Сущность и содержание управления
Управление
есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.
В настоящее время существует несколько подходов в понимании сути управления:
— управление как организация производственной, деятельности, где главную роль играет технология производства;
— управление как движение информации от входа системы к выходу, превращение ее из исходной в командную;
— управление как единство управляемой и управляющей подсистем с отлаженной обратной связью;
-управление как специфический вид деятельности, возникший в качестве потребности и необходимого условия успешной деятельности.
Управление — это целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.
Воздействие.- это влияние на деятельность человека, которое координирует его труд и действия других людей и ведет к достижению общей цели.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Основа всякого управления — это планирование деятельности на основе прогнозирования, ее организация и контроль исполнения решений. Но управление не исчерпывается только этим. Нужно еще мотивировать и регулировать деятельность людей, так как не все процессы одинаково управляемы.
Чтобы поддерживать деятельность в определенном режиме, требуется исследовать функционирование объекта управления, для чего имеется такой вид управленческих функций, как координация.
структурно-содержательный аспект управления — это реализация его основных функций, которые, однако, не отражают самого процесса управления.
Функция управления — это объективно обособленный вид деятельности человека, являющийся содержательным компонентом процесса управления.
Основные функции управления: Прогнозирование; Организация; Координирование; Мотивация; Контроль.
Процесс управления — это осуществляемая во времени деятельность объединенных в определенную структуру людей, направленная на достижение поставленной цели.
Процесс управления начинается с целеполагания, то есть с определения того, чего мы хотим достичь. Затем необходимо оценить ситуацию относительно поставленной цели или описать то, что мы имеем в настоящее время для достижения цели.
Цель и конкретная ситуация всегда не совпадают, не адекватны, отсюда вытекает понятие проблемы или того противоречия, которое необходимо устранить принятием управленческого решения. Реализованное управленческое решение переводит систему управления в новое состояние.
Процессуально-содержательный аспект управления — это последовательное осуществление действий, обеспечивающих достижение цели.(целеполагание, анализ ситуации, определение проблемы, принятие решения)
Итак, понятие управления раскрывается через его структурно-содержательный и процессуально-содержательный аспекты.
Приняв за основу определение управления как целенаправленного воздействия, можно считать основными следующие его категории: субъект и объект управления, система, методы, механизм и процесс управления.
Субъект управления — это управляющая подсистема, воздействующая на другие элементы системы управления.
Это источник .воздействия, в качестве которого может выступать тот, кто имеет на это полномочия: городская дума, директор завода, менеджер банка и др. Субъект управления как звено, как часть социально-экономической системы оказывает воздействие на всю систему в целом.
Объект управления — это управляемая подсистема, воспринимающая управленческие воздействия от управляющей подсистемы как акт согласования деятельности людей.
Объектами управления могут быть территориальные образования, отрасли, виды ресурсов, группы людей, отдельные личности и т.д. Объект и субъект управления соотносятся как часть и целое.
Так как главный элемент социально-экономической системы — человек, то он может выступать и субъектом, и объектом управления. Каждый член общества управляет его развитием через избирательную систему, в то же время именно на человека направляется управляющее воздействие. И человек, и организация реагируют на управляющие воздействия не пассивно, а с учетом своих интересов. Человек может принять управленческое воздействие, а может и не принять, и от этого будет зависеть эффективность всей системы управления в целом.
Система управления — это совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, оргструктур, методов, персонала) и подсистем управления, взаимодействующих между собой в пространстве и времени, функционирование которых направлено на достижение общей цели.
Методы управления — это способы выполнения различных функций для осуществления воздействий, различающиеся характером исполнения, а также способы воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных
целей.
Механизм управления — это совокупность средстве и методов воздействия на деятельность людей, коллективов.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Дисциплина: «Система государственного управления»
Термин «управление» стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Общетеоретические позиции дают следующие характеристики понятия «управление»:
1 Управление есть функция организованных систем различной природы, обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
2 Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
3 Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
4 Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.
5 Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
6 Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.
Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.)
Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Преимущественным направлением вектора государственного управления является направление «сверху – вниз», в связи, с чем государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований.
Государственное управление — это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его граждан.
Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.
Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, и эффективности государственного управления выступает социальность — наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальной жизнью людей.
Основными особенностями государственного управления является то, что:
во-первых: государственное управление является организующей деятельностью;
во-вторых: государственное управление — деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий;
в-третьих: государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством;
в-четвертых: государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», а также она вторична по отношению к законодательной деятельности.
Таким образом, понятие «государственное управление» характеризует область научного знания и вид социального управления — сферу практической деятельности, связанную с решением проблем государственной организации и регулирования общественной жизни.
Понятие и сущность управления
ЛЕКЦИЯ 1.
Понятие и сущность управления
1. Управление и его элементы.
2. Закономерности и принципы управления.
3. Функции управления.
Управление и его элементы.
Управление– процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения определенных результатов.
Субъект управления – физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта управления, экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.
Объектом управления, то есть тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, может быть физическое и юридическое лицо, а также социально-экономическая система, процесс.
Основы науки управления сформировались в современном понимании в конце Х1Х – начале ХХ в., в ответ на требования промышленности, которая постепенно приобретала такие специфические черты, как массовое производство, крупномасштабный сбыт, ориентация на рынки большой емкости. Мощные корпорации испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Процесс управления характеризуется рядом особенностей:
1. осуществляется непрерывно во времени и в пространстве, охватывая все необходимое пространство, влияет на объект не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период;
2. требует глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей;
3. результат воздействия субъекта управления на объект должен соответствовать поставленной цели.
Предметом и продуктом в управлении является информация. В результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, то есть информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.
Средства управленческого труда – все то, что будет способствовать осуществлению операция с информацией: компьютер, телефон, авторучка и т.д.
Основа всякой целесообразной деятельности, в том числе и управленческой, — объективные законы природы, общества и мышления как составные части законов общества. Общество подчиняется законам природы, определяющим глубинные, наиболее общие основы бытия и развития мира.
Законы управления трактуются двояко:
— как акты, принимаемые законодательной властью:
— как выражение объективных законов природы и общества.
Из законов управления вытекают принципы управления – исходные, фундаментальные идеи управленческой деятельности; из них, в свою очередь, цели – идеальный конечный результат, которого хотят достичь субъекты управления. Для достижения целей необходимо решить множество зада. Задачи решаются с использованием определенных методов управления – совокупности приемов и способов воздействия на управляемый объект. Методы реализуются с помощью функций.
Законы, принципы, цели, задачи, методы, функции и др. категории входят в механизм управления, который характеризует многообразие связей субъективно-объективных отношений в управленческом процессе.
Закономерности и принципы управления.
Управление — специфический вид трудовой деятельности, выделившийся в процессе разделения труда. А потому помимо общих законов и закономерностей оно подчиняется также специфическим законам и закономерностям.
Категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и законы, закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории управления закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Закономерности управления составляют контрольное звено отечественной теории управления.
1. Единство системы управления производством, то есть устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Это одна из важнейших характеристик системы, отражающая такие связи между ее элементами, которые сохраняют целостность в течение длительных периодов изменения состояния социально-экономической системы.
Единство системы управления производством устанавливается не автоматически и проявляется не только при ее формировании. Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепляется. Нарушение единства системы управления может проявиться либо в фактической потере объективно необходимой самостоятельности и определенной обособленности какого-либо производственного звена или, наоборот, в излишнем его обособлении.
Поддержание единства системы управления имеет большое значение для совершенствования управления.
2. Пропорциональность производства и управления — непрерывное сопряжение отдельных частей системы и ее подсистем как одно из условий высокой производительности труда. Пропорциональность важна как на уровне народного хозяйства, так и в организации, в основном и вспомогательном производстве, между цехами и участками.
Пропорциональность необходимо соблюдать не только в организации производства, но и в организации труда (между профессиями, квалификацией работников внутри отдельных профессиональных групп и т.д.)
Централизация и децентрализация управления.
Централизованное управление представляет собой непрерывную, постоянно действующую и достаточно устойчивую подчиненность каждого звена системы субъекту управления. Оно выражается в требовании обязательно согласовывать управленческие решения, содержание которых определяется едиными целями развития системы, централизованно.
Функции управления
Сущность и содержание процесса управления определяются его функциями, поэтому в теории управления вопрос о функциях всегда был одним из главных. Он связан с общественным характером труда и сложностью производства, необходимостью дифференциации целенаправленных воздействий, разделением и специализацией труда в сфере управления.
Слово «функция» означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Функции управления — относительно обособленные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять определенное воздействие на управляемый объект в целях достижения поставленной задачи. Функции управления определяют специфику управленческого труда. Они тесно связаны с другими категориями науки управления: структурой, методами, техникой, кадрами управления, информацией и управленческими решениями.
Изучение содержания функций управления и их четкая классификация необходимы для разработки рациональных основ построения аппарата управления, установления объема работ по каждой функции, определения численности персонала по ней, в конечном счете — проектирования самой структуры, установления оптимального уровня централизации и децентрализации, обязанностей, прав и ответственности структурных звеньев (отделов, групп) и отдельных работников.
Необходимость выполнения той или иной функции управления определяется характером производства. В свою очередь, функция определяет необходимость в соответствующем органе управления.
Различают основные и конкретные (специальные) функции управления. К основным относят планирование, организацию, координацию, регулирование, контроль. Они выполняются в каждой управляющей системе и на каждом уровне управления. Конкретные функции обычно связывают с разделением управленческого труда. В перерабатывающей организации они вытекают из структуры производства, его дифференциации во времени (подготовка, производство и реализация продукции).
Планирование означает преднамеренный и сознательный выбор решения о том, что и как делать, кому и когда. Оно предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку призвано сформулировать цели и задачи организации, пути, средства и методы их достижения. В целом планирование — это первая и исходная функция управления.
Организация представляет собой не только деятельность по созданию и упорядочению предприятия как объекта управления, но и работу по формированию субъекта управления — системы органов, призванных осуществлять его. Тем самым определяются обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями и трудовыми коллективами, а также внутри них.
Координация заключается в согласовании различных процессов управления, действий исполнителей во времени и пространстве. Ее цель — найти баланс в работе отдельные служб, руководителей и специалистов организации, подчинить различные, иногда противоречивые интересы главной пели. Необходимость в координации существует всегда. Следует отметить, что при хорошо разработанных планах и оптимальной организации производства большая часть работы по координации осуществляется как бы автоматически.
Процесс управления не замыкается на функциях планирования, организации и координации. В деятельности организации неизбежно возникают проблемы сохранения и полдержания системы в работоспособном состоянии, ее усовершенствования и развития. Решение этой задачи составляет суть еще одной функции управления — регулирования.
Регулирование — это вид управленческого труда, целью и назначением которого является преодоление противоречия между организацией и дезорганизацией, порядком и факторами, его нарушающими (возмущающими). Это процесс воспроизведения упорядоченности системы в непрерывно меняющихся условиях, на новом уровне. Регулирование необходимо не только для полдержания упорядоченности той или иной системы, но и для ее реорганизации с целью эффективного решения новых задач.
Контроль заключается в систематической проверке всех сторон деятельности объекта управления в соответствии с установленными требованиями или принятыми решениями. Другими словами, он призван обеспечить реализацию поставленных целей. Процесс контроля предполагает использование стандартов (нормативов), измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в случае, когда они существенно отличаются от стандартов (нормативов).
Комплекс специальных (конкретных) функций управления состоит из общего (линейного) руководства организацией, ее цехами, производственными участками, а также функционального руководства.
По характеру работ функции управления можно разделить на административные, технические, производственные, экономические и хозяйственные.
К административным относятся функции общего руководства. Их выполняют, как правило, линейные руководители (директор. начальник цеха, мастер), к производственным — оперативное управление, к экономическим — функции технико- экономического планирования, организации труда и заработной платы, бухгалтерского учета, управления финансами и др. Наконец, к хозяйственным относятся функции материально-технического снабжения, общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание.
Применительно к организациям перерабатывающей промышленности этот список можно конкретизировать, выделив следующие функции.
1. Функции управления основными процессами:
получение, хранение, распределение средств производства, включая приемку сырья, контроль запасов, внутризаводской транспорт, хранение товаров на складах, управление запасами;
технологические операции по превращению сырья в готовую продукцию, контроль качества, упаковка, техническое обслуживание оборудования;
хранение и распределение конечного продукта, предназначенного для потребителя, включая размещение его на складе, обработку заказов, доставку;
маркетинг товара — изучение потребностей клиентов, оформление товара, ценообразование, стимулирование и осуществление товарообмена.
2. Функции управления вспомогательными процессами:
снабжение — покупка сырья, ресурсов, основных и вспомогательных материалов, лабораторного оборудования, производственных и административных зданий, консультационных и бухгалтерских услуг;
технологическое развитие — научные исследования и разработки, внедрение нововведений, совершенствование информационных систем и т.д.;
управление персоналом — подбор, расстановка, подготовка кадров, разработка систем оплаты труда.
Особое значение имеет оперативное управление производством: ежедневное распределение материальных и трудовых ресурсов; контроль и регулирование хода производства; проведение нарядов или диспетчерских совещании. Необходимы согласование оперативной работы всех служб организации, четкое и быстрое устранение разногласий, возникающих в ходе производства.
Высокий уровень управления производством достигается тогда, когда функции четко распределены между конкретными исполнителями и выполняются качественно, при тесном взаимодействии руководителей, специалистов и технических исполнителей.
ЛЕКЦИЯ 3.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.Система методов управления.
2.Экономические методы.
3.Организационно-распорядительные методы.
4.Социально-психологические методы.
СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Методы управления — это пути воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенного результата. Они отвечают на вопрос: каким образом реализуется управленческое воздействие.
Методы управления классифицируются по многочисленным признакам.
Выделяют методы:
Прямого воздействия— при их использовании предполагается непосредственный результат воздействия,
Косвенного воздействия — направлены на создание условий для получения определенных результатов.
Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов,присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на которых направлено воздействие. По этому признаку выделяют экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.
Экономические методы основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира — природы, общества и мышления. При их использовании опираются на систему экономических интересов личности, коллектива и общества.
Организационно-распорядительные методы базируются на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. Они предполагают использование руководителем власти, ответственности подчиненных и создание системы организационных отношений.
Социально-психологические методыпостроены на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей — добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д.
Методы управления можно выбирать. Практика показывает, что наивысший эффект достигается в том случае, если применяется система методов, в которой каждый из них дополняет и усиливает другой.
Понятие «система методов управления» означает, что все методы, которые могут быть применены в конкретной организации, тесно взаимосвязаны и дают максимальный эффект только в случае их непрерывного и комплексного использования.
Степень использования различных методов управления, а также приоритет их применения определяется следующими факторами:
1. финансовое состояние организации и, как следствие, возможность широкого использования экономических методов;
2. заинтересованность работников в конечных результатах;
3. размер организации и численность персонала;
4. тип предпринимательского бизнеса, организационно-правовая форма предприятия и сложившиеся управленческие структуры;
5. социальный состав работников;
6. уровень квалификации работников управления и исполнителей;
7. морально-психологический климат в коллективе;
8. авторитет руководства и органов управления.
При выборе средств воздействия на конкретного человека учитывают его индивидуальные особенности, мотивацию к труду, что для него представляется ценным из материальных и духовных благ.
Недопустимо ставить вопрос о приоритете тех или иных методов управления. В различных обстоятельствах при решении различных задач на передний план могут выдвигаться и иметь преобладающее значение разные методы. Руководитель должен безупречно владеть всеми методами управления, обладать высокой экономической культурой, профессионализмом в области правовых отношений и быть компетентным психологом и воспитателем.
Большое значение в управлении имеет оценка сравнительной эффективности, результативности методов, учет их взаимосвязей и взаимозависимостей, а также последствий использования.
Все методы управления могут использоваться на различных уровнях — государственном, отраслевом, территориальном, а также на уровне организации. Разумеется, управленческие методы будут существенно различаться в зависимости от уровня органа управления.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Экономические методы управления — это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.
Экономические интересы образуют в обществе систему, которая может быть разложена на интересы государства, коллектива и личности. Между этими интересами существуют диалектические противоречия. Противоречия не искусственные, а существующие изначально, объективно.
Каждый работник заинтересован, во-первых, в результатах своего труда как такового; во-вторых, в результатах труда производственного коллектива, членом которого он является; в-третьих, в результатах всего общественного производства. На первом месте должны быть интересы общества, затем производственных коллективов и каждой личности. Без создания материальных предпосылок существования общества, обеспечения безопасности его жизнедеятельности и стабильности невозможно нормальное существование личности и коллектива. Без обеспечения нормальных условий деятельности коллектива невозможно развитие каждого работника.
Проблема сочетания личных, коллективных и государственных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она предполагает решение целого рада задач, например установление в каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления, заработной платы и поощрительными и т. д.
Применение экономических методов управления необходимо для сознательного использования всей системы экономических законов и категорий общественного развития.
Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т. д.
Бюджетная политика выражается в определении доли внутреннего валового продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в нахождении путей покрытия дефицита бюджета. Она обеспечивает стратегические задачи развития АПК, направлена на выполнение программ, важнейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК.
Кредитная политика должна быть также направлена на развитие АПК и прежде всего сельскохозяйственного производства. Система кредитования аграрной сферы пока неэффективна. Она недоступна для реального сектора АПК. Следует более широко использовать такие виды кредитования, как авансовые платежи за контрактованную продукцию, залоговые операции, фьючерсные сделки. Более широко может применяться ипотечное кредитование. Важный стимул для развития сельского хозяйства — сезонное кредитование.
Ценовая политика в аграрном секторе имеет целью поддержать паритетные отношения между сельским хозяйством и другими отраслями народнохозяйственного комплекса, создать условия для повышения доходности сельскохозяйственного производства, увеличения объемов продукции, а также защитить отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров.
Налоговая политика — основной инструмент государства, обеспечивающий, с одной стороны, существование его самого, с другой — регулирование экономики общества в целом. Налоги затрагивают и проблему национальной безопасности, так как непродуманная налоговая система может за сравнительно короткое время практически парализовать работу реального производящего сектора экономики. Налоговая система должна быть предельно простой. Законодательные нормы о налогах должны действовать автоматически, трактоваться однозначно.
Страхование представляет собой совокупность общественных отношений, связанных с образованием страхового фонда за счет взносов, вносимых его участниками, с централизацией в организациях, осуществляющих проведение страховых операций, и с использованием на покрытие ущерба или осуществление других выплат лицам, в отношении которых проводится страхование, в случае наступления заранее оговоренных случайных событий.
Аграрный протекционизм — это система государственных мероприятий, направленных на стимулирование отечественного производства сельскохозяйственных продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Главные инструменты аграрного протекционизма — пошлины на ввоз импортной продукции. Большое значение для защиты отечественных товаропроизводителей имеют импортные квоты. С их помощью устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну. Определенную роль в защите отечественного продовольственного рынка играют нетарифные барьеры, то есть система лицензирования для предъявления повышенных требований к качеству.
Система экономических методов управления на уровне организации опирается на такие рычаги хозяйствования, как планирование, экономический анализ, экономическое стимулирование и др.
Планирование. Призвано обеспечить научно обоснованную организацию управления: распределение должностных полномочий руководителей и специалистов, подготовку кадров управления и повышение их квалификации, разработку технологии управления, содержания управленческого труда. Единство планового управления производством и деятельностью управленческих работников обеспечивает планомерное и динамичное развитие коллектива. Большое значение имеют формирование прогрессивной структуры общественного производства, сбалансированное и пропорциональное его развитие, эффективное использование научно-технического и производственного потенциалов. Выполнение этих задач требует постоянного совершенствования планирования. Основные пути его следующие: широкий учет конъюнктуры рынка; совершенствование системы плановых показателей, усиление их направленности на конечные результаты, получение прибыли; повышение роли прогнозов и перспективных планов, обеспечение единства долгосрочных, текущих и оперативных планов; внедрение прогрессивных экономических нормативов; применение технических средств; использование бирж, ярмарок, аукционов для эффективной работы; развитие договорных отношений.
Экономический анализ. Необходим для эффективного управления, правильного решения экономических и социальных проблем. Основные его задачи: определение степени выполнения программ, заданий, в случае невыполнения выяснение причин этого; изучение передового опыта и возможностей его использования; определение путей повышения эффективности производства; улучшение социальных условий для членов коллектива и т. д.
Экономическое стимулирование — базируется на создании для всех подразделений равных экономических условий, обеспечении равной оплаты за равный труд. Однако следует учитывать эффективность труда и меру поощрения поставить в зависимость от ее уровня.
В более широком смысле экономическое стимулирование включает применение в качестве стимулов развития производства таких рычагов, как цена, себестоимость, кредит, прибыль, рентабельность и т. д. Использование их должно быть комплексным (то есть охватывать все рычаги управления без исключения) и системным (охватывать все иерархии объекта управления). Конечная цель системного и комплексного использования методов стимулирования — создание объективных условий для эффективной реализации социально-экономических законов общественного развития в интересах личности, коллектива и общества.
Единство интересов еще не означает их рациональное, эффективное и тем более оптимальное сочетание в производстве, распределении, обмене и потреблении. Поскольку экономические интересы — категория динамичная, подвижная, экономические рычаги способны оказывать на них крайне противоречивое влияние: и стимулирующее, и тормозящее, поэтому во всех случаях необходимо предусматривать интегрирующее действие всех рычагов механизма управления.
Экономические рычаги можно рассматривать по уровням влияния. Так, категория заработной платы — один из важнейших экономических рычагов, действующий на уровне личности работника; на уровне коллектива таким рычагом могут выступать прибыль, рентабельность; на уровне общества — фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность производства и т. д.
Лекция 3
Управленческая информация
1. Понятие упр.информации, роль в системе управления, виды управленческой информации
2. Информационные системы управления
ЛЕКЦИЯ 4.
ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
В процессе эволюции сложилось несколько школ УПРАВЛЕНИЯ, которыми были разработаны концепции управления. Основные концепции следующие:
— научного управления;
— административного управления;
— управления с позиций психологии и человеческих отношений;
— управления с позиций науки о поведении.
Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал американский инженер Фредерик Тейлор (1856—1915), книгу которого «Принципы научного управления» (1911) считают началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Тейлор считал управление истинной наукой, покоящейся на точных законах, правилах, принципах отделения планирования от фактического выполнения работы. Он сделал важный вывод, что Работа по управлению — это определенная специальность. Организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.
Тейлор разработал систему научной организации труда, построенную на пяти основных принципах.
• Научный подбор рабочих. Эффективное производство требует подбора по каждому виду работ соответствующего работника, который имеет для этого особые способности. Для проверки способностей разрабатываются тесты.
• Научное изучение труда и обучение рабочих. Научное изучение затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы возможно было тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности производства.
• Специализация работы. Производство должно быть разделено на составные части, и все рабочие становятся специалистами по своим видам работ.
• Важность побудительных мотивов (заработной платы).
• Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими.
Крупнейшими последователями Тейлора были его соотечественники Фрэнк Гилберт (1868—1925) и Лилиан Гилберт (1878— 1972). В их работах акцентировалось внимание на том, что сегодня известно как человеческий ресурс управления.
Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно применены в практике деятельности Организаций для достижения намеченных целей.
Концепция административного управления направленана разработкупроблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 1920-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования, которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достичь эта концепция получила также название классической теории управления. У истоков классической теории управления стоял француз Файоль (1841—1925), считающийся «отцом научного менеджмента». Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:
— технической — осуществление производственного процесса;
— коммерческой— закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции;
— финансовой — привлечение, сохранение и эффективное использование денежных средств;
— бухгалтерской — проведение статистических наблюдений, инвентаризаций, составление балансов и т. д.;
— административной — оказание воздействия на работников;
защиты жизни, личности и собственности людей.
Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, организации, координации, контроля, мотивации.
Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Файоль сформулировал 14 знаменитых принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день.
Последователем идей Файоля стал инженер-механик Г. Эмерсон, вершина исследований которого — сформулированные 12 принципов производительности.
В близком к Эмерсону направлении формулировал взгляды на проблемы организации управления известный всему миру автомобильный король начала XX в. Генри Форд.
Логическим завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» крупного немецкого ученого — юриста, экономиста, социолога, историка — Макса Вебера (1864—1920). Модель рациональной бюрократической организации, какой ее видел Вебер, имеет следующие основные характеристики:
— глубокое разделение труда по функциональному принципу, то, есть по отдельным направлениям деятельности;
— четкое построение по иерархическому принципу;
— система правил, норм, формальных процедур, определяющих
права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях;
— подбор кадров по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущий период результатов, что должно обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников.
Веберовский подход мог с определенной степенью успеха применяться к организациям, напоминающим армейские подразделения: гигантским неповоротливым предприятиям первой половицы XX в., государственным учреждениям, в деятельности которых преобладали инерция и рутина. Но в системе рынка он оказался непригодным, так как сковывал свободу действий в стремительно меняющихся условиях и не позволял полностью реализовывать имеющиеся возможности.
Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила управления как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные американским психологом Абрахамом Маслоу (1908—1970), показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники научного управления, а различные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньгами. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и климатом в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30—50-е годы XX в., основана на важнейшем положении, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.
Концепция управления с позиций науки о поведении — теория получившая развитие в 60-е годы XX в. Ее суть — в повышении эффективности деятельности организации в результате активизации человеческих ресурсов. Она включает исследование различных аспектов социального воздействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции — оказать помощь работнику в осознании своих возможностей путем применения положений поведенческих наук к построению организации и управлению ею.
Таким образом, все четыре концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намеченной прибыли.
Современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто не совместимы друг с другом. Но все направления, концепции, взгляды объединяет стремление соединить научные исследования организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением конкретных проблем рыночной системы хозяйствования: достижение стабильности экономического развития, преодоление социально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повысить практическую значимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления на практику управленческой деятельности в области разработки принципов, дающих возможность практически решать в определенных условиях организационные проблемы. Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной теории менеджмента.
На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета ее изменений в деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Понятие управления и менеджмента — Студопедия
Вопросы темы
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Понятие управления и менеджмента
1.2. Содержание понятия «менеджмент», интерпретация понятий «управление», «руководство», «администрирование», «организация».
1.3. Подходы к определению менеджмента.
1.4. Содержание и особенности управленческого труда
1.5. Разделение труда в управлении
1.6. Менеджер, его роль и место в организации
1.7. Виды менеджмента
Возникнув в конце 19 в., менеджмент приобрел особую популярность в 30 – е гг. 20 века.
Менеджмент — происходит от английского слова management – управление, происходит от латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми.
В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент» и «менеджер» вошли в наш обиход наряду с терминами «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».
Термин «менеджмент» является синонимом термина «управление», но существенным отличием менеджмента и управления является та среда, в которой происходит процесс.
Управление имеет более широкое значение. Управление возникло и развивалось как потребность людей в согласованности их действий для достижения определенных результатов. В индивидуальной деятельности управление сводится к согласованию своих собственных действий для достижения желаемого результата. Развитие сознания человека привело к пониманию того, что совместными усилиями можно достичь таких результатов, которых невозможно добиться индивидуально. От управления определенным процессом зависит предвидение результатов, четкость и согласованность действий по достижению результата, время его получения, т.е. управление определяет качество результата.
По мере усложнения деятельности человека управление выделяется в особый вид деятельности и позднее специализируется. Появляется система управления, состоящая из субъекта и объекта управления, между которыми имеются определенные взаимоотношения, точнее субъект оказывает управляющее воздействие на объект управления, а объект управления, в свою очередь, может отвечать или не отвечать на такое управляющее воздействие, что определяется психологическими особенностями управленческого процесса.
Более того, управление можно рассматривать с позиции 3 подходов.
1 подход: Управлением – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ;
Из данного аспекта управления следует, что существует три класса управления:
— в неживой природе (технических системах – управление производственно – техническими процессами, механизмами, системами),
— в организмах (биологических системах, управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов – управление биологическими системами),
— в обществе (социальных системах – управление людьми, наиболее сложная область управления). Управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности (управление государством, армией, церковью, библиотекой, больницей, предприятием и т.д.). В этой массе организаций имеются те, которые ставят своей целью получение прибыли, управление в этих организациях носит название менеджмент.
Менеджмент – вид управления в социально – экономической системе. Этим он и отличается от управления войсками, государственного управления, бюрократического управления и т.д.
Управление используется не только для условий рынка, но и в управлении некоммерческими предприятиями. В этом случае управление проявляется как совокупность различных аспектов, которые используются для определения понятия менеджмент.
Менеджмент имеет место в тех случаях, когда производство функционирует в условиях рынка, наблюдается высокая степень самостоятельности в действиях управленческих работников, которых называют менеджерами. Однако содержание работы менеджеров также имеет некоторые особенности. На начальных этапах становления общества и производства управленческие функции выполнялись самими владельцами предприятий, однако, по мере роста производства управление усложнялось, и управленческие функции пришлось распределить среди специально подготовленных людей – менеджеров, выполняющих управленческие функции для реализации управленческого процесса.
2 подход. Управление – это воздействие субъекта (административное, административно – авторитарное, авторитарно – организационное, экономическое или социально – психологическое) на все то, что он пытается подчинить своей воле, изменить, преобразовать, направить на достижение поставленной цели.
Управление начинается с проявления волевого акта, выдачи организатором команды сигнала, указания, задания, наряда и т.д. Осуществляется посредством контроля, надзора, требования отчета и учета результатов исполнения, оперативной корректировки при отклонениях от намеченных параметров и траектории движения к цели; завершается процессом стимулирования управляемого объекта, поощрением при положительных результатах либо заменяется применением санкций в случае неудач;
Основными признаками, присущими управлению являются:
— целенаправленность: исходный пункт управления – постановка целей. Цель – желаемое состояние объекта управления и его параметров, т.е. будущее состояние, которого необходимо достичь. Целью может служить и определенная траектория развития, которой должен следовать объект управления.
— воздействие на объект – это комплекс мер, позволяющий изменить характер деятельности системы (организации) и перевести ее в новое состояние (использование различных ресурсов, разработка проектов, обучение персонала, приказы, распоряжения).
В управлении можно выделить объект и субъект управления, т.е. управляющую и управляемую подсистему. Элементы, на которые направлена эта деятельность (управление), называется объектом управления. Это управляемая подсистема. Направление управленческой деятельности осуществляет субъект управления (управляющая подсистема). Любая организация есть совокупность управляемой и управляющей подсистем (рис. 1.1).
Субъект (орган) управления (управляющая система ()
Объект управления (управляемая система)
Рис.1.1 — Принципиальная схема управления (контур управления)
Управление – целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.
Управление — представляет собой планомерную деятельность управляющей подсистемы, направленную на оптимальное функционирование и на развитие управляемой подсистемы.
3 подход. Управление рассматривается как социальное управление, т.е. воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования развития.
По мнению П. В. Шеметова, управление трактуется как:
1. Элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы цели деятельности – что уже было рассмотрено;
2. Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу;
3. Соединение искусства науки, которое необходимо для организации деятельности людей таким образом, чтобы обеспечивалось наилучшее использование всех наличных ресурсов для достижения намеченных целей;
4. Искусство заставить события свершиться.
Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США, и в настоящее время известен практически каждому. В общедоступном понимании менеджмент обозначает умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Термин «менеджер» независимо от уровня управления обозначает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего. Менеджер – управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством.
Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.
Управление — это процесс работы вместе с людьми и через них для достижения организационных целей эффективными способами.
Управление предприятием – деятельность по координации различных ресурсов организации.
Это определение управления отличается от определения управления в прошлом тем, что менеджеры не только отдают приказы, они работают вместе с людьми и через других людей. Менеджеры сегодня нуждаются в творческом воображении и активном продвижении смелых новых направлений этическими и чувствительными методами. Хорошие, эффективные менеджеры являются игроками одной команды, действующими по желанию и при активной поддержке других людей, которыми управляют противоречивые личные интересы.
1.2. Содержание понятия «менеджмент», интерпретация понятий «управление», «руководство», «администрирование», «организация»
С понятием менеджмента тесно связаны понятия организации, руководства и администрирования.
Можно выделить 3 подхода к определению организации:
1. Организация как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных или автономных частей целого, обусловленная его строением;
2. Организация как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3. Организация как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. /БСЭ/
Организация – группа людей, работающих для достижения одной цели. / Баринов, Голобокова /
Организация представляет собой совокупность людей и других ресурсов, необходимых для достижения определенных целей на основе установленных правил и процедур, разделения труда и обязанностей. /Румянцева /
Характерные черты организации:
Цели, которые отражают предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;
Персонал, или работники, обладающие соответствующей квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей,
Разделение труда в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающее рациональную структуризацию работ и задач;
Коммуникации, т.е. различные виды связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы,
Формальные правила поведения, процедуры и контроль, устанавливаемые для того, чтобы организации функционировании как целостные образования,
Уровни полномочий и ответственности, устанавливающие масштабы власти для разных должностей в организации.
О. С. Виханский, А.И. Наумов определяют организацию как систематизированное сознательное объединение людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди и управление.
Руководство — «надфункция», «сверхфункция» управления, позволяющая интегрировать усилия разных специалистов для достижения общей цели.
Термин «администрирование» ввел в научный и практический обиход основоположник классической школы в управлении Анри Файоль. По его мнению, административные функции состоят из умения предвидеть, организовать, руководить, координировать, контролировать.
Сегодня этот перечень имеет следующий вид — содержание функции администрирования:
1. Установление целей (определение будущего состояния предприятия),
2. Разработка стратегии (определение способов достижения цели),
3. Планирование работы (определение задач конкретным специалистам),
4. Проектирование работы (определение рабочих функций исполнителям),
5. Мотивирование работы (целенаправленное воздействие на работника),
6. Координация работы (согласование усилий исполнителей),
7. Учет и оценка работы (измерение результатов и их анализ),
8. Контроль работы (сопоставление результатов с целями),
9. Обратная связь (корректировка целей),
Под администрированием следует понимать более конкретную работу, связанную с необходимостью выполнять конкретные действия.
Администрирование – деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления (приказы, распоряжения и т.д.).
Административный подход к управлению – подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения).
Понятие «управление» | Psylist.net
Суть управления
В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.
Управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.
Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет. Растет и плата за ошибку.
Управление предприятием призвано решать две основных задачи:
- Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;
- Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.
Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.
Суть управления заключается в следующем:
- Сбор, хранение, обработка и передача информации.
- Разработка и принятие управленческих решений.
- Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления.
- Контроль исполнения принятых решений.
Это можно представить следующей формулой:
У = И + Р + В + К.
Управление равно: информация плюс решение, плюс воздействие, плюс контроль.
Труд управленцев заключается в том, чтобы собирать, хранить и обрабатывать информацию; вырабатывать и принимать управленческие решения; выдавать воздействия на объект управления; контролировать исполнение управленческих решений.
При рассмотрении понятия управления можно выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология управления.
1. Содержание управления заключается в выявлении и разработке основных закономерностей управления, его принципов, методов и путей, позволяющих наилучшим образом достигать поставленных целей.
Содержание управления зависит от целей, задач и конкретных особенностей производства. От принятой технологии производства. От взаимосвязей производственных подразделений. От характера основных и оборотных фондов. От рабочей силы и всей системы производственных отношений.
2. Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления.
Разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.
3. Технология управления представляет процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнением основных управленческих операций.
Технологические процедуры управления можно разделить на формализуемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) на компьютере, и на творческие, которые выполняются людьми (управленцами). Увязка всех элементов технологии управления обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления.
Все три аспекта управления должны комплексно использоваться в зависимости от конкретных особенностей управления.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психология управления:
1/Понятие и содержание управления
Для
того, чтобы организация могла добиться
своих целей, eё задачи должны быть
скоординированы. Поэтому управление* является
существенно важной деятельностью для
организации. Оно представляет собой
неотъемлемую часть любой человеческой
деятельности, которая в той или иной
степени нуждается в координации. В
управлении нуждается не только
производство, но и государства, города
и территории, отрасли, больницы и
университеты, церкви и агентства
социального обеспечения. Философы
древности полагали, что причиной
бедственного положения общества, как
правило, является отсутствие должного
управления либо нарушение старшинства
между людьми. Английское слово
«менеджмент» происходит от корня
латинского слова «манус» — рука;
первоначально оно относилось к сфере
управления животными и означало
искусство управлять лошадьми. Позже
это слово перенес в сферу человеческой
деятельности и стало обозначать область
науки и практики управления людьми и
организациями. Таким образом,
оказывается, что менеджмент и управление* —
это практически игра в дефиниции.
Поэтому в переводной литературе «менеджмент»
и «управление» определяются
как слова-синонимы. Вместе с тем
следует отметить, что понятие «менеджмент»
имеет междисциплинарный характер и
семантика этого слова очень сложна.
Фундаментальный Оксфордский словарь
английского языка так определяет
менеджмент:
Способ,
манера общения с людьми.Власть
и искусство управления.Особого
рода умелость и административные
навыки.Орган
управления, административная единица.
В
Словаре иностранных слов «менеджмент»
переводится на русский язык как
управление производством и как
совокупность принципов, методов, средств
и форм управления производством с целью
повышения эффективности производства
и его прибыльности.
В
современной теории и практике под
менеджментом понимается процесс
руководства (управления) отдельным
работником, рабочей группой и организацией
в целом. Практически все известные
зарубежные энциклопедии трактуют
понятие «менеджмент» как процесс
достижения целей организации руками
других людей. Субъектом этого процесса
является менеджер*. Сущность
и содержание процесса управления
проявляется в его функциях.
Управление* —
это интегрированный процесс планирования,
организации, координации, мотивации и
контроля, необходимый для достижения
целей организации. Самой
очевидной характеристикой организаций
является разделение труда. Как только
в организации происходит горизонтальное
и вертикальное разделение труда,
появляется необходимость в управлении.
Итак,
в организации существуют две внутренние
органичные формы разделения труда.
Первая — это разделение труда на
компоненты, составляющие части общей
деятельности, т. е. горизонтальное
разделение труда. Второе, называемое
вертикальным, отделяет работу по
координированию действий от самих
действий. Деятельность
по координированию работы других людей
и составляет сущность управления.
Управление* рассматривается
как вид деятельности людей, направленный
на достижение определенной цели или
целей. Менеджмент должен задавать
направление движения фирме, которой
он управляет. Он должен продумать миссию
фирмы, установить её цели и организовать
ресурсы для получения результатов,
которые фирма должна дать обществу.
«Управление
— это особый вид деятельности, превращающий
неорганизованную толпу в эффективную
целенаправленную и производительную
группу. Управление как таковое является
и стимулирующим элементом социальных
изменений, и примером значительных
социальных перемен» (Питер Друкер).
Управление* выполняет
функцию предпринимателя, направляя
мышление и ресурсы туда, где они дадут
наибольшие результаты, наибольший
вклад в общественное благо.
Субъект
и объект управления являются
основополагающими понятиями при
рассмотрении вопросов управленияорганизацией.
То, насколько эффективно реализуется
управление зависит от отношений в
которых находятся субъект
и объект управления.
Процесс управления реализуется
как определенный тип взаимодействия
между двумя подсистемами.
Субъект
управления –
это управляющая подсистема. Субъект
управления подает команды (указания,
приказы, распоряжения и т. д.) объекту
управления, который должен их выполнять.
В командах содержится информация о
том, как должен функционировать объект
управления (когда, каким образом и где
он должен достичь поставленных целей).
В организации в качестве субъекта
управления выступают менеджеры различного
уровня.
Объект
управления –
это управляемая подсистема. Объект
управления получает команды от субъекта
управления и функционирует в соответствии
с их содержанием. Объектом управления
в организации являются вся организация,
структурные подразделения и отдельные
работники. Работа объекта управления
дает определенный результат. С помощью
обратной связи субъект управления
получает информацию относительно
функционирования объекта управления,
что является основанием для выработки
новых управленческих команд.
Что такое «управление»? — Студопедия
Логика изложения какого-либо предмета требует, чтобы первоначально были определены все основные понятия. Поэтому вначале мы должны определиться с тем, что мы будем понимать под «управлением».
Оказывается, что в отечественной науке никогда не было, да и сейчас нет единого понимания этого термина. В различных монографиях, учебниках, учебных пособиях по управлению, менеджменту, теории организации вы можете без труда обнаружить совершенно различные определения того, что авторы понимают под «управлением».
Например, в учебнике для бакалавров «Основы управления» приводится следующее определение понятия «управление». «Слово управление произошло от старорусского «управа», то есть способность что-то или кого-то себе подчинять, контролировать. Управление в широком смысле слова – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, осуществления текущей деятельности, реализацию программных целей, преобразование в новое желательное состояние, решение возникающих проблем.»
Управление — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.
Управление – функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими функциями У. считаются: поддержание и оптимизация системных характеристик, сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет.
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.
Можно привести еще десятки определений понятия «управление», но пока достаточно остановиться на приведенных выше.
Первое определение, как легко видеть, фактически повторяет определение управления, которое фигурировало еще в Большой Советской энциклопедии. Поэтому отнесемся только ко второму определению. Здесь, во-первых, есть сразу вопрос: управление – это элемент или функция? Поскольку понятно, что элемент и функция — разные вещи. Поэтому при заимствовании из этого определения слово «элемент» попросту убрали. Управление, согласно этому определению, присуще системам любой природы. Но по отношению к биологическим и техническим системам бессмысленно говорить о «режиме деятельности, программе и цели деятельности», поскольку деятельность могут осуществлять только социальные субъекты. Кроме этого, в понимании автора определения управление обеспечивает сохранение определенной структуры. Но это совсем не обязательно для управления. Более того, управление часто предполагает изменение структуры, причем, иногда весьма существенные.
Третье и четвертое из приведенных выше определений являются функциональными, то есть в них управление сводят к некоторым функциям. Но, как Вы легко могли заметить, авторы выделяют совершенно различные функции управления.
Отметим, что проблема выявления существенных признаков управления, на основании которых можно задать содержание понятия и определить его объем, особенно актуальна для отечественных исследователей. Дело в том, что только в русскоязычной литературе существует такой интегративный термин как «управление». В зарубежной литературе принято говорить отдельно о государственном управлении как политическом управлении (government), о государственном управлении как администрировании (administration), об управлении в сфере бизнеса (management) и об управлении техническими объектами (control). В этом смысле, управление как единый феномен в зарубежных исследованиях отсутствует. Там исследуются четыре различных феномена.
Поэтому, когда в отдельных отечественных учебниках утверждают, то управление это менеджмент, то они заведомо совершают логическую ошибку подмены общего частным. То есть, такое «узкое» понимание управления приведет к тому, что многое останется вне поля зрения исследователей.
Подобное несоответствие русского понятия «управление» и его англоязычных аналогов создает дополнительные трудности при выявлении сущности управления из-за неадекватного использования отечественными авторами материалов исследований зарубежных ученых. При переводе на русский язык для всех четырех указанных выше англоязычных терминов часто используется один эквивалент — управление. Такие «неточности» при переводе не только искажали смысл и выводы оригинальных работ, но иногда заменяли их прямо противоположными.
К сожалению, такие факты отнюдь не новы и не единичны в истории отечественной науки. Здесь можно вспомнить, хотя бы, ситуацию с первым отечественным переводом книги Ч. Дарвина о «естественном отборе» (natural selection). Поскольку до этого времени термин «selection» соответствовал в русском языке понятию «селекция», означающему искусственное выведение новых сортов растений и пород животных, то дарвиновское понятие «natural selection» перевели на русский язык как «естественный подбор». Подобное искажение привело к специфическому и оригинальному пониманию многими русскими учеными и философами сущности эволюционной дарвиновской теории естественного отбора. Подобные недоразумения были исправлены только после повторного перевода трудов Ч. Дарвина К.А. Тимирязевым.
Мы привели здесь этот эпизод не случайно. Во многом аналогичная ситуация сложилась после выхода в русском переводе книги Н. Винера «Кибернетика (или управление и связь животном и машине)», которая в оригинале имела название «Cybernetics or Control and Communication in the animal and the machine». Использование в оригинальном названии слова «control» подчеркивало, что один из «отцов» кибернетики Н. Винер отнюдь не искал и не отстаивал некоторое подобие человека и машины (такую аналогию проводили в прошлом, к примеру, Декарт и Ламетри), а рассматривал живые организмы и машины только с позиций общих черт функционирования (поведения), выделяемых на абстрактном уровне исследования.
Только в этом смысле можно говорить о кибернетике как об общей теории управления. Феномен «control» во многом одинаково проявляется в живом организме и машине. «Когда я сравниваю живой организм с машиной, я ни на минуту не допускаю, что специфические физические, химические и духовные процессы жизни в нашем обычном представлении о ней одинаковы с процессами в имитирующих жизнь машинах. Я просто считаю, что как те, так и другие могут служить примером местных антиэнтропических процессов, способных, по-видимому, также выражаться и многими другими способами…».
Публикация книги Н. Винера вызвала бурный резонанс как за рубежом, так и у нас в стране и послужила отправной точкой для начала дискуссии о сущности управления. В 1963 г. на русском языке выходят две книги, посвященные философским проблемам кибернетики — И.Б. Новика и Г. Клауса. В книге И.Б. Новика основное внимание уделяется философским вопросам теории информации, поскольку спецификой процессов управления, которыми занимается кибернетика, является то, что существенную роль в них играет информация. В книге немецкого логика Г. Клауса содержится философский анализ основных методологических принципов кибернетики: принципа математического описания поведения системы, принципа «черного ящика», принципа моделирования, принципа обратной связи. В этих первых философских работах, вышедших на русском языке и затрагивающих проблемы кибернетики, прямо вопрос о сущности управления и о его природе не поднимается, хотя косвенным образом все-таки затрагивается.
Так, например, в работе Г. Клауса мимоходом отмечается, что «у Винера для регулирования и управления в оригинале используется слово control«. Подобное замечание не соответствует действительности. И Н. Винер, и его друг и соратник У.Р. Эшби различали понятия «регулирование» и «управление», используя для них соответственно слова «regulation» и «control». В своей работе У. Р. Эшби посвятил целую главу «Regulation and Control» вопросам регулирования и управления. Более того, в своей работе Г. Клаус упоминает о двух типах систем, рассматриваемых Н. Винером — управляемой и регулируемой. «Если обратное воздействие S3 на S1 не имеет места, то мы имеем управляемую систему, а именно система S1 управляет системой S2, результатом же этого управления является S3 . Но если результат S3 обратно воздействует на S1, то мы имеем регулируемую систему, т.к. вся эта система в силу обратного воздействия приходит в одно определенное состояние».
Таким образом, уже в этих первых работах, хотя и косвенно, затрагивалась проблема сущности управления путем соотнесения понятий «управление» и «регулирование». К сожалению, автор не анализирует это соотношение, а просто констатирует наличие его в работе Винера. Подчеркнем, что Н. Винер различал регулирование и управление на основании наличия или отсутствия обратной связи. Наличие последней неизбежно приводило систему в состояние равновесия. Отсутствие обратной связи не гарантировало такой результат. В этом смысле управление у Н. Винера отнюдь не отрицает развития, как это пытаются показать некоторые его критики.
Позднее в отечественной философской литературе был поднят вопрос о том, что понятие «управление» изучено слабо, и это сдерживает дальнейшие исследования всего понятийного аппарата кибернетики. Кроме этого, было отмечено, что даже в тех науках, где понятие «управление» употреблялось задолго до кибернетики, — в теории права, в военной науке и др., — его роль и значение резко изменились. «В том-то и состоит трудность, что это понятие казалось «прозрачным» и «элементарным» только до возникновения кибернетики».
Одним из центральных вопросов при решении проблемы сущности управления является вопрос о его природе. Здесь усматриваются две устойчивые тенденции. Сторонники одной из них утверждают, что управление имеет исключительно социальную природу, свойственно только общественным процессам и нигде больше не встречается. «Управление как объективно существующий процесс возникает лишь в стадии социального самодвижения материи, т.е. с появлением человека и общества. В биологических системах явления регулирования деятельности отдельного организма или их групп имеют в своей основе инстинктивное стремление к приспособлению к окружающей среде, выживание в данной ситуации, продолжение рода.
Поэтому аналогии этих функций с управлением в человеческом обществе, допускаемые отдельными учеными, на наш взгляд, неправомерны». Сторонники другой тенденции, которая получила распространение в отечественной науке с конца 40-х годов ХХ века — после работ Н. Винера, А. Розенблюта, У.Р. Эшби, — связана с тем, что «управление свойственно не только социальному, но и биологическому уровням развития материи. Н. Винер и А. Розенблют теоретически и экспериментально показали наличие процессов управления в технических системах, а также у животных».
Действительно, процессы регуляции и саморегуляции индивидуального и группового поведения (а отнюдь не деятельности) живых организмов в основе своей имеют совершенно иные «цели» и механизмы, нежели процессы управления в человеческом обществе. Процессы регуляции и саморегуляции в живой природе имеют естественный характер и используют механизм естественного отбора, который отвечает за то, чтобы выживали наиболее приспособленные.
Механизм естественного отбора имеет принципиально эволюционную природу, поскольку он имеет смысл при избирательном размножении особей в ряду поколений. Вследствие этого он действует совместно с другими эволюционными механизмами, в частности — с наследственностью, которая является своеобразной «памятью» и определяет влияние прошлого на настоящее и будущее. Кроме этого, механизм естественного отбора работает лишь в тех случаях, когда изменения достаточно малы, т.е. в случае, если речь идет об отборе мелких признаков.
Управление в человеческом обществе связано не только (и даже, не столько) с эволюционными процессами, где наследственность (традиции, обычаи, привычки) играет доминирующую роль по отношению к изменчивости, но и с процессами революционными, когда происходит ломка старых механизмов наследования и доминантное значение получает изменчивость (инновации), затрагивающая не мелкие, а большинство жизненно важных признаков. В эти моменты «память», определяющая детерминацию настоящего и будущего прошлым, теряет свое значение, и механизм естественного отбора не срабатывает, — он для этого не приспособлен. В эти моменты необходимы, следовательно, другие регулятивные механизмы, отличные от естественного отбора, т.е. механизмы «искусственного» отбора, которые в живой природе отсутствуют.
Приверженцы точки зрения, отрицающей исключительно социальную природу управления, обычно апеллируют к работам Н. Винера, А. Розенблюта и У.Р. Эшби. Вообще говоря, подобная апелляция не совсем правомерна, поскольку указанные авторы исследовали не управление (как считают отдельные отечественные исследователи управления, не знакомые, по всей видимости, с работами Н. Винера, А. Розенблюта и У.Р. Эшби на языке оригинала), а только такой феномен как «control». Видимо, неадекватность перевода и новизна проблемы послужили причиной ряда искажений и недоразумений в понимании объекта и предмета кибернетики, ее целей и задач отечественными исследователями.
В вышедшей через год после опубликования «Cybernetics…» книге Н. Винер вынужден был обратить на это внимание и уточнить свое определение кибернетики и управления. «Кибернетика — это учение об управляющих устройствах, о передаче и переработке в них информации». Как видно, Винер подчеркивает техническую сущность разрабатываемой им науки, сужая предмет исследования. «Когда я давал определение кибернетики в первой своей книге, я отождествлял понятия «коммуникация» (communication — в оригинале) и «управление» (control — в оригинале). Управлять возможно, только используя коммуникацию… Таким образом, теория управления в человеческой, животной или механической технике является частью теории информации».
Декларируя первичность коммуникативных процессов по отношению к процессам управления и рассматривая, поэтому, техническую составляющую теории управления как часть теории информации, Н. Винер подчеркивает, что в рамках кибернетики понятия «управление» и «коммуникация» тождественны. Таким образом, Н. Винер и другие утверждали, что только феномен «control» присущ и живому организму и машине, и с этой точки зрения правомерно говорить о «человеческой или животной технике«.
Сведение понятия «управление» к понятию «control» означает расширение объема этого понятия и обеднение его содержания.
Судя по публикациям в отечественной научной литературе, картина представлений о сущности управления является весьма пестрой. Тем не менее, все разнообразие существующих представлений о сущности управления можно разбить на следующие группы: «целесообразная сознательная деятельность», «целенаправленное воздействие», «организация целенаправленных воздействий», «упорядочение», «регулирование», «оптимизация».
Определив в качестве сущности управления «целесообразную, сознательную деятельность», мы настолько расширим понятие управления, отождествив его, по сути дела, с понятием деятельности, сделаем его в плане содержания столь разнородным, что выделение качественной специфики управления будет не возможно.
Рассматривая в качестве сущности управления «целенаправленное воздействие», мы практически сводим управление до уровня отдельных действий, оставляя вне сферы управления то, что предшествует действию или является следствием его результата.
Попытки определения сущности управления путем введения термина «организация» требуют уточнения самого термина «организация», поскольку очень часто последнее отождествляется с понятием «управление».
Подобные проблемы возникают и при определении сущности управления через «упорядочение». Если понимать последнее как установление отношения порядка, то в этом плане «упорядочение» становится тождественным термину «организация», что характерно для работ И. Пригожина и И. Стенгерс. Но для них организация и управление суть различные феномены. Порядок (организация) может спонтанно возникать из хаоса в результате самоорганизации в неравновесных необратимых процессах, которые относятся к «естественным процессам внутри системы». Управление же у них связано с контролем и с противодействием естественному порядку. «Необратимость «отрицательна»: она проявляется в форме неуправляемых изменений, происходящих в тех случаях, когда система выходит из-под контроля. Наоборот, необратимые процессы можно рассматривать как последние остатки самопроизвольной внутренней активности, проявляемой природой, когда человек…пытается обуздать ее».
Рассмотрение в качестве сущности управления регулирования критикуется, например, в работах. Основное содержание их критики сводится к тому, что при таком подходе «размывается» качественная определенность понятия управления, которое в сущности становится тождественным понятию регулирования. При этом никак не разводятся естественные регулятивы и искусственные. Тем не менее, они различны не только по своей природе, но и по механизмам образования.
Естественные регулятивы контролируют непосредственные и ответные реакции на существующие объективные условия. Искусственные регулятивы далеко не всегда имеют достаточную степень объективности, в них весьма существенным бывает влияние субъективного. Более того, искусственные регулятивы могут быть превентивной мерой для еще не существующих, но имеющих возможность осуществления, условий. В этом смысле, если реальное является единственным источником и первопричиной естественных регулятивов, то для искусственных регулятивов существенное значение играет идеальное. «Управление должно изучаться совместно с регулятивными механизмами иной природы, действующими в обществе».
Выделив в качестве сущности управления «оптимизацию», мы сильно сузим понятие управления. Такой подход к сущности управления был исторически обусловлен периодом 40 — 50-х годов ХХ века, когда парадигму оптимизации, успешно зарекомендовавшую себя в технике, попытались принять и в биологии, и в социальных науках. «Модели оптимизации игнорируют возможность радикальных преобразований (т.е. преобразований, меняющих саму постановку проблемы и тем самым характер решения, которое требуется найти), и инерциальные связи, которые в конечном счете могут вынудить систему перейти в режим функционирования, ведущий к ее гибели». Помимо этого, оптимальное решение очень «хрупкое»: незначительное изменение критериев или ограничений может привести к значительному изменению решения. Поскольку любые социальные процессы относятся к процессам с «неполной информацией», то искать оптимальное решение в этом случае бессмысленно. Достаточно найти приемлемое решение, причем в условиях нестабильности необходимым требованием к такому решению должна быть его адаптивность.
Рассмотренные представления о сущности управления либо нецелесообразно расширяют содержание понятия управление, в результате чего оно теряет свою качественную определенность и становится аморфным, либо сужают содержание, что приводит к применимости этого понятия в весьма малой области, меняя статус понятия «управление», переводя его из категории общего в категорию особенного.
Не отрицая регулятивной сущности управления, считаем необходимым провести принципиальное различие между естественными и искусственными, целерациональными регулятивами, поскольку и причины, и цели, и функции, и механизмы их принципиально различны.
Основываясь на этом, будем рассматривать в качестве сущности управления целерациональное регулирование. Подобный подход позволяет сохранить качественную определенность понятия «управление» (в частности, нет необходимости вводить весьма специфический тип управления, который ряд авторов склонен определять как «стихийное», весьма слабо связанный с другим типом — «научное управление») и вместе с тем оставляет его достаточно общим.
С позиций этого подхода будут устанавливаться границы управляемости, определяться место управления в системе деятельности, выясняться функции управления, пониматься специфика и взаимосвязь субъекта и объекта управления, исследоваться их различные модели.
90000 PRINCIPLES OF PERSONNEL MANAGEMENT, Concept and content of the basic principles of personnel management 90001
90002 PRINCIPLES OF PERSONNEL MANAGEMENT 90003
90002 The concept and content of the basic principles of personnel management 90003
90006 Distinguish the principles of personnel management and the principles of building a personnel management system. 90007
90006 90009 The principles 90010 of managing 90009 personnel 90010 are the rules, regulations and standards that managers and specialists must follow in the process of personnel management.They reflect the requirements of objectively operating economic laws, therefore they are themselves objective. 90007
90006 Principles of management are sets, but under all conditions, personnel management is carried out on the basis of the following principles traditionally established in organizations: scientific, centralism, planning, the first person, unity of government; selection, selection and placement of personnel; a combination of unity of command and collegiality, centralization of ideas of rationalization; linear, functional and target management, control of execution of decisions, etc.A number of American and Japanese corporations widely use the following principles of personnel management: lifelong hiring, performance monitoring based on trust; combination of such control with corporate culture; consensual decision-making, mandatory approval of decisions by the majority of employees. 90007
90006 Let’s turn to the basic principles of personnel management, singled out by VI Knorring: 90007
90006 1) 90019 90009 goal principle: 90010 90022 each action must have a clear and definite goal; 90007
90006 2) 90019 90009 the principle of legal protection of the management decision 90010 90022: knowledge of the current legislation and the adoption of managerial decisions only taking into account the compliance of these decisions with existing legal acts; 90007
90006 3) 90019 90009 management optimization: 90010 90022 improving the efficiency of the managed system; 90007
90006 4) 90019 90009 the principle of compliance with the rule of manageability.90010 90022 Any management solution must match the capabilities of the managed system. The control action should not be so extreme as to withdraw the control object from the controllability zone (if this task is not special). The overwhelming majority of control actions should correspond to norms of controllability of object of influence; 90007
90006 5) 90019 90009 the principle of compliance: 90010 90022 the work entrusted must correspond to the functional duties (the established area of competence), the intellectual and physical capabilities of the performer; 90007
90006 6) 90019 90009 the principle of automatic replacement of the missing: 90010 90022 the replacement of the absent must be solved automatically based on the current official job descriptions and be regulated formally.The consequence of this principle is the importance of official job descriptions, documents aimed at fulfilling one’s duty; 90007
90006 7) 90019 90009 the principle of the first leader 90010 90022: when organizing an important production task, control over the progress of work should be left for the first manager of the enterprise, since only the first person has the right and opportunity decide or entrust the resolution of any issue arising in the implementation of this activity; 90007
90006 8) 90019 90009 the principle of one-time entry of information 90010 90022: the information is entered into the knowledge base only once, and access to it is provided for many users.Following this principle allows us to combine the information used, to ensure the unity of the information base of decisions and avoid duplication; 90007
90006 9) 90019 90009 the principle of continuing education. 90010 90022 Personnel only in this case will meet the constantly changing and more complex market demands, when will constantly improve their skills, master new technologies, etc. 90007
.90000 6 modern concepts of marketing 90001
90002 Modern concepts of marketing are broad concepts. It means finding out the consumer and make the goods as per their needs rather than to provide them what the seller has made. Thus it is very essential for the seller to get the answer of the question what are the things which the consumer want? And how these things can be made available to them? Only then he can survive in the market and earn profit. There are 6 modern concepts of marketing which are very important from the point of view of marketer.90003
90002 90005 a) Production concept: — 90006 The companies which use the production concept generally focus too narrowly on their own activities because according to this concept the companies think that consumer will buy the product which comes in the market. 90003
90002 90005 b) Product concept: — 90006 As per this concept companies give importance to the features or the quality of the product because in long run the product exists only with the quality it is giving to the consumer.90003
90002 90013 90003
90002 90005 c) Selling concept: — 90006 it is not sufficient for the manufacturer to made the goods and wait for the customers. Thus, according to this concept it is very important to inform the consumer about the product which can be done through different ways of promotion. 90003
90002 90005 d) Marketing concept: — 90006 consumer now a day is treated as «GOD». So it is very important for the manufacturer to produce the product which the consumer wants, so that consumer get satisfaction and manufacturer earns profit.90003
90002 90005 e) Consumer concept: — 90006 now not only marketing concept is sufficient rather the companies are using consumer concept which means to give attention to individual consumer it can be done through one to one marketing. 90003
90002 90005 f) Societal marketing concept: — 90006 this concept means that company should not only work for the consumer but also for the society. So the company should make balance between company’s profits, consumer wants and society welfare. 90003
90002 Note: Please give your feedback in comment section.90003
.90000 Knowledge Management — Meaning and Important Concepts 90001
90002 Introduction 90003
90004 It has been extensively identified that knowledge is an important aspect for an economy to develop. We are seeing a lot of transformation rapidly happening in our society. Every day we are seeing that we are becoming more and more dependent on knowledge. If this is the case with our societies, the scenario is not much different for organizations. 90005 Nowadays, if top management is asked to underline a single resource which is most critical for their organization to achieve and sustain competitive advantage, most of them will be selecting — Knowledge 90006.With such an importance to knowledge, managing it has become a serious concern for organizations. An organization which can built excellent process to manage knowledge, certainly will have a competitive edge over its competitors. 90007
90004 Agreeing on the existing concentration by organizations and the character of extreme competition, a critical activity taken up by them is knowledge management. 90007
90002 Knowledge Activities 90003
90004 Knowledge management (KM) can not be achieved with a single definite activity.It involves an assortment of activities. These are usually referred to be knowledge activities. The utilization of the knowledge activities at the resources connected to knowledge which is limited and assisted through an extensive choice of aspects will result in KM. 90007
90004 Research studies do indicate a number of knowledge activities which are important. Some of them are as below: 90007
90016
90017 Knowledge Acquisition
90018 90017 Knowledge Utilization
90018 90017 Knowledge Selection
90018 90017 Knowledge Transfer
90018 90017 Knowledge Creation
90018 90017 Knowledge Internalization
90018 90029
90004 Research studies indicate that knowledge transfer deserves the most careful attention among these activities so that the organizations can manage knowledge successfully.90007
90002 Knowledge Transfer 90003
90004 The conveying of knowledge from one member to another member of organization involves knowledge transfer. Though this is a simplified definition, knowledge transfer itself is a complex process. First of it has to be noted that the knowledge conveyed is correct and also it should reach the proper member of the organization. In addition, the timing and form of the knowledge which is conveyed should also be accurate. Above all these aspects, the expense of this conveyance should be within acceptable limit.When all these are achieved, the knowledge transfer can be termed as successful. So as to garner profits of knowledge management, it is critical that knowledge transfer has to be done successfully. 90007
90004 In the existing phase where technologies are rapidly developing to share information, organizations are giving more emphasize to knowledge transfer. In addition to this, it must be noted that the created knowledge will help to attain improved performance for an organization when the transfer process takes place.There is no use in keeping the knowledge at the originating location. It has to be passed to the location where it can be exploited to the advantage of organization. Such an exploitation generates value for the organization, which in turn, bring to it the required competitive advantage. So, it is essential that an organization has to put firm foundation for the process targeted at achieving knowledge transfer. 90007
90038
90038
90038
90002 90005 90006 Authorship / Referencing — About the Author (s) 90003
90045
90046
90047
The article is Written By Prachi Juneja and Reviewed By 90005 Management Study Guide Content Team 90006.MSG Content Team comprises experienced Faculty Member, Professionals and Subject Matter Experts. We are a 90005 ISO 2001 діє до: 2015 Certified Education Provider 90006. To Know more, click on About Us. The use of this material is free for learning and education purpose. Please reference authorship of content used, including link (s) to ManagementStudyGuide.com and the content page url. 90052
90053
90038
90038
.