Типы памяти человека: классификации по разным основаниям, обзор основных

Содержание

Виды памяти человека: 10 основных видов памяти

Приветствую всех! Что представляет под собой оперативная память человека, какая она бывает, какие свойства памяти существуют? Память можно считать одним из самых древних достижений живого организма посредством эволюции. Возьмем за пример первых рыб, обладающих памятью. Они намного лучше ориентировались в водоемах, вследствие чего им проще было искать пропитание, скрываться от хищников и выбирать наиболее приятную территорию для своего существования. С периодом эволюции усложнялась генетика животных и усовершенствовалась их память. Далее по статье рассмотрим виды памяти у человека в психологии.

Что такое память в психологии

Какая бывает память: примеры 10 основных видов памяти

Какая бывает память: примеры 10 основных видов памяти

Представляет собой одно из самых важных факторов познавательного процесса. При помощи памяти происходят разные виды хранения информации, удерживая в своем сознании информацию о произошедших событиях, сравнивая ее с настоящими явлениями, отталкиваясь от них принимаются решения и прогнозы о будущем. Обладая хорошей памятью, можно быть уверенным в успехе в своей деятельности.

Свойства памяти таковы, что их можно натренировать и улучшить. Важно сразу понять, какой вид памяти стоит улучшать. Значит, нужно разобраться, какая бывает память, ее примеры и типы.

Виды памяти в психологии

При запоминании информации, применяются разные типы памяти и являются сложным процессом, подразделенным на этапы. Основные виды памяти:

Оперативная

В современном мире, существует множество гаджетов и технологий, помогающих человеку с оперативной памятью. Данный способ запоминания информации имеет и человек. Оперативная память в психологии сохраняется исключительно для совершения конкретных действий, во все остальное время данная информация не всплывает в сознании. Подобный вид памяти поверхностный и небольшой по объему. Примером может послужить понимание значения предложения, которое приходит от увиденных пары слов. Но бывает, что памяти не хватает при особо длинных предложениях. Чтобы не сталкиваться с таким, необходимо развивать виды памяти по длительности хранения информации.

Сенсорная

Считается одним из основных видов памяти, являясь первым ее этапом. Информация принимается при помощи нервных окончаний, имеет не длительное время хранения информации и элементарного по содержанию. Среднее время хранения будет около 4 секунд. Схема сенсорной памяти на наиболее изученных типах основывается на слуховой и зрительной, а также принимается во внимание и обонятельная память. С помощью сенсорной картина воспринимается целиком, а не по кускам отдельных сигналов. Именно при помощи сенсорики мы воспринимаем музыкальный трек, как полноценное произведение, а не отдельные звуки.

Кратковременная

Выступает в качестве первой части обрабатывания информации, созданной для длительного сохранения. Данный вид информации сохраняется не более 30 секунд и кратко держит в памяти. Данного времени хватает, чтобы мозг успел изучить поступившую информацию, определив степень ее важности и приступить к обработке. Важные данные могут повторяться и быть сохраненными на более длительный период времени. Сосредоточив внимание, вы можете сохранить данные на более длительный срок, подавая сигнал мозгу, что информация считается необходимой. При неразвитой способности концентрирования, может происходить замещение: старые сведения обновляются под посылом новых данных. Обычно этот процесс проявляется при обильном потоке информации.

Долговременная

Имеет под собой значение жесткого диска, установленного в человеческом мозгу. Объем данного вида памяти огромный, предназначенный для бессрочного хранения данных.

К запоминанию большого количества данных расположен каждый человек, главное правильно организовать процесс запоминания. Чтобы заложить в долговременную память информацию, она должна быть осмысленной и включенной в деятельность человека. Чем больше знаний у человека имеется, тем проще будет запоминаться поступающая информация, так как уже будут иметься смысловые связи, упрощенные для обработки мозгом.

Проблемы с запоминанием большого количества информации имеет связь с определенными причинами. Долговременная разделяется на 2 вида – верхний и нижний. В верхнем хранится информация часто использующаяся, не требующая колоссальных усилий. К нижним относятся сведения редко использующиеся. Чем реже требуются данные сведения, тем в более глубоких местах памяти они хранятся. Одни сведения могут воспроизводиться под воздействием ассоциаций. Для особо глубоких требуется прибегать к гипнозу.

Классификация видов памяти в психологии имеет выделение по содержанию и бывают следующими:

Какая бывает память: примеры 10 основных видов памяти

Какая бывает память: примеры 10 основных видов памяти

Образная

Является наибольшей частью запоминающейся информации. Информация поставляется при помощи органов чувств: глаза, уши, обоняние, осязание и вкус. Образы возникают в сознании человека с самого рождения. В некоторых случаях память может быть самой точной и называется эйдетической. Чаще всего встречается среди зрительного воздействия. Обычно подобная наблюдается у людей, имеющих заболевания психики.

Моторная

Основывается на выработке письменного навыка, обучении на музыкальном инструменте, достижении спортивных достижений. Очень много действий совершаются неосознанно, благодаря памяти, освобождая мозг от обработки повторяющих действий, придавая обработке более важной информации. Ходьба также является следствием моторно-двигательной памяти.

Эмоциональная

Очень важный вид, но зачастую его таким не считают. Вся наша жизнь наполнена эмоциями, благодаря им жизнь может быть как скучной, так и радостной. В большинстве случаев запоминаются приятные воспоминания. При помощи воспоминаний, даже будущая жизнь может окраситься в приятные тона. Для примера могу привести ситуацию: просыпаетесь и читаете приятное сообщение, настроение поднимается и наполняет вас положительными эмоциями на протяжении всего дня.

Эмоции основываются на ассоциациях. Именно поэтому, благодаря незначительной детали может вызваться буря эмоций, вспомнив приятный момент из прошлого. При помощи эмоций хорошо запоминаются факты. Именно при помощи ярких эмоций информация запоминается лучше всего.

Словесно-логическая

Данная память носит название исключительно человеческая. Но и некоторые животные также могут запоминать слова, и объем на слова довольно-таки большой. Отличие в том, что животные понимают не смысл слов, а воспринимают как звуки с определенным сенсорным образом. Человек в свою очередь запоминает слова в абстрактно-смысловом.

Примером может послужить фраза «еда», где кошка свяжет звук исключительно с образом пищи, с проявлением рефлексов, как выделение слюны. В свою очередь у человека подобного рефлекса от одной фразы не произойдет, но будет воспринято со смысловой связью.

Данный вид лучше работает, если необходимо запомнить не конкретное слово, а полноценные предложения, выстроенные в текст. Виды памяти и их особенности индивидуальны.

Существует отдельное разделение по видам, где виды памяти человека разделяются на произвольную и непроизвольную:

Непроизвольная

Процесс запоминания неконтролируемый и происходит сам по себе, не прибегая к помощи сознания. Данная память начинает работать при определенных критериях. Обычно такой памятью запоминаются яркие события, что-то необычное или важное.

Произвольная

Она применяется, где требуется сохранение важной информации в сознании, но в тоже время не интересной. К таким можно отнести получение знаний в школьные годы.

А какие вам известны нюансы и свойства памяти человека? Может какой-то вид памяти не рассмотрен? Поделитесь своими знаниями в комментариях.

Виды памяти у человека: классификации по разным основаниям, обзор основных

В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов. Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок. Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания,
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ,
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями,
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например),
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

По характеру психической активности

В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.

Двигательная

Другие названия: моторная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.

Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.

Примеры:

  • простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться,
  • игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах,
  • вязание, вышивание,
  • нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов,
  • рисование, лепка, резьба по дереву,
  • танцы,
  • игра на музыкальных инструментах.

У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.

Методы развития:

  1. Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
  2. Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
  3. Заниматься танцами. Учить новые направления.
  4. Развивать кисти рук.
  5. Обучаться игре на музыкальных инструментах.
  6. Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
  7. Научиться пользоваться китайскими палочками.
  8. Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).

Эмоциональная

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.

Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.

Примеры:

  • эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта),
  • любовь,
  • комплексы,
  • фобии,
  • выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).

У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.

Методы развития:

  1. Ведение дневника.
  2. Медитация.
  3. «Якорение» положительных чувств и эмоций.
  4. Библиотерапия.
  5. Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
  6. Делать то, что нравится.
  7. Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.

Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.

Смысловая

Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.

Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.

Примеры:

  • пересказ,
  • заучивание стихотворений,
  • подготовка к экзаменам.

У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.

Методы развития:

  1. Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
  2. Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
  3. Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).

Образная

Другие названия: наглядно-образная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.

Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.

Подтипы:

У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.

Методы развития:

  1. Освойте метод ассоциаций.
  2. Занимайтесь нейробикой.
  3. Учите иностранные языки.

Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.

Статья по теме: Как развить память

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.

Непроизвольная

Другие названия: неопосредованная.

Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.

Зачем нужна: усиливает мотивацию.

Примеры:

  • игровая деятельность в детском возрасте,
  • жизненный опыт человека.

С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.

Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.

Методы развития: формируется естественным путём.

Произвольная

Другие названия: опосредованная.

Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).

Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.

Примеры:

  • пересказ, заучивание стихотворений, подготовка к экзаменам,
  • обучение вождению и приобретение других профессиональных навыков.

Подтипы наглядно-образного типа памяти

Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Оперативная

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

Переход памяти из кратковременной в долгосрочную

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

Методы развития:

  1. Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
  2. Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
  3. Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
  4. Освойте метод ассоциаций.
  5. Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.

Долговременная

Другие названия: долгосрочная, ДВП.

Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

Виды:

  1. Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.
  2. Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

Методы развития:

  1. Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
  2. Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
  3. Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
  4. Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
  5. Используйте методы Цицерона и Айвазовского.

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

,Память — удивительная способность человека, которая не устаёт удивлять исследователей, изучающих её особенности. Состоящая,У каждого человека есть смутные или более-менее чёткие воспоминания о детстве, своём подростковом периоде,,Память представляет собой одну из ключевых когнитивных функций человека, наравне с мышлением входит в,Вы когда-нибудь задумывались, почему, возвращаясь домой с работы, находите дорогу почти не глядя? Благодаря

Переход памяти из кратковременной в долгосрочную Загрузка…

11 видов человеческой памяти

Об одиннадцати различных видах человеческой памяти и том, как их эффективно использовать, читайте на Sobesednik.ru.

Мозг человека – большая загадка, и о том, как устроена наша память, наука тоже знает пока не всё. Но кое-что все-таки известно, и знание, как что работает, поможет максимально успешно управлять своей памятью.

Мы не осознаем, но описанный далее процесс происходит с каждым из нас непрерывно в течение всей жизни. Вот как выглядят процесс запоминания любой информации, с которой мы сталкиваемся, и виды памяти, которые при этом работают.

Забывать – хорошо. Человек не может помнить буквально все, потому что в нормальной ситуации важен процесс вытеснения одной информации другой. Чем быстрее забывается ненужное, тем лучше запоминается важное и актуальное.

1. Мгновенная. Это самый простой и быстрый вид памяти, которым мы пользуемся в каждую секунду своей жизни: увидели – запомнили. Правда, ненадолго – всего на доли секунд. По большому счету памятью это назвать сложно, потому что мы мгновенно запоминаем лишь образ, а не детали.

Срок хранения: мгновения.

2. Кратковременная. Cамый первый, элементарный уровень, на который мы можем поместить конкретную информацию, называется кратковременной памятью. Когда мы что-то услышали, сразу после мы можем воспроизвести это – точно или в общих чертах. Чтобы задействовать следующий вид памяти, нужно применить такой прием, как повторение. На примере это выглядит так: вам продиктовали номер телефона. В следующую секунду, задействовав кратковременную память, вы повторили его. Еще через несколько секунд – забыли. Или отправили информацию дальше на хранение, повторив еще раз (и тем самым закрепив) или записав.

Срок хранения: максимум 20 секунд.

3. Оперативная. В этом виде памяти, которую еще называют рабочей, хранится та информация, которая актуальна для человека прямо сейчас. Об этом процессе мы обычно говорим, что держим что-то в уме. Вечно или хотя бы долгое время «в уме» держать информацию не получится – срок хранения в этом случае ограничен необходимостью: то, с чем мы работаем, будет храниться в памяти до тех пор, пока для этого есть необходимость. Потом оно либо вытесняется более актуальным, либо отправляется на следующий уровень.

Срок хранения: от 40 минут до нескольких суток.

4. Долговременная. Этот вид памяти не ограничен ни объемом, как кратковременная, ни сроком хранения, как все предыдущие, ни качеством запоминания. Тут любая информация может храниться практически вечно. Правда, при соблюдении некоторых условий. Долговременная память – как библиотека, и ее надо поддерживать в порядке, чтобы находить нужную информацию быстро и успешно. Кроме того, за ней нужно ухаживать – периодически обновлять, систематизировать и повторять. Библиотека лишь тогда удобна, когда внутри все разложено по полочкам. Это касается и нашей долговременной памяти.

Срок хранения: не ограничен.

Услышать + з­аписать = напомнить

Есть еще одна классификация памяти, основанная на том, по каким каналам человек получает информацию. Мы, конечно, используем все возможности, однако у разных людей есть свои особенности, связанные с определенными видами памяти.

5. Слуховая: звуки музыки

Казалось бы, слух – основной канал получения информации для большинства людей, однако это не значит, что самый удобный. Многие признаются, что, обладая нормальным слухом, все же плохо воспринимают информацию, которую всего лишь прослушали. А другие – запоминают влет. Таких людей еще называют аудиалами: у них хорошо развита слуховая память. Незаменимое качество для музыкантов, преподавателей, переводчиков-синхронистов и пр.

6. Тактильная: память тела

Если у человека хорошо развита тактильная (она же – осязательная) память, по одному прикосновению, например, к вещи он может вспомнить, как много лет назад касался такой же – и воспроизвести события той минуты в мельчайших деталях. Такие люди часто «пускают в ход» руки, оценивая предметы не только зрительно, но и на ощупь – и чувствуют себя беспомощными, если задействовать память тела не удается.

7. Обонятельная: запахи детства

Иногда запах может пробудить в памяти целые картины из прошлого, даже из далекого детства: лица людей, обстановку комнаты, картины природы, чувства и звуки. Так бывает с людьми, у которых хорошо развита обонятельная память.

8. Зрительная: лучше один раз увидеть

Этот вид памяти – самый востребованный, он хорошо развит у большинства людей. У 60 процентов людей зрение – главный способ получить и запомнить информацию, они лучше всего воспринимают ее «на глаз», например рассматривая или читая. Увидеть один раз им реально лучше, чем сто раз услышать.

9. Вкусовая: секреты специй

В кулинарных телешоу часто проводят так называемый слепой тест: участникам предлагают попробовать блюдо и разобрать его на составляющие, ориентируясь только на свой вкус. Лишь единицы справляются максимально успешно, умудряясь опознать, например, в супе из пары десятков ингредиентов практически все вплоть до специй. У этих людей хорошо развита вкусовая память. Для повара – неоценимый плюс.

10. Механическая: от руки

Некоторым людям (их не так много, как кажется) нужно подключить руки, чтобы запомнить нужную им информацию – например записать ее, если это цифры. Механическая память развита у музыкантов, которые запоминают музыку не только на слух, но и как набор определенных движений.

11. Эмоциональная.

Так называют память на события, имеющие яркую эмоциональную окраску. Они могут закрепляться в памяти без каких-то усилий со стороны самого человека, а потом воспроизводиться буквально за мгновение – как яркие фотовспышки. При этом хозяин такого воспоминания может вспомнить все в мельчайших деталях, чему сам будет удивлен. В принципе все люди лучше запоминают то, что затронуло эмоции, но эмоциональная память развита у всех по-разному. Считается, чем она лучше, тем чувствительнее хозяин такой памяти – тем сильнее у него развита способность сопереживать и чувствовать других людей – то, что называется эмпатией.

Типы памяти человека

Память – это главнейшая познавательная функция, которая выполняет связующую роль между прошлым, настоящим и будущим субъекта. По сути, она являет собой процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения событий прошлого. Существует несколько основных классификаций типов памяти, базирующихся на различных основаниях.

Разновидности памяти в зависимости от времени хранения информации

Память, виды которой делятся по времени хранения информации, представлена следующей классификацией: кратковременная, мгновенная, долгосрочная, оперативная и генетическая.

Самой простой является мгновенная память. Она позволяет сохранять информацию только в ходе ее восприятия.

Следующим типом по долгосрочности хранения информации является кратковременная память. Она позволяет сохранять данные на достаточно короткий срок, примерно на 30-40 секунд с момента их получения. Оценить этот вид памяти можно объемом, к примеру, максимальным количеством образов, объектов или символов, которые человек способен воспроизвести на протяжении минуты с момента запоминания. Объем кратковременной памяти в среднем насчитывает до 10 единиц данных. Такому виду запоминания также свойственно такое понятие, как «замещение». Это свойство проявляется при переполнении допустимого объема данных и заключается в том, что новая информация заменяет старую, бесследно удаляя ее из недр памяти.

Оперативная разновидность направлена на сохранение данных на заранее известное время. По окончании заданного периода данные из оперативной памяти начинают забываться. Чаще всего этот период продолжается от нескольких минут до нескольких дней.

Далее следуют такие важные типы памяти, как долгосрочная и генетическая. Долгосрочная позволяет сохранять информацию на длительный срок. Данные, хранящиеся в ней, можно воспроизводить неоднократно, но при этом необходимо приложить усилие воли и запустить процесс мышления. Этот вид памяти позволяет человеку вспомнить ранее полученную информацию и воспользоваться ею. Долгосрочная память считается основным видом в жизнедеятельности человека, так как она используется чаще всего. Генетическая память включает в себя те данные, которые передаются и воспроизводятся по наследству и хранятся в генотипе человека.

Типы памяти согласно задействованным органам чувств

По данному критерию выделяются такие виды памяти: слуховая, зрительная, двигательная, обонятельная, осязательная, вкусовая и эмоциональная.

Самой развитой считается зрительная память. Она позволяет сохранить и воспроизвести данные в виде определенного зрительного образа.

Слуховая память запоминает данные, которые поступают посредством органов слуха. Сюда относится музыка, речь и т.д.

Двигательная или, так называемая, моторная память позволяет запоминать различные движения. Этот тип преобладает у спортсменов и людей, которые занимаются  физическими нагрузками.

Осязательный тип памяти базируется на запоминании ощущений, возникающих при ощупывании тех или иных предметов. Такая память чаще всего функционирует вместе со зрительной разновидностью, что позволяет воссоздать наиболее точный образ объекта.

Обонятельная память имеется у человека еще с момента рождения и связана с различными запахами. Она развивается в течение жизни.

Вкусовая память отвечает за вкус продуктов. Такой тип максимально развит у дегустаторов, поваров, кондитеров и прочих людей, которые так или иначе связаны с приготовлением пищи.

Эмоциональные типы памяти позволяют хранить впечатления, возникающие вследствие тех или иных эмоциональных переживаний. Чем более яркой была эмоция, тем больше информации остается у человек и наоборот.

Все типы памяти, представленные здесь, являются неотъемлемым атрибутом человеческой жизни и способствуют непрерывному развитию личности субъекта.

Человеческая память | Что это такое, как это работает и что может пойти не так

С незапамятных времен люди пытались понять, что такое память, как она работает и почему идет не так. Это важная часть того, что делает нас по-настоящему людьми, и все же это один из самых неуловимых и неправильно понятых человеческих качеств.

Популярный образ памяти — это своего рода крошечный картотечный шкаф , заполненный отдельными папками памяти, в которых хранится информация, или, возможно, нейронный суперкомпьютер огромной емкости и скорости .Однако в свете современных биологических и психологических знаний эти метафоры могут быть не совсем полезными, и сегодня эксперты полагают, что память на самом деле намного сложнее и тоньше, чем это

.

Кажется, что наша память расположена не в одном конкретном месте мозга, а представляет собой процесс всего мозга , в котором несколько различных областей мозга действуют совместно друг с другом (иногда это называется распределенной обработкой ).Например, простой процесс езды на велосипеде активно и плавно реконструируется мозгом из многих различных областей : память о том, как управлять велосипедом, исходит из одной области, память о том, как добраться отсюда до конца блокировка исходит от другого, воспоминание о правилах безопасности при езде на велосипеде — от другого, и это нервное чувство, когда машина приближается к опасной близости, исходит от третьего. Каждый элемент памяти (образы, звуки, слова, эмоции) закодирован в той же части мозга, которая изначально создала этот фрагмент (зрительная кора, моторная кора, языковая область и т. Д.), И обращение к памяти эффективно реактивирует нервные клетки. шаблоны, сгенерированные при исходном кодировании.Таким образом, лучшим изображением может быть образ сложной сети , в которой потоки символизируют различные элементы памяти, которые соединяются в узлах или точках пересечения, чтобы сформировать целую округленную память о человеке, объекте или событии. Этот вид распределенной памяти гарантирует, что даже если часть мозга повреждена, некоторые части опыта все еще могут остаться. Неврологи только начинают понимать, как части собираются в единое целое.

Человеческий мозг, одна из самых сложных живых структур во Вселенной, — это место памяти

Память также не является одним унитарным процессом, но существуют разные типы памяти. Наши краткосрочные и долгосрочные воспоминания кодируются и хранятся по-разному и в различных частях мозга по причинам, о которых мы только начинаем догадываться. За годы исследований случаев пациентов, страдающих несчастными случаями, заболеваниями головного мозга и другими расстройствами (особенно у пожилых людей), начали указывать на некоторые сложности процессов памяти, и большие успехи были достигнуты в области нейробиологии и когнитивная психология , но многие из точных механизмов остаются неуловимыми.

Этот веб-сайт, написанный неспециалистом для непрофессионала, пытается собрать воедино то, что мы DO знаем о загадке, которая… Человеческая память . Гипертония влияет на сердечно-сосудистую систему, а также на приток крови к мозгу , Это может вызвать множество симптомов, включая потерю памяти.

Список от А до Я

Ниже приведен список от А до Я всего содержимого, которое у нас есть на Human Memory. Просмотрите содержимое и дайте ссылку на нас, если вы используете наши материалы в своей домашней работе, исследованиях или работе.

I в этом разделе:

Наша образовательная сеть

У нас есть несколько образовательных веб-сайтов для учителей и студентов, изучающих естественные науки и математику. Взгляните на другие наши веб-сайты ниже:

,

Дизайн для человеческой памяти. Как мы можем разработать интерфейсы, которые… | Мартин Янчик

В одной из своих предыдущих статей я писал о способах проектирования для привлечения человеческого внимания. Внимание тесно связано с рабочей и кратковременной памятью. Однако эта статья будет сосредоточена на всей системе памяти человека. У нас есть два основных типа памяти: кратковременная память (STM) и долговременная память (LTM). С точки зрения информатики, вы можете представить кратковременную память как оперативную память, а долгосрочную — как жесткий диск.Я попытаюсь описать, как они работают, как мы можем разрабатывать интерфейсы, которые устраняют путаницу, и как снизить когнитивные усилия, которые необходимо прикладывать пользователям. Все это должно привести к тому, что пользовательский интерфейс будет более ориентирован на человека.

Человеческий мозг не оптимизирован для абстрактного мышления и запоминания данных, которые часто требуются веб-сайтам. Многие рекомендации по юзабилити продиктованы когнитивными ограничениями.

Якоб Нильсен, Nielsen-Norman Group

LTM — это память для хранения данных.Воспоминания, сохраненные в нашем сознании, в основном представляют собой скопления связанных между собой нейронов. Чтобы активировать память, мы должны реактивировать тот же паттерн нейронов, который был стимулирован при формировании памяти. Большинство воспоминаний из нашего СТМ забыто. Возможно, это хорошо. Если бы мы не забыли автоматически огромные объемы информации, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, мы могли бы быть перегружены информацией, поскольку обработка этих объемов данных вскоре стала бы невозможной.

Концептуальная модель памяти.Источник: https://serc.carleton.edu/details/images/5657.html

Чтобы передать восприятие из STM в LTM, необходимо предпринять сознательные усилия. Повторение определенных фрагментов информации приводит к передаче данных в LTM. По этой причине мы пересматриваем перед экзаменами. Мозг должен сформировать структуру нейронной памяти из небольших фрагментов связанных данных. После этого паттерн (память) может быть активирован:

  1. Сенсорный ввод из нашей окружающей среды
  2. Стимуляция из других частей мозга

Это приводит к успешному восстановлению памяти.Чем чаще повторная активация шаблона происходит, тем сильнее он становится — его легче повторно активировать.

Факты о LTM:

  • Возможности человеческого мозга еще точно не установлены. На данный момент кажется, что емкость была гибкой и достаточно большой, чтобы нас удивлять!
  • Люди вспоминают переживания, связанные с эмоциями. Например: вы помните, как в первый раз управляли машиной, но не 156-й.
  • Хранящиеся там данные не представляют в высоком разрешении каждый конкретный опыт.В терминах информатики можно сказать, что мозг использует очень эффективный метод сжатия и пропускает большую часть информации. Различные воспоминания также сохраняются с разным уровнем точности и детализации.

Психологи объясняют СТМ как комбинацию восприятия, внимания и извлечения из LTM. Если одно из наших чувств стимулируется, оно создает остаточное восприятие, доступное как возможный вход для нашего внимания. Если мы решим уделить внимание этому конкретному вводу, он может войти в нашу рабочую STM.

Долгосрочные воспоминания, повторно активированные посредством извлечения, также доступны в качестве входных данных. Основной компонент нашей краткосрочной памяти — это комбинация небольшого подмножества наших сенсорных входов и временно активированных долгосрочных воспоминаний, о которых мы знаем прямо сейчас.

Факты о кратковременной памяти

  • Согласно Джорджу Миллеру, СТМ может содержать только около 7 (+ -2) блоков информации (закон Миллера).
  • Краткий период времени, в течение которого STM может хранить информацию, составляет от 15 до 30 секунд.После этого информация либо передается в LTM, либо забывается.

Как дизайнеры, мы должны стремиться проектировать для STM. Нагрузка на память меньше, а взаимодействие происходит быстрее и без ошибок. Если пользователю необходимо узнать или вспомнить что-то из LTM, это требует времени, когнитивной нагрузки и увеличивает вероятность возникновения ошибки.

Подсказки для пользователя

Выделите посещенные ссылки разными цветами. Пользователям не нужно помнить, какие ссылки они уже посетили.

При поиске в Интернете через Google вам не нужно запоминать, по каким ссылкам вы нажимали.

Множество элементов одновременно

Не предоставляйте пользователям много элементов в одном интерфейсе. Нет необходимости ограничивать себя семью элементами, как того требует закон Миллера, но элементы необходимо достаточно четко различать — возможно, используя визуальную иерархию. В противном случае интерфейс станет обузой для STM пользователя. Выбор правильного способа продолжения потока займет больше времени.Если вам нужно использовать много информации, разделите путешествие на несколько этапов.

Этот мяч, сделанный Логаном Си, демонстрирует отличную визуальную иерархию. Информация также разделена на несколько этапов.

Система согласованного дизайна

Создайте набор стандартов для всего продукта. Используйте широко применяемые и проверенные шаблоны проектирования. Как только вы это сделаете, пользователям не придется постоянно учиться и запоминать новые шаблоны, но они смогут использовать уже имеющиеся знания. Если кнопка подтверждения в продукте зеленая, все остальные кнопки подтверждения также должны быть зелеными, что облегчает когнитивную нагрузку на пользователя.

.

Память и мозг | Где хранится и как используется?

У всех позвоночных и большинства беспозвоночных головной мозг является центром нервной системы . Это позволяет им собирать информацию (сенсорная система , ), воздействовать на эту информацию (двигательная система , ) и сохранять результат для использования в будущем (память , ), тем самым делая жизнь возможной.

Человеческий мозг , пожалуй, самая сложная живая структура из известных во Вселенной.Хотя он имеет ту же общую структуру, что и мозг других млекопитающих, он более чем в три раза больше, чем мозг типичного млекопитающего с таким же размером тела, и намного сложнее.

Живой человеческий мозг на самом деле розовато-бежевого цвета (источник изображения)

Мозг взрослого человека весит в среднем около 1,5 кг (3 фунта) и имеет размер небольшой головки цветной капусты. Это очень мягкий (имеющий консистенцию, подобную мягкому желатину или твердому тофу) и, несмотря на то, что его называют «серым веществом» , живой мозг на самом деле розовато-бежевый цвета (хотя он может стать серым. после смерти) и слегка не совсем белый в интерьере.Внутреннее белое вещество обеспечивает большую часть структуры мозга и коммуникаций, в то время как серое вещество
, окружающее белое вещество, обеспечивает большую часть фактических
вычислений и функций мышления (хотя это, конечно, упрощение).

Почти 80% мозга состоит из воды (в основном в цитоплазме
его клеток), еще 10–12% составляют жирные липиды и 8% белок.
Хотя на его долю приходится всего 2% веса тела, он полностью использует 20-25% запасов кислорода организма, питательных веществ и глюкозы (в качестве топлива), все из которых снабжается постоянным кровотоком. ,Он защищен толстыми костями черепа , взвешен в спинномозговой жидкости и изолирован от кровотока гематоэнцефалическим барьером , но хрупкая природа человеческого мозга, тем не менее, делает его восприимчивым ко многим типам повреждения и болезни.

Это чрезвычайно сложный орган, с примерно 100 миллиардами нейронов , передающих сигналы друг другу через до 1000 триллионов синаптических связей . Он непрерывно получает и анализирует сенсорной информации , отвечая, контролируя все действия и функции тела.Это также центр мышления высшего порядка , обучения и памяти, и дает нам возможность думать, планировать, говорить, воображать, мечтать, рассуждать и испытывать эмоции.

,

нарушений памяти | Список заболеваний, типов, состояний и симптомов

Расстройства памяти могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они возникают в результате какого-то неврологического повреждения структур мозга, что препятствует хранению, сохранению и воспроизведению воспоминаний.

Расстройства памяти могут быть прогрессирующими, , как болезнь Альцгеймера или Хантингтона, или немедленными, , как те, которые возникают в результате черепно-мозговой травмы.Большинство расстройств усугубляются эффектами старения, которое остается самым большим фактором риска нейродегенеративных заболеваний в целом.

Исследования и анализ отдельных тематических исследований нарушений памяти (включая такие случаи, как «AJ» , «HM» , «KC» и Clive Wearing ) дали много важных сведений о том, как работает человеческая память. хотя предстоит еще много работы. В последние годы методов нейровизуализации , таких как МРТ , CAT и сканирование PET , также помогли в анализе того, как нарушения памяти влияют на мозг физиологически и неврологически

Влияние нарушений памяти на мозговую деятельность: изображения любезно предоставлены Национальным институтом старения США.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *