Понятие психологического возраста. Структура возраста по Выготскому.
По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.
Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.
Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.
Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.
Структура возраста не представляет собой статичной, неизменной, неподвижной картины. Она постоянно изменяется.
Одним из структурных понятий возраста или механизмом психического развития является социальная ситуация развития.
Социальная ситуация развития, поЛ.С. Выготскому, – это складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста неповторимое отношение между человеком и окружающей его социальной действительностью, это исходный момент для всех изменений, возможных в данный период. Социальная ситуация, ее основные черты определяют путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития.
Новообразование, по Л.С. Выготскому, – это качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.
(В дальнейшем эти понятия будут проанализированы и дополнены последователями Л.С. Выготского)
К концу каждого возрастного этапа внутри социальной ситуации развития складываются фундаментальные противоречия развития, которые «взрывают» эту ситуацию изнутри, приводят к скачку в развитии, возникновению новообразований. (Примером такого противоречия может служить ситуация, формирующаяся в психическом развитии дошкольника: к концу этого возрастного периода сформировано уже достаточно много предметных умений, но в ребенок не имеет возможности их реализовать во «взрослой» деятельности).
Возраст, согласно Л.С. Выготскому, о – это объективная категорию, включающая три характеристики: 1) хронологические рамки отдельного этапа развития, 2) специфическая социальная ситуация развития, складывающаяся на конкретном этапе развития, 3) качественные новообразования, возникающие под ее влиянием.
В периодизации психического развития Л.С. Выготский выделяет чередующиеся стабильные и критические периоды. Существование этих периодов обусловлено действием диалектических законов развития: в стабильные периоды (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.
Выготский предлагал выделять т.н. центральное новообразование в каждом возрастном периоде. Оно является главным и как бы ведущим для всего процесса развития, определяет перестройку всей личности ребенка. Центральное новообразование выводит личностное развитие ребенка на качественно иной, более высокий уровень, в то время как вокруг него располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов.
Опираясь на понятие центрального новообразования, Л.С. Выготский называет центральными линиями развития в определенном возрасте те процессы развития, которые непосредственно связаны с основным новообразованием, другие, частичные процессы, изменения, происходящие в данном возрасте, он считает побочными линиями развития. Роль различных линий развития со временем изменяется (опять же, в силу действия диалектических законов развития – закона перехода количественных изменений в в качественные и закона единства и борьбы противоположностей), и это приводит к тому, что линии развития, бывшие в предыдущем возрастном периоде побочными, становятся центральными в этом возрастном периоде, и наоборот.При переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой. (Сапогова Е.Е., 2005)
Со временем сами новообразования не остаются неизменными, они видоизменяются, отмирают, поглощаясь новообразованиями следующего (стабильного) возраста, включаясь в их состав, трансформируясь в них.
30.Психологическая характеристика детей раннего возраста, особенности и новообразования возраста.
По данным, которыми в настоящее время располагает является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психическое развитие. Раннее детство– это время установления базовых отношений ребенка с миром. Поэтому как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. В. Обухова, Н. М. Щелованов, Э. Г. Эриксон, Ж. Пиаже и др. отмечали этот как определяющий в развитии ребенка.
Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями : прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации, расширяет круг обследуемых объектов внешнего мира. Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что это доставляет детям непосредственное эмоциональное удовольствие, способствует преодолению страха и других препятствий на пути к достижению желанной цели.
Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формирует необходимые умения и навыки и через взрослого, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Раннеедетство – сензитивный период для усвоения речи. Через речевое общение со взрослыми ребенок приобретает в десятки раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для него речь является не только средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитие памяти, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становятся возможными сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.
Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они выступают для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. В человеческой деятельности закреплено строго определенное, фиксированное значение предмета.
Однако, как писал Д. Б. Эльконин, ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественного способа употребления предметов, поскольку на вещи не написано, для чего она служит, её физические свойства (цвет, размер, форма) не ориентируют предметное действие, которое должно быть с ней произведено. Только в совместной деятельности со взрослым ребенок учится использовать предметы по их назначению, т. е. открывает цель и способ действия с предметом.
Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно представить следующим : Ребёнок – Предмет – Взрослый. Таким образом, складывающаяся социальная ситуация – это ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого. В совместной деятельности со взрослым у ребенка формируется предметная деятельность, которая направлена на усвоение ребенком общественно выработанных способов действия с предметом. Это ведущая деятельность в данном
Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа:
1. Усвоение связи предмета с его назначением в результате прямого обучения или подражания действиям взрослого.
2. Использование предмета строго по назначению. Это происходит в 2-2,5 года.
3. Более свободная связь действия с предметом. К 3-м годам ребенок, зная, для чего служит предмет, использует его и для других целей (причесывается палочкой вместо расчески). Это является предпосылкой для развития игры.
Наиболее значимы для развития ребенка
Соотносящие действия – нанизывание колец пирамидок, закрывание коробки крышкой, складывание матрешки и т. д.
Орудийные действия – есть ложкой, рисовать карандашом и т. д.
Для того, чтобы предметная деятельность способствовала развитию психики ребенка, нужно чтобы он усвоил различные способы действий с одним и тем же предметом. Поэтому целесообразно детям раннего возраста давать большое количество игрушек.
Овладение предметными действиями создает условия для появления новых видов деятельности: игровой и продуктивных (рисование, лепка, конструирование). На основе предметной и речевой деятельности у ребенка развивают восприятие, память, мышление, зарождается воображение. Развитие психических процессов зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия. Поэтому взрослый должен предоставить ребенку возможность активно действовать с различными предметами, создавая проблемные ситуации.
Среди всех психических процессов в раннем возрасте интенсивно развивается восприятие, оно доминирует над всеми психическими функциями. По словам Л. С. Выготского, все психические функции развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Поэтому главная роль отводится в этом сенсорному развитию
Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер к концу раннего детства формируются и элементы наглядно-образного мышления в результате овладения практической деятельностью и приобщения к речи, словесным обобщениям.
Раннее детство – возраст социализации, т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие люди. Однако для присвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей раннего возраста заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений.
Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близкими окружающими людьми зависят его успехи и неудачи. Одобрение, похвала взрослого вызывают у него чувство гордости, собственного достоинства, неудачи – чувство огорчения, стыда. Малыш начинает себя оценивать с зависимости от успеха или неуспеха в деятельности (не «ты хороший – а ты хороший, потому что убрал игрушку на место, на полочку…»). Огорчаясь при неудачах ребенка, надо быть готовыми помочь ему, показать, что беды не случилось, можно всё исправить. Благодаря этому расчет чувство доверия, привязанности ребенка к взрослым, повышается его общий эмоциональный тонус. Всё это влияет на психическое личностное развитие ребенка, т. е. способствует формированию инициативы, активности в действиях и более быстрому их освоению.
Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка 2-го и 3-го года жизни. (Корни таких качеств, как безынициативность, несамостоятельность, безвольность, лежат в раннем возрасте, когда подавлялось естественное стремление ребенка к самостоятельности).
Попытки проявить самостоятельность ребенок предпринимает уже на 1-м году, но всегда ли мы с уважением относимся к ним? – Малыш ползет к игрушке, а вы быстро подаете её ему. Или он пытается встать на ножки, а вы поднимаете его, подхватив под мышки.
На 2-м и 3-м годах жизни желание быть самостоятельным превалирует над всем остальным. Берегите, лелейте, развивайте у малыша это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительно велика.
Самостоятельность по-разному проявляется на 2-м и 3-м годах жизни. К концу 2-го – в начале 3-го г. ж. ребенок сам ставит перед собой задачу (достать игрушку, взять мяч и т. п., но её исполнение еще невозможно без помощи взрослого: он помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность малыша. То есть самостоятельность выражается пока в целеполагании. Но к концу 3-го г. ж. у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустремленность, т. е. способность удерживать поставленную задачу, исполнять её с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.
Нарождающаяся самостоятельность – это условие дальнейшего физического, психического и личностного развития малыша 2-3 года жизни.
А. С. Макаренко отмечал, что найти должную меру между активностью и запретами – значит решить главный вопрос воспитания, т. е. воспитать ребенка активной личностью, умеющей сдерживать вредные желания. Необходимо помнить, что малыша легче научить что-либо делать, чем научить воздерживаться.
Ранний возраст– это начальный этап формирования личности. У ребенка появляется эмоциональное отношение к : осознание не только своего «Я», но того, что «Я хороший», «Я очень хороший». Возникновение сознания «Я»,«Я хороший»,«Я сам» приводит к распаду прежней социальной ситуации, которая проявляется в кризисе 3-х лет.
Новообразованиями кризиса 3-х лет являются перестройка позиции ребенка по отношению к взрослому, стремление к самостоятельности, притязание на признание со стороны взрослых.
Суть кризиса 3-х лет заключается в попытке психологической эмансипации «Я»ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – негативной симптоматикой кризиса (упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и др.)и комплексом положительных перемен (стремление к достижению результата своей деятельности, проявление потребности «гордости за достижения», обостренное чувство собственного достоинства, что выражается в обидчивости, повышенной чувствительности к признанию достижений и др.).
Кризис 3-х лет – явление преходящее, однако связанное с ним новообразование – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии. Кризис 3-х лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.
Итак, новообразования раннего возраста – это развитие восприятия (формирование сенсорных качеств, наглядно-действенного мышления, речи, зачатков волевых качеств, появление самосознания.
Основное новообразование, которое возникает в конце раннего возраста, это феномен «Я» и личное действие.
Вторая часть вопроса.
После года начинается новый этап развития ребенка. Младенчество вооружило его умением смотреть, слушать и управлять движениями рук. С этого времени ребенок уже и не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории. Следующие два года — период раннего детства — приносят ребенку новые большие достижения.
Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, трехлетний ребенок владеет употреблением многих предметов обихода. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и другими детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.
Главное психологическое новообразование раннего возраста: отделение ребёнком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.
В ходе психического развития ребёнка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребёнок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются, прежде всего, тем, что непосредственно окружает ребёнка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребёнок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.
Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребёнка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создает основу для развития речевой регуляции поведения, т.е. выполнения действий, направленных на словесно обозначенные цели.
К концу раннего детства ребенок овладевает целенаправленными действиями при рисовании, при игре в кубики. Он начинает обозначать словами то, что хочет изобразить или построить. Однако словесная регуляция действий ещё очень слаба: замыслы детей неустойчивы, они изменяются по ходу дела, на них влияет восприятие результатов собственных действий, замыслы сплошь и рядом не доводятся до конца. В течение всего раннего возраста влияние ситуации часто оказывается сильнее, чем влияние объяснений взрослого и возникших у ребенка намерений.
Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых. Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям — матери, отцу, воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребёнок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребёнку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.
Начиная с полутора лет, оценка поведения ребёнка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.
Несколько позднее, чем чувство гордости, ребёнок начинает испытывать чувство стыда, в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребёнку становится стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, рассказывая стишок, и.т.п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его. В некоторых случаях чувство стыда может быть настолько сильным, что перевешивает другие побуждения и заставляет ребёнка отказаться от привлекательной игрушки или совершить какой-либо другой трудный для него поступок.
Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и через взаимодействие ребёнка с предметом в мире постоянных вещей. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальных норм (ровесника). Таким образом, социальное развитие выступает как ситуация овладения отношениями с посредником (старшим), с соучастником усвоения норм (ровесником), с миром постоянных вещей. Тем самым выделяются три вида зависимостей, каждая из которых, с одной стороны, имеет свою специфику, а с другой — опосредована остальными.
В раннем возрасте ребёнок хорошо усваивает свое имя. Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует её самому ребёнку. Имя отражает национальную принадлежность ребенка, выступает как мерило его социальной защищенности, является решающим фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам). Ребёнок узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Имя индивидуализирует ребёнка и одновременно идентифицирует его с определённой культурой. Важность имени для формирования личности ребёнка нельзя переоценить. С имени ребёнка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребёнок раннего возраста начинает своё общение с окружающими, когда овладевает речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне. Имя предоставляет ребёнку особый вид идентификации — с нацией, с предком рода, семьи.
Один из наиболее важных моментов развития ребёнка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых.
В начале раннего детства ребёнок ещё не отделяет возникающих у него чувств, желаний от вызывающих их внешних причин. Он непрерывно находится в движении, в действии, его внутреннее состояние всё время меняется, и в этой изменчивости для ребёнка выступают только люди и предметы, на которые направлены его желания и действия. Ребёнку трудно осознать, что человеком, отдельным от других, источником разнообразных действий является он сам. Отношение к себе дети заимствуют у взрослых. Они называют себя в третьем лице и нередко беседуют с собой, как с посторонним, — уговаривают, ругают, благодарят. Слитность с другими людьми, которую испытывают дети, часто проявляется в их высказываниях.
Ребёнок начинает знакомиться с собой с конца второго года жизни. Это знакомство относится сначала к внешнему миру, а потом к внутреннему миру. На втором году жизни дети обычно не узнают себя в зеркале, на фотографии или в кино, сосредоточивая внимание на изображениях других людей, которых они знают. Узнавание возникает при помощи взрослых. Оно очень занимает ребёнка, и он как бы упражняется в запоминании своего облика.
Осознание себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка.
Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребёнок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.
Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводят к появлению нового отношения ребёнка к взрослым. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и хочет быть таким, как взрослые, выполнять те же действия, пользоваться такой же самостоятельностью и независимостью.
Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, перестраивает все психические процессы ребенка. Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением. Между довербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова ребенка этого возраста отличаются от взрослых слов и по звучанию и по значению. Они неразрывно связаны с воспринимаемой ситуацией и выполняют в основном указательную функцию в ней. Примеров автономных детских слов множество. Так, детское слово «пу-фу» может означать йод, ранку, горячую кашу, сигарету, из которой идет дым, огонь, сам процесс тушения и многое другое, где нужно дуть. Слово «кх» может означать кошку, мех, волосы, шапку, шубу и многое другое, что связано с ощущением мягкости и пушистости. С точки зрения взрослого в этих вещах нет ничего общего. Для взрослого этот признак мягкости и пушистости совершенно неважен, а для малыша он может быть главным, потому что в своих первых обобщениях он руководствуется прежде всего непосредственным ощущением и своим собственным, неповторимым опытом. Период автономной детской речи есть в развитии каждого ребенка. В этот период нельзя сказать, есть у ребенка речь или нет, потому что у него нет речи во взрослом смысле слова, и в то же время он уже говорит.
Следующий этап развития речи ребенка знаменуется появлением его первых настоящих слов. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи. Рождение первых настоящих слов ребенка происходит в предметном сотрудничестве со взрослым и проходит через три этапа: ориентация на предмет, на взрослого, на слово. Усвоение слов имеет примерно ту же логику, что и усвоение орудийных действий.
На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка (связи слов в предложения, падежей, предлогов, союзов и т.д.). Овладение грамматической структурой языкапозволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации.
Раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, которые возникают в процессе смены ручных операций на орудийные. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий. Функционально-предметные образования, сформированные в практической деятельности ребенка, отражаются в его сознании и способствуют развитию мышления.
Формирование интеллектуальных операций у ребенка в возрасте от 1 до 3 лет в основном происходит в процессе овладения орудийными действиями. Во-первых, эти действия являются более определенными и постоянными, чем все другие виды действия; поэтому они легче выделяются и фиксируются в сознании ребенка. Во-вторых, в орудийных операциях гораздо рельефнее выражена связь между различными предметами (т.е. связь орудия с теми предметами, на которые направлено его действие).
Овладение предметными действиями оказывает решающее влияние на формирование обобщений. Как известно, обобщение предметов обычно происходит по их функциональному значению, а не по внешним, физическим признакам. Например, чашка — это предмет, из которого можно пить независимо от ее цвета, размера, формы, веса и т.д. Но именно эти физические признаки являются более очевидными для ребенка при непосредственном восприятии, и поэтому именно они являются первым основанием для классификации и обобщения предметов.
При усвоении предметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих черты общих понятий.
Таким образом, ранний возраст — период интенсивного психического развития ребенка, которое происходит по нескольким линиям. Наиболее важными из них являются:
· развитие предметной деятельности и делового общения со взрослым;
· развитие активной речи ребенка;
· развитие произвольного поведения;
· появление игровых замещений;
· формирование потребности в общении со сверстником;
· развитие самосознания и самостоятельности ребенка;
· овладение прямой походкой.
Однако, несмотря на значительный прогресс в психическом развитии, на протяжении всего раннего возраста ребенок остается существом ситуативным, все действия и все психические процессы которого определяются наглядной ситуацией.
5.1. «Структура возраста» и ее связь со структурой стабильной стадиальной ЗБР [6]
Структура возраста – это «внутреннее строение процесса развития» в пределах стадии («возраста») [7], что связано с выделением внутри «возраста» определенных частей (фаз).
Процесс внутристадиального развития Выготский понимал как «единое целое», «законами строения» которого «определяется строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав целого» [8].
Сейчас нас интересует общая структура «возраста» – своего рода формула, применимая (при подстановке конкретных данных) к любой из отдельных стабильных стадий согласно принципу Выготского: на каждой стадии «общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение» [9].
Каждая выделяемая часть детского развития (включая стадии и их фазы) должна быть процессом развития регуляции (4.1.4). Причем определенного ее вида, с присущим ему видом средств регуляции (4.8.2). Стадию, т. е. целостный процесс развития регуляции определенного вида, надо делить только на такие части (фазы), которые являются процессами развития регуляции того же вида (4.1.4.).
Реконструируем таким путем общую структуру «возраста» (стабильной стадии)[10].
[6] В 5.1–5.4 частично воспроизведен (с изменениями и дополнениями) текст статьи: Егорова Э. Н., Касвинов С. Г. Структура стабильного возраста в трудах Л. С. Выготского [111]. Существенным дополнением является реконструкция возрастных ЗБР, осуществленная в ходе работы над этой книгой.
[7] Выготский Л. С., [69], с. 256.
[8] Выготский Л. С., [69], с. 256. Поэтому прежде, чем изучать развитие отдельных психических процессов или сфер, надо исследовать развитие психики в целом (в данном случае – формирование ее высшего регулятивного уровня внутри стабильной стадии).
[9] Выготский Л. С., цит. по: Эльконин Д.Б., [305], с. 7.
[10] Общую схему периодизации развития внутри «возраста».
Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. — Харьков: Райдер, 2013. Публикуется на сайте psixologiya.org с разрешения автора.
Основные структурные компоненты возраста
Основные структурные компоненты возраста
В психологии в пределах онтогенеза можно говорить о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном возрасте субъекта, а также о субъективном возрасте личности.
Хронологический возраст — это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).
Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.
Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.
Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте — мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д. — и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают — то больше.
Понятием возраста объединяются два ряда развития, которые Л. С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).
Любой анализ жизненного пути должен учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки: биологический возраст соотносится со свойствами организма и его отдельных подсистем; социальный возраст — с положением индивида в системе общественных отношений; психический возраст — с характером сенсомоторной, умственной и тому подобной деятельности.
По мере развития науки каждое из этих понятий все больше дифференцируется. Так, биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной, возраст полового созревания и т.д. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст; брачный возраст; возраст гражданского совершеннолетия и т.п., имеют явно социальное происхождение и смысл.
При этом необходимо также различать нормативные и фактические критерии возраста. Так, например, юридический брачный возраст, т.е. минимальный возраст, по достижении которого индивид по биологическим и социальным показателям имеет законное право вступать в брак, — совсем не то же самое, что демографические показатели брачности (вероятность вступления в брак в определенном возрастном интервале, средний возраст вступления в брак и т.д.). Соотношение их также исторично. В современном индустриальном обществе большинство людей вступают в брак значительно позже, чем это допускается законом, тогда как в средневековой Европе или в Индии недавнего прошлого дело обстояло наоборот: браки нередко заключались до наступления юридического брачного возраста и даже до полового созревания (так называемые детские браки).
Еще более многообразны индикаторы психического возраста. Наряду с общепсихологическими нормативами такими как, умственный возраст, психологи используют множество частных индикаторов, например степень нравственной зрелости человека, рекреационный возраст (насколько досуг подростка соответствует тому, что статистически типично для его возраста), психосексуальный возраст и т.д.
Многомерность возрастных свойств усугубляется принципиально неустранимой неравномерностью и гетерохроппостью (асинхронией) протекания возрастных процессов.
Неравномерность темпа развития обнаруживает себя в том, что психические функции индивида развиваются неравномерно (есть спады и подъемы в их развитии, есть сензитивные периоды становления функций и т.д.), разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение.
Гетерохронность (меж- и внутриличностная) выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития, а также в несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида. Это обусловливает явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и др.
Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.
Категория развития. психическое развитие
Категория развития
Почти все исследователи сходятся на том, что развитие можно определить как изменение во времени. Понятие развития по Ю.Н. Карандышеву сводится к совокупности нескольких вариантов:
1. Развитие как рост. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что: 1) рост есть всего лишь одна из сторон развития; 2) он является лишь внешним показателем развития, ничего не говорящий о его сути; 3) рост может быть только количественной характеристикой развития.
2. Развитие как созревание. Такое определение развития используется в повседневном мышлении. Под созреванием понимается развитие как морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата. Тем самым преувеличивается значение биологической наследственности и преуменьшается значение других сторон.
3. Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике, и в нем изначально предполагается наличие цели, в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. лучшая, образцовая, идеальная форма развития. В этом случае много вопросов вызывает сам критерий «совершенства»: кто его задает и почему оно должно быть лучшей формой развития?
4. Развитие как универсальное изменение. В данном определении выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. Такое требование практически не может быть выполнено, т.к.: 1) невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные; 2) большая часть частных изменений при таком подходе не могут считаться предметом возрастной психологии.
5. Развитие как качественное, структурное изменение. Это определение развития с пониманием объекта как системы.
6. Развитие как количественно-качественное изменение.
7. Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. В данном определении развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»)
Изменения, происходящие в развитии, могут быть:
1. Количественными и качественными.
2. Непрерывными и дискретными, скачкообразными.
3. Универсальными и индивидуальными.
4. Обратимыми и необратимыми.
5. Целенаправленными и ненаправленными.
6. Изолированными и интегрированными.
7. Прогрессивными (эволюционными) и регрессивными (инволюционными).
Психическое развитие
Психическое развитие — это многосторонний и динамичный процесс, охватывающий потенциальные возможности и реальные психические проявления человека: темперамент, способности, особенности мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер.
В возрастной психологии, психическое развитие — это закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущие за собой новые изменения, и связанные с этим факты и явления психической жизни (Е.Е. Сапогова, 2002).
Современными исследованиями доказано, что психика человека — это не результат или прямое продолжение развития простейших форм психической жизни животных, а прижизненное формирование психических функций, путем увоения человеком социального опыта, что само по себе уже является специфической формой психического развития, свойственной лишь человеку
Развитие психики следует рассматривать «не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям» (С.Л. Рубинштейн, 1988).
Факторы психического развития личности — это то объективно существующее, что определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.
Все многообразие факторов психического развития в возрастной психологии можно условно разделить на три группы:
1. Собственно возрастные факторы психического развития — связаны с сензитивностью и с периодизацией психического развития. Психическое развитие всегда подчиняется закону сензитивности, т.е. каждый период психического развития является сензитивным.
Сензитивный период — период наивысшей психической чувствительности к развитию определенных психических функций.
Сензитивные периоды:
для развития речи — от 1 года до 3 лет;
для освоения иностранных языков — 4 -5 лет;
для усвоения этических представлений и норм — дошкольный возраст;
для формирования самооценки — от 3 до 9 лет;
для усвоения основ наук — младший школьный возраст.
При упущении сензитивного периода — восстановление психических функций осуществляется по принципу компенсации и гиперкомпенсации.
Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.
Значение воспитания и образования для психического развития — не упустить сензитивный период, важный для развития тех или иных функций, так как в другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными.
2. Внутренние факторы психического развития — биологические факторы (генотип) и индивидуальные особенности личности.
Биологические факторы развития — включают в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуется, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей.
Биологические факторы, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка (токсикозы, лекарства, болезни матери) и сам процесс рождения (родовые травмы, асфиксия и др.).
Индивидуальные особенности — это особенности, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делающие его неповторимым, уникальным, т.е. отличают данную личность ото всех других. На их формирование оказывают существенное влияние: природные свойства человека, направленность личности, характер, взаимоотношения различных свойств и качеств.
3. Внешние факторы психического развития — включает в себя все то биологическое и социальное, которое образует так называемый биокультурный контекст. Это природная и социальная среда, в которой развивается личность.
Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы.
Социальная среда — это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. Кроме того, это и ближайшее социальное окружение: родители и другие члены семьи, позже — воспитатели и учителя, позже — сверстники и социальные группы.
Значение социальной среды на психическое развитие наглядно показывают случаи с детьми «Маугли». Их участь, как правило, — заведения для умственно отсталых, т.к. если ребенок был изолирован от людей и жил среди зверей с младенчества более трех лет, он практически не может освоить человеческую речь, и познавательные процессы его очень затруднены.
—————————————————————————————————————————————-
Высшее образование БГПУ
1. Возрастные кризисы психического развития
2. Проблема периодизации психического развития
ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Закономерности психического развития:
- Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.
- Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций – с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.
- Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.
- Кумулятивность психического развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии.
- Дивергентность—конвергентность хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.
Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути разви
Структура и динамика возраста — Студопедия
Задача настоящего параграфа — установление общих положений, характеризующих внутреннее строение процесса развития, которое мы называем структурой возраста, в каждую эпоху детства.
Самое общее положение, на которое следует указать сразу: процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, на все многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением; законами строения этого целого, или структурными законами возраста, определяется строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав целого. Структурой принято называть такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, представляя как бы их агрегат, но сами определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части.
Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху развитие совершается не таким путем, что изменяются отдельные стороны личности ребенка, в результате чего происходит перестройка личности в целом—в развитии существует как раз обратная зависимость: личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.
Вследствие этого на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основным новообразованием, будем называть центральными линиями развитияв данном возрасте, все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте, назовем побочными линиями развития. Само собой разумеется, что процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, становятся побочными линиями развития в следующем, и обратно — побочные линии развития одного возраста выдвигаются на первый план и становятся центральными линиями в другом возрасте, так как меняется их значение и удельный вес в общей структуре развития, меняется их отношение к центральному новообразованию. Так при переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой.
Поясним это на примерах. Если мы остановимся на сознании ребенка, понимаемом как его «отношение к среде» (К. Маркс)6, и примем сознание, порожденное физическими и социальными изменениями индивида, за интегральное выражение высших и наиболее существенных особенностей в структуре личности, то увидим, что при переходе от одного возраста к другому растут и развиваются не столько отдельные частичные стороны сознания, отдельные его функции или способы деятельности, сколько в первую очередь изменяется общая структура сознания, которая в каждом данном возрасте характеризуется прежде всего определенной системой отношений и зависимостей, имеющихся между отдельными его сторонами, отдельными видами его деятельности.
Совершенно понятно, что при переходе от одного возраста к другому вместе с общей перестройкой системы сознания меняются местами центральные и побочные линии развития. Так, развитие речи в раннем детстве, в период ее возникновения, настолько тесно и непосредственно связано с центральными новообразованиями возраста, когда только возникает в самых первоначальных очертаниях социальное и предметное сознание ребенка, что речевое развитие невозможно не отнести к центральным линиям развития рассматриваемого периода. Но в школьном возрасте продолжающееся речевое развитие ребенка стоит уже в совершенно другом отношении к центральному новообразованию данного возраста и, следовательно, должно рассматриваться в качестве одной из побочных линий развития. В младенческом возрасте, когда в форме лепета происходит подготовка речевого развития, эти процессы связаны с центральным новообразованием периода так, что должны быть отнесены также к побочным линиям развития.
Мы видим, таким образом, что один и тот же процесс речевого развития может выступать в качестве побочной линии в младенческом возрасте, становясь центральной линией развития в раннем детстве и снова превращаясь в побочную линию в последующие возрастные периоды. Совершенно естественно и понятно, что в прямой и непосредственной зависимости от этого речевое развитие, рассматриваемое как таковое, само по себе будет протекать совершенно различно в каждом из этих трех вариантов.
Смена центральных и побочных линий развития при переходе от возраста к возрасту непосредственно приводит нас ко второму вопросу данного параграфа—к вопросу о динамике возникновения новообразований. Мы снова, как и в вопросе о структуре возраста, должны ограничиться самым общим разъяснением этого понятия, оставляя конкретное раскрытие динамики возрастных изменений до следующих глав, посвященных обзору отдельных периодов.
Проблема динамики возраста непосредственно вытекает из только что намеченной проблемы структуры возраста. Как мы видели, структура возраста не представляет собой статичной, неизменной, неподвижной картины. В каждом данном возрасте прежде сложившаяся структура переходит в новую структуру. Новая структура возникает и складывается в ходе возрастного развития. Отношение между целыми и частями, столь существенное для понятия структуры, есть динамическое отношение, определяющее изменение и развитие как целого, так и его частей. Под динамикой развития поэтому и следует разуметь совокупность всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.
Самым начальным и существенным моментом при общем определении динамики возраста является понимание отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени как подвижных.
Одна из величайших помех для теоретического и практического изучения детского развития—неправильное решение проблемы среды и ее роли в динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий. Нельзя переносить в учение о детском развитии то понимание среды, которое сложилось в биологии применительно к эволюции животных видов.
Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде, всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развитияв данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Таким образом, первый вопрос, на. который мы должны ответить, изучая динамику какого-либо возраста, заключается в выяснении социальной ситуации развития.
Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Отсюда возникает второй вопрос, с которым мы сталкиваемся при изучении в динамике какого-либо возраста, именно вопрос о происхождении, или генезисе, центральных новообразований данного возраста. Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, но к концу данного возраста.
Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития. Если предшествующая задача в изучении динамики возраста определяла путь прямого движения от социального бытия ребенка к новой структуре его сознания, то сейчас возникает следующая задача: определить путь обратного движения от изменившейся структуры сознания ребенка к перестройке его бытия. Ибо ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.
Таким образом, следующий вопрос, который встает перед нами при изучении динамики возраста,— вопрос о тех последствиях, которые вытекают из факта возникновения возрастных новообразований. При конкретном анализе мы можем увидеть: эти последствия настолько разносторонни и велики, что охватывают всю жизнь ребенка. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций.
Но сказать это — значит одновременно сказать и нечто еще, что приводит нас непосредственно к последнему моменту, характеризующему динамику возраста. Мы видим, что в результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. Ребенок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в начале возраста. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития, сложившаяся в основных чертах к началу какого-то возраста. Ибо социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Исследование показывает, что такая перестройка социальной ситуации развития и составляет главное содержание критических возрастов.
Таким образом, мы приходим к уяснению основного закона динамики возрастов. Согласно закону, силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени.
Такова в общих чертах схема динамического развития возраста.
Л.С. Выгодский. Возрастная педагогика и психология
Л.С. Выгодский
Л.С. Выготский [4]. Ряд основных понятий, употребляемых в возрастной психологии, был введен Л.С. Выготским в разработанной им теории развития психики человека. Выготский ввел в науку категориальный анализ проблемы возраста, его структуры и динамики. Основанием для возрастной периодизации явилась внутренняя логика детского развития — процесса самодвижения, возникновения и образования в психике нового. Новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и определяют сознание ребенка и его отношение к среде, называется новообразованием возраста.
На каждом возрастном этапе существует центральное новообразование, к нему примыкают частичные новообразования, которые относятся к сторонам личности ребенка, к новообразованиям предыдущих возрастов. Структура возраста включает в себя центральные и побочные линии развития. К центральным линиям развития относятся те процессы, которые связаны с основным новообразованием возраста, к побочным — другие частичные процессы. К примеру, развитие речи в раннем детстве связано с центральной линией развития, а в подростковом — с побочными. К началу каждого возраста складывается специфическое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, называемое социальной ситуацией развития. Основным законом динамики возраста является признание того, что силы, которые движут развитие ребенка, приводят к отрицанию самой основы развития возраста и распаду существующей социальной ситуации развития. На каждом возрастном этапе существует зона интеллектуального подражания, которая связана с реальным уровнем развития ребенка и называется зоной ближайшего развития. То, что сегодня ребенок делает при помощи взрослого, завтра он сумеет воспроизвести самостоятельно. Для каждого ребенка существует его собственная индивидуальная зона ближайшего развития. Деятельность, связанная с центральным новообразованием возраста, называется ведущей деятельностью. Это не та деятельность, на которую тратится больше всего времени, а та, в которой ребенок максимально проявляется как человек. Возрастные изменения могут происходить резко, критически или постепенно, литически.
Эпохи, или стадии развития завершаются кризисами развития. Кризисом является расчленение ранее бывшего единым элемента, которое связано с динамикой перехода от одного возраста к другому. Это процесс появления новых сторон в психике, перестройка связи между существующими в психике объектами. Характеризуя кризис, Выготский пишет, что в это время ребенок меняется весь, в целом, границы кризиса размыты, а кульминация обязательна. В это время дети трудновоспитуемы даже по сравнению с самими собой в стабильные периоды своего развития. Кризис вызывает внутренняя логика самого процесса развития, а не внешние условия. В кризисе не возникает новых интересов и видов деятельности.
Периоды детской жизни, отделенные друг от друга литически, составляют фазы развития.
Л.С. Выготский проанализировал процессы психического развития ребенка в разные возрастные периоды и разработал общую схему, которая позволяет наблюдать причины смены возрастов. Согласно этой схеме каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые и развивают в психике ребенка новообразование. Возникшее новообразование несет в себе предпосылки разрушения данной социальной ситуации развития и назревания нового кризиса.
Л.С. Выготский обосновал возрастную периодизацию детского развития, которая завершается рассмотрением кризиса семнадцати лет. Она выглядит следующим образом.
Кризис новорожденности.
Младенческий возраст (от двух месяцев до года).
Кризис одного года.
Раннее детство (от одного года до трех лет).
Кризис трех лет.
Дошкольный возраст (от трех до семи лет).
Кризис семи лет.
Школьный возраст (от восьми до двенадцати лет).
Кризис тринадцати лет.
Пубертатный возраст (четырнадцать — восемнадцать лет).
Кризис семнадцати лет.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
ТОП 10:
|
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 22Следующая ⇒
Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.
Понятие «возраст» принято разделять на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, то есть зафиксированную дату рождения. Он является некоторым фоном для психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психических процессов. Он зависит от тех психических новообразований, которые и определяют психическую зрелость, соответствующую тому или иному возрастному периоду. Например, согласно теории деятельностного подхода, таким психическим новообразованием в детском возрасте могут служить: игровая деятельность, учебная деятельность, общение и др. В зрелом – трудовая деятельность, ролевые взаимодействия в семье, на работе и др. В старческом возрасте – образование такого психического явления как «мудрость», «отношение к смерти» как к процессу перехода в вечность и др.
Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии. Можно выделить два уровня анализа этого понятия:
Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.
Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.
Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.
Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.
Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.
Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.
Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.
В психологии в пределах онтогенеза можно говорить о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном возрасте субъекта, а также о субъективном возрасте личности.
Проблема возраста. Структурные компоненты психологического возраста.
Возраст – это категория в психологии, обозначающая определенные признаки индивидуального развития. Первая попытка системного анализа категории психологического возраста (ПВ) принадлежит Л.С.Выготскому. Психологический возраст он рассматривал как новый тип строения личности и деятельности и характеризовал его с позиции тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Он подчеркивал, что возраст имеет историческое происхождение и культурное. Он рассматривал возраст как замкнутый цикл, имеющий свою структуру и динамику.
Структура ПВ:
1. Социальная ситуация развития – определяет место ребенка в обществе, определяет то место в системе общественных отношений, в которые ребенок входит. Д.Б.Эльконин конкретизировал это определение и обозначил социальную ситуацию развития, как «ту конкретную форму отношений, в которую вступает ребенок со взрослым в каждый, данный период развития.»
2. Ведущий тип деятельности – деятельность, в которой дифиренцируются другие виды деятельности, формируются и перестраиваются частные психические процессы и развивается личность ребенка (Леонтьев).
3. Новообразования развития – новый тип строения личности и деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. (Выготский)
4. Возрастные кризисы – переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого. (Выготский) Зарубежные психологи, современники Выготского рассматривали возрастные кризисы как болезни роста или результат нарушения детско-родительских отношений и считали, что кризисов может и не быть. В идеале развитие должно быть литическим (плавным). Выготский считал, что литического развития не бывает. Возрастные кризисы он считал нормативным явлением, необходимым для поступательного развития личности. Сущность любого кризиса он видел в разрешении противоречий между социальной ситуацией развития, с одной стороны, а с другой стороны – новыми возможностями и, соответственно, потребностями ребенка, которые возникают на данной ступени развития, к концу возраста накапливаются, перерастают в социальную ситуацию развития и приводят к ее взрыву. Взрыв социальной ситуации развития — это сущность любого кризиса. Леонтьев – основное противоречие – это противоречие между процессом (ведущая деятельность) и образом (представление о мире).
|
возрастная структура — это … Что такое возрастная структура?
возрастная структура — любая структура, которая может использоваться для определения возраста; наиболее распространены чешуя, шипы, лучи плавников, отолиты, позвонки, жаберная крышка и клейтрум… Рыболовство — словарь
возрастная структура — количество или процент людей в каждом возрастном классе населения… Словарь ихтиологии
Корректировка по возрасту — В эпидемиологии корректировка по возрасту, также называемая стандартизацией по возрасту, представляет собой метод, используемый для лучшего сравнения популяций, когда возраст популяций сильно различается (например, U.С. против Мексики). С поправкой на возраст, прямой…… Wikipedia
возрастное распределение — количество или процентная доля лиц в каждой возрастной группе населения; возрастная структура… Словарь ихтиологии
возрастная частота — разбивка по различным возрастным группам вида рыб в популяции или выборке. Также называется возрастной структурой… Словарь ихтиологии
возраст саговников — В тот период в истории Земли преобладали саговники; юрский период.возрастная структура. Число или процент людей в каждом возрастном классе населения… Расширенный глоссарий терминов Cycad
коэффициент по возрасту — существительное Уровень заболеваемости определенным заболеванием в популяции, если эта популяция имеет стандартную возрастную структуру. Syn: ASR… Викисловарь
Structure de pouvoir — Structure du pouvoir La структура du pouvoir décrit les models disparus d organization du pouvoir, qui aujourd hui sont décrits sous le nom de Système politique; ils se développaient alors que la notion même de конституция était absente.La… Wikipédia en Français
Структура возрастных классов — в рыболовстве и управлении дикой природой является частью оценки популяции. Возраст может быть определен путем подсчета годичных колец в чешуе рыб, отолитах, поперечных сечениях шипов плавников для видов с толстыми шипами, например спинорога, или зубов для некоторых…… Wikipedia
Age of Empires — это серия компьютерных видеоигр, разработанных Ensemble Studios и изданных Microsoft Game Studios.Первым названием серии была Age of Empires, выпущенная в 1997 году. С тех пор было выпущено семь названий и три дополнительных продукта. …… Википедия
СТРУКТУРА И ИСКУССТВО — Архитектурный метафор, занимающий место, не связанный с археологией структурной структуры, созданной для создания четырех моделей, плюс сувенирные механисты, фонд на основе различий, искусственный интеллект. … Универсальная энциклопедия
.
Соединенное Королевство Возрастная структура — Демография
Возрастная структура:
0-14 лет: 17,59% (мужчин 5 871 268 / женщин 5 582 107)
15-24 лет: 11,71% (3 895 850 мужчин / 37 26 311 женщин)
25-54 лет: 40,29% (мужчин 13 387 119 / женщина 12 843 549)
55-64 года: 12.22% (3 936 466 мужчин / 4 022 245 женщин)
65 лет и старше: 18,19% (5 321 392 мужчин / 6 518 939 женщин) (оценка на 2018 г.)
Определение: Эта запись обеспечивает распределение населения по возрасту. Информация представлена по полу и возрастным группам следующим образом: 0-14 лет (дети) , 15-24 года (ранний трудоспособный возраст) , 25-54 года (основной трудоспособный возраст) , 55-64 года (зрелый трудоспособный возраст) , 65 лет и старше (пожилые) .Возрастная структура населения влияет на ключевые социально-экономические проблемы страны. Страны с молодым населением (высокий процент в возрасте до 15 лет) должны больше инвестировать в школы, в то время как страны с более старым населением (высокий процент в возрасте 65 лет и старше) должны инвестировать больше в сектор здравоохранения. Возрастная структура также может использоваться для предсказания потенциальных политических проблем. Например, быстрый рост молодого взрослого населения, неспособного найти работу, может привести к беспорядкам.
Пирамида численности населения
Пирамида численности населения иллюстрирует возрастную и половую структуру населения страны и может дать представление о политической и социальной стабильности, а также об экономическом развитии.Население распределено по горизонтальной оси, мужчины показаны слева, а женщины — справа. Мужское и женское население разбито на пятилетние возрастные группы, представленные в виде горизонтальных полос вдоль вертикальной оси, причем самые молодые возрастные группы находятся внизу, а самые старые — вверху. Форма пирамиды населения постепенно меняется с течением времени в зависимости от тенденций рождаемости, смертности и международной миграции.
Источник: CIA World Factbook — Эта страница последний раз обновлялась 7 декабря 2019 г.
.
Важность возрастной структуры в понимании смертности
Хотя нам еще многое предстоит узнать о новом коронавирусе SARS-CoV2 и вызываемой им болезни COVID-19, на сегодняшний день имеющиеся данные свидетельствуют о том, что смертность среди людей с положительным результатом теста на коронавирус наиболее высока в пожилом возрасте и почти равна нулю среди молодых. дети. Более высокий уровень смертности в пожилом возрасте может быть связан с увеличением распространенности хронических состояний в пожилом возрасте, таких как сердечно-сосудистые заболевания, диабет и хронические респираторные заболевания.Эти хронические состояния, по-видимому, связаны с более тяжелым заболеванием и худшими исходами для пациентов. Возрастная структура смертности означает, что районы с более высокой долей пожилых людей, вероятно, подвержены более высокому риску тяжелых заболеваний или смерти, чем районы с более молодым населением.
Многие факторы могут повлиять на интенсивность вспышки COVID-19 в данной стране, включая основные состояния здоровья населения, эффективность ответных мер правительства и доступность ресурсов здравоохранения.Сама по себе возрастная структура (доля от общей численности населения в каждой возрастной группе) не может сказать нам, какие страны больше всего пострадают от пандемии, но может предоставить важный контекст для понимания кризиса и реагирования на него. Если в двух странах будут одинаковые повозрастные коэффициенты смертности от COVID-19, в стране с более старым населением будет больше смертей на 1000 человек — более высокий общий коэффициент смертности — от этой болезни, чем в стране с более молодым населением.
Например, меры социального дистанцирования в Италии, возможно, помогли этой стране снизить передачу болезни, но высокая доля пожилых людей в сочетании с высокими показателями летальности (доля подтвержденных случаев COVID-19, которые закончились смертельным исходом) пожилой возраст стал причиной большого числа смертей, связанных с COVID-19.В 2020 году Италия была одной из старейших стран мира; почти 30% населения Италии — люди в возрасте 60 лет и старше и почти 4% — в возрасте 85 лет и старше (см. таблицу). Напротив, в Китае, где вирус зародился и число инфицированных росло до недавнего времени, насчитывается 17% населения в возрасте 60 лет и старше и менее 1% в возрасте 85 лет и старше. Поскольку уровень смертности от этого заболевания среди лиц старше 80 лет в шесть раз выше, чем в целом, число смертей, связанных с COVID-19, могло бы быть намного выше, если бы в Китае была более старшая возрастная структура.
Щелкните таблицу и интерактивный рисунок, чтобы сравнить возрастные структуры по странам.
Таблица. Сравнение возрастной структуры по странам, 2020 г.
Источник: PRB, анализ данных Департамента по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций, World Population Prospects: 2019 Revision, https://population.un.org/wpp/.
Рисунок. Население по возрастным группам, 2020 год
Щелкните изображение для интерактивного просмотра.
.
Турция Возрастная структура — Демография
Возрастная структура:
0-14 лет: 24,26% (мужчин 10085558 / женщин 9627967)
15-24 лет: 15,88% (мужчин 6,589,039 / женщин 6311113)
25-54 лет: 43,26% (мужчин 17,798,864 / женщина 17 349 228)
55-64 года: 8.82% (3557329 мужчин / 3606120 женщин)
65 лет и старше: 7,79% (2825738 мужчин / 3506283 женщин) (оценка на 2018 г.)
Определение: Эта запись обеспечивает распределение населения по возрасту. Информация представлена по полу и возрастным группам следующим образом: 0-14 лет (дети) , 15-24 года (ранний трудоспособный возраст) , 25-54 года (основной трудоспособный возраст) , 55-64 года (зрелый трудоспособный возраст) , 65 лет и старше (пожилые) .Возрастная структура населения влияет на ключевые социально-экономические проблемы страны. Страны с молодым населением (высокий процент в возрасте до 15 лет) должны больше инвестировать в школы, в то время как страны с более старым населением (высокий процент в возрасте 65 лет и старше) должны инвестировать больше в сектор здравоохранения. Возрастная структура также может использоваться для предсказания потенциальных политических проблем. Например, быстрый рост молодого взрослого населения, неспособного найти работу, может привести к беспорядкам.
Пирамида численности населения
Пирамида численности населения иллюстрирует возрастную и половую структуру населения страны и может дать представление о политической и социальной стабильности, а также об экономическом развитии.Население распределено по горизонтальной оси, мужчины показаны слева, а женщины — справа. Мужское и женское население разбито на пятилетние возрастные группы, представленные в виде горизонтальных полос вдоль вертикальной оси, причем самые молодые возрастные группы находятся внизу, а самые старые — вверху. Форма пирамиды населения постепенно меняется с течением времени в зависимости от тенденций рождаемости, смертности и международной миграции.
Источник: CIA World Factbook — Эта страница последний раз обновлялась 7 декабря 2019 г.
.