их потребности и
мотивы, т.е. те внутренние стимулы,
которыми определяется поведение
личности.
Сущность упражнений (приучения) как
повторения одних и тех же действий и
поступков и вызывающих их потребностей
и мотивов поведения находит свое
подтверждение в физиологии и психологии.
С физиологической точки зрения, навыки
и привычки поведения представляют
собой результат повторения и закрепления
определенного образа действий,
определенных нервных связей между
организмом и средой.
«Наше воспитание, обучение, дисциплинирование
всякого рода, всевозможные привычки, –
говорил И.П. Павлов, – представляют
собой длинные ряды условных рефлексов.
Кто не знает, как установленные,
приобретенные связи известных условий,
т.е. определенных раздражений, с
нашими действиями упорно воспроизводятся
сами собой, часто даже несмотря на
нарочитое противодействие с нашей
стороны? Это одинаково касается как
производства тех или других действий,
так и выработанного их задерживания,
т.е. как положительных, так и
отрицательных рефлексов. Известно
далее, как иногда нелегко развить нужное
торможение в случае как отдельных лишних
движений при играх, при манипуляции в
разных искусствах, так и действий. Точно
так же практика давно научила, как
исполнение трудных задач достигается
только постепенными и осторожными
подходами к ним»126.
Но если физиологи рассматривают
деятельную сторону образования
навыков и привычек поведения, то психологи
связывают их с многократным повторением
одних и тех же переживаний. Указывая
на эту сторону упражнений, С.Л. Рубинштейн
писал, что проблема формирования
характера и свойств личности должна
«сосредоточиться… на… проблеме
перехода ситуационно, стечением
обстоятельств порожденных мотивов
(побуждений) в устойчивые личностные
побуждения»127.
Упражнения (приучение) как общий метод
воспитания применяются для решения
самых разнообразных задач общественного,
нравственного, эстетического и физического
развития учащихся. Например, в процессе
нравственного воспитания этот метод
способствует формированию у детей
привычки правильно сидеть за партой,
обращаться к товарищам, учителям и
взрослым, а также формированию
принципиальности, патриотизма,
дисциплинированного поведения и
т.д. Упражнения выступают как основной
метод выработки у учащихся
санитарно-гигиенических умений и
навыков, развития художественно-эстетических
способностей.
Широкий диапазон воспитательного
воздействия этого метода на учащихся
обусловливает большое разнообразие
средств его реализации. В качестве
таких средств выступают различные
формы учебной работы, разнообразные
внеклассные мероприятия, а также общение
как особый вид деятельности, в процессе
которого вырабатывается культура речи,
навыки и привычки вежливости, правдивости,
товарищества и т.д. Иначе говоря,
всякая практическая деятельность
учащихся, если она соответствующим
образом организована, является средством
реализации метода упражнений (приучения).
Важно не только то, что этот метод
охватывает все стороны развития
растущей личности. Главное заключается
в том, что без разумно осуществляемых
упражнений (приучения) нельзя добиться
эффективности воспитания.
«Попробуйте, – говорил А.С. Макаренко,
– серьезно, искренно, горячо задаться
целью воспитать мужественного человека.
Ведь в таком случае уже нельзя будет
ограничиться душеспасительными
разговорами. Нельзя будет закрыть
форточки, обложить ребенка ватой и
рассказывать ему о подвиге Папанина.
Нельзя будет потому, что результат для
вашей чуткой совести в этом случае ясен:
вы воспитываете циничного наблюдателя,
для которого чужой подвиг – только
объект для глазения, развлекательный
момент.
Нельзя воспитать мужественного человека,
если не поставить его в такие условия,
когда бы он мог проявить мужество, –
все равно в чем, – в сдержанности, в
прямом открытом слове, в некотором
лишении, в терпеливости, в смелости»128.
Педагогические основы организации
упражнений (приучения) с целью
формирования у учащихся практических
умений, навыков и привычек в тех или
иных областях деятельности и поведения
обстоятельно раскрыл К.Д. Ушинский,
и его мысли на этот счет остаются самыми
глубокими. В соответствии с психологической
структурой личностных качеств в процессе
выработки навыков и привычек он выделял
следующие приемы:
а) постановка воспитательной задачи
и возбуждение у учащихся потребности
в том или ином виде деятельности,
б) разъяснение способов деятельности
и вооружение их соответствующими
знаниями (развитие сознания),
в) практический показ действия по
решению поставленной задачи,
г) организация первоначального
воспроизведения учащимися показан них
действий (образцов поведения),
д) последующая, тренировка в
совершенствовании и закреплении
способов деятельности и поведения,
е) предъявление требований к учащимся
в совершенствовании организуемых
упражнений,
ж) напоминание и контроль за поведением.
«Привычка, – писал К.Д. Ушинский, –
укореняется повторением какого-нибудь
действия, повторением его до тех пор,
пока в действии начнет отражаться
рефлективная способность нервной
системы и пока в нервной системе не
установится наклонность к этому действию.
Повторение одних и тех же действий есть,
следовательно, необходимое условие
установления привычки»129.
В то же время Ушинский отмечал, что
вначале это повторение должно быть
более частым с тем, чтобы оно быстрее
закрепилось в поведении, а в последующее
время выработанный навык следует
подкреплять напоминанием, контролем
и периодическим повторением тренировок.
К сожалению, до сих пор в практике
воспитательной работы существует
боязнь в применении метода упражнений.
Не все учителя осознают, что если ученики
не умеют соблюдать порядок в классе и
на переменах, если они беспорядочно
направляются к гардеробу, опаздывают
на занятия и т.д., то в данном случае
нужны не только разъяснительные беседы,
увещевания и требования, но главным
образом организация специальных
упражнений, нравственная тренировка.
Многие недочеты в поведении, которые
нередко наблюдаются в школах,
объясняются недостаточной натренированностью
учащихся, отсутствием должной системы
в организации упражнений в правильных
поступках.
Метод строго регламентированного упражнения: сущность, применение, отзывы
Что представляет собой метод строго регламентированного упражнения? Суть его состоит в том, что движения выполняются в заданной форме и с четкой нагрузкой. Остановимся на данном вопросе подробнее, так как он представляет интерес в современной педагогике.
Предназначение
Метод строго регламентированного упражнения имеет существенные педагогические возможности:
- Позволяет вести двигательную деятельность по четкой программе.
- Определяет нагрузку по интенсивности и объему.
- Управляет динамикой во время занятия.
- Позволяет четко дозировать продолжительность отдыха между отдельными упражнениями.
Он позволяет воспитывать определенные физические качества.
Классификация
Методы строго регламентированного упражнения подразделяются на несколько групп:
- Направленные на обучение и развитие двигательных движений.
- Применяемые для воспитания конкретных физических качеств.
Остановимся подробнее на каждой группе, выделим их основные характеристики.
Освоение структуры двигательного действия
Что необходимо использовать на данном этапе? Метод строго регламентированного упражнения предполагает следующие приемы:
- Целостность.
- Расчлененно-конструктивный подход.
- Сопряженное воздействие.
Первый вариант подходит для любого этапа обучения. Его суть заключается в освоении техники двигательного действия с первого элемента в общей структуре, не выделяя составных частей. Это дает возможность изучать простые движения: прыжки, бег, общефизические упражнения.
Можно с помощью целостного метода осваивать отдельные элементы, детали, фазы не в изоляции, а в общей структуре движения, делая акцент на запоминание конкретной техники.
Расчленено-конструктивный подход
Этот метод строго регламентированного упражнения подходит для начальных этапов обучения. Он предполагает разделение двигательного действия, имеющего сложную структуру, на отдельные элементы (фазы) с пошаговым разучиванием. Затем идет их соединение в единую систему.
При использовании расчлененного метода важно соблюдать некоторые правила:
- Начинать обучение желательно с выполнения всего двигательного действия (потом идет деление его на элементы, тщательная их отработка).
- Важно не искажать особенности основного упражнения при подразделении его на отдельные части.
- По мере отработки и усвоения отдельных этапов важно объединять их в одно целое действие.
В настоящее время при физическом воспитании часто комбинируют расчленено-конструктивный и целостный методы. На первом этапе разучивается только какое-либо определенное упражнение, потом изучаются составные элементы, а в конце производится целостное выполнение.
Сопряженное воздействие
Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в доведении разученных упражнений до безупречного выполнения. Идея заключается в том, что совершенствование техники происходит в таких условиях, которые предполагают увеличения физических усилий. К примеру, на тренировках спортсмен прыгает со специальным утяжеленным поясом. В подобных ситуациях осуществляется не только совершенствование техники выполнения упражнения, но и повышаются физические возможности человека.
Методы строго регламентированного физического упражнения не предполагают искажения техники действий, нарушения целостности их структуры.
Воспитание двигательных качеств
Существуют определенные методы, позволяющие выполнять упражнения непрерывно либо дискретно (с интервалами). По данному признаку к методам строго регламентированного упражнения относятся:
- Непрерывность.
- Интервальность.
Непрерывность предполагает постоянное выполнение физических упражнений без дополнительных пауз на отдых. Этот метод существует в двух вариантах:
- Равномерное длительное распределение упражнения, предполагающее цикличные действия (плавание, езду на велосипеде, бег, ходьбу).
- Длительное выполнение задания в режиме переменной нагрузки (скорость меняется по заранее спланированной программе).
Подобные методы способствуют воспитанию выносливости. Они подходят для использования при выполнении многократных (без перерывов) поднятий туловища, отжиманий, наклонов, приседаний.
Интервальный вариант
Этот метод строго регламентированного упражнения в физическом воспитании допускает использование пауз. Нагрузка в подобном случае прерывистая, она чередуется с конкретными интервалами отдыха. Используется он в двух вариантах:
- При повторном выполнении конкретных движений с одинаковой скоростью или мощностью (к примеру, многократно преодолеваемая дистанция 200, 400 метров).
- При вариативных интервальных упражнениях, предполагающих изменением параметров тренировочной программы (темпа, скорости, нагрузок).
В качестве методических приемов, применяемых при вариативном интервальном упражнении, выделяют:
- Переменный режим.
- Понижение или повышение скорости (мощности) определенных упражнений.
- Увеличение или уменьшение времени выполнения задания или дистанции.
- Изменение пауз между отдельными упражнениями.
- Комбинирование нескольких приемов.
Особенности круговой тренировки
Анализируя сущность методов строго регламентированного упражнения, нельзя оставить без внимания данную организационно-методическую форму занятий.
Круговая тренировка предполагает серийное (слитное или с небольшими промежутками) повторение конкретных вариантов упражнений, предварительно соединенных в один комплекс.
Она включает частные методы строгого регламентированного упражнения. Игровой ее вариант подходит для школьников.
Каждому упражнению определяют место, именуя его станцией. Чаще всего в один круг входит около 7-10 станций, оснащенных определенным оборудованием. Многие упражнения отличаются локальной направленностью, позволяют воздействовать на какую-либо определенную группы мышц.
Количество повторений на каждой станции определяется индивидуально. Для этого проводится тест «максимум повторений», суть которого состоит в выявлении наибольшего числа упражнений, которые выполняет спортсмен. Далее в зависимости от конкретной ситуации устанавливается 1/3, ½, ¼ нормы.
В круговую тренировку стараются включать не очень трудные, предварительно разобранные упражнения, а также задания с сопротивлением и отягощениями.
Полный круг в рамках одного занятия спортсмен проходит 1-3 раза сразу или через незначительные интервалы. Тренер следит за временными промежутками на отдых, а также за общей длительностью занятий.
Круговая тренировка обладает несколькими методическими вариантами, которые рассчитаны на комплексное формирование конкретных физических качеств. Если выбирается вариант непрерывного продолжительного упражнения, предполагается развитие выносливости. При интервальном выполнении заданий с полноценными промежутками отдыха развиваются скоростные и силовые способности.
Методика регламентированного упражнения
Суть состоит в том, что для каждого упражнения подбирается своя форма и четкая нагрузка. У методов регламентированного упражнения есть определенные педагогические особенности:
- Осуществление двигательной деятельности по программе (выбор связок, комбинаций, очередности выполнения).
- Управление динамикой с учетом психофизического состояния спортсменов.
- Избирательность в воспитании физических качеств.
- Занятия с людьми разного возраста.
- Возможность осваивать технику выполнения упражнений.
Несмотря на все достоинства и многообразие методов строго регламентированного упражнения, в них реализуется основная линия физического воспитания, которая касается продумыванию алгоритма запоминающихся действий. В случае игры или соревнований тренер меняет методическую линию (тактически продумывает содержание тренировки).
Общая характеристика
Выделяют специфические и общепедагогические методы физического воспитания. К специфическим относят следующие:
- Игровой.
- Строго регламентированного упражнения.
- Соревновательный.
С их помощью решаются определенные задачи, касающиеся обучения техники выполнения упражнений и воспитания физических качеств.
В общепедагогические методы включают:
- Наглядное воздействие.
- Словесные задания.
Подведем итоги
В настоящее время особое внимание уделяется физическому воспитанию и развитию подрастающего поколения. К тем методам, которые используют в работе преподаватели физической культуры и тренера, предъявляются определенные требования. Это соответствие индивидуальным возрастным особенностям детей, техническим возможностям образовательной организации и времени, отведенному на занятия.
Структура метода состоит в сочетании нагрузки, включающей в себя объем и интенсивность, а также отдых. При выполнении упражнения между интенсивностью и объемом используется обратно пропорциональная зависимость. Педагоги-профессионалы всегда оптимально подбирают для своих подопечных виды упражнений, продолжительность их выполнения, перерывы между отдельными заданиями. Например, для формирования выносливости детей они используют круговые тренировки.
статей и видео по упражнениям и лечебной физкультуре
«Поскольку большинство визитов к врачу длится 30 минут или меньше, для пациентов важно знать о своем состоянии до посещения хирурга и узнать больше, когда они пойдут домой. Я рад сыграть роль в предоставлении точной и простой информации относительно заболевания позвоночника и хирургия через Spine-health.com «.
— доктор Бенджамин Бьерке, доктор медицины
«Работать с Veritas Health — одно удовольствие.Я ценю, насколько легок процесс создания и насколько тщательно сотрудники общаются со мной по каждой статье. Я рад внести свой вклад в обучение пациентов с помощью их объективных и всеобъемлющих ресурсов ».
— доктор Шама Джордж, PharmD
«Spine-health» предлагает отличную междисциплинарную библиотеку рецензируемых статей о лечении патологии позвоночника. Будучи автором, я могу выразить свою точку зрения хирурга-позвоночника, а также дает мне непредвзятую область, куда я могу направлять пациентов кто подумывает об операции.»
— доктор Джей Джаганнатан, доктор медицины, FAANS
Мне нравится писать статьи для Veritas, потому что это заставляет меня брать сложные предметы, такие как анатомия позвоночника, проблемные состояния позвоночника и варианты лечения, и объяснять их так, чтобы каждый мог понять. Как хирург позвоночника, я делаю это каждый день, по одному пациенту за раз. Однако Veritas дает мне возможность охватить и обучить миллионы людей одновременно ».
Доктор.Дэвид ДеВитт, MD
«Опыт создания с Veritas Health великолепен, это простой и цельный процесс. Персонал исключительно полезен и мотивирован, помогая вам завершить блог или статью, над которой вы работаете».
— Даррен Риччио, MSPT, COMT, CFT, CWT
«В то время, когда есть неограниченный доступ к информации в Интернете, большая часть которой неверна или неверно истолкована, мне нравится возможность предоставлять правдивую информацию и полезные советы не только моим пациентам, но и всем, кто найдет статьи и полезные блоги о здоровье позвоночника.com. Доктора Google существует множество, и они заслуживают честной и краткой информации. «
— Д-р Роб Д. Дикерман, DO, PhD
«Мне нравится все, что связано с позвоночником, и мне нравится писать для Spine-health.com. На сайте представлены статьи и блоги о различных медицинских состояниях с последней научной и исследовательской информацией таким образом, чтобы публика может легко понять ».
— Доктор Адаку Нвачуку, DO
«Как доктор фармацевтов, который работал фармацевтом-исследователем, а теперь работает розничным фармацевтом, мне очень нравится делиться своими знаниями и опытом с читателями Veritas.Создание статей и блогов — это для меня способ держать людей в курсе последних практик и рекомендаций. Поскольку я общаюсь с пациентами каждый день, я могу предвидеть вопросы и опасения читателей ».
— Доктор Кэти де Фалья, PharmD
Надежное содержимое корешка
Используя наши рецензируемые статьи, исследователи и врачи обращаются к теме «Здоровье позвоночника», чтобы дополнить исследовательские работы и презентации, указанные в Национальных институтах здоровья.
Партнерство с защитниками боли
Посвященный помощи сообществу людей, страдающих болью, Veritas Health сотрудничает с некоммерческими организациями, такими как U.S. Pain Foundation, для развития ценного обучения пациентов.
Независимый ресурс
Veritas Health не принадлежит компаниям, которые продают продукты или лекарства. Четкое разделение редакционного контента и спонсорской поддержки / рекламы имеет важное значение для предоставления точной и объективной информации о здоровье.
Наличие в популярных социальных сетях
Имея более 500 000 поклонников на Facebook, Veritas Health публикует видео, инфографику, упражнения и эксклюзивные советы, чтобы помочь людям больше узнать о своих хронических заболеваниях.
Самая посещаемая костно-мышечная платформа
За последние 20 лет люди просмотрели 1,8 миллиарда страниц на веб-сайтах Veritas Health, чтобы познакомиться с контентом, который помогает им лучше понять симптомы, состояния и различные варианты лечения.
Медицинские авторы, сертифицированные Советом
Авторы Veritas Health проходят тщательный отбор на основе их опыта в предметной области, сертификатов совета и практики медицины позвоночника. В среднем наши авторы имеют более 20 лет клинического опыта.
Активное онлайн-сообщество
Наши форумы представляют собой интересное сообщество, предлагающее столь необходимую эмоциональную поддержку и ободрение от других людей, имеющих аналогичный опыт.
Выдающийся медицинский консультативный совет
Надзор за качеством всего контента Veritas Health осуществляется нашим Медицинским консультативным советом, который состоит из признанных лидеров в области медицины позвоночника, каждый из которых имеет более 30 лет клинического опыта.
.
Лечение сколиоза (4 метода) — Интеллект спины
Сколиоз — это тип деформации позвоночника, при котором позвонки имеют чрезмерный изгиб в одну сторону (при взгляде сзади).
Сколиоз определяется, когда кривизна позвоночника на рентгеновском снимке составляет 10 градусов или больше.
Искривление позвоночника в результате сколиоза может возникать на правой или левой стороне позвоночника или на обеих сторонах в разных отделах. Сколиоз может поражать как грудной (средний), так и поясничный (нижний) отделы позвоночника.
Вот иллюстрация изгиба позвоночника (сзади): левое изображение показывает нормальный изгиб позвоночника, а правое изображение — позвоночник со сколиозом.
Как видите, сколиоз часто выглядит как S или C — с вращением позвонков. Эта кривизна создает впечатление, что человек наклоняется в сторону.
Кроме того, обычно одно ребро выскакивает, когда позвоночник пациента сгибается вперед.
Интересный факт: сколиоз происходит от греческого слова «сколиоз», что означает искривленный.
3 основных типа сколиоза:
• Идиопатический (причина неизвестна) — Наиболее часто: 80% –90%
• Врожденный
• Нервно-мышечный
# 1 — Идиопатический сколиоз (причина неизвестна)
Разделено по возрасту на момент постановки диагноза:
• Детский идиопатический сколиоз (от 0 до 3 лет)
— На долю идиопатического сколиоза приходится 0,5%
• Ювенильный идиопатический сколиоз (от 4 до 10 лет)
— На долю идиопатического сколиоза приходится 10,5%
• Идиопатический сколиоз подростков (10-18 лет)
— На долю идиопатического сколиоза приходится 89%
# 2 — Нервно-мышечный сколиоз (причина известна)
Нервно-мышечный сколиоз возникает у людей с заболеваниями, которые ухудшают их способность управлять мышцами, поддерживающими позвоночник.К ним относятся:
• Детский церебральный паралич
• Болезнь Шарко-Мари-Тута
• Полиомиелит
• Спинальная мышечная атрофия
• Мышечная дистрофия Дюшенна
• Нейрофиброматоз
• Паралич
• Артрогрипоз
• Врожденная гипотония
• Синдром Марфанлера Ахондроплазия
• Несовершенный остеогенез
• Миеломенингоцеле
# 3 — Врожденный сколиоз
Дефект позвоночника присутствует при рождении.
Причины сколиоза:
Точная причина сколиоза остается неизвестной; однако существуют различные факторы, которые могут влиять на развитие структурного сколиоза, в том числе:
• Генетика
• Братья и сестры (в семь раз чаще) и дети (в три раза чаще) пациентов со сколиозом с более высокой заболеваемостью
• Рост
• Гормональная дисфункция
• Изменение минеральной плотности костей
• Аномалии в тканях частей тела
• Аномальные уровни кальмодулина тромбоцитов
• Биомеханические факторы
• Нарушения центральной нервной системы
Симптомы сколиоза
• Наклон головы
• Проблемы с дыханием
• Асимметрия грудной стенки и спины, в первую очередь выступ задней стенки грудной клетки
• Асимметрия плеча
• Асимметрия лопаток, талии и / или бедер
• Выпуклость ребра (обычно обозначается как реберный горб)
• Неравномерная высота сосков
• Поворот туловища
• Неравномерное развитие мышц
• Неровные бедра (обычно называемые подъемом бедра), создающие несоответствие длины ног
• Девочки-подростки могут заметить разницу в размерах груди
Вызывает ли сколиоз боль в спине?
Исследования по этому поводу неубедительны.
Хотя одно исследование показало, что 23% детей со сколиозом страдают от болей в спине, установить прямую корреляцию сложно.
В одной большой исследовательской работе было рассмотрено множество исследований, и не удалось обнаружить прямой связи между сколиозом и болью в спине.
Некоторые пациенты сообщают о боли, в то время как другие полностью избавляются от боли. Также увеличение угла Кобба, похоже, не коррелирует с усилением боли.
Важно отметить, что, хотя сколиоз может не вызывать боли напрямую, он может увеличить вероятность возникновения боли в спине и других проблем.
4 варианта лечения сколиоза:
1. Наблюдение и мониторинг
Наблюдение просто означает, что врач контролирует кривую пациента каждые 6-12 месяцев, чтобы увидеть, увеличивается ли кривая или остается прежней. Обычно для наблюдения делается рентген.
— Наблюдение рекомендуется для незрелых пациентов с изгибом менее 25 °.
Если кривая ухудшается, пациенту может быть рекомендовано начать фиксацию (см. Ниже).
2. Использование подтяжек (ортезов)
Ортопедия (фиксация) рекомендуется пациентам с прогрессирующим искривлением от 25 ° до 50 °.
Хотя фиксация не может улучшить сколиотическую дугу, она используется для предотвращения ее ухудшения.
Сегодня подтяжки бывают самых разных форм, размеров и наполнителей.
Некоторые популярные скобы: скоба Milwaukee, скобка Boston, скобка Cheneau, скобка Rigo Cheneau, легкая скоба Cheneau, скобка Triac, C-скобка, ортез из лайкры для сколиоза, ортез SpineCor, ортез Charleston и другие.
3. Физиотерапия и упражнения
В мире существует множество программ упражнений для лечения сколиоза. У каждого своя методика и упражнения. Вот 3 популярных:
Метод 1: Лионский подход (Франция)
Лионская школа физиотерапии сколиоза находится под управлением доктора Жана Клода де Моруа.
Лионский метод включает: фиксацию, обучение пациента, осознание осанки, мобилизацию, нервно-мышечный контроль позвоночника, координацию, стабилизацию туловища, мышечную силу, дыхание и эргономику.
Метод 2: Метод Шрота (Германия)
Метод Шрот был разработан Катариной Шрот в 1920 году и, как известно, лечит около 3000 пациентов в год. Это одна из самых известных и используемых программ реабилитации.
Особое внимание уделяется активной 3D-коррекции осанки с помощью корректирующих упражнений, ежедневной коррекции осанки, коррекции дыхания, а также мобилизации и гибкости позвоночника и между ребрами для увеличения подвижности суставов.
Имеются положительные доказательства того, что этот метод является эффективным консервативным способом лечения сколиоза.
Одно исследование показывает, что программа Schroth в клинике (под наблюдением) превосходит программу упражнений дома.
Метод 3: Подход с научными упражнениями к сколиозу или метод SEAS (Италия)
Сегодня, Микеле Романо и Алессандра Негрини, физиотерапевты являются лидерами этой школы, занимаясь лечением пациентов и обучением по всему миру.
Метод
SEAS направлен на усиление контроля осанки, улучшение стабильности позвоночника с помощью упражнений, включающих активную 3D самокоррекцию.Упражнения направлены на создание нервно-мышечных связей с использованием методов балансировки, вытягивания рук, повседневной активности и многого другого.
Есть некоторые свидетельства того, что этот метод может быть эффективным.
—
Существуют и другие методы физических упражнений, которые мы не рассмотрели, включая:
— подход Барселонской школы физиотерапии при сколиозе (BSPTS) из Испании,
— подход Добомеда из Польши
— подход с боковым смещением из США Kingdom
— подход к функциональной индивидуальной терапии сколиоза (FITS) из Польши.
— И прочие
4. Хирургия
Хирургическая коррекция рассматривается для искривлений более 45 ° у незрелых пациентов и для искривлений более 50 ° у зрелых пациентов.
Цели хирургического лечения — предотвратить прогрессирование, улучшить выравнивание позвоночника, равновесие и внешний вид.
Пожалуйста, обратите внимание, существует НЕ много доказательств в поддержку операции по поводу сколиоза. Следующие исследования показывают, что хирургия сколиоза плохо изучена, а результаты не обязательно эффективны: исследование 1, исследование 2, исследование 3.
Другое исследование показало, что «хотя хирургическое вмешательство надежно останавливает прогрессирование деформации, обеспечивает постоянную коррекцию и улучшает внешний вид, согласно существующей литературе, в хирургии нет медицинской необходимости».
Источники:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5934961/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2532872/
https: // www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4897334/
https://www.bmj.com/content/346/bmj.f2508
https: // my.clevelandclinic.org/health/diseases/15837-adult-scoliosis
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4973373/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc / article / PMC3912852 /
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5165009/
https://www.cochranelibrary.com/cdsr/doi/10.1002/14651858.CD007837.pub2/full
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5759105/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4897334/
https://www.ncbi .nlm.nih.gov / pubmed / 21165657/
https: // www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25831076/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9035437/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC5016859 /
http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.896.8430&rep=rep1&type=pdf
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21173621/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18418338/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17111548/
https: //www.ncbi.nlm.nih. gov / pubmed / 18432438/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3180431/#B30
https: // www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4973373/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5198985/
Специалист по коррекционным упражнениям (NASM-CES), сертифицированный личный тренер (NASM-CPT), профессиональный танцор
Давным-давно страдающий болезнью Леон нашел уникальные методы облегчения боли, используя естественные методы, включая самомассаж, упражнения / растяжку и привычки осанки. Он основал Backintelligence.com, чтобы дать другим возможность исправить свою позу и облегчить боль в спине, не выходя из дома.
Соавторы:
Лицензированный мануальный терапевт, DC (владелец клиники Forme, Стони-Крик, Онтарио, L8G 1B9)
Доктор Шайна Маккуилки окончила Университет Брока в 2004 году со степенью бакалавра кинезиологии (с отличием). Затем Училась D’Youville колледж в Буффало, штат Нью-Йорк и получил ее степень доктора хиропрактики степени в 2008 г. После окончания доктор McQuilkie практикуется в многопрофильной медицинского учреждения, основанного в Гамильтоне, Онтарио набирает опыт лечения различных травм опорно-двигательного аппарата .
Доктор Смит получил докторскую степень по физиотерапии в Медицинской школе Миллера при Университете Майами и в настоящее время работает терапевтом на дому в районе Тампа-Бэй. Он использует свой эклектичный опыт работы со всеми, от тех, кто работает в отделении интенсивной терапии, до элитных спортсменов, чтобы индивидуализировать уход за каждым из своих пациентов и продвигать их к их личным целям.
До того, как стать физиотерапевтом, он получил степень магистра общественного здравоохранения и руководил крупными фармацевтическими клиническими испытаниями по всему миру.Он увлекается кроссфитом, животными и помогает людям вести безболезненный и активный образ жизни
.
5 Упражнения для облегчения боли при ишиасе в домашних условиях (с изображениями)
Ишиас — это боль в пояснице, которая обычно излучается в ягодицу, заднюю часть бедра и вниз по задней поверхности ноги до ступни.
В большинстве случаев ишиас поражает только одну сторону тела (односторонне), но может поражать обе ноги, в зависимости от причины. [1]
Хорошая новость заключается в том, что выполнение простых упражнений при ишиасе может помочь облегчить вашу боль.
Во-первых, Факты о радикулите:
- Седалищный нерв начинается в нижней части спины и проходит по тыльной стороне каждой ноги.[1]
- Седалищный нерв — самый большой нерв в организме, его диаметр составляет почти 2 см. [1]
- Ишиасная боль часто связана с покалыванием, онемением или слабостью ноги. [1] [4]
- У каждого человека есть 2 компонента седалищного нерва, а именно: большеберцовая кость и общие малоберцовые компоненты, происходящие от спинномозговых нервов L4 – S3. [6]
- Это может быть внезапное начало и сохраняться в течение нескольких дней или недель. [4]
- Ишиас может быть вызван рядом состояний, которые приводят к сдавливанию или раздражению нервов при их выходе из спинномозгового канала (пространства, через которое проходит спинной мозг).[1] [4]
- Люди, страдающие ишиасом, обычно в возрасте от 45 до 64 лет. [2]
- Примерно от 80% до 90% людей с радикулитом выздоравливают с течением времени без какого-либо хирургического вмешательства. [4]
- Распространенность ишиаса широко варьируется в разных исследованиях, при этом заболеваемость в течение жизни оценивается от 10% до 40%. Большинство случаев происходит в четвертом и пятом десятилетиях жизни. [1] [3]
- Обычно ишиас является симптомом другого заболевания, при котором защемление или давление на седалищный нерв.[1]
Основные причины ишиаса:
- Возрастные изменения дисков позвоночника, сдавливающие нервы (остеохондроз). [3]
- Выпуклый диск или грыжа межпозвоночного диска, защемляющая седалищный нерв. [1] [2]
- Синдром грушевидной мышцы — болевое расстройство, поражающее мышцу ягодиц. [1] [3]
- Спинальный стеноз, который может сдавливать нервы. [1]
- Дополнительный рост кости (костная шпора / остеофит) возле седалищного нерва.[3]
- Спондилолитез или смещение одного позвонка над другим. [1]
- Воспаление или спазм поясничных или тазовых мышц может поражать поясничный или крестцовый нерв, вызывая симптомы седалищного нерва. [1]
- Злокачественные новообразования, инфекции и гинекологические состояния (например, миома матки, эндометриоз и т. Д.). [1] [3]
К симптомам ишиаса относятся:
- Боль в пояснице. [1]
- Односторонняя (с одной стороны) боль в ноге, которая хуже обычной боли в спине.[2] [5]
- Боль, которая обычно исходит от ягодиц вниз по задней поверхности ноги до колена. [5]
- Онемение, жжение и / или покалывание в голени. [2] [5]
- Боль, отдающая от стопы и / или пальцев ног. [2]
- Жжение глубоко в ягодицах. [1]
- Слабость в ногах (редко) [1]
Примечание: Симптомы ишиаса могут усиливаться при сгибании поясничного отдела позвоночника, скручивании, сгибании или кашле. [1]
Прежде чем мы перейдем к упражнениям, давайте рассмотрим некоторые доступные варианты лечения.
Общие методы лечения:
• Лед для уменьшения боли и воспаления.
• Избегайте действий / поз, усиливающих боль.
• Избегайте длительного сидения и / или стояния.
• Поддержание правильной осанки.
• Выполнение упражнений для увеличения силы кора.
• Выполнение растяжки для увеличения диапазона движений позвоночника и подколенного сухожилия.
• Использование надлежащей техники подъема.
• Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП)
• Неопиоидные и опиоидные обезболивающие.
• Миорелаксанты.
* Источник вышеуказанных обработок: [1]
Связано: ознакомьтесь с упражнениями, чтобы ИЗБЕГАТЬ, если у вас грыжа межпозвоночного диска / ишиас
Как долго пройдет боль?
Большинство случаев ишиаса разрешается в течение 4–6 недель, при этом пациенты не сообщают о долгосрочных побочных осложнениях. [1]
5 упражнений при боли при ишиасе:
Упражнение № 1: Нить для седалищного нерва
Осторожно: Эта техника чистки зубной нитью может вызвать у некоторых людей больше боли, поэтому обязательно остановитесь, если почувствуете усиление боли, и попробуйте некоторые из других упражнений, описанных ниже.
Как это помогает:
Использование зубной нити для седалищного нерва может помочь облегчить боль в пояснице путем массажа защемленного нерва. Чистка седалищного нерва проводится для «массажа» седалищного нерва, когда он сжимается мышцами.
Как это сделать:
— Сядьте на стул или стол в сутулом положении, свесив обе ноги с края.
— Положите руки на бедра.
— Вытяните (выпрямите) колено и поднимите голову.
— Теперь голень при сгибании шеи вниз.
— Вернуться в исходное положение.
— Повторяйте 10 раз, 3 раза в день.
Упражнение № 2: Кошка и корова (используйте малый диапазон движений)
Как это помогает:
«Кошка и корова» — отличное упражнение на подвижность позвоночника, которое помогает расслабить поясницу.
Как это сделать:
— Начните с того, что встаньте на четвереньки, положив руки под плечи, а колени — прямо под бедрами.
— Начните с того, что встаньте на четвереньки, положив руки под плечи, а колени — прямо под бедрами.
— Выдохните и мягко прогните поясницу.
— Задержитесь в этом положении 2 секунды.
— Вдохните и округлите спину.
— Задержитесь в этом положении 2 секунды.
— Сделайте 10 повторений.
Упражнение № 3: Растяжка фигуры 4 лежа (для грушевидной мышцы)
Как это помогает:
Боль при ишиасе часто может быть вызвана так называемым синдромом грушевидной мышцы (возникает из-за сжатия грушевидной мышцы в области ягодиц). Эта растяжка снимет напряжение в грушевидной мышце, чтобы она не давила на ишиас.
Как это сделать:
● Начните лежать на спине, согнув колени и поставив ступни на пол.
● Положите правую лодыжку на левое колено.
● Руками или повязкой потяните левое бедро к груди и удерживайте в течение 20-20 секунд. 30 секунд
● Повторить на другую ногу
● Сделать по 3 повтора на каждую сторону
Упражнение № 4: Поза половины кобры
Как это помогает:
Поза полукобры создает разгибание позвоночника, помогая отодвинуть материал диска (который может сдавливать нерв) обратно к центру и уменьшить болевые симптомы от ишиаса.
Как это сделать:
● Начните это упражнение, лежа на животе (положение лежа), и медленно подперитесь на локтях, удерживая бедра в контакте с полом.
● Удерживайте позицию упора в течение 10-15 секунд, прежде чем вернуться в положение лежа (лежа лицом вниз).
● Постепенно увеличивайте до конечного положения в течение 30 секунд. Стремитесь сделать 10 повторений этой растяжки.
** Вначале вы, возможно, не сможете очень хорошо переносить это положение, поэтому начинайте медленно и осторожно.
Упражнение 5: Полная поза кобры
Как это помогает:
Поза полной кобры создает еще большее удлинение позвоночника, чем половина кобры, помогая отодвинуть материал диска к центру и уменьшить болевые симптомы от ишиаса. Будьте осторожны с этим и не переусердствуйте.
Как это сделать:
● Начните лежать на земле, положив руки на пол на уровне плеч.
● Медленно подтолкните руки, чтобы приподнять плечо от земли, пока не почувствуете легкое растяжение.
● Увеличьте диапазон движений, выдыхая, как вы толкаетесь дальше в разгибание поясницы
● Цель — 5 повторений
Видео с упражнениями на 3 ишиаса:
Статьи по теме:
Лечение выпячивания диска
Упражнения при грыже межпозвоночного диска
Упражнения на округлые плечи
Техники самомассажа
Декомпрессия позвоночника в домашних условиях
Источники:
[1] Дэвис Д., Васудеван А.Ишиас. [Обновлено 15 ноября 2019 г.]. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2020 Янв. Доступно по ссылке: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK507908/
[2] Koes B, van Tulder M, Peul W. Диагностика и лечение ишиаса. BMJ. 2007; 334 (7607): 1313-1317. DOI: 10.1136 / bmj.39223.428495.be
[3] Стаффорд М., Пенг П., Хилл Д. Ишиас: обзор истории, эпидемиологии, патогенеза и роли эпидуральной инъекции стероидов в лечении. Br J Anaesth.2007; 99 (4): 461-473. DOI: 10.1093 / bja / aem238
Доктор Смит получил степень доктора физиотерапии в Медицинской школе Миллера Университета Майами и в настоящее время работает терапевтом на дому в районе Тампа-Бэй. Он использует свой эклектичный опыт работы со всеми, от тех, кто работает в отделении интенсивной терапии, до элитных спортсменов, чтобы индивидуализировать уход за каждым из своих пациентов и продвигать их к их личным целям.
До того, как стать физиотерапевтом, он получил степень магистра общественного здравоохранения и руководил крупными фармацевтическими клиническими испытаниями по всему миру.Он увлекается кроссфитом, животными и помогает людям вести безболезненный и активный образ жизни
Соавторы:
Лицензированный мануальный терапевт, DC (владелец клиники Forme, Стони-Крик, Онтарио, L8G 1B9)
Доктор Шайна Маккуилки окончила Университет Брока в 2004 году со степенью бакалавра кинезиологии (с отличием). Затем Училась D’Youville колледж в Буффало, штат Нью-Йорк и получил ее степень доктора хиропрактики степени в 2008 г. После окончания доктор McQuilkie практикуется в многопрофильной медицинского учреждения, основанного в Гамильтоне, Онтарио набирает опыт лечения различных травм опорно-двигательного аппарата .
.