Социометрическая проба «День рождения» (Методика М. Панфиловой) — Ваш личный психолог
Этот тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится индивидуально и коллективно (с младшими школьниками), в форме игры.
Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол — для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.
Инструкция. «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим — звездочкой или снежинкой? (Ответ ребенка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки — снежинку.)
Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке — порядок выбора.) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных…
Их располагаем в порядке называния или усаживаем на стульчики», которые предлагает ребенок.
После четвертого выбора можно предложить повторяющий — вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ ребенка дает нам возможность предположить его потребности в общении.)
Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь еще кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».
Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.
- Потребность в общении:
а) желает общаться в широком кругу — используются все «стульчики» или добавляются новые;
б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу — «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;
в) несформированная потребность в общении — выбор игрушек, предметов, животных.
- Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения — люди располагаются рядом с «именинником».
- Значимость социальных окружений:
- количественное преобладание взрослых, детей, предметов — наличие опыта общения с ними;
- преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т.д.) — значимая среда в общении;
- половое преобладание в общении — наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Психолог, педагог, предлагая ребенку игру «День рождения», прикасается к личному миру малыша. Необходимо помнить о доверительном контакте с ним. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» будут разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места, тенденции на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул »). В том случае, когда социальная проба не даст психологу необходимую информацию, можно повторить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые), а может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый стол начинаем вновь с пирога, со свечек, со звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.
Методика «День рождения»
Одна из новых методик, которую могут использовать и психологи, и родители— методика «День рождения» М. Панфиловой1. Автор предлагает включать данный тест-игру в качестве вспомогательного средства. Тем не менее, практика показывает, что данная методика достаточно информативна, легка в обработке и интересна для детей.
Панфилова М. А. Тест для родителей // Журнал «Обруч». 2000, № з.
Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол — для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.
Инструкция (вариант с использованием заранее заготовленного рисунка)
— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой.
Выбор ребенка Позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку.
___ Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?
Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора — внутри.
После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос:
— Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики?
Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.
Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков»1, его спрашивают, не нужно ли добавить их?
_ Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы мо
жем дорисовать «стульчики».
Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд. Анализрезультатов
1. Потребность в общении:
а) используются все «стульчики» или добавляются но
вые — желает общаться вшироком кругу;
б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает
общаться, но только с близкими людьми, в ограничен
ном кругу;
в) выбираются игрушки, предметы, животные — не-
сформированная потребность в общении.
2. Эмоциональные предпочтения в общении: люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения.
3. Значимость социального окружения:
а) количественное преобладание взрослых или детей,
или предметов — наличие опыта общения с ними;
б) половое преобладание в общении — наличие маль
чиков или девочек, мужчин или женщин;
в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад,
школа, двор, дача) — значимость соответствующей сре
ды в общении.
Методика «Интервью с ребенком»
Социометрическая проба «День рождения»
Этот тест
предназначен для детей дошкольного и
младшего школьного возраста, когда
необходимо провести исследования
отношения ребенка к детям и взрослым.
Тест проводится индивидуально и
коллективно (с младшими школьниками),
в форме игры.
Инструкция:
«Давай поиграем с тобой в твой день
рождения. Большой круг будет у нас
столом, на котором лежит праздничный
пирог со свечками. Свечей столько,
сколько тебе лет. Мы их нарисуем. Вокруг
стола расположены маленькие кружочки
– что это? Конечно, стулья. Выбери стул,
на котором ты сядешь. Давай твой стул
отметим – звездочкой или снежинкой?
(Ответ позволяет отметить сформированность
половой идентификации: мальчики выбирают
звездочку, девочки – снежинку).
Кого хочешь
посадить рядом с собой? А с другой
стороны?» (около кружочку пишется имя,
а в кружочке – порядок выбора). Ребенок
называет имена людей, игрушки, животных…
Их располагаем в
порядке называния или усаживаем на
«стульчики», которые предлагает ребенок.
После четвертого
выбора можно предложить повторяющийся
вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать ,
или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ
ребенка дает нам возможность предположить
его потребности в общении).
Когда ребенок
заполнит все десять «стульчиков», задаем
вопрос о необходимости добавить
«стульчики»: «Если хочешь еще кого-то
посадить, то мы можем добавить (дорисовать)
«стульчики».
Есть дети, которые
имеют потребность дорисовывать
«стульчики» в промежутках, иногда даже
заполняют второй ряд.
Анализ результатов
Потребность в
общении:
а). желает общаться
в широком кругу – используются все
«стульчики» или добавляются новые;
б). желает общаться,
но с близкими людьми, в ограниченном
кругу – «убираются» (зачеркиваются)
«СТУЛЬЯ»;
в). Несформированная
потребность в общении – выбор игрушек,
предметов, животных;
2. Эмоциональные
предпочтения в общении:
близкие, доверительные, приятные
отношения – люди располагаются радом
с «именинником»,
3. Значимость
социальных окружений:
а). количественное
преобладание взрослых, детей, предметов
– наличие опыта общения с ними;
б). преобладание
какой-то группы (семья, детский сад,
школа, двор, дача и т.д.) – значимая среда
в общении;
в). Половое
преобладание в общении – наличие
мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Психолог, педагог,
предлагая ребенку игру «День рождения»,
прикасается к личному миру малыша.
Необходимо помнить о доверительном
контакте с ним.
В тест погружают
постепенно: вначале лучше побеседовать
о дне рождения, нарисовать атрибуты для
дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому
желательно не использовать заготовки,
а создавать образ праздничного стола
вместе с детьми. И если «Стулья» будут
разной величины, то вы сможете
проанализировать выбор ребенком
собственного места, тенденции на
лидерство (крупный стул) или неуверенность
(маленький стул). В том случае, когда
социальная проба не даст психологу
необходимой информации, можно повторить
игру, предложить нарисовать еще стол:
для взрослых (если за предыдущим столом
расположились только
дети) или
для детей (если за предыдущим столом
располагались только
взрослые), а, может быть, стол для людей
(если за предыдущим столом располагались
только
игрушки, предметы, животные). Новый стол
начинаем вновь с пирога, со свечек, со
звездочки или снежинки и задаем уже
знакомые вопросы.
Анализируя
результаты, необходимо учитывать
вспомогательную задачу теста и
ситуативность ребенка. Для углубленного
социометрического исследования, а также
для уточнения информации рекомендуется
использовать другие социальные пробы,
методики, тесты («Рисунок семьи», методику
Рене Жиля, игру «Секрет», социометрические
опросники и др.).
Социометрическая проба «День рождения»
Этот тест
предназначен для детей дошкольного и
младшего школьного возраста, когда
необходимо провести исследования
отношения ребенка к детям и взрослым.
Тест проводится индивидуально и
коллективно (с младшими школьниками),
в форме игры.
Инструкция: «Давай
поиграем с тобой в твой день рождения.
Большой круг будет у нас столом, на
котором лежит праздничный пирог со
свечками. Свечей столько, сколько тебе
лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола
расположены маленькие кружочки – что
это? Конечно, стулья. Выбери стул, на
котором ты сядешь. Давай твой стул
отметим – звездочкой или снежинкой?
(Ответ позволяет отметить сформированность
половой идентификации: мальчики выбирают
звездочку, девочки – снежинку).
Кого хочешь
посадить рядом с собой? А с другой
стороны?» (около кружочку пишется имя,
а в кружочке – порядок выбора). Ребенок
называет имена людей, игрушки, животных…
Их располагаем в
порядке называния или усаживаем на
«стульчики», которые предлагает ребенок.
После четвертого
выбора можно предложить повторяющийся
вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать ,
или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ
ребенка дает нам возможность предположить
его потребности в общении).
Когда ребенок
заполнит все десять «стульчиков», задаем
вопрос о необходимости добавить
«стульчики»: «Если хочешь еще кого-то
посадить, то мы можем добавить (дорисовать)
«стульчики».
Есть дети, которые
имеют потребность дорисовывать
«стульчики» в промежутках, иногда даже
заполняют второй ряд.
Анализ результатов
1. Потребность в
общении:
а). желает общаться
в широком кругу – используются все
«стульчики» или добавляются новые;
б). желает общаться,
но с близкими людьми, в ограниченном
кругу – «убираются» (зачеркиваются)
«СТУЛЬЯ»;
в). Несформированная
потребность в общении – выбор игрушек,
предметов, животных;
2. Эмоциональные
предпочтения в общении: близкие,
доверительные, приятные отношения –
люди располагаются радом с «именинником»,
3. Значимость
социальных окружений:
а). количественное
преобладание взрослых, детей, предметов
– наличие опыта общения с ними;
б). преобладание
какой-то группы (семья, детский сад,
школа, двор, дача и т.д.) – значимая среда
в общении;
в). Половое
преобладание в общении – наличие
мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Методика определения самооценки дошкольника
Теоретическая и
практическая значимость изучении
самосознания , включая различные аспекты
самоотношения и осознания своего места
в системе социальных связей, настолько
велика, что предопределила необходимость
использовании этой методики для
диагностики самооценки ребенка.
Ребенку предлагаются
шесть вертикальных отрезков одинаковой
длины. Можно использовать вместо отрезков
лесенку из 5 ступеней (методика В.Г. Щур),
где верхняя ступенька – позитивная
оценка, а нижняя – негативная. Просят
отметить крестиком на каждой ступеньке
свое место «среди всех людей» по
уровням, соответственно «Здоровья»,
«ума», «характера» «счастья», «красоты»,
«доброты», Считается, что отмеченные
значения характеризуют общую
удовлетворенность – «счастье» и частные
самооценки – «здоровье», «ум», «характер»,
«красота», «доброта». (здоровый- больной,
умный – глупый, хороший (характер) –
плохой, красивый – некрасивый, добрый
– злой, счастливый – несчастный).
Для дошкольников
благоприятны завышенные самооценки с
различных позиций по всем уровням (самый
умный, самый красивый…) Низкие самооценки
характеризуют наличие внутриличностных
и межличностных конфликтов у ребенка.
После выполнения
этого задания ребенок отмечает условным
обозначение (кружочком, звездочкой,
крестиком другого цвета и т.п.) свое
место по уровням с позиции мамы, папы,
воспитателей, детей. Если другие значимые
люди (по мнению ребенка) оценивают его
так же как он оценил себя или дают более
высокую оценку – ребенок защищен
психологически, эмоционально благополучен.
Можно добавлять
или изменять названия уровне (например,
большой – маленький)
Методика используется
для сопоставления ее результатов с
оценкой данного ребенка со стороны
семьи и воспитателей детского сада.
ГРАФИЧЕСКАЯ
МЕТОДИКА «КАКТУС» (авторская)
Графические
методики применяются в комплексе с
класси¬ческими тестами и основными
методами психологии (наблюдение,
эксперимент и др.). Комплексное применение
позволяет заинте¬ресовать испытуемого
и настроить его на совместную работу
(мо-тивационная помощь), получить более
общую характеристику лич¬ности, и
отметить возможные проблемы (ориентированная
по¬мощь), подтвердить данные других
тестов (уточняющая помощь).
При интерпретации
рисунков обязательно учитывается
изобразительный опыт «художника».
Наличие или отсутствие изобразительных
навыков, использование стереотипов,
шабло¬нов, возрастные особенности —
все это существенно влияет на
диагностический портрет личности.
Графическая
методика «Кактус» предназначена для
работы с детьми старше трех лет. Благодаря
этой методике можно увидеть состояние
эмоциональной сферы малыша (и взрослого),
отметить наличие агрессивности, ее
направление, интенсивность и т.п.
При проведении
диагностики испытуемому выдаются лист
белой бумаги стандартного размера А4 и
простой карандаш. Возможен вариант с
использованием карандашей восьми
«лю-шеровских» цветов, в этом случае
при интерпретации учитыва¬ются
соответствующие показатели теста
Лющера.
Инструкция. «На
листе белой бумаги нарисуй кактус —
та¬кой, какой ты себе представляешь».
Вопросы и
дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке
результатов принимаются во внимание
дан¬ные, свойственные всем графическим
методам: пространствен¬ное расположение
и размер рисунка, характеристики линий,
нажим карандаша. Кроме того, учитываются
показатели, спе¬цифические именно для
данной методики: характеристика «об¬раза
кактуса» (дикий, домашний, примитивный,
детально про¬рисованный и пр.),
характеристика иголок (размер,
расположе¬ние, количество).
В рисунке могут
проявиться следующие качества испытуе¬мых:
Агрессия — наличие
иголок. Сильно торчащие, длинные, близко
расположенные друг от друга иголки
показывают высо¬кую степень агрессивности.
Импульсивность —
отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм,
стремление к лидерству — крупный
рисунок, центр листа.
Неуверенность в
себе, зависимость — маленький рисунок,
расположение внизу листа.
Демонстративность,
открытость — наличие выступающих
отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность,
осторожность — расположение зигзагов
по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм —
использование ярких цветов, «радостные»
кактусы. ;
Тревога —
использование темных цветов (вариант
с цветными карандашами), преобладание
внутренней штриховки пре¬рывистыми
линиями.
Женственность —
наличие украшений, цветов, мягких линий
и форм.
Экстравертированность
—
наличие на рисунке других кактусов
или цветов.
Интровертированность-на
рисунке изображен один кактус.
Стремление
к домашней защите, наличие чувства
семейной
общности — наличие цветочного горшка
на рисунке, изображение
комнатного растения.
Отсутствие
стремления к домашней защите, налич
Социометрическая проба «День рождения»
Этот тест
предназначен для детей дошкольного и
младшего школьного возраста, когда
необходимо провести исследования
отношения ребенка к детям и взрослым.
Тест проводится индивидуально и
коллективно (с младшими школьниками),
в форме игры.
Инструкция: «Давай
поиграем с тобой в твой день рождения.
Большой круг будет у нас столом, на
котором лежит праздничный пирог со
свечками. Свечей столько, сколько тебе
лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола
расположены маленькие кружочки – что
это? Конечно, стулья. Выбери стул, на
котором ты сядешь. Давай твой стул
отметим – звездочкой или снежинкой?
(Ответ позволяет отметить сформированность
половой идентификации: мальчики выбирают
звездочку, девочки – снежинку).
Кого хочешь
посадить рядом с собой? А с другой
стороны?» (около кружочку пишется имя,
а в кружочке – порядок выбора). Ребенок
называет имена людей, игрушки, животных…
Их располагаем в
порядке называния или усаживаем на
«стульчики», которые предлагает ребенок.
После четвертого
выбора можно предложить повторяющийся
вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать ,
или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ
ребенка дает нам возможность предположить
его потребности в общении).
Когда ребенок
заполнит все десять «стульчиков», задаем
вопрос о необходимости добавить
«стульчики»: «Если хочешь еще кого-то
посадить, то мы можем добавить (дорисовать)
«стульчики».
Есть дети, которые
имеют потребность дорисовывать
«стульчики» в промежутках, иногда даже
заполняют второй ряд.
Анализ результатов
1. Потребность в
общении:
а). желает общаться
в широком кругу – используются все
«стульчики» или добавляются новые;
б). желает общаться,
но с близкими людьми, в ограниченном
кругу – «убираются» (зачеркиваются)
«СТУЛЬЯ»;
в). Несформированная
потребность в общении – выбор игрушек,
предметов, животных;
2. Эмоциональные
предпочтения в общении: близкие,
доверительные, приятные отношения –
люди располагаются радом с «именинником»,
3. Значимость
социальных окружений:
а). количественное
преобладание взрослых, детей, предметов
– наличие опыта общения с ними;
б). преобладание
какой-то группы (семья, детский сад,
школа, двор, дача и т.д.) – значимая среда
в общении;
в). Половое
преобладание в общении – наличие
мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Методика определения самооценки дошкольника
Теоретическая и
практическая значимость изучении
самосознания , включая различные аспекты
самоотношения и осознания своего места
в системе социальных связей, настолько
велика, что предопределила необходимость
использовании этой методики для
диагностики самооценки ребенка.
Ребенку предлагаются
шесть вертикальных отрезков одинаковой
длины. Можно использовать вместо отрезков
лесенку из 5 ступеней (методика В.Г. Щур),
где верхняя ступенька – позитивная
оценка, а нижняя – негативная. Просят
отметить крестиком на каждой ступеньке
свое место «среди всех людей» по
уровням, соответственно «Здоровья»,
«ума», «характера» «счастья», «красоты»,
«доброты», Считается, что отмеченные
значения характеризуют общую
удовлетворенность – «счастье» и частные
самооценки – «здоровье», «ум», «характер»,
«красота», «доброта». (здоровый- больной,
умный – глупый, хороший (характер) –
плохой, красивый – некрасивый, добрый
– злой, счастливый – несчастный).
Для дошкольников
благоприятны завышенные самооценки с
различных позиций по всем уровням (самый
умный, самый красивый…) Низкие самооценки
характеризуют наличие внутриличностных
и межличностных конфликтов у ребенка.
После выполнения
этого задания ребенок отмечает условным
обозначение (кружочком, звездочкой,
крестиком другого цвета и т.п.) свое
место по уровням с позиции мамы, папы,
воспитателей, детей. Если другие значимые
люди (по мнению ребенка) оценивают его
так же как он оценил себя или дают более
высокую оценку – ребенок защищен
психологически, эмоционально благополучен.
Можно добавлять
или изменять названия уровне (например,
большой – маленький)
Методика используется
для сопоставления ее результатов с
оценкой данного ребенка со стороны
семьи и воспитателей детского сада.
ГРАФИЧЕСКАЯ
МЕТОДИКА «КАКТУС» (авторская)
Графические
методики применяются в комплексе с
класси¬ческими тестами и основными
методами психологии (наблюдение,
эксперимент и др.). Комплексное применение
позволяет заинте¬ресовать испытуемого
и настроить его на совместную работу
(мо-тивационная помощь), получить более
общую характеристику лич¬ности, и
отметить возможные проблемы (ориентированная
по¬мощь), подтвердить данные других
тестов (уточняющая помощь).
При интерпретации
рисунков обязательно учитывается
изобразительный опыт «художника».
Наличие или отсутствие изобразительных
навыков, использование стереотипов,
шабло¬нов, возрастные особенности —
все это существенно влияет на
диагностический портрет личности.
Графическая
методика «Кактус» предназначена для
работы с детьми старше трех лет. Благодаря
этой методике можно увидеть состояние
эмоциональной сферы малыша (и взрослого),
отметить наличие агрессивности, ее
направление, интенсивность и т.п.
При проведении
диагностики испытуемому выдаются лист
белой бумаги стандартного размера А4 и
простой карандаш. Возможен вариант с
использованием карандашей восьми
«лю-шеровских» цветов, в этом случае
при интерпретации учитыва¬ются
соответствующие показатели теста
Лющера.
Инструкция. «На
листе белой бумаги нарисуй кактус —
та¬кой, какой ты себе представляешь».
Вопросы и
дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке
результатов принимаются во внимание
дан¬ные, свойственные всем графическим
методам: пространствен¬ное расположение
и размер рисунка, характеристики линий,
нажим карандаша. Кроме того, учитываются
показатели, спе¬цифические именно для
данной методики: характеристика «об¬раза
кактуса» (дикий, домашний, примитивный,
детально про¬рисованный и пр.),
характеристика иголок (размер,
расположе¬ние, количество).
В рисунке могут
проявиться следующие качества испытуе¬мых:
Агрессия — наличие
иголок. Сильно торчащие, длинные, близко
расположенные друг от друга иголки
показывают высо¬кую степень агрессивности.
Импульсивность —
отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм,
стремление к лидерству — крупный
рисунок, центр листа.
Неуверенность в
себе, зависимость — маленький рисунок,
расположение внизу листа.
Демонстративность,
открытость — наличие выступающих
отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность,
осторожность — расположение зигзагов
по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм —
использование ярких цветов, «радостные»
кактусы. ;
Тревога —
использование темных цветов (вариант
с цветными карандашами), преобладание
внутренней штриховки пре¬рывистыми
линиями.
Женственность —
наличие украшений, цветов, мягких линий
и форм.
Экстравертированность
—
наличие на рисунке других кактусов
или цветов.
Интровертированность-на
рисунке изображен один кактус.
Стремление
к домашней защите, наличие чувства
семейной
общности — наличие цветочного горшка
на рисунке, изображение
комнатного растения.
Отсутствие
стремления к домашней защите
Социометрическая проба «День рождения».
Этот
тест предназначен для детей дошкольного
и младшего школьного возраста, когда
необходимо провести исследование
отношения ребенка к детям и взрослым.
Тест проводится индивидуально и
коллективно (с младшими школьниками),
в форме игры.
Инструкция.
«Давай
поиграем с тобой в твой день рождения.
Большой круг будет у нас столом, на
котором лежит праздничный пирог со
свечками. Свечек столько, сколько тебе
будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола
нарисованы маленькие кружочки – это
что? Конечно, стулья. Выбери стул, на
который ты сядешь. Давай твой стул
отметим – звездочкой или снежинкой?
(Обычно мальчики выбирают звездочку,
девочки – снежинку. Ответ ребенка
позволяет отметить сформированность
половой идентификации).
Кого
хочешь посадить рядом с собой? А с другой
стороны? (Около кружочка пишется имя, а
в кружочке – порядок выбора). Ребенок
называет имена людей, игрушки, животных…Их
располагают в порядке называния или
«усаживают» на «стульчики», которые
предлагает ребенок.
После
четвертого выбора можно повторить
вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать,
или уберем (зачеркнем) стульчики?» (ответ
ребенка дает возможность предположить
его потребность в общении).
Когда
ребенок заполнит все десять «стульчиков»,
задается вопрос о необходимости добавить
«стульчики»: «Если хочешь еще кого-то
посадить, то мы можем добавить (дорисовать)
«стульчики».
Есть
дети. Которые имеют потребность дорисовать
«стульчики» в промежутках, иногда даже
заполняют второй ряд.
Анализ результатов.
1. Потребность
в общении:
а)
желает общаться в широком кругу –
используются все «стульчики» или
добавляются новые;
б)
желает общаться, но с близкими людьми,
в ограниченном кругу – «убираются»
(зачеркиваются) «стулья»;
в)
несформированная потребность в общении
– выбор игрушек, предметов, животных.
2. Эмоциональные
предпочтения в общении:
близкие, доверительные, приятные
отношения – люди располагаются рядом
с «именинником».
3. Значимость
социальных окружений:
а)
количественное преобладание взрослых,
детей, предметов – наличие опыта общения
с ними;
б)
преобладание какой-то группы (семья,
детский сад, школа, двор, дача и т.д.)
в)
половое преобладание в общении – наличие
мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Анализируя
результаты,
необходимо учитывать вспомогательную
задачу теста и ситуативность игры,
настроение ребенка. Для углубленного
социометрического исследования, а также
для уточнения информации необходимо
использовать другие социальные пробы,
методики, тесты («рисунок семьи», методику
Рене Жиля, игру «Секрет», социометрические
опросники и др.).
1.Социометрическая проба «День рождения». (о.Б. Дарвиш «Возрастная психология» стр. 108-111)
Этот тест предназначен для детей младшего
школьного возраста, когда необходимо
провести исследование отношения ребенка
к детям и взрослым. Тест проводится
индивидуально и коллективно (с младшими
школьниками), в форме игры.
Инструкция. «Давай поиграем с тобой
в твой день рождения. Большой круг будет
у нас столом, на котором лежит праздничный
пирог со свечками. Свечек столько,
сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем.
Вокруг стола нарисованы маленькие
кружочки – это что? Конечно, стулья.
Выбери стул, на который ты сядешь. Давай
твой стул отметим – звездочкой или
снежинкой? (Обычно мальчики выбирают
звездочку, девочки – снежинку. Ответ
ребенка позволяет отметить сформированность
половой идентификации).
Кого хочешь посадить рядом с собой? А с
другой стороны? (Около кружочка пишется
имя, а в кружочке – порядок выбора).
Ребенок называет имена людей, игрушки,
животных…Их располагают в порядке
называния или «усаживают» на «стульчики»,
которые предлагает ребенок. После
четвертого выбора можно повторить
вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать,
или уберем (зачеркнем) стульчики?» (ответ
ребенка дает возможность предположить
его потребность в общении).
Когда ребенок заполнит все десять
«стульчиков», задается вопрос о
необходимости добавить «стульчики»:
«Если хочешь еще кого-то посадить, то
мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».
Есть дети. Которые имеют потребность
дорисовать «стульчики» в промежутках,
иногда даже заполняют второй ряд.
Анализ результатов.
1. Потребность в общении: а) желает
общаться в широком кругу – используются
все «стульчики» или добавляются новые;
б) желает общаться, но с близкими людьми,
в ограниченном кругу – «убираются»
(зачеркиваются) «стулья»; в) несформированная
потребность в общении – выбор игрушек,
предметов, животных.
2. Эмоциональные предпочтения в общении:
близкие, доверительные, приятные
отношения – люди располагаются рядом
с «именинником».
3. Значимость социальных окружений:
а) количественное преобладание взрослых,
детей, предметов – наличие опыта общения
с ними; б) преобладание какой-то группы
(семья, детский сад, школа, двор, дача и
т.д.) в) половое преобладание в общении
– наличие мальчиков и девочек, женщин,
мужчин. Анализируя результаты,
необходимо учитывать вспомогательную
задачу теста и ситуативность игры,
настроение ребенка.
2.
Методика исследования межличностных
взаимоотношений методом социометрии.
Социометрия — это методика выявления
межличностных эмоциональных отношений
в группе. Она построена на том, что каждый
письменно выбирает себе несколько
партнеров по совместному участию в
каком-либо виде деятельности (учебной,
досуговой, трудовой). Например, могут
быть поставлены следующие вопросы: «С
кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»,
«С кем из одноклассников ты предпочел
бы встретить Новый год?» и др.
На их основе по количеству голосов,
полученных каждым человеком, определяется
социометрический статус личности в
группе.
Результаты социометрического опроса
графически можно изобразить в виде
матриц и социограмм. Матрицы социометрических
выборов представляют таблицу, похожую
на турнирную, где каждому учащемуся
присвоен определенный номер. На
пересечении линий указывается, кого из
учащихся выбрал данный ученик.
На основе матрицы составляется
социограмма, которая отражает
микроструктуру группы. Она изображается
в виде концентрических кругов, каждый
из которых фиксирует определенный
статус личности. Мальчики и девочки
могут изображаться различными знаками
(мальчики — треугольникам, девочки —
кружками). В центре этих обозначений
находится порядковый номер учащегося.
Симпатии ребенка обозначаются стрелками,
направленными в сторону выбора.
Применяя методику социометрии, важно
учитывать, что она выявляет взаимоотношения
членов группы, основу которых составляет
межличностное общение. Это индивидуальное
принятие или непринятие школьниками
друг друга.
Понятно, что общение в группе лишь
косвенно соприкасается с деловыми
отношениями ее членов. Поэтому серьезной
ошибкой был бы прямой перенос данных,
полученных в результате социометрического
выбора, на деловые отношения в коллективе.
Так, определяемый социометрией ли-
дер
— не одно и то же, что организатор,
активист, несмотря на то, что эти качества
нередко «сходятся» в одном лице.
Данная методика предполагает выбор
партнера для совместной акции путем
ответа на вопросы типа: “С кем бы ты
хотел?”. Такие вопросы называются
критериями выбора.
Порядок проведения исследования.
Каждый член группы (класса) должен
назвать фамилии тех, кого он выбирает.
Для этого предварительно составляются
вопросы для анкетирования с учетом
возрастных особенностей опрашиваемых.
1. С кем бы ты хотел учить уроки, готовиться
к контрольным работам?
2. Кого бы ты пригласил на свой день
рождения?
3. Кто тебе больше всех нравится в классе?
4. Кого бы ты хотел иметь соседом по
двору, подъезду?
5.С кем бы ты предпочел пойти в поход,
выполнять ответственные поручения?
6.Если бы у тебя были коллекционные
картинки, марки, наклейки, значки,
кому бы ты мог их подарить?
Обработка полученных данных.
На основе ответов школьников составляют
матрицу (таблицу), которая дает
представление о положении, занимаемом
каждым учеником в классе в системе
межличностных отношений.
Образец матрицы
Знаком “+” обозначен выбор
№ Кого выбирают? п/п Кто выбирает? | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | + | |||
2 | + | |||
3 | + | |||
4 | + | |||
Количество | 0 | 1 |
День рождения Тест на совместимость
Как работает этот тест на совместимость с днем рождения?
Этот быстрый инструмент представляет собой тест на совместимость в любви, который покажет вам, есть ли какая-либо совместимость между вами и вашим любимым человеком на основе комбинации номеров вашего жизненного пути.
Он требует только ввести дату своего рождения и дату рождения вашего партнера, и он просто вычисляет числа ваших жизненных путей, а затем проверяет совместимость в любви по номеру жизненного пути. Результаты этого теста на совместимость с днем рождения:
■ Интерпретация совместимости дней рождения — это самая важная информация для чтения, потому что это статус любви по номеру жизненного пути.Он содержит как общую совместимость, так и подробное сообщение о связи между двумя числами жизненного пути;
■ Число вашего жизненного пути, а также нумерология вашего партнера;
■ Основные характеристики для каждого числа жизни.
Другие способы проверить, есть ли между вами что-то особенное
Помимо дня рождения, есть и другие необычные и нетрадиционные способы проверить, есть ли что-то особенное между вами и вашим партнером.Среди них отметим:
■ Тестирование степени совместимости по группе крови;
■ Открытие совместимости рыбной любовью;
■ Изучение совместимости по китайскому гороскопу.
Пример результата теста
Возьмем, к примеру, анализ между человеком, родившимся 29 апреля 1987 года, и его партнером, родившимся 2 мая 1990 года. Их результат:
■ Статус совместимости с днем рождения: очень совместим!
Это оказывается одним из самых удобных совпадений, потому что номер 4, поставщик и строитель по своей природе является осторожным планировщиком, которому удается уравновесить грандиозный подход 8 к усилиям.Помимо того, что ей комфортно друг с другом, эта пара знает, как строить будущее не только для своих безопасных отношений, но и для окружающих.
■ Число вашего жизненного пути: 4! Номер 4 отличается порядком и неуклонным ростом.
■ Число его жизненного пути: 8! Число 8 отличается практичностью и стремлением к власти.
25 января 2015 г.
Тест социометрический
Cunoasterea concreta, corecta si adecvata a grupului de copii trebuie sa ne conduca spre actiune, spre interventia in grup pentru ameliorarea activitatii lui, pentru antrenareambrilor si nu doar aordinator, si adecvata, grupului de copii trebuie sa ne conduca spre actiune, spre interventia in grup pentru ameliorarea activitatii lui, pentru antrenareambrilor si nu doar a corditorva dintre erupuisióndeoseorbi actors incepand cu advancedrarea scopurilor, cu luarea deciziilor si terminind cu indeplinirea lor, constituie conditia sine qua non a existentei grupului si a sporirii eficientei sale sociale si umane.
Astfel, cunoasterea caracteristicilor si problemlor grupului de copii репрезентация o premiza necesara pentru interventia in structura, in dinamica si comportamentul sau ca grup. Grupa de copii prescolari face parte din category nor complica de la relión de admatiles; de simpatie si solidaritate;
consolideaza unele norme prin alegerea unui lider de catrembrii grupului; are loc o schimbare a credintelor si a normelor; actiunile sunt bogate si se bazeaza pe spontaneitate si puncte de vedere comune; grupul esteinostimulatio ssceptibilis ; Pentru cunoasterea grupei de 5-7 ani am utilizat ca tehnica testul sociometric.
Тестирование социометрических данных для реализации «masurarea» relatiilor interpersonale afectiv-simpatetice dintre copii si стабилизации rolului lor in dinamica si evolutia grupei. Катализатор, позволяющий динамически воздействовать на постоянные компоненты, вводить и направлять разнообразные, важные для развития и ускорения.
In faza aplicari acestuia se atrage atentia copiilor asupra urmatoarelor aspecte: sa nu comunice intre ei; sa raspunda exact la intrebare; sa raspunda prin nominalizari; sa-i ia in caurare pe toti copiii din grupa chul preza daca v in momentul aplicarii testului; sa fie Sinceri in raspunsuri.
Testul sociometric aplicat copiilor din grupa mare contine intrebari de genul: Daca ai aduce la gradinita jucaria ta preferata de acasa pe cine ai lasa sa se joace cu ea? Pe cine nu ai lasa sa se joace cu ea cel Cu cine iti mai mult sa te joci? Cu cine nu iti place sa te joci? Daca ti-ai sarbatori ziua de nastere, pe cine ai invita la tine acasa? Daca ti-ai sarbatori ziua de nastere, pe cine nu ai invita la tine acasa?
Dupa ce am avut toate raspunsurile copiilor am intocmit sociomatricea.Ea are forma unui tabel cu dubla intrare, in care se trec toti copiii din grupa care au fost researchati, cu alegerile si respingerile emise si primite de fiecare.Pe orizontala, in dreptul fiecarui copil figureaza alegerile sau respingerile facutelegerar pe verticala a alegerile respingerile primite de fiecare copil de la toti ceilalti copii din grupa.Insumarea datelor de pe orizontala indica gradul de expansivitate afectiva a fiecarui copil in timp ce, cele de pe verticala-locul ocupat de copil in cadrul grupei, soci statutometric.
,
sociometrics — определение — английский
Примеры предложений с «социометрикой», память переводов
springer Высокий социометрический статус предсказывает снижение риска стать жертвой моббинга или запугивания. WikiMatrix В своей автобиографии он написал: «Только в Нью-Йорке, в плавильном котле народов, в огромном мегаполисе со всей его свободой от всех предвзятых представлений, я мог бы быть свободен проводить социометрические групповые исследования в том грандиозном стиле, который я себе представлял». , springerThe Настоящей статьи рассматривает отношение пяти социометрических позиций — популярных, безнадзорных, противоречивые, отвергнута и средний — и социально-демографический, а также социализацию специфических характеристик.Анализ основан на данных 233 учащихся средних школ современного немецкого городского округа. scielo-abstract Целью данного исследования был анализ взаимосвязи между социометрическими типами, поведенческими категориями и академическими целями в выборке из 1349 учащихся (51,7% мальчиков) обязательного среднего образования. Glosbe Usosweb Research Социометрическая структура группы детских садов — условия и прогресс MultiUnMetrics: в финансовом году # заключили договор с Институтом Валларта и Sociometrics Corporation на сотрудничество с президентом GFC, персоналом, Подкомитетом по метрикам Совета директоров GFC и другими ключевыми заинтересованными сторонами для разработки и внедрить систему оценки scielo-abstract Социометрическое исследование с эмпирико-аналитической методологией было выполнено в продольной перспективе на основе кабинетных исследований. спрингер Авторы разработали метод измерения телесной чувствительности отдельных членов группы, основанный на социометрическом тесте, который необходимо выполнить заранее. springer Психодрама с ее социометрической основой, схемами и методами особенно хорошо подходит для консультирования и психотерапии с отдельными людьми, парами и семьями, оказавшимися в лоскутных ситуациях. спрингер Социометрический статус и агрессия определены как обладающие уникальной прогностической силой в отношении более поздней психосоциальной адаптации и расстройства. springer Изучалось выполнение психиатрических пациентов (N = 21) и непсихиатрических больных туберкулезом (N = 27) по социометрическим задачам и задачам, требующим признания их коллег по палате. springerПосле постоянного использования этих методов социометрический образ мышления и действий может постепенно формироваться в школах. Glosbe Usosweb Research Социометрическая структура в скаутской группе на основе 158 TDH «Phoenix» springer В то же время она позволяет поставить под сомнение гибкость современных психодраматических методов и дает отправную точку для определения семейно-ориентированного подхода психодраматической методологии, в которой используются системные и семейные терапевтические подходы, а также современные разработки социометрических методов. спрингер В этой статье описывается взаимодействие социодрамы, социометрической констелляции и консультирования по политическим конфликтам в контексте работы с большими группами. WikiMatrix Тем, кто соответствует этим и другим критериям, предлагается принять участие в шестидневном гибуше (сплочении), этапе отбора, включающем физические, умственные и социометрические испытания. springerСтатья посвящена увольнению с работы, которое следует рассматривать в связи с трудовой жизнью; Работа с клиентами Job Burnout в психодраматическом супервизии должна быть сосредоточена на социометрических и социодраматических аспектах Morenos. springer Таким образом, редактор подготавливает читателя к дальнейшему чтению и демонстрирует терапевтический потенциал, присущий методам Морено психодраматической и социодраматической ролевой игры и социометрического анализа. springer Но его новая и творческая идея была второй идеей: перестройка группового состава в соответствии с социометрическими предпочтениями. springer Наконец, объясняется, что этот подход может способствовать генерированию теоретических взглядов, которые важны для консультационной работы: организация как интерактивное разыгрывание, социометрическое мышление в расстановках, хорошая работа благодаря стремлению к ответственному счастью, консультант как исследователь действий и сила творчества для перемен. scielo-abstract Были проведены анкета Messy (Matson, Rotatori & Helsel, 1983) и социометрический тест (Moreno, 1962). Glosbe Usosweb ResearchСоциометрический анализ лидерства в малых социальных группах на примере мужской баскетбольной команды — KPSW / Astoria Bydgoszcz OpenSubtitles2018.v3 Среди них «социометрические звезды». springerСоциометрические интервью с детьми и учителями были проведены для выявления следующих естественно возникающих социально-аффективных контекстов: взаимная дружба (RF), асимметричная дружба (AF) и взаимное отсутствие дружбы (RNF «взаимное недружба»; исключение врагов ).
Показаны страницы 1. Найдено 138 предложения с фразой sociometrics.Найдено за 6 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.
.
sociometric — определение — английский
Примеры предложений с «sociometric», память переводов
springer Высокий социометрический статус предсказывает снижение риска стать жертвой моббинга или запугивания. WikiMatrix В своей автобиографии он написал: «Только в Нью-Йорке, в плавильном котле народов, в огромном мегаполисе со всей его свободой от всех предвзятых представлений, я мог бы быть свободен проводить социометрические групповые исследования в том грандиозном стиле, который я себе представлял». , springerThe Настоящей статьи рассматривает отношение пяти социометрических позиций — популярных, безнадзорных, противоречивые, отвергнута и средний — и социально-демографический, а также социализацию специфических характеристик.Анализ основан на данных 233 учащихся средних школ современного немецкого городского округа. scielo-abstract Целью данного исследования был анализ взаимосвязи между социометрическими типами, поведенческими категориями и академическими целями в выборке из 1349 учащихся (51,7% мальчиков) обязательного среднего образования. Glosbe Usosweb Research Социометрическая структура группы детских садов — условия и прогресс MultiUnMetrics: в финансовом году # заключили договор с Институтом Валларта и Sociometrics Corporation на сотрудничество с президентом GFC, персоналом, Подкомитетом по метрикам Совета директоров GFC и другими ключевыми заинтересованными сторонами для разработки и внедрить систему оценки scielo-abstract Социометрическое исследование с эмпирико-аналитической методологией было выполнено в продольной перспективе на основе кабинетных исследований. спрингер Авторы разработали метод измерения телесной чувствительности отдельных членов группы, основанный на социометрическом тесте, который необходимо выполнить заранее. springer Психодрама с ее социометрической основой, схемами и методами особенно хорошо подходит для консультирования и психотерапии с отдельными людьми, парами и семьями, оказавшимися в лоскутных ситуациях. спрингер Социометрический статус и агрессия определены как обладающие уникальной прогностической силой в отношении более поздней психосоциальной адаптации и расстройства. springer Изучалось выполнение психиатрических пациентов (N = 21) и непсихиатрических больных туберкулезом (N = 27) по социометрическим задачам и задачам, требующим признания их коллег по палате. springerПосле постоянного использования этих методов социометрический образ мышления и действий может постепенно формироваться в школах. Glosbe Usosweb Research Социометрическая структура в скаутской группе на основе 158 TDH «Phoenix» springer В то же время она позволяет поставить под сомнение гибкость современных психодраматических методов и дает отправную точку для определения семейно-ориентированного подхода психодраматической методологии, в которой используются системные и семейные терапевтические подходы, а также современные разработки социометрических методов. спрингер В этой статье описывается взаимодействие социодрамы, социометрической констелляции и консультирования по политическим конфликтам в контексте работы с большими группами. WikiMatrix Тем, кто соответствует этим и другим критериям, предлагается принять участие в шестидневном гибуше (сплочении), этапе отбора, включающем физические, умственные и социометрические испытания. springerСтатья посвящена увольнению с работы, которое следует рассматривать в связи с трудовой жизнью; Работа с клиентами Job Burnout в психодраматическом супервизии должна быть сосредоточена на социометрических и социодраматических аспектах Morenos. springer Таким образом, редактор подготавливает читателя к дальнейшему чтению и демонстрирует терапевтический потенциал, присущий методам Морено психодраматической и социодраматической ролевой игры и социометрического анализа. springer Но его новая и творческая идея была второй идеей: перестройка группового состава в соответствии с социометрическими предпочтениями. springer Наконец, объясняется, что этот подход может способствовать генерированию теоретических взглядов, которые важны для консультационной работы: организация как интерактивное разыгрывание, социометрическое мышление в расстановках, хорошая работа благодаря стремлению к ответственному счастью, консультант как исследователь действий и сила творчества для перемен. scielo-abstract Были проведены анкета Messy (Matson, Rotatori & Helsel, 1983) и социометрический тест (Moreno, 1962). Glosbe Usosweb ResearchСоциометрический анализ лидерства в малых социальных группах на примере мужской баскетбольной команды — KPSW / Astoria Bydgoszcz OpenSubtitles2018.v3 Среди них «социометрические звезды». springerСоциометрические интервью с детьми и учителями были проведены для выявления следующих естественно возникающих социально-аффективных контекстов: взаимная дружба (RF), асимметричная дружба (AF) и взаимное отсутствие дружбы (RNF «взаимное недружба»; исключение врагов ).
Показаны страницы 1. Найдено 138 предложения с фразой sociometric.Найдено за 5 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.
.