Умственная отсталость — причины, симптомы, диагностика и лечение
Умственная отсталость представляет собой задержку или неполное развитие психики, чаще всего обнаруживается в трехлетнем возрасте, но иногда возникает и у детей в младшем школьном возрасте.
Причины умственной отсталости
Существует множество причин, по которым может возникнуть умственная отсталость, но все из них еще не изучены до конца. Факторы, которые могут воздействовать на развитие умственной отсталости разделяют на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Они могут действовать в период развития плода в утробе матери, и в первые месяцы или годы жизни малыша. Существует множество факторов, которые приводят к резким нарушениям в развитии.
Самыми распространенными являются:
- Разные интоксикации, то есть болезненные состояния беременной женщины, которые возникают под воздействием ядовитых веществ, что образуются во время нарушенного обменного процесса. Часто интоксикация является результатом чрезмерного употребления беременной женщиной лекарственных препаратов. Они могут повлиять на изменение развития плода.
- Тяжелые инфекционные болезни, которые переносит женщина во время беременности – краснуха, скарлатина, грипп и так далее.
- Тяжелые формы дистрофии беременной женщины, то есть нарушенный обмен веществ в тканях и органах, которые вызывают расстройства их функции, изменения в строении.
- Травматическое поражение плода, возникшее в результате ушиба или удара. Умственная отсталость может возникнуть в результате травм при родах. Такие травмы могут возникнуть сдавливания головки во время прохождения родовых путей при чрезмерно быстрых или при затяжных родах, в результате наложения щипцов.
- Заражение плода разными паразитами, которые существуют в организме беременной женщины. К ним относят таксоплазмоз, который является паразитарным заболеванием, возбудителем которого является паразит, относящийся к простейшим животным. Заразиться женщина может от домашних животных – кошек, собак, коров, кур, голубей, а так же от диких животных – зайцев, мышей, сусликов.
- Среди внутренних причин особое значение имеет наследственный фактор. Умственная отсталость в большинстве случаев имеет генетические формы. Наследственный фактор проявляется часто в несовместимости крови ребенка и крови матери, в хромосомных заболеваниях. При нормальном состоянии в каждую дочернюю клетку при делении попадает двадцать три хромосомы. Во время оплодотворения яйцеклетки образуется стабильное число хромосом – сорок шесть. При болезни Дауна двадцать первая пара хромосом не делится, у таких детей хромосом имеется сорок семь хромосом.
- Воспалительные болезни мозга и его оболочек, которые возникают у маленьких деток, могут стать причиной умственной отсталости.
- Нарушенный белковый обмен в организме. К примеру, очень тяжелой формой умственной отсталости является фенилкетонурия, в ее основе лежит именно данная причина.
- На развитие умственной отсталости у детей могут влиять такие факторы, как неблагополучная экологическая обстановка, повышенная радиация, наркомания или алкоголизм одного из родителей, в особенности матери. Важную роль играют тяжелые материальные условия, которые имеются у некоторых семей. В подобных случаях ребенок в первые дни своей жизни, а потто ми постоянно получает неполноценное питание, которое необходимо как для физического, так и для умственного развития.
Симптомы умственной отсталости
Самым главным признаком умственной отсталости есть пониженный интеллект ребенка. Зависимо от степени снижения интеллекта, можно различить легкую форму, среднюю форму и тяжелую форму умственной отсталости.
Легкая форма умственной отсталости (другое название дебильность) IQ больного составляет от пятидесяти до шестидесяти девяти. По внешнему виду такие дети практически совсем не отличаются от остальных детей. В основном они испытывают сложность в обучении, так как у них сильно понижена концентрация внимания. При этом такие дети имеют достаточно точную и хорошую память. Нередко дети имеющие легкую форму отсталости имеют некоторые нарушения в поведении. Они имеют зависимость от родителей, воспитателей, они очень не любят. Такие дети испытывают сложность в общении, они плохо распознают эмоции других людей и становятся замкнутыми. Бывает и такое, что они стараются привлечь внимание к себе разными яркими поступками, в основном нелепыми, иногда и антисоциальными. Практически все дети, которые относятся к этой группе, способны отличить свое состояние от состояния здоровых людей, они стремятся скрыть свою болезнь.
При средней форме умственной отсталости (другое название имбицильность) IQ тридцать пять- сорок девять. Такие дети испытывают привязанность, различают наказание и похвалу. Их можно научить элементарным навыкам самообслуживания. Они могут обучиться письму, чтению, простейшему счету. Но самостоятельно они не могут проживать и постоянно нуждаются к уходе и контроле.
Тяжелая форма умственной отсталости (идиотия). IQ у таких детей ниже тридцати четырех. Таких пациентов невозможно обучить чему-либо. Речь у них отсутствует, движения нецеленаправленны и неуклюжи. Эмоции ограничиваются самыми простыми проявлениями недовольства и удовлетворения. Дети с такой формой умственной отсталости нуждаются в постоянном контроле и надзоре, содержатся они в специальных учреждениях. IQ есть важным, но не единственным из критериев умственной отсталости. Есть такие случаи, когда люди с низким IQ не имеют никаких признаков данного заболевания.
В детском и младенческом возрасте олигофрения может проявляться в задержке развития ребенка, выявить которую можно после своевременного посещения педиатра. В детских садиках у больных деток могут возникать проблемы с усвоением занятий, проблематичной является адаптация в коллективе других деток. Детям с олигофренией тяжело соблюдать режим дня. В школьном возрасте у таки детей выражена плохая успеваемость и поведение, повышенная степень утомляемости, неусидчивости. Часто при умственной отсталости могут встречаться частичные параличи конечностей, тики, головные боли, судорожные припадки.
Обследование при умственной отсталости
Диагностируют данное заболевание на основе тестирования уровня IQ.
Основную часть случаев данного заболевания можно опознать в раннем возрасте ребенка. Умственная отсталость, которая возникла по генетическим причинам, проявляется еще во время внутриутробного развития, к примеру, синдром Дауна. Чтобы ее выявить проводят в женской консультации скрининговое обследование будущей матери на ранних сроках беременности. Это дает ей возможность выбрать сохранять ли беременность, или перерывать ее. Существуют такие формы умственной, которые развиваются из-за недоразвитой определенной системы у малыша. Самым распространенным заболеванием в этой группе есть фенилкенутрия. Дети с фенилкетонутрией при рождении абсолютно ничем не отличаются от здоровых детей. Но на первых месяцах жизни дети становятся вялыми, появляются высыпания на коже, возникает частая рвота, повышенная потливость, что имеет неприятный специфичный запах. Если лечение начать дол трехмесячного возраста, то интеллект у ребенка можно сохранить.
Так что в период новорожденности и в период раннего детского возраста нужно регулярно обследоваться у педиатра. Если при осмотре малыша педиатр имеет подозрение на умственную отсталость, то он назначает консультацию невролога. Назначается анализ мочи и крови, иногда и энцефалограму. Страшим детям, рекомендуется консультация детского психоневролога, психолога или психиатра. Для того чтобы определить, что явилось причиной умственной отсталости, может быть назначен анализ ДНК.
Лечение умственной отсталости
На сегодняшний день существует много разных препаратов для лечения данного заболевания. Только лечащий врач сможет правильно подобрать наиболее подходящий препарат. Зависимо от того, что стало причиной заболевания могут быть применен препараты йода, гормоны ( в случае если заболевание вызвано болезнью щитовидной железы). При фенилкетонурии иногда достаточно специального режима питания, его назначает педиатр. Для коррекции умственной отсталости часто врачи применяют ноотропы – энцефабол, аминалон, пирацетам, пантогам. Ноотропные препараты применяются с целью улучшить обменные процессы в ткани мозга. С такой же целью применяют аминокислоты и витамины группы В. Эти вещества необходимы для нормального функционирования мозга. Нужен ли ребенку прием таких препаратов, это может определить только врач.
Если у детей с умственной отсталостью наблюдается неадекватное поведение, то врач может назначить лекарственные препараты из группы транквилизаторов и нейролептиков.
Успешное лечение умственной отсталости заключается в комплексном воздействии. Медикаментозное лечение должно быть соединено с индивидуальным подходом к обучению, должны быть проведены занятий с логопедами и психологами. Это все помогает ребенку адаптироваться в обществе.
Очень важной в лечении умственной отсталости является социальная реабилитация. Программы реабилитации в первую очередь направлены на обустройство пациентов в специальные учебные заведения, там дети могут обучаться по адаптированной школьной программе, после этого дети могут освоить несложные профессии, такие как штукатур, маляр, плотник.
Если своевременно и правильно лечить легкие формы умственной отсталости, то можно добиться очень хороших результатов. Существует множество пациентов, которые имеют легкую степень заболевания и при этом у них есть профессия, своя семья. Относительно средних и тяжелых форм умственной отсталости, то социальная и медицинская помощь заключается в том, чтобы обеспечить надзор и уход, а если есть необходимость, то контролировать состояние здоровья пациента.
Профилактика умственной отсталости
Профилактика данного заболевания основана на серьезном подходе к собственному здоровью и здоровью своего будущего поколения. Перед тем как планировать беременность, супругам рекомендуется пройти обследование специалистов, чтобы выявить хронические и инфекционные заболевания, в некоторых случаях требуется консультация генетика. Женщина, которая беременна, должна помнить о том, что она несет ответственность за здоровье своего будущего ребенка. Нужно вести здоровый образ жизни, регулярно проходить обследование в женской консультации, соблюдать все рекомендации гинеколога, избегать влияния вредных факторов.
После того, как ребенок появляется на свет, нужно регулярно отведывать врача-педиатра. Если возникают хоть малейшие подозрения на наличие у ребенка умственной отсталости, нужно вовремя обратиться к врачу и начинать лечение. Некоторые из родителей не считают нужным обращаться к психиатрам и психоневрологам, тем самым, нанося большой вред здоровью ребенка. Но к счастью, в последнее время улучшилась ситуация и повысилась медицинская грамотность населения, такие ситуации возникают крайне редко.
Причины возникновения умственной отсталости у детей
Каковы основные причины возникновения умственной отсталости у детей (врожденного слабоумия)? Достоверно установить это можно лишь примерно у каждого третьего пациента с интеллектуальной недостаточностью. Патогенные факторы могут действовать еще до зачатия, поражая половые клетки будущих родителей, во время внутриутробного развития плода, а также в первые три года жизни ребенка.
Наследственность
Генные и хромосомные мутации являются самой частой причиной развития умственной отсталости у детей (от 70 до 90% всех случаев заболевания). При этом изменяются наследственные структуры на генном и хромосомном уровне, то есть возникают мутации. Такие ошибки – естественное явление, которое происходит в процессе развития, взросления и старения клеток.
Однако при накоплении таких ошибок растет и вероятность развития наследственных заболеваний:
- Возраст родителей (у женщины 40-45 лет вероятность рождения ребенка с хромосомными нарушениями в 10-15 раз выше, чем у 20-летней)
- Радиоактивное и рентгеновское излучение, токсическое воздействие инсектицидов, гербицидов, ароматических углеводородов, некоторых лекарственных средств на будущих родителей увеличивают вероятность генных, хромосомных мутаций и нередко становятся причиной развития умственной отсталости у детей
- Перенесенные взрослыми вирусные заболевания и эндокринные расстройства нередко приводят к нарушению репродуктивной функции и в результате мутаций сперматозоиды и яйцеклетки еще до их соединения становятся дефектными, вызывая затем развитие различных генных и хромосомных болезней.
Какие наследственные заболевания чаще проявляются нарушениями интеллекта? Это и синдром Дауна, и синдром Шерешевского-Тернера, и истинная микроцефалия, и фенилкетонурия, и некоторые другие формы умственной отсталости у детей.
Внутриутробное поражение плода
Существует более четырехсот экзогенных (внешних) факторов, неблагоприятно воздействующих на процесс созревания плода. Перечислим основные причины, способствующие возникновению умственной отсталости:
- Гипоксия плода при наличии у матери заболеваний сердечно-сосудистой системы, болезней печени и почек, эндокринных расстройств
- Резус-конфликт при несовместимости по Rh-фактору. При отсутствии в крови женщины резус-фактора и наличии его у мужчины ребенок становится Rh-позитивным, а организм матери начинает вырабатывать антитела к эритроцитам плода, разрушая их. Развивающийся в результате этого эритробластоз довольно часто приводит к повреждению головного мозга. В результате может развиваться умственная отсталость, различные неврологические расстройства, снижение слуха и зрения. К таким же нарушениям может приводить и несовместимость по факторам крови
- Различные инфекционные заболевания матери, передающиеся плоду. Среди них – краснуха, грипп, сифилис, токсоплазмоз, листериоз, цитомегалия. В большинстве случаев антитела матери защищают плод от инфекции, но в 2-5% случаев этот механизм не срабатывает
- Интоксикация плода при воздействии на него химических вредностей – алкоголя, наркотических веществ, свинца, некоторых лекарственных препаратов – гормональных, противоопухолевых, психотропных, сульфаниламидов и некоторых других. Не стоит забывать и про никотин
- Нерациональное питание матери (низкокалорийное, недостаток белка, витаминов, голодание) также нередко становится причиной, провоцирующей развитие умственной отсталости
- Негативное влияние на организм беременной различных физических факторов – рентгеновского излучения, радиации, высокой температуры, травматических повреждений, заболеваний матки
- Влияние острых и хронических стрессовых воздействий на организм беременной.
- Недоношенность или переношенность плода.
Причины развития умственной отсталости у детей в первые годы жизни
- Гипоксия в процессе родов при тяжелых соматических заболеваниях матери
- Асфиксия плода при осложненных родах
- Родовая травма
- Нейроинфекции (перенесенные в первые месяцы и годы жизни менингиты, энцефалиты)
- Черепно-мозговая травма
- Тяжелая интоксикация, истощение
- Перенесенное состояние клинической смерти
Независимо от причины, по которой возникает умственная отсталость у детей, большое значение в развитии ребенка с нарушением интеллекта имеет его окружение в первые месяцы и годы жизни. Это и наличие благоприятной атмосферы в семье, и участие родителей в уходе и воспитании, и использование специальных методов обучения в домашних условиях и в специализированных коррекционных центрах. Стимулировать интеллект можно с помощью повторных курсов лечения с использованием диетического питания, медикаментов, иглорефлексотерапии, массажа, лечебной физкультуры.
Мы рассмотрели основные причины возникновения умственной отсталости у детей. О том, как проявляется, выявляется и лечится интеллектуальная недостаточность легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степени – в следующих статьях.
95 фото и видео описание заболевания и методы корректировки
Просмотров:
4 110
Умственной отсталостью называют поражение ЦНС, при котором происходит иное развитие человека с нарушением познавательной деятельности. В результате человек испытывает значительные затруднения с решением элементарных задач, у него происходит торможение общего развития и проблемы во взаимодействии со сверстниками.
Важно вовремя распознать этот диагноз для того, чтобы не подвергать больного ребенка наказаниям и еще большему стрессу.
Содержимое обзора:
Характеристика умственной отсталости
К симптомам данной патологии относят:
- Недоразвитость моторики.
- Сильные нарушения речи, затруднения в составлении предложений.
- Замедление или полное отсутствие мышления.
- Плохая ориентация в пространстве.
- Сильная возбудимость, или наоборот — торможение.
- Плохая память и концентрация внимания.
Причины умственной отсталости
К причинам возникновения такой патологии у ребенка относят:
- Интоксикацию женщины препаратами во время вынашивания плода.
- Перенесение тяжелых инфекционных болезней во время беременности женщины.
- Дистрофия матери во время беременности.
- Различные травмы плода во время вынашивания или во время родовой деятельности. Они могут возникнуть во время сдавливания головы новорожденого или при быстрых родах с участием щипцов.
- Заражение плода глистами.
- Наследственный фактор имеет большое значение. К примеру, число хромосом определяет болезнь Дауна, при которой их количество превышено на одну единицу.
- Воспалительные заболевания мозга плода.
- Нарушение обмена белков в детском организме может привести к развитию тяжелой формы заболевания.
- Загрязнение окружающей среды.
- Употребление матери алкогольных и наркотических веществ во время вынашивания плода.
Все эти причины могут привести к возникновению данной патологию. Женщине, которая вынашивает ребенка, нужно внимательно следить за своим здоровьем для избежания возникновения отсталости у своего будущего чада.
Степени заболевания
Выделяют несколько вариантов умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая степень. Расскажем о них чуть подробнее.
Легкая умственная отсталость нередко подразумевает дебильность. Это слово ошибочно вошло в запас отечественных граждан в качестве ругательства, однако в сущности оно подразумевает лишь особенности развития.
Дебилы могут учиться в одном классе с другими детками и почти ничем не отличаться от них, разве что вялостью и отсутствием инициативы. Такой ребенок может достичь успехов в случае правильного воспитания.
Умеренная степень умственной отсталости называется имбецильностью. Такие дети обучаются с трудом и имеют скудный словарный запас (около трехсот слов). Они могут учиться дома или в специальных школах и в результате получить базовые знания. Навыками самообслуживания имбецилы обладают вполне хорошо.
Глубокой степенью отсталости называют идиотией. Идиоты неспособны адекватно мыслить и разговаривать, обращенной к ним речи они вовсе не понимают. Такие дети не могут самостоятельно ухаживать за собой, и поэтому нуждаются в постоянной помощи от родителей.
Такие больные не всегда отличают «своих» от «чужих», и могут испытывать только базовые эмоции: удовольствие и неудовольствие. В последнем случае негодование выражается сильным криком и агрессией.
Правила обучения отсталых детей
При легкой умственной отсталости учебный план обычной школы может соблюдаться. Ребенок способен осваивать базовые знания и неплохо адаптироваться в социуме.
Можно занять ребенка дополнительными репетиторами, однако в этом пункте важно не переусердствовать и не вызвать у чада стресс и переутомление, которые могут усугубить психическое состояние ученика.
Дети со средней степенью умственной отсталости могут обучаться в специализированных школах или на дому, и таким образом освоить все необходимые знания.
Такой ребенок может самостоятельно осуществлять такие дела, как подметание или уборка, и хорошо освоить программу 3-4 класса обычной школы.
Вывод
Обучение детей с умственной отсталостью первого и второго типа должно проводиться без сильного нервного напряжения для того, чтобы чадо не испытывало неприязни к школе и самому процессу познания. Важно создать ему мотивацию для обучения в школе.
Фото умственно отсталых детей
Помогите проекту, раскажите друзьям:
Спасибо за лайк;)
Умственная отсталость — причины, классификация, диагностика, коррекция
Умственная отсталость – это врожденный (обусловленный предрасположением или рано развившийся) недостаток интеллекта, сочетающийся с недостаточной дифференцировкой личности. В раннем детстве замедление психомоторного и речевого развития возбуждает подозрение в умственной отсталости. Но только к трем годам диагноз может стать достоверным, основная же масса детей с умственной отсталостью распознается позже.
Содержание статьи:
Причины возникновения
Умственная отсталость обусловлена разными причинами. Они могут быть унаследованы или рано приобретены.
Формы, которые возникают в результате повреждений мозга перед, во время и сразу после рождения, воспринимаются обобщенно с унаследованными формами (они не отличаются психопатологически друг от друга) как «врожденные». Очевидно, наследственно обусловлено большинство случаев умственной отсталости.
Различают две группы больных с умственной отсталостью:
⇒ В первой группе, более многочисленной, кроме умственной отсталости, не определяется или почти не определяется других аномалий; при медицинских исследованиях не устанавливают существенных изменений. К легким формам в этой группе относится от половины до 2/3 всех случаев, к тяжелым формам – лишь небольшая часть.
⇒ Во второй группе наследственных форм патогенез известен. Речь идет о наследственных нарушениях обмена веществ, прежде всего о генетически обусловленных энзимопатиях (в большинстве случаев рецессивное наследование, частично связанное с полом), которые, кроме соматических и неврологических расстройств, вызывают умственную отсталость вследствие токсического повреждения мозга.
От этих форм отличаются другие виды умственной отсталости, которые хотя и являются врожденными, но не наследственными, а перинатально приобретенными – травматическими или гипоксическими мозговыми повреждениями во время родов, при инфекционных заболеваниях матери (включая сифилис и токсоплазмоз) либо при злоупотреблении алкоголем или наркотиками во время беременности, в связи с гормональными и обменными заболеваниями у матери, лучевыми поражениями и, наконец, тяжелыми заболеваниями и нарушениями питания в младенчестве.
Особенности умственной отсталости
Отставание можно наблюдать в том возрасте, когда оно значительно отличается от нормального развития. Это примерно конец первого года жизни, однако нередко первые проявления можно выявить только на третьем году жизни. Чем тяжелее отставание, тем раньше оно выявляется.
Как правило, одновременно нарушается моторное развитие: запоздалое ползание, стояние и ходьба, задержанное и замедленное развитие речи. Эти нарушения раньше часто диагностировались как интеллектуальные задержки развития. Замедление развития и недостаточная дифференцировка личности отмечаются уже в детском возрасте в виде маловыразительного лица, а также в бедности побуждений, вплоть до ступорозных проявлений. Но чаще это психомоторное ограничение выражается в бесцельных побуждениях (гипермоторика).
В первую очередь поражается мышление, особенно теоретическое и абстрактное. При задержке в психическом развитии оно остается на уровне чувственных впечатлений и конкретики, и не может преодолеть привычного, плохо абстрагирует и осмысляет события теоретически.
Затрудняется образование понятий, оценка представлений бедна. Ограничивается способность распознавать существенное и отличать его от несущественного, причины и следствия, охватывать значения, отношения и смысловые связи и, опираясь на это, осваивать новые ситуации. Особенно страдает возможность составлять заключения и выделять поведение и ведение жизни.
Исходя из этого, могут нарушаться внимание и восприятие, перцепция и другие процессы памяти, способность замечать и осмысливать, нарушается и речь. Из-за нарушения этих предпосылок возникает лишь малый спектр возможностей для школьного обучения и приобретения знаний, их удержания и применения. Но имеются люди с умственной отсталостью, которые обнаруживают удивительные способности памяти, особенно на детали, на впечатления и на счет. Иногда отдельные способности не задержаны, а выражены выше средних, например музыкальность, счет и технические способности. Этому способствует «комплекс недостаточности интеллекта», который развивается у многих больных с умственной отсталостью; они отчетливо чувствуют свою неполноценность и стремятся преодолеть комплекс неполноценности, полнее используя свои способности в ограниченной области.
У взрослых умственная отсталость касается не только интеллекта; психомоторика остается неуклюжей и дисгармоничной, психическая структура проявляет низкую степень дифференцированности. Высшие эстетические и этические порывы могут отсутствовать. Функции влечений, чувств и воли остаются неполноценными.
В общении с умственно отсталыми обнаруживается, с одной стороны, их легковерность, из-за которой им легко можно что-либо внушить, а с другой – упрямая косность, покоящаяся на слабости суждений. Эта безрассудность относится в первую очередь к недостаточной оценке своих способностей. У умственно отсталых с возрастом интеллектуальные возможности быстрее падают, а социальное приспособление лучше сохраняется.
Классификация
Выделяют четыре степени умственной отсталости:
• легкое снижение интеллекта: интеллектуальный коэффициент (IQ) 50-69, что примерно соответствует старому понятию дебильность; необходимо обучение в спецшколе, профессиональное обучение чаще не удается.
• среднее снижение интеллекта: IQ 35-49, неполноценное формирование речи, невозможность самостоятельной жизни в целом, необходима опека.
• тяжелое снижение интеллекта: IQ 20-34, что примерно соответствует прежнему понятию имбецильности. Имеются также моторные и другие центральные выпадения.
• самое тяжелое интеллектуальное снижение: IQ ниже 20, что раньше называлось идиотией; общение с больным может быть только условным, он полностью нуждается в помощи, часто имеются сенсорные и другие соматические задержки.
С помощью этих четырех ступеней классифицируются и расстройства поведения, которые связаны с недостатком интеллекта.
Замедленное формирование интеллектуальных способностей может остановиться на любой ступени нормального развития. При более легких формах оно максимально достигает степени конкретных мыслительных операций, т. е. примерно интеллектуального возраста ребенка 7 лет. Мыслительные операции не позволяют осмысливать ситуации, с которыми встречается такой ребенок. При средней и тяжелых формах задержки, дети остаются на уровне преоперационального и даже предпонятийного мышления. Конечно, задержка развития отдельных компонентов интеллекта неравнозначна, поэтому при умственной отсталости отмечаются как частичные слабости, так и частичная одаренность.
Многочисленные особенности поведения этих больных являются выражением задержек межчеловеческих контактов и в результате этого присутствует социальное отвержение и изоляция, а также недостаточные или запоздалые оздоровительно-педагогические мероприятия. Под этим углом зрения следует рассматривать и нарушение сексуального поведения умственно отсталых. Психосексуальное развитие часто остается на уровне мастурбации.
Диагноз и дифференциальная диагностика
В детских садах дети с умственной отсталостью обращают на себя внимание тем, что они не выполняют требуемых от них заданий, однако это может иметь и другие, психореактивные причины.
В начальную школу дети с умственной отсталостью ходить не в состоянии, даже в спецшколе требования для них могут оказаться завышенными, поскольку среди их соучеников, которые слабо учатся, не все имеют умственную отсталость. С другой стороны, не все дети, посещающие спецшколу, должны только по этой причине считаться умственно отсталыми, так как при направлении иногда может быть поставлен ложный диагноз, когда тяжелые невротические нарушения рассматриваются как умственная отсталость (так называемая псевдодебильность). Если ребенок изучил культурную технику (чтение, письмо, счет), едва ли уместен диагноз умственной отсталости. Однако умственно отсталые могут иметь некоторые описанные способности, например хорошую память (прежде всего механическую) и музыкальность, что не противоречит диагнозу.
Поэтому в каждом конкретном случае необходимо тщательное психологическое тестирование, которое не должно ограничиваться только тестом на интеллект. При этом внимание надо обращать на отдельные западения в интеллектуальном профиле и на сравнительно хорошо развитые способности, чтобы давать толковые советы по обучению и профессиональной деятельности. При помощи проективных тестов можно дать заключение, насколько эмоциональные факторы нарушают психическую деятельность. Недифференцированные, инфантильные люди могут казаться необразованными или дебильными, хотя они не таковы. Во время острых психозов и при состояниях эмоциональных расстройств полноценное исследование интеллекта невозможно.
Если человек по требованию не может объяснить, как он сам или его окружение воздействует на его способности действовать, речь идет об относительном слабоумии. Многие из таких людей склонны к тому, чтобы гиперкомпенсаторно втираться в доверие, некоторые из них становятся аферистами и мошенниками. Другие малоразвитые люди могут удивительным образом приспосабливаться, например, хорошо поддерживать беседу, выступать со своими относительными способностями (рисование, музыка и т. д.) и пытаться маскировать свои недостатки, или перенять стиль своего окружения (раньше это называлось салонным слабоумием). Если им предлагают серьезное задание, они отказываются его выполнить, главным образом потому, что не могут выученное применить на практике.
Отграничить умственную отсталость от детского аутизма бывает трудно, поскольку между ними могут быть переходные формы. За аутизм говорят интеллект и дифференцированное выражение лица, выраженная фиксация на объектах и тенденция к изоляции.
От деменции больные с задержкой развития отличаются прежде всего тем, что у них изначально нарушено развитие интеллекта, т. е. страдают приобретение знаний и дифференцировка личности, тогда как при деменции сохраняются хотя бы остатки предшествовавшего интеллекта, обрывки знаний и элементы высокой дифференцировки. Интеллектуальные тесты подтверждают эти различия.
Коррекция умственной отсталости
Больные с умственной отсталостью больше нуждаются в педагогической помощи, чем во врачебном лечении. Если они заболевают психически, их должны лечить детские психиатры или общие психиатры. В остальном же врачи работают вместе по коррекционным оздоровительно-педагогическим мероприятиям с этими больными.
Коррекционные мероприятия должны проводиться по возможности рано и целенаправленно, так как в специальных детских садах и специальных школах не всегда есть такие возможности. Поэтому может быть полезным амбулаторное оздоровительно-педагогическое лечение при помощи родителей. Врач и педагог не должны поддерживать иллюзии о терапевтических возможностях, за которые цепляются родители, отчаявшиеся в своих надеждах. Терпеливыми разъяснениями надо постепенно подводить родителей к мысли, что следует признать факт умственной отсталости ребенка, только тогда совместная работа по оздоровительной педагогике станет эффективной.
Врач, дающий советы, стоит перед важной задачей координировать все необходимые мероприятия (оздоровительно-педагогическая активность, лечебная гимнастика, исправление речи, в том числе и логопедия) и одновременно избежать перегрузок. Его советы должны включать сообщения о социальной помощи, предусмотренной государственным законом.
Медикаментозного лечения больных с умственной отсталостью нет. Психофармакологические средства не добавляют интеллекта больному, разве что воздействуют на его влечения. Дети с тяжелой умственной отсталостью часто очень двигательно беспокойны (эретичны), их разрушительное беспокойство причиняет много трудностей, при этом нейролептики помогают только временно.
При олигофрениях, обусловленных заболеваниями обмена веществ, возможна профилактика. Примерами эффективной профилактики являются лечение фенилкетонурии диетой без аланина и лечение галактоэемий диетой без молочного сахара. Диеты эти должны продолжаться до начала учебы в школе.
Госпитализации примерно половины больных с умственной отсталостью можно избежать, если налажены их жизненные условия и они имеют работу соответственно их способностям. Для этого служат места в дневном стационаре, специальные мастерские и дома-общежития. При тяжелых формах олигофрении показана длительная госпитализация с врачебным попечением. В большинстве случаев возможен перевод в открытые дома, где рабочая терапия особенно важна для таких больных.
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребенка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Как ставят диагноз «умственная отсталость»? История пациента
Содержание:
Как развивается ребенок с умственной отсталостью? Как ставят это диагноз врачи-психиатры? Какие признаки умственной отсталости могут проявлять люди с разной ее степенью? Врач-психиатр подробно описывает историю пациента с умственной отсталостью в популярной книге о различных психических нарушениях.
История пациента с умственной отсталостью
Он всегда улыбался. Даже когда ему было больно, когда ему было грустно, улыбка не сходила с его лица. Порой это была испуганная улыбка, иногда — виноватая. Странно, но та же виноватость была в улыбке, когда у него заболел живот, и мы отправили его в хирургию с аппендицитом. Словно он просил ей прощения за отнятое у нас время. Хотя вряд ли он понимал в полной мере, что значит это слово — «время».
У него не было плоской переносицы и раскосых глаз, да и других особых признаков хромосомной болезни в нем не наблюдалось. Да, была внутриутробная гипоксия. Родился он на седьмом месяце беременности, и почти два месяца врачи боролись за его жизнь.
Поначалу он был обычным младенцем. Как его старший брат. Только чаще плакал. И позже начал переворачиваться. Позднее встал на ноги. Почти в два года сказал первое слово. И потом отставание становилось все заметнее. Он рос медленнее, его психика сложнее развивалась. Первые три класса школы он еще осилил, сложнее всего давалась арифметика. На исходе третьего стало ясно, что в обычной школе он учиться не сможет, и свой четвертый класс он начал во вспомогательной школе.
Там он справлялся неплохо. Особенно хорошо давались предметы, где нужно было работать руками. Он с удовольствием лепил из глины простые вазы, горшки. Красил стены. Помогал отцу и брату, как мог, на даче. Он даже выучился на маляра и несколько лет проработал им в разных местах.
Ему всегда помогал старший брат. Чтобы не обижали, чтобы не обманывали с зарплатой. Ведь он был доверчив и открыт. Хулиганы во дворе пользовались этим. Устраивали всякие шутки, смеялись над ним, заставляли делать неприятные вещи. А он никогда не обижался, не знал, как это. И просто улыбался.
Одна из таких злых шуток кончилась хуже остальных. Он упал с качелей, и на обратном ходу качели ударили его по затылку. Травма черепа и ушиб мозга. С тех пор начались вторичные эпилептические припадки, и он не мог больше красить стены. Ему стало очень сложно даже помнить, как правильно держать ложку. К счастью, через несколько лет он снова научился пользоваться ей, правда, маляром снова так и не стал. А улыбка осталась.
Брат рассказывал, что лишь однажды увидел его плачущим: когда умер отец. Инсульт сразил отца на даче, а он был там тогда. Сначала испугался, не понял, что произошло, а когда в его хрустальном сознании промелькнула мысль о смерти, он загрустил и заплакал. Слезы его были горькие, он не рыдал, а скорее выл. А потом это переросло в судорожный припадок. На похоронах он вновь непонимающе улыбался.
Брат не бросал его, хоть и не жил рядом, и всегда старался помочь: давал денег, забирал на выходные, возил со своими детьми за город. Племянникам он нравился, ведь он был добрым и ласковым. Особенно отзывался на объятья. И тогда, когда он нелепо, но очень искренне обхватывал племяшку, можно было считать его улыбку настоящей.
А жили они вдвоем с матерью. Он делал простую работу — выносил мусор, нес в пакете картошку, когда они с матерью ходили на рынок. Сам он, конечно, деньгами распоряжаться не мог. Через некоторое время мама умерла, и брат стал его опекуном.
Родительскую квартиру они продали, брат забрал его к себе насовсем. Племянники были уже подростками, и им меньше хотелось с ним играть. Дома стало некомфортно. Целый день он ничем не занимался. Бродил со своей глупой и неуместной улыбкой по квартире.
Состоялся разговор с братом. Жена со вздохом заявила, что с ним нужно что-то делать. И сначала брат отмахнулся. Но участились приступы. Предыдущие дозы противосудорожных препаратов перестали работать, нужно было искать новую схему. Его положили в психиатрическую больницу, и родственники узнали, каково это. Какая может быть жизнь, когда его рядом нет, но о нем заботятся, у него есть крыша и хлеб. Он улыбался, когда встречал их в комнате свиданий. Свидания становились реже.
Прямых показаний для нахождения в психиатрической больнице уже не было. Приступы почти не случались. Новые препараты работали неплохо. Агрессии он не проявлял. Был тихим, спокойным. Иногда помогал, когда его просили. В таком состоянии ему можно было вернуться домой. Но жена брата была категорически против, и тот решился положить его на платную койку: когда родственники оплачивают лишь услуги ухода. Так он остался у нас.
Я работал в отделении второй год, его же положили за год до моего прихода. Брат хорошо зарабатывал, и проблем с оплатой койки не было. Брат по-прежнему навещал его, иногда звонил в отделение. Его не бросили. Но жизнь в семье брата пошла своим, новым чередом.
Я замечал иногда, что брат радовался его улыбке, той искренней улыбке, которая появлялась в начале их свидания. В ней было узнавание, вспоминание, что у него есть брат. И брату было достаточно. Брат приносил ему йогурт и мягкую булку с повидлом. Помогал держать ложку, затыкал салфетку за воротник, вытирал испачканные щеки. Спрашивал о простом: все ли у него хорошо, ничего не болит, никто не обижает?
Их отношения застыли на пятилетнем возрасте. Однажды брат рассказал мне, что так же, когда им было пять и двенадцать соответственно, они завтракали по субботам на даче, когда родители уезжали в город и оставляли их вдвоем. Одна из бесед с братом была особенно подробной, из нее я и узнал о его жизни.
Я пытался заглянуть в его разум. Я говорил с ним, наблюдал за поведением в отделении, эмоциями и реакциями. Но все скрывалось, или скорее наоборот, распахивалось его улыбкой. Могло показаться, что он пребывал все время в блаженном неведении. Он не желал никому зла. Не хотел отнимать и вредить. Принимал случавшееся с ним, как данность. Для него не было завтра, были обрывки вчера, он жил здесь и сейчас. Ничего не ждал и ничего не хотел. И возможно, поэтому был по-своему счастлив.
Старшая сестра пришла к нам в ординаторскую и сказала, что брат не внес оплаты, чего раньше не случалось. Мы попытались дозвониться до него, но телефон был вне зоны доступа. По домашнему номеру трубку никто не взял. Мы ждали неделю и затем обратились в органы опеки с просьбой отыскать брата или связаться с ним. И тогда узнали, что он погиб. Разбился на автомобиле в командировке. Жена брата с детьми уехала к родителям переживать свое горе.
Я не знал, как быть. Выйти и рассказать? Я обязан. Но его улыбку в тот момент я не вынес. Когда я увидел его на стуле, смотрящего мне в глаза и как всегда беспечно улыбающегося, ноги у меня отказались к нему идти. Я попросил сделать это социального работника. Но и ее слова он встретил, улыбаясь. Он так и не смог понять.
Причины умственной отсталости. Как ставят диагноз
Умственная отсталость — это состояние, обусловленное врожденным (генетическим) или приобретенным в раннем возрасте (до трех лет) недоразвитием психики с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Главным критерием для постановки диагноза служит изучение коэффициента интеллекта — IQ. Нормальными считаются значения — более 70 баллов, средними для популяции — 110–150 баллов.
Умственная отсталость разделяется в зависимости от количества баллов на легкую (50–69), умеренную (35–49), тяжелую (20–34) и глубокую (ниже 20).
Раньше применялись термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия», которые соответствуют современным: дебильность — легкая и умеренная степень, имбецильность — тяжелая, а идиотия — глубокая.
В наибольшей степени у пациентов с умственной отсталостью страдают интеллект и мышление. Им сложнее дается решение задач, выявление связей между объектами мира, недоступны метафоры и иносказания.
Их мышление более наглядное и практическое, конкретное. У них хуже развита память, скорость переключения и устойчивость внимания. Им сложнее удается контролировать эмоциональное состояние и поведение, эмоции также более приземленные и предметные.
Уровень развития эмоционального реагирования, конечно, зависит от степени умственной отсталости. При глубокой степени эмоции малодифференцированы. При тяжелой — находятся примерно на уровне ребенка возрастом от года до двух лет. При умеренной и легкой спектр эмоций такой же, как у здорового человека, но нарушается возможность управления ими.
Часть форм умственной отсталости сопровождает генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Другие формы являются следствием воздействия неблагоприятных факторов при внутриутробном периоде развития. При этом происходит нарушение формирования многих органов и систем. Часть форм умственной отсталости возникает уже после рождения при прямом поражении головного мозга.
Важным условием предотвращения развития умственной отсталости является ограничение воздействия неблагоприятных факторов на ребенка на всех этапах — до зачатия, во время беременности, после рождения. Большая ответственность лежит на будущих родителях, на том образе жизни, который они ведут, ведь значительная часть генетических нарушений в половых клетках возникает из-за токсического воздействия веществ, находящихся в крови. А уже поврежденный генетический аппарат приведет к неправильному развитию ребенка.
Существует еще одна форма нарушений интеллектуального развития — педагогическая запущенность. Она возникает на фоне полноценных биологических возможностей головного мозга, но отсутствия достаточного воспитания и социализации. Такие проявления могут встречаться в неблагополучных семьях, ведущих маргинальный, асоциальный образ жизни.
В нашем клиническом примере у пациента наблюдалась близкая к умеренной степени умственная отсталость, которая усугубилась после полученной им травмы. У него не было никаких внешних проявлений расстройства, кроме преобладающей на лице улыбки. Вероятнее всего, это связано с неопределенным неблагоприятным воздействием на этапе внутриутробного развития или генетическими нарушениями, не отразившимися на функциях других органов и систем.
При воздействии дополнительных вредных факторов, например, черепно-мозговых травм, степень интеллектуального дефекта может усугубиться. Может быть и улучшение — при хорошей заботе и воспитании пациенты с легкой степенью умственной отсталости приспособлены для ведения полноценной социальной жизни: они заводят семьи, работают и практически неотличимы от других людей. Тяжелая и глубокая умственная отсталость, к сожалению, мало поддается коррекции, и такие пациенты нуждаются в помощи и уходе со стороны других людей.
Умственная отсталость, развитие детей с умственной отсталостью
Описание слайда:
Нарушения психических процессов. Мышление Ж.И. Шиф и В.Г. Петрова считают, что недоразвитие мышления умственно отсталых детей, в частности, определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. В.С. Выготский писал, что недоразвитие высших форм мышления — «первое и наиболее частое осложнение, возникающее как вторичный синдром при умственной отсталости», но осложнение, возникающее не обязательно. Отсюда вывод — умственно отсталые дети смогут научиться обобщать. И.М. Соловьев указывает на то, что инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую, т. е. вязкость, своеобразное резонерство, проявляется в обстоятельности и излишней детализации. Она характерна для многих умственно отсталых лиц. У них обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. С.Я. Рубинштейн писал о том, что нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления характерно для умственно отсталых лиц, у которых, как правило, отсутствует мотив действия. Отсутствие целенаправленности в действии сказывается и в мышлении, которое становится не только поверхностным и незавершенным, но и перестает быть регулятором поведения. Б.И. Пинский указывал, что нарушение критичности мышления (отсутствие контроля своих действий и коррекции допущенных ошибок) — постоянная характеристика умственно отсталых субъектов, которые не умеют оценивать работу мысли, взвешивать все доводы за и против. При выполнении ими заданий обнаруживается много ошибок, связанных с бездумным манипулированием предметами, безразличным отношением к собственным ошибкам. В.Г. Петрова считает, что слабость регулирующей роли мышления у индивидов с психическим недоразвитием возникает, в частности, в связи с тем, что они не умеют пользоваться в случае необходимости уже усвоенными умственными действиями. После ознакомления с новой задачей они сразу же принимаются ее решать, у них не возникают вопросы, предваряющие действия, отсутствует ориентировочный этап. Они не пытаются представить в уме ход решения новой задачи, не обдумывают своих действий, не предвидят результата. Ослабление регулирующей функции мышления связано с «некритичностью» мышления. Умственно отсталые лица не сомневаются в правильности своих, только что возникших предположений. Редко замечают свои ошибки. Они даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными.
Симптомы умственной отсталости. Умственная отсталость
Умственная отсталость — это состояние, при котором интеллектуальное развитие человека не соответствует его возрасту, и/или он не может обрести навыки, необходимые для повседневной жизни. Как правило, умственно отсталые люди могут учиться, но делают это намного медленнее здоровых людей. Существует несколько степеней умственной отсталости — от легкой до глубокой.
У людей с умственной отсталостью существуют ограничения в следующих областях:
- Интеллект — качество, определяющее способность человека обучаться, рассуждать, принимать решения и справляться с проблемами.
- Адаптивное поведение — качество, которое включает в себя способность к эффективной коммуникации и взаимодействию с людьми, а также способность заботиться о себе.
Уровень интеллектуального развития определяют при помощи теста на коэффициент интеллекта (IQ). Средний IQ человека составляет 100 пунктов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ ниже 70-75 пунктов.
Чтобы оценить адаптивное поведение человека, специалисту необходимо в течение некоторого времени понаблюдать за ним, а также сравнить особенности его поведения с нормой для его ровесников. Поскольку умственную отсталость обычно диагностируют еще в детском возрасте, специалисту важно знать, как ребенок взаимодействует со сверстниками и членами семьи, в частности, насколько хорошо он их понимает; может ли он самостоятельно есть и одеваться, а также, как он реагирует на внешние стимулы.
От умственной отсталости страдает приблизительно 1% населения нашей планеты. У 85% из этих людей диагностируется легкая форма умственной отсталости. Такие пациенты медленно усваивают новую информацию, однако благодаря правильному обучению и поддержке большинство из них в будущем смогут жить самостоятельно, почти также, как обычные взрослые люди.
Каковы признаки умственной отсталости у детей
Умственная отсталость у детей может проявляться по-разному и в разном возрасте. Первые ее признаки у одних проявляются еще в младенчестве, а у других — лишь после того, как ребенок достигает школьного возраста. Возраст, в котором появляются первые признаки умственной отсталости, обычно зависит от степени выраженности нарушения. Вот самые распространенные симптомы умственной отсталости у детей:
- Ребенок поздно начинает переворачиваться, садиться, ползать или ходить;
- Ребенок поздно начинает разговаривать и/или у него имеются заметные проблемы с речью;
- Ребенок значительно позже ровесников учится ходить на горшок, одеваться, есть, и так далее;
- Трудности с запоминанием простейших вещей;
- Неспособность связать действия и их последствия;
- Проблемы с поведением, например, частые и сильные вспышки гнева;
- Трудности с
В этом разделе представлены некоторые люди, чьи жизни поставлены на карту в споре о том, должны ли умственно отсталые подвергаться смертной казни. Действительно, для некоторых из описанных здесь людей уже слишком поздно. Мы не пытались предоставить полные индивидуальные профили или исчерпывающие обзоры долгой и сложной истории их судебных преследований, судебных процессов и последующих апелляций.Скорее, мы стремились выделить примеры того, как уголовное преследование правонарушителей с умственной отсталостью нарушает принципы справедливости и основные стандарты приличия. Лимми Артур Лимми Артур была семнадцатым из восемнадцати детей, рожденных в бедной семье издольщиков из Южной Каролины. 126 Его I.Q. Ему 66 лет, он функционирует на уровне 10–12-летнего ребенка, а его интеллектуальные способности аналогичны семилетнему. 127 В канун Нового 1984 года «он выпил бутылку виски с соседом, украл у этого человека пособие по социальному страхованию, а затем убил его топором». 128 Затем Артур запаниковал и побежал домой в дом своих родителей, оставив свою окровавленную рубашку. После того, как Лимми Артур вернулся домой, он спрятался на чердаке, напуганный своим поступком. Когда приехала полиция, он все еще прятался на чердаке. Однако они нашли его с легкостью, потому что у него торчали ноги.Как ребенок, Артур предполагал, что, если он не увидит полицию, они не смогут увидеть его. Он забыл о своих ногах. Артур был осужден, признан виновным и приговорен к смертной казни в 1985 году после судебного разбирательства, в ходе которого его психическая инвалидность не была признана даже его собственным адвокатом. На слушании по не относящемуся к делу делу была обнаружена отсталость Артура. По словам одного из адвокатов Артура, «умственно отсталые люди, работающие на уровне [Артура], хороши в одном и только в одном — прикрыть свою инвалидность… Адвокат, прокурор или судья, разговаривающий с ним, не поймет, что он разговаривает с умственно отсталым человеком ». 129 На повторном слушании, назначенном Верховным судом Южной Каролины, были получены убедительные доказательства того, что Артур на протяжении всей жизни умственно отсталый. представлены, включая школьные записи, показания бывших учителей и результаты психологической экспертизы. 130 Когда эксперт по умственной отсталости осмотрел Артура, она обнаружила, что он был «похожим на ребенка мужчиной с сильным желанием скрыть свою отсталость, притворившись уметь читать и выполнять другие умелые задачи, которые он отождествляет с не отсталыми людьми.«Когда она попросила Артура читать алфавит, он» начал петь детские стихи азбуки. На полпути он застрял и не мог вспомнить остальные буквы. Затем он напевал остаток мелодии ». 131 Сам Артур был убежден, что его приговорили к смертной казни за то, что он не умел читать. Находясь в камере смертников, он усердно пытался научиться читать в надежде получить в конечном итоге свой диплом об общем эквиваленте. Он думал, что получит отсрочку, если добьется успеха. 132 Верховный суд Южной Каролины в конечном итоге постановил, что Лимми Артур не «сознательно или добровольно» отказался от своего права на суд присяжных, и отменил его смертный приговор. 133 Прокуратура согласилась согласиться на пожизненное заключение вместо того, чтобы судить его снова. Джером Боуден Джером Боуден был маленьким, истощенным двадцатичетырехлетним парнем, когда его обвинили в ограблении и убийстве пятидесятипятилетней женщины из Джорджии и жестоком избиении ее прикованной к постели матери. 134 I.Q. Боудена. был измерен в 59, и он не мог сосчитать до десяти. Его умственный возраст был приблизительно девять. Соседи описали Боудена «тихим, приятным, оптимистичным и всегда улыбающимся». 135 Один сосед сказал:
Сестра Боудена, Жозефина, вспоминала, что «разум Джерома всегда приходил и уходил.«Однажды, когда он стриг газон своей сестры, в газонокосилке закончился бензин; Боуден наполнил бензобак водой, а затем ушел. 137 Когда он не работал, Боуден часто просто сидел на своей кровати, качался назад и вперед по часам. 138 Когда Джером Боуден услышал от своей сестры, что его разыскивает полиция, он пошел к ним, чтобы узнать, чем он может помочь. Ему предъявили обвинение в преступлении, и он отрицал свою причастность, но в конце концов сломался, сознался и подписал письменное заявление, в котором признал свою вину. 139 Джеймс Грейвс, шестнадцатилетний мальчик, замешан в преступлении Боудена; Помимо заявления Грейвза и признания Боудена, никакие вещественные доказательства не связывали Боудена напрямую с преступлением, хотя Грейвзу было предъявлено множество улик. Боуден отрицал свою причастность к убийству. Когда его спросили, почему он дал ложное признание, Боуден изо всех сил пытался найти ответ: «Ну, я не знаю. Единственное, что я знал, так как детектив Майлз сказал мне это здесь…. Сказал мне о том, что может мне помочь, что он может, вы знаете, и я знал, что признаться в том, в чем вы не участвовали, было — если вы признаетесь в чем-то, чего не делали, как если бы вы сделали 140 Очевидно, детектив Майлз пообещал Боудену, что поможет ему держаться подальше от электрического стула, если он признается. Когда его поверенный по помилованию позже спросил его, читал ли он его «признание». перед тем, как подписать его, Боуден сказал: «Я пытался». 141 Хотя Джером Боуден с трудом мог читать и не умел считать до десяти, его адвокаты не упоминали о его умственной отсталости во время защиты. 142 Был признан виновным в убийстве и приговорен к смертной казни. Когда государство разрешило в последнюю минуту отсрочку казни на девяносто дней для оценки его умственных способностей, адвокаты Боудена бросились в его камеру с новостями, но Боуден не понял значения слова «задержать». Он спросил своего поверенного, означает ли пребывание в отеле возможность смотреть телевизор в ту ночь. 143 «Джером не имеет настоящего представления о смерти», — с сожалением заключил его адвокат. 144 Во время казни Ирвин Кнопф, психолог из Университета Эмори, дал Боудену еще один I.Q. Тест по запросу Государственного совета по помилованию и условно-досрочному освобождению. На этот раз Боуден набрал 65 баллов, что выше, чем в его предыдущих тестах , но все же явно соответствует определению умственной отсталости. Тем не менее, Кнопф пришел к выводу, что Боуден недостаточно инвалид, чтобы заслужить помилование. Адвокаты Боудена были опустошены. Боуден же, напротив, гордился своей работой на IQ. test: «Я очень старался», — сказал он своим адвокатам. «Я сделал все, что мог». 145 Полностью полагаясь на тест Кнопфа, Государственный совет по помилованию и условно-досрочному освобождению отказал Джерому Боудену в помиловании.Боуден был «напуган», сказали его адвокаты, но он сказал интервьюеру, что «собирается жить на маленьком облаке», и он надеялся, что охранник, который подружился с ним, «когда-нибудь будет жить на облаке рядом с ним». 146 Несмотря на общественный резонанс, Боуден был казнен 4 июня 1986 года. Общественный резонанс вокруг его казни привел к тому, что Джорджия стала первым штатом в США, который запретил казни людей с умственной отсталостью. 147 Оливер Круз Оливер Круз был осужден за изнасилование и убийство молодой женщины, Келли Донован, в 1988 году. 148 Несмотря на неопровержимые доказательства в суде его умственной отсталости, беспокойной семьи и эмоционального прошлого, жюри Техаса приговорило его к смертной казни. Круз был одним из пяти детей; Гражданский брак его матери распался, когда он был ребенком, из-за чрезмерного употребления отцом алкоголя и наркотиков. У его матери в анамнезе было психическое заболевание, она неоднократно госпитализировалась по поводу депрессии, и ей был поставлен диагноз хронической шизофрении. В молодости Круз попал в психиатрическую больницу. Школьное тестирование, когда Круз был ребенком, выявило его умственную отсталость. Став взрослым, его IQ. был протестирован в 64 года. Функционально он был неграмотным, читал и писал ниже третьего класса. Он бросил школу после трех неудачных попыток седьмого класса. Он поддерживал себя черной работой и случайными заработками, потому что не понимал, как заполнить заявление о приеме на работу. Круз также страдал от сильной зависимости от наркотиков и алкоголя; действительно, в момент совершения преступления он находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. Как и многие люди с умственной отсталостью, совершающие преступления, Оливер Круз действовал не один. В нем также участвовал пожилой мужчина без психических отклонений Джерри Кемплин. Кемплин, однако, признал себя виновным и получил шестьдесят пять лет лишения свободы за то, что дал показания против Круза. На допросе в полиции Круз отказался от своих прав на Миранду и признался. Суд первой инстанции постановил, что отказ от прав был действительным, даже несмотря на то, что Круз имел ограниченное представление о юридических концепциях в предупреждении.На суде следователь полиции, получивший отказ, показал, что Круз «с трудом читал вслух некоторые слова, написанные на предупреждениях Миранды. [Он] понял, что [Круз] не понимал некоторых терминов, и ему пришлось объяснять их. его в конце. » 149 Психолог, который тестировал Круза, показал, что концепция «отказа от прав» была вне понимания Круза. Прокурор не оспаривал умственную отсталость Круза. Напротив, прокурор при вынесении приговора утверждал, что его умственная отсталость была отягчающим обстоятельством, которое требовало смертной казни:
В ходе разбирательства после вынесения обвинительного приговора поверенные Круза оспорили инструкции, данные присяжным по его делу, утверждая, что они не разрешили присяжным должным образом рассмотреть смягчающие доказательства умственной отсталости Круза. Когда дело дошло до федерального апелляционного суда, суд постановил, что Круз не имел права на специальные инструкции по смягчению последствий, потому что во время судебного разбирательства он не установил причинную связь между его низким интеллектом и его преступлением. 9 августа 2000 г. Верховный суд отказался рассматривать дело, отклонив ходатайство Круза о выдаче судебного приказа и отклонив его ходатайство об отсрочке исполнения приговора. 151 Оливер Круз был казнен в тот вечер. Тони Тайрон Диксон Тони Тайрон Диксон, родившийся от тринадцатилетней матери, был отмечен умственной отсталостью и жестокостью. Его IQ. прошел тестирование в 65 лет, и всю свою юность он участвовал в программах психического здоровья и не участвовал в них.Он совершил шесть тяжких преступлений, прежде чем, в возрасте семнадцати лет, убил Элизабет Пиви в Хьюстоне в 1994 году при угоне ее машины. 152 На момент совершения преступления он проживал в групповом доме для психически больных подростков. На суде над Диксоном суть его защиты заключалась в том, что он был умственно отсталым, легко поддающимся влиянию молодым человеком с интеллектуальными способностями детского сада, юношей, который был неспособен предвидеть или полностью осознавать последствия своих импульсивных действий.Он отличал хорошее от плохого, но не мог использовать разум, чтобы выбрать то или иное. Ограниченное понимание Диксона было продемонстрировано во время его видеозаписи признания. После того, как Диксон рассказал о том, что он сделал, детектив по расследованию убийств, допрашивавший его, объяснил, что его обвиняют в преступлении, караемом смертной казнью, и что смерть может стать наказанием. По-детски не понимая своей ситуации, Диксон сказал, что готов вернуться домой, и неоднократно спрашивал, может ли он уйти. 153 По словам одного из его поверенных, «[Тони Диксон] может понимать информацию, но взять ее с собой и использовать в реальном мире, это теряется с Тони…. У него то, что один психолог описал как «неспособность передавать информацию». Все без исключения люди, знавшие Тони, сказали, что он не понимает последствий ». 154 Диксон сказал психологу, который оценивал его, что он знал, что выстрел в Пиви может причинить ей боль, но он думал, что она« останется в живых », как это делают люди, которые снимаются на телевидении. 155 Прокурор настаивает, что Диксон умнее, чем указано в психологическом тестировании: «Есть определенная мера уличного ума, которую вы не можете измерить на этих стандартных экзаменах… [Диксон] явно обладает сильными навыками выживания и может участвовать в преступных действиях и действовать с хищным разумом на улицах … » 156 Во время судебного разбирательства прокурор настаивал на том, что, несмотря на то, что он был недостатков, Диксон был жестоким опасным человеком. Он сказал присяжным: «Я утверждаю, что у Тони Диксона есть все необходимое, чтобы принимать решения, которые пугают вас до смерти, когда вы находитесь на улице» и что пожизненное заключение может означает, что Диксон выйдет на свободу после 40 лет тюрьмы и вернется на улицу «в качестве хищника».» 157 Суд присяжных, по-видимому, согласился с утверждением прокурора, что Диксон был слишком опасен для жизни. Он был осужден и приговорен к смертной казни. 158 В 1999 году, когда он находился в камере смертников, Диксон не смог вспомнить имя адвоката, который рассматривал его апелляцию. Он не мог объяснить характер или основания текущих юридических усилий от его имени; он знал, что его дело было «чем-то вроде дела Пенри» (имеется в виду сокамерник, приговоренный к смертной казни из Техаса, Джонни Пол Пенри), хотя он не знал, почему. 159 Эмиль Пьер Дюамель Эмиль Пьер Дюамель 160 был бродягой-алкоголиком с умственной отсталостью (IQ 56) и тяжелым психическим заболеванием — он страдал параноидной шизофренией, серьезной депрессией и слабоумием. Он был арестован и осужден за различные преступления несколько раз, прежде чем был арестован в 1984 году за изнасилование и удушение девятилетней девочки в поле в Харлигене, штат Техас. На процедуре рассмотрения дела перед судом психиатр показал, что Дюамель некомпетентен для того, чтобы предстать перед судом. Обвинение представило показания двух тюремных надзирателей и медсестры, которые сказали, что Дюамель казался им нормальным. Он был признан компетентным. Назначенные судом адвокаты Дюамеля не представили доказательств его психических нарушений ни на этапе признания виновности / невиновности, ни на этапе вынесения приговора, и они не привлекли свидетелей. Они также не оспаривали добровольность его признания или сознательный и разумный отказ от своих прав по Пятой поправке.Дюамель был осужден и приговорен к смертной казни. Федеральный окружной суд признал адвоката неэффективным по конституции из-за того, что он не смог собрать и представить смягчающие доказательства. Однако Апелляционный суд пятого округа США отменил это решение. Суд постановил, что Дюамель не смог установить разумную вероятность того, что присяжные были убеждены путем смягчения доказательств приговорить его к пожизненному заключению, а не к смертной казни, учитывая жестокость убийства, возраст жертвы и предыдущую судимость Дюамеля. 161 В камере смертников психическое состояние Дюамеля ухудшилось. Его мучили зрительные и слуховые галлюцинации, он все больше впадал в бред, а его паранойя не позволяла ему работать с адвокатами, представлявшими его в судопроизводстве после вынесения приговора. В 1996 году, когда ожидалась дата казни, адвокаты Дюамеля провели записанное на пленку интервью с ним через решетку тюремной камеры. 162 Интервью предоставило настолько убедительные доказательства психического состояния Дюамеля, что генеральный прокурор Техаса согласился на отсрочку казни и необходимость проведения слушания для оценки его текущего психического состояния.Во время собеседования, хотя его казнь была запланирована и неизбежна, Дюамель настаивал на том, что ему не нужны услуги адвоката, так как вскоре он будет освобожден. Его адвокаты пытались заставить его понять, что это не так и им необходимо его сотрудничество:
Дюамель: Нет, не знаю.
Дюамель: Нет, не знаю. Нет, не знаю. Нет, не знаешь. Эмиль настаивал, что его «уже казнили».
9 июля 1998 г. Эмиль Дюамель умер в тюрьме естественной смертью, его полномочия на казнь все еще не решены. Джером Холлоуэй Джером Холлоуэй долгие годы был известен как «самый умственно отсталый человек в камере смертников в стране». Он не знает года своего рождения и не может сообщить основные автобиографические детали. Он не может определять время, произносить алфавит, вносить изменения или определять страну, в которой живет. Его I.Q. был измерен в 49 лет, умственный возраст семилетнего ребенка. 164 Как заявил д-р Брэд Фишер, директор Ресурсного центра уголовного правосудия: «Человек с I.Вопрос из 49 — это тот, кто, как вы не ожидаете, сможет внести сдачу в долларовую купюру, кто-то, кто даже не может следовать указаниям по городу или понимать абстрактные термины … понимать судебный процесс, аргументы адвокатов и их отношение к его собственному будущему «. 165 В 1986 году Холлоуэя обвинили в ограблении и убийстве пожилой женщины в Джорджии, соседки и друга его матери. Он сознался в преступлении, подписав заявление, которое не смог прочитать.Он попытался признать себя виновным, но судья отклонил его заявление на том основании, что Холлоуэй не мог его понять. Несмотря на это, Холлоуэю не дали слушания по поводу компетентности и отказали в психиатрической оценке. 166 Приговорен к смертной казни. Когда новые адвокаты обжаловали его смертный приговор, они привели Холлоуэя на место свидетеля, чтобы продемонстрировать его внушаемость и непонимание: Адвокат: Джером, вы убили президента Линкольна? Холлоуэй: Да. Прокурор: Вы убили президента Кеннеди? Холлоуэй: Да. Прокурор: Вы убили президента Рейгана? Холлоуэй: Да. 167 В 1987 году, за несколько часов до запланированной казни Холлоуэя, Верховный суд Джорджии отменил приговор, сославшись на его непонимание судебного разбирательства. Обвинение в конечном итоге согласилось сократить наказание Холлоуэя до двух пожизненных сроков. 168 Дойл Лейн В 1980 году восьмилетняя девочка Берта Мартинес была изнасилована, зарезана и задушена в Сан-Маркосе, штат Техас. Дело оставалось нераскрытым в течение одиннадцати лет, пока в 1991 году Дойл Лейн не был идентифицирован как подозреваемый в изнасиловании и убийстве девятилетней девочки Нэнси С. в Уичито, штат Канзас, в 1990 году, и его не допросила местная полиция. В течение нескольких месяцев после этого первого контакта Лейн имел множество разговоров с полицией, часто по его инициативе, во время которых он, по данным полиции, то признавался, то отрицал свою причастность к Нэнси С.смерть. 169 В конце концов, полиция начала рассматривать Лейна как серьезного подозреваемого и устроила официальный допрос. Во время допроса Лейн признался как в убийстве Нэнси С., так и в убийстве Мартинеса. Его взяли под стражу, а на следующий день снова допросили, на этот раз в присутствии полиции Техаса. В оба дня Лейн отказался от своих прав на Миранду. Во время своего признания, иногда плача, иногда бессвязно бормоча, Лейн сказал, что его отчим изнасиловал девушку в присутствии своей матери, и что его отчим ударил ее ножом и заставил Лейна задушить ее.Лейн сказал, что отчим заставил его совершить преступление, сказав, что в противном случае он «выстрелит в меня и бросит в мусорное ведро». 170 Лейн был экстрадирован в Техас, где его судили за убийство Берты Мартинес. Присяжные заседали менее часа, прежде чем признать его виновным, и менее чем за два часа до вынесения приговора к смертной казни. Основным свидетельством против него было его признание. Анализ ДНК был безрезультатным. 171 Поверенный Лейна после вынесения обвинительного приговора считает, что признание могло быть ложным, результатом того, что полиция сообщила факты очень внушаемому человеку с умственной отсталостью и пожизненному увлечению «пожарными машинами и полицейскими».» 172 Независимо от того, правда ли признание Лейна, нет сомнений в том, что у него серьезные когнитивные нарушения. В детстве он провел годы в специальной школе в Техасе для умственно отсталых учеников. Его IQ. прошел тестирование между 62 и 70. Его умственные отсталости настолько очевидны, что в отчете полицейского Канзаса, который впервые опросил его, отмечалось, что Лейн выглядел «умственно отсталым». 173 Бывший главный психолог Техасского отдела уголовного правосудия оценил его интеллект в 1998 году и пришел к выводу, что у него умственная отсталость.Когда его допрос в полиции закончился, Лэйн — тридцатилетний — забрался на колени к допросу. 174 На суде в Техасе Лейн попросил у судьи мелки, чтобы он мог раскрашивать картинки. Судья отказал в просьбе. 175 В апелляции адвокат Лэйна оспорил допустимость его признания. Несмотря на низкий IQ Лейна. и его детское поведение, суд пришел к выводу, что Лейн был способен понять свои права Миранды и что его признательные показания были добровольными.Апелляционный суд согласился. 176 Дойл Лейн, которому сейчас 39 лет, находится в камере смертников в Техасе, судебное разбирательство по его делу продолжается. Он все еще пытается достать свои мелки: «Я люблю рисовать [раскрашивать] в моей книжке-раскраске, но вы все убираете мои клоры, когда вы не можете никого обидеть коробкой из 24 клоров, только в моей книге «, — написал он с жалобным протестом. 177 Рамон Мартинес-Вильярреаль Рамон Мартинес-Вильяреаль находится в камере смертников с 1983 года по обвинению в убийстве владельца ранчо и владельца ранчо. 178 Он не знает, сколько ему лет, хотя его нынешний адвокат полагает, что ему может быть за пятьдесят. Он родом из сельской Мексики, и его семья вспоминает, что он не ходил и не разговаривал, пока ему не исполнилось пять лет, и никогда не мог научиться пользоваться даже простыми инструментами, такими как мотыги и лопаты. Помимо умственной отсталости — Мартинес-Вильярреаль обладает интеллектом. из 50 — психически болен, вероятно, шизофреник. Мартинес-Вильярреаль, гражданин Мексики, не говорящий по-английски, никогда не был проинформирован о его праве по Венской конвенции связаться с мексиканским консульством, когда он был арестован в США.С., и в итоге он получил адвоката, который не говорил по-испански. 179 Из-за своей умственной отсталости, усугубляемой языковым барьером, ему было трудно понять, что с ним происходило во время допроса и суда. Когда во время допроса ему сказали, что он имеет право хранить молчание, а переводчик спросил его, понимает ли он это право, он ответил: «Да, я должен молчать». 180 Когда его арестовали, Мартинес-Вильярреаль был одет в новую пару ботинок, которые полиция забрала у него.Едва осознавая свою ситуацию, он сосредоточился на одном аспекте, который понимал: его новые ботинки были взяты. Он неоднократно просил свои ботинки, не понимая, что на кону что-то более серьезное. Эта детская сосредоточенность на бетоне типична для умственно отсталых. Во время судебного процесса, на котором Мартинес-Вильярреаль не мог отличить зрителей от присяжных, прокуратура сослалась на его одержимость ботинками как доказательство его бессердечного отношения к своему преступлению.Кроме того, как и многие люди с умственной отсталостью, Мартинес-Вильярреаль постоянно улыбался и неуместно улыбался; во время суда он часто одарил семью жертвы широкими улыбками. Это тоже было использовано прокурором как доказательство его хладнокровия, хотя на самом деле оно показало, насколько мало он понимал свою ситуацию. 181 Адвокат Мартинеса-Виллареала не представил никаких экспертных показаний о его задержке во время судебного разбирательства. Два человека с нормальным интеллектом, которые также были причастны к преступлению, так и не были привлечены к ответственности; они утверждали, что виноват только Мартинес-Вильярреаль. 182 Его приговорили к смертной казни, несмотря на то, что он настаивал на непричастности к преступлению. 183 С тех пор новые поверенные Мартинеса-Вильяреала подали апелляцию в комиссию по помилованию Аризоны, представив доказательства его умственной отсталости и других психических проблем. Однако его крайняя инвалидность затрудняла даже сбор доказательств. Мартинес-Вильярреаль был неспособен понять юридические вопросы, о которых идет речь, или помочь своим адвокатам сделать важный выбор. Его даже напугал психолог, который пришел проверить его, сказав: «Доктор злится на меня, потому что я не знаю ответов.Когда я не знаю, он злится! » Адвокат, который его преследовал, сказал, что он никогда бы не добился смертной казни, если бы знал, насколько он психически неполноценен. Тем не менее, он остается в камере смертников. Моррис Оделл Мейсон Моррис Мейсон, человек с умственной отсталостью (И.Q. 62-66) и психическим заболеванием, убил пожилую женщину во время «пьянства». 185 Параноидальный шизофреник с умственным возрастом восьми лет, Моррис Мазо |
.
1. Введение | Умственная отсталость: определение права на получение пособия по социальному обеспечению
или функциональные нарушения. Нарушение должно присутствовать до 22 лет, хотя диагноз может быть установлен в любое время. Это определение умственной отсталости отличается от определения нескольких других организаций, включая Американскую психиатрическую ассоциацию в ее DSM-IV, Американскую ассоциацию умственной отсталости, Всемирную организацию здравоохранения в ее Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем , десятая редакция . (МКБ-10) и Отдел 33 (умственная отсталость и нарушения развития) Американской психологической ассоциации.
DSM-IV определяет умственную отсталость как интеллектуальное функционирование в значительной степени ниже среднего (т. Е. IQ не выше примерно на два стандартных отклонения ниже среднего), которое сопровождается значительными ограничениями в адаптивном функционировании как минимум в двух из следующих областей: общение, функциональная академическая деятельность. навыки, здоровье, домашний образ жизни, досуг, безопасность, самообслуживание, самостоятельное руководство, социальные / межличностные навыки, использование ресурсов сообщества и работа. Начало этих состояний должно произойти до 18 лет.Состояние далее делится на четыре уровня отсталости на основе IQ, которые включают легкую умственную отсталость (IQ от 50-55 до 70), умеренную умственную отсталость (IQ от 35-40 до 50-55), тяжелую умственную отсталость (IQ между 20-25 и 35-40) и глубокой умственной отсталостью (IQ ниже 20 или 25) (American Psychiatric Association, 1994).
Для AAMR умственная отсталость определяется существенными ограничениями в текущем функционировании. Он определяется как субсреднее интеллектуальное функционирование, которое существует одновременно с дефицитом в двух или более из следующих областей адаптивных навыков: общение, самообслуживание, домашняя жизнь, социальные навыки, использование в сообществе, саморегулирование, здоровье и безопасность, функциональные академические знания, досуг. , и работа.Состояние должно проявиться до 18 лет. AAMR дополнительно классифицирует умственную отсталость на основе характера и уровня поддержки, необходимой человеку, которая может быть периодической, ограниченной, обширной или повсеместной (Американская ассоциация умственной отсталости, 1992). Эти уровни поддержки не обязательно соизмеримы с уровнями отсталости, указанными в DSM-IV.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своей МКБ-10 определяет умственную отсталость как «состояние задержки или неполного развития».
.