Тестирование как метод психологии: Тестирование — Психологос

Содержание

57. Тестирование как метод психологический исследований.

Психологическое
тестирование

Психологическое
тестирование
 (psychological
testing) — термин зарубежной психологии,
обозначающий процедуру установления
и измерения индивидуально-психологических
отличий11[HYPERLINK
«»[1]»
1HYPERLINK
«»[1]»
].
В отечественной психологии чаще
употребляется термин «психодиагностическое
обследование».

Психологическое
тестирование
используется
в
различных
сферах: профориентации,
профотборе, _психологическомHYPERLINK
«консультирование»психологическомконсультировании»

HYPERLINK
«консультирование»психологическомконсультировании»
консультировании,
планировании коррекционнойHYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психокоррекция»

HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психокоррекция»
работы и т. д.

Правила
организации
и
проведения
психологического
тестирования
описываются
в
рамках
соответствующей
области
психологии — психологическойHYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»

HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
диагностики.

Психологический
тест

Психологический тест — стандартизированное задание,
по
результатам
выполнения
которого
судят
о 1психофизиологических и личностных характеристиках, знанияхумениях и навыках испытуемого.

На
создание эффективного психологического
теста
уходит
от
10 лет
работы
авторских
коллективов.
Качество
теста
обеспечивается
многоступенчатой
процедурой
проверки
и стандартизации его
шкал.
Тестов,
прошедших
адаптацию
к российскойдействительности -е«1990х»1990HYPERLINK
«е»1990-х»
HYPERLINK
«е»1990-х»
х годов
мало,
поэтому
выбор
хороших
психологических
тестов
для
оценки персонала затруднен.
Конечно,
кроме
тестов
известны
разные методы изучения личности,
и
каждые
решают
свои
задачи.

Понятие
«психологическое тестирование»

С
появлением
первых
тестов
наиболее
употребляемым
термином,
с
помощью
которого
обозначается
измерение
индивидуально-психологических
особенностей,
стал
термин «психологическое
тестирование».
Первоначально
термин
«психологическое
тестирование»
использовался
широко,
включая
в
себя
любое
измерение
в
психологической
науке.
По
мере
развития
тестов,
сфера
психологического
тестирования
сузилась
до
измерения
личностных
и
когнитивных
особенностей.
Термин
«психодиагностика»
впервые
озвучил
в
1921 году
Г.
Роршах,
назвав
так
процесс
обследования
с
помощью
созданного
им
«теста
чернильных
пятен»,
названного
позже _тестомHYPERLINK
«Роршаха»тестомРоршаха»

Роршаха.
Далее
термин
«психодиагностика»
использовался
как
синоним
термина «психологическое
тестирование»,
постепенно
заменяя
его
употребление.
Появление
понятия «HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
психодиагностикаHYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
» связано
со
становлением
проективного
подхода,
открывающего
целостную
картину
личности,
и
кризисом
психометрических
тестов,
«раскладывающих»
личность
испытуемого
на
отдельные
функции.
В
этот
период
начинают
использоваться
достаточно
обширные
теории
проективного
подхода,
разрабатываемые
психоаналитическими
авторами.
Длительное
время
понятие
«психодиагностика»
отождествляется
с
проективными
тестами,
и
используется
в
работах
немецких
и
швейцарских
психологов.
В
научной
литературе
США
продолжает
развиваться
понятие
«психологическое
тестирование»
вплоть
до
1970-х
годов,
и
обозначает
все
то,
что
связано
с
разработкой
и
применением
любых
психологических
тестов.
За
этот
период
публикуется
большое
количество
исследований
по
истории
психологического
тестирования,
постепенно
термин «HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
психодиагностикаHYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
» вытесняется
из
употребления.

Вышеописанные
обстоятельства
свидетельствуют
о
любопытном
в
науке
феномене,
связанном
с
развитием
области
исследований
по
измерению
индивидуально-психологических
различий,
и
отсутствия
должного
названия
этой
области,
так
как
термин
«психологическое
тестирование»
пригодный
скорее
для
обозначения
процесса
применения
тестов,
но
не
области
науки.

В
70-х
годах
20 столетия
в
области
индивидуальных
различий
на
территории
стран
Западной
Европы
и
США
вместо
термина
«психологическое
тестирование»
все
чаще
применяется
понятие —
психологическая
оценка
(psychological assessment).

На
территории
России
благодаря
усилиям
Б. Г. Ананьева,
возглавляющего
в
1960-х
годах
Ленинградскую
психологическую
школу,
описанное
направление
исследований
получило
название «HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
психологическаяHYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»

HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
диагностикаHYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
».

В
первом
советском
учебном
пособии
по
психодиагностике
(под
редакцией
А. А. Бодалева
и
В. В. Столина
в
1987 году)
описанная
отрасль
психологических
знаний —
«это
наука
и
практика
постановки
психологического
диагноза».

Характеристики
психологических тестов

  • Стандартность —
    тестовая
    методика
    проходит
    стандартизацию,
    по
    итогам
    которой
    получаемые
    данные
    должны
    соответствовать
    закону _нормальногоHYPERLINK
    «распределение»нормальногораспределения»

    HYPERLINK
    «распределение»нормальногораспределения»
    распределения или
    же норме социокультурного
    характера.
    В
    соответствии
    с
    нормами
    формируются
    диапазоны
    значений,
    говорящие
    нам
    о
    силе
    выраженности
    исследуемого признака.

  • Надёжность —
    свойство
    теста
    давать
    при
    повторном
    измерении
    близкие
    результаты.
    Надежная
    методика
    дает
    сходные
    результаты
    независимо
    от
    времени
    года
    или
    пола
    экспериментатора,
    влияния
    подобных
    фоновых
    факторов,
    должно
    сводиться
    к
    минимуму
    самой
    методикой,
    что
    и
    определяет
    ее
    надежность.

  • Валидность —
    соответствие
    результатов
    теста
    той
    характеристике,
    для
    измерения
    которой
    он
    предназначен.
    Различают _внутреннюю и _внешнююHYPERLINK
    «валидность»внешнюювалидность»

    валидность.
    В
    случае
    с
    внешней
    это
    соответствие
    может
    быть
    проверенно
    положительнойкорреляцией,
    с объективными достижениями,
    результаты
    по
    тесту интеллекта,
    могут
    сопоставляться
    с
    академической
    успеваемостью.
    В
    случае
    с
    внутренней
    все
    сложнее,
    здесь
    речь
    идет
    о
    теоретической
    связи,
    о
    том,
    насколько
    выстроеннаямодель реально
    моделирует
    заявленный
    аспект.
    Но
    все
    может
    быть
    проще,
    если
    аналогичные
    «проверенные»
    методики
    уже
    существуют,
    тогда
    возможно
    обойтись
    корреляцией
    с
    уже
    известным
    методом.
    В
    случае
    если
    вам
    повезло
    быть
    новатором,
    внутренняя
    валидность
    находится
    путем
    долгой экспериментальной и
    интеллектуальной
    работы
    и
    в
    каком-то
    роде
    остается
    на
    совести
    «создателя».

58.
Проективные методики: общая характеристика
.

Эти
методы
основаны
на
анализе
продуктов
воображения
и
фантазии
и
направлены
на
раскрытие
внутреннего
мира
личности,
мира
ее
субъективных
переживаний,
мыслей,
установок,
ожиданий.
Приоритет
в
использовании
термина
«проекция»
для
обозначения
особой
группы
методов
принадлежит Л.
Франку,
выделившему
ряд
общих
признаков
у
некоторых
известных
к
тому
времени
и
весьма
заметно
отличающихся
друг
от
друга
техник
оценки
личности.
Напомним
специфические
особенности
проективных
методик:


относительно
неструктурированная
задача,
допускающая
неограниченное
разнообразие
возможных
ответов; 

неоднозначные,
расплывчатые,
неструктурированные
стимулы,
выполняющие
роль
своеобразного
«экрана»,
на
который
испытуемый
может
проецировать
характерные
для
него
личностные
черты,
проблемы,
состояния; 

глобальность
подхода
к
оценке
личности
и,
прежде
всего,
к
выявлению
ее
скрытых,
неосознаваемых,
завуалированных
сторон.

Возникая,
как
правило,
в
клинических
условиях,
проективные
методы
были
и
остаются
в
основном
инструментом психологаклинициста.
На
их
теоретических
обоснованиях
отразилось
влияние
психоаналитических
концепций
и
перцептивных
теорий
личности.

Проективные
методы
в
настоящее
время
распространены,
их
число
велико
и
продолжает
увеличиваться;
литература
по
ним
обширна

по
отдельным
техникам
число
публикаций
превышает
6000.

Вместе
с
тем
они
продолжают
оставаться
излюбленной
мишенью
для
критики.
Общепринятым
является
мнение
о
недостаточной
объективности
проективной
техники,
о
несоответствии
многих
методик
требованиям,
обычно
предъявляемым
к
психодиагностическому
инструментарию.
Так, А.
Анастази отмечает,
что
с
точки
зрения
психометрики
они
«в
подавляющем
большинстве
выглядят
жалко».

В
числе
их
недостатков
обычно
видят
отсутствие
или неадекватность
нормативных
данных,
что
приводит
к
трудностям
и
субъективизму
интерпретации
индивидуальных
результатов,
когда
психолог
вынужден
доверяться
своему
«клиническому
опыту».
Другой
недостаток
состоит
в
том,
что
в
некоторых
проективных
методиках
отсутствует
объективность
в
определении
показателей,
часто
неудовлетворительными
являются
коэффициенты
гомогенности
и
ретестовой
надежности.

Попытки
их
валидизации
страдают методическими
недостатками
либо
изза
плохой
контролируемости
условий
эксперимента,
либо
изза
необоснованности
статистического
анализа,
либо
изза
неверного
формирования
выборки.
Как
указывает
А.
Анастази,
число
работ,
потерпевших
неудачу
в
доказательстве
какой-либо
валидности
таких
проективных
методик,
как
«Нарисуй
человека»
и
«Чернильные
пятна»
Роршаха,
поистине
впечатляет.

Однако,
несмотря
на
отмеченные
недостатки,
популярность
и
статус
проективных
методик
практически
не
меняются.
В
первую
очередь
это
объясняется
тем,
что
они,
по
признанию
психодиагностов, в
меньшей
степени
подвержены
фальсификации
со
стороны
испытуемого,
чем
опросники,
и
потому
более
пригодны
для
диагностики
личности.
Это
преимущество
проективных
методов
связано
с
тем,
что
их
цель
обычно
замаскирована,
и
испытуемый
не
может
угадать
способы
интерпретации
диагностических
показателей
и
их
связь
с
теми
или
иными
проявлениями
личности;
поэтому
он
не
прибегает
к
маскировке,
искажению,
защитным
реакциям
при
обследовании.

Кроме
того,
проективные
методы эффективны
для
установления
контакта
с
испытуемым,
в
работе
с
маленькими
детьми.
Они,
как
правило,
вызывают
интерес
со
стороны
испытуемого,
который
вовлекается
в
их
выполнение.

Таким
образом,
при
использовании
проективных
методик
проблема
создания
и
поддержания
мотивации
на
диагностирование
не
является
такой
острой,
как
при
применении
других
типов
методов.

Вместе
с
тем
некоторые
психологи
(Л.
Каплан,
Л.
Кронбах)
все
чаще
рассматривают
проективные
методики
как клинические
инструменты,
которые
могут
служить
дополнительным
качественным
средством
ведения
диалога
с
обследуемым
пациентом.
При
таком
подходе
их
ценность
зависит
от
умений
клинициста,
а
психометрические
характеристики
оказываются
ненужными.

Однако
продолжается
работа
по
психометрической
квалификации
многих
проективных
методик.
Психологи
собирают
все
более
полные
и
обобщенные
сведения
относительно
их
нормативных
показателей,
осуществляются
попытки
модификации
процедур
и
способов
обработки.
Работа
в
этом
направлении
позволит,
вероятно,
в
будущем
расширить
сферу
и
доступность
применения
проективных
методик
широкому
кругу
диагностов
и
исследователей.

Источник:
Акимова
М.К.
Психологическая
диагностика

Тестирование как метод психологических исследований. Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты

ных затратах, чем свободный опрос. 3. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест – опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно, чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога. Сегодня тесты — это наиболее широко используемый метод психологического исследования. Все же необходимо отметить тот факт, что тесты занимают проме- жуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, ос- нованные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники. При выполнении данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу прежде всего необходимо отнести проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемому предъявляют картинки с изображением неопределенной ситуации, после чего психолог предлагает описать события, отраженные на картинке, и на основе анализа интерпретации испытуемым изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.

Тест по психологии: Основные методы психологических исследований — пройти тест онлайн — игра — вопросы с ответами

Тест по психологии: Основные методы психологических исследований

Мой результат

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Трудны ли для научного познания явления, которые изучает психология? 

2. 

В каком веке психология выделилась в самостоятельную науку? 

3. 

На какие «старые» науки опирается психология?

Философия, физика, астрономия, искусствоведение, химия и бионика

Биология, история, социология, религиоведение и этнография

Философия, математика, физика, физиология, медицина, биология и история

4. 

На какие группы могут быть разделены методы психологии, как науки?

5. 

Что показывает валидность теста в психологии? 

6. 

Пригодны ли инвалидные тесты для практического использования? 

7. 

Могут ли тесты признанные инвалидными для измерения одних свойств быть признаны валидными для других?

8. 

Что является необходимым условием валидности? 

9. 

Может ли надёжность теста быть меньше его валидности? 

10. 

Какой метод является в психологии одним из самых старых?

11. 

Что требует научное наблюдение в отличие от наблюдения, которым пользуется большинство людей? 

12. 

К какой группе методов психологии относятся наблюдение и опрос? 

13. 

Что такое самонаблюдение? 

14. 

Какой вид опроса позволяет глубже проникнуть в психологию человека? 

15. 

Что является первым принципом этического обращения с людьми-испытуемыми? 

16. 

Допустимы ли с этической точки зрения штрафы при отказе испытуемого продолжать тест? 

17. 

На что опирается А. Кетле в своей книге «Социальная физика»?

18. 

В каком городе расположен психоневрологический институт, основанный Бехтеревым, который в настоящее время носит его имя?  

19. 

Чем является закон Бугера-Вебера, определяющий связь между физическими стимулами и ощущениями человека?

20. 

Что оценивал один из первых психологических тестов, созданный французским психологом А. Бине в 1905 году?

21. 

В период какой мировой войны использование психологических тестов впервые приобрело массовый характер? 

22. 

Что определяет психолог по тому какую цветовую карточку выбирает испытуемый? 

23. 

Какими бывают эксперименты? 

24. 

Кто одним из первых начал использовать метод естественного эксперимента? 

25. 

Какая группа методов психологии не требует присутствия испытуемых? 

26. 

Чем является беседа?

Тест как метод психологического исследования.

 Тесты
(кратковременное задание, выполнение
которого может служить показателем
уровня развития некоторых психических
функций и которое позваляет определить
актуальный уровень развития того или
иного психического явления)

Виды
теста:
1)
тесты интеллекта
2)
тесты специальной способности
3)
тесты достижений (навыки, умения)
4)
тесты личности (мотивы, потребности
личности)
5)
проективный

Психологическое
тестирование (psychological
testing) — термин зарубежной психологии,
обозначающий процедуру установления
и измерения индивидуально-психологических
отличий[1].
В отечественной психологии чаще
употребляется термин «психодиагностическое
обследование».

Психологическое
тестирование используется в различных
сферах: профориентации,
профотборе, психологическом
консультировании,
планировании коррекционной
работы и т. д.

Правила
организации и проведения психологического
тестирования описываются в рамках
соответствующей области
психологии — психологической
диагностики.

Характеристики
психологических тестов

  • Стандартность —
    тестовая методика проходит стандартизацию,
    по итогам которой получаемые данные
    должны соответствовать закону нормального
    распределения или
    же нормесоциокультурного
    характера. В соответствии с нормами
    формируются диапазоны значений говорящие
    нам о силе выраженности исследуемого признака.

  • Надёжность —
    свойство теста давать при повторном
    измерении близкие результаты. Надежная
    методика дает сходные результаты
    независимо от времени года или пола
    экспериментатора, влияния подобных
    фоновых факторов, должно сводится к
    минимуму самой методикой, что и определяет
    ее надежность.

  • Валидность —
    соответствие результатов теста той
    характеристике, для измерения которой
    он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю
    валидность.
    В случае с внешней это соответствие
    может быть проверенно положительной корреляцией,
    с объективными достижениями,
    результаты по тесту интеллекта,
    могут сопоставляться с академической
    успеваемостью. В случае с внутренней
    все сложнее, здесь речь идет о теоретической
    связи, о том, насколько выстроенная модель реально
    моделирует заявленный аспект. Но все
    может быть проще, если аналогичные
    «проверенные» методики уже существуют,
    тогда возможно обойтись корреляцией
    с уже известным методом. В случае если
    вам повезло быть новатором, внутренняя
    валидность находится путем
    долгой экспериментальной и
    интеллектуальной работы и в каком-то
    роде остается на совести «создателя».

Виды
тестов

  • Психологический
    тест
     —
    стандартизированное испытание, по
    результатам выполнения которого судят
    о психофизиологических и личностных свойствах
    (чертах, способностях,
    состояниях) испытуемого.
    Тесты, по которым судят о знаниях,
    умениях и навыках испытуемого, занимают
    промежуточное положение между
    психологическими, образовательными и
    проф. тестами.

  • Вербальный тест (Verbal
    test) —
    тест, построенный на использовании
    языка, когда тестируемый, выполняя
    задание, должен не совершать действия,
    а описать
    их словами.

  • Стандартизованный
    тест
     —
    психологический тест с четко определенными
    неизменным списком вопросов, инструкцией,
    методами обработки результатов и
    подсчета баллов.

  • Тесты
    личности

    (психология) (Personality
    tests) —
    тесты психологического тестирования,
    направленные на
    изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и
    других свойств человеческой личности.
    Личностные тесты подразделяются на :

    • Проективные тесты,

    • личностные
      опросники и

    • тесты
      деятельности (ситуационные тесты).

  • Тест
    достижений
     (Achievement
    test) —
    стандартизированный тест, используются
    также в целях профессионального отбора:

    • конструируемый
      на учебном материале;

    • предназначенный
      для оценки уровня овладения учебными
      знаниями и навыками.

  • Тест имитации —
    психологический тест, состоящий в том,
    что человеку предлагается выполнить
    задание, хотя ситуация, в которой
    предстоит выполнить задание, не
    воссоздается. Тест имитации используется
    в процессе отбора претендентов на
    работу.

  • Тест
    на профессиональную пригодность
     —
    психологический тест, направленный на
    выявление индивидуальных интересов и
    предпочтений. Такие тесты помогают
    определить работу наиболее предпочтительную
    для конкретного человека.

  • Тест
    интеллекта
     —
    тесты психологического тестирования,
    направленные на изучение степени
    развития интеллекта у человека. Задания
    тестов интеллекта:

    • адресуются
      к словесно-логическому мышлению;
      или

    • направлены
      и на оценку
      развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;

    • позволяют
      характеризовать память, внимание,
      пространственную ориентировку, вербальное развитие
      и др.

Накопленный
опыт психологического тестирования
суммирован в собраниях методик и тестов[2].

11.Дайте характеристику тестирования как метода психологического исследования..

Психологическое
тестирование (psycholоgical
testing) — термин зарубежной психологии,
обозначающий процедуру установления
и измерения индивидуально-психологических
отличий [1].
В отечественной психологии чаще
употребляется термин «психодиагностическое
обследование».

Психологическое
тестирование используется в различных
сферах: профориентации,
профотборе, психологическом
консультировании,
планировании коррекционной
работы и т. д.

Правила
организации и проведения психологического
тестирования описываются в рамках
соответствующей области
психологии —психологической
диагностики.

Характеристики психологических тестов

•Стандартность —
тестовая методика проходит стандартизацию,
по итогам которой получаемые данные
должны соответствовать закону нормального
распределения или
же норме социокультурного
характера. В соответствии с нормами
формируются диапазоны значений говорящие
нам о силе выраженности исследуемого признака.

•Надёжность —
свойство теста давать при повторном
измерении близкие результаты. Надежная
методика дает сходные результаты
независимо от времени года или пола
экспериментатора, влияния подобных
фоновых факторов, должно сводится к
минимуму самой методикой, что и определяет
ее надежность.

•Валидность —
соответствие результатов теста той
характеристике, для измерения которой
он предназначен. Различают
внутреннюю и внешнюю
валидность.
В случае с внешней это соответствие
может быть проверенно положительной корреляцией,
собъективными достижениями,
результаты по тесту интеллекта,
могут сопоставляться с академической
успеваемостью. В случае с внутренней
все сложнее, здесь речь идет о теоретической
связи, о том, насколько выстроенная модель реально
моделирует заявленный аспект. Но все
может быть проще, если аналогичные
«проверенные» методики уже существуют,
тогда возможно обойтись корреляцией с
уже известным методом. В случае если
вам повезло быть новатором, внутренняя
валидность находится путем
долгой экспериментальной и
интеллектуальной работы и в каком-то
роде остается на совести «создателя».

12.Развитие психологии с древнейших времен до середины 19 века Античность

Ранние
античные авторы нередко уделяли в своём
творчестве внимание проблемам природы
человека
,
его души и разума. До настоящего времени
из всего спектра взглядов древних
авторов дошла лишь классификация
темпераментов Гиппократа,
хотя многие идеи Платона оказали
влияние на развитие философских основ
представлений о психике, в частности,
представление о человеке, как существе,
раздираемом внутренним конфликтом
мотивов, нашло своё отражение в
психоаналитических представлениях о
структуре личности. Как и у большинства
других наук, «дедушкой» психологии
справедливо можно назвать Аристотеля,
в своём трактате «О душе» давшего
развёрнутый анализ предмета психологического
исследования.

Средние века

Средневековые
работы о психологии в Европе были в
целом сконцентрированы на вопросах
веры и разума, в заметной степени
христианскими философами, начиная
с Фомы
Аквинского
,
были заимствованы идеи Аристотеля.
Из восточных учёных внимание психологическим
вопросам уделял Ибн
Сина
 (Авиценна).

Объективные методы психологии

Основными
исследовательскими методами в психологии
– как и в естествознании в целом –
являются наблюдение
и эксперимент.
В
психологии каждый из этих общих методов
выступает в различных формах; существуют
разные виды наблюдения и эксперимента.
К специфическим научно-исследовательским
методам психологии относятся методы
тестирования,
опроса, анализа продуктов деятельности.
Широкое
применение в психологии нашли также
методы
математического моделирования,
статистический анализ
и
др. (рис.3).

Метод
наблюдения – это преднамеренное»
систематическое и целенаправленное
восприятие внешнего поведения человека
с целью его последующего анализа и
объяснения.
Объективное
наблюдение в психологии направлено не
на внешние действия сами по себе, а на
их психологическое содержание; здесь
внешняя сторона деятельности лишь
исходный материал наблюдения, который
должен получить свою психологическую
интерпретацию и быть осмыслен в рамках
определенной теории.

Успешность
наблюдения и объяснения его результатов
в конечном счете зависит от состояния
знаний в исследуемой области. На основе
определенного понимания природы
изучаемого явления выдвигается гипотеза
о его зависимости от конкретных факторов,
от их проявления во внешнем поведении.
Гипотеза проверяется в ходе наблюдения
и может подтверждаться, уточняться,
опровергаться. «Научно плодотворным
объективное наблюдение становится
постольку, поскольку оно связано с
установлением и проверкой гипотез»56.

Наблюдение
как научный метод должно отвечать ряду
требований. Оно должно быть избирательным,
т.е.
исходить из четко поставленной цели,
выделять определенный фрагмент изучаемой
реальности. Наблюдение должно быть
плановым
и
систематическим,
т.е.
строиться на основе плана и проводиться
на про-тяжении определенного периода
времени. Важно как можно бо-лее подробно
зафиксировать изучаемое поведение,
т.е. необходима полнота
наблюдения.

56Рубинштейн
С.Л
Основы
обшей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С.55.

96

97

Объективность
метода наблюдения повышается, если
исследователь использует технические
средства, например видеомагнитофон. В
таком наблюдении исследователь целиком
занимает позицию извне, а то и вовсе
устраняется из ситуации. Не случайно
идеальным вариантом метода наблюдения
в психологии считалось наблюдение с
использованием «зеркала Гезелла»,
пропускающего свет в одну сторону:
исследователь мог видеть все происходящее,
сам оставаясь невидимым. Подобного же
эффекта можно достичь с использованием
видеомагнитофона. Иначе говоря, ставится
специальная задача добиться эффекта
отсутствия
исследователя,
сделать
так, чтобы испытуемые не знали, что за
ними наблюдают, и вели себя естественно,
как в обычных условиях.

Принципиальная
трудность объективного наблюдения в
психологии связана с однозначностью
понимания,
истолкования, объяснения внешних
факторов поведения в психологических
понятиях. На результатах наблюдения в
существенной степени сказывается
уровень опыта и квалификация наблюдателя.
Иначе говоря, внешнее наблюдение может
быть объективным в отношении систематической
и полной регистрации поведенческих
фактов, но субъективным при их
психологическом истолковании. Отмеченную
трудность можно преодолеть путем
использования других объективных
методов психологии.

В
педагогической практике метод внешнего
наблюдения в чистом виде учитель
использует редко. Педагогическая
деятельность исключает позицию извне,
позицию беспристрастного объективного
и незаинтересованного наблюдателя.
Вместе с тем в процессе деятельности
педагог подмечает те или иные особенности
поведения школьников, по внешним
проявлениям судит о психологических
причинах, об эмоциональном состоянии,
особенностях восприятия и понимания
материала, затруднениях и т.п. Стремление
фиксировать в ходе деятельности
психологические особенности учащихся,
пытаться их осмыслить, использовать в
своей работе приводит к формированию
у педагога важно-го профессионального
качества – наблюдательности.

Метод
эксперимента
является
основным методом объясни-тельной
психологии. Напомним, что статус
самостоятельной науки психология
приобрела одновременно с экспериментальным
методом. Основная задача психологического
эксперимента, как и наблюдения, заключается
в том, чтобы сделать доступным или
объективного внешнего восприятия
существенные особенно-сти и внутреннего
психического процесса. Но от наблюдения
эксперимент отличается рядом особенностей.

98

С.Л.Рубинштейн
выделяет четыре основные особенности
эксперимента.
Во-первых,
в
эксперименте исследователь
сам вызывает изучаемое им явление
в
отличие от наблюдения, при котором
наблюдатель не может активно вмешиваться
в ситуацию. Во-вторых,
экспериментатор
может варьировать,
изменять условия протекания
и
проявления изучаемого процесса.
В-третьих,
в
эксперименте возможно
попеременное
исключение отдельных условии
(переменных),
с тем чтобы установить закономерные
связи, определяющие изучаемый процесс.
В-четвертых,
эксперимент
позволяет варьировать также и
количественное соотношение условий,
допускает
математическую обработку полученных
в исследовании данных
57.

Выделяют
три вида психологического эксперимента:
лабораторный, естественный и формирующий
(психолого-педагогический).

Лабораторный
психологический эксперимент
протекает
в специально создаваемых и контролируемых
условиях, как правило, с применением
специальной аппаратуры и приборов.
Первоначальным объектом лабораторного
эксперимента в психологии выступили
элементарные психические процессы:
ощущения, восприятия, скорость реакции.
Отличительной особенностью эксперимента
в лаборатории является строгое соблюдение
условий исследования и точность
получаемых данных. Большого совершенства
в использовании лабораторного эксперимента
достигла когнитивная психология,
изучающая познавательные процессы
человека. Познавательные процессы
составили основную область лабораторных
исследований психологии человека.

Научную
объективность и практическую значимость
получаемых в лабораторном эксперименте
данных снижает искусственность
создаваемых
условий. Это связано как с отдаленностью
решаемых в эксперименте задач от реальных
жизненных условий испытуемого, так и с
невозможностью фиксировать характер
влияния экспериментатора на испытуемого
в ходе исследования. Поэтому возникает
проблема переноса полученных в лаборатории
данных на реальные условия жизнедеятельности
человека Другими словами, моделирует
ли экспериментальная ситуация существенные
условия жизни человека?
Этот
вопрос всегда остается открытым в
лабораторном психологическом исследовании.
Использование лабораторного эксперимента
в реальной педаго-

57Рубинштейн
С Л
Основы
общей психологии В 2 т М , 1989 Т 1, С 57.

99

гической
деятельности в силу его искусственности,
абстрактности, трудоемкости фактически
не практикуется.

Естественный
психологический эксперимент
снимает
отмеченные ограничения лабораторного
эксперимента. Идея проведения
психологического эксперимента в
естественных условиях жизнедеятельности
людей принадлежит отечественному
психологу А.ФЛазурскому. Естественный
эксперимент вырос из педагогической
практики; здесь же он полу-

чил
признание и широкое применение.

Основное
его отличие заключается в сочетании
экспериментальности исследования с
естественностью условий проведения.
Воздействие исследователя на испытуемых,
основанное на предварительном
предположении (гипотезе) о его характере,
осуществляется в привычных условиях
деятельности или поведения. Субъекты,
участвующие в естественном эксперименте,
не подозревают о том, что они выступают
в роли испытуемых.

Педагогическая
практика предоставляет большие
возможности для использования
естественного эксперимента. Реальная
педагогическая деятельность осуществляется,
как правило, в нескольких параллелях и
циклична. Педагог может варьировать в
разных классах содержание, методы,
формы, приемы обучения и изучать характер
влияния этих изменений на особенности
усвоения школьниками материала, на темп
продвижения в изучении предмета, на
особенности понимания, запоминания,
эмоционального отношения школьников
к изучаемому и др.

Эксперимент
в естественных условиях педагогического
процесса сочетается с наблюдением за
ходом и результатами его протекания.
Сочетание эксперимента с наблюдением
в условиях обучения дает хорошие
результаты для психологического изучения
школьников.

Известный
психолог С Л Рубинштейн писал «Мы изучаем
ребенка, обучая его. Мы не отказываемся
для этого от экспериментирования в
пользу наблюдения за педагогическим
процессом, а вводим элементы педагогического
воздей-ствия в самый эксперимент, строя
изучение по типу экспериментального
урока. Обучая ребенка, мы стремимся не
зафиксировать стадию или уровень, на
котором находится ребенок, а помочь ему
продвинуться с этой стадии на следующую
высшую стадию В этом продвижении мы
изучаем закономерности разви-тия|
детской психики»58

58Рубинштейн
С.Л.
Основы
обшей психологии В 2 т М , 1989. Т.1, С 61

100

Можно
полагать, что использование педагогами
возможностей естественного эксперимента
способствует быстрому росту их
профессионального мастерства, формированию
педагогического мышления, воспитывает
творческое отношение к своей деятельности.
Известные в нашей стране педагоги-новаторы
– Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, И.П.Иванов,
Е.Н.Ильин, С.Н.Лы-сенкова, В.Ф.Шаталов и
другие – добились значительных успехов
в обучении и воспитании школьников
благодаря творческому экспериментированию
в условиях повседневной работы.

Формирующий
эксперимент

это
метод исследования психического развития
детей в условиях специально организованного
экспериментального педагогического
процесса. Существо этого эксперимента
проявляется в его названиях: преобразующий,
созидательный, воспитывающий, обучающий,
психолого-педагогический, метод активного
формирования психики, генетико-моделирующий.

Исследователь
не ограничивается изучением сложившихся
форм психики, регистрацией и объяснением
достигнутого учащимися психического
развития, что характерно для констатирующего
(лабораторного) эксперимента. На основе
предварительного теоретического анализа
закономерностей психического развития
детей определенного возраста либо
условий и характера формирования
важнейших человеческих способностей
строится гипотетическая модель
становления изучаемых способностей в
специально проектируемых условиях, как
правило, в экспериментальных классах
или школах.

Реализация
разработанной модели тщательно
контролируется и оценивается специалистами
разного профиля – педагогами, психологами,
методистами, врачами и т.д. В ходе
эксперимента выявляются закономерности,
механизмы, динамика, тенденции психического
развития школьников. Результаты
эксперимента позволяют подтвердить,
уточнить либо опровергнуть предварительно
разработанную модель становления
изучаемой способности.

В
формирующем эксперименте сам педагогический
процесс становится экспериментальным
В
психологическом
экспериментальном исследовании
осуществляется поиск и проектирование
новых форм учебно-воспитательного
процесса, осуществляется своеобразное
«выращивание» продуктивных форм
сотрудничества педагогов и школьников
и одновременно изучение перспективных
путей

101

психического
развития на определенном возрастном
этапе.

В
формирующем эксперименте были установлены
закономерности становления у дошкольников
познавательных способностей (исследования
П.Я.Гальперина, Л.Ф.Обуховой, Г.И.Минской,
Н.Н.Поддьякова, Л.А.Венгера, А.В.Запорожца
и других), особенности и условия перехода
от дошкольного детства к школьному
(исследования Е.Е.Шулешко и других),
доказана возможность и целесообразность
формирования у младших школьников основ
научно-теоретического мышления и
определяющее значение для этого
содержания и методов обучения (исследования
В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и других).
Формирующий
эксперимент стал основным методам
отечественной педагогической психологии.
Его
достоинствами являются ориентация на
развитие учащегося в образовательном
процессе, теоретическая обоснованность
экспериментальной модели организации
этого процесса, длительность исследования,
гарантирующая обоснованность и надежность
получаемых данных.

Важным
достоинством формирующего эксперимента
является новый тип научности в
педагогической практике –
проектно-программный,
в
центре внимания которого находится не
столько изучение того, что есть, что
сложилось и существует, сколько
построение, создание, «выращивание»
возможного, будущего, перспективного.
Непременным
условием развертывания формирующего
психолого-педагогического эксперимента
является предвидение
возможных
последствий,
ответственность исследователей за ход
и результаты эксперимента,
за
участвующих в нем субъектов.

К
объективным методам психологии относится
также тестирование,
используемое
для целей психологической
диагностики,
для
распознавания
или оценки состояний, особенностей,
характеристик конкретно-го человека,
группы людей, той или иной психической
функции и т.д, В этом отношении тест
подобен эксперименту.
Объединяет
их также то, что оба метода представляют
собой систему заданий, предлагаемых
исследователем испытуемому. Подлинное
же родство эксперимента и теста состоит
» том, что тест
вырастает из эксперимента,
создается
на его основе.

Тестирование

метод психологической диагностики,
использующий стандартизированные
вопросы и задачи (тесты), имеющие
определенную шкалу значений.

102

Окончательное
превращение экспериментального приема
в тест происходит при определении норм
и стандартов его выполнения.
Результат
выполнения теста оценивается в
количественных показателях. Тесты имеют
различного рода нормы-шкалы
значений:
возрастные,
социальные
и
др. Индивидуальный показатель выполнения
теста соотносится с его нормой.

Достаточно
длительное время к тестам в нашей стране
относились критически; в педагогической
практике они были вовсе запрещены. Тесты
критиковались за их слабую теоретическую
обоснованность, за игнорирование
индивидуальных особенностей человека
и т.п. В настоящее время в
психологии
общепризнано,
что критиковать следует конкретные
тестовые методики, но не метод теста
как таковой. Существует особая область
психологии – тестология,
представляющая
собой теорию применения и создания
тестов.
Разработка
в настоящее время научно обоснованного
психологического
теста
– дело трудоемкое и длительное.

Особое
значение
имеют тесты в педагогической практике.
Здесь они выполняют ряд существенных
функций, главная среди которых – это
диагностика.
Одной
из
основных задач психодиагностики в сфере
образования является оценка
соответствия уровня психического
развития школьника возрастным нормам
и стандартам.
Несоответствие
уровня развития конкретного ребенка
некоторому возрастному нормативу ставит
перед педагогом задачу определения
индивидуального психологического
портрета учащегося и средств
психолого-педагогической коррекции
его развития.

Другая
задача психологической диагностики в
сфере образования состоит в оценке
развивающего эффекта определенной
педагогической практики, конкретных
образовательных программ.
Тесты
должны показать, насколько та или иная
дидактическая система способствует
психическому развитию школьников.
Особенно актуальна такая диагностика
в условиях многовариантности школ. Еще
одна задача психодиагностики в школе
дифференциация
учащихся по интересам, склонностям,
способностям
(тесты
способностей), оценка
уровня овладения учебными знаниями и
навыками
(тесты
достижений), профориентационная
работа, самопознание и саморазвитие.

Квалификационное
применение тестов, проведение
психологической диагностики требуют
профессиональной психологической
подготовки и связаны с принятием
этических норм тестирования.
Непрофессиональное использование
тестов может принести вред личности
из-за ложной интерпретации его дан-

103

ных.
Отдельные тесты, не требующие специальных
знаний при их интерпретации, может
использовать в своей работе и педагог.
Но и в этом случае необходима его
предварительная консультация с
психодогом.

Метод
опроса
используется
в психологии в двух формах: анкетирования
и беседы (интервью).
Источником
информации в опросе являются письменные
или устные суждения индивида. Метод
опроса часто подвергается критике:
выражается сомнение в достоверности
информации, полученной из непосредственных
ответов испытуемых. Для получения более
достоверной информации создаются
специальные опросники,
позволяющие
получить ту информацию, которая
соответствует определенной гипотезе,
и эта информация должна быть максимально
надежной. В психологии разработаны
специальные правила составления
вопросов, расположения их в нужном
порядке, группировки в отдельные блоки
и т.д.

Если
опрос проводится письменно с использованием
анкеты, то говорят о методе
анкетирования,
преимущество
которого состоит в том, что в нем
одновременно может участвовать группа
лиц. Полученные в ходе анкетирования
данные могут быть статистически
обработаны. В педагогической практике
анкеты применяются достаточно широко,
но необходимо помнить, что получение
надежных и достоверных фактов требует
профессиональных знаний от составителей
анкет. Плохо составленная анкета не
только не дает достоверной информации,
но и компрометирует сам метод. Оценивая
в целом метод анкетирования, можно
отметить, что он представляет собой
средство первичной ориентировки,
предварительной разведки. Полученные
при анкетировании данные намечают
направления дальнейшего изучения
личности или группы.

Получение
информации в процессе непосредственного
общения исследователя с опрашиваемым
характерно для метода беседы
(интервью).
Беседа является бо-

Респондент

участник социально-психологиче-ского
исследования, выступающий в роли
опрашиваемого.

лее «психологичной»
формой опроса, так как в ней имеет место
взаимодействие субъектов, подчиненное
определенным социально-психологическим
закономерностям. Важнейшее условие
успешности беседы состоит в установлении
контакта исследователя с респондентом,
в создании доверительной атмосферы
общения. Исследователь должен расположить
к себе опрашиваемого, вызвать его на
откровенность.

104

Не
всякая беседа педагога с учащимся может
рассматриваться как опрос. Беседа как
метод имеет место в том случае, если
педагог занимает исследовательскую
позицию, когда ее проведение определяется
целями изучения или оценки каких-либо
явлений. Педагогическая практика
предоставляет большие возможности
применения метода беседы для
психологического изучения школьников.
К сожалению, многие педагоги не используют
такую возможность и ограничивают свое
общение со школьниками рамками урока,
изучаемого предмета, вопросами дисциплины,
поддержания порядка и т.п.

Метод
анализа результатов деятельности
исходит
из обшей предпосылки о связи внутренних
психических процессов и внешних форм
поведения и деятельности. Изучая
объективные продукты деятельности,
можно делать выводы о психологических
особенностях ее субъекта или субъектов.

Правомерность
использования метода анализа продуктов
деятельности не вызывает сомнений. О
силе таланта и личности писателя мы
судим на основе его произведений.
Л.Н.Толстой писал, что он весь в своих
творениях. В психолингвистике разработан
вариант метода анализа продуктов
деятельности – контент-анализ,
позволяющий
выявлять и оценивать специфические
характеристики литературных, научных,
публицистических текстов и на их основе
определять психологические характеристики
их автора. Метод контент-анализа широко
использует математические модели
исследования текстовой информации с
использованием ЭВМ.

Специфической
формой метода анализа результатов
деятельности выступает графология.
Психологи
установили, что характеристики почерка
связаны с определенными психологическими
свойствами автора письма; ими были
разработаны нормы и приемы психологического
анализа почерка.

Контент-анализ
и графология представляют собой научно
обоснованные, формализованные и
стандартизованные формы метода анализа
результатов деятельности. Пользование
этими методами предполагает специальную
подготовку исследователя, психологическую
практику их использования. В педагогической
деятельности используются менее строгие
формы этого метода, основанные на
качественном анализе продуктов
ученической деятельности: сочинений,
поделок, рисунков и т.п.

Математические
методы в психологии
используются
как средство повышения надежности,
объективности, точности получаемых
данных. Основное применение эти методы
находят на

105

этапе
постановки гипотезы и ее обоснования,
а также при обработке полученных в
исследовании данных. Надо подчеркнуть,
что математические методы используются
в психологии не в качестве самостоятельных,
а включаются как вспомогательные на
определенных этапах эксперимента или
тестового обследования.

Данные
методы становятся необходимыми, когда
в эксперименте исследователь работает
одновременно с несколькими переменными,
с набором гипотез, предполагающих
вовлечение в исследование большого
массива эмпирических данных. Ряд
статистических методов был создан
специально для проверки качества
психологических тестов. Особые
математические процедуры и формулы
используются при обработке результатов
тестового обследования.

Проблема
возможностей и границ использования
математических методов в психологии
вызывает споры среди психологов.
Представители естественнонаучного
направления настаивают на необходимости
превращения психологии в точную науку,
на широком использовании в ней
количественных методов. Сторонники
гуманитарной ориентации в психологии
указывают на невозможность установить
количественные границы такого феномена,
как внутренний мир человека. Понятие
точности познания применительно к
человеку наполняется иным содержанием,
нежели в естествознаний и математике.
Гуманитарная
психология ориентируется на специфические
методы познания человека.

Научный метод | Безграничная психология

Психология и научный метод: от теории к заключению

Научный метод предлагает психологам стандартизированный способ проверки гипотез, построения теорий и получения знаний о разуме.

Цели обучения

Защищать каждый шаг научного метода по мере необходимости психологического исследования

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Научный метод был впервые изложен сэром Фрэнсисом Бэконом (1561–1626) для обеспечения логического, рационального решения проблем во многих областях науки.
  • Основные этапы научного метода: 1) сделать наблюдение, описывающее проблему, 2) создать гипотезу, 3) проверить гипотезу, и 4) сделать выводы и уточнить гипотезу.
  • Основными принципами научного метода, применяемого во всех научных дисциплинах, являются проверяемость, предсказуемость, опровержимость и справедливость.
  • Применение научной теории к психологии превратило дисциплину из философии в форму науки.
  • Критическое мышление — ключевой компонент научного метода. Без этого вы не можете использовать логику, чтобы делать выводы.
Ключевые термины
  • социальные науки : Науки, связанные с социальным поведением отдельных лиц и групп (например, социология, антропология или психология), которые часто считаются более субъективными из-за направленности исследования.
  • научный метод : метод открытия знаний о мире природы, основанный на создании фальсифицируемых прогнозов (гипотез), их эмпирической проверке и разработке рецензируемых теорий, которые наилучшим образом объясняют известные данные.
  • естественные науки : Науки, связанные с предсказанием и описанием природных явлений (например, биология, физика или химия), использующие систематический сбор данных и выполнение контролируемых экспериментов.

Все научные дисциплины объединяет использование научного метода. Научный метод предлагает объективную методологию научных экспериментов, которая приводит к беспристрастной интерпретации мира и уточняет знания. Научный метод был впервые описан сэром Фрэнсисом Бэконом (1561–1626) и позволяет логично и рационально решать проблемы во многих областях науки.Во всех научных дисциплинах основными принципами научного метода являются проверяемость, предсказуемость, опровержимость и справедливость.

image

Научный метод : Научный метод — это процесс сбора данных и обработки информации. Он предоставляет четко определенные шаги для стандартизации того, как собираются научные знания с помощью логического, рационального метода решения проблем. Это диаграмма SH

.

Конспект, лекции 1 — 14 — Введение в методы исследования в психологии

Научное понимание поведения

Этика очень важна

Научные исследования

 Научное исследование — это метод исследования, который следует стандартному подходу к задаче и
отвечая на вопросы
 «Вещь» против образа мышления
o Наука — это не вещь

Использование методов исследования

 Информированный потребитель информации:
o Читайте отчеты критически
 Оцените используемые методы
 Ex.Стакан красного вина снижает риск рака, НО увеличивает заболевание печени.
 Определите, являются ли выводы разумными — они рациональны или веры?
o Принимайте более обоснованные решения: личные и рабочие (например, покупка дома или машины)
 Влияет на государственную политику и судебные решения
 Они полагаются на исследования, но не всегда полностью их понимают.
 Оценить эффективность целевых программ (например, безопасные места инъекций для
наркотики; эффективность D.A.R.E.)

Методы приобретения знаний

 Научный метод — не единственный хороший способ получить информацию …
 Интуиция
o Метод проб и ошибок
o Наблюдение
o Опыт
o Полагайтесь на анекдотические свидетельства, чтобы делать выводы об окружающем мире.
o Безоговорочно полагайтесь на личное мнение
o Включает когнитивные и мотивационные предубеждения
 Не защищает нас от собственных предубеждений (Мать всех предубеждений  подтверждение
предвзятость)
o Ошибочные выводы о причине и следствии
o Иллюзорная корреляция:
 Сосредоточьтесь на двух событиях, которые выделяются и происходят вместе
 Ex.Странности в полнолуние
 Предположим, что отношения … могут привести к суевериям

 Власть
o профи
o из уст в уста
o Google (Интернет)
o Верить идеям в реальность, потому что они были представлены авторитетным лицом:
 Новости, СМИ (предвзято)
 Книги
 Государственные чиновники
 Религиозные деятели
 Политические эксперты
o не следует беспрекословно верить / принимать все, что вам говорят; люди могут быть
НЕПРАВИЛЬНО
 Научный подход
o Признает, что интуиция и авторитет являются источниками идей
o НО не принимает эти идеи без вопросов
o Идеи должны оцениваться на основе тщательной логики и систематического наблюдения
o Эмпиризм: знания, основанные на структурированных, систематических наблюдениях
 Рецепт или набор этапов, используемых для ответа на вопросы
 Сформулировать гипотезу собрать данные проанализировать результаты
o 1.Проводите систематические наблюдения и точно сообщайте о них; позволяет репликацию
o 2. Участвуйте в построении теории: включает разработку, тестирование и уточнение теорий.
o 3. Поддерживать открытую систему обмена фальсифицируемыми идеями, их обсуждения и
оспаривается
 Снижает вероятность того, что ваши предубеждения испортят вашу работу
o 4. Представление результатов на экспертную оценку — оценка группой экспертов
o Цель: набор правил для сбора, оценки и представления информации.
o Открытая система, позволяющая поддерживать или опровергать идеи
 Красные флажки должны подняться, если этого не сделать.Важно быть открытым
o Признает ценность интуиции и авторитета как основы для генерации исследовательских идей.
 Есть несколько способов получить информацию

Вопрос исследования!

 Каковы учетные данные человека?
 Какая репутация у человека?
 Кто финансирует исследование?
 Остерегайтесь лженауки! (кажется научным, но это не так)

 Прикладные исследования часто основываются на теориях и результатах фундаментальных исследований.
 Результаты, полученные в прикладных условиях, часто требуют модификации существующих теорий и стимулирования более фундаментальных
исследования

Этические исследования

Этические принципы

  • Уважение к людям
    o Автономность

       Информированное согласие - необходимо знать, о чем идет речь
         Обман - нельзя обмануть участников относительно того, что произойдет в
           эксперимент
      Право на отказ без ущерба
         Придется избавляться от данных
      Защищенное население
         Всем, кто потенциально может быть продан добровольно (дети, животные и т. Д.))  
  • Забота о благополучии участников
    o Предотвратить нанесение вреда:

       Physical - любой тип физического вреда
         Растяжение лодыжки
         Сердечный приступ
      Психологические
         Стресс
      Социальные
         Любая форма социальной идентификации, которая может заставить их потенциально встать.
           быть дискриминированным - социальная анонимность помогает предотвратить это  
  • Правосудие — справедливое отношение к участникам
    o Справедливый

       Распределенные выгоды
      Риски, разделенные поровну
      ТАСКЕГИ
         Эксперимент по сифилису  

Анализ рисков и выгод

 Кодекс этики Американской психологической ассоциации
o — проложил путь этике в Канаде
 Канадские исследования должны:
o Соблюдайте рекомендации TCPS.
o Соблюдать Канадскую хартию прав и свобод, канадскую конфиденциальность
законы об информации, а также соответствующие федеральные и провинциальные законы.

Совет по этике исследований (REB)

 Каждое учреждение, получающее федеральные средства, должно иметь REB
 Отвечает за обзор исследований в учреждении
 Утверждение REB должно быть получено до начала исследования

Виды исследований и РЭБ

 Освобожденное исследование: нет риска или потенциального риска. Нет необходимости в утверждении REB
o Использует общедоступную информацию
o Включает в себя наблюдение за людьми в общественных местах без какого-либо взаимодействия (между исследователем
и предметы)
o Использует уже собранные данные, которые являются полностью анонимными. Исследование минимального риска
o Риск причинения вреда не превышает риска, встречающегося в повседневной жизни или рутинном физическом или
психологические тесты
o Анкеты или интервью по не чувствительным темам
 Риск больше минимального
o Подлежит тщательной проверке
o Дополнительные гарантии помимо информированного согласия
 Может предложить терапию после и т. Д.

Совет по этике исследований

 Влияние на исследования
o Увеличенное время для утверждения исследования
o Представленные материалы часто нужно пересматривать или уточнять
o Очень осторожно относится к утверждению

Этика и исследования на животных

 Причины использования животных
o Полный экспериментальный контроль
 Во время исследования и вне его
o Используется для исследований, невозможных или этически приемлемых для людей
o Необратимые процедуры

 Стандарты
o Правильное обращение и уход за животными
o Сведите к минимуму боль и избегайте жестокости
 Придется обосновать стоимость
 Канадский совет по уходу за животными
o Замена: по возможности избегайте использования модели на животных
 Можете ли вы использовать что-нибудь еще?
o Сокращение: минимизировать количество используемых животных
o Уточнение: минимизировать боль и страдания

Профессиональная этика

 мошенничество с исследованиями
o Изготовление данных
o Результаты трудно воспроизвести
o Отчетность коллег
 Плагиат
o Предоставление чужой работы своей собственной
o Отсутствие ссылок на источники
o Safeguard = экспертная оценка

 Пример: голод, интеллект, агрессия
o Возможные меры агрессии:
 случаи агрессивной лексики / ненормативной лексики
 Тон голоса может иметь значение
 Физиологические — сокращение мышц или частота сердечных сокращений
 Частота попаданий
 Статистика преступности

Неэкспериментальный vs.Экспериментальные методы

 Неэкспериментальный метод
o Никаких манипуляций с переменными
o Описание поведения
o Корреляционный метод
 Измерьте ковариацию между двумя переменными
 Никаких манипуляций, только наблюдение
 Нет причинно-следственной связи
 Направление (положительные переменные изменяются вместе, отрицательные — противоположные [один
поднимается, другой опускается]) и сила (чем сильнее отношения, тем
быстрее они идут вверх или вниз)
 Экспериментальные методы
o Управление переменными
 Парень, который падает с лестницы, одет в костюм vs.бродяга
o Объяснение поведения

Связь между переменными

 Положительная линейная зависимость: увеличение одной переменной связано с увеличением другой
 Отрицательная линейная зависимость: увеличение одной переменной связано с уменьшением другой.
 Криволинейная зависимость: увеличение одной переменной связано как с увеличением, так и с уменьшением
другой … пока он изогнут
 Нет связи: изменения одной переменной не связаны с изменениями другой

Интерпретация неэкспериментальных результатов

 Невозможно сделать причинно-следственные утверждения — недостаточно информации, чтобы сказать, что наступит первым (не отвечает 2 из 3 причинных
тесты)
o Временной приоритет
o Ковариация причины и следствия (единственное, что мы можем показать)
o Исключить альтернативные объяснения

Экспериментальные методы

 Настоящие эксперименты имеют ДВЕ ключевые особенности:
o Случайное распределение испытуемых по группам
o Манипулирование одной переменной для измерения ее влияния на другую
 Причинно-следственные связи между независимыми и зависимыми переменными
o Независимая переменная всегда идет по оси x…

 Может делать причинные утверждения
o Установить временной приоритет
o Попытка исключить альтернативные гипотезы
o Экспериментальный контроль и случайное распределение = устранение затруднений

Альтернативные пояснения:

 Американцы, выпивающие бокал вина в день, более здоровы, чем те, кто пил вино (или те, кто выпил
много вина или другого алкоголя).
o Нет случайного присвоения … не окончательно
o Вещи, которые могут повлиять на исследование участников: образ жизни, доход, социальные привычки, упражнения и т. д.

Концепции измерения

Меры самоотчета

 Обычно анкеты или весы
 Ответ на континууме, закрепленном полярными противоположностями (например, шкала Лайкерта)

Надежность мер

 Последовательность или стабильность меры
 Истинная оценка + ошибка измерения

 Если он постоянно сообщает одну и ту же оценку, у нас высокий уровень достоверности, который является точным и
надежный

Достижение надежности

 Обучение наблюдателей
o Агрессия в хоккее
o Составление контрольного списка для наблюдателей — делает меры более надежными
 Формулировка вопросов и инструкций
o Формулировка вопроса или задачи может изменить результат
o Поддерживайте визуальное внимание на компьютерном изображении, которое появится на
цифровой дисплей перед вами и нажмите соответствующую клавишу на клавиатуре
подключен к компьютеру перед вами в соответствии с расположением
компьютерное изображение. Не очень хорошее слово. Слишком многословен и не знаю, какие клавиши нажимать.
Сделайте это просто

Меньше

ошибка

 Калибровка и размещение оборудования
o Фото радар
 Множественные наблюдения
o Возможно наличие более 1 наблюдателя
o Несколько вопросов в анкете по одной теме.
o Ex. Весы MMPI (личностный тест)

Оценка надежности

 Коэффициент корреляции момента произведения Пирсона (r)

 Надежность, связанная с тестированием — тестируйте один раз, тестируйте снова в будущем, сравните результаты
o Оценивается путем измерения одних и тех же людей в двух точках времени
o Уязвимость к искусственности
 Практические эффекты
o Надежность альтернативных форм
 Еще одна форма повторного тестирования.Создайте 2 альтернативные формы теста, равные
трудности в разное время
 Надежность внутренней согласованности
o Надежность при разделении половин
 не создавать две формы теста, а просто сравнивать разные части одного теста
o Альфа Кронбаха
 Принимает все корреляции и вычисляет их как единый балл
o Корреляция позиций и итогов
 Аналогично альфа-версии Кронбаха, но создайте общую оценку для всех элементов, а затем сравните
каждый отдельный предмет на этот счет
 Надежность между экспертами
o Корреляция между наблюдениями рейтеров
o Каппа Коэна
o Хотите положительную корреляцию

 Доказательства действительности конструкции
o Чем больше методов используется, тем лучше
o Иногда мера действительна в одном контексте, но не в другом
o Должны быть протестированы и повторно оценены
 Fae — кажется действительным
 Контент — контент соответствует определению
 Прогнозирующий — предсказывает будущее поведение
 Concurrent- относится к текущему поведению

Реакционная способность мероприятий

 Мера является реактивной, если осознание того, что она измеряется, изменяет поведение человека.
o Меняет ли осознание того, что измеряемый объект измеряется их поведение?
o Сильно реактивный — это не хорошо
 Меры поведения различаются с точки зрения их потенциальной реактивности
 Может позволить ознакомление (привыкание) и использовать ненавязчивые меры (напр.Скрытие камеры)

Переменные и шкалы измерений (NOIR)

 Номинальная шкала (не коррелирует)
 Порядковые шкалы
 Интервальные шкалы
 Шкала отношения

* По мере продвижения вверх по шкале все, что вверху, имеет характеристики того, что ниже

Номинальная шкала

 Категории без значимого числового значения
 Например: мужчины / женщины; экспериментальные условия / контрольные условия
 Невозможно определить какие-либо количественные значения или различия между категориями

Порядковая шкала

 Порядок ранжирования с числовыми значениями
 Ex.: рейтинги ресторанов; порядок рождения; Олимпийские медали

Коэффициент

— абсолютный ноль
Интервал — расстояние имеет значение
Порядковый номер — атрибуты можно заказать
Номинальный — атрибуты только именованные
Бинарный — только две категории

 Имеет величину; значения меньше или больше, чем следующие
 Интервал между элементами неизвестен

Интервальная шкала (например, термометр)

 Имеет величину; значения меньше или больше, чем следующие
 Интервал между элементами известен и имеет смысл
 Нет истинной нулевой точки
 Ex.: Оценка интеллекта, температура

Масштаб

 Имеет величину; значения меньше или больше, чем следующие
 Интервал между элементами известен и имеет смысл
 Имеет истинную нулевую точку
 Пример: время реакции, продолжительность ответа, возраст

лет.

Измерение и размер

 Имеет величину; значения меньше или больше, чем следующие
 Интервал между элементами известен и имеет смысл
 Имеет истинную нулевую точку
 Пример: время реакции, продолжительность ответа
 Может иметь шкалу отношений (тест IQ с 0), но измерять конструкт, который на самом деле является интервалом
(не может иметь 0 интеллекта)

КАК что-то измеряется, может изменить масштаб того, что вы измеряете

Систематическое наблюдение

 Тщательное наблюдение за определенным поведением в определенных условиях
 Менее глобальное, чем натуралистическое наблюдение
 Наблюдения поддаются количественной оценке
o Ex.Контрольный список
o Ex. Какой процент мальчиков по сравнению с девочками предпочитает этот вид игры?
 Проверка конкретной априорной гипотезы — подготовьте гипотезу до начала
наблюдение
 Наблюдения суммируются с использованием системы кодирования.
 Разработано априори на основе мыслей или ожиданий, но уточняется по ходу исследования.
 Данные будут более точными, если их просто и легко применить, и если вы нанимаете кодировщиков и не сообщаете им
что это за исследование
o Вы можете пропустить что-то происходящее, если ваша система кодирования не проста, потому что
вы записываете, вы не наблюдаете
 Доступны предустановленные системы кодирования
 Проблемы:
o Надежность
 Межэкспертная надежность
 80% точности достаточно, чтобы доверять данным
o Реактивность — отреагирует на то, что они наблюдаются
 Маскировка
 Привыкание
o Отбор проб
 Метод
 Продолжительность времени
 Время, необходимое для получения точных данных / время, чтобы люди могли привыкнуть
там есть камера, поэтому они действуют естественно

Примеры из практики

 Описание лица или события
o Чаще всего за одним человеком или событием внимательно следят
 Психобиография — использование психологической теории для объяснения жизни человека.
o Часто историческая личность
o Рост популярности
 Методы включают поиск в библиотеке, интервью, а иногда и прямое наблюдение
 Богат информацией
 Полезно информировать нас о редких или необычных условиях.
 Может привести к разработке гипотез для проверки
 Возможность обобщения ограничена
o Невозможно обобщить население, если вы посмотрите только на один предмет

Архивные исследования

 Обычно не требует одобрения этики, потому что исследование уже было проведено
 Использование ранее собранной информации для ответов на исследовательские вопросы.
 Данные могут быть качественными или количественными.
 Три основных источника данных (и примеры):
o Статистические записи
 Государственные и частные организации
 Публичные записи
 Основные спортивные лиги
o Архивы опросов
 Консорциум политических и социальных исследований
 Обзор мировых ценностей
 Общее социальное исследование
o Письменные и массовые сообщения
 Написано: дневники, письма, выступления
 Записи средств массовой информации: книги, газеты, журнальные статьи, телевидение
программы, Facebook (но действительно ли это приватно?)
 Контент-анализ документов с использованием системы кодирования — повышает точность данных
 Может ответить на вопросы, которые нельзя решить иначе
 Проблемы: доступ к записям и точность информации
 Как получить доступ к информации?

ПРИМЕР

50 оттенков серого влияют на сексуальные практики Северной Америки архивные исследования

Продажи веревок — увеличение на 1000% мягких хлопковых веревок

Продажи урожая — увеличение на 100%

Продажа наручников — увеличение не указано

Продажа секс-игрушек

-До 200% на определенные игрушки

-81% увеличение посещаемости БДСМ-раздела интернет-магазинов

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *