Стенические и астенические эмоции — КиберПедия
По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме и на деятельность человека, различают активные, или стенические, и пассивные, или астенические эмоции.
Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.
Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости различные люди могут жестикулировать, прыгать, плясать, бить в ладоши, издавать радостные восклицания, громко смеяться, совершать другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам – кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции – на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек приобретает энергичный, юный, цветущий вид.
Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Лицо становится бледным, удлиняется, вытягивается, теряет свою полноту, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникает затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга вызывает снижение деятельности произвольного двигательного аппарата: движения становятся медленными, вялыми, совершаются с трудом и неохотно, вследствие чего уменьшается продуктивность работы; походка становится медленной, человек не идет, а как бы «плетется». Резко снижается мышечный тонус: человек чувствует себя вялым, расслабленным, спина у него согнута, голова и руки опущены, нижняя челюсть иногда отвисает; голос становится слабым, беззвучным; появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление обо что-нибудь опереться. Анемия мозга приводит к снижению умственной работоспособности, мышление становится вялым, заторможенным («неподвижным»), человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме, к нарушению питания внутренних органов и кожи: человек худеет, кожа его сморщивается, волосы быстро седеют, он выглядит не по возрасту рано постаревшим.
Эмоциональные проявления
В зависимости от непосредственной формы переживаний, направленности, длительности, выраженности, напряженности и источника возникновения, эмоциональные проявления делятся на: чувственный тон, настроение, чувство, страсть, аффект и эмоционально-стрессовые состояния.
Чувственный тон – относительно постоянный, общий, недифференцированный эмоциональный фон, на котором протекают психические процессы.
Он отражает степень и качество отношения человека к объекту в целом. Источником чувственного тона, не имеющего своего содержания, является непосредственное ощущение или восприятие отдельных объектов или мира в целом. Чувственный тон обеспечивает полноту, яркость непосредственного восприятия окружающей действительности и лежит в основе осознания субъективной принадлежности психических процессов.
Настроение это длительное, относительно уравновешенное и устойчивое эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода, окрашивающее отдельные психические процессы и поведение человека.
Настроение определяет общий соматический тонус и общее состояние внешней среды. Продолжительность положительного или отрицательного настроения – от нескольких часов до нескольких дней и даже недель. Настроение обеспечивает соответствующий уровень жизнедеятельности. Если бы не было в эмоциональной деятельности уравновешивающего регулятора, обеспечивающего относительно стабильное настроение, то человек непрерывно находился бы во власти постоянно возникающих эмоций и чувств и был бы не способен к продуктивной деятельности. Подобные явления наблюдаются в клинике при болезненных расстройствах.
Чувство– эмоциональное отношение, отличающееся относительно четкой ограниченностью во времени, интенсивностью переживаний и отражающее конкретную содержательную субъективную оценку человеком определенного объекта.
Страсть– стойкое, сильное чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех устремлений и сил. Причины формированния страсти разнообразны. Они могут определяться осознанными идейными убеждениями или исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение.
Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов.
Изучая типологию той или иной личности, всегда можно прийти к выводу, что те или иные страсти играют огромную роль при выборе профессии. Сами страсти могут быть разделены на веселые, печальные и смешанные. Хронические болезни желудка, внутренностей, печени, поджелудочной железы, селезенки, меланхолия, ипохондрия больше всего производятся честолюбием, ревностью, завистью или продолжительным или глубоким горем. Из 100 больных раком 90 обязаны его возникновением грустным нравственым потрясениям. Страсть к учению, познанию производит много заболеваний: несварение желудка, трудное пищеварение, желудочные воспаления, бессонницу, геморрой, ипохондрию, нервную раздражительность, пагубно действуют на душу и тело.
Четыре господствующих страсти делят между собой человеческую жизнь: обжорство – в детстве, любовь – в юношеском возрасте, честолюбие – в зрелом, скупость – в старости.
Страсти. В церковной психологии теория страстей рассматривается в следующем порядке. Дурное употребление чувств – это гедонизм, деятельность в сторону наслаждения. Телесные чувства становятся материальным субстратом страстей как крайних проявлений гедонизма. Душевным субстратом страсти является деятельность двух сил души: желательной и чувствительной. Для страсти характерна чрезмерность, повышенная деятельность желательной части души, желания, влечения, не оправданная нормальными физиологическими потребностями организма.
Страсть есть неестественное влечение и пожелание. Сила страстного влечения и пожелания в сравнении с естественным влечением и желанием в том, что во влечениях участвует и другая часть души, именно раздражительная и чувствительная часть, тимос; это основная сила души, ее энергетический принцип. Вторая особенность страсти – чрезмерность, повышенный тонус чувства, превышающий нормальный физиологический уровень. В этой ненормальной, повышенной деятельности в страсти эти силы души, теряют свои первозданные черты разумности и естественности и становятся неразумными, составляя вместе неразумную человеческую душу.
Усиление функций неразумной души в страстях совершается главным образом благодаря участию этой деятельности и самого ума, и, в значительной степени, фантазии. Ум и фантазия стимулируют и взвинчивают, с одной стороны, внешние чувства, то есть материальный, телесный субстрат страсти, а с другой – повышают тонус желательной и раздражительной части души, то есть душевный субстрат страсти.
Ум сонаслаждается вместе с чувствами и душою и становится сам чувствительным и страстным.
В противоестественную деятельность тела и души вовлекаются и силы духа. Воля начинает служить страстям и становится плотской, сластолюбивой (гедонической) волей, по Исааку, а энергия почти целиком уходит в страсть, не оставляя места для духовной деятельности.
Высшие силы грубеют и уподобляются низшим; духовные силы уподобляются душевным, а душевные – телесным.
Дух и душа уподобляются плоти, становятся пассивными, следуют увлечениям чувств и фантазии. Никодим Агиорит говорит, что «тело посредством чувств и чувственных наслаждений старалось сделать ум и дух плотью».
Григорий Синайский и Максим Исповедник прибавляют к этим страстям еще надменность, расточительность, несправедливость, любовь к мирскому, привязанность человека к жизни, угнетенность и ненависть.
Григорий Синайский выделяет особый вид духовных страстей в виде фантастических образований в интеллекте. Эти интеллектуальные страсти выплывают из подсознания в сознание в виде фантазмов в интеллектуально-имагинативном созерцании и составляют главное содержание спекулятивной мистики Востока и Запада, свидетельствуя о неполноте катарсиса и неполноценности концентрации ума в спекулятивной аскезе.
В новой философии и психологии говорится о страсти, как об усиленном и привычном желании, как о склонности (Кант), диспозиции (Гербарт), связанной с представлением (помыслы), склонность к наслаждениям и желаниям (Бенеке), аффекте (Фихте), эмоции (Рибо), волевой привычке (Йодль). Вундт не отличает аффект от страсти. Хотя в этих определениях и есть некоторые указания на модификацию душевных движений, но ничего не говорится о генезисе страстей.
Определение страстей должно вытекать из понимания сущности страсти, как это вытекает из процесса комплексообразования страсти. Сущность страстности заключается в повышенной гипертрофированной чувствительности тела и души (внешней и внутренней сущности), при гипертрофированном воображении (фантазии). По Максиму Исповеднику, предосудительность и противоестественность страсти заключается в беспокойстве, в смятении души и есть болезнь, а бесстрастие есть мир души. По Иоанну Лествичнику, страсть есть дурное, злое применение чувств, а это применение – от ума.
В своем определении страсти Исаак исходит из понятия мира и отождествляет мир и страсти: «Мир есть имя собирательное, обнимающее собою страсти. Когда хотим наименовать страсти, называем их миром, когда хотим различать их, то называем их страстями. Страсти же суть части преемственности течения мира». Мир сей немыслим без страстей, и прекращение страстей означало бы конец сего мира и наступление нового века, мира иного. Поэтому аскетическое отрешение от мира есть отрешение от страстей, и наоборот. На основе древнецерковного учения о страстях можно дать следующее определение страсти. Страсть есть тримерический (духовно-душевно-телесный) комплекс, есть смешение катастатически измененных, метасхематизированных (извращенных), противоестественно приложенных, гедонически-аффективно устремленных сил человеческой тримерии, соединенных по законам ассоциативной и условно-рефлективной деятельности.
Из духовных страстей на первом месте стоят гордость, тщеславие и самолюбие, или себялюбие.
Гордость. Гордость знаменует самую глубокую ступень человеческого падения, и крайним ее проявлением является противление Богу, теомахия. Классическим образцом является древний титанизм и прометеизм, не чуждый и обыкновенной генерации людей. Историческими примерами человеческой гордости, засвидетельствованными в Библии, являются построение Вавилонской башни, Навуходоносор, Камбиз и другие, поплатившиеся за гордость. В гордости себялюбие и эгоизм, самоуверенность и самоутверждение всего заметнее и интенсивнее.
По аскетическому учению, гордость пагубнее всех других страстей и пороков. По Иоанну Лествичнику, «гордость есть отрицание Бога и источник гнева».
Тщеславие. Эту страсть Нил Синайский считает началом заблуждения ума, пытающегося охватить Божественное в образах и формах. Поэтому рекомендуется в молитве полная бесформенность и бесчувственность ума. «Тщеславие и наслаждение -материя ума» (Марк Подвижник).
Самолюбие. Исключительное значение о страсти в патогенезе выразил Нил Синайский: «Самолюбие – кормилица страстей». По Исааку, «прежде всех страстей – самолюбие». Исаак считает самолюбие основой, почвой, источником и корнем всех страстей. Самолюбие есть корень эгоизма и эгоцентризма, эрос, направленный на самого себя.
Отчаяние. Когда ущемлены гордость и самолюбие и нет пищи для тщеславия, когда истощены силы ума и души, тогда приходит отчаяние. «Чувственный ум погружает себя в бездну отчаяния через помышления» (Григорий Нисский).
Отчаяние связано с другими страстями, с унынием, малодушием, печалью. Корень отчаяния часто эвдемонический, от невозможности наслаждаться благами жизни, от переизбытка и неприятия страданий, от боязни жизненных испытаний. Отчаяние приводит иногда к самоубийству. Отчаяние также имеет свою метафизику в виде пессимизма, восточного и западного. В западном пессимизме преобладает эвдемонический мотив, а в восточном – неприятие страданий вообще.
Леность. Леность и праздность суть состояния души и духа. По народной поговорке, леность есть мать пороков. Исаак говорит о праздности: «Остерегайтесь, возлюбленные, праздности, потому что в ней скрыта дознанная смерть… В оный день Бог будет судить нас не о псалмах, не оставление нами молитвы, но за то, что отпущением сего дается вход бесам. Найдя себе место в ленивой душе праздного, бесы толкают его на другие грехи». Леность осуждена и в евангельской притче о талантах.
Чревоугодие. Нил Синайский ставит чревоугодие во главу всех страстей по следующим причинам: «Сухая диета создает трезвый рассудок, а жидкая затопляет ум. Перегруженный желудок рождает постыдные помыслы. Воздержание создает рассудительность, а приток крови вызывает отток духа». И Исаак говорит: «От чревоугодия рождается мятеж помыслов».
Чревоугодник Фальстаф полон постыдных помыслов. Поэзия и искусство чревоугодия были, несомненно, воплощены в Лукулле.
Сладострастие. Эта наиболее характерная для вожделевательной части души, страсть свойственна не только человеку, но и надземной, космической иерархии духов и князю мира сего, «сынам противления». «Вы хотите исполнять похоти отца вашего дьявола». Похоть, как и другие душевно-телесные страсти, усложнена участием наслаждения. В виде сластолюбия, сладострастия и любострастия похоть выражается в гиперсексуализме со всеми ее извращениями и ведет к греху прелюбодеяния. Инфернальный аспект сладострастия нашел свое предельное выражение в литературном типе Дон Жуана.
Гнев. Среди тимических страстей на первое место древнецерковные писатели ставят гнев, по его разрушительному действию на весь душевный строй человека. Психологической подкладкой гнева является самолюбие. Когда ускользает источник самоуслаждения, когда есть препятствие к осуществлению личных целей и стремлений, когда воля приходит в столкновение с другой волей, возникает страсть гнева. Гнев исходит из эгоистических побуждений, определяется не разумом, а другими страстями. В основе гневной страсти (аффекта) лежит раздражительность как функция чувствительной части души-ти-моса, который очень чувствителен ко всем колебаниям ума. В страстной деятельности ума функция тимоса изменяется, превращаясь в раздражительность. Раздражительность, в свою очередь, помрачает ум. Получается противоестественный порочный круг. «Раздражительность есть непостоянное движение нрава и благопристойности в душе» – говорит Иоанн Лествичник. Психофизиологической основой раздражительности и гнева является беспорядочная деятельность тимоса. Когда раздражительность достигает предельного физиологического уровня, наступает порыв гнева как срывная реакция. По своей стремительности и бурности гнев разрушителен. Он нарушает духовно-душевное равновесие больше, чем все другие страсти, вносит смятение, беспорядочность, устраняет рассудительность, ослепляет ум и притупляет все живые чувства, исключает терпение и кротость.
Авва Дорофей говорит: «Волнение есть дым, который возбуждает и ослабляет сердце. Нужно потушить этот небольшой уголь (гнев), чтобы не вышло волнения. Где гнева нет, там прекращается борьба. Кто удержал гнев, тот удержал демона. Где симпатия, любовь и смирение, там нет гнева». Диадох говорит: «От гнева волнуется глубина души, и созерцательный ум страдает. Когда душа волнуется от гнева, то ум не может быть воздержным. Гнев больше других страстей потрясает душу».
По Нилу Синайскому, «гнев есть отец безумия». Гнев опустошает душу (Марк Подвижник). Гнев связан с гордостью. Вспыльчивость есть мгновенное воспламенение сердца (Иоанн Лествичник).
Печаль и уныние. После гневной реакции в виде ослабления и упадка душевной энергии могут возникнуть новые аффективные состояния печали и уныния. По аскетическому учению, печаль не может найти доступ в душу, если нет других страстей, свидетельствующих о любви или пристрастии к мирскому, склонности к удовольствиям, так как именно отсутствие всего этого может привести к печали и унынию. Кто связан печалью, тот побежден страстями. Печаль и уныние несовместимы с любовью к Богу и ближним, со спокойствием и кротостью. При эгоцентризме печаль может перейти в мрачную и безысходную тоску, ведущую к апатии, бездеятельности, отчаянию и духовной смерти. Если печаль регулируется разумом, то она выражается в сознании несовершенства жизни и человеческой природы и может служить стимулом к духовному совершенствованию. Есть «печаль по Богу», которая не расслабляет ум и душу, а напротив, ведет к духовной активности и подвижничеству. Иоанн Лествичник говорит: «Уныние есть изнеможение души, расслабление ума». Исаак говорит: «Уныние – от парения ума, а парение ума от праздности, чтения, суетных бесед, или от пресыщения чрева».
Малодушие. Малодушие связано с унынием: «Когда угодно Богу подвергнуть человека большим скорбям, попускает ему впасть в руки малодушия. И оно порождает в человеке одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавление души… Отсюда тысячи искушений: смущение, раздражение, хула, жалобы на судьбу, превратные помыслы, переселение от одного места в другое… Врачевание же всего этого одно: смиренномудрие сердца».
Скорбь. Душевная скорбь сходна с малодушием и отчаянием. Добровольное же принятие на себя скорби есть путь к совершенству. «Всякий приступающий к перенесению скорби сперва укрепляется верою, а потом приступает к скорбям» (Исаак). Такая скорбь есть добродетель и в борьбе со страстями занимает одно из первых мест. «Скорби и опасности умерщвляют сладострастие, а покой питает и возвращает их».
Ненависть. Диадох говорит: «Гнев и ненависть более всего потрясают душу. Пока в душе есть ненависть, гнозис (знание) невозможен».
Аффект
Физиологический аффект – это предельно выраженная, но кратковременная эмоция, сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями функций внутренних органов.
Аффект – это большой силы эмоциональная реакция, внезапно овладевающая человеком, протекающая с бурными пантомимическими, вегетативными проявлениями и сопровождающаяся проявлениями нарушения контроля над своими действиями.
Аффект возникает в ответ на уже происшедшее событие. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку или он сам их себе предъявляет, и возможностями выполнить эти требования.
Для состояния аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощено породившими аффект обстоятельствами и навязанными им действиями. Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных или неожиданно сложившихся ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ разрешения ситуации – оцепенение, бегство, агрессия и т. д.
Аффект представляет собой такое состояние, когда возникающее чувство на короткое мгновение как бы ускользает от влияния рассудка. Наблюдаются аффекты ярости, ревности, гнева, радости и др. Аффект обычно сопровождается бурной двигательной реакцией.
В отличие от физиологического аффекта при ряде болезненных состояний наблюдается патологический аффект. Человек, находящийся в состоянии патологического аффекта, утрачивает способность руководить своими поступками, отдавать отчет в своих действиях и не помнит, что делал в период аффекта (амнезия). Он может совершить преступление, вплоть до убийства человека, вызвавшего у него такое состояние; покончить жизнь самоубийством. Патологический аффект наблюдается у лиц, страдающих психопатией, эпилепсией, органическим поражением головного мозга.
Одной из аффективных реакций человека является ажитация, проявляющаяся в ответ на угрозу для жизни, аварийную ситуацию и другие психогенные факторы. Ажитация проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целенаправленности в действии. При ажитации движения человека становятся суетливыми, при этом он способен выполнять только простые автоматизированные действия, появляется ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать, устанавливать сложные причинные связи между явлениями. Это сопровождается явными вегетативными нарушениями, такими как бледность, учащенное дыхание, сердцебиение, потливость, дрожание рук и т. п. Ажитация оценивается как препатологическое состояние в границах психологической нормы. Ажитация нередко воспринимается как растерянность в аварийных ситуациях среди профессий, связанных с риском, военных и т. д.
Эмоционально-стрессовое состояние – это эмоциональная реакция, отражающая отношение человека к действительности в ситуациях, вызывающих эмоциональное напряжение. Эти состояния проявляются в определенной поведенческой реакции, которая называется эмоционально-стрессовой.
Следует отметить, что при отдельных заболеваниях положительные эмоции благотворно действуют на течение болезни, а отрицательные эмоции утяжеляют течение заболеваний.
Патология эмоций и чувств
Эмоциональные проявления могут носить и патологический характер. Этому способствуют различные причины. Источником патологических эмоций могут быть особенности характера и связанные с ними эмоциональные отношения. Например, робость как черта характера может существенно влиять на возникновение патологического состояния страха и тревоги, у требовательного человека неудовлетворение желаний может вызывать реакцию гнева, а у нетребовательного – уступчивость, подчинение; при этом, гнев может вызвать болезненное состояние перевозбуждения, а вслед за уступчивостью может возникнуть болезненная реакция нервной системы.
Следует отметить, что эмоциональная патология имеет важное значение среди различных нарушений психики. Здесь необходимо отметить важность эмоциональной возбудимости, например, понижение эмоциональной возбудимости, до той степени, когда даже сильные раздражители не вызывают эмоций, что называется чувственной тупостью, противоположна ей повышенная эмоциональная возбудимость, когда даже слабые раздражители вызывают бурные эмоциональные реакции, что характерно для неврастении.
К нарушениям эмоциональной сферы относят расстройства настроения, такие как: депрессия, дисфория, эйфория.
Депрессия– аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.
Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживания, такие как, подавленность, тоска, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность снижены. На фоне депрессии возникают мысли о смерти, проявляется самоуничижение, суицидальные стремления. Помимо угнетенно-подавленного настроения, характерны идеаторная – мыслительная, ассоциативная – и двигательная заторможенность. Депрессивные больные малоподвижны. Большей частью сидят в уединенном месте, опустив голову. Различные разговоры для них тягостны. Самооценка снижена. Изменено восприятие времени, которое течет мучительно долго.
Различают функциональные состояния депрессии, возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологические, являющиеся одним из психиатрических синдромов. Менее выраженное состояние называется субдепрессия.
Субдепрессия – снижение настроения, не достигающее степени депрессии, наблюдается при ряде соматических заболеваний и неврозах.
Дисфория – пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии. Встречается при эпилепсии. Дисфория наиболее характерна при органических заболеваниях головного мозга, при некоторых формах психопатий – эксплозивной, эпилептоидной.
Эйфория – повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам, при котором наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, психомоторное возбуждение. Все окружающее воспринимается в светлых радужных тонах, все люди представляются очаровательными и добрыми. Другой симптом – это идеаторное возбуждение: мысли текут легко и быстро, одна ассоциация оживляет сразу несколько, память выдает богатую информацию, однако внимание неустойчивое, крайне отвлекаемое, в результате чего способность к продуктивной деятельности очень ограниченна. Третий симптом – это двигательное возбуждение. Больные в постоянном движении, за все берутся, но ничего не доводят до конца, мешают окружающим своими услугами и помощью.
Неустойчивость эмоций проявляется как эмоциональная лабильность. Эмоциональная лабильность характеризуется легкой сменой настроения от несколько грустного к повышенному без какого-нибудь значительного повода. Она часто наблюдается при заболеваниях сердца и сосудов мозга или на фоне астении после перенесенных соматических заболеваний и пр.
Эмоциональная амбивалентность характеризуется одновременным существованием противоположных эмоций. При этом наблюдается парадоксальное изменение настроения, например, несчастье вызывает радостное настроение, а радостное событие – грусть. Наблюдается при неврозах, акцентуациях характера и некоторых соматических заболеваниях.
Наблюдается также амбивалентность чувств – несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. Амбивалентность чувств в типичном случае обусловлена тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека, особый случай амбивалентности чувств представляет собой противоречие между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями.
Кроме того, может наблюдаться неадекватность эмоций, которая может иногда выражена при шизофрении, когда эмоция не соответствует вызвавшему ее раздражителю.
Апатия– болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему состоянию; полная потеря интереса к какой-либо деятельности, даже к своему внешнему виду. Человек становится неряшливыми и неопрятными. К своим родным и близким люди при апатии относятся холодно, безучастно. При относительно сохранной мыслительной деятельности они теряют способность чувствовать.
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение.
Астенические эмоции: определение, виды, примеры
Любая человеческая деятельность, бездеятельность или общение сопровождаются проявлением эмоций. Последние оказывают значительное влияние на наш организм, причем оно может быть различным.
Активные (или стенические) эмоции активизируют процессы жизнедеятельности, астенические, наоборот, способствуют их угнетению. Предлагаем сравнить два указанных типа, выявить их основные черты, особое внимание уделив второй разновидности.
Что такое астенические эмоции?
Данный тип переживания характерен для личностей астенического типа. В психологии термин трактуется как окрашенное отрицательным эмоциональным тоном чувство уныния, подавленности, пассивного страха и печали. В ситуации повышенного эмоционального напряжения свидетельствует об отказе от принятия решений и борьбы с трудностями.
Выделяют следующие виды астенических эмоций:
- Гнев – является отрицательно окрашенным аффектом. Обычно возникает при переживании некой несправедливости, «перекоса». Связан с желанием ее устранить.
- Ярость – крайняя форма гнева, агрессивная и импульсивная реакция. Проявляется при попадании индивида в неприятную ситуацию. Заключается в стремлении активно противостоять чему-либо. Хуже поддается самоконтролю по сравнению с гневом и яростью.
- Страх – определенное внутреннее состояние, обусловленное предполагаемым или реальным бедствием. В животном мире данный аффект способствует выживанию. В психологии страх относят к базовым эмоциям. Переходя в стадию неконтролируемого, становится фобией – расстройство предполагает устойчивое переживание тревоги или не поддающуюся контролю боязнь, возникающие в определенной ситуации.
- Уныние – характеризуется появлением апатии и подавленности, отсутствием интереса к собственной жизни и своему положению. Сопровождается упадком сил, может сигнализировать о появлении депрессии.
- Печаль – промежуточное состояние между унынием, грустью и тоской. Проявляется в качестве переживания потери и огорчения. Человек, находящийся в печали, отстраняется от внешней среды.
Примеры астенических эмоций
К астеническим эмоциям, как уже говорилось выше, относится печаль. При подобном переживании возникает анемия. Лицо видоизменяется – оно становится более вытянутым, заостренным, бледным. У человека появляется чувство озноба и холода за счет снижения температуры тела. Благодаря тому, что замедляется кровообращение, дышать становится труднее, появляется одышка. Это влияет на работу мозга и двигательного аппарата – активность вместе с мышечным тонусом снижаются, человек двигается с трудом и неохотно, походка замедляется, осанка портится, продуктивность падает.
Индивид, пребывающий в состоянии печали, чувствует вялость и постоянную расслабленность, его голос слаб и тих. Он постоянно пытается найти опору, чтобы не упасть, так как не может удержаться на ногах.
Анемия также приводит к снижению работоспособности, индивид «не хочет» думать, его мышление становится более заторможенным и вялым. Такая эмоция, переживаемая длительное время, вносит свои коррективы в жизнь человека – он худеет, начинает сутулиться и выглядеть хуже своего возраста, появляется седина и морщины.
Важную роль эмоциональный фон играет в спорте. Переживания астенического типа обычно сигнализируют о перетренировке. При этом спортсмен ощущает слабость и упадок сил, у него пропадает желание продолжать тренировочный процесс; иногда такие внутренние ощущения приводят к решению о переходе в другой вид спорта. Именно поэтому в процессе тренировок должно учитываться эмоциональное состояние спортсменов. Избегать подобных прецедентов помогает работа с психологами и корректно составленная программа занятий с тренером.
Сравнение стенических и астенических эмоций
Во вступлении мы упомянули о еще одном виде переживаний, стеническом. Этот тип оказывает положительное воздействие на процессы жизнедеятельности. Индивид переживает возбуждение, бодрость, подъем. Корпус становится прямым, дыхание более ровным, виднеется блеск в глазах, действия выполняются достаточно энергично.
Яркий пример – радость. Происходит расширение кровеносных сосудов, усиление питания систем и органов, мозг работает гораздо эффективнее. Стенику необходимо постоянно двигаться и что-то делать. Он громко смеется, прыгает и шумит, много говорит. У него возрастает продуктивность, кожа приобретает здоровый блеск, повышается температура тела, немного прибавляется вес, улучшается работа органов внешней секреции.
Подобные эмоциональные переживания у спортсменов наблюдаются во время соблюдения всех предписаний тренера и докторов – позитивный настрой говорит о правильном подходе к тренировкам. При этом появляется стремление победить и преодолеть препятствия, возбуждение.
В чем отличия двух противоположных типов:
- Переживаемые состояния. В одном случае это радость и счастье, в другом – печаль, злость и грусть.
- Внешний вид. У астеников и стеников все то, что внутри, буквально «написано на лице». Первые худые и бледные, вторые – цветущие, нормального телосложения и выглядящие свежо.
- Работа органов и систем. Для астеников типично замедление и угнетение жизнедеятельности организма, для стеников, наоборот, повышение скорости реакций, улучшение кровообращения и работы мозга.
Заключение
Мы разобрали особенности астенических реакций, несколько их типов, а также сравнили их со стеническими ощущениями. Указанная информация объясняет факт «греховности» печали и уныния во многих мировых религиях – такие переживания напрямую влияют на здоровье и на деятельность, ведь только будучи позитивно настроенным можно быть эффективным.
Стенические и астенические эмоции — Студопедия
По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме и на деятельность человека, различают активные, или стенические, и пассивные, или астенические эмоции.
Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.
Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости различные люди могут жестикулировать, прыгать, плясать, бить в ладоши, издавать радостные восклицания, громко смеяться, совершать другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам – кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции – на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек приобретает энергичный, юный, цветущий вид.
Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Лицо становится бледным, удлиняется, вытягивается, теряет свою полноту, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникает затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга вызывает снижение деятельности произвольного двигательного аппарата: движения становятся медленными, вялыми, совершаются с трудом и неохотно, вследствие чего уменьшается продуктивность работы; походка становится медленной, человек не идет, а как бы «плетется». Резко снижается мышечный тонус: человек чувствует себя вялым, расслабленным, спина у него согнута, голова и руки опущены, нижняя челюсть иногда отвисает; голос становится слабым, беззвучным; появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление обо что-нибудь опереться. Анемия мозга приводит к снижению умственной работоспособности, мышление становится вялым, заторможенным («неподвижным»), человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме, к нарушению питания внутренних органов и кожи: человек худеет, кожа его сморщивается, волосы быстро седеют, он выглядит не по возрасту рано постаревшим.
это… Стеничность как психологическая характеристика
Слово «стеничность» происходит от греческого «стенос», что в переводе означает «сила». Стеничность — это психологическая характеристика, которую дают человеку, если он способен к длительной напряженной работе, и если его при этом не отвлекают посторонние шумы и другие помехи, и даже потеря сна.
Стенический и астенический типы личности
В психологии различают стенический и астенический типы личности. Первый из них обладает такими качествами, как стабильность настроения, целеустремленность, уверенность, активность, бодрость, стрессоустойчивость. Астенический тип личности (греческое слово «сила» посредством приставки превращается в «бессилие», «слабость») характеризуется, напротив, повышенной утомляемостью, чувствительностью, возможно, обидчивостью, проистекающей от переменчивости настроения, а также бессонницей или другими нарушениями сна. Тем не менее для астенического типа личности не исключен стенический сценарий поведения. В этом случае говорят, что личность испытывает стенические эмоции.
Стенические и астенические эмоции
Следовательно, стеничность — это также эмоциональная характеристика. Как и типы личности, в психологии различаются стенические и астенические эмоции. Эмоции, названные стеническими, — это эмоции, которые способствуют появлению у человека характеристик, свойственных стеническому типу личности. Какие эмоции могут пробудить работоспособность, заставить почувствовать бодрость, силу, прилив энергии? Это мощные положительные и даже отрицательные эмоции: радость, любовь, а также ненависть, зависть и т. д.
Соответственно, эмоции, которые в психологии называют астеническими, приводят к тому, что человек чувствует себя утомленным, подавленным, неспособным к выполнению привычной работы.
Стеничность в психологии — это интересно тем, что одни и те же эмоции могут принимать в зависимости от характера и темперамента человека различный характер. Например, горе может одного человека побудить на бурную деятельность, другого же вовлечь в состояние апатии и равнодушия.
Стенические и астенические эмоции
По тому влиянию,
которое оказывают эмоции на жизненные
процессы в организме и на деятельность
человека, различают активные, или
стенические, и пассивные, или астенические
эмоции.
Стенические
эмоции повышают жизнедеятельность
организма; астенические эмоции, наоборот,
угнетают и подавляют все жизненные
процессы в организме.
Примером стенических
эмоций может быть чувство радости. У
человека, испытывающего радость,
происходит значительное расширение
мелких кровеносных сосудов, в связи с
чем улучшается и усиливается питание
всех жизненно важных органов, особенно
мозга. Такой человек не чувствует
утомления, наоборот, испытывает сильную
потребность в действиях и движениях. В
состоянии радости различные люди могут
жестикулировать, прыгать, плясать, бить
в ладоши, издавать радостные восклицания,
громко смеяться, совершать другие
быстрые и энергичные движения. Повышенная
двигательная активность связана у него
с ощущением силы, он чувствует себя
легко, бодро. Приток крови к мозгу
облегчает его умственную и физическую
деятельность: он много и оживленно
говорит, быстро соображает, продуктивно
работает, в его сознании возникают
оригинальные мысли и яркие образы.
Усиливается приток крови и к периферическим
органам – кожа краснеет, становится
гладкой и блестящей, повышается
температура тела, глаза блестят, лицо
становится оживленным, сияющим:
одновременно повышается деятельность
органов внешней секреции – на глазах
появляются слезы, во рту увеличивается
выделение слюны. Значительно улучшается
деятельность органов питания:
систематически испытывающий чувство
радости человек приобретает энергичный,
юный, цветущий вид.
Примером астенической
эмоции может быть противоположное
радости чувство печали. В состоянии
печали, благодаря деятельности
вазомоторного аппарата, кровеносные
сосуды сокращаются и возникает известная
анемия кожи, внутренних органов и,
главное, мозга. Лицо становится бледным,
удлиняется, вытягивается, теряет свою
полноту, приобретает резко выраженные
заостренные черты, снижается температура
кожи, появляется ощущение холода и даже
озноба. В связи с замедлением кровообращения
возникает затрудненное дыхание, одышка.
Пониженное питание мозга вызывает
снижение деятельности произвольного
двигательного аппарата: движения
становятся медленными, вялыми, совершаются
с трудом и неохотно, вследствие чего
уменьшается продуктивность работы;
походка становится медленной, человек
не идет, а как бы «плетется». Резко
снижается мышечный тонус: человек
чувствует себя вялым, расслабленным,
спина у него согнута, голова и руки
опущены, нижняя челюсть иногда отвисает;
голос становится слабым, беззвучным;
появляется чувство сильной усталости,
невозможности удержаться на ногах,
стремление обо что-нибудь опереться.
Анемия мозга приводит к снижению
умственной работоспособности, мышление
становится вялым, заторможенным
(«неподвижным»), человек испытывает
сильное нерасположение к умственной
деятельности. Длительное, систематическое
чувство печали приводит к снижению всех
жизненных процессов в организме, к
нарушению питания внутренних органов
и кожи: человек худеет, кожа его
сморщивается, волосы быстро седеют, он
выглядит не по возрасту рано постаревшим.
Стенические и астенические эмоции — Психология и саморазвитие
По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме и на деятельность человека, различают активные, или стенические, и пассивные, или астенические эмоции.
Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.
Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, пляшет, бьет в ладоши, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы. Усиливается приток крови и к периферическим органам — кожа краснеет, становится гладкой и блестящей, повышается температура тела, глаза блестят, лицо становится оживленным, сияющим: одновременно повышается деятельность органов внешней секреции — на глазах появляются слезы, во рту увеличивается выделение слюны. Значительно улучшается деятельность органов питания: систематически испытывающий чувство радости человек полнеет, становится упитанным, приобретает энергичный, юный, цветущий вид.
Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Лицо становится бледным, удлиняется, вытягивается, теряет свою полноту, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникает затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга вызывает снижение деятельности произвольного двигательного аппарата: движения становятся медленными, вялыми, совершаются с трудом и неохотно, вследствие чего уменьшается продуктивность работы; походка становится медленной, человек не идет, а как бы «плетется». Резко снижается мышечный тонус: человек чувствует себя вялым, расслабленным, спина у него согнута, голова и руки опущены, нижняя челюсть иногда отвисает; голос становится слабым, беззвучным; появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление обо что-нибудь опереться. Анемия мозга приводит к снижению умственной работоспособности, мышление становится вялым, заторможенным («неподвижным»), человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме, к нарушению питания внутренних органов и кожи: человек худеет, кожа его сморщивается, волосы быстро седеют, он выглядит не по возрасту рано постаревшим.
Стенические и астенические эмоции играют большую роль в спортивной деятельности. Первые наблюдаются при правильной тренировке и особенно при наличии у спортсмена «спортивной формы». Благодаря им спортсмен испытывает подъем всех жизненных сил, стремление к победе, к преодолению препятствий, чувство эмоционального возбуждения, получившего характерное название «спортивной злости».
Астенические эмоции возникают при перетренировке, когда спортсмен чувствует вялость, упадок сил, нежелание тренироваться, а иногда и неудовлетворение данным видом спорта. Если эти астенические эмоции становятся стойкими, они приводят спортсмена к отказу от спортивной деятельности. Это говорит о необходимости тщательно учитывать эмоциональные состояния в процессе спортивной деятельности, своевременно принимать необходимые меры к созданию таких условий тренировки, которые поддерживали бы стенические эмоции.
Что такое стенические и астенические эмоции. Роль эмоций в жизни человека
Выступая субъектом теоретической и практической деятельности, познающей и изменяющей окружающую среду, личность не является ни бесстрастным созерцателем, ни беспристрастным автоматом: взаимодействуя и оказывая влияние на предметы, явления, процессы, субъектов действительности, индивидуум и сам испытывает многочисленные влияния, переживает все то, что происходит с ним. Эти переживания формируют эмоциональную сферу личности.
Основные характеристики эмоций
Главным отличием аффективно-эмоциональной сферы от других психических феноменов является тот факт, что эмоции выражают состояние субъекта, его отношение к объекту, характеризуются полярностью. Все многообразие качеств и оттенков чувств не сводится к голой эмоциональности, или аффективности, представляя собой специфический процесс познания и отражения действительности. Эмоциональный фон, таким образом, не противопоставляется познавательным процессам, но органично дополняет их, формируя единство интеллектуального и эмоционального.
Виды эмоций
Возникновение, протекание эмоций как отношения личности имеет деятельностную природу, характеризуется высокой активностью, обусловливает деятельность и обусловливается ей. В наиболее общем виде выделяют стенические и астенические эмоции.
Определение 1
Стенические (активные) эмоции представляют собой переживания, которые характеризуются повышением жизнедеятельности, возникновением состояния возбуждения, бодрости, радостного подъема, волнения.
В процессе переживаний стенических эмоций дыхание становится легким и глубоким, сердце работает интенсивней, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения определенных видов деятельности, в глазах появляется блеск. Стенические эмоции активны, сопровождаются положительным эмоциональным тоном. Примером стенической эмоции может выступать переживание радости.
Определение 2
Астенические эмоции – чувства подавленности, печали, уныния, пассивного страха, окрашенные отрицательным эмоциональной тоном.
В процессе переживания астенических эмоций человек сутулится, дыхание становится медленным, глаза тускнеют, л
эстетических эмоций — Институт эмпиризма Макса Планка
Публикации
Menninghaus, W., Wagner, V., Wassiliwizky, E., Schindler, I., Hanich, J., Jacobsen, T., & Koelsch, S. (2019). Что такое эстетические эмоции? Психологический обзор, 126 (2), 171–195. DOI: 10.1037 / rev0000135
Шиндлер, И., Хосоя, Г., Меннингхаус, В., Берманн, У., Вагнер, В., Эйд, М., и Шерер, К. Р. (2017). Измерение эстетических эмоций: обзор литературы и новый инструмент оценки. Plos One , 12 (6), e0178899. DOI: 10.1371 / journal.pone.0178899 PDF
Wassiliwizky, E., Jacobsen, T., Heinrich, J., Schneiderbauer, M., & Menninghaus, W. (2017). Слезы, падающие на мурашки по коже: совпадение эмоционального слезотечения и эмоциональной пилоэрекции указывает на психофизиологический апогей эмоционального возбуждения. Границы психологии , 8 (41). DOI: 10.3389 / fpsyg.2017.00041
Menninghaus, W., Wagner, V., Wassiliwizky, E., Jacobsen, T., & Knoop, C.A. (2017). Эмоциональная и эстетическая сила параллельной дикции. Поэтика , 63, 47–59. DOI: 10.1016 / j.poetic.2016.12.001
Kraxenberger, M., & Menninghaus, W. (2017). Близость к поэзии и эстетическая оценка радостных и грустных стихов. Frontiers in Psychology, 7: 2051. DOI: 10.3389 / fpsyg.2016.02051
Kraxenberger, M., & Menninghaus, W. (2016). Эмоциональные эффекты поэтической фонологии, позиционирования слов и доминирующего ударения достигают пиков при чтении стихов. Научное исследование литературы , 6 (2), 298–313. DOI: 10.1075 / ssol.6.2.06kra
Сархош, К., и Меннингхаус, В. (2016). Просмотр трэш-фильмов: основные черты, точки просмотра и экспериментальные измерения. Поэтика , 57, 40-54. DOI: 10.1016 / j.poetic.2016.04.002
Вагнер, В., Кляйн, Дж., Ханич, Дж., Шах, М., Меннингхаус, В., и Якобсен, Т. (2016). Гнев в рамке: полевое исследование эмоций, удовольствия и искусства. Психология эстетики, творчества и искусства , 10 (2) , 134–146.DOI: 10.1037 / aca0000029
Wassiliwizky, E., Wagner, V., Jacobsen, T., & Menninghaus, W. (2015). Озноб, вызванный искусством, указывает на состояние движения. Психология эстетики, творчества и искусства , 9 (4), 405–416. DOI: 10.1037 / aca0000023
Menninghaus, W., Wagner, V., Hanich, J., Wassiliwizky, E., Kuehnast, M., & Jacobsen, T. (2015). К психологической конструкции движения. Plos One , 10 (6), e0128451. DOI: 10.1371 / journal.pone.0128451
Кумшик, И.Р., Бек, Л., Эйд, М., Витте, Г., Кланн-Делиус, Г., Хойзер, И., Стейнлейн, Р., и Меннингхаус, В. (2014). ЧТЕНИЕ и ЧУВСТВО: Эффекты вмешательства на основе литературы, разработанного для повышения эмоциональной компетентности у второклассников и третьеклассников. Границы психолологии , 5: 1448. DOI: 10.3389 / fpsyg.2014.01448.
Куиджперс, М. М., Хакемалдер, Ф., Дойкару, М., Тан, Э. (2014) Изучение увлекательного опыта чтения: разработка и проверка шкалы самоотчета для измерения восприятия мира рассказами. Научное исследование литературы , 4 (1), 89–122.
Вагнер, В., Меннингхаус, В., Ханих, Дж., И Якобсен, Т. (2014). Влияние художественной схемы на эмоциональные переживания: случай отвратительных изображений. Психология эстетики, творчества и искусства, 8 (2), 120–129. DOI: 10.1037 / a0036126
Сархош, К. и Ферстль, П. (2014). Введение: Популярная культура в области «несложности» и «несбалансированного кодирования». В P. Ferstl & K. Sarkhosh (Eds.), Quote Double Quote.Эстетика между высокой и массовой культурой (стр. 7–21). Амстердам: Родопи.
Сархош К. (2014). «Больной, больной, больной»? Порнография, Отвращение, и предельные значения эстетики. В P. Ferstl & K. Sarkhosh (Eds.), Quote Double Quote. Эстетика между высокой и массовой культурой (стр. 99–120). Амстердам: Родопи.
Кюнаст, М., Вагнер, В., Василивизки, Э., Якобсен, Т., и Меннингхаус, В. (2014). Перемещение: лингвистическое представление и концептуальная структура. Границы в психологии , 5: 1242.DOI: 10.3389 / fpsyg.2014.01242 PDF
.
Эстетическая фотография (Как понять и использовать эстетику)
Фотография существует во многих различных формах. Некоторые из них радостны, другие наводят на размышления, пугают и так далее.
На некоторые формы, известные как эстетическая фотография, приятно смотреть.
Но что выделяет эти изображения? Вот все, что вам нужно для понимания и использования эстетики в фотографии.
Что такое эстетическая фотография?
По определению эстетика — это мера или оценка красоты.
В фотографии это обычно означает, что изображение привлекает внимание. есть что-то в его предмете, составе, цвете (или его отсутствии). Это заставляет вас сидеть и наблюдать за этим.
Как и красоту, эстетику нелегко описать простыми словами. Все зависит от предпочтений, опыта и знаний зрителя.
Новичку в пейзажной фотографии все виды фотографий могут показаться эстетичными. Эксперт может по-разному относиться к одним и тем же изображениям.
Из каждого правила есть исключения. Но мы можем согласиться с тем, что одни изображения более привлекательны, чем другие. Несколько важных факторов имеют решающее значение.
Знание этого может предотвратить нелестные композиции. И вы можете улучшить свои фотографии.
Большинство людей согласятся, что это изображение соответствует определению эстетической фотографии. Необычная композиция, спокойное расположение, эффектная симметрия и пастельные тона выделяют его.
Почему важна эстетика
Эстетически приятные фотографии созданы не только для оценки. Если вы знаете, как делать яркие фотографии, вы сможете предоставить будущим клиентам впечатляющие результаты.
Создавая эстетичные изображения, вы привлечете больше людей к своей работе в социальных сетях. Это также улучшит ваше портфолио. Это может привести к возможностям фотографирования и предложениям о работе.
Вам понравится возможность делать привлекательные фотографии где угодно.
Это некоторые из многих преимуществ понимания того, как работает красивая фотография. И почему это важно.
Понимание эстетики фотографии может помочь вам улучшить свой бизнес и заработать больше денег. Например, издатели и фондовые агентства тяготеют к изображениям с идеальной композицией. Чем эстетичнее будут ваши изображения, тем легче вам будет привлечь клиентов.
Эстетика и стиль — одно и то же?
Поиск и развитие стиля — важная часть пути любого фотографа.Но это не то же самое, что эстетика. Стиль фотографии и эстетика фотографии не идут рука об руку. Это означает, что вы можете иметь сильный стиль, но не иметь эстетики.
В общем, стиль — это ваш подход к фотографии. Сюда входят технические настройки, оборудование и многое другое.
Эстетика идет немного дальше. Взгляните на свою галерею и посмотрите, заметили ли вы закономерности в цвете, композиции, предметах и т. Д. Если есть сходства, которые выделяют ваш общий стиль, у вас есть эстетика.
Некоторые фотографы известны своими изображениями в жанре фэнтези или ностальгическими снимками. Или предмет, который они часто снимают.
Если вы можете распознать фотографию, не зная имени создателя, значит, этот художник обладает сильной эстетикой.
Кроме того, если в ваших изображениях есть эмоции, привлекающие внимание человека, у вас эстетичный образ.
Как сделать эстетические снимки?
Как вы уже знаете, эстетика — это не одно целое, но она состоит из нескольких простых факторов.
Это то, что выделяет почти каждое красивое изображение. Они заставляют вас что-то чувствовать. Они вдохновляют вас на создание собственных потрясающих фотографий.
Правило третей
Правило третей может улучшить композицию. Он состоит из двух горизонтальных и двух вертикальных линий.
Вы можете визуализировать их сами или попросить камеру сделать работу за вас, используя визуальные ориентиры.
Разместите объекты там, где эти линии пересекаются. Горизонты должны быть параллельны или лежать на горизонтальных линиях.
Эти рекомендации предназначены для улучшения ваших композиций и предотвращения получения скучных фотографий.
.
эстетики | Определение, подходы, развитие и факты
Эстетика шире, чем философия искусства, составляющая одну из его ветвей. Он имеет дело не только с природой и ценностью искусства, но и с теми реакциями на природные объекты, которые находят выражение в языке прекрасного и уродливого. Однако с самого начала возникает проблема, поскольку такие термины, как красивый и уродливый , кажутся слишком расплывчатыми в своем применении и слишком субъективными по своему значению, чтобы успешно разделить мир на те вещи, которые работают, и те, которые не работают, проиллюстрируйте их.Практически все может показаться прекрасным кем-то или с некоторой точки зрения, и разные люди применяют это слово к совершенно разным объектам по причинам, которые часто кажутся мало или совсем не похожими друг на друга. Возможно, существует какое-то единственное основополагающее убеждение, которое мотивирует все их суждения. Однако также может быть, что термин красивый не имеет смысла, кроме как выражение отношения, которое, в свою очередь, привязывается разными людьми к совершенно разным положениям дел.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
Более того, несмотря на акцент, сделанный философами на терминах красиво и уродливых , далеко не очевидно, что они являются наиболее важными или наиболее полезными при обсуждении и критике искусства или при описании то, что нам нравится в природе. Чтобы передать то, что важно в стихотворении, мы могли бы описать его как ироничное, трогательное, выразительное, уравновешенное и гармоничное.Точно так же, характеризуя любимый участок сельской местности, мы можем предпочесть описать его как мирный, мягкий, атмосферный, суровый и вызывающий воспоминания, а не как красивый. Минимум, что следует сказать, это то, что beautiful принадлежит к классу терминов, из которых он был выбран как для удобства, так и для любого смысла, заключающегося в том, что он отражает то, что является отличительным от класса.
В то же время, похоже, не существует четкого способа разграничить рассматриваемый класс — по крайней мере, до теории.Следовательно, эстетика должна раскинуть свою сеть шире, чем изучение красоты или других эстетических концепций, если она хочет открыть принципы, посредством которых она должна быть определена. Таким образом, мы сразу же возвращаемся к мучительному вопросу, касающемуся нашего предмета: что должен изучать философ, чтобы понять такие идеи, как красота и вкус?
Три подхода к эстетике
Для ответа на этот вопрос было предложено три широких подхода, каждый из которых интуитивно обоснован:
1.Изучение эстетических концепций или, точнее, анализ «языка критики», в котором выделяются конкретные суждения, отображается их логика и обоснованность. В своем знаменитом трактате «О возвышенном и прекрасном » (1757 г.) Эдмунд Берк попытался провести различие между двумя эстетическими концепциями и, изучая качества, которые они обозначают, проанализировать отдельные человеческие отношения, направленные на них. Различие Берка между возвышенным и прекрасным оказало огромное влияние, поскольку оно отражало преобладающий стиль современной критики.В последнее время философы склонны концентрироваться на концепциях современной теории литературы, а именно на таких, как репрезентация, выражение, форма, стиль и сентиментальность. Исследование неизменно преследует двойную цель: показать, как (если вообще) эти описания могут быть оправданы, и показать, что является отличительным в человеческом опыте, который выражается в них.
Эдмунд Бёрк Эдмунд Бёрк, фрагмент картины маслом из мастерской сэра Джошуа Рейнольдса, 1771 г .; в Национальной портретной галерее в Лондоне. Предоставлено Национальной портретной галереей, Лондон
2. Философское исследование определенных состояний ума — реакций, отношений, эмоций, — которые считаются вовлеченными в эстетический опыт. Так, в основополагающем труде современной эстетики Kritik der Urteilskraft (1790; Критика суждения ) Иммануил Кант обнаружил отличительные черты эстетики в способности «суждения», посредством чего мы занимаем определенную позицию в отношении объекты, отделяя их от наших научных интересов и наших практических интересов.Таким образом, ключ к эстетической сфере лежит в определенном «бескорыстном» отношении, которое мы можем принять по отношению к любому объекту и которое может быть выражено различными способами.
Иммануил Кант Иммануил Кант, отпечаток опубликован в Лондоне, 1812 год. Photos.com/Getty Images
Совсем недавно философы, недоверчивые к теории способностей Канта, пытались выразить понятия «эстетическая установка» и «эстетический опыт» другими способами, полагаясь на достижения в философской психологии, многим обязанные Г.W.F. Гегель, феноменологи и Людвиг Витгенштейн (точнее, Витгенштейн из Философских исследований [1953]). При рассмотрении этих теорий (некоторые из которых обсуждаются ниже) необходимо иметь в виду важное различие: различие между философией разума и эмпирической психологией. Философия — это не наука, потому что она не исследует причины явлений. Это априорное или концептуальное исследование, основная задача которого — идентифицировать, а не объяснять.По сути, цель философа — дать как можно более широкое описание самих вещей, чтобы показать, как мы должны их понимать и как мы должны их ценить. Два наиболее известных современных философских метода — феноменология и концептуальный анализ — склонны рассматривать эту цель как отличную от цели науки и (по крайней мере частично) до нее. Ибо как мы можем начать объяснять то, что нам еще предстоит определить? Хотя проводились эмпирические исследования эстетического опыта (упражнения в психологии красоты), они не являются частью эстетики, рассматриваемой в этой статье.В самом деле, удивительная скудность их выводов может быть разумно объяснена их попыткой предоставить теорию явлений, которые еще не получили должного определения.
3. Философское исследование эстетического объекта. Этот подход отражает точку зрения, согласно которой проблемы эстетики существуют в первую очередь потому, что мир содержит особый класс объектов, на которые мы избирательно реагируем и которые описываем в эстетических терминах. Обычный класс, выделяемый в качестве основных эстетических объектов, — это произведения искусства.Все другие эстетические объекты (пейзажи, лица, objets Trouvés и т. П.) Обычно включаются в этот класс только потому, и в той степени, в которой они могут рассматриваться как искусство (по крайней мере, так утверждается).
Если мы примем такой подход, тогда исчезнет реальное различие между эстетикой и философией искусства; а эстетические концепции и эстетический опыт заслуживают своих названий, поскольку являются, соответственно, концепциями, необходимыми для понимания произведений искусства, и опытом, вызываемым столкновением с ними.Таким образом, Гегель, возможно, оказавший наибольшее влияние на философию современной эстетики, считал, что главная задача эстетики состоит в изучении различных форм искусства и духовного содержания, присущего каждой из них. Большая часть современной эстетики была также сосредоточена на художественных проблемах, и можно сказать, что сейчас ортодоксально рассматривать эстетику исключительно через изучение искусства.
Третий подход к эстетике не требует такой концентрации на искусстве. Даже тот, кто считал искусство не более чем одним проявлением эстетической ценности — возможно, даже сравнительно незначительным проявлением — может полагать, что первоочередная задача эстетики — изучить объекты эстетического опыта и найти в них истинные отличительные черты эстетическая сфера.Однако, если мы не ограничим сферу эстетических объектов, станет чрезвычайно трудно поддерживать, что у них есть что-то общее, кроме факта пробуждения аналогичного интереса. Это означает, что мы все-таки должны быть вынуждены принять второй подход к эстетике. И, кажется, нет более правдоподобного способа ограничения области эстетических объектов, чем через концепцию искусства.
Три подхода могут привести к несовместимым результатам. Как вариант, они могут гармонировать.Опять же, мы сможем принять решение только в конце нашей философии. Первоначально следует предположить, что эти три подхода могут различаться существенно или просто акцентами, и, таким образом, каждый вопрос в эстетике имеет трехстороннюю форму.
.
определение эстетических эмоций и синонимы эстетических эмоций (английский)
Из Википедии, бесплатная энциклопедия
Эстетические эмоции относятся к эмоциям, которые испытываются во время эстетической деятельности и / или признательности. Эти эмоции могут быть повседневными (например, страх, удивление или сочувствие) или могут быть специфическими для эстетического контекста. Примеры последнего включают возвышенное, прекрасное и китч. В каждом из этих аспектов эмоция обычно составляет только часть общего эстетического опыта, но может играть более или менее определяющую роль для этого состояния.
Типы
Изобразительное искусство и кино
Традиционно считается, что отношение между эстетическими эмоциями и другими эмоциями основывается на бескорыстии эстетического опыта (особенно см. Канта). Эстетические эмоции не мотивируют практическое поведение так, как другие эмоции (например, страх, мотивирующий поведение избегания).
Способность произведений искусства вызывать такие эмоции, как страх, является предметом философских и психологических исследований. [1] Это поднимает такие проблемы, как парадокс вымысла, когда человек реагирует на искусство порой довольно сильными эмоциями, даже зная, что представленный сценарий вымышленный (см., Например, работу Кендалла Уолтона).Другой проблемой является проблема воображаемого сопротивления, которая рассматривает, почему мы можем вообразить много надуманных вымышленных истин, но испытываем сравнительные трудности с представлением о том, что в вымышленном мире соблюдаются различные моральные стандарты. Впервые эта проблема была поднята Дэвидом Хьюмом: некоторые виды произведений искусства, кажется, посвящены пробуждению определенных эмоций. Например, фильмы ужасов стремятся вызвать чувство страха или отвращения; комедии стремятся вызвать веселье или счастье, трагедии стремятся вызвать сочувствие или печаль, а мелодрамы пытаются вызвать жалость и сочувствие.
Музыка
В философии музыки ученые спорили, является ли инструментальная музыка, такая как симфонии, просто абстрактными аранжировками и образцами музыкальных нот («абсолютная музыка»), или же инструментальная музыка изображает эмоциональные картины и настроения («программная музыка») ). Несмотря на утверждения философов, отстаивающих аргумент «абсолютной музыки», типичный симфонист действительно интерпретирует ноты и аккорды оркестра эмоционально; Начало симфонии эпохи романтизма, в которой минорные аккорды громыхают над низкими басовыми нотами, часто интерпретируется непрофессиональными слушателями как выражение грусти в музыке.
Абсолютная музыка, также называемая «абстрактной музыкой», — это термин, используемый для описания музыки, которая явно не «о чем-либо», непредставляющая или необъективная. В абсолютной музыке нет ссылок на рассказы, образы или какие-либо другие внемузыкальные идеи. Эстетические идеи, лежащие в основе абсолютных музыкальных дебатов, связаны с эстетической незаинтересованностью Канта из его Критики эстетического суждения и привели к многочисленным спорам, включая словесную войну между Брамсом и Вагнером.В 1800-х годах группа ранних романтиков, в том числе Иоганн Вольфганг Гете и Э. Гофман породил идею того, что можно назвать духовным абсолютизмом. «Формализм» — это понятие «музыка для музыки» и относится только к инструментальной музыке без слов. Музыкальный критик XIX века Эдуард Ханслик утверждал, что музыкой можно наслаждаться как с чистым звуком и формой, что она не нуждается в коннотации внемузыкальных элементов, чтобы гарантировать свое существование.
Ссылки
Дополнительная литература
- Chua, Daniel. Абсолютная музыка и конструирование смысла (Cambridge University Press, 1999)
.