Социальные группы и их классификация: Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп / Справочник :: Бингоскул

Содержание

Социальные группы и их классификация.

Социальная группа — это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления. В приведенном определении наше внимание акцентируется на том, что для возникновения группы необходима внутренняя организация, цель, конкретные формы социального контроля, образцы деятельности. При этом организация группы может быть формальной или неформальной в зависимости от ее целей и задач. С этим, как правило, связаны и принципы обособления группы.

      Наряду с анализом уровня формализации групп рассматривается и их классификация. Например, по степени приближенности к человеку и влияния на него группы делятся на первичные и вторичные.

     Первичная — это, как правило, небольшая группа, члены которой хорошо знают друг друга или большинство из ее представителей. Такая группа оказывает весьма сильное влияние на человека, входящего в ее состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга.

     Вторичная группа более многочисленна и может иметь в своем составе одну или несколько первичных групп. Степень влияния такой группы на индивидов может различаться в зависимости от того, насколько сильно интериоризованы групповые ценности представителем группы.

     Примером первичной группы является семья, группа ваших друзей и т. д. К вторичным группам можно отнести коллектив курса студентов, политическую партию, к которой вы принадлежите, и др.

     Большинство первичных групп, по мнению социологов, являются неформальными, а вторичных — формальными. Однако однозначность оценок может послужить причиной ошибок в социальной диагностике групп. Например, друзья с вашего учебного курса, являясь первичной группой, в то же время будут группой формализованной.

     Разные исследователи выделяют различные характеристики групп. Но в этом многообразии есть и общие групповые черты, подчеркнутые Н. Смелзером. Какие же это черты?

  • Во-первых, способ взаимодействия между ее членами: «члены группы не должны общаться с не входящими в группу в той же манере, что и со «своими», а том более это относится к представителям соперничающих групп».
  • Во-вторых, членство в группе определяет чувство принадлежности к ней. Часто это усиливается и какими-либо внешними символами, например, у «металлистов» — огромным количеством металла на одежде в виде цепей, значков, бляшек и т. д. Эта символика может служить наряду с духовными факторами группового единства дополнительным признаком идентификации с точки зрения посторонних — «чужих». Следовательно, наряду с общими, характерными для всех социальных групп показателями, существуют и специфические, отражающие характеристики определенного класса групп.

Классификация групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного группового образования.

    В социологической литературе существует множество разнообразных классификаций групп. Американский социолог Е. Юбэнк собрал и проанализировал типы классификаций групп, имеющих место в американской научной литературе. С точки зрения методологии и методики, классификация представляет собой вычленение из статистической целостности (универсума) социальных групп таких, которые имеют одинаковые (в определенном значении) характеристики, выбранные исследователем, например этические. Следовательно, классификацию можно интерпретировать как «распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. При этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы, подгруппы, которые можно выделить в больших социальных группах.

     Проведенный Юбэиком анализ позволил ему разработать семь основных признаков классификации:

  • на основе этнической или расовой принадлежности;
  • на основе уровня культурного развития;
  • на основе типов структуры, существующей в группах;
  • на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях;
  • на основе преобладающих типов контактов между членами группы;
  • на основе различных видов связей, существующих в группах;
  • на других принципах.

         Основания классификации зависят от цели исследования, которая, как правило, содержится в классификации лишь имплицитно (скрыто).

         Разнообразие исследовательских интересов делает невозможным описание всех имеющихся в научном обиходе оснований классификации социальных групп. Однако наиболее репрезентативные группы необходимо рассмотреть. К таким типам относятся «малые группы».

    Малые группы.

     Почему ученые придают такое большое значение изучению малых групп? Если представить себе, что численность населения нашей планеты превышает 6 миллиардов человек, и каждый из нас принадлежит не к одной, а к нескольким малым группам, то станет понятным, почему научный мир заинтересовался этим феноменом. Но дело не только в количественном показателе этого явления, но и в той социальной силе, с которой группа действует на своего члена. Малую группу можно определить как психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Признак группы состоит, прежде всего, в том, что изменение одной части группы изменяет состояние всех других частей.

     Среди основных особенностей малой группы обычно выделяют:

  • прямой или косвенный контакт между составляющими группу индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние;
  • наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств;
  • внутригрупповую распределённость функций и социальных ролей;
  • общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения;
  • определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времена.

         Личностные особенности группового взаимодействия также являются важной детерминантой групповой динамики. Несмотря на то, что малая группа представляет собой целостную социальную систему, каждый из членов группы в той или иной мере влияет на внутригрупповые отношения, что может способствовать их дальнейшей гармонизации или, наоборот, вести к социальной дисгармонии и конфликту. Последний может стимулировать распад группы.

         Каждый из нас входит одновременно в огромное число формальных и неформальных групп, в которых мы занимаем различный социальный статус: от лидера до простого члена группы. Следовательно, один и тот же человек в разных группах может выполнять различные функции и роли, что определяется типом личности и типом данной группы, ее целевыми установками.

         Групповые взаимодействия охватывают всю систему жизнедеятельности личности. В одни группы мы входим по социальному долгу, обязанности, возможностям обеспечить свои материальные потребности, в другие — по духовным, интеллектуальным соображениям, чтобы удовлетворить свои эмоциональные и духовные интересы. Именно эта всеобъемлющая роль социальных групп в жизнедеятельности человека и общества стимулирует потребность их научного исследования.

         Американский социолог, исследователь малых групп Т. М. Миллз предлагает выделить четыре направления, определяющие изучение малых групп.

         Прагматическое направление. Процессы, происходящие в группах, имеют первостепенное значение для истории общностей, а их динамика воздействует на образ жизни и быт людей. Например, группа политических лидеров может принудить всю нацию изменить социально-экономический путь страны.

         Социально-психологическое направление. Малая группа представляет собой поле столкновения социальных и индивидуальных давлений, под которыми постоянно находится индивид. Поэтому малая группа является благоприятной основой для наблюдения за характером этих взаимодействий. Научный анализ позволяет выявить общие законы такого механизма, а значит, предвидеть характер группового поведения.

         Социологическое направление. Непосредственно призвано реализовать задачу познания процессов и явлений, происходящих в малых группах, на основании научной методологии, теории и методов эмпирического анализа. В рамках научных исследований решаются вопросы новых концепций, отвечающих изменениям, происходящим в социальной реальности.

        Четвертое направление более претенциозно. Малые группы представляют собой социальные системы особого типа — микросистемы. В определенной мере в них в миниатюре представлены все социетальные черты: лидерство, разделение труда, система символов, способы взаимодействий, иерархия престижа, идеология, мифы, традиции и т. д. Поэтому изучение малых групп дает возможность строить теоретические модели общества.

        Основоположником учения о малых группах считают американского социолога Ч. Х. Кули, который в начале XX века ввел понятие «первичная группа». Его концепция до сих пор является классической теоретической основой для анализа малых групп. Последние он классифицировал как первичные группы, понимая под ними такие, которые характеризуются тесными взаимными контактами «лицом к лицу», интимными связями.

         Американский социолог Э. Шилз (р. 1911) выделяет три типа таких малых первичных групп. «Первоначальные группы», имеющие прочные, долголетние связи и традиции. К этим группам индивид может принадлежать независимо от его желаний. Примером такой группы является семья. «Личные группы», группы друзей, основывающиеся на взаимной симпатии. Такие группы создаются на базе личных потребностей в объединении. «Идеологические группы», объединяют людей с общими ценностями.

         Следовательно, малые первичные группы могут иметь различные основания для объединения, однако люди, принадлежащие к таким группам, должны обязательно сами участвовать в их деятельности, в какой-то мере реализовывать общие цели, поддерживать друг друга.

        Данное понятие малой первичной группы (как и его содержание) является в западной социологии общепринятым и широко используется в различных научных исследованиях. Содержательная сторона классификации малых групп наиболее цельно представлена в работе М. Шоу «Групповая динамика».

        Проанализировав более полутора десятков определений малой социальной группы, М. Шоу классифицировал их по следующим основаниям:
  • с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом;
  • с точки зрения мотивации членов группы;
  • с точки зрения групповых целей;
  • с точки зрения организационных (структурных) характеристик группы;
  • с точки зрения взаимозависимости;
  • с точки зрения характера взаимодействия членов группы.

Размеры малой группы.

    Вопрос о размерах малых групп традиционно обсуждается в социологии . Как правило, говорят о континууме: верхнем и нижнем пределах группы.

    Значительное число отечественных ученых-психологов (К. К. Платонов, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская) сходятся на том, что нижним пределом группы является диада (два человека), хотя в научной литературе высказывается мнение, что группа начинается только с триады (три человека) . Последнее связывается с тем, что диада не может претендовать на роль универсальной модели малой группы, представляя собой лишь одну из разновидностей последней.

     Верхний предел малой группы колеблется (по различным источникам) от той же триады до 35-40 человек. При этом ученые справедливо обращают внимание на факт достаточно ограниченного характера внутригрупповых отношений в больших по численности группах.

     Чтобы поставить эту дискуссию на более научную основу, проанализируем содержательную сторону понятий «большая» И «малая» социальные группы.

     Описывая большие социальные группы (например, этнические или расовые), мы подразумеваем их многочисленность, при которой люди, принадлежащие к данной группе, чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов. Это могут быть десятки и сотни тысяч человек, живущих на больших территориях. Такие социальные группы отождествляются с понятием общности или даже общества, как это представлено в социометрической теории.

     Что касается малой группы, то независимо от того, является ли она первичной или нет, между ее членами существует особого рода социальная связь, предполагающая частый личный, непосредственный, заинтересованный контакт между всеми членами группы. Такой контакт возможен только в сравнительно небольших по объему группах, а поэтому частые межличностные контакты в группах по 17-20, а особенно 35-40 человек кажутся маловероятными или редкими. В частности, исследования, проведенные отечественными социологами, показали, что неформальные молодежные группы подростков насчитывают от 2-3 до 8 человек (примерно 70 % групп) и от 8 до 12 человек (около 30 % групп).

     К малым социальным группам могут принадлежать и высоко формализованные целевые объединения (целевые группы), например бригада на производстве. Последняя также варьируется в размерах от 5-8 до 16-18 человек. Однако даже в этом случае групповые контакты утрачивают некоторые свойства малой группы. В частности, постоянство связей между членами группы и взаимовлияние друг на друга. Исследования также показывают, что в группах более семи человек часто происходит «разделение» на подгруппы, т. е. выделяются и объединяются лица, преследующие свои, отличные от целей группы, интересы. Это может привести к распаду группы.

     Следовательно, будет естественным признать, что верхним пределом малой группы является объединение 5- 7 человек.

     При обсуждении проблемы размеров малой группы ряд исследователей обращают внимание на то, что этот социальный факт связан с реализацией группой своих целей и функций. Г. М. Андреева указывает, что «если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как верхний». Если рассматривать малую группу как формальное целевое образование для выполнения конкретной деятельности, то с утверждением известного отечественного психолога надо согласиться.

      Однако система внутригрупповых отношений в целевых формальных группах — организациях строится чаще всего не на групповых интересах и предпочтениях, а на внешних для группы законодательных предписаниях, невыполнение которых может повлечь увольнение человека с работы, т. е. насильственную изоляцию от группы. Признаками формальной группы будут: заданная чаще всего извне рациональная цель, предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушение их выполнения, четко сформулированная социально-профессиональная структура, определяемая формальными отношениями, обусловленными должностным статусом человека, а не личными качествами и интересами, которые часто могут существенно отличаться от интересов организации и ее целей.

     Следовательно, можно утверждать, что необходимы дальнейшие исследования и существенные уточнения характеристик формальных и неформальных групп, выявление как общих, так и специфических особенностей тех и других. Тем более, что сами понятия «формальные» и «неформальные» группы также трактуются учеными весьма многозначно.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

социальные группы и их классификация


Уроки Социальные группы и их классификация.


 


Цели и задачи:


объяснить понятия и термины: «социальная группа», «условная группа», «референтная группа»; ознакомить с особенностями социальной группы, в том числе малой; описать виды групп; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы; рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.


 


Кодификатор по обществознанию 2016: Социальные группы


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Профильный уровень: Социальные группы, их классификация.


Оборудование: схемы, пакет заданий ЕГЭ.


Ресурсы:  учебник / Под ред. Боголюбова Л Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. Профильный уровень. 11 кл.- Просвещение, 2012. Комплект


Tип урока: комбинированный урок.


 


Ход урока


I. Организационный момент


Человек – существо социальное. Вся его жизнь протекает среди людей. Самочувствие человека, его удовлетворенность жизнью во многом определяется его положением в тех группах, в которых он существует. Именно они оставляют большой след в жизни человека. Что же они собой представляют?


Тема урока: «Социальные группы и их классификация».


В сильном классе предлагаю  выполнить задание на составление сложного плана по заданной теме №28 ( учащимся предлагается подготовить развернутый ответ по теме «Социальные группы и их классификация».. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех


пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.) Поскольку учащиеся не могут выполнить данное задание полноценно, нет необходимых знаний, им предлагается разделить лист на две части: в левую они вносят формулировки пунктов простого плана, а справа, в конце уроков, они внесут  дополнения, в том числе и подпункты.


ИЛИ  учитель предлагает план сам.


 


Мы рассмотрим следующие вопросы:


1. Что такое «социальная группа»


2. Критерии социальных групп.


3. Признаки социальной группы


4. Функции социальной группы


а) Социализация;


б) Осуществления той или иной деятельности людей;


в) Удовлетворения потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;


г) Интегративная


5. Классификация групп.


А) Большие группы


Б) Малая группа.


В) Референтные группы.


6. Социальные группы в современном обществе.


II. Изучение нового материала


1. Что такое «социальная группа».


 Итак, связующим звеном между человеком и обществом является СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.


А какие ассоциации возникают у вас с этим термином. Техника «Ассоциации» (как вариант составление определения в парах). Учитель зачитывает определение из словаря.


Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный статус и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре обществе» разделения труда. (Данный вариант задания, используемый в системе на уроках, позволяет качественно подготовить учащихся к выполнению задания №25 ЕГЭ)

 


2.  Критерии социальных групп.


В целом под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям.


Такими критериями являются:


 


3. Признаки социальной группы.


 Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс».  Для возникновения же группы необходимы определенные условия.


 Класс устно работает  с  заданиями  к  документу «Принадлежность к группе» (учащиеся подчеркивают карандашом ответы непосредственно в тексте).  Выполняются:


№21— задание на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, задание №22-преобразующее воспроизведение и интерпретацию отдельных фрагментов и положений текста без привлечения контекстных знаний.


Прочитайте текст и выполните задания.


21.   Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.      


22.    Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.


 В тетрадь записываются признаки социальной группы:


  1. наличие внутренней организации;

  2. общая (групповая) цель деятельности;

  3. групповые формы социального контроля;

  4. образцы (модели) групповой деятельности;

  5. интенсивные групповые взаимодействия.


 


4.Функции социальных групп.


Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Следует выделить такие функции групп:


  1. Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

  2. Осуществления той или иной деятельности людей;

  3. Удовлетворения потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

  4. Интегративную


III.Первичное закрепление пройденного материала.


Работа с  заданиями  №23  к документу  «Принадлежность к группе». №23— задание на характеристику текста и интерпретацию содержания с опорой на собственные знания.


 


 


5. Классификация групп.


Как уже было сказано  ранее, принадлежность  к группе является значимой для человека. Он может входить сразу в несколько групп. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях.


В каждом обществе таких объединений множество.


Выделяются большие, средние и малые группы.


В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.


К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).


К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.


Среди всех социальных групп особое место занимают так называемые статусные группы – классы, слои и касты. Эти большие группы, возникшие на основе социального неравенства, обладают (за исключением каст) низким внутренним социальным контролем, который, тем не менее, может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежности к статусной группе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы. С уменьшением группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей. Это происходит потому, что с уменьшением размера группы увеличивается число межличностных взаимодействий. Наиболее значимые в жизни человека группы – малые группы. С малыми группами человек связан с момента своего рождения. Именно здесь человек:


• получает информацию о мире;


• строит свои отношения с другими людьми;


• организует свою деятельность.


Через малую группу человек познает ценности и нормы, которые формируются в обществе. Именно поэтому это очень интересная тема. Рассмотрим ее.


Воздействие малой группы на человека


Класс делится на 2 группы. Одна из них предлагает аргументы в пользу позитивного воздействия на человека малой группы, вторая – негативного.  (№24— задание, требующие выражения своего собственного мнения и его аргументации).


Как вариант, можно поработать с заданием №24  к документу  «Принадлежность к группе» и самостоятельно вычленить позитивное влияние группы в формировании «Я- концепции», а негативное записать совместно.  Составляем таблицу




Позитивное


 


Негативное


  • Отношения, складываю­щиеся в группе, приуча­ют человека выполнять существующие социаль­ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью

  • В группе человек совер­шенствует свои коммуни­кативные умения

  • От членов группы чело­век  получает  информа­цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя

  • Группа дает человеку уверенность в себе, снаб­жает его системой поло­жительных эмоций, не­обходимых для его раз­вития


  • Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от­дельных ее членов в ущерб ин­тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм

  • • Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен­ных творческих личностей: их оригинальные  идеи  отверга­лись   большинством   потому, что были непонятны, а сами не­ординарные личности сдержи­вались, подавлялись в своем развитии, преследовались

  • • Иногда человек идет на внут­ренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно рас­ходясь в мнениях с окружаю­щими людьми, тем не менее со­глашается с ними, исходя из каких-либо соображений


 


Для более эффективной работы разобьемся на группы:


Группа 1 работает с п. 1 «Что такое «малая группа»» § 34.


Группа 2 работает с п.2  Виды малых групп § 34.


Группа 3 работает с заданиями ЕГЭ №21-24 документа «Типы социальных групп».


Вопросы и задания для группы 1


 1. Что такое «малая группа»? 2. Какими характеристиками обладает малая группа?


3. Назовите главную характеристику малой группы.


4. Проанализируйте ее количественный состав.


5. Каким образом в группе возникают эмоциональные отношения?


6. Чем руководствуются группы в повседневной жизни?


7. Дайте характеристику малой группе как системы.


8. В чем особенности малой группы?


Доп.задание (если позволяет время) – 9. Лингвистический конструктор. Составьте схему «Что такое «малая группа?»»


Вопросы и задания для группы 2


1. Выделите и охарактеризуйте различные виды малых групп.


2. Составьте таблицу «Классификация малых групп».


 Группа 3 работа с заданиями ЕГЭ №21-24 документа «Типы социальных групп».


 Обсуждение.


IV.Первичное закрепление пройденного материала.


Задание ЕГЭ №25 на закрепление материала.  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о малой группе.


 


6. Социальные группы в современном обществе.


Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире – среднего класса.


 


V. Закрепление  изученного материала.


Работа с тестом. Самоконтроль. Ответы на слайде либо на доске.


 


VI. Итог урока.  Таким образом, несмотря на то, что реальное общество со­ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта­ми общественных отношений являются социальные группы.


VII. Инструктаж по выполнению Д/З.


Обязательная часть: выучите § 34, выполните задания.


Дополнительная часть на выбор:


Задание №27: раскройте на трех примерах многообразие критериев выделе­ния социальных групп.


Задание №29: напишите эссе по предложенному ниже высказыванию, изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении


курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.


«Статусные группы  выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М.Вебер)


 


 


Литература.


Учебник / Под ред. Боголюбова Л Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. Профильный уровень. 11 кл.- Просвещение, 2011. Комплект


Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 10 класс: Профильный уровень. К учебнику «Человек и общество. Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.М.: ВАКО, 2008.


Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс: Профильный уровень. – М.: ВАКО, 2009


Радугин А. А., Радугин К. А. Социология.— М.,  1995. Социология/Под ред. Э. В. Тадевосяна.— М.,  1995.


sandbox.openclass.ru›wiki-lessons/69434


humanitar.ru›Социальные группы


ru.wikipedia.org›Социальная группа


ЕГЭ-2015. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ. Сергей Владимирович Шевченко, П. А. Баранов Издательство: АСТ.М:2015


ЕГЭ2014. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий. Котова О.А., Лискова Т.Е. Издательство: АСТ.М:2014


Приложения.


Прочитайте текст и выполните задания ЕГЭ №21-22.


Принадлежность к группе.


В социальной психологии под группой понимается двое или более ин­дивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в опреде­ленной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом…


Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Преж­де всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или со­циальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, пережи­вании чувства принадлежности; Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Пона­чалу вы бы не возражали прочив этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.


Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осу­ществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить зада­чи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном слу­чае были бы для нас недоступны…


Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я – концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым чело­век смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».


Р. Бэрон


21.   Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.      


22.    Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.


23. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.


24. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я- концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществознания.


 


Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.


Типы социальных групп.


 


Референтная группа – социальная группа, на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве референтной группы могут выступать различные социальные общности – от семьи до класса. Как правило, референтной группой  становится та, к которой индивид принадлежит сейчас, принадлежал ранее или хотел бы принадлежать. При этом группы делятся на два типа – «компаративные», то есть представляющие стандарт, своеобразное мерило, с помощью которо­го личность оценивает себя и других, и «нормативные», играющие роль регулятора поведения. Теория «нормативной» группы рассматривает референтные группы как любые коллективы, ре­альные или воображаемые, с которыми индивид соотносит свое поведение и будущее. В теории же Дж. Мида, человек, стремясь обрести внутреннее единство, соотносит себя с определенной социальной группой, которая и будет выполнять для – него роль референтной группы.


(Современная западная социология. М., 1990)


 


21. Укажите любые два из приводимых в тексте толкования референтной группы.


22. В чем, по мнению автора, важность референтной группы для человека?


23. Опираясь на знание курса, укажите социальную проблему, которая возникает при несовпадении группы, к которой человек принадлежит, и его референтной группы.


24. Приведите три примера референтной группы и ее влияния на личность.


 


Тест.


1. Верны ли следующие суждения о социальных группах? А. Любая социальная группа – это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей.


Б. Одним из критериев различения в обществе больших социальных групп является размер богатства и форма получения дохода.

20.Социальные группы и общности. Классификация социальных групп.

Социальная
группа — это совокупность людей, которые
определенным образом взаимодействуют
друг с другом, осознают свою принадлежность
к данной группе и считаются ее членами
с точки зрения других людей.

В
основу первой классификации положен
такой критерий (признак), как численность,
т.е. количество людей, являющихся членами
группы. Соответственно существуют три
типа групп:

1)
малая группа – немногочисленная общность
людей, находящихся между собой в
непосредственном личном контакте и
взаимодействии;

2)
средняя группа – относительно
многочисленная общность идей, находящихся
в опосредованном функциональном
взаимодействии.

3)
большая группа – многочисленная общность
людей, находящихся в социально-структурной
зависимости друг от друга.

Вторая
классификация связана с таким критерием,
как время, существования группы. Здесь
выделяются кратковременные и долговременные
группы. Малые, средние и большие группы
могут быть как кратковременными, так и
долговременными. Например: этническая
общность – это всегда долговременная
группа, а политические партии могут
существовать веками, а могут и очень
быстро сходить с исторической сцены.
Такая малая группа, как, например, бригада
рабочих, может быть либо кратковременно:
люди объединяются для выполнения одного
производственного задания и, выполнив
его, расстаются, либо долговременной –
люди всю свою трудовую жизнь работают
на одном предприятии в одной и той же
бригаде.

Третья
классификация опирается на такой
критерий, как структурная целостность
группы. По этому признаку выделяют
первичные и вторичные группы. Первичная
группа – это не разложимое далее на
составные части структурное подразделение
официальной организации, например:
бригада, отдел, лаборатория, кафедра и
пр. Первичная группа – всегда малая
формальная группа. Вторичная группа –
это совокупность первичных малых групп.
Предприятие, насчитывающее несколько
тысяч работников, например «Ижорские
заводы» называется вторичным (или
основным поскольку состоит из более
мелких структурных подразделении цехов,
отделов. Вторичная группа практически
всегда средняя группа.

.При формировании социальных групп
вырабатываются нормы и роли, на основе
которых устанавливается определенный
порядок взаимодействия. По размеру
группы могут быть самыми разнообразными,
начиная от 2 человек.

К социальным общностям
относятся массовые социальные группы,
которые характеризуются следующими
признаками: статистический характер,
вероятностная природа, ситуативный
характер общения, разнородность,
аморфность (н-р, демографические, расовые,
половые, этнические и др. общности).

21.Малая социальная группа, ее формы и структура.

Малая
группа
 –
это небольшая по размеру общность людей,
связанных непосредственным взаимодействием.
Ее нижние и верхние границы определяются
качественными признаками, основными
из которых являются контактность и
целостность. Контактность есть возможность
каждого члена группы регулярно общаться
друг с другом, воспринимать и оценивать
друг друга, обмениваться информацией,
взаимными оценками и воздействиями.
Целостность определяется как социальная
и психологическая общность входящих в
группу индивидов, позволяющая воспринимать
их как единое целое.

За нижнюю границу размеров
малой группы большинством специалистов
принимаются три человека. Верхняя
граница малой группы определяется ее
качественными признаками и обычно не
превышает 20–30. Оптимальный размер малой
группы зависит от характера выполняемой
совместной деятельности и находится в
пределах 5 – 12 человек. В меньших по
размеру группах скорее возникает феномен
социального пресыщения, группы большего
размера легче распадаются на более
мелкие, в которых индивиды связаны более
тесными контактами. В этой связи
американский психолог Ч.
Кули
 предложил
выделять группы первичные,
т. е. наименьшие по размеру и далее
не делимые общности, в которых все члены
находятся в непосредственном
контакте
 друг
с другом, и вторичные,
формально представляющие собой единые
общности, но включающие в себя несколько
первичных групп.

Другой американский
исследователь, Э.
Мэйо
, разделил
все группы на формальные и неформальные.
В формальных группах членство и
взаимоотношения носят преимущественно
формальный характер, т. е. определяются
формальными предписаниями и
договоренностями. Формальными малыми
группами являются прежде всего первичные
коллективы подразделений социальных
организаций и институтов. Организационные
и институциональные малые группы
представляют собой элементы социальной
структуры общества и создаются для
удовлетворения общественных потребностей.
Ведущей сферой активности и основным
психологическим механизмом объединения
индивидов в рамках организационных и
институциональных малых групп является
совместная деятельность. В неформальные
группы люди объединяются на основе
внутренних, присущих индивидам
потребностей в общении, принадлежности,
понимании, симпатии и любви.

Третья классификация,
автором которой является Г.
Хаймен
,
выделяет группы
членства
 и референтные
группы
. Референтностью
называется значимость групповых
ценностей, норм, оценок для индивида.
Дж. Келли выделил в качестве основных
функций референтной группы сравнительную (принятые
в группе стандарты поведения выступают
для человека в качестве эталонных
образцов, на которые он ориентируется
в принятии решений и оценках)
и нормативную(групповые
ценности позволяют человеку оценить,
насколько его поведение соответствует
нормам группы).

По времени существования
выделяются группы временные, в
рамках которых объединение индивидов
ограничено во времени (участники
групповой дискуссии или соседи по купе
в поезде), и стабильные,
относительное постоянство существования
которых определяется их предназначением
и долговременными целями функционирования
(семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени
произвольности решения индивидом
вопроса о вхождении в ту или иную группу,
участии в ее жизнедеятельности и уходе
из нее, группы делятся на открытые и закрытые.
Ярким примером закрытых групп являются
секты.

Структура малой группы – это совокупность
связей, складывающихся в ней между
индивидами. Поскольку основными сферами
активности индивидов в малой группе
являются совместная деятельность и
общение, при исследовании малых групп
наиболее часто выделяют структуру
связей и отношений, порождаемых совместной
деятельностью (функциональных,
организационных, экономических,
управленческих), и структуру связей,
порождаемых общением и психологическими
отношениями (коммуникативную структуру,
структуру эмоциональных отношений,
ролевую и неформально-статусную
структуры).

Отличительные
признаки малой группы:

  • Пространственное, и временное
    соприсутствие людей. Это соприсутствие
    людей дает возможность личных контактов.

  • Наличие постоянной цели совместной
    деятельности.

  • Наличие в группе организующего начала.
    Оно может быть персонифицировано в
    ком-либо из членов группы (в лидере,
    руководителе), а может и нет, но это не
    означает, что нет организующего начала.
    Просто в этом случае функция руководства
    распределена между членами группы.

  • Разделение и дифференциация персональных
    ролей (разделение и кооперация труда,
    властное разделение, т. е. активность
    членов группы не является однородной,
    они вносят свой, разный вклад в совместную
    деятельность, играют разные роли).

  • Наличие эмоциональных отношений между
    членами группы, которые влияют на
    групповую активность, могут приводить
    к разделению группы на подгруппы,
    формируют внутреннюю структуру
    межличностных отношений в группе.

  • Выработка специфической групповой
    культуры — нормы, правила, стандарты
    жизни, поведения, определяющие ожидания
    членов группы по отношению друг к другу.

Классификация социальных групп

 

Социальная группа представляет собой объединение людей по какому-либо значимому социальному признаку. Участники подобных объединений могут заниматься общей деятельностью, иметь определенную структуру отношений, или находиться в одинаковых условиях. Члены группы, так или иначе, осознают свою причастность к этому образованию.

Изучением социальных групп занимается социология и социальная психология.

Классификация социальных групп весьма разнообразна. Прежде всего, различают малые, большие и средние группы.

Большая группа – это социальные слои, этнические сообщества, возрастные группы и так далее.

В рамках изучения средних рассматриваются коллективы, работающие на предприятиях, жители одного города, района.

К малым группам можно отнести семью, компании друзей и т.п. Отличительным признаком таковых является наличие контактов и межличностных или эмоциональных отношений их участников друг с другом. Большая часть исследований в области социальной психологии посвящена малым группам.

Классификация социальных групп может быть основана на различных признаках.

Например, выделяют первичные и вторичные малые группы. Первичные характеризуются наличием непосредственных контактов между участниками. Во вторичных же для связи используются специальные средства, например, разного рода сообщения. Члены вторичной группы в большей степени отделены друг от друга.

Также существует классификация социальных групп, основанная на том, насколько четко определен статус каждого из участников объединения. Исходя из этого, малые группы делят на формальные и неформальные. Для первого вида характерна фиксированная система ролей. Форма лидерства и подчинения также носит строго закрепленный характер. Неформальные группы складываются стихийно, иногда они могут возникать внутри формальных объединений. Если внутри неформальной группы появляется общая деятельность, то может возникнуть и достаточно четкая структура.

Еще одна классификация социальных групп основана на том, участвует ли человек в группе, нормы которой являются значимыми для него. С этой точки зрения выделяют два вида.

Группа членства представляет собой объединение, в которое входит человек, участником которого он является.

Референтная социальная группа служит для индивида определенным стандартом, источником социальных норм и ценностей, однако, он не всегда является ее членом.

С этой точки зрения, референтные группы можно разделить на идеальные и группы присутствия.

Идеальная группа может быть как реальной, так и вымышленной. Главное, что человек не участвует в ней, а принятая система ценностей является для него особенно притягательной.

Референтные группы также подразделяются на положительные и отрицательные.

Если систему ценностей положительной группы индивид полностью разделяет и поддерживает, то нормы, принятые в отрицательной, воспринимаются негативно. При этом ценности и той, и другой группы оказываются значительное влияние на человека.

Для того чтобы наглядно показать механизм влияния группового мнения на сознание, приведем примеры социальных групп, система ценностей которых воспринимается положительно.

Так, для подростка положительной референтной группой может быть компания старшеклассников, чье мнение важно для него. Он стремится подражать им, носит такую же одежду, слушает музыку, которая нравится этим старшеклассникам.

Также для молодого человека референтную группу могут составлять индивиды, относящиеся к совершенно разным объединениям. Например, отец, герой фильма и тренер.

В этом случае каждый из них обладает определенными чертами, которые ценятся подростком. Это может быть мужество, смелость или самостоятельность.

Классификация социальных групп позволяет изучить механизмы воздействия норм общества на человека, благодаря чему можно выяснить причины и закономерности поведения людей. Полученную информацию можно применять в самых разных областях, например, для выяснения механизмов формирования зависимого поведения, а также для установления закономерностей взаимодействия людей в коллективах.

 

Социальные общности и их виды. Классификация соц. групп — Студопедия

В ходе взаимодействий между людьми возникают и формируются многочисленные и разнообразные социальные общности и группы. Под социальными общностями понимаются структуры, объединяющие его членов по признаку принадлежности к объединяющему их критерию. Критерии выделения общностей:1) сходство, близость условий жизнедеятельности людей как потенциальная предпосылка возникновения солидарности между людьми;2) общность потребностей людей, субъективное осознание ими своих интересов как реальная предпосылка возникновения солидар­ности между ними;3) наличие связей, взаимодействия, совместной деятельности и обмена этой деятельности;4) формирование своей собственной культуры, системы внут­ренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и т.д.;5) укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;6) социальная идентификация членов общности, их самопричисление к данной общности. Состояние территориальной общности, ее стабильность сказываются на характере поведения членов данной общности в сфере формальных и неформальных контактов, совместного проведения досуга, в иных формах совместной социальной активности. Виды общностей:

— социально-территориальные

— этнические

-демографические

— культурные и др. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности. Массовые общности характеризуются следующими признаками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморф­ные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен си­туативный способ существования, т. е. Они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями; 3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, 4) вследст­вие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц.



Социальные группы – это группы осуществления непосредственных и опосредованных контактов между людьми. Самым общим образом соц. группа может быть определена как собрание людей, взаимодействующих определенным, упорядоченным образом на базе согласованных, взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга. Соц. группы можно классифицировать:


1. первичные и вторичные. Первичные группы – это как правило, группы малого объема, между участниками которых возникают первичные социальные отношения (индивид включается в групповую общность таким образом, что направленность его личности начинает соответствовать целям, совместно достигаемым такой группой). Вторичные соц. группы создаются в силу необходимости объединения усилий людей для достижения желаемых целей. Здесь доминирует рациональная составляющая.

2. формальные и неформальные. Формальные – это производственные, служебные, спортивные, общественные группы, имеющие зафиксированную внешнюю структуру. Признаки: разделение труда, координация деятельности, рациональный выбор средств достижения цели, дисциплина. Неформальные группы сплачиваются самопроизвольно, носят эмоциональный характер.

3. номинальные и реальные. Номинальные группы выделяют только для статистического учета населения (это социальные категории). Критерием выделения реальных групп являются реально существующие признаки.

Группы, чьи нормы и стандарты поведения разделяются лицом, не обязательно принадлежащим к самой этой группе, именуются референтными.

Характеристика и классификация социальных групп. — Студопедия

Социальная группа — любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста.

Компоненты соц. группы: цели, обище нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, внешняя среда и др.

Внешние отличительные признаки социальной группы: 1) статика существования, которая проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме; 2) социальная группа характеризуется определенным набором социальных норм, институциализацией ценностей, репродуцируемых групповым контекстом; 3) социальная группа имеет свою ролевую структуру с достаточно выраженными функциональными нагрузками.

Существует значительное число критериев, характеризующих специфический способ действия каждой социальной группы: их разделяют по числу входящих в них индивидов (большие, средние, малые), по индивидуальным признакам входящих в них индивидов, по характеру внутренней структуры, по статусу в обществе, по уровню сплоченности, по степени взаимодействия членов, по ее культурологическим признакам.

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.



Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них «чужие». Это может быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.

Признак Численность Контакт Членство Структура Связи Примеры
Малая группа Десятки человек Личностный Реальное поведенческое Развитая внутренняя неформальная Непосредственные трудовые Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов
Средняя группа Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциональное Юридически оформленная (отсутствие неформальной структуры) Трудовые, опосредованные официальной структурой организации Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы
Большая группа Тысячи человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредованные социальной структурой общества Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия

В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная — разновидность малой группы. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.


Вторичная группа — это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.

В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) — это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи.

Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.

Вопрос 27. Понятие социальных общностей. Природа социальных групп и их классификация

Ответ: Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений. Однако значительно более существенным в классификации социальных областей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности.

Массовые общности характеризуются следующими признаками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен ситуативный способ существования, т.е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее, и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случае к случаю образованию; 3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т.е. эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц. Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений, поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам.



Другой, более важной разновидностью соц. общностей являются соц. группы. Соц. группа — совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Социальные группы, в отличии от массовых общностей характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и времени; 2) относительно высокой степенью сплоченности; 3) отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; 4) вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.


В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составл. их членов различают большие и малые (от 2 до 10 человек), первичные и вторичные соц. группы. Отличительным признаком первичной группы является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности (семья, команда). Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. Основным типом вторичной соц. группы является большая соц. группа, сформированная для достижения определенных целей, — организация.

социальных групп: особенности и классификация

  • Ресурс исследования

  • Проводить исследования

    • Искусство и гуманитарные науки
    • Бизнес
    • Инженерная технология
    • Иностранный язык
    • История
    • Математика
    • Наука
    • Социальная наука
    Лучшие подкатегории
    • Продвинутая математика
    • Алгебра
    • Базовая математика
    • Исчисление
    • Геометрия
    • Линейная алгебра
    • Предалгебра
    • Предварительный расчет
    • Статистика и вероятность
    • Тригонометрия
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Астрономия
    • Астрофизика
    • Биология
    • Химия
    • Науки о Земле
    • Наука об окружающей среде
    • Науки о здоровье
    • Физика
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Антропология
    • Закон
    • Политология
    • Психология
    • Социология
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Бухгалтерский учет
    • Экономика
    • Финансы
    • Менеджмент
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Аэрокосмическая техника
    • Биоинженерия
    • Химическая инженерия
    • Гражданское строительство
    • Компьютерные науки
    • Электротехника
    • Промышленное проектирование
    • Машиностроение
    • Веб-дизайн
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Архитектура
    • Связь
    • Английский
    • Гендерные исследования
    • Музыка
    • Исполнительское искусство
    • Философия
    • Религиоведение
    • Письмо
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Древняя история
    • Европейская история
    • История США
    • Всемирная история
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Хорватский
    • Чешский
    • Финский
    • Греческий
    • Хинди

.

Различные типы групп — определение, классификация

Определение : Группа — это совокупность людей, у которых есть что-то общее, т. Е. Либо они обладают схожими чертами, либо попадают в одну и ту же ситуацию. Эта ассоциация становится временной идентичностью людей, которые ее формируют. Также у каждой группы есть свои нормы, цели, состав и критерии.

Существует множество типов групп, которые отличаются друг от друга своим размером, назначением, критериями членства, образованием, функционированием, расположением и т. Д.В повседневной жизни мы бесконечно встречаем слово «группа».

Однако выбор конкретной группы может находиться или не находиться в руках ее членов; каждый из нас так или иначе принадлежит к той или иной группе.

Содержимое: типы групп

  1. Классификация групп
  2. Заключение

Классификация групп

Человек сознательно или неосознанно становится частью группы; с определенной целью или по выбору; и на краткосрочную или долгосрочную перспективу.Группы можно разделить на следующие девять основных категорий:
Classification of Groups

Первичные и вторичные группы

С точки зрения личного или косвенного взаимодействия между сторонами группы можно разделить следующим образом:

Основная группа : Группа, в которой человек напрямую взаимодействует с другими членами, называется основной группой. Он отвечает за начальное обучение и социальное поведение человека.
Вторичная группа : Когда человек в группе косвенно связан с другими членами или находится под их влиянием, он / она считается принадлежащим к вторичной группе.

Формальные и неформальные группы

Мы можем разделить группы на два основных класса в соответствии с целями, которым они служат. Будь то для выполнения организационной цели или для удовлетворения личных интересов участников.

Ниже приведены связанные категории и подкатегории групп: Types of Groups in an Organization

Формальные группы

Когда люди сотрудничают для достижения целей или задач организации, они образуют формальную группу.

Ниже приведены три основных типа формальных групп, существующих в организации:

Группа команд : В результате иерархической организации в организации группа команд состоит из начальников и их подчиненных, представляющих поток команд или приказов сверху вниз.

Целевая группа : Группа, в которую входят люди с разными навыками и знаниями, для успешного выполнения назначенного проекта, называется целевой группой.

Комитеты : Для специальных заданий или проектов группа формируется путем назначения специалистов или людей с превосходными знаниями; который называется комитетом. После успешного выполнения обязанностей по проекту члены могут выйти из комитета.

Неформальные группы

Когда люди объединяются друг с другом, чтобы служить своим общим интересам или ради самоудовлетворения, они, как известно, образуют неформальную группу.Вот некоторые из наиболее распространенных неформальных групп:

Группы интересов : Лица, которые объединяются для достижения общей цели (связанной с личными интересами), создают группу интересов.

Группы дружбы : Группа, которая формируется в результате личного выбора людьми, которые уже знакомы и чувствуют себя комфортно друг с другом, называется группой дружбы.

Клики : На рабочем месте несколько коллег объединяются, чтобы сформировать небольшую группу (обычно от двух до шести человек), чтобы поделиться идеями и мыслями о своих общих интересах.

Подклики : Когда клика состоит из нескольких сотрудников организации вместе с некоторыми лицами, не являющимися сотрудниками (которые так или иначе связаны с другими членами), это называется подкликой.

Классификация групп Сэйлса : L.R. Сейлз разделил группы на следующие типы в зависимости от степени давления, преобладающего в каждой:

  1. Апатичные группы : Группа, в которой лидер не оказывает давления на членов; к тому же лидерство вряд ли широко распространено; это называется апатичной группой.Обычно его формируют неквалифицированные рабочие низшего звена, работающие с низкой заработной платой.
  2. Неустойчивые группы : Когда люди, принадлежащие к группе, быстро приходят в ярость и так же успокаиваются, их называют неустойчивой группой. Такая группа состоит из рабочих со средней квалификацией, которые выполняют задание, желая общаться между собой.
  3. Стратегические группы : В эту группу входят квалифицированные рабочие, занимающие различные должности для выполнения независимой технологической задачи.Эти члены обладают навыками систематического оказания давления на руководство и другие группы путем разработки подходящей стратегии.
  4. Консервативные группы : Группа, состоящая из стабильных и высококвалифицированных людей или профессионалов, обладающих исключительными полномочиями по регулированию функционирования организации, называется консервативной группой.

Членство и справочные группы

Мы также можем разделить различные группы по необходимости официальной регистрации членов на следующие две категории:

Членская группа : Группа, в которой участники должны зарегистрироваться и получить членскую карту или сертификат, чтобы стать ее частью, называется членской группой.

Контрольная группа : Это может не быть реальная ассоциация людей, иллюзорная группа, к которой индивид относит себя из-за той же профессии или других подобных атрибутов, называется контрольной группой.

Малые и большие группы

Исходя из количества членов, участвующих в группе, мы можем классифицировать ее следующим образом:

Малая группа : Небольшие группы состоят всего из трех-десяти человек. Такие группы обычно хорошо организованы и управляются.

Большая группа : Группы, состоящие из более чем десяти членов, считаются большими группами. С этими массовыми группами сложно справиться и временами они бессистемны.

Организованные и неорганизованные группы

Ниже приводится классификация групп с точки зрения их структуры и связей между членами группы:

Организованная группа : Когда люди, принадлежащие к определенной дисциплине, систематически работают вместе как команда, поддерживая друг друга, они считаются организованной группой.

Неорганизованная группа : Неорганизованная группа не создается целенаправленно. Вместо этого люди просто случайно попали в одну группу, в которой у них нет ни привязанности друг к другу, ни принадлежности.

Входящие и исходящие группы

Мы также можем различать группы по принадлежности и вовлеченности людей, как показано ниже:

Внутри группы : Группа, в которой человек является социально активным и перенимает сильные ценности от других членов, называется внутригруппой.

Исходящая группа : Остальные группы, за исключением преобладающей внутренней группы, в которой не поддерживается обмен ценностями между группами, называются исходящими группами.

Случайные и целенаправленные группы

Цель формирования группы дает основание для ее классификации на следующие две категории:

Случайная группа : Когда группа формируется случайно или по незнанию, это тоже без какой-либо цели, это называется случайной группой.

Целевая группа : Группа, созданная с определенной целью или целью выполнения задачи, называется целевой группой.

Открытые и закрытые группы

Исходя из возможностей входа и выхода членов группы, ее можно выделить следующим образом:

Открытая группа : Группа, в которую новые участники могут свободно входить, а старые участники могут выходить в любое время, называется открытой группой.

Закрытая группа : Ограниченная группа, в которую больше не принимаются записи, называется закрытой группой.

Временные и постоянные группы

Группа может быть сформирована на короткий или длительный период. Давайте теперь обсудим две категории групп на основе этих критериев:

Временная группа : Когда люди собираются вместе для выполнения определенного проекта или задачи, они известны как временная группа. Такая группа распадается после успешного выполнения задания.

Постоянная группа : Такие группы представляют собой долгосрочное объединение членов группы.Здесь известно, что люди, принадлежащие к определенной организации, находятся в одной группе.

Номинальная и неработающая группы

В зависимости от потребности в действии группы также можно разделить на следующие типы:

Номинальная группа : Группа, члены которой участвуют в решении проблем, принимают вызовы и выполняют операции, называется номинальной группой.

Неэффективная группа : всякий раз, когда люди объединяются в одну группу, просто на листе бумаги; однако им не нужно выполнять какие-либо задачи, они, как правило, находятся в неработающей группе.

Заключение

Понимание различных типов групп становится необходимостью при планировании и анализе групповой динамики. Влиятельная группа превращается в эффективную и слаженную команду.

.

% PDF-1.4
%
160 0 объект
>
endobj

xref
160 373
0000000016 00000 н.
0000010411 00000 п.
0000010525 00000 п.
0000013444 00000 п.
0000013558 00000 п.
0000013704 00000 п.
0000013801 00000 п.
0000013947 00000 п.
0000014044 00000 п.
0000014190 00000 п.
0000014311 00000 п.
0000014457 00000 п.
0000014554 00000 п.
0000014700 00000 п.
0000014797 00000 п.
0000014943 00000 п.
0000015040 00000 п.
0000015161 00000 п.
0000015307 00000 п.
0000015404 00000 п.
0000015550 00000 п.
0000015696 00000 п.
0000015817 00000 п.
0000015865 00000 п.
0000015902 00000 п.
0000015950 00000 п.
0000015997 00000 п.
0000016045 00000 п.
0000016093 00000 п.
0000016141 00000 п.
0000016188 00000 п.
0000016309 00000 п.
0000016455 00000 п.
0000016503 00000 п.
0000016551 00000 п.
0000016599 00000 п.
0000016647 00000 п.
0000016695 00000 п.
0000016743 00000 п.
0000016791 00000 п.
0000016937 00000 п.
0000017058 00000 п.
0000021632 00000 п.
0000021778 00000 п.
0000021899 00000 п.
0000022045 00000 п.
0000022166 00000 п.
0000026685 00000 п.
0000026831 00000 п.
0000026977 00000 п.
0000027123 00000 п.
0000027269 00000 н.
0000027415 00000 п.
0000027561 00000 п.
0000027707 00000 п.
0000027853 00000 п.
0000027999 00000 н.
0000028145 00000 п.
0000028291 00000 п.
0000028437 00000 п.
0000028583 00000 п.
0000028729 00000 п.
0000028875 00000 п.
0000029021 00000 п.
0000029167 00000 п.
0000029313 00000 п.
0000029459 00000 п.
0000029605 00000 п.
0000029751 00000 п.
0000029897 00000 п.
0000030043 00000 п.
0000030189 00000 п.
0000030335 00000 п.
0000030481 00000 п.
0000030627 00000 п.
0000030773 00000 п.
0000030919 00000 п.
0000031065 00000 п.
0000031211 00000 п.
0000031357 00000 п.
0000031503 00000 п.
0000031649 00000 п.
0000031795 00000 п.
0000031941 00000 п.
0000032087 00000 п.
0000032233 00000 п.
0000032379 00000 п.
0000032525 00000 п.
0000036650 00000 п.
0000036796 00000 п.
0000036942 00000 п.
0000037088 00000 п.
0000037234 00000 п.
0000037380 00000 п.
0000037526 00000 п.
0000041886 00000 п.
0000042032 00000 н.
0000042178 00000 п.
0000042205 00000 п.
0000042771 00000 п.
0000042808 00000 п.
0000042951 00000 п.
0000047722 00000 п.
0000052709 00000 п.
0000057463 00000 п.
0000057646 00000 п.
0000058952 00000 п.
0000060293 00000 п.
0000060499 00000 п.
0000060705 00000 п.
0000060913 00000 п.
0000061366 00000 п.
0000061858 00000 п.
0000063487 00000 п.
0000064811 00000 п.
0000065853 00000 п.
0000067554 00000 п.
0000068854 00000 п.
0000069835 00000 п.
0000070228 00000 п.
0000071575 00000 п.
0000072801 00000 п.
0000073247 00000 п.
0000074783 00000 п.
0000076224 00000 п.
0000077349 00000 п.
0000078392 00000 п.
0000079608 00000 п.
0000080682 00000 п.
0000080865 00000 п.
0000082077 00000 п.
0000083556 00000 п.
0000084898 00000 н.
0000085894 00000 п.
0000086980 00000 п.
0000088270 00000 п.
0000089002 00000 п.
0000089455 00000 п.
0000089842 00000 п.
0000090965 00000 п.
0000092381 00000 п.
0000093689 00000 п.
0000095044 00000 п.
0000095727 00000 п.
0000097202 00000 п.
0000098672 00000 п.
0000099866 00000 п.
0000101284 00000 н.
0000102597 00000 н.
0000103786 00000 п.
0000105221 00000 н.
0000105982 00000 п.
0000107350 00000 н.
0000108787 00000 н.
0000109944 00000 н.
0000111310 00000 н.
0000112909 00000 н.
0000114277 00000 н.
0000114635 00000 н.
0000116213 00000 н.
0000117265 00000 н.
0000118887 00000 н.
0000120119 00000 н.
0000121134 00000 н.
0000122357 00000 н.
0000122563 00000 н.
0000123907 00000 н.
0000125262 00000 н.
0000125984 00000 н.
0000127420 00000 н.
0000128926 00000 н.
0000130156 00000 н.
0000131277 00000 н.
0000132815 00000 н.
0000134361 00000 п.
0000135440 00000 н.
0000136946 00000 н.
0000138445 00000 н.
0000139722 00000 н.
0000141220 00000 н.
0000142320 00000 н.
0000143908 00000 н.
0000145124 00000 н.
0000146224 00000 н.
0000146819 00000 н.
0000148602 00000 н.
0000149755 00000 н.
0000151237 00000 н.
0000153060 00000 н.
0000154332 00000 н.
0000155636 00000 н.
0000156835 00000 н.
0000158159 00000 н.
0000159491 00000 н.
0000160948 00000 н.
0000162023 00000 н.
0000163229 00000 н.
0000164963 00000 н.
0000166281 00000 н.
0000167940 00000 н.
0000169769 00000 н.
0000171135 00000 н.
0000172139 00000 н.
0000173142 00000 н.
0000174611 00000 н.
0000176052 00000 н.
0000176645 00000 н.
0000178060 00000 н.
0000179372 00000 н.
0000180697 00000 н.
0000181921 00000 н.
0000182990 00000 н.
0000184184 00000 н.
0000185635 00000 н.
0000186856 00000 н.
0000188116 00000 н.
0000189377 00000 н.
0000190867 00000 н.
0000192296 00000 н.
0000193595 00000 н.
0000194940 00000 н.
0000196202 00000 н.
0000197469 00000 н.
0000198701 00000 н.
0000199919 00000 н.
0000201264 00000 н.
0000201898 00000 н.
0000203040 00000 н.
0000204492 00000 н.
0000205727 00000 н.
0000206812 00000 н.
0000208489 00000 н.
0000209560 00000 н.
0000209766 00000 н.
0000210738 00000 п.
0000215728 00000 н.
0000216124 00000 н.
0000216371 00000 п.
0000216838 00000 н.
0000217292 00000 н.
0000217539 00000 н.
0000218006 00000 н.
0000218461 00000 п.
0000218708 00000 н.
0000219175 00000 п.
0000219541 00000 н.
0000219788 00000 н.
0000220255 00000 н.
0000220722 00000 н.
0000220969 00000 н.
0000221436 00000 н.
0000221683 00000 н.
0000222125 00000 н.
0000222592 00000 н.
0000222839 00000 н.
0000223290 00000 н.
0000223757 00000 н.
0000224004 00000 н.
0000224135 00000 н.
0000224280 00000 н.
0000224718 00000 н.
0000225185 00000 н.
0000225432 00000 н.
0000225783 00000 н.
0000718453 00000 н.
0000721102 00000 н.
0000721172 00000 н.
0000721271 00000 н.
0000734107 00000 п.
0000734396 00000 н.
0000734846 00000 н.
0000735154 00000 н.
0000735629 00000 н.
0000736182 00000 н.
0000736744 00000 н.
0000736984 00000 п.
0000737399 00000 н.
0000737773 00000 п.
0000738184 00000 п.
0000738611 00000 п.
0000739118 00000 н.
0000739541 00000 н.
0000740074 00000 н.
0000740348 00000 п.
0000740691 00000 п.
0000762550 00000 н.
0000762970 00000 н.
0000763405 00000 н.
0000763652 00000 н.
0000763785 00000 п.
0000764265 00000 н.
0000764512 00000 н.
0000764979 00000 н.
0000765226 00000 н.
0000765659 00000 н.
0000766126 00000 н.
0000766373 00000 п.
0000766793 00000 н.
0000767260 00000 н.
0000767507 00000 н.
0000767964 00000 н.
0000768431 00000 н.
0000768678 00000 н.
0000769061 00000 н.
0000769528 00000 н.
0000769775 00000 н.
0000770213 00000 н.
0000770680 00000 н.
0000770927 00000 н.
0000771385 00000 н.
0000771852 00000 н.
0000772099 00000 н.
0000772241 00000 н.
0000772364 00000 н.
0000772493 00000 н.
0000772631 00000 н.
0000772768 00000 н.
0000773057 00000 н.
0000773303 00000 н.
0000773426 00000 н.
0000773551 00000 н.
0000773676 00000 н.
0000774142 00000 п.
0000774389 00000 п.
0000774786 00000 н.
0000775253 00000 н.
0000775500 00000 н.
0000775953 00000 п.
0000776420 00000 н.
0000776667 00000 н.
0000777106 00000 н.
0000777573 00000 п.
0000777820 00000 н.
0000778177 00000 н.
0000778644 00000 н.
0000778891 00000 н.
0000779267 00000 н.
0000779734 00000 н.
0000779981 00000 н.
0000780436 00000 н.
0000780903 00000 н.
0000781150 00000 н.
0000781606 00000 н.
0000782073 00000 н.
0000782320 00000 п.
0000782712 00000 н.
0000783179 00000 н.
0000783426 00000 н.
0000783563 00000 н.
0000783999 00000 н.
0000784466 00000 н.
0000784501 00000 п.
0000784576 00000 н.
0000784906 00000 н.
0000784972 00000 н.
0000785088 00000 н.
0000785123 00000 н.
0000785198 00000 п.
0000791412 00000 н.
0000791743 00000 н.
0000791809 00000 н.
0000791925 00000 н.
0000827287 00000 н.
0000827326 00000 н.
0000862682 00000 н.
0000862721 00000 н.
0000862796 00000 н.
0000863099 00000 н.
0000863174 00000 н.
0000863476 00000 н.
0000866740 00000 н.
0000929513 00000 н.
0000007756 00000 н.
трейлер
] / Назад 1318902 >>
startxref
0
%% EOF

532 0 объект
> поток
hX} 4igf3a01’IB̪ (4BVH} YjFHQiwdW * C $; gӾvO} ٷ s: 3w_>

.

Роль соперничества в британской классной комнате

Межгрупповая предвзятость детей является одним из последствий их готовности разделять людей на внутренние и внешние группы, даже когда группы распределяются произвольно. В настоящем исследовании изучалось влияние межгрупповой конкуренции на отношение детей к внутренней и внешней группе, развивающееся в условиях минимальной группы в британских классах. Сто двенадцать детей в двух возрастных группах (6-7- и 9-10-летние) были оценены по классификационным навыкам и самооценке перед распределением в одну из двух цветных команд.В условиях эксперимента детям сказали, что через две недели у команд будет соревнование, и учителя регулярно использовали эти команды для организации мероприятий. В контрольных условиях, когда не было соревнований, учителя не называли «команды». Затем дети завершили приписывание черт членам своей собственной команды (внутри группы) и другой команды (внешняя группа) и оценили группу. Было обнаружено, что у детей развивалась положительная внутригрупповая предвзятость в зависимости от условий, но отрицательная предвзятость внешней группы проявлялась только у 6-7-летних в экспериментальных условиях, особенно если они проиграли соревнование, когда они оценивали свою команду более критически.Лучшие навыки классификации были связаны с меньшим негативным отношением к внешней группе в экспериментальных условиях. Результаты обсуждаются в связи с соответствующими теоретическими предпосылками и особенностями межгруппового контекста.

1. Введение

Социальные группы имеют огромное влияние на образ жизни, который люди могут вести [1], а разделение людей на социальные группы — это навык, который дети проявляют с раннего возраста. Они могут использовать гендерные ярлыки по возрасту двух [2] и сортировать людей по расе по возрасту до трех лет [3].Кроме того, они придерживаются ценностных взглядов и убеждений, которые отличают их собственную группу от других групп. К трем годам дети также проявляют больше позитивного отношения и сообщают о большей взаимной дружбе с однополыми сверстниками [4], а к 4-5 годам белые дети предпочитают других белых детей и проявляют к ним большую симпатию [5]. Более того, дети легко распознают и различают новых членов группы, как и взрослые, даже если такие группы создаются искусственно, как в исследованиях с минимальными группами [6–12].В частности, когда вводится конкуренция между группами или когда в таком контексте обнаруживается «угроза» в отношении другой группы, отношение детей к членам группы усиливается [13–15]. Настоящее исследование было проведено для изучения предубеждений британских детей внутри и вне группы, которые развивались в конкурентной среде в классных комнатах, где ответственные взрослые произвольно распределяли их по новым социальным группам и организовывали среду, используя группы.

Предвзятость внутри группы относится к индивидам, которые предпочитают других, воспринимаемых как принадлежащие к той же социальной группе (ингруппе), по сравнению с людьми из другой группы (внешняя группа) [1].Эта предвзятость может быть стратегией закрепления позитивной идентичности, и есть доказательства того, что внутригрупповая предвзятость положительно и причинно влияет на то, как люди думают о себе [16]. Это соответствует ключевой посылке теории социальной идентичности (SIT; [17]). SIT утверждает, что чувство идентичности индивида проистекает из принадлежности к социальной группе и что идентификация с внутренней группой часто приводит к формированию внутригрупповых предубеждений, поскольку они придают большее значение группе, к которой они принадлежат. В то же время предубеждение против чужих групп (предвзятость внешних групп) может возникать, даже если в прошлом не было соперничества или различия между группами носили поверхностный характер [18], хотя давно установлено, что даже тривиальная конкуренция между группами может повысить уровень межгрупповых предубеждений [ 19].

МСН, однако, никогда не предназначалась для объяснения возникновения или развития таких межгрупповых отношений у детей, и нет единого мнения о возрасте, в котором дети формируют внутригрупповые или чужие предубеждения. Согласно социально-когнитивной теории (SCT; [20, 21]), с раннего возраста и внутригрупповые, и чужие предубеждения затуманивают суждения детей друг о друге и влияют на их взаимодействие друг с другом. По крайней мере, у белых детей явный фаворитизм в отношении белых стимулов в возрасте от 3 до 7-8 лет был показан во многих (например,г., [22–25]) этюды. Также было обнаружено предвзятость белых детей в форме отвержения или неприязни к небелым стимулам, а также негативной атрибуции по отношению к ним в этом возрасте [5, 23, 26]. SCT объясняет, что по мере того, как дети на этом этапе понимают социальные (например, пол, расу) группы, они часто обобщают положительные чувства по отношению к себе к членам своей группы и неблагоприятные чувства к членам внешней группы из-за акцента на межгрупповых различиях и внутригрупповых различиях. сходства [20]. Такие предубеждения уменьшаются к более позднему детству, после 8 лет, поскольку когнитивное созревание означает, что дети приобретают более сложные навыки классификации (отмечая внутригрупповые различия и сходства между группами).Исследования показали, что действительно дети старшего возраста (9-10 лет) уделяют больше внимания индивидуальным (по сравнению с групповыми) характеристиками по сравнению с детьми младшего возраста (например, [21, 27]).

Однако ожидаемое снижение в развитии предвзятости внешней группы не всегда соблюдалось, и некоторые исследования не обнаружили разницы или даже более сильных этнических предрассудков у детей старшего возраста (например, [28, 29]). Более того, овладение когнитивными навыками не обязательно сопровождается уменьшением предубеждений [23]. Крайне важно, что внутригрупповая предвзятость не часто встречается у детей из числа этнических меньшинств, которые сообщают об относительно непредвзятом [5, 24] или про-групповом / белом [30, 31] отношении.Вполне вероятно, что, помимо когнитивного созревания, социальные силы (такие как взрослые личности, сверстники или более широкие социальные условия) играют роль при рассмотрении статусных различий между группами в обществе. Последнее также подчеркивает тот факт, что большая часть прошлых исследований измеряла отношение к членам «естественных» групп (пола или расы), которые не имеют равного статуса, и результаты могут подтвердить такой дисбаланс. Это может частично объяснить, почему мальчики и белые дети демонстрируют более сильные групповые стереотипы и внутригрупповые предубеждения, чем их сверстники [26, 32] в мужских и белых обществах.

Недавняя концептуализация межгрупповых предубеждений у детей, теория развития социальной идентичности (SIDT; [33–35]), предлагает отчет, который опирается на социально-мотивационные факторы из SIT и когнитивного развития

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *