ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ — это… Что такое ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ?
- ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
- объекты живой и неживой природы, искусственно созданные объекты их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступающие в качестве заданий психологических тестов [10, c. 327].
Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+.
М.Ю. Олешков, В.М. Уваров.
2006.
- ТЕСТАСОПОСТАВИМОСТЬ
- ТЕСТА ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ
Смотреть что такое «ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ» в других словарях:
Тест Равена — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Тест Векслера — (другие названия: шкала Векслера, тест интеллекта Векслера, WAIS, WISC) является одним из самых популярных тестов исследования интеллекта на западе (особенно в англоязычных странах). В нашей стране тест также широко известен, но популярность его… … Википедия
Метод портретных выборов (МПВ). Л. Сонди. Модификация Л. Н. Собчик — МПВ это тест 8 влечений Л. Сонди, к рый в новом, модифицированном варианте позволяет не только вывить индивидуально личностные особенности человека, но и определить его профессионально важные черты и деловые качества, рекомендовать набор наиболее … Психология общения. Энциклопедический словарь
Тест руки (hand test) — Т. р. проективная методика был впервые опубликован в 1962 г., и к настоящему времени накоплен обширный корпус данных, касающихся его нормирования и валидизации. Комментируя этот «впечатляющий объем исследований», Боуден отмечает, что «в отношении … Психологическая энциклопедия
Тест «Фотопортреты» — А. Г. Шмелев. Фототест стандартизованная компьютерная тестовая методика, предназначенная для измерения социально перцептивной (физиогномической) компетентности и способности к прогнозу личностных качеств людей по фотоизображению. Стимульный… … Психология общения. Энциклопедический словарь
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Методика «Цветовое зеркало отношений» — Г. Фрилинг. Модификация В. Н. Кононовой. Цветовое зеркало отношений проективная методика, предназначенная для индивидуальной и групповой психол. диагностики любого человека, начиная с возраста 4 лет. В индивидуальном режиме методика служит для… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Тест Роршаха — Одна из карточек с кляксами Тест Роршаха психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатр … Википедия
Роршаха тест — – один из первых проективных тестов, разработанный швейцарским психоаналитиком Г. Роршахом (1921). Существует чрезвычайно сложная формализованная система подсчёта и интерпретации ответов испытуемых на стимульный материал (пять ахроматических, два … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Розенцвейга тест — РОЗЕНЦВЕЙГА ТЕСТ (с. 515) проективная методика исследования личности. Предложена Саулом Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации (подробнее см. Фрустрация фрустрация). Стимульный материал теста состоит из 24… … Большая психологическая энциклопедия
Стимульный материал — Студопедия
Стимульный материал
Приложение 8
Субтест 8. Недостающие детали
Инструкция: «Я вам покажу несколько картинок, на которых не хватает некоторых деталей. Посмотрите на картинку и скажите, чего на ней не хватает, что нужно дорисовать».
Время на каждую картинку — 15 секунд. Оценка 1 балл за каждую правильную деталь. Фиксируется только первый ответ в пределах лимита времени. При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную отсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета, в других — менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, если он покажет ее, где она находится.
Верные ответы: 1-дверная ручка, 2-хвост, 3-переносица, 4-ручка у двери, 5-несоответствие в карте, 6-вода не льется, 7-дужка на переносице, 8-колок, 9-уключина, 10-резьба, 11-молот, 12-след от собаки, 13-Камчатка, 14-труба у корабля, 15-нога у краба, 16-отражение руки в зеркале, 17-палец на руке, 18-тень от человека, 19-стремена, 20-снег на дровах, 21-брови.
§
Задание 1
§
Задание 2
§
Задание 3
§
Задание 4
§
Задание 5
§
Задание 6
§
Задание 7
§
Задание 8
§
Задание 9
§
Задание 10
§
Задание 11
§
Задание 12
§
Задание 13
Задание 14
§
Задание 15
§
Задание 16
§
Задание 17
§
Задание 18
§
Задание 19
§
Задание 20
§
Задание 21
Приложение 9
Субтест 9. Кубики Косса
Субтест является модификацией теста Кооса. Начинать следует с совместной работы над первой моделью. Если испытуемый не справляется с заданием, следует показать процесс сборки рисунка, заем сломать рисунок и попросить испытуемого собрать рисунок снова. Если после этого испытуемый собирает рисунок в отведенное время, то результат оценивается в 2 балла, а не в 4. Аналогично поступают со вторым заданием. В послелующем испытуемый работает самостоятельно. После последовательных трех невыполнений исследование прекращается. Лимитирование времени приводится на бланке для экспериментального исследования. Максимальная оценка по субтесту — 48 баллов.
Стимульный материал
Развёртка кубика Коса
Задания:
Приложение 10
Субтест 10. Последовательные картинки
На обратной стороне картинок каждой серии отмечаются их последовательность при предъявлении (номер) и латинскими цифрами код. Эта информация существует только для экспериментатора. Вначале перед испытуемым раскладывается первая серия «Гнездо». Картинки кладутся в соответствии с номерами на обратной стороне. «Эти картинки расположены неправильно. Ваша задача расположить их в такой последовательности, чтобы у вас получился связанный рассказ». Помощь при составлении серий оказывается только в первых двух сериях, и тогда, в случае повторного верного расположения картинок испытуемым, количество баллов уменьшается до двух.
Лимитирование времени отмечено на бланке, а также код верного расположения картинок.
Стимульный материал.
(в масштабе 1:4)
Методика « память на числа»
Методика предназначена для оценки
кратковременной зрительной памяти, ее
объема и точности. Задание заключается
в том, что обследуемым демонстрируется
в течение 20 секунд таблица с двенадцатью
двузначными числами, которые нужно
запомнить и после того, как таблица
будет убрана, записать на бланке.
Инструкция: Вам
будет предъявлена таблица с числами.
Ваша задача заключается в том, чтобы
за 20 секунд запомнить как можно больше
чисел. Через 20 секунд таблицу уберут,
и Вы должны будете записать все те
числа, которые Вы запомнили.
Стимульный бланк.
13
91
47
39
65
83
19
51
23
94
71
87
Результат: оценка
кратковременной зрительной памяти
производится по количеству правильно
воспроизведенных чисел. Норма взрослого
человека — 7 и выше.
Примечание:
методика
удобна для группового тестирования,
так как процедура не занимает много
времени.
«Проба на ассоциативную память»
Инструкция: Обследуемому зачитываются 10 пар слов
с легко устанавливаемыми смысловыми
связями, затем повторяется первое слово
каждой пары, а обследуемый должен
назвать второе.
Стимульный материал:
река-море;
яблоко-груша;
гармонь-гитара;
утро-вечер;
брат-сестра;
золото-серебро;
пальто-шапка;
Стимульный материал МПДО | Psylist.net
Тип | Номер утверждения | МДЧ | ∑ | ||||||||||||
Г | 1 | 12 | 23 | 34 | 45 | 56 | 67 | 78 | 89 | 100 | 111 | 122 | 133 | 10 |
|
Ц | 2 | 13 | 24 | 35 | 46 | 57 | 68 | 79 | 90 | 101 | 112 | 123 | 134 | 8 |
|
Л | 3 | 14 | 25 | 36 | 47 | 58 | 69 | 80 | 91 | 102 | 113 | 124 | 135 | 9 |
|
А | 4 | 15 | 26 | 37 | 48 | 59 | 70 | 81 | 92 | 103 | 114 | 125 | 136 | 8 |
|
С | 5 | 16 | 27 | 38 | 49 | 60 | 71 | 82 | 93 | 104 | 115 | 126 | 137 | 8 |
|
Т | 6 | 17 | 28 | 39 | 50 | 61 | 72 | 83 | 94 | 105 | 116 | 127 | 138 | 9 |
|
И | 7 | 18 | 29 | 40 | 51 | 62 | 73 | 84 | 95 | 106 | 117 | 128 | 139 | 9 |
|
В | 8 | 19 | 30 | 41 | 52 | 63 | 74 | 85 | 96 | 107 | 118 | 129 | 140 | 9 |
|
Д | 9 | 20 | 31 | 42 | 53 | 64 | 75 | 86 | 97 | 108 | 119 | 130 | 141 | 9 |
|
Н | 10 | 21 | 32 | 43 | 54 | 65 | 76 | 87 | 98 | 109 | 120 | 131 | 142 | 10 |
|
К | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | 121 | 132 | 143 | 4 |
|
Тест МПДО (по Личко)
Инструкция: Вам предложен ряд утверждений. Прочитав внимательно каждое утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет. Если да, то отметьте номер этого утверждения на бланке ответов, если нет, просто пропустите этот номер. Чем точнее и искреннее будут ваши выборы, тем лучше вы узнаете ваш характер.
1.В детстве я был весёлым и неугомонным.
2.В младших классах я любил школу, а затем она начала меня тяготить.
3.В детстве я был таким же, как и сейчас : меня легко было огорчить, но и легко успокоить, развеселить
4.У меня часто бывает плохое самочувствие.
5.В детстве я был обидчивым и чувствительным.
6.Я часто опасаюсь, что с моей мамой может что-то случиться.
7.Моё настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
8.В детстве я был капризным и раздражительным.
9.В детстве я любил беседовать и играть со взрослыми.
10.Считаю, что самое важное – несмотря ни на что как можно лучше провести сегодняшний день.
11.Я всегда сдерживаю свои обещания, даже если это мне не выгодно.
12.Как правило, у меня хорошее настроение.
13.Недели хорошего самочувствия сменяются у меня неделями, когда и самочувствие, и настроение у меня плохие.
14.Я легко перехожу от радости к грусти и наоборот.
15.Я часто испытываю вялость, недомогание.
16.К спиртному я испытываю отвращение.
17.Избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и головной боли.
18.Мои родители не понимают меня и иногда кажутся мне чужими.
19.Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны.
20.Я не вижу у себя больших недостатков.
21.От нотаций мне хочется убежать подальше, но если не получается, молча слушаю, думая о другом.
22.Все мои привычки хороши и желательны.
23.Моё настроение не меняется от незначительных причин.
24.Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня предстоит сделать.
25.Я очень люблю своих родителей, привязан к ним, но, бывает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь.
26.Периодами я чувствую себя бодрым, периодами – разбитым.
27.Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях.
28.Моё отношение к будущему часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
29.Я люблю заниматься чем-нибудь интересным в одиночестве.
30.Почти не бывает, чтобы незнакомый человек сразу внушил мне симпатию.
31.Люблю одежду модную и необычную, которая привлекает взоры.
32.Больше всего люблю сытно поесть и хорошо отдохнуть.
33.Я очень уравновешен, никогда не раздражаюсь и ни на кого не злюсь.
34.Я легко схожусь с людьми в любой обстановке.
35.Я плохо переношу голод – быстро слабею.
36. Одиночество я переношу легко, если оно не связано с неприятностями.
37.У меня часто бывает плохой, беспокойный сон.
38.Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем мне хотелось бы.
39.Я часто тревожусь по поводу различных неприятностей, которые могут произойти в будущем, хотя повода для этого нет.
40.Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не прошу помощи.
41.Сильно переживаю замечания и отметки, которые меня не удовлетворяют.
42.Чаще всего я свободно чувствую себя с новыми, незнакомыми сверстниками, в новом классе, лагере труда и отдыха.
43.Как правило, я не готовлю уроки.
44.Я всегда говорю взрослым только правду.
45.Приключения и риск меня привлекают.
46.К знакомым людям я быстро привыкаю, незнакомые могут меня раздражать.
47.Моё настроение прямо зависит от моих школьных и домашних дел.
48.Я часто устаю к концу дня, причём так, что кажется – совсем не осталось сил.
49.Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.
50.Я много раз проверяю, нет ли ошибок в моей работе.
51. У моих приятелей бывает ошибочное мнение, будто бы я не хочу с ними дружить.
52.Бывают иногда дни, когда я без причины на всех сержусь.
53 Я могу сказать о себе, что у меня хорошее воображение.
54.Если учитель не контролирует меня на уроке, я почти всегда занимаюсь чем-нибудь посторонним.
55.Мои родители никогда не раздражают меня своим поведением.
56.Я могу легко организовать ребят для работы, игр, развлечений.
57.Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях.
58.Бывает, что я сильно радуюсь, а потом сильно огорчаюсь.
59.Иногда я делаюсь капризным и раздражительным, а вскоре жалею об этом.
60.Я чрезмерно обидчив и чувствителен.
61.Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю.
62.Я почти не бываю полностью откровенным, как с приятелями, так и с родными.
63.Рассердившись, я могу начать кричать, размахивать руками, а иногда и драться.
64.Мне часто кажется, что при желании я мог бы стать актёром.
65.Мне кажется, что тревожиться о будущем бесполезно – всё само собой образуется.
66.Я всегда справедлив в отношениях с учителями, родителями, друзьями.
67.Я убеждён, что в будущем исполнятся все мои планы и желания.
68.Иногда бывают такие дни, что жизнь мне кажется тяжелей, чем на самом деле.
69.Довольно часто моё настроение отражается в моих поступках.
70.Мне кажется, что у меня много недостатков и слабостей.
71.Мне бывает тяжело, когда я вспоминаю о своих маленьких ошибках.
72.Часто всякие размышления мешают мне довести начатое дело до конца.
73.Я могу выслушать критику и возражения, но стараюсь всё равно всё сделать по-своему.
74.Иногда я могу так разозлиться на обидчика, что мне трудно удержаться, чтобы тут же не побить его.
75.Я практически никогда не испытываю чувства стыда или застенчивости.
76.Не испытываю стремления к занятиям спортом или физкультурой.
77.Я никогда не говорю о других дурно.
78.Люблю всякие приключения, охотно иду на риск.
79.Иногда моё настроение зависит от погоды.
80.Новое для меня приятно, если обещает для меня что-то хорошее.
81.Жизнь кажется мне очень тяжёлой.
82.Я часто испытываю робость перед учителями и школьным начальством.
83.Закончив работу, я долго волнуюсь по поводу того, что мог сделать что-то неверно
84.Мне кажется, что другие меня не понимают.
85.Я часто огорчаюсь из-за того, что, рассердившись, наговорил лишнего.
86.Я всегда сумею найти выход из любой ситуации.
87.Люблю вместо школьных занятий сходить в кино или просто прогулять уроки.
88.Я никогда не брал в доме ничего без спроса.
89.При неудаче ч могу посмеяться над собой.
90.У меня бывают периоды подъёма, увлечений, энтузиазма, а потом может наступить спад, апатия ко всему.
91.Если мне что-то не удаётся, я могу отчаяться и потерять надежду.
92.Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.
93.Иногда я могу расплакаться, если читаю грустную книгу или смотрю грустный фильм.
94.Я часто сомневаюсь в правильности своих поступков и решений.
95.Часто у меня возникает чувство, что я оказался ненужным, посторонним.
96.Столкнувшись с несправедливостью, я возмущаюсь и сразу же выступаю против неё.
97.Мне нравится быть в центре внимания, например, рассказывать ребятам разные забавные истории.
98.Считаю, что лучшее времяпрепровождения – это когда ничего не делаешь, просто отдыхаешь.
99.Я никогда не опаздываю в школу или ещё куда-нибудь.
100.Мне неприятно оставаться долго на одном месте.
101.Иногда я так расстраиваюсь из-за ссоры с учителем или сверстниками, что не могу пойти в школу.
102.Я не умею командовать над другими.
103.Иногда мне кажется, что я тяжело и опасно болен.
104.Не люблю всякие опасные и рискованные приключения.
105.У меня часто возникает желание перепроверить работу, которую я только что выполнил.
106.Я боюсь, что в будущем могу остаться одиноким.
107.Я охотно выслушиваю наставления, касающиеся моего здоровья.
108.Я всегда высказываю своё мнение, если что-то обсуждается в классе.
109.Считаю, что никогда не надо отрываться от коллектива.
110.Вопросы, связанные с полом и любовью, меня совершенно не интересуют.
111.Всегда считал, что для интересного, заманчивого дела все правила можно обойти
112.Мне иногда бывают неприятны праздники.
113.Жизнь научила меня быть не слишком откровенным даже с друзьями.
114.Я ем мало, иногда подолгу вообще ничего не ем.
115.Я очень люблю наслаждаться красотой природы.
116.Уходя из дому, ложась спать, я всегда проверяю: выключен ли газ, электро-
приборы, заперта ли дверь.
117.Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам, интересам.
118.Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
119.Если я кого-то не уважаю, мне удаётся вести себя так, что он этого не замечает.
120.Лучше всего проводить время в разнообразных развлечениях.
121.Мне нравятся все школьные предметы.
122.Я часто бываю вожаком в играх.
123.Я легко переношу боль и физические страдания.
124.Я всегда стараюсь сдерживаться, когда меня критикуют или когда мне возражают.
125.Я слишком мнителен, беспокоюсь обо всём, особенно часто – о своём здоровье.
126.Я редко бываю беззаботно весёлым.
127.Я часто загадываю себе различные приметы, и стараюсь строго следовать им, чтобы всё было хорошо.
128.Я не стремлюсь участвовать в жизни школы и класса.
129.Иногда я совершаю быстрые, необдуманные поступки, о которых потом сожалею.
130.Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать деньги будет трудно.
131.Учёба меня тяготит, и если бы меня не заставляли, я вообще бы не учился.
132.У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.
133.У меня часто бывает настолько хорошее настроение, что у меня спрашивают, отчего я такой весёлый.
134.Иногда у меня настроение бывает настолько плохим, что я начинаю думать о смерти.
135.Малейшие неприятности слишком огорчают меня.
136.Я быстро устаю на уроках и становлюсь рассеянным.
137.Иногда я поражаюсь грубости и невоспитанности ребят.
138.Учителя считают меня аккуратным и старательным.
139.Часто мне приятней поразмышлять наедине, чем проводить время в шумной компании.
140.Мне нравится, когда мне подчиняются.
141.Я мог бы учиться значительно лучше, но наши учителя и школа не способствуют этому.
142.Не люблю заниматься делом, требующим усилий и терпения.
143.Я никогда никому не желал плохого.
Стимульный материал
Количество просмотров публикации Стимульный материал — 3959
Стимульный материал
Задания и оценки
Прямой счет:
Первая серия | Вторая серия | Оценка |
5 8 2 | 6 9 4 | |
6 4 3 9 | 7 2 8 4 | |
4 2 7 3 1 | 7 5 8 3 6 | |
6 1 9 4 7 3 | 3 9 2 4 8 7 | |
5 9 1 7 4 2 8 | 4 1 7 9 3 8 6 | |
5 8 1 9 2 6 4 7 | 3 8 2 9 5 1 7 4 | |
2 7 5 3 6 2 5 8 4 | 7 1 3 9 4 2 5 6 8 |
Обратный счет:
Первая серия | Вторая серия | Оценка |
2 4 | 5 8 | |
6 2 9 | 4 1 5 | |
3 2 7 9 | 4 9 6 8 | |
1 5 2 8 6 | 6 1 8 4 3 | |
5 3 9 4 1 8 | 7 2 4 8 5 6 | |
8 1 2 9 3 9 5 | 7 2 8 1 9 6 5 | |
9 4 3 7 6 2 5 8 | 4 7 3 9 1 9 8 2 |
Приложение 6
Субтест 6. Словарный
Начинать можно с объяснения 4 слова. За первые три в кредит дается по 2 балла. В случае невозможности истолкования слов, можно вернуться к началу субтеста.
— кровать, корабль, деньги, зима, ремонт, завтрак, фабрика, деталь, собрание, скрывать, огромный, спешить, приговор, регулировать, начинать, обдумывать, пещера, обозначать, домашний, расходовать, заканчивать, препятствовать, раскаяние, храм, несравненный, сопротивляющийся, бедствие, стойкость, спокойный, здание, жалость, осязаемый, смелый, периметр, зловещий, тирада, загромождать, плагиат, прокалывать, пародия.
Ответы оцениваются:
— 2 балла: хороший синоним, основное использование слова в словарном фонде языка, одно из нескольких определений; общая классификация, к которой принадлежит слово; несколько правильных описательных свойств, которые в совокупности отражают характер понимания слова;
— 1 балл: правильные ответы, но бедные по содержанию; неясный или недостаточно точный синоним; второстепенное использование слова в языке;
— 0 баллов: очевидные неправильные ответы; отсутствие реального понимания вопроса даже после повторения его экспериментатором, в силу чего типичны ошибки подмены раскрытия значения слова включением его в конкретную ситуацию.
Субтест выявляет словарный запас, культуру речи и мышления. Так как ответ должен достаточно полным, выполнение этого задания требует от испытуемого особой дисциплинированности мышления.
Приложение 7
Субтест 7. Шифровка
Перед испытуемым кладется лист протокола и говорится:» Посмотрите на задание. Вы видите двойные клетки. В каждой клетке написана цифра, а под ней знак. Для каждой цифры свой знак. Теперь внизу, где под цифрами пустые клетки, нужно расставить соответствующие знаки по образцу». Дать возможность потренироваться до жирной линии, а затем испытуемый работает самостоятельно в течение 90 сек.
Приложение 8
Субтест 8. Недостающие детали
Инструкция: «Я вам покажу несколько картинок, на которых не хватает некоторых деталей. Посмотрите на картинку и скажите, чего на ней не хватает, что нужно дорисовать».
Время на каждую картинку — 15 секунд. Оценка 1 балл за каждую правильную деталь. Фиксируется только первый ответ в пределах лимита времени. При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную отсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета͵ в других — менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, в случае если он покажет ее, где она находится.
Верные ответы: 1-дверная ручка, 2-хвост, 3-переносица, 4-ручка у двери, 5-несоответствие в карте, 6-вода не льется, 7-дужка на переносице, 8-колок, 9-уключина, 10-резьба, 11-молот, 12-след от собаки, 13-Камчатка, 14-труба у корабля, 15-нога у краба, 16-отражение руки в зеркале, 17-палец на руке, 18-тень от человека, 19-стремена, 20-снег на дровах, 21-брови.
Читайте также
Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).
Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет
Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет
Предлагаемые задания для диагностики развития внимания можно… [читать подробнее].
Тест зрительной и слуховой памяти
Тест Мейли. Методика K. Meili (1961) используется для исследования зрительной и слуховой памяти детей в возрасте 7–14 лет (и взрослых). Тестирование состоит из двух этапов (см. табл.). На первом этапе исследуется способность к… [читать подробнее].
Лев и Лиса
Лекарство
Образцы рассказав
СТИМУЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОПИСАНИЕ МЕТОДИК
Заболела Танина мама. Врач прописал ей горькое лекарство. Девочка видит, что мама пьет его через силу, и говорит: «Мама, дай я выпью… [читать подробнее].
Обработка результатов теста
Ключ к тесту
Стимульный материал
Методика определения кратковременной памяти
Стимульный материал.
Оценка кратковременной зрительной памяти… [читать подробнее].
Набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены в красный, зеленый и желтый цвета по следующему расчету (см. табл. 1). Три грани кубика, окрашенные в один цвет, должны составлять трехгранный угол, примыкать к одной вершине. Две грани кубика, окрашенные в один… [читать подробнее].
Рука:
Лицо:
Слон:
Человек:
Список использованной литературы:
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. -512с.
2. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М. и др. Руководство к применению Группового интеллектуального теста… [читать подробнее].
1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).
2. (Квадрат 4). Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).
3. (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя… [читать подробнее].
Внимание
Методики для исследования познавательной сферы личности
Приложение 1
1.Методика «Расстановка чисел»
Методика предназначена для оценки произвольного внимания (в том числе для подросткового и юношеского возраста). Рекомендуется… [читать подробнее].
Инструкция
Выберите те варианты утверждений, которые соответствуют Вашим взглядам на конфликтную ситуацию.1.а) иногда я предоставляю возможность другим людям взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
б) прежде, чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я… [читать подробнее].
Стимульный материал
А.Заучивание 20 слов.
Память
1. Тест «Долговременная память»
Цель теста -определение объема кратковременной и долговременной памяти. Тест может использоваться, начиная с подросткового возраста.Ход работы:Экспериментатор… [читать подробнее].
Тематический апперцептивный тест — Psylab.info
Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики
Описание методики
Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц — чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации (более подробное описание и инструкции будут приведены ниже).
В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ, как правило, не оправдывает затраченных усилий. Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).
История создания методики
Тематический апперцептивный тест был впервые описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии «Исследование личности» Г.Мюррея. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году.
Адаптации и модификации методики
О ТАТ можно говорить по меньшей мере в двух значениях. В узком значении — это конкретная диагностическая техника, разработанная Г.Мюрреем, в широком значении — это метод личностной диагностики, воплощением которого является не только тест Мюррея, но и целый ряд его вариантов и модификаций, разработанных позднее, как правило, для более частных и узких диагностических или исследовательских задач.
Варианты ТАТ для разных возрастных групп
Наиболее известной методикой из этой группы является Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака. Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтенных в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3—10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Экспериментальные данные, однако, опровергли это допущение, и Беллак, хотя и не сразу согласившийся с его критикой, создал в 1966 году параллельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н).
Сравнительные исследования не обнаружили существенных различий между результатами по «звериной» и «человеческой» формам теста. Замена звериных фигур человеческими снижает степень неоднозначности изображений. Сам Беллак считает высокую степень неопределенности безусловным плюсом, однако некоторыми авторами это мнение оспаривается. Для обработки Детского апперцептивного теста Беллак использует те же основные категории, что и при обработке ТАТ, подчеркивая, что там, где это возможно, тест должен даваться не как тест, а как игра.
Мичиганский рисуночный тест (МРТ) предназначен для детей 8—14 лет. Он состоит из 16 таблиц, изображающих реалистические ситуации (одна таблица — чистое белое поле). Как и в ТАТ Мюррея, часть таблиц МРТ (8) предъявляется обследуемым обоего пола, а часть различна для мальчиков и девочек (по 4). Основной предмет диагностики: девять проблемных областей, такие как конфликты в семье, в школе, конфликты с авторитетами, проблемы агрессии и т.п. В отличие от ТАТ, картины МРТ более реалистичны и не содержат чрезмерной неопределенности. Индекс напряженности, высчитываемый по результатам теста, значимо различается у нормально адаптированных и дезадаптированных детей. Как и CAT, MPT обладает достаточно хорошими психометрическими характеристиками, хотя он не считается в достаточной мере объективным.
Тест рассказов по рисункам П.Саймондса (SPST) был создан в 1948 году и предназначен для тестирования подростков от 12 до 18 лет; первоначально разрабатывался в исследовательских целях. Включает 20 таблиц с изображениями релевантных ситуаций. Обработка результатов опирается на оценку сравнительной частоты разных тем. Этот тест не получил широкого применения. Сами изображения выглядят явно устаревшими; отсутствуют данные о каких-либо преимуществах теста Саймондса перед ТАТ Мюррея. Дж. Каганом высказывалось мнение о том, что оптимальным для обследования подростков был бы смешанный тест, включающий в себя отдельные картины из ТАТ Мюррея, МРТ и SPST.
Варианты для пожилого возраста. В семидесятые годы были предприняты попытки создать версии ТАТ для пожилых людей: геронтологический апперцептивный тест (GAT) Уолка и Уолка и апперцептивный тест для старшего возраста (SAT) Л.Беллака и С.Беллак. Оба эти теста в целом не оправдали ожиданий; оказалось, что изображение пожилых людей на картинках не повышает их диагностической ценности.
Рисованный апперцептивный тест (РАТ) разработан в 1974 году Собчик в целях изучения механизмов проекции в упрощенном варианте в сравнении с оригинальной методикой. При этом используются гораздо более примитивные (а значит, и универсальные) картинки в качестве стимульного материала. PAT является модификацией ТАТ в том смысле, что идеи проекции и идентификации, лежащие в основе мюрреевского теста, нашли свое применение и в новой методике.
Варианты TAT для разных этнокультурных групп
ТАТ С.Томпсона для афроамериканцев (Т-ТАТ). Т-ТАТ был создан в 1949 году в качестве параллельного варианта ТАТ Мюррея, предназначенного для обследования американцев негритянского происхождения. Томпсон исходил из предположения о том, что им легче будет идентифицироваться с негроидными персонажами. 10 таблиц ТАТ Мюррея были переделаны соответствующим образом, одна исключена, другие сохранены без изменений. Имеющиеся данные достаточно противоречивы, но в целом не подтверждают гипотезу о преимуществах этого варианта при работе с афроамериканцами. Вместе с тем общепризнано, что этот тест полезен для изучения расистских установок и стереотипов у людей как белого, так и черного цвета кожи.
ТАТ для африканцев. Эта методика отличается от Т-ТАТ содержанием картин, ориентированным на традиционную африканскую культуру в той мере, в какой можно обобщенно говорить о таковой. Последнее обстоятельство отмечалось критиками, подчеркивающими существование культурных различий между отдельными регионами, народами и племенами, вследствие чего для одних предложенная версия будет более, а для других менее адекватна. Набор включает в себя 22 таблицы, из них по 8 для мужчин и женщин и 6 общих. При проведении считается необходимым, чтобы экспериментатором был также африканец, в противном случае ответы будут стереотипно-ролевыми. Порядку предъявления таблиц придается мало значения. Обследование завершается опросом, в ходе которого, в частности, обследуемые должны припомнить картины — то, какие именно картины воспроизведены, считается диагностически значимым. Южноафриканский тест анализа рисунков (SAPAT) предназначен для детей от 5 до 13 лет. Материалы теста включают 12 картин, на которых действуют не только обыкновенные люди, но и короли и королевы, гномы, эльфы и феи, а также очеловеченные животные. Оправданность такого построения теста вызывает сомнения, хотя авторы теста П.Нел и А.Пелсер исходили из данных опроса детей.
Имеются сведения о версиях ТАТ, разработанных для американских индейцев, жителей Кубы, индийцев, японцев, китайцев и др. Семенофф в своей книге подробно разбирает методологические проблемы, связанные с использованием ТАТ в разных культурах.
Варианты ТАТ для решения разных прикладных задач
Профессиональный апперцептивный тест (VAT) включает в себя 8 таблиц в мужском варианте и 10 — в женском с изображением ситуаций профессиональной деятельности. Схема обработки предполагает выявление индикаторов мотивов и установок, релевантных пяти профессиональным сферам. Тест имеет удовлетворительные психометрические характеристики.
Тест групповой проекции (TGP) включает в себя 5 таблиц и предназначен для оценки групповой динамики. Члены группы должны совместно составлять рассказы по таблицам. Достоинства этого теста неочевидны и не имеют какого-либо эмпирического подтверждения. Тест семейных установок Л.Джексон (TFA) предназначен для детей от 6 до 12 лет. Варианты для мальчиков и девочек полностью различны и включают в себя по 7 таблиц с изображениями критических семейных ситуаций. Интерпретация результатов довольно свободная, сколько-нибудь формализованная система обработки отсутствует, равно как и данные по валидности и надежности.
Индикатор семейных отношений (FRI) разработан в русле семейной психиатрии. Набор состоит из 40 таблиц, однако их отбор в конкретной ситуации обследования зависит не только от пола обследуемого, но и от структуры семьи (сын/дочь, сын и дочь). Цель методики — получить по возможности более полное описание отношений в семье. Изображения не натуралистичны, а схематизированы. Данные по надежности и валидности недостаточны; однако мнения по поводу теста в целом расходятся.
Школьный апперцептивный метод (SAM) включает 22 рисунка с изображениями типичных школьных ситуаций и предназначен для школьных психологов. Данные по надежности и валидности отсутствуют, что вызывает сомнения в преимуществах теста перед другими методиками.
Учебный апперцептивный тест (EAT) отличается от предыдущего тем, что в нем использованы натуралистические фотографии, причем круг охваченных тем несколько уже. В то же время нет никаких данных, позволяющих сравнить его с SAM или другими тестами.
Тест школьной тревоги (SAT) включает в себя 10 таблиц, охватывающих пять возможных классов тревоги в школьных ситуациях. Подбор картин делался на основе экспертных оценок. Автор теста Е.Хусляйн положительно оценивает его надежность и валидность, однако необходимы дополнительные подтверждения.
Варианты ТАТ для измерения отдельных мотивов
В данном разделе речь идет о наиболее стандартизированных вариантах ТАТ, разработанных в русле интеракционистской парадигмы и предназначенных для измерения выраженности отдельных мотивационных диспозиций. Эта группа методов обладает существенно более высокими показателями валидности и надежности по сравнению как с ТАТ Мюррея, так и со всеми другими его модификациями.
ТАТ для диагностики мотивации достижения Д.Мак-Клеланда является первой и наиболее известной из методик этой группы. Материал теста включает в себя четыре слайда, изображающих ситуации, связанные с тематикой достижения. Два из них заимствованы из ТАТ Мюррея, два созданы дополнительно. Методика может предъявляться в групповом режиме. Испытуемые должны написать по каждой картине рассказ, ответив в нем на четыре вопроса:
- 1) Что происходит на картине, кто изображенные на ней люди?
- 2) Что привело к этой ситуации?
- 3) Каковы мысли, желания людей, изображенных на картине?
- 4) Что произойдет потом?
Рассказы анализируются с точки зрения присутствия в них признаков темы достижения. В число этих признаков входят потребность достижения, позитивные и негативные целевые ожидания (антиципации), инструментальная активность, направленная на достижение цели, внутренние и внешние препятствия, внешняя поддержка, позитивные и негативные эмоциональные состояния, возникающие вследствие успеха или неудачи, общая тема достижения. За каждый из этих признаков засчитывается по одному баллу; сумма баллов определяет общую выраженность потребности в достижении. С помощью этой методики, не претендующей на статус теста, было получено много разнообразных результатов, которые подтверждают ее богатые возможности и психометрическую обоснованность.
ТАТ для диагностики мотивации достижения Х.Хекхаузена отличается от варианта Д.Мак-Клеланда тем, что Х.Хекхаузен теоретически и экспериментально разделил в мотивации достижения две независимые тенденции: надежду на успех и боязнь неудачи. Методика Х.Хекхаузена включает в себя 6 картин; инструкция носит более нейтральный характер. Для каждой из двух мотивационных тенденций выделена своя система диагностически значимых категорий, которые частично совпадают с категориями системы Д.Мак-Клеланда.
Известны также формализованные версии ТАТ для диагностики мотивации власти (Д.Уинтер), аффилиации (Дж.Аткинсон) и некоторых других. У нас в стране была разработана схема для диагностики альтруистических установок личности на основе стандартного ТАТ.
Процедура проведения
Ситуация и атмосфера проведения обследования
Полное обследование с помощью ТАТ редко занимает меньше 1,5—2 часов и, как правило, разбивается на два сеанса, хотя возможны и индивидуальные вариации. При сравнительно коротких рассказах с небольшим латентным временем все 20 рассказов могут уложиться в час — час с небольшим (1 сеанс). Возможна и обратная ситуация — долгие размышления и длинные рассказы, когда двух сеансов оказывается недостаточно, и приходится устраивать 3—4 встречи. Во всех случаях, когда число сеансов больше одного, между ними делается интервал в 1—2 дня. При необходимости интервал может быть больше, но не должен превышать одной недели. При этом обследуемый не Должен знать ни общее количество картин, ни то, что при следующей встрече ему предстоит продолжение той же работы — в противном случае он бессознательно будет готовить заранее сюжеты для своих рассказов. В начале работы психолог заранее выкладывает на стол (изображением вниз) не более 3—4 таблиц и затем по мере необходимости достает таблицы по одной в заранее приготовленной последовательности из стола или сумки. На вопрос о числе картин дается уклончивый ответ; вместе с тем перед началом работы обследуемый должен быть настроен на то, что она продлится не менее часа. Нельзя разрешать обследуемому проглядывать заранее другие таблицы.
При проведении обследования в два сеанса обычно процедура делится на две равные части по 10 картин, хотя это не обязательно. Необходимо учитывать усталость обследуемого, снижение мотивации к выполнению задания. В любом случае независимо от числа сеансов категорически не рекомендуется прерывать обследование перед таблицами 13, 15 и 16 — очередной сеанс не должен начинаться с какой-либо из них.
Общая ситуация, в которой проводится обследование, должна отвечать трем требованиям: 1. Должны быть исключены все возможные помехи. 2. Обследуемый должен чувствовать себя достаточно комфортно. 3. Ситуация и поведение психолога не должны актуализировать у обследуемого каких-либо мотивов и установок.
Первое требование подразумевает, что обследование должно проводиться в отдельном помещении, в которое никто не должен входить, не должен звонить телефон и как психолог так и обследуемый не должны никуда спешить. Обследуемый не должен быть усталым, голодным или под влиянием аффекта.
Второе требование подразумевает, во-первых, что обследуемый должен сидеть в удобном для него положении. Оптимальное положение психолога — сбоку, так, чтобы обследуемый видел его периферическим зрением, но не заглядывал в записи. Считается оптимальным проведение обследования вечером после ужина, когда человек несколько расслабляется и ослабевают механизмы психологической защиты, обеспечивающие контроль над содержанием фантазий. Перед началом работы с ТАТ хорошо провести какую-нибудь короткую и занимательную методику, которая поможет обследуемому втянуться в работу, например, рисунок несуществующего животного (Дукаревич, Яныиин, 1990) или краткий отборочный тест (Бузин, 1992). Во-вторых, психолог своим поведением должен создавать атмосферу безусловного принятия, поддержки, одобрения всего, что говорит обследуемый, избегая при этом направлять его усилия в определенное русло. С.Томкинс, говоря о решающем значении контакта с обследуемым для успешности обследования, указывает на индивидуальные особенности, которые психолог должен иметь в виду: «Некоторые из обследуемых нуждаются в уважении, другие в симпатии и поддержке их творческих усилий. Есть люди, лучше всего реагирующие на доминантное поведение экспериментатора, но другие реагируют на это проявлением негативизма или полным уходом из ситуации. Если обследуемый находится в состоянии острой тревоги или в ином остром состоянии, тестирование противопоказано, поскольку рассказы будут отражать лишь его актуальную проблему…» {Tomkins, 1947, с.23). В любом случае рекомендуется чаще (в разумных пределах) хвалить и ободрять обследуемого, избегая при этом конкретных оценок или сравнений. «Важно, чтобы обследуемый имел основания ощущать атмосферу сочувствия, внимание, добрую волю и понимание со стороны экспериментатора» {Murray, 1943, с.З). Л.Беллак использует для характеристики контакта диагноста с обследуемым понятие раппорта: «это означает, что диагност должен проявлять интерес, но этот интерес не должен быть чрезмерным; обследуемый не должен чувствовать себя средством удовлетворения любознательности психолога. Психолог должен быть дружелюбным, но не чрезмерно, чтобы не вызвать у обследуемого гетеросексуальную или гомосексуальную панику. Наилучшая атмосфера — та, в которой пациент чувствует, что они вместе с психологом всерьез занимаются вместе чем-то важным, что поможет ему, а вовсе не угрожает».
Третье требование подразумевает необходимость избегать актуализации в ситуации обследования каких-либо специфических мотивов. Не рекомендуется апеллировать к способностям обследуемого, стимулировать его честолюбие, проявлять выраженную позицию «эксперта-человековеда», доминантность. Профессиональная квалификация психолога должна вызывать доверие к нему, но ни в коем случае не ставить его «над» обследуемым. При работе с обследуемым противоположного пола важно избегать бессознательного кокетства, стимулирования сексуального интереса. Все эти нежелательные влияния, как отмечалось в начале этой главы, способны заметно исказить результаты.
Инструкция
Работа с ТАТ начинается с предъявления инструкции. Обследуемый удобно сидит, настроившись работать по меньшей мере час-полтора, несколько таблиц (не более 3—4) лежат наготове изображением вниз. Инструкция состоит из двух частей. Первая часть инструкции должна зачитываться дословно наизусть, причем два раза подряд, невзирая на возможные протесты обследуемого. Текст первой части инструкции:
«Я буду показывать Вам картины, Вы посмотрите на картину и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет, историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказике упомянуть. Вы скажете, что, по-Вашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того, скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете, что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того надо сказать, что чувствуют люди, изображенные на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства. И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассуждения, воспоминания, мысли, решения».
Эту часть инструкции нельзя изменять (за исключением формы обращения к обследуемому — на «вы» или на «ты», — которая зависит от конкретных отношений между ним и психологом). М.З.Дукаревич, которой принадлежит этот вариант инструкции, комментирует его следующим образом. Формула «отталкиваясь от нее» важна в связи с тем, что наша система школьного образования приучает нас сочинять рассказы по картинкам, здесь же задание принципиально иное — не расшифровывать то, что заложено в изображении, а, отталкиваясь от него, вообразить нечто. Слово «рассказик» намеренно употребляется с уменьшительным суффиксом, чтобы снять ассоциации с рассказом как литературной формой и тем самым принизить значимость задания, ослабить внутреннюю напряженность, которая может возникать у обследуемого. С этой же целью дается синонимический ряд «рассказик, сюжет, историю». В зависимости от своих индивидуальных особенностей обследуемый может связать смысл задания с любым из этих трех слов, что избавляет от риска неправильного понимания смысла задания, возможного в том случае, если ограничиться любым одним обозначением.
Инструкция содержит выделение пяти моментов, которые должны присутствовать в рассказах: 1) момент (настоящее), 2) прошлое, 3) будущее, 4) чувства, 5) мысли. Многословность инструкции и большое число связующих и разделительных оборотов служат цели четко разграничить эти 5 моментов, избежав при этом нумерации: «во-первых, во-вторых и т.п.» Инструкция предполагает возможность свободно варьировать порядок изложения. Каждый из этих пяти моментов также задан в виде синонимического ряда, допускающего широкий спектр индивидуальных интерпретаций и тем самым способствующего проекции на содержание рассказов индивидуального образа мира и индивидуальных способов переработки информации. Так, например, ряд «до этого момента, в прошлом по отношению к нему, раньше» открывает возможность говорить как о непосредственном прошлом, измеряемом часами или минутами, так и об отдаленном, даже историческом прошлом. То же относится к будущему и остальным пунктам инструкции. Например, одному ничего не говорит слово «эмоции», зато понятно слово «чувства», для Другого слово «чувства» относится к чему-то возвышенному, зато слово «переживания» вполне употребительно, для третьего же слово «переживания» обязательно означает что-то конфликтное, болезненное, а вот слово «эмоции» более нейтрально. Разные слова имеют для разных людей Разный личностный смысл. Употребление синонимических рядов позволяет избежать излишней смысловой однозначности ситуации для обследуемого и способствует тем самым проекции его собственных смыслов.
После повторения дважды первой части инструкции следует своими словами и в любом порядке сообщить следующее (вторая часть инструкции):
- «правильных» или «неправильных» вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции, хорош;
- рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать сразу говорить первое, что придет в голову, а изменения или поправки можно ввести потом, если будет в этом нужда;
- литературная обработка не требуется, литературные достоинства рассказов оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь. Какие-то частные вопросы можно будет задать по ходу. Последний пункт не вполне соответствует истине, поскольку в действительности логика рассказов, лексика и т.п. входят в число значимых диагностических показателей.
После того, как обследуемый подтвердит, что он понял инструкцию, ему дается первая таблица. В том случае, если какие-то из пяти основных пунктов (например, будущее или мысли героев) будут отсутствовать в его рассказе, то основную часть инструкции следует повторить еще раз. То же самое можно сделать еще раз после второго рассказа, если и в нем будет упомянуто не все. Начиная с третьего рассказа инструкция больше не напоминается, а отсутствие в рассказе тех или иных моментов рассматривается как диагностический показатель. Если обследуемый будет задавать вопросы типа «Все ли я сказал?», то на них следует отвечать: «Если Вы считаете, что все, то рассказ закончен, переходите к следующей картинке, если считаете, что нет, и что-то нужно добавить, то добавьте». Такая конструкций должна присутствовать во всех ответах психолога на вопросы обследуемого: проговариваются все альтернативы. Иная форма ответа будет подталкивать обследуемого к определенному решению, что нежелательно.
После окончания первого и второго рассказов следует спросить у обследуемого, не было ли других вариантов. Вопрос задается обязательно в прошедшем времени, чтобы обследуемый не воспринял его как задание. Если варианты были, их следует записать. После этого стоит переспросить об этом еще раз через некоторое время, пропустив несколько рассказов, и уже больше к этому не возвращаться.
При возобновлении работы в начале второго сеанса необходимо спросить у обследуемого, помнит ли он, что нужно делать, и попросить его воспроизвести инструкцию. Если он правильно воспроизводит основные 5 пунктов, то можно начинать работать. Если какие-то моменты оказываются пропущены, необходимо напомнить «Вы забыли еще…», и после этого приступить к работе, более не возвращаясь к инструкции.
Мюррей предлагает давать на втором сеансе измененную инструкцию с усиленным акцентом на свободе воображения: «Ваши первые десять рассказов были прекрасны, но Вы слишком ограничивали себя обыденной жизнью. Хотелось бы, чтобы Вы отвлеклись от нее и дали большую свободу своему воображению». Давать такую дополнительную инструкцию имеет смысл в том случае, если действительно первые рассказы отличались явной зажатостью и скудостью воображения. В противном случае она может сыграть негативную роль. Здесь, как и во всех других случаях, необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности обследуемого.
Специальные инструкции требуются при работе с таблицей 16 (чистое белое поле). Нередко она не смущает обследуемого, и он без дополнительных инструкций дает полноценный рассказ. В этом случае единственное, что следует сделать — это по окончании рассказа попросить представить другую ситуацию и сочинить еще один рассказ. Когда и он будет завершен, следует попросить сделать то же самое в третий раз. Дело в том, что таблица 16 выявляет актуально значимые проблемы обследуемого. Однако в том случае, если работают механизмы психологической защиты» препятствующие свободному проявлению в этом рас сказе личностных проблем, то эта актуальная проблематика в первом сюжете вытесняется, а во втором и особенно в третьем проявляется наиболее ярко. Если защита не настолько сильна, то наиболее информативным будет первый вариант.
Обследуемый может после некоторой паузы начать абстрактно-философские рассуждения о белом свете или о таких вещах как свет, чистота и т.п. В этом случае, когда он кончит эти рассуждения, ему следует сказать: «Дело не в том, что это белое, чистое и т.д., а в том, что Вы можете представить себе на этом месте любую картину, и дальше работать с ней как с остальными. Что Вы здесь представляете себе?» Когда обследуемый даст описание ситуации, его следует попросить составить рассказ. Если он начнет сразу с рассказа, после его окончания следует попросить обследуемого описать воображаемую картину, послужившую основой для рассказа. Следует пресекать попытки представить на белом поле какую-то известную, реально существующую картину. «Это Репин, а Вы сочините свое — что бы Вы изобразили, если бы были художником». В этом случае также требуются три варианта рассказов, причем философствования на тему белого цвета в счет не идут.
Возможна, наконец, реакция удивления или даже возмущения: «Здесь же ничего не изображено!», «Что же мне рассказывать!». В этом случае следует выждать некоторое время, и если обследуемый не начнет составлять рассказ по придуманной картине
Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса
Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики
Описание методики
Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей
социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования
каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого
отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный
методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.
В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано
применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как
например, 2″ — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе.
Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:
- «Адаптация»;
- «Приятие других»;
- «Интернальность»;
- «Самовосприятие»;
- «Эмоциональная комфортность»;
- «Стремление к доминированию».
Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборки.
История
Опросник социально-психологической адаптации был разработан Карлом Роджерсом и Розалинд Даймонд в США в 1954 году[1]. На русском языке адаптация опросника была опубликована в 1987 году канд. психол. наук Т. В. Снегирёвой[2]. В 2004 году в журнале «Психология и школа» была опубликована модифицированная канд. психол. наук А. К. Осницким версия опросника[3], получившая с тех пор заметное распространение.
Процедура проведения
Инструкция
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:
- 0 — это ко мне совершенно не относится;
- 1 — мне это не свойственно в большинстве случаев;
- 2 — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
- 3 — не решаюсь отнести это к себе;
- 4 — это похоже на меня, но нет уверенности;
- 5 — это на меня похоже;
- 6 — это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Обработка результатов
Ключ
№ | Показатели | Номера высказываний | Нормы | |
---|---|---|---|---|
1 | а | Адаптивность | 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 | (68-170) 68-136 |
b | Дезадаптивность | 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 | (68-170) 68-136 | |
2 | а | Лживость — | 34, 45, 48, 81, 89 | (18-45) 18-36 |
b | Лживость + | 8, 82, 92, 101 | ||
3 | а | Приятие себя | 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 | (22-52) 22-42 |
b | Неприятие себя | 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 | (14-35) 14-28 | |
4 | а | Приятие других | 9, 14, 22, 26, 53, 97 | (12-30) 12-24 |
b | Неприятие других | 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 | (14-35) 14-28 | |
5 | а | Эмоциональный комфорт | 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 | (14-35) 14-28 |
b | Эмоциональный дискомфорт | 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 | (14-35) 14-28 | |
6 | а | Внутренний контроль | 4, 5, 11, 12, 13, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 | (26-65) 26-52 |
b | Внешний контроль | 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 | (18-45) 18-36 | |
7 | а | Доминирование | 58, 61, 66 | (6-15) 6-12 |
b | Ведомость | 16, 32, 38, 69, 84, 87 | (12-30) 12-24 | |
8 | Эскапизм (уход от проблем) | 17, 18, 54, 64, 86 | (10-25) 10-20 |
Вопросы под номерами 1, 3, 20, 24, 31, 39, 46, 93 не используются ни в одной шкале.
Интегральные показатели
- Адаптация: [math]A=\frac{a}{a+b}*100%[/math];
- Самопринятие: [math]S=\frac{a}{a+1.6b}*100%[/math];
- Принятие других: [math]L=\frac{1.2a}{1.2a+b}*100%[/math];
- Эмоциональный комфорт: [math]E=\frac{a}{a+b}*100%[/math];
- Интернальность: [math]I=\frac{a}{a+1.4b}*100%[/math];
- Стремление к доминированию: [math]D=\frac{2a}{2a+b}*100%[/math];
Интерпретация результатов
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а после самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.
Стимульный материал
Текст опросника в адаптации А. К. Осницкого, 2004 год
Текст опросника в адаптации Т. В. Снегирёвой, 1987 год
Примечания
- ↑ Rogers, Carl R., and Rosalind F. Dymond, eds. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954.
- ↑ Снегирёва Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., сборник трудов АПН СССР, 1987.
- ↑ Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. — 2004. — №1.— С.43-56
Литература
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — C. 193-197
- Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К. Осницкий // Психология и школа. — 2004. — N 1. — С. 43-56
- Отрывок из Rogers, Carl R., and Rosalind F. Dymond, eds. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954.
типов поощрений
типов поощрений
Стимулы:
Кларк и Уилсон (1961) различают три типа стимулов:
Материальные стимулы : материальные вознаграждения, часто в денежном выражении — заработная плата, дополнительные
льготы, патронаж
Солидарные стимулы: нематериальных вознаграждения от акта ассоциации
— коммуникабельность, статус, идентификация
Целенаправленные стимулы: нематериальных вознаграждения, связанных с целями
организация — e.г., работающие над выборами поддерживаемого кандидата
Утилитаристские организации
полагаются в первую очередь на материальные стимулы (коммерческие фирмы, профсоюзы, политические
машины). Кларк и Уилсон прогнозируют, что у них будет довольно точный учет затрат.
машины (Скотт с. 172). Менеджеры сосредоточатся на получении необходимого материала
стимулы, конфликты будут из-за распределения. Организационные цели будут
быть вторичным по отношению к стимулам.
Солидарные организации (сервисно-ориентированные
общественные организации и общественные клубы) — это места, где люди делают пожертвования
в обмен на общительность и статус (Скотт стр.173). Исполнительные усилия
в обеспечении престижа, известности или добрых отношений. Организационная
цели не противоречивы и социально приемлемы. Эти организации
имеют тенденцию быть менее гибкими и более публичными в действиях и решениях.
Целевые организации полагаются на свои
заявленные цели по привлечению и удержанию людей (Clark and Wilson, 1961). Руководители
нужно поддерживать стимулы, но когда цели высоки, это трудно
для поддержания. Часто их усилия сначала терпят неудачу или периодически (не
избирать кандидата, не прекращать голод и т. д.). Иногда цели слишком расплывчаты
или поддерживать меньшинство интересов.
Выборочные стимулы
Избирательные стимулы для членства в организации проистекают из воспринимаемых
преимущества включения в «элитную» группу. Организации из
симфонии для ведущих бизнес-школ используют избирательные стимулы для создания
лояльное членство и поддержка. Для физических лиц, принадлежащих к эксклюзивной
группа, подобная симфонии, может приносить удовлетворение через статус и социальную
контакты, которые он предоставляет (Кларк и Уилсон в Scott p.172). Корпорации могут
получить специальный доступ к профессорам и студентам через их членство
в промышленных партнерских программах.
Воздействие этих тонких систем вознаграждения интересно естественным
системные теоретики, такие как Барнард, Саймон и Олсен (Скотт, стр. 171). Барнард подчеркнул
необходимость в различных стимулах в организациях для сохранения членских взносов
(стр.171). Саймон добавил, что стимулы и взносы взаимозависимы.
и требуют определенного равновесия для выживания организации (стр.171). Часто
денежные стимулы лишь частично эффективны для обеспечения взносов
— воспринимаемая исключительность членства может быть важной естественной системой
стратегия.
.
Типы поощрений — наиболее важные типы планов поощрений
Стимулы можно определить как денежное или неденежное вознаграждение, предлагаемое сотрудникам за вклад в повышение эффективности. Поощрение может представлять собой дополнительную выплату или нечто большее, чем обычная заработная плата. Поощрение действует как очень хороший стимулятор или мотиватор, потому что он побуждает сотрудников повышать уровень эффективности и достигать цели. Два распространенных типа стимулов :
1.Денежные или финансовые стимулы
Вознаграждение или поощрение, которое можно рассчитать в денежном выражении, известно как денежное вознаграждение. Эти стимулы предлагаются сотрудникам, у которых есть более активные физиологические, социальные потребности и потребности в безопасности. Распространенными денежными стимулами являются:
- Заработная плата и пособия . Регулярные повышения заработной платы каждый год и пособия служат хорошими мотивами. В некоторых организациях надбавки и надбавки напрямую связаны с производительностью сотрудника.Чтобы получить надбавки и надбавки, сотрудники работают с максимальной отдачей.
- Участие в прибыли . Организация предлагает сотрудникам долю в прибыли в качестве общего стимула для поощрения сотрудников к эффективной работе. Согласно схемам распределения прибыли, как правило, компании устанавливают процент от прибыли, и если прибыль превышает этот процент, то сверхприбыль распределяется между сотрудниками. Это побуждает сотрудников работать эффективно, чтобы увеличить прибыль компании, чтобы они могли получить долю в прибыли.
- Совместное партнерство / опцион на акции . Разделение прибыли не дает сотрудникам права собственности. Многие компании предлагают своим сотрудникам долю в управлении или участие в управлении вместе с долей в прибыли в качестве стимула для эффективной работы сотрудников. Совместное партнерство предлагается путем выпуска акций при превышении установленного целевого показателя.
- Бонус . Бонус — это единовременное дополнительное вознаграждение, предлагаемое сотруднику за высокую производительность. Обычно, когда сотрудники достигают своей цели или превышают ее, им выплачивается дополнительная сумма, называемая бонусом.Бонус также предоставляется в виде бесплатных поездок в зарубежные страны, оплачиваемого отпуска или золота и т. Д. У некоторых компаний есть схема предоставления бонусов во время фестиваля.
- Комиссия . Комиссионные — это обычное поощрение, предлагаемое сотрудникам отдела продаж. Как правило, продавцы получают основную зарплату, а также прилагают эти усилия. Чем больше заказов, тем выше комиссия.
- Система предложений . По системе предложений сотрудникам дается вознаграждение, если организация выигрывает от предложения, предложенного сотрудником.Например, если сотрудник предлагает метод экономии затрат, тогда ему будет выплачена дополнительная плата за это предложение. Размер вознаграждения или вознаграждения, предоставляемого сотруднику в рамках системы предложений, зависит от выгоды или выгоды, которую получает организация с этим предложением. Это очень хороший стимул для поддержания высокого уровня инициативы сотрудников.
- Производительность, связанная со стимулированием заработной платы . Это тарифные планы, которые предлагают более высокую заработную плату для большей производительности.При дифференцированной системе сдельной оплаты труда эффективным работникам выплачивается более высокая заработная плата по сравнению с неэффективными работниками. Чтобы получить более высокую заработную плату, рабочие работают эффективно.
- Пенсионные . Некоторые организации предлагают пенсионные пособия, такие как пенсии, накопительный фонд, чаевые и т. Д., Чтобы мотивировать людей. Эти стимулы подходят для сотрудников, нуждающихся в защите и безопасности.
- Перки / дополнительные преимущества / привилегии . Если относится к особым льготам, таким как медицинское учреждение, бесплатное образование для детей, жилье и т. Д.эти льготы превышают заработную плату. Эти дополнительные льготы связаны с производительностью сотрудников.
2. Неденежные / нефинансовые стимулы
Деньги — не единственный мотиватор, сотрудники, которые имеют больше уважения и нуждаются в активной самореализации, удовлетворяются только неденежными стимулами. Стимулы, которые не могут быть рассчитаны в денежном выражении, известны как неденежные стимулы. Обычно люди, работающие на высоких должностях или высоких должностях, удовлетворяются неденежными стимулами.Распространенными способами или способами неденежного стимулирования являются:
- Статус. Статус относится к званию, авторитету, ответственности, признанию и престижу, связанным с работой. Предложить более высокий статус или звание в организации менеджеры могут
.
Стимуляция — это … Материальное поощрение
Сегодня общество находится на пике своего развития. Человечество имеет определенный объем знаний и навыков, накопленных за многие века, а также определенные цели, которые необходимо преследовать. В 21 веке человек превратился в единый биологический организм, работающий исключительно в своих интересах. Этот сложный биологический «монстр» своим действием создает множество дополнительных систем: социальных, техногенных, геополитических, информационных и др.Однако без трудностей в нашем мире никак. Резкая эволюция заставила человечество и каждого человека поверить в свое всемогущество. Мы считаем себя просвещенными во всем, забывая, что знания даются только в процессе постоянного самосовершенствования. Таким образом, человечество не хочет идти дальше. В процессе борьбы с этим «сопротивлением» люди изобрели очень полезную нематериальную вещь — стимул.
Стимул и стимуляция …?
Такие понятия, как стимул и стимуляция, смежны по своей природе.У них много определений и толкований, но это не меняет основных задач стимулов. Этот нематериальный объект создан для того, чтобы заинтересовать человека на пути его дальнейшего развития. Давно доказано, что люди работают лучше, когда они заинтересованы в этой работе. Здесь мы должны понимать тот факт, что стимул сам по себе нематериален, но форма, в которой он будет выражаться, может быть любой. Например, производство чего-либо будет происходить намного быстрее, если рабочие будут знать, что их ждут премии.Есть стимул как дополнительный контекст, выраженный в виде дополнительного заработка.
Итак, мы поняли концепцию. Исходя из полученных фактов, можно сказать, что стимуляция — это процесс прямого воздействия на человека, своего рода подталкивание его к чему-то. Но этот термин можно использовать не только для объяснения влияния исключительно на человека. Процесс стимулирования может иметь место в экономике, политике, медицине и других отраслях. При этом воздействие на человека не всегда будет иметь место.
Продвижение продаж
Рассмотрим один очень хороший пример, который доказывает, что с помощью стимулов можно влиять не только на человека. Возьмем отрасль экономики, а именно сферу продаж.
Любое производство основано на конечной цели — продаже вашего продукта. Бывает, что этот процесс сложно повернуть, поэтому прибегают к радикальным методам. Стимулирование продаж — это серия специальных маркетинговых мероприятий, направленных на продажу товаров. Они применяются на всех этапах подготовки, создания и продажи товаров для ускорения всего процесса в целом.Другими словами, стимулирование продаж — это влияние не на человека, а на процесс.
Типы стимулирования сбыта
Маркетинговая наука настолько развита в наше время, что многие системы, созданные с ее помощью, имеют несколько собственных видов. Из одной науки выделяется большое количество необходимых дисциплин. Таким образом, можно выделить характерные виды стимулирования сбыта, например:
— Скидки.
— Предоставление образцов новинок абсолютно бесплатно.
— Акции и розыгрыши.
— Операции с компаниями, занимающимися продажами.
— Подарки и другие акции.
Столь обширный перечень видов делает стимулирование сбыта полностью независимой отраслью, которую нельзя включить в общую классификацию нематериальных и материальных стимулов.
Как еще стимулы влияют на человека?
Все их можно разделить на две основные группы: материальные и нематериальные. В этом случае мы берем за основу только те, которые непосредственно влияют на человека и его сознание.Ранее было указано, что стимуляция — это процесс, целью которого является окончательная идея в голове человека. Это позволит ему двигаться дальше и покорять новые горизонты своего развития.
Но идеи никогда не возникают сами по себе. Их нужно создавать через мотивацию. Несложно догадаться, что материальный стимул — это продукт использования материальных стимулов для создания идеи, мотивации в голове человека. Кроме того, у этого термина есть более подробное определение. Суть процесса основана на желании человека получать максимально возможную прибыль и высокую оплату своего труда.Сама стимуляция осуществляется за счет использования форм и методов материальной внешности. Все заключается в финансовых, прежде всего, в интересах людей. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что материальный стимул — это влияние на человека путем воздействия на его естественную заинтересованность в личной выгоде с помощью материальных форм и методов.
Следует отметить, что тот факт, что вышеуказанный процесс представляет собой интегрированную систему. Однако есть такое понятие, как экономические стимулы.Он шире и включает в себя совсем другие ресурсы в процессе воздействия на людей.
Что включает в себя экономический стимул?
Прежде чем говорить об экономическом стимулировании и его составляющих, следует понимать, что стимулы могут использоваться практически кем угодно. В этом случае цели такого использования не важны. Главное, чтобы конечный результат оправдал ожидания. Как упоминалось ранее, материальные стимулы не являются ключевым набором форм и методов воздействия.Дело в том, что материальные стимулы являются составными элементами экономической системы, поэтому они будут частью набора методов и форм воздействия, который называется экономическими стимулами. Это воздействие совершенно другого уровня. Экономические методы позволяют прогнозировать и программировать поведение покупателей и производителей таким образом, чтобы их действия выполнялись желаемым образом. Этот эффект достигается за счет использования материальных стимулов или стимулов, как их обычно называют.
Экономическое стимулирование возможно, и оно часто используется, но на государственном уровне. Также его могут использовать огромные корпорации, бюджет которых выдерживает всевозможные манипуляции, потери и кардинальные изменения.
Что касается штатов, они используют метод экономического стимулирования
.
Виды стимулов, Объективное и субъективное стимулирование, Прямое и косвенное стимулирование, Материальные и нематериальные стимулы
Виды поощрений
Воздействие стимулов основано на рассмотрении и использовании определенных мотивационных факторов. Эти факторы влияют на решение человека присоединиться к организации и на интенсивность его усилий. Они различны по своей природе и при определенных условиях могут приобретать стимулирующее значение. Мотивационные факторы потенциально содержат стимулы.Каждой организации нужны разные типы стимулов для обеспечения и поддержания необходимого уровня участия персонала. Можно назвать следующие виды стимулов, выделяемых по разным причинам: (1) объективные и субъективные; (2) прямые и косвенные; (3) материальные и нематериальные; (4) частные и общие; (5) положительный и отрицательный (рисунок 6.5).
Рис. 6.5. Виды поощрений
Объективная и субъективная стимуляция
По источнику стимулы бывают объективными и субъективными.К объективным стимулирующим факторам относятся физические, экономические, технологические, организационные условия производственной среды. Субъективные стимулы исходят из социальной среды через влияние различных субъектов (отдельных лиц и групп). Воздействие на работников может осуществляться со стороны общества, коллектива, руководителей, членов рабочей группы (коллектива), родственников и близких людей. Можно сказать, что объективные стимулы связаны с условиями и организацией работы, субъективные — с оценками, установками, поведением других людей.
Необходимо различать субъективные и объективные аспекты стимулов. Некоторые хорошо известные стимулы, такие как деньги, рабочее время, условия труда, явно объективны, но субъективно их можно воспринимать по-разному. Следовательно, человека, находящегося под влиянием определенных мотивов, можно привлечь к участию в организационной деятельности посредством определенной комбинации значимых для него стимулов.
Прямая и непрямая стимуляция
Эти типы стимуляции различаются по способу воздействия.Стимулирующие факторы могут использоваться руководством по отношению к человеку или группе для достижения конкретных результатов деятельности и желаемого поведения организации. Это прямая стимуляция. Косвенным стимулом является создание ситуаций через потребности, интересы и эмоции персонала, побуждающие его к желаемому поведению. Это могут быть ситуации создания морального и психологического климата, соответствующего реальным целям организации, делегирования полномочий, демократизации управления, создания самоуправляемых команд и т. Д.
Материальное и нематериальное стимулирование
По свойствам воздействия используемые стимулы являются материальными и нематериальными. Несомненно, потребности человека требуют материальных стимулов. Когда доход человека находится на уровне прожиточного минимума, влияние материальных стимулов обычно очень сильно. Чем меньше человек зарабатывает, тем для него важнее размер заработной платы. Низкооплачиваемые рабочие зависят от любого дополнительного заработка. Но если удовлетворяются основные физиологические потребности, материальные стимулы для большинства людей становятся слабее.Чем больше люди зарабатывают и чем больше они увлечены своим делом, тем меньше их интересуют деньги. Однако денежные доходы указывают на социальный статус человека, а также косвенно на сто уровень личного развития.
По мере обострения конкуренции высококвалифицированных кадров некоторые материальные стимулы не могут обеспечить приток необходимых специалистов. Если человек не стеснен в средствах, ощущение благополучия для него важнее денег.На его благополучие в большей степени влияют человеческие отношения, взаимное доверие и чувство, что его ценят и обращаются справедливо. Его волнует признание заслуг и свободы действий, то есть возможность влиять на процесс своей работы, способность узнавать что-то новое и более полно реализовать свой потенциал. Следовательно, материальные стимулы могут оказывать влияние только в сочетании со стимулами нематериального характера. Нематериальные стимулы — знак отличия, престиж, личная власть и доминирующее положение не менее важны для деятельности и развития людей и организаций.
тематических картинок
.