Сценарий тренинга по психологии: Сценарий психологического тренинга «Путешествие»

Сценарий психологического тренинга «Путешествие»

сценарий тренинга. Путешествие.

Данный сценарий был использован мною в качестве психологического тренинга для подростков (Совет старшеклассников МБОУ «Ярская СОШ №1») для профилактической работы возникновения ссор и конфликтов в данной группе. Тренинг проведен в форме отдельного занятия, в котором представлены необходимые этапы — разогрев, основная часть, рефлексия и обсуждение.

Цели׃ Профилактика возникновения ссор и конфликтных ситуаций в группе.

Задачи:

  • сплочение группы;

  • помощь в развитии эмпатии и самосознания;

  • формирование навыков совместной деятельности;

  • развитие умений «чувствовать группу» и ее отдельных членов;

  • выработка навыков предоставления и получения обратной связи.

Размер группы: 12 человек.
Ресурсы: просторное помещение, свободное от лишней мебели, легкие стулья по числу участников, повязки (на половину участников), лист ватмана, по пачке фломастеров на каждого, техническое средство для воспроизведения музыки, аудиозапись с релаксационной музыкой (Bella’s Lullaby, Rob Pattinson), карточки (по числу участников) с написанными на них именами участников, маты , конфеты.

Время: не менее двух часов.

ХОД ИГРЫ

Перед входом в аудиторию расположены 3 коробки разных цветов: желтого, красного и черного. Каждый участник тренинга при входе кладет жетон в коробку понравившегося цвета.

(Желтый означает радость, красный – волнение, черный – огорчение).

Этап 1 — физический разогрев.

Ведущий: Добрый вечер, ребята. Я попрошу вас встать в круг на свободном друг от друга расстоянии и повторить за мной движения и фразы, которые я сейчас буду показывать.

Упражнение «Бабушка из Бразилии»

Ведущий: (Стоя прямо, держа руки по швам, бодро): «У меня в Бразилии есть бабушка!»

Ведущий: (Повторить позицию 1, затем выставить вперед правую ногу, повернув стопу внутрь): «У нее вот такая нога!»

Ведущий: ( Повторить позиции 1 и 2, затем повернуть корпус так, чтобы левое (правое) плечо выдвинулось вперед, и выставить вперед локоть левой (правой) руки, спрятав кисть под мышку): «У нее вот такая рука!»

Ведущий: (Повторить позиции 1, 2 и 3, затем наклонить голову на плечо и скривить рот): «У нее голова набок и рот кривой!»

  1. (Повторить позиции 1, 2, 3 и 4, затем, подпрыгивая в получившейся позе, громко): «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка в Бразилии!!!

Упражнение «Багажная полка»

Ведущий: А теперь, давайте представим, что наступили, наконец, долгожданные летние каникулы. Вы отправились на отдых в деревню к дедушке, далеко, в самую лесную глухомань, подальше от городской суеты и шумных уличных толп. Ехать туда вам пришлось на поезде. Вот вы входите в вагон, отыскиваете свое купе и обнаруживаете, что свободна от вещей только верхняя полка для багажа. Вам нужно поставить свою большую и тяжелую дорожную сумку наверх. Но вначале как можно ярче представьте эту свою сумку. Вот она стоит перед вами. Какого она цвета? Какой формы? Ощутите ее вес: он довольно внушительный, но вам все же по силам справиться с задачей. Вы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть багаж наверх. Приготовились. Поставили ноги на ширине плеч! «Взяли» груз. Поднимаем его вверх… Ощущаете напряжение рук? Работу мышц спины? Полка находится высоко. Приходится приподняться на носки, чтобы задвинуть сумку до самой стены. Еще одно усилие и… сумка на полке! У-у-х! Теперь можно полностью расслабиться, опуститься на стул. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы, повращайте кистями рук.

Упражнение Спагетти

Ведущий: Хорошо. Но дорога дальняя. Неплохо было бы пока перекусить. Представьте, что вы залили кипятком лапшу быстрого приготовления. Но это не просто лапша — это настоящие спагетти! Длинные тонкие макаронины лежат в тарелке перед вами. Захватим пальцами одну из них. Она висит свободно, раскачиваясь из стороны в сторону. Если мы начнем вращать кистью руки, то и наша воображаемая макаронина начнет извиваться наподобие шнурка или веревки. Попробуйте зацепить спагетти вилкой. «Накрутите» их на вилку. Поймайте макароны ртом. А теперь сами превратитесь в спагетти. Расслабьтесь, поболтайте руками, почувствуйте себя настоящей макарониной…

Этап 2 — погружение в игровую ситуацию.

Ведущий: Вот ваш поезд прибыл на долгожданную станцию. Но путь до дома дедушки еще далек. Вчера в поезде вам было интересно и весело. Вы были вместе — и никого взрослых. Но наступивший день оказался совершенно иным, чем предыдущий. Было тускло и серо. Было грустно и плохо. Вы начали ворчать друг на друга и беспричинно ссориться. Конфликты вспыхивали на пустом месте, как бенгальские огни, но в отличие от них сгорали совсем не быстро. Никто не мог понять, в чем дело. И перед вами встал выбор, что же делать? Стоит ли рискнуть и отправиться в опасное путешествие или же остаться здесь, но при этом продолжать ссориться и конфликтовать. Что же вы выбираете?

(Если участники группы выбирают путешествие (что обычно и исходит), то начинается следующий этап работы.)

Этап 3 преодоление препятствий.

Упражнение «3аколдованный лес»

(На полу чертится мелом или отмечается веревкой маршрут. Вдоль этого маршрута цепочкой укладывается один за другим несколько стульев. Получается извилистая тропинка длиной три-пять метров.)
Ведущий: Вы вступили в лес. Но он оказался заколдованным. Почему он считается заколдован? Потому что есть в нем такие участки, вступив в пределы которых человек перестает видеть. Если удается миновать такой участок дороги, то зрение возвращается. Такие участки видны со стороны. Поэтому вы можете помочь друг другу справиться с этой задачей. Вам придется преодолевать заколдованные места парами. Один в паре будет ведущим, а второй ведомым. Ведомому завязываются глаза. Его задача пройти по маршруту и не заплутать, не сойти с тропы. Ведущий будет давать ему указания словами: влево, вправо, два шага вперед и тому подобное. Разумеется, ему нельзя подходить к ведомому, касаться его руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера. Когда ведомый преодолеет препятствие, он сам становится ведущим и помогает своему партнеру пройти по тропе.

(Участники разбиваются на пары)

— Уверены ли вы в своих силах? В надежности партнеров? Бывало ли с вами так, что в состоянии напряжения вы теряли контроль над собой и забывали самые простые вещи: например где право и где лево? Не перепутайте эти направления во время прохождения по заколдованному участку леса. Прежде чем мы начнем движение, важно запомнить следующее: ведущий несет полную ответственность за ведомого. Он должен четко и вовремя предупреждать его о всех возможных опасностях и преградах. И второе: дорогие зрители, успех прохождения зависит и от вас. Соблюдайте тишину, чтобы не мешать контакту между партнерами, проходящими по заколдованной тропе. Понаблюдайте, как организует переход каждая пара, в чем отличия действий участников.

(Ведущий завязывает повязку на глазах одного из членов первой пары, и игра начинается. Когда все пары преодолеют заколдованный участок тропы, начинается обсуждение этого упражнения.)

Ведущий:

  • Что вы чувствовали при прохождении тропы с завязанными глазами?

  • Что для вас оказалось сложнее — проходить тропу или руководить действиями партнера?

  • Что увидели зрители?

  • Кто запомнил и может продемонстрировать типичный язык тела проходящему по заколдованному участку игрока?

  • Чем отличается поведение человека, лишенного возможности видеть окружающий мир?

Упражнение «Пропасть»

Ведущий: А теперь попрошу вас пройти к лестнице. Встаньте на ступеньки и расположитесь между и перилами и проведенной чертой.

(принимают исходное положение)

Ведущий: Должна предупредить, что теперь вы оказались высоко в горах где вас ожидают нешуточные опасности. Черта, которую вы видите перед собой, — это не просто линия, это граница узкой тропки. За ней разверзлась глубокая пропасть, падение в которую не оставляет надежды остаться в живых. По моему сигналу вы превращаетесь в причудливые скальные глыбы, самым неожиданным образом нависающие над тропинкой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригнитесь… Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача — пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не свалившись в нее. Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за «камни»… Главное — не причинять никому вреда и боли. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начинать свое опасное путешествие. Тот же, кто добрался до конца трудной тропы, сам превращается в камень. Важно, чтобы все вы преодолели это препятствие и в целости и сохранности миновали опасный участок маршрута.

(Когда все участники группы минуют пропасть, можно обсудить чувства, которые они испытывали во время упражнения.)

Упражнение «Болото»

Ведущий: Едва только вам, лихим путешественникам, удалось перевалить через труднодоступные горы, как возникла новая напасть. На пути вам встретилось топкое болото. Перейти его возможно только по редким кочкам. И нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото. Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться с кочки на кочку. Поддерживайте своих товарищей, чтобы они не свалились в топь. Ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутников. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и непродуманность действий могут привести каждого из участников и группу в целом к печальному результату. И наоборот: взаимопонимание, ответственность, поддержка друзей обеспечат успех.

(Стулья (по числу участников) ставятся в круг вплотную друг к другу. Предложить участникам разуться и взобраться на стулья)

Ведущий: Вы начнете движение по моей команде. Будете переходить со стула на стул по часовой стрелке. Первый этап завершится, когда вы вернетесь на тот стул, с которого начали движение. Вперед!

(После того как участники группы справятся с этим заданием)

Ведущий: Молодцы! Но ваш путь по болоту еще не закончен. Я предлагаю вам встать по двое на один стул (убирать из круга 3 освободившихся стула).

(Группа снова начинает движение в усложнившихся обстоятельствах. При успешном завершении этого этапа вытащить из круга еще три стула. Снова совершается движение по редким «кочкам». Переправа через болото считается законченной, а задание выполненным, когда все участники располагаются по три игрока на одном стуле
и, если им удалось, поддерживая друг друга, выстоять на стульях, пока ведущий досчитает до десяти.)

Этап 4 — совместное творчество.

Упражнение« Вечерние посиделки»

Ведущий: Вы прошли уже большую часть пути. Однако путешествие еще не завершено. Перед вами раскинулось большое озеро, на другом берегу которого находится избушка. Но наступает вечер, и вы решаете отложить переправу до утра. Ведь еще нужно соорудить плот — других плавсредств у вас нет и не предвидится. Вы развели костер, приготовили ужин, перекусили. Спать еще не хочется. Вам приятно посидеть у огня, поболтать с друзьями, просто интересно провести время. По вечерам с особенным удовольствием слушаются всякие занимательные истории. Поэтому я предлагаю вам самим сочинить свою историю. Но сделать это надо будет необычным способом. Наша история будет создаваться совместно. Кто-то из вас начнет повествование. Первый рассказчик произнесет несколько фраз, потом я хлопаю в ладоши, и продолжение истории должен будет придумать его сосед слева. Потом право рассказа передается следующему и так далее. Но! Второй рассказчик должен произносить текст на особом языке — «джибрише». Хлопок — третий участник возвращается к истории и продолжает рассказ по-русски. Четвертый снова говорит на «джибрише». Пятый возвращается к рассказу и так далее. Иначе говоря, каждый нечетный игрок рассказывает сказочную историю, каждый четный «подхватывает» ее на «джибрише».

Но что же такое «джибриш»? Это воображаемый язык. Некая абракадабрара, тарабарщина. Конечно, «джибришу» можно придать сходство с каким-то реально существующим языком — французским, английским, немецким. Как, например, в известной псевдоитальянской песенке персонажей фильма «Формула любви»: «Уно, уно, уно, ун моменто!..» А можно не оставлять языку никаких национальных особенностей, и ограничиться исключительно эмоциональной окраской речи, усиливая рассказ мимикой и жестикуляцией. Если всем понятно, начинаем!

Упражнение «Сон нашей группы»

Ведущий: Однако время уже позднее. Нужно отдохнуть перед завтрашней переправой через озеро. Усталые путешественники располагаются на отдых и засыпают. И всем им снятся сны. Закройте глаза и представьте, о чем бы вы хотели увидеть сон…

(включить негромкую релаксационную музыку)

Ведущий: Вызовите в своем воображении картинку — образ вашего сна… У вас замечательные сны! Представьте, что ваши сны парят над вами, переплетаются друг с другом, и возникает новый образ — общий сон нашей группы…

( положить в центр круга большой лист ватмана а вокруг него фломастеры. Музыка продолжает звучать в течение всего времени упражнения)

Ведущий: Откройте глаза… Сейчас мы изобразим коллективный сон, приснившийся этой волшебной ночью. Во время выполнения задания нельзя разговаривать ни в коем случае! Иначе мы спугнем наши сны, и у нас ничего не получится. Сейчас вы молча возьмете в руки фломастеры и начнете рисовать свой сон. При этом обращайте внимание на то, что изображают ваши товарищи. Ваша задача — создать образ коллективного сна нашей группы. А значит, нужно постараться «встроить» свой образ в систему других образов так, чтобы получилась единая, цельная картина. Еще раз напоминаю, что все надо выполнять только молча. Пожалуйста, приступайте!

Ведущий: Вот и готова картина нашего сна! И я порошу вас поделиться своими чувствами.

Этап 5завершение путешествия.

Упражнение «Плот»

Ведущий: Наступило утро. Дружно взявшись за работу, вы соорудили из стволов деревьев плот и спустили его на воду. Правда, поблизости росли только молодые деревья с тонкими стволами, поэтому плот хоть и был достаточно прочным, мог опасно накрениться и даже перевернуться, если груз оказывался размещенным неравномерно.

(предложить участникам разместиться на «плоту» с учетом некоторой неустойчивости плота. Напомнить, что есть опасно смещать его центр тяжести)

Ведущий: Итак, вы отправились в плавание по озеру. Погода благоприятствовала, озеро было спокойным, и вы надеялись, что путешествие будет нетрудным. Но, когда вы достигли середины озера, невесть откуда появился громадный орел, отчего-то сильно заинтересовавшийся вашим плавсредством. Орел, сделав над вами неторопливый круг, опустился на краешек вашего плота, разом нарушив неустойчивое равновесие…

(находиться до этого момента за границами «плота», встать на край плота).

Ведущий: Вам необходимо срочно перегруппироваться, чтобы плот не перевернулся!

Только вы поменяли свои места с учетом веса неожиданного «пассажира», как орел снова взлетел и пересел на другой край плота.

(быстро поменять свое местоположение; повторив эту процедуру еще два-три раза, сообщить, что орел улетел, и покинуть «плот»)


Ведущий
: Вот, наконец, и берег. Наше путешествие близится к концу. Вы уже видите избушку, в которой живет дедушка. Вы так ждали этой встречи, так хотели попросить совета у дедушки, что вам делать, как жить дальше в радости, без ссор и конфликтов. Приблизившись к избушке, вы поднимаетесь на крыльцо и стучите в запертую дверь. Дверь открывается сама, и вы входите вовнутрь. Там, сидя за большим деревянным столом, вас ждет дедушка. Вы рассказываете ему о своей беде.

— «Что же вы хотите от меня?» — спрашивает дедушка.

— «Только ты можешь помочь нам! Сделай же это!»

— «Нет, — говорит дедушка. — Вы ошибаетесь. Я не могу помочь вам».

— «Почему?»: — спрашиваете вы. Вот уж никак вы не ожидали такого поворота.

— «Потому, — говорит дедушка, — что помочь себе можете только вы сами. Вы уже почти сделали это, пройдя длинный и трудный путь и преодолев множество препятствий. Ведь вы почти не ссорились и поддерживали друг друга. Я только лишь могу подсказать, что вам нужно сделать. Но для этого вы должны выполнить три задания».

Упражнение «В ролях друг друга»

Ведущий: Каждый из вас должен так изобразить одного из своих товарищей, чтобы все остальные узнали его. Изобразить нужно без использования слов, только с помощью мимики, жестов, пантомимики. На каждое угадывание дается три попытки. Если вам случайно выпадет карточка со своим именем, ничего страшного.

(Участники вытягивают из стопочки заранее приготовленные карточки, на которых написаны имена всех членов группы)

Упражнение« Метафора»

Ведущий: Следующее задание таково. Вам снова предстоит вытащить наугад одну из карточек с именем кого-то из ребят нашей группы. Но теперь нужно придумать какую-то метафору, которая поможет остальным угадать, чья карточка вам досталась. В качестве метафоры могут выступать строчки из песни, яркий образ, может быть, какая-то ассоциация, связанная с этим человеком. Например, можно предложить такую метафору: «Когда я думаю об этом человеке, то представляю себе старинный восточный кувшин с золотым орнаментом, в котором обычная вода кажется вкусной и сладкой…» Или: «Зная увлечения этого человека, я сразу вспоминаю лето, речку, раннее утро и поплавок, ныряющий в воду…»

СЦЕНАРИЙ Группового психологического тренинга овладения способами преодоления одиночества

СЦЕНАРИЙ

Группового психологического тренинга
овладения способами преодоления одиночества

Выполнила: практический психолог

З.М.Реджепова

Москва, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для многих людей одиночество является реакцией на разрушительные жизненные перемены, например, вдовство, развод, переезд, каждая из которых ставит перед исследователем специфические проблемы. Скажем, смягчение одиночества, вызванного смертью одного из супругов или близкого друга, часто влечет за собой облегчение горя, так как оно служит предпосылкой к образованию новых социальных связей. Напротив, одиночество, вызванное разводом, может усилить ощущение межличностной неадекватности и чувство неуверенности в себе. Для других людей одиночество может стать результатом их собственного жизненного пути, а не следствием недавней утраты или разрыва социальных связей. Примером тому могут служить болезненно застенчивые учащиеся, не имеющие друзей в старших классах школы и остающиеся социально изолированными в высших учебных заведениях. Чтобы наилучшим образом помочь одиноким людям, важно знать, какой опыт одиночества наиболее типичен и какие люди больше всего склонны испытывать чувство одиночества. Эта задача осложняется тем, что одиночество отнюдь не единообразно.

Один из крупнейших исследователей одиночества Янг полагает, что хронический характер одиночества является важным измерением, отличающим одиноких людей. По его мнению, хроническое одиночество есть следствие длительной неспособности человека установить связи с другими людьми, тогда как ситуативное одиночество — это следствие крушения сложившейся модели социальных связей человека. Термин «преходящее одиночество» относится к случайно испытываемому чувству одиночества, которое большинство людей переживают время от времени. Хронический характер одиночества — важный диагностический параметр, так как он имеет непосредственное значение для этиологии и вмешательства. Например, больше всего пользы от своего состояния хронически одинокие люди могут получить благодаря выработке невосприимчивости к социальным тревогам и развитию социальных навыков. Напротив, людям, испытывающим ситуативное одиночество, больше всего пользы принесет вновь обретенная уверенность и оказанная им помощь в идентификации социального контекста, в котором можно нащупать новые связи.

В данном тренинге упор делается на развитие социальных навыков плюс использование метода распознавания автоматизмов.

Цель тренинга:

помощь участникам в преодолении чувства одиночества и/или обучение способам противостояния ему.

Задачи тренинга:

1. Обучение социальным навыкам;

2. Обучение способам распознавания автоматических мыслей.

Объект тренинга: все желающие научиться противостоянию собственному чувству одиночества, либо же чувству одиночества других людей (14 – 20 чел., возраст участников от 20 лет).

Вид тренинга: Тренинг саморегуляции [1, стр. 26]

Структура тренинга овладения способами преодоления одиночества

На проведение тренинга отводится два дня (два этапа).

Продолжительность каждого этапа составляет пять часов с одним перерывом.

Критерии эффективности тренинга: рефлексия субъективных состояний, диагностические процедуры, проверка домашнего задания.

Для оценки изменений до и после тренинга используются упражнение «Пожелания в копилку» и упражнение «Похвали себя»

Примерный график проведения тренинга:

  • в первый день происходит знакомство, обучение социальным навыкам, обучение распознаванию автоматических мыслей, дается домашнее задание;

  • во второй день происходит проверка домашнего задания, также продолжается обучение социальным навыкам и продолжение обучения работе с автоматическими мыслями; в заключение даются рекомендации на будущее.

Тематический план

Тема, вид работы

примерное время

I день

1

Знакомство

вступительное слово тренера

Обучение социальным навыкам

а) упражнение «пожелания в копилку»

б). раскрепощение участников.

в).Обучение навыкам вступления в разговор.

г). Обучение умению делать и принимать комплименты

д). Повышение роли невербальных методов общения.

15 мин.

10 мин.

30 мин.

60 мин.

50 мин.

40 мин.

2

обучение распознаванию автоматических мыслей

а). Борьба с автоматическими мыслями

б). Преодоление эгоцентризма (необязательный, проводится в тех случаях, когда возник излишек времени)

50 мин.

30 мин.

3

домашнее задание

а) Вступить в разговор с незнакомым человеком;

б) Подумать и составить список из пяти автоматических мыслей, которые иногда или часто мешают участнику

15 мин.

II день

1

Проверка домашнего задания

а) Каждый участник рассказывает о том, удалось ему завязать с незнакомым человеком разговор или нет; происходит коллективное обсуждение ситуации.

б) Каждый участник оглашает свой список автоматических мыслей.

40 мин.

30 мин.

2

обучение социальным навыкам

а). Обучение открытым жестам и мимике

б). Подчеркивание физических достоинств.

45 мин.

45 мин.

3

работа по распознаванию автоматических мыслей

а). Анализ проверки домашнего задания

б). Коллективное обсуждение способов борьбы с автоматическими мыслями

30 мин.

30 мин.

4

Подведение итогов

а). Пожелания тренера всем и каждому в отдельности

б). Упражнение «Нежность»

в). Упражнение «Похвали себя»

г). Прощание участников тренинга

10 мин.

40 мин.

15 мин.

15мин.

Ход тренинга

Первый день.

1. Знакомство, обучение социальным навыкам.

Тренер: Каждый из нас приходит в этот мир один. Люди, окружающие нас с рождения, не сопровождают нас всю жизнь. Даже самые близкие, родные – могут уйти из нашей жизни совершенно неожиданно.

Не чувствовать семя одиноким, не чувствовать себя беззащитным – вот одна из установок взрослого человека.

Очень часто наши эмоции и поведение зависят от того, что и как мы думаем. Нас расстраивают не сами события и ситуации, а то, как мы их интерпретируем для себя, то, что мы думаем по их поводу. Проблемы и неурядицы КАЖУТСЯ непреодолимыми, это слово здесь является ключевым. Скорее всего, это не совсем объективно и реалистично. Наверняка вы и сами понимаете, что можно действовать по-другому и реагировать иначе. Вопрос как действовать и как реагировать? Для этого мы с вами здесь и собрались. На наших занятиях мы поможем вам научиться справляться с тягостными автоматическими мыслями, вырабатывать обоснованное, опирающееся на реальные факты отношение к самому себе и набору своих качеств. Постепенно вы научитесь выявлять мысли и установки, которые приводят к переживаниям. Имейте ввиду, что вы всегда можете обратиться к психологу лично за очной консультацией или психодиагностикой, которая позволит более детально разобраться в вашем состоянии.

Обучение социальным навыкам

а). упражнение «Пожелания в копилку»

Цель: диагностика ожиданий участников тренинга от будущих занятий, измерение готовности к работе для достижения цели тренинга

Участники тренинга пишут пожелания в отношении того, как должна измениться их жизнь под воздействием тренинга. Перед распадом группы копилка достается, пожелания зачитываются, адресаты дают обратную связь.

б). Раскрепощен

Сценарий тренинга «Эффективное общение» — EduNeo

Тренинг подходит как для работы со взрослыми (преподаватели), так и со студентами. Участники тренинга знакомятся с технологиями эффективного общения, развивают навыки и умения — играя.
Минимум теории для повышения уровня образованности и компетентности, максимум практических знаний.

Goals

Вступительное слово ведущего тренинга: «Здравствуйте, уважаемые участники! Я думаю, вы согласитесь, что эффективность процесса взаимодействия взрослых друг с другом, во многом зависит от их осведомленности в области психологии общения. Сегодня, мы с вами познакомимся с некоторыми технологиями эффективного общения, помогающими лучше разбираться в сути проблемных, спорных или просто важных вопросов, возникающих в вашем коллективе, а также будем развивать у себя умения и навыки, необходимые для успешного общения.»

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300pxИгра «Броуновское движение»
Ведущий объясняет правила: «Вы сейчас будете двигаться в нашем помещении, встречаясь и удаляясь друг от друга. А встречаться вы будете тет-а-тет. Вы должны будете, здороваясь за руку, задать своему партнеру один лишь вопрос: «Что ты больше всего любишь из еды?». Пара не расходится до той поры, пока не найдет нечто общее, что объединяет ее во вкусах. Ваша задача – за 4 минуты встретиться с набольшим числом игроков. Через 4 минуты игра будет окончена.»

Тайминг игры: 4 минуты

Вопросы к участникам тренинга после окончания игры: 

  • Понравилась ли вам игра?
  • Какие чувства вы испытали? (радость, удивление, изумление, некоторое волнение…)
  • Чему научила вас игра?

Резюме (ведущий совместно с участниками тренинга). Благодаря этой игре: 

  • Мы узнали новое о себе и о других.
  • Остановились на бегу, уделили внимание каждому, кто встретился нам в ходе игры.
  • Получили заряд бодрости, хорошего настроения, а значит и здоровья.
  • Узнали, что игра помогает здоровью, налаживанию контактов между людьми. А еще игра помогает научиться приемам эффективного взаимодействия, в частности, в команде, и поговорить о важных вопросах.

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300px ТИРК (технопроектная игра развивающей кооперации)

Цель: воспитание умения принимать, ценить и эффективно использовать более высокий уровень толерантного взаимодействия между людьми.

Задача: формирование навыков тактичного ведения диалога и навыков работы в команде.

Тема игры: предметом обсуждения можно взять наиболее актуальный для коллектива вопрос. Например, для педагогического коллектива может быть такой: Как жить в мире преподавателям и студентам?

Деление на команды: Каждый участник выбирает любую (цветную) полосочку бумаги. Те у кого цвет совпадает — садятся вместе (по парам).

Ведущий (вступительное слово): Нам предстоит работа в группах и для того, чтобы она получилась, позвольте напомнить о том, что:

  • Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять.
  • Взаимопонимание, доброжелательность, терпимость, — эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости – деловые отношения.

Правила игры вывешиваются на видном месте:

Rules

Ход работы (этапы игры):

I Этап: Каждый участник письменно отвечает на вопрос (тема игры).

Ведущий: Старайтесь использовать личный опыт, помня, что очень важно для нашей работы — ваш индивидуальный взгляд на эту проблему.

Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).

II Этап: Участникам необходимо совместить свое мнение с позицией еще одного человека. Точка Отсчета от Помощника.

Ведущий: Помните, необходимо из двух мнений получить одно, при этом каждый из вас обогащает свое понимание – точкой зрения на этот вопрос вашего соседа, и рождается третья позиция. Не забываем о правилах игры!

Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).

III Этап: Совмещение интеллектуального продукта двух участников с общим мнением двух соседних игроков.

Ведущий: Хоть сложно, но продолжайте соблюдать правила!

Тайминг: 2 минуты (время ограничено).

IV Этап: Совмещение интеллектуального продукта четверок. Продукт группы. Выбор спикера.

Ведущий: Наконец-то! Соблюдаем правила! И при этом не забудьте выбрать спикера: того, кто будет представлять ваш творческий совместный продукт.

Тайминг: 4 минуты (увеличенный).

V Этап: Выступление спикеров

Тайминг: 2 минуты каждому спикеру.

VI Этап: короткая игра-передышка “Поймай ритм”

Описание:вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

VII Этап: на доску прикрепляются основные идеи, высказанные участниками игры. Выводы.

jean-victor-balin-arrow-orange-right-300px Игра “Шесть шляп мышления”

Ведущий: в процессе игры мы учились навыкам тактичного ведения диалога, использовали свой личный опыт для анализа предмета разговора, анализировали вопрос с различных точек зрения.Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение. Мы сейчас поработаем с методом обучения эффективно мыслить, который называется «шесть шляп». Шесть шляп – это шесть различных способов мышления.

На доске вывешивается перечень шляп:

hats

Ведущий:

Сейчас мы снова разделимся на команды: шесть подгрупп и распределим шляпы. Затем выберем какое-либо событие жизни и попробуем «примерить» чудесные шляпы.
Тем, кто «оденет» Белую шляпу важно умение отделять эмоции от информации. Информацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать или представить в виде схемы событий:
Тем, кто «оденет» Черную шляпу надо подумать над тем, что самое плохое в этой ситуации, самое неприятное, что самое страшное может произойти.
Тем, кто «оденет» Красную шляпу важно умение проживать чувства, побыть в роли «актера». Что чувствовал человек, когда все происходило?
Те, кто «оденут» Желтую шляпу видят мир в «розовом» свете, умеют видеть хорошее во всем. А что хорошего в том. что произошло?
Те, кто «оденет» Зеленую шляпу – «писатели», художники, изобретатели.
Можно нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или небольшой стишок, отразить ее в творческой деятельности. И не забывать о чувстве юмора!
Те, кто «оденет» Синюю шляпу – «философы», они умеют находить смысл, извлекать уроки. А это зачем? Чему меня это учит?
После небольшого обсуждения докладчик «от каждой шляпы» представляет точку зрения группы.
Итак, мы с вами развиваем способность объективно оценивать явления окружающего мира, моделировать разнообразные ситуации и составлять прогноз их развития.

1. Все становятся в круг.
Ведущий: Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы (тренер дает участникам возможность подумать в течение 2-3 минут). А сейчас все мы будем, бросая, по очереди, друг другу этот мяч, говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

2. Участники сидят в кругу и отвечают на вопросы:

  • какие чувства вы испытывали во время тренинга?
  • возникали ли трудности? Если да, то какие?
  • какой опыт вы сегодня приобрели?

Автор: Ситникова Г.А., педагог-психолог

Сценарий тренинга для старшеклассников «Хочу быть психологом»

С удовольствием ухаживаю за растениями, животными

Могу подолгу что-нибудь мастерить

Мне нравится что-нибудь вычислять, чертить

Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

Легко знакомлюсь с людьми

Охотно читаю о растениях, животных

Мое техническое творчество обычно вызывает интерес у товарищей, старших

Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

Знакомые считают, что у меня есть художественные способности

С удовольствием общаюсь с самыми разными людьми

Я хорошо себя чувствую наедине с растениями или животными

Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин

Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

Принимаю участие в спектаклях, концертах

Легко улаживаю разногласия между людьми

Мне кажется, что я чувствую состояние растений и животных

Считаю, что у меня есть способности к работе с техникой

Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

Знакомым нравится, как я пою, танцую, рисую или пишу стихи

Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

Охотно наблюдаю за растениями или животными

Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

Без особого труда усваиваю иностранные языки

Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.

Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

По каждому столбцу подсчитайте сумму плюсов. Наибольшая сумма указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника), З (знак), И (искусство), Ч (человек).

4–5 баллов — выраженный интерес,

2–3 — умеренный интерес;

0–1 — отсутствие интереса.

ЗАНЯТИЕ 3. «Игра – дело серьезное»

Цели: знакомство со спецификой игровых форм работы, требованиями к ведению игры, ролевыми моделями общения.

Приветствие участников

Время работы – 5 минут.

Каждый участник по кругу называет цвет, на который похоже его настроение сейчас.

Игра «А я еду…»

Время работы – 10 минут.

Участники сидят в кругу. Один стул свободен. Первый участник пересаживается на свободный стул и говорит: «А я еду», следующий за ним пересаживается на освободившийся стул и говорит: «А я – заяц», третий: «А я рядом», четвертый участник: «А я с…» – и называет имя кого-либо из круга, например «с Васей». Вася бежит со своего места на освободившийся стул. Участник, сидящий рядом со свободным стулом, садится на него и снова говорит: «А я еду», и игра продолжается.

Ведущим, которые также участвуют в этом упражнении, необходимо следить за высоким темпом игры и во многом его корректировать, для того чтобы игровое взаимодействие прошло эффективно.

Мини-лекция с элементами игры «Поиграем?»

Время работы – 30 минут.

Участникам предлагается рассказать о том, в какие игры они любят или любили раньше играть, какие из них могут быть использованы в психологической работе.

Ведущий организует обсуждение, при необходимости напоминает участникам о принятых ранее правилах работы в группе, комментирует высказывания участников.

Ведущий. Игра многофункциональна, хотя ее смыслы не всегда очевидны. Подумайте, что полезного заложено в простой игре «А я еду…» для участников и ведущего.

Для участников:

  • реализация потребности в движении, развитие координации,

  • развитие памяти (необходимо запомнить последовательность слов и имена участников),

  • развитие внимания,

  • повышение групповой сплоченности,

  • освоение пространства тренинга, повышающее уровень безопасности в группе,

Для ведущего:

  • диагностика уровня включенности участников в работу,

  • активизация и настройка участников на дальнейшее взаимодействие.

Если столько возможностей заложено в небольшой игре, можно предположить, какими насыщенными могут быть более «серьезные» игры и упражнения!

Подумайте, какую игру можно провести:

● с детьми с детском саду, которые не хотят есть или спать;

● с группой школьников, которые едут в автобусе на экскурсию;

● с друзьями на отдыхе, когда идет дождь;

● с учителями на педсовете.

Ответы участников записываются на доске или флипчарте.

Как сделать игру увлекательной и полезной? Существуют принципы, соблюдение которых позволит сделать любую игру яркой и эффективной.

Примечание. По ходу изложения материала необходимо делать записи на доске или флипчарте.

Высокая эмоциональность

От нашей эмоциональности зависит степень включенности участников игры. Поддерживая свои эмоции на высоком уровне, мы эмоционально «заражаем» группу и способствуем эффективному игровому взаимодействию.

Адекватность возрасту, месту, времени, ситуации

Необходимо учитывать время суток (утром уместны одни игры, вечером – другие) и продолжительность игры в зависимости от возраста участников. Подумайте, какие игры лучше проводить утром, а какие – вечером и почему?

Зрительный контакт

Ведущий должен встречаться взглядом со всеми участниками. Это позволяет увидеть степень включенности участников и способствует установлению контакта.

«Скорость речи»

Время работы – 10 минут.

Ведущий. Известно, что от темпа речи зависит, поймет ли вас собеседник. Если наша речь слишком быстрая, слушателям будет трудно поспеть за вашей мыслью. Медленная речь раздражает слушателей. В следующем тексте ровно сто слов. Попробуйте прочитать его за одну минуту.

Женщина увидела перед своим домом трех странниц и сказала:

Наверное, вы голодны и устали с дороги. Войдите в наш дом!

Одна из странниц сказала:

Меня зовут Любовь, а моих подруг – Богатство и Удача. Кого из нас вы хотите видеть в своем доме?

Женщина рассказала об этом мужу.

Давай пригласим Богатство, – сказал он.

Почему не Удачу? – возразила жена. А дочь говорит:

Давайте позовем Любовь!

И мать с отцом с ней согласились.

Пусть Любовь придет в наш дом! – сказала женщина незнакомкам. В дом вошли все трое, пояснив, что Богатство и Удача ходят поодиночке и только Любовь ведет за собой Богатство и Удачу.

Примечание. Для отработки

Сценарий психологического тренинга для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания и развития творческих способностей

Сценарий психологического тренинга для педагогов по формированию

навыков снятия эффекта эмоционального выгорания и развития творческих способностей

 

Цель проведения – совершенствовать способность педагогов к проявлению творчества, креативных качеств (гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность, воображение).

План проведения:

  1. Разминка «Алфавит»

  2. Делимся на пары упражнение «Кто вы?»

  3. Упражнение «Сочиняем стихи»

  4. Упражнение «Суперскрепка»

  5. Упражнение «Портрет креативного человека»

 

Ход проведения тренинга

Разминка.

Игра «Алфавит». Участники сидят по кругу.

Инструкция. Для выполнения этого упражнения нам понадобится знание алфавита. Все его помнят? Я начну и скажу существительное, начинающееся на букву «А». Далее по кругу, каждый должен сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву «Б». Пусть это тоже будет существительное. Далее следующий называет свое слово-ассоциацию, начинающееся на букву «В» и так далее. Таким образом, у нас получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит.

Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления; с другой стороны, характер задания таков, что требуется одновременной работы левого (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и правого (возникают ассоциации) полушарий головного мозга. Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.

Игра «Кто вы?». Участники садятся в круг.

Инструкция:« Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, психолог тоже принимает участие в упражнении).

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, психолог спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.

После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Упражнение «Сочиняем стихи»

Инструкция: дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):

— Утром настроение плохое,

Глаз накрасить не могу никак…

— Вместе с мужем мы собрались

Выйти вдруг куда — нибудь…

— Весной везде повсюду лужи,

В ручьях кораблики плывут…

— Я решила похудеть,

Села на диету…

— После смены я решила

Быстренько уйти домой…

— Всех решила удивить

И французский суп сварить…

Упражнение «Суперскрепка»

Инструкция:Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки (предварительно разделить группу на 2 мини-группы, каждой группе даётся лист формата А4).

Необходимо ограничить упражнение во времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.

Упражнение «Портрет креативного человека»

Инструкция. Группа делится на две группы. На листах ватмана необходимо изобразить портрет творческого человека. На создание образа дается 10 минут. Каждой команде представить свой портрет.

_______________________________________________________________________________

Занятие № 1.

«Эмоции и чувства в профессиональной деятельности»

Задачи:

  1. Способствовать развитию навыков осознания и принятия своих чувств, укреплению уверенности педагога в себе.

  2. Оказывать содействие при формировании умения анализировать воздействия на человека позитивных и негативных чувств.

  3. Стимулировать готовность педагогов к общению друг с другом.

Ход проведения

I. Разминка

Упражнение «Возьми салфетки» (5–7 мин)

Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы.

Материал: бумажные салфетки.

Инструкция. Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Примечание. Обсуждение не требуется.

II. Основная часть

Упражнение «Разговор со сменой позиций» (10–15 мин)

Цель: актуализация проблем, встречающихся в профессиональной деятельности участников; оценка сложившейся профессиональной ситуации.

Инструкция. Участники делятся на группы по 3 человека и распределяются по ролям: Мечтатель, Скептик, Реалист. С каждой из этих позиций в группах обсуждается тема «Я и группы детей дошкольного возраста». На следующем этапе участники группы меняются ролями и обсуждают ту же проблему. В ходе упражнения каждый должен побывать во всех трех позициях. После выполнения упражнения участники каждой группы делятся своими впечатлениями о проблеме и предлагают способы ее решения. На каждом этапе на обсуждение отводится 3–5 минут.

Обсуждение: каждая группа кратко описывает свои наиболее интересные впечатления и выводы.

Упражнение «Впечатления» (8–10 мин)

Цель: способствовать объединению педагогического коллектива, повышению самооценки каждого участника.

Инструкция. Педагоги образуют два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг движется по часовой стрелке. Каждый участник внутреннего круга перемещается, оказываясь каждый раз лицом к лицу только с одним человеком из внешнего круга. Образовавшиеся пары внимательно, глядя в глаза партнеру, взявшись за руки, коротко рассказывают о том, как они воспринимают друг друга, какие чувства испытывают при общении. Слушающему не разрешается задавать вопросы, перебивать, спорить.

Обсуждение: участники отвечают на вопрос «Что вы чувствовали во время упражнения?».

Упражнение «Групповое рисование по кругу» (8–10 мин)

Цель: способствовать сплоченности, появлению положительных эмоций в процессе рисования.

Материал: листы бумаги, карандаши – по количеству участников.

Инструкция. На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору.

Вопросы для обсуждения:

— Какие эмоции вы хотели передать с помощью рисунка?

— Какие трудности возникли во время выполнения упражнения?

III. Рефлексия (3–5 мин)

Вопросы для обсуждения:

— Как менялись ваши эмоции в течение всего тренинга?

— Что вызвало разочарование?

— Что было непонятным? Что радовало?

— Продолжите фразу: «Сегодня меня удивило…»

IV. Прощание

Занятие № 2.

Тема: «Замороженные чувства»

Задачи:

  1. Создавать условия для осознания своих «замороженных» чувств, работать с ними;

  2. Способствовать освоению эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Ход проведения

I. Разминка

Упражнение «Огонь – лед» (3–5 мин)

Цель: достижение расслабления, настрой на предстоящую работу.

Инструкция. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

II. Основная часть

Игра «Замороженный и реаниматор» (8–10 мин)

Цель: актуализация приемов формирования эмоциональной стабильности, создание положительного эмоционального настроя.

Инструкция. Один из участников становится «замороженным», его задача – быть как можно более равнодушным. Второй – «реаниматор» – должен, не касаясь его и не говоря никаких слов, заставить «замороженного» двигаться или смеяться. Игра повторяется несколько раз с разными участниками (добровольными или по выбору ведущих).

Упражнение «Звуковая гимнастика» (8–10 мин)

Цель: снятие мышечных зажимов, выплеск негативных эмоций, создание положительного настроя.

Инструкция. Участникам предлагается пропеть звуки, которые определенным образом воздействуют на организм. Исходная позиция – стоя с выпрямленной спиной, состояние спокойное, расслабленное. Перед произнесением каждого звука делается глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносится звук, насколько хватит дыхания.

Звуки:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

X – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

III. Рефлексия (3–5 мин)

Вопросы для обсуждения:

— Что больше всего понравилось?

— Чего не хватило во время тренинга?

— Хочется ли ещё участвовать в тренинге?

Педагог-психолог МОБУ СОШ № 60: М. В. БАДЖУРАК

Материал по психологии на тему: 4.0. Тренинги для учащихся

Игровой тренинг на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы младших школьников

Игровой тренинг на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников — это эффективная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия длительностью до 30 минут можно проводить 2-3 раза в неделю во второй половине дня. В тренинге может участвовать группа не более человек, как мальчиков, так и девочек. Участникам для удобства лучше быть одетыми в спортивную форму или брюки. Для проведения тренинга необходимо просторное помещение (музыкальный или спортивный зал) и наличие магнитофона.

Для участия в тренинге желательно формировать группу из равного количества мальчиков и девочек одной возрастной группы, знакомых друг с другом. Необходимо предусмотреть наличие в тренинге:

  • упражнений на снятие напряжения;
  • пантомимики — важно научить детей показывать человека, отражая его эмоциональное состояние и чувства;
  • коллективных игр, работы в парах, ориентированных на коррекцию статуса ребенка в группе, эмоциональное благополучие в общении с детьми и взрослыми;
  • упражнений, помогающих ребенку осознавать свое внутреннее состояние, регулировать его, используя приемы рационального восприятия, с целью преодоления барьеров в общении и приобретении навыков расслабления.

Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебное путешествие»

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.

Задачи:

  • повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;
  • развить эмпатию, сопереживание, научить работать в парах, группах;
  • развить речь, творческое мышление;
  • сформировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения;
  • воспитывать доброжелательность.

Ведущий — педагог-психолог.

Ход тренинга

Примечание. 5 табличек с названиями островов: «Сиамские близнецы», «Заколдованный остров», «Остров Великанов», «Остров Попугаев», «Остров Злого Волшебника». К каждой табличке прикреплено задание.

— Ребята, вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.

Инструкция. Надо повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.

Примечание. В комнату влетает наполненный гелием воздушный шарик, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.

— Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шару что-то прикреплено. Смотрите — послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям. Меня и моих друзей заколдовал злой волшебник. Он увез нас далеко-далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас!»

Ребята, как вы думаете, это нам Буратино написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им? А вот и карта. Давайте посмотрим.

Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребята? Ну, тогда отправляемся?

Примечание. Звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре — идут по залу, подходят к табличке «Сиамские близнецы».

— Вот мы и оказались на первом острове. Он называется «Сиамские близнецы». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

«Сиамские близнецы»

Цель: научить детей сотрудничать, работать в парах.

Инструкция. Дети делятся по парам. Далее ведущий говорит: «Представьте, что вы и ваш партнер — одно целое, вы, как сиамские близнецы, приросли бок к боку. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Ноги тоже частично срослись, так что теперь придется шагать следующим образом — сначала шаг двумя «сросшимися» ногами, потом одновременный шаг двумя «боковыми» ногами. В таком состоянии нам надо пройти все препятствия. Помните, что нужно быть внимательными к действиям партнера!»

Примечание. В качестве препятствий служат дуги (под ними надо пролезать) и бревна (через них следует перешагивать).

— Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше (звучит аудиозапись «шум ветра». Дети «подлетают» к Заколдованному острову).

«Заколдованный остров»

Цель: научить работать в парах. Развить умение выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния.

Примечание. Стол (желательно круглый). На столе прикрепленные к пластиковым стаканчикам стоят воздушные шары (из расчета — один шарик на двоих детей). Кроме того, на подносах разложены детали для выполнения аппликации (различные части лица — губы, глаза, носы, брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния — грусть, радость, удивление и т. п.). Детали для аппликации наклеены на двухсторонний скотч.

— Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо им сделать добрые лица!

Примечание. Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Под веселую музыку они приклеивают их на воздушные шары. Ведущий помогает наводящими вопросами: какие брови у доброго, веселого человека? как приклеить губы, чтобы человек улыбался? и т. п.

— Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит «шум ветра». Дети «летят» к острову Великанов).

«Остров Великанов»

Цель: научить сосредоточиванию; коррекция импульсивности.

— Ребята, мы с вами попали на остров Великанов. Уже из названия острова понятно, кто его жители. Кто, ребята? Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом. Смотрите на карточке с заданием — загадки.

Инструкция. Ведущий загадывает детям загадки. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет «три» они должны будут все вместе прошептать ответ на загадку.

Примечание. Дети отгадывают загадки о героях сказок.

Лечит маленьких детей, 
Лечит птичек и зверей, 
Сквозь очки свои глядит 
Добрый доктор… 
(Айболит)

Она красива и мила, 
Имя ее от слова «зола». 
(Золушка)

Из муки он был печен, 
На сметане был мешен. 
На окошке он студился, 
По дорожке он катился. 
Был он весел, был он смел 
И в пути он песню пел. 
Съесть его хотел зайчишка, 
Серый волк и бурый мишка. 
А когда малыш в лесу 
Встретил рыжую лису, 
От нее уйти не смог. 
Что за сказка? 
(Колобок)

— Молодцы, вы легко справились с этим заданием. В поисках Буратино летим на другой остров (звучит «шум ветра». Дети направляются к острову Попугаев).

«Остров Попугаев»

Цель: развить уверенность в себе.

Примечание. Необходимо круглое зеркало с ручкой.

— Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.

Инструкция: передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо своим качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах — о том, что любит или ценит в себе.

— Ребята, а на следующий остров мы полетим на облаке!

Релаксация

Цель: снятие психо-мышечного напряжения.

Примечание. На полу расстелена белая простынь, обклеенная по краям ватой.

— Ребята, каким вы представляете себе облако? Ребята, опускайтесь на белое воздушное облачко.

Примечание. Фоном звучит тихая, спокойная музыка.

— Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните… Еще раз… И еще раз… вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко щекочет вам носик, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами. Почувствуйте, как оно спряталось в ваших волосах. А тем временем облачко понесло вас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание, помашите ему рукой. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь… Ну вот мы и прилетели. Давайте сойдем с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас прокатило. Еще раз потянитесь, выпрямитесь и снова почувствуйте себя бодрыми, свежими и внимательными.

Примечание. Ведущий подводит детей к острову Злого Волшебника.

— И вот мы с вами попали на последний остров — это остров Злого Волшебника. На нем он держит Буратино и его друзей. Нам надо их спасти.

Инструкция. Беседа с детьми по вопросам:

  • Кого мы можем назвать добрым человеком?
  • Какие поступки совершают добрые люди?
  • Как мы можем определить, что человек добрый?

В конце беседы детям предлагается посмотреть друг на друга по-доброму.

— Ребята, Буратино и его друзья могут выбраться отсюда. Но злой волшебник закрасил ковер-самолет черной краской, и теперь он не может летать. Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру-самолету яркие краски.

Ведущий берет карточку и читает: «С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете».

Примечание. На стене так, чтобы дети могли дотянуться, прикреплена ткань черного цвета.

Инструкция. Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер-самолет, чтобы, глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он снова мог летать?

Рефлексия «Ковер-самолет»

Инструкция. Дети под музыку выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона.

Примечание. Картон разного размера, цвета и формы, приклеен на двусторонний скотч. Ведущий заранее отклеивает уголки скотча, чтобы детям легко было его отклеить от бумаги.

— Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер-самолет. Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.

Примечание. Звучит запись голосов Буратино и его друзей. Они благодарят детей за помощь.

— Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: «Молодцы!». Несмотря на то что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности. В благодарность Буратино передал нам волшебный «Флакон радости», чтобы вся злость лопалась и улетучивалась, как волшебные мыльные пузыри во флаконе. Давайте полетим на воздушном шаре обратно в детский сад, оденемся, выйдем на улицу и будем все вместе пускать мыльные пузыри (звучит «шум ветра». Дети «летят» на воздушном шаре к выходу).

Пособие для психолога «18 программ тренингов»

1hello_html_712ad789.gif8 программ тренингов: руководство для профессионалов

под редакцией В. А. Чикер

В книге представлены 18 программ тренингов разной проблематики и для разной аудитории; изложена авторская концепция каждого из тренин­гов и общая структура их построения.

Книга предназначена для профессионалов, которые уже ведут тренинги, но, тем не менее, испытывают потребность в обращении к опыту своих кол­леги новом осмыслении уже известного в области тренинга, а также в поис­ке идей по построению собственных модифицированных авторских про­грамм. Поэтому все программы тренингов носят концептуальный авторский характер.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА……………………………………………………………………… 5

Коротко об авторах книги…………………………………………………………………………… 7

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ……… 9

ГЛАВА 2. ТРЕНИНГ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ…………………………………………… 17

ГЛАВА 3. ТРЕНИНГ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ…………………………………………… 30

ГЛАВА 4. ТРЕНИНГ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ……………………………………… 46

ГЛАВА 5. ТРЕНИНГ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ………………………………………………… 55

ГЛАВА 6. ТРЕНИНГ ЛИДЕРСТВА………………………………………………………………… 71

ГЛАВА 7. ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ………………………………… 81

ГЛАВА 8. ТРЕНИНГ ПРОДАЖ……………………………………………………………………… 103

ГЛАВА 9. ТРЕНИНГ УПРАВЛЕНИЯ АГРЕССИЕЙ……………………………………………… 113

ГЛАВА 10. ТРЕНИНГ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ………………………………………… 121

ГЛАВА 11. ТРЕНИНГ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ……………………………… 144

ГЛАВА 12. ТРЕНИНГ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ………………………… 155

ГЛАВА 13. КОГНИТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ………… 176

ГЛАВА 14. ТРЕНИНГ РАСШИРЕНИЯ РОЛЕВОГО РЕПЕРТУАРА ПОДРОСТКА…………… 193

ГЛАВА 15. ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ… 211

ГЛАВА 16. ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ СПЛОЧЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА……… 230

ГЛАВА 17. АДАПТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ……… 249

ГЛАВА 18. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ- ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВЛЕЧЕНИЕ: ЯЗЫК

ЖЕСТОВ В ТАНЦЕ…………………………………………………………………………………… 257

ГЛАВА 19. КАКУЮ КНИГУ НЕ НАДО ЧИТАТЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ТРЕНЕРУ……………… 268

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………274

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 2………………………………………………………………………… 274

Конструктивные и неконструктивные средства при переговорах (по Р. Фишеру и У. Юри)…… 274

15 общих рекомендаций по управлению конфликтом……………………………………………… 275

Вопросы для группового обсуждения на тренинге разрешения конфликтов……………………… 276

Рекомендации для решения конфликта через сотрудничество…………………………………… 276

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 3………………………………………………………………………… 277

Опросник К. Вилсона………………………………………………………………………………… 277

Мотивация и духовный настрой коллектива……………………………………………………… 281

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВАМ 4-6……………………………………………………………………… 283

Основные командные роли по классификации Р. М. Белбина……………………………………… 283

Опросник Р. М. Белбина на определение командных ролей………………………………………… 284

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 5…………………………………………………………………………… 288

Сравнительный анализ рисунков, сделанных участниками в начале и в конце тренинга

командообразования …………………………………………………………………………………288

Анкета по оценке основных параметров работы в команде………………………………………… 289

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 6…………………………………………………………………………… 291

Игра «Ярмарка обмена»………………………………………………………………………………… 291

Технология отказа в просьбе…………………………………………………………………………… 292

Типы манипуляций и способы защиты от них………………………………………………………… 292

Функции и исследовательские задачи каждой «шляпы»……………………………………………… 294

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 7………………………………………………………………………………296

Тест самомониторинга…………………………………………………………………………………… 296

Шкала измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли и др.)………………………………… 299

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 8……………………………………………………………………………… 299

Характеристика продукта………………………………………………………………………………… 302

Техника «Свойство — выгода»…………………………………………………………………………… 302

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 10………………………………………………………………………………303

Методика «Критерии оценки информативности речи»………………………………………………… 303

Методика «Критерии оценки убеждающей речи»……………………………………………………… 304

Методика «Самоанализ выступления»…………………………………………………………………… 305

Шкала «Способность к публичному выступлению»…………………………………………………… 306

Анкета по оценке содержания тренинга межкультурных коммуникаций (авторская разработка

С. 3. Гуриевой)………………………………………………………………………………………… 308

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 11……………………………………………………………………………… 308

Карта «Культурных ассоциаций»……………………………………………………………………………308 ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 12…………………………………………………………………………………309 Тест культурно-ценностных ориентации……………………………………………………………………309

Методика «Показатели индивидуализма — коллективизма» (ПИК)………………………………………313 Тест «Маскулинность—фемининность» (BSRI)…………………………………………………………… 318

Методика «Интолерантность — толерантность» (ИНТОЛ)……………………………………………… 320

Шкала «Толерантность к двусмысленности »………………………………………………………………322

Методика «Толерантность к неопределенности»……………………………………………………………325

Методика «Культура делового общения» ………………………………………………………………… 332

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 13……………………………………………………………………………… 338

Анкета обратной связи (авторская разработка Г. Л. Бардиер)…………………………………………… 338

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 14……………………………………………………………………………… 338

Типичные ситуации и роли, выделяемые подростками……………………………………………………338

Бланк для работы участника в упражнении «Фильм о моей жизни»…………………………………… 340 ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 15……………………………………………………………………………… 340

Семейный тест отношений. Модифицированный вариант……………………………………………… 340 Примерный перечень того, что должны делать дети по обслуживанию себя и близких……………… 344

Дети учатся тому, что видят в своей жизни……………………………………………………………… 345 Анкета обратной связи (авторская разработка Т. Н. Чикер и Т. В. Скляровой)……………………… 346

Шаги беспроигрышного решения конфликтов (по Т. Гордону)………………………………………… 346

Биографический опросник (BiV)…………………………………………………………………………… 347

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 16……………………………………………………………………………… 347

Анкета обратной связи (авторская разработка Т. Б. Горшечниковой)………………………………… 366

Авторские (Т. Б. Горшечникова) упражнения, предлагаемые для тренинга сплоченности………… 367

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Желание написать эту книгу возникло у авторов, в большинстве своем сотрудников и выпускников факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, в связи с накоплен­ным опытом в области тренинга и постоянной работой с группами различной направленности. Эта работа осуществляется как в учеб­ных целях — при подготовке будущих психологов и тренеров, так и на практике — при решении конкретных проблем реальных орга­низаций и индивидуальных клиентов. Почти все авторы программ являются не только ведущими различных групп, но и занимаются методической подготовкой психологов, выбирающих работу в этой области практической психологии. На наш взгляд, кроме желания поделиться своим опытом, написание такой книги связано с безу­словной необходимостью подведения некоторых итогов тренинговой работы в нашей стране. Ситуация «захвата» различными тре­нингами современного психологического рынка и мода на них породили, к нашему великому сожалению, большое количество не­качественных услуг.

Книга предназначена для профессионалов, которые уже ведут тренинги, но, тем не менее, испытывают потребность в обращении к опыту своих коллег и новом осмыслении уже известного в области тренинга, а также в поиске идей по построению собственных моди­фицированных авторских программ. Поэтому все программы тре­нингов носят концептуальный авторский характер.

Мы не ставили своей целью представить подробные пошаговые процедуры тренинга с микродизайном и доскональным представ­лением дискуссий, игр, упражнений и психогимнастик, так как опытный тренер всегда поймет, чем конкретно должна быть напол­нена предлагаемая и реализуемая им программа. Вопросы реального воплощения программы всегда можно легко решить, исходя из ее идеи и концепции, а также понимания того, как технически осу­ществляются поставленные в тренинге цель и задачи. Каждая программа построена на основании теоретической базы и общей методологической стратегии, которые близки автору как специалисту в той области деятельности, которую он представляет.

Большинство представленных программ тренингов направлены на отработку умений и получение знаний в области социального взаимодействия в различных сферах жизни — начиная с межлично­стного и профессионального, которое осуществляется в семье, в группах, в командах, в организациях и заканчивая межкультуральным. Последний аспект особенно актуален и важен для современ­ного общества и многих организаций, проходящих путь взаимной адаптации различных культур в бизнесе. Большинство программ отражают бихевиоральный подход к тренингам, когда психологи­ческий анализ касается преимущественно поведенческих умений, а не глубинных личностных характеристик. Исключение составля­ет тренинг, ориентированный на преодоление внутриличностных, межличностных и социальных причин и последствий агрессии.

Материалы книги не исчерпывают всех разработок сотрудников факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (например, в книге отсутствует такая широко извест­ная базовая программа тренинга коммуникативной компетентно­сти, которая, на наш взгляд, являясь основой для бихевиоральных тренингов, очень хорошо известна и неоднократно представлена в психологической литературе). Однако, по нашему мнению, содер­жание книги вполне отражает огромный и глубокий вклад кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета в развитие прикладных исследований в области груп­повой и индивидуальной психологической работы, а также эффек­тивного взаимодействия с руководством и персоналом самых раз­личных организаций.

От всей души благодарю всех без исключения авторов книги — моих друзей и коллег — за отклик на призыв о ее создании и за тер­пение, связанное с довольно длительным временем ее редактирова­ния. Надеюсь, что наш общий труд принесет реальную пользу и по­дарит удовольствие от работы не только создателям книги, но и ее читателям.

Научный редактор книги — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ Вера Александровна Чикер

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ КНИГИ

Чикер Вера Александровна — кандидат психологических наук, до­цент кафедры социальной психологии СПбГУ (научная редакция, введение, главы 2, 3, 4, 5, 7, 19).

Капустина Александра Николаевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ (глава 1).

Захарова Александра Михайловна — кандидат филологических наук, бизнес-тренер (глава 5).

Водопьянова Наталия Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического обеспечения профессио­нальной деятельности СПбГУ (глава 6).

Пикулева Оксана Анатольевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления Межотраслевого инсти­тута повышения квалификации руководящих кадров при Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом уни­верситете (глава 7).

Гаврилко Татьяна Николаевна — кандидат психологических наук, бизнес-тренер (глава 8).

Курбатова Татьяна Николаевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры поведения СПбГУ (глава 9).

Почебут Людмила Георгиевна — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии СПбГУ (главы 10,12).

Гуриева Светлана Дзахотовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ (глава 11).

Бардиер Галина Леонидовна — кандидат психологических наук, психолог Гуманитарного политологического Центра «Стратегия» СП

Психологический тренинг, дом

VA Стипендии и стажировки

Психическое здоровье ветеранов — главный приоритет VA. После возвращения из боя многие ветераны с трудом могут приспособиться к жизни дома. Наши поставщики психиатрических услуг играют решающую роль в оказании помощи ветеранам в восстановлении их жизни, предоставляя передовые методы лечения. VA поддерживает эту миссию, обеспечивая нашим специалистам в области психического здоровья самые инновационные технологии, оборудование и возможности обучения.Когда вы присоединитесь к VA, вы станете одним из основных членов нашей междисциплинарной структуры команды по уходу, сотрудничая как с первичными медиками, так и с другими специалистами в области психического здоровья, чтобы установить правильный курс лечения для пациентов. P>

Расширение возможностей в масштабах всей страны

VA предоставляет стажировки, постдокторские стипендии и докторскую практику во многих местах по всей территории США. Поддержка VHA для обучения психологии через Office of Academic Affiliations (OAA) ежегодно увеличивается в последние годы.В настоящее время OAA финансирует 711 стажировок по психологии в рамках 133 программ стажировок VA, расположенных во всех 50 штатах, округе Колумбия и Пуэрто-Рико. Аналогичным образом, OAA в настоящее время поддерживает около 454 постдокторских стипендий в 145 медицинских центрах VA. За последние 13 лет масштабы стажировки и постдокторского обучения в VHA увеличились почти в три раза (то есть с 432 должностей в 2005 г. до 1165 в 2018-19 учебном году). Из-за новизны некоторые из недавно профинансированных программ еще не аккредитованы.Однако выпускники этих программ будут иметь право работать психологами в Департаменте по делам ветеранов, как и выпускники аккредитованных программ. Многие существующие программы стажировки и постдокторской психологии имеют статус аккредитации APA.

VA Психологический совет по обучению

Совет по обучению психологии VA (VAPTC) представляет VA по вопросам обучения на национальных форумах и помогает формировать будущее профессиональной психологической подготовки в VA.VAPTC играет решающую роль в предоставлении рекомендаций как для индивидуальных программ обучения VA, так и для Управления академических связей и Управления служб психического здоровья по вопросам, связанным с обучением в области психологии.

.

Nerdfighteria Wiki — Как тренировать мозг: ускоренный курс психологии # 11

Войти |
регистр

каналы

Статьи

Группы