Тест стиль педагогического общения: Тест на тему: Диагностика стиля педагогического общения

Содержание

Тест на тему: Диагностика стиля педагогического общения

Профессиональная деятельность педагога невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

Диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1) Считаете ли Вы, что ребенок должен:

a) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;

b) говорить Вам только то, что сам захочет;

c) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2) Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

a) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять нужное решение;

b) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

c) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3) Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:

a) похвалите и всем детям покажете его работу;

b) проявите заинтересованность, выясните, почему как хорошо получилось сегодня;

c) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4) Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с Вами. Вы:

a) заставите его громко при всех поздороваться;

b) не обратите на это внимание;

c) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

5) Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и Вы предпочтете:

a) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они играют и общаются;

b) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

c) займетесь своими делами в группе.

6) Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

a) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания;

b) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

c) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7) Ваша исходная позиция в работе с детьми:

a) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и воспитывать его;

b) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничество же взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

c) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8) Как Вы относитесь к активности самого ребенка:

a) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;

b) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

c) положительно, но только тогда, когда активность согласована с педагогом.

9) Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома. Ваши действия:

a) сказали бы: «Ну и не надо»;

b) заставили бы выполнить работу;

c) предложили бы другое задание.

10) Какую позицию Вы считаете более правильной:

a) ребенок должен быть благодарен взрослым за работу о нем;

b) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь пожалеет;

c) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки ответов воспитателей

Варианты ответов:
   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

a 2  3  2  2  3  1  2  3  1  2

b 3  1  3  1 2  2  3  1  2  1

c 1  2  1  3  1  3  1  2  3  3

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;

10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль педагогического общения

Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.

Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам. Предполагает следующую тактику: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание. Ребенок должен подчиняться. Позиция педагога – удовлетворение требований.

Демократический стиль педагогического общения

Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.

Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность. Тактика педагога: сотрудничество и взаимодействие. Позиция педагога – интересы ребенка и его развитие.

Либеральный стиль педагогического общения

Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности.

К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общении я позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. Тактика педагога: оставьте меня в покое. Равнодушие, безразличие, раздраженное непринятие. Позиция педагога – ребенок это обуза, досадная помеха в решении собственных проблем.

 

Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание такого стиля это одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения.

 

Тест «Стили педагогического общения» — психологу, тесты

Тест

«Стили педагогического общения»

Цель: определение стиля воспитания детей

Инструкция: внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного Вами варианта ответа.

  1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:

А) делиться с Вами всеми своими мыслями и чувствами и т.д.;

Б) говорить Вам только то, что захочет сам;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

  1. Если ребенок взял у другого в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то Вы:

А) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

Б) предоставите самим детям разобраться в своих проблемах;

В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

  1. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сего дня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?

А) похвалите его и всем детям покажете его работу;

Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

В) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался!»

  1. Ребенок при входе в комнату не поздоровался с Вами. Как Вы поступите?

А) заставите его громко при всех поздороваться с Вами;

Б) не обратите на него внимания;

В) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.

  1. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать?

А) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;

Б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

В) займетесь своими делами (записи, проверка и пр.)

  1. Какая точка зрения Вам кажется наиболее правильной:

А) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;

Б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

В) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

  1. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его.

Б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности в семье, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

  1. Как Вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;

Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

В) положительно, но только тогда, когда согласовано с педагогом.

  1. Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия?

А) сказали бы: «Ну и не надо!»;

Б) заставили бы выполнить работу;

В) предложили бы другое задание.

  1. Какая позиция, по-вашему, более правильная:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;

В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  1. Восприятие отношения ребенка к учителю.

  2. Выбор профессионального воздействия.

  3. Реакция на удачное, успешное действие ребенка.

  4. Реакция на ошибку.

  5. Включенность в деятельность детей.

  6. Отношение к чувствам детей.

  7. Отношение к сотрудничеству с детьми.

  8. Восприятие активности детей.

  9. Учет потребностей детей.

  10. Отношение к детям в целом.

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ.

Варианты ответов

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

в

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

20-24 балла – склонность к авторитарному стилю;

10 –19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения обследуемый может сравнить со средними значениями указанных параметров, а также сравнить с высокой нормой. В дальнейшем знание о себе должно послужить основой для работы над собой.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О. (шифр)

Возраст Стаж Муж. Жен.

Образование Дата исследования «____»_______________

Вопросы

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О. (шифр)

Возраст Стаж Муж. Жен.

Образование Дата исследования «____»_______________

Вопросы

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О. (шифр)

Возраст Стаж Муж. Жен.

Образование Дата исследования «____»_______________

Вопросы

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Тест на тему: «Стиль педагогического общения»

«Стиль педагогического общения»

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:

делится с вами своими мыслями, чувствами

говорит вам только то, что он сам захочет

оставляет свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:

доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение

дети сами разберутся в своих проблемах

известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:

похвалите и всем детям покажете его работу

проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня

скажете ему «всегда бы так занимался».

4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:

заставите его поздороваться

не обратите на него внимание

сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:

спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают

помочь, подсказать, сделать замечание

заниматься своими делами (записи, подготовка)

6. Какая точка зрения кажется вам правильной:

чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания

эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать

чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать

у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка

ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8. Как вы относитесь к активности ребёнка:

положительно – без неё невозможно полноценное развитие

отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание

положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:

сказали бы «ну и не надо»

заставили бы выполнить работу

Предложили бы выполнить задание

10. Какая позиция, по-вашему, правильная:

ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём

если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет

воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

Ответ Число балов по номеру вопросов

   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (номера вопросов)

a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2 (баллы)

b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1

c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3

ИТОГО: ___

25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю

20-24 очка – преобладает авторитарный стиль

10-19 очков – характерен либеральный стиль

http://www.logopedia.ru/test/harakter/02_5.htm

Тест по теме: Тесты для педагогов на определение стиля общения с детьми.

Оценка эффективности стиля педагогического

  общения педагога с детьми

(Ю. Вьюнкова)

Прочитайте утверждения и соотнесите их с собственным опытом работы. Оцените каждое утверждение в соответствии с градацией ответов:

  • абсолютно верно — 2 балла
  • да, верно — 1 балл
  • ни да ни нет — 0 баллов
  • в общем, нет — 1 балл нет, неверно — 2 балла

Утверждения

  1. Я умею выдержать паузу после формулировки проблемы, вопроса, чтобы не мешать детям думать, принимать решение.
  2. Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Свое общение с детьми начинаю с вопроса: «Что скажете?», «Что думаете?», «О чем молчите?»
  3. Я могу выбрать нужную меру помощи, чтобы каждый ребенок смог выполнить работу относительно самостоятельно.
  4. Я никогда не повторяю ответы детей, литературно формулируя их мысль.
  5. У меня на занятиях дети имеют возможность задать вопрос, высказаться, чувствуют себя спокойно и естественно,
  6. Я считаюсь с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если они испытывают состояние вдохновения, творчества, даже если увеличение объемов работы не предусмотрено планом деятельности.
  7. Я принимаю ошибки детей, так как их ошибки являются источником вопросов, проблем, обсуждаемых группой.
  8. Я владею активными методами и формами работы (игровыми, тренинговыми, театрализацией и др.).
  9. Я владею методами сохранения нервно-психического здоровья детей.
  10. Я могу снять раздражение, гнев, агрессию у ребенка, умею переключить его внимание.
  11. Я являюсь для своих детей (воспитанников) товарищем, единомышленником, равноправным партнером в их делах.
  12. Я стараюсь познать своих детей. Даю понять, что вижу их достоинства независимо от их успехов.
  13. Я умею насытить жизнь детей в своей группе разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать себя.
  14. Я учу ребят анализировать поведение, чувства, поступки не только литературных героев, но и свои, своих товарищей, взрослых людей.
  15. Я поощряю интеллигентное и открытое выражение детьми своих чувств.
  16. Я развиваю у детей способность видеть и ценить индивидуальность других.
  17. Я стараюсь поддержать симпатии детей друг к другу. Помогаю каждому найти товарища.
  18. В учебно-воспитательном процессе постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет непосредственно, без моего вмешательства и побуждения.
  19. Мои дети (воспитанники) владеют коллективными приемами решения проблем. Умеют слушать друг друга, не блокируют чужих идей.
  20. Я не использую отметки в качестве поощрения и наказания

Обработка результатов

Сложите баллы по каждому утверждению, а полученную сумму разделите на 20 (количество вопросов). Итоговое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения.

Уровень 1

Количество баллов от 2 до 1,1

Вы демократичный педагог, который владеет условиями организации обучения, направленными на общее развитие воспитанников. Вам успешно удается учитывать в своей работе индивидуальные особенности ребенка. Умеете стимулировать развитие коллектива. Ваши воспитанники испытывают интерес к общению с Вами. Однако подумайте, не является ли Ваше мнение о себе следствием завышенной самооценки, проявившейся в Ваших ответах на вопросы?

Уровень 2

Количество баллов от 1 до 0,1

Вы осознаете основные условия организации обучения и непосредственного общения с детьми. Чтобы осознание перешло в каждодневную практику, Вам следует создавать ситуации для развития детской самостоятельности, индивидуального творчества, больше поощрять инициативу, направленную на освоение ребятами знаний и опыта.

Уровень 3

Количество баллов от 0 до —0,9

Вам следует серьезно переосмыслить свое общение с детьми. Для некоторых Ваш стиль общения подходит, но другие могут испытывать неуверенность в общении с Вами. Проанализируйте те утверждения, которые Вы не приняли. Что вызвало Ваше несогласие? На какие позиции Вы могли бы уже сейчас взглянуть по-другому? Начинайте действовать!

Уровень 4

Количество баллов от —1 до —2

Одно из двух: Вы или авторитарны, или же, наоборот, излишне опекаете детей. В обои случаях им трудно общаться и работать с Вами. Для создания атмосферы, способствующей максимальному развитию личности каждого воспитанника, Вам имеет смысл изменить стиль общения, сложившийся в группе. Если Вы готовы это сделать, начинайте с переосмысления любой из обозначенных выше позиций.

Анкета «Стиль педагогического общения»

Анкета «Стиль педагогического общения».
Инструкция. Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:
А) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.;
Б) говорить вам только то, что сам захочет;
В) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребёнок взял у другого ребёнка в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то вы:
А) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;
Б) предоставите самим детям разобраться в своих проблемах;
В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:
А) похвалите его и всем детям покажете его работу;
Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
В) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался».
4. Ребёнок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:
А) заставите его громко при всех поздороваться с вами;
Б) не обратите на это внимания;
В) сразу же начнёте общаться с ребёнком, не упоминая о его промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочитаете делать:
А) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;
Б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
В) займётесь своими делами (запись темы…)
6. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной:
А) чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие на них не стоит обращать внимание;
Б) эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
В) чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
А) ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен научить и воспитать его;
Б) у ребёнка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребёнка;
В) чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
8. Как вы относитесь к активности самого ребёнка:
А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;
Б) отрицательно – оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
В) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом.
9. Ребёнок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:
А) сказали бы : «Ну и не надо».
Б) заставили бы выполнить работу;
В) предложили бы другое задание.
10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:
А) ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём;
Б) если он не осознаёт заботу о нём, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;
В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Ответ Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
Б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
В 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
Средние статистические данные:
1) восприятие отношения ребёнка к учителю 2,71
2) выбор профессионального воздействия 2,14
3) реакция на удачное, успешное действие ребёнка 2,07
4) реакция на ошибку 2,57
5) включенность в деятельность детей 2,36
6) отношение к чувствам детей 2,57
7) отношение к сотрудничеству с детьми 2,79
8) восприятие активности детей 2,5
9) учёт потребностей детей 3
10) отношение к детям в целом 2,14
Результат: 25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;
10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Анкета № 1: Восприимчивость педагогов к новому

  1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?

  2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?

  3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?

  4. Вы сотрудничаете с научными консультантами?

  5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?

  6. Вы открыты новому?

  7. Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определялся по формуле: К= Кфакт / К макс, где К – уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам; Кфакт – фактическое количество баллов, полученное всеми учителями; Кмакс – максимально возможное количество баллов.

Критический уровень – К ‹ 0,45

Низкий уровень – 0,45 ‹ К ‹ 0,65

Допустимый уровень — 0,65 ‹ К ‹ 0,85

Оптимальный уровень — К › 0,85

Уровень инновационного потенциала педагогического коллектива По первой методике уровень восприимчивости педагогического коллектива к инновациям составил 0,78. Это допустимый уровень, что говорит о готовности большинства педагогов к введению инноваций, пониманию значимости инновационной деятельности в образовательной системе.

Приложение

Программа микроисследования: «Стимулирование качественной работы учителя»(разработка В.И. Зверевой, и Н.В. Немовой)

Цель исследования:

1.Выявить состояние и действенность системы стимулирования труда учителя в школе.

2. Разработать на основе проведенного исследования систему стимулирования качественного труда учителя.

Показатели получения оптимальной системы стимулирования:

  • Взаимная удовлетворенность учителей результатами труда.

  • Ответственность учителей за результаты своего труда.

  • Позитивные изменения качества труда учителя.

  • Развитие профессионального мастерства учителя.

Анкета №1

Задача: выявить значимость стимулирующих факторов для качественного труда учителя.

Качество моей работы во многом, как правило, зависит от наличия

1.Хороших условий труда

2.Возможностей получать хорошее вознаграждение за труд, решить социальные проблемы и иметь дополнительные льготы.

3.От микроклимата в коллективе, открытости и доверия, доброжелательного и и уважительного отношения ко мне коллег и руководства.

4.От того насколько полно предоставляется мне свобода в экспериментировании, создаются условия для овладения новым опытом и личного развития.

5.От того , насколько полного считаются с моим мнением, ценят меня как работника, привлекая к участию в делах коллектива, обсуждению и принятию значимых решений.

6.От наличия интересов к выполняемой работе, иногда даже «сопряженной» с вызовом.

Расставьте шесть указанных факторов по значимости для себя в порядке убывания, присвоив наиболее значимому шесть баллов, наименее значимому один.

Анкета № 2

Задача: выявить удовлетворенность учителей наличием стимулирующих факторов в школе.

Местом моей работы я избрал ОО, так как

1.Меня удовлетворяют созданные в ней условия труда и расположение от дома

2.Меня устраивает система оплаты моего труда, распределение стимулирующей надбавки и забота о решении моих социальных проблем

3.Моё положение в этом коллективе стабильно, так как отношение коллег и руководств ко мне доброжелательное и уважительное.

4.В этой школе я имею достаточные для меня возможности для личностного роста и развития, экспериментирования и освоение нового.

5.В этой школе мне достаточно доверяют, считаясь с моим личным мнением, и я имею возможность влиять на принятие значимых решений

6.Работа которой я занимаюсь в этой школе, интересна мне, стимулирует к дальнейшему поиску и развитию

Расставьте шесть указанных факторов по значимости для себя в порядке убывания, присвоив наиболее значимому шесть баллов, наименее значимому один балл.

Анкета № 3

Задача: определить иерархию мотивов трудовой деятельности.

В данное время я хожу на работу, потому что:

1.Там созданы хорошие условия труда

2.Мне необходимо зарабатывать на жизнь, чтобы обеспечивать себя и вою семью

3.Если я работаю, у меня появляется чувство защищенности, уверенности в завтрашнем дне, стабильности своего положения

4.Работа и общение в коллективе, создают мне условия для постоянного личностного роста и развития

5.Таким образом я ощущаю свою причастность к общему делу, к решению общественно значимых задач в избранной в сфере деятельности

6.Работа, которой я занимаюсь, интересна мне, составляет часть моей жизни.

Расставьте указанные мотивы в порядке убывания значимости, наиболее значимому присвойте первое мест, наименее ,-шестое.

Обработкарезультатов

Данные результатов занесите в следующую таблиц в соответствии с порядковым номером фактора, который в вопросах анкет и в таблице обозначен цифрой 1 -6.

Факторы, мотивирующие работу учителя

Значимость фактора для качественного

труда

Удовлетворенность наличием

фактора в школе

Резерв стимулирования

Мотивы

трудовой деятельности

1

2

3

4

5!

6

1

Условия труда

2

3

-1

5

2

Вознаграждение

1

1

0

6

3

Безопасность

6

4

2

2

4

Личностное развитие

3

2

1

3

5

Чувство причастности

4

5

-1

1

6

Интерес к работе, сопряженный с вызовом

5

5

0

4

Для определения резерва стимулирования (5) вычтите из показателя значимости фактора (3) показатель его наличия (4). Разницу занесите в колонку (5), он укажет резерв стимулирования.

Для окончательных вводов относительно резерва стимулирования нужно учесть данные в мотивах трудовой деятельности (6).

При обработке большого объема статистических данных нужно определить средние показатели или количество человек, имеющих один и тот же показатель по каждому из факторов.

Рекомендации по анализу.

Для оценки оптимальности системы стимулирования необходимо соотнести показатели исследования с результатом труда учителя.

«резерва стимулирования» по всем показателям меньше или близок к «0», т.е отсутствует

Сотрудник полностью удовлетворен своими результатами и положением в коллективе, сохраняет их, но не стремится к улучшению и обновлению своей деятельности

Имеется большой резерв по по первым трём факторам, выступающим в качестве демотиваторов

Сотрудники не удовлетворены наличием даже самого необходимого для хорошей работы, этим они могут оправдывать имеющие результаты своего труда и бездействие. Сильное влияние демотиваторов препятствует развитию профессионального мастерства, ответственности, улучшению результатов труда и может стать причиной их ухудшения даже у творчески работающего человека

Имеется большой резерв стимулирования по главным мотиваторам

Сотрудники удовлетворены условиями своего труда, его оплатой и стабильностью положения в коллективе и испытывают недостаточность условий для удовлетворения потребностей в личном развитии, участии в делах коллектива, получения более интересной работы.Наличие всех этих факторов окажет прямое влияние на улучшни результатов их деятельности.

Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения

(Авторы: Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М .Мануйлов)

Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с ним согласиться, и символом «- «, если даёте отрицательный ответ.От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования

1.Нуждаетесь ли Вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?

2.Предпочитаете ли Вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3. Волнуетесь ли Вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

4. Предпочитаете ли Вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом?

5. Часто ли вы используете методические приёмы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

6Приденживаетесь ли вы заренее спланированной схемы урока?

7.Часто ли Вы по ходу урока включаете в него только только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8.Вовлекаете ли Вы в обсуждение темы урока учащихся?

9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?

10.Часто ли удается Вам пошутить в ходе урока

11. Предпочитаете ли Вы вести объяснение учебного материала ,не отрываясь от своих записей?

12. выводит ли вас и з равновесия непредвидимая реакция аудитории ( шум,гул, оживление)?

13. Нуждаетесь ли Вы в достаточно длительном времени ( 5 -8 мин) ,чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?

14. Повышаете ли Вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание учащихся?

15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос самостоятельно на него ответить?

16. Предпочитаете ли Вы, чтобы Вам походу объяснения нового материала задавали вопросы учащихся?

17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?

18. Есть ли у Вас привычка выбирать среди учащихся в классе два 0- три лица и следить за их эмоциональными переживаниями?

19. Выбивают ли Вас из колеи скептические ухмылки учащихся?

20. Замечаете ли Вы во время уроков изменения в настроении учащихся?

21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время лбъяснения темы урока?

22. Отвечаете ли Вы сразу на реплики учащихся?

23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

24. Увлекаетесь ли Вы монологом настолько, что Вам не хватает отведенного по плану урока времени?

25. Чувствуете ли вы себя после урока уставшим настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день ещё раз?

Модель общения

ДА +

Нет

Дикторская «Монблан»

4,6, 11,15,17,23

1,7,8,9, 12, 13, 14, 16,18

19, 20,21,22,24

Неконтактная

«Китайская стена»

9,1,13,14,15

1,7,8,12,16,18,19

20,21

Дифференцированная

«Локатор»

10,14,18,20,21

2,4,6,13,15,17,23

Гипорефлексивная

« Тетерев»

9,11,15,17,23,24

8,12,16,19,20,21,22

Гипорефлексивная

«Гамлет»

3, 12,14,18,19,20,22

2,5,6,11,13,23

Негибкого реагирования

«Робот»

1,2,5,6, 13,15,23

8,9,11,16,21,24

Авторитарная « Я – сам»

5,10,14,15,18,24

2,8,16,21

Активное взаимодействия «Союз»

7,8, 10,16,20,21,22

1,2,4,5,6,11,13,15,17,23

Уважаемые коллеги! Примите, пожалуйста, участие в анкетировании.

Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с ним согласиться, и символом «- «, если даёте отрицательный ответ.От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования

1.Нуждаетесь ли Вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?

2.Предпочитаете ли Вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3. Волнуетесь ли Вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

4. Предпочитаете ли Вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом?

5. Часто ли вы используете методические приёмы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

6.Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?

7.Часто ли Вы по ходу урока включаете в него только только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8.Вовлекаете ли Вы в обсуждение темы урока учащихся?

9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?

10.Часто ли удается Вам пошутить в ходе урока

11. Предпочитаете ли Вы вести объяснение учебного материала ,не отрываясь от своих записей?

12. выводит ли вас и з равновесия непредвидимая реакция аудитории ( шум, гул, оживление)?

13. Нуждаетесь ли Вы в достаточно длительном времени ( 5 -8 мин) ,чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?

14. Повышаете ли Вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание учащихся?

15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос самостоятельно на него ответить?

16. Предпочитаете ли Вы, чтобы Вам походу объяснения нового материала задавали вопросы учащихся?

17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?

18. Есть ли у Вас привычка выбирать среди учащихся в классе два 0- три лица и следить за их эмоциональными переживаниями?

19. Выбивают ли Вас из колеи скептические ухмылки учащихся?

20. Замечаете ли Вы во время уроков изменения в настроении учащихся?

21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время лбъяснения темы урока?

22. Отвечаете ли Вы сразу на реплики учащихся?

23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

24. Увлекаетесь ли Вы монологом настолько, что Вам не хватает отведенного по плану урока времени?

25. Чувствуете ли вы себя после урока уставшим настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день ещё раз?

Тест по теме: Диагностика стилей педагогического общения.

Диагностика стилей педагогического общения

 

Инструкция: Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с ними согласиться, и символом «-«, если даёте отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?

 2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

 3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

 4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре) ?

 5. Часто ли вы используете методические приёмы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

 6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?

 7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

 8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?

 9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?

 10. Часто ли удаётся вам удачно пошутить в ходе урока?

 11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?

 12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди учащихся?

 13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?

 14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?

 15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?

 16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы учащиеся?

 17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?

 18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?

 19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?

 20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?

 21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?

 22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?

 23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

 24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает

 отведённого по плану урока времени?

 25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не

 в состоянии повторить их в этот же день ещё раз (во вторую смену)?

Обработка и интерпретация результатов

 Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведённым ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

№ вопросов

 Модели общения        

Да «+»        

Нет «-«

Диктаторская «Монблан»        

+4, 6, 11, 15, 17, 23        

-1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16,

 18, 19, 20, 21, 22, 24

Неконтактная

 «Китайская стена»        

+9, 11, 13, 14, 15        

-1, 7, 8, 12, 16, 18, 19,

 20, 21.

Дифференцированное

 Внимание «Локатор»        

+10, 14, 18, 20, 21        

2, 4, 6, 13, 15, 17, 23

Гипорефлексивная

 «Тетерев»        

-9, 11, 15, 17, 23, 24        

8, 12, 16, 19, 20, 21, 22

Гиперрефлексивная

 «Гамлет»        

+3,12,14,18,19,20,22,25        

-2, 5, 6, 11, 13, 23

Негибкого

 Реагирования «Робот»        

+1, 2, 5, 6, 13, 15, 23        

-7, 8, 9, 11, 16, 21, 24

Авторитарная

 «Я — сам(а)»        

+5, 10, 14, 15, 18, 24        

-2, 8, 16, 21

Активного

 Взаимодействия «Союз»        

+7, 8, 10, 16, 20, 21, 22        

-1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15,

 17, 23.

 

Источник: Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов

 Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп

Тест «Стиль педагогического общения» — классному руководителю, тесты

          Тест «Стиль педагогического общения» (10 вопросов)

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:

  • делится с вами своими мыслями, чувствами
  • говорит вам только то, что он сам захочет
  • оставляет свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:

  • доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение
  • дети сами разберутся в своих проблемах
  • известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:

  • похвалите и всем детям покажете его работу
  • проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
  • скажете ему «всегда бы так занимался».


Просмотр содержимого документа

«Тест «Стиль педагогического общения» »

Тест «Стиль педагогического общения» (10 вопросов)

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:

  • делится с вами своими мыслями, чувствами

  • говорит вам только то, что он сам захочет

  • оставляет свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:

  • доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение

  • дети сами разберутся в своих проблемах

  • известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:

  • похвалите и всем детям покажете его работу

  • проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня

  • скажете ему «всегда бы так занимался».

4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:

  • заставите его поздороваться

  • не обратите на него внимание

  • сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:

  • спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают

  • помочь, подсказать, сделать замечание

  • заниматься своими делами (записи, подготовка)

6. Какая точка зрения кажется вам правильной:

  • чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания

  • эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать

  • чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

  • ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать

  • у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка

  • ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8. Как вы относитесь к активности ребёнка:

  • положительно – без неё невозможно полноценное развитие

  • отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание

  • положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:

  • сказали бы «ну и не надо»

  • заставили бы выполнить работу

  • Предложили бы выполнить задание

10. Какая позиция, по-вашему, правильная:

  • ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём

  • если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет

  • воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

Ответ

Число балов по номеру вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

a

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

b

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

c

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

ИТОГО: ____________
25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю
20-24 очка – преобладает авторитарный стиль
10-19 очков – характерен либеральный стиль

Начало формы

Проблема выбора стиля и позиции в педагогическом общении

Проблема выбора стиля и позиции в педагогическом общении

В профессиональном общении учителя всегда есть два аспекта, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Во-первых, это общие принципы общения, обусловленные характером социальной системы, традициями и ценностями культуры, в которых реализуется педагогическая деятельность учителя, единые цели обучения и воспитания.Во-вторых, это индивидуальные принципы общения, его стиль — это набор конкретных примеров и означает, что учитель своеобразным образом, в зависимости от конкретных условий и возможностей обучения и воспитания, реализует в своей деятельности на основе своей личной знания, профессиональный опыт, умения и способности.

Педагогическое общение — важнейшее средство осуществления педагогической деятельности. В свою очередь, педагогическая деятельность формирует требования к общению, предопределяет его направление, способы, характер и виды.

Стиль педагогического общения, должности и роли, которые учитель выбирает для себя, определяются следующими факторами:

1) вся система производственных, политических, правовых и нравственных отношений, принятая в каждый период времени, в каждой стране, в каждом школьном коллективе. Педагог как член педагогического сообщества, как правило, выбирает роли и стили, наиболее подходящие для системы отношений в обществе;

2) те педагогические задачи, которые педагог намеревается решать в каждом действии или периоде педагогического общения;

3) личность самого учителя.

Личность учителя всегда имела решающее значение в педагогическом процессе, и маловероятно, что с развитием информационных и других технологий эта ценность нивелируется. Студенты чутко фиксируют ценностные ориентации учителя, сразу понимая, являются ли они самими собой, своей судьбой, интересами, ценностями для учителя; видеть и часто копировать отношение к профессии, к своим обязанностям, индивидуальным поступкам и личным качествам.На выбор стиля преподавателя также влияют общекультурный и образовательный уровень ста, его педагогический опыт и предыдущий предметный опыт. Поэтому стиль и роли, выбранные учителем, должны соответствовать его внутренним потребностям, поскольку лживость и неискренность в педагогическом общении не позволят нам установить педагогически целесообразные отношения;

4) специфика группы детей в целом (возраст учащихся, контингент, особенности их семей и т. Д.). Итак,

А. С. Макаренко, педагогическая деятельность которого проходила в исправительных учреждениях, придерживался авторитарного стиля, а Корчак — стиля сотрудничества и фасилитации. Часто учитель меняет свой стиль в зависимости от класса, в котором он сейчас работает.

Приведем пример. Авторитарный стиль, как мы видели, предусматривает подчинение ученика воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитаризм тормозит развитие активности детей, их индивидуальности, ведет к противостоянию воспитателя и учеников.Авторитарный стиль педагогического лидерства — это стрессовая образовательная система, основанная на властных отношениях, игнорировании индивидуальных качеств учащихся, игнорировании гуманных способов взаимодействия с учениками. Принцип авторитарной педагогики — учитель — субъект, а ученик — объект воспитания и обучения. При этом тщательно разработаны инструменты управления ребенком: угроза, слежка, принуждение, запрет, наказание. Род занятий строго регламентирован. Этот стиль порождает в учителе особые профессиональные качества: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, категоричность в суждениях.Одно из его проявлений в педагогической деятельности — нравоучительное, назидательное. Авторитарный стиль воспитания и обучения чаще всего складывается под влиянием стиля общения начальства и подчиненных, принятого в трудовом коллективе и в обществе в целом (Педагогический словарь).

ЯВЛЯЕТСЯ. Кон объясняет преобладание авторитарного стиля в школе тем, что традиционная педагогика формировалась в то время, когда успех учебно-воспитательной работы оценивался в основном по тому, насколько взрослым удавалось передать накопленные знания, умения и навыки детям. ,В то же время дети были подготовлены к жизни в обществе, которое по своим основным характеристикам было бы похоже на мир, в котором жили их родители.
В настоящее время социальные изменения — научные, технические, культурные и повседневные — настолько значительны и происходят так быстро, что никто не сомневается, что сегодняшним детям придется жить в мире, существенно отличном от того, в котором жили их родители и учителя. Поэтому, считает ученый, и его образовательные успехи, взрослых нужно оценивать не столько по тому, как им удалось передать свои знания и навыки, сколько по тому, удалось ли им подготовить детей к самостоятельным действиям и принятию решений в условиях, которые явно были не могло и не могло быть в жизни старшего поколения.Знания, навыки и навыки, оставаясь важным содержанием образования, по-прежнему перестают доминировать в деятельности школы. Более важными целями общего образования теперь называют воспитание у детей ответственности, нравственности, предприимчивости, социальной мобильности, готовности к сотрудничеству и способности к самоорганизации, их духовного и нравственного развития.

Пример

Несколько лет назад мы со студентами опросили учителей и родителей младших школьников.Целью опроса, о котором мы проинформировали респондентов, было определение эффективных форм, методов, средств и методов современного образования. Фактически преследовалась другая цель — выявить приоритеты родителей и учителей в образовании, что было реализовано в текстах и ​​структуре вопросов. В результате мы установили следующее. Педагоги больше всего ценят в учениках такие качества и отношения, как трудолюбие, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность. Точно так же настроены и родители младших школьников, которых также впечатляют послушание и организованность.Наличие таких качеств позволяет называть ребенка «идеальным» — так думают взрослые. Каким бы вы хотели видеть своего ребенка через 15-20 лет? — спросили мы тех же взрослых. Отзывы: инициативный, независимый, креативный, инициативный, мобильный, а также ответственный, честный, добрый. Сопоставление этих двух списков заставляет сформулировать ряд вопросов: «Что должно произойти, если инициатором станет ребенок от исполнителя?» Кто его этому научит, если

.

Стили педагогического общения: описание, особенности и определение

В статье рассматриваются стили педагогического общения. Это суть взаимодействия между учителем и учеником, и перечислены основные типы.

По данной теме имеется много литературы, однако некоторые сведения, опубликованные в учебниках, являются устаревшими. Причина — в новом государственном образовательном стандарте, а также в последней редакции Закона об образовании, в которой утверждены некоторые положения, ранее не обсуждавшиеся.

Актуальность проблемы

Стили педагогического общения — одна из важнейших тем современной литературы, посвященной образованию. Именно такое взаимодействие ученика с преподавателем является воплощением на практике всех знаний, данных в учебных пособиях. То, как проходит обучение, атмосфера, в которой оно происходит, во многом определяет успех всего процесса.

Педагогическая коммуникация может дать следующее определение: система методов, принципов и действий, направленных на достижение образовательных целей и задач.Можно с уверенностью сказать, что не может быть двух одинаковых учителей с совершенно одинаковыми манерами взаимодействия с учениками, поскольку могут быть люди с одинаковыми персонажами.

Однако мы можем выделить некоторые общие черты, присущие многим учителям. На их основе и созданы те классификации, которые существуют на данный момент. Следовательно, понятие стиля педагогического общения можно сформулировать следующим образом: это индивидуальный набор принципов, приемов, действий, приемов, которые использует педагог.

Рекомендовано

The origin of the Slavs. The influence of different cultures

Происхождение славян. Влияние разных культур

Славяне (под этим именем), по мнению некоторых исследователей, появились в повести только в 6 веке нашей эры. Однако язык национальности несет в себе архаичные черты индоевропейского сообщества. Это, в свою очередь, говорит о том, что происхождение славян ч …

Другая перспектива

Стили педагогического общения — тема, которая десятилетиями разрабатывается учеными.Первым вопросом выявили западные специалисты, тогда как в СССР он практически не рассматривался. В нашей стране долгое время единственным способом взаимодействия учителя и ученика был принцип субъектно-объектных отношений. То есть учитель воспринимался как начальник, руководитель, авторитет которого не подвергается сомнению, а слова которого должны выполняться без обсуждения.

Первым о стилях педагогического общения с детьми заговорил зарубежный ученый К.Эдвардс. Он построил свою классификацию на личных характеристиках учителей. Ниже мы кратко опишем стили педагогического общения по Эдвардсу.

  • Общение-жертва. Есть ряд учителей, которые выстраивают отношения со своими учениками, пытаясь понять особенности личности, индивидуальные особенности, желания каждого. Он также направлен на решение проблем, возникающих у детей в процессе обучения. В своей работе наставник старается сделать процесс обучения максимально комфортным для каждого ребенка.Как видите, индивидуальный стиль педагогического общения основан прежде всего на изучении психологической составляющей межличностного взаимодействия.

helpful teacher

  • Академический стиль. Педагог, придерживающийся этого метода построения взаимоотношений между ним и его подопечными, руководствуется в первую очередь положениями, рекомендациями и правилами, изложенными в педагогической и методической литературе. Он практически никогда не отклоняется от этих правил и, как правило, отрицательно относится к коллегам, которые имеют иную точку зрения на этот вопрос.Обычно так себя ведут, только начиная карьеру учителя. Их жизненный и педагогический опыт не позволяет осознать тот факт, что не всегда правила, которые кажутся идеальными, могут быть действительно применены. Кроме того, они до сих пор находятся под впечатлением прохождения педагогической практики в высших и средних профессиональных учебных заведениях, когда любое отклонение от заранее написанного плана урока часто воспринимается методистами как ошибка. Более опытные учителя в стилях обычно не используют, поскольку в процессе своей деятельности они часто вырабатывают собственные методики.
  • Креативный подход. Такой стиль профессионального педагогического общения требует знания специальной литературы. Однако учитель, придерживающийся такой манеры обращения с учениками, не должен делать упор на безусловное выполнение всех канонов, а предпочитает действовать в соответствии с ситуацией. Таким образом, он в основном полагается на свои собственные выводы, основанные на логическом мышлении.

the ideal teacher

Этот стиль педагогического общения является наиболее совершенным из представленных по классификации Эдвардса.Такой вывод можно сделать на основании следующих положений: во-первых, учитель, который выстраивает взаимодействие с учениками на основе логических рассуждений и опирается на опыт предшественников, постоянно совершенствуя свою работу, поскольку опыт, который он имеет накопленные со временем, этому способствует. Во-вторых, такое общение с пациентами не исключает установления теплых дружеских отношений, в которых будут учитываться интересы обеих сторон, как в случае с учителями первого стиля.

Однако подход к своей профессиональной деятельности требует значительного опыта и знаний в области педагогики. Следовательно, можно утверждать, что этот стиль редко встречается среди молодых представителей педагогической профессии.

Все зависит от настроения

В отечественной педагогической мысли этим вопросом занимались многие ученые, среди которых выделяются работы Березового, В. А. Кан-Калика, Ю. Л. Коломенского и других.

Согласно одной из точек зрения, определение стиля педагогического общения учителя необходимо в зависимости от его отношения к ученикам.Возникает вопрос о степени дружелюбия учителя и его стремлении разрешить все конфликты мирным путем.

Согласно данному принципу все стили взаимодействия студентов с наставниками можно разделить на следующие типы:

  • Устойчивый и позитивный стиль. Учитель, который в общении со своими учениками как дружелюбный, гостеприимный, стремится разрешить любой конфликт, не нарушая прав ребенка, не оскорбляя его чувств. Это не значит, что учитель никогда не комментирует и не ставит неудовлетворительные оценки.Но все его действия предсказуемы и ученики не чувствуют себя обиженными, потому что работая с учителем, они привыкают к мысли, что любой проступок или шалость может вызвать негативную реакцию их наставника. Стоит отметить, что такой учитель может быть единственным, кто сознательно пришел работать в школу. Такой человек при выборе карьеры руководствовался прежде всего не финансовой стороной, а естественной склонностью к этой деятельности. Ему непременно нужно обладать следующими качествами: любовь к детям, способность сопереживать, быть справедливым, иметь необходимые профессиональные знания и навыки в области своего предмета и так далее.

super teacher

  • Непредсказуемый стиль. Учителя, придерживающегося такой тактики, можно охарактеризовать словами «обезьяна с гранатой». Его требования и отношение к ученику полностью зависит от его сиюминутного настроения. У таких учителей, как правило, есть фавориты среди учеников, которым они завышают оценки, причиной тому может быть банальная симпатия к ученику.

Обычно ученики недооценивают подобный стиль общения учителя. Такое обучение приводит к тому, что дети чувствуют себя очень неуютно в классе, испытывая чувство незащищенности и неуверенности в будущем.Есть пример, иллюстрирующий этот тип взаимодействия со студентами. Учитель дает ученикам домашнее задание и говорит, что следующий урок будет повторением пройденных. Вместо этого он внезапно обнаруживает, что мы собираемся провести тест, делает это. Какая реакция может возникнуть у школьников в этой ситуации? Конечно, кроме отрицательных эмоций такое поведение учителей не вызывало. Как правило, такое общение со студентами является результатом безответственного отношения к своей работе, а также говорит о пробелах в собственном образовании и педагогических знаниях.

Есть примеры негативного педагогического стиля. Например, отрицательное отношение к студентам. Иногда действительно есть учителя, которые не любят свою профессию, недовольны местом работы и не стесняются сваливать на детей свои личные неудачи. Например, в 90-е годы в школе учителя открыто заявляли, что опаздывают на занятия, общаются с учениками недружелюбно, недружелюбно из-за того, что удерживают зарплату. Конечно, учителя, попавшие в сложные ситуации, могут вызывать симпатию и понимание, но такое отношение к ученикам с их стороны недопустимо вне зависимости от обстоятельств.

Неустранимая ошибка

Второй тип негативного общения между учителями и учениками — это так называемый спанивелло. Другими словами, воспитатель флиртует с подопечными, используя все возможные средства, чтобы завоевать популярность. Примером такого поведения может быть персонаж из известного советского фильма «Республика ШКИД». Этот герой, будучи учителем литературы, полностью отошел от профессиональных обязанностей, посвящая уроки пению юмористических песен. По сюжету фильма связанная с его деятельностью вызвала у руководства большую гнев.В результате нерадивый учитель с позором был исключен из школы.

Популярность, приобретенная учителями таким образом, заметна и со временем вызовет пренебрежение со стороны учеников, но также легкомысленное отношение к предмету и учителю. Часто с такими ошибками ошибаются молодые учителя, пытаясь поднять свой авторитет среди льготников. Поэтому учителя по педагогическому предмету часто предупреждают своих учеников об опасности совершения подобных ошибок.

В этой классификации стиль, представленный первым числом, а именно положительная стабильность, является наиболее предпочтительным при построении отношений между учителем и учениками.

Основное оружие учителя

Существует еще одна классификация стилей и характеристик общения учителей, основанная на личных качествах, используемых учителем для завоевания доверия среди учеников. По данному критерию выделяются следующие типы взаимодействия учеников и учителей:

  • Учитель, увлеченный своим предметом. Наверное, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенка учил математике человек, который не только разбирается в науках, но и может эмоционально интересно рассказывать о том, как решить ту или иную проблему, предлагая при этом нестандартные способы поиска решения.Имея перед глазами пример такой самоотверженной работы, студенты непременно получат полезный урок, вы поймете, как относиться к своему делу. Кроме того, в педагогике есть такое понятие, как инфекция. Это слово в этой науке подразумевает передачу интереса от одного человека к другому через положительные эмоции. Так, многие выдающиеся деятели науки признаются, что интересовались той или иной отраслью знаний благодаря школьным учителям, которые были настоящими фанатами своего дела.

the mathematics teacher

  • Учитель, сумевший добиться признания учениками их личных качеств, авторитета. Этот вариант, несмотря на его внешнюю позитивность, гораздо менее предпочтителен, чем первый. Студенты уже в раннем возрасте должны научиться ценить мужчину не только симптомы, но и внутреннее содержание, которое может выражаться в преданности учителей своему делу.

Традиционный подход

В статье много сказано о стилях обучения и стилях педагогического общения, однако стоит упомянуть и наиболее распространенную классификацию.В рамках данной системы взаимодействие факультета со студентами можно разделить на следующие типы:

  • Авторитарный стиль педагогического общения. При таком способе взаимодействия с детьми учитель обычно не поддерживает их никакой обратной связью в плане учета их желаний, возможностей и так далее. Обучение ведется с позиции «Учитель — руководитель, студент — сотрудник». Многие современные учебники педагогики отвергают возможность существования этого стиля в современной средней школе.Однако эта точка зрения не всегда верна. Авторитарный стиль уместен в начальной школе, когда у детей еще не полностью развита эмоционально-волевая сфера, не сформированы до конца учебные навыки и мотивация к получению знаний. В такой ситуации у учителя нет другого выбора, кроме как взять под свой контроль весь процесс обучения. То же можно сказать и о педагогическом стиле общения воспитателя в дошкольном учреждении. Это не значит, что педагог должен ставить многочисленные отрицательные оценки, часто ругать своих подопечных и так далее.Авторитарный стиль предполагает не только такой высокий процент автономности школы, как старшие ступени образования. Что касается методов и принципов обучения, то в этом стиле обычно применяются репродуктивные типы передачи информации. То есть ученикам дается материал, который вы хотите изучить. Отклонения от запланированных правил обычно не приветствуются.

Strict teacher

  • Демократичный стиль. Именно в этом общении реализуются так называемые субъект-субъектные отношения.То есть педагогический процесс протекает в постоянном взаимодействии. Педагог реагирует на личностные особенности каждого ученика, старается учитывать все запросы, действует в зависимости от текущей ситуации на уроке. Вместо внушений традиционного авторитарного стиля здесь чаще используются такие методы воздействия, как убеждение, заражение эмоциями и так далее. Именно при демократической форме общения проще всего реализовать так называемое проблемное обучение, есть своего рода передача знаний, при которой материал передается студентам не в готовом виде.

Democratic style of communication

Особенности демократического стиля

Детям необходимо ставить перед собой цели и задачи своей деятельности, находить необходимую литературу, производить рефлексию и учитывать все ошибки. В конце процесса ученики должны поставить себе оценку, то есть соотнести цели и задачи с полученными результатами. Такое образование требует от детей хорошо сформировавшихся педагогических навыков и высокого уровня дисциплины. Так что в начальной школе только некоторые элементы.

Рассматривая основные стили педагогического общения, следует сказать, что демократические в их роде можно использовать в полной мере только на средней фазе, в учебных программах государственных школ.

Переход от авторитарного стиля к демократическому не должен происходить внезапно. Это должно происходить постепенно и плавно. При таком осознании изменения отношения учителей к детям, у последних может не возникать чувство дискомфорта и незащищенности.Напротив, это изменение будет практически незаметным, гармонирующим с возрастными особенностями учащихся. Гораздо реже можно наблюдать либеральный стиль педагогического общения. Такую форму взаимодействия учителя со студентами можно назвать простым словом «попустительство».

Особенности либерального стиля

Учитель предоставляет студентам возможность выбрать свой образовательный путь, но не поддерживает их в процессе обучения. Как правило, это происходит при переоценке в качестве учителя детей, и когда он элементарно пренебрегает своими обязанностями.

liberal style of communication

Однако либеральные элементы стиля возможны в некоторых видах учебной деятельности. Например, при реализации школьного самоуправления, в Президиуме и так далее. Обычно на таких мероприятиях детям предоставляется свобода решать определенные вопросы без участия наставников.

Смешанный тип

Традиционная классификация стилей общения учителей основана на стилях педагогического менеджмента и имеет общие с наукой термины: либеральный, демократический и так далее.

Мужчину с наличием только одного типа темперамента можно встретить очень редко. учителя с четким стилем общения, характерным для одной из групп, тоже нечастое явление. Обычно учителя выстраивают взаимодействие с учениками, используя различные элементы нескольких стилей. Однако обычно преобладает одна из этих разновидностей.

Таким образом, можно говорить о классификации стилей педагогического общения. Виды и формы (что по сути одно и то же) общения с детьми часто путают с концепцией, обсуждаемой в этой статье.Поэтому необходимо выделить различия. Под типами нужно понимать. Обычно они делятся на диалогическое и монологическое общение, то есть обучение, проводимое совместно с учащимися без него. Диагностика стиля педагогического общения учителя может проводиться с учетом одной из представленных классификаций.

Заключение

В данной статье исследуется проблема стилей общения учителей. Строение и функции его можно описать следующим образом.Педагогическое общение — это деятельность, направленная на передачу знаний и привитие определенных личностных качеств (образование). Состоит из двух компонентов: внутреннее общение — это работа учителя по подготовке уроков, рефлексия и работа над собственными ошибками, а внешнее — это просто стиль педагогического общения. Общение учителя с детьми определяется его разнообразием.

.

Модели педагогического общения — Взаимодействие участников образовательного процесса

Модели педагогического общения

Помимо функций общения, каждый учитель должен оперировать всем разнообразием существующих моделей общения для эффективного взаимодействия. Коммуникация различает информационные, убедительные, выразительные, суггестивные (суггестивные) и ритуальные модели коммуникации.

Коммуникационная модель , как правило, используется участниками образовательного процесса для передачи и приема информации, расширения словарного запаса и тезауруса обучаемых.Передаваемая информация расширяет информационный фонд участников общения, уточняет обстоятельства ситуации, предоставляет конкретные факты и цифры, позволяющие получить новые знания или принять эффективное решение. Чаще всего информационная модель используется в традиционных технологиях обучения: на лекциях, уроках, семинарах, а также в письменных работах студентов — рефератах и ​​рефератах, контрольных и курсовых, дипломных и проектных работах.

Основой модели убеждения является убеждение — деятельность или процесс, в котором учитель пытается вызвать изменение взглядов, отношения или поведения другого человека посредством общения в этом контексте, где осужденный имеет определенную степень. свободного выбора.Самая сложная задача убеждения — превратить противоположные мнения о тех или иных действиях, решениях в совпадающие. Результат убеждения считается успешным, когда участник взаимодействия способен самостоятельно обосновать свое решение или мнение, оценить его положительные и отрицательные стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений. При этом учителю следует помнить, что при взаимодействии с продвинутыми учениками следует использовать убедительную модель: компетентные, имеющие собственное мнение и обладающие способностью вести свою линию, аргументировать свою позицию.

Цель экспрессивной модели взаимодействий — передать чувства и ощущения, вызвать соответствующие эмоции, сформировать психоэмоциональные настроения у участников взаимодействия, побудить к активности. Чтобы использовать этот вид общения, учителю необходимо, например, использовать в своей публичной речи (лекции, речи) различные не только вербальные и невербальные коммуникативные техники, но также аудио, видео и другие средства иллюстрации.

Впечатляющие, или наводящие на размышления, модели взаимодействия (от латинского Suggestio — внушение, искусство внушать, а не рассказывать) особенно применимы в работе с детьми и социально незрелыми подростками, которым нужна мотивационная коррекция.Цель такой модели — сформировать определенные настройки, реализовать предложение, заняться какой-либо деятельностью. Внушение, или внушение — это психологическое воздействие одного человека (или группы) на другого (или группу), при котором существует определенное влияние на убеждения, установки, решения последних. Под влиянием внушения человек действует без собственной мотивации, не контролирует направленное на него воздействие. Также следует учитывать, что участники взаимодействия в образовательном процессе слабо информированы, эмоционально тревожны, слабы духом и волей, верят в авторитет, имеют низкую самооценку, тревожные, беспокойные, пугливые, впечатлительные, неуверенность в себе и т. д.

В учебном процессе, когда взаимодействие студентов организовано, преподаватель должен использовать разные модели и в разной последовательности в зависимости от цели обучения, характеристик контингента обучающихся, складывающейся ситуации и формы взаимодействия.

,

Педагогическое общение

Размер вставки (px)
344 x 292429 x 357514 x 422599 x 487

ОПИСАНИЕ

Текст педагогического сообщения

  • 1. Представлено: Марьям Эскандаржуй 20/12/2013

2. Цели Общение между учителями и учениками Методики общения в классе Методы эффективного общения 3. Определение Образовательное общение можно определить как транзакционный процесс, в котором преподаватели и студенты создают общий коммуникационный климат, который меняется от момента к моменту по мере развития разговора, а мысли, отношения и поведение обеих сторон в некоторых случаях влияют друг на друга. путь.4. Педагог должен задать себе следующие вопросы: Чего я ожидаю после отправки сообщения? Чего бы я хотел сделать, чтобы повлиять на окружающее? Во что я ожидаю, что мои ученики поверят, скажут и сделают в результате моего общения? В бывшей психологии, какое влияние я хотел бы произвести и какую реакцию я хотел бы получить от своих учеников? 5. Хороший учитель — это больше, чем лектор. Обучение — это баланс между знаниями и успеваемостью.Некоторые выдающиеся люди не могут передать полученные знания другим людям из-за отсутствия эффективных коммуникативных навыков. Концепция хорошего учителя включает в себя способность общаться со студентами, поощрять их исследования и проявлять заботливое отношение при сохранении дисциплины. 6. Отношения между учителем и учеником. То, что вы говорите своим ученикам (а иногда и то, что вы не говорите), останется с ними навсегда. Важно эффективно общаться со своими учениками, чтобы они знали и понимали, откуда вы.7. Если учителя и ученики не могут хорошо общаться друг с другом, скорее всего, цели обучения не достигаются. Если вы чувствуете, что вашим ученикам нужно повторять указания несколько раз, или если вы не уверены, что они понимают содержание, включите простые стратегии, чтобы стимулировать общение и сделать учебный год более гладким. 8. Навыки эффективного общения Эмоциональное общение Невербальный язык Юмор Отражательное общение Технологическое общение 9. Эмоциональное общение Устанавливая эмоциональную связь со студентом, учитель может определить, что мотивирует конкретного ученика, и создать среду для совместного обучения.10. Невербальный язык Ободряющая улыбка может мотивировать ученика не меньше, чем фраза «ты можешь это сделать». Невербальный язык, такой как зрительный контакт, мимика, поза и тон, помогают установить отношения со студентами и создать позитивную среду обучения. 11. Юмор Юмор уменьшает дистанцию ​​между учителем и учениками и создает чувство сотрудничества. Студенты не будут бояться своего учителя и будут с большей охотой подходить к ней и просить совета или помощи. 12. Рефлексивное общение. Успешный учитель должен уметь понимать, как ему следует вести себя в конкретном классе.Если учитель находится в классе, где учащиеся испытывают особые трудности с темой, он должен уметь осмыслить ситуацию и разработать новый метод работы с этой темой. 13. Технологическая коммуникация Современному технически подкованному поколению часто надоедают традиционные методы обучения в классе. Следовательно, успешный учитель должен уметь использовать технологии в своем обучении. Учителя должны быть современными. 14. Неэффективное общение в классе Процесс одностороннего общения Общение — это улица с двусторонним движением.Понимание того, что общение является интерактивным по самой своей природе, является важным первым шагом на пути к тому, чтобы стать эффективным коммуникатором. 15. Неэффективное общение в классе. Как избежать слушателя. Представьте, что вы посещаете семинар, на котором докладчик просто читает свои записи и на этот раз не смотрит вам в глаза. Вы никогда не сможете установить контакт с говорящим и, следовательно, никогда не будете беспокоиться о том, чтобы узнать, что он хочет передать. Не продолжай. Создайте дружескую атмосферу, а затем начните общаться.16. Эффективное общение в классе. Вербальное общение. Вербальное общение в образовании — это когда педагог использует слова для объяснения и обучения. Чтение лекций — наиболее распространенная форма вербального общения в образовании. 17. Эффективное общение в классе Невербальное общение Невербальное общение, то есть любое время, когда сообщение отправляется без использования слов. Это обычно наблюдается при использовании наглядных пособий, драматических презентаций или языка тела. 18. Заключение Отношения ученика и учителя могут иметь здоровое будущее, если оба человека будут уважать роль, которую они согласились играть.19. Спасибо,

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.