Тест детской апперцепции: Детский апперцептивный тест ( CAT ) (Л. Беллак)

Содержание

Детский апперцептивный тест ( CAT ) (Л. Беллак)

Возрастная психология, детская психология, воспитание детей

Toggle it

Child-psy

  • Уроки понимания

    • Когда ваш ребенок сводит вас с ума
      • Когда мы чувствуем собственную беспомощность
      • Хрустальный шарик детства
      • Что знают специалисты о вашем ребенке
      • Когда родительская любовь заходит слишком далеко
      • Кое-кто не хочет, чтобы его обнимали
      • Потребность в приватности
      • Волшебное слово: «Жди!»
      • Как много можно рассказать ребенку
      • Обделены ли заботой и вниманием дети, матери которых работают?
      • Усталость, граничащая с безумием
      • Когда ребенок врет
      • Мама, я боюсь!
      • Если ваш ребенок грозится убежать
      • Когда ребенок все время ноет
      • Когда ребенок невоспитан
      • Дети, подверженные несчастным случаям
      • Правда и выдумки о привычках
      • Не кусайте руку, которая вам протянута
      • Почему дети не спят?
    • Общаться с ребенком — как?
      • Урок первый: Безусловное принятие
      • Урок второй. Помощь родителей. Осторожно!
      • Урок третий. «Давай вместе!»
      • Урок четвертый. «А если не хочет?»
      • Урок пятый. Как слушать ребенка.
      • Урок шестой. Двенадцать против одного или что нам мешает слушать ребенка.
      • Урок седьмой. Чувства родителей.
      • Урок восьмой. Как разрешать конфликты.
      • Урок девятый. А как насчет дисциплины?
      • Урок десятый. «Кувшин» наших эмоций.
      • Можно ли что-то поправить? Как?
    • Капризничает? Значит, развивается!
      • Как новорожденный ощущает свой мир
      • 5-я неделя: мир меняющихся ощущений
      • 8 недель : мир явлений
      • 12-я неделя: мир плавных переходов
      • 19-я неделя: мир событий
      • 26-я неделя: мир взаимосвязей
      • 37-я неделя: мир категорий
      • 46-я неделя: мир последовательностей
      • 55-я неделя: мир задач
      • 64-я неделя, или почти 15 месяцев
      • 75-я неделя, или 17 с небольшим месяцев
    • Продолжаем общаться с ребенком. Так?
      • Ребенок растет
      • Живем вместе
      • Наше общение
    • Важные правила общения с детьми
    • Жила была девочка, похожая на тебя…
      Дорис Бретт
  • Развитие ребенка

    • Развитие речи
      • Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев
      • Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев
      • Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет
      • Развитие речи ребенка от 4 до 6 лет
      • Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет
      • Если ребенок ругается матом
      • Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет.
    • Нормы развития
      • Развитие ребенка от 6 до 9 месяцев.
      • Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев
      • Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев
      • Развитие ребенка от 9 до 12 месяцев
      • Кризис первого года.
      • Как прибавить в росте и вырасти с своих глазах.
    • Как научить ребенка …
      • Как научить ребенка пользоваться туалетом
      • Как научить детей контролировать гнев
      • Как научить ребенка спокойно ложиться спать
      • Как научить ребенка заботиться о зубах
      • Как научить ребенка побороть страх
      • Как научить ребенка не пачкать пеленки
    • Первые шаги
      • Когда ребенок начинает ходить на четвереньках
      • Когда ребенок начинает активно двигаться
      • Когда ребенок делает первые шаги
    • Календарь развития ребенка
      • Календарь развития ребёнка от рождения и до года
      • Календарь развития ребёнка от года до 6 лет
      • Физическое развитие детей до года
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года.
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 1 года до 3 лет
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 3 до 7 лет
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 7 до 17 лет
      • Норма роста и веса для подростков
      • Гормоны роста человека (СТГ и ИФР)
      • Тяжелая кость : сколько на самом деле весил скелет человека
      • Ожирение у детей
    • Психологическая зрелость
    • Гимнастика для малышей
    • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
    • Выявление способностей у детей и их развитие
  • Азбука для родителей

    • Дети нового поколения
      • Дети Индиго. Особенности развития.
      • Невероятные левши: понятия леворукость и левшество
      • Одаренные дети: особенности психического развития
      • Творчество и одаренность
    • Половое воспитание
      • Нагота
      • Представления о поле
      • Половые игры
      • Половая уравновешенность
      • Половой опыт
      • Мастурбация
      • Стереотипы мужественности — женственности у подростков
      • О детской сексуальности и формирование полоролевой ориентации
      • Что, как и когда говорить ребенку о сексе.
      • Сексуальное воспитание: коротко о том, что должен знать ребенок.
      • Об извращенцах, насильниках, преступниках и др. опасностях.
    • Дети и эмоции.
      • Как научить ребенка общаться
      • Покончим с истериками
      • Как победить буку?
      • Миф о тихонях
      • Как преодолеть застенчивость?
      • Почему ребенку трудно со сверстниками
      • Детские чувства
    • Кормление и еда.
      • Искусственное вскармливание
      • Кормление по просьбе ребенка
      • Кормление насильно
      • Расставание с рожком
      • Тошнота и рвота
      • Еда
      • В постель с рожком
    • Семья
      • Первый ребенок
      • Единственный ребенок
      • Второй ребенок
      • Младший и средний ребенок
      • Почему в семье разные дети?
      • Младший ребенок
      • Мать
      • Отец
      • Жизненный цикл семьи: Основные кризисы
      • Приемный ребенок
      • Распад семьи. Развод
      • Соперничество братьев
      • Родители и дети
      • Родительская любовь
      • Смерть близкого человека
      • Средний ребенок
      • Старший ребенок
      • Близнецы
      • Бабушка и дедушка
      • Отчим
      • Мачеха
      • Ребенок без отца
      • Дети развода: потеря любимого
      • Близнецы в детском саду
      • Близнецы идут в школу
      • Близнецы в школе: проблемы обучения
    • Дед Мороз
    • О чем плачет ребенок?
    • Пеленать или не пеленать ?
    • Детский сад: за и против
    • Детские капризы
    • Игрушки
    • Избалованные дети
    • Комплекс вины
    • Контроль за мочевым пузырем
    • «паршивая овца» в семье
    • Отвергнутый ребенок
    • Отпуск
    • Манежик
    • Лечебные игры
    • Левша
    • Летний лагерь
    • Наказание
    • Когда мы говорим «Нельзя!»
    • Наследсвенность
    • Непослушание
    • Неуверенность в себе
    • Музыка
    • Игра.
    • Пассивное сопротивление
    • Плохие сны
    • Подарки
    • Привилегии
    • Пoрицание
    • Подзатыльники
    • Развитие речи
    • Приходящая няня
    • Разочарования
    • Религиозное воспитание
    • Робость
    • Самостоятельность
    • Слезы
    • Соска
    • Детские страхи
    • Тревожное состояние
    • Фантазирование
    • Чрезмерная живость
    • Стремление сломать игрушку
    • Бранные слова
    • Воображение
    • Дружба
    • Дух соперничества
    • Дух противоречия
    • Дисциплина
    • Воровство
    • Агрессивность
    • Домашние животные
    • Детское КУПИ!
    • Рост и вес новорожденных
    • Знакомим ребенка с компьютером
    • Как выбрать очки ребенку? Выбор оправ и линз.
    • Очки или контактные линзы: что выбрать для ребенка?
    • Как выбрать детский лагерь: критерии выбора, важные детали
    • От чего зависит рост ребенка и каким он будет, когда ваш ребенок вырастет.
    • В отпуск с ребенком
    • Дети и деньги
    • НЛП в воспитании ребенка: несколько советов от специалиста по НЛП
    • Когда режутся зубки
    • Я потерялся: для детей и родителей
    • Как рассказать ребенку о сексе
    • Жадность и конфликты на детской площадке
    • Детские ходунки и прыгунки: ЗА и ПРОТИВ
    • Почему дети не любят полезную еду, и обожают фастфуд.
    • Цветовая диагностика детей для определения типов личности.

Детский апперцептивный тест — Википедия

Детский апперцептивный тест (англ. Children’s Apperception Test; САТ) — вариант Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) для детей; проективная психодиагностическая детская методика, которая была разработана Леопольдом и Соней Беллок. CAT предназначен для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет.

История создания

Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтённых в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3—10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Экспериментальные данные, однако, опровергли это допущение, и Беллак, хотя и не сразу согласившийся с его критикой, создал в 1966 году параллельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н).[1] CAT стимулировал появление значительного количества валидных проективных методик исследования личности, ориентированных на изучение семейных и других отношений, аттитюдов детей. В последние годы тест в разных модификациях достаточно широко используется в работах психологов России, Украины и других стран СНГ. Опубликованы руководства и обзоры литературы (А. Г. Лидерс, А. Г. Колесников, 1992 и др.[2]).[3]

Описание методики

Стимульный материал состоит из 10 стандартных чёрно-белых таблиц-рисунков. В качестве персонажей изображённых ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаев выполняют человеческие действия. Рисунки выполнены в манере, характерной для детских книг, на них изображены различные ситуации, которые направлены на выявление проблем, связанных с удовлетворением потребности ребёнка в питании, конкуренцией между братьями и сестрами, взаимоотношениями с родителями, представлениями об отношениях между родителями (например, о пребывании их в одной постели), а также на исследование проблем агрессии, страхов.

Процедура проведения

Исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком в привычном и знакомом для него окружении.[4] Картины показываются в пронумерованном порядке.
Инструкция: «Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках, которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас, что было до этого момента, а что случится после.»[5] Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребёнка, имеющие отношения к рассказу.
После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст, и т. п., и даже почему именно так окончен рассказ. Если ребёнок не может сосредоточиться на исследовании, было бы неплохо попытаться сделать это позднее, но не откладывая надолго после предъявления теста. После проведения методики необходимо спросить у ребёнка, какие таблицы ему понравились больше всех, а какие меньше всех. Исследование длится 30-40 минут.

Интерпретация результатов

Схема интерпретации рассказов по С. и Л. Беллак:[4]

  • Выделяется главная тема рассказов.
  • Выделение главного героя рассказа, с которым идентифицируется ребёнок (он имеет сходство с испытуемым по полу и возрасту, события описываются с его точки зрения).
  • Выделение главных потребностей и мотивов героя.
    1. Истинные потребности (нa которые может указывать реализм в описаний, большое количество деталей и пр.)
    2. Слабоструктурированные потребности героя (в меньшей мере связанные с реальными потребностями испытуемого)
  • В дальнейшем, в качестве значимых отмечаются персонажи, предметы и обстоятельства, включаемые в рассказ, а также, напротив, игнорируемые испытуемым.
  • Анализируются среды и представление об окружающем мире. Подчёркивается значимость описания видения ребёнком персонажей и его реакций на них.
  • Выясняются основные конфликты ребёнка и сопутствующие им защиты, а также природа основных страхов, среди которых наиболее значимыми являются — страхи, связанные с физической опасностью, возможностью наказания, отсутствием или утратой любви и опасностью быть покинутым.
  • Иногда важно не то, что ребёнок замечает в таблице и рассказывает, а то, что он пропускает; обходит стороной, не видит.

Диалогический метод анализа рассказа по Бурлаковой Н. С. и Олешкевич В. И.[4]

Данный анализ опирается на выделение определённых идентификаций. Единицей рассмотрения является высказывание, которое соотносимо с определённым субъектом этого высказывания и соответствующей идентификацией. Граница высказывания располагается там, где вступает в действие другой речевой субъект (другая идентификация).

  • Важно выделить речевое высказывание. Как только чувствуется переход к другой идентификации, необходимо поставить смысловую точку. Важно соотносить высказывание с функционированием определённой идентификации.
  • Далее производится анализ выделенных высказываний по отдельности. Для этого необходимо попытаться проникнуть в мир непосредственных переживаний автора рассказа, вжиться в саму материю микрорассказов и высказываний. Средством для осуществления такой процедуры является пересказ микрорассказа (высказывания) своими словами. Путём такого рода проговариваний исследователь как бы «приводит» себя на внутреннюю точку зрения автора данного микрорассказа.
  • На третьем этапе анализа важно ввести все выделенные идентификации в диалогические и структурные отношения друг к другу.
  • На следующем шаге анализа важно внимательно проанализировать не только саму «материю рассказа», но выделить в ней значимые оценочные отношения ребёнка к различного рода идентификациям, встроенным в рассказ. Другими словами, необходимо выделить присутствующую в рассказе специфическую авторскую (-ие) позицию(-и), а затем соотнести её со всеми идентификациями, которые были найдены в рассказе. Таким образом можно понять структуру отношений рационального Я ребёнка, некоторой организующей рациональной позиции Я, по отношению к отдельным идентификациям.

Авторская позиция определяет, с одной стороны, «зону ближайшего развития» ребёнка, поскольку задает характер и уровень структурации и интеграции внутреннего опыта, формирует и обозначает специфическое целостное отношение к себе. Данная позиция предполагает появляющуюся способность отнестись к своему внутреннему опыту и способность контролировать его, то есть возможность идентифицироваться с некоторой внешней позицией по отношению к нему. Можно фиксировать качество и характер, содержание авторской позиции, что является показателем того, каким образом ребёнок синтезирует свой внутренний опыт, что и определит в свою очередь динамику развития самосознания. С другой стороны, авторская позиция определит также и основные стратегии защиты, которые формируют более рационализированные структуры самосознания.

Частота обсуждаемости тем по каждой из картинок.

  • Таблица 1 («Цыплята за столом»)

Цыплята сидят за столом, на котором большая миска с пищей. С одной стороны большая курица, неясно очерченная.

Ответы вращаются вокруг пищи, достаточно ли его кормил каждый из родителей. Темы конкуренции братьев — сестёр сводятся к тому, кто получит больше, кто лучше себя ведёт и т. д. Пища может оказаться подкреплением или, наоборот, от неё отказывается как от представляющей опасности, основные проблемы связаны с удовлетворением или — фрустрацией, пищевыми проблемами и т. п.

  • Таблица 2 («Медведи, перетягивающие канат»)

Один медведь, тянущий канат в одну сторону в то время, как другой медведь с медвежонком тянут в другую сторону.

Интересно наблюдать идентифицирует ли себя ребёнок с фигурой, которая сотрудничает, с отцом или матерью. Это может выглядеть как серьёзная борьба, сопровождающаяся страхом или агрессией, которая завершает собственную агрессию или автономию ребёнка. Более мягко эта картина может казаться игрой (в перетягивание каната, например). Например, сам канат может быть источником рассмотрения — канат порвался — это является источником последующей опасности.

  • Таблица 3 («Лев с трубкой»)

Лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, в нижнем правом углу маленькая мышь появляется в норе.

Льва обычно видят как фигуру отца, экипированного такими предметами, как трубка и трость. Позже это может видеться как инструмент агрессии или может быть использовано, чтобы сделать родительскую фигуру старой, беспомощной, которую не нужно будет боятся. Если лев воспринимается как сильная родительская фигура, важно отметить — мягкий ли он или сильный и опасный.

Мышь большинство детей видят как ребёнка и часто идентифициуют с собой. В этом случае, посредством хитрости и обстоятельств мышь могут сделать более сильной. С другой стороны, она может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируются со львом, давая подтверждение конфликту между согласием и автономией и т. д.

  • Таблица 4 («Кенгуру с кенгурятами»)

Кенгуру в дамской шляпке на голове, несущая сумку с молочными бутылками. В её сумке кенгурёнок с воздушным шаром, на велосипеде кенгурёнок побольше.

Тут обычно проявляются темы конкуренции с братом или сестрой, или беспокойство по поводу появления малыша. В то же время, здесь просматривается связь с матерью — часто важная черта.

Иногда ребёнок, который старший брат или сестра, идентифицирует себя с младенцем в сумке. Это показывает регрессивное желание с целью быть ближе к матери. С другой стороны, ребёнок, который реально моложе, может идентифицировать себя со старшим, это означает его желание независимости и власти. Сумка может давать пищевые темы. Также может быть введена тема бегства от опасности. Это может быть связано с бессознательным страхом в области взаимоотношений отца и матери, секса, беременности.

  • Таблица 5 («Два медвежонка в кроватке»)

Затемнённая комната с большой кроватью на заднем плане. Детская кроватка на переднем плане, в которой два маленьких медвежонка.

Ребёнок рассматривает то, что происходит между родителями в кровати. Эти истории хорошо отражают догадки, наблюдения, смущения и эмоциональные переживания у части детей. Два ребёнка в детской кроватке — дает темы о взаимных манипуляциях и исследованиях между детьми.

  • Таблица 6 («Медведи в затемнённой пещере»)

Тёмная пещера с двумя фигурами медведей, неясно очерченными, на заднем плане; медвежонок, лежащий впереди.

Эта картина используется в сумме с Картиной 5. Картина 6 будет с большей частотой и сильнее действовать на всё, что оставалось на заднем плане в реакциях на изначальную сцену. Будет отражена ревность в этой тройственной ситуации. Проблема мастурбации во время пребывания в постели может проявится как в реакциях на картину 5, так и на картину 6.

  • Таблица 7 («Разъярённый тигр и обезьяна»)

Тигр с обнажёнными клыками и когтями, прыгающий на обезьяну, которая также прыгает в воздух.

Здесь демонстрируются страхи, избегание агрессии и способы борьбы с ними. Часто становится очевидной степень напряжения ребёнка. (Это может быть настолько сильным, что ведёт к отвержению картины, или могут быть такие защитные реакции, как превращение в безобидный рассказ. Обезьяна может даже перехитрить тигра. Хвосты животных легко могут вызвать рассказы, ведущие к проецированию страха.

  • Таблица 8 («Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой»)

Две взрослых обезьяны сидят на софе и пьют из чайных чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

Тут часто выявляется роль, в которую ребёнок помещает себя внутри семейного созвездия. Его интерпретация главной (на переднем плане) обезьяны как фигуры отца или матери, становится значимой в отношении его восприятия этой фигуры как доброй обезьяны, или как делающей выговор, подавляющей.

  • Таблица 9 («Зайчонок в тёмной комнате»)

Тёмная комната просматривается из освещённой комнаты через открытую дверь. В темноте — зайчонок, сидящий в детской кровати, смотрящий в дверь.

Тема страха темноты, одиночества, страха быть брошенными родителями, удовлетворяют наше любопытство посредством того, что может быть в следующей комнате или общего ответа на картину.

  • Таблица 10 («Щенок на лапах взрослой собаки»)

Щенок, лежащий на лапах взрослой собаки, обе фигуры с минимумом выразительных черт, фигуры расположены на переднем плане в ванной комнате.

Примечания

  1. ↑ Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 254 с.
  2. ↑ Детский апперцептивный тест (САТ). Руководство к применению / Под ред. А. Г. Лидерса, В. Г. Колесникова. — Обнинск, 1992
  3. ↑ Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике — 2002
  4. 1 2 3 Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с.
  5. ↑ Bellac & Bellac Children’s Apperceptive Test — Gracie Station, New York: Consulting Psychological Press

Литература

  1. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с. (Серия: «Учебники психотерапии»).
  2. Беллак Л., Беллак С. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство. — С-Пб., «Иматон», 2002
  3. Соколова Е. Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. — М., ТЕИС, 2002. — 150 с.
  4. Bellac L (1954) — TAT and CAT in clinical use — New York: Grune & Strutton

См. также

Ссылки

Детский апперцептивный тест САТ Л. Беллак

Сущность и назначение детского апперцептивного теста

Определение 1

Детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) – это специальная методика, носящая проективную психодиагностический характер и применяемая с целью определения эмоционального состояния, настроя, чувственных потребностей и особенностей личностных характеристик детей в возрасте от трех до десяти лет.

Создателем данной методики являются Леопольд и Софья Беллак. Она была разработана для определения важного содержания потребностей, конфликтных процессов, установок и взглядов личности.

Эта методика носит проективный характер, хотя и именуется апперцептивной.

Определение 2

Апперцепция – это процесс, предполагающий активное внедрение нового опыта в структуру уже имеющегося и его непрерывное преобразование.

Применение данной методики на практике открывает возможности для определения:

  • Приоритетных мотивов и потребностей детской личности;
  • Специфики восприятия детьми родителей;
  • Специфики взаимоотношений ребенка с его родными братьями и сестрами;
  • Особенностей протекания и содержательной стороны внутриличностных конфликтов, являющихся результатом подавления, не реализации приоритетных потребностей ребенка;
  • Путей ыстраивания защитных механизмов и барьеров, применяемых для преодоления внутренних конфликтов;
  • Причин возникновения агрессивных реакций, фантазий, страхов, фобий, тревог, обусловленных подавленным состоянием личности;
  • Динамических и структурных специфических направлений деятельности, поведения ребенка в кругу своих сверстников.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность данного тестирования заключается в упрощении понимания и осознания детского отношения к особенно важным, значимым фигурам и стимулам. Тестирование рассматривает несколько ситуаций, посредством анализа которых можно выявить текущие проблемы ребенка, состояние его личности, наличие внутренних конфликтов.

Картинки подбираются таким образом, чтобы выявить основные проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в семейных взаимоотношениях. В частности, это проблемы с соперничеством, противостоянием братьев и сестер, отношение к родителям, их требованиям и направлениям воспитания, непосредственно к их личности. Также, по картинкам удается определить фантазии ребенка об агрессии, его восприятие реального мира взрослых, его понимание отличий между мирами детей и взрослых, его страх одиночества, поведенческие реакции и реагирование на них родителей.

Специфика методики проведения тестирования

Данное тестирование проводится для детей в основном дошкольного и младшего школьного возраста. Временной период прохождения теста – примерно 30-40 минут.

Тестирование проходит на основе применения десяти картинок с изображениями животных в разнообразных положениях и ситуациях. Это обусловлено тем, что ребенок имеет склонность отождествлять себя с животными и их миром.

Картинки отражают ситуации, связанные с питанием ребенка и его предпочтениями в еде, соперническими взаимоотношениями между братьями и сестрами, построением положительных или негативных взаимоотношений между детьми, представлениями ребенка о родительских взаимоотношениях, как супружеской пары и т. д.

Данное тестирование проводится в игровой форме. Картинки обязательно показываются по одной и в порядке своей очередности. Они никак не связываются между собой. Не обязательно применяются все картинки. Если ребенок устал, ему сложно сосредоточиться, сконцентрировать внимание, то могут быть использованы лишь несколько изображений.

Рассмотрим более подробно отдельные картинки и те проблемы, на выявление которых они ориентированы:

  1. Картинка с изображением цыплят, принимающих участие в совместной трапезе. Курица-мать, также, присутствует на изображении, но имеет не ярко выраженный контур. Здесь исследуется наличие проблемы с питанием. Рассматривается вопрос о том, все ли устраивает ребенка в питании, которое предоставляют ему родители, не испытывает ли он потребности в пище.

    Рисунок 1. Картинка с изображением цыплят. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Картинка с изображением медведей, перетягивающих друг у друга канат. На одной стороне каната расположен один медведь, а на другой – два медведя – большой и маленький. Здесь рассматривается наличие проблемы построения взаимоотношений ребенка с родителями. Так можно выявить факт сотрудничества или борьбы в отношениях. Если веревка разрывается, то этот факт отождествляется как проступок, поднимающий проблему наказания.

    Рисунок 2. Картинка с изображением медведей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  3. Картинка с изображением льва, восседающего в кресле с трубкой и тростью, и маленькой мышкой в углу. В данном случае поднимается проблема авторитета отца в семье. Ребенок может воспринимать льва – отцом, а себя мышонком, либо, вообще не обратить внимание на мышонка, отождествляя себя со львом.

    Рисунок 3. Картинка с изображением льва. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  4. Картинка с изображением мамы-кенгуру, несущей сумки, в которых лежат бутылки с молоком. Рядом с мамой едет на велосипеде кенгуренок, а в ее животе-сумке находится еще один детеныш поменьше. Изображение поднимает вопрос о наличии проблемы соперничества между детьми в одной семье. Дети воспринимают это изображение, как характеристику их взаимоотношений с матерью. Здесь имеется два варианта отождествления: старший ребенок может идентифицировать себя с малышом, выражая стремление быть ближе к своей маме, а младший, стремясь к автономии отождествлять себя с кенгуренком на велосипеде.

    Рисунок 4. Картинка с изображением мамы-кенгуру. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  5. Изображение темной комнаты, в которой на заднем плане расположена большая кровать – ложе родителей, а на переднем-маленькая, в которой спят медвежата. Здесь раскрывается проблема взаимоотношений родителей. Детям интересно, что происходит между ними в постели, как они взаимодействуют друг с другом.

    Рисунок 5. Изображение темной комнаты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  6. Картинка, дополняющая раскрытие предыдущей проблемы. На ней изображается темный лес или пещера, на заднем плане которой присутствуют плохо различимые фигуры медведей, а на переднем находится медвежонок.

    Рисунок 6. Картинка, дополняющая раскрытие предыдущей проблемы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  7. Картинка с изображением тигра на охоте. Он может оголить клыки и находиться в стадии погони за другим животным или набрасываться на кого-то. Раскрывает проблему наличия агрессивное поведения, проявления боязни агрессии, развития чувства страха.

    Рисунок 7. Картинка с изображением тигра на охоте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  8. Картинка с изображением обезьян, спокойно восседающих на диване за чашкой чая. Одна обезьяна является взрослой, другая – маленькой. Они беседуют. Здесь рассматривается вопрос о взаимоотношениях в семье, о том, как ребенок себя ощущает, не испытывает ли он одиночество, недостатка внимания от родителей, общаются ли они с ним и, о чем разговаривают.

    Рисунок 8. Картинка с изображением обезьян. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  9. Картинка с изображением темной комнаты, в которой находится кровать с сидящим на ней зайчонком, наблюдающим за дверью, через которую проникает лучик света. Она отражает страхи ребенка, наличие стресса, помогает отыскать пути борьбы с ними.

    Рисунок 9. Картинка с изображением темной комнаты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  10. Картинка с изображением щенка, лежащего на лапах взрослого пса. Фигуры на картинке имеют слабо выраженные очертания. Они находятся в ванной комнате. Здесь рассматриваются вопросы воспитания, наказания и чистоплотности.

    Рисунок 10. Картинка с изображением щенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Детский апперцептивный тест — Википедия

Детский апперцептивный тест (англ. Children’s Apperception Test; САТ) — вариант Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) для детей; проективная психодиагностическая детская методика, которая была разработана Леопольдом и Соней Беллок. CAT предназначен для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет.

История создания

Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтённых в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3—10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Экспериментальные данные, однако, опровергли это допущение, и Беллак, хотя и не сразу согласившийся с его критикой, создал в 1966 году параллельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н).[1] CAT стимулировал появление значительного количества валидных проективных методик исследования личности, ориентированных на изучение семейных и других отношений, аттитюдов детей. В последние годы тест в разных модификациях достаточно широко используется в работах психологов России, Украины и других стран СНГ. Опубликованы руководства и обзоры литературы (А. Г. Лидерс, А. Г. Колесников, 1992 и др.[2]).[3]

Описание методики

Стимульный материал состоит из 10 стандартных чёрно-белых таблиц-рисунков. В качестве персонажей изображённых ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаев выполняют человеческие действия. Рисунки выполнены в манере, характерной для детских книг, на них изображены различные ситуации, которые направлены на выявление проблем, связанных с удовлетворением потребности ребёнка в питании, конкуренцией между братьями и сестрами, взаимоотношениями с родителями, представлениями об отношениях между родителями (например, о пребывании их в одной постели), а также на исследование проблем агрессии, страхов.

Процедура проведения

Исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком в привычном и знакомом для него окружении.[4] Картины показываются в пронумерованном порядке.
Инструкция: «Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках, которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас, что было до этого момента, а что случится после.»[5] Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребёнка, имеющие отношения к рассказу.
После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст, и т. п., и даже почему именно так окончен рассказ. Если ребёнок не может сосредоточиться на исследовании, было бы неплохо попытаться сделать это позднее, но не откладывая надолго после предъявления теста. После проведения методики необходимо спросить у ребёнка, какие таблицы ему понравились больше всех, а какие меньше всех. Исследование длится 30-40 минут.

Интерпретация результатов

Схема интерпретации рассказов по С. и Л. Беллак:[4]

  • Выделяется главная тема рассказов.
  • Выделение главного героя рассказа, с которым идентифицируется ребёнок (он имеет сходство с испытуемым по полу и возрасту, события описываются с его точки зрения).
  • Выделение главных потребностей и мотивов героя.
    1. Истинные потребности (нa которые может указывать реализм в описаний, большое количество деталей и пр.)
    2. Слабоструктурированные потребности героя (в меньшей мере связанные с реальными потребностями испытуемого)
  • В дальнейшем, в качестве значимых отмечаются персонажи, предметы и обстоятельства, включаемые в рассказ, а также, напротив, игнорируемые испытуемым.
  • Анализируются среды и представление об окружающем мире. Подчёркивается значимость описания видения ребёнком персонажей и его реакций на них.
  • Выясняются основные конфликты ребёнка и сопутствующие им защиты, а также природа основных страхов, среди которых наиболее значимыми являются — страхи, связанные с физической опасностью, возможностью наказания, отсутствием или утратой любви и опасностью быть покинутым.
  • Иногда важно не то, что ребёнок замечает в таблице и рассказывает, а то, что он пропускает; обходит стороной, не видит.

Диалогический метод анализа рассказа по Бурлаковой Н. С. и Олешкевич В. И.[4]

Данный анализ опирается на выделение определённых идентификаций. Единицей рассмотрения является высказывание, которое соотносимо с определённым субъектом этого высказывания и соответствующей идентификацией. Граница высказывания располагается там, где вступает в действие другой речевой субъект (другая идентификация).

  • Важно выделить речевое высказывание. Как только чувствуется переход к другой идентификации, необходимо поставить смысловую точку. Важно соотносить высказывание с функционированием определённой идентификации.
  • Далее производится анализ выделенных высказываний по отдельности. Для этого необходимо попытаться проникнуть в мир непосредственных переживаний автора рассказа, вжиться в саму материю микрорассказов и высказываний. Средством для осуществления такой процедуры является пересказ микрорассказа (высказывания) своими словами. Путём такого рода проговариваний исследователь как бы «приводит» себя на внутреннюю точку зрения автора данного микрорассказа.
  • На третьем этапе анализа важно ввести все выделенные идентификации в диалогические и структурные отношения друг к другу.
  • На следующем шаге анализа важно внимательно проанализировать не только саму «материю рассказа», но выделить в ней значимые оценочные отношения ребёнка к различного рода идентификациям, встроенным в рассказ. Другими словами, необходимо выделить присутствующую в рассказе специфическую авторскую (-ие) позицию(-и), а затем соотнести её со всеми идентификациями, которые были найдены в рассказе. Таким образом можно понять структуру отношений рационального Я ребёнка, некоторой организующей рациональной позиции Я, по отношению к отдельным идентификациям.

Авторская позиция определяет, с одной стороны, «зону ближайшего развития» ребёнка, поскольку задает характер и уровень структурации и интеграции внутреннего опыта, формирует и обозначает специфическое целостное отношение к себе. Данная позиция предполагает появляющуюся способность отнестись к своему внутреннему опыту и способность контролировать его, то есть возможность идентифицироваться с некоторой внешней позицией по отношению к нему. Можно фиксировать качество и характер, содержание авторской позиции, что является показателем того, каким образом ребёнок синтезирует свой внутренний опыт, что и определит в свою очередь динамику развития самосознания. С другой стороны, авторская позиция определит также и основные стратегии защиты, которые формируют более рационализированные структуры самосознания.

Частота обсуждаемости тем по каждой из картинок.

  • Таблица 1 («Цыплята за столом»)

Цыплята сидят за столом, на котором большая миска с пищей. С одной стороны большая курица, неясно очерченная.

Ответы вращаются вокруг пищи, достаточно ли его кормил каждый из родителей. Темы конкуренции братьев — сестёр сводятся к тому, кто получит больше, кто лучше себя ведёт и т. д. Пища может оказаться подкреплением или, наоборот, от неё отказывается как от представляющей опасности, основные проблемы связаны с удовлетворением или — фрустрацией, пищевыми проблемами и т. п.

  • Таблица 2 («Медведи, перетягивающие канат»)

Один медведь, тянущий канат в одну сторону в то время, как другой медведь с медвежонком тянут в другую сторону.

Интересно наблюдать идентифицирует ли себя ребёнок с фигурой, которая сотрудничает, с отцом или матерью. Это может выглядеть как серьёзная борьба, сопровождающаяся страхом или агрессией, которая завершает собственную агрессию или автономию ребёнка. Более мягко эта картина может казаться игрой (в перетягивание каната, например). Например, сам канат может быть источником рассмотрения — канат порвался — это является источником последующей опасности.

  • Таблица 3 («Лев с трубкой»)

Лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, в нижнем правом углу маленькая мышь появляется в норе.

Льва обычно видят как фигуру отца, экипированного такими предметами, как трубка и трость. Позже это может видеться как инструмент агрессии или может быть использовано, чтобы сделать родительскую фигуру старой, беспомощной, которую не нужно будет боятся. Если лев воспринимается как сильная родительская фигура, важно отметить — мягкий ли он или сильный и опасный.

Мышь большинство детей видят как ребёнка и часто идентифициуют с собой. В этом случае, посредством хитрости и обстоятельств мышь могут сделать более сильной. С другой стороны, она может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируются со львом, давая подтверждение конфликту между согласием и автономией и т. д.

  • Таблица 4 («Кенгуру с кенгурятами»)

Кенгуру в дамской шляпке на голове, несущая сумку с молочными бутылками. В её сумке кенгурёнок с воздушным шаром, на велосипеде кенгурёнок побольше.

Тут обычно проявляются темы конкуренции с братом или сестрой, или беспокойство по поводу появления малыша. В то же время, здесь просматривается связь с матерью — часто важная черта.

Иногда ребёнок, который старший брат или сестра, идентифицирует себя с младенцем в сумке. Это показывает регрессивное желание с целью быть ближе к матери. С другой стороны, ребёнок, который реально моложе, может идентифицировать себя со старшим, это означает его желание независимости и власти. Сумка может давать пищевые темы. Также может быть введена тема бегства от опасности. Это может быть связано с бессознательным страхом в области взаимоотношений отца и матери, секса, беременности.

  • Таблица 5 («Два медвежонка в кроватке»)

Затемнённая комната с большой кроватью на заднем плане. Детская кроватка на переднем плане, в которой два маленьких медвежонка.

Ребёнок рассматривает то, что происходит между родителями в кровати. Эти истории хорошо отражают догадки, наблюдения, смущения и эмоциональные переживания у части детей. Два ребёнка в детской кроватке — дает темы о взаимных манипуляциях и исследованиях между детьми.

  • Таблица 6 («Медведи в затемнённой пещере»)

Тёмная пещера с двумя фигурами медведей, неясно очерченными, на заднем плане; медвежонок, лежащий впереди.

Эта картина используется в сумме с Картиной 5. Картина 6 будет с большей частотой и сильнее действовать на всё, что оставалось на заднем плане в реакциях на изначальную сцену. Будет отражена ревность в этой тройственной ситуации. Проблема мастурбации во время пребывания в постели может проявится как в реакциях на картину 5, так и на картину 6.

  • Таблица 7 («Разъярённый тигр и обезьяна»)

Тигр с обнажёнными клыками и когтями, прыгающий на обезьяну, которая также прыгает в воздух.

Здесь демонстрируются страхи, избегание агрессии и способы борьбы с ними. Часто становится очевидной степень напряжения ребёнка. (Это может быть настолько сильным, что ведёт к отвержению картины, или могут быть такие защитные реакции, как превращение в безобидный рассказ. Обезьяна может даже перехитрить тигра. Хвосты животных легко могут вызвать рассказы, ведущие к проецированию страха.

  • Таблица 8 («Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой»)

Две взрослых обезьяны сидят на софе и пьют из чайных чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

Тут часто выявляется роль, в которую ребёнок помещает себя внутри семейного созвездия. Его интерпретация главной (на переднем плане) обезьяны как фигуры отца или матери, становится значимой в отношении его восприятия этой фигуры как доброй обезьяны, или как делающей выговор, подавляющей.

  • Таблица 9 («Зайчонок в тёмной комнате»)

Тёмная комната просматривается из освещённой комнаты через открытую дверь. В темноте — зайчонок, сидящий в детской кровати, смотрящий в дверь.

Тема страха темноты, одиночества, страха быть брошенными родителями, удовлетворяют наше любопытство посредством того, что может быть в следующей комнате или общего ответа на картину.

  • Таблица 10 («Щенок на лапах взрослой собаки»)

Щенок, лежащий на лапах взрослой собаки, обе фигуры с минимумом выразительных черт, фигуры расположены на переднем плане в ванной комнате.

Примечания

  1. ↑ Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 254 с.
  2. ↑ Детский апперцептивный тест (САТ). Руководство к применению / Под ред. А. Г. Лидерса, В. Г. Колесникова. — Обнинск, 1992
  3. ↑ Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике — 2002
  4. 1 2 3 Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с.
  5. ↑ Bellac & Bellac Children’s Apperceptive Test — Gracie Station, New York: Consulting Psychological Press

Литература

  1. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с. (Серия: «Учебники психотерапии»).
  2. Беллак Л., Беллак С. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство. — С-Пб., «Иматон», 2002
  3. Соколова Е. Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. — М., ТЕИС, 2002. — 150 с.
  4. Bellac L (1954) — TAT and CAT in clinical use — New York: Grune & Strutton

См. также

Ссылки

Детский апперцептивный тест — Википедия. Что такое Детский апперцептивный тест

Детский апперцептивный тест (англ. Children’s Apperception Test; САТ) — вариант Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) для детей; проективная психодиагностическая детская методика, которая была разработана Леопольдом и Соней Беллок. CAT предназначен для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет.

История создания

Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтённых в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3—10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Экспериментальные данные, однако, опровергли это допущение, и Беллак, хотя и не сразу согласившийся с его критикой, создал в 1966 году параллельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н).[1] CAT стимулировал появление значительного количества валидных проективных методик исследования личности, ориентированных на изучение семейных и других отношений, аттитюдов детей. В последние годы тест в разных модификациях достаточно широко используется в работах психологов России, Украины и других стран СНГ. Опубликованы руководства и обзоры литературы (А. Г. Лидерс, А. Г. Колесников, 1992 и др.[2]).[3]

Описание методики

Стимульный материал состоит из 10 стандартных чёрно-белых таблиц-рисунков. В качестве персонажей изображённых ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаев выполняют человеческие действия. Рисунки выполнены в манере, характерной для детских книг, на них изображены различные ситуации, которые направлены на выявление проблем, связанных с удовлетворением потребности ребёнка в питании, конкуренцией между братьями и сестрами, взаимоотношениями с родителями, представлениями об отношениях между родителями (например, о пребывании их в одной постели), а также на исследование проблем агрессии, страхов.

Процедура проведения

Исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком в привычном и знакомом для него окружении.[4] Картины показываются в пронумерованном порядке.
Инструкция: «Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках, которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас, что было до этого момента, а что случится после.»[5] Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребёнка, имеющие отношения к рассказу.
После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст, и т. п., и даже почему именно так окончен рассказ. Если ребёнок не может сосредоточиться на исследовании, было бы неплохо попытаться сделать это позднее, но не откладывая надолго после предъявления теста. После проведения методики необходимо спросить у ребёнка, какие таблицы ему понравились больше всех, а какие меньше всех. Исследование длится 30-40 минут.

Интерпретация результатов

Схема интерпретации рассказов по С. и Л. Беллак:[4]

  • Выделяется главная тема рассказов.
  • Выделение главного героя рассказа, с которым идентифицируется ребёнок (он имеет сходство с испытуемым по полу и возрасту, события описываются с его точки зрения).
  • Выделение главных потребностей и мотивов героя.
    1. Истинные потребности (нa которые может указывать реализм в описаний, большое количество деталей и пр.)
    2. Слабоструктурированные потребности героя (в меньшей мере связанные с реальными потребностями испытуемого)
  • В дальнейшем, в качестве значимых отмечаются персонажи, предметы и обстоятельства, включаемые в рассказ, а также, напротив, игнорируемые испытуемым.
  • Анализируются среды и представление об окружающем мире. Подчёркивается значимость описания видения ребёнком персонажей и его реакций на них.
  • Выясняются основные конфликты ребёнка и сопутствующие им защиты, а также природа основных страхов, среди которых наиболее значимыми являются — страхи, связанные с физической опасностью, возможностью наказания, отсутствием или утратой любви и опасностью быть покинутым.
  • Иногда важно не то, что ребёнок замечает в таблице и рассказывает, а то, что он пропускает; обходит стороной, не видит.

Диалогический метод анализа рассказа по Бурлаковой Н. С. и Олешкевич В. И.[4]

Данный анализ опирается на выделение определённых идентификаций. Единицей рассмотрения является высказывание, которое соотносимо с определённым субъектом этого высказывания и соответствующей идентификацией. Граница высказывания располагается там, где вступает в действие другой речевой субъект (другая идентификация).

  • Важно выделить речевое высказывание. Как только чувствуется переход к другой идентификации, необходимо поставить смысловую точку. Важно соотносить высказывание с функционированием определённой идентификации.
  • Далее производится анализ выделенных высказываний по отдельности. Для этого необходимо попытаться проникнуть в мир непосредственных переживаний автора рассказа, вжиться в саму материю микрорассказов и высказываний. Средством для осуществления такой процедуры является пересказ микрорассказа (высказывания) своими словами. Путём такого рода проговариваний исследователь как бы «приводит» себя на внутреннюю точку зрения автора данного микрорассказа.
  • На третьем этапе анализа важно ввести все выделенные идентификации в диалогические и структурные отношения друг к другу.
  • На следующем шаге анализа важно внимательно проанализировать не только саму «материю рассказа», но выделить в ней значимые оценочные отношения ребёнка к различного рода идентификациям, встроенным в рассказ. Другими словами, необходимо выделить присутствующую в рассказе специфическую авторскую (-ие) позицию(-и), а затем соотнести её со всеми идентификациями, которые были найдены в рассказе. Таким образом можно понять структуру отношений рационального Я ребёнка, некоторой организующей рациональной позиции Я, по отношению к отдельным идентификациям.

Авторская позиция определяет, с одной стороны, «зону ближайшего развития» ребёнка, поскольку задает характер и уровень структурации и интеграции внутреннего опыта, формирует и обозначает специфическое целостное отношение к себе. Данная позиция предполагает появляющуюся способность отнестись к своему внутреннему опыту и способность контролировать его, то есть возможность идентифицироваться с некоторой внешней позицией по отношению к нему. Можно фиксировать качество и характер, содержание авторской позиции, что является показателем того, каким образом ребёнок синтезирует свой внутренний опыт, что и определит в свою очередь динамику развития самосознания. С другой стороны, авторская позиция определит также и основные стратегии защиты, которые формируют более рационализированные структуры самосознания.

Частота обсуждаемости тем по каждой из картинок.

  • Таблица 1 («Цыплята за столом»)

Цыплята сидят за столом, на котором большая миска с пищей. С одной стороны большая курица, неясно очерченная.

Ответы вращаются вокруг пищи, достаточно ли его кормил каждый из родителей. Темы конкуренции братьев — сестёр сводятся к тому, кто получит больше, кто лучше себя ведёт и т. д. Пища может оказаться подкреплением или, наоборот, от неё отказывается как от представляющей опасности, основные проблемы связаны с удовлетворением или — фрустрацией, пищевыми проблемами и т. п.

  • Таблица 2 («Медведи, перетягивающие канат»)

Один медведь, тянущий канат в одну сторону в то время, как другой медведь с медвежонком тянут в другую сторону.

Интересно наблюдать идентифицирует ли себя ребёнок с фигурой, которая сотрудничает, с отцом или матерью. Это может выглядеть как серьёзная борьба, сопровождающаяся страхом или агрессией, которая завершает собственную агрессию или автономию ребёнка. Более мягко эта картина может казаться игрой (в перетягивание каната, например). Например, сам канат может быть источником рассмотрения — канат порвался — это является источником последующей опасности.

  • Таблица 3 («Лев с трубкой»)

Лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, в нижнем правом углу маленькая мышь появляется в норе.

Льва обычно видят как фигуру отца, экипированного такими предметами, как трубка и трость. Позже это может видеться как инструмент агрессии или может быть использовано, чтобы сделать родительскую фигуру старой, беспомощной, которую не нужно будет боятся. Если лев воспринимается как сильная родительская фигура, важно отметить — мягкий ли он или сильный и опасный.

Мышь большинство детей видят как ребёнка и часто идентифициуют с собой. В этом случае, посредством хитрости и обстоятельств мышь могут сделать более сильной. С другой стороны, она может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируются со львом, давая подтверждение конфликту между согласием и автономией и т. д.

  • Таблица 4 («Кенгуру с кенгурятами»)

Кенгуру в дамской шляпке на голове, несущая сумку с молочными бутылками. В её сумке кенгурёнок с воздушным шаром, на велосипеде кенгурёнок побольше.

Тут обычно проявляются темы конкуренции с братом или сестрой, или беспокойство по поводу появления малыша. В то же время, здесь просматривается связь с матерью — часто важная черта.

Иногда ребёнок, который старший брат или сестра, идентифицирует себя с младенцем в сумке. Это показывает регрессивное желание с целью быть ближе к матери. С другой стороны, ребёнок, который реально моложе, может идентифицировать себя со старшим, это означает его желание независимости и власти. Сумка может давать пищевые темы. Также может быть введена тема бегства от опасности. Это может быть связано с бессознательным страхом в области взаимоотношений отца и матери, секса, беременности.

  • Таблица 5 («Два медвежонка в кроватке»)

Затемнённая комната с большой кроватью на заднем плане. Детская кроватка на переднем плане, в которой два маленьких медвежонка.

Ребёнок рассматривает то, что происходит между родителями в кровати. Эти истории хорошо отражают догадки, наблюдения, смущения и эмоциональные переживания у части детей. Два ребёнка в детской кроватке — дает темы о взаимных манипуляциях и исследованиях между детьми.

  • Таблица 6 («Медведи в затемнённой пещере»)

Тёмная пещера с двумя фигурами медведей, неясно очерченными, на заднем плане; медвежонок, лежащий впереди.

Эта картина используется в сумме с Картиной 5. Картина 6 будет с большей частотой и сильнее действовать на всё, что оставалось на заднем плане в реакциях на изначальную сцену. Будет отражена ревность в этой тройственной ситуации. Проблема мастурбации во время пребывания в постели может проявится как в реакциях на картину 5, так и на картину 6.

  • Таблица 7 («Разъярённый тигр и обезьяна»)

Тигр с обнажёнными клыками и когтями, прыгающий на обезьяну, которая также прыгает в воздух.

Здесь демонстрируются страхи, избегание агрессии и способы борьбы с ними. Часто становится очевидной степень напряжения ребёнка. (Это может быть настолько сильным, что ведёт к отвержению картины, или могут быть такие защитные реакции, как превращение в безобидный рассказ. Обезьяна может даже перехитрить тигра. Хвосты животных легко могут вызвать рассказы, ведущие к проецированию страха.

  • Таблица 8 («Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой»)

Две взрослых обезьяны сидят на софе и пьют из чайных чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

Тут часто выявляется роль, в которую ребёнок помещает себя внутри семейного созвездия. Его интерпретация главной (на переднем плане) обезьяны как фигуры отца или матери, становится значимой в отношении его восприятия этой фигуры как доброй обезьяны, или как делающей выговор, подавляющей.

  • Таблица 9 («Зайчонок в тёмной комнате»)

Тёмная комната просматривается из освещённой комнаты через открытую дверь. В темноте — зайчонок, сидящий в детской кровати, смотрящий в дверь.

Тема страха темноты, одиночества, страха быть брошенными родителями, удовлетворяют наше любопытство посредством того, что может быть в следующей комнате или общего ответа на картину.

  • Таблица 10 («Щенок на лапах взрослой собаки»)

Щенок, лежащий на лапах взрослой собаки, обе фигуры с минимумом выразительных черт, фигуры расположены на переднем плане в ванной комнате.

Примечания

  1. ↑ Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 254 с.
  2. ↑ Детский апперцептивный тест (САТ). Руководство к применению / Под ред. А. Г. Лидерса, В. Г. Колесникова. — Обнинск, 1992
  3. ↑ Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике — 2002
  4. 1 2 3 Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с.
  5. ↑ Bellac & Bellac Children’s Apperceptive Test — Gracie Station, New York: Consulting Psychological Press

Литература

  1. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с. (Серия: «Учебники психотерапии»).
  2. Беллак Л., Беллак С. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство. — С-Пб., «Иматон», 2002
  3. Соколова Е. Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. — М., ТЕИС, 2002. — 150 с.
  4. Bellac L (1954) — TAT and CAT in clinical use — New York: Grune & Strutton

См. также

Ссылки

Детский апперцептивный тест/Карточки — Psylab.info

Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики

< Детский апперцептивный тест

  • Картина 1 («Цыплята за столом»)

  • Картинка 2 («Медведи, перетягивающие канат»)

  • Картинка 3 («Лев с трубкой»)

  • Картина 4 («Кенгуру с кенгурятами»)

  • Картинка 5 («Два медвежонка в кроватке»)

  • Картина 6 («Медведи в затемненной пещере»)

  • Картина 7 («Разъяренный тигр и обезьяна»)

  • Картина 8 («Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой»)

  • Картина 9 («Зайчонок в темной комнате»)

  • Картина 10 («Щенок на лапах взрослой собаки»)

Детский апперцептивный тест (Д. Беллак, С. Беллак)

Детский апперцептивный тест (Д. Беллак, С. Беллак)

Особенности проведения методики

Этот тест был специально создан для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Предполагается, что ребенок в большей степени склонен идентифицировать себя с животными, поэтому тест был проиллюстрирован ситуациями, в которых принимают участие различные животные. Данная методика относится к категории проективных. Но авторы называют ее апперцептивной. Апперцепция – это процесс, позволяющий новому опыту входить в состав старого и изменяться под его влиянием.

В тесте используется 10 картинок, изображающих различные ситуации, которые направлены на выявление проблем, связанных с удовлетворением потребности ребенка в питании, конкуренцией между братьями и сестрами, взаимоотношениями с родителями, представлениями об отношениях между родителями (например, о пребывании их в одной постели), а также на исследование проблем агрессии, страхов.

Картинка 1. Цыплята сидят за столом, на котором стоит большая миска с пищей. С одной стороны большая курица (неясно очерченная).

Картинка направлена на исследование проблемы удовлетворенности потребности ребенка в питании. Она помогает понять, насколько родители удовлетворяют эту потребность ребенка. Тема соперничества между братьями и сестрами возникает в случае рассмотрения еды как награды или как наказания (в случае ее лишения).

Картинка 2. Один медведь тянет канат в одну сторону, а другой медведь с медвежонком тянут его в другую сторону.

С помощью этой картинки рассматривается проблема взаимоотношений с родителями: сотрудничает ли ребенок с родителями или их отношения похожи на борьбу, сопровождающуюся страхом или агрессией. Как отмечают авторы методики, дети часто воспринимают изображение как игру. Однако разрыв веревки интерпретируется как проступок, что поднимает проблему наказания.

Картинка 3. Лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, в правом нижнем углу в норе появляется маленькая мышь.

Лев чаще всего выступает в роли отца, поскольку он обладает такими атрибутами, как трубка и трость. Большинство детей идентифицируют себя с мышонком. В этом случае важно понять, опасен ли для ребенка лев. Иногда дети могут просто не замечать мышонка; идентифицировать себя со львом или характеризовать льва как слабого.

Картинка 4. Кенгуру в дамской шляпке на голове, несущая сумку с молочными бутылками. В ее сумке кенгуренок с воздушным шаром, рядом на велосипеде кенгуренок побольше.

Картинка направлена на исследование темы конкурентных отношений между братьями и сестрами. Поэтому в большей степени картинка характеризует отношение ребенка к матери. Как отмечают авторы теста, иногда старшие дети идентифицируют себя с малышом, который находится в сумке кенгуру, что демонстрирует их потребность быть ближе к матери. И наоборот, младший ребенок может идентифицировать себя с более старшим, что говорит о его потребности в автономии.

Картинка 5. Затемненная комната с большой кроватью на заднем плане. Детская кроватка на переднем плане. В ней лежат два маленьких медвежонка.

Обычно картинка возбуждает у детей интерес к тому, что происходит между родителями в кровати. Рассматривая картинку, дети выражают свои догадки и наблюдения. Два медвежонка в колыбели приводят к размышлениям на темы, связанные с взаимодействием детей друг с другом.

Картинка 6. Темная пещера с двумя, неясно очерченными фигурами медведей на заднем плане. На переднем плане лежит медвежонок.

Картинка направлена на выявление представлений ребенка об отношениях между родителями. Она расширяет и дополняет предыдущую картинку.

Картинка 7. Тигр с обнаженными клыками и когтями, набрасывающийся на обезьяну, которая прыгает в воздух.

Направлена на исследование агрессивных тенденций, страха перед агрессией и способов борьбы с ней. Поскольку по картинке нельзя понять исход ситуации (успешным ли будет прыжок тигра), о степени тревоги ребенка можно судить по концовке его рассказа.

Картинка 8. Две взрослые обезьяны сидят на софе и пьют чай. Одна из обезьян сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

Картинка помогает понять, какое место в системе межличностных отношений отводит себе ребенок; общается ли с ним кто-либо из взрослых, о чем происходит разговор.

Картинка 9. Через открытую дверь из освещенной комнаты просматривается темная комната. В темноте^в детской кровати сидит зайчонок и смотрит в дверь.

Главная тема данной картинки – страх. Картинка позволяет увидеть способы преодоления ребенком стресса.

Картинка 10. Щенок, лежащий на лапах взрослой собаки. Обе фигуры очень невыразительны и расположены на переднем плане ванной комнаты.

Картинка направлена на исследование тем наказания, воспитания, чистоплотности.

Данный тест предъявляется в игровой форме. Ребенку объясняют, что сейчас ему покажут интересные картинки, а он по каждой из них составит рассказ (о том, кто изображен на картинке и что этот герой делает). Картинки предъявляют по одной. Традиционно это делается в порядке их нумерации, поскольку таким образом составляется случайная последовательность, то есть предыдущая картинка никак (в логике причинно-следственных связей) не взаимодействует со следующей. В случае если нет возможности (в силу, например, слабости концентрации внимания испытуемого) показать все картинки, можно ограничиться несколькими (в соответствии с предполагаемыми проблемными сферами ребенка).

Безусловно подобное задание предполагает предварительное установление теплых эмоциональных отношений с ребенком, иначе экспериментатор может получить лишь сухое, внешнее описание изображения. При проведении данной методики допускается задавать вопросы, направленные на выяснение необходимых сведений по каждой картинке: кто изображен на картинке; что он делает; что было до этого момента и что произойдет потом. Никаких наводящих вопросов задавать не следует. Экспериментатор может подсказать ребенку название животного, если дошкольник не может распознать его.

При анализе методики нужно учитывать подверженность дошкольников влиянию ситуации, например, дети могут связывать все картинки в единый сюжет, что объясняется предварительным ознакомлением дошкольника с той или иной историей, сказкой, мультфильмом и т. д.

Интерпретация методики

Ниже приведен сокращенный вариант анализа рассказа, который применяется при интерпретации каждой картинки.

1. Сначала необходимо обратиться к анализу персонажа, с которым идентифицирует себя ребенок. Следует выяснить, насколько герой близок к испытуемому по возрасту, одного ли он с ним пола. Степень реальности (то есть действительного соответствия испытуемому, а не вымышленной роли) описания, например, поведения героя, отражается в степени детализации и реализма. Неопределенно очерченные потребности и неясно описанное поведение героя в меньшей степени относятся к действительности. Также важно оценить общую степень адекватности действий героя, поскольку считается, что подобный показатель отражает общую адаптивность ребенка к окружающему миру.

Отдельно важно составить образ Я персонажа – представления испытуемого о своем теле, себе в целом и своей социальной роли. В этом отношении полезно выделить основную тему, которая повторяется в рассказах ребенка.

2. Необходимо отметить, кого ребенок считает родителями, братом, сестрой или другими родственниками или знакомыми. Также следует определить роль, которую выполняет каждый из персонажей.

3. Нередки случаи, когда ребенок пропускает изображения некоторых персонажей. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что ребенок не желает, чтобы этот персонаж присутствовал на картинке. Однако подобные выводы могут быть сделаны лишь при повторении сюжета в различных картинках.

Иногда дети, наоборот, вводят в повествование дополнительный персонаж или объект. Их характер помогает раскрыть представление ребенка об окружающем мире. Например, как отмечают авторы теста, введение оружия или охотников, которые убивают тигра при рассказе по картинке 7, говорит об агрессивных тенденциях как способе защиты от тревоги.

Также достаточно информативными могут оказаться искажения в интерпретации ребенком изображения (например, неверное определение пола, возраста героя и т. п.).

4. Необходимо обратить внимание на основные конфликты, которые присутствуют в рассказе ребенка. В качестве наиболее важных авторы выделяют страхи физических повреждений, ушибов, наказаний, недостатка или утраты любви, неодобрения, одиночества. При этом следует отметить способ защиты ребенка от страхов и конфликтов – пассивность, агрессия, регрессия и т. д. Данный показатель наряду с представлениями дошкольника о родителях, сверстниках, младших или старших детях позволяют составить картину мира ребенка, который может быть охарактеризован как опекающий и дружелюбный или враждебный и опасный.

5. Поскольку в ходе обследования испытуемый может отказаться от составления рассказа по картинке или ограничиться лишь несколькими словами, целесообразно отметить условный объем рассказа (который получается в результате сравнения всех историй, составленных испытуемым): большой – средний – маленький. Фактически объем рассказа говорит о таком показателе развития воображения, как разработанность. Понятно, что в этом случае речь идет о степени детализированности рассказа, а не о том, насколько долго говорит ребенок.

6. Также важен знак эмоционального отношения ребенка к рассказу: положительное – нейтральное – отрицательное отношение.

7. Необходимо регистрировать случаи отказа от выполнения задания или полной неадекватности рассказа (когда повествование никак не отражает эмоциональную напряженность изображения).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Тематический тест апперцепции

| Psynso

перейти к содержанию

  • Home
  • О Psynso
  • Получить помощь
    • Дети
    • Подростки
    • Студенты
    • Молодые люди
    • Отношения
    • Секс и сексуальность
    • Средний возраст
    • Старость
    • Специалисты
    • Знаменитости
    • Услуги осознанности
      • Найдите своего терапевта
      • Онлайн-консультации
      • Домашние консультации
      • Психологическое тестирование
      • Корпоративное обучение
      • Публикуйте статьи с нами
    • Темы
    • Психологические ресурсы
      • Введение в психологию
      • Психология развития
      • Когнитивная психология
        • Восприятие
        • Память
        • Обучение

    .

    ISSB — Тематический тест на апперцепцию

    Цель теста — попросить испытуемого оценить свои собственные качества, не осознавая этого. Но в более широком смысле это означает приписывание внешнему миру каких-либо качеств себя. Разница между тестом на интеллект и проективным тестом состоит в том, что в первом случае каждая проблема имеет один определенный ответ, а во втором — на каждый вопрос имеется более одного возможного ответа. Ответы, выбранные конкретным человеком, являются отличительным выражением его собственной личности.В настоящее время используются несколько техник проецирования, из которых хорошо известны чернильный тест Роршаха и тест тематической апперцепции Мюррея.

    Тест Роршаха состоит из набора из десяти чернильных пятен, которые показываются человеку по одному. Его ответы записываются в форму. Личностный портрет респондента строится на основе записываемых ответов. Была ли реакция на пятно целиком или на его часть, была ли реакция на цветные пятна или на черные пятна, были ли видны формы животных или анатомические формы, движущиеся объекты или что-то еще — все это принимается во внимание. счет при проведении оценки личности.Тематический тест апперцепции состоит из серии стандартных картинок, которые демонстрируются испытуемому одну за другой. Затем его просят написать историю на каждой картинке, указав, что люди делают, что привело к ситуации и каков будет результат. На основе рассказов, представленных субъектом, производится оценка личностных наклонностей человека. Ответы, выраженные в форме историй, дают ценные ключи к разгадке эмоционального отношения и темперамента кандидата. Цель состоит в том, чтобы выяснить фантазии человека, сформированные вокруг объектных отношений.Он выносит на поверхность страх, вину, разочарование, комплексные (например, комплекс неполноценности), амбиции, интересы и групповые тенденции.

    ,

    Тематический тест апперцепции — Wikipedia

    Da Wikipedia, l’enciclopedia libera.

    Il Thematic Apperception Test ( test di appercezione tematica , TAT ) является индивидуальным тестом proiettivo , который является частью категории dei metodi tematici costruttivi costruttivi ‘indagine della personalità. В частности, si valutano il contenuto dei pensieri espressi e leantasticherie del soggetto, permettendo al Clinico la Conoscenza contemporanea di emozioni, atteggiamenti e processi cognitivi del soggetto.

    Допустимый тест Роршаха — это тест, основанный на основном и диффузном, но не имеющий sistema di siglatura globalmente accept; Это может быть в любом казино Portare all’eventualità di una valutazione non strettamente validata e troppo spostata sul versante «intuitivo».

    Esiste una versione del TAT per bambini di età tra i 3 e i 10 anni, il CAT ( Children Apperception Test ). Эсса — это разные истории животных в различных ситуациях.

    В 1935 году Генри Мюррей использовал первую попытку ТАТА в индивидуальном стиле.

    Dal 1943 il TAT viene pubblicato nella sua forma Definitiva: 31 тавольное изображение, изображения и квадриги с неоднозначными значениями, из 11 таволе венгоно усате для всех категорий (tra cui 1 bianca), e 20 sonieo di specifiche per e genere sessuale.

    Le tavole presentano varie situazioni di vita, con uno or pi personaggi e con diversi gradi di strutturazione dell’immagine.L’ambiguità e la poca strutturazione dello optimolo sono le caratteristiche fondamentali delle tecniche basate sulla proiezione. Этот тест является индивидуальным и вторым по показателям Мюррея, и является результатом разработки индивидуальных занятий по психологии в пользу свободных ассоциаций. Si richiede di costruire una storia intorno alla figura presentata, con un passato, il presente, laclusionione, i sentimenti e i pensieri.
    L’ipotesi centrale — это результат, который идентифицируется с основным лицом тавола, атрибутом così al personaggio sentimenti e bisogni che fanno in realtà parte del suo vissuto, e che sono espressione del suo mondo interno (inconscio).

    Nonostante nel corso degli anni siano state apportate different modifiche alla somministrazione e alla validazione, tre rimangono le caratteristiche centrali del TAT:

    • La caratteristica del materiale-stimolo: lotimolo è l’elemento pi importante su cui basare l’interpretazione; Все продукты интерпретируются как основа для стимулов, так и в соответствии с принципами конфондерации, которые являются собственностью стимуляторов с тем, что они являются собственностью. Di Conoscere, является важным для того, чтобы клиническая conoscere quali siano i temi che наиболее часто встречается с друзьями в одном таволе.A tal proposito, Shentoub propone di distinguere in ogni tavola un contenuto manifest (ovvero i Principali Elementi oggettivi dell’immagine), ed un contenuto latente , che costituisce la base per l’interpretazie delle stor. Для сказки мотивации si parla di optimolo conflittuale .
    • Una seconda caratteristica è la consgna : le indicazioni da fornire al soggetto al momento della consgna, sono tuttora quelle espresse originariamente da Murray, ovvero il richiedere l’elaborazione di una credente, congna terentea, congnatea, cone contemporaneamente di lasciar andare l’immaginazione; inoltre, la richiesta di raccontare anche il prima e dopo comporta la needità di unapleta complete organization degli avvenimenti, e costringe il soggetto ad entrare maggiormente in contatto con il proprio mondo interno.Per questo motivo anche la consgna viene Definita una «consgna conflittuale».
    • Terza caratteristica è la presenza e la relazione con l’esaminatore: direttamente Consumerziale All Predenti caratteristiche, a causa dello stimolo e della consgna conflittuali, не TAT lo psicologo si fa portatore dell’attivazione , венендо инвестито даль мондо интерно дель соггетто.

    В соответствии с нормой интерпретации, TAT si Presenta Comeazione proiettiva nell’immaginario delle relazioni oggettuali che, привлекает мобильность движущегося объекта, Evoca’а реляція эдитэдсэта трансляции.

    История создания «Создано для рекламы» в больших объемах, для восприятия / изображений; processo primario \ secondario; contenuto raccontato / значащий и т. д. Per questo motivo, il TAT fornisce informazioni anche sulla struttura di personalità, in quanto essa si rivela nello stile con cui viene espresso il proprio imaginario all’interno degli optimoli tematicci (figura-ratatici).

    ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *