КЛАССИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ СЕМЕЙНОЙ СОЦИОГРАММЫ В СОЧЕТАНИИ С СОЦИОГРАММАМИ СЕМЬИ «В НАСТОЯЩЕМ»
И «ИДЕАЛЬНОМ БУДУЩЕМ»: СЛУЧАЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НАДИ Ф. И ЕЕ МАТЕРИ
Как уже говорилась, обычно клиенту сначала предлагают нарисовать классический вариант семейной социограммы, используя стандартную инструкцию «Нарисуй в этом круге себяи других членов своей семьи в виде маленьких кружков. Подпиши, где кто». Однако если на сделанном рисунке присутствуют члены семьи, которые к ней номинально не принадлежат, или, напротив, кто-то из реально проживающих вместе отсутствует, испытуемого просят также нарисовать социограмму членов семьи, которые сейчас проживают вместе. Последующее сравнение позволяет определить значение введенных или выведенных из семьи членов для жизнедеятельности и самочувствия клиента. Проиллюстрируем это на примере случая Нади Ф.
На консультацию к психологу ученицу 10-го класса Надю Ф., 15 лет, и ее мать, 38 лет (предприниматель), направил психиатр-нарколог в связи с эпизодическим употреблением девочкой наркотиков. На момент обращения семья состоит из двух человек — дочери и матери. Родители Нади развелись пять лет назад из-за того, что ее отец злоупотреблял алкоголем. Сейчас он проживает в другой стране и с дочерью не видится.
При первой встрече с семьей после процедуры знакомства по просьбе матери была проведена первичная психодиагностика девочки для выявления возможных психологических причин отклоняющегося поведения и решения вопроса о целесообразности психотерапии [Эйдемиллер Э. Г. с соавт., 2005]. Было обнаружено, что Надя тяжело переживает развод родителей и разлуку с отцом.
С учетом этого на втором сеансе с целью получения более полной информации о семейном контексте ей было предложено нарисовать несколько семейных социограмм (рис. 4.2А, Б, В).
Первоначальная инструкция была стандартной: «Нарисуй в этом круге себя и членов своей семьи в форме кружков и подпиши, где кто» (рис. 4.2А).
На социограмме Надя нарисовала трех членов семьи — маму, себя и папу. Мать была обозначена наибольшим по размеру кружком в верхней части круга. Правее и чуть ниже кружка матери помещался кружок девочки, он по размеру был наименьшим. Левее кружка матери и еще ниже располагался кружок отца, он был по величине меньше кружка матери, но больше кружка Нади.
Рис. 4.2А. Классический вариант семейной социограммы Нади Ф.
Эта социограмма показывала, что, несмотря на развод и разлуку, дочь, по-видимому, считает своего отца важным членом семьи, что оба родителя для нее значимы. Однако более значима и доминирует в семейной системе мать, и девочка находилась ближе к ней, а не к отцу.
Рассмотрев социограмму, психолог обратилась к Наде: «Ты здесь нарисовала себя, маму и папу. Но ведь сейчас папа с вами не живет. Пожалуйста, нарисуй свою семью сейчас, в настоящем».
На втором рисунке в социограмму были включены уже пять персонажей, расположенных практически на одной линии (рис. 4.2Б). Эти персонажи четко делились на две группы. В левой части социограммы большим по размеру кружком были изображены мать Нади, несколько меньшим кружком и чуть ниже — ее друг Стас. В правой части небольшим кружком Надя обозначила себя. Ее кружок находился рядом с кружком мамы, однако от нее девочка была дальше, чем Стас. Правее кружка Нади двумя самыми маленькими по размеру кружками были обозначены ее подруги Лена и Катя. Девочка подружилась с ними после развода родителей. Наркотики девочки начали употреблять вместе, примерно год назад.
Рисунок показывал, что в «настоящую» семью опять включены лица, которые к ней не принадлежат, — друг мамы и подруги дочери. Можно было предположить, что после разводаи мать, и дочь, перенеся свои чувства привязанности на других лиц, пытаются заместить утрату: одна — супруга, другая — отца. В результате этого семьи, состоящей из матери и дочери, по-видимому, не существует, у каждой из них собственная жизнь.
Для проверки этой гипотезы психолог задала Наде вопрос: «Правильно ли я понимаю, что сейчас у вас с мамой как бы разные семьи? Мама скорее со Стасом, а ты — с Леной и Катей?» — «Да, это так», — ответила Надя. — «Лена и Катя — моя семья. Они старше меня на год. Поддерживают, помогают. Мне с ними спокойнее, легче знакомиться с молодыми людьми».
Рис. 4.2Б. Социограмма семьи Нади Ф. «в настоящем»
Рис. 4.2В. Социограмма Нади Ф. «Идеальная семья»
Психолог предложила Наде нарисовать еще одну социограмму — воображаемую идеальную семью, ту, в которой она хотела бы жить (рис. 4.2В). Девочка обозначила большими кружками маму и Стаса, а между ними, чуть меньшим по размеру кружком, себя. Затем справа от Стаса она нарисовала еще один, самый маленький кружок и подписала его «Брат (сестра)».
Комментарий был такой: «Это мои родители — мама и Стас. И у них родился еще один ребенок — мой брат или сестра». Этот рисунок четко показывал, в какой семье нуждалась Надя.
В разговоре с матерью по результатам консультирования Нади была акцентирована необходимость сближения с дочерью и большего внимания к выполнению семейных функций: воспитательной, эмоциональной, духовного общения, первичного социального контроля.
Последующая работа с девочкой была направлена на ее» «отсоединение» от подруг и «воссоединение» с матерью.
Методика «Семейная социограмма»
Анна В., 16 лет.
При оценке результатов тестирования мы сопоставили число членов семьи, изображенных Анной с реальным составом семьи. Девочка полностью изобразила свою семью.
Самый большой кружок – изображение отца, это говорит о большом авторитете и значимости отца для девочки. Себя она изобразила в виде кружка средних размеров, что говорит об адекватной самооценке девочки.
Вся семья располагается в центре круга, что говорит о внешней и, вероятно, внутренней сплоченности семьи. В центре находится отец, рядом с которым Аня нарисовала себя, то есть отец наиболее значим и даже любим Аней. Брат располагается далеко от девочки, что свидетельствует о не совсем благополучных, конфликтных отношениях между ними.
Вера Д., 15 лет.
Исходя из результатов методики «Семейная социограмма», можно сказать, что в площадь круга попадают все члены семьи.
Наиболее значимыми в семье являются родители. Их кружки находятся выше и по размеру они больше. Самый маленький по размеру кружок, обозначает саму девочку. Это говорит о заниженной самооценке. Расположение себя в стороне от кружков, символизирующих остальных членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.
Расположение кружков относительно друг друга, свидетельствует о том, что, вероятно, более близкие отношения у Веры с сестрой и мамой, а также о прямом характере коммуникаций в семье.
Методика «Совместный тест Роршаха»
Семья А.
Эльвира Геннадьевна, мать, 43 г.,
Сергей Александрович, отец, 45 лет.
Дмитрий, сын, 13 лет.
Анна, дочь, 19 лет.
Протокол:
Задание проводилось в первой половине дня в 11.00 утра.
Время выполнения задания – 15 минут.
Во время выполнения задания семья сидела на стульях в зале, Аня и Дима посередине вместе, а родители по бокам.
К выполнению задания семья А. отнеслась с энтузиазмом, особенно дети, которые проявляли большую активность.
После задания между детьми возник спор «кто прав, кто виноват», но мать быстро успокоила детей.
Таблица 1.
Дочь – Бабочка (берет таблицу в руки)
Сын – Герб России
Дочь – Все равно бабочка
Сын – Голова, хвост!
Дочь – Бабочка, вот крылья!
Сын – У бабочки нет крыльев!
Дочь – Бабочка! Ты – молчи!
Совместное решение: «бабочка».
Таблица 2.
Сын – (взял в руки) Бетмен.
Дочь – Летучая мышь. Отдай мне карточку. Я ненавижу.
Сын – Бетмен.
Дочь – Нет, мышь!
Сын. – Да, Бетмен.
Дочь – Ну, ладно.
Совместное решение: «Бетмен».
Таблица 3.
Сын – берет в руки.
Дочь – Нет, я хочу держать.
Сын – Это бабы.
Дочь – Нет, смотри, грибок.
Сын – Белый фон, танцуют.
Дочь – Это жук.
Сын – Нет, две девчонки.
Дочь – Грибок, грибок!
Совместное решение: «Грибок»
Таблица 4.
Сын – взял в руки таблицу. Это скат.
Дочь – Рожица.
Сын – Нет, скат. Вот рожица, глаза.
Дочь – Дай в руки. Это тень.
Сын – Нет, не тень.
Дочь – Ты везде лезешь. Мам, ну, скажи.
Мама – Да, тень.
Совместное решение: «Тень».
Таблица 5.
Сын – Берет таблицу в руки.
Дочь – Маска, смотри.
Сын – Два холма.
Дочь – Нет. Дай в руки. Маска, говорю.
Сын – Нет, ни маска, два холма.
Дочь – Я – пас, как хочешь.
Совместное решение: «Два холма».
Таблица 4. Обработка данных СТР
№ таблицы | Держание таблицы | Количество предложений | Проникаемость | Решения | Аффективный стиль | Качество | |||||||||||||||
мать | отец | сын | дочь | мать | отец | сын | дочь | мать | отец | сын | дочь | мать | отец | сын | дочь | мать | отец | сын | дочь | решения | |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2(-) | 3(-) | |||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2(-) | 2(-)
1(+) | |||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2(-) | 3(-) | |||||||||
- | - | - | - | 0,5 | - | - | 0,5 | - | - | + | 2(-) | 3(-) | |||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2(-) | 1(-)
1(±) | |||||||||
Сумма | - | - | - | 0,5 | - | 0,5 | - |
(-) | 1(+)
12(-) 1(±) |
Интерпретация
Проанализировав невербальное поведение членов семьи можно отметить, что наиболее активным по параметру «держание таблицы» является сын (4 раза держал таблицы первым). Однако, постоянное перетягивание таблицы на свою сторону дочерью и пассивная позиция родителей указывают на наличие соперничества и напряженности в отношениях между детьми и пассивность и неуверенность со стороны родителей.
В вербальном поведении испытуемых можно отметить следующее. Каждый из партнеров отстаивал собственную точку зрения, отклоняя предложения другого, или игнорировал, отмахивался от них. Иногда процесс принятия совместного решения заканчивался спором. В одном случае дискредитация предложений партнера доходит до обвинений. Дети проявляли стремление к внешнему руководству, особенно дочь. Окончательный ответ принимался, либо когда сестра уступала (2,5 таблицы), либо когда она отстаивала свое мнение до конца, игнорируя мнение брата (1,3 таблицы) или обращаясь за поддержкой к матери (таблица 4).
Аффективный стиль отношений между сыном и дочерью характеризуется преобладанием отклонений высказываний друг друга. В ходе проведения СТР родители заняли пассивную позицию, не вмешивались в спор детей. Лишь в единичном случае мать разрешает спор между детьми, оставаясь на стороне обратившейся к ней дочери (таблица 4).
Таким образом, при обработке полученных данных нами было установлено, что преобладающий стиль общения между детьми – «соперничество», а отстраненная позиция, игнорирование высказываний детей и отсутствие любых оценок, позволяют сделать предположение о сдерживаемой агрессии по отношению к детям.
Семья Б.
Алла Валентиновна, мать, 36 лет.
Юля, дочь, 15 лет.
Протокол
Задание проводилось во второй половине дня в 15.00.
Время выполнения задания – 20 минут.
Исследование проводилось в школе, в которой обучается дочь. Во время выполнения задания мама с дочерью сидели рядом за одной партой.
Все ответы в регистрационном листе записывала мать.
Таблица 1.
Мама берет таблицу. Хм… Даже не знаю, что это… Может быть муха?
Дочь – Это какая-то маска.
Мать – Вот если вот это голова, это усики, это тельце… У кого еще так может быть?… У пчелы?…На скорпиона? Нет, не похоже… (рассуждает сама с собой). Ну что, муха? (обращается к дочери)
Дочь – Не знаю, может, муха.
Мать – Ну, я пишу (пауза). А может быть это летучая мышь? Ну, что летучая мышь?
Дочь – Да я ее не помню.
Мать – Летучая мышь, наверно.
Дочь – Может быть.
Совместный ответ: «Летучая мышь».
Таблица 2.
Мать – (берет таблицу). Чучело какое-то.
Дочь – Да, похоже на чучело.
Мать – Чучело, только вот шляпы не хватает. (обращаясь к дочери). Чучело?
Дочь – Да, чучело.
Совместный ответ: «Чучело».
Таблица 3.
Мать – (берет таблицу). Жук какой-то (крутит таблицу).
Дочь – Похоже на корни дерева. Вот (демонстрирует).
Мать – Корни?
Дочь – Да, смотри, вот. (пауза около 1 минуты).
Мать – Может каракатица (с улыбкой).
Дочь – Да, ну. (длительная пауза).
Мать – Корни, ты говоришь? Не знаю.
Совместный ответ: «Корень дерева».
Таблица 4.
Мать – (берет таблицу). Крутит таблицу.
Дочь – (берет таблицу). Если так, то похоже на подсвечник. Вот (показывает) и свечки.
Мать – (сомневаясь). Что-то я не пойму, если это подсвечник, то где же здесь свечки?
Дочь – Вот (демонстрирует).
Мать – (записывая) Ну пусть подсвечник, но что-то здесь все-таки не то.
Совместный ответ: «Подсвечник».
Таблица 5.
Мать – (берет таблицу). Бабочка.
Дочь – Да, бабочка.
Мать – Вот здесь понятно что.
Совместный ответ: «Бабочка».
Таблица 5. Обработка данных СТР
№ таблицы | Держание таблицы | Количество предложений | Проникаемость | Решения | Аффективный стиль | Качество | |||||
мать | дочь | мать | дочь | мать | дочь | мать | дочь | мать | дочь | решения | |
- | - | - | 2 (±) | ||||||||
- | - | - | - | - | 2 (+) | ||||||
- | - | - | 1(0)
1 (±) | 1(0)
1(-) | |||||||
- | - | - | 1(-)
1 (±) | - | |||||||
- | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - | 1 (+) | ||||
Сумма | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 1(0)
1(-) 2 (±) | 1(0)
1(-) 3 (+) 2 (±) |
Интерпретация
Матери принадлежит практическая инициатива. В большинстве случаев она берет и держит таблицы. Отвечает первая, более активна, выдвигает намного больше идей, чем дочь. Чаще доводит до принятия собственные предложения. Если же совместным становится решение, предложенное дочерью, то она соглашается с ним формально, подчеркивая это речевыми реакциями (например, в таблице 4 согласившись с идеей дочери, говорит: «Но что-то здесь все-таки не то»).
Мать в большинстве случаев сама принимает решения об окончательном совместном ответе, при этом истинно совместными решениями из пяти можно назвать только (2, 5 таблицы), остальные три псевдосовместные.
Наличие в обсуждении интерпретации пятна длительных пауз может говорить об отсутствии навыков истинно совместного общения, не умении договариваться, действовать сообща. Из пауз первой «выходит» мать. Вероятно, ее мнение в паре является решающим, а дочь просто ждет как поступит мама.
В процессе проведения теста складывается впечатление (на основе невербальных реакций), то мама ориентирована на оценку из вне, поддержку (оценку исследователя), это, возможно, является следствием неуверенности мамы в себе, тревожности.
Интерпретируя пятно, мама как бы рассуждала сама с собой, что предположительно говорит о ее сосредоточенности на себе, своих проблемах. И может быть по этому ей трудно входить в контакт с дочерью, вести с ней диалог.
То, что мама в некоторых случаях просто «не слышит» дочь (игнорирует ее предложения) можно рассматривать как тенденцию к снижению чувствительности к поступкам, поведению, чувствам дочери. То же можно сказать и о поведении дочери.
Полное отсутствие негативных оценок со стороны матери и лишь одно отклонение со стороны дочери, вероятно, свидетельствует о сдерживаемой агрессии по отношению друг к другу.
Таким образом, стиль общения в рассмотренной диаде является «псевдосотрудничество» при доминировании мамы.
Методика «Рисунок семьи»
Ф.И.О.: Д. Г.; пол: мужской; возраст: 9 лет; дата обследования: 23.07.04
Состав семьи: Отец, 40 лет; мать, 35 лет; брат, 14 лет; сам ребенок, 9 лет.
Рисунок 1
Таблица 6. Протокол выполнения рисунка
Последовательность рисования членов семьи | Паузы более 15 секунд | Стирание деталей | Спонтанные комментарии ребенка | Эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием |
Инструкция | Нарисовать, говорите | |||
1. Отец | ||||
2. Брат | Вот так! | |||
3. Сам ребенок | ||||
4. Мать | Конечно, девчонок я рисовать не умею, но попробую. | |||
Все. |
Таблица 7. Протокол беседы с ребенком по рисунку.
№ | Вопросы | Ответы испытуемого |
Скажи, кто тут нарисован? | Мама, папа, брат и я | |
Где они находятся? | На улице | |
Что они делают? | Ходят… идут куда-нибудь. | |
Им весело или скучно? | Весело. | |
Почему? | Не знаю. | |
Кто из нарисованных людей самый счастливый? | Папа, он улыбается. | |
Почему? | Ему хорошую новость сообщили. | |
Кто из них самый несчастный? | Брат | |
Почему? | Ему плохую новость сообщили. | |
Представь себе, что у тебя два билета в цирк, кого бы ты позвал с собой? | Маму | |
Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? | Мама, она всегда болеет. | |
Ты строишь из конструктора дом, и тебе не везет. Кого ты позовешь не помощь? | Брат | |
Ты имеешь три билета в кино на интересный фильм. Кто останется дома? | Брат | |
Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел жить? | С братом, он везде научит лазить. | |
Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? | Папа, он играть не любит. |
Интерпретация
Анализ структуры рисунка и сравнение состава нарисованной и реальной семьи показал, что в данный момент ребенок переживает относительное эмоциональное благополучие в семье. Д.Г. рисует семью в полном составе. Все члены семьи изображены вместе и объединены общей деятельностью. По словам ребенка они идут «куда-нибудь». Такое изображение может являться показателем психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью. Наиболее высоко на рисунке расположен отец, обладающий, по мнению ребенка наибольшей властью в семье. Далее следуют мать и брат, и ниже всех ребенок располагает себя, т.е. его власть в семье минимальна. Первым Д.Г. нарисовал отца, т.е. отец является наиболее значимым для ребенка, далее он изображает брата, себя и в последнюю очередь мать, что может являться признаком негативного отношения к ней.
При рисовании фигур, изображающих членов семьи ребенок использует практически одинаковое количество деталей тела и элементов декорирования, что может свидетельствовать о хорошем эмоциональном отношении со всеми членами семьи. Быть может более холоден Д.Г. к матери.
Ребенок рисует маленькие фигуры членов семьи внизу листа, а большая верхняя часть листа пустая. Это является признаком сочетания низкой самооценки с низким уровнем притязания. Количество пальцев на руке у каждого члена семьи примерно равное, что может говорить о примерно равной степени оснащенности силой и могуществом.
Площади опоры ног у каждого члена семьи равны, т.е. все члены семьи воспринимаются ребенком как твердо стоящие на земле.
Глаза у фигур самого ребенка и его матери нарисованы в виде точек. Такие глаза несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, страх, боязнь попросить о помощи.
Все фигуры изображены без ушей, что говорит об игнорировании окружающих и друг друга.
У персонажей рисунка нет шеи, т.е. в восприятии Д.Г. они не способны управлять своими эмоциями.
Анализ беседы, проведенной после рисунка, показал, что у ребенка наблюдается амбивалентное отношение ко всем членам семьи, так как каждому из них адресованы и позитивные, и негативные высказывания со стороны ребенка.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
СЕМЕЙНАЯ СОЦИОГРАММА В ВАРИАНТАХ РЕАЛЬНОЙ И ИДЕААЬНОЙ СЕМЬИ — Студопедия.Нет
Использование семейной социограммы в вариантах реальной и идеальной семьи в ситуации психологического консультирования позволяет специалисту за несколько минут наглядно представить картину семейных отношений. И на этой основе начать выдвигать и проверять гипотезы о том, насколько клиенты удовлетворены характером взаимоотношений, своей значимостью и значимостью других членов семьи, какие личностные и семейные ресурсы они считают возможными применять для восстановления гармонии в семье.
Рассмотрим примеры использования социограммы в вариантах реальной и идеальной семьи в процессе психологического консультирования и психотерапии.
СЛУЧАЙ АЛЕКСАНДРА К.: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА И ЕГО МАТЕРИ; СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
На консультацию к медицинскому психологу врачом-наркологом был направлен Александр К., 16 лет, проходящий лечение в наркологической больнице с диагнозом: «Синдром зависимости от алкоголя, начальная стадия».
Из беседы с подростком выяснилось, что семья Александра неполная и состоит из матери, бабушки и младшего брата Димы, 6 лет. Его родители развелись два года назад по причине алкоголизации отца. Отец в настоящее время проживает в деревне со своими родителями. Мать нашла себе другого мужчину, с которым периодически встречается.
Во время консультации подростку было предложено нарисовать несколько социограмм. Первая инструкция была стандартной: «Нарисуй в этом круге себя и членов своей семьи и форме кружочков и надпиши их». На социограмме реальной семьи (рис. 5.1 А) Александр изобразил проживающих вместе членов семьи (маму, бабушку и брата), домашнюю крысу Лариску, а себя не нарисовал. Эти данные позволили психологу выдвинуть гипотезу о наличии трудностей в детско-родительских и сиблинговых отношениях в семье.
Анализ рисунка также позволил предположить, что боле! • значимы в семье для Александра крыса и бабушка (их он выделил большими по размеру кругами), а менее значима мать.
Обсуждение рисунка с подростком подтвердило выдвинутую гипотезу о нарушении взаимоотношений между членами семьи. Свое состояние Александр прокомментировал так: «Дома мне не интересно, мною все недовольны, говорят, что я такой же, как папа, — тоже сопьюсь. Можно только с Лариской общаться, она на меня не обижается». Таким образом, было очевидно, что мальчик ощущал себя исключенным из семейной системы
На социограмме идеальной семьи (рис. 5.1 Б) вместе с другими членами семьи Александр нарисовал себя, что говорилоо его желании улучшить отношения с родителями и братом, быть вовлеченным в жизнедеятельность семьи. Подросток также показывал, что он мечтает жить в полной семье (в идеальную социограмму он включил своего отца), быть ближе к младшему брату. Однако правильного представления о семейной системе у него не прослеживалось — в родительскую подсистему он поместил брата, а себя от всех отделил.
Этот рисунок Александр прокомментировал так: «В идеале, как и всем, хотелось бы жить вместе с папой и мамой. Брат пусть с ними будет рядом, он еще маленький, а я уже вырос, должен думать о своей девушке, будущей семье».
Пространство круга социограммы принято рассматривать как аналог жизненного пространства семьи. По-видимому, в реальной жизни в пространстве семьи Александр не находил себе того места, которое, как он считал, заслуживал — ведь его круг отсутствовал. Это могло быть связано с тем, что другие члены семьи отрицательно оценивали подростка по причине его отклоняющегося поведения, а сам он не принимал семью, из которой ушел отец. Иными словами, у Александра можно было предположить низкую самооценку в семье.
Напротив, в идеальной социограмме кружок подростка занимал достаточную часть круга, указывая тем самым, что проживание вместе с отцом и другими членами семьи повысит его самооценку и личностную значимость. Эти данные подтверждали, что Александр не удовлетворен семейными взаимоотношениями и это могло способствовать его алкоголизации.
С учетом полученной в беседе с подростком информации медицинский психолог пригласила на консультацию его мать.
Про свои отношения с сыном мать рассказала так: «Саша не слушается, делает все по-своему, как захочет. Гуляет допоздна, может и совсем не прийти домой, в училище занятия пропускает. Часто является домой в нетрезвом состоянии, постоянно ссоримся по этому поводу».
На вопрос психолога: «Когда и в связи с чем ваши отношения с сыном стали конфликтными?» — женщина ответила: «После развода с мужем. Сын обвиняет меня в том, что это я выгнала отца. Хотя, когда жили вместе и отец скандалил, Сашавсегда защищал меня, ругал отца за то, что тот часто выпивал. Сейчас с отцом у них отношения хорошие. А когда сын кнемуприезжает, отец всегда ему покупает пиво».
При анализе воспитания сына матерью были обнаружены нарушения в виде потворствующей гипопротекции с минимальностью требований-обязанностей, запретов и санкций, а также закрепление нежелательных качеств в личности подростка. 11» вопрос психолога: «Имеет ли Саша постоянные обязанности и семье?» — мать ответила: «Постоянных обязанностей у Саши нет, все делает по настроению. Иногда ничего заставить нельзя, но если ему нужно что-то от меня, например деньги, он выполнит все, что ни попрошу».
Для прояснения семейной ситуации матери также было предложено выполнить две социограммы. На рисунке реальной семьи (рис. 5.2А) женщина изобразила наверху Александра, Чуть ниже в один ряд женщина поместила кружки бабушки (своей матери), собственный и кружок младшего сына Димы.
Александр был обозначен наименьшим по размеру кружком, что указывало на его малую значимость для матери.
В процессе обсуждения рисунка выяснилось, что., с точки зрения матери, наибольшей властью в доме хочет обладатьАлександр. Сама она чувствует себя ближе к бабушке (которая является для нее самым значимым членом семьи) и к младшему сыну. Конфликты в семье чаще всего у матери бывают с Сашей по причине его алкоголизации. Старший сын ее не слушается, и потому передавать информацию ему приходится опосредованно, через бабушку.
Мать призналась, что вновь хочет создать семью и переехать к новому мужу, взяв с собой младшего сына Диму. Александра с бабушкой она предполагает оставить вдвоем прожинать в старой квартире. Осуществить свои желания женщина в настоящее время не может, так как Саша против повторного брака матери, неприязненно относится к ее новому мужчине, алкоголизируется.
Данную информацию мать отразила на рисунке идеальной семьи (рис. 5.2Б), выделив подсистему «муж — я — Дима» и подсистему «Саша — бабушка».
Сравнение социограмм сына и матери выявило признаки сходства и различий в восприятии семейных взаимоотношений. В обоих случаях прослеживались близость между матерью и бабушкой, несформированность семейных подсистем, нарушение в распределении власти (порядка доминирования), желание восстановить семейную гармонию. Основное различие касалось значимости членов семьи: для матери более значима была ее мать, для Саши — крыска Лариска. В отличие от матери, старший сын не считал себя включенным в семейную систему.
С. целью оптимизации семейных взаимоотношений мать и сын были мотивированы на прохождение семейной психотерапии. В данном случае использовался метод системной семейной психотерапии, который рассматривает семью как целостную систему. Были сформулированы следующие задачи:
1-объединение психолога с членами семьи;
2-усвоение и поддержание процессов, которые обеспечивают сохранение функций семейных подсистем, распределение ролей и границ между подсистемами;
3-создание ситуации фрустрации с целью инициировать переход семьи на более гармоничный уровень функционирования.
В процессе психотерапии основное внимание уделялось анализу взаимодействия Александра и его матери в ситуации «здесь и теперь». При этом были определены следующие психотерапевтические мишени: патологизирующие семейный роли, недифференцированные семейные подсистемы и границы между ними.
Семейная психотерапия осуществлялась в два этапа. На первом этапе в течение 2 сеансов происходило выявление и усложнение когнитивных сценариев, с помощью которых производилась регуляция семейных отношений между сыном и матерью. На втором этапе в течение 4 сеансов осуществлялась реконструкция их семейных отношений.
В процессе работы с семьей использовались следующие техники: структурирование получаемой информации с помощью проигрывания ролевых ситуаций; переформулирование и переконструирование окружающей клиентов реальности при помощи комментариев; анализ особенностей поведения, лежащих к основе проблем клиентов; анализ мыслей, чувств, поступков, возникающих в ситуации «здесь и теперь»; разработка правил семьи,
На заключительной консультации для оценки динамики изменений семейных взаимоотношений Александру и его матери вновь было предложено нарисовать семейные социограммы в вариантах реальной и идеальной семьи. Сравнительный анализ социограмм, выполненных до психотерапии и после нее, указывал на положительную динамику отношений.
После прохождения психотерапии на социограмме реальной семьи (рис. 5.3А) Александр изобразил всех проживающих вместе членов семьи, включая самого себя. Тем самым он сообщал об улучшении детско-родительских и сиблинговых отношений, о повышении самооценки. Более значимыми в семье для Александра стали не только бабушка, но и мать, — он их выделил большими по размеру кругами. Крыску Лариску из членов семьи подросток не исключил, но обозначил меньшим кругом, чем до терапии. Эти данные показывали, что подросток стал ощущать себя включенным в семейную систему.
Во время лечения Александр познакомился с девушкой. В идеальном варианте социограммы он нарисовал свою будущую
семью с адекватным разделением на две семейные подсистемы: вверху родители, внизу — дети (рис. 5.3Б).
Анализ социограмм матери, выполненных ею после семейной психотерапии, также отразил положительную динамику взаимоотношений (рис. 5.4 А, Б). Несмотря на то что между старшим сыном и матерью осталась определенная напряженность
в отношениях (Александра мать нарисовала от себя дальше, чем других членов семьи), он стал для нее более значимым (размер его кружка увеличился).
В идеальной семье мать выделила отдельно подсистему родителей с включением в нее своей матери и подсистему детей. Как реальная, так и идеальная социограммы показывали более адекватное распределение власти в семье, чем до начала психотерапии.
В завершающей беседе медицинского психолога с сыном и матерью еще раз было проведено обсуждение социограмм, нарисованных ими до и после прохождения психотерапии. Оба члена семьи сказали, что хотели бы жить в семьях, которые они нарисовали сейчас, а не на первой встрече с психологом.
Со слов матери, Саша сейчас без напоминаний выполняет возложенные обязанности в семье, ведет трезвый образ жизни, открыто не критикует ее второго мужа, хотя своего желания о воссоединении семьи с родным отцом не скрывает.
Александр описал атмосферу в семье так: «Мама стали меньше кричать, улучшились отношения. С Димой меньше ссоримся, помогаем маме по хозяйству». Произошло еще одно положительное событие — сын уговорил отца пройти курс лечения от алкоголизма в наркологической больнице.
Представленный пример наглядно показывает, что использование социограмм в вариантах реальной и идеальной семьи позволяет в ходе психологической консультации провести диагностику семейных взаимоотношений, наметить психотерапевтические мишени, а затем отследить динамику семейных взаимоотношений после завершения психотерапии.
Проективный тест «Семейная социограмма» — это… Что такое Проективный тест «Семейная социограмма»?
- Проективный тест «Семейная социограмма»
- Этот проективный тест относится к рисуночным проективным тестам. Семейная социограмма позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных семейных отношений, а также характер коммуникаций в семье – прямых или опосредованных.
Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Дается инструкция: «Перед вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Выполнять это задание следует членам семьи, не советуясь друг с другом.
Критерии для оценки результатов обследования:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно друг друга;
4) дистанция между ними.
По первому критерию сопоставляется реальное число членов семьи с изображаемым на рисунке. Здесь возможны разные варианты: исчезновение в рисунке одного из членов семьи (конфликтные отношения – он «забыт»), попадание в круг животных, любимых предметов, которые изображаются в качестве членов семьи.
Величина кружков. Больший кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший – о пониженной самооценке. Величина кружков, обозначающих других членов семьи, говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Расположение испытуемого в центре круга может служить показателем эгоцентрической направленности личности. Помещение себя на периферию поля (внизу или в стороне от кружков) может говорить о переживаниях, связанных с эмоциональной отверженностью. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружков, в центре или в верхней части тестового поля.
Большую информацию дает анализ расстояний между кружками. Удаленность может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении. «Слипание» кружков предполагает тесные симбиотические связи тех или иных членов семьи, наслаивание кружка «Я» на другой – недифференцированность системы «Я» тестируемого члена семьи.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
- ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Семейная социограмма
Семейная
социограмма № 1
Испытуемый
Александр(22 года)
Интерпретация
результатов
1.Число
членов семьи – 4 ( плюс девушка)
2.Величина
кружков( каждый член семьи показан
определенный диаметром кружка)
3.Дистанция
между кругами( несколько кружков
отдалены)
Оценивая
результат по первому критерию, можно
сказать о том, что испытуемый сопоставил
число членов семьи с реальным числом,
а также добавил нового «девушка» ( по
своей просьбе) т.к , респондент, считает
, что она стала очень близким человеком
для его семьи и безусловно является
частью этой семьи.
Далее
мы обращаем внимание на величину кружков
и здесь явно прослеживается, если
говорить о самом респонденте,
эгоцентричная направленности личности,
так как, расположение «Я» находится в
самом центре и диаметр собственного
кружка превышает показатели размеров
других членов семьи( Достаточная или
завышенная самооценка). Величина кружков
других членов семьи говорит о том, они
играют меньшую значимость в жизни
испытуемого, но величины кружков
находятся в определенной последовательности,
точнее: второй по величине круг «Мама»
это может означать, что самым значимым
человеком для испытуемого является его
мать, далее идет «Бабушка» она третий
по величине и видимо по значимости член
семьи, а последние « Дедушка» и «девушка»
они обозначены одним диаметром кружка.
Расположение
испытуемым своего кружка в центре круга
также может говорить об эгоцентрической
направленности личности, а расположение
членов семьи а, точнее « бабушка и
дедушка», говорит о теплом отношении и
симбиотической связи, хотелось бы
обратить внимание о значимости одного
члена семь и в данной связи, «бабушка»отдалена
от « дедушки», но прикреплена к кружку
«Я» это может говорить о не сближенном
отношении членов семьи а , именно
«Бабушка» и «Дедушка» и респондент это
видит и показывает в социограмме.
Удаленность одного кружка «Мама» от
других может говорить о конфликтных
отношениях в семье, эмоциональном
отвержении испытуемого, но расположение
этого члена семьи в самом верху тестового
поля может говорить о его большой
значимости в жизни испытуемого.
Мама
Я
Девушка
Бабушка
Дедушкаа
Семейная
социограмма № 2
Испытуемый
Анастасия(19 лет)
1.Число
членов семьи – 5
2.Величина
кружков и расстояние между ними ( у
каждого члена семьи определенный
диаметр кружка)
3.Дистанция
между кругами( несколько кружков
отдалены)
Оценивая
результат по первому критерию, можно
сказать о том, что испытуемый сопоставил
число членов семьи с реальным числом.
Далее
мы обращаем внимание на величину кружков
и их расположение, самый большой кружок
«отец» это может говорить о значимости
данного члена семьи, но отдаленность
от других членов этой же семьи и общее
расположение с низу может говорить об
эмоциональной отверженности к данному
члену семьи или о конфликтных отношениях.
Расположение
испытуемым своего кружка в центре круга
также может говорить об эгоцентрической
направленности личности, а расположение
членов семьи а, точнее «Мама и сестры»,
говорит о теплом отношении и симбиотической
связи. Удаленность одного кружка «Мама»
от других может говорить о конфликтных
отношениях в семье, эмоциональном
отвержении испытуемого, но расположение
этого члена семьи в самом верху тестового
поля может говорить о его большой
значимости в жизни испытуемого. Хотелось
бы обратить внимание на взаимоотношения
с сестрами так как, такое наложение
кружка на кружок может говорить о
сплоченности сестер. Величина кружков
обозначающих сестер имеет различия в
размерах , один кружок больше чем другой
это говорит о значимости каждой из
сестер, большой кружок обозначает
младшую сестру, а меньший старшую, это
говорит о том ,что респондент более
приближен к младшей сестре или это все
из-за младшего возраста. Это также видно
по расположению кружка матери. Расположение
главных кружков ,а именно отец и мать
привлекают к себе внимание из –за
отдаленности друг от друга это может
говорить о конфликтной ситуации между
ними и испытуемый это явно показывает
Я
Мама
Сестра
Сестра
Отец
Семейная
социограмма № 3
Испытуемый
Мария( 40 лет)
1.Число
членов семьи – 6
2.Величина
кружков и расстояние между ними ( у
каждого члена семьи один диаметр
кружка)
3.Дистанция
между кругами( кружки отдалены)
Оценивая
результат по первому критерию, можно
сказать о том, что испытуемый сопоставил
число членов семьи с реальным числом.
Переходя
ко второму критерию, хотелось бы отметить,
что величина всех кружков одинакова
это может говорить о равном отношении
к каждому члену семьи. Расположение
кружков: В центральной части стоит
кружок сын в большинстве случаев это
наиболее
значимые члены семьи они всегда
располагаются в центре или в верхней
части тестового поля.
Следует
обратить внимание на расположение
кружков в площади тесто поля круга и по
отношению друг к другу, подробнее говоря
муж и сестра расположились рядом с
кружком «Я» это является тем, что эти
члены семьи оказывают наибольшую
поддержку и существует крепкая родственная
связь, в отличии от матери и брату т.к,
они расположены в самом низу в некой
дистанции не приближенной ко всем
другим, удаленность одного кружка от
других может говорить о конфликтных
отношениях в семье, эмоциональном
отвержении.
Мама
Я
Муж
Сын
сестра
Брат
Семейная социограмма | iFREEstore
«СЕМЕЙНАЯ СОЦИОГРАММА»
Тип методики: проективный, психодиагностический
Автор: Э. Эйдемиллер
Цель применения: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникации в семье.
Материал: лист бумаги с нарисованной окружностью диаметром 11-12 см.
Процедура: раздать бланки; объяснить задание; следить, чтобы в процессе работы члены семьи не видели рисунков друг друга.
Инструкция: «Перед вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их имена»
Краткая характеристика:
1 и 2 испытуемые являются парой
1 испытуемый
пол: жен
возраст: 21 год
время проведения: 21:00
место проведения: домашняя, спокойная обстановка дома у испытуемой
2 испытуемый
пол: муж
возраст: 20 лет
время проведения: 21:00
место проведения: домашняя, спокойная обстановка дома у испытуемого
Обработка полученных данных:
1 испытуемый
Число членов семьи, изображенных на рисунке — 14 (семья родителей девушки, семья молодого человека и их будущая семья).
Семья родителей испытуемой изображена ближе к ее кружочку, чем семья родителей ее молодого человека).
Самым большим кружком на рисунке изображена сама испытуемая, максимально близко к ней изображен кружок ее молодого человека. Так же на рис. изображены планируемые дети будущей семьи.
2 испытуемый
Число членов семьи, изображенных на рисунке — 11 (семья родителей, семья девушки и их будущая семья).
Семья родителей испытуемого изображена к кружочку испытуемого более близко, чем семья родителей девушки испытуемого.
Самым большим кружком на рисунке изображен сама испытуемый, максимально близко к нему изображен кружок его мамы и его девушки. Так же на рис. изображен друг испытуемого, который так же является женихом старшей сестры. Маленькие братик и сестра изображены ниже старших членов семьи.
Интерпретация результатов:
1 испытуемый
Число членов семьи испытуемой соответствует реальному составу семьи — бабушка, мама, папа и брат. Так же как и изображенный состав семьи со стороны молодого человека соответствует реальному. Изображенные будущие дети говорят о том, что испытуемая думает о будущем зарождающейся семьи.
Семья родителей испытуемой изображена ближе к ее кружочку, чем семья родителей ее молодого человека), это говорит о том, что нет сильной эмоциональной связи с членами этой семьи и нет тесного общения.
Самым большим кружком на рисунке изображена сама испытуемая, возможно говорит о том, что испытуемая является центром внимания, организатором какой-либо деятельности в семье. Максимально близко к ней изображен кружок ее молодого человека, что говорит о довольно сильной эмоциональной связи и близком общении.
В перспективе взаимоотношений, согласно делению круга семья молодого человека.
В зоне активных отношений находятся отношения испытуемой и ее молодого человека.
Беседа с испытуемой подтвердила анализ полученных данных.
2 Испытуемый
Число членов семьи родителей соответствуем реальному их количеству (мама, папа, две сестры и братик), число членов семьи девушки так же соответствует их реальному составу.
Семья родителей испытуемого изображена к кружочку испытуемого более близко, чем семья родителей девушки испытуемого. Особо значимыми для испытуемого являются взаимоотношения с его мамой и с его второй половинкой. Наиболее натянутые взаимоотношения у испытуемого с его папой.
Самым большим кружком на рисунке изображен сама испытуемый, что говорит о его завышенной самооценке.
Так же на рис. изображен друг испытуемого, который так же является женихом старшей сестры, таким образом испытуемый воспринимает его как члена семьи. Маленькие братик и сестра изображены ниже старших членов семьи.
Беседа с испытуемым подтвердила полученные данные.
Семейная социограмма — Студопедия
Впервые эта методика была опубликована Э. Г. ЭйдемиллероМ [Эйдемиллер Э. Г., 1994]. Правда, в дальнейшем он не помещал ее в свои более поздние книги по семейной терапии.
Цель рисуночной методики «Семейная социограмма» — выявить положение субъекта в системе межличностных отношений И определить характер коммуникаций в семье.
Тестовый материал
Бланк формата А4 с нарисованным в середине кругом диаметром 80 мм.
Инструкция
Перед Вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их имена.
Примечание. Члены семьи выполняют задание, не советуясь друг с другом.
Критерии оценки результатов
1. Число членов семьи, попавших в площадь круга:
, — «забывает» нарисовать какого-либо члена семьи — конфликтные отношения;
-дорисовывает кого-то из посторонних лиц, животных, любимые предметы — принятие их в качестве полноправных членов семьи.
I 2. Величина кружков:
I -относительно большой кружок «Я» — достаточная или завышенная самооценка;
|~ относительно маленький кружок «Я» — пониженная самооценка;
к — большой кружок какого-либо члена семьи — большая значимость его в глазах испытуемого;
— маленький кружок какого-либо члена семьи — маленькая
Значимость его в глазах испытуемого.
Щ3. Расположение кружков относительно друг друга:
I’-кружок «Я» в центре — эгоцентрическая направленность личности;
■К кружок «Я» внизу или в стороне от других кружков — переживание эмоциональной отверженности;
| — большой кружок в центре или вверху — наиболее значимый ^ен семьи.
I 4. Дистанция между кружками:
| ~ удаленность одного кружка от другого — конфликтные отношения в семье, эмоциональное отвержение;
— «слипание», наслаивание кружков друг на друга — недиффе-
•^НЦированность «Я» у членов семьи, наличие симбиотических
;Св«зей.
МЕТОДИКИ, ИМЕЮЩИЕ СВЯЗАННЫЕ ДРУГ
С ДРУГОМ ШКАЛЫ (ФОРМЫ) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
И ДЛЯ ДЕТЕЙ
Семейные социограммы
Стенограмма презентации
Slide 1
Семейные социограммы Linda Zimmerman Oakton Community College
Slide 2
Социограмма Объяснение Социограммы: поговорите с примерами связей и подгрупп внутри собрания, поговорите с общим объединением собрания
Слайд Like 3
Sociogram Не нравится DABEC
Slide 4
Представления социограммы Нравится Не нравится DAB Можете ли вы распознать? Изолятор Лидер Любая сплоченность альянсов (высокая, средняя или низкая) EC
Слайд 5
Представления социограммы, такие как неприязнь к DAB Изолировать = D Лидер = Альянсы = A & B, C и E Сплоченность (высокая, средняя или низкая) EC
Slide 6
Создайте социограмму Нарисуйте свою семейную социограмму.Для начала установите на бумаге место наведения, чтобы поговорить с каждым членом вашей семьи. Дайте каждому кружку имя (мама, папа, Боб, Салли, бабушка и т. Д.)
Slide 7
Создание социограммы Каковы связи между населением в целом в этой семье? Притяните болты, чтобы показать, кто хочет быть рядом с кем? Какого человека больше всего нравится каждому из населения в целом? С кем они не сосуществуют? Используйте затенение, чтобы выразить отвращение. Нарисуйте свои болты с точки зрения каждого человека.Какие организации вместе?
Slide 8
ОЦЕНКА СОЦИОГРАММЫ Ответьте на следующие вопросы: Какие круги вы нарисовали первыми? Как размеры кружков контрастируют друг с другом? Кто крупнее, а кто моложе? Как вы думаете, почему вы их так нарисовали? Как круги связаны друг с другом (близко, далеко, сверху, снизу или рядом друг с другом)? Вы что-нибудь удалили или преобразовали, почему?
Слайд 9
ОЦЕНКА СОЦИОГРАММЫ 5.Держите рисунок на осторожном расстоянии, прищуривайте глаза и внимательно смотрите на него. Есть ли что-нибудь важное, о чем вы не говорили заранее, но теперь принимаете к сведению? 6. Кто самый известный (пионер)? 7. Кто является наименее распространенным (отдельным)? Отдельное лицо также может быть заменой семьи. 8. Что представляют собой настоящие организации вместе? (Кто как один?) 9. Есть ли в семье какие-то подгруппы? 10. У этой семьи высокий, средний или низкий союз? 11. Как бы вы относились к социограмме своей семьи? 12.Что, на случай если что-нибудь, вы узнали?
Slide 10
Дополнительное домашнее задание Попросите людей из вашей семьи нарисовать свое собственное представление социограммы, не видя сначала вашу. Работают ли адаптации других людей с вашим исполнением? Зачем? Почему нет? Что вы поняли? Подумайте об одном отрывке.
.
примеров социограмм | Социограмма Maker
Дополнительные примеры и шаблоны социограмм
Creately поможет вам в этом с
Готовые шаблоны для создания социограмм
Простые инструменты рисования и построения диаграмм для понимания социальных отношений
Делитесь с другими в вашей команде для совместной работы в реальном времени и группового редактирования
Экспортируйте схему как высококачественные изображения или PDF-файлы для включения в презентации PowerPoint и документы Word.
Руководство и передовой опыт
Социограмма наглядно отображает отношения внутри группы людей.Это помогает понять динамику в группе.
Как создать социограмму
- После того, как вы определили группу для анализа, попросите каждого в группе назвать еще двух человек, с которыми они хотели бы работать. Это должно быть конфиденциально.
- Используя шаблон социограммы от Creately, вы можете начать визуализацию данных. Используйте круги, чтобы разместить имена участников группы.
- Отметьте стрелками, кто с кем любит работать. Вы можете использовать круги разных размеров, чтобы обозначить степень популярности людей.
- Начните анализировать шаблоны. Кто был изолирован? Или не был выбран никем или был выбран только другим изолятом?
- Определите, есть ли какие-то различия между девочками и мальчиками. Еще одна динамика, на которую нужно обратить внимание, — это клики или группы из 3-4 человек, которые только выбирают друг друга и исключают других.
- А еще есть звезды, самые популярные личности, с которыми каждый хотел бы работать.
- Creately предлагает предварительно заданные цветовые темы, которые вы можете использовать, чтобы выделить эту динамику на своей социограмме. Используйте их, чтобы подготовить свои диаграммы к презентации.
- Вы можете загрузить свою социограмму в виде SVG-изображений и изображений или поделиться ими с другими с помощью ссылки для общего доступа к диаграмме с правами редактирования или просмотра.
Больше шаблонов и визуальных идей для визуализации социальных отношений
Работает с любимыми инструментами
Продуманная интеграция с платформами, которые вы используете каждый день
.
PPT — Семейная социограмма в PowerPoint презентации | бесплатно для просмотра
PowerShow.com — ведущий веб-сайт для обмена презентациями и слайд-шоу. Независимо от того, является ли ваше приложение бизнесом, практическими рекомендациями, образованием, медициной, школой, церковью, продажами, маркетингом, онлайн-обучением или просто для развлечения, PowerShow.com — отличный ресурс. И, что лучше всего, большинство его интересных функций бесплатны и просты в использовании.
Вы можете использовать PowerShow.com, чтобы найти и загрузить примеры онлайн-презентаций PowerPoint ppt практически на любую тему, которую вы можете вообразить, чтобы вы могли узнать, как улучшить свои собственные слайды и
презентации бесплатно.Или используйте его, чтобы найти и загрузить высококачественные практические презентации PowerPoint ppt с иллюстрированными или анимированными слайдами, которые научат вас делать что-то новое, также бесплатно. Или используйте его для загрузки собственных слайдов PowerPoint, чтобы вы могли поделиться ими со своими учителями, классом, студентами, руководителями, сотрудниками, клиентами, потенциальными инвесторами или всем миром. Или используйте его для создания действительно крутых слайд-шоу из фотографий — с двухмерными и трехмерными переходами, анимацией и музыкой на ваш выбор — которыми вы можете поделиться с друзьями на Facebook или в кругах Google+.Это тоже бесплатно!
За небольшую плату вы можете получить лучшую в отрасли конфиденциальность в Интернете или публично продвигать свои презентации и слайд-шоу с высокими рейтингами. Но в остальном это бесплатно. Мы даже преобразуем ваши презентации и слайд-шоу в универсальный формат Flash со всей их оригинальной мультимедийной красотой, включая анимацию, эффекты перехода 2D и 3D, встроенную музыку или другой звук или даже видео, встроенное в слайды. Все бесплатно. Большинство презентаций и слайд-шоу на PowerShow.com доступны для просмотра, многие даже можно бесплатно загрузить. (Вы можете выбрать, разрешить ли людям загружать ваши оригинальные презентации PowerPoint и слайд-шоу из фотографий за плату или бесплатно или вовсе.) Посетите PowerShow.com сегодня — БЕСПЛАТНО. Здесь действительно каждый найдет что-то для себя!
презентации бесплатно. Или используйте его, чтобы найти и загрузить высококачественные практические презентации PowerPoint ppt с иллюстрированными или анимированными слайдами, которые научат вас делать что-то новое, также бесплатно. Или используйте его для загрузки собственных слайдов PowerPoint, чтобы вы могли поделиться ими со своими учителями, классом, студентами, руководителями, сотрудниками, клиентами, потенциальными инвесторами или всем миром.Или используйте его для создания действительно крутых слайд-шоу из фотографий — с двухмерными и трехмерными переходами, анимацией и музыкой на ваш выбор — которыми вы можете поделиться с друзьями на Facebook или в кругах Google+. Это тоже бесплатно!
За небольшую плату вы можете получить лучшую в отрасли конфиденциальность в Интернете или публично продвигать свои презентации и слайд-шоу с высокими рейтингами. Но в остальном это бесплатно. Мы даже преобразуем ваши презентации и слайд-шоу в универсальный формат Flash со всей их оригинальной мультимедийной красотой, включая анимацию, эффекты перехода 2D и 3D, встроенную музыку или другой звук или даже видео, встроенное в слайды.Все бесплатно. Большинство презентаций и слайд-шоу на PowerShow.com можно бесплатно просматривать, многие даже можно бесплатно загрузить. (Вы можете выбрать, разрешить ли людям загружать ваши оригинальные презентации PowerPoint и слайд-шоу из фотографий за плату или бесплатно или вовсе.) Посетите PowerShow.com сегодня — БЕСПЛАТНО. Здесь действительно каждый найдет что-то для себя!
.
PPT — Добро пожаловать на семинар по семейному стратегическому партнерству. Презентация PowerPoint справочной группы Cumbria CHYPF
Добро пожаловать на семинар по семейному стратегическому партнерству Референс-группа Cumbria CHYPF
Стратегическое партнерство семей • Четыре партнерские организации работают амбициозно, чтобы обеспечить волонтерский и общественный сектор находятся в авангарде предоставления и формирования услуг, а также влияния и информирования политики.Дети Барнардоса, Англия, Институт семейного воспитания, Действия для семей заключенных
Перестановки в кабинете министров • Тим Лоутон потерял работу в качестве заместителя государственного секретаря парламента по делам детей и семей • Сара Титер оставила свою должность государственного министра по делам детей и семьи • Дэвид Лоуз будет государственным министром по делам школ совместно с кабинетом министров • Лорд Хилл из Орефорда будет заместителем государственного секретаря по школам
Перестановки в кабинете • Эдвард Тимпсон будет депутатом Заместитель государственного секретаря по делам детей и семьи • Элизабет Трасс будет заместителем государственного секретаря парламента по вопросам образования и ухода за детьми • Мэтью Хэнкок будет заместителем государственного секретаря парламента по вопросам профессиональных навыков в совместной роли с Департаментом бизнеса, инноваций и профессиональных навыков
Некоторые вещи меняются — команда министров • Депутат Дэвида Лоуса, государственный министр (школы) • Обязанности включают: • Надбавка для учащихся, повышение успеваемости, сокращение разрыва • Учителя • Улучшение школы, подотчетность, инспектирование • Финансирование • Член парламента Элизабет Трасс, заместитель государственного секретаря парламента (образование и уход за детьми) • Обязанности включают: • Уход за детьми и раннее обучение • Поведение, посещаемость • Обзор школьного питания • Сокращение бюрократии • Член парламента Эдвард Тимпсон, депутат парламента, заместитель государственного секретаря (дети и семьи) • Обязанности включают • Усыновление, воспитание и реформа дома-интерната • Защита детей • Особые образовательные потребности • Услуги для детей и молодежи
Текущие ключевые проблемы • Реформы в первые годы жизни • Ваучеры для родителей • Трудные семьи • Реформа пособий • Меры жесткой экономии • Целевые не универсальные
Ранняя реформа — Право на уход за детьми в возрасте 2 лет на 130 000 мест по всей стране — введена новая структура Ofsted — квалификация 3-го уровня минимальна (ответ на консультацию Кэти Нутбраун состоится позже в этом году) — Правительство выделило 100 миллионов фунтов стерлингов на финансирование ухода за детьми.= Более качественное дошкольное образование / уход для некоторых из наших наиболее уязвимых
Ваучеры для родителей • Пилоты в Мидлсбро, Дербишире и Камдене • Пробные ваучеры для родителей на курсы для родителей • Универсальное предложение • Все курсы должны быть аккредитованы
Повестка дня для проблемных семей 120 000 из наиболее «неблагополучных» семей Несмотря на терминологию, реальная возможность разорвать порочный круг Беспорядки, новое подразделение DCLG Все Лос-Анджелесы имеют свои номера, назначенные координаторы сделали процесс PbR (40/60) Некоторые экзамены VCSE реализует эту повестку дня, Tyne Gateway
Benefit Reform • возможность упростить систему льгот и убедиться, что она окупается
Мера жесткой экономии • Национальные сокращения, влияющие на местные расходы, сокращение штата, сокращение услуг.VCSE делает больше за меньшие деньги. Отчет Perfect Storms. • Результаты выше означают, что наши официальные партнеры могут предоставлять только обязательные услуги в рамках своего бюджета.
.