Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей.
Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.
Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка.
Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.
Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет.
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей:
Инструкция.
В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснени
Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан). Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей»
Песочная терапия на световом столе как метод коррекции детской тревожности (из опыта работы)
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Анализ результатов исследований данной проблемы, а также практический опыт автора статьи показывает, что возникновение и закрепление тревожности у детей в значительной степени связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
М. Прихожан указывает, что тревожность — это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [5].
Анализ литературных данных позволяет выделить несколько источников детской тревоги [3, 4]:
- Тревога из-за потенциального физического вреда.
- Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
- Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет.
- Тревога из-за не способности овладеть средой.
- Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации.
- В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношением ребенка и матери.
Также специалисты называют критерии определения у детей тревожности, заметив которые взрослые наблюдатели (родители, воспитатели детского сада и др.) могут своевременно обратиться к детскому психологу.
- Постоянное беспокойство.
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-то.
- Мышечное напряжение.
- Раздражительность.
- Нарушение сна [5].
Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности у детей. Для этой работы специалистами накоплен и представлен в различных научных публикациях достаточный опыт. В доступных источниках можно найти достаточное количество диагностического материала для исследования детской тревожности. Наиболее используемыми методиками являются: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика «Выбери нужное лицо», проективная диагностика детей, методика «Паровозик» [1].
Методы песочной терапии являются достаточно ценным инструментом коррекции детской тревожности. Особенно эффективны они при работе с детьми дошкольного возраста. Ведь часто даже взрослый человек не может найти слова для описания своих трудностей, а что же говорить о маленьком человеке … Он не понимает причин происходящего с ним и своеобразная песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.
Практика показывает, что взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Игра на песке может служить тревожному ребенку жизненно важной поддержкой, а также средством выражения себя на доступном уровне [1].
Автором статьи в процессе практической деятельности было установлено, что хорошие результаты в снижении внутреннего напряжения, повышении психоэмоционального комфорта, даёт именно песочная терапия.
Ниже представлен обзор нескольких упражнений для рисования детьми песком на световом столе [3].
Упражнение «Мое настроение» позволяет ознакомить детей с основными эмоциями, обучить определению эмоционального состояния и отражению его вербально и невербально, помогает осознать испытываемые эмоции. Форма работы групповая. Дополнительные материалы: карточки — пиктограммы эмоциональных состояний. Детям раздаются карточки-пиктограммы эмоциональных состояний. Психолог просит выбрать карточку (с изображением эмоции), которая соответствует его настроению, пытается ее повторить, затем рисует песком на световом стекле. После рисования каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, отвечая на вопросы: какое настроение изобразил, в каких ситуациях он испытывает такое чувство, что можно ему посоветовать.
Упражнение «Я и мои чувства» способствует снятию напряжения, осознанию и отреагированию негативных переживаний, формированию адекватной самооценки. Форма проведения индивидуальная. Ребенку предлагается изобразить с помощью песка свое чувство, которое он сейчас испытывает в виде рисунка. Например, радостное утро, грустный дождик и т.д. Затем психолог обсуждает нарисованную картину: расскажи о своем рисунке, какое чувство ты испытывал, когда рисовал, что больше всего нравиться , что не нравиться и т.д.
Упражнение «Дорисуй картину» способствует развитию воображения, обучению навыкам доступными средствами отражать полученные впечатления. Форма проведения индивидуальная или групповая. Психолог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники, и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).
Эти и другие упражнения и задания для песочной терапии иллюстрируют её главное достоинство – ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. И именно это ощущение будет способствовать постепенному формированию чувства уверенности в себе и, как следствие, снижению внутренней тревоги.
1. Войтик М.В., Поликша А.В. Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии [Электронный ресурс] //Справочник педагога-психолога. Детский сад. Изд-во: Актион-МЦФЭР. — 2016. -№ 4. — 25-30 с. URL: http://m.e.psihologsad.ru/415410
2. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие/ Сост. Велиева С.В. — СПб: Речь, 2005.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000.
4. Пономарев Р. И. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у детей семи-восьми лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95069.htm.
5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Воронеж: МОДЭК, 2000. — 304с.
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей.
Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.
Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка.
Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.
Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет.
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей:
В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания (см. в обработке к тесту)
Тестовый (стимульный) материал. Рисунки для девочек.
Тестовый (стимульный) материал. Рисунки для мальчиков.
Обработка.
Обработка.
Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
Рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».
Рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
Рис.6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».
Рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
Рис.8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рис.9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рис.10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
Рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рис.13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
Рис.14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».
Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.
Песочная терапия на световом столе как метод коррекции детской тревожности (из опыта работы)
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Анализ результатов исследований данной проблемы, а также практический опыт автора статьи показывает, что возникновение и закрепление тревожности у детей в значительной степени связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
М. Прихожан указывает, что тревожность — это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [5].
Анализ литературных данных позволяет выделить несколько источников детской тревоги [3, 4]:
- Тревога из-за потенциального физического вреда.
- Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
- Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет.
- Тревога из-за не способности овладеть средой.
- Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации.
- В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношением ребенка и матери.
Также специалисты называют критерии определения у детей тревожности, заметив которые взрослые наблюдатели (родители, воспитатели детского сада и др.) могут своевременно обратиться к детскому психологу.
- Постоянное беспокойство.
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-то.
- Мышечное напряжение.
- Раздражительность.
- Нарушение сна [5].
Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности у детей. Для этой работы специалистами накоплен и представлен в различных научных публикациях достаточный опыт. В доступных источниках можно найти достаточное количество диагностического материала для исследования детской тревожности. Наиболее используемыми методиками являются: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика «Выбери нужное лицо», проективная диагностика детей, методика «Паровозик» [1].
Методы песочной терапии являются достаточно ценным инструментом коррекции детской тревожности. Особенно эффективны они при работе с детьми дошкольного возраста. Ведь часто даже взрослый человек не может найти слова для описания своих трудностей, а что же говорить о маленьком человеке … Он не понимает причин происходящего с ним и своеобразная песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.
Практика показывает, что взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Игра на песке может служить тревожному ребенку жизненно важной поддержкой, а также средством выражения себя на доступном уровне [1].
Автором статьи в процессе практической деятельности было установлено, что хорошие результаты в снижении внутреннего напряжения, повышении психоэмоционального комфорта, даёт именно песочная терапия.
Ниже представлен обзор нескольких упражнений для рисования детьми песком на световом столе [3].
Упражнение «Мое настроение» позволяет ознакомить детей с основными эмоциями, обучить определению эмоционального состояния и отражению его вербально и невербально, помогает осознать испытываемые эмоции. Форма работы групповая. Дополнительные материалы: карточки — пиктограммы эмоциональных состояний. Детям раздаются карточки-пиктограммы эмоциональных состояний. Психолог просит выбрать карточку (с изображением эмоции), которая соответствует его настроению, пытается ее повторить, затем рисует песком на световом стекле. После рисования каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, отвечая на вопросы: какое настроение изобразил, в каких ситуациях он испытывает такое чувство, что можно ему посоветовать.
Упражнение «Я и мои чувства» способствует снятию напряжения, осознанию и отреагированию негативных переживаний, формированию адекватной самооценки. Форма проведения индивидуальная. Ребенку предлагается изобразить с помощью песка свое чувство, которое он сейчас испытывает в виде рисунка. Например, радостное утро, грустный дождик и т.д. Затем психолог обсуждает нарисованную картину: расскажи о своем рисунке, какое чувство ты испытывал, когда рисовал, что больше всего нравиться , что не нравиться и т.д.
Упражнение «Дорисуй картину» способствует развитию воображения, обучению навыкам доступными средствами отражать полученные впечатления. Форма проведения индивидуальная или групповая. Психолог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники, и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).
Эти и другие упражнения и задания для песочной терапии иллюстрируют её главное достоинство – ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. И именно это ощущение будет способствовать постепенному формированию чувства уверенности в себе и, как следствие, снижению внутренней тревоги.
1. Войтик М.В., Поликша А.В. Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии [Электронный ресурс] //Справочник педагога-психолога. Детский сад. Изд-во: Актион-МЦФЭР. — 2016. -№ 4. — 25-30 с. URL: http://m.e.psihologsad.ru/415410
2. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие/ Сост. Велиева С.В. — СПб: Речь, 2005.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000.
4. Пономарев Р. И. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у детей семи-восьми лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95069.htm.
5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Воронеж: МОДЭК, 2000. — 304с.
Источники:
http://e-koncept.ru/2016/76505.htm
http://psycabi.net/testy/645-test-trevozhnosti-r-temml-m-dorki-v-amen-metodika-vyberi-nuzhnoe-litso-proektivnaya-diagnostika-detej
http://e-koncept.ru/2016/76505.htm
«Выбери нужное лицо» (Тэммл, Дорки, Амен)
Краткое описание методики
Теоретические основания
Эта методика представляет собой детский тест тревожности,
разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
Задача методики — исследовать
характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях
(где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При
этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в
обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние
заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на
достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой
потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению
успеха.
Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не
обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации
зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих
ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности
и соответствующее поведение ребенка.
Область применения
Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение
данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер
взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском
саду.
Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет.
Дополнительные сведения
Оснащение. Психодиагностический изобразительный материал в этой методике
состоит из 14 рисунков размером 8,5×11 см, сюжетно представляющих собой
типичные для жизни ребенка-дошкольника ситуации. Каждый рисунок выполнен в двух
вариантах: для мальчиков и для девочек (на рисунке изображены, соответственно,
мальчик или девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с
ребенком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребенка не прорисовано
полностью, дан лишь контур его головы.
Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями
детской головы, по размерам соответствующими контуру головы ребенка на рисунке.
На одном из них представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом — печальное.
Задача испытуемого — выбрать одно из двух изображений в соответствии с
инструкцией.
Стимульные материалы к модификации теста Дорки-Амена,
разрабатываемой в составе экспертной системы «Лонгитюд» и программы ЭДК,
приведены в приложении (см. ниже).
Рис.1. Игра ребенка с младшими детьми. Ребенок в
данной ситуации играет с двумя
малышами.
Рис.2. Ребенок и мать с младенцем. Ребенок идет рядом
с матерью, которая везет коляску с младенцем.
Рис.3. Объект агрессии. Ребенок убегает от
нападающего на него сверстника.
Рис.4. Одевание. Ребенок сидит на стуле и надевает
ботинки.
Рис.5. Игра со старшими детьми. Ребенок играет с
двумя детьми, которые старше его по возрасту.
Рис.6. Укладывание спать в одиночестве. Ребенок идет
к своей кроватке, а родители сидят в кресле спиной к нему и не замечают
его.
Рис.7. Умывание. Ребенок умывается в ванной комнате.
Рис.8. Выговор. Мать, подняв указательный палец,
строго выговаривает ребенку
за что-то.
Рис.9. Игнорирование. Отец играет с малышом, а более
старший ребенок стоит
в одиночестве.
Рис.10. Агрессивное нападение. Сверстник отбирает
игрушку у ребенка.
Рис.11. Собирание игрушек. Мать и ребенок убирают игрушки.
Рис.12. Изоляция. Двое сверстников убегают от
ребенка, оставляя его в одиночестве.
Рис.13. Ребенок с родителями. Ребенок стоит между
матерью и отцом.
Рис.14. Еда в одиночестве. Ребенок сидит один за
столом.
Организация использования методики. В процессе исследования рисунки предъявляются
ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок,
экспериментатор к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего
содержания:
Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое
у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь,
какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со
своей мамой и малышом».
Рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».
Рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь,
какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со
старшими детьми».
Рис.6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты
думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет
спать».
Рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
Рис.8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребенка: веселое или печальное?»
Рис.9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рис.10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое
лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое
лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
Рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у
этого ребенка: веселое или печальное?»
Рис.13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое
лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и
папой».
Рис.14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое
лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».
Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные
высказывания фиксируются в специальном протоколе.
Обработка результатов
Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются
анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.
Литература.
Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии.
СПб.: Речь, 2003. 694 с.
Тест детской тревожности Дорки-Амен — Психолог
Экспериментальный материал : 14 рисунков (8,5×11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.
Инструкция:
1.Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
2.Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
3.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
4.Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
5.Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
6.Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
7.Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
8.Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
9.Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
10.Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
11.Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
12.Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
13.Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
14.Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание навявывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) — КиберПедия
Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет.
Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.
Процедура проведения:Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.
Инструкция:
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»
11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».
Во избежание персеверативных выборов у ребёнка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребёнку не задаются.
Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.
Количественный анализ результатов:
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14):
ИТ = (количество эмоционально — негативных выборов/14) x 100%
Дети в возрасте 3,5 – 7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:
ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности
ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности
ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности
Качественный анализ результатов:
1. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень тревожности (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).
2. Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребёнок — ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми (ребёнок — взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребёнка, которую он совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может быть отнесена к ситуациям типа «ребёнок — взрослый». Таким образом, помимо общего вывода об уровне тревожности испытуемого экспериментатор формулирует предположение о том, какие именно отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13) или отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).
3. Следующий уровень анализа предполагает интерпретацию выборов ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным опытом. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессии, с ревностью к сиблингам, со страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.
Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги.
Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации.
Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежания необъективных выводов.
Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________.
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
Рисунок | Высказывание | Выбор | |
Веселое лицо
| Печальное лицо
| ||
1. Игра с младшими детьми | |||
2. Ребенок и мать с младенцем | |||
3. Объект агрессии | |||
4. Одевание | |||
5. Игра со старшими детьми | |||
6. Укладывание спать в одиночестве | |||
7. Умывание | |||
8. Выговор | |||
9. Игнорирование | |||
10. Агрессивность | |||
11. собирание игрушек | |||
12. Изоляция | |||
13. Ребенок с родителями | |||
14. Еда в одиночестве |
Тест изучения школьной тревожности Филлипса
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Описание: опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Может проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет”.
Обработка результатов:
При обработке результатов выделяют номера вопросов, ответы на которые не совпадают с ключом, это проявления тревожности. При анализе результатов подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту, если оно больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если выше 70%, то можно говорить об очень высокой тревожности.
2. Анализируется число совпадение по каждому из 8 факторов тревожности выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется, так же как и в 1 случае, анализируется общее внутреннее состояние школьника, определяющееся наличием тех или иных тревожащих факторов и их количеством.
Ключ:
При совпадении с ключом ставится 1 балл.
№фак-
тора | Наименование фактора | Номера вопросов |
1. | Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; |
2. | Переживание социального стресса | 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 |
3. | Фрустрация потребности в достижение успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; |
4. | Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45; |
5. | Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26; |
6. | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3,8,13,17,22; |
7. | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9,14,18,23,28; |
8. | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2,6,11,32.35.41.44.47. |
1. | ─ | 11. | + | 21. | ─ | 31. | ─ | 41. | + | 51. | ─ |
2. | ─ | 12. | ─ | 22. | + | 32. | ─ | 42. | ─ | 52. | ─ |
3. | ─ | 13. | ─ | 23. | ─ | 33. | ─ | 43. | + | 53. | ─ |
4. | ─ | 14. | ─ | 24. | + | 34. | ─ | 44. | + | 54. | ─ |
5. | ─ | 15. | ─ | 25. | + | 35. | + | 45. | ─ | 55. | ─ |
6. | ─ | 16. | ─ | 26. | ─ | 36. | + | 46. | ─ | 56. | ─ |
7. | ─ | 17. | ─ | 27. | ─ | 37. | ─ | 47. | ─ | 57. | ─ |
8. | ─ | 18. | ─ | 28. | ─ | 38. | + | 48. | ─ | 58. | ─ |
9. | ─ | 19. | ─ | 29. | ─ | 39. | + | 49. | ─ | ||
10. | ─ | 20. | + | 30. | + | 40. | ─ | 50. | ─ |
Результаты:
1) Число несовпадений знаков (“+” — да, “-” — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%). Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение — < 50 %; > 50 % и 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________.
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет”.
№ | Утверждение | Да | Нет |
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? | |||
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? | |||
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? | |||
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? | |||
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? | |||
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? | |||
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? | |||
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? | |||
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? | |||
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? | |||
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? | |||
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? | |||
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? | |||
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? | |||
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты? | |||
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? | |||
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? | |||
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? | |||
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе? | |||
Похож ли ты на своих одноклассников? | |||
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? | |||
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? | |||
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? | |||
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? | |||
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? | |||
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? | |||
Боишься ли ты временами вступать в спор? | |||
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? | |||
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? | |||
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? | |||
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? | |||
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? | |||
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? | |||
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? | |||
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? | |||
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? | |||
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? | |||
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? | |||
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? | |||
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? | |||
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? | |||
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? | |||
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? | |||
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? | |||
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? | |||
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? | |||
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? | |||
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? | |||
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? | |||
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? | |||
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? | |||
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? | |||
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? | |||
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты? | |||
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? | |||
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? | |||
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? | |||
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом? |
Карнакский храм
[для печати]
Карнакский храм датируется примерно 2055 г. до н.э. — примерно 100 г. н.э.
г.
Культовый храм, посвященный Амону, Муту и Хонсу. Самое большое религиозное здание из когда-либо построенных.
Храм Карнака был известен древними египтянами как Ипет-ису — или «самое избранное место». Это город храмов, построенных более 2000 лет назад и посвященных фиванской триаде Амона, Мут и Хонсу. Это заброшенное место до сих пор способно затмить многие чудеса современного мира и в свое время, должно быть, внушало страх.
Для необразованного древнего египетского населения это могло быть только местом пребывания богов. Это самое большое религиозное сооружение из когда-либо построенных, занимающее площадь около 200 акров (1,5 на 0,8 км), и почти 2000 лет оно было местом паломничества. Площадь одного только священного ограждения Амона составляет шестьдесят один акр и может вместить десять средних европейских соборов. Великий храм в центре Карнака настолько велик, что в его стены поместятся соборы Святого Петра, Милана и Нотр-Дам.
Гипостильный зал площадью 54 000 квадратных футов (16 459 метров) с 134 колоннами по-прежнему является самым большим помещением среди религиозных построек в мире. Помимо главного святилища, здесь есть несколько храмов поменьше и огромное священное озеро — 423 на 252 футов (129 на 77 метров). Священные баржи Фиванской триады однажды плавали по озеру во время ежегодного фестиваля Опет. Озеро окружали кладовые и жилые помещения для священников, а также вольер для водных птиц.
Вход на второй пилон — ввод в гипостильный зал. на переднем плане — оставшаяся колонна киоска Тахраки
. Египтяне считали, что к концу годового сельскохозяйственного цикла боги и земля истощились и нуждались в новом поступлении энергии из хаотической энергии космоса.
Чтобы совершить это волшебное возрождение, ежегодно в Карнаке и Луксоре проводился фестиваль Opet. Он длился двадцать семь дней и был также празднованием связи между фараоном и богом Амоном.Процессия началась в Карнаке и закончилась в Луксорском храме, в полутора милях (2,4 км) к югу.
Статуя бога Амона была омыта святой водой, одета в виссон и украшена золотыми и серебряными украшениями. Затем жрецы поместили бога в алтарь и на церемониальный барк, поддерживаемый шестами для переноски. Фараон вышел из храма, его жрецы несли барку на плечах, и вместе они двинулись на людные улицы. Отряд нубийских солдат, служивших охранниками, бил в барабаны, а музыканты сопровождали священников в песнях, пока благовония наполняли воздух.
В Луксоре (справа) фараон и его жрецы вошли в храм, и были проведены церемонии возрождения Амона, воссоздания космоса и передачи силы Амона фараону. Когда он наконец вышел из святилища храма, огромные толпы приветствовали его и праздновали гарантированное плодородие земли и ожидание обильных урожаев.
Во время праздника людям раздали более 11000 буханок хлеба и более 385 банок пива, а некоторым разрешили войти в храм, чтобы задать вопросы богу.Священники говорили ответы через скрытое окно высоко в стене или изнутри полых статуй.
Первый пилон
Первый пилон был построен эфиопскими царями (656 г. до н.э.).
Большой двор
В этом огромном дворе находятся киоск Тахраки и второй пилон.
Часовня Рамсеса III
Первый двор выложен статуями Рамсеса III в Осриде
Гипостильный зал
По-прежнему самый большой зал среди религиозных построек в мире
Зал Тутмоса III
Обелиск Хатшепсут и Фестивальный зал Тутмоса III
Священное озеро
Озеро размером 129 х 77 метров использовалось для ритуального плавания.
Пилон Тутмоса III
Пилон показывает Тутмоса, поражающего своих врагов.
Храм Хонсу
Храм бога луны Хонсу — сына Амона и Мут.
Тайна египетских культовых храмов объяснена, проиллюстрирована видео, фотографиями, рисунками и 30 высокодетализированными компьютерными реконструкциями.
.
BAPS Шри Сваминараян Мандир, Лондон (Храм Нисден)
Новости и события
Физические упражнения и здоровье во время COVID-19
Пятница, 22 мая 2020 г.
Забота о своем физическом здоровье во время COVID-19
Четверг 14 мая 2020
Пандемия COVID-19: работа по оказанию помощи населению
Вторник 12 мая 2020
Забота о своем психическом здоровье во время COVID-19
Вторник 12 мая 2020
.