Тест ммсе: Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE)

Содержание

Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE)

Если пациент жалуется на возникшие проблемы в когнитивной сфере и есть подозрения на деменцию, необходимо принять меры по объективизации нарушений в когнитивной сфере: анамнез, анамнез окружающих, первичное нейропсихологическое обследование.

Для этого в повседневной практике используются следующие процедуры.

ПробаОценка
1.Ориентировка во времени:
Назовите дату (число, месяц, год, день недели, время года)
0 — 5
2.Ориентировка в месте:
Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж)
0 — 5
3.Восприятие:
Повторите три слова: карандаш, дом, копейка
0 — 3
4.Концентрация внимания и счет:
Серийный счет («от 100 отнять 7») — пять раз либо:
Произнесите слово «земля» наоборот
0 — 5
5.Память
Припомните 3 слова (см. пункт 3)
0 — 3
6.Речь:
Показываем ручку и часы, спрашиваем: «как это называется?»
Просим повторить предложение: «Никаких если, и или но»
0 — 3
Выполнение 3-этапной команды:
«Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол»
0 — 3
Чтение: «Прочтите и выполните»
1. Закройте глаза
2. Напишите предложение
0 — 2
3. Срисуйте рисунок (*см. ниже)0 — 1
Общий балл:0-30

*
 

Инструкции

1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет только число спрашивают «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?». Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: «Где мы находимся?». Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

3. Восприятие. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако, оценивается в баллах лишь первое повторение.

4. Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по 7, так как это описано в 2.1.3.е. Достаточно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Другой вариант: просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ялмез» ставится 4 балла; если «ямлзе» — 3 балла и т.д.

5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п.3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.

6. Речь. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое ?», аналогично — часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Просят больного повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в один балл.

Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в один балл.

Даются три письменных команды; больного просят прочитать их и выполнить. Команды должны быть написаны достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Правильное выполнение второй команды предусматривает, что больной должен самостоятельно написать осысленное и грамматически законченное предложение. При выполнении третьей команда больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным. За правильное выполнение каждой из команд дается один балл.

Интерпретация результатов

Итоговый балл выводится путем суммирования результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует оптимальному состоянию когнитивных функций. Чем ниже итоговый балл, тем более выражен когнитивный дефицит. Результаты теста могут трактоваться следующим образом:

28 – 30 баллов – нет нарушений когнитивных функций;


24 – 27 баллов – преддементные когнитивные нарушения;

20 – 23 балла – деменция легкой степени выраженности;


11 – 19 баллов – деменция умеренной степени выраженности;

0 – 10 баллов – тяжелая деменция.

По количеству заданий MMSE значительно превосходит другие тесты и требует больше времени для проведения. Кроме того, эксперты отмечают довольно низкую чувствительность теста на начальных стадиях деменции низка: суммарный балл может оставаться в пределах нормального диапазона. В этом случае судить о наличии болезни врач может по динамике результатов (сравнивать результаты, показанные с интервалом в несколько месяцев): если у человека развивается деменция, результаты будут ухудшаться; при отсутствии заболевания показанный результат будет стабильным.

Невелика также чувствительность теста при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур или лобных долей головного мозга.

Поскольку тест MMSE — профессиональный инструмент, не предназначенный для использования людьми, не имеющими специальной подготовки, рекомендуем воспользоваться для оценки состояния вашего близкого опросником, специально разработанным для этого специалистами Аризонского университета. Его точность на ранних стадиях деменции составляет 90%.

Оценить состояние близкого человек с помощью Аризонского опросника.

Посмотреть другие тесты и шкалы.

шкала оценки результатов (с вариантом бланка)

Оценка когнитивных функций является важной задачей при многих заболеваниях нервной системы, в частности, при заболеваниях головного мозга.

Проверка когнитивных нарушений также важна для определения тактики лечения, оценки эффекта проводимой терапии и для решения многих других задач.

Для оценки нарушений когнитивной сферы существует большое количество шкал, одной из самых популярных является шкала MMSE. Название тест получил от аббревиатуры – mini-mental state examination, в переводе мини-исследование когнитивного состояния.

Тест состоит из нескольких вопросов:

  • Определение ориентирования. Пациента спрашивают, какая сейчас дата (год, время года, день, месяц, день недели) за каждый правильный ответ пациенту добавляется по 1 баллу. Далее спрашивают в какой стране, каком городе, в каком районе города, в каком учреждении, на каком этаже находится больной, за каждый правильный ответ также добавляется по баллу. В данном разделе, таким образом, максимально возможное количество баллов – 10.
  • Определение восприятия. Пациента просят выслушать и повторить три слова, не связанных между собой (например, яблоко-стол-монета или автобус-дверь-роза). При этом его предупреждают, что их нужно будет воспроизвести через несколько минут. За каждое правильно повторенное слово добавляют 1 балл. При этом следует обратить внимание, с какой попытки пациент повторил все слова.
  • Определение внимания и способности к счету. Пациента просят устно отнять от 100 7 и так 5 раз подряд. (100-93-86-79-72-65). За каждое правильное вычитание добавляется один балл. При ошибке пациента один раз можно спросить – уверен ли он в ответе. Если ответ был указан неправильно, просят далее отнимать из правильного числа (например, 100-7 был дан ответ 94, тогда далее спрашивают, сколько будет 93-7).
  • Определение функций памяти. Пациента просят вспомнить три слова, указанные во второй части. За каждое слово – 1 балл.
  • Определение функций речи, чтения, письма. Пациенту показывают два предмета (часы, карандаш, неврологический молоточек и т.п.). За каждый правильно названный ответ начисляется 1 балл. Просят повторить фразу: «никаких если, но, и, нет». Дается одна попытка, также 1 балл при правильном повторе. Просят прочитать инструкцию (на листке пишут – закройте глаза). Если пациент прочитывает и закрывает глаза, добавляется один балл. Далее дают прочитать задание: взять лист бумаги правой рукой, сложить пополам двумя руками и положить на колени. Потом дают лист бумаги. Если все действия выполнены правильно – начисляют 3 балла (по 1 баллу за каждый шаг). После просят написать на листе бумаги законченное предложение (1 балл). Последним заданием является рисование. Просят срисовать два пересекающихся пятиугольника. При этом правильным считается выполненное задание, если пересечение двух фигур образует четырехугольник и все углы пятиугольников сохранны. Также дается 1 балл. За весь раздел максимально, тем самым, можно получить 8 баллов.

Совокупно за весь тест максимально возможное число баллов – 30. Анализ результатов следующий:

  • Снижение когнитивных функций в одном случае определяется с учетом имеющегося уровня образования. При отсутствии образования снижение когнитивных функций ставится при результате менее 17 баллов, при среднем образовании при результате меньше 20 баллов, при высшем образовании при результате меньше 24 баллов.
  • Также существует другой подход к оценке. 29-30 баллов нет когнитивных нарушений, 24-27 баллов легкие когнитивные расстройства, 20-23 баллов деменция легкой степени (умеренные когнитивные нарушения), 11-19 баллов деменция умеренной степени (выраженные когнитивные нарушения), 0-10 баллов – тяжелая деменция. При уровне результатов шкалы меньше 19 баллов рекомендована консультация психиатра для решения вопроса о необходимости назначения специфической терапии.

В заключение хочется сказать также небольшой факт. При оценке результатов опросника необходимо обращать внимание на то, какие функции мозга страдают больше. Порой некоторые нюансы позволяют лучше диагностировать причину когнитивных нарушений.

Вариант бланка теста MMSE вы видите на картинке:

Бланк теста MMSE

простая и эффективная диагностика деменции

Как понять, у вашего пожилого родственника просто плохая память, что он не может запомнить, куда нажимать «на мобилке»? Он приценивается, и потому уже второй раз подходит к этому же прилавку? Или, может, это все – признаки деменции? Чтобы знать, так это или нет, нужна шкала MMSE – опросник, который необходим для выявления нарушений мыслительной деятельности человека.

Анкетирование ставит и еще одну цель: оценивать, прогрессирует ли нарушение когнитивных функций и как оно изменяется под влиянием терапии. И хоть вопросы и их оценивание кажется простым, проводить опрос по шкале MMSE должен врач.

Что такое шкала MMSE

Скачать пример опросника MMSE (в PDF)  

MMSE – это аббревиатура, которая расшифровывается как «Mini-Mental State Examination». В переводе это означает «краткая оценка психического состояния человека».

Шкала состоит из 30 пунктов, разбитых на несколько блоков. Каждая из них нужна для определения отдельной функции мозга. Так, оценивается:

  • как пожилой человек ориентируется в месте и времени;
  • насколько страдает его внимательность;
  • как хорошо он может сосредоточиться;
  • насколько хорошо он запоминает новый материал, как легко вспоминает его после отвлечения;
  • состояние способности считать;
  • способность узнавать лица и предметы;
  • состояние способности использовать повседневные предметы;
  • состояние его памяти – долговременной и кратковременной;
  • состояние речи – устной и письменной;
  • абстрактное мышление человека.

Как проводится опрос

Оценка по шкале MMSE должна проводиться врачом.

Во-первых, потому, что только специалист может буквально с первых минут общения оценить, как быстро нужно проводить исследование. Ведь задача – выяснить состояние когнитивных функций человека, при этом не утомив его и не вызвав раздражения такими вопросами.

Во-вторых, врачу проще оценить, насколько хорошо человек справляется с поставленной задачей.

Опрос проводится в самом начале общения пожилого человека с психиатром. Врач начинает задавать вопросы, и специалист видит, как распределить вопросы по дальнейшему общению, чтобы это не вызвало негатива со стороны пациента. Если пожилой человек беспокоен или раздражителен, то нужно просить выполнять задания так, чтобы он не подумал, что его подозревают в слабоумии. Иначе дальнейшее сотрудничество может оказаться невозможным.

Оценка по MMSE

За каждый правильный ответ или действие присуждается 1 балл. Поэтому, если с мыслительными способностями пожилого человека все в порядке, он наберет 28-30 баллов.

Показатели 24-27 баллов говорят о преддеменции. В этом случае, введя в режим дня человека упражнения, арт-терапию, правильную диету и ноотропные препараты, можно избежать слабоумия.

20-23 балла – это деменция легкой степени. Здесь также хорошо справляются ноотропные препараты, упражнения, прогулки и диета. Даже если это – болезнь Альцгеймера, выявив ее на этом этапе, можно значительно замедлить ее прогрессирование.

Результат 11-19 баллов – это умеренная деменция. Она уже довольно плохо лечится. Тем не менее, соблюдение режима и прием необходимых препаратов еще может замедлить развитие болезни.

0-10 баллов – это тяжелая деменция. Чаще всего, здесь уже невозможно кардинально изменить состояние мыслительных функций человека. Тем не менее, обеспечивать его организм достаточным количеством кислорода и питательных веществ необходимо.

О том, как лечить сосудистую деменцию, читайте в нашей статье.

О правилах поведения с людьми, больными деменцией, подробно описаны здесь.

Краткая шкала оценки психического статуса MMSE: пример опросника

Шкала MMSE: краткая оценка психического статуса человекаШкала MMSE: краткая оценка психического статуса человека

Шкала MMSE: краткая оценка психического статуса человека

Сегодня для оценки когнитивных функций человека используется много шкал, но самой лучшей и достоверной, по мнению неврологов и психологов является шкала оценки MMSE.

Что такое шкала MMSE

Шкала оценки когнитивных функций MMSE – это опросник, при помощи которого можно выявить признаки деменции (старческое слабоумие) у человека.

Это сборник специальных вопросов, который помогает выявить нарушения мыслительной деятельности людей преклонного возраста или людей с заболеваниями нервной системы.

Это своего рода тестирование, результаты которого определяют тактику лечения больного и эффективность уже проводимой терапии.

Данный вид исследования был впервые применен в 1975 году. С тех пор тестирование несколько раз подвергалось изменениям.

Как происходит опрос

Опрос лучше проводить после редукции депрессивной симптоматики, то есть после периода, когда симптомы депрессии начинают исчезать у потенциального больного.

Проведение опроса от медицинского работника требуется не только большого терпения, но и навыков психологии.

Врач должен сразу сориентироваться настолько быстро необходимо задать вопросы человеку, чтобы не вызвать у него негодование или раздражение.

Тест MMSE для выявления когнитивных нарушений в пожилом возрастеТест MMSE для выявления когнитивных нарушений в пожилом возрасте

Тест MMSE для выявления когнитивных нарушений в пожилом возрасте

Тестирование проводит обязательно психиатр. Он обязан найти подход к человеку и предоставить все вопросы таким образом, чтобы больной не подумал, что его подозревают в слабоумии.

Желательно чтобы опрос проводился в комфортных для человека условиях.

Лучше выбрать для этого просторное помещение, которое не будет ассоциироваться у человека с негативом или страхом помещения на лечение в медицинское учреждение.

На исследовании должен присутствовать только психиатр и потенциальный больной.

Пример опросника

Краткая шкала оценки когнитивного состояния MMSE состоит из 30 вопросов.

Тест разделен на части:

  • «Ориентация».
  • «Восприятие».
  • «Внимание и счет».
  • «Память».
  • «Речь».
  • «Выполнение операций».
  • «Чтение».
  • «Письмо».
  • «Копирование».
Ориентация

Первый вопрос, который задает больному врач: «Какое сегодня число?». Последующие два вопроса краткой шкалы MMSE про нынешний месяц и год.

Затем больного спрашивают о дне недели на нынешний момент тестирования. После этого больной должен ответить, в каком городе и области он находится в данное время.

Следующий вопрос касается места его нахождения, то есть учреждения, где проводится тестирование.

Тест на ориентацию - один из этапов шкалы MMSEТест на ориентацию - один из этапов шкалы MMSE

Тест на ориентацию — один из этапов шкалы MMSE

Также человеку, который проходит опрос, потребуется ответить на каком этаже проводится исследование.

Последний вопрос из раздела «ориентация» касается страны проживания и нахождения человека в данный момент.

Восприятие

Раздел теста «восприятие» заключается в том, что врач медленно называет пациенту 3 слова «мяч, флаг, дверь», а затем просит больного повторить только что произнесённые слова. За каждое правильно названное слово ставится 1 балл.

Внимание и счет

Данный раздел разделяется на 2 части.

Медработник просит пациента мысленно отнимать от 100 цифру 7 и произносить вслух результат.

Когда число 7 было отнято 5 раз, врач прекращает тестирование и записывает результат. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Внимание и счет - этап тестирования MMSEВнимание и счет - этап тестирования MMSE

Внимание и счет — этап тестирования MMSE

Вторая часть раздела проводится только в том случае, если человек не смог дать ни одного правильного ответа на предыдущий опрос.

Данное задание заключается в том, чтобы воспроизвести слово «земля» в обратном порядке. За каждую правильно названную букву полагается 1 балл.

Память

В разделе память повторяется задание из раздела «восприятие».

Человека просят назвать ранее произнесенные 3 слова «мяч, флаг, дверь» (врач их не называет).

Речь

Медицинский работник по очереди показывает человеку часы и карандаш просит его назвать название данных предметов.

Также в данном разделе больному предстоит повторить полностью фразу «Не если, и, или нет».

Выполнение операций

Суть данного задания заключается в том, что больному дается в правую руку листок, который необходимо сначала положить пополам, а затем положить его на колено.

Результат оценивается по 3 действиям:

  • Взял в руку листок – 1 балл.
  • Сложил его пополам – 1 балл.
  • Положил лист на колено – 1 балл.
Чтение

Суть задания – на листке крупными буквами пишется «Закройте глаза». Пациент должен прочитать и выполнить задание, то есть закрыть глаза.

Письмо

Задание – больному требуется написать на листке предложение, которое должно содержать существительное и глагол.

Проверка письменных возможностей по тесту MMSEПроверка письменных возможностей по тесту MMSE

Проверка письменных возможностей по тесту MMSE

Задание считается выполненным, если предложение было написано, оно является осмысленным и не содержит грамматических ошибок.

Копирование

Человеку показывают рисунок, на котором изображено 2 пересекающихся пятиугольника.

Задание – воспроизвести на листке бумаги фигуры в таком же расположении.

Оценка результатов исследования

Оцениванием результатов занимается врач-психиатр. Результаты по нейропсихологическому обследованию по шкале MMSE отображаются в количестве правильных ответов больного.

Всего в тесте 30 вопросов, значит максимальный балл – 30 баллов. Данный показатель указывается на высокие когнитивные способности и показывает, что у человека отсутствуют признаки деменции.

Оценка результатов исследования тестирования MMSEОценка результатов исследования тестирования MMSE

Оценка результатов исследования тестирования MMSE

Нормальным результатом также считается количество баллов от 28 до 30. Если человек ответил правильно на 24 – 27 вопросов, то ему ставится предварительный диагноз «наличие когнитивных нарушений».

Если результат тестирования от 20 до 23 баллов, то это показатель деменции лёгкой степени выраженности.

Если человек отвечает на 11 – 19 вопросов правильно, то на основе тестирования можно сделать вывод, что больной страдает деменцией умеренной степени выраженности.

Если количество правильных ответов не превышает 10, то это свидетельствует о наличии тяжелой деменции у человека.

Заключение

Если у человека имеются речевые нарушения или проблемы со слухом или зрением, то интерпретация результатов проходит несколько по-иному методу.

Также результаты тестирования оцениваются по-другому, если у человека имеются нарушения двигательной активности, а в частности гемипарез правой руки.

Стоит отметить, что окончательный диагноз на основании проведённой оценки психического статуса по шкале MMSE никогда не ставится.

Для врача неутешительный результат по опроснику является поводом для дальнейшего исследования психического и психологического состояния человека, а также состояния его нервной системы в целом.

Окончательный диагноз «деменция» ставится только после того, как человек прошел исследование по шкалам MMSE, БЛД, FAB и проведения МРТ головного мозга.

Видео: Реабилитация после инсульта. Исследование Умственного Состояния (MMSE)

Краткая шкала оценки психического статуса (КШОПС)

 

diagnostika1Услышав активные жалобы пациента или его ближайших родственников на снижение памяти или умственной работоспособности, следует оценить состояние этих функций мозга. Для этого применяются нейропсихологические методы исследования.

Общепринятым стандартом нейропсихологического исследования деменции является краткая шкала оценки психического статуса (КШОПС) (англ.- Mini-Mental State Examination, MMSE).

                Содержание статьи:

 

 

Инструкция по проведению исследования

1. Ориентировка во времени. Попросите пациента полностью назвать сегодняшнее число, месяц, время года, год и день недели. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Пациент, таким образом, может получить от 1 до 5 баллов.

2. Ориентировка в месте. Пациенту предлагают назвать где он находится: страну, область, город, название лечебного учреждения и этаж. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Пациент, таким образом, может получить от 1 до 5 баллов.

3. Восприятие. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: лимон, ключ, шар (другой вариант: яблоко, стол, монета)». Слова должны произноситься максимально разборчиво, со скоростью одно слово в секунду.Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого слова.

После этого спрашиваем больного: «Запомнили слова? Повторите их еще раз». Если больной затрудняется повторно их воспроизвести, повторяем слова снова, пока больной их не запомнит (но не более 5 раз). В баллах оценивается только результат после первого повторения. В этой пробе пациент может получить от 1 до 3 баллов.

4.Концентрация внимания. Даются следующие указания:»Пожалуйста, отнимите от 100 семь, от полученного результата еще раз отнимите семь, и так сделайте несколько раз. Исследуйте пять вычитаний (до результата «65»). За каждое правильное вычитание начисляется один балл. Пациент в данной пробе может получить от 1 до 5 баллов. В случае ошибки,  врач должен поправить пациента, подсказав ему правильный ответ. Балл за ошибочное действие не начисляется.

5. Память. Попросите больного вспомнить слова,  которые заучивались в п.3. Каждое правильное слово оценивается в один балл.

6. Речь. 

  • 6.1. Называние.  Показывают карандаш или ручку и спрашивают: «Что это такое?», аналогично -часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
  • 6.2. Повторение фразы.  Просят больного повторить следующую фразу: «Никаких но». Фраза произносится только один раз. Правильное повторение оценивается в один балл.
  • 6.3. 3-х этапная команда. Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. «Возьмите лист бумаги правой рукой, сложите его вдвое и положите на стол». Каждое правильно выполненное действие оценивается в один балл.
  • 6.4. Чтение.  Даем пациенту лист бумаги, на котором крупными буквами написано: «ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА». Дается следующая инструкция: «Прочитайте вслух и сделайте то, что здесь написано». Больной получает один балл, если после правильного прочтения вслух он действительно закрывает глаза.
  • 6.5. Письмо.  Просим пациента придумать и написать какое-нибудь предложение. Пациент получает один балл в том случае, если придуманное им предложение является осмысленным и правильным в грамматическом отношении.
  • 6.6. Рисунок.  Больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. В том случае, если пациент перерисовывает обе фигуры, каждая из которых содержит 5 углов, линии пятиугольников соединены, и фигуры действительно пересекаются, пациент получает 1 балл. Если хотя бы одно из условий не соблюдено (хотя бы в одной фигуре меньше или больше 5 углов, угловые линии не соединяются, фигуры не пересекаются) балл не начисляется.

 

Оценка результата тестирования

Общий результат теста получается путем суммирования результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов,  что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражены нарушения памяти и интеллекта.

Дальнейшая тактика зависит от результата теста.

24 балла и менее по КШОПС. Результаты теста КШОПС 24 и менее балла свидетельствуют о наличии у пациента выраженных когнитивных нарушений. В этом случае следует выяснить, оказывают ли эти расстройства значимое негативное влияние на повседневную жизнь. Здесь используются специальные шкалы для оценки повседневной активности.

25-30 баллов по КШОПС. Данный результат свидетельствует о легких или умеренных нарушениях памяти и интеллекта, не достигших выраженности деменции. Такие пациенты нуждаются в динамическом наблюдении, лечении имеющихся заболеваний сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, эмоциональных расстройств. При сохраняющихся жалобах на снижение памяти целесообразно повторить исследование через 6 месяцев.

В настоящее время используют и другие тесты, направленные на выявление нарушений памяти и мышления. Например, тест SAGE. Считают, что он более точен, чем похожие диагностические задания. Еще одним его преимуществом является то, что пациент может проводить тестирование самостоятельно.

Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE)

Инструкции  —  шкала mmse
Когнитивная сфера — шкала mmse
Оценка
Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет только число спрашивают «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?». Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.1.Ориентировка во времени: Назовите дату (число, месяц, год, день недели, время года)-Оценка-012345
Ориентировка в месте. Задается вопрос: «Где мы находимся?». Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.2.Ориентировка в месте: Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж)-Оценка-012345
Восприятие. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако, оценивается в баллах лишь первое повторение.3.Восприятие: Повторите три слова: карандаш, дом, копейка-Оценка-0123
Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Другой вариант: просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ялмез» ставится 4 балла; если «ямлзе» — 3 балла и т.д.4.Концентрация внимания и счет: Серийный счет («от 100 отнять 7») — пять раз либо: Произнесите слово «земля» наоборот-Оценка-012345
Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п.3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.5.Память: Припомните 3 слова (см. пункт 3)-Оценка-0123
Речь. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое ?», аналогично — часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.6.Речевые функции: а) Называние предметов (ручка, часы)-Оценка-012
Просят повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в один балл.б) Повторение сложного предложения: «Никакие если, и или но»-Оценка-01
Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в один балл.в) 3-этапная команда: «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол»-Оценка-0123
Дается письменная инструкция (например, «Закройте глаза»), больного просят прочитать ее и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными буквами на чистом листе бумаги.г) Прочтите и выполните: «Закройте глаза»-Оценка-01
Больной должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. Предложение должно содержать подлежащее и сказуемое, а также должно иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оценивается.д) Напишите предложение-Оценка-01
Больному дают образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен перерисовать на чистой нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитываются искажения фигур, обусловленные тремором.е) Срисуйте рисунок:

-Оценка-01

Нейропсихологические тесты на снижение когнитивной функции

В настоящее время в неврологической и нейропсихологической практике приняты следующие тесты на когнитивное снижение:

• Mini-Cog
• MMSE. (Mini-Mental State Examination)
• MoCA (The Montreal Cognitive Assessment)
• FAB (Frontal Assessment Battery)
• TMTi (Trail Making Test)

Тест Mini-Cog (Мини-Ког)

Тест содержит всего два задания, которые оценивают кратковременную память (проба трех слов) и конструктивный праксис (задание на изображение часов).

Схема проведения:

1. Повторите 3 слова и постарайтесь их запомнить: груша, стул, тетрадь.
2. Нарисуйте часы и установите время десять минут двенадцатого (необходимо уточнить, что часы должны быть с круглым циферблатом и со стрелками).

3. Вспомните 3 слова из первого задания.3. Вспомните 3 слова из первого задания.

Оценка результата:

1. Пациент получает 1 балл за каждое правильное слово после теста рисования часов.
2. Пациент, не запомнивший ни одного из трех слов, классифицируется как цементный (0 баллов).
3. Пациент, запомнивший все три слова, классифицируется как недементный (3 балла).

Пациент, запомнивший 1-2 слова, классифицируется в зависимости от результатов теста рисования часов (с ошибками — цементный, правильно — недементный).

Часто пациенты пожилого возраста имеют проблемы со зрением и не могут выполнить тест рисования часов. Мы полагаем, что в данной ситуации целесообразно проведение вариативного Mini-Cog, комбинации из первого задания и одного из заданий MMSE, в котором вместо рисования часов пациенту предлагается осуществить серию операций по вычитанию (от ста отнять семь, от полученной суммы еще семь и так пять раз).

NB! Задание должно звучать так: из 100 вычесть 7 (от ста отнять семь), из полученного значения вычесть 7 (отнять семь) и т.д. Нельзя спрашивать у пациента «100-7 — сколько будет? 93-7 — сколько будет?». При такой формулировке результат теста будет несколько искаженным.

Данный тест укажет на дефицит внимания, а также даст возможность оценить способность пациента переключаться с одного вида деятельности на другой:

1. Повторите три слова и постарайтесь их запомнить: груша, стул, тетрадь.
2. Вам необходимо из ста вычесть семь. Теперь нужно из полученного значения вычесть семь (таким образом 5 раз).
3. Вспомните три слова из первого задания.

Оценка результата аналогична предыдущему варианту.

При выявлении когнитивного снижения целесообразно проведение более обширных тестов.

Преимущества:

• относительная простота проведения теста;

• минимальные затраты времени;

• минимальные затраты времени;
• врач любой специальности может провести данный тест;
• оптимально подходит для скринингового тестирования пациентов с целью определения наличия или отсутствия когнитивных проблем.

Недостатки:

• не охватывает все когнитивные функции;
• малая специфичность;
• сомнительна достоверность результата;
• не учитывает различных способностей людей к усвоению материала на слух.

Тест MMSE (Mini-Mental State Examination) — краткая шкала оценки психического статуса

Тест составлен из 11 пунктов, объединенных в малые группы:

1. Ориентировка. Эта группа дает оценку пространственного и временного гнозиса.
2. Восприятие: тест трех слов. Оценивается способность пациента усваивать новую информацию и воспроизводить ее непосредственно и отсроченно.
3. Концентрация внимания и счет: тест вычитания 7 из 100. Данный тест дает возможность определить у пациента способность переключаться на другой вид деятельности, внимание, скорость реакции на новую задачу, умение совершать в уме простейшие счетные операции.
4. Отсроченное воспроизведение’, продолжение теста трех слов. Оценка памяти.
5. Языковые навыки: номинация, повторение, выполнение трехэтапной инструкции, чтение, письмо, копирование. Путем определения состояния повторной речи определяется ее качество, путем называния указанных исследователем предметов оценивается предметный гнозис. Трехэтапная инструкция показывает уровень понимания речи.

Отдельным пунктом выделен тест на пространственный гнозис, представленный заданием по копированию геометрической фигуры (два пересекающихся пятиугольника).

Схема проведения










Макс

кол-во

баллов

БаллыЗАДАНИЕ
  ОРИЕНТИРОВКА
5( )

Какое сегодня число (месяц, год, время года, день недели?). За каждый правильный ответ — 1 балл.

5( )

Где мы находимся (страна, город, больница, этаж, палата)? За каждый правильный ответ — 1 балл.

3( )

ВОСПРИЯТИЕ

Назовите три предмета (1 секунда на каждый предмет).

Потом попросите пациента их повторить. За один правильный ответ — 1 балл. Учитываются только слова, повторенные с первого раза. Повторяйте слова до тех пор, пока пациент не выучит все три. Посчитайте количество попыток и запишите:

Попытки: ( )

Если пациент не запомнил три слова с шестой попытки, нет смысла проводить тест на отсроченное воспроизведение.

5( )

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ И СЧЕТ

Серия вычитаний по 7. 1 балл за каждый правильный результат. После пятого вычитания остановите пациента. В качестве альтернативы можно попросить пациента произнести слово «крест» наоборот. Баллы даются за количество букв в правильном порядке: «тсерк» — 5, «тсекр» — 3.

3( )

ОТСРОЧЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Спросите, какие три предмета вы называли в начале теста. За каждое верно воспроизведенное слово — 1 балл.

9( )

ЯЗЫКОВЫЕ НАВЫКИ

Номинация. Покажите пациенту наручные часы и попросите сказать, что это. Проделайте то же с карандашом. За каждое верное слово — 1 балл.

 ( ) 

Повторение: Попросите пациента повторить за вами предложение «Никаких если, и или но». Верный повтор -1 балл.





( )

Трехэтапная инструкция. Дайте пациенту лист бумаги и попросите сделать следующее: «Возьмите листок в правую руку, согните его пополам и положите на пол».

За каждую выполненную часть инструкции — 3 балла.

( )

Чтение. Напечатайте на листе бумаги крупными буквами «ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА». Попросите пациента прочитать и сделать, что написано.

За верное выполнение — 1 балл.

( )

Письмо. Попросите пациента написать любое предложение. Не диктуйте и не подсказывайте.

За предложение, в котором содержится мысль, — 1 балл. Соблюдение грамматических правил и грамотность не учитываются.

( )

Копирование рисунка. Попросите пациента скопировать рисунок.

Если в копии есть все десять углов и соблюдено пересечение, пациент получает 1 балл.

Оцените уровень состояния пациента по следующей шкале:

  • Бодрый
  • Заторможенный
  • В ступоре
  • В коме
Оценка результата:

Как правило, при оценке общего результата теста руководствуются следующими показателями:

• 28-30 баллов — нет нарушений когнитивных функций

• 24-27 баллов — умеренное когнитивное снижение (преддемент-ные когнитивные нарушения)

• 20-23 балла-деменция легкой степени выраженности

• 11-19 баллов — деменция умеренной степени выраженности

• 0-10 баллов — тяжелая деменция.

Эта система оценка принята в российской практике. Однако есть и другие варианты оценки






Баллы

Описание

нарушения

Стадия нарушения

Продолжительность

(лет)

30-26Может отсутствоватьМожет отсутствоватьМеняется
25-20ЛегкоеРанняяОт 0 до 2-3
19-10УмеренноеСредняя4-7
9-0ВыраженноеПоздняя7-14

Сферы, в которых проявляются функциональные нарушения






Баллы

Повседневная

активность

КоммуникацияПамять
30-26Может быть в нормеМожет быть в нормеМожет быть в норме
25-20Вождение, денежные операции,покупкиПодбор слов, повторение, уход от темыПовторение трех слов, ориентация во времени и пространстве
19-10Одевание, уход за собой, пользование туалетомФрагменты предложений, использование неопределенных местоимений (например, это, то)Прочитывание слова наоборот затруднено, системные речевые нарушения, проблемы с выполнением тройной команды
9-0Прием пищи, ходьбаНарушения речи: заикание, нечленораздельностьОчевидные нарушения по всех областях
Преимущества:

1. MMSE, в отличие от Mini-Cog, дает возможность проанализировать более широкий спектр когнитивных функций.

2. Относительная простота выполнения и оценки результатов теста, затрачиваемое время около 5 мин.

3. Четкая классификация нарушений.

Недостатки:

1. Не содержит заданий на выявление нарушений управляющих функций.
2. Уделяется недостаточное внимание нарушениям памяти. Трехсловная проба имеет низкую чувствительность по сравнению с другими.
3. Не учитывается начальный уровень образования пациента.
4. Не включен тест на лексическую беглость (скорость воспроизведения словарного запаса), который на практике часто бывает сниженным.

МоСА test (Montreal Cognitive Assessment) — Монреальская шкала оценки когнитивных функций

Тест был разработан для быстрой оценки следующих когнитивных функций: внимание и концентрация, исполнительные функции, память, речь, зрительно-конструктивные навыки, абстрактное мышление, счет и ориентация. В нем имеются общие с MMSE позиции, но есть ряд отличий, которые делают его более глубоким и широким в охвате когнитивных функций.

Схема проведения

Оценка результата:

МоСА не имеет шкалы оценки выявленного балла и степени когнитивного дефицита, но дифференцирует нарушение отдельных видов когнитивных функций и дает возможность определить локализацию поражения.

По окончании теста суммируются все баллы в правой колонке. Максимальное количество баллов, которые пациент может получить за тест, — 30. При получении 26 баллов и более считается, что у обследуемого нет признаков когнитивного снижения.

На основании комплекса тестов и неврологического обследования у пациента возможно выявление признаков лобной дисфункции. Например, тест МоСа может выявить выраженное снижение способности копировать и выполнять тест рисования часов.

В подобных случаях необходимо проведение дополнительных специфических тестов на лобную дисфункцию, к которым относятся FAB и ТМТ.

Преимущества:

1. МоСА включает оценку зрительно-конструктивных и исполнительных навыков. В число заданий включены тест прокладывания пути, копирование куба и тест рисования часов, с помощью которых возможна оценка праксиса и, как результат, диагностика поражения теменно-затылочной области и лобной областей.
2. В отличие от MMSE, тест на память включает в себя 5 слов. Отсроченное воспроизведение проводится после проделывания шести других заданий, которые направлены на активизацию разных зон головного мозга, что дает более достоверную оценку памяти.
3. Тесты на внимание представлены в виде трех заданий и включают перечисление цифр в прямом и обратном порядке, реакцию сложного выбора, серийное вычитание 7 из 100. Дают возможность оценить способность пациента переключаться с одного типа задания на другой.
4. Задания на качество речи оценивают повторную речь и лексическую беглость (в MMSE этого нет). В совокупности с заданием на называние эти диагностические упражнения дают возможность дифференцировать вид нарушения речи.
5. Задание на обобщение дает возможность оценить логическое мышление.
6. Тест учитывает уровень образования пациента.

Недостатки:

1. Длительность выполнения от 15 до 20 минут в зависимости от выраженности когнитивного снижения и опыта исследователя. Как правило, пациенты сильно устают уже ближе к середине теста.
2. Трудоемкость и большие временные затраты ограничивают сферу врачей, которые могли бы использовать тестирование в своей работе.
3. Не оценивается письменная речь.
4. В отличие от MMSE, в тесте не предусмотрена оценка моторного праксиса.

FAB (Frontal Assessment Battery) — тест, известный как батарея оценки лобной дисфункции.

Комплекс включает в себя шесть пунктов: поиск общего (концептуализация), лексическая беглость (интеллектуальная гибкость), чувствительность к интерференции (противоречивые инструкции), «стоп-контроль», независимость от внешних стимулов (тест на хватание).

1. Поиск общего (концептуализация). Пациента спрашивают: «Что общего между бананом и апельсином?». Правильным считают ответ, который содержит категориальное обобщение («Это фрукты»). Если больной затрудняется или дает иной ответ, частично верный (например, «у них есть кожура»), ему говорят: «Банан и апельсин -это фрукты». В данном случае ставится 0 баллов.

Далее спрашивают: «Что общего между столом и стулом?», «Что общего между тюльпаном, розой и маргариткой?», но при этом не дают подсказки. Только категориальный ответ (фрукты, мебель, цветы и т.д.) считается правильным.
Результат: за каждый правильный ответ дается один балл.
2. Лексическая беглость {интеллектуальная гибкость). Нужно попросить пациента назвать как можно больше слов, начинающихся, к примеру, с буквы «с», за исключением имен собственных. Если пациент в течение 5 секунд не начинает называть слова, можно подсказать: «к примеру, собака». Если пациент еще 10 секунд молчит, можно его простимулировать, облегчив задание: «любые слова, которые начинаются на «с». Ограничение по времени -60 сек.
При подсчете не учитываются повторения, слова из одного словообразовательного гнезда {собака, собачник и т.п.), имена собственные.
Результат: более 9 слов за минуту. — 3 балла, от 6 до 9 — 2 балла, от 3 до 5- 1 балл, менее 3-0 баллов.
3. Моторные серии (программирование). Пациенту дается инструкция: «Смотрите внимательно, что я делаю». Врач садится напротив пациента и 3 раза левой рукой показывает пациенту одну из известных луриевских проб: кулак — ребро — ладонь. Далее предлагается пациенту правой рукой проделать те же движения вместе с врачом. Врач вместе с пациентом повторяет движения 3 раза, далее предлагает ему сделать самостоятельно.
Результат: пациент самостоятельно 6 раз правильно повторяет серию — 3 балла; пациент повторяет самостоятельно как минимум 3 серии — 2 балла; пациент не может повторить самостоятельно, но выполняет 3 серии совместно с врачом — 1 балл; пациент не может выполнить трех серий даже вместе с врачом — 0 баллов.
4. Чувствительность к интерференции (противоречивые инструкции).
Дается инструкция: «Если я хлопну один раз, Вы должны хлопнуть два раза». Чтобы удостовериться, что пациент понял инструкцию, необходимо дать ему три попытки среагировать на хлопки 1 — 1 — 1. Далее дать инструкцию: «Если я хлопну 2 раза, Вы должны хлопнуть 1 раз». Чтобы удостовериться, что пациент понял инструкцию, необходимо дать ему три попытки среагировать на хлопки 2-2-2. Далее отхлопывается следующий ритм: 1 — 1 — 2 — 1-2-2-2-1-1-2.
Результат: правильное выполнение — 3 балла, 1-2 ошибки — 2 балла, более 2 ошибок — 1 балл, копирование ритма врача более четырех раз подряд — 0 баллов.
5. «Стоп-контроль». Дается инструкция: «Если я хлопну один раз, Вы должны хлопнуть один раз», даются три попытки на ритм 1-1
— 1. Далее идет инструкция: «Если я хлопаю дважды, не хлопайте». Даются три попытки на ритм 2-2-2. После этого выстукивается ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2.
Результат: нет ошибок — 3 балла; 1-2 ошибки — 2 балла; более 2 ошибок — 1 балл, копирование ритма врача более четырех раз подряд
— О баллов.
6. Независимость от внешних стимулов (тест на хватание).
Врач садится перед пациентом. Пациент держит руки на коленях ладонями вверх. Не говоря ничего и не глядя на пациента, врач подносит свои руки к рукам пациента и дотрагивается до обеих ладоней пациента, чтобы проверить, схватит он руки или нет. Если пациент схватит руки, врач должен повторить процедуру еще раз, предупредив пациента: «Не хватайте мои руки».
Результат: пациент не хватает руки врача — 3 балла, пациент сомневается и спрашивает, что ему делать, — 2 балла, пациент уверенно хватает руки врача — 1 балл, пациент хватает руки врача даже после того, как его просят этого не делать — 0 баллов

Преимущества:

1. На проведение теста требуется всего десять минут.
2. Тест положительно и легко воспринимается пациентами.
3. Каждое задание связано с выявлением дисфункций у разных участков лобных долей.

Недостатки:

1. Задание на лексическую беглость не отражает должным образом языковые нарушения у пациента. Частотны случаи успешного выполнения этого задания при грубых речевых нарушениях на морфологическом и синтаксическом уровнях, причем как экспрессивного, так и импрессивного характера.
2. Задания на интерференцию и «стоп-контроль» часто оказываются сложны для понимания пациента и утомляют его.
3. Ряд диагностических элементов сложно и зачастую невозможно применить, если больной лежачий.

ТМТ (Trail Making Test) — тест прокладывания пути

Одним из тестов для определения лобной дисфункции и, соответственно, выявления поражения управляющих функций является Trail Making Test. Его целесообразно проводить у тех пациентов, которые не имеют двигательных нарушений, могут свободно сидеть, не испытывая боли, и способны сосредоточиться на письменном задании.

ТМТ состоит из двух частей: А и Б.

Схема проведения части А:
Задание заключается в том, чтобы как можно быстрее, не отрывая ручку от листа, соединить все цифры между собой. При этом засекается время.

 

В случае правильного выполнения линии между собой не должны пересекаться.
Часть А, состоящая из пронумерованных кругов от 1 до 25, является более простой, чем часть Б.

Оценка результата:

Время выполнения теста:
• от 29 до 78 сек — норма
• более 78 сек — дефицит.

Тест предусматривает возможность предварительной демонстрации задачи пациенту на небольших образца. В ходе анализа результатов необходимо обратить внимание на количество допущенных ошибок. Большое количество ошибок и исправлений может указывать на дефицит внимания пациента. При выполнении теста пациент может не понять поставленную задачу, что, в свою очередь, может указывать на дефицит управляющих функций, дефицит внимания.

Часто пациент при выполнении части Б может сначала соединить между собой цифры, а после буквы. Это может быть признаком дефицита переключения вида деятельности, что дополнительно укажет на нарушения управляющих функций.

Результаты ТМТ показательны в сочетании с результатами других нейропсихологических тестирований.

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ 3 ЛЕТ ЖИЗНИ В НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕЕЩЕ: НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Краткий экзамен на психическое состояние

(MMSE) — PsychDB

  • О компании
  1. Вы здесь
  2. Домой
  3. Когнитивное тестирование
  4. Краткий экзамен на психический статус (MMSE)

Меню

Меню
  • Дом
  • По вызову + ресурсы
  • Психофармакология
  • Учебные файлы
  • Психотерапия
  • Когнитивное тестирование
  • Неврология
  • Расстройства личности
Содержание
  • Краткий экзамен на психическое состояние (MMSE)
    • Грунтовка
      • Стандартизированный MMSE (SMMSE)
      • Показания
      • Препарат
    • Компоненты и оценка
      • Повтор / регистрация
      • Расчет (серийный номер 7)
      • Внимание (МИР)
      • Письмо и рисование
    • Устный перевод
      • Нормы
      • Использование диагностики и средние баллы
    • Ограничения
      • Этническая принадлежность
      • Практические эффекты
    • Ресурсы
  • Последний раз редактировалось 4 месяца назад

.

Краткий экзамен по психическому состоянию (MMSE) на болезнь Альцгеймера / слабоумие

    африкаанс
    албанский
    арабский
    аргентинский испанский
    армянский
    австрийский немецкий
    баскский
    бельгийский голландский
    бельгийский французский
    бенгальский
    боснийский
    бразильский португальский
    болгарский
    каталонский
    чилийский испанский
    китайский
    китайский для Гонконга
    китайский для Малайзии
    китайский для Сингапур
    Китайский для Тайваня
    Хорватский
    Чешский
    Датский
    Голландский
    Эстонский
    Фарси

    Филиппинский
    Финский
    Французский
    Французский Канадский
    Грузинский
    Немецкий
    Греческий
    Гуджарати
    Иврит
    Хинди
    Венгерский
    Исландский
    Индийский Английский
    Израильский английский
    Итальянский
    Японский
    Каннада
    Корейский
    Латышский
    Литовский
    Македонский
    Малайский

    Малайский

    маратхи
    норвежский
    польский
    португальский
    пенджаби
    румынский
    русский
    сербский
    словацкий
    словенский
    сото
    южноафриканский английский
    испанский
    шведский
    тамильский
    телугу
    тайский
    турецкий
    британский английский
    украинский
    урду
    ед.Южно-испанский
    Вьетнамский
    Зулу