Теоретическое мышление это в психологии: мышление теоретическое — это… Что такое мышление теоретическое?

Содержание

мышление теоретическое — это… Что такое мышление теоретическое?



мышление теоретическое
— вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач.

М. т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. М. т. отличается от эмпирического М., основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. М. т. характерно для научной деятельности.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.
1998.

мышление теоретическое

— один из видов мышления, обычно противопоставляемый мышлению практическому. Направлено на открытие законов, свойств объектов и пр. Как пример можно назвать фундаментальные научные исследования.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.

  • мышление творческое
  • мышление: нарушение

Смотреть что такое «мышление теоретическое» в других словарях:

  • Мышление теоретическое — один m видов мышления, направленный на открытие законов, свойств объектов …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — – вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое …   Большая психологическая энциклопедия

  • мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. М. п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Мышление абстрактное — (лат. abstractio отвлечение) мышление, в котором используются преимущественно отвлечённые (от вещественных и второстепенных или не имеющих значения в данном контексте конкретных свойств объектов и явлений) понятия, категории и логические… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Мышление практическое — один из видов мышления, связанных с постановкой целей, выработкой планов, проектов, часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление, теоретическое …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ — – один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. М. п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… …   Философская энциклопедия

  • мышление —         МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Т. м. противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Т. м. руководствуется особой установкой и всегда связано с… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Теоретическое мышление. От его греческих корней, между онтологией, метафизикой и нигилизмом, Никола Руссо. Книга итальянского философа Никола Руссо представляет собой курс лекций, посвященных проблемам современной теоретической философии и истории их возникновения. Кисследованию привлекается… Подробнее  Купить за 1029 грн (только Украина)
  • Я хочу больше идей! Более 100 техник и упражнений для развития творческого мышления, Роулинг Стив. О книге Мы все часто так сильно заняты или загружены, что редко имеем возможность, поразмышлять о том, как мы думаем. Техники, описанные в этой книге, помогут исполнителям думать, а… Подробнее  Купить за 857 руб
  • Проблемы развивающего обучения, В. В. Давыдов. В монографии рассмотрены психолого-педагогические основания проблемы развивающего обучения, которые могут оказать влияние на создание методических средств реализации развивающего обучения в… Подробнее  Купить за 500 руб

Другие книги по запросу «мышление теоретическое» >>

МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — это… Что такое МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ?



МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
– вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. М. т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и наиболее полно изучать его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. М. т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. М. т. характерно для научной деятельности. В конфликтах М. т. играет заметную роль в деятельности лиц, занимающихся их урегулированием. Научные конфликтологические знания являются, главным образом, результатом М. т. В межгосударственных и др. масштабных конфликтах М. т. лежит в основе решений, принимаемых руководителями.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • Мышление тенденциозное
  • Мышление ускоренное

Смотреть что такое «МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ» в других словарях:

  • мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Мышление теоретическое — один m видов мышления, направленный на открытие законов, свойств объектов …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое …   Большая психологическая энциклопедия

  • мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. М. п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Мышление абстрактное — (лат. abstractio отвлечение) мышление, в котором используются преимущественно отвлечённые (от вещественных и второстепенных или не имеющих значения в данном контексте конкретных свойств объектов и явлений) понятия, категории и логические… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Мышление практическое — один из видов мышления, связанных с постановкой целей, выработкой планов, проектов, часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление, теоретическое …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ — – один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. М. п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… …   Философская энциклопедия

  • мышление —         МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Т. м. противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Т. м. руководствуется особой установкой и всегда связано с… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Теоретическое мышление. От его греческих корней, между онтологией, метафизикой и нигилизмом, Никола Руссо. Книга итальянского философа Никола Руссо представляет собой курс лекций, посвященных проблемам современной теоретической философии и истории их возникновения. Кисследованию привлекается… Подробнее  Купить за 1029 грн (только Украина)
  • Я хочу больше идей! Более 100 техник и упражнений для развития творческого мышления, Роулинг Стив. О книге Мы все часто так сильно заняты или загружены, что редко имеем возможность, поразмышлять о том, как мы думаем. Техники, описанные в этой книге, помогут исполнителям думать, а… Подробнее  Купить за 857 руб
  • Проблемы развивающего обучения, В. В. Давыдов. В монографии рассмотрены психолого-педагогические основания проблемы развивающего обучения, которые могут оказать влияние на создание методических средств реализации развивающего обучения в… Подробнее  Купить за 500 руб

Другие книги по запросу «МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ» >>

Теоретическое мышление — это… Что такое Теоретическое мышление?



Теоретическое мышление
— один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Данный вид мышления обычно отличают от мышления практического.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.

  • Тендерные схемы
  • Теория номогенеза Л. С. Берга

Смотреть что такое «Теоретическое мышление» в других словарях:

  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Т. м. противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Т. м. руководствуется особой установкой и всегда связано с… …   Философская энциклопедия

  • теоретическое мышление — мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Т. м. противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Т. м. руководствуется особой установкой и всегда связано с… …   Словарь терминов логики

  • МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… …   Философская энциклопедия

  • Мышление политическое — форма политического сознания, которая при осознании социально политической сферы использует рациональные способы познания. Политическое мышление одна из основных форм политического сознания в западной политике. Политическое мышление имеет… …   Политология. Словарь.

  • Мышление абстрактное — (лат. abstractio отвлечение) мышление, в котором используются преимущественно отвлечённые (от вещественных и второстепенных или не имеющих значения в данном контексте конкретных свойств объектов и явлений) понятия, категории и логические… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • мышление —         МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое …   Большая психологическая энциклопедия

  • мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы… …   Большая психологическая энциклопедия

  • мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. М. п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Мышление (диалектическая логика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мышление (значения). Мышление в диалектической логике понимается как идеальный компонент (деятельность в плане представления, изменяющая идеальный образ предмета) реальной деятельности… …   Википедия

6. Мышление. Психология: конспект лекций

1. Понятие о мышлении.

2. Виды мышления, формы мышления.

3. Операции мышления.

4. Индивидуальные особенности мышления.

5. Особенности творческого мышления.

6. Развитие мышления.

1. Ответы на многие познавательные вопросы человек не может получить путем непосредственного взаимодействия с окружающим миром.

В этом случае задачи решаются косвенным путем при помощи мыслительных действий или процессов мышления.

Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.

Отметим отличительные черты мышления:

1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;

2) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме.

3) опосредованно отражает окружающий мир.

Например, о наличии инфекции в организме судят по повышению температуры тела.

К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

а) если непосредственное познание невозможно, так как наши анализаторы несовершенны или вовсе отсутствуют, например, человек не воспринимает ультразвук, инфракрасное излучение, рентгеновские лучи;

б) если непосредственное познание невозможно в условиях реального времени, например, археологические и палеонтологические раскопки;

в) если непосредственное познание нецелесообразно, например, нет смысла выходить на улицу, чтобы узнать температуру воздуха, более рационально посмотреть на показания градусника за окном или прослушать прогноз погоды;

4) активно функционирует в условиях проблемной ситуации;

5) расширяет границы познания; благодаря интеллекту человек преодолел земное притяжение, спустился на дно океана и т. д.;

6) позволяет предвидеть наступление некоторых событий, например, солнечного затмения.

Итак, мышление позволяет опосредованно, отвлеченно и обобщенно познавать окружающую действительность.

2. Мышление классифицируется по различным основаниям.

Назовем наиболее часто используемые классификации видов мышления.

По характеру решаемых задач выделяется мышление теоретическое, с помощью которого устанавливаются общие закономерности, и практическое, посредством которого решаются конкретные задачи. По степени развернутости мышление бывает дискурсивным (задача решается постепенно, шаг за шагом) и интуитивным (решение приходит внезапно, на основании догадки).

В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое).

По форме мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Остановимся подробнее на последней классификации, как одной из наиболее часто применяемых, особенно в возрастной и педагогической психологии, психологии личности.

Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий.

Часто применяется в быту, например, чтобы понять, для чего предназначены кнопки на магнитофоне, мы часто начинаем последовательно на них нажимать.

Эта форма мышления является наиболее элементарной, раньше других возникает в процессе онтогенеза и является основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов.

Однако образы мышления отличаются от образов восприятия своей обобщенностью и отвлеченностью в образах мышления отражены только наиболее важные и существенные свойства.

Словесно-логическое мышление – это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений.

Форма мышления, посредством которой отражаются общие, наиболее существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, называется понятием.

Понятия подразделяются на общие (отличаются большим объемом) и конкретные.

Общие понятия выражаются через конкретные, например, сажают не просто дерево как таковое, а конкретно березу, яблоню и т. д.

В процессе мышления человек рассуждает.

Суждения отражают существующие между предметами, явлениями, их свойствами связи.

Могут содержать либо утверждение какого-либо положения, либо отрицание.

Суждения подразделяются на общие, частные, единичные.

Общие суждения содержат утвердительную или отрицательную информацию обо всех предметах и явлениях («у детей высокая переключаемость внимания»).

Частные – только о части предметов и явлений, включенных в понятие («дети этого класса хорошо танцуют»).

Единичные – речь идет об индивидуальном понятии («Витя Иванов хорошо рисует»).

Как правило, в ходе рассуждения делаются какие-то выводы, тем самым создавая новые суждения.

Форма мышления, посредством которой сопоставляются и анализируются разнообразные суждения с целью получения нового суждения, называется умозаключением.

Если умозаключение делается от единичного, частного суждения к общему, то это есть индукция.

Обратный процесс, когда единичный вывод формулируется на основе общего суждения, называется дедукцией.

Пример индукции: лису можно убить стрелой, отравленной ядом кураре.

Лиса – животное.

Животное можно убить ядом кураре.

Пример дедукции: животное можно убить стрелой, отравленной ядом кураре.

Заяц – животное.

Зайца можно убить ядом кураре.

Несмотря на все многообразие видов мышления в реальности они не существуют изолированно друг от друга.

3. Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Назовем наиболее значимые из них.

Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними.

Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств.

Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам.

Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим.

Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

4. Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

Подробнее остановимся на их рассмотрении.

Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.

Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы.

Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

Примером критичности можно считать высказывание Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

5. Вопрос о психологической природе творчества до сих пор остается открытым.

В настоящее время ответить на этот вопрос можно лишь частично.

Дж. Гилфорд полагал, что творческое мышление характеризуется преобладанием четырех особенностей:

1) оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

По словам исследователя, творческая личность всегда имеет собственный взгляд на все происходящее;

2) семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможностьи его нового использования, расширять функциональное применение на практике;

3) образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

4) семантическая, спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Условия, влияющие на творческий процесс:

1) успешный в прошлом опыт может тормозить нахождение новых, более рациональных способов решения задач;

2) если нахождение правильного решения далось с большим трудом, то возвращение к этому способу в дальнейшем будет более вероятным, если даже он и не достаточно эффективен;

3) стереотипность мышления, которая возникает в силу первых двух условий, можно преодолеть, если на некоторое время отложить решение, а затем вернуться к нему с твердым намерением искать новые пути;

4) частые неудачи тормозят творческий процесс, может сформироваться мотив избегания неудач, когда человек боится начинать что-то новое из-за возможных разочарований;

5) для успешного протекания творческого процесса необходима должная мотивация и соответствующий эмоциональный настрой.

Нахождение оптимальной мотивации и оптимального уровня эмоционального возбуждения – это процесс индивидуальный.

Качества, препятствующие развитию творческого мышления:

1) склонность к конформизму, т. е. к стремлению следовать чужому мнению, отказываясь от собственного, боязнь оказаться «белой вороной»;

2) боязнь показаться чрезмерно критичным и даже агрессивным в неприятии чужого мнения;

3) боязнь отмщения со стороны того, чье мнение отрицается;

4) завышенная оценка собственных достижений, идей;

5) высокая личностная тревожность;

6) чрезмерная критичность мышления, которая не позволяет сосредоточиться на выработке продуктивных идей, так как все силы уходят на критику других мнений.

Понятие «творчество» тесно связано с понятием «интеллект», под которым подразумевается наличие у человека общих умственных способностей, благодаря чему он успешно справляется с разнообразными задачами.

Наличие творческого мышления – важный показатель интеллекта человека, для его формирования необходимо придерживаться определенной линии воспитания.

6. Существуют следующие пути развития мышления:

1) необходимо следовать принципу: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать»;

2) мышление развивается в процессе овладения знаниями.

В качестве источников знания могут выступать: книги, СМИ, школа, и т. д;

3) любой вид мышления начинается с вопроса, а значит, следует учиться умению задавать вопросы по каждому событию, с которым имеешь дело;

4) полезно развивать умение замечать новое в привычном, видеть предмет или явление с различных сторон;

5) следует тренировать гибкость ума, чему способствуют игры на сообразительность, решение ребусов, логических загадок;

6) важный прием, развивающий мышление, – это сравнение близких понятий;

7) следует помнить о неразрывной связи между мышлением и речью, а это значит, что для лучшего понимания надо попробовать изложить материал другому человеку;

8) развитию мышления также способствует использование письменной речи, поэтому полезно написание сочинения, ведение дневника;

9) для развития мышления полезны дискуссии, свободное изложение прочитанного, решение парадоксальных задач.

Итак, развитие мышления возможно при желании человека овладевать новыми знаниями, стремлении в достижении творческих и профессиональных высот.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

это, виды, понятие и его типы

На протяжении жизни человек получает огромное количество информации. Полученные данные помогают увидеть внутреннюю сторону объектов, без их видимого присутствия, продумать что с ними будет происходить под воздействием окружающих факторов. Это возможно благодаря активизации мышления. Оно помогает решать разные задачи. Психология мышления играет важную роль в развитии психологической науки в целом.

Суть и понятие

Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.

Особенности мышления:

Фото 1626

  • этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
  • отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
  • способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.

Опосредованное познание возникает:

  1. Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
  2. Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
  3. Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
  4. При желании расширить границы познания.
  5. Активно проявляется при возникновении конфликтов.

Исторический очерк

Фото 1685Впервые вопросы изучения мышления возникли в античные времена. Ученые, философы того времени изучали мыслительные процессы с точки зрения логики, философии. Наиболее выдающимися исследователями античной эпохи, которые внесли большой вклад в изучение были: Алкмеон Кротонский, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Эпикур, Протагор.

Во времена Средневековья значимых открытий не было. Активное изучение началось только с 17 века. При этом мышление считалось врожденной способностью, которое рассматривалось единолично, без влияния психики. Учение, которое значительно повлияло на изучение мыслительных процессов — прагматизм. Появилось оно в конце 19 века. В 20 веке углубленными исследованиями начали заниматься последователи Вюрцбургской школы. Практические эксперименты этой школы были направлены на то, чтобы разделить мышление на отдельные этапы.

Гештальтпсихология занималась изучением продуктивного мышления. Одновременно исследованиями занимались последователи бихевиоризма. Они изучали навыков, умений, которые использовались людьми для решения различных задач.

Классификация

Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.

Виды

Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.

Практические виды мышления в психологии:

  1. Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
  2. Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.

Теории

Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:

  1. Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
  2. Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
  3. Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
  4. Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
  5. Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.

Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.

Формы

Существует несколько форм мышления:

Фото 1753

  1. Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
  2. Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
  3. Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.

При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.

Уровни

Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:

  1. Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
  2. Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
  3. Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.

Характерные признаки

Мышление имеет ряд характерных признаков:

Фото 1675

  1. По своей природе это социальное явление. Связано это с тем, что для решения задачи люди используют разные правила, понятия, законы, которые были сформированы в результате развития человечества.
  2. Мыслительные процессы связаны с языковыми знаниями. С помощью языка можно выражать мысли. Используя языковые навыки можно познавать объективный мир.
  3. Мыслительные процессы обуславливаются эмоционально-волевыми сторонами личности.

Нарушения

При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:

Фото 1658

  1. Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
  2. Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
  3. Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
  4. Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
  5. Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.

Методы исследования

Чтобы получать интересующую информацию, психологи применяют несколько практических методик:

Фото 1660

  1. Наблюдение — с помощью этой методики можно получить данные о поведенческих реакциях человека. Применяя практику самонаблюдения, можно получить информацию о том, как происходит построение суждений.
  2. Беседы — применяются для получения данных об отношении субъекта к решению различных задач.
  3. Тестирование — методика, применяющаяся для определения уровня интеллекта.
  4. Эксперимент — вокруг испытуемого создаются определенные условия, чтобы воспроизвести мыслительную деятельность под воздействием окружающих факторов, разных раздражителей.

Развитие

Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.

Методики развития логики:

  1. Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
  2. Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.

Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.

Упражнения для развития образного мышления:

Фото 1695

  1. Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
  2. Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.

Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям.

Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.

Полезное видео

В видео кратко рассказано о том, какие типы мышления в психологии существуют.

теоретическое мышление — это… Что такое теоретическое мышление?



теоретическое мышление

— мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Т. м. противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Т. м. руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Различение Т. м. и практического мышления имеет давнюю традицию. Уже Аристотель различал созерцательную (теоретическую) мысль, ориентированную на поиск истины, мысль, направляющую поведение, и созидание — творчество. Э. Гуссерль пишет, что, следуя теоретической установке, «человек начинает различать представление о мире от реального мира, и для него встает новый вопрос — вопрос об истине,…


об истине самой по себе»; такая установка придает ученому «стойкую решимость посвятить всю свою дальнейшую жизнь, осмыслив ее как универсальную жизнь, делу теории, чтобы отныне строить теоретическое знание на теоретическом знании». Интерес теоретического мышления не сводится, таким образом, к вопросу: «Что я могу знать?», но включает также вопрос: «Что я должен делать?» в той мере в какой ответом на него не является конкретное действие.

Иначе разграничивает Т. м. и практическое мышление И. Кант, согласно которому разум, выступая в своих практических функциях (как «практический разум») дает человеку «законы свободы», т. е. моральные принципы, делающие его независимым в своем поведении от «механизма» природы и конечных условий эмпирического существования. Практический разум имеет дело с проблемами этики и включает «все, что возможно посредством свободы или благодаря ей». Кант утверждает главенство практического разума над теоретическим. Истолкование практического разума как мышления, имеющего дело с сознательным решением и действием, получило дальнейшее развитие в классической немецкой философии (Фихте, Шеллинг, Гегель). Противопоставление «теоретического» вопроса об устройстве мира и «практического» вопроса о направлении человеческой деятельности послужило одной из предпосылок характерного для начала этого века неоправданно резкого противопоставления «есть» и «должен», «теоретического» и «практического» знания и исключения этики, теории права и других наук, имеющих дело с долженствованием, из сферы Т. м.

В последние десятилетия кантовская традиция в истолковании Т. м. отходит на задний план, уступая место аристотелевской традиции, включающей рассуждения о моральном и ином долге в компетенцию Т. м. (см.: Высказывание, Оценочное высказывание, «Юма принцип»).

Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС.
А.А.Ивин, А.Л.Никифоров.
1997.

  • теоретическое и эмпирическое
  • теория

Смотреть что такое «теоретическое мышление» в других словарях:

  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Т. м. противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Т. м. руководствуется особой установкой и всегда связано с… …   Философская энциклопедия

  • Теоретическое мышление — один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Данный вид мышления обычно отличают от мышления практического …   Психология человека: словарь терминов

  • МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… …   Философская энциклопедия

  • Мышление политическое — форма политического сознания, которая при осознании социально политической сферы использует рациональные способы познания. Политическое мышление одна из основных форм политического сознания в западной политике. Политическое мышление имеет… …   Политология. Словарь.

  • Мышление абстрактное — (лат. abstractio отвлечение) мышление, в котором используются преимущественно отвлечённые (от вещественных и второстепенных или не имеющих значения в данном контексте конкретных свойств объектов и явлений) понятия, категории и логические… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • мышление —         МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое …   Большая психологическая энциклопедия

  • мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы… …   Большая психологическая энциклопедия

  • мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. М. п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Мышление (диалектическая логика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мышление (значения). Мышление в диалектической логике понимается как идеальный компонент (деятельность в плане представления, изменяющая идеальный образ предмета) реальной деятельности… …   Википедия

Понятие мышления в психологии. Понятие задачи и проблемной ситуации — Студопедия

Мышление – это процесс обработки информации человеком и высокоразвитыми животными, направленный на установление связей и отношений между объектами или явлениями окружающего мира.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности. Мышление состоит в выявлении существенных (т.е. не данных непосредственно, устойчивых, значимых для деятельности, обобщенных) свойств и отношений. Основной характеристикой мышления, отличающей его от других познавательных процессов, служит его обобщенный и опосредованный характер. В отличие от восприятия и памяти, которые направлены на познание предметов и сохранение их образов, цель мышления – анализ связей и отношений между предметами, в результате которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней.

Осознать свойства и качества предмета можно при непосредственном контакте с ним, в результате которого формируются следы этого предмета в памяти. Т.е. память и восприятие – процессы, которые непосредственно связаны с объектами. Понять же связи между объектами и их отношения непосредственно невозможно. Нельзя это сделать и при одномоментном контакте, который дает, хоть и не всегда точно, представление лишь о внешнем виде объекта. Например, для того, чтобы узнать, что зимой всегда холодно, необходимо наблюдать это явление неоднократно. Только обобщив наблюдения, можно с уверенностью говорить о различиях между временами года.



Тот факт, что опыта одного человека может быть недостаточно для точного и объективного суждения, связан с поисками надындивидуальных критериев, которые подтвердили бы правильность индивидуальных обобщений. В качестве такого критерия часто используется логика, которая надличностна и представляет собой кристаллизацию опыта многих поколений. В других видах мышления, напрямую не связанных с логикой, человек для доказательства объективности и достоверности своих выводов обращается к иным видам индивидуального опыта, кристаллизованным в культуре: искусству, этическим нормам и т.д.

В психологии различают понятия задачи и проблемной ситуации. Любая проблема, которая встает перед человеком и требует разрешения, становится задачей, т.е. задача — это и задачка из учебника по алгебре, и ситуация выбора профессии, и вопрос о том, как распределить полученные деньги, и т.д. В том случае, если данных для решения этих вопросов вполне достаточно — это действительно задача. В том же случае, если данных для ее решения не хватает, задача превращается в проблемную ситуацию.


Так, если в алгебраической задаче по каким-то причинам не дано одно из данных (например, скорость поезда), это проблемная ситуация. Если мы не знаем достаточно хорошо людей, которых мы пригласили в гости и их интересов, задача рассадить их за столом и организовать общую беседу превращается в проблемную ситуацию. В случае же появления новых данных (в другом учебнике или после более тесного общения с гостями) проблемная ситуация становится задачей.

В смысле психологической структуры выделяют объективную и субъективную задачи. Объективная задача характеризуется поставленными требованиями и заданными условиями (т.е. характеристиками, не зависящими от субъекта). Субъективная задача – это объективная задача в понимании субъекта. Она характеризуется целью, которую ставит перед собой субъект, и используемыми им средствами её достижения.

Виды мышления. Мыслительные операции.

В зависимости от рассматриваемых характеристик выделяют несколько классификаций видов мышления:

По степени новизны продукта, который получает субъект познания:

Продуктивное

Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия.

В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Главным признаком продуктивных умственных актов является возможность получения новых знаний в самом процессе, т. е. спонтанно, а не путем заимствования извне.

Репродуктивное

Репродуктивное мышление характеризуется меньшей продуктивностью, но оно играет важную роль. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой школьнику структуры. Оно обеспечивает понимание нового материала, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования.

Возможности репродуктивного мышления определяются наличием исходного минимума знаний. Репродуктивное мышление — это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.

По характеру протекания:

Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность).

Аналитическое (логическое)

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

По характеру решаемых задач:

Теоретическое

Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева — продукт его теоретического мышления. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуативные обобщения.

Практическое

Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени.

Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое.

По подчиненности мыслительного процесса логике или эмоциям:

Рациональное

Рациональное мышление — мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели.

Эмоциональное (иррациональное)

Иррациональное мышление — бессвязное мышление, течению мыслей вне логики и цели. Процесс такого нерационального мышления нередко называется — чувством. Если девушка задумалась, ей что-то показалось, и хотя четкой логики в своих рассуждениях она не видит, он может сказать «Я чувствую». Особенно распространено, когда в свои впечатления человеку хочется верить. Тем более, если ее впечатление ее порадовало или испугало – тут точно чувство.

В качестве примеров иррационального мышления можно привести искаженные умозаключения, которые явно не отражают действительность, а также преувеличение или преуменьшение значимости тех или иных событий, персонализацию (когда человек приписывает себе значимость событий, к которым, по большому счету, не имеет отношения) и сверхобобщение (на основании одной мелкой неудачи человек делает глобальный вывод на всю жизнь).

По мотиву, побуждающему мыслительный процесс:

Аутистическое

Аутистическое мышление направлено на удовлетворение желаний человека. Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека. У здорового человека проявляется в виде фантазий, сновидений. К функциям аутистического мышления относятся удовлетворение мотивов, реализация способностей, воодушевление.

Реалистическое

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, на познание, регулируется логическими законами.

По характеру логики познания:

Понятие пралогического мышления введено Л. Леви-Брюлем. Терминами «пралогическое» и «логическое» Леви-Брюль обозначал не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления. Определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, пралогическое мышление не распространялось на сферу личного опыта и практических действий. В ходе исторического развития общества, обусловившего доминирование логического мышления, следы пралогического мышления сохраняются в религии, морали, обрядах и т.д.

Логическое

Логическое мышление ориентировано на установление логических отношений.

Пралогическое

Пралогичесоке мышление характеризуется незавршенностью основных логических законов: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают по времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в пралогическом мышлении основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире.

Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. Природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением пралогического мышления является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир. Для пралогического мышления характерны отсутствие случайностей, непроницаемость для критики, нечувствительность к противоречиям, бессистемность знаний.

Генетическая классификация:

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека.

Наглядно-действенное

Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта, действия. Наглядно-действенное мышление оно существует и у высших житвотных и систематически изучалось такими учеными, как И. П. Павлов, В. Кёлер, и др.

Наглядно-образное

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета.

В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое

Мышление рассуждающее, словесно-логическое выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств.

Творческое / критическое:

Творческое и критическое мышление представляют собой два вида мышления одного и того же человека, которые вступают в борьбу друг с другом.

Творческое

Творческое мышление — мышление, результатом которого является открытие нового или усовершенствование старого.

Критическое

Критическое мышление проверяет открытия, решения, усовершенствования, находит в них недостатки, дефекты и дальнейшие возможности применения.

Выделяют следующие мыслительные операции:

— Анализ

Разделение предметов на части или свойства.

— Сравнение

Сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.

— Синтез

Объединение частей или свойств в единое целое.

— Абстрагирование

Мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

— Обобщение

Соединение вместе предметов и явлений на основе их общих и существенных признаков.

Экспериментальные исследования мышления животных в бихевиоризме.

Американский ученый Эдвард Торндайк (1874-1949) наряду с И. П. Павловым считается основателем научного метода исследования процесса обучения у животных в контролируемых лабораторных условиях. Он первым из психологов применил к изучению психики животных экспериментальный подход. Такой подход несколько ранее был предложен немецким ученым Вильгельмом Вундтом (1832-1920) для изучения психики человека в противовес господствовавшему в тот период методу интроспекции, основанному на самонаблюдении.

Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых «проблемных клеток» — универсальных задач для животных. Животное (например, кошку) помещали в запертый ящик, выйти из которого можно было, только совершив определенное действие (нажать на педаль или рычаг, открывающие задвижку). Для мышей и крыс был придуман еще один тип базовой задачи – лабиринт.

Поведение животных было однотипным, они совершали множество беспорядочных движений: бросались в разные стороны, царапали ящик, кусали его – пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Полученные данные («кривая научения») дали основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды правильное действие, животное и в дальнейшем совершало много ошибок.

Таким образом, основным выводом экспериментов стало то, что образование новых связей происходит постепенно, для этого нужно время и множество проб.

Экспериментальные исследования мышления в гештальтпсихологии. Этапы развития мыслительного процесса.

Гештальтпсихологи считали, что мышление зависит не от опыта, а только от образа ситуации. Для ученых, принадлежавших к этому направлению, понятие инсайта стало ключевым, основой объяснения всех форм мыслительной деятельности.

Феномен инсайта был открыт В. Келлером при исследовании интеллекта шимпанзе. Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келлер создавал такие «проблемные ситуации», в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы «двухфазными», т.к. состояли из двух частей.

В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое, необходимое для решения проблемы (например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, лежащую на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например, для получения банана, находящего далеко от обезьяны.

Мышление рассматривалось не только как установление новых связей, но и как переструктурирование ситуации. Для решения задачи все предметы должны были находиться в поле зрения.

Эксперименты Келлера показали, что решение задачи (переструктурирование ситуации) происходит не путем слепого поиска правильного пути (по методу проб и ошибок), а мгновенно, благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию (инсайту). Т.о. инсайт рассматривался как способ образования новых связей, способ решения задач, способ мышления. Келлер доказывал, что в том момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию.

Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового образа (гештальта), осознание которого составляет суть мышления. Этот процесс Келлер и назвал переструктурированием гештальта и считал, что такое переструктурирование происходит мгновенно и зависит не от прошлого опыта субъекта, а только от способов расположения предметов в поле.

Были выделены следующие этапы решения задачи (мышления):

1) Принятие задачи и изучение условий.

2) Применение старых способов решения.

3) Скрытая фаза (сопровождается негативными эмоциями).

4) Инсайт, «ага-реакция» (сопровождается позитивными эмоциями).

5) Завершающая стадия (получение результата, оформление решения задачи).

К. Дункер провел экспериментальные исследования со взрослыми людьми, в ходе которых предлагал испытуемым решить различные оригинальные творческие задачи (задача с X-лучами). Испытуемых просили озвучивать все, что приходит им в голову, экспериментатор находился в условиях взаимодействия с испытуемыми.

В результате были подтверждены основные положения Келлера о решении задачи на основе инсайта и этапах решения задачи. Однако, по мнению Дункера, инсайт не является мгновенным, а является предуготовленным. В процессе обнаруживаются два типа решения: функциональное и окончательное.

Исследование развития понятийного мышления в школе Л.С.Выготского. Методика Выготского-Сахарова.

Понятийное мышление — (словесно-логическое), один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Понятийное мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

В структуре понятийного мышления формируются и функционируют различные виды обобщений. Мышление рассматривается как процесс, обличенный в слова. Мышление безобразное – в мышлении нет образов, есть только слова или логические операции. Последовательность мыслительных умственных операций и есть процесс мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Н. Ах высказал мысль о том, что мышление осуществляется не в образах, а в понятиях. У взрослых людей есть сформировавшаяся система понятий, и эти понятия представлены в свернутом виде. В своей методике Ах ввел прием формирования искусственных понятий. Для этого он использовал объёмные геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету, размеру, весу, — всего 48 фигур.

К каждой фигуре прикреплена бумажка с искусственным словом: большие тяжёлые фигуры обозначены словом «гацун», большие лёгкие — «рас», маленькие тяжёлые — «таро», маленькие лёгкие — «фаль». Эксперимент начинается с 6-ти фигур, и от сеанса к сеансу их количество увеличивается, достигая в конце концов 48-ми. Каждый сеанс начинается с того, что фигуры расставляются перед испытуемым, и он должен по очереди приподнять все фигуры, читая при этом их названия вслух; это повторяется несколько раз.

После этого бумажки снимают, фигуры перемешиваются, и испытуемого просят отобрать фигуры, на которых была бумажка с одним из слов, а также объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры; это также повторяется несколько раз. На последней стадии эксперимента проверяется, приобрели ли искусственные слова значение для испытуемого: ему задаются вопросы вроде «Чем отличается “гацун” от “рас”?», просят придумать фразу с этими словами.

Л. С. Выготский и его сотрудник Л. С. Сахаров изменили методику Аха с целью более глубокого изучения значений слов и самого процесса их (значений) формирования. Методика Аха не позволяла изучать этот процесс, поскольку слова были связаны с обозначаемыми ими фигурами с самого начала; «слова не выступают с самого начала в роли знаков, они принципиально ничем не отличаются от другого ряда стимулов, выступающих в опыте, от предметов, с которыми они связываются».

Поэтому в то время как в методике Аха названия всех фигур даны с самого начала, задача же даётся позже, после их заучивания, в методике Выготского-Сахарова, напротив, задача даётся испытуемому в самом начале, а названия фигур — нет. Перед испытуемым в случайном порядке ставятся фигуры разной формы, цвета, плоскостных размеров, высоты; на нижней (невидимой) стороне каждой фигуры написано искусственное слово. Одна из фигур переворачивается, и испытуемый видит её название.

Эта фигура откладывается в сторону, а из остальных фигур испытуемого просят отобрать все, на которых по его мнению написано то же слово, а потом предлагают объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры и что искусственное слово означает. Затем отобранные фигуры возвращаются к оставшимся (кроме отложенной), открывается и откладывается ещё одна фигура, давая испытуемому дополнительную информацию, и его снова просят отобрать из оставшихся фигур все, на которых написано слово. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый правильно не отберёт все фигуры и не даст правильного определения слова.

Этапы развитие мышления в онтогенезе. Теория Ж. Пиаже.

Теория развития мышления ребенка, разработанная Ж. Пиаже, получила название «операциональной». Операция представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.

Характеризуя понятие обратимости, Пиаже приводит в качестве примера арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление. Они могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, например: 5 + 3 = 8 и 8 — 3 = 5.

Эмпирическое и теоретическое мышление — Психология и педагогика

Эмпирическое и теоретическое мышление

Мышление, направленное на реальные объекты, называется конкретным. Речь идет только о нильских крокодилах и ни о каких других. Чем этот объект — мысль не кидается. Однако мышление также может быть абстрактным. Во-первых, конкретно о первой любви. Но неожиданно сосед по столу придал дискуссии глубокое направление. А что вообще такое любовь? — спросил он, приглашая к разговору, а возможно, и к диспуту.Все начали уточнять это понятие, попутно перешли к другим вопросам, имеющим абстрактный, то есть философский характер.

В действительности конкретное и абстрактное мышление не разделены нерушимыми принципами. Человек легко переходит от конкретной темы к абстракции, например, от картины известного художника к изобразительному искусству в целом. В то же время, говоря об изобразительном искусстве в целом, он сознательно обращается к конкретным произведениям, то есть к реальным предметам.

Постоянные переходы мысли от конкретного к абстрактному и наоборот показывают, что сфера мышления меняет свой объем и содержание.Способность мыслить может быть полной, осязаемой. Но в особых случаях, например, перед лицом смертельной опасности или в моменты любовного опьянения сфера мышления может полностью исчезнуть, оставив человека наедине с собой. Не зря говорят: «Она совсем потеряла голову …» Какой из этих выводов? Разум — это сознание в действии. Сознание реализует себя через мышление. Но сам по себе этот процесс неоднозначен. Мышление раскрывается в разных формах и в разных объемах.

Часто мышление использует абстракции. Другими словами, мысль создает определенное понятие, образ, в котором есть общие признаки, а конкретное исчезает. Например, если вы попросите человека вызвать в воображении животное, он сразу его представит, и, вероятно, это будет изображение волка, медведя или лошади. Конечно, вы можете использовать определенные изображения. По сути, необходимо обозначить то, что является общим для всех конкретных представителей животного царства. Мысль как бы отвлекается от конкретных идей, возникших в воображении (в ответ на запрос), и создает общее представление, которое наше воображение, если оно пытается как-то обозначить, скорее всего, создаст образ животное, которого никогда не существовало в реальности, сами по себе представляют собой множество живых существ.Такой «монстр лентяй, озорник, одинокий и лает».

Абстракция означает процесс мышления, в котором мы абстрагируемся от индивидуального, случайного, несущественного и выявляем общее, существенное, существенное, чтобы достичь научно объективного познания. Способность к абстракции появилась у человека не сразу. Мышление как явление возникло около 30-40 тысяч лет назад. Однако привычные для нас очертания он стал приобретать только с середины первого тысячелетия до нашей эры.в Древней Греции.

Французский философ К. Леви-Стросс в книге «Первобытное мышление» рассказывает об одном исследователе, который, попав в африканское племя, хотел прежде всего выучить язык этих людей. В процессе изучения языка выяснилось, что последний, например, не имел понятия «растение», обобщающего всевозможные растущие цветы, деревья, траву. Туземцы подарили ей огромное количество ботанических образцов. Здесь каждый мужчина, каждая женщина и каждый ребенок знает сотни видов растений.Но после изучения иностранного языка мы полагаемся на общие понятия, но их не было в языке, что приводило в замешательство исследователя.

,

границ в психологии | Теоретическая и философская психология

Специальность теоретическая и философская психология предлагает форум с открытым доступом для теоретических перспектив, которые дают представление о природе разума, мозга и поведения.

Подход носит междисциплинарный характер; вклад в мост между философией и психологией приветствуется. Секция должна быть одновременно местом проведения исследований и содержать дискуссии и статьи по темам и направлениям исследований, которые являются многообещающими и плодотворными с точки зрения теоретических выводов.Мы особенно поощряем вклады, которые сосредоточены на:

эпистемологические проблемы, связанные с будущим психологии

— например, будущее воплощенного и обоснованного познания;

— роль активных подходов;

— применение теорий расширенного разума для психологии;

— роль понятия репрезентации в психологическом исследовании;

— появление нео-уорфских подходов в психологии;

широко обсуждаемые методологические / эпистемологические вопросы

— э.грамм. воспроизводимость в науке;

— применение динамических систем для психологии;

— роль байесовских подходов в психологии;

— роль метаанализа;

— статистическое обучение;

— роль вычислительных моделей для построения и подтверждения теории в психологии;

темы, актуальные как для философии, так и для психологии

— например, дебаты о природе и воспитании;

— мысленные образы и симуляции;

— абстракция / абстрактность в познании животных и человека;

— концептуальная разработка;

— влияние языка на восприятие, категоризацию и мышление;

— чувство тела, образ тела, схема тела, телесные расширения;

— интероцептивный и эмоциональный опыт;

— внимательность;

— религиозный опыт;

— проницаемость познания / восприятия;

— феноменология восприятия;

— тенденции действия;

— сознание;

— вера;

— принятие решений;

— эмоции;

— социальный ум;

— чувство собственности;

— стереотипы и неявные предубеждения;

— совместное действие;

— чтение мыслей и взятие перспективы; осознанность;

— нравственность;

— чтение мыслей и взятие перспективы; осознанность;

— теории повествования о себе.

Это примеры тем, а не исчерпывающий список. Взносы могут быть теоретическими и экспериментальными при условии, что они имеют важное теоретическое значение. В экспериментальных статьях можно использовать любой доступный научный метод, включая натуралистические наблюдения, качественные методы, лабораторные эксперименты, клинические интервью, тематические исследования, компьютерное моделирование и моделирование, визуализацию мозга и электрофизиологические методы. В экспериментах могут участвовать люди (дети и взрослые) и другие животные.Теоретические статьи должны опираться на убедительные эмпирические данные. Акцент делается на когнитивной психологии, психологии развития и социальной психологии, а не на психоанализе. Статьи будут отбираться на основе их научного качества и богатства их теоретического содержания.

,

О критическом мышлении — Ассоциация психологической науки — APS

Несколько лет назад некоторые коллеги-преподаватели говорили о реальной ценности обучения студентов-психологов критическому мышлению. После бурного обсуждения последнее слово было за коллегой из Северной Каролины. «Настоящая ценность того, чтобы быть хорошим критическим мыслителем в психологии, заключается в том, чтобы не быть придурком», — сказал он с улыбкой. Это наблюдение остается одним из моих любимых в обосновании того, почему обучение навыкам критического мышления должно быть важной целью в психологии.Однако я считаю, что это отражает лишь часть реальной ценности обучения студентов критическому мышлению о поведении.

What I s Критическое мышление?

Хотя нет единого мнения о том, что значит критически мыслить в психологии, мне нравится следующее широкое определение: склонность и навыки участвуют в деятельности с размышлениями трезвый скептицизм, сосредоточенный на решение во что верить или делать

Студенты часто приходят на свой первый вводный курс с тем, что, по их мнению, является полным пониманием того, как устроена жизнь.В конце концов, они были живы по крайней мере 18 лет, были свидетелями своей справедливой доли кризиса, радости и трагедии и успешно прошли свой путь в ваш класс.

У этих студентов было много времени, чтобы разработать свои собственные теории о том, как устроен мир, и большинство из них вполне удовлетворены результатами. Они часто гордятся тем, насколько хорошо они общаются с людьми, а также насколько проницательны в понимании и объяснении мотивов других. И они думают, что знают, что такое психология.Многие удивляются, а иногда и разочаровываются, обнаружив, что психология — это наука, а строгость психологических исследований шокирует. Широта и глубина психологии пугают. Независимо от степени их сложности в изучении дисциплины, студенты часто вооружены единственной стратегией, чтобы выжить в этом опыте: запомнить книгу и надеяться, что она сработает на экзамене. Во многих случаях эта стратегия им хорошо служит. К сожалению, развитие навыков критического мышления у учащихся может быть скорее случайным, чем запланированным со стороны большинства учителей.Сотрудничество в моем отделе и с другими коллегами на протяжении многих лет убедило меня в том, что нам нужно подходить к навыкам критического мышления целенаправленно, систематически и развивающим образом, начиная с вводного курса и кончая окончательным опытом, предполагая, что нам необходимо обучать навыкам критического мышления в три области психологии: практическая (функция «избегания рывков»), теоретическая (разработка научных объяснений поведения) и методологическая (проверка научных идей). Я исследую каждую из этих областей, а затем предложу несколько общих предложений о том, как учителя психологии могут улучшить свое целенаправленное преследование целей критического мышления.

Практическое Область

Практическое критическое мышление часто выражается как долгосрочная, неявная цель учителей психологии, даже если они могут не тратить много академического времени на обучение тому, как передавать навыки критического мышления, чтобы сделать студентов мудрыми потребителями , более осторожные судьи о характере или более осторожные толкователи поведения. Точная оценка поведения очень важна, однако немногие учителя тратят время на то, чтобы помочь учащимся понять, насколько уязвимы их собственные интерпретации к ошибкам.

Поощряйте практику точного описания и интерпретации поведения, предлагая учащимся примеры неоднозначного поведения. Попросите их отличить то, что они наблюдают (что такое поведение ?) , от выводов, которые они делают из поведения (что означает , означающее поведения?). Я обнаружил, что мультфильмы, такие как « Uns » Саймона Бонда, eakable Acts, , могут быть хорошим источником для совершенствования навыков наблюдения. Студенты быстро понимают, что четкие поведенческие описания обычно согласуются от наблюдателя к наблюдателю, но выводы сильно различаются.Они признают, что их интерпретации носят сугубо личный характер и иногда зависят от их собственных ценностей и предпочтений. В результате столкновения с такими сильными индивидуальными различиями в интерпретации учащиеся могут научиться быть менее уверенными в своих немедленных выводах, более терпимыми к двусмысленностям и с большей вероятностью предлагать альтернативные объяснения. По мере того, как они приобретают хорошее понимание научных процедур, эффективных методов контроля и законных форм доказательств, они с меньшей вероятностью станут жертвами множества необоснованных заявлений о поведении, с которыми сталкиваются все мы.(Сколько наблюдений за Элвисом может быть действительным в течение одного года?)

Теоретическая Область

Теоретическое критическое мышление включает в себя помощь студенту в развитии понимания научного объяснения поведения. Это означает изучение не только содержания психологии, но и того, как и почему психология разбита на концепции, принципы, законы и теории. Развитие теоретических навыков начинается во вводном курсе, где основной целью критического мышления является понимание и применение концепций надлежащим образом.Например, когда вы знакомите студентов с принципами подкрепления, вы можете попросить их найти примеры принципов в новостях или составить истории, иллюстрирующие эти принципы.

Курсы среднего уровня по основным предметам требуют большей сложности, что позволяет студентам перейти от применения концепций и принципов к изучению и применению теорий. Например, вы можете предоставить обширное тематическое исследование по ненормальной психологии и попросить учащихся осмыслить этот случай с разных точек зрения, подчеркнув теоретическую гибкость или точное использование существующих и принятых в психологии структур для объяснения моделей поведения.На продвинутых курсах мы можем обоснованно попросить студентов оценить теорию, выбрать наиболее полезное или отклонить наименее полезное. Например, учащиеся могут сопоставить разные модели для объяснения наркомании в физиологической психологии. Изучая сильные и слабые стороны существующих концепций, они могут выбрать, какие теории лучше всего подходят, поскольку они учатся оправдывать свою критику на основе доказательств и аргументов.

Курсы Capstone, отличия и магистерские курсы выходят за рамки теоретической оценки и поощряют студентов к созданию теории. Учащиеся выбирают сложный вопрос о поведении (например, определение механизмов, лежащих в основе аутизма или овладения языком) и разрабатывают свои собственные теоретические объяснения поведения. Эта задача требует от них синтезировать и интегрировать существующую теорию, а также разработать новые идеи относительно поведения.

Методологическая область

Большинство факультетов предлагают студентам множество возможностей для развития их способностей методологического критического мышления путем применения различных исследовательских методов в психологии.Начинающие студенты должны сначала узнать, что влечет за собой научный метод. Следующим шагом будет применение их понимания научного метода путем выявления элементов дизайна в существующих исследованиях. Например, любое подробное описание экспериментального плана может помочь студентам научиться отличать независимую переменную от зависимой и определять, как исследователи контролировали альтернативные объяснения. Следующие цели методологического критического мышления включают оценку качества существующего дизайна исследования и оспаривание выводов результатов исследования.Учащимся, возможно, потребуется почувствовать, что учитель дает им возможность преодолеть то благоговение, которое они иногда проявляют к чему-либо, напечатанному в печати, включая учебники. Обращение к студентам с просьбой провести критический анализ довольно сложной конструкции может оказаться для них слишком большим прыжком. У них, вероятно, будет лучше, если им будут представлены примеры плохого дизайна, чтобы они могли развить свои критические способности и уверенность в себе для решения более сложных проектов. (Примеры плохого дизайна можно найти в The Critical Thinking Companion for Introductory Psychology , или их можно легко построить, потратив немного времени и воображения).Студенты будут разрабатывать и реализовывать свои собственные исследовательские проекты в рамках своих курсов по методологии. Обращение к студентам с просьбой провести собственное независимое исследование, будь то комплексный опрос родительского отношения, натуралистическое исследование поведения посетителей музея или хорошо спланированный эксперимент по парному ассоциированному обучению, побуждает студентов интегрировать свои навыки критического мышления и дает им возможность практиковаться с общепринятые формы письма в психологии. При оценке своей работы я счел полезным попросить студентов определить сильные и слабые стороны их собственной работы — как дополнительную возможность критически мыслить — прежде чем давать им свой отзыв.

Дополнительные предложения

Принятие четких целей критического мышления, независимо от области критического мышления, может повлечь за собой некоторые изменения стратегии со стороны учителя.

• Введение Psyology as an ope n-end ed, растущее предприятие . Студенты часто думают, что их вступление в дисциплину представляет собой конечную точку, где все хорошее и истинное уже открыто.Этот вывод поощряет пассивность, а не критичность. Подчеркните, что исследования — это способ психологии расти и развиваться. Каждое новое открытие в психологии представляет собой потенциально элегантный акт критического мышления. Остается много возможностей для открытий. Будут развиваться новые идеи, а старые концепции отбрасываться.

• Требовать ученика выступление, выходящее за рамки запоминания . Групповая работа, эссе, дебаты, темы, письма известным психологам, журналы, примеры текущих событий — все это и многое другое можно использовать как средство развития высших навыков критического мышления в психологии.Найдите в таблоидах ошибочные заключения о причинно-следственных связях (например, «Еда брокколи увеличивает ваш IQ!») И попросите студентов разработать исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть утверждения заголовка. Попросите студентов определить, какие доказательства подтверждают коммерческие утверждения. Несмотря на то, что это сложно, даже хорошо разработанные объективные тестовые задания могут отразить навыки критического мышления, так что учащиеся не ограничиваются простым повторением и вспоминанием.

Уточните свои ожидания в отношении производительности с помощью явных общедоступных критериев. Разработка четких критериев успеваемости для проектов по психологии повысит успеваемость учащихся. Студенты часто жалуются, что не понимают, «чего вы хотите», когда вы поручаете задания. Критерии эффективности определяют стандарты, которые вы будете использовать для оценки их работы. Например, критерии эффективности для упражнения по наблюдению, описанного ранее, могут включать следующее: Учащийся точно описывает поведение; предлагает ссылку , которая является разумной для контекста ; и идентифицируют личные факторы , которые могут повлиять на вывод ence. Критерии эффективности облегчают предоставление подробных отзывов, а также могут способствовать самооценке учащихся.

Обозначьте хорошие примеры критического мышления , когда они возникают спонтанно. Студенты могут не распознавать, когда они думают критически. Когда вы выявляете примеры правильного мышления или используете примеры, которые можно улучшить, это повышает способность учащихся понимать. Одна из моих студенток дала мне понять это, когда она прокомментировала хорошую связь, которую она установила между концепцией курса и идеей своего урока литературы, : «Это — это то, что вы подразумеваете под критическим мышлением?» После этого я был осторожен, чтобы обозначить хорошее понимание критического мышления.

Поддерживайте вопросительное отношение. Студенты часто предполагают, что если у них есть вопросы по поводу их чтения, то они каким-то образом поступают бесчестно, грубо или глупо. Обсуждение в начале курса роли хороших вопросов в улучшении качества предмета и расширении остроты ума может создать более критический этап, на котором студенты могут играть. Смоделируйте критическое мышление на основе некоторых представлений, которые вы получили о поведении, или на основе некоторых исследований, которые вы проводили в прошлом.Поздравьте студентов, которые предлагают хорошие примеры изучаемых принципов. Поблагодарите студентов, которые задают вопросы, связанные с концепцией, и опишите, почему вы считаете их вопросы хорошими. Оставьте время и место для большего. Ваше собственное воодушевление по поводу критического мышления может стать для студентов отличным стимулом к ​​поиску этого воодушевления.

Соберитесь. Когда вы предоставляете учащимся больше возможностей для критического мышления в классе, у класса гораздо больше возможностей сбиться с пути. Отступление от трибуны и привлечение учеников к выполнению того, что они знают, требует некоторой потери контроля или, по крайней мере, некоторого повышенного риска.Однако преимущество в том, что ни один класс никогда не будет чувствовать себя полностью предсказуемым, и это может быть источником стимула для студентов и профессора.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *