ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ — Студопедия
Классики отечественной педагогики всегда понимали педагогику не только как науку в строгом смысле слова, но и как искусство воспитания. Любопытно, что, несмотря на близкую к актерскому делу публичность и словесность воспитательной деятельности, она все-таки ближе к искусству врача. Об этом очень интересно размышлял более ста лет назад известный русский историк педагогики Л. Н. Модзалевский. Он замечал, что педагогика, бесспорно, являясь наукой, является и искусством, но никак не изящным, а понимаемым «только как разумное, своевременное, искусное применение общих законов и правил к частным случаям, к отдельным индивидуальностям»51. Таким образом, в искусстве воспитания всегда присутствует некая техническая составляющая, которая именуется технологией.
«Технология» образовано от греч. techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, понятие, учение. Технология воспитания— это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно.
Понятие технологии воспитания сравнительно недавно стало употребляться в нашей педагогике. Долгое время считалось, что технологию можно рассматривать только в рамках промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, энергетики. Хотя, если обратиться к творчеству выдающихся педагогов, можно без труда найти у них даже специальные работы по проблемам технологии воспитания. Так, в поздних сочинениях А. С. Макаренко, в стенограммах его выступлений перед учителями часто встречаются термины «инструмент воспитания», «педагогическая инструментовка». Они не случайны: А. С. Макаренко, по существу, оставил нам в наследство технологию воспитания детского коллектива. Одна из последних работ В. А. Сухом-линского «Как воспитать настоящего человека» даже самим своим названием подчеркивает «выход» к проблемам технологии воспитания.
—————
51Модзалевский Л. И. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. СПб., 2000. Т.I. C. 29.
«Как?»— коренной вопрос технологии в области воспитания, но он вовсе не предполагает, что существует некий педагогический набор технологических «отмычек»на все случаи жизни и применительно к любым детям. Технология воспитания — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воспитания воплощается в конкретный результат.
Но следует серьезно учитывать, что технология воспитания — это, прежде всего, человековедческая, гуманитарная технология, и поэтому она имеет свои особенности.
Не всякое явление в области воспитания технологично. (Вероятно, по этой причине в среде педагогов еще немало тех, кто категорически не согласен даже с понятием «технология воспитания» и совершенно отказывается признать какую-либо алгоритмизацию ситуаций воспитания.) Действительно, воспитание, как никакая другая деятельность, связано с личностным и индивидуальным взаимодействием, где царят эмоции, предчувствия, интуиция и множество неуловимых связей и энергий. Процесс такого взаимодействия достаточно трудно поддается алгоритмическому описанию, которое требуется для технологического уровня осмысления процесса. В практике нередки случаи, когда воспитатель без остатка отдает себя детям, о его педагогической системе рассказывают легенды, но его блестящие находки, приемы почти невозможно повторить, так как они совершенно неотделимы от этой выдающейся личности и той духовной атмосферы, которую она создавала. Иными словами, успех в решении воспитательных проблем нередко определяет не отработанная технология, а талант и мастерство воспитателя, его личные качества.
Технологии воспитания — весьма наукоемкие технологии. Разработка каждой такой технологии требует анализа и отбора огромного объема научной информации из всех областей человекознания. Если, например, учесть, что в современной общей и социальной психологии существует более 70 концепций, разъясняющих психологическую структуру личности, то создание технологии воспитания базовой культуры личности представляется замыслом очень утопичным.
Технологии воспитания не всегда гарантируют высокий уровень достижения замысла, хотя в области экономики, промышленного производства гарантированность результата — обязательный признак надежности технологии. Почему так происходит? В воспитании на его объект (ребенка, детский коллектив, воспитательную систему семьи или школы), кроме собственно реализуемой технологии, всегда действует такой массив внешних и внутренних влияний, и действуют они так противоречиво, что даже прогнозировать конкретный результат весьма самонадеянно, а тем более ожидать, что технология его гарантирует. Воспитатель должен быть всегда психологически готов к тому, что не увидит результат своих педагогических усилий, поскольку в полной мере воспитанность человека проявится в зрелые годы его жизни и далеко не в публичных ситуациях, где ее можно будет зафиксировать.
Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур.
1. Определение четкой конкретной цели.
Цель в технологии воспитания, по существу, является гипотетической идеей всего технологического проекта. Оценку качества воспитательной технологии производят по соотнесению полученного результата и цели.
2. Разработка «пакета» теоретических оснований.
Технологии воспитания всегда реализуют определенные теоретические представления о процессе воспитания и его закономерностях, то есть определенные педагогические концепции. Если педагог понимает воспитание только как «воздействие на ребенка», как «формирование его личности», то он предпочтет технологию жесткой организации жизни и деятельности воспитанников; если же он видит в процессе воспитания механизмы личностного взаимодействия с детьми, то весь технологический арсенал его воспитания будет «работать» на обеспечение ребенку позиции субъекта деятельности и общения.
3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности.
В качестве этапов технологии воспитания выступают воспитательные ситуации. Целесообразно выделять такие виды воспитательных ситуаций: подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая.
4. Анализ результатов (мониторинг — коррекция-рефлексия).
Известный теоретик и автор ярких работ по технологии воспитания Н. Е. Щуркова считает, что, оценивая результаты применения технологии воспитания, нужно идти «послойно» от поверхностных признаков изменений воспитанников к глубинным личностным изменениям.
Во-первых, следует обратить внимание на внешний вид детей, пластику их движений, позы, мимику, в которых проявляется их личностное отношение.
Во-вторых, необходимо оценивать изменения в картине физического и психического здоровья детей (самые увлекательные затеи воспитателя, если они привели к травме или невротизировали детей, никуда не годны).
В-третьих, результативность технологии воспитания нужно «отслеживать» в деятельности детей и в их взаимоотношениях; здесь проявятся не только открывшиеся способности, новые интересы, но и ценностные предпочтения воспитанников.
В-четвертых, эффективность технологии воспитания должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на «Я-концепцию» и как способствует самоопределению личности.
Самыми главными экспертами результативного «продукта» применения технологии воспитания должны стать сами воспитанники. Любое общее дело стоит завершать педагогически организованными ситуациями рефлексии: что получилось хорошо; что не очень получилось и почему; что каждый лично понял и чему научился, участвуя в общем деле; что предлагает делать дальше. Настоящее воспитание происходит тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту.
Что выступает в качестве этапов технологии воспитания
Определение 1
Технология воспитания – это система научно разработанных и практически апробированных способов, процедур и приемов воспитательной деятельности, позволяющих представить ее на необходимом уровне и обеспечить ожидаемый результат.
Сущность технологии воспитания
Замечание 1
Технология воспитания представляет собой сложное динамическое явления, реализуемое на основании организованного и целенаправленного формирования полноценной личности гражданина независимого государства.
Потребности современного общества и требования со стороны государства к формированию полноценной и всесторонне развитой личности, определяют основные цели и задачи технологии воспитания.
Технология воспитания в рамках современной системы образования страны, базируется на идеях демократизма, гуманизма и обновления, а также включает в себя ряд следующих аспектов:
- Реализация целей воспитания, направленных на формирование и развитие разносторонней личности
- Осуществление процесса воспитания исключительно на принципах сотрудничества и демократического взаимодействия между педагогом и детьми
- Внедрение в процесс воспитания принципа интеграции положительных качеств личности
- Внедрение идей по развитию направленности личности – в центре процесса воспитания должна стоят личность ребенка, а не стремление реализации образовательной программы
Готовые работы на аналогичную тему
Технология воспитания основана на следующих факторах:
- Объективные факторы – предполагают формирование у учащихся положительных общечеловеческих качеств, таких как доброта, человечность и честность.
- Субъективные факторы – представлены системой организованных и целенаправленных воздействий на личность каждого учащегося, со стороны педагогов, родителей, сверстников и т.д.
Виды технологии воспитания
Классификация видов технологии воспитания:
В зависимости от философской основы:
- Материалистическая
- Прагматическая
- Гуманистическая
- Антропософская
В зависимости от вида научной концепции:
- Поведенческая
- Деятельностная
- Интериоризаторская
- Нейролингвистическое программирование
В зависимости от категории объекта:
- Индивидуальная
- Групповая
- Коллективная
- Массовая
Одним из наиболее ярких примеров технологии обучения, является технология разработанная Н.Е. Щурковой. Данная технология воспитания названа «Ситуацией успеха». Она направлена на:
- Формирование и культивацию настроения доброжелательности по отношению к окружающим
- Оказание скрытой помощи, направленной на снятие у воспитанника страха перед различными видами деятельности
- Упор на достоинства ребенка, их оглашение
- Повышение мотивации на осуществление деятельности
- Педагогическое внушение и педагогическая оценка
Основные этапы технологии воспитания
Этап первый. Постановка конкретной и четкой цели воспитания.
Цель технологии воспитания по своей сути является гипотетической идей всего реализуемого проекта. Оценку результативности технологии определяют по соотношению поставленной цели и достигнутому успеху.
Этап второй. Разработка актуального содержания «пакета» теоретических оснований.
Она основана на том, что технология воспитания всегда направлена на реализацию конкретных теоретических аспектов и представлений о сущности воспитательного процесса, его основных закономерностях и ведущих педагогических концепций. В зависимости от предпочтений педагога, осуществляется выбор воздействия на ребенка.
Так, если педагог воспринимает процесс воспитания как целенаправленное воспитательное воздействие на личность ребенка, с целью всестороннего формирования его личности, то его выбором будет технология, основанная на жесткой организации деятельности и жизни воспитанников.
В том случае, если педагог понимает процесс воспитания как механизм личностного взаимодействия с каждым из воспитанников, то вся его деятельность, в рамках технологии воспитания, будет направлена на обеспечение воспитаннику позиции субъекта общения и деятельности.
Этап третий. Пошаговая структура деятельности.
Структурными элементами технологии воспитания выступают разнообразные воспитательные ситуации, такие как: функциональная, подготовительная, контрольная и итоговая.
Этап четвертый. Анализ результатов технологии.
На этом этапе происходит осуществление мониторинга, рефлексии и последующей коррекции проделанной воспитательной работы.
Процесс оценивания результатов технологии осуществляется «послойно», начиная от признаков изменений воспитанников, которые «лежат на поверхности», постепенно переходя к глубинным личностным изменениям. Осуществляется процесс оценивания следующим образом:
- Наблюдение за внешним видом детей, их позой, мимикой, движениями и т.д., которые позволяют «увидеть» их личностное отношение.
- Оценка изменений в картине психического и физического здоровья детей. В том случае, если картина ухудшается, например, отмечается нервозность детей, то используемые педагогом средства и методы воспитания в рамках технологии, подобраны не верно, и подлежат тщательному пересмотру.
- Отслеживание изменений в деятельность детей, их взаимоотношениях друг с другом, фиксация новых интересов и предпочтений.
- Наблюдение за изменением в отношении ребенка к самому себе, собственному самоопределению, видению себя в рамках современного общества.
Основными результатами качества реализованной технологии воспитания, являются сами воспитанники. В том случае, если визуально видны изменения в поведении ребенка, его стремлении понять смысл событий и обстоятельств, возникновение желания принимать в них активное участие, обращение к собственному жизненному опыту, пониманию значимости получаемых знаний, умений и навыков, и т.д., то можно сказать об успешности проведенной технологии воспитания.
Замечание 2
Настоящее воспитание происходит тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту.
ТОП 10:
|
Воспитание представляет собой процесс целенаправленного формирования личности. В воспитательных учреждениях он специально организуется, управляется и контролируется во взаимодействии (сотрудничестве) воспитателей и воспитанников. Процесс воспитания отличается многофакторностью, сложностью, длительностью, непрерывностью, вариативностью (неоднозначностью), неопределенностью результатов. Именно эти его особенности и вызывают среди современных ученых и педагогов дискуссии о том, можно ли в отличие от технологий обучения с полным правом говорить о технологиях воспитания. Так, авторы известных учебников по педагогике Л.П. Столяренко, Л.Д. Столяренко, Н.В. Бордовская, А.А. Реан либо не рассматривают вопрос о правомерности существования такого понятия как технология воспитания, либо говорят о возможности использования технологии отдельных направлений и форм воспитательной работы. Другие же, И.П. Подласый, Л.П. Крившенко, В.В Воронов, В.С Кукушин, Г.М. Коджаспирова, Л.И. Петрова, достаточно аргументировано доказывают право данного понятия на рассмотрение и изучение. В данной главе будут рассмотрены и проанализированы взгляды последних ученых на проблему, связанную с понятием, классификацией и характеристикой воспитательных технологий с точки зрения исторических и современных позиций зарубежных и отечественных педагогов.
«Технология — это совокупность методов обработки, приготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, наука о способах воздействия на сырье». Такое определение понятия «технология» дано в последнем выпуске «Словаря иностранных слов» (См.: В.С. Кукушин Технологии гуманистического воспитания // Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006, с.62).
Педагогическая технология как профессиональная категория привлекает внимание исследователей в нашей стране и за рубежом с начала 60-х годов. Социальным мотивом этого явления выступает потребность ориентации в увеличивающемся потоке сообщений об открывающихся авторских школах, разработках индивидуальных педагогических технологий, создании интенсивных курсов, обещающих устойчивый педагогический эффект.
Как уточняется в Международной педагогической энциклопедии (Оксфорд, 1985), впервые как объект изучения педагогическая технология признана в 1946 году в США. Основанием для этого послужило введение плана аудиовизуального образования в Индианском университете. Отдельные курсы по педагогической технологии были прочитаны студентам там же еще в 30-х годах XX века.
Начало третьего тысячелетия характеризуется как эпоха развития высоких технологий, информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности, которые требуют от ученых и педагогов подвергнуть технологизации процесс образования, обучения и воспитания как это имело место в промышленном производстве, где технология выступала в качестве науки об организации производства, описывающая все операции и методы обработки сырья до получения конечного продукта. Как научное направление, занимающееся проектированием конкретных процессов обучения и воспитания, технология образования начала развиваться с середины XX века на основе теории систем, кибернетики, программированного обучения. Ее основная идея состоит в том, чтобы сделать педагогический процесс управляемым, воспроизводимым и гарантирующим результаты, которые соответствуют поставленным целям, описывающим планируемое и прогнозируемое поведение учащегося, под которым в данном случае понимается четкое выполнение учебных действий, демонстрация знаний, соблюдение норм общения и культуры, то есть социально одобряемые реакции, действия, деятельность в определенных ситуациях, а также наличие социально приемлемых ценностей, взглядов, поведения.
Современные парадигмы воспитания требуют от педагога тщательного механизма отбора его технологических компонентов, зависящих от подходов к организации его процесса. В данных условиях деятельность воспитателя определяется его умением отбирать адекватные педагогические техники для достижения поставленных целей и решения воспитательных задач. Следует отметить, что диалектичность процесса воспитания включает в себя использование мастерства, «актерства», с одной стороны, и достаточно жесткой регламентации, что выражается в подборе педагогических техник и технологий, с другой, что находит свое отражение и в симантике самого понятия слова «технология», которое произошло от слияния двух греческих слов — «мастерство, искусство» (techne) и «учение» (logos).
Несмотря на свою сложность, длительность и неопределенность результатов, процесс воспитания можно представить как технологичный. Поскольку воспитательной системе как производству общество диктует социальный заказ: в ней предполагается наличие определенных условий для создания продукта требуемого количества и качества. На осуществление этой задачи направлен воспитательный процесс, в основе которого лежит деятельность педагогов, связанная с планированием результата и способов его достижения, моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей. Здесь действует система стимулов, используя которые педагоги вызывают, направляют и корректируют воспитательный процесс. Таким образом, воспитательная система как система производственная содержит: поставленные обществом цели; материальную базу, необходимую для их достижения; совокупность процессов, направленных на решение учебно-воспитательных задач; коллектив работников, эти процессы осуществляющие; продукт, созданный совместным трудом воспитателей и воспитанников. Поэтому можно не только говорить о технологиях воспитательной деятельности, но сопоставлять их между собой по разным параметрам, искать пути оптимизации каждого компонента процесса.
Процесс в технологии просматривается целостно и в обязательном соединении с его результатом. Это позволяет обоснованно судить об эффективности различных технологий, качественном своеобразии создаваемых ими продуктов.
Под воспитательной технологией (технологией воспитания) понимается комплекс увязанных между собой методов, форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта. В воспитании продукт есть заданные целью качества человека. Ни цели, ни продукт в состав технологии не входят. Они лишь задают и венчают технологию. Цель сформировать определенный тип поведения еще не является технологией и даже ее элементом, в то время как полученный продукт — уже не технология, а результат. Поэтому, считает И.П. Подласый, технологией можно назвать все, что существует (происходит) между целями и продуктами (Подласый И.П. Педагогика: Учебник. М.: Высшее образование, 2008, с.484-485).
Необходимо обратить особое внимание на то, что недавно появившийся в литературе термин «воспитательные технологии», имеет в педагогике свои исторические корни. Так, например, создатель «Великой дидактики», основоположник научной педагогики и школы, основных законов и технологических приемов обучения, чешский педагог Я.А. Коменский настаивал на том, «… 1) чтобы при меньшем числе учителей было обучено значительно больше людей, чем при нынешних обычных способах, 2) чтобы все стали действительно образованными, получили изощренное образование, полное тонкого благородства, 3) чтобы этой образованностью овладевали не только более одаренные (как это принято сейчас), но и менее понятливые и 4) чтобы при обучении успехи приходили и к тем, кто от природы не слишком способен к преподаванию, т.е. к тем, у кого нет запаса собственных знаний, ни умения квалифицированно вложить их в головы иных; они все-таки запечатлевают их посредством предназначенных для этих целей и вложенных в их руки инструментов» (А.Я. Коменский Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Москва: Педагогика, 1982. – Т 2., с. 199). Учитель русских учителей К.Д. Ушинский указывал на необходимость формирования нравственных качеств ребенка с помощью специальных приемов. Следует подчеркнуть, что впервые в отечественной педагогике понятие «педтехнология» ввел в педагогический оборот A.C. Макаренко. Известный педагог говорил о «механизации» педагогического дела как о явлении положительном и полезном, подчеркивая, что она должна предполагать присутствие воспитателя как «живого деятеля». Он ставил вопрос об аналогии «школьного производства» с промышленным. В то же время создатель технологии формирования детского коллектива призывал «прикасаться к личности» тонким инструментом, поскольку образование и воспитание не могут быть абсолютно и полностью технологизированы так же, как изготовление определенного продукта в промышленности. Тенденция к построению управляемых педагогических процессов и контролируемых воспитательных воздействий стала особенно востребована в обществе к началу XXI века.
Современные исследователи педагогических технологий Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко, В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин, A.B. Мудрик, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, В.В. Воронов понимают под педагогической технологией как систему образования, так и воспитания, принятую и реализуемую в школе.
Разрабатывая в своих трудах базовые понятия: технология воспитания, воспитательная система, методика воспитательной работы, педагогическая техника, педагогическое мастерство, технология работы классного руководителя, термином «воспитательные технологии» они, по существу, называют систему работы авторских школ, оригинальные направления, методику, опыт воспитательной работы отдельных педагогов, имея, прежде всего, при этом в виду методы и формы организации обучения или воспитания.
Распространяя технологический подход на воспитание, под технологией воспитания данные авторы понимают такое направление педагогики, которое занимается проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов. Говоря о технологии в воспитании, они имеют в виду несколько значений. Технология воспитания характеризуется ими как научная дисциплина о рациональном управлении, проектировании процессов воспитания и как сам проект (совокупность материалов для учителя и учеников, обеспечивающих решение учителем учебных или воспитательных задач), разработка, описание процесса воспитания, благодаря которому педагог осуществляет конкретную работу.
В создании воспитывающих технологических систем ими проявляется тенденция автоматизировать учебно-воспитательный процесс, как это ни парадоксально звучит по отношению к творческому и сложному делу воспитания.
Можно ли совместить технология и творчество? Творчество предполагает импровизацию, которая в производстве ведет к нарушению технологии и браку. «Импровизация» в педагогической практике неизбежна, но значит ли это, что в педагогике нет и не может быть точных технологий, ведь современная педагогика требует от учителя в первую очередь профессиональной компетенции, владения технологией. Несмотря на индивидуальный и творческий характер труда воспитателя, его профессиональные действия могут рассматриваться как технологические, «производственные», что стимулирует создание технологий воспитания. Процесс технологизации воспитания и происходит в современной педагогике и методике воспитания, разрабатываются технологии, которые приходят на смену классическим методическим рекомендациям, которые указывают, как оптимально в определенных условиях провести воспитательную беседу, помочь «трудному» ученику.
Одним из главных возражений против технологизации воспитания служит утверждение о несовместимости личностного творческого процесса воспитания с техникой, стандартом, автоматизацией. Безусловно, ни личность учителя, ни личность воспитанника не могут подвергаться технологизации.
Личность воспитателя, равно как и ученика, является составной частью педагогического процесса, и «человеческий фактор» в социальных процессах имеет решающее значение. Однако субъект и объект воспитания требуют приспособления участников к процессу воспитания, коррекции технологических предписаний и поведения учителя и ученика, при общем следовании принципам, нормам, правилам, заложенным в технологии.
Технологией называют такой проект педагогического процесса, который описывает его от воспитательных задач до проверки результатов, так, что им может воспользоваться любой специалист-педагог. Таким образом, выстраивается цепочка, соединяющая теорию с практикой: теория воспитания — методика воспитания — технология — техника — личность учителя.
Некоторые современные исследователи педагогики подменяют технологию воспитания методикой или техникой воспитания. Так, к примеру, в книге Н.Е. Щурковой «Педагогическая технология» дается определение технологии воспитания как «совокупности научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на детей, искусство «прикосновения к личности», которым владеет педагог» (Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М., 2002, с.12). Здесь автор дает характеристику не технологии воспитания, а педагогической техники как составной части педагогического мастерства.
Как же соотносятся между собой педагогическая техника и технология воспитания? Педагогическая техника представляет собой комплекс умений учителя владеть, управлять собой и воздействовать на учащихся психофизическими средствами, голосом, жестом, взглядом, своим состоянием, чувствами. К психотехническим умениям учителя относятся техника и культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием, умения психофизиологической саморегуляции, используя, в частности, систему аутотренинга.
Названные умения необходимы как в традиционной воспитательной работе, так и в «технологизированном» учебно-воспитательном процессе. Воспитательный процесс на основе технологии, безусловно, предполагает наличие профессионально компетентного учителя, владеющего комплексом профессиональных умений, педагогической техникой и технологией, которые и составляют основу педагогического мастерства.
Следует также отличать технологию воспитания от методики воспитания, хотя описание и анализ конкретных воспитательных технологий показывает их очевидную близость. Традиционно методикой воспитательной работы называется прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает «направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы» (Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1981, с.4).
Сходство между ними проявляется и в том, что методика говорит о действиях педагога, приемах, правилах, условиях воспитания, то есть почти о том же, о чем и технология. Методика рекомендует оптимальные приемы, формы, правила, которыми пользуется учитель в своей повседневной работе.
Методика воспитания в традиционном понимании действительно изучает задачи и содержание конкретной воспитательной работы в школе, планирование, методы и формы работы классного руководителя с учащимися, родителями. Сегодня часто можно видеть слово «технология» там, где раньше стояло «методика». Технологический подход к воспитанию отличается от нее тем, что он характеризует отличительные черты воспитательной работы, а именно: диагностичность целей и возможность измерить степень их достижения; пооперационное, алгоритмичное описание процесса, деятельности учителей и детей, всех участников воспитательной деятельности; воспроизводимость процедур, возможность повторить их в аналогичных условиях.
Технологичный подход к воспитанию характеризуется следующими критериями (признаками или особенностями): конкретность, диагностичность целей; алгоритмичность, пооперационность воспитательных действий, направленных на достижение целей; наличие обратной связи, средств и методов измерения результатов воспитания.
Педагогическая технология требует, чтобы воспитательные действия были четко направлены на достижение целей воспитания. Они должны быть алгоритмизированы, описаны однозначно и в определенной последовательности. Действия и операции должны быть точно выполнены, что гарантирует воспроизводимость данной технологии воспитательной работы любым квалифицированным специалистом.
Классификация технологий
В основе классификаций педагогических технологий лежат разные основания. Базируясь на тех или иных педагогических концепциях, воспитатель в ходе своей практической деятельности может опираться на определенную классификацию воспитательных технологий.
Классификация воспитательных технологий широко и разнообразно представлена в современной педагогической литературе. Наиболее развернутая и подробная классификация технологий дана Г.К. Селевко. Он выделяет несколько обобщенных групп в технологии воспитания, классифицируя их по определенному признаку:
— по уровню применения: общие и локальные;
— по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения;
— по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические;
— по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие;
— по ориентации на личностные структуры; информационные, операционные, саморазвития, формирования, эвристические;
— по характеру содержания и структуры: светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные, гуманистические и технократические;
— по организационным формам: классные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные;
— по подходу к ребенку, авторитарные, дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические;
— по доминирующему методу: объяснительно-иллюстративные, диалогические, игровые, проблемные, творческие, компьютерные;
— по направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности детей, на основе эффективности организации и управления, на основе методического и дидактического реконструирования материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ;
— по категории обучающихся: массовая технология, компенсирующие, виктимологические, технологии работы с трудными, технологии работы с одаренными (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.. 1998, с.25-31).
В качестве элементов воспитательных технологий В.Ю. Питюков выделяет: общение, оценку, требование, конфликт и воздействие (Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Е.А. Осипова Новые технологии воспитательного процесса. М.. 1994. – 110 с.; Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. — Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.117). Технологии воспитания на трех уровнях организации воспитательного процесса представлены Н.Ф. Головановой: повседневные технологии воспитания, ситуативные технологии воспитания, перспективные технологии воспитания. В основе ее классификации технологий воспитания лежат следующие основания:
— по философской основе: материалистические, прагматические, гуманистические, антропософские;
— по научной концепции: поведенческие, деятельностные, интереоризаторские, нейролингвистическйе, программирование;
— по категории объекта: индивидуальные, коллективные, групповые, массовые (Голованова Н.Ф. Технология педагогической поддержки. Общая педагогика: Уч. пос. для вузов. – Спб., 2005; Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.117).
Знание классификации воспитательных технологий способствует выбору педагогом оптимальной технологии системы воспитательной работы авторской школы, ее отдельных направлений и форм.
Однако, независимо от выбора, педагогу целесообразно придерживаться следующей структуры, представленной в виде взаимосвязанных компонентов, усиливающей успешность действий воспитателя благодаря их органичности и системности, которая представлена в учебном пособии Л.И. Петровой:
1. Построение концепции воспитания. Использование технологических элементов воспитания должно в целом исходить из философского, психологического, социального определения насущных целей воспитания. Без теоретического, научного обоснования не выстроить адекватной технологической модели. В соответствии с нашим пониманием цели воспитания, основным элементом является выделение условий организации гуманистического пространства, в котором подобранные воспитателем техники будут «увязаны» в систему и, следовательно, приносить проектируемые педагогические результаты.
2.Определение цели конкретных воспитательных операций. Современная воспитательная парадигма строится на принятии ребенка как данности, актуализации его потребностей, личностных ориентации. Следовательно, цель любого технологического воспитательного блока направлена на формирование социально значимых качеств личности, в нашем понимании тех качеств, которые способствуют его становлению субъектом воспитания.
3. Содержание технологии. Этот компонент определяется предыдущими и зависит от конкретных педагогических условий, в которых протекает процесс воспитания. Это могут быть «технология игры», «технология поручения», «технология коллективного дела» и т.д. В реализации данного компонента большое значение имеет наличие умений у воспитателя соотносить содержание разнообразных технологий с возрастными особенностями. Следует понимать, что любые предложенные техники для младшего школьника и старшего школьника реализуются в разных условиях и с разной долей их самостоятельности в подготовке и проведении разнообразных воспитательных мероприятий.
4. Процесс реализации технологии. Этот компонент предусматривает, прежде всего, организацию воспитательной технологии. Какие методы, средства использует воспитатель в применении технологических приемов, как опирается на индивидуальные, половые особенности ребенка? Безусловно, высокие результаты приносит наличие у воспитателя умений органично выстраивать такую воспитательную систему, которая включала бы необходимые для прироста личностных качеств каждого школьника элементы технологий воспитания. Реализацию этого компонента можно изобразить в формуле: КТО — С КЕМ — КОГДА — КАК. Это может быть выражено во взаимосвязи следующих этапов, знание которых позволит воспитателю целесообразнее организовывать гуманистическое воспитательное пространство, системно подходить к выбору намеченных воспитательных техник:
5. Цель. С позиции организации воспитательного процесса, цель выступает как близкая и понятная ребенку задача реализации его жизненных устремлений.
6. Выбор педагогической техники. Он связан, прежде всего, с конкретными задачами на определенный период воспитания, с направлениями воспитания, с возрастными особенностями детей и с особенностями организации школьного коллектива. Воспитатель может выбрать традиционную или инновационную технологию, может сам ее разработать, используя свой профессиональный опыт и особенности детей. Важно, чтобы это было не единичное мероприятие, а система, целостно отражающая потребности конкретных участников воспитательного процесса.
7. Подготовка к проведению. Этот компонент предусматривает отбор содержания, выбор средств и методов проведения, организационные мероприятия. Можно создать активную «группу содействия», состоящую из школьников, старших ребят, родителей. Подготовка включает и материальные средства — это подготовка костюмов, зала, символов и прочей наглядности.
8. Проведение. Эффективность проведения определяется логично выстроенной целью, правильно отобранным содержанием. Важно четко структурировать используемую технологию. Если это все соответствует намеченному, само проведение будет восприниматься школьниками как СОБЫТИЕ в их жизни.
9. Анализ. Успех проведения любого вида технологии воспитания определяется системой научно-педагогической подготовки ее проведения. Она включает активность школьников, формирование их потребностно-мотивационной сферы, интерес к проведению той или иной формы воспитания, сочетание интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов (Л.И. Петрова Воспитание младшего школьника. — Ростов на Дону: Феникс, 2008, с.119-121).
|
Технологии воспитания
Глава 7
7.1. Понятие технологии воспитания и ее особенности
Классики отечественной
педагогики всегда понимали педагогику
не только как науку в строгом смысле
слова, но и как искусство воспитания.
Любопытно, что, несмотря на близкую
к актерскому
делу публичность и словесность
воспитательной деятельности, она
все-таки ближе к искусству врача. Об
этом очень интересно размышлял более
ста лет назад известный русский историк
педагогики Л. Н. Модзалевский. Он замечал,
что педагогика, бесспорно, являясь
наукой, является и искусством, но никак
не изящным, а понимаемым «только как
разумное, своевременное, искусное
применение общих законов и правил к
частным случаям, к отдельным
индивидуальностям»51.
Таким образом, в искусстве воспитания
всегда присутствует некая техническая
составляющая, которая именуется
технологией.
«Технология» образовано
от греч. techne
— искусство, мастерство, умение; logos
— слово, понятие, учение. Технология
воспитания — это
система разработанных наукой и
отобранных практикой способов, приемов
и процедур воспитательной деятельности,
которые позволяют ей предстать на уровне
мастерства, иными словами, гарантированно
результативно и качественно.
Понятие технологии воспитания сравнительно
недавно стало употребляться в нашей
педагогике. Долгое время считалось, что
технологию можно рассматривать
только в рамках промышленного и
сельскохозяйственного производства,
транспорта, энергетики. Хотя, если
обратиться к творчеству выдающихся
педагогов, можно без труда найти у них
даже специальные работы по проблемам
технологии воспитания. Так, в поздних
сочинениях А. С. Макаренко, в стенограммах
его выступлений перед учителями часто
встречаются термины «инструмент
воспитания», «педагогическая
инструментовка». Они не случайны: А. С.
Макаренко, по существу, оставил нам в
наследство технологию воспитания
детского коллектива. Одна из последних
работ В. А. Сухом-линского «Как воспитать
настоящего человека» даже самим своим
названием подчеркивает «выход» к
проблемам технологии воспитания.
—————
51Модзалевский
Л. И. Очерк
истории воспитания и обучения с древнейших
до наших времен. СПб., 2000. Т.I.
C.
29.
139
«Как?» —
коренной вопрос технологии в области
воспитания, но он вовсе не предполагает,
что существует некий педагогический
набор технологических «отмычек»
на все случаи жизни
и применительно к любым детям. Технология
воспитания — это продуманная система,
«как» и «каким образом» цель воспитания
воплощается в конкретный результат.
Но следует серьезно учитывать, что
технология воспитания — это, прежде
всего, человековедческая, гуманитарная
технология, и поэтому она имеет свои
особенности.
Не всякое явление в области воспитания
технологично. (Вероятно, по этой
причине в среде педагогов еще немало
тех, кто категорически не согласен даже
с понятием «технология воспитания» и
совершенно отказывается признать
какую-либо алгоритмизацию ситуаций
воспитания.) Действительно, воспитание,
как никакая другая деятельность, связано
с личностным и индивидуальным
взаимодействием, где царят эмоции,
предчувствия, интуиция и множество
неуловимых связей и энергий. Процесс
такого взаимодействия достаточно трудно
поддается алгоритмическому описанию,
которое требуется для технологического
уровня осмысления процесса. В практике
нередки случаи, когда воспитатель без
остатка отдает себя детям, о его
педагогической системе рассказывают
легенды, но его блестящие находки, приемы
почти невозможно повторить, так как
они совершенно неотделимы от этой
выдающейся личности и той духовной
атмосферы, которую она создавала. Иными
словами, успех в решении воспитательных
проблем нередко определяет не
отработанная технология, а талант и
мастерство воспитателя, его личные
качества.
Технологии воспитания —
весьма наукоемкие
технологии. Разработка
каждой такой технологии требует анализа
и отбора огромного объема научной
информации из всех областей
человекознания. Если, например, учесть,
что в современной общей и социальной
психологии существует более 70 концепций,
разъясняющих психологическую
структуру личности, то создание технологии
воспитания базовой культуры личности
представляется замыслом очень утопичным.
Технологии воспитания не всегда
гарантируют высокий уровень достижения
замысла, хотя в области экономики,
промышленного производства гарантированность
результата — обязательный признак
надежности технологии. Почему так
происходит? В воспитании на его объект
(ребенка, детский коллектив,
воспитательную систему семьи или школы),
кроме собственно реализуемой технологии,
всегда действует такой массив внешних
и внутренних влияний, и действуют они
так противоречиво, что даже прогнозировать
конкретный результат весьма
самонадеянно, а тем более ожидать, что
технология его гарантирует. Воспитатель
должен быть всегда психологически готов
к тому, что не увидит результат своих
педагогических усилий, поскольку в
полной мере воспитанность человека
проявится в зрелые годы его жизни и
далеко не в публичных ситуациях, где
ее можно будет зафиксировать.
Технология воспитания включает в себя
определенную последовательность
процедур.
140
1. Определение четкой конкретной цели.
Цель в технологии воспитания, по существу,
является гипотетической идеей всего
технологического проекта. Оценку
качества воспитательной технологии
производят по соотнесению полученного
результата и цели.
2. Разработка «пакета» теоретических
оснований.
Технологии воспитания всегда реализуют
определенные теоретические представления
о процессе воспитания и его закономерностях,
то есть определенные педагогические
концепции. Если педагог понимает
воспитание только как «воздействие на
ребенка», как «формирование его личности»,
то он предпочтет технологию жесткой
организации жизни и деятельности
воспитанников; если же он видит в процессе
воспитания механизмы личностного
взаимодействия с детьми, то весь
технологический арсенал его воспитания
будет «работать» на обеспечение
ребенку позиции субъекта деятельности
и общения.
3. Поэтапная, пошаговая структура
деятельности.
В качестве этапов технологии воспитания
выступают воспитательные ситуации.
Целесообразно выделять такие виды
воспитательных ситуаций: подготовительная,
функциональная, контрольная, итоговая.
4. Анализ результатов
(мониторинг —
коррекция-рефлексия).
Известный теоретик и автор
ярких работ по технологии воспитанияН. Е. Щуркова считает, что,
оценивая результаты применения технологии
воспитания, нужно идти «послойно»
от поверхностных признаков изменений
воспитанников к глубинным личностным
изменениям.
Во-первых, следует обратить внимание
на внешний вид детей, пластику их
движений, позы, мимику, в которых
проявляется их личностное отношение.
Во-вторых, необходимо оценивать изменения
в картине физического и психического
здоровья детей (самые увлекательные
затеи воспитателя, если они привели к
травме или невротизировали детей, никуда
не годны).
В-третьих, результативность технологии
воспитания нужно «отслеживать» в
деятельности детей и в их взаимоотношениях;
здесь проявятся не только открывшиеся
способности, новые интересы, но и
ценностные предпочтения воспитанников.
В-четвертых, эффективность технологии
воспитания должна быть оценена по тому,
насколько она меняет отношение ребенка
к самому себе, как действует на
«Я-концепцию» и как способствует
самоопределению личности.
Самыми главными экспертами результативного
«продукта» применения технологии
воспитания должны стать сами воспитанники.
Любое общее дело стоит завершать
педагогически организованными ситуациями
рефлексии: что получилось хорошо; что
не очень получилось и почему; что каждый
лично понял и чему научился, участвуя
в общем деле; что предлагает делать
дальше. Настоящее воспитание происходит
тогда, когда ребенок «заглядывает в
себя», пытается понять смысл событий и
обстоятельств, в которых участвует,
рефлексивно обращается к своему
социальному опыту.
141
Конспект лекций Педагогика =lybs.ru= =lybs.ru=
Слово «технология» (от гр. techne — искусство, мастерство; logos — наука) в производственном процессе означает систему предложенных наукой средств, способов и алгоритмов, применение которых обеспечивает заранее определенные результаты деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Технология базируется на науке. Все современные производства, основанные на технологиях.
Термин «технология» в педагогику ввел А.С. Макаренко. Он считал, что настоящее развитие педагогической науки связано с ее способностью «проектировать личность», то есть четко предусматривать те ее качества и свойства, которые должны сформироваться в процессе воспитания. Определенность целей дает возможность перейти к четкой технологии воспитания.
Я под целями воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера… Я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой необходимо стремиться.
А. С. Макаренко
Технология воспитания — это строго обоснована система педагогических средств, форм, методов, их этапность, нацеленность на решение конкретной воспитательной задачи. Каждое задание имеет адекватную технологию воспитания. Изменение задания ведет к изменению технологии.
Педагогическая технология, как и любая другая, является концентрированным выражением достигнутого уровня деятельности («коллективной мастерства»). Последний возникает на основе индивидуального мастерства. Современная педагогическая теория «созрела» для технологического подхода в воспитании, признает его рационализм и целесообразность, однако до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каждый педагог смог бы сформировать идеальную личность, ей еще далеко.
Проблема не только в том, что большинство педагогов еще не отошла от интуитивного решения воспитательных задач, но и в сложности процесса воспитания. В отличие от производственных процессов, которые имеют последовательные операции, в воспитательном процессе качества личности формируются не последовательно, а комплексно. Нельзя сформировать личность усилиями разных воспитателей, которые обладают отдельными «технологическими операциями». Личность может создать только личность. Поэтому воспитатель, опираясь на общую технологию, должен вести воспитательный процесс с начала и до конца. Конечно, при этом он всегда будет проявлять индивидуальное мастерство.
Что дает современной практике воспитания педагогическая технология?
1. Контекст «воспитательная задача — технология воспитания» сводит к минимуму педагогические экспромты в практической деятельности и переводит последнее на путь предварительного проектирования воспитательного процесса.
2. Вместо отдельных «воспитательных мер» технология воспитания предлагает проект воспитательного процесса, определяющий содержание и соответствующие виды деятельности каждого воспитанника.
3. Иерархия целей (определение трех уровней целеобразования: глобальный — на уровне заказа общества, этапного — на уровне этапов обучения, оперативного — на уровне конкретных воспитательных задач) позволяет достичь гармоничного взаимодействия всех компонентов воспитательной системы по горизонтали (в рамках одного периода обучения — учебного года, полугодия, четверти) и вертикали (на весь период обучения в школе).
4. Избавиться от формализма. Формализм в воспитании означает невнимательное, шаблонное отношение к воспитанника или коллектива, а значит односторонность и неадекватность воспитательных воздействий.
Типичными проявлениями формализма в воспитании является разрозненный подход к планированию, проведению изолированных «воспитательных мероприятий», оценки воспитательной работы;
— показной характер воспитательной работы, что противоречит развитию воспитанника и коллектива;
— незавершенность, неполнота воспитательных воздействий, когда воспитанник рассматривается как объект воздействия и т.д;
— односторонность трактовки того или иного воздействия; так,
беседа, поручения часто рассматриваются как метод только мо
рального или эстетического воспитания, хотя в действительности они вы
рішують разные задачи воспитания.
Книга: Конспект лекций Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Конспект лекций Педагогика |
2. | 2. Объект, предмет и функции педагогики. |
3. | 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура |
4. | 4. Философские основы педагогики. |
5. | 5. Суть новой методологии педагогики. |
6. | 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений. |
7. | 7. Педагогические ценности. |
8. | 8. Обще — и конкретно-научная методология педагогики. |
9. | 9. Методы педагогических исследований. |
10. | Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития |
11. | 2. Наследственность в человеческом развитии. |
12. | 3. Социализация и становление личности. |
13. | 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности. |
14. | Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания. |
15. | 2. Условия и факторы определения целей воспитания. |
16. | 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности. |
17. | 4. Цель воспитания в современной педагогике. |
18. | 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания. |
19. | 6. Основные тенденции развития образования. |
20. | Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса. |
21. | 2. Движущие силы педагогического процесса. |
22. | 3. Педагогический процесс как система. |
23. | 4. Целостность педагогического процесса. |
24. | 5. Закономерности педагогического процесса. |
25. | 6. Организация педагогического процесса. |
26. | Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика. |
27. | 2. Структура педагогической деятельности учителя. |
28. | 3. Педагог демократической школы. |
29. | 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя. |
30. | 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура. |
31. | 3.3. Профессионально значимые качества. |
32. | 3.4. Профессиональная компетентность. |
33. | ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы. |
34. | 1. Понятие о дидактику. |
35. | 2. Основные дидактические концепции. |
36. | 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике. |
37. | Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения. |
38. | 2. Процесс обучения как система. |
39. | 3. Цели процесса обучения (целевой компонент). |
40. | 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент). |
41. | 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент). |
42. | 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент). |
43. | 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент). |
44. | 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент). |
45. | 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения. |
46. | Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы. |
47. | 2. Классификация закономерностей обучения. |
48. | 3. Понятие о принцип, правило. |
49. | 4. Система дидактических принципов. |
50. | Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования. |
51. | 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования. |
52. | 3. Теории организации содержания образования. |
53. | 4. Научные требования к формированию содержания образования. |
54. | 5. Реализация содержания образования в современной школе. |
55. | Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения |
56. | 2. Из истории форм организации обучения. |
57. | 3. Индивидуализация и дифференциация обучения. |
58. | 4. Урок — основная форма организации обучения. |
59. | 5. Типы и структура уроков. |
60. | 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. |
61. | 7. Нестандартные уроки. |
62. | 8. Вспомогательные формы обучения. |
63. | 10. Самоанализ урока. |
64. | Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения. |
65. | 2. Классификация методов обучения. |
66. | 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности. |
67. | 4. Методы стимулирования и мотивации умения. |
68. | 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении. |
69. | 6. Бинарные методы обучения. |
70. | 7. Ситуационный метод. |
71. | 8. Выбор методов обучения. |
72. | Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения. |
73. | 2. Простые средства. |
74. | 3. Сложные средства. |
75. | Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения |
76. | 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. |
77. | 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования. |
78. | 4. Оценивания результатов обучения. |
79. | Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания |
80. | 2. Процесс воспитания как система. |
81. | 3. Особенности воспитательного процесса. |
82. | 4. Цель и задачи гуманистического воспитания. |
83. | 5. Механизмы становления личности. |
84. | 6. Школы гуманистического воспитания. |
85. | 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания. |
86. | 8. Самовоспитания учащихся. |
87. | Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания. |
88. | 2. Особенности содержания воспитания в современной школе. |
89. | 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры. |
90. | 3.2. Воспитание умственной культуры. |
91. | 3.3. Философско-мировоззренческая подготовка. |
92. | 3.4. Воспитание основ нравственной культуры. |
93. | 3.5. Воспитание экологической культуры. |
94. | 3.6. Трудовое воспитание и профориентация. |
95. | 3.7. Воспитание эстетической культуры. |
96. | 3.8. Формирование физической культуры. |
97. | Тема 16. Воспитание личности в коллективе. Тема 16. Воспитание личности в коллективе. 1. Формы воспитания. |
98. | 2. Коллектив как форма воспитания. |
99. | 3. Педагогическое управление коллективом. |
100. | 4. Развитие детского коллектива. |
101. | 5. Коллектив и личность. |
102. | 6. Ученический коллектив. |
103. | 7. Внешкольные формы воспитания. |
104. | Тема 17. Общие методы воспитания. Тема 17. Общие методы воспитания. 1. Понятие о методах воспитания. |
105. | 2. Классификация методов воспитания. |
106. | 3. Методы формирования сознания личности. |
107. | 4. Методы организации деятельности. |
108. | 5. Методы стимулирования. |
109. | Тема 18. Технология воспитания. Тема 18. Технология воспитания. 1. Понятие о технологии воспитания. |
110. | 2. Комплексный подход. |
111. | 3. Воспитательные дела. |
112. | 4. Тематика воспитательных дел. |
113. | 5. Воспитательная дело как система. |
114. | Тема 19. Диагностика воспитанности. Тема 19. Диагностика воспитанности. 1. Диагностика и измерения воспитанности. |
115. | 2. Критерии воспитанности. |
116. | 3. Степени воспитанности |
117. | 4. Методы диагностики воспитанности. |
118. | Тема 20. Семейное и общественное воспитание. Тема 20. Семейное и общественное воспитание. 1. Семья как специфическая педагогическая система. |
119. | 2. Семейное воспитание в различные периоды развития общества. |
120. | 3. Правовые основы современного семейного воспитания. |
121. | 4. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей и молодежи. |
122. | 5. Общественное воспитание. |
123. | Тема 21. Управление: суть, история развития, современное состояние управления образованием. |
124. | 1. Понятие об управление, менеджмент, внутрішкільне управления, педагогический менеджмент. |
125. | 2. Государственное управление системой общего среднего образования. |
126. | 3. Внутрішкільне управления. |
127. | 4. Школа как педагогическая система и объект управления. |
128. | Тема 22. Процесс управления. Тема 22. Процесс управления. 1. Понятие о процессе управления. |
129. | 2. Функции внутришкольного управления. |
130. | 3. Принятия решений. |
131. | Тема 23. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей. Тема 23. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей. 1. Инновации в образовании. |
132. | 2. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки. |
133. | 3. Повышение квалификации учителей и их аттестация. |
На предыдущую
Образование и педагогика — заочное обучение
Образование и педагогика — онлайн — бакалавриат, магистр, доктор Ph.D. Степень.
Факультет искусств и гуманитарных наук — заочное обучение
Образование и педагогика — заочное обучение
Что такое понимание и чем оно отличается от знания? Что мы хотим, чтобы учащиеся понимали и могли делать? Какие знания стоит изучать постоянно? Как мы узнаем, что студенты действительно понимают и могут применять знания осмысленным образом? Как мы можем разработать наши курсы для обеспечения понимания? Педагогика исследует эти вопросы и предлагает практические решения для учителей.Эта программа смотрит не только на «как» обучения, но также на «что» и «почему». Педагогика (буквально, наука о преподавании) является частью основного понимания всех учителей: здравая концепция педагогики является центральным элементом любого хорошего обучения и воспитания.
Научный руководитель: Самуэль Муринда
Дополнительная информация об этом научном руководителе в Человеческой сети Университета Бирчема. Подробнее …
Образование и педагогика — дистанционно — заочное обучение
Специалист, бакалавр, магистр, доктор — педагогика и педагогика.
Этот модуль подходит для специалистов, экспертов, бакалавров, магистров и докторов наук. (Докторские) программы на получение степени. Эта академическая программа предназначена для аспирантов (магистратура или докторантура). Этот модуль также может быть адаптирован для выполнения требований курса специалиста, диплома эксперта или степени бакалавра. Другой вариант — это зачисление на каждый из курсов, перечисленных в этом модуле специализации. Этот модуль можно комбинировать или дополнять с другими модулями этого факультета.Например: детство и специальное образование, управление образованием, педагогическая психология, образовательные технологии, преподавание английского языка ELT, лингвистика.
Специалист — Диплом эксперта — Образование и педагогика Онлайн
Стоимость обучения: 1.050 евро (1.350 долларов США) … 1.470 евро (1.890 долларов США).
Диплом специалиста — эксперта Онлайн: 15 … 21 Академические кредиты, необходимые для данной программы дистанционного обучения.
Состав: Обучение и педагогика — заочное обучение = 36 академических кредитов — Выберите 5 курсов для получения онлайн-диплома специалиста или 7 курсов для получения диплома эксперта из общего количества курсов модуля специализации.
Степень бакалавра — образование и педагогика Интернет
Стоимость обучения: мин. 3,510 евро (4,420 доллара США) … Макс. 6 800 евро (8 700 долларов США).
Степень бакалавра онлайн: 130 академических кредитов, необходимых для этой программы дистанционного обучения.
Состав: Образование и педагогика — дистанционное обучение = 36 академических кредитов + 60 кредитов в общем образовании (могут быть перенесены из предыдущего образования и профессионального опыта) + Дополнительные курсы могут быть выбраны из других модулей факультета гуманитарных и гуманитарных наук из Бирчема Международный университет, если требуется.Этот выбор должен быть одобрен Советом по образованию университета дистанционного обучения. Например: Детство и специальное образование.
Степень магистра — образование и педагогика онлайн
Стоимость обучения: мин. 4,680 евро (6,120 долл. США) … Макс. 7,020 евро (9,180 долларов США).
Степень магистра онлайн: 36 … 54 Академические кредиты, необходимые для этой программы дистанционного обучения.
Состав: Образование и педагогика — заочное обучение = 36 академических кредитов + Дополнительные курсы могут быть выбраны из других модулей факультета гуманитарных и гуманитарных наук Международного университета Бирчама, если это необходимо.Этот выбор должен быть одобрен Советом по образованию университета дистанционного обучения. Например: Детство и специальное образование. + 13 Академических кредитов (Методология исследования и выпускной проект или диссертация. Подробнее …).
доктор Ph.D. Степень — образование и педагогика Интернет
Стоимость обучения: мин. 5,850 евро (7,650 долларов США) … Макс. 9 360 евро (12 240 долларов США).
доктор Ph.D. Степень онлайн: 45 … 72 Академических кредитов, необходимых для этой программы дистанционного обучения.
Состав: Образование и педагогика — заочное обучение = 36 академических кредитов + Дополнительные курсы могут быть выбраны из других модулей факультета гуманитарных и гуманитарных наук Международного университета Бирчама, если это необходимо. Этот выбор должен быть одобрен Советом по образованию университета дистанционного обучения. Например: Детство и специальное образование. + 18 Академических кредитов (Методология исследования и выпускной проект или диссертация. Подробнее …).
Возможна рассрочка платежей до 36 ежемесячных платежей.Подробнее …
BIU адаптирует каждую программу дистанционного обучения для получения высшего образования к потребностям каждого студента. Подробнее …
Образование и педагогика Интернет
Список курсов (каждый предмет составляет 3 академических кредита):
1 заработанный кредит BIU = 1 семестровый кредит в США (15 часов обучения) = 2 кредита ECTS (30 часов обучения).
Вы можете изучать любой предмет в качестве независимого онлайн-курса непрерывного образования.Подробнее …
Наблюдение за детьми и руководство
Этот курс содержит руководство по наблюдению за детьми в структурированных и неструктурированных ситуациях, по записи этих наблюдений и по их использованию для оценки сильных сторон и потребностей отдельных детей. Рекомендации включают в себя, как правильно проводить наблюдения, вести записи и оценивать данные для планирования учебной программы.
Академический руководитель: Катрин Ванджиру Гачута
Обучение и развитие памяти
В этом курсе рассматриваются принципы обучения и памяти путем изучения различных теорий обучения, исследования памяти, восприятия, обработки информации и решения проблем.Как хранятся и восстанавливаются воспоминания? Как сенсорный ввод преобразуется в субъективное восприятие? Является ли мозг универсальной обучающей машиной или набором врожденных специализированных процессоров?
Научный руководитель: Елена Лоренте Родригес
Изучение языка
Этот курс исследует вопрос «Как детям удается выучить язык?» В нем представлены классические и современные теории овладения языком. Темы включают раннее восприятие речи; изучение слов; приобретение фонологии, морфологии и синтаксиса; развитие прагматических и метаязыковых знаний; и изменение в развитии понимания языка и производства.
Научный руководитель: Филомена Вавинья Ндамбуки
Дизайн обучающих систем
Этот курс фокусируется на вопросах и проблемах, связанных с проектированием обучающих систем с использованием новых педагогических подходов и технологий. Он предоставляет ноу-хау по широкому спектру интегрированных обучающих систем и технологий, включая как те, которые широко используются в образовательных учреждениях, так и современные.
Академический руководитель: Самуэль Муринда
Методы оценки
В этом курсе рассматриваются различные и развивающиеся модели оценки, подчеркиваются парадигматические вопросы, возникающие в разных контекстах, и анализируется применение теории и методов на примерах фактически проведенных оценок (или в прогресс) в каждом определенном контексте.Курс учит планированию и составлению оценок в различных контекстах.
Научный руководитель: Кармен Рамирес Уртадо
Когнитивное развитие
Этот курс фокусируется на теориях и моделях обучения в применении к областям образования, когнитивной психологии и искусственного интеллекта. В нем рассматриваются различные теоретические ориентации на обучение и память, метапознание, аналогии, овладение языком, чтение, письмо, математику, концептуальное обучение, приобретение навыков и саморегулируемое обучение.
Академический руководитель: Елена Лоренте Родригес
Специальное образование
Этот курс обеспечивает основу для понимания текущих исследований в области учебных программ и методов обучения студентов с особым упором на оценку портфолио и стили обучения. В нем изучаются модели учебных программ и методы обучения для адаптации уроков к учащимся с выдающимися навыками.
Научный руководитель: Самуэль Муринда
Программы обучения детей
Этот курс демонстрирует ноу-хау, необходимые для работы и управления программой ухода и образования в раннем возрасте.Он занимается организационным менеджментом, финансовыми, правовыми и этическими вопросами, созданием операционных систем и программированием для детей и семей.
Научный руководитель: Сэмюэл Муринда
Классная комната и стратегии обучения
В этом курсе описываются, исследуются и демонстрируются способы реализации эффективных стратегий и идей обучения. Применяется
.
Технология и педагогика в образовании
В эксклюзивном интервью доктор Пурушоттам рассказал о взаимосвязи между технологией и педагогикой: «В большинстве областей исследований технологии и педагогика одинаково важны по-своему, и они, как правило, дополняют друг друга в различных областях, поскольку играют полностью различные роли в схожих областях.
При рассмотрении тех форм преподавания и обучения, которые больше всего благоприятствуют использованию информационных и коммуникационных технологий, это интервью разъясняет нам предположения, связанные с использованием технологий и образованием; описывает использование технологий в контекстах обучения, которые благоприятствуют учителю подходы, ориентированные на студентов и студентов.
Расскажите нам о NRDC?
NRDC — компания правительства Индии, подчиненная Министерству науки и технологий. Его основная задача — продвигать и развивать творчество и инновации в стране. Он взаимодействует со всеми научно-исследовательскими лабораториями, финансируемыми государством, особенно с университетами, с системой высшего образования, поэтому, независимо от того, какие исследования проводятся, цель NRDC — преобразовать результаты этих исследований в промышленно значимые и социально полезные продукты и услуги.
Расскажите нам обо всем процессе.
Индия находится на перепутье своего пути развития. В условиях быстрорастущей экономики, быстрой урбанизации и роста занятости потребности в энергии стремительно растут. Усилия по расширению доступа к энергии и электроснабжению сельских общин при одновременном сокращении масштабов бедности также набирают силу. Решения в области экологически чистой энергии и энергоэффективности важны как никогда ранее.
В то же время последствия изменения климата ослабевают, что обостряет необходимость в более активных усилиях по адаптации к изменению климата для защиты здоровья уязвимых сообществ.Решения и инвестиции, сделанные в ближайшие несколько лет, определят, смогут ли индийские потребители, компании и государственные органы превратить эти проблемы в бизнес-преимущество, а также в национальную возможность использования чистой энергии для обеспечения энергией городов и деревень при одновременном снижении воздействия изменения климата.
.
вики в образовании: как вики используются в классе
Курсы и сертификация
- Сертификат учебного дизайна (полностью онлайн) . Эта полностью онлайн-программа предназначена для всех, кто разрабатывает и / или преподает онлайн-курс. Узнать больше …
- Программа сертификации ADDIE Instructional Design (полностью онлайн) . Эта полностью онлайн-программа предназначена для людей, заинтересованных в получении дополнительных сведений о модели ADDIE. Выучить больше…
- Сертификат модели учебного дизайна (полностью онлайн) . Вы изучите традиционные модели учебного дизайна и прогресс подхода дизайна обучения к созданию опыта онлайн-обучения. Узнать больше …
Что такое вики? И стоит ли их использовать? Wiki можно определить как «систему, которая позволяет одному или нескольким людям создавать совокупность знаний в наборе взаимосвязанных веб-страниц, используя процесс создания и редактирования страниц» (стр.5) (6).
Проще говоря, Wiki можно определить как веб-инструмент, с помощью которого пользователи совместно добавляют / удаляют / изменяют контент непосредственно из веб-браузера. Самая известная вики — это Википедия. Вики — это веб-страницы, которые поощряют сотрудничество пользователей, позволяя им создавать, редактировать, удалять и публиковать информацию. По этой причине они полезны для ряда совместных образовательных мероприятий, включая создание учебных пособий и совместную работу над групповыми презентациями и заданиями.
Внедрение технологий в образовании может быть очень сложной задачей.Исследования подтверждают множество препятствий (нехватка ресурсов, недостаток образования и т. Д.). Вики-сайты становятся все более популярной формой использования технологий в классах. Педагоги и учителя используют Вики как эффективный инструмент преподавания и обучения для улучшения процесса обучения. Сотрудничество — важная часть преподавания и обучения. А Вики могут облегчить сотрудничество. Вики можно использовать для вовлечения учащихся в обучение вместе с другими.
В традиционных классах учителя предоставляют большую часть классной информации.С помощью вики учащиеся могут совместно создавать большую часть этой классной информации. Вики-сайты позволяют студентам стать авторами знаний, а не их потребителями, что делает вики-сайты отличным ресурсом, который вдохновляет студентов на формирование методов критического мышления, обучение у своих сверстников и повышение уровня участия в групповой работе.
Основные преимущества вики аналогичны в традиционных классах и в гибридных или онлайн-курсах как способ сбора информации, способ оценивания и способ развития сотрудничества и взаимодействия между студентами.
Использование вики-сайтов в классе дает учащимся уникальный опыт работы в сети. Это в основном позволяет им осуществлять контроль. Давая больше полномочий на результат проекта или задания, учителя могут побуждать учащихся создавать контент, а не просто потреблять его. Эта смена ролей побуждает студентов по-настоящему учиться и усваивать информацию.
Чтобы эффективно использовать вики-сайты в вашем классе, вы должны сначала определить, какой вики-сайт лучше всего подходит для вас и вашего класса.
Почему?
Вики могут повысить продуктивность образования:
- Вики-сайты поддерживают совместное обучение, поскольку вики-сайты позволяют группам учащихся работать вместе для решения проблемы, завершения проекта и т. Д.
- Эффективное использование Вики может помочь вашим ученикам достичь высших навыков Блум, например, создавать, оценивать и т. Д.
- Вики способствует активному обучению, когда студенты могут активно участвовать в образовательной деятельности, например, писать, обсуждать и т. Д.
- Вики могут помочь вам создать интерактивную среду обучения
- Вики могут помочь вам продвигать открытый диалог и способствовать созданию сообщества
- Вики может помочь вам подготовить ваших учеников к рынку 21 века, развивая навыки цифровой грамотности.
- Вики могут улучшить навыки письма учащихся
Преимущества вики включают:
- Предлагать доступ к контенту в любое время, независимо от того, где находится пользователь
- Поддержка многих форм мультимедиа, включая URL-адреса, фотографии, видео и музыку
- Разрешить пользователю просматривать каждое изменение и запись для групповых назначений
- Сбор информации по студенческим группам
- Разрешить сотрудничество при написании рецензий на задания или курсы
- Предлагает очень полезный ресурс для совместной работы и общения по невысокой цене
- Разрешить подробное чтение, изменение и запись каждого черновика
- Содействовать сотрудничеству между учителями и учениками в разработке и внедрении простых веб-страниц
- Поощрять рецензирование и редактирование групповых заданий
- Разрешить совместную разработку проектов и заданий
- Предложите альтернативу традиционным инструментам презентации, таким как PowerPoint
- Обеспечьте экологически безопасную альтернативу бумажным заданиям
- Позволяет легко отслеживать соблюдение сроков благодаря отметкам даты и времени
- Показать все версии, предлагая такие опции, как возврат к предыдущим версиям и возможность отмены изменений
Как использовать вики для преподавания и обучения
Если вы педагог и хотите использовать Вики, вот несколько советов для вас:
- Установите четкие правила и ожидания
- Сообщите учащимся, чего вы ожидаете и как будут оцениваться работы учащихся (возможно, разработайте рубрику)
- Включите подробные инструкции
- Дайте аутентичные задания
- Четко определите роли и действия учащихся
- Внимательно следить за деятельностью студентов
- Попросите учащихся просмотреть и прокомментировать записи друг друга.
- Поощрять взаимодействие
- Ознакомьтесь с Вики самостоятельно
Методика обучения
Варианты использования вики в традиционных или гибридных / онлайн-классах включают (как разработать курс):
- Разработайте банк данных с определениями, описаниями, исследовательской информацией, энциклопедическими записями и т. Д.
- Используется в качестве центра для групповых заданий, предлагая варианты для пересмотра, отслеживания участия участников и предоставления совместной платформы
- Работать в качестве банка данных между классами или семестрами
- Используйте в качестве учебного пособия с конкретными указаниями, например, как выполнить упражнение
- Разрешить студентам вносить изменения в учебное руководство, чтобы сделать его лучше для будущих студентов
См. Также: Своевременное обучение
Вики можно использовать в МООК
Как заставить вики работать в вашем классе
- Предлагает учащимся начало, указания и правила использования вики.Будьте доступны, чтобы ответить на вопросы и устранить неполадки.
- Сформируйте план расположения и структуры вики. Возможно, лучше всего самостоятельно разработать простой шаблон, позволяющий учащимся добавлять свою информацию и страницы.
- Некоторые вики ограничивают доступ к редактированию только одному учащемуся за раз. Ознакомьтесь с функциями вики-сайта и составьте план устранения этого потенциального препятствия, чтобы избежать проблем.
- Создайте план оценки, чтобы оценить участие учащихся в вики.
- Подумайте о том, как вики будет взаимодействовать или перекрываться с другими заданиями и совместной работой в классе. При необходимости отрегулируйте, чтобы учесть любые конфликты.
- Создавайте и поддерживайте гиперссылки для ваших учеников.
- Большинство систем управления обучением поддерживают вики-функции и функции комментариев. Как это соотносится и вписывается в обычную доску обсуждений?
- Включите вики-проект в учебную программу своего класса.
- Обсудите совместное редактирование до начала проекта.
- Помните, что некоторые вики могут потребовать отключения брандмауэров и блокировщиков всплывающих окон для правильной работы.
Когда?
Вы можете использовать Вики для следующих видов деятельности:
- Белая книга
- Научно-исследовательские проекты
- Электронное портфолио студентов
- Чтение комментариев
- Краткие итоги занятий
- Ноутбуки
- Дискуссионные мероприятия
- Создание совместных историй
- Отзывы коллег
- Репозиторий ресурсов
- Учителя могут издавать учебные материалы
См. Также: Концептуальные карты
Чего следует избегать
- Не думайте, что у ваших учеников есть предыдущий опыт работы с Wiki
- Необходима структура и руководство
Исследования
Wikis может разрабатывать процессы управления знаниями учителей и удовлетворять потребности учащихся, сотрудничая в разработке междисциплинарных проектов.[1]
При эффективном развертывании вики-сайты, блоги и подкасты могут предложить способ улучшить учебный опыт студентов, врачей и пациентов, а также повысить уровень вовлеченности и сотрудничества учащихся в среде цифрового обучения. [2]
Технология
Wiki предоставляет новые возможности для развития совместного письма в педагогическом образовании. [3]
Это исследование демонстрирует, что, хотя вики-сайты могут быть инструментом для послешкольного совместного обучения, для успешной реализации требуется соответствующая педагогическая поддержка.[4]
Мы считаем, что вики-технология предлагает ряд потенциальных преимуществ для администраторов, студентов и преподавателей, включая возможность обмениваться информацией в Интернете, совместно накапливать знания, облегчать сотрудничество и обеспечивать социальное обучение и обратную связь от коллег. [5]
Список литературы
- Биасутти, М., & Хеба, Э. Д. (2012). Использование Wiki в педагогическом образовании: влияние на процессы управления знаниями и удовлетворенность учащихся. Компьютеры и образование , 59 (3), 861-872.
- Булос, М. Н. К., Марамба, И., и Уиллер, С. (2006). Вики, блоги и подкасты: новое поколение веб-инструментов для виртуальной совместной клинической практики и обучения. BMC медицинское образование , 6 (1), 41.
- Hadjerrouit, S. (2014). Wiki как инструмент совместного написания в педагогическом образовании: оценка и предложения по эффективному использованию. Компьютеры в поведении человека , 32 , 301-312.
- Чжэн Б., Ниия, М., и Варшауэр, М. (2015). Вики и совместное обучение в высшем образовании. Технология, педагогика и образование , 24 (3), 357-374.
- Расмуссен, А., Льюис, М., и Уайт, Дж. (2013). Применение вики-технологий в медицинском образовании. Медицинский учитель , 35 (2), 109-114.
- Франклин Т. и Ван Хармелен М. (2007). Web 2.0 для содержания для обучения и преподавания в высшем образовании.Бристоль: JISC.
См. Также: ADDIE модель
.