Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Обращение к этим темам характерно для отечественных психологов (Ананьев, Мясищев, Леонтьев, Асмолов, Братусь).
Человек как природное явление
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – часть природы. Человек – живое существо, и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. Человеческое тело – его форма, строение. Функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ.
Ананьев «Психологическая структура Личности» («Человек — как предмет познания») – системный или комплексный подход в изучении Личности.
Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).
Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.
Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность — есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.
Два подхода:
1. Как неповторимость в совокупности его свойств, характеристик.
2. Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта, Личности, индивида) идут в одном направлении развития.
Субъект – человек в контексте его Деятельности.
Леонтьев Человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств.
«Индивид – генотипическое образование». В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом.
2 признака:
1. Неделимость или целостность субъекта.
2. Наличие у него особых (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.
«Личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами… Понятие Личность выражает целостность субъекта жизни. Но Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: Личностью не родятся, Личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».
Ни одна наука, ни одна теория не способны дать исчерпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой Личности.
Как связаны эти понятия: индивидуальность, человек, Личность, индивид? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, кот. приобрел социальную индивидуальность, и снял свою биологическую индивидуальность. Всякая Личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван Личностью? По этому вопросу нет единства мнений. В принципе при ответе на него существует два направления ответа:
1. Объективное (признающее Личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и Деятельности).
2. Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев Личности, т.е. избранных социальных качеств).
Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими.
14)
Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, носовершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоенияпроисходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичьэтого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новыепотребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании:этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто —субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в руслетеории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном,когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений ссоциальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению,соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношениймотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесьзарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения ивозможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивыи проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию,саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательностьзафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формированияличности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвигамотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоенияролей социальных (- механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это — механизмы стихийные, ибосубъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно имине управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитииличности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коейкасаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмеченияпотребности в общении (- потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребностипридается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается кпотребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшениюфизического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказываетсяглавной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются иусложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, — ведь помере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — вманерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается ивнутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью.Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах,независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает навоспитателей особую ответственность — за качество собственной личности. На более поздних возрастныхстадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Средитаковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Нообычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и этоестественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее — свой путь.Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем нановую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляетставить новые цели и искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста:старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмомидентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения ивыполнения — «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают — в таких мечтаниях существенную рользанимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживанияотражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутойфазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной ролипереживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» — притяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизниличности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознаниене необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуютсовместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяетрассматривать их в отдельности.
15)
«Личность рождается дважды», — так точно отразил путь формирования личности известнейший отечественный психолог А.Н. Леонтьев. На пути становления личность преодолевает гораздо больше двух ступенек, названных этапами, но именно две вехи являются ключевыми.
17. Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»
Наиболее
общим является понятие «человек»
— биосоциальное существо, обладающее
членораздельной речью, сознанием,
высшими психическими функциями
(абстрактно-логическое мышление,
логическая память и т. д.), способное
создавать орудия, пользоваться ими в
процессе
общественного труда. Эти специфические
человеческие свойства
(речь, сознание, трудовая деятельность
и пр.) не передаются людям в порядке
биологической наследственности, а
формируются у них прижизненно, в процессе
усвоения ими культуры, созданной
предшествующими
поколениями. Существуют достоверные
факты, которые свидетельствуют
о том, что если дети с самого раннего
возраста развиваются вне общества,
то они остаются на уровне развития
животных, у них не формируются речь,
сознание, мышление, нет вертикальной
походки. Развитие человечества
невозможно без активной передачи новым
поколениям человеческой культуры. Без
общества, без усвоения общественно-исторического
опыта человечества стать человеком,
приобрести специфические человеческие
качества невозможно, даже если
человеческое существо обладает
биологической полноценностью.
личность
— не только объект общественных
отношений, не только испытывает
социальные воздействия, но преломляет,
преобразует их, поскольку постепенно
личность начинает
выступать как совокупность внутренних
условий, через которые
преломляются внешние воздействия
общества. Таким образом, личность
не только объект и продукт общественных
отношений, но
и активный субъект деятельности,
общения, сознания, самосознания.Личность
есть понятие социальное, она выражает
все, что есть в человеке надприродного,
исторического. Личность не врожденна,
но возникает в результате культурного
и социального развия.Особенная и не
похожая на других личность в полноте
ее духовных и физических свойств
характеризуется понятием «индивидуальность».
Индивидуальность выражается в наличии
разного опыта, знаний, мнений,
убеждений, в различиях характера и
темперамента, индивидуальность свою
мы доказываем, утверждаем. «индивид»-
человек
как природное сущ. Представитель вида
хомосапианс, единства врождённого и
приобретённого,носитель
индивидуально-своеобразных биологически
обусловленных черт.
18.
развитие личности-
процесс формирования соц. Качества
индивида в результате его социализации
и воспитания.
19.
структура личности.
Рубинштейн основными составляющими
структуры личности считал характер,
направленность и способности человека.
Другие психологи, например, Мясищев,
Ананьев, Мерлин, считали, что к
вышеперечисленным характеристикам
структуры личности необходимо добавить
темперамент, который и будет являться
базовым.
20.
характеристики личности.
динамические тенденции – потребности
и мотивы, установки, ценностные ориентации
и отношения личности, интегрированные
в ее направленности.Во-вторых, ее
возможности, реализуемые посредством
задатков, способностей, одаренности,
интеллекта.В-третьих, характер и
самосознание личности.
21.
взаимосвязь психических познавательных
процессов. Психически
познавательные процессы-общее название
ощущений,восприятий,внимания,памяти,мышления,воображения,речи.
Все они учавствуют в познании
действительности и регуляции деятельности,
в формировании знаний, навыков, умений
всей личности.Ориентировка в
обстановке,практическое использование
средств деятельности основываются на
работе психич. познов. процессов,
особенно мышление. Осмысление информ.
способствует её запоминанию. Внимание
включ. в позновательные процессы,
повышает их эффективность: ощущения
становятся более отчётливыми, восприятия
более точными, улучшаются память,
мышление. Мышление и речь влияют на
протекание ощущений, восприятия, памяти
и др. процессов.
22.типы
высшей нервной деятельности.
Типы высшей нервной деятельности (ВНД)
— совокупность врожденных (генотип) и
приобретенных (фенотип) свойств нервной
системы, определяющих характер
взаимодействия организма с окружающей
средой и находящих свое отражение во
всех функциях организма.
Сангвинический
тип характеризуется достаточной силой
и подвижностью возбудительного и
тормозного процессов (сильный,
уравновешенный, подвижный).
Флегматический
тип отличается достаточной силой обоих
нервных процессов при относительно
низких показателях их подвижности,
лабильности (сильный, уравновешенный,
инертный).
Холерический
тип характеризуется высокой силой
возбудительного процесса с явным
преобладанием его надтормозным
и повышенной подвижностью, лабильностью
основных нервных процессов (сильный,
неуравновешенный, безудержный).
Меланхолический
тип характеризуется явным преобладанием
тормозного процесса над возбудительным
и их низкой подвижностью (слабый,
неуравновешенный, инертный).
23.
особенности различных типов темперамента.
Меланхолический
темперамент,определяется слабостью
процессов возбуждения и торможения,
при этом их подвижность или инертность
нехарактерны. Даже при небольшом
перенапряжении, например, в случае
решения трудной задачи или жизненной
ситуации у меланхолика наступает срыв.
У меланхолика слабый тип нервной системы
и, следовательно, нестойкий перед
обстоятельствами, требующими преодоления
или сильного возбуждения нервной
системы. Флегматическим темпераментов,
называется такой тип темперамента,
который, будучи сильным типом, все-таки
отличается малой подвижностью нервных
процессов. Однажды возникнув в
определенных центрах, они отличаются
постоянством и силой. Инертная нервная
система соответствует этому типу.
Сангвинический
темперамент — другой сильный тип
темперамента — характерен тем, что
процессы возбуждения и торможения у
него достаточно сильные, уравновешенные
и легко подвижные.
Холерический
темперамент — третий сильный тип
темперамента — неуравновешенный,
безудержный, у него преобладают процессы
возбуждения над слабым торможением.
Этот тип нервной системы быстро
истощается и склонен к срывам.
24.
понятие о характере.
Характер-совокупность существенных,устойчивых
психических свойств чел-ка, которые
проявляются в его отношение в
действительности и накладывают отпечаток
на его поведение и поступки.
25.
акцентуация хар-ра.
Преувелич. развитие отдельных свойств
характера в ущерб другим в результате
чего ухудшается взаимодействие с окруж.
людьми.
26.
взаимосвязь темперамента и хар-ра.
Характер формируется на основе
темперамента. Характер определяет
содержание поведения и деятельности
человека, темперамент — лишь их манеру,
стиль, динамику. Темперамент и характер
отражают разные свойства личности, но
сосуществуют между собой на конфликтной
основе. Личность представляет собой
поле борьбы между ними. Характер пытается
играть роль режиссера относительно
темперамента. Более того, индивид, у
которого победа в борьбе оказывается
на стороне характера, имеет более
совершенные личностные качества.
Темперамент есть врожденная основа
формирования и развития характера.
27.понятие
о способностях.
Способность-совокупность таких
психических свойств, которые
характеризуются скоростью и
результативностью овладения той или
иной деятельностью.
Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Обращение к этим темам характерно для отечественных психологов (Ананьев, Мясищев, Леонтьев, Асмолов, Братусь).
Человек как природное явление
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – часть природы. Человек – живое существо, и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. Человеческое тело – его форма, строение. Функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ.
Ананьев «Психологическая структура Личности» («Человек — как предмет познания») – системный или комплексный подход в изучении Личности.
Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).
Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.
Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность — есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.
Два подхода:
- Как неповторимость в совокупности его свойств, характеристик.
- Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта, Личности, индивида) идут в одном направлении развития.
Субъект – человек в контексте его Деятельности.
Леонтьев Человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств.
«Индивид – генотипическое образование». В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом.
2 признака:
- Неделимость или целостность субъекта.
- Наличие у него особых (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.
«Личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами… Понятие Личность выражает целостность субъекта жизни. Но Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: Личностью не родятся, Личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».
Ни одна наука, ни одна теория не способны дать исчерпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой Личности.
Как связаны эти понятия: индивидуальность, человек, Личность, индивид? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, кот. приобрел социальную индивидуальность, и снял свою биологическую индивидуальность. Всякая Личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван Личностью? По этому вопросу нет единства мнений. В принципе при ответе на него существует два направления ответа:
1. Объективное (признающее Личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и Деятельности).
2. Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев Личности, т.е. избранных социальных качеств).
Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими.
26. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Для описания
различных ипостасей (характеристик)
человека, для его изучения с точки зрения
его родовой принадлежности, социальных
отношений и собственной уникальности
используются понятия «индивид» (от
латинского individuum
–
неделимый),
«индивидуальность» (неповторимое
своеобразие отдельного существа),
«личность» (от латинского persona
– маска, роль актера).
Личность – система
социально значимых качеств индивида,
мера овладения им социальными ценностями
и его способность к реализации этих
ценностей.
Если понятие
индивида включает в себя общие качества
homo sapiens — представителя человеческого
рода как биологического вида, то понятие
личности связано с понятием индивидуальности
– с творческим преломлением в индивиде
общесоциальных качеств с неповторимой
системой отношений конкретного человека
к миру, с его индивидуальными способностями
социального взаимодействия.
Как личность
человек характеризуется уровнем развития
его сознания, соотнесенностью его
сознания с общественным сознанием,
которое, в свою очередь, определяется
уровнем развития данного общества. В
свойствах личности проявляются
возможности данного человека к участию
в общественных отношениях.
Существенной
стороной личности является ее отношение
к обществу, к отдельным людям, к себе и
своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность характеризуется уровнем
осознанности своих отношений и их
устойчивостью.
В основе личности
лежит ее структура – связь и взаимодействие
относительно устойчивых компонентов
(сторон) личности: способностей,
темперамента, характера, волевых качеств,
эмоций и мотивации. Человек не рождается
с готовыми способностями, интересами,
характером и т.п. Эти свойства формируются
при жизни человека, но на определенной
природной основе.
Наследственная
основа человеческого организма (генотип)
определяет его анатомо-физиологические
особенности, основные качества нервной
системы, динамику нервных процессов.
В биологической
организации человека, в его природе
заложены возможности будущего его
психического развития. Но человеческое
существо становится человеком только
благодаря социальной наследственности
– благодаря освоению опыта предшествующих
поколений, закрепленного в знаниях,
традициях, предметах материальной и
духовной культуры, в системе общественных
отношений.
Движущей силой
развития личности являются внутренние
противоречия между постоянно растущими
общественно обусловленными потребностями
и возможностями их удовлетворения.
Развитие личности – это постоянное
расширение ее возможностей и формирование
новых потребностей. Понять личность –
это значит понять, какие жизненные
задачи и каким способом она решает,
какими исходными принципами решения
этих задач она вооружена.
Различаются
личности социализированные –
адаптированные к условиям своего
социального бытия, десоциализированные
– девиантные, отклоняющиеся от основных
социальных требований (крайние формы
этого отклонения – маргинальность) и
психически аномальные личности
(психопаты, невротики, лица с задержками
психического развития и с личностными
акцентуациями – «слабыми местами»
в психической саморегуляции).
Многие
мыслители стремились запечатлеть
характеристики уникальности личности.
Так, Боэций
дал
определение личности, ставшее в некоторой
степени классическим: «Личность — это
индивидуальная субстанция разумной
природы (naturae
rationalis
individual
substantia)».
Другие указывали, что это ипостась,
отличная благодаря своеобразию,
относящемуся к достоинству. В этих
определениях фиксируются такие
существенные черты личности, как нечто
самостоятельное,
одаренное разумом, обладающим достоинством.
Фома Аквинский (1225–1274)
провозгласил
личность «тем, что является наиболее
совершенным во всей природе» и считал
существенным для личности быть господином
своих действий, «действовать, а не
приводиться в действие». Выработанное
в средневековой культуре понимание
личности относилось прежде всего к
Богу, и человек мыслился как личность,
созданная по образу и подобию Божьему.
В эпоху же Возрождения личность стала
отождествляться с яркой, многосторонней
реальностью, способной достичь всего,
чего захочет. В Новое время самым важным
в личности считалось сознание и
самосознание человека, его разум,
совесть. Для Иммануила
Канта личность
основана на идее морального закона, что
дает ей свободу по отношению к механизму
природы, личность отличается от
других вещей тем, что она есть не средство,
а «цель сама по себе», и требование
относиться к человеку в соответствии
с этим является высшим этическим
принципом.
В понятии «индивид»
воплощается родовая принадлежность
человека. У человеческого зародыша
в генах заложены природные предпосылки
для развития собственно человеческих
признаков и качеств. Так, строение
руки предполагает возможность
использования орудий труда, структура
мозга обеспечивает перспективу развития
интеллекта, строение тела младенца —
возможность прямохождения, а также
других особенностей человека, что в
совокупности отличает его от детеныша
животных (которого сразу же после
рождения и до конца жизни называют
особью, а не индивидом).
Таким
образом, когда
мы говорим о конкретном человеке, что
он индивид, мы по существу утверждаем,
что он потенциально является человеком
и, появляясь на свет как индивид,
постепенно становится личностью, обретая
свое особое измерение и качество.
С
логической точки зрения индивид является
последним звеном в цепи «род – вид –
индивид», где род и вид (соответственно,
человечество – человек) – общие понятия,
а индивид, отличаясь от других индивидов,
представляет собой самостоятельную
конкретную сущность. Средневековый
логик Парижского университета Боэций
(480–524)
в
трактате «Утешение философией»
пояснял смысл понятия индивида как
далее неделимого свойства
человека:
«Разделены могут быть только те
(вещи), которые являются общими для
многих… Напротив, совокупность свойств
индивида ни для кого не является
общей. Например, свойства Сократа:
допустим, он был лысый, курносый, с
отвислым животом, – ни эти, ни все прочие
очертания его тела, ни взгляды, ни черты
характера … не подойдут никому другому».
Индивид
уже в детстве включается в исторически
сложившуюся систему социокультурных
отношений, усваивает через воспитание
и обучение функционирующие в обществе
программы деятельности, общения и
поведения, и только благодаря этому
становится личностью,
т.е. человеком, не похожим на других,
по-особому действующим, мыслящим,
любящим, включенным в систему социальных
отношений как субъект и соучастник
исторического процесса. Следовательно,
личность обозначает системно-социальное
качество, которое индивид приобретает
в предметно-практической и духовной
деятельности и общении, показывая меру
преломления и представленности
общественных отношений в индивиде.
Индивид
и личность едины и вместе с тем не
тождественны друг другу, поскольку
личность это особое, социальное качество
индивида, реализующееся благодаря его
включению в социокультурное пространство
и усвоение через воспитание и обучение
наработанных человечеством знаний,
норм и образцов поведения, общения,
деятельности. Именно
поэтому, говоря о личности, мы наделяем
ее такими характеристиками, как
уникальность, неповторимость, своеобразие.
Многомерность
личности, выражающаяся в различных
подходах к ее изучению, и составляет
сущность
личности. Человек
с такой точки зрения предстает:
– как
результат и участник историко-эволюционного
процесса, носитель и творец социальных
программ поведения, общения и деятельности,
в ходе которого осуществляется как
становление личности, так и преобразование
природы, общества и самого себя;
– как
субъект свободного, ответственного и
целенаправленного выбора своего
жизненного пути и поведения, как
целостная, автономная, устойчивая
система уникальных и неповторимых
индивидуальных качеств. История развития
представлений о личности предстает
поэтому как история различных ее
измерений.
Личность
конкретного человека обладает только
ей присущими чертами и характеристиками,
образующими ее индивидуальность,
составляющими своеобразие человека,
его предназначение, судьбу, характер,
отличие от других представителей
человеческого рода. Индивидуальность
проявляется в специфических характеристиках
и чертах темперамента, характера,
познавательного процесса (ощущения,
воображения, мышления, памяти),
способностей, личностных интересов
и привычек, в индивидуальном стиле
общения, поведения и деятельности.
В своей индивидуальности
личность абсолютно неповторима,
уникальна. Вписываясь в систему
межличностных отношений, специфические
черты индивидуальности проявляются и
реализуются в соответствующих видах
деятельности (материально-практической,
социально-политической, духовной,
спортивной и т.д.). Поэтому так важен
индивидуальный подход к учащимся,
членам различных коллективов как со
стороны педагога, так и со стороны
руководителя любого ранга, чтобы
способствовать выявлению и раскрытию
психологических, интеллектуальных,
организационных и иных творческих
способностей человека.
Соотношение
понятий индивид, личность и индивидуальность
может быть выражено следующей
формулой: «Индивидом
рождаются (поскольку
он продукт антропогенеза). Личностью
становятся (учитывая,
что это индивид, усвоивший
общественно-исторический опыт и активно
представляющий себя в соответствующий
видах деятельности конкретного
общества). Индивидуальность
отстаивают (ибо
индивид преобразует мир и себя на
основе только ему присущих качеств и
индивидуального стиля жизни и
деятельности)». Каждый человек на
свой лад выражает человечество через
своеобразное смешение его элементов.
Именно «прекрасная индивидуальность»
есть вечное в человеке, и только она
может быть бессмертной. В тайне
индивидуальности скрыта сущность и
судьба человеческой природы. Воплощение
всеобщих изменений и ценностей в
индивидуальном опыте обеспечивает
неповторимость и самобытность
личности как носителя социальности,
представителя определенной культуры,
социальной группы, самореализованной
индивидуальности.
Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
Соотношение понятия личность с понятиями человек, индивид, индивидуальность
Термин «человек» наделяет любого представителя людского рода всей совокупностью характеристик, свойственных людям вообще. При этом у отдельно взятого конкретного человека некоторые из этих характеристик могут и отсутствовать. Этот термин не несет информации о том, имеется ли в виду бескорыстный или жадный, смелый или трусливый, общительный или замкнутый, вспыльчивый или выдержанный человек. Произнося слово «человек», мы лишь выделяем себя из многочисленных групп других живых существ.
С понятием «личность» дело обстоит сложнее. В христианстве, например, личность понимается как особая сущность, как синоним нематериальной души. В далекие времена слово «личность» связывалось с маской («личиной»), позволявшей актеру играть ту или иную роль на сцене. В научной психологии понятие «личность» появилось в начале XX в. Г. Олпорт насчитал около 50 определений личности, сформулированных представителями различных психологических школ и научных течений.
Отсутствие единого мнения по обсуждаемому вопросу характерно и для современной психологии, хотя в отечественной психологии понятие личности наряду с такими понятиями, как «общение», «деятельность», «отражение», относится к базовым. Это обусловлено прежде всего сложностью понятия «личность».
Современные разнообразные определения личности все еще нельзя признать полными, охватывающими все ее стороны. Каждое определение, учитывая какую-либо одну, значимую сторону психики, оставляет в стороне другие. Именно поэтому каждое определение дает лишь приближенное представление о личности (ее модель). Однако каждая модель теоретически обоснована авторами и имеет право на существование. В большинстве случаев в понятие «личность» включают достаточно устойчивые и значимые качества человека, приобретаемые им в процессе деятельности и общения среди себе подобных. Человек личностью становиться, по не рождается. Природа создает человека, а личностью его делает общество. Понятие личности в психологии нейтрально в том смысле, что оно не несет в себе конкретной качественной оценки человека. Под личностью не следует понимать что-то сильное, активное, мужественное, выносливое и несгибаемое. Личность — это то, что принадлежит герою и преступнику, неудачнику и «везунчику», гению и бездарности. Это то, чего достигает человек в повседневном взаимодействии с окружающим миром. Человек сам формирует свою личность. Носителем личности является индивид. Это понятие рассматривает человека как единичное природное существо, как представителя человеческой общности, появившегося в результате исторического (филогенетического) и социального (онтогенетического) развития, как продукт синтеза врожденного и приобретенного. В повседневности под индивидом обычно понимают отдельного человека, обладающего свойствами, которые имеются у других людей, а также свойствами, которые у других отсутствуют.
В тех случаях, когда имеется необходимость подчеркнуть неповторимость личности, своеобразие индивида, используют термин «индивидуальность».
Индивидуально-типические различия между людьми — это различия в эмоциональной, волевой, интеллектуальной, мотивационной сферах, в свойствах нервной системы и темперамента и т.д. Разнообразное сочетание таких различий теоретически может привести, очевидно, к бесчисленному появлению неповторимых личностей, индивидуальностей. Проблема индивидуальности человека широко обсуждалась и по-прежнему обсуждается в отечественных психологической, социологической и философской литературах.
Однако, как и по другим вопросам, единства взглядов на сущность этого понятия до сих пор нет. Некоторые ученые (Г.М. Гак, 1967; И.С. Кон, 1967; В.П. Тугаринов, 1965) понимают под индивидуальностью единичность, неповторимость, уникальность человека при его сравнении с другими людьми. И.И. Резвицкий же (1973) утверждает, что сведение ее только к неповторимости, уникальности значительно обедняет научный анализ феномена.
По мнению исследователя, определение индивидуальности через выделение ее отдельных признаков (неповторимость, единичность и др.) — необходимое, но недостаточное условие, поскольку они не дают возможности раскрыть ее внутреннюю структуру, выяснить общие механизмы ее функционирования и развития, определить место в общественной структуре. Единичное, согласно И. И. Резвицкому, есть лишь предпосылка индивидуальности, в то время как общее — ее содержательная основа, сущность.
Индивидуальность — это такая форма бытия, в которой в специфическом виде выражается общая природа человека. Поэтому сущность человеческой индивидуальности следует искать не за пределами человеческого общества, а в нем самом. Конечно, индивидуальные, неповторимые особенности человека нельзя отрывать от общих и особенных его черт, но такая постановка вопроса, сформулированная И.И. Резвицким, скорее уводит обсуждение проблемы об индивидуальности личности в сторону индивидуальности бытия, жизни.
Индивидуальность личности выражается в бытии, хотя и не есть его форма. В то же время нельзя отрицать, что она формируется не только под влиянием генетически предопределенных свойств, но и социального бытия человека. В этом отношении попытки свести индивидуальность человека только к биологическому, как это в свое время сделали Л.С. Выготский (1926) или П. П. Блонский (1964), писавшие, что «индивидуальность есть своеобразная комбинация отдельных признаков, полученных по наследственности», или только к социальному. Н. К. Михайловский (1911), который полагал, что индивидуальность — это совокупность черт, присущих человеку как социальному феномену , представляются методологически ошибочными. Индивидуальность характеризует прежде всего особенности человека как личности, а особенности его бытия — это и следствие индивидуальности человека, и ее причина. С. Л. Рубинштейн в своем капитальном труде «Основы общей психологии» уделил индивидуальности всего несколько строк, однако отметил важный способ ее формирования — индивидуальный жизненный путь.
Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека, совершающееся по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием его индивидуальности.
С. Л. Рубинштейн писал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Возникает вопрос: что это за свойства, какие из них характеризуют индивидуальность, а какие — нет. К. А. Абульханова-Славская (1991), например, считает, что проявлениями индивидуальности являются самовыражение и самолюбие. Но разве, например, последнее присуще только одному субъекту? Д. Н. Узнадзе, например, выделил типы самовыражения, но отнюдь не неповторимые индивидуальные его особенности. Создается впечатление, что К. А. Абульханова-Славская, по сути, ведет речь не об индивидуальности, а о личности.
Большое место индивидуальности человека уделял в своих работах Б.Г. Ананьев (1969). Он видел в ней целостность, внутреннюю замкнутость свойств человека, их взаимосвязанность. Индивидуальность, по Б.Г. Ананьеву, не сводится к отдельным свойствам персоны или к их совокупности, а относится к человеку в целом. Соответственно и понятие индивидуальности фиксирует не просто факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта: свойств индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных и др. отношений) и субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности).
В каждой из этих подструктур существуют индивидуальные различия, которые отражают неповторимость, уникальность человека, однако они не могут рассматриваться в качестве критериев индивидуальности как целостного феномена. Индивидуальность человека — сложное многоуровневое и много структурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое.
Б. Г. Ананьев считал, что при изучении индивидуальности нужно учитывать два принципа — субординационный и иерархический. Первый состоит в том, что сложные и общие социальные свойства личности подчиняют себе элементарные и частные психологические и психофизиологические свойства. Второй принцип допустим паритетные взаимодействия между разноуровневыми показателями — т. е. относительную автономию каждого из них. Это значит, что индивидуальные особенности низших уровней (биохимического, физиологического, психологического) могут проявляться сами по себе, без коррелирующего давления более высокого уровня. Однако при этом остается открытым вопрос, в каких же случаях индивидуальность реализуется по субординационному, а в каких — по паритетному принципу.
Методическим подходом к выявлению этой сложной взаимосвязи различных элементов и свойств в структуре индивидуальности школа Б. Г. Ананьева избрала метод корреляционного и факторного анализа. Была осуществлена корреляция множества показателей самых разных уровней (физиологических, психофизиологических, психологических), которые интерпретировались в границах рассматриваемой целостности, т. е. предполагаемой обязательности связей между ними. Однако слабой стороной такого подхода (когда устанавливаются корреляции всего со всем) выступает вовсе не обязательная очевидность и причинность выявляемых связей.
Индивидуальность как характеристика целостности человека рядом ученых подвергается сомнению. Так, Р. Уильяме (1960), выступая против идеи стандартного человека и абстрактного понимания нормы в медицине, в то же время усомнился, что индивидуальное своеобразие есть только свойство организма как целого. Он считал, что медицина должна признать индивидуальность на биохимическом и физиологическом уровнях, не ограничиваясь ее признанием на психологическом и социальном уровнях.
B.C. Мерлин тоже исходил из целостного понимания индивидуальности, только слово «целостность» поменял на «интегральность». Поэтому у него речь идет об интегральном исследовании индивидуальности и интегральной индивидуальности. В основе его понимания индивидуальности лежит принцип системности, общая теория живых саморегулирующихся и самоактуализирующихся систем.
«Интегральная индивидуальность — это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека. Интегральная индивидуальность — это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека» (1986).
В. С. Мерлин полагал, что одно и то же свойство может быть одновременно типичным и индивидуальным, если рассматривать его в определенном отношении. Например, потребность в достижениях социально типична в ситуации соревнования. Однако если судить о потребности в достижениях по уровню притязаний, то она индивидуально своеобразна, так как связана с индивидуальными особенностями психодинамики человека (надо понимать, у разных людей эти связи качественно разные). Каждое отдельное свойство человека индивидуально также в количественном отношении, в степени его выражения. Индивидуально неповторимо сочетание типичных свойств: биохимических, соматических, нейродинамических, свойств личности (однако здесь B.C. Мерлин вступает в противоречие с данным им определением интегральной индивидуальности, согласно которому она не есть совокупность особых свойств, отличная от другой совокупности).
В чем совершенно прав B.C. Мерлин, говоря об интегральном исследовании индивидуальности (а в переложении на простой язык -конкретного человека), так это в подчеркивании необходимости изучать связи и взаимообусловленность свойств различных уровней: от биохимического до социального. К сожалению, интегральный подход (не на словах, а на деле) все еще не получил надлежащего распространения в исследованиях психологов. И связано это с тем, что психофизиология, в том числе и дифференциальная психофизиология, находятся не в почете у психологов (создается впечатление, что многие из них ее даже боятся). Впрочем, это и понятно. Строить абстрактные модели личности легче, чем осуществлять исследование с использованием инструментальных методов исследования (тем более, что часто они вообще отсутствуют). Кроме того, интегральный подход к человеку требует не только масштабного мышления, но и широких знаний, выходящих за рамки психологии.
Пренебрежительное отношение к психофизиологии и дифференциальной психофизиологии сложилось у многих отечественных психологов в годы советской власти, когда они твердо усвоили: человек (личность) — это социальное существо, которое надо изучать, абстрагируясь от его биологических особенностей. Не случайно усилиями одного из поборников теории социальной чистоты личности была расформирована дифференциально-психофизиологическая лаборатория Б. М. Теплова, а лаборатория, основанная Б.Г. Ананьевым, прекратила свое существование после смерти ее основателя.
Разноуровневые многозначные связи у В. С. Мерлина являются не только каузальными (свойства низшего уровня выступают как причины, а свойства высшего — как следствия), а включают также иные типы детерминации. Возникает вопрос: как осуществлять интегральное исследование индивидуальности при наличии столь большого количества индивидуально-типических особенностей человека? Как полагал B.C. Мерлин, чтобы исследование индивидуальности стало интегральным, достаточно изучить связи между ограниченным количеством индивидуальных свойств, относящихся, правда, к разным иерархическим уровням. При этом под последними он понимает такие уровни, которые предположительно определяются разными закономерностями (биохимическими, физиологическими, психологическими, социальными), что должно быть проверено и доказано на основе объективных критериев, выделенных в ходе исследования. Существует множество разноуровневых типологических особенностей индивидуума, и зависят ли они друг от друга, каким образом оказывают взаимное влияние, — остается неясным. Вместе с тем теоретически такие связи, выявленные в ряде исследований, более-менее понятны: биохимический уровень и гормональные особенности влияют на особенности протекания нервных процессов, те — на проявление свойств темперамента, психических процессов и свойств, а последние обусловливают специфику социального поведения человека. (Существует и обратное влияние социальных условий развития, воспитания, деятельности на специфику проявления свойств темперамента и характера.) Не случайно сам B.C. Мерлин пишет, что «изучение связи между всеми иерархическими уровнями индивидуальности в настоящее время невозможно по двум причинам:
- неизвестен состав этих уровней;
- часто мы не в состоянии заранее знать, какие свойства относятся к одному и тому же, а какие — к разным иерархическим уровням»
Поэтому интегральное исследование индивидуальности как методологический подход возможно и при ограниченном уровне наших знаний, а вот говорить о реальном выявлении интегральной индивидуальности данного человека не представляется возможным. Пока мы находимся на пути к интегральному рассмотрению индивидуальности человека.
Но это не единственная трудность, связанная с практической реализацией учения об индивидуальности. Имеются и теоретические трудности. В. С. Мерлин в качестве системообразующего механизма интегральной индивидуальности рассматривает индивидуальный стиль деятельности, формирование которого зависит от разноуровневых особенностей человека и потому рассматривается как выразитель интегральной индивидуальности. Но ведь один и тот же стиль деятельности присущ многим людям, т.е. оказывается типической, а не индивидуальной характеристикой человека. Если же неповторимость, уникальность не является главным признаком интегральной индивидуальности, тогда чем это понятие отличается от «конституции человека» («общей конституция», по В.М. Русалову)?
48. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».
Личность
— понятие, выработанное для отображения
социальной природы человека, рассмотрения
его как субъекта социокультурной жизни,
определения его как носителя индивидуального
начала, самораскрывающегося в контекстах
социальных отношений, общения и предметной
деятельности.
Наряду
с понятием «личность» употребляются
термины «человек», «индивид»,
«индивидуальность». Содержательно
эти понятия переплетены между собой.
Человек
— это родовое понятие, указывающее на
отнесенность существа к высшей степени
развития живой природы — к человеческому
роду. В понятии «человек» утверждается
генетическая предопределенность
развития собственно человеческих
признаков и качеств.
Индивид
— это единичный представитель вида «homo
sapiens» . Как индивиды люди отличаются
друг от друга не только морфологическими
особенностями (такими, как рост, телесная
конституция и цвет глаз), но и
психологическими свойствами (способностями,
темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность
— это единство неповторимых личностных
свойств конкретного человека. Это
своеобразие его психофизиологической
структуры (тип темперамента, физические
и психические особенности, интеллект,
мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение
индивидуальности и личности определяется
тем, что это два способа бытия человека,
два его различных определения. Несовпадение
же этих понятий проявляется, в частности,
в том, что существуют два отличающихся
процесса становления личности и
индивидуальности.
Становление
личности есть процесс социализации
человека, который состоит в освоении
им родовой, общественной сущности. Это
освоение всегда осуществляется в
конкретно-исторических обстоятельствах
жизни человека. Становление личности
связано с принятием индивидом выработанных
в обществе социальных функций и ролей,
социальных норм и правил поведения, с
формированием умений строить отношения
с другими людьми. Сформированная личность
есть субъект свободного, самостоятельного
и ответственного поведения в социуме.
49. Понятие личности.
Личность
— система социально значимых качеств
индивида, мера овладения им социальными
ценностями и его способность к реализации
этих ценностей.
Если
понятие индивида включает в себя общие
качества homo sapiens — представителя
человеческого рода как биологического
вида, то понятие личности связано с
понятием индивидуальности — с творческим
преломлением в индивиде общесоциальных
качеств с неповторимой системой отношений
конкретного человека к миру, с его
индивидуальными способностями социального
взаимодействия.
Как
личность человек характеризуется
уровнем развития его сознания,
соотнесенностью его сознания с
общественным сознанием, которое, в свою
очередь, определяется уровнем развития
данного общества. В свойствах личности
проявляются возможности данного человека
к участию в общественных отношениях.
Существенной
стороной личности является ее отношение
к обществу, к отдельным людям, к себе и
своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность
характеризуется уровнем осознанности
своих отношений и их устойчивостью.
В
личности существенна не только ее
позиция, но и способность к реализации
своих отношений. Это зависит от уровня
развития творческих возможностей
человека, его способностей, знаний и
умений, его эмоционально-волевых и
интеллектуальных качеств.
Человек
не рождается с готовыми способностями,
интересами, характером и т.п. Эти свойства
формируются при жизни человека, но на
определенной природной основе.
Наследственная
основа человеческого организма (генотип)
определяет его анатомо-физиологические
особенности, основные качества нервной
системы, динамику нервных процессов.
В
биологической организации человека, в
его природе заложены возможности
будущего его психического развития. Но
человеческое существо становится
человеком только благодаря социальной
наследственности — благодаря освоению
опыта предшествующих поколений,
закрепленного в знаниях, традициях,
предметах материальной и духовной
культуры, в системе общественных
отношений.
Природные
стороны человека не следует противопоставлять
его социальной его сущности. Сама природа
человека является продуктом не только
биологической эволюции, но и продуктом
истории. Биологическое в человеке нельзя
понимать как наличие в нем какой-то
«животной» стороны. Все природные
биологические задатки человека являются
человечески- ми, а не животными задатками.
Но
становление человека как личности
происходит только в конкретных
общественных условиях. Требования
общества определяют и модели поведения
людей, и критерии оценки их поведения.
То,
что на первый взгляд представляется
естественными качествами человека
(например, черты его характера) , в
действительности является закреплением
в личности общественных требований к
ее поведению.
Движущей
силой развития личности являются
внутренние противоречия между постоянно
растущими общественно обусловленными
потребностями и возможностями их
удовлетворения. Развитие личности — это
постоянное расширение ее возможностей
и формирование новых потребностей.
Для характеристики человека, степени реализации его сущности используются понятия индивида, индивидуальности и личности. Человек — самая широкая категория, определяющая человека как биологический вид. Человек как вид конкретно существует в реальных индивидах. Концепция особей указывает, во-первых, на отдельного члена биологического вида Homo sapiens, , а во-вторых, на отдельного отдельного члена социального сообщества.Эта концепция описывает человека как отдельного и автономного. Индивид как особая единичная целостная сущность обладает рядом свойств: целостной морфологической и психофизиологической организацией, стабильностью взаимодействий с окружающей средой и активностью. Концепция индивида — это просто первое условие определения области изучения человека, которое должно быть конкретизировано в конкретных концепциях личности и индивидуальности. Концепция индивидуальности подчеркивает уникальность человека в его духовных качествах, способностях, талантах, самозанятости, жизни в целом.Человек действует как микрокосм в единстве своих уникальных и универсальных свойств жизни и идентичности; в реализации своих способностей и талантов в определенных социальных условиях. Человек тем индивидуальнее и уникальнее, чем более развиты и реализованы его природные способности и таланты. Термины «призвание» и «талант» выражают глубокую сущность индивидуальности. Проблема личности — одна из самых сложных в философии. Существуют две основные теории личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как существенная характеристика человека. Первая теория опирается на концепцию социальной функции или, точнее, социальной роли. Хотя этот аспект личности имеет большое значение для современной прикладной социологии, он не может выявить глубокий внутренний мир человека, сосредотачивая внимание только на внешнем поведении, которое не всегда обязательно выражает его истинную сущность. Более глубокая концепция личности формулируется на плане сущности, а не функции, личность рассматривается как концентрат регулирующих интеллектуально-духовных потенциалов, фокус самосознания, источник силы воли и ядро характера, субъект свободное действие и высший авторитет во внутренней жизни человека.Личность — это индивидуальная концентрация и выражение социальных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех других социальных норм. Черты личности в данном случае выступают производными от общественного образа жизни, от осознающего себя разума. Личность — это , поэтому всегда социально развитая личность. Личность формируется в процессе деятельности, общения или, другими словами, социализации человека.Этот процесс осуществляется через внутреннее формирование неповторимого образа личности. Социализация требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянном пересмотре его действий, поведения и поступков. В свою очередь, это требует способности к самооценке , что связано с развитием самосознания. В этом процессе развивается и оттачивается механизм отражения, , который характерен именно для личности.Самосознание и самооценка составляют ядро данной личности, вокруг которого сплетен паттерн личности, уникальный по богатству и разнообразию тончайших и весьма своеобразных нюансов. Личность — это совокупность трех основных компонентов: биогенетических предрасположенностей, действия социальных факторов (окружающая среда, условия, нормы и регуляторы) и действия психосоциального ядра, личности. Ядро — это как бы внутренний социальный элемент личности, ставший феноменом психики, определяющий характер личности, сфера мотивации, проявляющаяся в определенной ориентации, способ соотнесения собственных интересов с социальными. , уровень амбиций и основа формирования убеждений, ценностных ориентаций и мировоззрения.Ядро также является основой для формирования социальных эмоций: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, моральных и этических принципов и так далее. Это важнейший элемент структуры личности, высший регулирующий и предсказательный духовный, интеллектуальный и смысловой центр. Индивид как личность — это не некая совершенная данность, а явление, требующее непрерывной работы души. Основное свойство личности, являющееся результатом других черт, — это мировоззрение . свидетельствует о высоком уровне духовности личности.Мужчина спрашивает себя: что я? Зачем я пришел в этот мир? В чем смысл моей жизни, моего предназначения? Живу ли я в соответствии с целью всего сущего или нет? Только если человек выработал определенное мировоззрение, он может реализовать свое самоопределение в жизни, действуя целенаправленно и осознанно, чтобы реализовать свою сущность. Мировоззрение — это как бы мост между личностью и всем окружающим миром. Одновременно с формированием мировоззрения характер личности — плесень; характер — психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы деятельности.Только через характер человек приходит к твердой определенности. Слово «характер», используемое как синоним слова «личность», обычно означает силы воли , что также является обобщенным показателем личности. Сила воли делает мировоззрение человека устойчивым, целостным и эффективным. Люди сильной воли тоже обладают сильным характером. Их обычно уважают и справедливо считают лидерами: люди знают, чего от них можно ожидать. Признано, что добивающийся великих целей имеет великий характер, поскольку его действия соответствуют требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов и служат ориентиром для других. Без воли невозможны ни мораль, ни гражданский дух, ни социальное самоутверждение человеческой личности как личности. Важной составляющей личности является нравственность. Социальные обстоятельства часто таковы, что человек в ситуации выбора не всегда следует своим собственным этическим императивам. В такие моменты он становится марионеткой социальных сил, что наносит непоправимый урон его целостности. Люди по-разному реагируют на такие испытания: в то время как один подвергается социальному угнетению, другой будет только сдерживаться.Высокоморальные интеллектуалы будут поражены острым и трагическим чувством «неличности» в подобных ситуациях, то есть неспособностью делать то, что их внутреннее «я» им диктует. Только личность, которая может свободно проявлять себя, способна сохранить чувство собственного достоинства. Мера субъективной свободы личности определяется ее нравственным императивом и служит показателем степени развития самой личности. Таким образом, личность является мерой целостности человека: не существует личности без внутренней целостности. Важно различать в личности не только единое и общее, но также уникальное и особенное. Углубленное восприятие сущности личности предполагает рассмотрение личности как социального и в то же время индивидуального и самобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа бережно охраняет в человеке не только его генетическую сущность, но и его особенности, сохраняя ее в генофонде.Даже внешнее разнообразие человеческих индивидуальностей поражает. Но истинный смысл этого явления связан не столько с внешностью человека, сколько с его внутренним духовным миром, с уникальным образом жизни в мире, манерой поведения, общения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет важное социальное значение. Как бы выглядело общество, если бы все его члены были одинаковыми, со стереотипными мозгами, мыслями, эмоциями и способностями? Разнообразие индивидуальностей — необходимое условие и форма проявления успешной жизнедеятельности сообщества.Индивидуальная неповторимость и неповторимость личности — это не просто величайшая социальная ценность, но и насущная потребность в развитии здорового и разумно организованного общества. Личность. Коллектив. Общество. Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместного труда, будучи одновременно субъектом и объектом действия социальных сил и социальных отношений. Проблема личности не может быть решена без четкой философской постановки вопроса о взаимоотношении личности и общества.В каких формах проявляется эта взаимосвязь? Связь между личностью и обществом опосредуется прежде всего первичным коллективом: семьей, группой студентов или трудовой единицей. Только через коллектив каждый из его членов становится частью общества. В семье индивид отказывается от некоторых своих специфических черт, чтобы стать членом целого. Жизнь семьи связана с разделением труда по полу и возрасту, ведением хозяйства, взаимопомощью в повседневной жизни, интимной жизнью мужчины и жены, сохранением расы, воспитанием детей и также различные моральные, правовые и психологические отношения.Семья — важнейший инструмент развития личности. Именно здесь ребенок впервые вовлекается в социальную жизнь, усваивает ее ценности и стандарты поведения, его образ мышления, язык и определенные ценностные ориентации. Именно эта первичная группа несет основную ответственность перед обществом. Его первый долг — перед социальной группой, обществом и человечеством. Через группу ребенок по мере взросления входит в общество. Отсюда решающая роль группы как целостного социального организма, в котором индивид формируется духовно, интеллектуально и физически и в котором он в той или иной степени впитывает то, что было создано его предшественниками путем овладения языком и социально развитые формы деятельности.Прямые формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя образ человека; через первичный коллектив личное передается обществу, а достижения общества передаются индивиду. Как любая личность несет на себе отпечаток коллектива, так и любой коллектив несет на себе отпечаток своих членов: будучи формирующим элементом для индивидов, он, в свою очередь, формируется индивидами. Коллектив — это не что-то безликое, твердое и однородное.Он представляет собой сочетание различных индивидуальностей, непохожих друг на друга. Индивид не тонет и не растворяется в коллективе, но раскрывается и утверждает себя. Выполняя определенную социальную функцию, человек играет свою индивидуальную и неповторимую роль — одну из множества различных видов творчества. Человеческое общество — высшая ступень организации живых систем. Как коллектив коллективов, он имеет высший социальный авторитет.Первичный коллектив — это общество в миниатюре, поскольку именно здесь человек и общество напрямую взаимодействуют. Для индивида общество одновременно является совокупностью всех социальных условий его жизни и результатом развития всех первичных коллективов и, следовательно, самого индивида, поскольку он является членом одного из них. Весь интеллектуальный облик человека несет четкий отпечаток общества в целом. Вся его практическая деятельность является индивидуальным выражением исторически сложившейся социальной практики человечества. Богатство и сложность социального содержания индивида обусловлены разнообразием его связей с социальным целым, степенью ассимилированности и преломления различных сфер жизни общества в его сознании и деятельности. Вот почему уровень индивидуального развития является показателем уровня развития общества, и наоборот. Но человек не растворяется в обществе. Он сохраняет свою уникальную и независимую индивидуальность и вносит свой вклад в социальное целое: как само общество формирует людей, так и люди формируют общество. Человек — это звено в цепи поколений. Его дела регулируются не только им самим, но и социальными стандартами и коллективным разумом. Истинным признаком индивидуальности является степень, в которой определенный индивид в определенных конкретных исторических условиях впитал сущность общества, в котором он живет. Ключ к загадкам человеческой природы можно найти в обществе. Общество — это человек в его социальных отношениях, и каждое человеческое существо является индивидуальным воплощением социальных отношений, продуктом не только существующей социальной системы, но и всей мировой истории.Он вбирает в себя то, что накоплено веками и передано традициями. Современный человек несет в себе все эпохи истории, а также все свои индивидуальные эпохи. Его личность — это сосредоточение разных слоев культуры. На него влияют не только современные средства массовой информации, но и произведения всех времен и народов. Он — живая память истории, средоточие всего богатства знаний, способностей, навыков и мудрости, накопленных веками. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
.
Понимание принципа индивидуальности
Принцип индивидуальности утверждает, что каждый человек обладает уникальными способностями и потребностями. Он появляется во всей науке о физических упражнениях, часто для защиты сложных программ, таких как периодизация. Этот принцип слишком расплывчатый, чтобы иметь большую ценность сам по себе, но может укрепить здравый смысл.
Стажеры с большим количеством быстро сокращающихся мышечных волокон имеют больший потенциал для роста и силы. Те, у кого больше медленно сокращающихся волокон, имеют больший потенциал для выносливости.Многим было бы интересно узнать пропорции своих мышц. Определить это можно с помощью биопсии. Это вредит мышцам, а также сопряжено с хлопотами и затратами.
У большинства стажеров в целом соотношение почти равное. Для всех некоторые мышцы будут иметь больше одного типа из-за той роли, которую они выполняют больше всего. Стабилизаторы, которые удерживают положение и поддерживают хорошую осанку, более медленны. Мышцы, способные производить большую мощность для коротких импульсов, например четырехглавые мышцы, часто быстрее сокращаются.У элитных спортсменов будет идеальное соотношение, поддерживающее их спорт.
Некоторые эксперты считают, что вы можете оценить свои коэффициенты с помощью простого и практичного метода. Вы используете в упражнении 80% от вашего одного повторения. Приложите все усилия и сделайте как можно больше повторений. Если вы выполните, скажем, более 15 повторений, у вас будет больше медленных сокращений. Если у вас всего несколько повторений, значит, у вас в основном быстрые сокращения. Многие тренирующиеся затем выбирают диапазон повторений на основе этого эксперимента. Это хороший пример того, как индивидуальность может ввести вас в заблуждение.
Этот тест не учитывает многие переменные, влияющие на результаты. К ним относятся усилия и опыт. Учтите, что сложные упражнения, которые работают наиболее безопасно и лучше всего для силовых тренировок, требуют большого количества мышц. Учесть их все было бы невозможно. Это может привести к тому, что вы будете использовать больше изоляции для наилучшего воздействия на каждую мышцу. Тест также вознаграждает вас за худшие результаты, поскольку многие атлеты хотели бы верить, что они предпочитают быстрые сокращения.
К счастью, эта оценка в лучшем случае могла раскрыть ваш потенциал.Потенциал не требует тренировки. Энергетические системы показывают, что разная интенсивность приводит к разным адаптациям. Идея о том, что вы можете улучшить свою силу и размер быстрее с помощью большого количества повторений за счет более медленных сокращений, не отвечает требованиям специфичности.
Малая продолжительность не позволяет лактату и другим формам усталости ограничивать напряжение. Напряжение — главный стимул для увеличения размера и силы. Тот, у кого больше медленно сокращающихся мышечных волокон, будет медленнее набирать размер и силу и меньше развивать их при любом плане.
Как и многие другие концепции в фитнесе, обучаемый может выбирать, как интерпретировать принцип, как ему заблагорассудится. Он может поддерживать программы большого объема, которые терпят неудачу почти все, что пробуют их. Вы можете утверждать, что все, что мы знаем о упражнениях, субъективно, и продолжать делать то, что вы уже решили, что хотите делать.
Хотя мы все разные, это проявляется в основном в наших возможностях и предпочтениях. Все мы, люди, полагаемся на одну и ту же биомеханику, физиологию и анатомию. Требования для достижения такой цели, как сила, кардио или гибкость, не сильно различаются.
Реалии
В каждом интервью меня спрашивают, какое самое важное качество должно быть у писателя. Совершенно очевидно: талант. Независимо от того, сколько энтузиазма и усилий вы вкладываете в сочинение, если вам совсем не хватает литературного таланта, вы можете забыть о романистике. Это скорее предпосылка, чем необходимое качество.
— Харуки Мураками
- Наследственность определяет исходные и потолочные значения.
Для наращивания мышечной массы и демонстрации силы важную роль играют многие факторы, присутствующие при рождении.Длина конечностей, прикрепления сухожилий, состав волокон, длина мышечного живота, исходные уровни гормонов и неврологические факторы — все это наследуется.
Для спортсменов на выносливость показатель VO2 max, общий показатель аэробных способностей, кажется в основном врожденным. Большинство людей также знают кого-то с очень низким пульсом. Обычно они бегают или занимаются спортом, требующим выносливости, но обычно они обнаруживают это во время осмотра у врача в молодом возрасте.
Некоторые обладают большой гибкостью.Подумайте, у женщин более гибкие бедра, чем у мужчин, и это имеет смысл для вынашивания ребенка. Строение суставов определяет пределы гибкости во многих частях тела.
Реальность может показаться мрачной. Тот, кто не тренировался с хорошими генами, может работать лучше, чем тот, кто тренировался всю свою жизнь. Это нечестно, но это правда.
- Потенциал для улучшения наибольший, когда физическая форма низка.
Новичку не нужно беспокоиться о приближении к совершенству, так как у него больше возможностей для роста.По мере продвижения вам нужно уделять больше внимания своим предпочтениям и придерживаться того, что вам подходит, а не разнообразия, как многие рекомендуют. Ведение журнала прогресса может помочь вам принять некоторые из этих решений.
- Обучение должно быть конкретным.
Чтобы развить силу, вы должны со временем создавать большее напряжение в мышцах с более тяжелыми весами. Чтобы улучшить кардио, вы должны поднять частоту сердечных сокращений и поддерживать ее на этом уровне, выполняя больше работы с течением времени. Чтобы увеличить гибкость, вы должны растягивать мышцу все дальше и дальше по всем ее суставам.Эти цели никогда не меняются в зависимости от индивидуальных различий.
Один тренирующийся может предпочесть подходы по 6 повторений вместо 12 повторений. Разница в этом случае не имеет большого значения. Многие авторитеты заставят вас думать иначе. Они утверждают, что 6 повторений обеспечивают баланс между увеличением силы и размера, а 15 повторений направлены на мышечную выносливость. Они обходят множество противоречий, существующих в их теориях.
Некоторые обнаружат, что они лучше сохраняют форму, чувствуют себя более мотивированными или оптимизируют какой-либо другой фактор, который заставляет их выбирать тот или иной путь.Эти предпочтения остаются разумными и по-прежнему служат той же цели.
Кто-то предпочитает подходы по 30-50, хотя, безусловно, уменьшит прирост силы и размера. Другие факторы начали бы преодолевать напряжение как ограничение. Никогда не забывайте, что тот, кто приседает с 400 фунтами на 50 повторений, будет выглядеть и быть почти невероятно сильным. Этот подход все еще может работать, но не так хорошо.
- Чем меньше у вас потенциала, тем важнее эффективность.
Понятие «не отвечающих» встречается во всех исследованиях.Из-за одного и того же стимула некоторые люди процветают, а другие ничего не достигают или даже регрессируют.
Возможно, менее приспособленные требуют большей эффективности. Многие общепринятые схемы допускают перетренированность. Они должны делать больше правильных вещей, чтобы стать лучше.
Возраст и пол не могут быть изменены. Иногда нам может потребоваться тренировка в жару или холод. Мы можем контролировать такие вещи, как сон, диета и управление стрессом. Во многих случаях кто-то тренируется достаточно правильно, но игнорирует эти ингредиенты, необходимые для роста. Нельзя построить что-либо из ничего.
Избегайте зацикливания на принципе индивидуальности
Аргументы «природа против воспитания» упрощают вещи. Они оба имеют значение, но чем больше переменных задействовано в деятельности, тем больше усилий имеет значение. Вы не можете быть в состоянии играть в шахматы с завязанными глазами, но вы можете работать каждый день, чтобы построить свой собственный успешный бизнес.
Никогда не недооценивайте силу разума влиять на тело. Новое исследование в области генетики показывает, что наша среда может активировать скрытые гены.Ум может чудесным образом исцелить тело, как это видно на примере эффекта плацебо. Ученые до сих пор не знают, как это происходит.
Ваш потенциал — потолок. Но откуда вы это знаете? Потенциал слишком сложен для анализа. Если у вас как раз достаточно способностей для чего-то, то после того, как вы пересечете этот базовый уровень, возможно, вам просто нужно будет много и умно работать. Знания и самодисциплина могут иметь большее значение.
Мы все придерживаемся одних и тех же законов природы. Мы все можем набрать или сбросить вес, управляя калориями.Мы все можем тренироваться до отказа, чтобы стимулировать рост мышц. Все мы можем противостоять чувству одышки, чтобы улучшить нашу физическую форму. Пока у вас есть здоровое тело и вы даете ему достаточно еды и отдыха, оно улучшается. Прежде чем обвинять свои гены, действительно ли вы сделали все, что могли, для достижения своей цели?
Будьте эффективны. Сделайте каждое упражнение на счету. Это имеет еще большее значение, если вы не прирожденный.
Сформируйте привычку. Развивайте внутреннюю мотивацию. Наслаждайтесь упражнениями; нам всем это нужно.
Если у вас что-то работает хорошо, но вы не можете объяснить почему, оставьте это.Кого волнует, что кто-то говорит.
Бесполезно анализировать свой потенциал. Тем не менее, некоторые люди думают, что сокращенная программа, подобная той, что я предлагаю, может решить все их проблемы. Затем они разочаровываются, когда их результаты примерно такие же или ненамного лучше, чем в прошлом. Эффективность не творит чудес.
Поначалу кажется, что принцип индивидуальности открывает большие возможности. Вы начинаете понимать, что на самом деле это ничего не значит. Он не требует тренировок, но многие используют его для проверки своих безумных протоколов.
Тренируйтесь специально для своей цели. Вы можете варьироваться в пределах диапазона, который дает результаты в зависимости от ваших предпочтений. Игнорируйте принцип индивидуальности.
.