Социометрический тест морено:  Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено «Социометрия»

Психологические материалы — Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено

Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в сле­дующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требова­ние экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипа­тии нередко вызывает внутренние затруднения у опраши­ваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социо­метрии выбраны, они заносятся на специальную карточ­ку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по срав­нению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

При этом социометрическая процедура может проводить­ся в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ог­раничения числа выборов испытуемого. Если в группе на­считывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кро­ме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по на­правлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъек­том выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов явля­ется основной количественной константой социометричес­ких измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого инди­видуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данно­го варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия меж­личностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих свя­зей становится так много, что без применения вычисли­тельной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры яв­ляется большая вероятность получения случайного выбо­ра. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мо­тивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объясне­ния: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо ис­пытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь фор­мальной лояльностью к окружающим и к эксперимента­тору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследо­вателей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждо­му предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов ».

Многие исследователи считают, что введение «социо­метрического ограничения» значительно превышает надеж­ность социометрических данных и облегчает статистичес­кую обработку материала. С психологической точки зре­ния социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действи­тельно соответствуют предлагаемым ролям партнера, ли­дера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных от­ветов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометричес­кого ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социо­метрической процедуры состоит в том, что социометричес­кая константа (N-1) сохраняется только для системы по­лучаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для сис­темы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим огра­ничением). Введением величины d можно стандартизиро­вать внешние условия выборов в группах разной числен­ности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбо­ра. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

где Р — вероятность случайного события (А) социомет­рического выбора; N — число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «соци­ометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является не­возможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «соци­ометрического ограничения» не позволяет судить об эмо­циональной экспансивности членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в груп­пе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соот­носительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внут­ригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая ан­кета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отноше­ния в производственной группе, группе досуга, во времен­ной или стабильной группе.

При опросе без ограничения выборов в социометричес­кой карточке после каждого критерия должна быть выде­лена графа, размеры которой позволили бы давать доста­точно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

ВЕЛИЧИНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

Когда социометрические карточки заполнены и собра­ны, начинается этап их математической обработки. Про­стейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Резуль­таты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

ПРИМЕР СОЦИОМАТРИЦЫ ДЛЯ ГРУППЫ, ЧИСЛЕННОСТЬЮ N — ЧЛЕНОВ

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает дос­таточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также со­циоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основ­ное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта), про­изводится расчет социометрических индексов.

Социограмма. Социограмма — схематическое изображе­ние реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет про­извести сравнительный анализ структуры взаимоотноше­ний в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. 1).

Рис. 1

Социограммная техника является существенным допол­нением к табличному подходу в анализе социометрическо­го материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления груп­повых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания централь­ных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвя­занных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются поло­жительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).

Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психо­логические свойства личности в роли члена группы. Вто­рые дают числовые характеристики целостной социомет­рической конфигурации выборов в группе. Они описыва­ют свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, ин­тенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — со­вмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы оп­ределяется по формуле:

где Ci — социометрический статус i-члена,Ri — получен­ные i-членом выборы, ∑ — знак алгебраического суммиро­вания числа полученных выборов j-члена, N — число чле­нов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать опреде­ленную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. оп­ределенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть из­мерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаи­модействует с каждым, общается, непосредственно обме­нивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведени­ем воздействует на свойства целого. Реализация этого воз­действия протекает через различные социально-психоло- гические формы взаимовлияния. Субъективную меру это­го влияния подчеркивает величина социометрического ста­туса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято гово­рить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к ли­дерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необ­ходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Сi+ положительного и Сi, — отрица­тельного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, R — сделанные j-членом выборы (+, —).

C психологической точки зрения показатель экспансив­ности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются:

Индекс эмоциональной экспансивности группы.

Выс­читывается по формуле

где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

где Gg — взаимность в группе по результатам положи­тельных выборов, Aij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет про­водить измерение авторитета формального и неформаль­ного лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикаль­ным способом разрешения внутригрупповых проблем, при­чины которых следует искать не в симпатиях и антипати­ях членов группы, а в более глубоких источниках.

Социометрия Морено

Сущность понятия «социометрия»

Определение 1

Социометрия – этот термин был введен известным социологом и психологом Джейкобом Морено для обозначения специальной технологии, применяемой для оценки межличностных отношений, которые складываются у участников одной социальной группы. То есть, данный тест направлен на определение эмоциональных связей в группе, а именно — взаимных симпатий и антипатий.

Применяется социометрия для того, чтобы решить следующие наиболее актуальные задачи:

  • Во-первых, для того, чтобы произвести достоверное измерение степени сплоченности внутри группы, или же уровень разобщенности между членами коллектива;
  • Во-вторых, для определения соотносительного авторитета каждого члена группы по признакам симпатии-антипатии. Здесь выделяются такие категории, как «лидер», «знаменитость группы», «приемлемый член группы» и «отвергнутый член группы». Соответственно, в группе может существовать иерархия, которая определяет тех, кому отдается предпочтение, и тех, кому лучше покинуть группу, поскольку этот человек может стать причиной напряженных отношений в коллективе;
  • В-третьих, социометрия позволяет обнаружить внутригрупповые сплоченные образования внутри большой группы. В этих образованиях могут быть свои неформальные лидеры, приемлемые члены и отвергнутые.

Готовые работы на аналогичную тему

Морено утверждал, что обследовать благодаря социометрическому методу можно практически любую группу, где участники относятся к разным возрастным и профессиональным категориям, отличаются по признаку пола, профессии, квалификации, социального статуса и семейного положения. К тому же, данные метод может применяться и в дошкольных группах, чтобы определить симпатии и антипатии у детей младшего возраста, когда они уже могут высказывать свое самостоятельное мнение относительно своих знакомых и других детей, которые также состоят в конкретной дошкольной группе.

Основной критерий, которому обязан придерживаться исследователь при проведении методики социометрии – акцентировать внимание на том виде деятельности, для которого индивиду придется выбрать в группе одного или нескольких членов, или отвергнуть их, сделав аутсайдерами. Отсюда вытекает и формулировка основного вопроса социометрического теста, который проводят в группе.

Также, по своему содержанию критерии могут носить как формальный, так и неформальный характер. При помощи формальных критериев измеряются отношения, направленные на осуществление совместной деятельности, ради которой и была создана какая-либо группа. Что касается второго критерия – неформального, то в данном случае речь идет о личностных и психоэмоциональных отношениях, которые не связаны с целью, с которой люди ведут совместную деятельность в группе.

Процедура социометрического метода

Социометрическое исследование обладает своими ключевыми характеристиками, которые выделяют его специфику. В основном, это общая схема действий, которой придерживается исследователь при проведении данного измерения.

Изначально следует отталкиваться от того, какие задачи ставит перед собой исследователь, а также от того, кто выступает в качестве основного объекта измерений. Далее формулируются гипотеза (предположение о том или ином исходе событий), а также основные положения, которые касаются возможных критерием опроса членов группы, которая принимает участие в социометрическом измерении.

Важный фактор заключается в том, что, в отличие от анкетного опроса или индивидуального интервьюирования, социометрия исключает полную анонимность. Вопросы касаются именно личностных характеристик конкретных людей, поэтому участники должны быть заранее предупреждены и подготовлены к тому, что им придется говорить откровенно на глазах у своих коллег.

Замечание 1

Отметим, что экспериментатор требует от участников раскрыть их симпатии и антипатии, что нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых. Зачастую люди попросту предпочитают отказываться от участия, поскольку боятся высказать честное мнение и, тем самым, задеть чужие человеческие чувства.

Смысл социометрического метода заключается в том, что каждый член группы отвечает на заранее заготовленные вопросы. В них он выбирает тех членов своей же группы, которым он отдает свою симпатию, или которых по тем или иным причинам считает аутсайдерами.

Как писал сам Джейкоб Морено, участники отвечают на вопросы, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей (или меньшей) склонности, доверия, предпочтительности в сравнении с другими участниками группы. Также здесь выделяются симпатии и антипатии.

При этом социометрическое измерение неоднородно. Оно может проводиться сразу в двух основных формах. Первая форма заключается в том, что проводится так называемая «непараметрическая процедура». В этом случае участнику предлагают ответить на вопросы, которые заранее подготовлены и отражены в карточке, но не ограничивают его числом выборов. Но из-за заметных противоречий в этой форме появилась вторая – параметрическая. В данном случае, в отличие от непараметрической формы, у испытуемого ограничено число выбора. Например, если в группе 25 человек, то из них он может выбрать только пятерых (когда как в непараметрической форме при количестве участников в 12 человек испытуемый можем делать выбор в пользу сразу 11).

На заключительном этапе составляется социометрическая карточка (иначе ее называют социометрическая анкета). В ней каждый испытуемый должен указать свое настоящее отношение к другим членам группы по заранее выделенным критериям. Например, с точки зрения ведения совместной деятельности, участия в разрешении особо актуальной проблемы, ведения досуговой деятельности, общения вне рабочего времени.

Критерии также определяются индивидуально, в зависимости от того, какие цели преследует исследователь. Так, он может изучать отношение к группе досуга, к рабочей группе, к временной или постоянной группе, в которой он находится.

Психологические материалы — Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено

Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в сле­дующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требова­ние экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипа­тии нередко вызывает внутренние затруднения у опраши­ваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социо­метрии выбраны, они заносятся на специальную карточ­ку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по срав­нению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

При этом социометрическая процедура может проводить­ся в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ог­раничения числа выборов испытуемого. Если в группе на­считывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кро­ме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по на­правлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъек­том выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов явля­ется основной количественной константой социометричес­ких измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого инди­видуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данно­го варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия меж­личностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих свя­зей становится так много, что без применения вычисли­тельной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры яв­ляется большая вероятность получения случайного выбо­ра. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мо­тивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объясне­ния: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо ис­пытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь фор­мальной лояльностью к окружающим и к эксперимента­тору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследо­вателей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждо­му предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов ».

Многие исследователи считают, что введение «социо­метрического ограничения» значительно превышает надеж­ность социометрических данных и облегчает статистичес­кую обработку материала. С психологической точки зре­ния социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действи­тельно соответствуют предлагаемым ролям партнера, ли­дера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных от­ветов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометричес­кого ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социо­метрической процедуры состоит в том, что социометричес­кая константа (N-1) сохраняется только для системы по­лучаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для сис­темы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим огра­ничением). Введением величины d можно стандартизиро­вать внешние условия выборов в группах разной числен­ности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбо­ра. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

где Р — вероятность случайного события (А) социомет­рического выбора; N — число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «соци­ометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является не­возможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «соци­ометрического ограничения» не позволяет судить об эмо­циональной экспансивности членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в груп­пе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соот­носительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внут­ригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая ан­кета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отноше­ния в производственной группе, группе досуга, во времен­ной или стабильной группе.

При опросе без ограничения выборов в социометричес­кой карточке после каждого критерия должна быть выде­лена графа, размеры которой позволили бы давать доста­точно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

ВЕЛИЧИНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

Когда социометрические карточки заполнены и собра­ны, начинается этап их математической обработки. Про­стейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Резуль­таты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

ПРИМЕР СОЦИОМАТРИЦЫ ДЛЯ ГРУППЫ, ЧИСЛЕННОСТЬЮ N — ЧЛЕНОВ

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает дос­таточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также со­циоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основ­ное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта), про­изводится расчет социометрических индексов.

Социограмма. Социограмма — схематическое изображе­ние реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет про­извести сравнительный анализ структуры взаимоотноше­ний в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. 1).

Рис. 1

Социограммная техника является существенным допол­нением к табличному подходу в анализе социометрическо­го материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления груп­повых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания централь­ных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвя­занных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются поло­жительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).

Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психо­логические свойства личности в роли члена группы. Вто­рые дают числовые характеристики целостной социомет­рической конфигурации выборов в группе. Они описыва­ют свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, ин­тенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — со­вмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы оп­ределяется по формуле:

где Ci — социометрический статус i-члена,Ri — получен­ные i-членом выборы, ∑ — знак алгебраического суммиро­вания числа полученных выборов j-члена, N — число чле­нов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать опреде­ленную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. оп­ределенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть из­мерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаи­модействует с каждым, общается, непосредственно обме­нивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведени­ем воздействует на свойства целого. Реализация этого воз­действия протекает через различные социально-психоло- гические формы взаимовлияния. Субъективную меру это­го влияния подчеркивает величина социометрического ста­туса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято гово­рить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к ли­дерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необ­ходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Сi+ положительного и Сi, — отрица­тельного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, R — сделанные j-членом выборы (+, —).

C психологической точки зрения показатель экспансив­ности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются:

Индекс эмоциональной экспансивности группы.

Выс­читывается по формуле

где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

где Gg — взаимность в группе по результатам положи­тельных выборов, Aij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет про­водить измерение авторитета формального и неформаль­ного лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикаль­ным способом разрешения внутригрупповых проблем, при­чины которых следует искать не в симпатиях и антипати­ях членов группы, а в более глубоких источниках.

Социометрия Я. Л. Морено: мера общения

Роман Золотовицкий
Социометрия Я. Л. Морено: мера общения

«Мы рассматриваем социометрию как метод, который при последовательном и широком применении поднимает нашу науку из состояния общественно-научной астрологии на высоту астрономии»
Леопольд фон Визе (1).

Социология должна изучать и изменять общение. Общение как объект, как процесс и как результат (реальность). Люди, субъекты общаясь, создают общую реальность. Социологи должны видеть как сообщаются между собой субъективности субъектов, то есть реальность общения и участвовать в организации этого общения, в социальной организации. Любая субъективность (собственная или перенесенная кем-то на субъекта) — это социальное качество. Спонтанный выбор субъекта, имеющего социальные качества, для общения — это социальное количество (плюс ситуация, дистанция и др.). Измерять отношения, регулировать общение, дистанцию, границы, лечить сообщества, социальную организацию и пр. может мера общения — наиболее точный перевод понятия «социометрия». 
Капризы истории странным образом отделили социометрию от ее отца — Якоба Леви Морено (1889 — 1974), создавшего эту школу, а также Американский институт социометрии и давшего начало социометрическому движению, которое теперь получило распространение в мировом масштабе. Современная эпоха освоила его идеи так глубоко, что забыла имя их автора. Усвоение через забвение… Его парадигмы, внешне напоминающие притчи, написанные более 50-ти лет назад, очень точно объясняют любые современные события, происходящие в любой точке земного шара. Целые пласты театра и киноискусства несут на себе печать его стиля. На всех континентах растет число психодраматических групп и ширится социометрическое движение. То, что на Западе было точкой отсчета, что было глубоко усвоено (и благодаря этому ушло в подсознание), та мореновская основа, одна из основ западной социальной науки и терапии, воспринимается нами в обратном порядке — через многие последствия и последователей. 
Его принято ассоциировать с представителями символического интеракционизма Шютцем, Блумером и др., что оправдывается прежде всего его теорией ролевого развития. Однако он опубликовал ее намного раньше их. И даже «Mind, Self and Society» Дж. Г. Мида, считающегося одним из столпов социологии ролей, были опубликованы на полгода позже «Who Shell Survive?» Морено1. Давно уже теория ролей стала общим местом всех учебников по социологии и социальной психологии, но только в редких случаях есть ссылки на Морено и даже на Мида, хотя Морено создал не только теорию (как Мид), непохожую ни на какую другую, но и практику, в которой все понятия: «Я», «МЫ», «ролевое развитие», «социальные и интегративные роли» и др. становятся рабочими, являются частью терапии. «Теория ролей не ограничивается одним только измерением, социальным…Она распространяет концепция ролей на все измерения жизни» — пишет Морено.
Курт Левин говорил: «Если бы не Морено, я бы не занялся групповыми процессами». «Особая атмосфера Института Морено вдохновила также таких крупных ученых, как Фриц Перлз, основатель гештальттерапии, Эрик Берн, основатель трансакционного анализа, и Георг Бах, изобретатель марафонских групп» (3, стр.333). Даже первые публикации представителей направления НЛП появились в журнале Морено «Социометрия». Подобно Жюлю Верну он сделал то, что под силу нескольким научным коллективам вместе взятым. Он создал: групповую психотерапию, социометрию, психодраму, социодраму, а также социатрию (как социальную терапию, пользующуюся методами и результатами социометрии), социономию (теоретическую основу социодинамики2 и социогенетики3, а также науку о том, какие бывают люди и группы, т. е. изучающую соционимы4) и многое другое, что серьезно повлияло на несколько гуманитарных областей — социологию, психологию, философию, театр… 
В самый разгар холодной войны Морено выступает с идеей организации прямого диалога двух мировых лидеров Эйзенхауэра и Хрущева, в ходе которого предлагает им обменяться ролями (основные приемы в социопсиходраме: дублирование, обмен ролями, «зеркало»). В это время социодрама уже использовалась Морено для работы по терапии социальных конфликтов, и Морено верил в ее возможности по предотвращению глобальных конфликтов и войн. Он был патриотом всего человечества…Дважды: в 1959 и в 1966 году Морено приезжал в СССР. Трудно объяснить как могла в 1958 году появится его книга «Социометрия» (хотя и с купюрами и маленьким тиражом), открыто критикующая Маркса, Ленина и советское государство, впрочем как и американское. Видимо тут сказалась «обыкновенное чудо», неистребимая мистика, всегда окружавшая имя Морено.
Психодрама сейчас используется повсеместно и не только в групповой психотерапии. Что касается социологов, то степень знакомства с работой Морено или осознания его влияния — на порядок ниже, чем у психологов. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что среди социологов, считающих себя его учениками — такие фигуры как Г.Гурвич, И.Гоффман, Л.фон Визе, Т.Ньюкомб, Т.Сарбин, Л.Котрелл и др.. Впрочем, в свое время Морено к этому и не стремился: «Пока я главным образом занимался созданием основ, которые позволили нам систематически и точно изучать коллективные явления в человеческих отношениях, я не удовлетворялся сложными размышлениями и изощренными мечтами относительно идеи коллективности, как бы благородны они ни были, представлениями о юридических, социальных или культурных институтах, хотя знал, что очутился бы в хорошей компании многих выдающихся социологов» ( 4, 292-293). 
Теперь, открывая бесчисленное количество современных и давно изданных книг и учебников по социологии и психологии, заглядывая и в алфавитный указатель, и в систематический (за понятиями, которые уж точно предложены Морено: малая группа, групповая терапия, социальная смерть, групповой статус, социальный атом и др.), мы видим их широкое использование и чрезвычайно редкое упоминание имени самого Морено. Подавляющее большинство русскоязычных социологов не знают «такого социолога», но зато знают «что такое социометрия». И чаще всего уже подсчитывали в таблицах «индексы популярности» членов какой-либо группы. Мой учитель по социологии проф. В.В.Щербина когда-то заметил: «А ведь социометрия — единственный истинно научный метод в нашей науке» — «А как же другие?» — «Других пока не создано».
За 4 десятилетия, прошедшие с выхода этой книги, попытки применить на практике методы социометрии не только потеряли счет, но и потеряли всякую связь с первоисточником. Впрочем все по порядку. В 1970 году в Ленинграде вышла брошюра И.Волкова «Основы социометрии», рассказывающая о том, что такое социометрия и как проводить социометрические измерения в группе. Не претендуя на передачу духа и идеологии метода, она сухо пересказывала «голую» технику, формулы вычисления групповых индексов и рисования стрелок выборов. Потом были статьи Я.Коломинского, Г.Андреевой, И.Волкова, В.Паниотто и др., оживленные дискуссии в группе аспирантов первого набора Института конкретных социальных исследований АН СССР и на первой в истории России кафедре социальной психологии МГУ, рожденной первоначально на философском факультете, а позже оказавшейся в составе факультета психологии. Далее уже цитировались и копировались вышеупомянутые, которых цитировали и копировали другие и т.д. Про Морено забыли. 

К середине 70-х уже многие психологи и социологи имели общее представление о количественной методике диагностики малой группы, носившей название «социометрия» и потерявшей всякую связь с ее создателем и в особенности с его идеями. К этому времени появились гуманитарные специалисты прикладного характера деятельности: социологи и психологи на предприятиях и в учреждениях, педагоги-новаторы, стремящиеся к использованию социометрии или ролевых игр в своей работе. В методических брошюрах и изустно передавались рецепты «социометрических» замеров и различных смешанных и комбинированных методик (референтометрии, ранжировки предметно-ценностных ориентаций всочетании с социометрией), подсчитывались «индексы популярности» и использовались потом для соответствующих обоснований. 
Тогда и появились «социометрические» анонимные анкеты с вопросами в лоб: «С кем из перечисленных здесь членов вашего коллектива Вы пошли бы в разведку?», или «С кем Вы пошли бы в ресторан?», или «С кем вы поехали бы на отдых?». Вопросы эти, кстати, всегда воспринимаются весьма абстрактно. «Разведку» каждый видит по-своему (если вообще видит), но при этом, несмотря на анонимность, каждый чувствует, что какие-то отношения в группе (пусть не все), связи могут открыться. И от всего этого напряжение в сообществе только возрастает. «К сожалению, большинство исследователей при использовании социометрических техник уделяли одностороннее внимание индексу выборов/предпочтений, который теперь применяется столь широко и поверхностно: от вопросов «как часто у вас бывают свидания?» и «кто ваши друзья?» до адресованного детям вопроса «кого ты больше любишь, отца или мать?» (для исследования эдиповой гипотезы Фрейда), часто без упоминания социометрического отцовства…Количественный анализ выборов и отвержений прост и даёт немедленный результат. Структурный анализ социограмм и психогеографических диаграмм труден, требует много времени…Без спонтанности и процесса разогрева всей группы в аспекте общей проблемы социометрические тесты становятся бесполезными. (4, стр. 295-296).
Проблемой тех, кто хочет применять социометрию на практике, является не только полное отсутствие учителей, обучающих методам Морено как единому целому (социометрия, психодрама и групповая терапия), но и отсутствие первоисточников и учебников на русском языке5. Личное участие в психодраме или социодраме, несомненно, подвигнет к особенно глубокому осмыслению некоторых страниц. К душам вступающих на этот путь обязательно дойдут слова мэтра: «То, что мы действительно делаем во время социометрических операций, социометрического теста или социодрамы, определяет и иллюстрирует наши термины и концепции. Это до известной степени компенсирует некоторые непоследовательности или по крайней мере исправляет представления, полученные из плохо сформулированных определений» (4, стр.293).
Предание.

Существует предание, которое из уст в уста передаётся социометристами. Морено пригласили в учебно-воспитательную колонию в городе Хадсоне, близ Нью-Йорка, где жили, учились и работали 500 девушек из самых разных слоев общества, различные по своим национальным, культурным, религиозным и другим признакам. У колонии были хорошие попечители, которые пригласили добропорядочных организаторов, построили благоустроенные коттеджи, производственные мастерские, учебные классы и обучили воспитательниц, специально назначенных в каждый коттедж. Везде — во время учебных занятий, на работе, в столовой — девушки не были предоставлены сами себе, за ними следили воспитательницы. При этом руководители колонии находились в постоянном напряжении и недоумевали: «Ну чего им не хватает? Условия хорошие, масса возможностей для развлечений и спорта, учителя хорошие, а они — все время в оппозиции, все время в состоянии сопротивления, какого-то недоверия, а то и заговора, и все время хотят сбежать отсюда. Куда? В свои ужасные несчастные семьи, к нищим и пьющим родителям? И почему в каждом домике постоянные ссоры? Что им делить?» Руководители представляли себе, что вот, врач-консультант побеседует с глазу на глаз, как психиатр, с зачинщиками постоянных конфликтов и даст им какие-то лекарства или внушит им что-то. Словом, попытается вылечить. Однако Морено, приехав со своей командой, не оправдал их ожиданий. Он просто пришел в столовую, где за столами по четверо чинно сидели девушки. Морено спросил воспитательницу, смотрящую не без удовольствия на эту чистоту и порядок: «Могу ли я обратиться к девушкам с предложением?» «Да, конечно, доктор!» — с готовностью ответила воспитательница. Тогда Морено попросил девушек встать и выбрать с кем они хотели бы сидеть вместе за одним столом. Мгновенно весь внешний порядок исчез и в столовой наступил хаос.
Восьмеро бегут к одному и тому же столу, к девушке, с которой они все страстно желают сидеть вместе. Остальные распределяются по немногим притягивающим их «звездам» и одна — остается в изоляции, то есть вообще без выборов, без внимания (см. социограмма laissez faire (анархическая (4, стр.139). Но за каждым столом всего 4 места и воспитательнице приходится приложить немало усилий чтобы рассадить девушек принудительным образом. Она видит, к чему приводят такие «демократические» эксперименты и, не обращая внимания на чувства своих подопечных, назначает «лидеров» за каждым столом и рассаживает всех так, как ей удобно (см. автократическая социограмма (4, стр. 141). Теперь Морено проводит социометрический тест и после обработки результатов находит оптимальное размещение, учитывающее по возможности наибольшее число спонтанных выборов, выражающих искренние чувства предпочтения. Он добивается максимально возможной в данной ситуации взаимности и удовлетворения как можно большего числа взаимных выборов 1-го уровня, потом 2-го, потом 3-го (у каждой — только три выбора). Полученное размещение парадоксальным образом соединяя и групповые интересы, и частные, весьма интимные, создает группу с оптимальной структурой (демократическая социограмма, (4, стр. 142). Проведенный через несколько недель после изменения в размещении новый социометрический тест показывает, что удовлетворенность повысилась, климат в группе улучшился, да и у воспитательницы напряжение поубавилось.
Эти три социограммы — анархическая, автократическая и демократическая символизируют собой две крайности в состоянии любой социальной структуры и оптимальный компромисс между ними, который требует постоянного поиска и перегруппировок. Крайности, конечно, порождают друг друга: стремление к ничем не ограниченной свободе приводит к жесткому упорядочиванию и диктатуре. «Закручивание гаек» рано или поздно приводит ко взрыву спонтанности, обширному разрушению социальной структуры и общей культуры. Как же измерить в конкретной социальной структуре ее напряженность и степень близости к той или другой крайности (меру общения)? Культурные представления о демократии, например, оказываются лишь теоретическим идеалом и не могут дать обратной связи субъекту, действующему в конкретной ситуации. «Понятие «демократический» является расплывчатым, и каждый раз, когда оно используется в эксперименте, должно определяться операционально. Социометрический подход по своим целям не принимает ничьей стороны, он нейтрален, он открыт для всех типов социальной структуры» (4, стр. 256-257). Социометрический метод измерит социальную напряженность в конкретной ситуации по индивидуальной норме данной группе «здесь и сейчас» (это и есть «metrum мера» в слове «социометрия») и спрогнозирует изменения в ней не по близости к декларируемым идеалам, а по конкретно направленным выборам и их критериям, а также по сплоченностям и их направленности. 
Любой критерий (ситуация) социометрического выбора снаружи может показаться несущественным, если не видеть всего смысла, который так важен участникам данной ситуации. Критерий «столовая» может быть весьма условным для социометриста, не погруженного в ситуацию закрытого воспитательного заведения и привыкшего к широкому выбору людей для общения (например, в большом городе). Самым важным становится степень участия каждого в эксперименте. Социометрист «не может наблюдать их, как наблюдают небесные тела, а затем составлять диаграммы их движений и реакций. Он упустит сущность ситуаций, если будет играть роль ученого-разведчика. Процедура должна носить открытый и явный характер. Члены коллектива должны стать в какой-то мере участниками проекта. Степень участия является минимальной, когда члены группы согласны только отвечать на вопросы относительно друг друга» (4, стр.69). 
Максимально возможная мотивация участия в эксперименте возможна при слиянии измерения и преобразования, переходу от диагностики к терапии, задачи которой ясны каждому. Для того, чтобы дойти до глубины, до сути «здесь и теперь» социометрист должен полностью погрузиться в то, что уже происходит в группе, и в этом русле предложить новое групповое действие в социометрическом и социодраматическом духе. На какое-то время он должен стать лидером этого действия, социодраматургом. Групповое действие выявляет с помощью концентрации всей жизни группы (в форме игры) новые еще более существенные критерии выбора и еще более важные ситуации, которые становятся явными с помощью социометрии6 в движении, то есть социодрамы, в которой группа видит пути решения своих проблем (см. ниже о единстве двух аспектов любого группового действия — социометрического и драматического). 
Методология

Как же социометрист может сочетать в себе полную вовлеченность в ситуацию и групповую реальность с нейтральностью, беспристрастностью исследователя и терапевта? Ведь любой человек несет в себе какую-то культуру, какие-то ценности, а социальный ученый еще и концепции, понятия, которыми он оперирует, говоря об обществах и ситуациях. Более того, человеческая ситуация сама состоит из мыслящих, чувствующих и действующих людей, также имеющих свои представления и ценности. С обеих сторон — полная субъективность. Где же наука? Лучший ответ дает своей книгой Морено.
«Прежде чем приступить к построению основ теории социометрии, я решил начать с того, что подверг сомнению ценности, и, если нужно, отбросить все существующие социальные концепции, решил не принимать ни одной социологической гипотезы за достоверную, начать с пустого места, как будто ничего не было известно о человеческих и социальных отношениях. Это было радикальным искоренением, по крайней мере из моего сознания, всего знания, полученного из книг и даже из моих собственных наблюдений. Я настаивал на таком подходе не потому, что сомневался, что у других ученых до меня не было значительных идей, но потому, что их наблюдения были в большинстве случаев умозрительными, а не экспериментальными» (4, стр. 51-52). 
На самом деле Морено начинает не с пустого места. «У астронома имеется его вселенная звезд и других небесных тел, видимо распространенных в пространстве. Их география дана. Социометрист находится в парадоксальной ситуации, когда ему приходится строить и наносить на карту свою вселенную, прежде чем он может приступить к ее исследова

404 Страница ошибки

Scrigroup - Documente si articole
selecteazaAfaceri | — Сельское хозяйство | — Асигурари | — Комерт | — Confectii | — Contabilitate | — Контракт | — Экономи | — Транспортури | — Туризм | — ZootehnieCalculatoare | — Доступ | — Adobe Photoshop | — Алгоритми | — Autocad | — Дата свидания | — C | — До-диез | — Calculatoare | — Corel draw | — Точечная сетка | — Excel | — Fox pro | — Первая страница | — Оборудование | — Html | — Интернет | — Java | — Linux | — Матлаб | — Г-жа Дос | — Паскаль | — Php | — розетка | — Сетевые калькуляторы | — Sql | — Учебники | — Веб-дизайн | — Окна | — Слово | — XmlCasa masina | — Архитектура | — Авто | — Casa gradina | — Constructii | — Instalatii | — Помикультура | — Педагогика SilviculturaDidactica | — GradinitaDiverse | — Анимале | — Arta cultura | — Дивертисмент | — Фильм | — Юриспруденция | — Музика | — Пескит | — Pictura | — VersuriEducatie | — Астрономия | — Биофизика | — Биология | — Ботаника | — Карти | — Чими | — Копии | — Гражданское образование | — Fabule ghicitori | — Физика | — Граматика | — Joc | — Literatura romana | — Логика | — Математика | — Поэзии | — Психология психиатрии | — SociologieFinante | — StatisticaGeografie | — Демография | — Ecologie mediu | — Геология | — Гидрология | — МетеорологияИстория и политика | — Археология | — История | — Персоналии | — Stiinte politiceLegislatie | — Администрация | — DreptManagement | — Comunicare | — Маркетинг | — Protectia muncii | — Ресурс уманеСанатате | — Пищевое питание | — Asistenta sociala | — Косметика фруктовая | — Логопедия | — Кулинарная кухня | — СпортТехнологии | — Аэронавтика | — Связь | — Электроника, электрика | — Merceologie | — Tehnica mecanica

Имя пользователя / Parola Existente
Авторизация Зарегистрироваться

.

404 Страница ошибки

Scrigroup - Documente si articole
selecteazaAfaceri | — Сельское хозяйство | — Асигурари | — Комерт | — Confectii | — Contabilitate | — Контракт | — Экономи | — Транспортури | — Туризм | — ZootehnieCalculatoare | — Доступ | — Adobe Photoshop | — Алгоритми | — Autocad | — Дата свидания | — C | — До-диез | — Calculatoare | — Corel draw | — Точечная сетка | — Excel | — Fox pro | — Первая страница | — Оборудование | — Html | — Интернет | — Java | — Linux | — Матлаб | — Г-жа Дос | — Паскаль | — Php | — розетка | — Сетевые калькуляторы | — Sql | — Учебники | — Веб-дизайн | — Окна | — Слово | — XmlCasa masina | — Архитектура | — Авто | — Casa gradina | — Constructii | — Instalatii | — Помикультура | — Педагогика SilviculturaDidactica | — GradinitaDiverse | — Анимале | — Arta cultura | — Дивертисмент | — Фильм | — Юриспруденция | — Музика | — Пескит | — Pictura | — VersuriEducatie | — Астрономия | — Биофизика | — Биология | — Ботаника | — Карти | — Чими | — Копии | — Гражданское образование | — Fabule ghicitori | — Физика | — Граматика | — Joc | — Literatura romana | — Логика | — Математика | — Поэзии | — Психология психиатрии | — SociologieFinante | — StatisticaGeografie | — Демография | — Ecologie mediu | — Геология | — Гидрология | — МетеорологияИстория и политика | — Археология | — История | — Персоналии | — Stiinte politiceLegislatie | — Администрация | — DreptManagement | — Comunicare | — Маркетинг | — Protectia muncii | — Ресурс уманеСанатате | — Пищевое питание | — Asistenta sociala | — Косметика фруктовая | — Логопедия | — Кулинарная кухня | — СпортТехнологии | — Аэронавтика | — Связь | — Электроника, электрика | — Merceologie | — Tehnica mecanica

Имя пользователя / Parola Existente
Авторизация Зарегистрироваться

.

sociometrical — определение — English

Примеры предложений с «sociometrical», память переводов

springer Высокий социометрический статус предсказывает снижение риска стать жертвой моббинга или запугивания. WikiMatrix В своей автобиографии он написал: «Только в Нью-Йорке, в плавильном котле народов, в огромном мегаполисе, со всей его свободой от всех предвзятых представлений, я смогу свободно проводить социометрические групповые исследования в том грандиозном стиле, который я себе представлял». . springerThe Настоящей статьи рассматривает отношение пяти социометрических позиций — популярных, безнадзорных, противоречивые, отвергнута и средний — и социально-демографический, а также социализацию специфических характеристик. Анализ основан на данных 233 учащихся средних школ современного немецкого городского округа. scielo-abstract Целью данного исследования был анализ взаимосвязи между социометрическими типами, поведенческими категориями и академическими целями на выборке из 1349 студентов (51.7% мальчиков) обязательного среднего образования. Glosbe Usosweb Research Социометрическая структура группы детских садов — условия и прогресс MultiUnMetrics: в финансовом году # заключили договор с Институтом Валларта и Sociometrics Corporation на сотрудничество с президентом GFC, персоналом, Подкомитетом по метрикам Совета директоров GFC и другими ключевыми заинтересованными сторонами для разработки и внедрить систему оценки scielo-abstract Социометрическое исследование с эмпирико-аналитической методологией было выполнено в продольной перспективе на основе кабинетных исследований. спрингер Авторы разработали метод измерения телесной чувствительности отдельных членов группы, основанный на социометрическом тесте, который необходимо выполнить заранее. springer Психодрама с ее социометрической основой, схемами и методами особенно хорошо подходит для консультирования и психотерапии с отдельными людьми, парами и семьями, оказавшимися в лоскутных ситуациях. спрингер Социометрический статус и агрессия определены как обладающие уникальной прогностической силой в отношении более поздней психосоциальной адаптации и расстройства. springer Изучалось поведение пациентов психиатрического профиля (N = 21) и непсихиатрических больных туберкулезом (N = 27) над социометрическими задачами и задачами, требующими признания их коллег по палате. springerПосле постоянного использования этих методов социометрический образ мышления и действий может постепенно формироваться в школах. Glosbe Usosweb Research Социометрическая структура в скаутской группе на основе 158 TDH «Phoenix» springer В то же время она позволяет поставить под сомнение гибкость современных психодраматических методов и дает отправную точку для определения семейно-ориентированного подхода психодраматической методологии, в которой используются системные и семейные терапевтические подходы, а также современные разработки социометрических методов. спрингер В этой статье описывается взаимодействие социодрамы, социометрической констелляции и консультирования по политическим конфликтам в контексте работы с большими группами. WikiMatrix Тем, кто соответствует этим и другим критериям, предлагается принять участие в шестидневном гибуше (сплочении), этапе отбора, включающем физические, умственные и социометрические испытания. springerСтатья посвящена увольнению с работы, которое следует рассматривать в связи с трудовой жизнью; Работа с клиентами Job Burnout в психодраматическом супервизии должна быть сосредоточена на социометрических и социодраматических аспектах Morenos. springer Таким образом, редактор подготавливает читателя к дальнейшему чтению и демонстрирует терапевтический потенциал, присущий методам Морено психодраматической и социодраматической ролевой игры и социометрического анализа. springer Но его новая и творческая идея была второй идеей: перестройка группового состава в соответствии с социометрическими предпочтениями. springer Наконец, объясняется, что этот подход может способствовать генерированию теоретических взглядов, которые важны для консультационной работы: организация как интерактивное разыгрывание, социометрическое мышление в расстановках, хорошая работа благодаря стремлению к ответственному счастью, консультант как исследователь действий и сила творчества для перемен. scielo-abstract Были проведены анкета Messy (Matson, Rotatori & Helsel, 1983) и социометрический тест (Moreno, 1962). Glosbe Usosweb ResearchСоциометрический анализ лидерства в малых социальных группах на примере мужской баскетбольной команды — KPSW / Astoria Bydgoszcz OpenSubtitles2018.v3 Среди них «социометрические звезды». springerСоциометрические интервью с детьми и учителями были проведены для выявления следующих естественных социально-аффективных контекстов: взаимная дружба (RF), асимметричная дружба (AF) и взаимное отсутствие дружбы (RNF «взаимное недружба»; исключение врагов ).

Показаны страницы 1. Найдено 138 предложения с фразой sociometrical.Найдено за 4 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

.

sociometric — определение — английский

Примеры предложений с «sociometric», память переводов

springer Высокий социометрический статус предсказывает снижение риска стать жертвой моббинга или запугивания. WikiMatrix В своей автобиографии он написал: «Только в Нью-Йорке, в плавильном котле народов, в огромном мегаполисе, со всей его свободой от всех предвзятых представлений, я смогу свободно проводить социометрические групповые исследования в том грандиозном стиле, который я себе представлял». . springerThe Настоящей статьи рассматривает отношение пяти социометрических позиций — популярных, безнадзорных, противоречивые, отвергнута и средний — и социально-демографический, а также социализацию специфических характеристик.Анализ основан на данных 233 учащихся средних школ современного немецкого городского округа. scielo-abstract Целью данного исследования был анализ взаимосвязи между социометрическими типами, поведенческими категориями и академическими целями в выборке из 1349 учащихся (51,7% мальчиков) обязательного среднего образования. Glosbe Usosweb Research Социометрическая структура группы детских садов — условия и прогресс MultiUnMetrics: в финансовом году # заключили договор с Институтом Валларта и Sociometrics Corporation на сотрудничество с президентом GFC, персоналом, Подкомитетом по метрикам Совета директоров GFC и другими ключевыми заинтересованными сторонами для разработки и внедрить систему оценки scielo-abstract Социометрическое исследование с эмпирико-аналитической методологией было выполнено в продольной перспективе на основе кабинетных исследований. спрингер Авторы разработали метод измерения телесной чувствительности отдельных членов группы, основанный на социометрическом тесте, который необходимо выполнить заранее. springer Психодрама с ее социометрической основой, схемами и методами особенно хорошо подходит для консультирования и психотерапии с отдельными людьми, парами и семьями, оказавшимися в лоскутных ситуациях. спрингер Социометрический статус и агрессия определены как обладающие уникальной прогностической силой в отношении более поздней психосоциальной адаптации и расстройства. springer Изучалось поведение пациентов психиатрического профиля (N = 21) и непсихиатрических больных туберкулезом (N = 27) над социометрическими задачами и задачами, требующими признания их коллег по палате. springerПосле постоянного использования этих методов социометрический образ мышления и действий может постепенно формироваться в школах. Glosbe Usosweb Research Социометрическая структура в скаутской группе на основе 158 TDH «Phoenix» springer В то же время она позволяет поставить под сомнение гибкость современных психодраматических методов и дает отправную точку для определения семейно-ориентированного подхода психодраматической методологии, в которой используются системные и семейные терапевтические подходы, а также современные разработки социометрических методов. спрингер В этой статье описывается взаимодействие социодрамы, социометрической констелляции и консультирования по политическим конфликтам в контексте работы с большими группами. WikiMatrix Тем, кто соответствует этим и другим критериям, предлагается принять участие в шестидневном гибуше (сплочении), этапе отбора, включающем физические, умственные и социометрические испытания. springerСтатья посвящена увольнению с работы, которое следует рассматривать в связи с трудовой жизнью; Работа с клиентами Job Burnout в психодраматическом супервизии должна быть сосредоточена на социометрических и социодраматических аспектах Morenos. springer Таким образом, редактор подготавливает читателя к дальнейшему чтению и демонстрирует терапевтический потенциал, присущий методам Морено психодраматической и социодраматической ролевой игры и социометрического анализа. springer Но его новая и творческая идея была второй идеей: перестройка группового состава в соответствии с социометрическими предпочтениями. springer Наконец, объясняется, что этот подход может способствовать генерированию теоретических взглядов, которые важны для консультационной работы: организация как интерактивное разыгрывание, социометрическое мышление в расстановках, хорошая работа благодаря стремлению к ответственному счастью, консультант как исследователь действий и сила творчества для перемен. scielo-abstract Были проведены анкета Messy (Matson, Rotatori & Helsel, 1983) и социометрический тест (Moreno, 1962). Glosbe Usosweb ResearchСоциометрический анализ лидерства в малых социальных группах на примере мужской баскетбольной команды — KPSW / Astoria Bydgoszcz OpenSubtitles2018.v3 Среди них «социометрические звезды». springerСоциометрические интервью с детьми и учителями были проведены для выявления следующих естественных социально-аффективных контекстов: взаимная дружба (RF), асимметричная дружба (AF) и взаимное отсутствие дружбы (RNF «взаимное недружба»; исключение врагов ).

Показаны страницы 1. Найдено 138 предложения с фразой sociometric.Найдено за 4 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.