Теоретическая функция педагогики это: Предмет и функции педагогики (стр. 2 из 4)

Педкампус ответы на тесты по педагогике

Что из нижеперечисленного разрабатывает способы управления системами образования и образовательными учреждениями?

  •  методика преподавания
  •  методология педагогики
  •  общая педагогика
  •  педагогический менеджмент

Совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений называется:

  •  педагогические принципы
  •  педагогическая теория
  •  педагогическая практика
  •  педагогическая мысль

Система знаний, интеллектуальных и предметно-практических умений, навыков и привычек, обеспечивающих адекватное понимание и успешное выполнение педагогической деятельности — это:

  •  педагогическое мастерство
  •  педагогический опыт
  •  педагогическая компетентность
  •  педагогическая компетенция

Что из нижеперечисленного относится к педагогике?

  • разрабатывает теорию и технологию организации процесса обучения и воспитания;
  • разрабатывает стратегию и способы взаимодействия педагога и ученика;
  • разрабатывает формы и методы совершенствования деятельности педагога и различные виды деятельности учащихся;
  • изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

Самоопределение личности путем усвоения накопленного человеческого опыта — это:

  •  персонификация
  •  социализация
  •  персонализация
  •  идентификация

Укажите, что отражает суть концепции педагогики В.В. Краевского.

  • Педагогика — это самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения
  • Педагогика – прикладная дисциплина, по своей сути прикладная часть психологии
  • Педагогика — междисциплинарная область знания
  • Педагогика — исключительно теоретическая дисциплина

Являясь сложным многоаспектным феноменом, образование может иметь различные интерпретации. Укажите какие:

  • политическую
  • антропологическую
  • этнологическую
  • культурологическую

Процесс социализации можно представить как совокупность ряда составляющих, в том числе:

  • относительно социально-контролируемой социализации – когда государство предпринимает экономические, законодательные, организационные меры, которые объективно влияют на жизненный путь возрастных и профессиональных групп населения (определение обязательного минимума образования, возраста и сроков службы в армии, возраста выхода на пенсию и т.д.)
  • относительно социально-контролируемой социализации – планомерного создания обществом и государством условий для развития воспитания человека
  • стихийной социализации, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями, сложившимися в обществе
  • самоизменения человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный или антисоциальный характер

Какая интерпретация феномена образования трактует его в качестве способа передачи, освоения и преобразования культуры в системе межпоколенных и межличностных связей?

  •  социологическая
  •  педагогическая
  •  антропологическая
  •  культурологическая

 Что из нижеперечисленного не имеет отношения к педагогической науке?

  • выражает собой совокупность индивидуально полученных на практике умений, навыков и приемов воспитания и обучения
  • разрабатывает новые эффективные модели воспитания и обучения как подсистем целостного образования, способы и средства их практической реализации
  • представляет собой отрасль научного знания, которая, раскрывает сущность, структуру, цели, механизмы и закономерности образования
  • представляет образование как процесс, деятельность и совокупность отношений

Теоретическая функция педагогики реализуется на следующих уровнях:

  • прогностический
  •  диагностический
  • опытный
  •  описательный

Педагогика направлена на решение проблем, связанных с:

  •  созданием условий для развития и формирования человека и управлением этими процессами
  •  определением целей, путей, способов и средств организации развития и формирования человека
  •  созданием условий для реализации лидерского потенциала людей, их самоопределением в политическом пространстве
  •  организацией освоения подрастающими поколениями накопленного обществом опытом

Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики, который подразумевает:

  •  однонаправленный вектор движения от теории через эксперимент и опыт — к практической деятельности
  •  линейную цепочку, отражающую естественное движение знания от теории через эксперимент к практической деятельности
  •  отсутствие прямой связи между реальной практикой и теоретической наукой
  •  циклическую связь между практикой и наукой

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

  •  уточняющий эксперимент
  •  деструктивный эксперимент
  •  констатирующий эксперимент
  •  созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент

Что из перечисленного ниже изучает теорию педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути организации?

  •  общая педагогика
  •  педагогическая компаративистика
  •  история педагогики
  •  методология педагогики

Формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств — это:

  •  идентификация
  •  персонификация
  •  персонализация
  •  социализация

Способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики, представляют собой:

  •  цели педагогического исследования
  •  методы педагогического исследования
  •  задачи педагогического исследования
  •  источники педагогического исследования

Выберите правильный ответ. Что изучает педагогические способы работы с людьми, имеющими отклонения в умственном развитии?

  •  олигофренопедагогика
  •  сурдопедагогика
  •  логопедия
  •  тифлопедагогика

Что изучает педагогические методы работы с плоховидящими и слепыми людьми?

  •  тифлопедагогика
  •  олигофренопедагогика
  •  сурдопедагогика
  •  логопедия

Что из нижеперечисленного разрабатывает проблемы воспитания и обучения людей с отклонениями от нормы?

  •  педагогическая компаративистика
  •  коррекционная педагогика
  •  дидактика
  •  общая педагогика

 

4. Основные свойства педагогической науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики

Науку наиболее
общим образом определяют как сферу
человеческой деятельности, в которой
происходит выработка и теоретическая
систематизация объективных знаний о
действительности.

Принято различать
объект и предмет науки.

Объект науки
представляет собой область, часть
действительности, которую исследует
данная наука, ее познавательное
поле
.

Для педагогической
науки таким познавательным полем,
основным объектом педагогики, является
человек с точки зрения
его
воспитания, формирования, развития,
образования в ходе педагогического
процесса.

Педагогика
познает свой объект

— растущего, развивающегося
человека
— в
нерасторжимом единстве природного,
общественного
и
индивидуального, личностного в нем, в
его сущности, становлении, свойствах и
деятельности.

Объектом
педагогики

как практики в современном понимании
выступает
взаимодействие
участников педагогического процесса
,
а ее
предметом
цели,
содержание

и способы взаимодействия, педагогические
технологии.

Более конкретно
предмет педагогики раскрывается в
педагогических категориях. Важнейшими
из них являются педагогический

процесс,
обучение, воспитание, развитие,
самовоспитание, педагогические принципы,
формы и методы обучения и воспитания

и т. д.

В целом педагогика
как область научных дисциплин о
воспитании, обучении, образовании
человека раскрывает закономерности
педагогического
процесса, а также становления и развития
личности в этом процессе.

Педагогика
это наука,
изучающая закономерности, принципы,
методы, средства, формы, содержание и
технологии организации и осуществления
педагогического процесса (его
компонентов)как фактора и средства
развития человека на протяжении всей
его

жизни.

Поэтому в ней
совмещаются две
функции,
которые в других научных областях обычно
поделены
между
разными дисциплинами:

  1. научно-теоретическая
    (отражение

    педагогической
    действительности как она есть)

  2. конструктивнотехническая
    (нормативная, регулятивная — отражение
    педагогической действительности такой,
    какой она должна быть).

Основными
свойствами педагогической науки
являются:

  • социальность
    — педагогическая наука нацелена на
    решение социально значимых задач и
    выполнение социально обусловленных
    функций;

  • гуманитарность
    — педагогическая наука по своей сути
    является гуманитарной, ориентированной
    на познание человека и его формирование
    и развитие как личности;

  • открытость
    — педагогическая наука как, пожалуй,
    никакая другая связана со всеми областями
    человеческой жизнедеятельности и
    другими науками о человеке.

Педагогика
изучает следующие основные проблемы
:

  • выявление и анализ
    сущности и закономерностей педагогического
    процесса, развития и формирования
    личности и их влияния на воспитание и
    обучение;

  • определение целей
    воспитания, обучения, образования;

  • разработка
    содержания воспитания, обучения,
    образования;

  • исследование и
    разработка методов, технологий воспитания
    и обучения.

В педагогической
науке существует несколько оснований
для
классификации
ее задач. Одной из них является выделение
постоянных и временных задач.

К постоянным
задачам педагогики относятся:

  • выявление
    закономерностей в области воспитания,
    образования, обучения, управления
    образовательными и воспитательными
    системами;

  • изучение и обобщение
    практики, опыта педагогической
    деятельности;

  • анализ положительных
    и отрицательных тенденций в педагогическом
    процессе, его структуре;

  • внедрение в
    практику современных педагогических
    и информационных технологий;

  • разработка новых
    методов, форм, средств, систем обучения,
    воспитания, управления образовательными
    структурами;

  • прогнозирование
    развития педагогической теории и
    практики;

  • внедрение
    результатов педагогических исследований
    в практику.

Постоянные задачи
неисчерпаемы. Наука всегда будет изучать
закономерности,
разрабатывать новые, более совершенные
модели
обучения
и воспитания, анализировать и распространять
педагогический опыт и т. д.

Временные задачи
педагогики диктуются потребностями
практики и самой науки. В частности, это
создание электронных учебников и
библиотек, разработка государственных
образовательных
стандартов
и требований, внедрение автоматизированных
обучающих систем и программ, анализ
типовых конфликтов в отношениях «учитель
— ученик» и т. п.

Теоретические основы педагогики — Студопедия

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

· современная система образования и воспитания касается практически всех людей;

· во многих странах создана система непрерывного образования человека;

· она включает в себя все звенья – от дошкольного учреждения до профессио­нальной подготовки и курсов повышения квалификации.

Рисунок 1. Значение термина «педагогика»

Таблица 1.

Дефиниции термина «педагогика»

Педагогика – это искусство – утверждают одни Педагогика – это наука – настаивают другие Педагогика – это наука, и искусство, и технология – считают третьи
…Ни политика, ни меди­цина, ни педагогика не могут быть названы на­уками… а только искус­ствами…
…Искусство, конечно, может иметь свою тео­рию; но теория искусст­ва – не наука; теория не излагает законов суще­ствующих уже явлений и отношений, но предпи­сывает правила для практической деятельно­сти…
К.Д. Ушинский
 
Лишь идея, а не техника и не талант, может быть со­общена одним лицом дру­гому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существо­вать педагогика.
П. П. Блонский
Педагогика – прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследую­щая не то, что есть, а то, как необходимо посту­пать. Это наука «об искус­стве деятельности».
СИ. Гессен
Полное и систематичес­кое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называет­ся наукою воспитания или педагогикою; упот­ребление же теории вос­питания на самом деле составляет педагогичес­кое искусство.
А. Г. Ободовский
Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, техноло­гией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
В.П. Беспалько
 

Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высшей шко­лы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педа­гогика и т. д. [1, С. 10 – 14,]



2. Общие представления о педагогике как науке: объект, предмет и функции педагогики.На взгляд ученых, на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени существует три концепции:


· Педагогика – междисциплинарная область человеческого знания.Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку.

· Педагогика – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредственном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

· Педагогика – относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на получение и теоретическое обобщение объективных законов природы и общества, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых законов [7, с.155].

Наука – сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это не просто система знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа имеющая целью получение знаний [4, с.8-9].

Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию личности ребенка. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.

Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциальной структурой.

Предмет педагогики – это образование рассматриваемый как целостный педагогический процесс, организуемый в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Таблица 2.

Дефиниции термина «объект педагогики» и «предмет педагогики»

Объект педагогики Предмет педагогики
В.В. Краевский, с.8-9
область действительности, которую исследует данная наука способ видения объекта с позиций этой науки
Сластенин В.А.
педагогический факт (явление) образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах
[Н.В. Бодовская, с. 20].
  педагогический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в тех или иных педагогических систем

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

— объяснительном или описательном – выявление передового и новаторского педагогического опыта;

— диагностическом – изучение состояния педагогических яв­лений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

— прогностическом – экспериментальные исследования педаго­гической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

— проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учеб­ных планов, программ, учебников и учебных пособий, педа­гогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В.В.Краевский) план педаго­гической деятельности, ее содержание и характер;

— преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

— рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обуче­ния и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности. [9, С. 74-77].

3. Категориальный аппарат педагогики.Категория означает суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. Не зря употребление слов «категорический», «категоричный» всегда связывается с представлением о решительности и безусловности кого-либо и чего либо. Педагогика как наука тоже имеет ивой категории, отличающие ее от других наук.

Таблица 3.

Система основных педагогических категорий по В.С. Безруковой

Развитие
Воспитание
 
Образование
 
обучение
Само= воспитание
 
Само= образование
 
Само= обучение
Воспитательные отношения

Развитие – приобретение новых качеств, освоение новых ролей и функций индивидом, образовательным институтом, учреждением, образовательной системой в целом [2, с.51].

Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса [9, с.86].

Воспитание – целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализация его задатков и внутренних резервов; процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными институтами общества [2, с.15].

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, результатом которого выступают усвоение индивидом систематизированных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, достижение гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [7, С.33].

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства [3].

Образование (аналогично немецкому “bildung”) происходит от слова «образ». Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность) [9, С.78].

Образование – процесс и результат становления «образа» человека, т.е. его личности на базе усвоения культуры, и накопленных человечеством опыта, знаний о природе, обществе, человеке и его деятельности в специально организованном педагогическом процессе или самостоятельно (самообразование) [2, С.21].

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности [9, С.86].

Обучение – систематическое развитие обучаемых в рамках образовательных институтов путем вооружения знаниями, выработки умений, навыков, способов деятельности, а также развитие способностей и личностных качеств на основе заранее разработанных и утвержденных программ и в результате собственной активной деятельности [2, С.22].

Самовоспитание – целенаправленный, сознательный процесс совершенствования нравственных, интеллектуальных и физических качеств самой личности и преодоление ею имеющихся недостатков в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны этой личности [7, С.95].

Самовоспитание – целенаправленное управление своим развитием, процесс самосовершенствования личности, основанный на стремлении к самореализации [7, С. 94].

Смовоспитание – это самосовершенствование человека, духовное очищение, самостоятельное приобщение к нравственным ценностям, накопленным цивилизацией за тысячелетия ее существование [4, с. 31].

Самообразование – форма учебной деятельности, построенная на самостоятельном (вне стен образовательного учреждения) изучении кого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалистов (или без этого [5, с. 109].

Самообразование – это, во-первых, самообучение, т.е. обучение самого себя –самостоятельное познание; во-вторых, самообразование – это также и самовоспитание [4, с.31].

Смообразование – осуществляемая человеком образовательная деятельность, которая:

— осуществляется добровольно, т.е.по доброй воли самого человека;

— управляется самим человеком;

— необходима для совершенствования каких-либо качеств человека или приобретения навыков, и сам человек это знает.

Роль самообразования важна в познании и понимании человеком самого себя, осознании своих сильных и слабых сторон, выстраивании своей карьеры.

Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Воспитательные отношения – разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

4. Связь педагогики с другими науками.Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки (диалек­тический и исторический материализм, науковедение, соци­ология, этика, эстетика и другие) помогают педагогике оп­ределить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие закономерностей человеческого бытия и мышления. Наиболее тес­ные и непосредственные связи у педагогики с физиологией и психологией.

В настоящее время оформились как самостоятельные научные дисциплины философия образования, философия воспита­ния, философия культуры, философия истории, философия науки, философия права, которые органично дополняют перечень наук о человеке и предоставляют материал, используемый педагогикой в решении ее задач.

Анатомия, физиология составляют фундамент для осмысления биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности и типологических особеннос­тей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-дви­гательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогику – эффективность тех вос­питательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каж­дый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: в дидактике, например, опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т.д. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей – педагогической психологии и психопедагогики.

Очевидны связи педагогики с антропологией, медициной и экологией, эко­номикой и археологией. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях.

У наук, имеющих совершенно различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто и возникают новые перспективные направления.

Объективно существующие связи педагогики с литературой, историей, экономикой, демографией, этнологией и этнографи­ей, политологией, географией, экологией, с точными и техни­ческими науками (кибернетикой, математикой, информатикой и др.) расширяют горизонты педагогики, усиливают ее научный и практический потенциал

1. Общее представление о педагогике как науке

  
Свое
название педагогика получила от
греческого слова «пайдагогос»
(пайд — дитя, гогос — веду), которое означает
детоводство или дитяведение. В Древней
Греции эта функция осуществлялась
непосредственно. Педагогами первоначально
назывались рабы, сопровождавшие детей
своего господина в школу. Позже педагоги
— это уже вольнонаемные люди, которые
занимались наставлением, воспитанием
и обучением детей. Кстати, на Руси (XII
в.) первые учителя получили название
«мастера». Это были свободные люди
(дьячки или мирские), которые у себя или
на дому учащихся стали обучать детей
чтению, письму, молитвам или, как сказано
в одном «Житии», «книги писати и
учити ученики грамотные хитрости».

  
Нужно
отметить, что каждый человек опытным
путем приобретает определенные
педагогические знания, устанавливает
некоторые зависимости между различными
педагогическими явлениями. Так, уже
первобытные люди обладали знаниями по
воспитанию детей, которые передавались
от одного поколения к другому в виде
обычаев, традиций, игр, житейских правил.
Эти знания нашли отражение в поговорках
и пословицах, мифах и легендах, сказках
и анекдотах (например, «повторение —
мать учения», «яблоко от яблоньки
недалеко падает», «век живи — век
учись» и т. п. )составивших содержание
народной педагогики. Их роль чрезвычайно
велика как в жизни общества, отдельной
семьи, так и конкретного человека. Они
помогают ему вступать во взаимодействие
с другими людьми, общаться с ними,
заниматься самосовершенствованием,
выполнять родительские функции.

2. Объект, предмет и функции педагогики

  
Во
взглядах ученых на педагогику, как в
прошлом, так и в настоящем времени,
существует три подхода (концепции).
представители первой из них считают,
что педагогика — меж — дисциплинарная
область человеческого знания. Однако
такой подход фактически отрицает
педагогику как самостоятельную
теоретическую науку, т. е. как область
отражения педагогических явлений. В
педагогике в этом случае оказываются
представленными самые разные сложные
объекты действительности (космос,
политика, социализация, развитие и др.).

  Другие
ученые отводят педагогике роль прикладной
дисциплины, функция которой состоит в
опосредованном использовании знаний,
заимствованных из других наук (психологии,
естествознания, социологии и др.) и
адаптированных к решению задач,
возникающих в сфере образования или
воспитания.

  Так,
на первый взгляд, объектом научной
педагогики является ученик, воспитанник
и вообще любой человек, которого обучают
и воспитывают. Однако в этом случае и
педагогика, и психология изучают
психическую реальность (психику
человека), причем педагогика — лишь
прикладная часть психологии, ее
«практическое приложение». Этот
подход объясняет попытки подменить
педагогику психопедагогикой.

  Сторонники
второй концепции, как и первой, фактически
отрицают право педагогики на свой
предмет и, следовательно, собственное
теоретическое знание, подменяя его
совокупностью положений, взятых из
других наук. Это обстоятельство негативно
сказывается на педагогической практике.
Ни одна из смежных с педагогикой наук
не изучает педагогическую действительность
целостно и специально. При таком подходе
не может быть разработана целостная
фундаментальная основа для функционирования
и преобразования педагогической
практики. Содержание такой педагогики
составляет совокупность фрагментарных
представлений об отдельных сторонах
педагогических явлений.

  Продуктивной
для науки и практики, по мнению В. В.
Краевского, является только третья
концепция, согласно которой педагогика
— это относительно самостоятельная
дисциплина, имеющая свой объект и предмет
изучения.

  Объектом
педагогики выступают те явления
действительности, которые обусловливают
развитие человеческого индивида в
процессе целенаправленной деятельности
общества.
 Эти
явления получили название образования.
Оно и есть та часть объективного мира,
которую изучает педагогика.

  Предмет
педагогики — это образование как реальный
целостный педагогический процесс,
целенаправленно организуемый в
специальных социальных институтах
(семье, образовательных и культурно
-воспитательных учреждениях).
 Педагогика
в этом случае представляет собой науку,
изучающую сущность, закономерности,
тенденции и перспективы развития
педагогического процесса (образования)
как фактора и средства развития человека
на протяжении всей его жизни.

  
Функции
педагогики как науки обусловлены ее
предметом. Это теоретическая и
технологическая функции, которые она
осуществляет в органичном единстве.

   Теоретическая
функция педагогики
 реализуется
на трех уровнях: 
описательном,
или объяснительном, — изучение передового
и новаторского педагогического
опыта; 
диагностическом —
выявление состояния педагогических
явлений, успешности или эффективности
деятельности педагога и учащихся,
установление условий и причин, их
обеспечивающих; 
прогностическом —
экспериментальные исследования
педагогической действительности и
построение на их основе моделей
преобразования этой действительности.

  Прогностический
уровень теоретической функции связан
с раскрытием сущности педагогических
явлений, нахождением глубинных явлений
в педагогическом процессе, научным
обоснованием предполагаемых изменений.
На этом уровне создаются теории обучения
и воспитания, модели педагогических
систем, опережающие образовательную
практику.

  Технологическая
функция педагогики
 предлагает
также три уровня реализации: 
проективный,
связанный с разработкой соответствующих
методических материалов (учебных планов,
программ, учебников и учебных пособий,
педагогических рекомендаций), воплощающих
в себе теоретические концепции и
определяющих «нормативный, или
регулятивный» (В.
В. Краевский
),
план педагогической деятельности, ее
содержание и характер; 
преобразовательный,
направленный на внедрение достижений
педагогической науки в образовательную
практику с целью ее совершенствования
и реконструкции; 
рефлексивный,
предполагающий оценку влияния результатов
научных исследований на практику
обучения и воспитания и последующую
коррекцию во взаимодействии научной
теории и практической деятельности.

Теоретическая и практическая педагогика — педагогика. теоретическая педагогика

1,5 Теоретическая и практическая педагогика

В настоящее время педагогика становится все более очевидной на двух уровнях: 1) теоретическая наука и 2) практическая деятельность. Оба они называются педагогикой. Пришло время различать, где мы имеем дело с теорией, а где с применением этой теории на практике. Теоретическая педагогика ставит своей целью изучение сущности педагогических явлений, установление закономерностей и закономерностей образовательного процесса. Основная категория теоретической педагогики научное право (закономерность).

Практическая педагогика использует достижения теории для построения более эффективного учебно-воспитательного процесса. Это отражается в создании и применении все более сложных технологий. Основная категория практической педагогики технология.

В принципе, теоретическая педагогика не должна беспокоиться о том, будут ли ее открытия применены на практике, потому что ее цель — познание истины.А как это будет использоваться и будет ли вообще использоваться — теоретика не интересует. Когда А. Эйнштейна спросили, можно ли применить его теорию относительности на практике, он ответил: «Не знаю. Есть такие люди — инженеры, они поймут». В связи с сказанным это так. Бессмысленно критиковать педагогическую теорию за ее отрыв от практики.

Большой проблемой современной практической педагогики является отрыв теоретических разработок от продвинутого уровня.Наука о человеке достигла огромных успехов, но ее достижения еще мало известны учителям и не нашли адекватного отражения в педагогических технологиях. Работа продолжается на уровне педагогической интуиции, педагогического мастерства и мастерства.

Понимание педагогики как искусства длилось много веков, нельзя сказать, что полностью отказались от него сегодня. В предисловии к своей книге «Человек как объект образования», опубликованной в 1867 году, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Из всего вышесказанного следует, что педагогика — это не собрание положений науки, / strong> , а всего Сборник правил учебной деятельности. Далее великий учитель пояснил: «Педагогика — это не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Будучи сложным и обширным искусством, он опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно требует, помимо знаний, способностей и склонностей, и как искусство оно стремится к вечно достижимому и никогда полностью недостижимому идеалу: к идеалу совершенного человека. «

После 140 лет накопленных знаний педагогика перестала соответствовать почетному месту в области искусств.Миллионы учителей успешно решили проблемы образования, все больше полагаясь не на летучую фантазию, а на научные разработки и рациональные технологии. Это не могло не повлиять на определение педагогики, получившей двойственный статус — науки и искусства. Такое определение хорошо соответствовало действительности и устраивало как ревнителей приоритета педагогического искусства, так и приверженцев логики, выступавших за создание строгой педагогической теории, свободной от неопределенностей.

Неизвестно, насколько было бы такое определение, если бы уже в наше время скрупулезные исследователи не поставили прямо вопрос — каково соотношение науки и искусства в педагогике? Наука, как и искусство, может быть только полной, стопроцентной. Поэтому необходимо с абсолютной ясностью определить статус педагогики, однозначно выделить ее приоритеты. Если пальма первенства остается за искусством, то педагогика — это всего лишь набор советов, правил и рекомендаций по реализации некомпетентного учебного процесса.Педагогика-наука должна содержать в себе все составляющие строгой научной теории, подчеркивая системный подход и логику познания своего предмета объективными научными методами. Его выводы должны носить характер строго установленных зависимостей (закономерностей).

Сегодня никто не ставит под сомнение научный статус педагогики. Спор прошел в плоскости соотношения науки и педагогической практики. Слишком неоднозначны реальные достижения педагогов: в одном случае они связаны с глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории, в другом — успех приносит высокое личное мастерство учителя, искусство педагогического воздействия, чутье и интуиции.В последние десятилетия особенно остро обострилось противоречие между школьной практикой и педагогической наукой. Последнее было связано с тем, что она не дает практики прогрессивными рекомендациями, оторвана от жизни, не успевает на стремительно протекающие процессы. Короче говоря, колеса теории обогнали машину практики. Учитель перестал верить науке, произошло отчуждение практики от теории.

Вопрос очень серьезный. Кажется, мы начали забывать, что истинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания держится на научных знаниях.Если бы кто-то мог добиться высоких результатов, не зная педагогической теории, это означало бы необходимость последней. Но этого не происходит. Какой-то мост через ручей или простую хижину можно построить без специальных инженерных знаний, без последних невозможно построить современные постройки. Так и в педагогике: чем сложнее учителю решать задачи, тем выше должен быть уровень его педагогической культуры. Все достижения науки и только неудачи — от ее отсутствия.

Однако развитие педагогической науки не обеспечивает автоматически качества образования. Необходимо, чтобы теория превращалась в практические технологии. Хотя сближение науки и практики происходит недостаточно быстро, многие важные научные знания не востребованы практикой. По оценкам экспертов, разрыв между теорией и практикой в ​​некоторых областях достигает 10-15 лет.

Это также подтверждается опытом преподавателей-новаторов, которые внедрили в широкую практику зачастую не новейшие, а только известные научные разработки.Вот что сказал по этому поводу известный педагог В. Ф. Шаталов: «Если глубоко вникнуть в то, что мы делаем, то поймешь: все это уходит корнями в нашу классическую педагогику. Есть только элемент совершенствования, совершенствования. Ничего лишнего. Я даже не пытаюсь хоть в малейшей степени противопоставлять нашу работу всему, что достигнуто педагогикой на протяжении всей ее продолжительности, за тысячи лет ».

Педагогика стремительно развивается, оправдывая свое название диалектической, изменчивой наукой. В последние десятилетия был достигнут ощутимый прогресс в ряде областей, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Современные компьютеры, оснащенные качественными обучающими программами, успешно справляются с задачами по управлению учебным процессом, позволяют добиваться высоких результатов с меньшими затратами сил и времени. Достигнут прогресс и в области создания более совершенных методов воспитания, технологий самообразования и самообразования. Инновационные учебные заведения создают благоприятные условия для более быстрого внедрения новых научных разработок в практику.Научно-производственные комплексы, авторские школы, экспериментальные площадки — заметные вехи на пути к позитивным изменениям.

О педагогической науке

Определенная отрасль знания называется наукой, когда соблюдаются следующие необходимые условия: 1) ее собственный предмет четко обозначен, изолирован и закреплен; 2) для ее исследования применять объективных методов исследования; 3) фиксированная цель связей ( законов и закономерностей) между факторами, процессами, составляющими предмет исследования; 4) установленные закономерности и закономерности позволяют (спрогнозировать) дальнейшее развитие исследуемых процессов, произвести необходимые расчеты.

Легко видеть, что все вышеперечисленные требования к педагогике в какой-то степени выполнены, но это мера соответствия

.

Эдукационная система, Структура — Педагогика. Теоретическая педагогика

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Система — это условно обособленная часть реальности. Педагогическая теория сделала большой шаг вперед, научившись представлять образовательный процесс в виде набора динамических (т.е. развивающихся) систем. Помимо выбора составных компонентов, динамическое представление позволяет выделить и проанализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, что важно в практике управления учебным процессом.

Каждый процесс — это система. В самом общем виде образовательной системы — — это определенный порядок в расположении и связи составляющих компонентов, определяющих установленный порядок обучения и воспитания. Образовательная система представляет собой упорядоченный набор взаимосвязанных компонентов (элементов), которые в наиболее общей, неизменной (т. Е. Постоянной, неизменной) форме характеризуют все компоненты процесса, который она описывает.

Наиболее важными характеристиками образовательных систем являются целостность и устойчивость. Если каким-то набором элементов такой целостности и устойчивости не обладает, то их нельзя назвать системой.

Параллельные концепции педагогического процесса и педагогической системы многогранны и многозначны. Часто их персонифицируют и используют для характеристики плодотворной научной и практической деятельности крупных педагогов. Говорят, например, о педагогических системах Ю. А. Коменского, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

Обсуждая педагогический процесс и педагогическую систему общего образования, профессионального, высшего образования, образования взрослых и т.п., мы видим использование этих понятий уже в другом смысле — для обозначения и характеристики вертикального среза педагогической деятельности, в зависимости от рассматриваемого уровня образования.

Часто понятие системы используется для описания деятельности конкретного учебного заведения (скажем, например, об учебно-воспитательной системе естественно-математического лицея) или даже отдельного, так или иначе известного учителя (система педагог В. Палтышев, система режиссера В. Караковского).

Структура

Каждая система имеет структуру. Структура (от латинского структура — структура) — наличие и расположение компонентов (деталей, элементов) в системе.Структура системы складывается из компонентов, выбранных по определенному критерию, а также связей между ними. Для педагогики наиболее важно понимание связей между элементами системы, потому что, только зная, что входит в образовательный процесс, с чем и как, можно понять, как это будет функционировать и к каким результатам приводит.

Следует подчеркнуть, что связи в образовательных системах не похожи на связи между компонентами в других динамических системах.В учебном процессе деятельность учителя находится в органическом единстве с инструментами и средствами его работы. Объект педагогической деятельности — учащийся, он же субъект. Это накладывает дополнительные условия на выбор, анализ и оптимизацию образовательных систем.

Какова структура образовательной системы? В самом общем, классическом взгляде образовательная система представляет собой единство трех компонентов — ученика, учителя и субъекта (рис. 5).

Ученик (студент, студент, школьник, школьник, практикант, студент, слушатель и др.) — человек, ищущий знаний, воспитания, развития. Преподаватель (наставник, магистр, профессор и т. Д.) — это человек, который владеет предметом, владеет преподавательским мастерством. Предметом изучения является природа, общество, нравственность, знания в определенной области, школьный или университетский курс, предмет, программа, тема и т. Д. В самом общем виде предметом является развитие, формирование, образование, обучение или их элементы.

То, что происходит в системе образования, можно описать следующим образом. Студент хочет освоить предмет — чему-то научиться, получить более высокий уровень развития, образования. Чаще всего ищет учителя, владеющего предметом, заключает с ним договор о сотрудничестве (содействии). Начинается процесс, цель которого — прогнозируемый результат. Процесс продолжается до тех пор, пока продукт не будет создан.

Рис.5. Образовательная система

Можно ли сократить эту систему до двух компонентов и обойтись, скажем, без учителя? Можно даже одному. Обучение, развитие, формирование возможно без участия учителя, которым в данном случае становится природа, общество, работа, жизнь. Сам человек становится учителем. И если человек лишен не только учителя, но даже предмета (совершенно дикое, но тем не менее возможное событие), то он извлекает из себя все необходимое, становясь для себя не только учителем, но и источником ( объект) познания.

Однако процесс познания без учителя очень долгий, трудный, не гарантирует успеха, а иногда и просто невозможен. Даже самый одаренный человек не сможет за свою короткую жизнь познать даже простые секреты бытия, если не найдет себе учителя. Чтобы ускорить овладение знаниями, человечество создало школы, в которых профессионалы, увлеченные наукой, получают профессиональных наставников. Путь познания предмета значительно сокращается, всегда гарантирован какой-то минимальный результат.

Великая и ответственная роль учителя. Ведь ученик перенимает от него не только знания, но в основном его отношение к жизни, его взгляды, ценности и ориентации. Всегда присутствует личное влияние. Многие выдающиеся люди утверждают, что давно забыли конкретные знания, но на всю жизнь сохранили обстановку, сопровождавшую учение.

Итак, образовательный процесс предстает перед нами в виде большой и сложной динамической системы, которая объединяет многочисленные составляющие процессы и состоит из множества более мелких систем (подсистем).В этой системе сочетаются процессы формирования, развития, воспитания и обучения со всеми условиями, формами и способами их реализации. Обратите внимание, что общая система по своим свойствам не сводится ни к одной из ее подсистем, какими бы большими и независимыми они ни были.

Образовательный процесс сложно представить и проанализировать как единую систему. Обычно она разрывается на части, каждая из которых рассматривается отдельно как отдельная система. В связи с этим учебный процесс описывается рядом подсистем.Системный анализ обязывает каждый раз указывать, какая система задействована. Например, образовательный процесс как система не тождественен процессуальной системе процесса. Системами, в которых протекает педагогический процесс, может выступать система народного образования в целом или школа, класс, учебное занятие и т. Д. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных. Для каждой системы есть свои условия.Внутришкольная подготовка, например, включает материально-технические, санитарные, эстетические и другие условия. Все это учитывается и уточняется при системном анализе.

Для анализа образовательного процесса как системы необходимо установить критерий анализа. Таким критерием может выступать любой достаточно значимый показатель процесса, условия его протекания или величина достигнутых результатов. Важно, чтобы он отвечал целям изучения системы.Анализировать систему по всем теоретически возможным критериям не только сложно, но и бесполезно. Нет необходимости. Исследователи и практикующие преподаватели выбирают только такие критерии, по которым просматриваются наиболее важные ссылки, обеспечивается проникновение во внутреннее пространство и знание ранее неизвестных закономерностей.

Какую цель преследует, например, студент, впервые знакомящийся с учебным процессом? Естественно, он намеревается прежде всего понять общую структуру системы, взаимосвязь между ее основными компонентами и, следовательно, sele

.

Кибернетические паттерны, Социологические паттерны — Педагогика. Теоретическая педагогика

Кибернетические шаблоны

1. Эффективность тренировки (в определенных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.

2. Качество знаний зависит от эффективности контроля. Частота управления является функцией продолжительности обучения: P = N (0,981 × S × a ), где N — количество оценок; и — количество студентов, прошедших проверку; S — количество уроков по учебной программе на проверяемый период (Воробьев Г.В.).

3. Качество образования прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.

4. Эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству контрольной информации, состояниям и способностям студентов воспринимать и обрабатывать контрольные действия.

5. Продуктивность обучения повышается, если выполняемой моделью действия является «программа движений», а ее результатами — целевая программа, опережающая деятельность самого мозга (П.К. Анохин).

Исключительная важность законов, регулирующих менеджмент, иллюстрируется на примере методики обучения письму, разработанной под руководством П. Гальперина. Сравнивались три типа тренировок. Первый — традиционный. Ученикам раздали образцы букв и показали их написание. Исследователи зафиксировали: для правильного написания первой буквы потребовалось 174 повторения, второй — 163, третьей — 158, двадцатой — 20. Второй тип обучения основывался на выделении так называемых ориентиров. это указывает место, где линия меняет свое направление.Экспериментатор расставил точки, студенты перенесли их на тетради, а затем сложили. В этих условиях для правильного написания первой буквы потребовалось 22 попытки, второй — 17, двадцатой — от 5 до 11 попыток. В условиях третьего типа обучения студенты научились самостоятельно анализировать буквы, находить в них ориентиры и самостоятельно ими пользоваться. Теперь для первой буквы потребовалось 14 повторений, для второй — 8, и, начиная с девятой, с первого раза все буквы были написаны правильно.Результат очевиден: время на обучение сократилось в несколько раз. Этот пример — лишняя иллюстрация того, что значит понимать и правильно использовать закон, а также того, что самые большие резервы скрыты в сфере управления учебно-воспитательным процессом.

Социологические закономерности

1. Развитие индивида связано с развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении.

2. Результативность тренировки зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.

3. Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимного обучения.

4. Эффективность тренировки повышается в условиях когнитивного напряжения, вызванного соревнованием.

5. Престиж ученика в классе зависит от: а) занимаемой должности; б) роль, которую он выполняет; в) академические успехи и достижения; г) индивидуальные качества.

6. Эффективность обучения зависит от качества общения преподавателя и учеников.

7. Дидактогенез (грубое отношение учителя к ученикам) приводит к снижению эффективности обучения класса в целом, каждого школьника в отдельности.

Две небольшие иллюстрации подчеркивают эффект этих узоров.

Первый. Всего три или пять учеников сидят в маленьком классе на зависть любой суперэлитной школе. Почему такое тягостное впечатление производит уровень их развития, система знаний? Неумолимо действует закон взаимного обучения — не к кому тянуться, никто не может учиться, все одинаково плохо подготовлено, соревноваться не с кем.Здесь немного поможет индивидуальный подход.

Второй. Учитель хорошо подготовился к уроку, подобрал интересный материал, спроектировал входы в проблемные ситуации и выходы из них, а урок, как говорится, не состоялся. Распространенная причина — нарушение тонких, почти эфемерных схем общения. Один неудачный жест, ложный акцент, неосторожное слово — и в классе появляется настроение, далекое от возможности выполнить намеченные цели. Ведь школьники все воспринимают через личность учителя, общение с ним.Не помогают никакие уловки, если ученик не хочет общаться с учителем, не любит его, не уважает. Однажды, возможно, он поймет, что был неправ, но сейчас, на уроке, момент упущен безвозвратно. Ничто так не утомляет ребенка, не истощает его силы, как длительное неудобное общение.

Считается, что основная причина перегрузок — это обилие тренировочного материала. Однако дело не только в этом. Неудовлетворенность общением, постоянное внутреннее напряжение, неуверенность, страх оказаться в абсурдной ситуации для ребенка утомительнее науки.Ученик не нашел своего учителя — такой неутешительный диагноз надо ставить во всех случаях бесконтактных отношений.

,

Образование — Педагогика. Теоретическая педагогика

Образование

Образование — это результат обучения и воспитания и буквально означает формирование образа хорошо обученного, образованного, умного человека. Образование — это система знаний, навыков, способов мышления, которые усвоил обучающийся. Это система, а не объем (набор) разрозненной информации. В настоящее время наличие огромного количества знаний, накопленных человеком, не позволяет утверждать, что однажды человеку удастся их полностью освоить даже после очень длительного обучения.Получение образования свидетельствует лишь об овладении заданным объемом систематизированных знаний, навыков в определенной области и достижении уровня независимого мышления, необходимого для выполнения профессиональной деятельности.

Основным критерием образования является системных знаний и системного мышления, проявляется в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.В древнем афоризме «Образование — это то, что остается, когда все, что выучено, забыто», много истины.

Многие люди поражают нас феноменальной памятью, знанием огромного количества конкретных фактов. Чтение, энциклопедические знания часто принимают за образование. Это неверно, если человек не может установить причинно-следственную связь, если у него нет собственных мыслей. Не всех, кто окончил школу или даже университет, можно считать образованным. Также не могут считаться необразованными те, кто не получил высшего образования.Здесь ситуация совсем не простая, учитывая, что образование — это не то, что дают, а то, что берется, добывается каждым самостоятельно. Развитие и образование нельзя дать или передать кому-либо. Тот, кто хочет присоединиться к ним, должен добиться этого своей собственной деятельностью, своей собственной силой, своим собственным напряжением. Со стороны ему остается только возбудиться … — резюмировал А. Дистервег.

В зависимости от объема полученных знаний и уровня самостоятельного мышления, начального, среднего и высшего образования.По по характеру и направлениям образование делится на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знания по основам наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности. Получение общего образования завершается пониманием основных закономерностей развития процессов в мире, приобретением необходимых каждому человеку учебных и трудовых навыков, разнообразных практических навыков.Объем и направленность общего образования регулируются государством, во многих развитых странах общее образование (то же среднее) является обязательным.

Профессиональное образование дает знания, навыки и навыки в определенной профессиональной области. В начальных допрофессиональных и профессиональных школах (ПТУ, ПТУ, техникумы, школы ремесленников) готовятся высококвалифицированные рабочие, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях — специалисты средней и высшей квалификации для различных отраслей национальной экономики. экономика.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, обучает навыкам обращения с простейшими орудиями труда, которые используются в быту и повседневной жизни.

Вы можете объяснить?

Получение образования предполагает непрерывную работу по систематизации полученных знаний. Люди, которых учат учиться, всегда работают с карандашом в руках. Одним из эффективных методов систематизации является составление так называемых причинно-следственных (иерархических) схем, в которых рассматриваемые понятия соотносятся логическими или другими связями.Попробуйте, сравнивая разные взгляды на сущность педагогических категорий, систематически отобразить их в системе с общей логической базой.

1. Мы должны подчеркнуть разницу между обучением и образованием. Обучение — это творческий процесс. Вся жизнь «формирует» личность человека, расширяется, обогащается, усиливается и совершенствуется (А.В. Луначарский).

2. «Образование», «образование» и «обучение» — понятия совпадающие; их объемы перекрываются. Связь между ними не устойчивая, но исторически изменчивая, насколько изменчивы сами явления, что в этих терминах отражается »(В.Е. Гмурман, Ф.Ф. Королев).

3. «О, отцы, матери и все вы, от кого зависят дети! Войдите в подробный поиск разницы между воспитанием и обучением: сначала запекайте своих детей, чтобы воспитывать, затем учите (Г.С. Винский).

4. «Результатом обучения и воспитания является образование, выражающее уровень общего, политического и специального образования.

человека, результат овладения им определенным объемом знаний, навыков и цитат (Г. Базанов).

5.Образование — это не то же самое, что образование. Воспитание — более широкое понятие. В различных формах и формах он есть всегда и везде.

6. Образование человек получает только в определенные периоды своей жизни (Г. И. Щукин).

7. Л. Н. Толстой, много сделавший для просвещения США, несколько раз и по-разному обращается к значению педагогических категорий. Его взгляды оригинальны. «Образование … не предмет педагогики». Его предметом должно и может быть только образование… Образование — насильственное, насильственное воздействие одного человека на другого с целью создания такого человека, который кажется хорошим … Разница между воспитанием и образованием только в насилии, право на которое оставляет позади воспитание. Образование — образование принудительное. Обучение бесплатное … Обучение и

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *