СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина — женой и матерью.
В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат — свою. Однако и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существование семьи, где осуществляется два уровня руководства — материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.
На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи.
Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат
137
На стыке социально-психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.
Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т. д. является по сути социологическим. Опираясь на него, социальные психологи могут исследовать «личностную окраску», которую приобретают семейные роли в конкретном проявлении.
Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается прежде всего как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений»1.
Роль — это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений»2.
Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.
Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений
138
Супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой создавшийся брак и какое место занимают в этом их ролевые отношения.
Можно сказать, что возможность включения членов пары в совместную деятельность предстает в виде такого сочетания личностных и поведенческих характеристик, которое Б. Мурстейн, автор, завоевавший популярность в области исследования развития эмоциональных отношений теории «стимул — ценность — роль», назвал ролевым соответствием. Речь идет о соответствии друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличии базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится автором в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании у одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого.
В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями большинство авторов понимает систему культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Иногда эту систему называют полоролевой системой.
Полоролевые системы — это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом — работа». От мужчины традиционно требуется в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролей мужчин и женщин часто называется полоролевой дифференциацией. Из разделения социальных ролей мужчин
139
И женщин непосредственно следует и образец распределения семейных ролей. На мужчину ложится ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину — ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства. Такой ролевой модели придерживаются большинство зарубежных исследователей.
Такие авторы, как Най Ф. И., Плек Дж., Сканцони Дж. и др., рассматривают распределение ролей как ядро полоролевой дифференциации в семье. Эти понятия представляются очень важными для понимания, в частности, семейных ролей и недостаточно изученными в отечественной науке.
Но в последнее время в работах зарубежных исследователей главными предметами анализа являются факторы и следствия, во-первых, принятия женщиной роли кормильца семьи, во-вторых, участия мужа в ведении хозяйства и воспитания детей. В исследовании был выделен ряд факторов, влияющих на «выбор» семьей того или иного способа ролевого взаимодействия, а также на традиционность/эгалитарность ролевых установок. Это, например, социально-демографические факторы, принадлежность к социальному классу, стадия семейного цикла, факт работы жены и т. д. (Хоффман Л. В., Най Ф. И., Торнтон А. и др.).
Логическим дополнением изучения факторов, воздействующих на ролевые отношения в семье, является анализ зарубежными авторами своего рода «следствий» выбранного семьей ролевого образца. В проведенных исследованиях показаны отрицательные последствия традиционной ролевой модели и для женщин, и для мужчин (Голдберг Н., Сканцони Дж., Фоке Г. Л. и др.), продемонстрированы трудности, с которыми сталкиваются семьи, принявшие эгалитарный образец распределения ролей (Раппопорт Р., Бергер М. и др.), выявлено влияние сферы ролевых отношений на удовлетворенность супругов своим браком. Обнаружено, что значение той или иной ролевой модели для супругов во многом определяется согласованностью их ролевого взаимодействия, идеалов и ожиданий (Боуэн Г. Л., Отнер Д. К. и др.).
Для социально-психологического анализа ролей в современной семье первостепенное значение имеет вывод отечественных и зарубежных исследователей о неопределенности норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе
140
Ролевые, отношения. Такая ситуация ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем. Каждому партнеру в семье в целом приходится «выбирать» какой-либо образец ролевого взаимодействия из множества существующих.
Проблема выбора, принятия семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.
Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю. Е.:
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.
2. Хозяин — хозяйка.
3. Роль ответственного по уходу за младенцем.
4. Роль воспитателя.
5. Роль сексуального партнера.
6. Роль организатора развлечений.
7. Организатор семейной субкультуры.
8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.
9. Роль «психотерапевта».
Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.
Существует ряд обстоятельств, делающих проблему ролевой внутрисемейной структуры особенно актуальной для современной
141
Семьи. Что такое традиционная и эгалитарная семья, в чем их различия? Это, прежде всего, две различные системы распределения внутрисемейных ролей. Так, традиционная семья — это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли — жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения.
В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной семьей лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей. Таков, например, брак-супружество, где жена хотя и выполняет прежде всего роли матери и хозяйки, но огромное внимание уделяет также выполнению роли друга (психотерапевта) по отношению к мужу.
Следует отметить, что в последнее время в структуре современной семьи произошли определенные изменения: уменьшились размеры семьи и количество детей в ней, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом.
Posted in Психология семейных отношений. Курс лекций
Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура — Студопедия
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина — женой и матерью.
В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат — свою. Однако и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одною пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существование семьи, где осуществляется два уровня руководства — материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.
На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи.
Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.
Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т. д. является по сути социологическим. Опираясь на него, социальные психологи могут исследовать «личностную окраску», которую приобретают семейные роли в конкретном проявлении.
Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается прежде всего как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений»*.
* Краткий словарь no социологии. /Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1989.
Роль — это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений»*.
* Психология: Словарь. /Пол ред. Л. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.,1990.
Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.
Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевою поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой создавшийся брак и какое место занимают в этом их ролевые отношения.
Можно сказать, что возможность включения членов пары в совместную деятельность предстает в виде такого сочетания личностных и поведенческих характеристик, которое Б. Мурстейн, автор, завоевавший популярность в области исследования развития эмоциональных отношений теории «стимул — ценность — роль», назвал ролевым соответствием. Речь идет о соответствии друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличии базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится автором в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании у одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого.
В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями большинство авторов понимает систему культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Иногда эту систему называют полоролевой системой.
Полоролевые системы — это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом — работа». От мужчины традиционно требуется в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролей мужчин и женщин часто называется полоролевой дифференциацией. Из разделения социальных ролей мужчин и женщин непосредственно следует и образец распределения семейных ролей. На мужчину ложится ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину — ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства. Такой ролевой модели придерживаются большинство зарубежных исследователей.
Такие авторы, как Най Ф. И., Плек Дж., Сканцони Дж. и др., рассматривают распределение ролей как ядро полоролевой дифференциации в семье. Эти понятия представляются очень важными для понимания, в частности, семейных ролей и недостаточно изученными в отечественной науке.
Но в последнее время в работах зарубежных исследователей главными предметами анализа являются факторы и следствия, во-первых, принятия женщиной роли кормильца семьи, во-вторых, участия мужа в ведении хозяйства и воспитания детей. В исследовании был выделен ряд факторов, влияющих на «выбор» семьей того или иного способа ролевого взаимодействия, а также на традиционность/эгалитарность ролевых установок. Это, например, социально-демографические факторы, принадлежность к социальному классу, стадия семейного цикла, факт работы жены и т. д. (Хоффман Л. В., Най Ф. И., Торнтон А. и др.).
Логическим дополнением изучения факторов, воздействующих на ролевые отношения в семье, является анализ зарубежными авторами своего рода «следствий» выбранного семьей ролевого образца. В проведенных исследованиях показаны отрицательные последствия традиционной ролевой модели и для женщин, и для мужчин (Голдберг Н., Сканцони Дж., Фоке Г. Л. и др.), продемонстрированы трудности, с которыми сталкиваются семьи, принявшие эгалитарный образец распределения ролей (Раппопорт Р., Бергер М. и др.), выявлено влияние сферы ролевых отношений на удовлетворенность супругов своим браком. Обнаружено, что значение той или иной ролевой модели для супругов во многом определяется согласованностью их ролевого взаимодействия, идеалов и ожиданий (Боуэн Г. Л., Отнер Д. К. и др.).
Для социально-психологического анализа ролей в современной семье первостепенное значение имеет вывод отечественных и зарубежных исследователей о неопределенности норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения. Такая ситуация ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем. Каждому партнеру в семье в целом приходится «выбирать» какой-либо образец ролевого взаимодействия из множества существующих.
Проблема выбора, принятия семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.
Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю. Е.:
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.
2. Хозяин — хозяйка.
3. Роль ответственного по уходу за младенцем.
4. Роль воспитателя.
5. Роль сексуального партнера.
6. Роль организатора развлечений.
7. Организатор семейной субкультуры.
8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.
9. Роль «психотерапевта».
Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.
Существует ряд обстоятельств, делающих проблему ролевой внутрисемейной структуры особенно актуальной для современной семьи. Что такое традиционная и эгалитарная семья, в чем их различия? Это, прежде всего, две различные системы распределения внутрисемейных ролей. Так, традиционная семья — это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли — жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения.
В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной семьей лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей. Таков, например, брак-супружество, где жена хотя и выполняет прежде всего роли матери и хозяйки, но огромное внимание уделяет также выполнению роли друга (психотерапевта) по отношению к мужу.
Следует отметить, что в последнее время в структуре современной семьи произошли определенные изменения: уменьшились размеры семьи и количество детей в ней, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом.
Роли и функции семьи
В статье рассматриваются современные функции семьи, а также ее ролевая структура.
Функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции.
Хозяйственно-экономическая функция связана с удовлетворением материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья, обеспечивает восстановление физических сил. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.
За годы экономических реформ наметилась тенденция к активизации собственно экономической функции семьи: появились и множатся семейные предприятия в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности.
Репродуктивная функция удовлетворяет потребности в воспроизводстве членов семьи, продолжения рода. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети — это фактор стабилизации семьи, а с другой — это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.
Регенеративная функция (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Она связана с удовлетворением потребности в наследовании статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных ценностей.
Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Рекреативная функция (лат. recreatio – восстановление). Она связана с удовлетворением потребности в отдыхе, организации досуга, заботы о здоровье и благополучии членов семьи. Кроме традиционных функций можно выделить другие, возникшие в современной семье:
Психотерапевтическая функция, позволяющая ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Функция безопасности подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. В ней удовлетворяется потребность людей в долговременном выживании, стабильности и уверенности в будущем.
Фелицитологическая функция воплощает в себе удовлетворение потребности в обретении семейного счастья.
Гедонистическая функция связана с удовлетворением потребности в физическом и психическом комфорте.
Персоналитарная функция, связана с удовлетворением потребности в развитии творческого потенциала членов семьи, признания прав и свободы личности.
Семейные роли – устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов. Ролевая структура семьи предписывает поведение и взаимодействие членов семьи, а также в понятие «роль» включаются желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются тому или иному члену семьи.
Основными параметрами ролевой структуры семьи являются характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т.е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла.
Ролевая структура семьи в значительной степени определяется ведущими семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи, отражая изменение значимости ее функций. Например, после рождения детей центральное место в семье занимает воспитательная функция, а ценность родительства становится ведущей. Семейные ценности регламентируют образ жизни семьи, распределение ролей и установление главенства.
Главенство в семье определяет ее иерархию и организацию функционирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельностью, отношения власти – доминирование и подчинение.
Авторитарная система отношений означает сосредоточение функций управления и принятия решений в руках одного члена семьи. Демократическая система отношений — равноправное участие всех членов семьи в управлении и принятии решений. Тенденцией развития современной семьи является переход от авторитарной к демократической системе отношений, что обусловлено становлением правового и экономического равноправия мужчин и женщин.
Главенство может носить единоличный характер (персональное главенство) и быть совместным. Единоличная форма главенства малоэффективна с точки зрения теории управления в стабильные периоды, однако в кризисные периоды развития семейной системы оно оказывается адекватным и полезным. В стабильные же периоды оптимальной формой руководства является совместное главенство. Оно бывает с разделением функций и эгалитарным.
Для определения формы главенства в семье приоритетны такие функции, как материальное обеспечение, планирование семейного бюджета, «психотерапевтическая» функция семьи, воспитание детей. Фактическое главенство зависит от распределения функций в семье и меры участия ее членов в решении проблем.
Наряду с фактическим главенством существует и главенство формальное, т.е. приписываемое по определенным правилам. В случае расхождения фактического и формального главенства возникают конфликты, борьба за признание фактического руководства, за установление главенства одного из членов семьи.
Отношения власти как доминирования-подчинения имеют и обратную сторону – принятие социальной ответственности главы семьи за ее благополучие и функционирование, что предполагает решение задач обеспечения безопасности семьи, определение ее целей и перспектив, координацию действий, направленных на достижение этих целей, создание психологической атмосферы уверенности и оптимизма в отношении прошлого, настоящего и будущего семьи.
В случае единоличного авторитарного главенства в семье может доминировать отец (патриархальная семья), мать (матриархальная семья), ребенок (детоцентристская семья). В основе доминирования (применения власти) могут лежать авторитет и уважение к главе семьи, дань традициям и подчинение закону, признание компетентности лидера и делегирование ему права руководства и принятия решений, использование принуждения и насилия, «подкуп», лесть и манипуляция членами семьи.
Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той или иной потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:
— ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;
— ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. («У нас все как у людей».) При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;
— ребенок может быть элементом, который связывает сесмью, не давая ей разрушиться. («Мы не разводимся только ради тебя».) В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.
Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли:
— «Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья;
— «Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируетсятличность тирана и агрессора;
— «Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).
Показателем дисфункциональности семейной системы служит появление патологизирующих ролей, которые позволяют семье как системе сохранять стабильность, однако в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на ее членов. Психотравмирующее воздействие исполнителя и на остальных членов семьи оказывает не только конфликтное сочетание межличностных ролей, но и сами роли. Феномен патологизирующих ролей является показателем дисфункции семьи как целостной системы. Одним из примеров ролевой дисфункциональности является делегирование роли взрослого ребенку, что весьма типично для семей с проблемой алкоголизации, где мать спасает отца и страдает, а ребенок оказывается перед необходимостью стать маминой «опорой» — поддерживает ее, не огорчает, скрывая свои детские трудности. Нередко при этом ребенок используется («триангулируется») матерью для решения супружеских конфликтов.
Патологизирующие роли в зависимости от их субъекта могут быть индивидуальными и семейными. Причины семейных патологизирующих ролей лежат в области нарушений в системе «семья-социальное окружение». К индивидуальным патологизирующим ролям относят роли вроде «семейный козел отпущения», «позор семьи», «любимчик», «бэби», «больной член семьи» и т.п.
Исполнитель роли «козел отпущения» служит мишенью для эмоционального отреагирования остальных членов семьи. Достаточно часто он спокойно относится к эмоциональным реакциям домочадцев и принимает эту роль, осознавая ее положительный эффект.
«Позор семьи» признается семьей или отдельными ее членами виновником всех несчастий и, как правило, эту роль отвергает.
«Любимчик» является носителем эмоционального начала, объединяющего семью, и тем самым препятствует открытому решению проблемы.
«Бэби» – вечное дитя независимо от возраста, которому прощаются все проступки и прегрешения, его роль заключается в подтверждении достоинств остальных членов семьи, а также он является основой ее сплоченности в его опеке. Равно как и «больной член семьи» – основа для ухода от реально существующих проблем и объединения в заботе о «страдальце».
К патологизирующим семейным ролям, обусловленным нарушением связей семьи с социальным окружением, относят роли «семья-театр», «семья-крепость», «семья-санаторий» и др., например, в «семье-крепости» превалируют враждебное отношение к социальному окружению, стремление к изоляции, социальному дистанцированию, агрессивные формы реагирования. «Семья-театр» как бы живет на сцене, выставляя напоказ заботу, ласку, взаимопонимание, оставаясь при этом «глухой» к потребностям и интересам своих членов в реальной жизни.
Понятие роли, ее назначение. Ролевая структура семьи. — КиберПедия
Ролевая структура отражает какие обязанности в семье выполняет каждый из супругов или членов семьи, насколько жестко они связаны с полом, насколько определяются желанием, а насколько традициями и другими факторами. Роль – это способ поведения людей в зависимости от их статуса и межличностных отношений. Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем.
Выделяют: · конвенциональные роли – прописаны социумом, они стандартны, муж, жена, теща, зять… · межличностные роли – индивидуализированы и определяются характером межличностных отношений в семье.
Классификация Алёшиной Ю.Е.:
— ответственный за материальное обеспечение семьи (кормилец). Традиционно эта роль воспринимается как мужская, но может быть и женская;
— хозяин-хозяйка (порядок, покупка продуктов и т.д), роль обычно закреплена за женщиной,
— роль ответственного по уходу за младенцем,
— роль воспитателя – развитее ребенка и его социализация,
— роль сексуального партнера – активность в плане этого поведения, традиционно: инициатор — муж,
— роль организатора развлечений,
— организатор семейной субкультуры
— роль ответственного за поддержание родственных связей,
— роль «психотерапевта»
Существует ряд обстоятельств, делающих проблему ролевой внутрисемейной структуры особенно актуальной для современной семьи. Что такое традиционная и эгалитарная семья, в чем их различия? Это прежде всего две различные системы распределения внутрисемейных ролей.
Так, традиционная семья – это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли – жена исполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения
В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной семьей лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей.
Содержание супружеских ролей, родительских, детских.
Семейная роль – это свод неписаных правил и норм поведения каждого из супругов. Представление о семейных ролях у каждого из нас формируется постепенно под влиянием родителей и знакомых, эталонов поведения, существующих в различных социальных группах, с помощью средств массовой информации.
Роли супругов в семье можно разделить по трем основаниям, которые выдвинул психолог К. Киркпатрик: партнерские, традиционные и товарищеские.
1. Традиционные роли требуют от женщины в семье рождения и воспитания детей, создания и поддержания дома, обслуживания семьи, преданного подчинения своих интересов интересам супруга, приспособленности к зависимости, терпимости к ограничению своей сферы деятельности. Муж же обязан быть преданным матери своих детей, благодарным жене за ее способность быть зависимой от него, подчиненной, должен обеспечивать экономическую безопасность и защиту семьи, поддержание семейного контроля и власти, принятие основополагающих решений,
2. При товарищеских ролях жена должна сохранять внешнюю привлекательность, обеспечивать моральной поддержкой и сексуальным удовлетворением супруга, поддерживать полезные для мужа социальные контакты, живо и интересно духовно общаться с мужем и гостями, обеспечивать разнообразие жизни и устранение скуки. Муж при этом обязан восхищаться женой, рыцарски к ней относиться, отвечать романтической любовью и нежностью, обеспечивать средства для нарядов, социальных контактов, развлечений, проводить досуг с женой.
3. Партнерские роли со стороны жены и мужа подразумевают экономический вклад в семью в соответствии со степенью заработной платы, общую ответственность за детей, участие в работе по дому, распределение правовой ответственности. От жены требуется отказ от рыцарства супруга, т.к. супруги равны, одинаковой ответственности за статус семьи и его поддержание. От мужа, в свою очередь: принятие равноправного статуса жены и согласие с ее равным участием при приеме различных решений.
Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения.
Петровский рассматривает следующие типы родительского отношения: диктат, опеку, конфронтацию, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество. Другой отечественный исследователь, Саготовская Л.Г., выделяет шесть типов родительского отношения: Чрезвычайно пристрастное отношение: дети — главное в жизни. Безразличное отношение. Эгоистическое отношение: ребенок — основная рабочая сила семьи. Отношение к ребенку как к объекту воспитания, без учета особенностей его личности. Отношение к ребенку как к помехе. Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него обязанностей.
Функции семьи.
В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях: это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу; это внешнее проявление свойств семьи в системе её взаимосвязей с обществом; чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Так, М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности: Репродуктивная. Воспитательная. Хозяйственно-бытовая (получение хозяйственно-бытовых услуг). Экономическая (получение материальных средств). Сфера первичного социального контроля. Сфера духовного общения. Социально-статусная. Досуговая. Эмоциональная. Сексуальная. Классификация семейных функций, предложенная Елизаровым А.Н, к которой часто обращаются психологи, выглядит следующим образом: Порождение и воспитание детей. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества. Удовлетворение потребностей в чувстве безопасности, психологическом комфорте, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви. Создание условий для развития личности всех членов семьи. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь. Удовлетворение потребностей в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей. Удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, в их воспитании и самореализации в детях. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи. Рекреативная — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха; снятие стрессовых состояний. По мнению Гребенникова И.В. основными функциями семьи являются: Репродуктивная функция означает воспроизводство жизни, продолжение человеческого рода. Экономическая функция включает общественное производство средств к жизни; восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи; ведение своего хозяйства; наличие своего бюджета; организация потребительской деятельности. Воспитательная функция означает формирование личности ребенка; систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи. Коммуникативная функция означает посредничество семьи в контактах своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством и т.п.; организация внутрисемейного общения; организация досуга и отдыха.
Понятие о семейных ролях и их характеристика. Типы ролевой структуры семьи.
Ролевая структура семьи обеспечивает выполнение функций семьи и удовлетворение потребностей всех ее членов. Семейные роли – закрепленные за каждым из членов семейной системы наборы поведенческих паттернов, определяемые как индивидуальным (совокупность представлений о себе как носителе роли), так и микро-, макро- и мегасистемным уровнями функционирования семьи (Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, 2005). Ролевая структура семьи предписывает ее членам что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом Существуют правила, предписания, касающиеся как принятия ролей, так и их исполнения. Имеют место также контроль за выполнением роли и санкции, как внешние, так и внутренние, направленные на восстановление баланса семейной деятельности за счет определенного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль.
Чтобы семья эффективно функционировала, ее ролевая структура должна отвечать следующим требованиям: 1) непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом; 2) выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи; 3) принятые роли должны соответствовать возможностям личности, не должно быть явления «ролевой перегрузки».
Выделяют следующие семейные роли:
Роли, характеризующие взаимодействие членов семьи на индивидуальном уровне:
— роли-обязанности,которые позволяют определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни и описываются через выполняемые функции: тот, кто готовит еду, зарабатывает деньги, убирает в квартире и т.п.
— роли взаимодействия, отражающие типичные варианты поведения в различных ситуациях семейного общения. Например, в семье могут существовать такие роли, как козел отпущения, всеобщий утешитель, вечная жертва, любимчик и т.п.
Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на микросистемном уровне:
— супружеские роли: муж, жена;
— роли, относящиеся к детско-родительской подсистеме: мать, отец, сын, дочь;
— роли, относящиеся к сиблинговой подсистеме: брат, сестра.
— Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на макросистемном уровне:
— роли, обусловленные кровным родством: бабушка, дедушка, внук, двоюродный брат и др.;
-Роли, возникновение которых обусловлено супружескими связями: свекор, теща, невестка, зять и др.
— Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на мегасистемном уровне, отражают те ролевые позиции, которые семья в целом и отдельные ее члены занимают в обществе.
Ролевое поведение членов семьи может быть связано с выполнением определенных обязанностей и с поддержанием внутрисемейного взаимодействия.
— Роли-обязанности позволяют определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни и описываются через выполняемые функции: тот, кто готовит еду, зарабатывает деньги, убирает в квартире и т.п.
— Роли взаимодействия позволяют выявить типичные варианты поведения в различных ситуациях семейного общения. Например, в семье могут существовать такие роли, как козел отпущения, всеобщий утешитель, вечная жертва и т.п.
Ролевая структура семейных отношений варьирует между полюсами «ригидная – гибкая», от строго распределенных ролей и жестких семейных правил до такого стиля семейного руководства, когда роли между членами семьи при необходимости могут изменяться. Например, в супружеской паре проявлением данных полярностей в ролевой структуре выступают, соответственно, традиционные и эгалитарные или равноправные браки.
В хорошо функционирующих семьях структура семейных ролей целостна, динамична, носит альтернативный характер и отвечает следующим требованиям:
— непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;
— выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи при соблюдении баланса индивидуальные потребности – потребности других;
— соответствие принятых ролей возможностям личности;
— способность членов семьи гибко функционировать в нескольких ролях.
Структура семейных ролей — Студопедия
Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения (Minuchin S., 1974). Кроме актуального поведения в понятие «роль» включаются также желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку. Например, роль «матери» подразумевает, что любая женщина заботится о своих детях. В эту роль входит также комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь. Однако «мать» — это также цели, к достижению которых она стремится, а именно — воспитать своих детей достойными людьми. Данное понятие связано с феноменами норм и санкций. Нормы определяют, что конкретно с точки зрения группы должно выполняться носителем роли. Так, мать обязана помочь детям овладеть различными умениями и навыками, контролировать их поведение, а в случае необходимости — наказывать. Санкции — это реакции окружающих или самого человека на выполнение или невыполнение роли. Люди могут осуждать мать, которая бросила своих детей. Она же может испытывать действие внутренней санкции — угрызений совести, осознавая, что не любит своего ребенка.
Члены семьи выполняют разные роли: супруга (супруги), матери, отца, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, свекра, тещи, невестки, старшего брата и пр. При этом в семье, состоящей из трех поколений, проживающих вместе и ведущих общее хозяйство, один и тот же человек должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях (например, в качестве мужа своей жены, отца старшего ребенка — сына и младшего ребенка — дочери, зятя тестя и тещи). В противном случае возможно возникновение разнообразных ролевых семейных конфликтов и семейной дисфункции.
Каждой роли в отдельности и всей их системе в данной семье необходимо соответствовать определенным требованиям.
1. Они должны обладать цельностью. Если ожидания от представителя определенной роли противоречивы, появляются серьезные трудности в ее выполнении (например, когда мать требует от сына, чтобы он был нежным, мягким, послушным и, одновременно, — мужественным, независимым).
2. Совокупность ролей, которые индивид выполняет в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на мужчину не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но также дает ему право ожидать от нее любви, привязанности, удовлетворения сексуально-эротических потребностей.
3. Важно, чтобы выполняемые роли соответствовали возможностям индивида. Когда требования непосильны, возникает нервно-психическое напряжение и тревога (как следствие своей неуверенности справиться с ролью). Пример этого — «ребенок, исполняющий роль родителя» в ситуации, когда из-за отсутствия старших или их личностных нарушений ему приходится брать на себя родительские обязанности.
4. Система должна удовлетворять потребности не только носителя конкретной роли, но и других членов семьи. Ролевая структура, при которой отдых индивида обеспечивается за счет непомерного труда его близких, а разрядка эмоционального напряжения достигается с помощью «вымещения на другом», легко может стать психотравмирующей.
В нормально функционирующих семьях структура семейных ролей целостна, динамична и носит альтернативный характер. Однако нередко семейные роли являются патологизирующими, итогда в силу своей структуры исодержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Это роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя близких», «больного члена семьи» и пр. (Richter H. Е., 1970; Barker Ph., 1981). В некоторых семьях один из членов вынужден играть социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна его родственникам.
Иллюстрацией этого является делегирование роли взрослого ребенку, что типично для семей с проблемой алкоголизации, где мать «спасает» отца и страдает, а ребенок становится перед необходимостью быть маминой «опорой» — поддерживать ее, утешать, не огорчать, скрывать от нее свои детские трудности, чтобы не расстроить. При этом ребенок используется («триангулируется») матерью для решения супружеских конфликтов: выдвигается как «щит» во время пьяных скандалов, отправляется на переговоры с отцом на следующее утро, чтобы его «вразумить» ит. д. (Холмогорова А. Б., 2002).
По нашим данным, у 66 % семей, в которых проживали подростки с нервно-психическими расстройствами, отмечены либо структура жестко фиксированных патологизирующих семейных ролей, либо ее изначальное отсутствие (Эйдемил-лер Э. Г., Юстицкис В., 1990).
Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура
Социология
Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура
Количество просмотров публикации Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура — 718
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура |
Рубрика (тематическая категория) | Социология |
Когда рождается ребенок, то он уже наделен природными свойствами˸ мальчик — это мужчина, муж, отец; девочка — женщина, жена, мать.
На отношения между взрослыми мужчинои̌ и женщинои̌ влияет экономический строй общества. Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат — свою.
На каждом новом этапе развития общества происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам и функциям семьи, полоролевым функциям в семье.
Роль— это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Важнейшей проблемой является проблема выбора каждой семьей способа ролевого взаимодействия. Это сказывается и на адаптации супругов к семейной жизни, и на выработке стиля отношений. Иногда роли в семье называют полоролевыми, т. е. связанными с определенным полом человека.
Полоролевые системы — это культурные ожидания относительно социальных ролей, подходящих для мужчины и женщины.
Основной принцип дифференциации ролей мужчины и женщины определяется понятием ʼʼдом—работаʼʼ — это традиционное понимание ролей.
Правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в межличностных отношениях. В научной литературе представлена следующая классификация основных ролей в семье˸
1. Ответственный за материальное обеспечение.
2. Хозяин/хозяйка.
3. Роль ответственного по уходу за младенцем, маленьким ребенком.
4. Роль воспитателя.
5. Роль сексуального партнера.
6. Роль организатора досуга, развлечений.
7. Организатор семейной субкультуры.
8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.
9. Роль ʼʼпсихотерапевтаʼʼ.
Каждая роль может существовать только во взаимодействии с другими (чтобы выполнить роль отца или матери, нужно, чтобы кто-то выполнил роль сына или дочери).
Семейные роли должны создавать целостную систему для более полного удовлетворения психологических потребностей членов семьи.
Самым важным является то, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.
От типа семьи зависит и распределение и исполнение ролей в ней. В чем различие между традиционной (патриархальной) семьей и эгалитарной? Это, прежде всего, две различные системы распределения семейных ролей. В первой (патриархальной) мужчина является ʼʼдобытчикомʼʼ, кормильцем семьи, её защитником; женщина — хранитель ница домашнего очага, хозяйка в доме и воспитательница детей. Их семейные роли распределены раз и навсегда и существуют параллельно друг другу.
Роли в семье — HealthyChildren.org
Семьи — это не демократия. В каждой семье есть свои способы решить, кто обладает властью и авторитетом в семье, и какие права, привилегии, обязанности и роли закреплены за каждым членом семьи.
Ожидается, что в большинстве семей родители будут руководителями или руководителями в семье; ожидается, что дети будут следовать руководству своих родителей. По мере того, как дети среднего возраста становятся старше, они будут просить и, безусловно, должны получать больше автономии, и их мнение следует учитывать при принятии решений; однако родители являются последней инстанцией.
Конечно, всегда будут разногласия между поколениями. Ваш ребенок может захотеть отправиться на пляж во время семейного отдыха; Вы можете пойти в горы. Он может думать, что у него слишком много дел; вы можете подумать, что у него как раз нужная сумма. Пусть он высказывает свое мнение, но окончательное решение остается за вами. Объясните, почему вы сделали такое суждение, не защищаясь и не извиняясь. Вы не всегда будете популярны в этих решениях, но ваш ребенок все равно будет любить вас.
Хотя иерархии поколений являются наиболее очевидными внутри семей, существуют и другие типы иерархий. Иногда они зависят от пола. В патриархальных обществах, подобных нашему, мужчины традиционно имели власть над женщинами, в том числе в семье. Традиционно отцы были кормильцами и авторитетными фигурами, но, хотя они и могут принимать окончательные решения, они часто берут на себя лишь ограниченные функции, помимо семейных. Матери были опекунами, ответственными за эмоциональную сторону семьи; они сохранили семью и нормально функционируют.Это означает, что матери и отцы, вероятно, будут занимать разные должности в семейной иерархии, что матери берут на себя основную ответственность, а отцы могут нести лишь частичную ответственность за повседневные родительские решения.
Однако сегодня эта традиционная гендерная структура сталкивается с проблемами. Во многих семьях и отцы, и матери приносят домой зарплаты. И хотя кажется, что женщины по-прежнему берут на себя большую долю ответственности за повседневные дела семьи, все больше отцов берут на себя большую роль в воспитании детей и выполнении домашних обязанностей.
Полезно подумать о том, какие роли каждый член семьи играет в семье, и все ли удовлетворены нынешним порядком. Например, старшие дети в семье могут брать на себя родительскую роль по уходу за своими младшими братьями и сестрами. Или бабушки и дедушки могут занять важное место в семье, взяв на себя центральную роль по воспитанию детей, пока родители работают.
Подумайте, кто и за что отвечает в вашей семье, и как работает нынешнее устройство.Некоторые обязанности могут быть предметом переговоров, особенно если кажется, что семья функционирует не оптимально. Например, старший ребенок может возмущаться тем, что берет на себя слишком много ответственности за присмотр за младшими детьми, в то время как младшие дети могут также возмущаться, что старший ребенок играет родительскую роль. Это приведет к спорам всякий раз, когда старший ребенок остается ответственным. Родителям необходимо проанализировать, что происходит, обсудить, что дети думают по этому поводу, и придумать альтернативы.
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
.
Семейные роли — культура и ограничение ролей, личная принадлежность и роли, ролевые ожидания и требования — пол, история, пол и социальные связи
На протяжении всей истории выживание людей зависело от семьи и системы родства. Эта зависимость позволяла и требовала, чтобы они соответствовали ожидаемым семейным ролям в зависимости от их жизненных обстоятельств. Это дало семье сильный контроль над своими членами, обстоятельство, которое меняется в современном мире, потому что людям больше не всегда нужны семьи для экономического выживания.
Преднамеренные и непреднамеренные силы во всем мире продолжают вносить важные изменения в семейные роли, ожидания и практику. Например, недавние исследования в различных условиях переосмысливают исторические роли женщин в Египте (Watterson 1998), среди викингов (Jesch 1996), в средневековой Европе (Lewis et al. 1999) и среди коренных американцев (Klein and Ackerman 1995). . Индустриализация, урбанизация и глобальная экономика, а также их коммуникационные системы проникают в семьи нации, меняя место и образ жизни мужчин и женщин, как часто и когда у них рожают детей и как они работают.Мировое гражданство, глобальная космополитическая культура и международные конференции меняют гендерные роли. Но смена ролей не является однонаправленной и может стать более узкой или разнообразной.
Социальные роли зависят от назначенных и достигнутых мест в различных социальных условиях, включая работу, политику, религию и семейную деятельность. В разных культурах гендер является важным социальным положением среди них (Goody 1996). В прошлом половая роль была обычным обозначением действий, основанных на том, чтобы быть мужчиной или женщиной. Гендерная роль сейчас используется чаще, потому что она кажется менее строгой, чем половая роль. Оба термина продолжают использоваться как синонимы.
Социальная роль применима к семье по-разному, но изучение ролей взрослых осложняется условиями жизни в семье. Семейные роли существенно различаются в семьях с одним родителем, с двумя родителями и с несколькими родителями в зависимости от сочетания лиц по полу. Нации по-разному определяют, что составляет семейную ячейку в своих законах.В доиндустриальных культурах чаще предписывалась или разрешалась супружеская единица с одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), реже — одна женщина и более одного мужчины (полиандрия). Статус мужчины или женщины частично отражал количество супругов у каждого (Кэссиди и Ли, 1989). Мужчины с более высоким статусом, как правило, имеют больше жен. Социальный контекст этих различных семейных условий жизни диктует разные права и обязанности в зависимости от пола (Dodoo 1998).Модернизирующиеся общества стремятся к уравниванию гендерного статуса и власти.
Несколько терминов определяют основные измерения социальных ролей, и эти измерения обсуждаются в обширной литературе (Farmer 1992). Одно измерение — это расположение ролей. Общие названия определяют местоположение семейной роли, например, мать, отец, дочь, сын, дядя или тетя. Эти титулы определяют общий статус и пол людей в семье. Следовательно, эти титулы отражают семейные права и обязанности, обязанности и привилегии, власть и авторитет.Гендер важен при проведении социальных различий, потому что семьи часто передают богатство и собственность по полу, что делает пол человека фактором, определяющим семейный статус. Ролевой статус и точность этих терминов сильно различаются в разных культурах мира. Повышенная мобильность семьи и модернизация стирают традиционные статусы родства, особенно в странах, основанных на традиционной сельскохозяйственной экономике.
.
Эволюция структуры американской семьи
Отправлено 23 июня 2015 г. | Автор csponline
Основная культура в Америке постоянно развивается, чтобы отражать преобладающие ценности и системы убеждений того времени, включая то, что часто считается неизменным социальными системами, такими как семья. Вместо того, чтобы быть единым целым, учреждение находится в постоянном состоянии эволюции с момента основания самой Америки.
Сегодня действительно нет единого определения американской семьи.Современная семья с неполными семьями, разной структурой семьи и меньшим количеством детей не поддается классификации. Но эти самые последние изменения принесли с собой основанный на ностальгии миф: «развод, насилие в семье и единоличное родительство — недавние явления (и) что на протяжении большей части американской истории большинство семей состояло из мужа-кормильца и жены-домохозяйки. ” Если внимательно изучить историю американской семьи, становится очевидным, что это не так.Постоянные изменения и адаптация — единственные темы, которые остаются неизменными для семей на протяжении всей истории Америки. Фактически, «недавние изменения в семейной жизни являются лишь последним из серии дизъюнктивных преобразований семейных ролей, функций и динамики, которые произошли за (столетия)».
Краткая история семьи до 20 века
Когда была основана Америка, семья состояла из мужа, жены, биологических детей и расширенной семьи — за исключением рабов.Это означало, что большинство людей, которые могли вступить в законный брак, женились, а затем оставались в браке до самой смерти. Развод был редкостью. Поскольку эта структура была настолько доминирующей, она сыграла «решающую роль в создании и воспроизведении культурных ролей мужчин и женщин». Роль жены заключалась в том, чтобы помогать своим мужьям по дому, как в ведении домашнего хозяйства, так и в воспитании детей.
Жены не имели юридической идентичности при условии, называемом прикрытием, при котором замужние женщины «не могли владеть собственностью, не могли заключать контракты и не могли подавать в суд или предъявлять иск от своего имени.«Мужья же, напротив, были менеджерами и кормильцами в семье. Они контролировали финансы и имели высшую власть в глазах общества и закона. Это означало, что муж был «обязан обеспечивать свою жену (и детей) всем необходимым для жизни».
Как правило, было противозаконно жить вместе или иметь детей вне брака. Однако к XIX веку эти жесткие юридические границы были ослаблены, и гражданский брак был широко признан приемлемым союзом.
Правительство и семья
XIX век внес в семью ряд важных изменений. В первой половине века замужние женщины стали иметь права собственности на основании Закона о собственности замужних женщин, который начал действовать в 1839 году. К началу 20 века большинство штатов разрешили замужним женщинам «владеть собственностью, подавать в суд и предъявлять иск , заключать контракты и контролировать распоряжение имуществом после ее смерти ». Однако в это время роль женщины в семье по-прежнему определяла ее муж.
Еще одним важным событием стало государственное регулирование некоторых аспектов детства, таких как детский труд и школьное обучение. Чтобы улучшить благосостояние детей, «реформаторы настаивали на законах об обязательном посещении школы, ограничениях детского труда, игровых площадках … и пенсиях вдовам, чтобы дети из бедных семей могли оставаться со своими матерями».
Несмотря на эти правовые изменения, семья стала еще более важным источником счастья и удовлетворения. «Партнерская семья рассматривалась как более изолированная и более важная ячейка — главный центр эмоциональной жизни.Возникли новые представления о браке, основанные на выборе, товарищеских отношениях и романтической любви. Это, в свою очередь, привело к резкому увеличению количества разводов, которое утроилось с 1860 по 1910 год.
Депрессия и война
Стабильность семей была проверена Великой депрессией, поскольку безработица и более низкая заработная плата вынуждали американцев откладывать вступление в брак и рождение детей. Количество разводов за это время упало, потому что это было дорого, и немногие могли себе это позволить. Однако к 1940 году почти 2 миллиона супружеских пар жили отдельно.Некоторые семьи приспособились к экономическому спаду, «вернувшись к совместной семейной экономике». Многие дети работали неполный рабочий день, а многие жены пополняли семейный доход ».
Когда закончилась депрессия и началась Вторая мировая война, семьи справились с новыми проблемами: нехваткой жилья, нехваткой школ и длительной разлукой. Женщины в одиночку вели домашнее хозяйство и воспитывали детей, а некоторые пошли работать на военную промышленность. Результатом охваченного войной состояния общества стало то, что «тысячи молодых людей превратились в детей с ограниченными возможностями, и уровень преступности среди несовершеннолетних, незамужних беременностей и прогулов повысился.”
Семейные структуры в послевоенном мире
В ответ на волнения как дома, так и за рубежом в 1940-х годах, 1950-е годы ознаменовали стремительный переход к новому типу домашнего хозяйства. Средний возраст вступления женщин в брак составил 20 лет, количество разводов стабилизировалось, а рождаемость увеличилась вдвое. Однако идеальные изображения семейной жизни, показанные по телевидению, не передают всей картины: «Только 60 процентов детей провели свое детство в семьях, где были кормильцы-мужчины и домохозяйки-женщины.”
Эта «демократизация семейных идеалов» отразила своеобразие общества и экономики, которые были вызваны реакцией на депрессию и войну и усугублялись ростом доходов и низкими ценами. Экономический бум, последовавший за Второй мировой войной, привел к значительному экономическому росту, особенно в производстве и производстве потребительских товаров; около 13 миллионов новых домов было построено в 1950-х годах.
Семьи переехали в пригород, потому что они могли себе это позволить, и семья стала «убежищем в бессердечном мире», а также «альтернативным миром удовлетворения и близости» для взрослых и детей, испытавших на себе разрушительные последствия военного времени.Фактически, отсюда берет свое начало понятие сплоченных семей, как мы знаем. Домашнее сдерживание как образ жизни было подкреплено американской молодежью, которая хотела иметь длительные и более крепкие отношения, чем их родители. Вернувшиеся с войны солдаты и военнослужащие собирались пожениться и вырастить детей.
Идиллические 50-е годы
Стандартная структура семьи в послевоенной Америке состояла из «мужчины-кормильца, его жены, которая выполняла домашние дела и присматривала за детьми, и детьми.Семьи ели, вместе ходили на прогулки и жили в общительных районах. Родители уделяли пристальное внимание воспитанию своих детей, и отношения между ними были неслыханными — фактически, девочки оставались в доме своих родителей до замужества и обычно не посещали колледж. Дети впервые стали эмоциональными, а не экономическими активами, сблизились с родителями и стали центром семьи. Из-за этого родители изучали развитие ребенка и работали над социализацией своих детей, чтобы они стали успешными взрослыми.Детство стало особым периодом жизни. Однако молодых девушек «считали непригодными для получения высшего образования, поскольку считали их домохозяйками».
В целом, структура семьи в 50-е годы была основана на одной главной потребности: безопасной жизни. Экономическая и глобальная нестабильность начала 20 века вызвала необходимость в четко определенных семейных ячейках. Это привело к идеологии, превозносящей экономический прогресс и социальный порядок, результатом которой стали более молодые браки, которые длились дольше, больше детей, меньше разводов и нуклеарная семья.
Современный семейный блок
Ядерная семья 50-х годов олицетворяла экономически стабильную семейную ячейку. Идея семей среднего класса, ориентированных на ребенка, которые «возглавляются наемными мужьями, стала идеальной, хотя на превращение этой модели семьи в норму для большинства американцев потребовались десятилетия, а то и недолго». Поэтому современная семья в большинстве случаев мало похожа на эту «идеальную» ячейку.
Многие изменения, которые были частью этого перехода, являются прямым результатом возрастающей роли женщин в обществе, как с точки зрения работы, так и с точки зрения образования.Подъем постиндустриальной экономики, основанной на информации и услугах, привел к увеличению числа замужних женщин, выходящих на работу. Еще в 1960 году около трети женщин среднего класса работали неполный или полный рабочий день. С 60-х годов семьи также стали «меньше, менее стабильными и более разнообразными». Все больше взрослых, молодых или пожилых, также живут вне семьи. Сегодня семья, состоящая из мужчин-кормильцев и женщин-домохозяек, составляет лишь небольшой процент американских семей. Значительное большинство американцев (62 процента) рассматривают идею брака как «брак, в котором муж и жена работают и разделяют обязанности по уходу за детьми и домашние обязанности.«Семьи с двумя работниками также встречаются гораздо чаще. В 2008 году Министерство труда США сообщило, что женщины составляют почти 50 процентов оплачиваемой рабочей силы, что ставит их наравне с мужчинами, когда дело доходит до работы вне дома. Кроме того, неполные семьи, возглавляемые матерями, семьи, образованные в результате повторного брака, и семьи с пустыми гнездами — все это стало нормой.
Наряду с этими сдвигами произошло снижение количества браков и рождаемости, а также рост количества разводов. Уровень рождаемости в Америке вдвое меньше, чем в 1960 году, а в 2012 году он достиг самого низкого уровня.Кроме того, количество совместно проживающих пар увеличилось с менее чем полумиллиона в 1960 году до 4,9 миллиона по переписи 2000 года. Согласно исследованию американского сообщества 2005 года, более 50 процентов домашних хозяйств в Америке в течение того года возглавлялись неженатыми людьми. А к 2007 году почти 40 процентов детей родились от взрослых незамужних матерей. Одна из причин такого развития событий заключается в том, что брак был перемещен как «краеугольный камень в краеугольный камень», превратившись из основополагающего акта ранней взрослой жизни в завершающее событие более поздней зрелости.«Это рассматривается как событие, которое должно произойти после окончания колледжа и создания карьеры.
Дальнейшие изменения в супружеской семье
Ряд исторических факторов способствовали изменениям в том, как американцы воспринимают семейную структуру и участвуют в ней. По данным Американской ассоциации адвокатов, в 1965 году Верховный суд расширил конституционную защиту «различных форм репродуктивной свободы» своим постановлением по делу Griswold v. Connecticut .Были также достигнуты медицинские успехи в области контрацепции, включая изобретение противозачаточных таблеток в 1960 году. В результате способы воспитания детей в семьях стали более разнообразными, чем когда-либо прежде. Развод изменился и в 60-е годы. В 1969 году Калифорния стала «первым штатом, принявшим развод без вины, разрешив сторонам расторгнуть брак, просто продемонстрировав непримиримые разногласия». И в течение 16 лет все остальные штаты последовали их примеру.
Эти тенденции включают расширение прав, предоставляемых однополым парам.С уменьшением препятствий для союзов лесбиянок и геев и усилением правовой защиты «число лесбиянок и геев, живущих открыто и образующих семьи, увеличилось». Однако для большинства юридических целей эти отношения не рассматриваются как браки в общем праве. Тем не менее, в целом семьи более разнообразны в расовом, этническом, религиозном и стилистическом отношении «чем пол поколения назад — даже полгода назад».
Однако все эти изменения не означают, что семья умирает.Около 90 процентов американцев все еще женятся и имеют детей, а те, кто разводится, обычно вступают в повторный брак. Хотя браки сегодня «выглядят иначе, заключаются в разное время и расторгаются иначе и в разное время, чем это было в прошлом, по крайней мере, в ближайшем будущем, похоже, что брак останется важной семейной структурой и культурной силой».
Роль семейных наук
Многие, кто интересуется развитием семьи и культурой, выбирают семейную науку.Делая упор на текущие проблемы и навыки для успешной жизни в современном обществе, эта прикладная наука постоянно развивается, как и семейные ячейки, которые являются ее областью изучения. Это дисциплина, в которой «основными целями являются открытие, проверка и применение знаний о семье». Он включает в себя работы из смежных академических областей, таких как право, социология, психология, антропология, здравоохранение и другие. Из-за этого профессионалы в этой области практикуют в различных контекстах, в том числе:
- Образование
- Исследования
- Работа с населением
- Социальные службы
- Питание
Семейная наука играет важную роль в понимании последствий современного глобального общества.Хотя сегодняшние семьи имеют мало общего с семьями предыдущих десятилетий и столетий, профессионалы в области семейных наук имеют четкое представление о том, как подойти к сложностям постоянно развивающегося института. И эти навыки будут становиться все более ценными по мере дальнейшего развития семей. Как говорится в номере The New York Times : «В Америке семья — это одновременно дом и следующий великий рубеж».
Следующие шаги: Дипломы по семейным наукам в Университете Конкордия, Св.Пол
Университет Конкордия, Сент-Пол предлагает онлайн-программ для получения степени как для студентов, так и для выпускников на уровне . Комплексное образование, которое студенты получают в рамках этих программ, позволяет им стать практиками в этой динамичной и междисциплинарной области. Поскольку обе программы Concordia по семейным наукам одобрены Национальным советом по семейным отношениям (NCFR), студенты также готовы к широкому спектру профессий после окончания учебы.Чтобы узнать больше об этих онлайн-программах на получение степени, посетите онлайн-кампус .
.
Роль семьи в обществе
Было сказано, что семья является основой общества, и это подтверждается тем фактом, что во всем мире каждое общество построено по одной и той же схеме. Мужчина и женщина женятся и создают семью. Этот процесс повторяется несколько раз, создавая несколько семей, которые образуют деревни, регионы и, в конечном итоге, страны. Когда несколько стран объединяются, они образуют континент, и все континенты составляют мир. Основа всего этого процесса — семья.В этом эссе я предполагаю, что семья играет решающую роль в обществе, будучи образцом любви в трех различных аспектах; любовь к детям, любовь между мужем и женой и, наконец, любовь в продвижении моральных ценностей.
Как люди, мы созданы для того, чтобы быть визуальными с потребностью видеть иллюстрированные модели вещей, которые важны для нашей жизни, особенно любовных отношений между детьми и их родителями. В детстве мы учимся всему, наблюдая за примерами или моделями других, такими как еда и ходьба.Семья действует так же. Например, сыновья, которые видели, как их родители злоупотребляют алкоголем или проявляют крайнее насилие по отношению друг к другу, практикуют те же действия. Роль семьи состоит в том, чтобы дать хороший образец, чтобы другие в обществе могли имитировать, что приведет к назиданию общества. Слово Бога — Библия, учит нас, что земной отец — это земной пример Бога, Отца небесного. Небесный Отец терпелив, добр, любящий и всегда готов проводить время в интимных личных отношениях со Своими детьми.Земной отец должен быть живым образцом терпения и доброты, проявляя любовь через свои близкие отношения со своими детьми.
Одна из самых важных ролей семьи в обществе — показать столь необходимую модель любви между мужем и женой. Наивысший пример такой любви — это то, как Иисус Христос любит Свою церковь. Он любит ее так сильно, что лелеет и лелеет ее каждый день, даже отдав за нее Свою жизнь на кресте. Отношения мужа и жены призваны служить примером любви Иисуса Христа, ежедневно любя друг друга, лелея и питая друг друга как самое драгоценное в их жизни.Такая модель крайне необходима в обществе, потому что в большинстве случаев семьям и отдельным людям не хватает моделей, которые можно было бы увидеть и подражать. Если бы эти принципы применялись, то общество радикально изменилось бы к лучшему, давая людям счастье, поскольку каждое поколение пойдет по стопам предыдущего.
В этот критический момент истории, когда моральные ценности падают, семья должна любить моральные ценности, живя в соответствии с ними и продвигая их в обществе, которое легко вводит в заблуждение.Можно перечислить многие ценности, но основное внимание будет уделено тем, которые сегодня являются горячими темами в мире: сексуальная аморальность, гомосексуализм и аборты. Семья должна быть образцом и демонстрировать тот факт, что сексуальные отношения имеют место только в браке между мужем и женой. Матери и отцы должны учить своих детей тому, как важно сохранять девственность до брака и что не может быть безопасного секса вне брака. Семья должна продвигать брак как брак между одним мужчиной и одной женщиной, и что любые другие супружеские отношения, помимо этого, вредны и опасны.Семьи должны препятствовать аборту, потому что он уносит жизни невинных людей. Если общество откажется от будущих поколений, то кто будет здесь, чтобы приветствовать будущее?
Семья играет решающую роль, имея возможность и ответственность влиять на все общество своим положительным примером. Родители должны проявлять любовь к своим детям, проводя с ними время и строя интимные, личные отношения. Супруги должны любить друг друга по образцу Иисуса Христа. Чтобы выполнять свою роль в обществе, семья будет обучать детей моральным ценностям, чтобы они стали зрелыми и передавали эти ценности будущим поколениям, делая общество безопасным и счастливым местом для жизни и удовольствия всех людей.
47.026859
28,841551
Нравится:
Нравится Загрузка …
.